Как посчитать агентский ндс. Право на вычет ндс


У нас есть иностранный поставщик услуг, представительства на территории России нет. Мы в данном случае являемся налоговыми агентами по НДС.По закону мы обязаны удержать налог одновременно с выплатой поставщику. То есть поставщик должен заложить наш НДС в сумму выставленного нам счета\инвойса. Как правильно в данном случае должен выглядеть счет поставщика? Можно ли там прописать отдельной строкой наш российский НДС? Платить НДС "сверх" суммы вроде бы противоречит НК РФ, несмотря на все разъяснительные письма Минфина. Ведь мы руководствуемся НК РФ в первую очередь. И я читала, что налоговики зачастую могут придраться к уплаченному НДС за счет собственных средств при возмещении. Какая существует судебная практика? Насколько безопасно платить НДС за счет собственных средств, когда возникает обязанность налогового агента?

У иностранного поставщика нет обязанности закладывать НДС, так как он не состоит на налоговом учете по российскому законодательству. НДС обязана платить Ваша компания по российскому законодательству (Вы состоите на налоговом учете в РФ), поскольку Вы признаетесь налоговым агентом (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ , письмо Минфина России от 15 июня 2015 г. № 03-07-08/34227). При этом, базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) иностранного контрагента (п. 1 ст. 161 НК РФ).

  • Налоговые и бухгалтерские изменения в 2017 году
  • С 2017 года в работе бухгалтеров многое поменялось. О самых актуальных изменениях читайте в этом разделе.
  • Утвердили новые КБК по страховым взносам и упрощенке
  • Изменились правила заполнения поля 101 в платежном поручении .
  • Страховые взносы передали налоговикам.
  • Появилась новая отчетность - расчет по страховым взносам , СЗВ-СТАЖ и другая.
  • По-новому теперь надо подтверждать .
  • Хочу быть в курсе всех изменений >>

Отвечает Любовь Котова,

начальник отдела нормативно-правового регулирования страховых взносов департамента налоговой и таможенной политики Минфина России

«Теперь на титульном листе расчета есть поля «Код по ОКВЭД», «Численность работающих инвалидов», «Численность работников, занятых на работах с вредными и опасными факторами». Раньше эти данные вы указывали в разделе II. В новой форме отчета нет ни раздела I, ни раздела II. Вместо них шесть таблиц. Как их заполнить? Читайте в рекомендации. Там же вы найдете готовый пример расчета.»

Если договором не предусмотрено удержание НДС, налог нужно перечислить в бюджет за счет собственных средств (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ , письма Минфина России от 12.11.14 № 03-07-08/57178 , от 05.06.13 № 03-03-06/2/20797 , от 08.09.11 № 03-07-08/276 и от 13.11.08 № 03-07-08/254 , от 28.02.08 № 03-07-08/47).

При возникновении споров суды также настаивают, что российская компания обязана рассчитать НДС и уплатить налог в бюджет за счет собственных средств (постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.12 № 15483/11).

Но есть судебные решения и в пользу компаний (постановления ФАС Уральского от 07.07.11 № Ф09-2530/11 и от 06.02.06 № Ф09-6199/05-С2 , (оставлено в силе ) округов).

Налоговая база определяется в особом порядке. Сначала нужно взять контрактную стоимость работ (услуг) и увеличить ее на 18 %. После того как налоговая база определена, надо начислить е налог по расчетной ставке (18/118) (п. 1 ст. 161 НК РФ , письмо Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-07-08/276).

После уплаты в бюджет сумму удержанного налога можно предъявить к вычету (п. 3 ст. 171 , п. 1 ст. 172 НК РФ, письма Минфина России , ).

Обоснование

Как налоговому агенту удержать и перечислить в бюджет НДС

Чтобы рассчитать сумму НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет, нужно определить налоговую базу и выбрать необходимую налоговую ставку.

Налоговая база

Базой для расчета НДС является сумма выручки (дохода) контрагента (налогоплательщика) по операциям, перечисленным в Налогового кодекса РФ.*

Налоговую базу определяйте с учетом НДС:*

  • при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);*
  • при аренде государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
  • при покупке (получении) государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Налоговую базу определяйте без учета НДС (с учетом акцизов для подакцизных товаров):

  • при реализации имущества по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации конфискованного и бесхозяйного имущества, кладов, скупленных ценностей и ценностей, перешедших к государству в порядке наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • при реализации в качестве посредника (с участием в расчетах) товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Налоговая ставка

Размер ставки налога зависит от вида товаров (работ, услуг), которые организация – налоговый агент покупает или реализует на территории России ().

Сумма НДС, которая должна быть перечислена в бюджет, определяется по расчетной ставке:*

  • если налоговая база включает в себя НДС ;
  • при получении аванса (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), при реализации которых налоговая база определяется без учета НДС .

Если в налоговую базу НДС не входит, сумму налога, которую нужно перечислить в бюджет, определяйте по прямой ставке – 18 или 10 процентов. Это правило распространяется на две категории налоговых агентов:
– на посредников, реализующих в России товары (работы, услуги) иностранных комитентов или принципалов (п. 5 ст. 161 НК РФ);
– на организации (предпринимателей), которые реализуют конфискованное и бесхозяйное имущество (п. 4 ст. 161 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг, имущества) такие налоговые агенты обязаны предъявлять рассчитанные суммы НДС покупателям (п. 1 ст. 168 НК РФ).

Момент определения налоговой базы

Момент определения налоговой базы в целях расчета и уплаты НДС различен для налоговых агентов, определяющих налоговую базу с учетом НДС, и налоговых агентов, определяющих налоговую базу без учета НДС.

Однако налоговую базу для расчета суммы НДС, которую организация – налоговый агент должна удержать с контрагента в этом случае, нужно определять по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ). Эту же сумму налога налоговый агент может принять к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 января 2015 г. № 03-07-08/1467 .*

Значит, если на дату перечисления денег иностранной организации курс иностранной валюты изменится, сумму НДС, учтенного на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», скорректируйте.

Ситуация: как российской организации перечислить НДС в бюджет, если она приобрела работы (услуги) у иностранной организации, не состоящей в России на налоговом учете. Договором не предусмотрено удержание НДС при выплате доходов продавцу*

Если приобретены работы (услуги), которые по российскому законодательству не освобождены от налогообложения, НДС нужно перечислить в бюджет за счет собственных средств.*

При приобретении работ (услуг), местом реализации которых является Россия, у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, российские организации-покупатели признаются налоговыми агентами (п. 1 ст. 161 НК РФ). Из доходов, выплачиваемых продавцу, они обязаны удержать НДС и перечислить его в бюджет. Причем при приобретении работ (услуг) сумма налога должна быть перечислена в бюджет одновременно с выплатой доходов продавцу (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ).*

Если договор с иностранной организацией предполагает денежные расчеты, налог должен быть перечислен в бюджет в любом случае. В том числе и за счет российского покупателя. После уплаты в бюджет сумму удержанного налога можно предъявить к вычету (п. 3 ст. 171 , п. 1 ст. 172 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 января 2011 г. № 03-07-08/06 , от 28 февраля 2008 г. № 03-07-08/47 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 17 марта 2008 г. № 03-1-03/908).*

Поскольку договором не предусмотрено удержание НДС, налоговую базу определите в особом порядке. Сначала возьмите контрактную стоимость работ (услуг) и увеличьте ее на 18 процентов. После того как налоговая база определена, начислите налог по расчетной ставке (18/118) (п. 1 ст. 161 НК РФ). Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 8 сентября 2011 г. № 03-07-08/276 .*

При расчетах с исполнителями учитывайте, что банк не примет платежное поручение на перевод оплаты иностранной компании, если одновременно с ним заказчик не предъявит платежное поручение на перечисление НДС в бюджет ( , письмо Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 03-07-08/33).*

Исключение составляют сделки, в которых российская организация не является налоговым агентом. Например, если территория России не признается местом реализации работ (услуг) или если работы, выполненные иностранной компанией, в России освобождены от налогообложения. При расчетах по таким сделкам банк переведет деньги иностранному исполнителю без платежного поручения на перечисление НДС в бюджет. Но вместо этой платежки в банк следует представить письменное уведомление об отсутствии у российской организации обязанности по удержанию НДС. Контролировать достоверность подобных уведомлений банки не уполномочены. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 14 августа 2014 г. № 03-07-08/40724 .

Составление счетов-фактур

При исполнении обязанностей налоговых агентов по НДС организации должны составлять (выставлять) счета-фактуры . Общий порядок составления счетов-фактур установлен пунктами 5–7 статьи 169 Налогового кодекса РФ.

Уплата НДС в бюджет*

Сумму НДС перечисляйте в бюджет в рублях (п. 5 ст. 45 НК РФ). При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете, налоговую базу определяйте по курсу Банка России на дату перечисления денег (п. 3 ст. 153 НК РФ , ). Пересчитывать сумму НДС по курсу, действующему на дату принятия товаров (работ, услуг) к учету, не нужно. Требование, предусмотренное в абзаце 4 пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса РФ, на налоговых агентов не распространяется. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 3 июля 2007 г. № 03-07-08/170 .*

Сумму НДС, начисленную (удержанную) в том или ином налоговом периоде (квартале), организация – налоговый агент должна перечислять в бюджет ежемесячно равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за этим кварталом (п. 1 ст. 174 , НК РФ). Например, за I квартал 2015 года – не позднее 27 апреля (25 и 26 апреля – выходные дни), 25 мая и 25 июня.

Исключение из этого правила – срок уплаты НДС по работам (услугам), исполнителями которых являются иностранные организации, не состоящие в России на налоговом учете. Налоговый агент обязан перечислить удержанный налог в бюджет одновременно с выплатой денежных средств иностранным организациям (абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ , письмо Минфина России от 1 ноября 2010 г. № 03-07-08/303). При этом банкам запрещено принимать платежные поручения на перевод оплаты исполнителю, если одновременно с ними заказчик не предъявил платежное поручение на перечисление НДС в бюджет (). Поскольку обязанность по уплате НДС должна быть исполнена в денежной форме, порядок применения зачетов, предусмотренный пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ, не применяется. То есть в счет погашения задолженности по НДС, возникшей при приобретении работ (услуг) у иностранных исполнителей, налоговый агент не может зачесть суммы имеющейся у него переплаты по другим федеральным налогам. Об этом сказано в письме Минфина России от 28 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-231 .*

Внимание: если НДС перечислен в бюджет позже установленных сроков, то налоговая инспекция может начислить организации пени (). Если неудержание или неперечисление налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности ( ,). Нарушениями также признаются неполное удержание налога и неполное перечисление в бюджет удержанных сумм.

Налоговые санкции для налоговых агентов установлены Налогового кодекса РФ. Оштрафовать налогового агента по Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности только по Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна ().

Привлечение налогового агента к ответственности по Налогового кодекса РФ не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет суммы удержанного НДС и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ). Об обязанности налогового агента перечислять в бюджет суммы неудержанного НДС см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов .

Если в течение месяца налоговый агент не сообщил в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДС, с него может быть взыскан штраф либо по , либо по Налогового кодекса РФ.

Право на вычет НДС

Правом на вычет НДС, уплаченного в бюджет, могут воспользоваться налоговые агенты, которые:*

– приобретают товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ);*
– арендуют государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
– покупают (получают) государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) организациями (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Вычет не предоставляется налоговым агентам, которые:

– реализуют конфискованное имущество и ценности, перечисленные в пункте 4 статьи 161 Налогового кодекса РФ;
– реализуют в качестве посредников (с участием в расчетах) товары (работы, услуги, имущественные права) иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ).

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 171 Налогового кодекса РФ.

Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Как отразить в бухучете импорт работ (услуг) из стран, не входящих в Таможенный союз

К импортируемым относят работы и услуги, исполнителями которых являются иностранные организации.

Таможенного оформления импорт выполненных работ и оказанных услуг не требует (Таможенный кодекс Таможенного союза). Исключение – если результат работ выражен в материальной форме или если выполнение работы (оказание услуги) сопровождается перемещением товаров. В этом случае в состав документов, подтверждающих выполнение данной работы (оказание услуги), входят грузовые таможенные декларации (перечень , утвержденный МВЭС России 1 июля 1997 г. № 10-83/2508, ГТК России 9 июля 1997 г. № 01-23/13044, ВЭК России 3 июля 1997 г. № 07-26/3628).

Внешнеторговый договор*

Основным документом, регулирующим права и обязанности сторон при импорте работ (услуг), является внешнеторговый договор (контракт) (п. 1 ст. 19 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ). Минимальные требования к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов приведены в письме Банка России от 15 июля 1996 г. № 300 .*

Документальное подтверждение

Первичными документами, подтверждающими выполнение работ и оказание услуг при совершении внешнеторговых сделок, в зависимости от их вида, являются:

  • акт приемки-сдачи;
  • счет, счет-фактура;
  • почтовая квитанция (услуги в области связи);
  • курьерская расписка (курьерские услуги);
  • удостоверение, свидетельство, сертификат, диплом о получении образования, присвоении квалификации, получении специальности (образовательные услуги);
  • страховой полис (финансовые услуги);
  • океанский коносамент, коносамент, покрывающий перевозку морем, коносамент на смешанные перевозки, коносамент, покрывающий перевозку от порта до порта, смешанный грузовой коносамент FIATA, авианакладная, железнодорожная накладная, автотранспортная накладная, билет (транспортные услуги);
  • складская расписка (вспомогательные и дополнительные транспортные услуги);
  • договор об уступке (передаче) прав, лицензионный договор (результаты интеллектуальной деятельности).

Факт оказания банковских и финансовых услуг (кроме страхования) подтверждают документы, указанные в перечне .

За год Минфин России выпустил полсотни разъяснений для налоговых агентов по НДС

Минфин не против уплаты «агентского» НДС за счет собственных средств покупателя*

Покупатель товаров, работ или услуг у иностранного продавца, не зарегистрированного в РФ, исчисляет и уплачивает НДС с цены реализации (ст. 161 НК РФ от 16.04.10 № 03-07-08/116 и от 26.06.06 № 03-04-08/130).*

Семь ситуаций, когда компания может оказаться налоговым агентом

Ситуация третья: в договоре купли-продажи товара, заключенном между российским покупателем и иностранным продавцом, НДС не включен в цену

Если иностранный контрагент не выделил в контракте сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет РФ, покупатель самостоятельно определяет базу по НДС. То есть увеличивает стоимость приобретенных товаров на сумму налога. Минфин России в письме от 05.06.13 № 03-03-06/2/20797 отмечает следующее:*

«Соответственно сумма налога, исчисленная и уплаченная в бюджет в указанном случае, по существу является суммой налога, удержанной из возможных доходов налогоплательщика - иностранного лица».* ).*

Нюансы отражения «агентского» НДС в бухгалтерском и налоговом учете

Некоторые суды поддерживают компании в том, что агент не обязан уплачивать налог за счет собственных средств*

Некоторые суды поддерживают компании в том, что агент не обязан уплачивать налог за счет собственных в

Практика показывает, что наиболее распространенной проблемой, с которой сталкиваются налоговые агенты, является требование контролеров уплатить НДС в бюджет за счет собственных средств. Мол, перечисление «агентского» налога - его прямая обязанность.*

Но есть немало примеров судебных решений, в которых суды с такой логикой налоговиков не согласны (постановления ФАС Уральского от 07.07.11 № Ф09-2530/11 и от 06.02.06 № Ф09-6199/05-С2 , Северо-Западного от 29.01.08 № А05-12892/2006 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 03.06.08 № 6669/08) округов). Ведь налог уплачивается за счет средств налогоплательщика, а не из средств налогового агента (подробнее читайте ниже).*

Организации, не состоящей на учете в РФ, компания выступает агентом по НДС (п. 1 и 2 ст. 161 НК РФ). Также налоговыми агентами выступают покупатели и арендаторы государственного и муниципального имущества (п. 3 ст. 161 НК РФ).

За последние несколько лет издал множество писем, в которых разъяснил сложные отражения НДС в учете налогового агента. Большинство споров касается уплаты налога за счет собственных средств агента, периода удержания налога, возникновения обязанностей агента при приобретении имущества у и в других ситуациях.

Мы проанализировали позицию ведомства, а также выяснили, какие действия налогового агента чаще всего приводят к судебным спорам с контролерами.

Когда российская компания выступает налоговым агентом по НДС

Заключая договор с иностранной компанией, целесообразно удостовериться, стоит ли контрагент на учете в налоговых органах РФ. Документом, подтверждающим, что у контрагента есть обособленное подразделение на территории РФ, является соответствующее свидетельство (форма Свидетельства о постановке на учет иностранной организации в налоговом органе утв. приказом от 13.02.12 № ММВ-7-6/80@).

Если компания арендует у иностранного контрагента недвижимое имущество, расположенное на территории РФ, обязанности налогового агента не возникает. Дело в том, что такая иностранная компания обязана встать на учет в инспекции по месту нахождения имущества (п. 5 ст. 83 НК РФ) и уплачивать НДС в бюджет самостоятельно.

Но если арендованное у иностранной компании, не зарегистрированной в РФ, имущество находится за пределами территории РФ, российский арендатор выступает налоговым агентом. Поскольку местом реализации услуг в этом случае признается территория РФ (подп. 4 п. 1 и подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Значит, выплачивая арендную плату, компания удерживает НДС и перечисляет его в бюджет (письмо Минфина России от 21.10.13 № 03-07-08/43942).

Обязан ли налоговый агент уплачивать НДС за счет собственных средств

Требование к налоговым агентам уплатить НДС в бюджет за счет собственных средств достаточно распространено. Мол, перечисление «агентского» налога — прямая обязанность налогового агента.

Но есть немало примеров судебных решений, в которых суды с такой логикой налоговиков не согласны (постановления ФАС Уральского от 07.07.11 № Ф09-2530/11 и от 06.02.06 № Ф09-6199/05-С2, Северо-Западного от 29.01.08 № А05-12892/2006 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 03.06.08 № 6669/08) округов). Ведь налог уплачивается за счет средств а не из средств налогового агента.

Риск в том, что вышестоящие суды занимают иную позицию. В частности, Пленум ВАС РФ в постановлении от 30.07.13 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ» и Президиум ВАС РФ в постановлении от 03.04.12 № 15483/11 признали правомерным взыскание задолженности компании по НДС за счет собственных средств агента.

Некоторые нижестоящие суды при рассмотрении подобных споров учитывают такое мнение (постановления ФАС Уральского от 20.08.13 № Ф09-7958/13, Западно-Сибирского от 10.07.12 № А75-4739/2011 и Северо-Кавказского от 26.12.12 № А22-1453/2011 округов).

Когда удерживать НДС, если контрагенту полагается аванс

По мнению Минфина России, в рассматриваемой ситуации удержать у контрагента НДС необходимо именно в момент предоплаты (письмо от 23.04.10 № 03-07-08/128). Это следует из буквального прочтения пункта 4 статьи 174 НК РФ. Чиновники отметили, что в случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория РФ, иностранными лицами, не состоящими на учете в ИФНС в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Предположим, компания перечислила иностранному полную предоплату за товар и не удержала из нее НДС. Впоследствии, когда товар будет отгружен, ей придется обращаться к контрагенту с просьбой вернуть часть денежных средств. Гарантии, что партнер на это согласится, нет. В результате компании может грозить за неисполнение обязанностей налогового агента по НДС (ст. 123 НК РФ).

Удерживать ли НДС при покупке прав по лицензионному договору

Реализация прав по лицензионным договорам на территории РФ не облагается НДС (подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Если продавец таких прав — иностранная компания, то право на освобождение от уплаты налога зависит от того, признается ли территория РФ местом их реализации.

Минфин России в письме от 13.08.13 № 03-07-08/32852 отмечает, что льготу можно применить к операциям по передаче лицензий, авторских или иных аналогичных прав, если покупатель зарегистрирован в России (подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Таким образом, в рассматриваемой ситуации у российского покупателя не возникает обязанностей налогового агента по НДС (письмо Минфина России от 02.03.12 № 03-07-08/58).

Можно ли не удерживать НДС при покупке имущества банкрота

Если компания приобретает имущество организации, признанной банкротом, она удерживает НДС из ее доходов и перечисляет налог в бюджет. Такой позиции придерживается финансовое ведомство в письмах от 31.10.13 № 03-07-11/46604, от 21.08.13 № 03-07-11/34210 и от 31.05.13 № 03-07-11/19984.

Одно время Минфин России поддерживали налоговое ведомство (письма ФНС России от 17.01.13 № ЕД-3-3/96@ , от 04.09.12 № АС-4-3/14725@) и суды (постановления ФАС Московского от 28.01.13 № А40-34418/12-22-316 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 22.04.13 № ВАС-4474/13), Поволжского от 26.11.12 № А55-2438/2012 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 18.02.13 № ВАС-752/13) и Дальневосточного от 24.10.12 № Ф03-5414/2010 округов).

Но Пленум ВАС РФ в постановлении от 25.01.13 № 11 «Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом» высказал иную точку зрения. В частности, покупатель имущества должника-банкрота вправе не исполнять обязанности налогового агента по НДС. Покупатель перечисляет оплату продавцу в полном объеме (включая НДС), а продавец уплачивает налог самостоятельно. Аналогичные выводы сделали ФНС России в письме от 10.07.13 № ЕД-4-3/12413@ и столичные арбитры (постановления Московского округа от 08.04.13 № А40-34449/12-161-314, от 20.02.13 № А40-34460/12-61-303 и от 20.02.13 № А40-34431/12-159-316).

Как налоговому агенту принять к вычету НДС

Финансовое ведомство разъясняет, что компания, которая приобрела товары, работы или услуги у иностранного контрагента, удержала и перечислила в бюджет НДС с такой сделки, вправе заявить уплаченный налог к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ и письмо Минфина России от 19.08.13 № 03-07-13/1/33717). Отметим, что налоговый агент в этом случае должен сам выступать плательщиком НДС.

При этом ведомства отмечают, что право на вычет НДС налоговый агент получает только после уплаты налога в бюджет и принятия приобретенных товаров, работ или услуг на учет (письма Минфина России от 21.06.13 № 03-07-08/23545 и от 29.11.10 № 03-07-08/334 , ФНС России от 12.08.09 № ШС-22-3/634@).

Также обязательным условием вычета «агентского» НДС является счет-фактура, который агент выставляет самостоятельно в течение пяти календарных дней (п. 3 ст. 168 НК РФ и письмо ФНС России от 12.08.09 № ШС-22-3/634@).

Как отразить НДС налогового агента в бухгалтерском учете

Как правило, на практике не возникает сложностей при отражении в бухгалтерском учете НДС налогового агента. Рассмотрим ситуацию на примере.

Компания закупила у иностранного контрагента, не состоящего на учете в РФ, партию стройматериалов. В бухгалтерском учете она сделает следующие записи:
ДЕБЕТ 41 КРЕДИТ 60
— приняты к учету товары, приобретенные у контрагента;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— отражена сумма НДС по договору;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 68
— удержан НДС из суммы оплаты, причитающейся поставщику товаров, работ, услуг;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51 (52)
— перечислена оплата поставщику товаров, работ, услуг;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 51
— перечислен «агентский» НДС в бюджет;

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
— принят к вычету «агентский» НДС по счету-фактуре налогового агента.

В том случае, если предметом договора выступает выполнение работ или оказание услуг (например, аренда имущества), первая бухгалтерская запись будет иметь следующий вид:
ДЕБЕТ 20 (26, 44, 91) КРЕДИТ 76
— отражен бухгалтерский расход на дату подписания акта приема-передачи работ или услуг, в том числе аренды.

Отметим, что если компания заключила с иностранным контрагентом договор в то суммы активов и обязательств необходимо пересчитать для целей бухгалтерского учета в рубли по курсу, действующему на дату совершения операции в валюте (п. 4 и 6 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утв. приказом Минфина России от 27.11.06 № 154н).

Чем чревато неудержание НДС налоговым агентом

Сейчас, если налоговый агент не удержал и не перечислил в бюджет «агентский» НДС, ему грозит ответственность по статье 123 НК РФ — штраф в размере 20% от суммы налога. Ранее указанная норма была сформулирована несколько иначе: из буквального прочтения статьи 123 НК РФ следовало, что ответственность наступает в случае, если налоговый агент не перечислил налог в бюджет.

Важно помнить, что до вступления в силу новой редакции НК РФ некоторые суды признавали неправомерным привлечение к ответственности налогового агента, который не удержал налог у контрагента. Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 17.11.05 № А26-770/2005-28 признал неправомерными санкции налоговиков. Дело в том, что иностранный контрагент получил доход в натуральной форме. И налоговый агент не имел возможности удержать причитающийся к уплате в бюджет НДС. Аналогичное решение вынес Девятый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 14.09.12 № 09АП-25217/2012-АК (оставлено в силе постановлением ФАС Московского округа от 18.12.12 № А40-16152/12-90-73).

Однако большинство судов придерживались мнения, что инспекторы вправе привлечь к ответственности налогового агента независимо от того, удержал ли он не уплаченную в бюджет сумму НДС (определение Конституционного суда РФ от 02.10.03 № 384-О, постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5, ФАС Волго-Вятского от 17.02.12 № А43-7281/2011, Уральского от 11.05.10 № Ф09-3355/10-С2 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 23.09.10 № ВАС-10832/10) и Северо-Кавказского от 25.09.08 № Ф08-5634/2008 (оставлено в силе определением ВАС РФ от 23.09.10 № ВАС-10832/10) округов). Сейчас эта позиция закреплена на законодательном уровне.

Р. Юропов ,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

НДС представляет собой налог федерального значения системы налогового контроля России. Напрямую плательщиками данного бюджетного платежа он не уплачивается, так как считается налогом косвенным.

При выборе системы налогообложения необходимость перечислять государству НДС зачастую играет ключевую роль, вследствие чего многие компании выбирают для своей деятельности специальные налоговые системы.

Однако в том случае, если деятельность по своим характеристикам все же подстроить под УСН или ЕНВД нельзя, налогоплательщики вынуждены работать на ОСНО.

НДС по праву считается самым сложным для понимания налогом. Учет операций по НДС ведется с использованием активного счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и активно-пассивного счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Какие же виды операций подлежат обложению этим налогом? В первую очередь, это реализации товаров. Под реализацией понимается передача товара покупателю с целью получения денежного дохода. Посредством внедрения такого налогового сбора, как НДС, в российскую практику, государство регулирует цены на жизненно важные продукты. Ведь чем больше будет заявленная продавцом цена, тем больший налог, подлежит уплате в федеральный бюджет.

Таким образом, объектом обложения этим налогом является добавленная стоимость при передаче товаров конечному потребителю.

Налоговые ставки в зависимости от объекта дифференцируются и представлены в трех вариантах: 0%, 10% и 18%.

  1. Ставка 0% является экспортной ставкой и распространяется на операции, связанные с передачей товаров за пределы территории России. Правомерное применение этой ставки необходимо подтвердить в органах фискального контроля в течение 180 дней со дня оформления таможенных деклараций, представив полный пакет документов.
  2. Ставка 10% применяется при продаже продуктов питания, товаров для детей и медицинских учреждений, за исключением предметов роскоши.
  3. Ставка 18% является основной расчетной ставкой и применяется во всех случаях не указанных выше.

Отчитываться по НДС следует по истечении каждого квартала до 25 числа следующего месяца.

Налоговый агент по НДС

На практике очень часто возникают ситуации, когда компания, не являющаяся плательщиком НДС, обязана его уплатить, выступая в роли налогового агента.

Компания принимает на себя функции налогового агента по налогу в следующих случаях:

  • Приобретения объектов недвижимости в собственность или в аренду у органов муниципального самоуправления;
  • Продажа имущества, принадлежащего государству (например, конфискованный товар);
  • Приобретение товаров у организаций, не зарегистрированных в России;
  • Если компания выступает в роли посредника между зарубежными компаниями при реализации, которые не зарегистрированы в РФ.

В случае возникновения любого случая из указанного выше списка компания автоматически становится налоговым агентом по НДС.

Права и обязанности

По закону российской Федерации агенты имеют те же права, что и компании, которым вменено уплачивать налог в связи с применением основного налогового режима. Помимо обязанностей по перечислению налога и составлению налоговой декларации в обязанности агента входит:

  • В письменной форме уведомлять налоговые органы о невозможности уплаты перечисления налога в федеральный бюджет;
  • Хранить документы на протяжении четырех лет;
  • Вести учет доходов, как начисленных, так и уплаченных.

Приобретение товаров у иностранных компаний

Самым распространенным случаем возникновения обязанности уплатить НДС за своего контрагента является приобретение товаров у зарубежной организации, не имеющей регистрации в России. Вы станете налоговым агентом, если товар был приобретен на территории нашей страны и этот товар по российским законам облагается НДС.

Если отечественная организация сотрудничает с иностранной компанией, не являющейся резидентом, ей следует определить, кто будет перечислять в бюджет налог. В случае, когда у иностранной компании открыто на территории России постоянное представительство и все расчеты осуществляются с ним, платить НДС за контрагента не нужно. А если же средства перечисляются в головную организацию, расположенную за рубежом, обязанность уплатить налог ложится на российскую компанию.

Как же эта схема реализована на практике? Приобретая товары или услуги у компании-нерезидента, налоговый агент по налогу должен удержать сумму налога к уплате из доходов иностранного контрагента и перечислить его в бюджет. После уплаты налога агент получает право на налоговый вычет по НДС.

Перечислить налог в федеральный бюджет необходимо одновременно с уплатой денег иностранной компании, так как банк не примет к исполнению платежное поручение на перечисление средств компании-нерезиденту, если не предоставлено поручение на уплату налога государству.

В связи с тем, что расчеты с иностранными фирмами осуществляются в валюте другого государства, а НДС необходимо перечислить в рублях, налоговому агенту необходимо произвести пересчет суммы налога в рубли по курсу на дату осуществления платежа.

Посредник в расчетах с иностранной компанией

Имеет место быть и другая ситуация с участием иностранной компании, не имеющей регистрации в России. Когда российская компания является комиссионером и выполняет поручение по приобретению товаров или услуг у компании-нерезидента от имени другой компании, то она выступает налоговым агентом по данному налогу и должна уплатить налог за иностранного партнера. Налог в этом случае рассчитывается с применением расчетной ставки 18/118%. Расчетная ставка соответствует ставке налога 18%, однако определяется она как отношение ставки налога к расчетной базе, принятой за сто процентов. После перечисления налога компания, являющаяся комитентом, может принять налог к вычету. Только в этом случае отечественная фирма – комиссионер должна выставить ей счет-фактуру от своего имени, но, указав, что этот НДС уплачен за иностранную компанию. Этот документ комиссионер отражает в книге продаж.

Аренда и приобретение в собственность государственного имущества

Еще один распространенный случай уплаты налога агентом возникает, когда компания арендует или приобретает в собственность муниципальное имущество. В случае аренды имущества арендатор должен в течение пяти дней после перечисления арендной платы выставить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж. Сроки перечисления НДС налоговым агентом при получении в аренду муниципального имущества такие же, как и для остальных налогоплательщиков до 25 числа следующего за отчетным кварталом месяца.

В том случае, если налоговый агент сам осуществляет деятельность облагаемую налогом на добавленную стоимость, то он вправе принять уплаченный НДС к вычету. Для этого необходимо чтобы арендованное имущество использовать в облагаемой налогом деятельности, аренда имущества отражена в бухгалтерском учете, а также правильно оформлен счет-фактура и есть документ подтверждающий перечисление налога в бюджет. Принять к вычету НДС можно в том налоговом периоде, когда было произведено перечисление налога в бюджет.

Реализация государственного имущества

Обязанность по уплате НДС налоговым агентом возникает в случае продажи государственного имущества. К этой категории собственности относится конфискованный товар, имущество, подлежащее реализации в соответствие с решением суда, материальные ценности, перешедшие в собственность государству. Если Российской Федерации нужна помощь в реализации такого имущества, привлекаются компании и организации. Для этого Российским фондом федерального имущества проводится конкурс, принять участие в котором могут все желающие. Деятельность компаний, которые прошли конкурсный отбор, регулируется договором поручением на реализацию имущества.

ВАЖНО: Все организации, занимающиеся продажей госимущества, получают особый статус и выполнят функцию налоговых агентов по НДС.

На основе данных о стоимости реализуемого имущества определяется налоговая расчетная база по этому налогу. Если товар является подакцизным, то в стоимость также включается величина акциза.

При продаже имущества нашей страны ставка по налогу установлена в размере 18%. Величина налога к уплате определяется как произведение расчетной базы по налогу и утвержденной налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в полном объеме удерживается из доходов, полученных от реализации государственного имущества. Сроки перечисления налога и представления налоговой декларации такие же, как и для других категорий плательщиков НДС, то есть до 25 числа следующего за отчетным кварталом месяца.

Налоговый агент, ни при каких обстоятельствах, не может принять к вычету уплаченный налог. В его обязанности входит только перечисление налога и составление декларации.

Налоговая декларация для агента

Утвержденная форма декларации по НДС разработана для всех категорий плательщиков этого налога. Пустой бланк налоговой декларации по НДС и образец её заполнения можно скачать по ссылке ниже.

При составлении декларации по НДС компания, являющаяся налоговым агентом по НДС, обязательно заполняет титульный лист документа и раздел №2, который называется «Сумма на­ло­га, под­ле­жа­щая упла­те в бюд­жет, по дан­ным на­логово­го аген­та».

ВАЖНО: В зависимости от того, по каким операциям компания становится налоговым агентом, налоговая декларация отдельно заполняется по каждой иностранной компании или каждому органу муниципального самоуправления.

Помимо раздела №2 налогоплательщик в случае необходимо заполняет и другие разделы декларации. Например, в том случае, если агент сам обязан уплачивать НДС, ему следует оформить раздел №1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета) по данным налогоплательщика».

При заполнении налоговой декларации по НДС сумму налога следует указывать в полных рублях, то есть округлять по правилам округления.

Способы передачи налоговой декларации

Представлять отчет по налогу, если компания признается налоговым агентом по этому налогу, следует по месту регистрации своей организации.

В соответствие с законом России представлять налоговую декларацию по НДС необходимо только в электронном виде.

Однако в том случае, если выполняются следующие условия, плательщики налога могут самостоятельно определить, как им передать в инспекции декларацию: электронно или на бумаге:

  • Налоговый агент не входит в число крупнейших налогоплательщиков;
  • Среднесписочная численность персонала в год не превышает ста человек;
  • Налоговый агент не выступает в роли посредника и не действует в интересах других компаний;
  • Налоговый агент не является плательщиком данного налога или освобожден от его уплаты.

Организации, в отношении которых эти условия не удовлетворяются, обязаны передать декларацию по НДС в электронном виде.

Ответственность

По закону, если компания не исполнила обязанность налогового агента и не перечислила налог в бюджет Российской Федерации в указанные сроки, для нее предусмотрен штраф в сумме 20% от суммы не перечисленного НДС. Однако штраф может быть наложен только в том случае, если возможность исполнить предписание закона у агента существовала, но не была реализована.

Функции налогового агента имеют свои тонкости, поэтому перед совершением того или иного действия нужно досконально изучить налоговое законодательство, регламентирующее деятельность налоговых агентов.

При исполнении обязанности агентов по НДС при сотрудничестве с иностранными фирмами, компании должны обратить внимание на то, что расчетная база в этом случае определяется не за квартал, а отдельно по каждой сделке в момент получения дохода.

НДС является важным фискальным инструментом государства. Для тех компаний, которые не могут самостоятельно уплачивать данный налог, но осуществляют на территории нашей страны операции, облагаемые НДС, государство разработало систему, позволяющую эту проблему решить. В процессе выполнения роли налоговых агентов компании могут опираться на статью 161 Налогового кодекса России.

Благодаря внедрению НДС в жизнь российского предпринимательства, у государства появилась возможность регулировать поступление налоговых сумм в федеральный бюджет, как от отечественных компаний, так и от нерезидентов, которые осуществляют на территории России торговую и производственную деятельность.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...