Авторский стиль определение. Что такое стиль? Нужна помощь по изучению какой-либы темы


Хочу рассказать вам одну давнюю историю, которая произошла чуть больше двадцати лет назад. Не знаю, как сейчас, а в те годы редакция обычной районной газеты состояла из трех-четырех пишущих корреспондентов. Ровно по количеству отделов, которых и было как раз — по пальцам сосчитать: отдел писем, отдел экономики и общественно-политический. Всё. В каждом отделе — один человек. Сам себе руководитель и сам себе журналист. Поэтому когда я, «молодое дарование», лет с десяти снабжающее газету юнкоровскими заметками о жизни подрастающего поколения, пришла «писать по-взрослому» в родную газету, главный редактор очень обрадовался. Сначала. А потом развел руками — ставки-то нет.

Было это в начале лета. А спустя несколько дней судьба преподнесла мне подарок. Уж не помню, почему так случилось, но в разгар летних отпусков в один прекрасный для меня понедельник в редакции не оказалось ни одного журналиста. И мне позвонил редактор. Появилась, мол, временная работа. Выходи, попрактикуйся, если хочешь, а мы и посмотрим, на что ты способна.

Вот тут-то и понеслось. И еще как понеслось! Целыми днями я в мыле бегала по городу за чиновниками, чтобы взять интервью. Выезжала на лесные пожары с лесничими. Выходила в рейд по неблагополучным семьям с инспекторами ПДН. Запускала с заводчанами какую-то там линию по производству чего-то. В одном совхозе вместе с руководством награждала лучших доярок, в другом — наслаждалась пением местных талантов. И писала, писала, писала… По ночам. И так две недели. Все это время газета выходила почти полностью с моими материалами, за исключением отредактированных мною же писем читателей.

Однако не может же серьезная общественно-политическая газета быть авторской, правильно? И потому, чтобы под каждой заметкой и репортажем не стояла одна и та же фамилия, мне приходилось придумывать разные псевдонимы. И вот вам задачка для второклассника: 4 полосы в газете, на каждой по три-четыре материала. Сколько псевдонимов требуется придумать, чтобы у читателей не возникло ненужных вопросов? Вопросов не возникло. У всех сложилось впечатление, что над выпусками работала целая команда корреспондентов-практикантов. Именно так это было преподнесено общественности. Редактор был доволен, кое-что предпринял, и вскоре я оказалась в штате редакции. Как говорится, хэппи энд.

Но историю эту я рассказала вовсе не для того, чтобы предстать пред вами этакой суперменшей, спасшей голову редактора от неминуемой казни. Говорить-то сегодня мы собрались про авторский стиль. Вот и история про него. Вернее, про его отсутствие. Не было тогда у меня никакого авторского стиля. Просто я хорошо умела писать. На этом и вывезла газету. А вот если бы история повторилась через года два-три, такой номер у нас с Анатолием Андриановичем (царствие ему небесное) не прошел бы. Конечно, форс-мажоры и потом случались. Парочка особо прижившихся псевдонимов нет-нет да и мелькала на полосах. Но обмануть читателя уже не получалось. Мои тексты стали узнаваемы, и читатели заговорили про мой стиль. Хотя я до сих пор считаю, что никакого авторского стиля у меня нет. Это у Толстого и Зощенко — стиль. А у меня — простого журналиста и копирайтера — хорошо отточенные навыки письма.

(Эх, а все-таки это чертовски приятно, когда незнакомые тебе люди говорят при случае: ваши тексты ни с чьими не спутаешь… )

По фене ботай, и все будет ОК

А знаете в связи с чем я вспомнила события давно минувших лет и решила написать на эту тему пост? Недавно меня до глубины души тронула одна случайно прочитанная в социальной сети фраза. Ее в качестве экспертного совета выдала моя коллега, тоже обучающая людей письму.

И прочитала я следующее: «Я разработала уникальную систему создания авторского стиля. Чтобы у вас появился свой стиль, пишите так, как говорите.» Сначала я попыталась понять, правильно ли прочитала то, что прочитала. А убедившись, что зрение меня не подвело, чуть со стула не грохнулась. Как можно кормить людей такой чушью, выдавая ее за некую «авторскую систему»?! Причем, речь шла не о создании постов в социальной сети. В этом случае с высказыванием еще можно как-то согласиться. Но девушка обучает блогеров и копирайтеров писать «статьи».

Нет, дорогие мои читатели, писать и говорить — это не одно и то же. Писать так, как говоришь — это не метод создания авторского стиля. Это прием написания текста в разговорном стиле речи. Всего лишь. Получается, что нам пытаются выдать умение писать в разговорном стиле за наличие авторской индивидуальности. Это бред. Когда-то Ренар сказал: «Пиши так, как говоришь, — если, конечно, говоришь хорошо» . Вот без этого «если» фраза вообще не имеет смысла. И это в какие времена сказано! На каком языке разговаривали наши предки, а тем более французская интеллигенция, к коей принадлежал писатель. А что будет, если сейчас все начнут писать, как говорят? Представляете, во что превратятся журналы, книги, блоги? Впрочем, в социальных сетях начало этому явлению уже положено… Наверное, я напишу отдельный пост про это, а пока вернемся к индивидуальному стилю автора.

Чтобы иметь авторский стиль, надо сначала стать Автором

Так что же все-таки в писательстве подразумевается под понятием «авторский стиль»? На самом деле, все просто. Это все те особенности, что отличают тексты одного автора от текстов других. Выражается это не только в лексико-стилистических приемах. Хотя, безусловно, в первую очередь индивидуальность угадывается в языке. Но помимо этого существуют еще и идейно-содержательные особенности, которые также помогают читателям идентифицировать того или иного автора. А теперь главное. Авторскому стилю НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ. Его нельзя создать искусственно. Авторский стиль формируется сам. Годами и через огромный труд. Всё, что вы можете, — постоянно трудиться. Писать, не переставая, и работать над каждым словом. И Жить. Быть охочим до жизни. Потому что мало уметь красиво играть словами, надо еще что-то иметь за душой и в голове, чтобы было, о чем поведать людям. Палка тут о двух концах. Интересная история, рассказанная плохим писателем, будет так же равнодушно отклонена читателем, как и мастерски написанный текст ни о чем.

Когда я советую своим ученикам избавляться от излишеств в тексте — многочисленных вводных слов, орущих восклицательных знаков, бесконечных междометий и сленговых словечек — некоторые из них обижаются. Мол, это мой авторский стиль, а вы хотите, чтобы было, как у всех. Да нет же. Это не авторский стиль. Это плохо написанный текст. Нельзя обзавестись авторским стилем, не научившись хорошо писать — грамотно, интересно и понятно доносить информацию до читателя. Ведь по большому счету людям глубоко наплевать, есть у вас этот самый авторский стиль или нет. Они просто хотят читать интересные тексты.

Собственно, и история моя, которую я вам поведала в начале, о том же. Иметь индивидуальный стиль и получать комплименты, конечно, приятно. Но быть полезным и интересным автором — гораздо важней.

Р.S. А сейчас кто-то из вас скажет: Как же так? Говоришь, научить авторскому стилю нельзя, а у самой «индивидуальность текста» стоит в программе курса . Стоит. Потому что научить нельзя, а помочь понять, какой стиль изложения и какие языковые средства помогут автору лучше раскрыться и стать узнаваемым, — можно. Для этого существуют определенные техники и упражнения. На курсе мы каждому даем руль и показываем направление. А уж как он будет рулить и доедет ли до пункта назначения, зависит от его желания и приложенных усилий.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. Литература 9 класс. 2010-2011 уч.г.

Тема урока

Характеристика деятельности учащегося

Виды контроля

Планируемый результат

Дом. задание

Дата проведения

План Факт

Введение. Литература как искусство слова.

Место худож. лит-ры в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир рус. лит-ры,ее гуманизм, гражданский пафос. Национальная самобытность рус.лит-ры. Рус.лит-ра в контексте мировой. Эпохи развития лит-ры. Понятие о литер-м процессе.

Рецеп.: чтение вступит. статьи учебника; репродукт.: составление таблицы, ответ на вопрос «В чем цель изучения лит-ры в 9 кл.?»; продукт., творч.: устное соч-е «Литература- необходимая составная часть истории»; поиск.: самостоятельный поиск ответов на вопросы проблемного хар-ра; анализ высказывания.

Чтение и анализ высказывания историка В.О.Ключевского: «Человек- главный предмет искусства.Художник изображает его так, как он сам себя выражает или пытается выразить. А человек любит выражать, обнаружить себя. Понятно его побуждение: мы любим понимать себя и стараемся, чтобы и другие понимали нас так, как мы себе представляемся». Согласны ли вы с мнением В.О.Ключевского, что «литература дает понимание себя»? Чтение вступит. статьи учебника. Составление хронолог. Таблицы «Основные периоды развития рус.лит-ры». Устное соч-е «Лит-ра- необходимая составная часть истории». Ответить на вопросы: что важнее- любить или знать лит-ру; как вы думаете, любовь к лит-ре- вещь обязательная?

^ Знать: образную природу словесного ис-ва, роль лит-ры в общественной и культурной жизни, особенности литер-го процесса;

понимать: историю лит-ры как совокупность произв-й народа; связь лит-ры с обществ-й и культур-й жизнью данной эпохи, наличие и развитие в лит-ре определенных традиций;

уметь: аргументировано отвечать на вопросы, строить монологическое высказывание, отбирать необходимый материал для таблицы.

Инд.з.: --пересказать очерк Лихачева,

Подготовить сообщение об истории открытия «Слова».

Из древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве - величайший памятник древнерусской литературы.

Открытие «Слова..». его издание и изучение. Вопрос о времени создания и авторстве. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция.

Репрод-я: пересказ статьи учебника «Древнерус. лит-ра» по самостоятельно составленному плану; пересказ очерка Д.Лихачева; сообщение об истории открытия «Слова», ответы на вопросы;

Поисковая: установление ассоциатив. Связей «Слова о полку Игореве» с произв-ми В.Васнецова, В.Серова, гравюрами В.Фаворского;

Исслед-я: сопоставление «Слова» с летописными источниками.

Составление плана «Слова о полку Игореве».Сопоставление с летописными источниками. Историк С.Соловьев утверждал, что автор верен своему обещанию рассказывать по «былинам», поэтому его рассказ совершенно одинаков с рассказом летописца.Согласны ли вы с этим утверждением?Верно ли то, что подробностей похода Игоря гораздо больше в летописи, нежели в «Слове»?

^ Знать: историч-ю основу памятника. Историю его открытия, содержание произв-я;

понимать: жанровые особенности «Слова»;

уметь: строить монологическое высказывание, сост-ть план прочитанного, выделить смысловые части, уметь сопоставлять произв-я изобр-го ис-ва и летописные источники с текстами произв-я.

Определить в тексте «Слова» композиционные части. Инд.: выразит. чтение отрывков «Вступления», «Золотого слова Святослава». Письменно доказать, что «Слово..» - воинская повесть.

«За землю Русскую». Осмысление текста памятника.(2 час.)

Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова..».

Рецеп-я: чтение и полноценное восприятие худож-го текста;

Репрод-я: осмысление сюжета произв-я;

Продукт, творч.: выразительное чтение, ответ на вопрос: согласны ли вы с тем, что «Слово о полку Игореве»-воинская повесть»; Поисковая: комментир-е чтение текста произв-я, установление ассоциат. Связь «Слова» с произв-ми В.Васнецова. В.Серова, В.Фаворского; исслед-я: анализ худож. текста произв-я.

Аналитическое чтение и ответы на вопросы:по каким событиям ученые смогли точно установить время написания произведения; какие исторические лица изображены реалистически, а какие идеализированы?

^ Знать: жанр и композицию произв-я, нравственно- патриотическую идею «Слова»; понимать: в чем заключается патриотизм произв-я, какова роль изобразительно- выразит. средств в создании образа Родины в произв-и;

уметь: выделять смысловые части худож. текста, формулировать идею произв-я; выразительно читать, соблюдая нормы литерат-го произношения.

Чтение текста поэмы.

Отв-ть на вопрос: «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произв-я?». Инд.: подготовить историч. справки о князьях, к которым обращ-ся в «Слове» автор.

Вечные образы «Слова…»

Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины.

Рецеп-я: чтение и полноценное восприятие произв-я; репродук-я: ответы на вопросы; продукт., творч.: рассуждение «Как прояв-ся в «Золотом слове»Святослава смысл произв-я?» сообщение «Исторические справки о князьях»; выразит. чтение эпизодов;

Поисковая: поиск ответа на проблемные вопросы: комментир. чтение худож. текста; установление ассоц. связей с произв-ми живописи; исслед-я: анализ текста по вопросам и заданиям.

Составление характеристик героев, в том числе сопоставительной. Запись худож-х средств выразительности и определение их роли в тексте. Ответить на вопросы: как вы думаете, не идеализирует ли автор князя Игоря; согласны ли вы с мнением профессора В.Ф.Переверзева, что князь Игорь сознает свой долг перед Русью? Что символизирует плач Ярославны? Какова роль образа Ярославны в раскрытии идеи «Слова..»?

^ Знать: приемы создания характеров героев, худож. средства выразительности;

уметь: характеризовать героя произв-я, опр-ть роль худож. средств выразительности для создания образа и выражения основной идеи произв-я.

Чтение текста поэмы. Уст. соч-е «Каким предстает в тексте поэмы князь..» (по выбору уч-ся). Выразит. чтение эпизода «Плач Ярославны». Инд.: сообщение о поэтич-х переложениях «Слова».

Репрод-я:ответы на вопросы репродукт-го хар-ра; продуктивная творч.: устные соч-я «Каким предстает в тексте поэмы князь..»; выразит. чтение плача Ярославны; поисковая:самостоят-й поиск ответов на проблемные вопросы; исслед-я: анализ текста по вопросам и заданиям; сопоставление текста произв-я и оперы А.П.Бородина.

Устное соч-е «Каким престает в тексте поэмы князь».Анализ образа автора. Почему можно сказать, что автор-патриот? Доказать это примерами из текста. Поиск характерных примет авторского стиля. Какие отголоски языческой культуры вы можете обнаружить в произв-и? Как это характеризует автора? Ответить на вопрос: почему на протяжении веков не пропадает интерес к поэтическим переложениям «Слова..»?

Наизусть «Плач Ярославны».

Урок развития речи. Анализ эпизода «Плач Ярославны».

Нравственно-патриотическая идея «Слова..». Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова..», своеобразие авторского стиля. «Слово..» и фольклорная традиция.

Продукт-я, творч-я: создание соч-я; поиск-я: комментирование текста.

Выразительное чтение наизусть «Плача Ярославны». Анализ эпизода.

понимать: роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произв-я; позицию автора и ее отражение в тексте;

уметь: комментировать эпизод; анализировать и интерпретировать текст с учетом авторской позиции; строить письменное высказывание; обосновывать собственную точку зрения.

Подготовиться к итоговому уроку- игре по произведении. Груп.з.: подготовить макет книги: обложка, предисловие, иллюстрации и т.д.

Урок контроля. Литературная игра «Мир Игоревой песни».

Историческая основа памятника. Жанр и композиция «Слова..». Образы русских князей. Символика «Слова..», своеобразие авторского стиля. Поэтическое мастерство автора. Переводы и переложения произведения.

Продукт-я, творч-я: защита макета книги, иллюстраций выразит. чтение отрывков, подбор заголовков; поисковая: установление ассоц-х связей с произв-ми живописи и музыки; иссле-я: сопоставление «Слова» и русских летописей.

Викторина по тексту произв-я. Защита макета книги. Выполнение заданий по станциям: 1.»Преданья старины глубокой» (историческая основа произведения). 2. «Защитники Земли Русской»(герои «Слова..») 3. «Глубокий и скорбный лиризм» (поэтическое мастерство автора) 4. «Вечные образы» («Слово..» в искусстве).

Знать: текст произв-я, худож. особенности, авторов поэтических переложений, значение памятников для истории русской культуры;

уметь: выражать свое отношение к прочитанному, понимать литературоведческий текст; сопоставлять «Слово» с произведениями музыки и живописи.

Вспомнить и записать основные признаки классицизма, основные события и имена исторических деятелей 18 века. Прочитать статью учебника «Рус. лит-ра 18 века».

Из русской литературы 18 века. Характеристика русской литературы 18 века. Обзор (поэзия Ф.Прокоповича, сатиры А.Кантемира, теоретические и литературные труды В.Тредиаковского). Понятие о классицизме.

Идейно-художественное своеобразие лит-ры эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского гос-ва. Античность и классицизм.

Рецеп.:чтение высказывания о лит-ре 18 века; репродукт.: ответы на вопросы учебника, осмысление высказывания искусствоведа Н.Рапацкой.

Составление хронологической таблицы, викторина, работа со статьей учебника. Осмысление высказывания Н.Рапицкой: «Процесс развития искусства- это постоянное повторение пройденного, возвращение к ценностям прошедших эпох, их новое открытие, продиктованное потребностями духовной жизни». Как вы думаете, зачем современному читателю нужны знания о духовной жизни людей 18 века?

^ Знать: признаки классицизма, особенности эпохи Просвещения, историческую обстановку, общую хар-ку лит-ры 18в.; понимать: роль лит-ры 18 века в последующем развитии культурных традиций; уметь: сопоставлять исторические факты и литерат. традиции; самостоятельно строить устное высказывание с опорой на критическую лит-ру.

Пересказать статью учебника о М.В.Ломоносове. Выразит. чтение оды «На день восшествия Елизаветы на престол..»

М.В.Ломоносов «Живое единство наук и художеств». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в оде «На день восшествия Елизаветы на престол».

Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор рус. литер. языка.»На день восшествия Елизаветы на престол..». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в оде Ломоносова.

Рецеп-я: чтение высказываний о Ломоносове;

Репродук-я: пересказ статьи учебника о Ломоносове, осмысление сюжета оды; продукт-я, творч.:выразит. чтение, развернутый письменный ответ на вопрос; поисковая: самост-й поиск ответа на проблем. вопрос; исслед-я: анализ текста оды; развернутые устные высказывания с опорой на литературоведческий текст.

Отв-ть на вопросы: какие строки оды привлекли ваше внимание и почему? Что вы знаете об эстетической системе классицизма? Можете ли вы согласиться с тем, что в оде Ломоносова есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма?

^ Знать:факты жизни и творчества Ломоносова, характерные особенности оды как жанра лирической поэзии; понимать: идейно-худож-й смысл оды, восторженное отн-е к тайнам при роды, к науке, к просвещению; уметь: выразит. читать, выявлять авторскую позицию, строить письменное высказывание; определять смысловые части оды, выявлять композицию текста, находить метафоры.

Г.Р.Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина.

Традиции и новаторство в поэзии Державина. Жанры лирики. Отражение в стих-х представлений о подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений. Взгляд Державина на роль поэта и поэзии в стих-и «Памятник».

Рецепт.: чтение и восприятие стих-я «Памятник»; репод.: пересказ статьи учебника; продукт., творч.: развернутые ответы на вопросы; выразит. чтение стих-й; исслед-я: анализ поэтич. текста.

Ответить на вопросы: в чем видит назначение поэта и поэзии Державин; что такое «забавный русский слог», который он ставит себе в заслугу? В ЧЕМ Державин продолжает традиции Ломоносова, а в чем их разрушает, создавая новые?

^ Знать: факты жизни и творчества Державина, черты классицизма, новаторство поэзии Державина;

понимать: особенности поэзии Державина, в чем он отходит от канонов классицизма, какую роль отводит поэту и поэзии; уметь: воспринимать и анализировать поэтический текст; определять место стих-я в творческой эволюции поэта; понять сущность мировоззрения автора, его взгляды на роль поэта и назначении поэзии.

Отв-ть на вопрос: прав ли Державин, считая, что «памятник себе воздвиг чудесный, вечный»? Вспомнить определение сентиментализма. Инд.з.: обзор «Путешествия» Радищева по главам («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»); сообщение: творческий и жизненный путь Радищева.

«Не раб, но человек». Жизненный подвиг А.Н.Радищева.

«Путешествие из Петербурга в Москву». Главы «Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть».

Сентиментализм как литер. направление. Жанр путешествия как форма панорамного изображения рус. жизни.

Отражение в «Путешествии..» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепост-й России в книге Радищева, ее гражданский антикрепостнический пафос. Черты классицизма и сентиментализма

Рецеп-я: чтение фрагментов книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»; репрод-я: пересказ глав «Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»;продукт-я, творч.: сообщение о писателе; поиск-я: самост-й поиск ответа напроблемный вопрос; комментир-е худож.текста; исслед.: составление таблицы «Черты сентиментализма и классицизма в «Путешествии..».

Ответить на вопросы: почему А.С.Пушкин называл Радищева «врагом рабства»? Можно ли сказать, что книга Радищева- повествование о судьбе русского народа?

^ Знать: черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, просветительские взгляды Радищева;

понимать: особенности стиля Радищева;

уметь: строить высказывание, определять тему, идею, выявлять авторскую позицию, особенности произв-я.

Подготовить рас-з о Н.Карамзине(презентация), прочитать повесть «Бедная Лиза». Инд.: Карамзинские места в России (сообщение, заочная экскурсия)

«Он имел душу, он имел сердце!» Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».

Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза».Сентиментализм как литературное направление. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза»

Рецеп-я: чтение статьи учебника; репродук.: пересказ статьи учебника, ответы на вопросы репродукт-го хар-ра; продукт., творч.: сообщение о жизни и творч-ве Н.М.Карамзина; презентация, заочная экскурсия или сообщение «Карамзинские места в России»; выразит. чтение пейзаж. зарисовок повести;

Поиск.: комментирование худож.текста; исслед-я: анализ текста (выявление черт сентиментализма).

Ответить на вопросы: что характерно для русского сентиментализма; какова роль пейзажа в развитии сюжета повести? Почему картины природы можно назвать «пейзажем души»? Каким престает рассказчик в повести? Как автор добивается достоверности повествования? Какие особенности речи подчеркивают, что это произведение относится к сентиментализму.

^ Знать: основные факты жизни писателя, содержание повести «Бедная Лиза», признаки сентиментализма; понимать: проблематику произ-я, роль пейзажа и рассказчика в повести «Бедная Лиза»;

уметь: строить монологические высказывания; комментировать текст худож. произв-я, определять роль худож. .элементов в развитии сюжета, отношение автора к изображаемому, выявить и объяснять позицию автора.

Подготовить хар-ку главных героев по плану.

«Призрак счастья» в повести Н.М.Карамзина. Главные герои повести.

Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской лит-ры.

Репрод-я: осмысление изображенных характеров; продукт., творч-я: характеристика главных героев по плану; поиск.:самост-й поиск ответа на проблемный вопрос; исслед.: анализ текста по вопросам и заданиям.

Ответить на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье? Характеристика героев по плану. Рецензирование ответов.

^ Знать: черты жанра сентиментальной повести, сюжет произв-я;

понимать: противоречивые хар-ры героев и способы их психологической хар-ки;

уметь: давать хар-ку персонажа по плану; выявлять отличительные черты персонажа сентиментального произв-я; способы проявления авторской позиции; развернуто обосновывать свои суждения.

Письменный ответ на вопрос»Каковы требования Н.Карамзина к писателям? Как они отразились в повести?

Из русской литературы первой половины 19 века. Золотой век русской литературы.

Новое понимание чел-ка в его связях с национальной историей. Осмысление ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в лит-ре романтических ценностей. Формирование представлений о национальной самобытности русской изящной словесности. Роль литературы в формировании литер-го языка. Проблема личности и общества. Образ героя времени. Тип героя- индивидуалиста.

Рецеп-я: чтение вступит. статьи учебника. Репрод.: ответы на вопросы репродукт-го хар-ра; запись основных положений лекции учителя; исслед.: сопоставление основных историч-х событий и явлений лит-ры; составление таблицы.

Ответить на вопросы: как вы понимаете слова Салтыкова-Щедрина, что лит-ра – «сокращенная вселенная»? Каковы основные черты рус. класс. лит-ры? Запись основных положений лекции учителя. Ответить на вопросы: в чем заключаются истоки русского романтизма? Почему всегда в романтизме существует разрыв между мечтой и реальностью? В чем суть философии двоемирия?

^ Знать: общую хар-ку развития рус. лит-ры, отличительные черты романтизма, центральные темы русской лит-ра;

понимать: национальную самобытность русской лит-ры;

уметь: развернуто обосновывать суждения; прослеживать темы русской лит-ры в их исторических изменениях; делать выводы; отбирать необходимый материал для заполнения таблицы; давать определение романтизму.

Поготовить крат рас-з о жизни и творч-ве В.Жуковского по материалам статей учебника, прочитать стих-я «Море», «Невыразимое».

«Его стихов пленительная сладость» (А.С.Пушкин). В.А.Жуковский. Жизнь и творчество.

Черты романтизма в лирике В.А.Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в стих-и «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

Рецепт.: чтение и восприятие стих-й; репрод.: ответы на вопросы, выборочный пересказ статей учебника; продукт., творч.: выразит. чтение стих-й; поиск.: установление ассоц. связей с произв-ми живописи; исслед.: анализ стихотворного текста.

Просмотр учеб. фильма «В.А.Жуковский». Выразительное чтение стих-й «Море», «Невыразимое». Ответить на вопросы: какой символический смысл имеет образ моря в одноименном стих-и? Почему именно форма отрывка избрана поэтом для выражения мысли в стих-и «Невыразимое»? Что в природе и в душе человека, по мысли Жуковского, «невыразимо» в стихах?

^ Знать: факты жизни и творчества В.А.Жуковского;

понимать: поэтический текст; символический смысл стих-й;

Устное размышление: как вы понимаете слова Пушкина о творчестве Жуковского «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? Прочитать балладу «Светлана», выучить наизусть вступление.

«Лучший друг нам в жизни сей - вера в Провиденье». Нравственный мир героини баллады «Светлана» как средоточие народного духа и христианской веры.

Баллада «Светлана». Жанр баллады в творч-ве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана»- пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана- пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Рецеп.: чтение статьи учебника; чтение баллады «Светлана»; репрд.: осмысление сюжета, хар-ра героини, ответы на вопросы; продук., творч.: выразит. чтение наизусть; поиск.: ответ на проблем. вопрос: «Почему поэт утверждает, что главное – «вера в Провиденье»?» исслед.: сопоставление иллюстраций и текста баллады; анализ худож-го текста.

Ответить на вопросы: что свидетельствует о влиянии народной нравственности на характер, поведение, взгляды героини; в чем, на ваш взгляд, заключается простота основного сюжета баллады? Почему поэт утверждает, что главное- «вера в Проведенье»?

^ Знать: жанровые особенности баллады, сюжет произв-я;

понимать: романтический хар-р баллады;

уметь: воспринимать и анализировать

худож. текст; приводить доказательства; видеть авторскую модель мира и прослеживать по тексту, как рождается худож. образ.

Подготовить рас-з об А.С.Грибоедове, истории создания комедии «Горе от ума».

«Могучее проявление русского духа». Очерк жизни и творчества А.С.Грибоедова.

Жизнь и творчество драматурга. История создания комедии «Горе от ума».

Рецепт.: чтение отрывка из 2 главы «Путешествие в Арзрум» А.Пушкина, воспоминаний современников из хрестоматии критич. материалов;

Репрод.: ответ на вопрос «Какие особенности личности писателя отмечали современники?»; продукт, творч.:составление высказывания о портрете писателя по плану; сообщение об А.Грибоедове и истории создания комедии «Горе от ума»; составление плана статьи учебника.

Принято считать, что индивидуальный стиль в искусстве стал играть заметную роль только на сравнительно поздних исторических этапах. В музыке он начинает властно заяв­лять о себе, быть может, со времен И.С. Баха и достигает наи­большей силы выражения у романтиков. Предшест­вующее классицизму эволюционное развитие было скорее сменой ис­тори­ческих стилей.

Индивидуальный стиль композитора – один из важней­ших предметов музыковедческих исследований. Здесь в рам­ках стилевого анализа ставятся и решаются самые разные

проблемы, такие, как проблема формирования и становле­ния стиля в про­цессе творческой эволюции, проблема стиле­вого своеобразия творчества.

Что касается проблемы эволюции композиторского сти­ля, то иссле­дователи развивают две разные концепции. Со­гласно одной из них стиль может меняться. Согласно другой – стиль как коренное свойство лично­сти, прояв­ляющееся в его почерке, остается неизменным. Меня­ются же лишь формы его проявления. Более близкой к ис­тине нам представляется вторая концепция. Вообще же обе они правомерны и дополняют друг друга. Первая относит­ся к средствам внешнего выражения индивидуаль­ности, которые с течением времени обогащаются, осваиваются, изобрета­ются. Вторая – к генетическому аспекту стиля, который остается неизмен­ным.

Выработка индивидуального стиля композитора – дли­тельный про­цесс движения от биологического и детски не­посредственного выра­жения к оснащению всеми атрибута­ми музыкальной традиции, куль­туры, моды. Иногда это идет вразрез с личностными свойствами, и тогда начинается му­чительная подгонка личного к надличному, как у китайской женщины, со страданиями втискивающей свои нормальные ступни в узкие деревян­ные колодки, соответствующие идеа­лу кро­шечных ножек. Однако чаще всего будущий творец довольно быстро находит свою собственную стезю во множе­стве направлений развития, которые предлагает ему профес­сио­нальная школа.

Наиболее ясными с точки зрения развития теории стиля представ­ля­ются особенности начального этапа развития, ко­торый и подпадает под определение «раннего стиля». Для него как раз характерно, с од­ной сто­роны, преобладание школьных норм в музыкальном языке произведений, с дру­гой же – стремление преодолеть их влияние, реа­лизуемое иногда даже в очень дерзкой, вызывающей манере. Но и само это преодоление выгля­дит как негативное отображение ака­демиче­ских норм.

Так, юный Скрябин в пятой прелюдии ор. 11, относящей­ся к ран­нему периоду творчества, вступает в полемику с пе­дагогами по курсам гармо­нии, которые считают невозмож­ным, неправильным введение субдоми­нантового аккорда после аккордов доминанты. Вся прелюдия как раз и по­ст­роена на обыгрывании столь порицаемого гармониче­ского оборота:

Прелюдия звучит дерзко, ново, оригинально, но, как ни парадок­сально, уже своей необычностью, как исключение из правила, утвер­ждает одно из основных правил школьной гар­монии. Примечательно также, что в сочи­нениях этого пери­ода композитор в большинстве случаев использует тра­дици­онную для ученических задач по гармонии четырехголосную про­зрачную фактуру.

Но уже здесь, в первые годы занятий композицией, с пре­дельной ясно­стью выступает одна из характерных черт скря­бинского стиля – любовь к утонченной, изысканной гармо­нии.

Поздний стиль Скрябина развивает, а точнее развертыва­ет эту черту, но в другом звуковом материале. Теперь огром­ную роль в его гармонии на­чинает играть альтерация, ус­ложнение структуры аккор­дов, ориентация на использование закономерностей обертонового зву­коряда.

Проблемы, связанные с понятием зрелого и позднего сти­ля, разно­об­разны. Исследование творчества композиторов показывает наличие ряда важнейших тенденций, проявля­ющихся на этих стилевых этапах. Одной из них является прояснение и упрощение музыкального языка, освобожде­ние от балласта технических ухищрений, которым компози­тор нагружается в первые годы профессиональной деятель-

ности. Если в раннем стиле накопленные традицией акаде­мические нормы подчиняют себе индивидуальность компо­зитора и тем самым приглушают ее проявления, то в зрелом стиле, напротив, личное, ин­дивидуальное на­чало подчиняет себе эти нормы, усваивает их, делая неповторимыми, при­су­щими оригинальному стилю.

Зрелый период творчества, как правило, бывает связан с установ­ле­нием мировоззрения, с окончательным формиро­ванием эстетиче­ского кредо, с прояснением тематических предпочтений. И конечно, это не мо­жет не сказываться на изменении характера создаваемых произведений. Но не все­гда эти изменения можно расценивать именно как стилевую эво­люцию. Речь должна идти, скорее, о разных сторонах и спо­собах выявле­ния индивидуальности, личности, авторского Я, ос­тающегося во всех этих изменениях, ипостасях и пово­ротах самим со­бой.

Не всегда в биографии композитора находятся основания для отде­ления зрелого этапа творчества от позднего. Такими основаниями служат и жиз­ненные обстоятельства, и изме­нения жанровой палитры, и нахождение не­обычных новых средств, как это было у Скрябина.

Принято выделять поздний стиль, например, в творчестве Бетхо­вена, Шумана. И в том, и в другом случае обычно так или иначе увя­зывают сти­левые особенности с состоянием здоровья: у Бетховена – с прогрессирую­щим ухудшением слуха, у Шу­мана – с психической бо­лезнью. Однако, как и в большинстве других случаев, значительную роль играют и собственно худо­жественные факторы. В позднем пе­риоде творчества Шуман, напри­мер, обращается к новой жанровой области, связанной с вокально-инстру­ментальной и хоровой тради­цией ораторий, баллад. В этой сфере он соз­дает великолепные произ­ведения, до сих пор в исполнительской практике еще недооцененные по достоинству. Изменение жанрового стиля исследо­ватели не­вольно связывают с наступлением позднего этапа творчества и подводят их под понятие «позднего стиля», что, конечно, не­правомерно и оправ­дано лишь хронологически.

Некоторые мои статьи вытекают из обсуждений, которые предлагает Елена, хозяйка сайта Салон эксклюзивного бисера. И сегодня как раз такой случай. Как-то однажды ею был задан интересный вопрос: узнаваемый почерк автора - хорошо это или плохо ?

Чтобы ответить на этот вопрос, естественно сначала нужно выяснить, что же такое авторский почерк. Другими словами, авторский стиль или индивидуальный стиль. А это в свою очередь говорит нам о том, что сначала нужно выяснить, что такое стиль.

Обратимся к словарям:

по Ефремовой, Стиль - это Совокупность характерных признаков, свойственных чему-л., отличающих что-л.

Вики-словарь говорит уже конкретнее о художественном стиле:

Стиль — совокупность признаков, характеризующих искусство определённого времени, направления или индивидуальную манеру художника

Об общем художественном стиле говорит и Ожегов (вернее его словарь):

Стиль - Совокупность черт, выразительных художественных приемов и средств, обусловливающие собой единство какого-нибудь направления в творчестве. Можно говорить о стиле отдельных произведений или жанра(напр., о стиле русского романа сер. 19 в.), об индивидуальном стиле(творческой манере) отдельного автора, а также о стиле целых эпох или крупных художественных направлений.

Эти определения все же не дали мне четкого понятия, что же такое стиль, поэтому я обратилась к теории стиля. Подробней всего теория стиля, по моему мнению, описывается в "Теории стиля" А.Н Соколова. Именно его рассуждения я и взяла за основу объяснения художественного стиля.

В "Теории стиля" Соколова мы можем прочесть, что многие исследователи стиля, как эстетической категории, приходят к тому, что стиль характеризуется общностью и единством элементов, из которых он состоит. При этом Соколов приходит к выводу, что все элементы стиля подчиняются некоторому художественному закону. Именно по этому художественному закону каждому определенному стилю соответствуют свои определенные элементы. То есть, если из данного стиля мы уберем или заменим хотя бы один элемент, то он будет нарушен, а то и вовсе разрушен.

Например, египетский стиль отличается лаконичностью геометрических форм, богатством, особой торжественностью, сдержанной приподнятостью и значимостью. В наше время украшения в египетском стиле – это эмаль, декор, обилие золотых оттенков, яркие камни, контрастирующие с золотом. Этому стилю присущи красные, синие, черные и белые оттенки. Если мы уберем хотя бы один элемент стиля, то не сможем получить цельный египетский стиль. Тогда можно говорить и о мере стильности . То есть стиль, в зависимости от законченности, может выражаться в большей или меньшей степени. Так же может происходить и смешение стилей. В данном случае существует два варианта: либо стили смешиваются между собой, и получается единое целое, либо один единый и законченный стиль дополняет другой.


Если мы говорим о бисерных изделиях, то здесь действует понятие стилизованности , то есть подобие стиля выраженное при помощи данных материалов.

Исследуя проблемы стиля, Соколов приходит к выводу, что стиль - это не только совокупность определенных черт, но и выражение мировоззрения художника посредством этих черт.

Еще одна характеристика стиля - это идейность. Например, художественным смыслом или идеей византийского стиля в архитектуре, было заставить человека ощутить свою ничтожность перед божественными силами, мощь Византийской империи и церкви.


В бисерной работе тоже может быть заложена идея, если она выполнена в каком-то определенном, существующем стиле. Например, если мы возьмемся делать коллекцию украшений для королевы, то нам нужно будет выразить величественность, горделивость, шик, властность и красоту наших королев.

Рассуждая, Соколов выводит несколько факторов, из которых, по его мнению, складывается стиль:

Основные стилеобразующие факторы:

  • мировоззрение
  • идея
  • тема
  • образ или система образов (то, что подвигло нас на создание данного изделия)
  • метод
  • жанр (частично)
  • композиция

Эти факторы присущи для любого художественного стиля. Но в каждом виде искусства существуют и свои собственные факторы, которые тоже могут послужить образованию стиля. Эти индивидуальные факторы скорее дополняют стиль, делают его своеобразным и придают некую окраску. То есть они больше присущи индивидуальному стилю.

Так, техника, вид бисерного рукоделия, цветовая гамма - придают стилистическую окраску творчеству, делают стиль своеобразным, но при этом не являются основой стилеобразования. Лично я бы еще добавила сюда доступность материалов ))). Как часто на стиль бисерного дизайнера влияет отсутствие тех или иных материалов. Мы начинаем искать варианты, замену материалу. Таким образом, даже появились новые техники изготовления кабошонов - вышитых бисером.

Следовательно, мы приходим к тому, что художественный стиль - это эстетическое единство всех стилевых элементов и факторов, подчиненных определенному художественному закону. Сущность стиля - это художественная закономерность.

Получается, что стиль творчества художника - это не все его творчество, а проявляющаяся в нем (творчестве) художественная закономерность.

В своих рассуждениях Соколов приходит к выводу, что общий стиль (художественная закономерность), приобретает отпечаток личности художника, придающего ему неповторимое индивидуальное своеобразие.

По Соколову, индивидуальный стиль - это отражение личности в творчестве. Чем выше творческая личность, тем совершеннее он воплощает законы стиля. Творчество гения становится вершиной стиля. При этом художник не может выражать свой собственный стиль вне стиля общего (о котором мы говорили выше). Что это значит:

Индивидуальный стиль - это индивидуальный вариант общего стиля, направления, стиля эпохи. Например, если мастер создает украшения в этническом стиле, это не мешает ему создать свой индивидуальный стиль в этом направлении. Неповторимость стиля - это единственность и невозможность существования такого же индивидуального стиля. Но в то же время, это не мешает ему иметь сходство с другими стилями этого же направления. Бывают случаи, когда индивидуальный стиль художника порождает целую школу. Стиль художника не всегда отличается единством. Обращение автора к разным стилям может говорить о многогранности его художественного мира.

Метод есть у каждого художника, но стиль может вообще не состояться (Б.Р. Виппер)

Некоторые философы считают что стиль - это наивысшая степень творческой натуры художника. Не у каждого художника есть свой собственный неповторимый стиль, по которому можно узнать его работы.

В своем труде "Простое подражание природе, манера и стиль", Гёте говорит о трех методах в искусстве:

простое подражание природе - точное копирование природы художником;

манера - создание собственного языка, в котором художник выражает себя;

стиль - высшая ступень художественного познания объективной действительности;

Если мы говорим о бисерном рукоделии, то первый метод нужно заменить на точное копирование чьих-то изделий по схемам, мастер классам. Это начальная стадия развития для всех. Гёте говорит, что этот метод быстро надоедает художнику и он начинает искать свои методы, начинает самовыражаться. Таким образом он приходит к своей собственной манере выполнения изделий. Это как раз могут быть излюбленные техники, цветовая гамма, материалы, форма и т.д.

Но вот стиля, как высшей степени художественного познания, достичь нелегко. Ведь для этого нужно чтобы стиль был целостным, то есть обладал всеми элементами и факторами, о которых говорится выше.

На мой взгляд, в бисерном рукоделии, когда мы говорим "стиль автора" мы говорим о манере самовыражения. Где манера - это "художественная система, не сложившаяся в законченный стиль".

Далеко не у всякого художника своеобразие творчества поднимается до уровня стиля. Среди мастеров бисерного рукоделия есть очень много художников с оригинальной и своеобразной манерой. Но художников со своим собственным, неповторимым стилем, единицы. К таким я бы отнесла Бетси Янгквист, Карен Пауст, Тамуну Лежава и других.

Отвечая на вопрос Елены, можно сказать, что иметь свой индивидуальный стиль, манеру - это хорошо и даже очень). Другой вопрос, в котором каждый уже должен разобраться сам: а есть ли у Вас свой собственный стиль? Манера? Или может Вы путаете индивидуальный стиль с однообразием?

об индивидуальном стиле, правда фотографов. Но если подменить фотографа на мастера бисерного рукоделия, вполне подходящая. Мне понравилось, что там говорится о том, что невозможно приобрести индивидуальный стиль, работая неискренне, без души, только для продажи. Но об этом в одной из следующих статей.

Статья получилась очень длинная и на мой взгляд сложновата для понимания. Так что если где-то что-то непонятно - обязательно спрашивайте!

Я не питаю иллюзий по поводу собственного авторского стиля, благодаря этому хорошо отношусь к критике и прокачиваю писательское мастерство. Иллюзии о собственном стиле мешают расти. Когда я советую авторам выбрасывать стоп-слова, убирать восклицания и не использовать смайлики, они защищаются авторским стилем. Мол, если все это убрать, пропадет индивидуальность. Но это неправда.

Читателю плевать

Индивидуальность, авторский стиль - в мире автора. Им автор удовлетворяет собственные амбиции, потому что хочет писать непохоже на других. Читателю на это плевать. Он хочет полезный и понятный текст. Если у автора суперский стиль, но он пишет фигню, читать никто не станет. И наоборот, если текст полезный, но плохо написан, читатель его бросит. Поэтому первым делом автор фокусируется на качестве текста. Качественный текст полезный и простой для восприятия. Написать его - уже достойный результат. Другая проблема, что авторский стиль нельзя применять где попало, он уместен только в личном блоге автора или на странице в фейсбуке. Когда автор пишет на стороннюю площадку, он подчиняется ее редполитике.

Это не авторский стиль

Часто авторы неправильно понимают смысл авторского стиля. Считают, что это смайлики и восклицания, а на самом деле, это то, что остается, если их выбросить. Возьмем, к примеру, случайный пост в инстаграме: Здесь нет авторского стиля. Все ателье, салоны красоты, кондитерские пишут в инстаграме примерно одинаково: разговорно и со смайликами. Отредактируем текст. Это изначальный вариант:

Это платье совершенно случайно оказалось заложником обстоятельств — ждало всю зиму свою хозяйку, для которой было отложено! Не дождалось! Поэтому, оно в свободной продаже!! Размер 44-46 , даже больше 46 (грудь 88-92 ориентировочно) , как всегда, по фигуре подгоним бесплатно!) Ткань — шикарный итальянский хлопок, длина миди. Оно в наличии по спец. цене!!


Сначала наведем порядок в знаках препинания и типографике. Сейчас глазам тяжело из-за лишних пробелов, кучи восклицаний и ненужных запятых:

Это платье совершенно случайно оказалось заложником обстоятельств — ждало всю зиму свою хозяйку, для которой было отложено. Не дождалось. Поэтому оно в свободной продаже. Размер 44-46, даже больше 46 (грудь 88-92 ориентировочно), как всегда по фигуре подгоним бесплатно. Ткань — шикарный итальянский хлопок, длина миди. Оно в наличии по спец. цене.


Стало аккуратнее, теперь подправим текст. Историю про обстоятельства продажи сократим, а остальной текст отформатируем:

Мы шили это платье на заказ, но хозяйка его не забрала, поэтому ищем новую:-) Размер 46, грудь 88-92 см, бесплатно подгоняем по фигуре Ткань — итальянский хлопок Длина — миди В наличии по спец. цене (подробности в Вотсап)


Разговорность сохранилась, даже смайлик я добавила, чтобы по манере было похоже на первоначальный вариант. Теперь осталось только непонятно, почему длина — миди, если на фотографии она в пол. Вообще, если есть фотография, то эта подробность лишняя. Ее убираем и добавляем пользы:

Мы шили это платье на заказ, но хозяйка его не забрала, поэтому ищем новую:-) Размер 46, грудь 88-92 см, бесплатно подгоняем по фигуре Ткань — итальянский хлопок Ткань плотная, поэтому подходит для прохладного лета, начала осени и конца весны. Цена 5000₽, заказ в комментариях


Теперь читателю не надо искать номер вотсапа за подробностями, он принимает решение на месте. А сообщение стало более полезным и удобным для чтения, хотя авторского стиля здесь все еще нет.

Как формируется

Авторский стиль формируется годами. У Довлатова был авторский стиль, у Зощенко, но не у Маши из Рязани, которая два года работает в местной газете журналистом и научилась писать лучше коллег. Авторский стиль зависит от характера автора, жизненного опыта, отношения к жизни, интеллекта, словарного запаса, эрудиции и постоянной практики. Чем больше знаний и опыта, тем отточеннее стиль.
  • Я знаю автора, его зовут Денис. У Дениса веселый твитер, и группы в соцсетях. Аудитория Дениса - пятнадцать тысяч человек. В каждом тексте есть характер, интеллект, отношение к жизни, даже если прямо он о них не рассказывает. Денис часто пишет и много читает. Если он продолжит в том же духе, лет через 7-10 станет крутым автором с закаленным авторским стилем. Но пока нельзя сказать, что у Дениса особый авторский стиль, он просто хорошо и интересно пишет. При этом не надувает щеки, какой он крутой, а потихоньку оттачивает мастерство.

Чтобы выработать авторский стиль, сначала нужно научиться хорошо писать. Вот, как я вижу эволюцию автора:

Учится очищать текст о мусора ↓ Структурировать материал ↓ Работать с содержанием: знает, где отрезать, разжевать, добавить пример ↓ Редактировать чужие материалы ↓ Превращать текст в продукт с иллюстрациями, врезками, хорошей версткой ↓ Прокачивает навыки ↓ Прокачивает навыки ↓ Прокачивает навыки ↓ Прокачивает навыки ↓ Оттачивает авторский стиль

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...