Государственно властные полномочия. Органы государства: понятие и виды


Определенной совокупности органов государственной власти. В сфере конституционно-правового регулирования находятся порядок образования (формирования) органов государственной власти, их система, конституционный статус, основы взаимоотношений различных звеньев государственной организации и гражданского общества.

Большое значение для имеет характеристика черт (свойств) органа государственной власти. По этому вопросу в юридической литературе высказаны различные суждения. По мнению некоторых ученых, важнейшим признаком органа государственной власти является его принадлежность к государственному аппарату , так как вне единой государственной организации не может быть органа государственной власти как такового. Однако такое суждение не раскрывает полноту и специфическую сущность органа государственной власти. Государствоведы выделяют обычно наличие у органа государственной власти государственно-властных полномочий. Цивилисты, напротив, выделяют идею организации, подчеркивают, что орган государства — это особая юридическая организация (юридическое лицо), обладающая помимо властных полномочий имущественной обособленностью.

Признаки органа государственной власти

Орган государственной власти характеризуют следующие признаки .

1. Орган государственной власти — это в традиционном понимании, как правило, организация, коллектив, объединенный общностью целей и родом деятельности, ибо организация есть прежде всего управляемое единство людей. Сюда входят и представительные (законодательные) органы государственной власти, и исполнительные органы, и органы судебной власти, и органы прокуратуры.

2. Орган государственной власти наделен частью единого фонда государственной собственности. Материальные средства выделяются ему для реализации конкретных функций. Он имеет свою смету, фонд заработной платы, помещения, оборудование и т. д. Государство уделяет укреплению материально-финансовой базы своих органов постоянное внимание.

3. Орган государственной власти отличают государственно-властные полномочия, позволяющие ему выступать от имени и по поручению государства, наиболее эффективно осуществлять творческую организаторскую деятельность. Ядром государственно-властных полномочий является его компетенция, т. е. закрепленные в законе права и обязанности, позволяющие выступать от имени государства и издавать обязательные веления.

4. Государственно-властные полномочия реализуются присущими только конкретному органу власти методами, средствами и способами, в которых наиболее отчетливо выражаются его созидательная роль и социальное назначение. Это методы организации, убеждения, поощрения. Однако государство на современном этапе не может отказаться и от принуждения, применяемого после того, как исчерпаны иные методы.

5. Орган государственной власти отличается своей структурой, со- подчиненностью его отдельных подразделений, что позволяет различать коллегиальные и единоначальные органы, а служащих органа подразделять на представителей власти, специалистов и вспомогательный технический персонал.

Порядок возникновения органа государственной власти, его компетенция и структура определяются вышестоящим государственным органом или населением на референдуме.

В современных условиях, когда была учреждена новая форма республиканского правления с особым статусом единоличного главы государства — Президента, появилась необходимость выделения единоличных органов государства. Отметим, что действующее законодательство характеризует Президента РФ, глав субъектов Федерации, ряд других должностных лиц единоличными органами власти. Органы государственной власти — часть государственных органов наряду с государственными органами, не обладающими признаками органов государственной власти.

На основании изложенного орган государственной власти можно определить как особую политическую организацию (или одно должностное лицо), наделенную необходимыми материальными средствами, государственно-властными полномочиями (компетенцией), в том числе правом принятия правовых актов внешнего действия, имеющую четкую организационную структуру (право единоличных органов создавать при себе государственные органы).

Структура органа государственной власти объединяет должностных лиц, осуществляющих полномочия от имени государства, данного органа и иных работников (служащих).

Конституционные основы органов государственной власти в Российской Федерации

Функции государства во всем их многообразии выполняются специально созданным государственным аппаратом. Центральное место в нем занимают государственные органы.

Современная отечественная правовая наука под государственным органом понимает организационно и структурно обособленную часть государственного аппарата, наделенную в установленном законодательством порядке полномочиями, правовыми и материально-финансовыми средствами для осуществления задач и функций государственной власти.

Различают органы государственной власти, а также органы государства, не обладающие властными полномочиями.

Органы государственной власти наделены возможностью воздействовать, в том числе путем применения государственного принуждения, на деятельность граждан, их объединений, других государственных органов, органов местного самоуправления.

В юридической литературе высказываются различные точки зрения относительно того, какими признаками обладает орган государственной власти. К ним относят: создание в принятом государством порядке; обладание государственно-властными полномочиями; осуществление его деятельности в формах и методами, установленными государством. Помимо этого он призван реализовывать задачи и функции государства; входит в единую систему органов государственной власти. Кроме того, признаками органа государственной власти считаются существование его как организации, коллектива, объединенного общностью целей и родом деятельности; наделение его частью единого фонда государственной собственности; особая структура, соиодчиненность его отдельных подразделений. Перечисленные черты характеризуют разные стороны этого многопланового правового явления.

В самом общем виде органы государственной власти характеризуют следующие свойства:

  • через них народ осуществляет свою власть;
  • они входят в систему публичной власти наряду с органами местного самоуправления;
  • они выступают неотъемлемым элементом статуса Российской Федерации и субъектов РФ, поскольку являются частью государственного аппарата;
  • они обладают собственным правовым статусом и самостоятельно участвуют в публично-правовых и отдельных частноправовых отношениях.

Организация и функционирование органов государственной власти регламентируются отраслями публичного права, в большей степени — конституционного. Установление системы органов государственной власти и определение общих принципов их деятельности — одна из основных задач конституции. Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 23 января 2007 г. № 1-П, на те области социальной жизнедеятельности, которые связаны с реализацией государственной власти, недопустимо распространять договорные отношения и лежащие в их основе принципы. Их деятельность (как сама по себе, так и ее результаты) не может быть предметом частноправового регулирования.

Властным органам была посвящена большая часть текста всех советских конституций. Так, Конституция РСФСР 1918 г. содержала отдельный раздел «Конструкция Советской власти», который закреплял положения об организации центральной власти и власти на местах. Восемь из одиннадцати глав, составлявших раздел второй Конституции СССР 1924 г., регламентировали деятельность союзных органов государственной власти (гл. 1, 3-9). То же количество глав об органах государственной власти Союза, союзных и автономных республик, местных органов власти, суда и прокуратуры имелось в Конституции СССР 1936 г. Конституция СССР 1977 г. включала в себя четыре раздела, объединявших 11 глав, посвященных высшим органам государственной власти и управления СССР, основам построения органов государственной власти и управления в союзных республиках, а также организации правосудия, арбитража и прокурорского надзора. Схожий по объему текст основных законов РСФСР 1925, 1937 и 1978 гг. детализировал статус центральных и местных органов власти республики. Следует, однако, заметить, что понятие «орган государственной власти» применялось в то время только к представительным органам — Советам, чем подчеркивалось их полновластие. Такая ситуация характерна для государств, отрицающих принцип разделения власти.

В действующей Конституции РФ общие положения об организации государственной власти содержатся преимущественно в гл. 1 «Основы конституционного строя». В ней зафиксировано, что через органы государственной власти народ осуществляет свою власть (ч. 2 ст. 3); закреплены принципы единства системы государственной власти (ч. 3 ст. 5), разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 11), разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10); установлено, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (там же); дан перечень органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11); указано, что государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11); отражено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12); определена обязанность органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15).

В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» указано, что органы государственной власти обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24); граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ч. 2 ст. 32); решения и действия (бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд (ч. 2 ст. 46); вред, причиненный их незаконными действиями (бездействием), возмещается государством (ст. 53).

Органами, осуществляющими государственную власть на федеральном уровне, являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ). Их деятельности посвящены отдельные главы раздела первого Конституции РФ («Президент Российской Федерации» (гл. 4), «Федеральное Собрание» (гл. 5), «Правительство Российской Федерации» (гл. 6), «Судебная власть» (гл. 7)).

В отношении формирования и компетенции органов государственной власти субъектов РФ в Конституции РФ есть только самые общие положения, сосредоточенные в гл. 3 «Федеративное устройство». В частности, в ней указано, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73), субъекты РФ устанавливают систему своих органов государственной власти самостоятельно (ч. 1 ст. 77). Перечень органов, осуществляющих государственную власть в субъектах РФ, индивидуален для каждого из них, и закрепляется в конституции (уставе) соответствующего субъекта.

Помимо перечисленных в ч. 1 ст. 11 Конституции РФ органов государственной власти, в ней упоминаются и другие органы, призванные осуществлять задачи и функции государства: Центральный банк РФ (ст. 75); Счетная палата РФ (п. «и» ч. 1 ст. 102, п. «д» ч. 1 ст. 103); Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (п. «е» ч. 1 ст. 103); прокуратура РФ (п. «о» ст. 71, ст. 129); Конституционное Собрание (ч. 2, 3 ст. 135). Они не именуются органами государственной власти. Однако их предназначение и характер присущих им полномочий позволяет включить их в число властных органов.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» относит к ведению Центрального банка РФ осуществление банковского и валютного регулирования, банковского надзора, валютного контроля и решение ряда других вопросов (ст. 4). Он наделен полномочиями по изданию нормативных правовых актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц (ст. 7). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ полномочия этого органа по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения (определение от 14 декабря 2000 г. № 268-0).

Косвенным образом необходимость включения Центрального банка РФ в систему властных органов выводится из положения ч. 2 ст. 75 Конституции РФ. в соответствии с которым защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Специфическим органом государственного финансового контроля является Счетная палата РФ, формируемая палатами Федерального Собрания — парламента Российской Федерации и подотчетная им (ст. 1 Федерального закона от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»). Как указал Конституционный Суд РФ, она действует в качестве специализированного постоянно действующего органа парламентского контроля за исполнением федерального бюджета (постановление Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. № 9-П).

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — это должность, учреждаемая в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России (п. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Конституционное Собрание — орган, созываемый в случае поддержания тремя пятыми голосов от общего числа членов палат Федерального Собрания поправок к гл. 1, 2, 9 Конституции РФ. Оно может подтвердить неизменность Конституции РФ, разработать проект новой конституции, а также принять его двумя третями голосов от общего числа его членов. Порядок созыва и работы Конституционного Собрания должен регулироваться федеральным конституционным законом, который в настоящее время отсутствует.

Кроме вышеназванных к числу властных органов современной России можно отнести ЦИК РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, иные избирательные комиссии. В соответствии с Законом об основных гарантиях избирательных прав эти органы обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации (п. 3 ст. 20); в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления (п. 12 ст. 20); их решения и акты, принятые в рамках собственной компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума (п. 13 ст. 20).

Органы, не обладающие властными полномочиями , осуществляют координационные, аналитические, информационные функции. Их работа способствует эффективному функционированию органов государственной власти, а их акты и решения не обладают внешним действием.

К числу таких органов относятся: Администрация Президента РФ, обеспечивающая деятельность главы государства; Совет Безопасности РФ, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности; Государственный совет — совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти; Судебный департамент при Верховном Суде РФ, выполняющий организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.

Следует отметить, что задачи и функции государства в Российской Федерации могут осуществлять и организации, не являющиеся государственными органами. К их числу относятся государственные учреждения, созданные для реализации управленческих, социально-культурных или иных функций (Пенсионный фонд РФ и др.). Отдельными публично-правовыми функциями наделены и негосударственные объединения (нотариат, призванный защищать права и законные интересы граждан и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени Российской Федерации; адвокатура, созданная для оказания квалифицированной юридической помощи; органы судейского сообщества, участвующие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности).

Вопросы

Лекция. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННО- ВЛАСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

1. Система государственных органов, осуществляющих

государственно-властные полномочия.

2. Государственная противопожарная служба в системе правоприменительных органов государства.

3. Понятие и основные направления деятельности Госу-

дарственной противопожарной службы.

4. Правосубъектность органов Государственной противо-

пожарной службы.

5. Особенности деятельности Государственной противо-

пожарной службы в современных условиях.


Власть в Российской Федерации, в соответствии с Консти- туцией и законодательством Российской Федерации, уполномо- чены осуществлять органы государственной власти.

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей на законода- тельную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и независимы.

Органы государственной власти в Российской Федерации разграничиваются также на органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (т.е. на федеральные и региональные органы государственной вла- сти).

Каждый орган государственной власти представляет собой

часть единой системы государственных органов Российской Федерации, которая, в свою очередь, может подразделяться на ряд входящих в нее структур. Такая классификация государст- венных органов проводится как на федеральном, так и на ре- гиональном уровне.

Характерной особенностью этого является то, что выше-

стоящие органы руководят деятельностью органов нижестоя- щих, нижестоящие органы подчинены, подотчетны и подкон- трольны вышестоящим.

Система органов государства представляет собой организа- ционное единство, которое в своей совокупности составляет го- сударственный аппарат.

«Государственный аппарат» является частью государствен- ного механизма и представляет собой совокупность всех орга- нов законодательной, исполнительной и судебной власти, кото- рые призваны осуществлять задачи и функции государства.


В науке государственного (конституционного) права поня- тие «государственный аппарат», в узком смысле – совокупность исполнительных (административных) органов власти, выпол- няющих повседневное управление государством. В широком смысле – совокупность всех государственных органов, то есть органов законодательной (представительной), исполнительной (распорядительной) и судебной власти.

Следовательно, государственный орган – это составная часть государственного аппарата, наделенная властными пол- номочиями, компетенцией, обладающая соответствующей

структурой и средствами для осуществления отдельных задач и

функций государства.

Государственный орган наделяется государственно- властными полномочиями, образуется и действует в установ- ленном порядке, занимает свое определенное место в единой системе государственных органов.

Государственные органы делятся на четыре группы: пред- ставительные органы государственной власти, органы государ- ственного управления, органы суда и органы прокурорского

надзора. Органы государства, по существу то же самое, что и

орган государственной власти.

Государственным органом может быть одно должностное лицо (например, Президент РФ) или известным образом орга- низованная группа должностных лиц органа государственной власти.

Основные признаки, характеризующие коллегиальные го-

§ 1. Понятие и элементы властного полномочия

Одной из отличительных черт публично-правовой деятельности является участие в ней субъектов с властными полномочиями. Любой вид организованного воздействия, будь то функционирование государственной власти, управления или самоуправления, связан с отношениями «команда – подчинение». Конечно, это упрощенная схема публично-правовых отношений, но она точно выражает их смысл и природу. Властвование, повеление всегда означают, что одна сторона отношений вправе и реально в состоянии обеспечить поведение другой стороны в нужных рамках. Способность определять поведение последней предопределяется двумя факторами: выражением публичного интереса и осуществлением властного полномочия.

Разумеется, публичный интерес далеко не всегда предполагает использование только властных полномочий. Применяется, как будет показано ниже, много других средств его реализации. Но в любом случае именно наличие властных полномочий обеспечивает эффективность всех средств выражения публичного интереса, служит его пружиной, организующим началом как самой публично-правовой деятельности, так и других видов деятельности – экономической, социальной, школьной, экологической и т.д.

Генетические корни властного полномочия уходят в природу государственной власти, которая как бы материализуется в огромном множестве властных актов и деяний, раскладывается на общие и конкретные веления, которые формируют и выражают их носители. Субъекты властных отношений всегда выступают субъектами публично-правовых отношений. Но не всегда объемы прав последних совпадают с объемом властных полномочий, которые присущи органам государства. Это своего рода первичные властные полномочия. И государственная власть в лице своих органов и с помощью права определяет границы, меру и объем властных полномочий других субъектов – общественных организаций, органов самоуправления и др. Для них властные полномочия являются вторичными, производными от полномочий органов государственной власти.

Властное полномочие, с одной стороны, является прямым выражением государственного властвования, с другой – служит специфическим признаком государственного органа, аппарата государства в целом.

В трудах Лаванда, Г. Еллинека, Н.М. Коркунова, М.М. Ковалевского и других отчетливо выявлена природа властвования как осуществления признанной принудительной власти. Само властвование не сводится к разовым актам. Это длящийся процесс, состояние установившееся, признанное, мирное, означающее со стороны властвующего признанное право на власть и повеление, со стороны подвластных – добровольное в общем ему подчинение. Для русской государствоведческой мысли конца XIX – начала XX в. подобные взгляды были типичны.

Абстракция государственного властвования связывается с реальностью его воплощения. Теория дает возможность понять, как государство осуществляет свою власть через органы. А. И. Елистратов писал в 20-х гг., что государство может олицетворять в своих органах определенные взаимно расчлененные проявления своего существа. Выступая субъектом прав, государство передает множество компетенции своим органам. При всей противоречивости волевых актов органов они призваны в своей совокупности выражать государственную волю. Для этого им передаются административные полномочия. И все административные учреждения различаются, по его мнению, по составу, компетенции и порядку деятельности. Компетенция определялась как единство их обязанностей и прав .

Указанная позиция оказалась довольно устойчивой, хотя смешение понятий «компетенция», «права и обязанности», «предметы ведения» и «полномочия» создавало трудность в правотворческой и правоприменительной деятельности. Наиболее фундаментальной разработкой указанных проблем в 50-х гг. явилась книга Ц.А. Ямполъской «Органы советского государственного управления в современный период» . В книге даны точные характеристики органа советского государства как его составной части, решающей стоящие перед государством задачи и выполняющей его функции, наделенной для

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 137

этого властным полномочием, обладающей соответствующей компетенцией, имеющей определенную структуру и характеризующейся правовым характером связей, соединяющих личный состав органа в единое целое.

Властное полномочие выделено как и один из специфических признаков государственного органа и охарактеризовано как особая форма организующей деятельности государства. Оно складывается, в свою очередь, из связанных между собой элементов. К их числу отнесены: издание государством велений – правовых актов, обязательных для всех граждан и должностных лиц, защита этих велений от нарушений при помощи принудительной силы государства, обеспечение выполнения велений государства мерами воспитания, убеждения, поощрения, материальное обеспечение выполнения государственных велений путем распоряжения единым фондом государственной собственности.

Приведенные характеристики властного полномочия оказались весьма устойчивыми и широко применялись в научной литературе и правовой практике 50–70-х гг. Причем они применимы к властному полномочию в широком смысле, и к органу государственной власти, и к органу государственного управления, и к судебно-прокурорским органам . С их помощью можно разграничивать столь важные понятия, как государственный орган, предприятие, учреждение и организация, связывая властные полномочия только с деятельностью администрации последних. (Между тем в цивилистической литературе были попытки рассмотрения предприятия как органа государства, как организованного государством коллектива рабочих и служащих во главе с ответственным руководителем .)

Не менее существенно для правотворческой и правоприменительной практики найти границы размежевания и совпадения понятий «компетенция», «функции» и «полномочия». Б.М. Лазарев разработал теоретические основы компетенции органа, характеризуя ее как систему полномочий органа по осуществлению государственной власти. Компетенция включает в себя обязанность (перед государством) и право (по от-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 138

ношению к управляемым объектам) выполнять определенные функции (планирование, регулирование, контроль и др.). Подчеркивается, что управленческие функции и управляемые объекты не являются сами по себе элементами компетенции, поскольку главное в ней составляют права и обязанности осуществлять указанные в законе функции применительно к определенным объектам .

В ряде научных трудов сделан акцент на функциях управления, а разработанный классификатор функций позволяет связывать наборы полномочий с выполнением управленческих задач, функций, подфункций и операций . И все-таки более распространенной является оценка компетенции как совокуп-ностй властных полномочий, с указанием подведомственности.

Итак, что же такое властное полномочие? Властное полномочие есть обеспеченное законом ориентирующее требование уполномоченного субъекта определенного поведения и действий, обращенное к физическим и юридическим лицам.

Здесь важно выделить несколько элементов Во-первых, наличие уполномоченного субъекта, т.е. органа, организации или должностного лица. Представляя официально государственную власть и выполняя возложенные на них задачи и функции, эти субъекты наделены правами и иными средствами выражать и проводить в жизнь государственные интересы Именно для их реализации они обладают набором властных полномочий.

Во-вторых, властное полномочие представляет собой повеление (команду, требование), обращенное к другой стороне публично-властных отношений Это своего рода команда, выраженная как юридический императив. Нельзя ослушаться или отступить от требований, связанных с выполнением властных полномочий. Их нужно исполнять добросовестно и последовательно. В публично-правовых отношениях субъект властных полномочий вправе требовать от другой стороны должного поведения или действий Его властные веления поддерживаются другими аналогичными субъектами государства в целом. За неисполнение велений следуют санкции, меры ответственнос-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 139

ти, применяемые этим органом или другим органом (судом, вышестоящим органом, контрольно-надзорной инспекцией и т.д.).

В-третьих, обеспечение властного полномочия законом. Здесь выделяется элемент, который раскрывает его источник, т.е. закон. Закрепление и регламентация властных полномочий в законодательстве означает их связанность правом Властные полномочия регулируются прежде всего в конституциях и законах. Наиболее полный их набор содержится в статутных законах и иных актах типа положений об органах. Закон препятствует произвольному, субъективному пониманию и применению. Усмотрение должностных лиц имеет свои легальные пределы, очерчивая в то же время для них сферу самостоятельных решений и действий .

Сами требования облекаются в правовую форму. Придание им нормативного характера связано с принятием субъектом властных полномочий правовых актов, обязательных для исполнения Издаются нормативные акты для введения правил подведения длительного действия и индивидуальные акты для решения конкретных задач и оперативного распорядительства.

В-четвертых, для властного полномочия характерно прочное обеспечение. Речь идет о системе гарантий, способствующих реализации полномочий и устойчивой деятельности органов и лиц.

Гарантии властных полномочий весьма разнообразны и включают в себя:

а) наличие кадров служащих и работников в широком смысле, которые способны правильно оценить ситуацию, принять верные решения и выполнить другие управленческие действия. Профессиональная квалификация кадров имеет первостепенное значение, ибо только высокий профессионализм гарантирует высокий уровень властвования и управления. К сожалению, на практике немало случаев осуществления властных полномочий на низком уровне из-за невысокого уровня кадров, как принимающих решения, так и реализующих их,

б) выделение материальных, финансовых и иных ресурсов, необходимых для осуществления властных полномочий. Государственные органы и должностные лица обладают, с одной

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 140

стороны, сооственными материально-техническими средствами (здание, помещение, оргтехника, средства связи и т.д.) и материальными, денежными и иными ресурсами, выделяемыми для решения управленческих и иных задач, – с другой.

в) возможность применения принуждения для реализации властных полномочий. Принуждение – одно из наиболее специфических элементов властных полномочий, поскольку в нем выражается принудительное воздействие на адресатов. Оно может выражаться в способах жесткого понуждения к выполнению определенных действий или воздержанию от запрещаемых действий. Например, снятие с должности руководителя и назначение нового лица, отмена или приостановление актов, принятие решений вопреки воле их адресатов, изъятие или перераспределение бюджетных средств, ресурсов, упразднение и реорганизация органов и организаций.

Принуждение связывается с возможностью применения санкций и мер ответственности к лицам, не -выполняющим властные требования. Как известно, существует дисциплинарная, административная, материальная, экономическая, уголовная ответственность. Так, в связи с ростом преступности в июле 1994 г. в Уголовный кодекс внесены изменения. Они касались института необходимой обороны, преступлений, совершенных группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. Запрещен выпуск в обращение должностными лицами органов власти субъектов Федерации любых денежных знаков, отличающихся от официальной денежной единицы. Введена статья о незаконных сделках с валютными ценностями и исключена статья о нарушении правил о валютных операциях.

Добавим политико-управленческую ответственность в виде реорганизации органов, снятия с должности руководителей, отзыва депутатов.

Приведем два примера. 22 апреля 1994 г. Государственная Дума приняла постановление «О выборах в Санкт-Петербургское Городское Собрание». Выражая озабоченность результатами выборов в Санкт-Петербургское Городское Собрание, которые не привели к избранию указанного органа представительной власти, а также имевшими место нарушениями избирательных прав граждан, принимая во внимание Обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об обеспечении избирательных прав граждан при

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 141

выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления от 25 февраля 1994 г., Государственная Дума постановила обратиться в прокуратуру Российской Федерации и к Центральной избирательной комиссии с предложением рассмотреть вопрос о соблюдении законодательства и выполнении судебных решений мэром города Санкт-Петербурга при выборах в Санкт-Петербургское Городское Собрание в марте 1994 г.

Предложено Президенту Российской Федерации пи результатам рассмотрения указанного вопроса принять необходимые меры в отношении должностных лиц города Санкт-Петербурга.

22 июня 1994 г. Государственная Дума приняла постановление «О защите конституционных прав и свобод граждан при осуществлении мер по борьбе с преступностью». В нем отмечается, что подписанный 14 июня 1994 г. Президентом Российской Федерации Указ «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности», предусматривая меры по борьбе с организованной преступностью, во многом, и без достаточных основании, ограничивает конституционные права и свободы граждан – равенство их прав перед законом и судом, право на личную неприкосновенность и другие – и находится в прямом противоречии со статьями 4, 10, 17, 19, 22, 30, 50, 55 Конституции Российской Федерации, а также с целым рядом статей действующего Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Тем самым дезорганизуется система правосудия. В связи с этим и учитывая, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью и не могут быть ограничены, обращено внимание Верховного Суда Российской Федерации на необходимость при рассмотрении конкретных уголовных дел соблюдения Конституции Российской Федерации и действующего законодательства.

Подтверждено: нормы уголовно-процессуального законодательства продолжают действовать в Российской Федерации в полном объеме.

Комитетам Государственной Думы поручено представить на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов: «О борьбе с организованной преступностью», «О борьбе с коррупцией», «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству», «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», «Об органах контрразведки Российской Федерации», «О чрезвычайном по-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 142

ложении», «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О государственной службе».

Таковы основные характеристики властного полномочия Поясним еще один важный аспект, а именно природу и смысл самих полномочий. В законодательстве нередко закрепляются отдельно права и обязанности органа, часто используется понятие «полномочие» как слитное. Следует ли резко различать эти понятия? Ученые-юристы рассматривают полномочия органа как права, которые он обязан реализовать при соответствующих обстоятельствах. Орган получает возможность самостоятельной оценки ситуации и принятия решений и осуществления управленческих действий Правообязанность лучше всего выражает связь прав и обязанностей, поскольку права Предоставляются субъекту публично-властных отношений для обязательной реализации. Если гражданин может не воспользоваться своими правами, то властный субъект не должен предавать их забвению. Он обязан осуществляв предоставленные ему права для обеспечения и защиты публичных интересов. И в этом смысле понятие «полномочие» субъекта точнее выражает органическое единство возложенных на него прав и обязанностей и полнее характеризует отношения субъектов

Статус государственных служащих, включая руководителей разных уровней и должностных лиц, предполагает четкое определение их обязанностей и прав, оснований и видов ответственности. Кроме КЗоТ имеются и специальные правовые акты, например Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1933 г. Готовятся законы о государственной службе, муниципальной службе.

Назовем основные обязанности государственных служащих. Это: осуществление полномочий в пределах предоставленных прав и в соответствии с должностными обязанностями; исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, за исключением явно незаконных; поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения должностных полномочий; соблюдение служебного распорядка и норм служебной этики; сохранение государственной, служебной и иной охраняемой законом тайны

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 143

Служащий несет ответственность за правомерность своих действий, за неисполнение и ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей

Ввиду значимости властных полномочий повышенные меры ответственности служащих государственных и муниципальных органов и особенно должностных лиц приобретают дополнительный смысл. Соблюдение государственной дисциплины и иерархических распорядков работы как общее требование сочетается со строгой ответственностью каждого служащего за принятие и непринятие решений, за действия и бездействие Своего рода предупредительное воздействие подобных средств не исключает строгих «наказательных» мер вплоть до снятия с должности .

Думается, по этой же причине постоянно обсуждается вопрос об ответственности носителей властных полномочий – должностных лиц. Мера их усмотрения – широка, социальная значимость полномочий – очевидна, высокая степень ответственности – бесспорна. Есть нормы конституционного, административного, трудового, экологического законодательства о высокой ответственности должностных лиц. В Уголовном кодексе содержатся статьи, регулирующие составы должностных преступлений – злоупотребление служебным положением, превышение власти или служебных полномочий и др.

И не случайно в первой половине 1994 г. в Государственной Думе при рассмотрении законопроектов о борьбе с коррупцией и о государственной службе было уделено внимание пределам ответственности должностных лиц. В частности, предлагалось установить, что за правонарушения, связанные с коррупцией, несут ответственность и лица, уполномоченные на выполнение государственных функций Обсуждался вопрос о том, какова их ответственность в случае передачи части своих функций.

Уместно заметить, что в зарубежных государствах более четко и дифференцирование, чем у нас, регулируются «категории ответственности» должностных лиц и находящиеся на верхней ступени иерархической пирамиды не могут произвольно уходить с должности, а обязаны отчитываться о результа-

Тихомиров Ю.А. Публичное право. Учебник. – М.: БЕК, 1995. С. 144

тах деятельности. В США Закон «О реформе гражданской службы»; (1978 г.), «Кодекс этики правительственной службы» (1958 г.) поддерживают высокий уровень ответственности должностных лиц и государственных служащих.

Как мы видим, понятие «властные полномочия» служит ярким отличительным признаком публичной деятельности в обществе. В них отчетливо выражается статус, особенность организации и функционирования их носителей, соответствующих субъектов, и прежде всего органов государства и должностных лиц.

Современное демократическое государство функционирует на основе принципа разделения властей. В своем классическом варианте этот принцип был сформулирован в XVIII в. французским ученым Шарлем Монтескье как разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Сегодня к этим трем властям добавля­ют также власть главы государства.

Глава государства в современном мире представлен либо монархом, либо прези­дентом (в зависимости от формы государственного правления). Его основные функции:

1. Глава государства представляет страну на внутренних и международных цере­мониях, вручает государственные награды, принимает верительные грамоты послов. Другими словами, он олицетворяет собой народ, страну, т.е. выполняет представительские функции.

2. Глава государства имеет право законодательной инициативы (т.е. внесения от своего имени на рассмотрение высшего законодательного органа власти проекта закона), имеет право промульгации (обнародова­ния) закона, а в некоторых случаях – право вето на решения парламента.

3. Глава государства имеет право созыва внеочередных сессий высшего законодательного органа власти, а в ряде стран и право его роспуска.

4. Глава государства является верховным главнокомандующим.

5. Глава государства решает вопросы гражданства, предоставления политического убежища, имеет право помилования.

6. Глава государства имеет право единоличного введения чрезвычайного положения, объявления со­стояния войны в случае вооруженного нападения.

Законодательная власть представлена парламентом. В каждой стране он имеет свое название, в зависимости от исторических и культурных традиций страны (сейм в Польше, Великий народный хурал в Монголии, конгресс в США, Федеральное собрание в Российской Федерации и т.д.).

К основным полномочиям законодательной власти относятся следующие:

  1. Принятие, изменение и отмена законов.
  2. Утверждение бюджета.
  3. Определение налоговой политики.
  4. Формирование и упразднение государственных органов.
  5. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти.

Исполнительная власть представлена правительством. Правительство состоит из руководителей министерств, государственных комитетов и ведомств. Она выполняет две основные функции:

1. Руководство деятельностью государственных органов в центре и на местах с целью реализации объявленной (законодательным органом или главой государства) внутренней и внешней политики.

2. Распорядительную. Это право исполнительной власти издавать приказы, поста­новления, инструкции и другие так называемые подзаконные акты в целях реа­лизации принятых законов. Предоставление исполнительной власти такого права обусловлено тем, что закон, как правило, не имеет прямого действия, т.е. не может быть непосредственно применен на практике, т.к. не содержит внутри себя механизма своей реализации. Необходимо прописать, из каких источников закон будет финансироваться, определить исполнителей этого закона, условия его реализации. Все это делается специальными актами соответствующих министерств и ведомств, а иногда требует принятия дополнительных законодательных решений. Именно в силу важности данной функции исполнительную власть называют часто реальной властью.

Судебная власть осуществляет правосудие. Она выполняет две основные функции:

1. Определяет соответствие поведения людей действующим законам.

2. Принимает меры по пресечению незаконной деятельности.
В структуру судебной власти входят:

— Конституционный суд РФ;

— Верховный (федеральный) суд РФ;

— Высший арбитражный суд;

— суды краев, областей, республик в составе РФ;

— городские и районные суды.

4. наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера.

Наличие последних является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками они позволяют провести достаточно четкое различие между государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями – с другой.

Практическое выражение государственно-властные полномочия находят в издании государственными органами от имени государства юридически обязанных нормативных и индивидуальных актов, в осуществлении ими наблюдения за строгим и неуклонным соблюдением требований, содержащихся в данных актах, в обеспечении и защите этих требований от нарушения путем применения мер воспитания, убеждения, разъяснения и поощрения, а в необходимых случаях – также мер государственного принуждения.

Будучи составными частями одного и того же государственного аппарата, органы любого государства отличаются друг от друга порядком своего образования, видами выполняемой ими государственной деятельности, характером и объемом компетенции, особенностями исполнения возложенных на них полномочий, формами и методами осуществления ими государственных функций.

§2. Структура государственного аппарата.

Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает, из чего складывается государственный аппарат, какова субординация его составных частей, каковы принципы его организации и функционирования.

В любой стране сложившийся государственный аппарат выступает как единая целостная (общая) система, которая состоит из ряда частных систем. В качестве последних выступают однородные по своим функциями, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемой деятельности различные государственные органы.

Наиболее важными частными системами современного государственного аппарата являются следующие: система органов государственной власти, система органов государственного управления, система судебных органов и система органов прокуратуры. Каждая из первых трех названных систем является носителем соответствующей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной.

В научных кругах иногда говорят и пишут о четвертой ветви власти – средствах массовой информации. Однако это – образное выражение. Средства массовой информации не являются носителями какой-либо официальной власти. Таковыми их называют в силу того, что оказывают очень сильное, нередко решающее влияние на массы. Они играют исключительно важную роль в формировании общественного мнения, в создании положительного или, наоборот, отрицательного образа правящей элиты или отдельных лиц.

Среди авторов, занимающихся проблемами государственной власти и аппарата, нет единого мнения о том каким должен быть государственный аппарат, как должны соотноситься между собой различные ветви государственной власти, а следовательно, и их носители – государственные органы. Должны ли они быть равны между собой или должна существовать их определенная соподчиненность, субординация?

Высказывается точка зрения, согласно которой все ветви государственной власти и их носители должны находится в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга. В странах с тоталитарным и авторитарным режимом усиленно насаждается идея о том, что исполнительная власть, а вместе с ней и ее носители, должны доминировать в структуре государственного аппарата.

Однако, как показывает исторический опыт, реализация подобной концепции приводит не в демократии, а к диктатуре. Об этом свидетельствует, в частности, политическая практика фашисткой Германии, Италии и ряда иных стран.

Другой подход к решению проблемы соотношения государственных властей и их носителей заключается в том, что на первый план выступает государственная власть, источником которой является народ.

Во всех демократических странах эта концепция получила всеобщее признание. Политическая практика подтвердила жизнеспособность и гуманность данной идеи, развитой еще в XVII в. английским философов материалистом Дж. Локком.

Что же собой представляет каждая из частных систем государственных органов, входящих в общую систему – государственный аппарат?

1. Основным значением органов законодательной власти (представительных органов) является законодательная деятельность. В демократических государствах они занимают центральное место в структуре государственного аппарата. Представительные органы государственной власти подразделяются на высшие и местные. К высшим органам государственной власти относятся парламенты. Оной из их важнейших функций является принятие законов.

Сосредотачивая в себе законодательные функции, парламент нередко передает часть из них другим, подконтрольным ему органам, делегирует их. Возникающая в результате этого система актов носит название делегированного законодательства.

Наряду с высшими органами государственной власти в каждой стране имеются местные органы. Они называются по-разному. Но цель и назначение их сходны: осуществление государственной власти и управление на местах.

2. Система органов исполнительной власти осуществляет в различных государствах исполнительно-распорядительную деятельность. Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления. Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что он принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнения подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов.

В пределах своей компетенции органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как месть и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

В зависимости от сложности задач и территориального масштаба деятельности органы государственного управления подразделяются на центральные и местные. К центральным относятся те органы государственного управления, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или на территорию государств – субъектов федерации. Это – правительства, именуемые в большинстве стран кабинетами или Советами министров, министерства, государственные комитеты, специальные, находящиеся при Советах министров ведомств.

К местным органам государственного управления относятся органы, деятельность которые ограничивается рамками одной или нескольких административно-территориальных единиц (края, провинции, области, района, города т.д.). В их число входят исполнительные комитеты местных органов власти, муниципалитеты, их отраслевые отделы и управления, администрации фабрик, заводов, других предприятий и учреждений.

В зависимости т характера, объема и содержания полномочий органы государственного управления подразделяются на органы общей, отраслевой и специальной (функциональной) компетенции.

Органы общей компетенции (например, Советы министров, исполкомы) объединяют и направляют работу по руководству всеми отраслями или большинством отраслей государственного управления.

Органы отраслевой и специальной (функциональной) компетенции (министерства, различные государственные комитеты, отделы исполкомов, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельными отраслями государственного управления.

Ведущую роль в системе органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему органов государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил.

3. Важное место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, основной социальной функцией которых является осуществление правосудия.

Подобно тому, как представительные органы и органы управления являются носителями соответственно законодательной и исполнительной властей, система судебных органов выступает в качестве носителя судебной власти. Это положение закрепляются в конституциях и обычных законах ряда современных государств.

Статус носителя одной из трех – судебной – властей обеспечивает органам правосудия весьма важное место в государственном механизме наряду с другими органами.

Однако, несмотря на особенности структуры и другие различия судебных органов разных стран, у них много сходства в целях и задачах, которые перед ними ставятся и конституционно во всех государствах, именующих себя демократическими, провозглашаются. Много общего у них в социальных функциях, содержании деятельности, конституционных принципах их организации и функционирования. Так, например, в конституционных актах подавляющее большинство современных государств в той или иной форме провозглашается принцип независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в пределах установленной юрисдикции, вопросов.

4. Значительную роль в государственном механизме ряда стран играет система органов прокуратуры. Прокуратура призвана осуществлять надзор за точными и единообразным исполнением законов органами государственного управления, предприятиями, учреждениями, общественными организациями, должностными лицами и гражданами.

Органы прокуратуры осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органов дознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местах заключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера, назначаемых судами.

Правовую основу деятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся в конституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации и деятельности прокуратуры. Согласно Конституции России, определяющей структуру, порядок формирования и принципы деятельности прокуратуры, «полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом».

§3. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают социально-классовую сущность, социальное содержание и назначение, основные цели и задачи государственного аппарата. Принципы организации и деятельности государственного аппарата разрабатывались, обосновывались и претворялись в жизнь в процессе всей многовековой деятельности государственного механизма. Одни из них, касающиеся в основном деятельности государственных аппаратов многих стран, приживались и развивались. Другие, относящиеся чаще всего к процессу организации и деятельности государственных аппаратов отдельных стран, по мере происходящих изменений отпадали.

Так, например, совсем до недавнего времени, а именно – до распада СССР в советской политико-юридической теории и практике в качестве наиболее важных принципов организации и деятельности государственного аппарата считались следующие: принцип партийного руководства; подчинение аппарата политике; принцип широкого участия масс в управлении делами общества и государства, в деятельности государственного аппарата; принцип демократического централизма; гласности; социалистической законности; интернационализма и социалистического федерализма (применительно к социалистическим федеративным государствам); принцип равноправия национальностей; научного планирования, координации, учета и контроля деятельности аппарата и др.

Однако после распада СССР и кардинальных изменений, произошедших в государственном механизме России за последние годы, многие из этих принципов полностью себя исчерпали. Вместо них официально стали декларироваться другие, отвечающие новым экономическим и социально-политическим условиям жизни общества.

Вместе с тем независимо от особенностей отдельных государств и происходящих в низ изменений в организации и деятельности государственных аппаратов разных стран имеются общие принципы. Это не означает, разумеется, что они всегда не только формально провозглашаются, но и полностью реализуются. Трудно назвать государство, в котором бы все или хотя бы основные принципы организации и деятельности государственного аппарата не только декларировались теоретически, но и полностью реализовались бы практически. Однако, тем не менее, общие принципы, а точнее – общие требования, предъявляемые к процессу организации и деятельности государственных аппаратов разных стран, существуют и в той или иной мере реализуются.

Среди такого рода принципов следует назвать:

1. принцип приоритета прав человека;

2. принцип законности и конституционности;

3. принцип соблюдения высоких этических требований членами парламентов и чиновниками, их полной политической лояльности;

4. принцип гласности, обеспечивающий информационность населения о происходящих государственно-правовых процессах.

Данные и другие им подобные принципы находят свое законодательное закрепление в конституционных актах и в специальных законах.

Одним из таких принципов является принцип законности и конституционности организации и деятельности государственного аппарата. Следует заметить, что, обладая не только юридическим, но и политическим характером, законность и конституционность выступают как основной метод функционирования различных государственных органов и организаций. Применительно к деятельности государственного аппарата разных стран законность и конституционность означают осуществление всех свойственных государственным органам и должностным лицам функций в строгом соответствии с действующей конституцией, обычными законами и подзаконными актами, согласно установленной в законодательном порядке компетенции.

Принцип законности и конституционности означает также обеспечение строгого и неуклонного исполнения подчиненными им органами, организациями и учреждениями действующих нормативно-правовых актов, борьбы с коррупцией, а также со всякого рода нарушениями прав и свобод граждан, общественных организаций, трудовых коллективов.

Следует заметить, что законности и конституционности как явления и понятия вне связи с конкретным обществом и государством не существует. Это абстракция. Законность и конституционность всегда соотносятся с определенными типами государства и права, с определенным характером и уровнем развития общества.

Исходя из этого, в отечественной и зарубежной научной литературе законность и конституционность рассматривают, как правило, не вообще, а применительно к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому и социалистическому типам государства и права.

Несмотря на то, что социалистический («коммунистический») тип государства и права практически не состоялся, в юридической и, отчасти, политологической литературе вопросы (социалистической) законности и конституционности получили, пожалуй, наиболее обстоятельное теоретическое обоснование.

Основу любой законности и конституционности составляют конституции различных государств, а также законы, принятые в их развитии. Наличие четкого, хорошо развитого, отвечающего непрерывно изменяющимся и все более возрастающим требованиям практичес54ой жизни законодательства является принципиально важным и необходимым условием последовательного укрепления законности и конституционности в деятельности как отдельных государственных органов, так и всего государственного механизма в целом.

Строгое и неуклонное соблюдение законности и конституционности должно быть непременным требованием, принципом деятельности не только государственных, но и негосударственных органов, учреждений и организаций. Конституция Россия, равно как и конституции других государств, закрепляет положение, согласно которому все государственные органы, государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать конституцию и все изданные на ее основе и в ее развитие законы. Все партийные органы и организации, равно как и все политические и общественные движения также обязаны действовать в рамках конституции и других законов.

В числе важнейших принципов организации и деятельности государственных аппаратов разных стран, наряду с принципами-требованиями оптимальности их построения, эффективности функционирования, политической лояльности, законности и конституционности, огромное значение имеют принципы-требования, касающиеся высокого профессионализма государственных служащих разных рангов, а также соблюдения ими соответствующих этических норм.

Проблемы профессионализма и этики государственных служащих практически всегда стояли и стоят на повестке дня с момента образования любого государства. Они всегда остаются весьма острыми проблемами. Вокруг них постоянно велись жаркие, нескончаемые споры.

Одна из причин этого состоит в том, что от профессионального и этического уровней чиновников, особенно высших рангов, во многом зависит характер деятельности, стиль и уровень эффективности самого государственного аппарата, состояние дел в обществе и государстве. Вполне понятно поэтому, что чиновничество всегда находилось под критическим оком широких слоев населения.

Другая причина подобных споров состоит в том, что нигде в мире и никогда чиновничество вполне сознательно и добровольно не признавало свое профессиональное или этическое несовершенство. Естественно, что самый благоприятный для себя образ оно пытается создавать и у «опекаемого» им населения. И, кстати, как было подмечено исследователями разных стран, далеко не всегда безуспешно.

Подбор и расстановка в структуре государственного аппарата безупречных в профессиональном и этическом плане государственных служащих с неизбежностью предполагает выработку и применение в процессе отбора соответствующих средств и критериев. В их числе – анкетирование, собеседование, прохождение определенных тестов и сдача экзаменов, проверка на лояльность правящему режиму к некоторых страна (в США, например) с помощью «детектора лжи», определение и соблюдение разнообразных – политических, идеологических, медицинских (состояния здоровья) и иных требований – критериев, соответствие которым является обязательным для занятий той или иной государственной должности.

От того, как, каким образом, в соответствии с какими требованиями-критериями производится отбор соискателей на ту или иную государственную должность, в дальнейшем зависит эффективность их работы, коэффициент их полезности для государства и общества.

Один из принципов-требований гласит, что государственную службу следует рассматривать как такую сферу деятельности, из которой исключаются «какие бы то ни были личные или иные финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению» государственными чиновниками служебного долга.

Государственные служащие «не должны участвовать в финансовых операциях, при проведении которых предполагается использование закрытой правительственной информации или использование такого же рода информации в личных целях».

Дальновидность выработки и введения в действие такого рода принципов-требований в конечном счете заключается в том, чтобы в максимальной степени «приблизить» государственный аппарат к обществу, сократить неизбежный для любой страны разрыв между ними, представить «среднему американцу» любого, даже самого высокого ранга администратора не иначе «как своего парня», близкого ему человека.


II. Социалистический государственный аппарат.

§1. Понятие социалистического государственного аппарата.

В ходе осуществления социалистической революции рабочий класс и объединенные вокруг него широкие массы трудящиеся под руководством марксистско-ленинской партии разрушают буржуазную государственную машину и создают новый государственный аппарат. В этом, как было уже отмечено, проявляется одна из общих закономерностей возникновения социалистического государства.

Социалистический государственный аппарат представляет собой единую систему взаимосвязанных между собой органов государства, созданных для решения задач социалистического и коммунистического строительства.

Социалистический государственный аппарат – новый тип государственного аппарата. Он принципиально отличается от аппарата всех эксплуататорских государств прежде всего тем, что создается трудящимися, служит интересам трудящихся, привлекает к своей деятельности широкие массы трудящихся. Главное место в его деятельности занимает развитие народного хозяйства, культуры, науки, образования, а также решение многих других созидательных задач. Аппарат же эксплуататорского государства используется в первую очередь как средство классового подавления, поэтому он противостоит трудящимся как чуждая им сила.

Огромное внимание созданию и совершенствованию государственного аппарата уделял Ленин. В наличие совершенного и четко действующего государственного аппарата он видел необходимое условие решения задач социалистического строительства.

Вопросы совершенствования работы государственного аппарата находятся в центре внимания партии и правительства.

Намечая пути дальнейшего совершенствования государственного аппарата, КПСС указывает на необходимость неукоснительного соблюдения принципа подотчетности работников государственных органов, расширения выборности и конкурсной системы замещения должностей, последовательного осуществления коллегиальности в работе соответствующих звеньев государственного аппарата при персональной ответственности каждого руководителя.

§2. Принципы организации и деятельности социалистического государственного аппарата.

Под принципами организации и деятельности государственного аппарата понимаются соответствующие реальностям жизни основополагающие начала, в соответствии с которыми он строится, функционирует и развивается. Принципы имеют объективную основу, коренятся в самой природе социалистического общественного строя и находят юридическое выражение в Конституции и других законодательных актах. В принципах социалистического государственного аппарата находят конкретное проявление его сущность и коренное отличие от аппарата эксплуататорских государств.

К числу основных принципов организации и деятельности социалистического государственного аппарата относятся следующие:

1. Всемерное вовлечение трудящихся в управление государством. Участия советских граждан в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятия законов и решений общегосударственного и местного значения представляет собой их конституционное право. Это право обеспечивается возможностью избирать и быть избранными в Советы народных депутатов и другие выборные государственные органы, принимать участие во всенародных обсуждениях и голосования, в народном контроле, в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности, в собраниях трудовых коллективов и по месту жительства. Каждый гражданин СССР имеет право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности и критиковать недостатки в работе.

Одно из конкретных проявлений рассматриваемого принципа – участие граждан в борьбе с правонарушениями. Формы этого участия весьма разнообразны: и добровольные народные дружины по охране общественного порядка, и товарищеские суды, и общественные пункты охраны порядка по месту жительства населения, и Светы профилактики правонарушений на предприятий и др.

2. Демократический централизм. Основной смысл этого конституционного принципа заключается в том, что в организации и деятельности социалистического государственного аппарата органически соединены 2 начал: государственное руководство обществом из единого центра и широкая инициатива местных органов власти и управления.

Демократический централизм означает демократически порядок образования и функционирования государственного аппарата; участие трудящихся в контроле за деятельностью государственных органов; ответственность нижестоящих органов перед вышестоящими; обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих; сочетание централизованного государственного руководства с широкой самостоятельностью, инициативой местных органов государства; контроль вышестоящих органов за выполнению своих решений нижестоящими органами; строгую дисциплину в деятельности всех органов сверху донизу.

Важной формой проявления принципа демократического централизма является «двойное» подчинение исполнительно-распорядительных органов: каждый из этих органов подчиняется (по вертикали) вышестоящему органу управления и одновременно (по горизонтали) – образовавшему его представительному органу власти. Демократический централизм выражается также в сочетании в работе органов государства коллегиальности и единоначалия.

Принцип демократического централизма в организации и деятельности органов внутренних дел имеет разные формы правления. Прежде всего, он означает наличие централизованной союзно-республиканской системы, объединяющей Министерство внутренних дел СССР, министерства внутренних дел союзных и автономных республик и местные органы внутренних дел. Такая централизация необходима потому, что охрана правопорядка, борьба с преступностью и другими правонарушениями представляют собой общенародную задачу, решаемую повседневно в масштабах всей страны. Министерство внутренних дел СССР координирует и направляет усилия всех республиканских и местных органов внутренних дел, обеспечивая их взаимодействие и наиболее эффективное использование имеющихся в их распоряжении сил и средств.

Принцип демократического централизма в организации и деятельности органов внутренних дел проявляется и в их подчинении и подконтрольности. Советам народных депутатов, а также органам государственного управления общей компетенции.

Интернационализм. Данный принцип означает, что в организации и деятельности социалистического государственного аппарата учитываются интересы всех наций и народностей страны. Принцип интернационализма проявляется уже в самом федеративном устройстве Союза СССР, позволяющем сочетать общее и особенное, интернациональное и национальное; обеспечивать единство интересов Союза СССР и каждой союзной республики. С учетом федеративного устройства Союза ССР строится вся система органов Советского государства.

Принцип интернационализма выражается также в формировании органов государства из представителей всех национальностей.

Социалистическая законность. Этот разработанный Лениным принцип означает точное и неуклонное соблюдение, исполнение и применение законов и основанных на них других юридических актов всеми, кому они адресованы.

Постоянное упрочнение законности – общая закономерность развития социалистического государства, необходимое условие решения задач социалистического и коммунистического строительства.

Рассматриваемый принцип организации и деятельности социалистического государственного аппарата является конституционным принципом. Он закреплен в ст. 4 Конституции СССР. В соответствии с этой конституционной нормой все органы государства обязаны в своей деятельности точно и неуклонно соблюдать, исполнять и применять законы; обеспечивать исполнение законов подчиненными им предприятиями, учреждениями и организациями, а также должностными лицами; требовать от граждан исполнения возложенных на них Конституцией и другими законами обязанностей перед обществом и государством; вести последовательную борьбу с теми, кто совершает преступления и иные правонарушения.

Для органов внутренних дел и других правоохранительных органов принцип социалистической законности.

Охраняя общественный порядок, социалистическую собственность, имущество, жизнь, здоровье, права и свободы граждан, органы внутренних дел должны быть образцом строгого проведения во всей своей деятельности принципа социалистической законности.

Заключение.

В результате проведенного исследования по проблеме устройства аппарата (механизма) государственной власти можно сделать следующий основополагающий вывод.

Механизм государства, как система органов и учреждений, посредством которых обеспечивается выполнение внешних и внутренних функций государства, представляет собой живой, постоянно развивающийся организм. Эволюция его в конкретных исторических условиях обусловлена многими факторами, в том числе формой правления государства, социально-экономическими и политическими условиями, национальными особенностями, традициями управления и т.д. Устройство механизма государства и создание правовой базы его функционирования является одной из главных задач любой конституции. Весь огромный разветвленный горизонтально и вертикально механизм властвования должен работать согласованно, разделяя сферы регулирования, охватывая все стороны жизни общества.

Этот вопрос особенно актуален для России в настоящее время, когда идет интенсивное государственное строительство, многое возникает вновь или кардинально обновляется. Здесь для нас может быть очень полезен мировой опыт старых демократий, нестареющие труды великих мыслителей и теоретиков. Многие декларированные в конституции СССР положения наполняются реальным содержанием: разделение властей, местное самоуправление, права человека и т.д.

Непосредственно организация и деятельность государственного аппарата осуществляется на основе ряда принципов, под которыми понимаются руководящие идеи, начала, лежащие в основе его создания и функционирования, и проявляющиеся как в деятельности государственного аппарата в целом, так и в его отдельных частях, структурно обособленных единицах. Большинство данных принципов закреплено в Конституции страны, либо в иных законах и нормативно-правовых актах, где они могут быть развиты и дополнены.

Список используемой литературы:

I. Правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. – М.: 1993

2. Конституция СССР

II. Библиография:

1. Венгеров А. Б. «Теория государства и права: учебник для юридических вузов». – М.: 1998

2. Головистикова А. Н. «Теория государства и права: вопросы и ответы». – М.: 2001

3. Кошаров С. А. «Общая теория государства и права: учебник для студентов». – М.: 1998

4. Лазарев В. В., Ляпель С. В. «Теория государства и права: учебник для вузов». – М.: 2000

5. Малько А. В. «Теория государства и права в вопросах и ответах». – М.: 1999

6. Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах / под ред. М. Н. Марченко. – Том 1. Теория государства. – М.: 2000

7. Протасов В. Н. «Теория государства и права. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответа». – М.: 1999

8. Советский энциклопедический словарь. – М.: 1979

9. Спиридонов Л. И. «Теория государства и права. Учебник». – М.: 1997

10. Теория государства и права / отв. ред. А. И. Денисов. – М.: 1980

11. Теория государства и права. Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова – М.: 1999

12. Хропанюк В. Н. «Теория государства и права». Второе издание. – М.: 1998

13. Черданцев А. Ф. «Теория государства и права: учебник для вузов». – М.: 2002


Гумплович Л. Указ. Соч. С 267

Советский энциклопедический словарь. М., 1979. С. 945

Хропанюк В. Н. Указ. Соч. С. 105

Теория государства и права / Отв. Ред. А. И. Денисов. М., 1980. С. 250

Конституция Российской Федерации. Ст. 129.

Ст. 48, 49 Конституция СССР

Ст. 3 Конституция СССР


Власти изучен в отечественной науке сравнительно слабо. Даже термин «механизм государственной власти» в научной и учебной литературе встречается крайне редко. Между тем уяснение вопроса о механизме государственной власти поможет четко представить, в чем находит свое организационное выражение государственная власть, кто может быть ее непосредственным носителем, кем она практически может...

И его власть не считается производной от какого-либо другого органа или населения. Традиционно монарх рассматривается как суверенный, верховный представитель и верховный носитель государственной власти. В современных конституционных (парламентских) монархиях власть монарха существенно ограничена по конституции (Великобритания, Испания, Япония и др.). Фактически полномочия главы государства здесь...

Нем умалчивают. Выделение целой главы в Конституции РФ, посвященной Правительству, прямо подчеркивает ту особую роль, которую Правительство должно играть в системе органов государственной власти Российской Федерации. В соответствии с принципом разделения властей Правительство РФ осуществляет только исполнительную власть. Конституция РФ относит Правительство к органам, которым предоставлено право...

Власти с государством; во-вторых, то, что государство и государственная власть – это все-таки явления разные, нетождественные. Отсюда следует, что, с одной стороны, признаки государственной власти и государства взаимосвязаны, тесно переплетаются, а с другой – они полностью не совпадают и подходы к их характеристике должны быть различными. Перечислим особые свойства государственной власти: ...

Выбор редакции
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....