Cистема обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Назначение и функции системы обеспечения пожарной безопасности организации Системы обеспечения противопожарной безопасности объекта


Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.


Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет:

  1. общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
  2. пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  3. пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
  4. противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.


Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
1. нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
2. создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
3. разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
4. реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
5. проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
6. содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
7. научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
8. информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
9. осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
10. производство пожарно-технической продукции;
11. выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
12. лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
13. тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
14. учет пожаров и их последствий;
15. установление особого противопожарного режима.

Пожарная охрана

Под пожарной охраной понимается - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.


Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
1. государственная противопожарная служба;
2. муниципальная пожарная охрана;
3. ведомственная пожарная охрана;
4. частная пожарная охрана;
5. добровольная пожарная охрана.


Основными задачами пожарной охраны являются:
1. организация и осуществление профилактики пожаров;
2. спасение людей и имущества при пожарах;
3. организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.


К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.


В Государственную противопожарную службу входят:
1. федеральная противопожарная служба;
2. противопожарная служба субъектов Российской Федерации.


Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему МЧС России. В соответствии с Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385.


Федеральная противопожарная служба включает в себя:
1. структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС РФ), осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы и его территориальных органов - региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в субъектах РФ;
2. органы государственного пожарного надзора;
3. пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
4. подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);


Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.


Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
1. лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
2. военнослужащих федеральной противопожарной службы;
3. лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).


В Государственную противопожарную службу принимаются граждане РФ не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах РФ, а также распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде.


В целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов работники Государственной противопожарной службы могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны. В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.


Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца. Сотрудники и военнослужащие имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ. В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы). Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства.


На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Личный состав федеральной противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона. Сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах. Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.


В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели. На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.


Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.


При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Как на предприятии организовать систему обеспечения пожарной безопасности подробно об этом см. материалы в обосновании.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Справочная система Охрана Труда» .

«Систему обеспечения пожарной безопасности должны иметь все организации. Задача такой системы - предотвращать пожары, обеспечивать безопасность людей и защищать имущество.

Об этом говорится в статье 5 Закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон).

Система обеспечения пожарной безопасности состоит:

 из системы предотвращения пожаров;

 из системы противопожарной защиты;

 из комплекса организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.*

Ситуация: кто несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в здании - арендодатель или арендатор

Законодательство не разграничивает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ) между арендодателем и арендатором. Поэтому разграничить ответственность можно в самом договоре аренды.

К ответственным относятся собственники имущества, а также лица, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся имуществом или назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»).

Поскольку к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности можно привлечь и арендодателя и арендатора, то сотрудники госпожнадзора накладывают штраф исходя из конкретных условий, вида нарушений и наличия вины. При этом учитывают, какую часть помещения занимает арендатор, в чем состоит правонарушение и какие требования нарушены.

Четких критериев, по которым в данном случае определяют конкретного субъекта, чтобы наложить штраф, не существует.

Что включает в себя система предотвращения пожара*

Задача системы предотвращения пожаров - не допустить возгорания. Система позволяет исключить возможность:

 образования горючей среды;

 попадания в нее источников зажигания.

Эти задачи решают как на стадии проектирования, так и на стадии эксплуатации.

Исключить условия образования горючей среды можно следующими способами:

 применять негорючие вещества и материалы;

 ограничить массу или объем горючих веществ и материалов;

 использовать наиболее безопасные способы размещения горючих веществ и материалов;

 изолировать горючие среды от источников зажигания;

 поддерживать безопасную концентрацию в среде окислителя или горючих веществ;

 понижать концентрацию окислителя в горючей среде в защищаемом объеме;

 поддерживать температуру и давление среды, при которых распространение пламени исключается;

 автоматизировать технологические процессы, связанные с обращением горючих веществ;

 устанавливать пожароопасное оборудование в отдельных помещениях или на открытых площадках;

 применять устройства защиты производственного оборудования, исключающие выход горючих веществ в помещение, или устройства, исключающие образование в помещении горючей среды;

 удалять из помещений технологического оборудования и коммуникаций пожароопасные отходы производства, отложения пыли, пуха.

Эти способы перечислены в статье 49 Закона.

Исключить условия образования в горючей среде источников зажигания можно следующими способами:

 применять электрооборудование, соответствующее классу пожароопасной или взрывоопасной зоны, категории и группе взрывоопасной смеси;

 использовать быстродействующие средства защитного отключения электроустановок или других устройств, исключающие появление источников зажигания;

 применять оборудование и режимы проведения технологического процесса, исключающие образование статического электричества;

 обеспечивать здания и оборудование молниезащитой;

 поддерживать безопасную температуру нагрева веществ, материалов и поверхностей, которые контактируют с горючей средой;

 применять способы и устройства ограничения энергии искрового разряда в горючей среде до безопасных значений;

 использовать искробезопасный инструмент при работе с легковоспламеняющимися жидкостями и горючими газами;

 ликвидировать условия для теплового, химического или микробиологического самовозгорания веществ, материалов и изделий;

 исключать контакты с воздухом пирофорных веществ;

 применять устройства, исключающие возможность распространения пламени из одного объема в смежный.

Эти способы перечислены в статье 50 Закона.

Что включает в себя система противопожарной защиты*

Система противопожарной защиты уберегает людей и имущество от воздействия опасных факторов пожара или ограничивает его последствия.

Системы противопожарной защиты должны быть надежными и устойчивыми к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для обеспечения пожарной безопасности.

Защитить людей и имуществ от воздействия опасных факторов пожара можно следующими способами:

 применять объемно-планировочные решения и средства, ограничивающие распространение пожара за пределы очага;

 устраивать безопасные эвакуационные пути;

 устанавливать системы обнаружения пожара (пожарные сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

 применять системы коллективной защиты (в т. ч. противодымной) и средства индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;

 использовать огнестойкие строительные конструкции и материалы;

 применять огнезащитные составы (в т. ч. антипирены и огнезащитные краски) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;

 устраивать аварийные сливы пожароопасных жидкостей и аварийное стравливание горючих газов из аппаратуры;

 организовывать на технологическом оборудовании системы противовзрывной защиты;

 применять первичные средства пожаротушения;

 использовать автоматические или автономные установки пожаротушения.

Более подробно со способами защиты можно ознакомиться в статье 52 Закона.

Какие документы по пожарной безопасности должны быть в организации

Технические меры не будут работать без организационных мероприятий. Поэтому каждая компания должна разработать локальные документы по пожарной безопасности. Их перечень может варьироваться в зависимости от отрасли, в которой работает организация. Ниже мы приведем основные документы по пожарной безопасности.

Приказы по пожарной безопасности

Приказами руководитель организации определяет ответственных за пожарную безопасность и порядок проведения противопожарных мероприятий.

В организации должны быть следующие приказы:

 о назначении ответственных за пожарную безопасность, за обеспечение и исправное состояние первичных средств пожаротушения, за пожарную безопасность при проведении пожароопасных работ;

 о порядке проведения противопожарных инструктажей;

 о порядке обесточивания электрооборудования в случае пожара и в конце рабочего дня;

 о порядке осмотра и закрытия помещений;

 о порядке уборки горючих отходов и пыли;

 об определении и оборудовании мест для курения.

Внимание: в небольшой организации можно установить противопожарный режим одним приказом «О пожарной безопасности» и перечислить в нем все необходимые мероприятия: назначить ответственного за пожарную безопасность, определить порядок обучения работников, установить места для курения и т. д.

Инструкции по пожарной безопасности

Обязанности сотрудников по пожарной безопасности и их действия при пожаре фиксируют в следующих инструкциях:

 для ответственного за пожарную безопасность;

 о мерах пожарной безопасности в организации;

 по техническому обслуживанию огнетушителей;

 по эксплуатации противопожарного водопровода.

Документы по обучению работников

Все сотрудники организации проходят противопожарный инструктаж. Пожарно-техническому минимуму обучают сотрудников, перечисленных в разделе 3 норм пожарной безопасности, утвержденных приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. № 645.

Порядок обучения закрепляют следующими документами:

 программой вводного и первичного противопожарных инструктажей;

 программой пожарно-технического минимума;

 перечнем вопросов для проверки знаний;

 планами и графиками обучения, проверки знаний и противопожарных тренировок;

 протоколами проверки знаний;

 удостоверениями о прохождении пожарно-технического минимума.

Журналы по пожарной безопасности

Информацию о проведении противопожарных мероприятий заносят в специальные журналы:

 регистрации вводного противопожарного инструктажа;

 регистрации противопожарных инструктажей;

 учета первичных средств пожаротушения;

 технического осмотра огнетушителей;

 учета пожарных кранов;

 проверки пожарных гидрантов, заборных устройств в водоемах, пожарных насосов и щитов;

 проверки производственных и вспомогательных помещений по окончании рабочего дня.

Техническая документация и знаки пожарной безопасности

В организации должна быть следующая техническая документация и знаки пожарной безопасности:

 планы эвакуации при пожаре;

 таблички с указанием эвакуационных выходов и телефонов пожарной охраны, мест размещения огнетушителей;

 регламенты технического обслуживания систем пожарной автоматики, оповещения о пожаре, огнетушителей;

 сертификаты на материалы и вещества, которые используют в производстве;

 эксплуатационные паспорта огнетушителей;

 графики и акты проверки сопротивления заземляющих приборов;

 наряды-допуски на выполнение огневых работ.*

Ситуация: обязательно ли наличие табличек в кабинетах организации с указанием ответственных за пожарную безопасность

Нет, таких требований действующие нормативные правовые акты не содержат.

Руководитель организации обязан назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность и соблюдение ее требований на объекте (п. 4 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»).

В прежних правилах ППБ 01-03 (п. 753) было указано, что во всех производственных, административных, складских, вспомогательных помещениях и у наружных сооружений должны быть вывешены:

 таблички с указанием ответственного за пожарную безопасность работника;

 инструкции о мерах пожарной безопасности;

 номера телефонов пожарной охраны.

Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» сохранило требования по наличию табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны, планов эвакуации людей при пожаре, знаков безопасности «Места для курения» и т. д. Однако упоминания о табличке «Ответственный за пожарную безопасность» в этом документе уже нет.

Инспектор во время проверки уже не может оштрафовать за отсутствие указанных табличек.

Ситуация: готовимся к проверке пожарной инспекцией. Что будет проверять инспектор

Пожарный инспектор обратит внимание на соблюдение Правил пожарной безопасности, установленных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390.

Инспектор может проверить:

 организацию повседневной работы по обеспечению пожарной безопасности;

 эксплуатацию эвакуационных путей и выходов, электрооборудования объекта;

 обеспеченность первичными средствами пожаротушения;

 организацию выполнения пожароопасных работ;

 наличие локальных нормативных актов по обеспечению пожарной безопасности, их соответствие установленным требованиям;

 организацию обучения работников мерам пожарной безопасности.

При проверке основное внимание инспекторы обращают:

 на установленный на объекте противопожарный режим, его соблюдение работниками;

 на наличие пожарно-технической комиссии и добровольного пожарного формирования (с учетом реальных возможностей и потребностей работодателя);

 на наличие локальных по обеспечению пожарной безопасности (инструкций о мерах пожарной безопасности на объекте и по видам работ, выполняемых на объекте, инструкций и схем (планов) эвакуации при пожаре и т. п.);

 на наличие лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности;

 на исправность противопожарных систем и установок, а также исправность и достаточность наружного освещения объектов работодателя, устройств самозакрывания дверей (доводчиков);

 на наличие предупредительных обозначений, надписей и т. п. в помещениях (на оборудовании и т. п.), имеющих повышенную пожарную опасность;

 на оборудование и содержание мест для курения и сжигания отходов (тары), контейнеров для сбора использованных обтирочных материалов, кладовых для хранения спецодежды;

 на состояние противопожарных перекрытий, огнезащитных покрытий, чердачных помещений, цокольных и подвальных этажей.

В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок должны быть установлены таблички с номером телефона для вызова пожарной охраны.

Кроме того, каждая организация независимо от организационно-правовой формы обязана иметь инструкцию о мерах пожарной безопасности, которая содержит следующие обязательные сведения:

 мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;

 порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;

 порядок осмотра и закрытия помещений по окончании работы;

 расположение мест для курения, применения открытого огня, проезда транспорта и проведения огневых или иных пожароопасных работ, в том числе временных;

 порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;

 допустимое количество единовременно находящихся в помещениях сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;

 порядок и периодичность уборки горючих отходов и пыли, хранения промасленной спецодежды;

 предельные показания контрольно-измерительных приборов, отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;

 обязанности и действия работников при пожаре, в том числе при вызове пожарной охраны, аварийной остановке технологического оборудования, отключении вентиляции и электрооборудования (в т. ч. в случае пожара и по окончании рабочего дня), пользовании средствами пожаротушения и пожарной автоматики, эвакуации горючих веществ и материальных ценностей, осмотре и приведении в пожаровзрывобезопасное состояние всех помещений.

Если в помещении на одном этаже единовременно находится более 10 человек, то обязательно должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы или схемы эвакуации людей в случае пожара. Если же количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре следует разработать и утвердить инструкцию о действиях персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации. При этом необходимо не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки всех работников и обязательно фиксировать этот факт в журнале противопожарных инструктажей (п. 12 постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»)».*

Потенциальный пожарный риск определяется для расчета индивидуального пожарного риска. Величина индивидуального пожарного риска в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях производственных объектов не должна превышать одну миллионную в год (допускается увеличение индивидуального пожарного риска до одной десятитысячной в год при реализации мер по обучению персонала действиям при пожаре).

Величина индивидуального пожарного риска в результате воздействия ОФП на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну стомиллионную в год. Величина социального пожарного риска в результате воздействия ОФП на производственном объекте для людей, находящихся в селитебной зоне вблизи объекта, не должна превышать одну десятимиллионную в год. Расчет пожарных рисков для производственных зданий производится в соответствии с .

1.3. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты

Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет следующее:

«1.  Каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

2.  Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

3.  Системаобеспеченияпожарнойбезопасностиобъектазащитывключает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной за- щиты,комплексорганизационно-техническихмероприятийпообеспечению пожарной безопасности.

4.  Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара» .

Как следует из п. 3 этой статьи, система обеспечения пожарной безопасности включает в себя три взаимосвязанные подсистемы (системы):

1)  систему предотвращения пожара;

2)  систему противопожарной защиты;

3)  комплекс организационно-технических мероприятий.

Порядок перечисления этих подсистем не случаен. Он отражает иерархическую роль и сферу функциональной ответственности каждой из них.

Если первая подсистема «Предотвращение пожара» полностью выполняет свою задачу, то отпадает необходимость во второй подсистеме, ведь пожара нет. Очевидно, что показателем выполнения задачи первой подсистемой является количество (n ) пожаров в стране. При полном (100 %) выполнении задачи n = 0, то есть вероятность предотвращения пожара Р п = 1 или, соответственно, частота (вероятность) пожаров в i -м году – Q п, i = 0. При этом для человека вероятность пострадать (погибнуть – индивидуальный пожарный риск) при пожаре Q в, i – также нулевая. В качестве показателя полноты выполнения задачи первой системой примем вероятность пожаров, произошедшихвстраневi -мгодуQ п, i .Согласноданным,приведеннымв, ее значение в настоящее время может быть принято равным 4 ∙ 10–4 .

Статистические данные показывают, что только подсистема «Предотвращение пожара» неспособна полностью выполнить задачу, поставленную перед всей системой «Обеспечение пожарной безопасности». Для ее более успешного решения необходимо подключение и подсистемы «Противопожарной защиты» с применением первичных средств пожаротушения и использованием АУП.

Данные опроса (анкетирования) людей, переживших пожар, показывают, что из 45,5 % людей, остававшихся в здании во время пожара, около 21 % самостоятельно тушили пожар . Однако эффективность таких действий зависит от личных качеств людей, оказавшихся в помещении, где возник очаг пожара, и ограничена «пятном горения» – диаметром и высотой примерно в ступню человека. При большей площади горения в очаге пожара индивидуальная борьба с огнем чревата угрозой для жизни человека.

Статьей 8 требуется «ограничение образования и распространения ОФП в пределах очага пожара». Согласно , ОФП являются:

«1)  пламя и искры; 2)  тепловой поток;

3)  повышенная температура окружающей среды; 4)  повышенная концентрация токсичных продуктов горения и терми-

ческого разложения; 5)  пониженная концентрация кислорода;

6)  снижение видимости в дыму.

К сопутствующим проявлениям ОФП относятся:

1)  осколки,частиразрушившихсязданий,сооружений,строений,транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

2)  радиоактивные и токсичные вещества и материалы, попавшие в окружающую среду из разрушенных технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

3)  вынос высокого напряжения на токопроводящие части технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;

4)  опасные факторы взрыва, происшедшего вследствие пожара; 5)  воздействие огнетушащих веществ».

Наиболее эффективно защиту людей от ОФП должны осуществлять АУП. Однако как показывают результаты обследований , эмпирическая вероятность (частота события) безотказного эффективного срабатывания АУП в настоящее время составляет только около 0,5. Значение вероятности безотказного эффективного срабатывания АУП – Р АУП , названной в коэффициентом (K АП, i ), учитывающим соответствие установок автоматического пожаротушения предъявляемым к ним требованиям, принимается, согласно , равным 0,9.

Вероятность несрабатывания, «отказа» системы является вероятностью противоположного события Q АУП и определяется по формуле:

Q АУП = 1 – Р АУП.

Таким образом, в ситуациях, когда не удается предотвратить или потушить пожар в его начальной стадии, люди, находящиеся вблизи очага пожара, могут попытаться подавить его при помощи индивидуальных средств пожаротушения или покинуть помещение, то есть эвакуироваться. Те же, кто находится в помещении вне очага пожара, вынуждены или забаррикадироваться любым способом от проникновения в помещение ОФП, или эвакуироваться из него.

В системе противопожарной защиты эвакуация определяется как процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, где возможно воздействие ОФП на людей. Необходимость организации эвакуации людей при пожаре предусматривается и , и , и нормами всех стран мира.

Защита людей при эвакуации должна осуществляться, прежде всего, системой противодымной защиты (ПДЗ), а ее управление – системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).

Обе эти системы начинают действовать только при условии поступления сигнала от системы обнаружения пожара, поэтому вероятность их действия является условной вероятностью и определяется как произведение вероятности безотказного срабатывания системы обнаружения (Р обн ) и вероятностей безотказного функционирования системы СОУЭ (Р СОУЭ )

и ПДЗ (Р ПДЗ ).

Тогда вероятность отказа при совместном функционировании этих систем (Q ПЗ ) может быть определена по формуле:

Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности рассматривает пожарный риск как неблагоприятное событие, которое наступает при совместном возникновении отказов в функционировании всех подсистем обеспечения пожарной безопасности. Как известно , вероятность такого события определяется произведением вероятностей вызывающих его событий. Применительно к данному случаю имеем:

Нормативное значение пожарного риска (Q н в )устанавливается ст. 79 : «1. Индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях не должен превышать значение одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, соору-

жения и строения точке», то есть:

≤ Q н

1 ∙ 10–6 .

«2. Риск гибели людей в результате воздействия ОФП должен определяться с учетом функционирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений».

Примем значение Р пр, i = 1 (например, жилые здания – Ф1.3, стационары больниц, дома для престарелых – Ф1.1); значения остальных величин, входящих в (1.6), примем по данным . При этих значениях определим, согласно п. 3.1 прил. 2 , обеспечивается ли на требуемом уровне пожарная безопасность людей системой предотвращения пожара и автоматическими системами без проведения эвакуации, то есть при Р э, i = 0. Имеем:

Q в = 0,04 (1 – 0,9)  1  (1 – 0) (1 – 0,87) = 5,2   10–4 .

Это более чем на два порядка выше нормативного значения Q н в = 1 ∙ 10–6 . Следовательно, организация эвакуации людей из здания необходима всегда.

Пользуясь этими расчетами, определим значение Р т э, i , требуемое для выполнения условия (1.7). Очевидно, что:

Р т э, i ≥ 1 – 1   10–6 /5,2   10–4 = 0,9981, а Q э = 1 – 0,9981 = 0,0019.

Система обеспечения пожарной безопасности регламентируется Принят Государственной Думой 18 ноября 1994 года.

Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее-предприятия), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее-граждане).

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

Системы противопожарной безопасности

Система пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и сертификации продукции и услуг в области (далее - сертификация);
противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ (далее - тушение пожаров);
учет пожаров и их последствий;
установление особого противопожарного режима.

Обеспечение пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности

Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственных нормативных правовых актов по пожарной безопасности.

Нормативное регулирование в области пожарной безопасности установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.

К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Нормативные документы по стандартизации, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Государственной противопожарной службой.

Порядок разработки, введения в действие и применение других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой.

Субъекты Российской Федерации вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.

Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает Государственная противопожарная служба.

Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.

Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной безопасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Разработка и реализация мер пожарной безопасности для предприятий, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.

Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Инвестиционные проекты, разрабатываемые по решению органов государственной власти, подлежат согласованию с Государственной противопожарной службой в части системы противопожарной безопасности .

Тушение пожаров

Тушение пожаров представляет собой боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Порядок организации тушения пожаров в гарнизонах пожарной охраны устанавливается Государственной противопожарной службой.

Порядок привлечения сил и средств для тушения пожаров определяется Государственной противопожарной службой и утверждается:
на межрегиональном уровне - федеральными органами государственной власти;
на территориальном и местном уровнях - соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Пожар может перерастать в чрезвычайную ситуацию в случае, если сил и средств пожарной охраны, а также служб жизнеобеспечения, дислоцированных на определенной территории, недостаточно для его ликвидации.

При этом силы и средства пожарной охраны могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о чрезвычайных ситуациях.

Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и участие в их ликвидации осуществляются в безусловном порядке (часть четвертая в редакции, введенной в действие с 27 января 1998 года Федеральным законом от 24 января 1998 года N 13-ФЗ).

Тушение пожаров Государственной противопожарной службой осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Для вызова подразделений пожарной охраны в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.

При тушении пожаров проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
проникновение в места распространения (возможного распространения) пожаров и их опасных проявлений;
создание условий, препятствующих развитию пожаров и обеспечивающих их ликвидацию;
использование на безвозмездной основе средств связи, транспорта, оборудования;
ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях;
эвакуация с мест пожаров людей и имущества.

Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в выполнении боевых действия по тушению пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в выполнении боевых действий по тушению пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре.

При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Материальный ущерб, причиненный при тушении пожаров, подлежит возмещению в порядке, установленном действующим законодательством.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действовавшие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

В основе обеспечения пожарной безопасности организации как объекта защиты лежит создание и эффективное функционирование системы обеспечения пожарной безопасности организации (СОПБО).

Целью создания СОПБО является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

СОПБО – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

СОПБО в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

Основные функции системы пожарной безопасности:

– организационно-правовое регулирование в области пожарной безопасности;

– создание пожарной охраны и организация её деятельности;

– разработка и осуществление мер пожарной безопасности;

– реализация прав, обязанностей и ответственности работни-

ков организации в области пожарной безопасности;

– проведение противопожарной пропаганды и обучение работников мерам пожарной безопасности;

– научно-техническое, информационное, материальное и др. обеспечение в области пожарной безопасности;

– тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

СОПБО организации должна обеспечивать индивидуальный пожарный риск в зданиях, сооружениях и строениях равный одной миллионной в год при размещении отдельного человека в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения и строения точке.

Эксплуатация объекта является недопустимой, если для работников организации индивидуальный пожарный риск больше чем одна тысячная в год (1·10 –3 чел/год).

Для достижения приемлемого риска пожарной безопасности на объекте необходима система обеспечения пожарной безопасности как инструмент проведения единой компетентной политики в области пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности организации включает:

1) комплекс организационно-технических мероприятий;

2) система противопожарной защиты;

3) система предотвращения пожаров.

3.2. Организационно­техническое обеспечение пожарной безопасности организации

Организационно-техническое обеспечение пожарной безопасности организации включает:

1) оценка соответствия объекта защиты (организации) установленным требованиям пожарной безопасности;

2) комплект организационно-распорядительных документов по пожарной безопасности организации;

3) организация обучения работников организации в области пожарной безопасности;

4) организация пожарной охраны предприятия (учреждения);



5) организация и техническое обеспечение эксплуатации систем противопожарной защиты и предотвращения пожаров.

3.2.2. Организационно­распорядительные документы организации в области пожарной безопасности

Функционирование СОПБО организуется и сопровождается подготовкой локальных нормативных документов организации, которые определяют обязанности работников организации, а также их права и ответственность в обеспечении пожарной безопасности.

Кроме того, документы регламентируют действия должностных лиц и работников при возникновении пожара.

Основными документами, регламентирующими функционирование системы обеспечения пожарной безопасности организации, являются:

1. Приказы руководителя организации:

– о пожарной безопасности организации (издается ежегодно, с обязательным назначением ответственных лиц за пожарную безопасность);

– об установлении противопожарного режима в организации;

– о порядке и сроках проведения противопожарных инструктажей;

– о противопожарной охране (о создании добровольной пожарной дружины);

– о создании пожарно-технической комиссии.

– противопожарных мероприятий (ежегодно);

– эвакуации по этажам;

– проведения тренировок по эвакуации людей при пожаре.

3. Инструкции:

– о мерах пожарной безопасности (один раз в 5 месяцев);

– о порядке действий работников по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей при пожаре.

4. Журналы:

– регистрации противопожарных инструктажей;

– учета первичных средств пожаротушения.

– технического обслуживания и проверки внутренних пожарных кранов (один раз в 6 месяцев);

– проверки пожарного гидранта на водоотдачу (один раз в 6 месяцев);

– обработки деревянных конструкций огнезащитным составом (один раз в 3 года);

– проверки работоспособности пожарной сигнализации (ежегодно);

– испытания металлических эвакуационных лестниц (один раз в 6 месяцев).

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...