Административная ответственность медицинских организаций.


«Охрана труда ответственность» - Тема индивидуального занятия: Ознакомлена Олейник Людмила Андреевна__________. Охрана труда и охрана окружающейсреды. Выписка верна Панасюк. Ознакомлен Мицкевич Николай Николаевич _____________. Ознакомлена Даневич Мария Иосифовна___________ 1а. ЦЕЛЬ - сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

«Юридическая ответственность» - Индивидуализация наказания. Обстоятельства, освобождающие от юридической ответственности и наказания. Примирение лица, совершившего деяние, с потерпевшим. Административный штраф. Невменяемое состояние. Уплата неустоек. Условно-досрочное освобождение лица от отбывания наказания. Изменение сроков давности.

«Золотые руки работника» - Малоквалифицированный труд. Изделия ювелиров аула КУБАЧИ. Мастерство работника. Тема: «Золотые руки работника». Заполни таблицу, используя приведенные ниже примеры. Искусство золотого дерева Хохломы. Антонио Страдивари. Высококвалифицированный труд. «Уроки прошлого». Труд и зарплата. Человек в истории.

«Социальная ответственность» - Юридическая ответственность бизнеса. Две точки зрения на отношение организации к социальной среде. Аргументы «за» и «против» социальной ответственности. Этика и современный менеджмент. Социально ответственные действия – прерогатива не только исключительно крупных компаний. Истинная роль бизнеса в обществе.

«Ответственность родителей» - В семье ребенок усваивает наиболее фундаментальные ценности, нормы поведения. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. «Ответственность родителей за воспитание детей». Ответственность родителей за воспитание детей.

«Работники предприятия» - В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и с не основной деятельностью. Под профессией подразумевается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков, а под специальностью – вид деятельности в пределах профессии.

Виды юридической ответственности медицинских работников

В зависимости от характера правонарушения могут воз­никнуть различные виды юридической ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная, граждан­ская.

Дисциплинарная - форма воздействия на нарушителей трудовой дисциплины в виде дисциплинарных взысканий.

Нарушения:

1. Отсутствие работника без уважительных причин на
работе в пределах трех часов в течение рабочего дня.

2. Отказ работника без уважительных причин от вы­
полнения трудовых обязанностей.

3. Отказ …
или уклонение без уважительных причин от
медицинского освидетельствования работников некоторых
профессий, а также отказ работника от прохождения в
рабочее время специального обучения и сдачи экзамена по
технике безопасности (для выявления ВИЧ-инфекции, мед­
осмотра). ,;

Дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, стро­гий выговор, увольнение.

Административная - вид юридической ответственно­сти за административный проступок.

Административные взыскания: предупреждение, штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация пред­мета, лишение специального права, исправительные рабо­ты, административный арест.

Уголовная - государственно-принудительное воздей­ствие за совершенное преступление.

Преступление против жизни и здоровья:

1. Убийство (ст. 105 УК РФ).

2. Причинение смерти по неосторожности (ст. 109).

3. Умышленное или по неосторожности причинение
вреда здоровью (ст. 111, 112, 115, 118).

4. Заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122).

5. Незаконное производство абортов (ст. 123).

6. Неоказание помощи больному (ст. 124).

7. Оставление в опасности (ст. 125).
Преступление против общественной нравственно­
сти
и против здоровья населения:

1. Незаконное изготовление, приобретение, хранение,
перевозка, сбыт наркотических и психотропных ве­
ществ (ст. 228 УК РФ).

2. Хищение, вымогательство наркотических и психо­
тропных веществ (ст. 229).

3. Незаконная выдача, либо подделка рецептов, даю­
щих право на получение наркотических средств
(ст. 223).

4. Незаконные занятия частной медицинской практи­
кой или фармацевтической деятельностью (ст. 235).

5. Нарушение санитарно-эпидемиологических правил
(ст. 236).

6. Скрытие инфекций, информации об обстоятельствах,
создающих опасность для жизни, здоровья людей

7. Надругательство над телами умерших и местами их

захоронения (ст. 224).

Основы сестринского дела: теория и практика

Экологические преступления:

1. Нарушение правил обращения с’экологически опас­
ными веществами и отходами (ст. 247 УК РФ).

2. Нарушение правил безопасности при обращении с
микробиологическими и другими биологическими
агентами или токсинами (ст. 248).

3. Нарушение ветеринарных правил безопасности
(ст. 249).

4. Загрязнение вод (ст. 250).

5. Загрязнение атмосферы (ст. 251).

Преступление против государственной власти, ин­тересов государственной службы в органах самоуправ­ления:

1. Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 185 УК РФ).

Превышение должностных норм (ст. 286). Незаконное участие в предпринимательской деятель­ности (ст. 289). Получение взятки (ст. 290). Служебный подлог (ст. 292).

6. Халатность (ст. 293).

Гражданская - вид юридической ответственности, при которой к правонарушителю применяют меры воздей­ствия, установленные договором. Эти меры включают возмещение убытков, уплату штрафа, неустойки, возме­щение морального вреда. Ответственность распространя­ют не только на физических лиц (граждан), но и на юри­дические лица (учреждения).


Согласно ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские организации, за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.

Таким образом, вопрос ответственности в сфере медицины на сегодняшний день имеет огромное значение . Но для того, чтобы полностью раскрыть понятие ответственности в сфере оказания медицинских услуг, а также ее виды и формы, необходимо выявить основные причины ее возникновения. Ибо само деление ответственности на отдельные виды происходит по отдельным критериям, основанным на самом важном факторе - правонарушении.

Именно правонарушение является основанием и условием возникновения и медицинских работников. В юридической науке правонарушение представляет собой виновное противоправное действие (бездействие), совершенное деликтоспособным лицом (лицом, способным отвечать за свои поступки), противоречащее требованиям норм права и характеризующееся причинением вреда обществу, невыполнением своих обязанностей или нарушением прав других лиц, нарушением правовых норм, умышленным или по неосторожности совершенным действием.

Правонарушения подразделяются на две группы: проступки и преступления . Проступок – противоправное виновное нарушение, в т.ч. действие (бездействие) лица, посягающее на установленные нормами права общественные отношения, характеризующееся небольшой общественной опасностью. Проступки могут быть административными, дисциплинарными и гражданско-правовыми.

Т.о., виды ответственности в медицине подразделяются согласно причине ее возникновения (т.е. в зависимости от природы правонарушения):

  • административная ответственность;
  • дисциплинарная ответственность;

В зависимости от видов ответственности различают и формы ответственности. Формой ответственности является форма выражения тех или иных обременений и (или) ограничений, которые возлагаются на правонарушителя (например, (ст. 15 Гражданского кодекса РФ), уплата неустойки (ст. 330 Гражданского кодекса РФ).

Необходимо отметить тот факт, что ответственность медицинской организации (далее МО) зачастую зависит от ответственности медицинских работников. При этом, как первые, так и последние полностью отвечают за свои правонарушения. Непосредственное привлечение к ответственности медицинских работников в наше время встречается все чаще и чаще.

Административная ответственность наступает в отношении медицинских работников, должностных лиц и медицинских организаций за совершенное ими административное правонарушение, предусмотренное Кодексом РФ об административных правонарушениях. Согласно ст. 2.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее «КоАП РФ») административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

К административным правонарушениям относятся проступки в области охраны труда и здоровья, окружающей среды, нарушения санитарно-гигиенических правил, требований пожарной безопасности, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии), нарушения и прочее, в том числе :

  • сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью (ст. 6.1 КоАП РФ);
  • незаконное занятие народной медициной (ст. 6.2 КоАП РФ)
  • нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3 КоАП РФ);
  • нарушение санитарно -эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ);
  • незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ (ст. 6.8 КоАП РФ);
  • осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ);
  • продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований (ст. 14.4. КоАП РФ);
  • обман потребителей (ст. 14.17 КоАП РФ);
  • нарушения прав потребителей (ст. 14.18 КоАП РФ);
  • нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ) и прочие нарушения.

Административные наказания

Формой ответственности за административные правонарушения являются предупреждение или наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и на юридических лиц, с возможной конфискацией предметов административного правонарушения (в отношении двух последних упомянутых лиц), дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет для должностных лиц, а также административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Хочется отметить, что начиная с 1 января 2014 года к медицинским работникам за совершение некоторых правонарушений, установленных КоАП РФ, может быть применено такое административное наказание как дисквалификация.

Дисциплинарная ответственность медицинских работников предусмотрена Трудовым кодексом РФ (далее «ТК РФ») и заключается в наложении дисциплинарного взыскания администрацией того медицинского учреждения, где трудится работник, или вышестоящим в порядке подчиненности органом в случае дисциплинарного проступка в виде нарушения трудовой, служебной, исполнительной, учебной, воинской дисциплины. ТК РФ предусматривает такие взыскания, как замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ). Особым видом ответственности работников является также материальная ответственность.

Материальная ответственность медицинских работников является самостоятельной ответственностью. Трудовое законодательство предусматривает два вида материальной ответственности: ограниченную и полную (ст. 241, 243 ТК РФ).

Материальная ответственность работника основывается на его обязанности бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения, организации. Она возлагается как за ущерб, причиненный предприятию или учреждению, с которым он состоит в трудовых отношениях, так и за ущерб, причиненный работодателем по вине работника третьим лицам, например, за причиненный медицинской организацией (далее по тексту - МО) пациенту вред. В отличие от гражданского права взысканию подлежит лишь прямой действительный ущерб , который фактически понес работодатель (ст. 238 ТК РФ). Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ).

Представление интересов пациентов в суде

по делам о возмещении вреда здоровью вследствие ненадлежащего оказания медицинской помощи, при причинении им легкого, среднего или тяжкого вреда здоровью, смерти, по делам о возмещение материального ущерба и компенсации морального вреда

Стоит упомянуть также, что материальную ответственность несет и сам медицинский работник. В случае причинения работником вреда пациенту МО может взыскать с него сумму ущерба в пределах его среднемесячного заработка (ст. 241 ТК РФ). Данный вид материальной ответственности является частичным . Также медицинские работники могут нести полную материальную ответственность, при которой с медицинского работника взыскивается полная сумма независимо от ее , в следующих случаях (ст. 243 ТК РФ): в случае нанесения медицинским работником вреда пациенту в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, в результате административного проступка, либо в случае причинении умышленного ущерба медицинским работником либо вынесения ему обвинительного приговора по уголовному делу, в случае если ущерб причинен не при исполнении работником своих трудовых обязанностей, а также в результате разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую, или иную). При этом стоит отметить, что медицинские работники не относятся к работникам, с которыми может быть заключен договор о полной материальной ответственности, так как они не входят в указанную группу лиц согласно Постановлению Минтруда РФ от 31.12.02 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности». Исключением являются работники, ответственные за хранение и учет материальных ценностей МО (старшие медицинские сестры, заведующий складом).

Гражданско-правовая ответственность (ГПО) представляет собой установленные нормами Гражданского кодекса РФ (далее «ГК РФ») юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей, связанные с нарушением другого лица, в виде применения судом в отношении правонарушителя имущественных санкций в пользу потерпевшего (п. 1 ст. 329 ГК РФ). Условиями наступления ГПО являются :

  • Наличие вреда или убытков.
  • Противоправный характер поведения правонарушителя: действие/бездействие.
  • Причинная связь между поведением и последствиями.
  • Вина правонарушителя.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора возникает договорная ответственность, а в остальных случаях – внедоговорная. Внедоговорную ответственность нередко называют также деликтной , связывая ее в основном с обязательствами из причинения вреда (деликтами). Деликт – это правонарушение, гражданско-правовой проступок, связанный с нарушением обязательств и причинением вреда, подлежащего взысканию в полном .

Также выделяют квазидоговорную (гражданско-правовую) ответственность, вытекающую из причинения вреда при ненадлежащем оказании медицинских услуг. Особенностью данного вида ответственности являются обязательства, вытекающие из ведения чужих дел без поручения (глава 50 ГК РФ). В сфере медицины основанием возникновения обязательств из причинения вреда здоровью могут быть действия врача в интересах пациента без поручения последнего, в частности без . В связи с тем, что в процессе оказания медицинских услуг часто используются предметы, вещества, представляющие собой источники повышенной опасности (электрические установки, сильнодействующие лекарственные препараты и т.п.), МО несут гражданско-правовую ответственность как владельцы источников повышенной опасности (ст.1079 ГК РФ). Также вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина (пациента) при наличии , а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, подлежит возмещению лицом , выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от его вины и от того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях, или нет (ст. 1095 ГК РФ).

Имущественные санкции делятся на штрафные, конфискационные и компенсационные санкции.

Согласно ст. 332 ГК РФ штрафные санкции (неустойка, штраф, пени) взыскиваются в пользу потерпевшего независимо от понесенных убытков (например, штрафы или пени за просрочку исполнения по договору).

Конфискационные санкции заключаются в безвозмездном изъятии имущества правонарушителя в пользу государства. Конфискационные санкции для гражданского права являются исключительными.

Компенсационные санкции имеют своим назначением или убытков, причиненных правонарушителем. Санкция в форме потерпевшей стороне подчинена принципу полного (п. 1 ст. 15 ГК РФ). Материальный вред может быть возмещен в натуре (предоставление взамен вещи того же рода и качества) либо компенсирован в деньгах. В соответствии с компенсационной санкцией возмещению подлежат все убытки в форме реального ущерба и упущенной выгоды, причинно связанные с правонарушением.

Характерным примером компенсационных санкций является гражданину правонарушителем при наличии его вины (ст.151 ГК РФ). Под моральным вредом понимают физические или нравственные страдания гражданина, вызванные нарушением его личных неимущественных и умалением его личных (нематериальных) благ – посягательствами на его честь, достоинство, неприкосновенность личности, здоровье и т. д. Т.о., к правонарушителю могут быть применены и неимущественные санкции (например, требование согласно ст. 152 ГК РФ опровергнуть распространявшиеся им сведения, порочащие честь и достоинство граждан и организаций).

Уголовная ответственность медицинского персонала является правовым последствием совершения медицинских работником или должностным лицом медицинского учреждения преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ (далее «УК РФ»), заключающимся в применении к виновному государственного принуждения в форме уголовного наказания.

Единственным основанием привлечения к уголовной ответственности является наличие в действиях лица состава преступления, представляющим собой совокупность признаков преступления (деяния):

  • Общественно опасное
  • Виновное
  • Наказуемое
  • Противоправное

Наиболее частыми правонарушениями, совершаемыми медицинскими работниками и влекущие за собой уголовную ответственность, являются :

  • Преступления против жизни и здоровья:
    • причинение смерти по неосторожности (ст. 109 УК РФ);
    • причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ст. 118 УК РФ);
    • заражение ВИЧ-инфекцией (ст.122 УК РФ);
    • незаконное производство аборта (ст.123 УК РФ);
    • неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ);
  • Преступления против семьи и несовершеннолетних:
    • подмена ребенка (ст.153 УК РФ);
    • разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст.155 УК РФ).
    • Преступления против здоровья населения и общественной нравственности:
      • незаконное изготовление, приобретение, хранение и перевозка, либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ (ст. 228 УК РФ);
      • хищение или вымогательство наркотических средств и психотропных веществ (ст. 229 УК РФ);
      • незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ);
      • незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст.235 УК РФ).
    • Преступления против свободы, чести и достоинства личности:
      • незаконное помещение в психиатрическую больницу (ст.128 УК РФ).
    • Преступления против государственной власти:
      • превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
      • получение взятки (ст. 290 УК РФ);
      • служебный подлог (ст. 292 УК РФ);
      • халатность (ст. 293 УК РФ) и др.

Некоторые медицинские организации в надежде избежать ответственности прибегают к процедуре страхования профессиональной ответственности медицинских работников. Однако, данная «страховка» на самом деле не несет полной защиты, а предоставляет медицинской организации скорее мнимое ощущение собственной безнаказанности. Подробнее о страховании так называемых врачебных ошибки и страховании ответственности медицинских работников можно прочитать в статье « » и « ».

  • Размер: 1.4 Mегабайта
  • Количество слайдов: 38

Описание презентации АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ по слайдам

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

2 АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность (ст. 2. 1 Ко. АП РФ) СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ объективная сторона субъективная сторона

3 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОБЪЕКТ — совокупность общественных отношений, на которые направлены противоправные действия (бездействие). Это могут быть права и свободы человека и гражданина; здоровье граждан; санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; общественная нравственность; окружающая среда; установленный порядок осуществления государственной власти; общественный порядок, законные экономические интересы физических и юридических лиц, общества и государства и т. д. ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА — состоит в конкретном действии (бездействии) лица, нарушившем установленное правило и в связи с этим влекущем предусмотренную законом административную ответственность. Характеристика объективной стороны включает в себя способ, средства, время, место совершения административного правонарушения и другие имеющие значения для квалификации правонарушения обстоятельства.

4 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ СУБЪЕКТ — тот, кто совершил административное правонарушение (как физические, так и юридические лица). Ко. АП РФ предусматривает возможность наступления административной ответственности только для лиц, достигших 16 -летнего возраста. К несовершеннолетним нарушителям, не достигшим 18 лет, не может применяться административный арест (ч. 2 ст. 3. 9 Ко. АП РФ); несовершеннолетие является смягчающим ответственность обстоятельством (п. 4 ч. 1 ст. 4. 2). Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо.

5 СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ Субъективная сторона административного правонарушения — вина УМЫСЕЛ НЕОСТОРОЖНОСТЬ прямой Лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало косвенный Лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия, но относилось к ним безразлично легкомыслие Лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий небрежность Лицо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

6 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ предупреждение административный штраф конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения лишение специального права, предоставленного физическому лицу административный арест административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства дисквалификация административное приостановление деятельности обязательные работы административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 5. 39. Отказ в предоставлении информации Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Статья 19. Пациент имеет право на: 5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья Статья 22. Информация о состоянии здоровья Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья 1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на: 5) получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ГАРАНТИРУЮЩИЕ ПРАВО ГРАЖДАНИНА НА ИНФОРМАЦИЮ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Статья 70. Лечащий врач 2. Лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья …. Статья 79. Обязанности медицинских организаций 1. Медицинская организация обязана: 6) предоставлять пациентам достоверную информацию об оказываемой медицинской помощи, эффективности методов лечения, используемых лекарственных препаратах и о медицинских изделиях; 7) информировать граждан в доступной форме, в том числе с использованием сети «Интернет», об осуществляемой медицинской деятельности и о медицинских работниках медицинских организаций, об уровне их образования и об их квалификации, а также предоставлять иную определяемую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти необходимую для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями информацию; Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова ИНФОРМАЦИЯ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» Исполнитель предоставляет потребителю (законному представителю потребителя) по его требованию и в доступной для него форме информацию: о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства, ожидаемых результатах лечения; об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе о сроках их годности (гарантийных сроках), показаниях (противопоказаниях) к применению. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» статья

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 2. Незаконное занятие народной медициной Занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом, — влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей. В соответствии со ст. 50 Федерального закона от 21. 11. 2011 N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» народной медициной являются методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов. Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья. Решение о выдаче разрешения на занятие народной медициной принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта РФ, органом исполнительной власти которого оно выдано. Лицо, получившее разрешение, занимается народной медициной в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 15. Нарушение правил оборота инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ Статья 6. 16. Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 28. Нарушение установленных правил в сфере обращения медицинских изделий, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , ст. 38 Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий» Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 января 2014 г. N 2 н «Об утверждении Порядка проведения оценки соответствия медицинских изделий в форме технических испытаний, токсикологических исследований, клинических испытаний в целях государственной регистрации медицинских изделий» Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1353 н «Об утверждении Порядка организации и проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий»

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 29. Невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности 1. Непредставление медицинским работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю медицинской организации, в которой он работает, либо фармацевтическим работником информации о возникновении конфликта интересов руководителю аптечной организации, в которой он работает, — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. 2. Непредставление или несвоевременное представление руководителем медицинской организации уведомления о возникновении конфликта интересов медицинского работника или руководителем аптечной организации уведомления о возникновении конфликта интересов фармацевтического работника в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. 3. Непредставление индивидуальным предпринимателем, осуществляющим медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, информации о возникновении конфликта интересов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти — влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей. 4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до шести месяцев.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 75) Конфликт интересов — ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью медицинского работника или фармацевтического работника и интересами пациента.

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 75) В случае возникновения конфликта интересов медицинский работник или фармацевтический работник обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя медицинской организации или руководителя аптечной организации, в которой он работает, а индивидуальный предприниматель, осуществляющий медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность, обязан проинформировать о возникновении конфликта интересов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Руководитель медицинской организации или руководитель аптечной организации в семидневный срок со дня, когда ему стало известно о конфликте интересов, обязан в письменной форме уведомить об этом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 30. Невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи 1. Невыполнение медицинской организацией обязанности об информировании граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. 2. Невыполнение медицинской организацией, участвующей в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязанности о предоставлении пациентам информации о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова. Статья 79. Обязанности медицинских организаций 1. Медицинская организация обязана: 3) информировать граждан о возможности получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 2. Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, обязаны: 1) предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ, ГАРАНТИРУЮЩИЕ ПРАВО ГРАЖДАНИНА НА ИНФОРМАЦИЮ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 31. Нарушение законодательства о донорстве крови и ее компонентов 1. Несоблюдение субъектами обращения донорской крови и (или) ее компонентов, осуществляющими их заготовку, хранение, транспортировку и клиническое использование, требований безопасности технического регламента о требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. 2. Несообщение или сокрытие информации о реакциях и об осложнениях, возникших у реципиентов в связи с трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов, субъектами обращения донорской крови и (или) ее компонентов, осуществляющими их клиническое использование, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 32. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья при проведении искусственного прерывания беременности 1. Нарушение требований законодательства в сфере охраны здоровья о получении информированного добровольного согласия — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей. 2. Нарушение сроков (в том числе при наличии медицинских и социальных показаний, а также учитывая сроки с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности), установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. Примечание. В целях настоящей статьи под гражданами понимаются медицинские работники, не являющиеся должностными лицами.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: ПОРЯДОК ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 56) Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2012 г. N 98 «О социальном показании для искусственного прерывания беременности» Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. N 736 «Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности»

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 33. Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок 1. Производство, продажа или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных лекарственных средств, либо производство, реализация или ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных медицинских изделий, либо продажа или ввоз на территорию Российской Федерации контрафактных лекарственных средств, либо реализация или ввоз на территорию Российской Федерации контрафактных медицинских изделий, либо оборот фальсифицированных биологически активных добавок, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до шестисот тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от ста тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от одного миллиона до пяти миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 6. 33. Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок 2. Продажа или ввоз на территорию Российской Федерации недоброкачественных лекарственных средств, либо реализация или ввоз на территорию Российской Федерации недоброкачественных медицинских изделий, либо незаконные производство, продажа или ввоз на территорию Российской Федерации незарегистрированных лекарственных средств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до шестисот тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от ста тысяч до шестисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от одного миллиона до пяти миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова. С 23 января 2015 г. Статья 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» дополняется: «12. Фальсифицированное медицинское изделие — медицинское изделие, сопровождаемое ложной информацией о его характеристиках и (или) производителе (изготовителе). 13. Недоброкачественное медицинское изделие — медицинское изделие, не соответствующее требованиям нормативной, технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) либо в случае ее отсутствия требованиям иной нормативной документации. 14. Контрафактное медицинское изделие — медицинское изделие, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства. ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова. С 23 января 2015 г. Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29 -ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» абзац шестнадцатый статьи 1 изложить в следующей редакции: фальсифицированные пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия — пищевые продукты (в том числе биологически активные добавки), материалы и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной; ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова. Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61 -ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фальсифицированное лекарственное средство — лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе; недоброкачественное лекарственное средство — лекарственное средство, не соответствующее требованиям фармакопейной статьи либо в случае ее отсутствия требованиям нормативной документации или нормативного документа контрафактное лекарственное средство — лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства ПРАВИЛА ОБРАЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 13. 11. Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Статья 13. 12. Нарушение правил защиты информации 1. Нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Определяет меры административной ответственности за: Статья 13. 14. Разглашение информации с ограниченным доступом Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.

Первый МГМУ им. И. М. Сеченова ВРАЧЕБНАЯ ТАЙНА Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323 -ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: Статья 4. Основные принципы охраны здоровья 9) соблюдение врачебной тайны Статья 13. Соблюдение врачебной тайны Статья 19. Право на медицинскую помощь Пациент имеет право на: 7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну; Статья 73. Обязанности медицинских работников и фармацевтических работников 2) соблюдать врачебную тайну Статья 79. Обязанности медицинских организаций 4) соблюдать врачебную тайну, в том числе конфиденциальность персональных данных, используемых в медицинских информационных системах Статья 92. Ведение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности 4. Сведения о лицах, которые участвуют в оказании медицинских услуг, и о лицах, которым оказываются медицинские услуги, относятся к информации ограниченного доступа и подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Статья 14. 1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) 2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой. 3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. 4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), — влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ от 30 декабря 2001 года № 195 -ФЗ Статья 14. 4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований 1. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. 2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от семи тысяч до пятнадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Уголовная ответственность для медицинских работников предусматривается основным законодательным актом, регулирующим их деятельность – Законом об основах охраны здоровья. А отдельные детализирующие положения прописаны в соответствующих статьях уголовного законодательства. Эти положения законодательства в совокупности закладывают основу для защиты прав пациентов и самих медработников.

Законодательство РФ предусматривает разные формы ответственности, в том числе уголовную для лиц, занимающих определённые должности или выполняющих определённые обязанности, ответственность по уголовному законодательству для медработников в том числе. Перед врачами и мед сёстрами стоит огромная ответственность за здоровье человека. И поэтому государство регулирует деятельность людей, которые отвечают за охрану здоровья.

Должностные полномочия врачей и медсестёр, налагая на них обязанности, дают им определённые права, что может вызвать риск злоупотребления с их стороны. Именно поэтому в законодательстве предусмотрены разные формы ответственности.

Основными видами ответственности являются:

Разнообразие форм необходимо не только для защиты прав пациентов, но и самих медработников. Поэтому они также должны быть осведомлены об основных моментах уголовной ответственности, чтобы понимать свои права и знать о том, что обязаны делать.

Основание ответственности медицинских работников по уголовному законодательству

Под основанием ответственности, как гласит ст. 8 УК РФ, считается определённое деяние, т.е. набор действий специалиста, имеющих признаки состава преступления.

Здесь имеются 4 составляющих:

  • под объектом понимается общественный интерес.Для правонарушений в сфере медицины – это жизнь и здоровье пациентов;
  • объективную сторону в области медицины составляет некий набор внешних характеристик преступного деяния. Например, в результате неудачно проведённой пластической операции внешности пациентки был нанесён ущерб. Затем объективную сторону составляет причинно-следственная связь. Если рассматривать этот же пример, то может оказаться, что были использованы некачественные материалы, что могло явиться причиной негативных последствий;

  • субъектом преступления считают медицинского работника, который совершил преступное деяние. Таким образом, если у человека нет профильного высшего или среднего медицинского образования,его нельзя считать медработником.Если речь идёт оботдельных специальностях– дополнительно необходимо наличие сертификата или лицензии;
  • четвёртая составляющая – субъективная сторона включает в себя следующие понятия: вина, цель, мотивы. Если цели и мотивы в каждом конкретном случае устанавливаются индивидуально, то вина классифицируется следующим образом: если врач или медсестра совершает преступное действие специально, тогда имеет место умысел, но преступное действие может быть совершено непреднамеренно, без умысла, тогда лицо тоже будет считаться виновным, но его действия будут квалифицированы несколько иначе.

Таким образом, первые две составляющие оценивают преступное деяние медработника со стороны его личных качеств и иных обстоятельств, обозначая сам факт совершения преступления, описывая ситуацию на момент его совершения без личной оценки. А вторые две составляющие позволяют максимально индивидуализировать преступление, чтобы ответственность была определена не только с учётом самого факта совершённого правонарушения, но и была оценена ситуация.

В целом же, преступление, наказываемое по уголовному законодательству, может иметь место, только когда идентифицированы все четыре составляющих. Другими словами, если человек погиб, и этому поспособствовал человек, но у него не было диплома врача, а он лишь выдавал себя за такого, то он будет нести ответственность не как медработник. Или здоровье у человека пострадало, но вины медсестры не было, тогда тоже нельзя говорить о преступном деянии.

Нужно учитывать взаимоотношения между пострадавшим и виновником, это обязательно должна быть связь «пациент – медицинский работник». Если врач совершил наезд на дороге, став причиной смертельного ДТП, то это не будет являться преступлением в сфере здравоохранения.

Как было сказано выше, вина может иметь две основных формы – умысел и неосторожность, но каждая из них внутри делится ещё на два подвида:

Вину медработника можно назвать наиболее дискутируемой темой, поскольку каждый раз в ситуации может присутствовать множество факторов. Например, можно смоделировать такую ситуацию: врач в походной ситуации решил провести экстренную операцию, но недооценил ситуацию. У пациента было нарушение работы сердца, которое не было вызвано самой операцией, оно было спровоцировано самой ситуацией.

Как в таком случае расценивать действия врача, если, например, человек умер? И здесь могло быть ещё с десяток факторов, которые повлияли на ситуацию. Поэтому при оценке действий врача необходимо будет учитывать их все, в том числе рассматривая состояние самого пациента, его историю болезни.

Такая неоднозначность в оценках и становится той точкой, в которой сходятся множество противников, спорящих о небрежности и халатности врачей и медсестёр, с одной стороны, и встающих на защиту «людей в белых халатах», с другой стороны. И сколько бы дискуссий ни было, нельзя будет подогнать ситуации под шаблон. Каждое отдельное событие требует тщательной оценки и разбора. Только так можно будет соразмерить действия и степень его виновности, если она имеет место.

Каждое деяние нельзя загнать в рамки, но можно описать их таким образом, чтобы можно было определить общие случаи нарушений, влекущих наказание в соответствии с УК РФ:

Любое из перечисленных деяний имеет опасные последствия для жизни и здоровья пациентов. А поскольку медик имеет профессиональную подготовку, которая концентрируется именно на этих ценностях, больше, чем кто-либо другой, обязан понимать последствия ошибок.

Законодательство определяет разные формы наказания при совершении уголовно наказуемого деяния:

Но любое наказание назначается с учётом субъекта и субъективной стороны преступления. Даже если имело место нанесение тяжкого вреда здоровью, субъективные обстоятельства могут помочь смягчению наказания. И наоборот, никакое, даже самое лёгкое преступление, не должно остаться безнаказанным, если медработник совершает его умышленно, намеренно стремясь причинить вред. В таком случае должна наступать соразмерная его вине ответственность.

Ответственность по УК РФ для медработников, как и её профилактика – тема очень неоднозначная и активно дискутируемая в обществе.

Предлагаются некоторые профилактические мероприятия:


Решение указанных проблем в качестве профилактических мероприятий может повлиять на общую ситуацию.И это повысит уровень оказания помощи, что позволит качественно улучшить предоставление услуг в сфере здравоохранения, а также эффективность системы защиты прав.

Тема медицинских преступлений остаётся актуальной и спорной. С одной стороны, выступают пострадавшие пациенты, в век массовой информатизации и проникновения СМИ, когда любой подобный скандал становится темой для яростного обсуждения. Поэтому люди всё чаще начинают бороться за свои права.

С другой стороны, есть медики, которые выполняют свою работу, а их профессиональная деятельность очень специфична и узкоспециализированная.

Любой врач узкого профиля, например, акушер-гинеколог или стоматолог, имеет свою строго очерченную область. И эти специалисты, оба являясь врачами, не всегда могут полностью оценить работу другого специалиста.

Несведущий человек не может адекватно оценить проводимые медиком действия. Отсюда возникают нападки на медработников, обвинения в непрофессионализме, промедлении. При этом сам факт наличия преступности среди медиков, когда речь идёт об умышленных преступлениях, можно расценивать как одно из наиболее антипрофессиональных деяний, имеющих высокую социальную значимость.

Поэтому необходимо более активно развивать законодательство, стараясь учесть различные прецеденты.Не забывая при этом, что медработники – это поклявшиеся люди, которые стоят на страже жизни и здоровья человека. Поэтому любая законотворческая и правоприменительная деятельность ни в коем случае не должна создавать препон их деятельности.

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...