Иерархия нормативных актов по юридической силе. Иерархия нормативных актов россии


Инструкция

Так как Российская Федерация является федеративным государством, то особенностью его правовой системы является наличие двух уровней: федерального и уровня субъектов РФ. Причем федеральное законодательство априори выше по юридической силе, чем законодательство субъектов федерации.

Федеральный уровень законодательства составляют следующие НПА:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры и соглашения Российской Федерации, ратифицированные в установленном порядке;
3. Законы о поправках к Конституции России;
4. Федеральные конституционные законы (ФКЗ);
5. Федеральные законы (ФЗ);
6. Акты Президента Российской Федерации;
7. Акты Правительства Российской Федерации;
8. Ведомственные НПА.

Конституция Российской Федерации– это НПА, обладающий высшей юридической силой на территории РФ; основа правовой системы России. Помимо выполнения своей юридической функции как регулятора общественных отношений, Конституция Российской Федерации – политический документ, декларирующий цели государства в различных сферах жизни общества, например, в социальной, экономической, культурной и т.д.

Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры и соглашения России являются, согласно положениям ст.15 Конституции Российской Федерации, составной частью российской правовой системы. Причем Конституция Российской Федерации устанавливает примат норм международного права перед национальным правом, закрепляя это положение в ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации.

Законы о поправках к Конституции Российской Федерации выделяются отдельным пунктом ввиду усложненного порядка их принятия, а именно: они требуют одобрения не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ. Кроме того, необходимо согласие 2/3 представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день - не менее 54 субъектов Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются по вопросам, на которые прямо указывает Конституция Российской Федерации, например, порядок принятия нового субъекта в состав России; введение чрезвычайного и военного положения и т.д. Их отличительными особенностями являются обладание большей юридической силой в отличие от федеральных законов, а также усложненный порядок принятия (одобрение не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ). Президент Российской Федерации правом вето в отношении ФКЗ не обладает.

Федеральные законы – основной вид НПА, которыми регулируются общественные отношения. ФЗ принимаются по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации, и вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов. Полный перечень данных вопросов закреплен в ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации. За принятие ФЗ должны проголосовать 50%+1 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и 50%+1 от общего числа членов Совета Федерации РФ.

Акты Президента Российской Федерации. К данным подзаконным актам относятся указы и распоряжения. Они принимаются только по вопросам ведения РФ и не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

К актам Правительства Российской Федерации относятся постановления и распоряжения. Они принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, а также во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации. Если постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации будут противоречить НПА, обладающим большей юридической силой, они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Ведомственные НПА принимаются федеральными органами исполнительной власти. Это такие акты, как правила, инструкции, приказы, положения. Для того, чтобы данные акты получили юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Если же данные НПА будут противоречить вышестоящим актам, то они могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

На уровне субъектов РФ действует следующая иерархия НПА:
1. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации – становой хребет правовой системы субъекта РФ, определяющий его правовой статус и систему законодательства;
2. Законы субъекта Российской Федерации – издаются по вопросам совместного ведения РФ и субъектов и по вопросам исключительного ведения субъектов. Они не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
3. Акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации – например, приказы и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ (губернатора); постановления Правительства субъекта РФ и т.д. Данные акты определяют порядок исполнения федеральных и региональных НПА.

Теория государства и права.

Иерархия нормативно-правовых актов.

Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех cтpaн. Если исходить из общераспространенного значения, термин «источник» означает силу, создающую право. Такой силой прежде всего является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т. д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.

1. Нормативный акт может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3. Нормативные акты позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты поддерживаются государством, им охраняются. В случае нарушения положений нормативных актов нарушители преследуются и наказываются на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством. Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку механизм государства имеет разветвленную структуру органов с определенными правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются с помощью издания юридических актов;

б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права (и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения).

Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных пра­вовых актов и т.д.

Нормативно-правовой акт- это действительно наиболее распространенный в настоящее время вид источника, который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанные государ­ством, обеспеченные возможностью государственного принуждения.

Понятие. Нормативно- правовой акт как - источник права охватывает все великое многообразие правовых норм, регулирующих много­образные и бесчисленные - социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало потрудиться, чтобы классифицировать норматив­но-правовые акты, найти четкие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, главное, практического употребления. Итак, нормативно правовой акт - властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах. Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.

Система нормативных правовых актов Российской Федерации строится согласно иерархической соподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы.

На вершине этой пирамиды находится Конституция России. Это универсальный нормативный акт учредительного характера, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой пре­амбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека, и гражданина..

3. Федеративное устройство.

4. Президент Российской Федерации.

5. Федеральное Собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конститу­ции.

В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные по­ложения. Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так име­новали отдельные акты императорской власти. Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржу­азного государства. Конституция содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Таким образом, нормы иных нормативных актов относятся к конституционным нормам как конкретные к общим. Устанавливая правовые основы и принципы иных правовых отраслей, Конституция выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом. Конституция обладает верховенством и высшей юридической силой. Кроме того, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения.

На уровень ниже находятся федеральные законы. Обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам кроме Конституции. Принимаются либо высшим представительным органом государства - парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носят нормативный характер.

Законы классифицируются на отрасли права. В соответствии с этим следует разграничивать от­раслевые законы. Наиболее существенную роль в законода­тельной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; за­коны по социальному обеспечению; процессуальные зако­ны; природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые зако­ны, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражд анского, и других от­раслей права.

Совокупность законов составляет законодательство. Опять же - понятие законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система законов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах. Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы означают, что все другие нормативные акты, кроме законов, - акты иного юридического качества: все они находятся "под" законом, т.е. являются подзаконными. Вместе с тем под законность нормативных юридичес­ких актов не означает их "меньшую" юридическую обяза­тельность; они обладают необходимой юридической силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности и верховенства, как это характерно для законов.

Было бы неверным недооценивать социаль­ное значение подзаконных нормативных юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных отношений, и поэтому они зани­мают важное место во всей системе нормативного регули­рования. Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они различаются по своей юридической силе, образу­ют довольно сложную иерархическую систему. Акт каждой "ниже расположенной" государственной инстанции должен не только находиться "под" законом, но и соответствовать нормативным актам всех государственных органов, кото­рые занимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства культуры долж­ны соответствовать не только закону, но и нормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса имеют межведомственное значе­ние, например актам Министерства финансов.

На следующем уровне иерархии нормативных актов находятся указы Президента. Они могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми. В порядке исключения V Съезд народных депутатов Российской Федерации временно предоставлял Президенту России чрезвычайные полномочия принимать нормативные указы, имеющие силу закона, что затронуло прежде всего сферу частного права. Причем указы Президента, принятые в обеспечение экономической реформы, имели приоритет в системе действующего законодательства вплоть до принятия действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации. Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим во­просам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут иметь нормативный характер. В соответствии с законом о Правительстве Российской Феде­рации Президенту дано право утверждать своими указами поло­жения о министерствах, государственных комитетах и других под­ведомственных Правительству органах. Эти нормативные указы в случае их издания также будут являться источниками права. Указы Президента Российской Федерации как подзаконные акты не могут противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В противном случае действует норма Конституции и закона Российской Федерации.

Как известно, в Российской Федерации существует иерархия ннормативно-правовых актов РФ, которая в настоящее время имеет существенное практическое значение. При этом не все нормативно правовые акты государственных органов находятся в определенной иерархии.

В статье 7 Всеобщей декларации прав человека 1948 года установлено, что все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона.

Согласно ст. 8 Всеобщей декларации прав человека установлено, что каждый человек имеет право на эффективное восстановление в павах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставляемых ему Конституцией или другими законами.

В связи с указанным следует, что только закон занимает существенное место во внутригосударственном праве среди нормативно правовых актов государственных органов. Так, во Всеобщей декларации прав человека закону уделяется особое значение. В преамбуле указано, что права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстановлению против тирании и угнетения.

Таким образом, под законом понимается нормативно правовой акт, регулирующий общественные отношения, регламентированные законодательным органом. Вместе с этим в юридической литературе указывается, что подзаконный нормативный правовой акт является разновидность нормативно правового акта, опубликованный компетентным органом для исполнения закона, а также конкретизации и развития его положения.

Исторически сложилось, что в каждой стране, которая обладает правовой системой, существует строгая иерархия, то есть система соподчиненности. Тем самым сложившаяся иерархия нормативно-правовых актов имеет огромное значение для урегулирования процессов правотворчества и правоприменения с целью поддержания принципа законности и конституционности.

В статье 10 проекта ФЗ «О нормативно правовых актах в Российской Федерации» указано, что иерархия нормативно правовых актов в Российской Федерации основывается на их юридической силе, а также на соподчиненности по отношению к иным нормативным правовым актам.

При этом, при рассмотрении вопроса об иерархии нормативно-правовых актов РФ необходимо учитывать совокупность правовых факторов с помощью которых обосновывается надобность придания некоторым правовым актам более высокой юридической силы по сравнению с другими.

Выделяют два основных вида иерархии:

Первый вид — вертикальная иерархия нормативно-правовых актов, под которой понимается расположение официальных документов от Конституции РФ до отдельных ведомственных актов.

Второй вид — горизонтальная иерархия нормативно-правовых актов РФ демонстрирует разделение официальных документов по их сфере применения.

Таким образом, в Российской Федерации существует следующая иерархия нормативно-правовых актов в Российской Федерации:

  1. Международные акты;
  2. Конституция Российской Федерации;
  3. Законы:
    1. федеральные конституционные законы;
    2. федеральные законы и законы субъектов РФ;
  4. Подзаконные акты:
    1. указы Президента Российской Федерации;
    2. постановления Правительства Российской Федерации;
    3. нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации;
    4. подзаконные акты органов власти субъектов Российской Федерации;
    5. локальные нормативные акты.

Итак, под иерархией нормативных правовых актов следует понимать правовое положение всех видов нормативных правовых актов по юридической силе, где Конституция Российской Федерации обладает наивысшей юридической силой.

Редактор: Игорь Решетов

За всю историю своего существования человечество множество раз пыталось найти наиболее эффективный регулятор социальных отношений, которым можно было бы влиять на все слои общества и каждого гражданина в отдельности. В процессе поисков появлялись различные решения, но все они не приносили должного результата. Но уже ближе к нашей эре было придумано право. По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе.

Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают. Однако большой интерес представляет не только сама структура в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации. Этот процесс во все времена осуществлялся посредством официального веления со стороны власти. Как правило, такие веления оформлялись, а точнее, прописывались в специфических документах, которые сегодня носят название "нормативно-правовые акты". Следует отметить, что в России, как и других государствах, официальные документы, с целью обеспечения эффективности реализации их положений, входят в единую иерархичную структуру. Именно благодаря иерархии НПА можно достигнуть наиболее точного регулирования отношений в обществе.

Понятие НПА

Правовая система Российской Федерации считается структурой, одним из элементов которой являются НПА. Однако прежде чем рассмотреть особенности всего юридического полиса РФ, необходимо ознакомиться с ключевыми положениями понятия НПА. Согласно сложившейся традиции в теории государства и права, нормативные акты рассматриваются как официальные документы, имеющие установленную форму.

Они выдаются в пределах компетенции того или иного государственного органа и содержат в себе определённое количество общеобязательных норм поведения. НПА, как правило, рассчитаны на большой круг лиц, а их применение производится неоднократно. Необходимо заметить, что нормативные акты также могут быть изданы путём референдума с учётом всех законодательных процедур. Подобная практика введена во многих странах мира, так как она наиболее полно характеризует режим народовластия.

Нормативный акт как источник права

В странах романской правовой семьи права иерархия нормативно-правовых актов играет первостепенную роль в процессе регулирования правоотношений. Потому что НПА в подобных государствах - это основной источник права. Такие документы издаются лишь уполномоченными органами в пределах их компетенции. Помимо этого, установленная форма свидетельствует о том, что НПА составляются по всем существующим параметрам юридической техники. Как правило, иерархия нормативно-правовых актов существует только в странах романской семьи, потому что в англосаксонских государствах ключевым источником является судебный прецедент. В этом случае иерархичность структуры НПА попросту не нужна.

Виды основных НПА

Если учитывать особенности правовой системы РФ, то нормативные акты, как свидетельствует представленное выше понятие, можно условно разделит на две большие группы, а именно:

1. Законы , то есть НПА, которые принимаются не просто высшими органами госвласти, а органами законодательными. Помимо этого, законами можно назвать все акты, издаваемые в порядке законотворчества.

2. Подзаконные акты - это официальные документы, издаваемые государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основе ранее изданных законов. К подобным документам можно отнести акты президента РФ, правительства, министерств, иных федеральных ведомств.

Стоит отметить, что во главе всей представленной системы стоит Конституция РФ, являющаяся основным законом державы. Все указанные виды основных нормативно-правовых актов РФ характеризуют устоявшиеся правовые традиции нашего государства.

Правовая иерархия

Иерархия РФ обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним ак-там (их видам) более высокой юридической силы, чем другим. Она делится на два основных вида:

1. Вертикальная иерархия нормативно-правовых актов РФ - это распределение всех официальных документов от Конституции до отдельных ведомственных актов. При этом существует два основных типа вертикальной иерархии, а именно: федеральный (который применяется на всей территории РФ) и локальный (уровень субъектов федерации).

2. Горизонтальная иерархия нормативных актов Российской Федерации показывает дифференциацию всех официальных документов по их сфере применения. Отличным примером являются субъектов РФ. Между собой они являются равными по юридической силе, но нормативное регулирование ими осуществляется лишь в пределах территории определённого субъекта.

Чтобы детальнее понять, как представленные выше виды основных нормативно-правовых актов организовывают праворегулирование общественных отношений в РФ, нужно рассмотреть их особенности в отдельности друг от друга. Стоит отметить, что в процессе подготовки юристов-практиков используются специальные таблицы. С их помощью начинающие правоведы знакомятся с особенностями структурированной системы НПА. Таким образом, помогает понять, что такое иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации, схема. С ее помощью намного легче представлять запутанную систему НПА.

Российская Конституция

Вся правовая система Российской Федерации закреплена в едином основном государственном нормативном акте - Конституции. Как и в иных странах, главный закон РФ содержит исходные принципы обеспечения прав и свобод гражданина, закрепляет разделение всех на законодательные, исполнительные и судебные, а также механизм их взаимодействия между собой. Хотя Конституция РФ и носит название Основной закон, её издание производится в специфическом порядке. Таким же образом вносятся изменения в основной закон. В соответствии с положениями Конституции РФ, её изменение производится путём созыва Но такой порядок реализуется лишь в том случае, если необходимо пересмотр всего закона целиком. В иных ситуациях изменения в Конституцию вносятся посредством федеральных законов.

Принципы, закреплённые в конституции

Иерархия нормативно-правовых актов РФне только исходит от Конституции, но также во многом строится на принципах, закреплённых в ней. Помимо этого, данные принципы характеризуют рамки правового регулирования в государстве. Можно выделить следующие исходные положения основного закона:

1. Демократизм государства и власти.

2. Народовластие.

3. Федеральный принцип территориального устройства.

4. Россия является правовым и социальным государством.

5. Гуманизм всех общественных отношений.

6. Светский характер власти.

7. Форма правления - республиканская.

Федеральные законы

Иерархия нормативных актов России,если не брать во внимание Конституцию, являющуюся основой правовой системы, возглавляют федеральные законы. Именно федеральным законодательством производится непосредственное воздействие на общественные отношения, которые необходимо регулировать. При этом законами могут затрагиваться практически любые вопросы, являющиеся предметом ведения непосредственно федерации или же её субъектов. Нормы этих НПА обязательны для исполнения на всех уровнях нормативного регулирования. Издаваемые подзаконные акты должны не только соответствовать нормам законов, но и не противоречить им.

Как правило, федеральные законы принимаются по следующим вопросам, например:

Внесение изменений в Конституцию РФ;

По поводу федерального устройства РФ;

Защита прав и свобод человека, гражданина;

Регулировка трехступенчатой системы органов законодательной, судебной и исполнительной власти;

Установление федерального бюджета;

Обеспечение безопасности, законности и правопорядка;

Регулирования иных вопросов внешней и внутренней политики;

Вопросы, которые не затрагиваются федеральным законодательством, регулируются локальными актами субъектов. Тем не менее иерархия нормативно-правовых актов РФ фактически возглавляется законами, что говорит о их значительной роли. Поэтому положения ФЗ всегда являются приоритетными.

Виды ФЗ

Законы, как и иные НПА, имеют свою классификацию. Как правило, все законы РФ делятся на два ключевых вида:

1. Основные законы, то есть нормативные акты, изданные путём законотворчества уполномоченным на то органом власти для регулирования тех или иных правоотношений.

2. Законы о внесении изменений - это специфические нормативные акты, имеющие равную юридическую силу с ФЗ. По сути, они являются законами, однако их положениями реализуется лишь изменение действующего законодательства, а не регулирование каких-либо отношений.

Помимо того, нужно отметить, что иерархия нормативных правовых актов в РФ содержит так называемые кодексы. Эти акты являются кодифицированными сборниками многочисленных правовых норм, объединенных единым предметом регулирования.

Подзаконные акты

Помимо Конституции и ФЗ, в иерархию НПА входят также подзаконные акты. Они издаются в сфере ведения отдельных органов и ведомств для оперативного и «точечного» регулирования конкретных отношений и решения определённых задач. Подзаконные акты в своём массиве делятся на акты президента России и правительства. Что касается президентских актов, то ими, как правило, регулируются вопросы, связанные с присвоение классных чинов, почётных званий, назначением на должности в высшие органы власти, предоставлением политического убежища, а также некоторыми вопросами, возникающими в процессе международного сотрудничества. Подзаконные акты правительства - это НПА высших издаваемые для обеспечения исполнительной власти в государстве.

Заключение

Итак, нами в данной статье представлено понятие, виды и иерархия нормативно правовых актов в РФ. Следует отметить, что представленный вопрос все ещё нуждается в некоторых юридических доработках, дабы правовое регулирование со стороны государственной власти реализовалось эффективнее.


Этот структурный ряд состоит из четырех элементов: федеральные законы; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные правовые федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти. Если вопрос согласно Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и ее субъектов (к таким вопросам относятся, в частности, природопользование, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды и др.), то по данному вопросу могут приниматься (издаваться) как федеральные, так и региональные нормативные правовые акты.

Классификация и иерархия нормативных правовых актов

Ведь определение их иерархии имеет важное значение для правоприменителя: с учетом приоритета соответствующего акта разрешается юридический спор, определяется компетенция государственного органа, должностного лица. В повседневной жизни практикующие юристы (юрисконсульты, судьи, адвокаты и др.), а также граждане, обращаясь к правовым нормам, вынуждены решать прежде всего такую задачу, как определение юридической силы, его места в общей системе права. Юридическая сила актов определяется не только статусом органа, их принимающих, но и степенью “сложности процедуры их принятия.

Иерархия нормативно — правовых актов РФ

последние обязаны издавать правовые на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов. Иерархическая структура НПА Конституция РФ Это основной закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства. Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум). Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года. Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией. Федеральные Конституционные законы Регулируют вопросы, которые определены в Конституции.

Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах.

Только вдумайтесь в эти цифры. В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении. Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения.

Иерархия нормативно-правовых актов РФ

Но уже ближе к нашей эре было придумано право. По сути, это были санкционированные тем или иным государством, княжеством или иной территориальной формацией моральные нормы, используемые непосредственно в обществе. Подобный регламент стал прообразом существующего на сегодняшний день права в том смысле, в котором все люди его понимают. Однако большой интерес представляет не только сама структура правовых норм в отдельно взятом государстве, но и механизм их непосредственной реализации.

Распределить данные нормативно-правовых актов по юридической силе начиная с наивысшего

Формально Российское Законодательство возглавляет Конституция РФ - основной закон, имеющий наивысшую юридическую силу, соответствовать которому должны все принимаемые нормативно-правовые акты. Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на: законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии).

Иерархия нормативно правовых актов по юридической силе

В Конституцию Федеральным Собранием иногда вносятся поправки.

При этом за изменение основного закона государства должны отдать голоса как минимум 2/3 представителей субъектов РФ. 3. Следующими в иерархии идут федеральные конституционные законы (ФКЗ), принимаемые Федеральным Собранием. В них отражаются: введение чрезвычайного и военного положений, которые могут ограничивать определенные права и свободы граждан; принятие в состав РФ новых субъектов и изменение их статуса; описание и использование государственной символики; порядок деятельности Уполномоченного по правам человека, судебной системы, Правительства РФ; назначение референдума. ФКЗ считается принятым, если за него отдадут голоса как минимум 3/4 представителей Совета Федерации и как минимум 2/3 народных избранников из Госдумы.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...