§4. Основы национально-государственного устройства и административно-территориального деления Российской Федерации


Цели учебного занятия:

  1. Получить представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства унитарных, федеративных, конфедеративных государств.
  2. Способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий федеративного устройства государства
  3. Сформировать представления о таких понятиях, как «унитарное государство», «федерация», «конфедерация.
  4. Продолжить формирование навыков работы с таблицами и схемам и умения анализировать общественно- значимые политические проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели учебного занятия:

Тип: комбинированный.

Ход урока

  1. Орг. момент.

Каковы источники власти;

3. Целевая установка.

(см. схема)

4. Изучение нового.

  1. Самостоятельная работа:

Линии сравнения


Унитарное


Федеративное


Конфедеративное


1. Сущность формы


2. Определяющее решение


Высшие органы власти


3. Границы


Единая граница отсутствует


Отсутствует


Относительная


Полная


5. Конституция


Единая


Общая и субъектов


Государств-участников


6. Гражданство


Единое


Общее и субъектов


Государств-участников


7. Право и суд


Единые


Общие и субъектов


Государств-участников


В полном объеме


В полном объеме и независимо


-


Невозможен


10. Примеры государств


Россия, Германия, Бразилия

  1. Проверка заполнения
  2. Домашнее задание

Предварительный просмотр:

Тема: Национально –государственное устройство.

Цели учебного занятия:

  1. Получить представление о территориальной организации государств, об особенностях национально-государственного устройства унитарных, федеративных, конфедеративных государств.
  2. Способствовать осознанию учащимися проблем и противоречий федеративного устройства государства
  3. Сформировать представления о таких понятиях, как «унитарное государство», «федерация», «конфедерация.
  4. Продолжить формирование навыков работы с таблицами и схемам и умения анализировать общественно- значимые политические проблемы.

Тип: комбинированный.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Повторение пройденного материала.

Дайте определение понятия власть;

Каковы источники власти;

Назовите источник власти в РФ

Как называется власть в государстве?

Что называется государством?

Назовите функции государства: внутренние и внешние.

Что называется суверенитетом государства?

Какое понятие шире: политическая власть или государственная власть? Почему?

По какому принципу осуществляется государственная власть в РФ?

Назовите ветви государственной власти;

Что представляет каждую ветвь власти?

Дайте характеристику государства Россия в соответствии с Конституцией РФ.

3. Целевая установка.

Как вы понимаете форма государства? Форма государства -это устройство политической организации общества призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

(см. схема)

4. Изучение нового.

Национально-государственное устройство- это внутреннее строение государства, распределение власти по стране.

Современный мир знает три основных формы государственного устройства:

1. унитарное государство, вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточены в центре;

2. федерация - союзное государство;

3. конфедерация - особый союз суверенных государств.

Современное государственное устройство.

  1. Унитарная государственность. Наиболее распространена в мире унитарная форма. Характерными признаками унитарного государства являются: наличие единой конституции - основного закона страны, верховенство которого признается на всей территории; единая система органов государственной власти - один парламент, один глава государства, одно правительство, - юрисдикция которой распространяется на всю территорию страны; единое гражданство; единая система права, единая система правосудия; территория состоит из административно‐территориальных единиц: уездов, департаментов, округов. Автономия допускается только в рамках местного самоуправления; суверенитет в таком государстве не разделен, он весь сосредоточен в центре. Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой и другими сферами жизни страны.
  2. Федерация - сложное государственное устройство. состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, областями). Основные признаки государства‐федерации: Территория федерации включает в себя территории субъектов федерации; Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего имени, ни тем более от имени всего государства‐федерации заключать международные соглашения. Чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии); В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями.

Они могут принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы не будут противоречить федеральным; Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы; Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного представительства.

  1. Конфедерация - добровольное объединение независимых суверенных государств для достижения конкретных целей. Каждое из входящих в конфедерацию государств проводит свою внешнюю политику, однако, создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, оборона. Примерами современных конфедераций являются Европейское союз.
  1. Самостоятельная работа:

Используя параграф 3 заполнить таблицу.

Линии сравнения


Унитарное


Федеративное


Конфедеративное


1. Сущность формы


Единое, неделимое, составляющее одно целое гос-во


Объединение несколь-ких территориальных единиц в одно гос-во


Объединение независимых субъектов


2. Определяющее решение


Высшие органы власти


Высшие органы власти с участием субъектов


Высшие органы власти участников


3. Границы


Единые границы, устанавливаются центром


По границам субъектов, внутренние границы по договоренности субъектов


Единая граница отсутствует


4. Политическая самостоятельность субъектов


Отсутствует


Относительная


Полная


5. Конституция


Единая


Общая и субъектов


Государств-участников


6. Гражданство


Единое


Общее и субъектов


Государств-участников


7. Право и суд


Единые


Общие и субъектов


Государств-участников


8. Международная деятельность


В полном объеме


Верховные органы власти – в полном объеме, субъекты только социокультурные


В полном объеме и независимо


9. Распад государства, выход из него


-


Невозможен


Возможно даже в одностороннем порядке


10. Примеры государств


Великобритания, Дания, Япония


Россия, Германия, Бразилия


Австро-Венгрия (до 1918 года), Речь Посполитая (в 16-18 веках)

  1. Проверка заполнения
  2. Домашнее задание

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др. законодательных актов политическое устройство наций на основе их самоуправления в той или иной форме государства.

Основы НГУ содержатся в главе 1 «Основы конституционного строя»:

    Распространение суверенитета на всю ее территорию.

    Верховенство федеральных конституционных и федеральных законов.

    Установление субъектного состава.

    Государственная целостность – единство системы гос. власти.

    Равноправие и самоопределение народов.

    Равноправие субъектов во взаимоотношении с федеральными ОГВ.

    Единство и равенство федерального гражданства.

Более детально – в главе 3 «Субъекты РФ»:

    Перечислен состав субъектов.

    Основы статуса каждого из видов субъектов.

    Порядок изменения статуса субъектов.

    Порядок изменения границ между субъектами и федерацией.

    Государственный язык и право на установление родного языка.

    Гарантии прав коренных малочисленных народов.

    Государственная символика.

    Предметы ведения РФ и субъектов.

    Порядок действия федеральных законов по предметам ведения.

    Основы формирования системы ОГВ субъектов.

    Право РФ на участие в международных объединениях.

Принципы НГУ:

    Добровольность объединения.

    Суверенность и равноправие.

    Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией.

    Национально-территориальный принцип в сочетании с территориальным.

    Государственная целоствность.

    Разграничение предметов ведения и полномочий.

    Равноправие субъектов.

28. Формы нгу.

НГУ представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и др. законодательных актов политическое устройство наций на основе их самоуправления в той или иной форме государства .

Государственное устройство м.б. унитарным и федеративным.

Унитарное – единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц. Единая система ОВ, единая территория, единое гражданство, единый бюджет, единые Вооруженные Силы. Простое – состоит только из а.т.е. Сложное – а.т.е. + автономные образования.

Федерация – добровольное объединение государств в союзное государство на основе федерального договора. Характерна децентрализация и четкое разделение предметов ведения между центром и регионами. Субъекты, как правило, не обладают правом сецессии. Власть распределяется по вертикали. Субъекты имеют свое законодательство, конституции, гражданство.

Способы возникновения федерации:

    Договорной – предполагает объединение добровольно и самостоятельно (СССР).

    Конституционный – объединение на основе Конституции страны или иного конституционного договора, в котором центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (Россия 1918 г.)

По признаку объединения:

    Национальные федерации.

    Национально-территориальные .

    Территориальные.

По устройству:

    симметричные – по статусу все составные части равны;

    Понятие. Государственное устройство характеризует одну из сторон организации государства, связанных с его формой. При определении формы государства принято выделять три основных элемента: форму правления, государственный (политический) режим и форму государственного устройства. Государственное устройство - это присущая данному государству его внутренняя территориальная структура, территориальный (или национально-территориальный) состав, деление территории данного государства на территориально-государственные или (и) национально-государственные или административно-территориальные части, характер взаимоотношений их как между собой, так и с государством в целом. По форме государственного устройства государства, как известно, могут быть унитарными, федеративными и конфедеративными.

    В настоящее время подавляющее большинство государств являются по форме государственного устройства унитарными и около трех десятков - федеративными.

    Федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей: примирение единства и разнообразия; защита от тирании центральных властей; создание условий для участия населения в политическом процессе на нескольких уровнях власти; создание условий для повышения эффективности функционирования центральной власти через региональную конкуренцию и выступление в качестве формы или пути к стимулированию новаторских идей на уровне региональных и местных властей.

    Государственному устройству современной РФ посвящена специальная глава (третья) Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г. Эта глава называется «Федеративное устройство».

    Конституция РФ определяет территориальную организацию современного Российского государства. Его составными частями являются как национально-государственные, так и территориально-государственные образования, территория которых, в свою очередь, подразделяется на административно-территориальные единицы. Основой взаимоотношений национально-государственных и территориально-государственных образований как между собой, так и с Российским государством в целом является принцип федерализма. Иначе говоря, по форме государственного устройства Россия является федеративным государством, в состав которого входят субъекты РФ.

    К истории вопроса (краткий экскурс). Российское государство было таковым по форме государственного устройства не всегда. До 1917 г. это было унитарное, централизованное, единое государство. После октября 1917 г. и на протяжении более чем 70 последующих лет Россия по форме государственного устройства являлась (по крайней мере, формально) федерацией, построенной на базе автономии. 31 марта 1992 г. в России завершился один из важнейших этапов ее государственно-правового реформирования - был подписан и инкорпорирован в действующую Конституцию РСФСР в качестве ее составной части Федеративный договор - договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ, с одной стороны, и органами государственной власти субъектов РФ:

    • - республик в составе РФ;
    • - краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в составе РФ;
    • - автономной области, автономных округов в составе РФ - с другой, то есть фактически были подписаны три федеративных договора и два специальных протокола к первым двум договорам.

    С принятием в 1993 г. Конституции РФ федеративное устройство нашего государства получило достаточно прочную (по крайней мере, с формальной точки зрения) конституционную основу.

    В Конституции нашли свое отражение следующие особенности государственного устройства современной РФ. Во-первых, Конституцией признается асимметричная федерация, хотя формально закреплено равноправие субъектов РФ. Во-вторых, фактически отношения субъектов РФ и федерального центра поставлены на строго правовую основу. В-третьих, в Конституции заложена идея сохранения целостности РФ в сочетании с правом народов на самоопределение. В-четвертых, Конституция решает еще одну важную задачу, а именно - преодоление слабой государственной власти путем создания единой системы органов исполнительной власти Федерации и субъектов по предметам их совместного ведения и исключительного ведения.

    Государственное устройство РФ на определенных принципах

    Принципы государственного устройства РФ - это основополагающие идеи, закрепленные в нормах конституционного права, на которых строится, функционирует современная Российская республика как федеративное государство, базируется один из важных институтов российского конституционного права.

    К этим принципам относятся:

    • - принцип приоритета и равенства прав и свобод человека и гражданина на всей территории Российской Федерации;
    • - принцип равноправия и самоопределения народов в рамках РФ;
    • - построение РФ по смешанному национально-территориальному и территориальному принципу;
    • - строительство РФ как демократического, правового и социального государства;
    • - принцип разграничения властей в РФ как по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная), так и по вертикали (между органами государственной власти РФ и ее субъектов);
    • - государственная целостность РФ;
    • - принцип равноправия субъектов РФ в их взаимоотношениях как между собой, так и с РФ в целом;
    • - принцип разнопорядковости (асимметричности) субъектов РФ по их государственно-правовому статусу;
    • - принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ.

    конституционный правовой государство

    Политический режим является совокупностью методов, благодаря которым происходит осуществление государственной власти.

    Виды режимов

    Современная политология выделяет такие разновидности политических режимов:

    1. Демократический режим . В государстве с демократическим режимом существует многопартийность - каждая политическая организация имеет реальную возможность прийти к государственному управлению. Обществу доступный идеологический плюрализм, то есть господствующая идеология и ее насильственная пропаганда - отсутствует.

    Органы государственной власти при демократическом режиме формируются путем свободного голосования граждан государства, обладающих выборным правом. В демократическом государстве гарантируется защита прав и свобод человека Конституцией и главой государства.

    2. Террористический режим . В государстве, в котором господствует террористический режим запрещена деятельность любых других, кроме доминантной, политических партий организаций, народу насильственно навязывается выгодная для правительства идеология, которая активно культивируется органами власти.

    Демократические права и свободы не только не гарантируются, но и отсутствуют полностью. Органы государственного управления формируются исключительно правящей верхушкой. В государстве доминирует массовый террор на идеологической основе и полное беззаконие. Террористический режим бывает двух видов - авторитарный и тоталитарный.

    Политический режим России

    Давайте определим, какой политический режим присущ нашему государству. На сегодняшний день Россия принадлежит к странам демократического режима. Однако наше государство прошло очень тяжелый путь, прежде чем достичь торжества демократии. Долгие века, правление Россией было сконцентрировано в руках монарха, что означает господство авторитарного режима.

    Желания демократических преобразований государства и общества привели к тому, что в 1922 году была создана другая, уже тоталитарная империя - Советский Союз. И только в 90- х годах 20 века в нашем государстве впервые произошло зарождение демократии, которая на сегодняшний день уже достаточно укрепилась в российском обществе.

    Национально-государственное устройство

    Национально-государственной устройство - это система общественных отношений в рамках государственности многонационального общества, которые формируются в форму организации власти. Национально государственное устройство регламентирует статус территориальных национальных суверенных образований в рамках одного государства. Основными видами национально-государственного устройства является федерация и унитарное государство.

    Многие источники выделяют и третий вид - конфедерацию, однако она является только содружеством независимых суверенных государств, с целью обеспечения более эффективного взаимодействия. Унитарное государство образовывается в мононациональном обществе и состоит из отдельных не суверенных административных единиц - областей, княжеств, земель и т. д. Федерация - это государственное устройство в многонациональном обществе, которое состоит из автономных, чаще национальных регионов, которые не являются независимыми субъектами международных отношений и подчиняются центру.

    Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Государственное устройство определяет меру централизации и децентрализации власти (соотношение между частями и между частями и целым).

    Различаются две основные формы государственного устройства:унитарная и федеративная .

    Унитарное государство - это единое государство, внутри которого нет государственных образований, а административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью. Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства.

    Федеративное государство - это союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Субъекты такого союзного государства имеют одинаковый статус и равные права.

    Теоретически можно себе представить еще одну форму государственного устройства - конфедерацию , которая предполагает объединение нескольких суверенных государств. Но такое объединение носит уже не государственно-правовой, а международно-правовой характер. В прошлом конфедерациями были США, Швейцария, Германский Союз, ныне такое устройство формально сохраняют Канада, Швейцария, хотя по сути они давно превратились в федерации. Идея создания конфедерации иногда выдвигалась как способ преодоления раскола в прошлом единых государств (например, Кореи, СССР), но эта идея нигде не была реализована.

    Федеративное устройство - разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны.

    Государства по-разному определяют свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Территориально крупные государства (Россия, США, Канада, ФРГ, Австралия, Бразилия, Аргентина, Мексика, Нигерия, Индия, ЮАР) принимают федеративную форму государственного устройства - одни по соображениям решения национального вопроса, другие в силу невозможности эффективного демократического управления из одного центра. Устанавливая ту или иную форму государственного устройства, конституция любого государства распределяет или, наоборот, концентрирует властные полномочия, тем самым предопределяет правовую базу решения проблем общественного развития.

    Исторически идея федерализма была выдвинута в XVIII в. как средство децентрализации управления ("горизонтальное разделение власти"), для демократизации государственного строя. Ни в одной западной стране, где утвердился федерализм, он не рассматривался и сейчас не рассматривается как форма решения национального вопроса (США, ФРГ, Бразилия, Австралия и др.). Хотя некоторые государства (Франция, ФРГ, Италия и др.) остаются национальными по названию, их правовая система исключает какие-либо привилегии граждан по национально-титульному признаку.

    Государства же, избравшие федерацию как способ решения национального вопроса, распались (СССР, Югославия, Чехословакия). Межэтнические противоречия разрушили федерации в Индонезии, Южной Аравии, Йемене, Объединенной Арабской Республике и др. В тех государствах, в которых федерация сохраняет национальную основу (Канада, Индия), развивается кризис федерализма и сильны сепаратистские тенденции.

    Определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Речь идет об исторически сложившихся национальных группах населения, компактно проживающих на различных частях территории государства. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т. е. проживают на данной территории с далеких времен.

    Очень важно установить правовые гарантии сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп.

    Унитарное государство - централизованное государство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти имеют единые высшие органы, функции которых без всякого дробления распространяются на все части территории. Это не исключает существования в административно-территориальных единицах местного самоуправления, которое в пределах своей компетенции действует самостоятельно. В унитарном государстве иногда создаются автономные образования, также обладающие определенной степенью самостоятельности.

    Унитарное государство имеет одну конституцию, его суверенитет признается единым и неделимым всеми частями этого государства, не возникает вопроса о внутренних границах и территориальной целостности. В таком государстве гражданство бесспорно признается единственным. Унитарное государство может быть многонациональным, например Великобритания, в которой компактно проживают англичане, шотландцы, ирландцы (Северная Ирландия) и валлийцы (Уэльс).

    Конституционные основы национально-государствен-ного устройства России включают:

    Закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию РФ;

    Верховенство федеральной Конституции и федераль-ных законов на всей территории РФ;

    Целостность и неприкосновенность территории РФ;

    Установление субъектного состава России;

    Закрепление в качестве основы федеративного устрой-ства России ее государственной целостности, единства си-стемы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и ее субъектов;

    Равноправие народов;

    Равноправие субъектов во взаимоотношениях с феде-ральными органами государственной власти;

    Единство и равенство федерального гражданства.

    Основными принципами федеративного национально-государственного устройства РФ являются:

    Добровольность объединения наций и народностей;

    Равноправие наций;

    Федерализм в сочетании с унитаризмом и автономией;

    Национально-территориальный принцип образования форм государственности в сочетании с территориальным принципом образования субъектов РФ;

    Государственная целостность РФ;

    Разграничение предметов ведения и полномочий РФ и ее субъектов;

    Равноправие субъектов РФ.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...