Хранение в автоматических камерах хранения: условия и правила пользования. Договор хранения в камере хранения транспортной организации


1. Находящиеся в ведении транспортных организаций общего пользования камеры хранения обязаны принимать на хранение вещи пассажиров и других граждан независимо от наличия у них проездных документов. Договор хранения вещей в камерах хранения транспортных организаций признается публичным договором (статья 426).

2. В подтверждение принятия вещи на хранение в камеру хранения (за исключением автоматических камер) поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. В случае утраты квитанции или жетона сданная в камеру хранения вещь выдается поклажедателю по представлении доказательств принадлежности ему этой вещи.

3. Срок, в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяется правилами, установленными в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 784 настоящего Кодекса, если соглашением сторон не установлен более длительный срок. Вещи, не востребованные в указанные сроки, камера хранения обязана хранить еще в течение тридцати дней. По истечении этого срока невостребованные вещи могут быть проданы в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 899 настоящего Кодекса.

4. Убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных в камеру хранения, в пределах суммы их оценки поклажедателем при сдаче на хранение подлежат возмещению хранителем в течение двадцати четырех часов с момента предъявления требования об их возмещении.

Комментарий к Ст. 923 ГК РФ

1. В комментируемой статье устанавливаются два подвида договора хранения: договор хранения путем передачи вещей в камеру хранения и договор хранения путем помещения вещей в автоматические камеры.

Наряду с комментируемой статьей к данным договорам применяются общие положения о договорах хранения (ст. ст. 886 — 904 ГК), если нормами комментируемой статьи и иными законами не установлено иное (см. комментарий к ст. 905 ГК). Важное значение при определении правового режима хранения в камерах хранения транспортных организаций имеют нормативные правовые акты Правительства РФ и принятые в их исполнение акты федерального органа исполнительной власти в сфере транспорта. Так, на водном транспорте данные отношения регулируются Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» , на железнодорожном транспорте — Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» , Приказом МПС России от 26 июля 2002 г. N 30 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте» , на автомобильном транспорте — Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденными Приказом Минавтотранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. N 176 , на воздушном транспорте — Руководством по багажным перевозкам на воздушных линиях Союза ССР (РБП), утвержденным МГА СССР 27 ноября 1985 г. .

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 7. Ст. 646.

Собрание законодательства РФ. 2005. N 10. Ст. 851.

Минтрансом России 29 сентября 1997 г. утверждены Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, которые не были зарегистрированы Минюстом России.

2. Правила упомянутых выше актов во многом повторяют положения комментируемой статьи и устанавливают особенности хранения в камерах хранения транспортных организаций в зависимости от вида транспорта.

Так, прием вещей на хранение (кроме сдаваемых в автоматические камеры) удостоверяется выдачей квитанции (номерного жетона), по предъявлении которой вещи выдаются потребителю. Так, на автовокзалах, автостанциях в камеры хранения может сдаваться ручная кладь (багаж) во всякой упаковке, независимо от ее рода и вида (чемодан, корзина, узел, рюкзак, сверток, сумка, сетка, стеклянная тара и т.п.), а некоторые предметы, например пальто, головной убор, портфель, лыжи, коньки и т.п., могут быть приняты на хранение без упаковки. Если при приеме вещей в камеру хранения обнаружатся дефекты в упаковке, то владелец обязан либо устранить их, либо наличие дефектов подтвердить своей подписью на корешке квитанции.

Тара и упаковка сдаваемых в камеру хранения вещей должны обеспечивать их сохранность. Неисправность вещи или ее упаковки должна быть устранена до сдачи ее на хранение, а при невозможности устранения — указана потребителем на квитанции.

Запрещается сдавать на хранение животных и птиц, огнестрельное оружие, зловонные, огнеопасные, отравляющие, легковоспламеняющиеся, взрывчатые и другие опасные вещества, а также вещи, которые могут испачкать или повредить вещи других пассажиров. Часть 3 ст. 11.19 КоАП устанавливает ответственность за нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа. Сдача опасных веществ на хранение в железнодорожные камеры хранения влечет наложение административного штрафа в размере от 100 до 300 рублей.

За естественную порчу сданных на хранение скоропортящихся продуктов исполнитель ответственности не несет. Нормы естественной убыли определяются нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в частности Приказом Минэкономразвития России от 7 сентября 2007 г. N 304 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания» .

———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 12.

Скоропортящиеся продукты, сданные на хранение и не востребованные в сроки, предусмотренные Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, подлежат уничтожению, о чем составляется акт.

Не допускается сдача на хранение в составе ручной клади и багажа денег, облигаций, документов и других ценностей при отсутствии у исполнителя специализированной камеры хранения.

В организациях, занимающихся воздушными перевозками, камеры хранения организуются во всех аэропортах и аэровокзалах и подразделяются на три вида:

1) для временного хранения вещей пассажиров (клиентов);

2) для невостребованного багажа;

3) для найденных вещей.

Камеры хранения подразделяются на:

— оборудованные стеллажами и обслуживаемые кладовщиком;

— автоматические, пользование которыми осуществляется методом самообслуживания.

Для камер хранения выделяются помещения на аэровокзалах или в отдельных зданиях, находящихся в непосредственной близости к аэровокзалам или примыкающих к ним. Помещения камер хранения должны быть оборудованы центральным отоплением, электроосвещением, вентиляцией, иметь бытовые комнаты для обслуживающего персонала с канализацией, водопроводом. Должны быть предусмотрены электрочасы, прямая система сигнализации и прямая телефонная связь с подразделением полиции.

Камеры хранения в аэропортах должны иметь:

— помещение, оборудованное стеллажами;

— кассы-автоматы;

необходимое количество, соответствующее максимальной пропускной способности камеры хранения, парных металлических или пластмассовых номерных жетонов (с нанесенными на них порядковыми номерами — один номер на двух жетонах и наименованием аэропорта);

— приспособление для хранения жетонов;

— приспособления для крепления жетонов и чеков к вещам (прицепы, металлические крючки);

— запираемые урны для сбора использованных и погашенных чеков;

— правила приема, выдачи вещей и пользования кассами-автоматами, которые должны быть наглядно оформлены и вывешены на видном месте в непосредственной близости от автоматов.

На внутреннем водном транспорте, железнодорожном транспорте вес одного места багажа, принимаемого на хранение, не должен превышать 50 килограммов, на воздушном транспорте — 30 килограммов. Для переноски упакованные вещи должны иметь необходимые приспособления. Каждая вещь, в том числе привязанная к сдаваемой ручной клади, считается отдельным местом.

Прием вещей на хранение (кроме вещей, сдаваемых по номерным жетонам или в автоматические камеры) производится с объявлением их ценности. При сдаче на хранение нескольких предметов (мест) пассажир может объявить ценность каждого сданного им предмета (места) или общую ценность всех предметов (мест). Сумма объявленной ценности указывается в квитанции.

В случае сомнения в правильности оценки исполнитель имеет право в присутствии потребителя осмотреть вещи, содержимое упаковки, а при возражении против такого осмотра — отказать в приеме вещей на хранение. За объявление ценности сдаваемых на хранение вещей взимается плата в размере, установленном исполнителем.

Срок хранения вещей в камере хранения не превышает 30 дней, если более длительный срок хранения не установлен соглашением сторон. Вещи, не полученные потребителем в указанный срок, хранятся еще в течение 30 дней, после чего могут быть реализованы в порядке, установленном ГК РФ.

В железнодорожных камерах хранения ручная кладь хранится в течение одних календарных суток. В случае невнесения пассажиром или иным лицом, сдавшим ручную кладь, платы за ее хранение (по истечении оплаченного срока хранения) ручная кладь находится в железнодорожной камере хранения еще в течение одних календарных суток, после чего передается в общее складское помещение станции.

3. Особенности хранения с помощью автоматических камер хранения также определены соответствующими подзаконными актами. Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2003 г. N 72 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» предусмотрено, что автоматическая камера хранения загружается и освобождается потребителем. Листки с изложением порядка загрузки вещей в камеру, а также порядка ее закрывания и открывания должны быть помещены на каждой автоматической камере хранения. Вскрытие автоматической камеры хранения в случае ее неисправности или в случае, когда потребитель забыл шифр, производится исполнителем в присутствии потребителя, о чем в произвольной форме составляется акт, в котором указываются данные документа потребителя, удостоверяющего личность, и дается описание каждой вещи.

При хранении вещей в автоматических камерах хранения воздушных перевозчиков, если пассажир (клиент) забыл шифр или номер ячейки, розыск и выдача вещей производятся только по письменному заявлению пассажира (клиента) с приложением описи и представлением доказательств принадлежности ему вещей. Вещи выдаются под расписку, в которой должны быть указаны: фамилия, имя, отчество и постоянное место жительства получателя (согласно паспорту), краткое описание вещей.

Все вопросы и претензии, возникающие при пользовании автоматическими камерами хранения, разрешает заведующий камерой хранения или администрация аэропорта (аэровокзала).

В случае пропажи вещей из ячеек автоматической камеры хранения пассажир (клиент) составляет заявление, в котором указывает количество и содержание вещей, набранный шифр, дату и время занятия ячейки, использовалась ли ячейка повторно, количество опущенных монет при закрытии дверцы.

Это заявление регистрируется в книге учета разыскиваемых вещей.

При наличии заявления пассажира собирается комиссия, состав которой назначается приказом начальника аэропорта (городского аэровокзала). Комиссия в присутствии сотрудника полиции, электромонтера и пассажира (клиента) проверяет состояние запирающих устройств и ячейки автоматической камеры хранения. Принудительное вскрытие ячеек и изъятие вещей производятся комиссией в присутствии сотрудника полиции и оформляются актом.

В случае утраты квитанции (номерного жетона) камеры хранения потребитель может получить вещи только на основании письменного заявления и представления доказательств принадлежности ему этих вещей. В заявлении указываются данные документа потребителя, удостоверяющего личность. Вещи выдаются заявителю под расписку.

При порче или пропаже вещей, сданных в камеру хранения, составляется акт общей формы с указанием данных о потребителе и обстоятельств порчи или пропажи.

Исполнитель выплачивает предъявителю квитанции на вещи, сданные на хранение с объявленной ценностью, сумму объявленной ценности пропавших вещей или определенную в установленном порядке долю, на которую понизилась стоимость вещи, испорченной по вине камеры хранения.

За пропажу вещей из автоматических камер хранения исполнитель несет ответственность только при наличии доказательств, что эта пропажа произошла по его вине.

За предоставление пассажиру или иному лицу, сдающему ручную кладь, ячейки камеры хранения самообслуживания, а также за хранение каждого места ручной клади в камерах хранения с кладовщиками взимается плата, определяемая тарифами (см., например, Приказ ФСТ России от 13 декабря 2005 г. N 614-т/2 «Об установлении плат и сборов за услуги и работы, связанные с перевозкой пассажиров, ручной клади, багажа, грузобагажа, хранением ручной клади, багажа и грузобагажа»).

Плата за хранение ручной клади и багажа взимается за каждый предмет (место). При сдаче на хранение нескольких предметов (мест), связанных вместе, плата взимается за каждый предмет (место) в отдельности. На автовокзалах и автостанциях п. 114 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР конкретизируется тем, что плата за хранение ручной клади или багажа взимается за каждые календарные сутки, включая день приема на хранение и день выдачи из камеры хранения. Часть суток считается за полные сутки.

Выдача пассажиру принятых на хранение ручной клади или багажа производится по номеру, обозначенному на жетоне. При выдаче проверяется срок хранения и производится окончательный расчет с пассажиром.

В камерах хранения автотранспортных организаций при обнаружении недостачи мест или повреждении ручной клади или багажа автотранспортное предприятие составляет акт в двух экземплярах с участием кладовщика камеры хранения, владельца ручной клади или багажа и работника автовокзала (автостанции) по уполномочию начальника.

В акте указываются: количество принятых и выданных мест, наименование предмета (чемодан, корзина, сумка и т.п.), характер повреждения, фамилия, имя, отчество и адрес получателя, сумма объявленной ценности, если она была указана.

Один экземпляр акта вручается пассажиру и служит основанием для предъявления им претензии автотранспортному предприятию или организации.

В случаях, если пассажир дает согласие принять ручную кладь или багаж, поврежденные или частично утраченные, без составления акта, автотранспортное предприятие или организация обязаны выдать указанные ручную кладь или багаж. В этом случае претензии от владельца ручной клади или багажа автотранспортным предприятием или организацией не принимаются.

На железнодорожном транспорте при полной или частичной утрате ручной клади, сданной на хранение по жетонам (квитанциям), заявление с описью вещей на сумму до 14 тыс. рублей рассматривается и оплачивается станцией, а на сумму свыше 14 тыс. рублей — железной дорогой.

———————————
См.: указание МПС России от 24 ноября 2003 г. N 190у «Об индексации тарифов на перевозки пассажиров в дальнем следовании в купейных вагонах и вагонах СВ» // Экономика железных дорог. 2004. N 3.

Разграничение правового режима вещей, хранящихся по договору хранения в камерах транспортных организаций, и багажа пассажира, перевозимого по договору перевозки, имеет не только гражданско-правовое, но и административно-правовое значение. Так, Постановлением Президиума ВАС РФ от 15 июня 2005 г. N 776/05 по делу N А32-18268/2004-22/505-47 в удовлетворении заявления о привлечении общества с ограниченной ответственностью к административной ответственности за предоставление услуг по хранению багажа в аэропорту без соответствующей лицензии было отказано, поскольку лицензия на осуществление деятельности по предоставлению в аэропортах услуг камеры хранения не требуется, так как вещи, сданные в камеру хранения, не приобретают статус багажа, перевозимого в соответствии с договором перевозки.

———————————
Вестник ВАС РФ. 2005. N 10.

Заключенные в таких случаях договоры регулируются находящимися на различных ступенях нормами. При этом иерархия норм принимает такой вид: ст. 923 ГК (1), не противоречащие ей специальные законы и в их числе соответствующие транспортные уставы и кодексы, изданные на основе последних другие специальные акты, общие положения гл. 47 ГК "Хранение", общие статьи ГК об обязательствах и договорах.

Статья 923 ГК различает два способа хранения: путем принятия вещей пассажиров и других граждан камерой хранения и путем помещения вещей в автоматические камеры.

В основе отношений, складывающихся и в первом, и во втором случаях, лежат разные договорные модели, хотя это и не служит препятствием к наличию у того и другого договора ряда общих черт.

Прежде всего, следует указать на предмет обоих договоров: им служит обычно ручная кладь. В этих договорах совпадает и субъектный состав: одна из сторон - транспортная организация, в ведении которой находится камера хранения, а ее контрагент - гражданин. ГК особо подчеркивает, что речь идет о транспортной организации общего пользования. Это и объясняет, почему указанные договоры относятся к числу публичных (п. 1 ст. 923 ГК).

Публичный характер рассматриваемых договоров приобретает в этом случае особое значение. Речь идет о том, что указанные договоры являются самостоятельными по отношению к договору перевозки пассажиров и багажа. Соответственно транспортная организация не вправе требовать при приеме вещей предъявления проездного документа. Общая норма, действующая в этих случаях, закрепляет все же преимущества особой категории пассажиров: как уже отмечалось, транзитным пассажирам предоставляется соответствующая услуга в первую очередь (ст. 80 Устава железнодорожного транспорта). Естественно, что лицо, претендующее на указанную льготу, должно по требованию транспортной организации предъявлять проездной документ.

Общими являются и содержащиеся в Правилах оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном транспорте "Собрание законодательства РФ", 15.03.1999, N 11, ст. 1311. нормы, в силу которых за естественную порчу сданных на хранение скоропортящихся продуктов железная дорога ответственности не несет, а также установлены требования к самой поклаже. К числу последних относятся, в частности, максимальный вес каждого места (50 кг), запрет сдачи на хранение животных и птиц, огнестрельного оружия, зловонных, огнеопасных, отравляющих, легковоспламеняющихся, взрывчатых и других опасных веществ, а также вещей, которые могут загрязнить или повредить вещи других пассажиров.

Принятие вещи на хранение подтверждается выдачей поклажедателю работником транспортной организации квитанции или номерного жетона. Тот и другой обладают одинаковой правовой силой: они служат достаточным и вместе с тем необходимым доказательством сдачи вещей; соответственно у хранителя возникает обязанность возвратить вещи тому, кто предъявит квитанцию (номерной жетон). Достаточность указанных способов подтверждения сдачи вещей выражается в том, что работник транспортной организации не вправе потребовать от поклажедателя каких-либо дополнительных доказательств принадлежности ему вещи. Признание квитанции и номерного жетона необходимыми доказательствами влечет за собой то, что при отсутствии у лица квитанции (номерного жетона) вещь может быть ему выдана лишь после предварительного представления доказательств принадлежности вещи тому, кто за ней обратился.

Срок хранения определяется транспортными уставами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. В частности, на железнодорожном транспорте такие сроки установлены правилами хранения грузов в местах общего пользования при перевозке железнодорожным транспортом". Предусмотренные в правилах сроки являются обязательным минимумом и могут быть увеличены по соглашению сторон.

Убытки, которые понес поклажедатель вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, сданных им в камеру хранения, подлежат возмещению хранителем. В интересах поклажедателя установлено, что расчеты должны быть завершены в течение 24 часов с момента заявления требования о возмещении убытков. В противном случае транспортная организация оказывается в положении должника, впавшего в просрочку, с последствиями, предусмотренными в ст. 405 ГК. При применении указанной статьи следует иметь в виду, что в интересах самого хранителя Кодекс предусмотрел необходимость возмещения убытков в рамках произведенной поклажедателем оценки в момент сдачи вещи на хранение. Эта последняя норма позволяет сделать вывод, что, если вещь была принята без такой предварительной оценки, убытки должны быть возмещены в полном объеме и без каких-либо ограничений.

Обычно предметом хранения служат вещи, помещенные в закрытом чемодане, сумке, портфеле, ящике и т.п. В подобных случаях возникает необходимость установить, должен ли хранитель нести ответственность за их содержимое.

Хранение в камерах хранения транспортных организаций представляет собой публичный договор. Необходимо различать услуги по хранению вещей собственно в камерах хранения и предоставление гражданам для использования автоматических камер хранения. В последнем случае ситуация аналогична рассмотренному выше варианту, когда банк предоставляет в пользование клиенту сейф без контроля со стороны банка за содержимым. Здесь также имеет место смешанный договор с элементами аренды (автоматическая камера хранения предоставляется в пользование без контроля со стороны транспортной организации за содержимым) и услуг по охране (транспортная организация обязана обеспечить невозможность взлома автоматической камеры хранения).

Договор хранения в обычной камере хранения подчиняется общему режиму хранения. Поклажедателями могут выступать только граждане, которым в подтверждение принятия вещей на хранение выдается квитанция или номерной жетон. Зачастую объектом хранения является так называемое место хранения в виде чемодана, рюкзака, ящика и т.п. При этом поклажедателю необходимо заявить сумму оценки вещей при их сдаче на хранение, а хранителю, в свою очередь, важно проверить хотя бы приблизительное соответствие размера суммы оценки вещей их реальной стоимости. Последнее правило имеет существенное значение, поскольку убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, которые подлежат возмещению со стороны хранителя, будут рассчитываться на базе суммы оценки вещей, объявленной поклажедателем. Убытки поклажедателя подлежат возмещению в течение двадцати четырех часов с момента предъявления требования об их возмещении. Срок, в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяется в соответствии с общими положениями о перевозке, если соглашением сторон не установлен больший срок. Невостребованные вещи хранятся в течение тридцати дней, по истечении которых они могут быть проданы в соответствии с правилами о сроках хранения.

Так пример Сочинский транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Международное транспортное агентство "Олимпик Сервис" (далее - общество) к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за предоставление услуг по хранению багажа в аэропорту города Сочи без соответствующей лицензии. Решением суда первой инстанции от 02.08.2004 в удовлетворении требования отказано. Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлении присутствующего в заседании представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Президиум считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене, решение суда первой инстанции - оставлению без изменения по следующим основаниям. Общество с согласия Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по городу Сочи заключило с государственным унитарным предприятием "Аэропорт Сочи" (далее - аэропорт) договор аренды камеры хранения пассажирского комплекса аэропорта от 24.05.2004 N КВ-174. В арендуемом помещении общество предоставляло услуги камеры хранения. В ходе проверки соблюдения в аэропорту действующего законодательства о лицензировании, проведенной Сочинской транспортной прокуратурой, установлен факт предоставления обществом услуг камеры хранения без соответствующей лицензии. По результатам проверки Сочинским транспортным прокурором вынесено постановление от 28.07.2004 о возбуждении дела об административном правонарушении. Таким образом, вещи, сданные в камеру хранения, не приобретают статуса багажа, перевозимого в соответствии с договором перевозки. Поскольку указанные вещи не относятся к багажу, по смыслу законодательства, регламентирующего воздушные перевозки, лицензия на осуществление деятельности поскольку обществу не требовалась лицензия на осуществление деятельности по предоставлению услуг камеры хранения, у суда кассационной инстанции не имелось правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции. При таких обстоятельствах оспариваемое постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа подлежит отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права. Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

Решение суда первой инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 02.08.2004 по данному делу оставить без изменения.

Таким образом, услуги, оказываемые в аэропортах и аэровокзалах, для временного хранения вещей пассажиров в камерах хранения, в отличие отхранения и перевозки багажа пассажиров, являются деятельностью, осуществляемой без лицензирования. Поэтому организация, предоставляющая такие услуги без лицензии, не подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Хранение вещей в камерах хранения организаций, предприятий транспорта (ст. 972 ГК). Для обеспечения возможности пассажиров освободиться от необходимости следить за своей поклажей и одновременно быть уверенными в ее сохранности в организациях и на предприятиях транспорта организована работа камер хранения. Расположенные на территории организаций и предприятий транспорта камеры хранения обязаны принимать на хранение вещи, которые принадлежат не только пассажирам, но и другим лицам независимо от наличия у них проездных документов (ч. 1 ст. 972 ГК).

Это характеризует договорные отношения в данном случае как таковые, основанные на публичном договоре. Камеры хранения могут быть обычными, где прием и выдача вещей осуществляются ответственными за это работниками, и автоматическими, которыми можно пользоваться без вмешательства последних. В подтверждение принятия вещи на хранение в обычных камерах хранения поклажедателю выдается квитанция или номерной жетон. Их наличие у лица дает ему право требовать выдачи клади, осуществив оплату времени ее нахождения на хранении. ГК предусматривает обязанность хранителя возместить поклажедателю убытки, причиненные вследствие утраты, недостачи или повреждения вещи, сданной в камеру хранения. Они возмещаются в течение суток с момента предъявления требования об их возмещении в размере суммы оценки вещи, осуществленной при передаче ее на хранение. Правила хранения вещей в камерах хранения на соответствующем виде транспорта, выданные в соответствии с транспортными кодексами (уставами), определяют предельные сроки хранения таких вещей. Эти сроки могут определяться также по договоренности сторон. Если пассажир или иное лицо не забрали причитающуюся им кладь в установленные сроки, камеры хранения организаций и предприятий транспорта обязаны хранить вещь в течение трех месяцев. После их истечения вещь может быть продана с возмещением всех текущих расходов, а остаток суммы выручки возвращается поклажедателю. ГК определяет обязанность обеспечить сохранность чемоданов (сумок), других личных вещей пассажира (кроме драгоценностей и денег), которые он перевозит в специально отведенном месте (ст. 974). В поездах таким специально отведенным местом является багажный вагон, в самолетах - багажный отсек, в автобусах междугородней перевозки - багажное отделение.

Хранение в гардеробах организаций.

Хранение вещей в гардеробе организации (ст. 97З ГК). Гардероб организации - это помещение, специально приспособленное для хранения верхней одежды и головных уборов сотрудников и посетителей в течение рабочего дня или на время посещения. Особенности договорных отношений по хранению вещей в этом случае заключаются в том, что их предметом могут быть только указанные вещи, а хранителем признается организация, одно из помещений которой выделено под гардероб. Одновременно с передачей вещи в гардероб поклажедателю выдается номерной жетон или иной знак (ч. 3 ст. 937 ГК), удостоверяющий его право в случае необходимости получить вещи. Как правило, хранение вещей в гардеробе осуществляется безвозмездно. Независимо от платности или бесплатности хранения вещей, что были переданы поклажедателем в гардероб, хранитель обязан принять все необходимые меры для обеспечения их сохранности. В случае потери жетона или иного знака, удостоверяющего возникновения отношений по хранению вещей в гардеробе, поклажедатель может претендовать на возврат принадлежащих ему вещей. Однако, как правило, его требование может быть удовлетворено по окончании рабочего дня при условии предоставления им доказательств принадлежности вещи именно ему. Такими доказательствами может быть предоставление работнику гардероба информации относительно индивидуальных признаков вещи, которые могут быть известны только владельцу. Если работник гардероба отказывается выдать вещи владельцу, который потерял номерной жетон или иной знак, спор подлежит рассмотрению в судебном порядке.

Хранение в гостинице.

Хранение вещей в гостинице (ст. 975 ГК). Отель как место, предназначенное для временного проживания лиц, отвечает за сохранность вещей, внесенных ими в отель. Вещь считается внесенной в гостиницу при условии, если она передана его работникам или находится в отведенном для лица помещении (ч. 1 ст. 975 ГК). Отель обязан обеспечить сохранность личных вещей лица, проживающего в нем, и по общему правилу не отвечает за потерю денег, других ценностей (ценных бумаг, драгоценностей). Такая ответственность возлагается на отель только в случае, когда вещи отдельно переданы ему на хранение с подробным описанием присущих им индивидуальных особенностей. Как правило, такие вещи подлежат оценке по договоренности сторон. В случае потери или повреждения вещи лицо должно немедленно сообщить об этом отелю, а последний - принять меры к их розыску или возместить причиненные убытки. Если лицо заявило о пропаже вещей или их повреждение после окончания срока проживания, отель ответственности за это не несет. Рассмотренные положения применяются к случаям хранения вещей физических лиц в общежитиях, мотелях, домах отдыха, пансионатах, санаториях и других организациях, в помещениях, в которых лицо временно проживает (ч. 4 ст. 975 ГК).

Секвестр.

Хранение вещей, являющихся предметом спора (секвестр) (ст. 976 ГК). В случае возникновения между лицами спора о праве на вещь, к его решению она может быть передана на хранение третьему лицу, который обязуется возвратить ее лицу, определенному по решению суда или по согласованию лиц, между которыми возник спор. Основанием возникновения отношений секвестра может быть договор или решение суда. Договоренность о секвестре, по которой вещь передается на хранение третьему лицу по согласованию сторон спора, называется договорной. Если решение о передаче вещи на хранение третьему лицу до момента разрешения спора принимает суд, имеет место судебный секвестр. Хранителем может быть лицо, определенное судом, или определенное по договоренности сторон, спор между которыми рассматривается. Вещь, являющаяся предметом спора, передается на хранение третьему лицу по его согласию, если иное не определено законом. Оплату услуг за хранение переданных по секвестру вещей осуществляют стороны, между которыми возник спор.

Хранение автотранспортных средств (ст. 977 ГК). Специальным видом хранения положения ГК определяют обеспечение сохранности автотранспортных средств. В случае предоставления такой услуги субъектом предпринимательской деятельности договор хранения автотранспортных средств является публичным. Публичный характер, в частности, договор хранения автотранспортных средств, который заключается в случаях их размещения в боксах, гаражах или на специальных автомобильных стоянках. По такому договору хранитель обязуется не допускать проникновения в них посторонних лиц и должен выдать транспортное средство по первому требованию поклажедателя при условии осуществления последним оплаты предоставленной услуги. Принятие автотранспортного средства на хранение и возникновения договорных отношений удостоверяется квитанцией или номером или жетоном.

Эти отношения не следует путать с платной парковкой автомобилей в местах, определенных решением местных органов государственной власти. Этими решениями муниципальная служба парковки уполномочена получать определенную плату за предоставление услуг по парковке автомобилей на улицах центральной части города, рядом с рынками, другими местами их массового скопления, но не несет ответственности за их сохранность.

Отношения по договору хранения автотранспортных средств возникают также между гаражно-строительным или гаражным кооперативом и его членами, если иное не установлено законом или уставом кооператива. В частности, положения устава гаражно-строительного или гаражного кооператива могут предусматривать, что последний не несет ответственности за сохранность автомобилей, которые размещены в принадлежащих его членам боксах.

Договор охраны (ст. 978 ГК). Договор охраны является отдельным специальным видом предоставления услуг по обеспечению неприкосновенности личности или имущества. По настоящему договору хранитель обязуется обеспечить неприкосновенность лица или имущества, которые охраняются. К особенностям, позволяющие рассматривать этот договор как отдельный вид договоров о предоставлении услуг, в частности, следует отнести его предмет обеспечения именно неприкосновенности личности или имущества, а также возложение обязанностей по договору не только на охранника, но и на его контрагента - лица, которое охраняется, или собственника имущества, которое является объектом охраны. Владелец переданного под охрану имущества или охраняемое лицо, обязаны выполнять предусмотренные договором правила личной или имущественной безопасности и ежемесячно уплачивать охраннику установленную плату.

Хранение в камерах хранения транспортных организаций представляет собой публичный договор. Необходимо различать услуги по хранению вещей собственно в камерах хранения и предоставление гражданам для использования автоматических камер хранения. В последнем случае ситуация аналогична рассмотренному выше варианту, когда банк предоставляет в пользование клиенту сейф без контроля со стороны банка за содержимым. Здесь также имеет место смешанный договор с элементами аренды (автоматическая камера хранения предоставляется в пользование без контроля со стороны транспортной организации за содержимым) и услуг по охране (транспортная организация обязана обеспечить невозможность взлома автоматической камеры хранения).
Договор хранения в обычной камере хранения подчиняется общему режиму хранения. Поклажедателями могут выступать только физические лица, которым в подтверждение принятия вещей на хранение выдается квитанция или номерной жетон. Зачастую объектом хранения является так называемое место хранения в виде чемодана, рюкзака, ящика и т.п. При этом поклажедателю необходимо заявить сумму оценки вещей при их сдаче на хранение, а хранителю, в свою очередь, важно проверить хотя бы приблизительное соответствие размера суммы оценки вещей их реальной стоимости. Последнее правило имеет существенное значение, поскольку убытки поклажедателя вследствие утраты, недостачи или повреждения вещей, которые подлежат возмещению со стороны хранителя, будут рассчитываться на базе суммы оценки вещей, объявленной поклажедателем. Убытки поклажедателя подлежат возмещению в течение 24 часов с момента предъявления требования об их возмещении.
Срок, в течение которого камера хранения обязана хранить вещи, определяется в соответствии с общими положениями о перевозке, если соглашением сторон не установлен больший срок. Невостребованные вещи хранятся в течение 30 дней, по истечении которых они могут быть проданы в соответствии с правилами о сроках хранения.

Еще по теме 4. Хранение в камерах хранения транспортных организаций:

  1. Вопрос_74. Договор хранения: понятие, признаки и виды договора; объект и субъекты (права, обязанности и ответственность); форма договора; особенности определения стоимости и срока услуг по хранению
Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...