Имеет ли право сотрудник полиции войти в жилое помещение без согласия собственника? Вхождение и проникновение сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, в том числе и для спасения животных Основания проникновения в жи.


По материалам Ю.П.Соловей «Вхождение (проникновение (сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как мера государственного принуждения, предусмотренная федеральным законом «О полиции»

Соловей Юрий Петрович, заслуженный юрист Российской Федерации, ректор Омского юридического института, доктор юридических наук, профессор.

Статья 25 Конституции Российской Федерации провозглашает жилище неприкосновенным и запрещает кому бы то ни было проникать в него «против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения». Абсолютная ценность конституционного права на неприкосновенность жилища подчеркивается в числе прочего тем, что нарушение названного права признается преступлением (ст. 139 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Развивая конституционные положения, ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации допускает проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях лиц в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках или иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, пресечения совершаемого преступления или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

Часть 1 ст. 15 Закона о полиции возлагает на полицию обязанность защищать право каждого на неприкосновенность жилища. При этом ч. 2 указанной статьи в полном соответствии с требованиями ст. 25 Конституции Российской Федерации запрещает сотрудникам полиции входить в жилые помещения помимо воли проживающих там граждан иначе как в случаях и порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, Законом о полиции и другими федеральными законами.

Названные законодательные акты прямо предусматривают право сотрудников полиции при наличии соответствующих условий входить в жилые и иные помещения. Вместе с тем нормы, закрепляющие некоторые полномочия полиции, сформулированы таким образом, что, хотя их реализация со всей очевидностью предполагает проникновение сотрудников полиции в жилые и иные помещения, в самом законе об этом ничего не говорится. Например, п. 22 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции управомочивает ее «проводить проверки мест… хранения оружия». Такие проверки, если иметь в виду граждан — владельцев огнестрельного охотничьего оружия, невозможно провести без осмотра названных мест, а значит, и вхождения в жилище, где и должно храниться указанное оружие. В решении по конкретному делу Верховный Суд Российской Федерации подтвердил законность проникновения сотрудников милиции (судом оценивались положения действовавших на тот момент нормативных правовых актов, в том числе Закона о милиции, аналогичные нормам Закона о полиции) «в жилище при проверке условий хранения оружия». Данная практика, как отмечено в решении Верховного Суда Российской Федерации, соответствует ст. 25 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение права на неприкосновенность жилища в случаях, установленных федеральным законом <3>.

С моей точки зрения, ввиду отсутствия прямого указания закона на возможность вхождения сотрудников полиции в жилище против воли проживающих в нем лиц для проверки соблюдения правил хранения огнестрельного оружия, а следовательно, отсутствия, пользуясь терминологией ст. 25 Конституции Российской Федерации, «случая, установленного федеральным законом», сотрудники полиции не имеют права войти в жилище для проверки соблюдения правил хранения гражданином огнестрельного оружия без его согласия. Поскольку их требование обеспечить доступ к месту хранения оружия и возможность его осмотра является вполне законным, гражданин, не выполняющий такое требование, может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неповиновение законному требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Проникнуть же с указанной целью в жилище против воли проживающих в нем лиц сотрудники полиции имеют право, с точки зрения действующего законодательства, только на основании судебного решения. Подобный вывод со всей очевидностью вытекает из ст. 25 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 15 Закона о полиции. Представляется, что аналогичный подход должен использоваться и в иных случаях реализации полицией ее служебных полномочий, предусмотренных Законом о полиции, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, другими федеральными законами и имплицитно предполагающих вхождение в жилые помещения.

Здесь важно также подчеркнуть, что для решения задач, возложенных на полицию, ее сотрудники вправе не только применять в соответствии с законом меры государственного принуждения, но и использовать метод убеждения, совершая определенные служебные действия лишь с согласия граждан. Поэтому при наличии соответствующего согласия (разрешения) граждан сотрудник полиции вправе входить и находиться в их жилище в любых иных, не указанных в федеральном законе случаях, обусловленных служебной необходимостью, например для проведения профилактической беседы, получения у лица какой-либо информации во время поквартирного (подворного) обхода административного участка <5> (подобный обход — одна из традиционных форм работы участкового уполномоченного полиции) и т.п.

В Законе о полиции и других правовых источниках отсутствует разъяснение содержащегося в ч. 2 ст. 15 упомянутого законодательного акта понятия «помимо воли» (граждан) применительно к вхождению (проникновению) сотрудников полиции в жилые помещения. С нашей точки зрения, оно охватывает случаи, когда:

— хотя бы одно из присутствующих лиц, проживающих в соответствующем жилом помещении, в какой-либо форме (в том числе письменной) выражает свое несогласие с проникновением сотрудника полиции в жилище;

— лицо, проживающее и находящееся в жилище, пребывает в состоянии, исключающем возможность выражения согласия или несогласия с проникновением сотрудника полиции в жилище (бессознательное состояние, тяжелая степень опьянения и т.п.), и при этом в жилище отсутствуют иные лица из числа проживающих в нем;

— в жилище отсутствует кто-либо из проживающих там лиц.

Закон содержит лишь одно исключение, обусловленное действием соответствующих международных договоров Российской Федерации: сотрудникам полиции запрещено проникать в помещения, на земельные участки и территории дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций.

Вряд ли уместно, на наш взгляд, говорить о проникновении, предусмотренном ст. 15 Закона о полиции, если вид, техническое состояние и организация эксплуатации объекта допускают нахождение на нем (его территории) неограниченного круга лиц (например, земельный участок не огорожен, его границы не обозначены; строение разрушено, заброшено и т.д.). Аналогичная ситуация возникает и в случаях, когда речь идет о помещениях юридических лиц, предназначенных для приема посетителей, либо когда частное домовладение или дачный участок устроены таким образом, что для обращения к проживающим там лицам заинтересованное лицо (в том числе сотрудник полиции) вынуждено пройти какое-то расстояние по двору, веранде и т.п.

Под жилыми помещениями (жилищем) в соответствии со ст. 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 288 Гражданского кодекса Российской Федерации и примечанием к ст. 139 Уголовного кодекса Российской Федерации понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него комнатами и помещениями вспомогательного использования, предназначенными для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (например, расположенные в доме подвал, баня, прачечная и т.п.); жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания (например, квартира, комната в квартире); иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания (например, дачный, садовый домик, гостиничный номер и т.п.).

Не являются жилыми помещениями (жилищем) отдельно стоящие сараи, гаражи, другие постройки или сооружения, не предназначенные для проживания. По смыслу Закона о полиции они относятся к иным помещениям, принадлежащим гражданам. Четкое законодательное определение понятия жилого помещения (жилища) имеет важное значение в связи с тем, что проникновение сотрудников полиции в жилище в отличие от их проникновения в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, должно осуществляться с соблюдением дополнительных требований, предусмотренных ч. 5 — 7 ст. 15 Закона о полиции. Существенно и то, что незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, влечет уголовную ответственность по ст. 139 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Территория — это участок местности, огороженный или иным способом обозначенный как относящийся к какой-либо организации независимо от форм собственности. Земельный участок следует понимать как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации). Границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Под термином «проживающие в жилом помещении граждане» понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства — собственники, наниматели помещения, постоянно или временно проживающие там по договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также проживающие совместно с ними лица.

При наличии установленных Законом о полиции оснований вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения граждан и организаций может осуществляться сотрудниками полиции в любое время суток, вне зависимости от присутствия собственников и уполномоченных ими лиц.

Следует отметить, что предусмотренное Законом о полиции право вхождения (проникновения) в жилище и иные помещения граждан и организаций и их осмотра реализуется сотрудниками полиции без судебного решения в ходе их административной деятельности, вне рамок возбужденного уголовного дела. В то же время проникновение сотрудников полиции в жилище в порядке досудебного уголовного производства для проведения его осмотра без согласия проживающих в нем лиц, обыска и (или) выемки осуществляется на основании судебного решения (исключения оговорены законом) в соответствии с требованиями ст. 12, 29, 165, 177, 182, 183 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Кроме того, для проникновения в жилище в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий также по общему правилу требуется судебное решение (ст. 8, 9 Федерального закона от 12 августа1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Часть 3 ст. 15 Закона о полиции предусматривает четыре основания вхождения (проникновения) сотрудников полиции в жилые и иные помещения граждан и помещения организаций. Во всех случаях они должны располагать достаточными данными, указывающими на наличие указанных оснований. Такие данные могут быть непосредственно обнаружены самими сотрудниками полиции либо содержаться в полученных ими заявлениях, сообщениях граждан и должностных лиц, показаниях очевидцев и потерпевших.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 15 Закона о полиции ее сотрудники вправе входить (проникать) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

Достаточными данными, свидетельствующими о наличии непосредственной угрозы жизни либо имуществу человека, могут служить, например, крики о помощи, стоны, доносящиеся из квартиры, демонстративная попытка какого-либо лица отравиться бытовым газом или совершить самоубийство иным общеопасным способом и т.п. Если угроза жизни возникла вследствие совершения преступления, проникновение осуществляется в том числе на основании п. 3 ч. 3 ст. 15 Закона о полиции.

Здесь следует учитывать, что ценность спасаемого сотрудниками полиции имущества должна быть соразмерной ценности ограничиваемого при этом конституционного права на неприкосновенность жилища.

Но проникновение сотрудника полиции в жилище для спасения беспородной собаки (очевидно, относящейся к имуществу, не являющемуся «значимым с позиции уголовного права»), одинокий владелец которой с тяжелой травмой и в бессознательном состоянии неожиданно попал в больницу, обоснованно.

С нашей точки зрения, решение о проникновении в жилище для спасения имущества сотрудник полиции должен принимать в каждом конкретном случае с учетом не только его стоимости, но и других значимых для проживающих в жилище и других граждан характеристик этого имущества, степени опасности и затратности мер по проникновению в помещение, размера причиняемого при этом имущественного ущерба и иных обстоятельств.

Сотрудники полиции вправе проникнуть в жилище (помещение, на территорию, земельный участок) в целях обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.

Под безопасностью граждан и общественной безопасностью понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, нормальное развитие общества.

Массовые беспорядки — это грубое нарушение общественного порядка, сопровождающееся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителям власти (ст. 212 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Чрезвычайной ситуацией считается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 15 Закона о полиции ее сотрудники вправе входить в жилище для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления. В данном случае термин «лицо, подозреваемое в совершении преступления» используется законодателем в административно-правовом, а не в уголовно-процессуальном смысле. Если задержание осуществляется в связи с расследованием уголовного дела, то проникновение сотрудников полиции в жилище для задержания подозреваемого или обвиняемого должно осуществляться в рамках производства осмотра жилища или обыска в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации либо в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с положениями Федерального закона от 12 августа1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Примечательно, что в отечественном административном (полицейском) законодательстве отсутствуют нормы, содержащие понятие лица, подозреваемого в совершении преступления. В связи с этим приходится прибегать к аналогии закона. По смыслу ч. 3 ст. 15 Закона о полиции лицо может считаться подозреваемым в совершении преступления, если имеют место обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Речь идет о случаях, когда:

а) лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

б) очевидцы или потерпевшие укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

в) на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Исходя из положений ч. 2 ст. 91 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, сотрудник полиции вправе проникать в жилое или иное помещение для задержания лица при наличии и иных данных, дающих основание подозревать это лицо в совершении преступления (например, при его внешнем сходстве по приметам с разыскиваемым преступником), но при условии, что такое лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Отметим, что Закон о милиции разрешал ее сотрудникам входить в жилые и иные помещения «при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений». В сравнении с ним Закон о полиции существенно расширил права ее сотрудников по поимке подозреваемых, уполномочив полицейских проникать в жилые и иные помещения «для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления». Очевидно, речь идет о проникновении в помещение не только во время преследования подозреваемых, но и во всех других случаях, когда сотрудники полиции имеют или получили информацию о местонахождении указанных лиц. Вместе с тем представляется, что законным проникновение в помещение для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, должно признаваться лишь в том случае, если: а) сотрудники полиции располагали достаточными данными о нахождении в нем подобных лиц <11>; б) такое проникновение носило неотложный характер и не могло быть осуществлено в рамках производства уголовно-процессуальных действий или проведения оперативно-розыскных мероприятий. Последнее требование со всей очевидностью следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации: «…законодатель, в соответствии со ст. 25 Конституции Российской Федерации устанавливая федеральным законом условия, при которых допускается проникновение работников милиции в жилище против воли проживающих в нем лиц, исходит из того, что подобные действия вызываются необходимостью принятия именно оперативных, не терпящих отлагательства мер (выделено мной. — Ю.С.) по защите жизни, здоровья, достоинства, личной неприкосновенности (статьи 20, 21, 22 Конституции Российской Федерации), иных прав и свобод граждан»

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 15 Закона о полиции ее сотрудники вправе проникать в жилые и иные помещения для пресечения преступления. Достаточными данными, оправдывающими применение рассматриваемой меры государственного принуждения с указанной целью, могут служить звуки выстрелов из огнестрельного оружия, взрыв в квартире и т.п. Полагаем, что рассматриваемым положением Закона о полиции могут охватываться и те ситуации, когда сотрудники полиции проникают в помещения, находящиеся за пределами места совершения преступления (например, при проведении операции по освобождению заложников сотрудники полиции вынуждены проникать в квартиру, расположенную этажом выше той, в которой совершаются противоправные действия).

Пункт 4 ч. 3 ст. 15 Закона о полиции управомочивает ее сотрудников входить в помещения для установления обстоятельств несчастного случая. Примером подобного рода ситуаций может служить проникновение в квартиру, из которой доносится трупный запах, либо квартиру, где проживает одинокий престарелый человек и уже несколько суток слышится вой его собаки, либо квартиру, электрическое освещение в которой не выключается ни в ночные, ни в дневные часы или окна которой вопреки здравому смыслу остаются открытыми настежь, несмотря на зимний мороз, на протяжении длительного времени и т.п.

Неповиновение и иное противодействие со стороны граждан сотрудникам полиции, реализующим предоставленное им право проникать в жилые и иные помещения, влекут установленную законом ответственность. Когда у сотрудника полиции нет других возможностей проникнуть в жилище (помещение, на территорию, земельный участок), препятствия могут быть преодолены силовыми мерами, применяемыми в отношении как животных и людей (например, оттеснение лиц, пытающихся воспрепятствовать вхождению), так и имущества (путем взлома, разрушения, вскрытия замков, запоров, решеток, дверей, разбития стекол оконных рам и т.д.). При любых условиях сотрудник полиции должен действовать, обеспечивая соразмерность применяемых принудительных методов тяжести предполагаемого преступления, силе оказываемого противодействия и т.д., стремиться к минимизации любого ущерба.

Часть 4 ст. 15 Закона о полиции разрешает ее сотрудникам, проникшим в случаях, предусмотренных ч. 3 той же статьи, в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, производить осмотр находящихся там объектов и транспортных средств. Процедура осмотра в нормативных правовых актах не определена. В то же время, с нашей точки зрения, в данном случае речь идет не только о внешнем (визуальном) осмотре (или обследовании) объекта, но и об открытии (при необходимости — вскрытии) дверей комнат, кладовых, шкафов, подсобных помещений, сараев, погребов, транспортных средств, находящихся на территории, перемещении различных вещей, предметов с целью обнаружения скрывающихся лиц, подозреваемых в совершении преступления, признаков и орудий преступления, взрывных устройств и т.д.

Полагаем, осмотр может оформляться актом (протоколом) осмотра, производиться в присутствии понятых и, по возможности, собственника, материально ответственного лица или руководителя организации, представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.

При отказе собственника или уполномоченного им лица от подписания акта (протокола) в нем делается запись об этом.

Копия акта (протокола) осмотра вручается под расписку собственнику или уполномоченному им лицу по его просьбе.

Часть 5 ст. 15 Закона о полиции впервые детально регламентирует порядок действий сотрудников полиции при вхождении (проникновении) в жилое помещение. Их условно можно разделить на три этапа.

На первом этапе — до вхождения (проникновения) в жилище — на сотрудника полиции возлагается обязанность уведомить находящихся там граждан об основаниях применения указанной меры государственного принуждения. Такое уведомление должно осуществляться в соответствии с ч. 4 ст. 5 Закона о полиции, согласно которой сотрудник полиции обязан назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего разъяснить ему причину и основания проникновения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Уведомление не делается, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия.

На втором этапе — при проникновении в жилище помимо воли находящихся там граждан (законодатель, по-видимому, допустил здесь оговорку: речь должна идти не о «находящихся там», т.е. в жилище, а «проживающих в нем» гражданах) — на сотрудника полиции возлагаются обязанности использовать безопасные способы и средства такого проникновения, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу. Весьма важен выбор сотрудниками полиции формы проникновения (особенно при проведении специальных операций по задержанию лиц, укрывшихся в помещении и угрожающих огнестрельным оружием находящимся на улице людям, операций по освобождению заложников и т.п.). Очень часто от него зависит последующая, в том числе судебная, оценка законности соответствующих «силовых» действий полиции.

Третий этап — после вхождения (проникновения) — включает в себя выполнение предписаний п. 3 и 4 ч. 5 и ч. 6 — 8 ст. 15 Закона о полиции. На этом этапе сотрудник полиции обязан соблюдать запрет на разглашение фактов частной жизни граждан, ставших ему известными в связи с вхождением (проникновением). Подобный запрет вытекает из принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (ч. 6 ст. 5 Закона о полиции).

Кроме того, гарантировать соблюдение полицией права граждан на неприкосновенность жилища призваны следующие положения Закона о полиции:

— о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение осуществивший его сотрудник полиции обязан сообщить своему непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить ему рапорт (п. 4 ч. 5 ст. 15 Закона о полиции), в котором указываются место, время, основания и форма проникновения, характер причиненного ущерба и иные имеющие значение обстоятельства;

— о каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан полиция в течение 24 часов обязана письменно уведомить прокурора (ч. 7 ст. 15 Закона о полиции). К сожалению, здесь опять имеют место погрешности законодательной техники, в известной степени сужающие действие гарантий соблюдения полицией права граждан на неприкосновенность жилища: вместо слов «находящихся там», как уже говорилось, должны быть слова «проживающих в нем», а вместо слова «вхождения» — слова «вхождение (проникновение)» или «проникновение». Кстати, с использованием именно этих терминов формулировалось аналогичное положение п. 18 ч. 1 ст. 11 Закона о милиции. В отличие от обязанности информировать непосредственного начальника обязанность письменного уведомления прокурора возлагается не на самого сотрудника полиции, а на руководителя органа внутренних дел (полиции), исполняется самим руководителем или иным уполномоченным им должностным лицом полиции (например, оперативным дежурным);

— о каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие (ч. 6 ст. 15 Закона о полиции);

— полиция обязана принять меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось взломом (разрушением) препятствующих ему запирающих устройств, элементов и конструкций (ч. 8 ст. 15 Закона о полиции). Порядок исполнения сотрудниками полиции данной обязанности Законом о полиции не регламентируется. Представляется, что охранные мероприятия полиция обязана осуществлять до прибытия на объект собственника или уполномоченных им лиц.

  • Введение в дисциплину «Административная деятельность полиции»
  • Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью
    • Государственное управление в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, охраны собственности, общественного порядка и борьбы с преступностью: понятие, содержание и особенности
    • Безопасность личности, общественный порядок и общественная безопасность: понятия и основные элементы, соотношение с другими социально-правовыми категориями
    • Содержание обеспечения личной безопасности граждан, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
    • Методологическая основа курса «Административная деятельность полиции». Взаимосвязь с другими специальными дисциплинами
  • Административная деятельность полиции
  • Полиция: понятие и основные направления деятельности
    • Назначение полиции России
    • Правовая основа деятельности полиции
    • Основные направления деятельности полиции
  • Организация полиции
    • Правовое положение и организационная структура МВД России
    • Полиция в структуре ОВД
  • Обязанности и права полиции
    • Обязанности полиции
    • Права полиции
  • Административная деятельность полиции: понятие, содержание, принципы
    • Административная деятельность полиции: признаки и особенности
    • Принципы административной деятельности ОВД
  • Формы и методы административной деятельности полиции
    • Формы административной деятельности полиции: понятие, виды и характеристика
    • Методы административной деятельности полиции
    • Меры административного предупреждения и административного пресечения, применяемые сотрудниками полиции. Методы административного предупреждения
    • Меры административно-процессуального обеспечения и меры административной ответственности, применяемые сотрудниками полиции
  • Административный надзор полиции
    • Административный надзор полиции: понятие, принципы, особенности
    • Осуществление полицией общего административного надзора за неопределенным кругом лиц
    • Порядок осуществления полицией административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
    • Взаимодействие полиции с судами и органами системы ФСИН по осуществлению надзора за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также лицами, условно осужденными к лишению свободы, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания
  • Применение полицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
    • Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия: правовые основы, условия и пределы
    • Основания применения сотрудниками полиции физической силы
    • Основания применения сотрудниками полиции специальных средств. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств
    • Основания применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия и запреты, связанные с его применением
  • Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
    • Задержание как отдельная мера государственного принуждения
    • Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как отдельная мера государственного принуждения
    • Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов как отдельная мера государственного принуждения
    • Формирование и ведение полицией банков данных о гражданах как отдельная мера государственного принуждения
  • Административно-юрисдикционная деятельность ОВД (полиции)
  • Рассмотрение полицией обращений граждан
    • Содержание и особенности административно-юрисдикционной деятельности полиции
    • Обращения граждан в ОВД
  • Возбуждение полицией дел об административных правонарушениях
    • Полномочия должностных лиц полиции по возбуждению дел об административных правонарушениях
    • Основания и порядок действий сотрудников полиции при возбуждении дел об административных правонарушениях
    • Процессуальные документы, применяемые сотрудниками полиции для возбуждения дел об административных правонарушениях
  • Реализация полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
    • Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика и классификация
    • Меры, обеспечивающие участие обязанных лиц в производстве по делу об административном правонарушении, применяемые ОВД
    • Меры, направленные на пресечение административного правонарушения
    • Применяемые ОВД меры, направленные на получение доказательств
  • Рассмотрение полицией дел об административных правонарушениях
    • Полномочия должностных лиц полиции по рассмотрению дел об административных правонарушениях
    • Стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях
  • Исполнение ОВД (полицией) постановлений по делам об административных правонарушениях
    • Правовые основы исполнения полицией постановлений о назначении административных наказаний
    • Административно-правовой статус полиции в исполнительном производстве по делам об административных правонарушениях
    • Организация исполнения ОВД административных наказаний
  • Обеспечение законности в административной деятельности полиции
    • Способы обеспечения законности в административной деятельности полиции
    • Контроль и надзор за законностью деятельности полиции
    • Основные направления укрепления законности в административной деятельности полиции
  • Организация административной деятельности полиции по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности
  • Основы правоохранительной службы
    • Задачи и основные функции подразделений охраны общественного порядка
    • Организационная структура подразделений полиции, осуществляющих охрану общественного порядка
    • Силы и средства, обеспечивающие охрану общественного порядка
    • Охрана общественного порядка по плану комплексного использования сил и средств (единой дислокации)
  • Правовое положение и организация деятельности дежурных частей ОВД
    • Деятельность дежурных частей территориальных органов МВД России: правовые основы, задачи и принципы
    • Организация работы дежурных частей территориальных органов МВД России
    • Основные функции дежурной части территориального органа МВД России на районном уровне
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений патрульно-постовой службы полиции
    • Патрульно-постовая служба полиции: правовое положение, задачи, функции, силы и средства
    • Элементы организации ППСП
    • Обязанности и права личного состава ППСП
  • Правовое положение участковых уполномоченных полиции
    • Правовая основа деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Особенности оперативно-служебной деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Взаимодействия в работе участкового уполномоченного полиции: направления, формы и группы лиц
  • Организация деятельности участковых уполномоченных полиции
    • Организационные основы деятельности участкового уполномоченного полиции
    • Деятельность участкового уполномоченного полиции на закрепленном участке
    • Отчет участковых уполномоченных полиции о результатах работы
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
    • Правовое регулирование деятельности подразделений по делам несовершеннолетних
    • Система, задачи и функции подразделений по делам несовершеннолетних
    • Обязанности и права сотрудников ПДН
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
    • Правовая и организационная основа деятельности изоляторов ОВД для временного содержания подозреваемых и обвиняемых
    • Деятельность подразделений по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
  • Лицензионно-разрешительная деятельность и контроль полиции за оборотом оружия
    • Правовые основы деятельности ОВД по осуществлению лицензионно-разрешительной работы
    • Лицензирование частной охранной и сыскной деятельности
    • Лицензирование деятельности, связанной с оборотом оружия
    • Административно-правовые средства контроля полиции за оборотом служебного и гражданского оружия
  • Контроль полиции за частной детективной и охранной деятельностью
    • Задачи и компетенции полиции по осуществлению контроля за частной детективной и охранной деятельностью
    • Основные обязанности сотрудников полиции в ходе осуществления контроля в сфере частной детективной и охранной деятельности
  • Основные направления деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения
    • Задачи, обязанности и права Государственной инспекции безопасности дорожного движения (Госавтоинспекции) МВД России
    • Организационная структура Государственной инспекции безопасности дорожного движения
    • Регистрация и учет автотранспортных средств
    • Новая система подготовки водительского состава. Пропаганда правил дорожного движения
    • Взаимодействие ГИБДД с государственными органами, негосударственными организациями в обеспечении безопасности дорожного движения
  • Дорожно-патрульная служба ГИБДД
    • Задачи, функции дорожно-патрульной службы
    • Подразделения ДПС: виды, структура и функции
    • Контроль сотрудниками ДПС ГИБДД МВД России соблюдения участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения: методы и формы
  • Правовое положение и организация деятельности подразделений вневедомственной охраны полиции
    • Правовое положение и организационная структура подразделений вневедомственной охраны полиции
    • Государственная услуга по охране имущества и объектов граждан и организаций, а также иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества на договорной основе подразделениями вневедомственной охраны полиции
  • Контроль полиции за соблюдением паспортно-регистрационных и миграционных правил
    • Контроль полиции за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда и выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России
    • Контроль полиции за соблюдением порядка пребывания и проживания на территории РФ
  • Обеспечение полицией общественного порядка и общественной безопасности на объектах железнодорожного транспорта
    • Нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы транспортной безопасности
    • Нормативно-правовое регулирование деятельности ОВД на транспорте
    • Организационно-правовые основы деятельности ОВД на железнодорожном транспорте
  • Обеспечение полицией общественного порядка и общественной безопасности на объектах воздушного и водного транспорта
    • ОВД на воздушном транспорте: задачи, функции, деятельность по обеспечению авиационной безопасности
    • Особенности организации общественного порядка на объектах водного транспорта
  • Правовое регулирование и организация участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Организационно-правовые формы участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Особенности правового статуса некоммерческих объединений граждан, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности
    • Правовой статус и организация работы внештатных сотрудников полиции
    • Взаимодействие полиции с общественными объединениями и гражданами, участвующими в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности
  • Пресечение административных правонарушений, посягающих на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности
    • Административные правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье населения и общественную нравственность, а также в области охраны собственности: краткая характеристика
    • Деятельность полиции по пресечению административных правонарушений, посягающих на права граждан
    • Деятельность полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно- эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
    • Деятельность полиции при получении информации о совершенном правонарушении в области охраны собственности и при непосредственном его обнаружении
  • Пресечение административных правонарушений в области дорожного движения
    • Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения. Административная ответственность в области дорожного движения
    • Полномочия должностных лиц ГИБДД по применению мер административного принуждения
    • Полномочия подразделений Госавтоинспекции по исполнению административного законодательства и должностные регламенты их сотрудников
  • Пресечение административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
    • Меры административного пресечения, применяемые полицией к лицам, совершившим административные правонарушения против порядка управления, а также посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
    • Полномочия полиции по применению мер пресечения административных правонарушений против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность
  • Особенности административной деятельности полиции при проведении массовых мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции при получении информации о проведении на обслуживаемой территории публичных и массовых мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции по обеспечению совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка
    • Деятельность сотрудников полиции по оказанию содействия организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий
    • Деятельность сотрудников полиции по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений в период проведения публичных и массовых мероприятий
  • Особенности осуществления административной деятельности полиции при введении особых режимов
    • Правовые и административно-правовые режимы: понятие и признаки
    • Классификация административно-правовых режимов
    • Деятельность полиции при введении особых режимов

Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как отдельная мера государственного принуждения

Статья 25 Конституции РФ гласит: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».

В целях наиболее эффективной защиты указанного конституционного права наряду с уголовной ответственностью за его нарушение (ст. 139 УК РФ) законодатель в соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ «О полиции» возложил на полицию обязанность по его соблюдению и конкретизировал основания и порядок ограничения данного права граждан. Так, ч. 2 ст. 15 ФЗ «О полиции» предоставляет сотруднику полиции право входить в жилые помещения помимо воли проживающих там граждан исключительно в случаях и порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, ФЗ «О полиции», другими федеральными законами. Помимо ФЗ «О полиции» подобные случаи предусмотрены, в частности, и. 12 ч. 2 ст. 7 и п. 8 ч. 2 ст. 14 Федерального конституционного закона «О военном положении»; п. «г» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении»; ст. 12 и ч. 5 ст. 165 УПК РФ; п. 11 ч. 3 ст. 11 ФЗ «О противодействии терроризму»; ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»; п. 3 ч. 2 ст. 12 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Право сотрудников полиции на вхождение в жилые и иные помещения на земельные участки и другие территории нашло свое отражение не только в указанных выше законах, но и подкреплено рядом судебных решений , в том числе на международном уровне. Следует также подчеркнуть, что согласно позиции Европейского суда по правам человека, выраженной в его постановлении от 17 декабря 2009 г. «Дело Голубева (Golubeva) против Российской Федерации» (жалоба № 1062/03) 1 Российская хроника Европейского суда. 2010. № 2. , указанные нормы полицейского закона в части их соответствия Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод каких-либо вопросов не вызывают.

Федеральный закон «О полиции» достаточно четко определил основания для проникновения жилые и иные помещения, на земельные участки граждан и организаций (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств) против воли последних. Законодатель не раскрывает термина «против воли », при этом ученые-административисты связывают данное понятие с возникновением следующих случаев:

  1. хотя бы одно из присутствующих лиц, проживающих в соответствующем жилом помещении, в какой-либо форме (в том числе в виде письма либо иного обращения) выражает свое несогласие с проникновением сотрудника полиции в жилище;
  2. лицо, проживающее и находящееся в жилище, пребывает в состоянии, исключающем возможность выражения согласия или несогласия с проникновением сотрудника полиции в жилище, и при этом в жилище отсутствуют иные лица из числа проживающих в нем;
  3. в жилище отсутствует кто-либо из проживающих там лиц.

Под вхождением понимается установленный и общепринятый способ прибытия в жилые и иные помещения - через двери, ворота, въезды, калитки и другие места, предназначенные для входа и выхода жильцов, персонала, посетителей или их эвакуации, а также въезда и выезда транспортных средств. Проникновение же в случае необходимости может происходить также через окна, стены, заборы, подвалы, чердаки, дымоходы, канализационные, вентиляционные и иные инженерно-технические системы, по земле, воздуху и любым иным обусловленным создавшейся ситуацией путем.

Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения граждан и организаций может осуществляться сотрудниками полиции в любое время суток вне зависимости от присутствия собственников и уполномоченных ими лиц при возникновении следующих обстоятельств.

Для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях (п. 1 ч. 3 ст. 15 ФЗ «О полиции»). Решаясь проникнуть в жилище (помещение, на территорию, земельный участок) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, сотрудник полиции должен располагать достаточными данными, свидетельствующими о наличии непосредственной угрозы жизни либо имуществу человека. Ими могут быть непосредственное обнаружение подобной угрозы сотрудником полиции, показания очевидцев, крики о помощи, доносящиеся из квартиры, и т.п.

Для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления (п. 2 ч. 3 ст. 15 ФЗ «О полиции»). В этом случае термин «лицо, подозреваемое в совершении преступления» используется законодателем в административно-правовом, а не в уголовно-процессуальном смысле. Если задержание осуществляется в связи с расследованием уголовного дела, то для проникновения в жилище в целях задержания подозреваемого или обвиняемого применяются положения уголовно-процессуального законодательства (ст. 182 УПК РФ). Как правило, реализация данного основания происходит в ситуациях, когда сотрудник полиции физически преследует лицо, в отношении которого имеются достаточные основания для того, чтобы подозревать его в совершении преступления, или сходство того или иного лица по приметам с разыскиваемым преступником и т.п.

Для пресечения преступления (п. 3 ч. 3 ст. 15 ФЗ). Достаточными данными, оправдывающими применение рассматриваемой меры государственного принуждения с указанной целью, могут служить непосредственное обнаружение совершаемого преступления, показания очевидцев, потерпевших, звуки выстрелов, срабатывание охранно-пожарной сигнализации и т.п. Таким образом, данным положением ФЗ «О полиции» охватываются и те ситуации, когда целью проникновения в помещение является создание условий для дальнейшего задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Например, при проведении операции по освобождению заложников сотрудники полиции вынуждены проникать в квартиру этажом выше той, в которой совершаются противоправные действия.

Для установления обстоятельств несчастного случая (п. 4 ч. 3 ст. 15 ФЗ). Примером подобного рода ситуации может служить проникновение в квартиру, где скоропостижно скончался одинокий пожилой человек. Данные, указывающие на то, что в жилище, помещении, на земельном участке или территории произошел несчастный случай, могут быть связаны с непосредственным обнаружением сотрудником полиции тела погибшего, наличием соответствующего запаха, сообщением родственников, соседей о том, что престарелый человек несколько дней не выходит из дома, не отвечает на телефонные звонки, не открывает дверь и т.п.

Во всех вышеуказанных случаях неповиновение и иное противодействие со стороны граждан сотрудникам полиции, реализующим предоставленное им право проникать в жилые и иные помещения, влечет установленную законом ответственность или предоставляет полицейским право на применение физической силы, специальных средств и даже огнестрельного оружия. Однако при любых условиях сотрудник полиции должен действовать, обеспечивая соразмерность применяемых принудительных методов деятельности полиции тяжести предполагаемого преступления, силе оказываемого противодействия и т.д., и стремиться к минимизации причиняемого ущерба.

Часть 5 ст. 15 ФЗ «О полиции» впервые детально регламентирует порядок действий сотрудников полиции при вхождении (проникновении) в жилое помещение. Их условно можно разделить на три этапа.

На первом этапе , до проникновения в жилище, на сотрудника полиции возлагается обязанность уведомить находящихся там граждан об основаниях применения указанной меры государственного принуждения.

Уведомление не делается, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия.

На втором этапе - проникновение в жилище - на сотрудника полиции возлагается обязанность использовать безопасные способы и средства такого проникновения, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу.

Третий этап - после вхождения (проникновения) - предполагает соблюдение запрета разглашать факты частной жизни граждан, ставшие ему известными в результате проникновения. Данный запрет вытекает из принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (ч. 6 ст. 5 ФЗ «О полиции»).

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

Если проникновение в жилое помещение, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территорию, занимаемые организациями, сопровождалось взломом, разрушением запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению, полиция обязана принять меры по недопущению доступа на указанные объекты посторонних лиц и охране находящегося там имущества. Порядок исполнения сотрудниками полиции данной обязанности Федеральным законом «О полиции» не регламентируется. В связи с этим представляется, что охранные мероприятия полиция обязана осуществлять до прибытия на объект собственника или уполномоченных им лиц.

Никто не станет спорить, что степень нарушения гражданских прав в нашей стране зашкаливает. Сплошь и рядом можно встретить людей, которые подверглись тем или иным неправомерным действиям со стороны сограждан, либо со стороны должностных лиц. Кто-то до сих пор убежден, что его дом – крепость, в которой он ожжет укрыться. Но насколько эта внутренняя убежденность человека оправдана? Логично, что когда дома находится владелец недвижимости посягнуть на собственность, либо проникнуть внутрь никто не захочет, если он в здравом уме, либо не имеет на то оснований. Однако когда Вас нет дома, насколько частная собственность остается частной? Есть ли законные основания проникнуть на Вашу территорию без уведомления, либо оповещения владельца заблаговременно?

Знание законов – вот настоящая крепость, способная уберечь граждан от любых посягательств незаконного вторжения. Стоит понимать, что есть вполне правомерные и обоснованные законодательно возможности проникновения в частную собственность. Если их перечислить, то можно назвать следующие категории представителей власти и иных структур:

Сотрудники полиции

Это первая категория представителей власти, которая приходит на ум при мысли о проникновении в жилое помещение без уведомления его владельца. Полицейские имеют право входить в дом без предъявления ордера согласно закону «О полиции» статья 15 при следующих обстоятельствах дела:

    Если требуется установить обстоятельства особого происшествия или несчастного случая.

    Если требуется спасти жизнь граждан, либо их имущество.

    Если требуется обеспечить общественный порядок при возникших чрезвычайных ситуациях и массовых беспорядках.

    Если требуется пресечь преступление по горячим следам и произвести задержание подозреваемых лиц.

Следовательно, полицейские обладают массой поводов заглянуть на огонек без разрешения владельцев недвижимости. Но и у них есть свои ограничения. Ни при каких условиях полицейские не должны беспокоить граждан, если на это нет законных причин. Тем более они не должны общаться с гражданами в грубой, уничижительной форме. Если нечто подобное произошло с вами, то смело пишите заявление в прокуратуру на недобросовестного представителя правопорядка. Если же этого будет мало, то обращение в суд может остудить пыл сотрудника полиции, который превысил свои должностные полномочия, да еще и истребовать с него сумму средств в счет возмещения морального вреда. Но не только у полицейских имеется законное право войти в квартиру без согласия на то ее собственников.

Пожарные и МЧС

Это еще одна группа лиц, которая обладает определенными полномочиями, позволяющими проникать в жилище без согласия жильцов квартиры. Но только делать это они могут исключительно в экстренных ситуациях (при пожаре, потопе и т.д.). Пожарные, либо сотрудники МЧС могут взломать дверной замок и проникнуть в квартиру с одной оговоркой - в присутствии представителей управляющей компании. После проведения необходимых действий жилье опечатает участковый.

Представители сферы ЖКХ

Некоторым кажется, что посещение квартиры без уведомления владельца – это страшное событие. Да, оно не из приятных. Однако бывают ситуации и похуже. Например, выселение. Власти имеют право требовать выселения квартиросъемщиков по следующим причинам:

    наниматель более полугода не оплачивает услуги ЖКХ;

    наниматель или арендаторы разрушают жилое помещение, либо нарушают права и интересы соседей;

    владелец квартиры эксплуатирует ее под офисное, складское помещение, либо создал в ней ветеринарную клинику, то есть использует ее не по назначению.

Возможно, для кого-то будет эта новость сюрпризом, но выселению подлежат не только арендаторы, но и сам собственника жилого помещения, но делается это исключительно в согласии с постановлением судебной инстанции. Полезно будет знать, что оснований для обращения в суд с иском о расторжения с вами договора социального найма не будет, при условии, если вы делали в срок хотя бы какие-то платежи за квартиру (будет достаточно оплачивать либо свет, либо вывоз бытовых отходов, либо газ, либо что-то еще, но одно).

Судебные приставы

Кто еще имеет право входить в квартиру без разрешения собственника, так это судебные приставы. Закон наделяет их возможностью проникать в частные владения для того, чтобы изъять по решению суда имущество собственника. Однако и у них есть ограничения полномочий:

    они обязаны предупредить должника заранее о своем приходе;

    им нельзя изымать имущество и предметы домашнего обихода, которое приносит владельцу основной заработок (если человек работает на компьютере, швейной машинке – их нельзя изымать). Если вы считаете, что действия приставов неправомерны, то на них можно подать жалобу в судебную инстанцию в течение десяти дней с момента их посещения.

Судебные приставы могут воздействовать на должника и с иной стороны, кроме изъятия его имущества. Например, они могут выписать постановление, которое воспрепятствует выезду за границу человека, имеющего даже небольшой долг в сто рублей. Такие жесткие меры применяются по отношении к любому человеку.

Другие органы власти и их возможности

Мосжилинспекция

Данная инстанция и ее представители не могут войти в квартиру без разрешения владельца недвижимости. В настоящее время Мосжилинспекция пытается добиться расширения своих полномочий и возможностей. Делается это с целью проверок квартир на незаконные перепланировки. Это явление приобрело стихийный характер за последние десятилетия.

Налоговая служба

Налоговая инспекция – это та организация, которая не имеет права входить в квартиру без разрешения. Некоторые граждане жалуются, что испытывают постоянные домогательства со стороны «сотрудников» налоговой инспекции. Инспектора говорят, что ищут незаконных арендаторов и пытаются выведать у соседей конфиденциальную информацию о них. Если называть вещи своими именами, то такие действия больше похожи на мошенничество. Инспекторы налоговой службы не имеют право посещать граждан, наведываться к ним домой, даже когда владелец жилья дома. Их полномочия заканчиваются их кабинетом. Поэтому вызвать к себе гражданина они могут только в письменной форме. Поэтому если вас вдруг посетят инспекторы налоговой службы, просто не открывайте им дверь и все.

Коллекторы

Это отдельная тема для разговора. Коллекторы – люди сложной профессии. На сегодняшний день с коллекторными агентствами и конторами заключают договора даже ДЕЗы. Последние в свою очередь пытаются выбивать долги с должников, имея за это свой определенный процент. Если коллекторы начали вам угрожать физической расправой, тревожить ночными звонками, либо пытаются проникнуть к вам в квартиру, то вызывайте сотрудников полиции, жалуйтесь на их незаконные действия в Финпотребсоюз. Бороться с ними можно только законными методами.

Главное правило неприкосновенности жилья

Мы живем не во времена дремучего Средневековья, а в светском государстве. Мы подчиняемся законам, которые помогают сохранять порядок и защищают граждан от неправомерных посягательств. Это относится и к жилищу. В Конституции РФ сказано следующие: «Жилище граждан неприкосновенно. Никто не вправе проникать в частные дома против воли проживающих в них лиц, за исключением случаев, установленных законом или на основе судебного решения». Если вам не знакомо это положение, то смело открывайте главный документ страны и ищите 25 статью.

Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (статья 15 ФЗ № 3 «О полиции»):

1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения". Абсолютная ценность права на неприкосновенность жилища подчеркивается в числе прочего тем обстоятельством, что нарушение этого права признается преступлением (статья 139 УК РФ).

Часть 1 статьи 15 Закона о полиции возлагает на полицию обязанность защищать право каждого на неприкосновенность жилища. Вместе с тем часть 2 указанной статьи закрепляет право сотрудникам полиции входить в жилые помещения помимо воли проживающих там граждан исключительно в случаях и порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, Законом о полиции, другими федеральными законами. Помимо Закона о полиции подобные случаи предусмотрены, в частности, пунктом 12 части 2 статьи 7 и пунктом 8 части 2 статьи 14 Федерального конституционного закона "О военном положении"; пунктом "г" статьи 12 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении"; статьей 12 и частью 5 статьи 165 УПК РФ; пунктом 11 части 3 статьи 11 Федерального закона "О противодействии терроризму"; статьей 8 Закона об ОРД; пунктом 3 части 2 статьи 12 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".

Предусмотренное Законом о полиции право вхождения (проникновения) в жилище и иные помещения граждан и организаций и их осмотр осуществляются в административно-правовом порядке вне рамок возбужденного уголовного дела.

Понятие "помимо воли" охватывает случаи, когда:

1) хотя бы одно из присутствующих лиц, проживающих в соответствующем жилом помещении, в какой-либо форме (в том числе в виде письма либо иного обращения) выражает свое несогласие с проникновением сотрудника полиции в жилище;

2) лицо, проживающее и находящееся в жилище, пребывает в состоянии, исключающем возможность выражения согласия или несогласия с проникновением сотрудника полиции в жилище, и при этом в жилище отсутствуют иные лица из числа проживающих в нем;

3) в жилище отсутствует кто-либо из проживающих там лиц.

Закон содержит одно исключение: сотрудникам полиции запрещено проникать в помещения, на земельные участки и территории дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций.

Под вхождением понимается установленный и общепринятый способ прибытия в жилые и иные помещения - через двери, ворота, въезды, калитки и другие места, предназначенные для входа и выхода жильцов, персонала, посетителей, или их эвакуации, а также въезда и выезда транспортных средств. Проникновение же в случае необходимости может происходить также через окна, стены, заборы, подвалы, чердаки, дымоходы, канализационные, вентиляционные и иные инженерно-технические системы, по земле, воздуху и любым иным обусловленным создавшейся ситуацией путем.

Формы проникновения могут быть различными: вхождение как таковое, проникновение с использованием специальных приспособлений, технических или транспортных средств, в том числе с применением средств разрушения преград, огнестрельного оружия, подручных средств в соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 21, пунктом 3 части 3 статьи 23 Закона о полиции.

Жилыми помещениями в соответствии со статьями 15 и 16 ЖК РФ и статьей 288 ГК РФ признаются изолированные помещения, которые являются недвижимым имуществом и пригодны для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства): квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома. Не являются жилыми помещениями сараи, гаражи, подвалы и другие постройки или сооружения, не предназначенные для жилья граждан, однако по смыслу Закона их можно отнести к иным помещениям.

Территория - это участок местности, огороженный или иным способом обозначенный как относящийся к какой-либо организации независимо от форм собственности. Земельный участок следует понимать как часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (статья 11.1 ЗК РФ). Границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.

Под термином "проживающие в жилом помещении граждане " понимаются постоянно или временно проживающие там собственники, наниматели помещения, проживающие по договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, а также проживающие совместно с ними лица.

При наличии установленных Законом о полиции оснований вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения граждан и организаций может осуществляться сотрудниками полиции в любое время суток вне зависимости от присутствия собственников и уполномоченных ими лиц.

Часть 5 рассматриваемой статьи впервые детально регламентирует порядок действий сотрудников полиции при вхождении (проникновении) в жилое помещение. Их условно можно разделить на три этапа.

На первом этапе - до вхождения (проникновения) в жилище - на сотрудника полиции возлагается обязанность уведомить находящихся там граждан об основаниях применения указанной меры государственного принуждения. Такое уведомление должно осуществляться в соответствии с часть 4 статьи 5 Закона о полиции.

Уведомление не делается, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия (см. часть 2 статья 19 ФЗ № 3).

На втором этапе - при проникновении в жилище - на сотрудника полиции возлагается обязанность использовать безопасные способы и средства такого проникновения, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу.

Третий этап - после вхождения (проникновения) - включает в себя выполнение предписаний пунктов 3 и 4 части 5 и частей 6 - 8 комментируемой статьи.

На этом этапе на сотрудника полиции возлагается запрет разглашать факты частной жизни граждан, ставшие ему известными в результате проникновения. Данный запрет вытекает из принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина (часть 6 статьи 5 Закона о полиции).

Процессуальными гарантиями соблюдения права граждан на неприкосновенность жилища является возложение на сотрудника полиции обязанности в течение 24 часов:

представить своему непосредственному начальнику рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение, в котором следует указать место, время, основания и способ вхождения (проникновения), характер причиненного ущерба и иные имеющие значение обстоятельства;

письменно уведомить прокурора о каждом случае проникновения в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан. В отличие от обязанности информировать непосредственного начальника обязанность информировать прокурора возлагается не на самого сотрудника полиции, а на руководителя органа внутренних дел (полиции), исполняется самим руководителем или иным уполномоченным им должностным лицом (например, оперативным дежурным).

О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

Если проникновение в жилое помещение, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территорию, занимаемые организациями, сопровождалось взломом, разрушением запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению, полиция обязана принять меры по недопущению доступа на указанные объекты посторонних лиц и охране находящегося там имущества. Порядок исполнения сотрудниками полиции данной обязанности Законом не регламентируется. Очевидно, охранные мероприятия полиция обязана осуществлять до прибытия на объект собственника или уполномоченных им лиц.

Вывод: Предусмотренное Законом о полиции право вхождения (проникновения) в жилище и иные помещения граждан и организаций и их осмотр осуществляются в строгом соответствии с действующим законодательством.

1. Полиция защищает право каждого на неприкосновенность жилища.

2. Сотрудники полиции не вправе входить в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан иначе как в случаях и порядке, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

3. Проникновение сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями (за исключением помещений, земельных участков и территорий дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных организаций), допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

4. При проникновении в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, в случаях, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

5. Сотрудник полиции, осуществляющий вхождение (проникновение) в жилое помещение, обязан:

1) перед тем как войти в жилое помещение, уведомить находящихся там граждан об основаниях вхождения, за исключением случаев, если промедление создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан и сотрудников полиции или может повлечь иные тяжкие последствия;

2) при проникновении в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан использовать безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу;

3) не разглашать ставшие известными ему в связи с вхождением (проникновением) в жилое помещение факты частной жизни находящихся там граждан;

4) сообщить непосредственному начальнику и в течение 24 часов представить рапорт о факте вхождения (проникновения) в жилое помещение.

6. О каждом случае проникновения сотрудника полиции в жилое помещение в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проникновения информируются собственник этого помещения и (или) проживающие там граждане, если такое проникновение было осуществлено в их отсутствие.

7. О каждом случае вхождения сотрудника полиции в жилое помещение помимо воли находящихся там граждан письменно уведомляется прокурор в течение 24 часов.

8. Полиция принимает меры по недопущению доступа посторонних лиц в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, и по охране находящегося там имущества, если проникновение сопровождалось действиями, предусмотренными частью 4 настоящей статьи.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...