Чем отличается конституция других законов. Отличия Конституции и простого закона


Слово «конституция» происходит от латинского constitutio — установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме отдельные акты императорской власти, которыми учреждались новые порядки, именовались конституциями. Однако современное значение этому термину стали придавать лишь в период возникновения буржуазных государств, когда с помощью конституции учреждались буржуазные порядки в той или иной стране. Первой писаной конституцией (т. с. представляющей единый основной закон с внутренней структурой, которому должны были соответствовать все другие правовые акты в стране) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую до сих пор. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции 1791 г. и Конституция Польши 1791 г. В настоящее время конституция — не только правовой акт. В ее содержании присутствуют ориентиры справедливости для всего общества.

В то же время конституции как любому нормативному правовому акту присущи следующие признаки: общеобязательность; формальная определенность; многократность применения ее норм к общественным отношениям определенного вида; защищенность принудительной силой государства.

Конституция обладает и особыми юридическими свойствами , отличающими ее от всех иных правовых актов. Это связано с тем, что в современных условиях конституция является основным законом государства и в отличие от других законов является актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму. Конституция как основной закон государства учреждает, юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

В отличие от обычных законов основной закон государства должен быть стабильным и долговременным, поэтому нормы конституции имеют общий характер, а сама конституция принимается путем референдума (Россия, Франция, Греция, Испания), конвентом (США), учредительным собранием (Индия, Италия) или специально созываемым конституционным собранием страны. Конституция может быть октроирована, т. е. введена в одностороннем порядке актом исполнительной власти — главы государства.

Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов Центральной избирательной комиссией РФ, которая признала референдум состоявшимся, а Конституцию — принятой. В связи с этим прекратила свое действие Конституция РФ. принятая 12 апреля 1978 г. Это был очень важный шаг в осуществлении конституционной реформы.

Но с принятием Конституции конституционная реформа в России не закончилась. Ее продолжением являются принятие предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов (некоторые уже приняты, например о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ), приведение законодательства в соответствие с Основным законом, а также возможные и допустимые изменения самой Конституции.

Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

Преамбула , т. е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, так как в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции. Раздел 1, состоящий из девяти глав, является основной частью Конституции РФ. Раздел 2 включает заключительные и переходные положения.

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей. В гл. 1 «Основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие (ст. 13).

В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной их основополагающих в Конституции РФ.

Глава 3 называется «Федеративное устройство». После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.

В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область). Субъектам РФ удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для полноценною развития.

Остальные главы посвящены системе государственной власти и принципам организации местного самоуправления в России.

Конституция РФ как Основной закон нашей страны обладает важными юридическими признаками.

В отличие от других законодательных актов Конституция РФ имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества. Предметом конституционного регулирования являются основные свойства политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Верховенство как юридическое свойство Конституции РФ означает, что она по значимости регулируемых отношений и правовой силе ее норм составляет вершину системы права и действует на всей территории РФ. Как основной источник права Конституция РФ содержит исходные начала всей системы права. Все законы и иные акты государственных органов издаются на ее основе и в соответствии с ней. Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция РФ содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция РФ — центр правового пространства, она определяет согласованность развития и систематизации права.

Высшая юридическая сила Конституции РФ определяется с тепенью ее обязательности. Соблюдать Конституцию должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 1 ст. 15). Ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к различным видам ответственности. Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех субъектов права.

Прямое действие Конституции РФ означает, что установленные ею нормы, принципы используются прямо и непосредственно при регулировании конкретных отношений, не требуется принятия дополнительных нормативных актов. В применении Конституции РФ не может быть отказано под предлогом отсутствия федерального закона, иного нормативного акта, призванного определить порядок действия соответствующей конституционной нормы.

Стабильность Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения. Конституция характеризуется устойчивостью и защищена от поспешных корректировок особым порядком внесения в нее поправок. Согласно нормам гл. 9 Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном Собрании. Поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовали две трети депутатов Государственной Думы и три четверти членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем двумя третями субъектов РФ. Предложения о новой редакции гл. 1, 2, 9 рассматриваются Конституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование — референдум; поправки в них не вносятся. Пересмотр гл. 1, 2, 9 Конституции РФ имеет принципиальное значение, которое влечет существенное изменение Конституции, почти равносильное принятию новой. Поэтому названные главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (ч. 1 ст. 135).

Юридические особенности Конституции РФ

Конституция РФ 1993 г. является писаной. Она принята на референдуме, изменяется в жестком порядке, за исключением процедуры внесения в ее ст. 65 новых наименований субъектов Федерации.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. I ст. 15, ст. 18). Заранее невозможно нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. Именно на этом и специализируются конституционные нормы, предназначенные для закрытия «белых пятен» в правоприменительной практике. Конституция действует прямо и в том случае, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое или непосредственное действие конституционных норм означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. Например, при обращении в суд за защитой права на благоприятную окружающую среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст. 42) как на источник закрепления данного права. Он не обязан ссылаться на нормы экологического, санитарно-эпидемиологического, градостроительного и другого законодательства. Тем более что в отраслевом законодательстве могут отсутствовать необходимые правила.

Конституция РФ обладает верховенством (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Ни один акт, от кого бы он ни исходил, не может быть принят, если он идет вразрез с положениями Конституции. Если же положениям Конституции противоречит акт, принятый до ее вступления в действие, то он должен быть приведен в соответствие с ней. Кроме того, из названного свойства Конституции вытекает обязанность законодателя детализировать ее содержание в отраслевом законодательстве. Названная обязанность вовсе не исчерпывается принятием законов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (о государственных символах, о Правительстве, о Конституционном Суде и т. п.). Отраслевое законодательство должно максимально раскрывать содержание любых конституционных норм. В развитии конституционных норм особое значение принадлежит федеральным конституционным законам (ст. 108) — передаточному звену между Конституцией и обычным законодательством, детализирующему наиболее важные ее положения. Задача детализации конституционного содержания лежит и на правоприменительных органах, тех же судах.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Следовательно, при столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Приведенное правило в силу высшей юридической силы Конституции не распространяется на нее саму, а также на законы о поправках к ней.

Высшая юридическая сила Конституции РФ дополняется особым статусом гл. 1 «Основы конституционного строя». Положениям этой главы не могут противоречить любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой, чем иные нормы Конституции. Главу 1 иногда именуют «конституцией в конституции». Другие нормы Конституции РФ развивают, уточняют положения гл. 1, вытекают из них. Так, на детализацию положений ст. 2 Конституции РФ о человеке, его правах и свободах как высшей ценности и об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина направлены нормы гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

Еще одна особенность Конституции РФ — особый порядок ее охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Однако в стране учрежден и специализированный орган конституционного контроля — Конституционный Суд РФ. К исключительной компетенции Конституционного Суда относятся толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.

К числу содержательных особенностей Конституции РФ относятся: сжатое, но комплексное закрепление устройства государства и негосударственных институтов; приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями; учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Структура Конституции РФ включает преамбулу и два раздела. В первом из них девять глав, включающих 137 статей. Раздел второй «Заключительные и переходные положения» состоит из девяти пунктов.

Одни положения российской Конституции могут быть квалифицированы как реальные (например, нормы о статусе Президента), другие остаются в значительной мере фиктивными (нормы о правах и свободах человека и гражданина).

1) Имеет учредитель­ный характер . В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем су­веренитета и единственным источником власти.

2) Обладает высшей юридической силой . Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применя­ется на всей территории России. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Основному за­кону.

3) Имеет всеохватыва­ющий характер . Конституция РФ распространяется на все сфе­ры жизни общества (экономическую, социаль­ную, политическую, духовную), в рамках кото­рых она регулирует базовые основы обще­ственных отношений.

4) Является основой для всех иных источников права . Принципы и положения Конституции РФ игра­ют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства РФ.

5) Отличает особый порядок охраны . Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является её гарантом. Конституционный суд РФ – это орган, специ­альной задачей которого является правовая ох­рана Конституции РФ.

6) Характеризует осо­бый, усложнённый по­рядок пересмотра и внесения поправок . Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным собра­нием. Внесение же поправок направлено на из­менение глав 3–8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента. Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Кон­ституции РФ: Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/ 5 членов СФ или депутатов ГД.

Функции Конституции РФ. (Наименование функции. Её сущность)

1) Политическая . Определяет устройство гос-ой власти в РФ, закрепляет политическое многообразие.

2) Правовая . Выступает ядром правовой системы РФ, учреждает основополагающие правовые положения, являющие­ся исходными и определяющими для различных отрас­лей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласован­ный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежа­щее правовое регулирование общественных отноше­ний с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчинённых нормативных правовых актов гос-ва.

3) Гуманистическая . Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой сис­темы гос-ва общепризнанные принципы и нормы международного права.

4) Учредительная . Устанавливает определённый порядок в гос-ве, создаёт систему институтов и органов власти РФ.

5) Мировоззренчес­кая . Способствует формированию правового сознания населения – совокупности знаний о праве, взгля­дов на право, отношений к праву и оценок права.

Конституционный строй РФ – это система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавли­ваемых и охраняемых Конституцией РФ и другими конститу­ционно-правовыми актами государства.

Принципы (основы) конституционного строя РФ. (Наименование принципа. Его содержание)

1) Суверенитет народа . Признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и корен­ными интересами. Народ принимает реальное участие в управлении делами общества и гос-ва.

2) Признание человека, его прав высшей цен­ностью . Соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью гос-ва.

3) Федерализм (См. 4.15. Федеративное устройство России (с. 311 –313). Децентрализация гос-ой власти, обеспеченная разграничением властных полно­мочий между РФ, её субъектами и органами местного самоуправления.

4) Республиканская форма правления . Избрание или назначение высших органов власти на определённый срок; сфера компетен­ции органов власти – разграничена.

5) Разделение властей . Законодательство, исполнение законов и конт­роль за соблюдением законности осуществля­ются относительно независимыми друг от друга органами гос-ой власти при невме­шательстве и строгом разграничении их полно­мочий.

6) Правовое гос-во . Установление верховенства закона в обще­ственной жизни, существование системы соци­ального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищённость личности и обеспечи­вающих ей активное и беспрепятственное ис­пользование конституционных прав и свобод.

7) Демократическое гос-во . Признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина.

8) Социальное гос-во . Создание экономических и юридических усло­вий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека, осуществление ком­плекса мер по поддержанию социально неиму­щих групп.

9) Светское гос-во . Отсутствие государственной религии; ни одно вероучение не признаётся обязательным или предпочтительным.

10) Политический плюрализм . Установление запрета на признание какой-ли­бо идеологии в качестве официальной (гла­венствующей). Утверждение в обществе политического много­образия, провозглашение свободы политичес­ких мнений и действий, легальная возможность для создания и деятельности оппозиции. Осно­ва для утверждения в стране многопартийности.



11) Многообразие и рав­ноправие форм соб­ственности . Признание различных форм собственности (го­сударственной, частной, муниципальной и др.). Равная защита собственности любой формы.

5.5. Законодательство РФ о выборах (См. 4.10. Избирательная кампания в РФ).

Основные понятия : избирательное право, активное избира­тельное право, пассивное избирательное право.

Избирательное право – совокупность юридических норм, регу­лирующих порядок выборов представительных органов и вы­борных должностных лиц государства, а также органов местно­го самоуправления: 1) Активное . Право избирать (с 18 лет). 2) Пассивное . Право быть избранным.

Избирательное право является частью конституционного права.

Особенности выборов в России:

1) Отсутствие минимального порога явки избирателей в день го­лосования для признания выборов состоявшимися.

2) Пропорциональная избирательная система при выборах депу­татов в ГД, мажоритарная избирательная систе­ма при выборах Президента РФ.

3) Процентный барьер для прохождения партий в ГД: 7% – барьер для формирования фракции; от 6–7% го­лосов избирателей – 2 мандата; 5% – 1 мандат.

4) Выборы глав субъектов РФ органами законодательной власти субъектов РФ по представлению Президента РФ.

5) В выборные органы местного самоуправления может быть из­бран гражданин, достигший 18 лет.

Конституция России:

  • · закрепляет государственный строй, основные права и свободы, определяет форму государства и систему высших органов государственной власти;
  • · обладает высшей юридической силой;
  • · обладает прямым действием (положения конституции должны выполняться вне зависимости от того, противоречат ли им другие акты);
  • · отличается стабильностью, обусловленной особым, усложненным порядком принятия и изменения;
  • · является базой для текущего законодательства.

Значение Конституции РФ

Конституция для России сегодня значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, Конституция - это не собрание политических программ и философских концепций. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. В ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Сегодня в России часто говорят и пишут о национальной идее, стремятся понять и сформулировать ее смысл. Это действительно очень важно и актуально. Вместе с тем следует отметить, что национальная идея не насаждается приказом сверху, даже если ему придается конституционное значение. Она складывается и утверждается в сознании общества иным путем.

Конституция прежде всего вносит порядок и организацию в жизнь страны и, что особенно важно, определяет основы положения человека в обществе, принципы взаимоотношений человека и государства. В конституции закрепляются исходные принципы права, функции и основы организации государственных органов, формы и методы их деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах жизни страны: в экономике, политике, социальной сфере, духовной жизни. Конституция определяет основные начала внешней политики государства, соотношение международного и внутри государственного права.

Действительно, Конституция, как правило, содержит нормы, определяющие форму и структуру государства, функции и полномочия важнейших государственных органов, основы правового статуса человека и гражданина. Но такое определение в наше время недостаточно. Оно не только не дает полного представления о Конституции, но и ограничивает ее общественное предназначение, сужает рамки ее реальных возможностей.

Между тем Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства. Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране в виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой системы, единого комплекса, то Конституция - это основание, стержень и одновременно вершина всего права, фундамент всего его развития.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция 1993 г. отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Возможно, что ее создатели не учли сложностей переустройства общества. Однако есть и другая весьма важная сторона дела. Авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять и стимулировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль. конституция закон юридический федеративный

Решать задачи подобным образом, разумеется, нелегко. Россия еще никогда не была страной с высокой правовой культурой, традиционным уважением к праву и правам человека. Наоборот, для прошлого (начиная со времен Российской империи и включая годы Советской власти) был характерен правовой нигилизм. Эти негативные факторы сохранились и сегодня. Для их преодоления необходимо длительное время, освоение гуманитарных ценностей, переориентация общественного сознания. И в современных условиях сохраняется подчас приоритет политики над правом, в то время как сложнейшие политические процессы, происходящие в российском обществе, должны протекать в границах права, не позволяющих политическим страстям перешагнуть правовые принципы. Даже тогда, когда на первый план вышли экономические преобразования, их зачастую пытались решать без должного и умелого обращения к праву, которому отводилась крайне пассивная роль. Ставка делалась на некую саморегуляцию, близкую к разгулу стихии. Казалось, действовал принцип: чем меньше государства и права, тем лучше. Активное включение Конституции в процесс преобразований призвано помочь преодолеть подобные подходы.

Правовая система в государстве выстраивается вокруг основного закона страны, в качестве которого чаще всего выступает конституция. Чем этот документ отличается от других НПА? Почему так важно ставить его на отдельное место в иерархии юридических документов?

Что такое конституция и закон

Конституция – это основной закон страны, который определяет основные права, свободы и обязанности лиц, пребывающих на территории государства, его общественно-политическое устройство, судебную систему и другие важные нормы. В иерархии законов данный правовой акт занимает центральное звено и является базисом, на который опираются остальные законы.
Закон – это система правил, регламентирующих определённую сферу жизни общества или государства. Каждый нормативный правовой акт издаётся законодательным органом и ратифицируется в соответствующем порядке. Действие закона прекращается при его отмене либо принятии другого НПА, который вводит иные правила.

Разница между конституцией и другими законами

Главное отличие конституции от иных нормативных правовых актах – в её юридической силе, которая является наивысшей. Ни один НПА не должен ей противоречить, иначе он автоматически считается ничтожным. При этом законы, как правило, обладают прямым действием: на них можно ссылаться, отстаивая свои права. Конституция в России – это лишь нормативный базис, однако нормы, в ней заложенные, в толковании и уточнении не нуждаются.
При этом закон может быть как федеральным, так и местным. Круг субъектов также может ограничиваться при издании НПА. Конституция распространяется на всю территорию РФ, а также на всех субъектов.

ImGist определил, что отличие конституции от других законов заключается в следующем:

Юридическая сила. Конституция обладает наивысшей силой в государстве, а остальные акты выстраиваются в определённой иерархии.
Действие. Конституция не обладает прямым действием (хотя её нормы не нуждаются в дополнительном толковании), являясь базисом правовой системы, а остальные законы – имеют.
Территория. Конституция распространяет своё действие на всей территории России, в то время как законы могут быть федеральными и локальными.
Круг субъектов. Конституция обязательна для всех людей, а многие законы распространяются на узкие социальные слои.
Прекращение действия. Конституция остаётся главным НПА страны до тех пор, пока не принят и не ратифицирован иной документ. Отмена закона значительно проще – либо принимается новый акт, либо старый утрачивает силу.

Сравнивая Конституцию 1977 года и Конституцию 1993 года мы видим, что произошли изменения в отношении мировой и отечественной политики.

Во – первых в определении государства:

СССР - Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. СССР - единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик.

РФ - Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Во – вторых в определении власти:

СССР - вся власть в СССР принадлежит народу. Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу СССР. Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов.

В РФ единственным источником власти является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

В – третьих в определении собственности:

В СССР - Основу экономической системы составляет социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности.

В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В – четвертых в определении гражданства:

В СССР установлено единое союзное гражданство. Каждый гражданин союзной республики является гражданином СССР. Основания и порядок приобретения и утраты советского гражданства определяются Законом о гражданстве СССР. Граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.



В РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

В – пятых в области прав граждан:

Граждане СССР обладают всей полнотой социально-экономических, политических и личных прав и свобод, провозглашенных и гарантируемых Конституцией СССР и советскими законами. Использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерб интересам общества и государства, правам других граждан.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В – шестых в области государственной идеологии:

В СССР руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу. (Статья 6.)

В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.



В – седьмых в отношении религии:

Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа - от церкви.

Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

В – восьмых в области социальной защиты:

Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту.

В РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В – девятых в области образования:

Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

В РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно.

Выбор редакции
Сова во сне может означать абсолютно разные события в вашей жизни. Всё зависит от того, какого окраса была птица, и при каких...

Любая магическая практика имеет в своем арсенале привороты, пробуждающие чувства в том, на кого они направлены. Это могут быть белое...

Молитва к святителю Спиридону — это не заговор или собеседование на работу. Это общение со святым древних времен, ставшим родным и...

"- В монастырь к нам желаете? - обернулся ко мне кучер, похлестывая пару сытеньких коней, неохотно взбиравшихся в гору.- Да, обитель...
Пятнадцать патриархатов.Православие (с греч. правильное суждение,) – направление в христианстве, сформировавшиеся в течении первого...
Синтез цвет. Получение заданного цвета сложением других цветов называется его синтезом. Как же синтез цвета осуществляется, какие...
Курсовая В этом приближенном методе расчета состояние молекулы описывается так называемой волновой функцией ш, которая составляется по...
Играет важную роль в физиологии человека. Содержится во многих растительных маслах, в частности, в оливковом, и в животных жирах. Входит...
Cодержание статьи: classList.toggle()">развернуть Ломота в теле – это частый клинический симптом различных отравлений,...