Чем отличается тн от ттн. Что изменилось в работе бухгалтера с введением новой транспортной накладной


Минфин России выпустил сразу несколько Писем о том, что госкомстатовскую товарно-транспортную накладную (форму N 1-Т) (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78) никто не отменял и ее надо заполнять одновременно с новой транспортной накладной, утвержденной Правительством РФ (Утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272).
Напомним, что сыр-бор разгорелся из-за того, что в конце июля вступили в силу утвержденные Правительством РФ Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. С ними утверждена и форма , которая оформляется только в том случае, если заключается договор перевозки (Пункт 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272). И неясно, заменяет она унифицированную форму N 1-Т или нет.
И вот финансовое ведомство решило, что вместе с транспортной накладной должны оформляться формы N N 1-Т и ТОРГ-12 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132).
С товарной накладной ТОРГ-12 все понятно. Это , который оформляется при продаже (отпуске) ТМЦ сторонней организации и является основанием для списания ТМЦ у продавца и оприходования у покупателя.
А вот с ТТН дело обстоит интереснее. Как указал Минфин, наряду с правительственными Правилами перевозок по-прежнему продолжают действовать и Общие правила перевозки грузов автомобильным транспортом, которые были утверждены Минавтотрансом РСФСР еще в 1971 г. Ведь их никто не отменял - ни Правительство РФ, ни Минтранс России. И как раз этими Общими правилами и предусмотрено, что основным документом, предназначенным для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом, является товарно-транспортная накладная (§ 1, 3 разд. 6 Общих правил, утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971), которую в 1997 г. и утвердил Госкомстат России. И Минфин ничуть не смущает, что Минавтотранс РСФСР в 1971 г. утверждал Правила перевозки грузов во исполнение Устава автомобильного транспорта РСФСР, который уже давно не действует - с мая 2008 г., когда вступил в силу новый Устав автомобильного транспорта (Статья 44 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"). И если Уставом РСФСР при перевозках грузов автомобильным транспортом было предусмотрено оформление товарно-транспортных накладных (Пункт 47 Устава, утв. Постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 N 12), то новым Уставом, так же как и ГК РФ, предусмотрено оформление именно транспортных накладных (Пункт 2 ст. 785 ГК РФ; п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ). Так что, в принципе, с введением новой формы транспортной накладной форму ТТН можно не заполнять. Она будет просто лишняя, ведь для оформления продажи и для оприходования товара составляется ТОРГ-12.
Но, к сожалению, Минфин настаивает, что для подтверждения затрат на перевозку груза в бухгалтерском и налоговом учете нужны оба документа - и товарно-транспортная накладная, и товарная накладная. И их надо оформлять, если:
(или ) при доставке товара заключается договор перевозки;
(или ) грузоотправитель сам доставляет товар до склада покупателя. Как говорит финансовое ведомство, в этом случае "возникают гражданско-правовые отношения при оказании услуг по перевозке, связанные с необходимостью согласования условий и стоимости перевозки груза, а также места и даты доставки груза".
Хорошо, что Минфин хотя бы разрешил не делать двойную работу, когда покупатель своим транспортом вывозит товар со склада грузоотправителя. В этом случае затраты на перевозку груза и факт его транспортировки надо подтверждать путевым листом.
Безусловно, налоговые инспекторы возьмут на вооружение позицию финансового ведомства. Тем более что некоторые инспекции на местах свое мнение по этому вопросу сформировали.
Ведь еще до того, как появились рассматриваемые Письма, УФНС по Ростовской области на своем сайте прямо заявило, что у ТТН и ТН разное предназначение, потому что транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза, а ТТН предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автотранспортом. И поскольку положения, отменяющие ТТН, в Постановлении Правительства РФ N 272 не приведены, то с 25.07.2011 при перевозке грузов автомобильным транспортом следует составлять одновременно две формы - и ТН, и ТТН (http://www.r61.nalog.ru/help_nalog/cons/ko61_nds/).

Движение товара от поставщика к покупателю сопровождается товаросопроводительными и транспортными документами , предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов. К таковым, в частности, относятся товарная накладная по форме N ТОРГ-12 и (при автомобильных перевозках, на которых в дальнейшем делается акцент в статье) товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме N 1-Т . В отношении последней, кстати, частенько возникают вопросы, начиная от оформления данного документа и заканчивая его наличием (как таковым). Поясним. Допустим, доставка товаров осуществлена продавцом (покупатель транспортировку не оплачивал) или договором купли-продажи предусмотрен самовывоз товара (в доставке задействован собственный транспорт покупателя). Будет ли покупатель в подобных случаях обладателем ТТН? Вправе ли контролеры при отсутствии указанного документа отказать организации в вычете "входного" НДС (разумеется, если налог имел место и прочие условия получения соблюдены)?

Наличие ТТН для налогового вычета обязательно не всегда

Нормы законодательства и примеры судебных решений

Организации, осуществляющие перевозки грузов на собственных и арендуемых автомобилях (далее - транспортные организации), обязаны оформлять ТТН. Таково требование п. 2 Инструкции "О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом" (Инструкция Минфина СССР N 156, Госбанка СССР N 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР N 10/998 от 30.11.1983). А п. 6 указанного документа установлено, что ТТН является единственным документом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета.

На необходимость выписывать ТТН при доставке товара автомобильным транспортом указано и в Методических рекомендациях по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (п. 2.1.2), и в Методических указаниях по бухгалтерскому учету МПЗ (п. 49).

В соответствии со ст. 8 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Груз, на который не оформлена транспортная накладная, перевозчиком для перевозки не принимается.

Исходя из указанных документов, делаем вывод: ТТН (форма N 1-Т) обязательна к применению отправителями и получателями грузов. Иными словами, этот документ составляется грузоотправителем при доставке им груза по заказу покупателя . Он служит основанием для расчетов между сторонами договора перевозки. Кроме того, на основании ТТН, составляемой, как правило, в четырех экземплярах, производится списание и оприходование товарных ценностей.

К сведению. Первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя и предназначается для списания ТМЦ; второй, третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузоотправителя и подписью водителя, вручаются водителю; второй - сдается водителем грузополучателю и предназначается для оприходования ТМЦ у получателя груза; третий и четвертый экземпляры, заверенные подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются организации - владельцу автотранспорта.

Если же покупатель заказчиком перевозки не является, наличие ТТН у него не обязательно. Принятие на учет ТМЦ в этом случае возможно и на основании других документов, в частности товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

К сведению. Товарная накладная составляется в двух экземплярах, первый из которых остается у организации, сдающей ТМЦ, являясь основанием для их списания, а второй передается сторонней организации (покупателю) и является основанием для оприходования этих ценностей.

Аналогичная точка зрения, кстати, выражена в Письмах Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/42, от 15.06.2010 N 03-03-06/1/413 (Указанные Письма, говорят финансисты (ссылаясь на Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138), носят информационно-разъяснительный характер и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, в них изложенной): если организация-покупатель не оплачивает транспортировку товаров, то для оприходования и отражения в учете стоимости приобретенных товаров может служить оформленная ТТН (форма N 1-Т) либо товарная накладная (форма N ТОРГ-12), а также в Письме от 18.08.2009 N ШС-20-3/1195, в котором главное налоговое ведомство страны указало: действующая в настоящее время форма товарно-транспортной накладной N 1-Т обязательна к применению юридическими лицами, являющимися отправителями и получателями грузов. При этом она служит основанием для расчетов между заказчиком транспортной перевозки и перевозчиком. Если покупатель заказчиком перевозки не является, то действующий порядок наличия товарно-транспортной накладной у получателя груза (покупателя) не предусматривает.

Казалось бы, все логично и вопросов возникать не должно. Тем не менее контролеров на местах отсутствие ТТН (в том числе по вышеперечисленным причинам) настораживает. И не факт, что при проверке они не сочтут это основанием для отказа в налоговом вычете (мол, нарушено обязательное условие - документальное подтверждение принятия товаров на учет).
Примеры из арбитражной практики имеются в изобилии. Есть как положительные (в пользу налогоплательщика), так и отрицательные (заканчивающиеся победой налоговиков) решения.
Так, ФАС ЗСО в Постановлении от 11.03.2011 по делу N А27-6755/2010 указал: материалами дела не подтверждается, что налогоплательщик выступал заказчиком перевозки, следовательно, отсутствие у него ТТН не является нарушением законодательства, влекущим признание расходов на приобретение товаров и налоговые вычеты необоснованными. Первичным учетным документом, служащим основанием для оприходования полученных обществом товаров, являлась товарная накладная формы N ТОРГ-12. Следовательно, общество правомерно включило затраты по сделкам с рассматриваемыми контрагентами в расходы по налогу на прибыль и применило вычеты по НДС.
Другой пример - Постановление ФАС МО от 21.02.2011 N КА-А40/316-11. Поскольку по условиям контракта доставку оборудования на склад покупателя производил продавец, судами не принята ссылка налогового органа на непредставление обществом ТТН по форме N 1-Т, при том что заявителем представлены товарные накладные формы N ТОРГ-12, подтверждающие поставку оборудования. На основании исследования указанных документов арбитры пришли к выводу о документальном подтверждении вычетов по НДС.
В Постановлении от 16.09.2010 по делу N А55-30158/2009 ФАС ПО указал: в связи с тем что в рассматриваемом случае покупатель не участвует в отношениях по перевозке груза, наличие или отсутствие ТТН как оправдательных документов юридического значения для него не имеет. Представление ТТН при наличии товарных накладных по форме N ТОРГ-12 не является обязательным и в силу того, что по настоящему делу не оценивается обоснованность в связи с осуществлением перевозки товаров.
Отметим также: в указанном решении арбитры сослались на Письмо N ШС-20-3/1195, в котором, как было отмечено выше, сделан вывод о том, что принятие на учет ТМЦ возможно и на основании товарной накладной по форме N ТОРГ-12.

Вывод Президиума ВАС РФ

Особо хочется остановиться еще на одном, наиболее значимом, судебном решении, в котором указанной проблеме дал оценку Президиум ВАС РФ. Мы говорим о Постановлении от 09.12.2010 N 8835/10.

А начиналось дело весьма неблагоприятно для налогоплательщика. Одна за другой налоговые инстанции становились на сторону налоговиков, подчеркивая, что ТТН является единственным документом, служащим основанием не только для списания ТМЦ грузоотправителем и оприходования их грузополучателем, но и для принятия товара на учет в целях реализации права на применение налогового вычета в соответствии со ст. ст. 171, 172 НК РФ.
Но уверенный в своей правоте налогоплательщик не сдавался - дело дошло до высшей инстанции. Президиум ВАС РФ указал на то, что при рассмотрении дела судами не учтены следующие моменты. Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия указанных товаров (работ, услуг) на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации; в противном случае (при подаче не предусмотренного унифицированной формой документа) учетная "первичка" должна содержать определенные п. 2 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете обязательные реквизиты.

Товарная накладная (форма N ТОРГ-12) , содержащаяся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций, применяется для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации. Представленные заявителем товарные накладные по форме N ТОРГ-12 содержат сведения о грузоотправителе, грузополучателе, поставщике, плательщике, наименовании товара, его количестве и цене, а также указание на должности лиц, отпустивших и принявших товар, их подписи и тем самым подтверждают факт отгрузки товара .
Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 установлены требования по заполнению и содержанию товарной накладной по форме N ТОРГ-12, при этом наличие ТТН по форме N 1-Т по учету торговых операций не предусматривается.
Кстати, ТТН является документом, определяющим взаимоотношения по выполнению перевозки грузов и служащим для учета транспортной работы и расчетов с организациями - владельцами автотранспорта за оказанные им услуги по перевозке грузов. В данном случае общество осуществило операции по приобретению товаров, не выступая в качестве заказчика по договору перевозки .
При таких обстоятельствах вывод судов о том, что непредставление товарно-транспортных накладных обществом свидетельствует об отсутствии правовых оснований для применения налогового вычета по операции приобретения товара, не основан на действующем законодательстве и не соответствует установленным судом обстоятельствам.

И все-таки...

Как видим, Президиум ВАС РФ встал на сторону организации, и это важно, поскольку арбитражная практика по аналогичным спорам должна пойти по благоприятному для налогоплательщиков пути. Иными словами, мнение Президиума ВАС РФ поможет избежать необоснованных выводов со стороны налоговиков и судебных органов. В рассматриваемом случае право собственности на товар переходит к покупателю в момент предоставления товара на складе продавца (поставщика), а оправдательным документом, подтверждающим данный факт (переход права собственности на приобретаемый товар), является товарная накладная по форме N ТОРГ-12. Поскольку по договору перевозки заказчика нет, требование ТТН при самовывозе невозможно. А раз так, то и вычет "входного" НДС (при соблюдении прочих условий) правомерен.

К сведению. Покупателю могут отказать в применении вычета налога по счету-фактуре, выставленному до оформления первичных документов, подтверждающих отгрузку товаров. Об этом сказано в Письме Минфина России от 17.02.2011 N 03-07-08/44.

В то же время хочется отметить, что каждый спор имеет свой "окрас" и не исключено, что отсутствие ТТН налоговый орган использует для доказывания получения организацией необоснованной налоговой выгоды из-за невозможности реального осуществления налогоплательщиком указанных операций с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53. Иными словами, если налогоплательщик реально принимает участие в схеме с возмещением НДС, стоит ли рассчитывать на положительный исход дела? Возможно, в схеме он и "не замешан", однако подтвердить реальность хозяйственных операций с контрагентами не может (согласитесь, что тоже странно). Не исключено, что при таких обстоятельствах судьи займут сторону налоговиков. Приведем пример.
В Постановлении от 24.08.2010 по делу N А19-29237/09 ФАС ВСО поддержал налоговый орган, причем немалую роль в принятии такого решения сыграло не столько отсутствие ТТН по форме N 1-Т, сколько другие ("обрамляющие ситуацию") моменты. В частности, организация не смогла подтвердить реальность хозяйственных операций с контрагентами, причем довод общества о том, что при выборе последних оно действовало с должной осмотрительностью и осторожностью и не может нести ответственность за действия третьих лиц, судом кассационной инстанции принят не был, поскольку в доказательство сделок с контрагентами общество не представило всех необходимых документов.
В подтверждение заявленных расходов и вычетов по поставщикам общество представило договоры поставки, счета-фактуры, товарные накладные, платежные поручения. Однако эти документы были подписаны неуполномоченными лицами (одно из них при допросе показало, что отношения к деятельности организации не имеет, роспись ставило на пустых листах, а ксерокопию паспорта предоставило за вознаграждение; допрос второго лица в связи с неустановлением его местонахождения не произведен).
В счетах-фактурах и товарных накладных по перечисленным поставщикам общество указано грузополучателем, а контрагенты - грузоотправителями. Суды установили, что в отношении последних налогоплательщиком не подтверждена доставка товара (ТТН от поставщиков не представлены).
Общество пыталось доказать, что отсутствие ТТН не может свидетельствовать об отсутствии отношений общества с контрагентами. Факт поставки товаров подтверждается имеющимися в материалах дела иными доказательствами, а именно показаниями свидетеля Л., письмом ЗАО, договором об организации перевозок с ЗАО, актами оказанных услуг. Однако ссылка общества на акты оказанных услуг судом кассационной инстанции отклоняется, так как в соответствии с материалами проверки данные акты не позволяют произвести детализацию услуг по заявкам, поставщикам и товарам.
Кроме того, согласно материалам выездной налоговой проверки контрагентами общества (поставщиками товара) в проверяемый период налоговая отчетность не представлялась либо представлялась без отражения оборотов, организации по адресам регистрации не находятся.
Оценив обстоятельства в совокупности, арбитражные суды сделали вывод о том, что заявленная обществом налоговая выгода по перечисленным поставщикам является необоснованной.
Таким образом, суд поддержал налоговиков, причем Определением ВАС РФ от 23.12.2010 N ВАС-16852/10 было отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Впрочем, дела могут обстоять и иначе (см., например, Постановление ФАС СЗО от 09.02.2011 по делу N А21-13459/2010), если факты, указывающие на недобросовестность налогоплательщика и направленность его деятельности на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета, в ходе проверки не будут установлены.
Как следует из материалов дела, общество (на основании заключенного с ООО "ТПК" договора купли-продажи) осуществляло закупки товара и реализовывало его в дальнейшем на экспорт.
Доставка товара в адрес общества осуществлялась на основании заключенных им с транспортными компаниями договоров на оказание автотранспортных услуг.
Суд апелляционной инстанции установил, что заявителем представлены документы (договор купли-продажи и дополнительные соглашения к нему, спецификации, акты, товарные накладные по форме N ТОРГ-12, счета-фактуры), подтверждающие факты приобретения товара на внутреннем рынке у ООО "ТПК", принятия этого товара на учет и уплаты НДС поставщику.
В подтверждение реального движения товара от поставщика обществу представлены договоры на оказание автотранспортных услуг с транспортными компаниями, заявки, акты оказанных услуг.
Тот факт, что товар доставлялся силами и средствами третьих лиц, не свидетельствует о том, что последние являются грузоотправителями, а только подтверждает, что перевозка товара осуществлялась этими компаниями. Поэтому довод инспекции о недостоверности сведений о грузоотправителе в представленных обществом товарных накладных правомерно отклонен судом апелляционной инстанции. К тому же, поскольку общество осуществляет операции по купле-продаже товаров и не выполняет работы по их перевозке, первичными документами для него являются не товарно-транспортные, а товарные накладные.
Доводы инспекции о недобросовестности общества и направленности его деятельности на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета рассматривались судом апелляционной инстанции и были им отклонены как документально не подтвержденные.
При отсутствии доказательств несовершения хозяйственных операций (создания "искусственной цепочки"), в связи с которыми заявлено право на налоговый вычет, вывод о том, что налогоплательщик знал либо должен был знать о недостоверности (противоречивости) сведений, может быть сделан судом в результате оценки в совокупности обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договора (в том числе с основаниями, по которым налогоплательщиком был выбран соответствующий контрагент), а также иных обстоятельств, приведенных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53.
Из материалов дела не усматривается, что в ходе проверки налоговым органом в отношении налогоплательщика были установлены эти обстоятельства.
Таким образом, ФАС СЗО определил: выводы суда апелляционной инстанции основаны на материалах дела, правовых и фактических оснований с ними не согласиться не усматривается.

Транспортная накладная является одним из основных документов, необходимых при перевозке грузов. Однако вопрос того, нужна ли ТТН в 2019 году по форме 1-Т остаётся открытым для многих предпринимателей и бухгалтеров. В статье рассмотрим, как правильно составлять транспортную и товарно-транспортную накладные, и когда таковые обязательны к применению.

Оглавление:

Законодательное регулирование ТН и ТТН – их отличия

Форма ТТН №1-Т для товарно-транспортных накладных была установлена Положением Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 в качестве первичной учетной документации. Тем не менее, в соответствии с действующим Федеральным законом №402 от 06.12.2011, с 01.01.2013 утвержденные первичные формы учетной документации не являются обязательными к применению. Таким образом, товарно-транспортная накладная перестала выступать обязательным документом для оформления грузоперевозок.

Транспортная же накладная (ТН), форма которой была утверждена в Постановлении правительства №272 от 15.04.2011 является обязательным документом, сопровождающим договор грузоперевозок. Обязательность её наличия подтверждается также ст. 785 ГК РФ в случае заключения договора о перевозке грузов. Оформление же товаров производится по форме ТОРГ-12.

Тем не менее, на сегодняшний день некоторые предприятия и бухгалтерские отделы до сих пор применяют форму 1-Т и составляют полноценные ТТН. Это действие не является незаконным. В частности, оформление ТТН может проводиться в случае, если груз доставляется транспортом получателя или если грузоперевозка осуществляется в рамках одного субъекта предпринимательской деятельности. В таком случае этот документ заменяет собой и форму ТОРГ-12, так как содержит информацию о товарной части, и транспортную накладную нового образца, так как обладает информацией о перевозке груза.

Обратите внимание

В остальных случаях оформление ТТН может проводиться исключительно параллельно наличию отдельной транспортной накладной. Обязательность наличия транспортной накладной подтверждается также и письмом Минфина 03-03-06/1/14014 от 23.04.2013, которое разъясняет вопросы ее использования.

Отличия транспортной накладной от товарно-транспортной накладной заключаются, в первую очередь, в различных установленных формах такового документа. Кроме этого, ключевым отличием ТН от ТТН является отсутствие в транспортной накладной товарной части. Товарная часть является подтверждением изъятия товара из собственности отправителя и перемещением его в собственность получателя и может выступать подтверждением бухгалтерской отчетности вместо формы ТОРГ-12.

Важный факт

В случае, если грузоперевозка осуществляется сторонним грузоперевозчиком, отсутствие транспортной накладной может служить основанием для привлечения его к ответственности и изъятия груза. В то же время, использование ТТН вместо ТН не является нарушением нормативов бухгалтерского учета.

Отсутствие накладных вместе с грузом может служить основанием для его изъятия и проведения сотрудниками ГИБДД проверки. При этом, транспортная накладная не является показателем легальности перевозимых подакцизных товаров, взрывчатых веществ, наркотических средств и иных товаров, оборот которых подлежит особому порядку контроля. Также следует отметить, что для некоторых видов изделий предусмотрено оформление специальных транспортных и товарно-транспортных накладных, установленные формы которых отличаются от общепринятых.

Как составить товарно-транспортную накладную: бланк 2019 года, образец, форма

Товарно-транспортная накладная в 2019 году составляется, как и ранее, по утверждённой форме №1-Т. При этом данная форма широко представлена в различных специальных бухгалтерских программах, а бланки доступны для загрузки и распечатывания. В большинстве случаев, в современном бухгалтерском учете ТТН заполняется в электронном виде в соответствующих программах, так как они позволяют использовать функции автоматического заполнения и ведения подсчетов. Но в некоторых случаях возникает необходимость распечатки и пустого бланка по данной форме.

Обратите внимание

ТТН в обязательном порядке должна содержать информацию о том, на основании каковой формы она составляется. Для соответствия действующему законодательству указывается соответствие вышеозначенному Положению Госкомстата №78 от 28.11.1997. В то же самое время не будет являться нарушением и внесение изменений в таковую форму, если отправка сопровождается транспортной накладной и заполнением формы ТОРГ-12 и служит функциям внутреннего учета.

Соответственно законодательству, ТТН составляется в четырёх экземплярах. Один экземпляр товарно-транспортной накладной остаётся у отправителя, три – передаются перевозчику. При этом перевозчик обязан передать один из его экземпляров получателю. На каждое транспортное средство выдается полный комплект экземпляров ТТН.

Как составить транспортную накладную: бланк 2019 года, образец, форма

Транспортная накладная составляется по утверждённой форме упрощенного вида. В отличие от ТТН, её можно относительно легко заполнять и без использования специальных бухгалтерских программ. Это связано с тем, что в транспортной накладной не присутствует товарная часть, что значительно упрощает весь процесс её заполнения.

Транспортная накладная (далее — ТН), согласно «Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом», утвержденных Постановлением Правительства от 15.04.2011 № 272 (далее — Правила), — это перевозочный документ, подтверждающий заключение договора перевозки груза (п. 20 ст. 2, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, письма Минфина РФ от 21.12.2017 № 03-03-06/1/85703, ФНС РФ от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@).

В пункте 6 данных Правил говорится, что ТН, составленная грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза), подтверждает заключение договора перевозки груза.

Также применяется товарно-транспортная накладная (далее — ТТН) по форме № 1-Т (утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78). Как следует из пп. 1.2 и 2 Постановления № 78, требование об оформлении формы № 1-Т является обязательным для юрлиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств и являющихся отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

Следовательно, при доставке товара собственным транспортом покупатель ТН не оформляет. ТТН при самовывозе оформлять тоже не нужно («Указания по применению и заполнению форм по учету работ в автомобильном транспорте»).

Соответственно, если покупатель нанимает перевозчика, то ТН оформляется. Это делает покупатель либо перевозчик от имени покупателя по доверенности. В этом случае ТТН по форме № 1-Т не может заменить транспортную накладную (письмо Минфина РФ от 23.04.2013 № 03-03-06/1/14014).

При ответе на вопрос: «Необходима ли ТН (или ТТН по форме № 1-Т) для обоснования транспортных услуг сторонних организаций?» — следует отметить следующее.

Имеются многочисленные письма Минфина РФ от 06.09.2016 № 03-03-06/1/52112, от 28.03.2016 № 03-03-06/1/17056, от 20.07.2015 № 03-03-06/1/41407, от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 и ФНС РФ от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@, согласно которым расходы на перевозку в соответствии с п. 6 Правил и Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ для подтверждения заключения договора перевозки груза необходимо оформление ТН по форме, указанной в приложении № 4 к Правилам.

ФНС РФ отмечает, что ст. 2 Закона № 259-ФЗ определено, что перевозочным документом, подтверждающим заключение договора перевозки груза, является ТН (утверждено Постановлением № 272). Таким образом, в сфере регулирования перевозок автомобильным транспортом законодательство устанавливает специальные требования в отношении форм первичных учетных документов, необходимых для такого рода операций.

Однако имеется судебная практика, из которой следует, что расходы на транспортные услуги подтверждаются ТТН. Так, в Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.04.2016 № Ф02-1543/2016 (см. также постановления АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016, АС Уральского округа от 25.03.2016 № Ф09-1688/16, АС Волго-Вятского округа от 31.08.2015 № Ф01-3201/2015 и др.) суд пришел к выводу о получении необоснованной налоговой выгоды, в том числе по причине отсутствия товарно-транспортных накладных, свидетельствующих о перевозке груза контрагентом налогоплательщику.

В Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 07.04.2016 № Ф08-1621/2016 суд пришел к выводу о невозможности осуществления контрагентами перевозки спорного товара в том числе и по причине непредставления налогоплательщиком ТТН (см. также постановления АС Северо-Западного округа от 24.07.2015 № Ф07-4560/2015, АС Уральского округа от 17.06.2015 № Ф09-3157/15).

А в Постановлении ФАС Уральского округа от 13.03.2013 № Ф09-1048/13 суд отказал налогоплательщику в учете расходов на транспортные услуги при отсутствии ТТН.

Если доставка осуществляется покупателем собственным транспортом (на условиях самовывоза), то в этой ситуации также необходимо отметить две позиции:

1. При самовывозе ТН (ТТН) необязательна (письма Минфина РФ от 22.12.2011 № 03-03-10/123, от 02.09.2011 № 03-03-06/1/540, от 17.08.2011 № 03-03-06/1/500 и др.)

Вывод подтверждается судебной практикой (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.06.2013, ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.11.2012 № А78-190/2012) — отсутствие ТТН не свидетельствует о невозможности учесть расходы на приобретение товаров. Налогоплательщик не был заказчиком по договору перевозки, а получил товар непосредственно на складе поставщика.

В Постановлении ФАС Уральского округа от 23.04.2012 № Ф09-2412/12 ИФНС утверждала, что общество не доказало реальности поставки товаров, так как не представило ТТН. Суд признал данный довод необоснованным и указал, что у налогоплательщика отсутствует обязанность по представлению ТТН, поскольку имеется накладная № ТОРГ-12. Кроме того, налогоплательщик представил путевые листы, подтверждающие доставку товара собственным транспортом.

2. Если доставка товара осуществляется самовывозом, то ТН (ТТН) обязательна.

В Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28.09.2011 № А13-8941/2010 судом указано, что по условиям договора поставка товаров осуществлялась на условиях франко-склада поставщика, что означает доставку товаров силами самого покупателя. Суд сделал вывод, что в данном случае оформление ТТН обязательно.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.07.2010 по делу № А33-18030/2009 судом указано, что ТТН является единственным документом, служащим для списания ТМЦ у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей. Суд отклонил доводы общества о том, что, поскольку оно доставляло товар от продавца самовывозом, ТТН не составлялись.

ТТН (ТН) покупателю не нужна, если условиями договора поставки предусмотрено, что продавец доставляет товар своим транспортом (а доставка не выделена отдельно в документах). В этом случае наличие товарной накладной по форме № ТОРГ-12 либо УПД является достаточным условием для отражения прихода товара в учете. Позиция ФНС РФ такая же – ТТН не нужна, если покупатель перевозку не заказывал. Оприходовать товар можно по накладной ТОРГ-12 или УПД (письмо ФНС РФ от 18.08.09 № ШС-20-3/1195, письмо УФНС РФ по г. Москве от 01.11.2011 № 16-15/105706).

Таким образом, можно сделать вывод о неоднозначности позиций по рассматриваемому вопросу.

Выбор редакции
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....