Источники правового регулирования в международном финансовом праве. Международные договоры как источник финансового права


Среди международных договоров как источников МФП следует, прежде всего, выделить многосторонние и двусторонние международные договоры.

Многосторонние международные договоры заключаются группой стран, и тем самым создается универсальный международно-правовой режим отношений для лиц, имеющих соответствующую государственную принадлежность.

На протяжении многих лет ведется активная работа различных международных организаций по подготовке и принятию многосторонних международных соглашений. Среди таких организаций следует упомянуть Гаагскую конференцию по международному частному праву, ЮНСИТРАЛ, УНИДРУА, ЮНКТАД и ряд других. Ими разработаны десятки важнейших многосторонних международных соглашений в различных областях МФП. Наиболее важные из них: Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заключена в г. Оттаве 28 мая 1988 г.) и Конвенция УНИДРУА о международном факторинге (заключена в г. Оттаве 28 мая 1988 г.).

К числу многосторонних международных договоров следует отнести также соглашения, которые хотя и не носят межгосударственного характера, но заключены специальными субъектами (банками, страховыми компаниями, биржами, инвестиционными фондами и др.) международных финансовых отношений, ТНК и профессиональными международными ассоциациями.

Двусторонние международные договоры в основном являются каналами реализации международного сотрудничества по вопросам о кредитовании, о налогах, финансовой помощи, развитии, поощрении и защите частных инвестиций. Например, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений заключены между Россией и Албанией, Аргентиной, Бельгией, Грецией, Данией, Египтом, Италией, Люксембургом и рядом других государств.

В рамках таких соглашений договаривающиеся стороны берут на себя обязательства поощрять инвесторов другой стороны осуществлять капиталовложения на своей территории. Стороны гарантируют в соответствии со своим законодательством полную и безусловную правовую защиту капиталовложениям инвесторов, обязуются обеспечивать таким капиталовложениям справедливый и равноправный режим, исключающий применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению капиталовложениями.

Выделяют также смешанные источники МФП. К ним относят договоры, заключаемые между государством, с одной стороны, и частными лицами другого государства, с другой.

Эти соглашения играют значительную роль в международном финансировании инвестиций и банковской деятельности. Характеризуя международные договоры, следует также учитывать их различие по юридической силе. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЭ "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры РФ подразделяются на межгосударственные (заключаемые от имени Российской Федерации), межправительственные (заключаемые от имени Правительства РФ) и межведомственные (заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти). Высшей юридической силой среди международных договоров обладают договоры, заключенные от имени Российской Федерации и ратифицированные Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Для России сохранили свое действие международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника СССР.

15. Общие тенденции совершенствования финансового законодательства.

Значительное расширение Общей части финансового права за счет отнесения к ней общих положений о бюджетах, доходах, расходах, налогах и иных платежей, кредита, страхования, денежной системы и финансово-процессуальных норм.

· В Общей части институт финансово-правовой ответственности следует увязать с вопросами защиты законных прав и интересов субъектов финансового права и с правовой организацией финансового контроля.

· Построение Особенной части финансового права можно проводить по 2-ум направлениям в соответствии с организацией финансовой системы:

o Деление институтов по уровням финансов (федеральный, региональный и местный), где каждый из институтов регулирует свой бюджет, внебюджетные децентрализованные финансовые фонды, их доходы и расходы, взаимоотношения с экономическими субъектами по привлеченным и заемным средствам.

o Построить институты Особенной части в соответствии с институтами финансовой системы, то есть выделить институт бюджетной системы, институт внебюджетных фондов и институт децентрализованных финансов.

16. Основные направления реформирования бюджетного законодательства.

Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса.

Основной новацией бюджетного законодательства предстоящего периода будет являться подготовка новой редакции Бюджетного кодекса, которая должна подвести итоги проведенных бюджетных реформ, консолидировать в единую систему многочисленные принятые федеральные законы и разработанные законопроекты о внесении изменений в Бюджетный кодекс.

Бюджет как основной инструмент экономической политики государства призван активизировать в предстоящие годы структурные изменения в экономике.23 В настоящее время формируются фундаментальные предпосылки для реструктуризации российской экономики. С одной стороны, происходит перераспределение национального дохода от населения к корпоративному сектору, что создает финансовую базу для потенциальных инвестиций. С другой стороны, корректировка валютного курса и последующее изменение уровня цен отчасти способствуют исправлению некоторых из накопившихся структурных перекосов, обеспечивая перемещение финансовых и трудовых ресурсов в торгуемые секторы, где доходность на вложенный капитал заметно выросла.

Исходя из принципов ответственной бюджетной политики и с учетом положений бюджетного законодательства предлагается общий объем расходов федерального бюджета сократить по сравнению с утвержденными в 24 предыдущем бюджетном цикле параметрами только на величину условно утверждаемых расходов в 2016 году и условно утверждаемых расходов, превышающих 2,5% общего объема расходов, в 2017 году, и рассчитать объем расходов на 2018 год по «бюджетным правилам».

В то же время ограничение темпов роста расходов в номинальном выражении при применении предусмотренных законодательством Российской Федерации подходов к индексации основных социальных выплат (пенсий, пособий, оплаты труда) труднореализуемо в условиях разового скачка инфляции в конце 2014 – начале 2015 года. Сохранение действующего механизма индексации потребует дополнительного сокращения «незащищенных» статей расходов федерального бюджета, что может привести к негативным социально-экономическим последствиям (например, к необходимости увеличения нагрузки на работодателей путем повышения тарифов страховых взносов). Более того, действующий механизм индексации формирует риски усиления структурных дисбалансов в экономике: вытеснения сбережений и инвестиций текущим потреблением, частного спроса – государственным.

действующим законодательством Российской Федерации предусматривается проведение индексации страховой пенсии и фиксированной25 выплаты к ней с 1 февраля на фактический индекс потребительских цен и с 1 апреля исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента (в 2015 году на 11,4%, в 2016 году на 11,9%, в 2017 году на 7,0%, в 2018 году на 8,4%).

Кроме того, в 2016 году предлагается осуществить доиндексацию пособий и социальных выплат с учетом фактического роста потребительских цен за 2015 год в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ

Также в 2016 году предлагается отказаться от индексации оплаты труда государственных служащих и военнослужащих, а вопрос индексации в 2017 - 2018 годах по указанной категории рассматривать в последующих бюджетных циклах за счет и в пределах условно утверждаемых расходов.

Отдельный вклад в обеспечение бюджетной устойчивости должен внести впервые разрабатываемый в 2015 году проект бюджетного прогноза 28 Российской Федерации на период до 2030 года. Данный документ должен быть нацелен на поддержание устойчивости функционирования бюджетной системы страны при сбалансированном распределении бюджетных ресурсов на обеспечение текущих потребностей экономики и социальной сферы в бюджетных средствах и решение задач их развития. Это подразумевает формирование необходимых финансовых резервов, механизмов управления рисками, определение предельных потолков расходов по государственным программам. Аналогичное требование Бюджетного кодекса по разработке бюджетных прогнозов на долгосрочную перспективу распространяется на субъекты Российской Федерации. Таким образом, комплексный подход к управлению бюджетной устойчивостью предполагает проведение согласованной политики по поддержанию сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочной перспективе, повышению способности государственного бюджета справляться с временными макроэкономическими колебаниями (среднесрочная бюджетная стабильность, достаточность запаса прочности бюджета), расширение границ бюджетного маневра (повышение гибкости в структуре расходов). Кроме того, для поддержания сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов будет продолжено применение мер, направленных на ограничение дефицитов их бюджетов и уровня долга.

В состав мер по обеспечению сбалансированности федерального бюджета входит снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета.

Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов являются: повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования; создание условий для повышения качества предоставления государственных услуг; повышение эффективности процедур проведения государственных закупок, в том числе путем внедрения казначейского сопровождения; совершенствование процедур предварительного и последующего контроля, в том числе уточнение порядка и содержания мер принуждения к нарушениям в финансово-бюджетной сфере; обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности. Только системный подход к повышению эффективности бюджетных расходов позволит выполнить поручение Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. и обеспечить сокращение в 2015 - 2017 годах расходов федерального бюджета ежегодно не менее чем на 5% в реальном выражении за счет снижения неэффективных затрат. Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей государственной политики, должны стать государственные программы.

17. Основные направления реформирования налогового законодательства.

Территории опережающего развития на Дальнем Востоке

На территориях опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) будут созданы особые условия ведения предпринимательской деятельности для новых предприятий, в том числе 5-тилетние каникулы по налогу на прибыль организаций, НДПИ (за исключением нефти и газа), земельному налогу, налогу на имущество организаций . Такой режим будет применяться не только в регионах Дальнего Востока, но и в Иркутской области, Республике Тыва, Красноярском крае, Республике Хакасия, в Крыму и в Севастополе. Критерии для отбора инвестиционных проектов в рамках ТОР, характер и размер льгот по уплате страховых взносов работодателей будут определены в законодательстве о ТОР и о государственном социальном страховании.

Борьба с уклонением от налогообложения и деоффшоризация

Минфин указал, что в рамках данных инициатив планируется ввести в налоговое законодательство понятие налогового резидентства юридических лиц и правила КИК, усилить обмен информации между странами и поставить преграды безналоговой продаже недвижимости в РФ.

Улучшение инвестиционного климата

q Устранение барьеров для развития экспорта

q Упрощение процедур регистрации ООО (за исключением кредитных, страховых и иных финансовых организаций)

q Создание международного финансового центра

q Упрощение налогового администрирования

Не забыто и малое предпринимательство. Субъектам РФ предлагается предоставить право устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, налоговые каникулы (с некоторыми ограничениями). Также патентную систему налогообложения смогут использовать самозанятые граждане.

Акцизы

Ставки акцизов на табачную продукцию (на табак трубочный, курительный и прочий, на сигариллы, биди, кретек) предполагается проиндексировать на 10%, причем в документе говорится о необходимости гармонизации ставок на табачную продукцию с государствами – членами Таможенного союза. Ставки акцизов на моторное топливо будут определяться с учетом комплекса факторов. С 2017 года ставка акциза на бензин будет зависеть от его экологического класса (5-ый или ниже). Также предлагается освободить от акциза реализацию биоэтанола (денатурированного этилового спирта), используемого при производстве биотоплива.

Налогообложение природопользователей

Планируется дальнейшая настройка системы «налоговых каникул» при добыче углеводородного сырья:

q распространение «каникул» на добычу природного газа и газового конденсата на Гыданском полуострове (на условиях, аналогичных существующим льготам при добыче полезных ископаемых на полуострове Ямал);

q продление «каникул» для новых месторождений нефти в Ненецком АО и на полуострове Ямал.

Продолжится работа по реализации «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли: снижение вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при соответствующем увеличении ставки НДПИ на нефть. Планируется провести масштабный пересмотр порядка налогообложения добычи твердых полезных ископаемых, в том числе:

q оценить целесообразность установления специфических ставок НДПИ по иным, кроме угля, видам твердых полезных ископаемых в привязке к мировым ценам;

q оценить эффект от ранее введенных мер налогового стимулирования, а также необходимости введения дополнительных налоговых стимулов;

q пересмотреть порядок определения налоговой базы НДПИ при добыче драгоценных металлов, многокомпонентных комплексных руд, драгоценных камней и камнесамоцветного сырья;

q рассмотреть вариант передачи региональным органами власти полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы по общераспространенным видам полезных ископаемых.

Консолидированные группы налогоплательщиков

Планируется обязать участника КГН раскрывать информацию о налоговой базе, которая бы сформировалась у него, если бы он не входил в КГН. Кроме того, предполагается пересмотреть учет убытков участников КГН. Минфин видит два варианта изменения правил. В первом варианте сначала распределяется общая прибыль без учета убытков отдельных участников, а затем прибыль отдельных субъектов РФ, где были убыточные участники, уменьшается на их убытки (с возможностью переноса их на будущее). При таком варианте нагрузка на всю КГН может увеличиться (если убытки не будут полностью зачтены). При втором варианте при распределении прибыли между субъектами РФ игнорируются стоимость основных фондов и численность работников убыточных участников. Отметим, что одним из стимулов для создания КГН является зачет убытков одних участников против прибыли других участников. Устранение первого стимула может кардинально сказаться на привлекательности данного режима. Планов сделать режим КГН доступным для более широкого перечня налогоплательщиков Минфином не озвучено.

Налогообложение в Крыму и Севастополе

Предполагается, что Республика Крым и город федерального значения Севастополь будут включены в перечень субъектов РФ, на территории которых реализуются региональные инвестиционные проекты (мы подробно освещали вопросы региональных инвестиционных проектов в наших бюллетенях №36 за октябрь и №20 за июнь 2013 года). Вопросы создания в Крыму игорной зоны в документе Минфина не обсуждается.

Налоговые льготы

Минфин привел данные потерь бюджета из-за налоговых льгот. Главными «виновниками» выпадающих доходов бюджета по данным, приведенным Минфином на стр. 15 документа, явились амортизационная премия, льготы по налогу на имущество на инфраструктурные объекты (магистральные трубопроводы, линии электропередач, железнодорожные пути), применение понижающих коэффициентов по НДПИ, перенос убытков прошлых лет на будущее, пониженные региональные ставки налогов, применение 0% ставки по дивидендам. Минфином предлагается полностью отказаться от установления новых льгот, а также отменить ряд существующих.

Налог на недвижимость

Вместо действующего сейчас налога на имущество физических лиц с 2020 года предлагается ввести налог на недвижимое имущество физических лиц (субъекты РФ могут форсировать такую замену уже с 2015 года). Недвижимость будет облагаться исходя из кадастровой стоимости (сейчас налог на имущество рассчитывается от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор). Важно, что будут обложены и объекты незавершенного строительства. Ставка налога сравняется со ставкой налога на имущество организаций (конкретные ставки будут устанавливаться субъектами РФ). Для тех налогоплательщиков, для которых увеличение налоговой нагрузки будет существенным, будет предусмотрено плавное повышение в течение 5-ти лет с использованием применением коэффициентов (в качестве примера существенного повышения нагрузки Минфин указал увеличение более чем на 1000 руб. в год по объекту).

Налогообложение при продаже квартир

Предлагается принципиально иной подход к освобождению доходов физических лиц от продажи жилой недвижимости, основанный на том, является ли продаваемое жилье единственным:

q полное освобождение доходов вне зависимости от сроков владения в случае, если эта недвижимость является единственным жилым помещением в собственности налогоплательщика;

q если у физического лица на момент продажи находится в собственности более одного подобного объекта, то освободить доходы от продажи можно будет только в случае, если:

§ доходы от продажи объекта не превышают 5 млн. руб., либо продается садовый домик с жилой площадью до 50 кв.м. И

§ срок владения объектом составляет не менее 3 лет (субъекты РФ смогут увеличить этот срок до 10 лет). В отношении прочего имущества будет сохранен действующий порядок налогообложения. В целом предлагаемые изменения могут снизить привлекательность покупки жилую недвижимость ка объекта инвестиций

18. Основные направления реформирования страхового законодательства.

Основной целью настоящей стратегии является комплексное содействие развитию страховой отрасли - превращению ее в стратегически значимый сектор экономики России, обеспечивающий:

  • повышение экономической стабильности общества;
  • повышение социальной защищенности граждан и снижение социальной напряженности в обществе путем проведения эффективной страховой защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов;
  • привлечение инвестиционных ресурсов в экономику страны.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

  1. создание условий, обеспечивающих развитие добровольных видов страхования, взаимного страхования, микрострахования, способствующих повышению добросовестной конкуренции и повышению инвестиционной привлекательности;
  2. обеспечение баланса интересов между субъектами страхового дела и страхователями (выгодоприобретателями), выработка мер по повышению качества предоставляемых страховщиками услуг в целях защиты прав потребителей страховых услуг, повышение их ответственности при выборе и организации способов страховой защиты и исполнении условий договоров страхования, сокращение предпосылок для возникновения споров между страховщиками и потребителями их услуг, создание института страхового омбудсмена;
  3. расширение сферы деятельности участников и субъектов страхового дела при обеспечении гарантий защиты прав потребителей их услуг;
  4. повышение стабильности, надежности инфраструктуры страхового рынка, оперативности и эффективности его деятельности;
  5. обеспечение эффективного использования бюджетных средств на страхование;
  6. становление международного финансового центра в России.

Основными условиями, позволяющими достичь поставленной цели и намеченных задач, являются:

  1. повышение уровня экономического и социального развития страны;
  2. эффективное нормативно-правовое регулирование страховой отрасли, совершенствование государственного страхового надзора, судебной системы и системы исполнения судебных решений;
  3. повышение социальной ответственности бизнеса за выполнение взятых обязательств.

Основные направления развития страховой деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года.

Для достижения поставленных настоящей стратегией цели и задач необходимо принять ряд мер по следующим основным направлениям:

Совершенствование регулирования обязательного страхования

Стимулирование развития добровольного страхования

Расширение сферы деятельности субъектов страхового дела

Развитие инфраструктуры страхового рынка

Оптимизация системы управления рисками за счет бюджетных средств

Развитие системы сельскохозяйственного страхования

Повышение эффективности форм и методов государственного контроля и надзора за субъектами страхового дела и обеспечения их финансовой устойчивости.

Систематизация форм и методов государственного страхового надзора и применяемых органом страхового надзора санкций

Совершенствование требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков

Повышение качества раскрываемой субъектами страхового дела информации

Защита прав потребителей страховых услуг, повышение страховой культуры, популяризация страхования

Усиление роли российского страхового рынка на международном уровне

19. Основные направления реформирования банковского законодательства.

Роль банка выражается в том, что он обеспечивает, во-первых, концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности ускорения производства; во-вторых, упорядочение рационализации денежного оборота. Реализуя общественное назначение, банки посредством денежных монетарных инструментов оказывают существенное влияние на состояние экономики и финансов, производство и обращение товаров .

Первейшим приоритетом в развитии банковской системы считается подготовка кадров с более высокими квалификацией, банковской культурой, представлением о бизнесе, организаторскими способностями. Банкиры, слишком рано уверовавшие в профессиональную силу, нуждаются в серьезном изучении банковского дела.

Вторым приоритетом следует признать формирование законодательного обеспечения банковской деятельности. Недостаток правил игры очевиден. Ярким примером этого является закон о гарантировании вкладов граждан в банке. На очереди должен быть закон о кредитном деле, в котором речь должна пойти об оздоровлении кредита в России, восстановлении его производительных качеств и снижении инфляционных последствий для экономики .

Третьим приоритетом можно назвать формирование банковского сектора как системы, отрасли народного хозяйства. Сегодня в ней отсутствуют целые блоки: нет учреждений мелкого кредита, кредитной кооперации, банков развития, банковской инфраструктуры, информационного, полного методического, научного, кадрового обеспечения, без чего не обходится ни одна отрасль современной экономики.

Четвертым приоритетом считаем необходимость скорректировать сложившиеся представления о связи банка с производством, клиентами, ради которых они работают на рынке. У финансовых и банковских структур нет иного пути выживания кроме поворота в сторону реальной экономики. Яркое подтверждение тому состояние банковской системы в посткризисный период. Именно банки, инвестировавшие неоправданно большой объем заемных средств, в т.ч. вкладчиков в спекулятивные инструменты, и при этом не проводившие анализ кредитных рисков и ликвидности в погоне за сверхприбылями, потерпели серьезное фиаско.

Центральный банк выступает за повышение роли денег в экономике. В реальности налицо рост значимости в современной России бартера, квазиденег, существенных денежных потоков, идущих мимо банков. С этим же связана проблема инфляции и поиска точки равновесия на денежном рынке . Глобальная задача экономической политики, ее важнейшего денежно- кредитного сегмента состоит в стимулировании роста потребительского спроса и обеспечение на этой основе устойчивого роста ВВП. Можно констатировать, что в последние годы произошла серьезная эволюция в постановке целей денежно-кредитной политики - от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода в стимулировании потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости и увеличения доходов населения.

Большой проблемой для банков является проблема кредитоспособности предприятий. Существуют организации, которым нужны средства, но не у всех из них хорошая репутация. Иногда трудно найти предприятие, пользующееся репутацией надежного плательщика. К ней же добавляется неэффективность юридической системы по защите прав заимодавцев, т.е. банков. Поэтому, выделяя ссуды, банки учитывают, что не существует законодательно установленных эффективных методов возврата ссуд в случае недобросовестности заемщика. В этой связи для обеспечения надежности вложения банкам необходимо решение ряда проблем. Первая - закрепление гарантий инвестиций на законодательном уровне. Это не означает, что государство берет на себя материальную ответственность за инвестирование в промышленность. Прежде всего, это подразумевает выработку такой правовой базы, в которой государство или частный инвестор, физическое или юридическое лицо нашли бы на законодательном уровне подробно прописанные правила защиты интересов против мошенничества и правила страхования риска. Должна быть детально прописана договорно-правовая часть отношений, разработаны формы страхования инвестиций, а судебная защита должна стать общедоступной, действенной, менее коррумпированной. Понятно, что бюджет не может нести расходы по созданию такой системы, но это и не нужно. Во многих странах институт гарантирования инвестиций имеет собственные источники дохода, а судебная система окупается за счет всевозможных пошлин.

20. Основные направления реформирования валютного законодательства.

Законопроектом предусмотрены следующие изменения.

1. Прежде всего, Минфин России считает необходимым вернуть прежнее понятие резидента в отношении российских граждан.

Напомним, ранее в Закон о валютном регулировании были внесены изменения 3 , согласно которым резидентами признавались российские граждане, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

Это положение получило неоднозначное толкование на практике. В частности, споры среди специалистов вызвал вопрос, будет ли прерываться годичный срок проживания (пребывания) за рубежом, если гражданин РФ хотя бы на один день приедет в Россию. Если следовать поддерживаемому специалистами Росфиннадзора подходу, по которому прерывание годичного срока будет иметь место, то любой гражданин РФ, проживающий за рубежом, но посетивший Россию, с момента пересечения российской границы вновь становится резидентом со всеми применимыми к нему ограничениями валютного законодательства.
Как следствие, не была достигнута цель введения этого изменения – позволить гражданам РФ, проживающим и работающим за границей, получать от российских организаций заработную плату в иностранной валюте на свои зарубежные счета. Такую возможность этим гражданам должен был предоставить статус нерезидента.

Минфин России предлагает изложить соответствующую норму Закона о валютном регулировании (подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1) в первоначальной редакции. Согласно этой норме резидентами не являются те граждане РФ, которые признаются постоянно проживающими в иностранном государстве по законодательству этого государства.

2. Законопроектом также прямо разрешается выплата российскими организациями зарплаты и иных подобных выплат в иностранной валюте физическим лицам – резидентам, работающим за пределами территории РФ. Ранее уже был существенно расширен перечень операций, средства по которым могут зачисляться на зарубежные счета резидентов 4 . Но несмотря на это, граждане РФ, проживающие и работающие в другом государстве, до сих пор не могут получать от российских работодателей выплаты в иностранной валюте на свои зарубежные счета, поскольку по общему правилу операции в иностранной валюте между резидентами запрещены, а выплаты по трудовым договорам, названные в перечне разрешенных случаев зачисления средств на зарубежные счета резидентов, относятся лишь к договорам, заключенным с нерезидентами. Как было отмечено выше, изменение понятия резидента, внесенное в Закон о валютном регулировании для признания таких граждан РФ нерезидентами, не достигло своей цели.

Для того чтобы сделать возможным осуществление таких выплат, законопроектом вносится дополнение в часть 1 статьи 9 Закона о валютном регулировании, устанавливающую исключения из запрета на осуществ-ление валютных операций между резидентами. Кроме того, предлагаются изменения в части 5 и 6.1 статьи 12 названного Закона, по которым физические лица – резиденты смогут получать соответствующие суммы на свои счета в зарубежных банках, а российские организации – осуществлять эти выплаты со своих зарубежных счетов (вкладов) при условии, что средства на них зачислены согласно российскому валютному законодательству.

3. Наконец, законопроект устраняет пробел Закона о валютном регулировании, разрешая выплачивать зарплату сотрудникам – резидентам зарубежных филиалов российских юридических лиц через зарубежные счета этих филиалов. На сегодня такая возможность преду-смотрена только для зарубежных представительств российских организаций (п. 2 ч. 6.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

Вероятно, в ближайшее время следует ожидать внесения законопроекта в Государственную Думу.

21. Роль международного права в регулировании финансово-правовых отношений России.

Нормы международного финансового права создаются государствами как основными субъектами в процессе сотрудничества в финансовой сфере в соответствии с их внутренними и внешними потребностями посредством координации интересов, согласования воль и достижения взаимоприемлемого компромисса. Национальное финансовое право производно от единоличной воли государства, которое обладает всей полнотой власти в пределах собственной территории и юрисдикции. При рассмотрении соотношения норм национального и международного финансового права государств нецелесообразно ограничиваться выяснением преимущественной силы норм международного права над нормами национального финансового права, или наоборот. Решение вопроса соотношения международного и национального права заключается в выявлении реальных связей между ними в процессе формирования норм международного права, с одной стороны, и в процессе применения норм международного и национального права - с другой. Международное право является особой системой права, принципиально отличающейся от внутригосударственного права. Такие отличия международного права от права внутригосударственного, определяемые "различиями между международной системой и внутригосударственными системами" <1>, состоят прежде всего в объекте международно-правового регулирования, субъектах международного права, процессе создания норм международного права.

Регулятивная функция финансового права (национального) реализуется на уровне международного финансово-правового регулирования в результате принятия международных договоров РФ, которые одновременно относятся к источникам национального и международного финансового права. Волеизъявление Российской Федерации как суверенного государства необходимо для их признания частью российской правовой системы и согласования финансово-правовых норм. В финансовом законодательстве устанавливается приоритет положений международных договоров РФ. Бюджетный кодекс определяет взаимодействие бюджетного законодательства и норм международного права. В его ст. 4 определено, что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора. Международный договор РФ применяется к бюджетным правоотношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов. Аналогичные правила в отношении приоритета международного договора по отношению к валютному законодательству определены ст. 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Налоговый кодекс устанавливает, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК).

ОРГАНИЗОВАННЫЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

22. Законодательство, регулирующее отношения в сфере рынка ценных бумаг.

Основой – высшим уровнем системы правовых норм является Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой и имеющая прямое действие на всей территории РФ.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Международные финансовые отношения регулируются многосторонними и двусторонними договорами, носящими характер норм «Hard Law», так и рекомендательными нормами, носящими характер «Soft Law». Кроме того, был разработан ряд специализированных международных конвенций, регулирующих отношения в финансовой сфере.

Все международно-правовые источники международного финансового права следует разделить на две группы:

1) Международные договоры, в числе которых особо следует выделять договоры об учреждении международных кредитно-финансовых организаций;

2) решения международных кредитно-финансовых организаций, принятые во исполнение их полномочий, в том числе наднационального характера.

Общее правило о приоритете норм международного договора РФ закреплено в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и продублировано в ряде российских источников финансового права. Этот приоритет проявляется и в сфере взаимодействия Центрального банка РФ с кредитными организациями иностранных государств. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 10 июля 2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.

Следует отметить, что в иных источниках финансового права, в частности в федеральных законах, регулирующих банковскую и страховую деятельность в Российской Федерации, принцип приоритета норм международного договора не закрепляется. По нашему мнению, это связано с определенной неконкурентоспособностью нашей банковской и страховой систем с аналогичными финансовыми институтами зарубежных стран, что предусматривает регулирование обозначенных отношений исключительно внутренним законодательством. Тем не менее, процессы интеграции Российской Федерации в международное экономическое пространство способствуют появлению норм о приоритете положений международных договоров РФ и в финансово-правовых актах.

Общепризнанные принципы, нормы международного права и нормы международных договоров становятся регуляторами в российской правовой системе в тех случаях, когда они составляют международное обязательство, взятое на себя Россией.

Многосторонние межгосударственные договоры, регулирующие финансовые отношения можно разделить на две большие группы:

1)Имеющие всецело публично-правовую природу и регулирующие вопросы финансовых (валютных) отношений государств и деятельности государственных органов по осуществлению координации действий государств в валютной сфере;



2)Имеющие смешанную, частно-публичную правовую природу и регулирующие вопросы расчетных отношений в ходе осуществления предпринимательской деятельности.

Важность такого деления договоров предопределяется, прежде всего, дифференциацией целей и задач регулирования, требующих различных подходов к формированию правовых норм.

Кроме того, международные договоры по-разному, в зависимости от характера выполняемых ими функций, регламентируют валютные отношения. В этом плане можно выделить:

1)договоры, закрепляющие основы и общие принципы валютных отношений. В трудах ученых такие соглашения часто именуются общенормативными договорами. Они устанавливают единый порядок осуществления валютных отношений данными государствами, служат основой для заключения других таких договоров;

2)договоры, содержащие индивидуально-определенные валютные нормы, рассчитанные на их непосредственное применение на практике. Цель таких соглашений состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для совершения валютных операций, в связи с чем содержащиеся в них обязательства индивидуализируются применительно к тем целям, которые субъекты рассчитывают достигнуть с помощью этих операций.

Важно отметить, что до Второй Мировой войны не существовало многостороннего механизма правового регулирования международных кредитно-денежных и расчетных отношений.

Так, до 1944г. отсутствовал какой-либо универсальный международный валютный порядок, а регулирование валютных отношений осуществлялось государствами на внутригосударственном уровне. Сегодня многосторонние экономические организации стали главными инструментами правового регулирования международных финансовых отношений. Особое значение имеют международные соглашения, учреждающие межгосударственные кредитно-финансовые организации. Важнейшими универсальными договорами такого вида являются Соглашение о Международном валютном фонде от 27 декабря 1945 г. и Соглашение о Международном банке реконструкции и развития от 27 декабря 1945 г. Эти договоры закрепили фундаментальные положения, касающиеся осуществления международных расчетных и кредитных операций. Также Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития были учреждены в качестве постоянно действующих организаций, обеспечивающих создание благоприятных условий для инвестиций, долгосрочных капиталовложений, содействующие развитию стран-членов, осуществляющих деятельность по поддержанию платежных балансов. Международный валютный фонд был создан как центр, обеспечивающий сотрудничество между государствами-членами по проблемам регулирования и координации валютно-финансовой деятельности. На основе вышеназванных договоров был создан механизм регулирования соответствующих (валютно-финансовых) отношений, обеспечивающий стабильные межгосударственные связи в расчетно-кредитной сфере.



В соответствии с положениями Договора о МВФ к основным целям этой организации относятся: определение паритета и курса валют, поддержание их стабильности; упорядочение валютных отношений между государствами; содействие обратимости валют; достижение отмены ограничения валютного обращения по текущим операциям; оказание помощи государствам по финансовым и валютным вопросам. Эти действия должны преследовать цель преодоления дефицита платежного баланса и способствовать ликвидации дисбалансов в валютной сфере.

Установленный механизм предусматривал, что при отрицательном сальдо платежного баланса государства использовали национальные валютные резервы, а затем – резервы МВФ (по соглашению с ним) в форме специальных кредитов, выдаваемых при выполнении определенных требований. В случае особой необходимости допускалась возможность девальвации национальной валюты.

Регулирование денежных (валютных)отношений между субъектами частного права осуществляется на основе ряда универсальных конвенций: Конвенции ООН о независимых гарантиях и резервных аккредитивах от 11 декабря 1995г., Конвенции ЮНИДРУА о международном факторинге от 7 февраля 2001г., Конвенции ООН об уступке дебиторской задолженности в международной торговле от 12 декабря 2001г., Конвенции, имеющей целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях 1930г., Конвенции, устанавливающей единообразный закон о переводном и простом векселях 1930г., Женевской чековой конвенции, приложением к которой является Единообразный чековый закон 1931г. Двойственность юридической природы названных конвенций заключается в том, что они закрепляют международно-правовые обязательства государств в сфере кредитных и расчетных отношений (здесь отражается публичный элемент), а, с другой стороны, в конечном итоге, регулируют отношения между частными субъектами из различных государств (частный аспект), касающийся их расчетов в иностранной валюте с иностранными партнерами. Шагом вперед на пути интенсификации и повышения эффективности сотрудничества государств в сфере валютно-расчетных отношений стала бы также разработка и новых международно-правовых актов, унифицирующих нормы национального законодательства.

Несмотря на то, что в настоящее время наблюдается смещение курса в сторону многостороннего правового регулирования вследствие глобализации и транснационализации международных экономических отношений, доля двустороннего регулирования в сфере рассматриваемых отношений по-прежнему остается значительной. Это объясняется гораздо большей сложностью организации многостороннего международно-правового регулирования финансовых отношений. И в дальнейшем, по нашему мнению, двустороннее и многостороннее регулирование будут сосуществовать параллельно друг другу, и вытеснение какого-либо из них представляется невозможным в силу выполнения ими разных задач: многосторонние договоры, как правило, устанавливают основы сотрудничества и являются «рамочными» по отношению к двусторонним, которые, в свою очередь, предпочтительны для государств, так как более детально регулируют финансовые отношения, являются более индивидуальными, отражающими специфику отношений между двумя государствами, но они не должны выходить за рамки принципов, установленных многосторонними договорами.

Как правило, предметом правового регулирования двусторонних межгосударственных соглашений являются традиционные виды международных финансовых отношений, возникающие, главным образом, в процессе торгово-экономического сотрудничества.

Россия регулярно заключает двусторонние международные договоры по финансовым и валютным вопросам с зарубежными странами. Так, в качестве примера двустороннего договора, регулирующего в том числе и финансовые отношения, можно привести Договор между Россией и Республикой Белорусь «О создании союзного государства» от 8 декабря 1999 года.

В настоящее время всё больше наблюдается сочетание двусторонней и многосторонней форм межгосударственного сотрудничества в сфере валютно-финансовых отношений. В настоящее время двусторонними международными договорами регулируются расчеты по внешней торговле, процедура предоставления финансовой помощи, порядок выдачи межгосударственных займов, меры осуществления валютного контроля.

Анализ двусторонних международных договоров позволяет сделать вывод о том, что большинство из них регулируют валютные отношения по обслуживанию различных обязательств, вытекающих из внешнеэкономических контрактов и по осуществлению валютного контроля.

Двусторонние соглашения о сотрудничестве государств в валютной сфере по субъектному составу можно разделить на три группы.

Соглашения о сотрудничестве между двумя государствами. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Швейцарской Конфедерации о техническом и финансовом сотрудничестве от 28 ноября 1995 г.

Соглашения о сотрудничестве между одним государством, с одной стороны и группой государств, с другой. Например, соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейским сообществом и его государствами-членами, с другой стороны, от 24 июня 1994 г.

Соглашения между государством, с одной стороны, и межправительственной организацией – с другой. Например, Рамочное соглашение между Российской Федерацией и Европейским Инвестиционным Банком, регулирующее деятельность Банка в Российской Федерации от 6 декабря 2002 г.

Важными источниками международного валютного права являются и региональные договоры. Они могут быть классифицированы на следующие группы: договоры, учреждающие европейские, азиатские, африканские, межамериканские международные финансовые организации и организации финансового сотрудничества арабских стран.

Среди региональных соглашений можно выделить Соглашение об учреждении Африканского банка развития 1963г., Соглашение об учреждении Межамериканского банка развития 1959г.; Соглашение об учреждении Азиатского банка развития 1965г.

В числе субрегиональных соглашений необходимо назвать: Соглашение о Северном инвестиционном банке 1998г., Соглашение о Северном фонде развития 1988г., Соглашение об учреждении Черноморского банка торговли и развития 1994г.

В настоящее время возрастает роль резолюций универсальных международных финансовых организаций в регулировании валютных отношений.

Решения универсальных финансовых организаций, адресованные государствам-членам, по своей юридической природе могут быть разделены на две категории. К первой из них относятся резолюции Международного Валютного фонда, принятые с целью реализации тех уставных полномочий по регулированию валютно-финансовой системы, которые основаны на признаке наднациональности. Эти решения обязательны для исполнения всеми государствами-участниками и должны квалифицироваться как источники международного права. Ко второй категории относятся все остальные резолюции Фонда и Банка, имеющие рекомендательный характер и относящиеся к так называемому «мягкому праву» («Soft law»). Эти резолюции, хотя и не являются обязательными, но все же не лишены юридического значения, так как, государства, предпочитают руководствоваться ими, и соблюдают их в правоприменительной практике.

Среди важных источников мягкого права «Soft Law» можно выделить Лимскую Декларацию руководящих принципов финансового контроля, принятую в октябре 1977 на IX Конгрессе Международной организации высших органов финансового контроля, проходившем в Перу. Данный документ не носит обязательного характера, однако он определяет тенденции развития национального законодательства государств в области финансового контроля.

Среди актов рекомендательного характера следует упомянуть также «кодекс добропорядочного валютного поведения», действующий в рамках Международного валютного Фонда. В нем предусматривается, что государства должны оказывать помощь органам Фонда в реализации положений этого кодекса.

Другим важным документом рекомендательного характера является принятый в июле 1999 года Временным комитетом Международного валютного фонда «Кодекс надлежащей практики применительно к прозрачности в денежно-кредитной и финансовой политике». Кодекс обязывает стран-членов МВФ предоставлять Совету управляющих Фонда детальные данные о национальной экономике и финансах, на основе которых составляются открытые информационные обозрения, включающие в себя оценку Советом управляющих Фонда эффективности проводимой государством финансовой политики. В Кодексе содержится положение о признании в качестве основного принципа деятельности Центральных банков государств и финансовых органов - принципа транспорентности. Признание этого принципа является прогрессом на пути укрепления финансового сотрудничества государств, он способствует обеспечению стабильности мировой финансовой системы.

Некоторых вопросов деятельности государств в сфере денежных и расчетных отношений касаются и положения ещё одного международно-правового акта рекомендательного характера - Декларации тысячелетия, принятой в качестве резолюции на 55 сессии ГА ООН 8 сентября 2000 г. В п. 13 раздела III Декларации говорится, что в целях искоренения нищеты государства-члены ООН «привержены формированию открытой, справедливой, регулируемой, предсказуемой и недискриминационной многосторонней торговой и финансовой системы».

Необходимо отметить, что решениям Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития отводится значительная роль в процессе формирования и толкования норм международного финансового права. Тот факт, что решения международных организаций не упоминаются в ст. 38 Статута Международного Суда ООН не дает основания для невозможности признания их источниками международного права, поскольку решения международных финансовых организаций имеют сложную юридическую природу и в их числе могут выделяться как решения – источники международного финансового права, так и решения, представляющие собой нормы «мягкого права».

Как отмечено выше, в связи со спецификой финансовых отношений государствами было разработано мало обязывающих международно-правовых актов, их регулирующих, хотя потребность в регламентации валютных и финансовых отношений последовательно возрастает, тем более, что имеются существенные пробелы в этой сфере, что во многом объясняется повышенной осторожностью государств в части связывания себя юридическими обязательствами. Некоторые международно-правовые акты регулируют финансовые отношения в совокупности с другими, отношениями остальные регулируют их самостоятельно, но без должной конкретизации.

Нормы, содержащиеся в этих актах должны отвечать современным вызовам, а их применение призвано обеспечить сближение порядка нормативного регулирования в разных государствах, а также оперативное исполнение государствами взятых на себя обязательств по борьбе с финансовыми кризисами. В современный период наблюдается усиление влияния международных неправительственных организаций на правовое регулирование международных финансовых отношений, иногда это влияние является более существенным, нежели влияние, оказываемое международными межправительственными органами.

Усиление норм международной неправительственной организации связано также с тем, что международные неправительственные организации не всегда успевают за быстрым развитием событий в финансовом мире, они зачастую не способны приспосабливаться к быстро меняющимся экономическим и политическим условиям в мире.

Правовое регулирование в сфере финансов всегда являлось прерогативой суверенных государств, которые оказались не готовы быстро адаптировать традиционные международно-правовые механизмы для своевременного решения глобальных финансовых проблем. Способы разработанные международными неправительственными организациями, зачастую оказались более эффективными из-за возможности их оперативного применения без ряда формализированных процедур согласования.

В этом процессе государства имеют свободу выбора форм применения таких норм.

Акты международных неправительственных организаций характеризующихся высокой степенью эффективности.

Российская Федерация является участником процесса формирования и совершенствования международных норм и стандартов, регулирующих деятельность финансовых организаций посредством членства в международных организациях.

В соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН №1617(2005), Рекомендации ФАТФ являются обязательным международным стандартом для выполнения государствами членами ООН.(п. 7 Резолюции).

Базельский комитет разрабатывает стандарты, директивы и рекомендации для органов регулирования государств-членов. Эти принципы не имеют юридически обязательной силы и не являются обязательными к выполнению по своей правовой природе, однако, в большинстве случаев, находят своё отражение в национальных законодательствах государств-членов.

Учитывая специфику финансовых отношений, государства посчитали недопустимым использование в качестве источника так называемые «унифицированные правила», характерные для регулирования других отношений.

В качестве способа согласования интересов различных государств выступают, кроме того, периодические встречи министров финансов развитых стран («группы восьми»). В итоге встреч принимаются коммюнике, не являющиеся международными договорами, и поэтому исполнение их может быть лишь по воле участников.

Значительное воздействие на международные финансовые и валютные системы оказывают неформальные объединения государств, фактически ставшие творцами рекомендательных для государств норм.

По инициативе государств появляются новые организационные образования в мировой валютно-финансовой системе, в рамках которых обсуждаются назревшие международные финансовые (валютные) проблемы, такие как саммиты «Большой двадцатки», регулярно проводимые с 2008г. На этих саммитах были провозглашены принципы, на основе которых должно осуществляться сотрудничество в финансовой сфере. К ним относятся: прозрачность финансовой деятельности государств, принцип регулируемости финансовых рынков, принцип углубления финансовой и иных форм интеграции. На них ставился вопрос о реформе финансовой системы в государствах. Предлагалось создание новой международной организации в сфере финансового регулирования и контроля и реформирование действующих финансово-кредитных организаций.

В ходе этих саммитов Российская Федерация выдвинула важные инициативы в отношении пересмотра основ мировой финансовой системы. На форуме 2008г. была принята Декларация «Финансовые рынки и мировая экономика», реализация которой призвана улучшить координацию между государствами по вопросу стабилизации финансовых рынков.

Посредством таких неформальных объединений государства гармонизируют свои интересы, принимая решения, которые потом становятся частью «мягкого права», однако многие нормы «мягкого права» постепенно признаются государствами в качестве международных обычаев, а иногда и в качестве договорных норм.

В современных условиях особое практическое значение имеет создание платёжных и валютных союзов в качестве новых организационно-правовых форм международной валютной деятельности.

С созданием валютного союза в рамках Европейского Союза, решение вопросов девальвации валюты по инициативе государства, пределы колебаний валютных курсов и некоторые другие вопросы перешли из внутренней компетенции государств в надгосударственную систему Евросоюза.

В рамках СНГ также был заключен Договор о создании Экономического союза от 24 сентября 1993 г, играющий важную роль в укреплении экономического сотрудничества стран-членов СНГ. В числе важных целей договора провозглашаются согласование кредитно-денежной, бюджетной, налоговой, ценовой, внешнеэкономической и валютной политики, причем в их достижении важная роль отводится созданию валютного союза. Однако, наряду с положительным моментом, выраженном в обеспечении валютно-финансовой интеграции стран-членов СНГ, Договор о создании Экономического союза стран СНГ имеет и серьезные недостатки. Во-первых, его реализация требует разработки множества дополнительных актов. В 1994 г. было заключено Соглашение «О создании платежного союза государств-участников СНГ, а 19 сентября 2003 г. было подписано Соглашение «О формировании единого экономического пространства стран СНГ». В соответствии с ними была поставлена задача учреждения Платежного союза стран СНГ путем добровольного объединения сторон, который бы способствовал созданию условий для взаимной конвертируемости национальных валют и формулированию на этой основе платежной системы, перехода к расчетам в коллективной валюте, содействовал бы либерализации валютной политики, обеспечивал согласование порядка установления валютных курсов национальных валют стран-членов СНГ.

Нормы международного финансового права, регулирующего создание платежных и валютных союзов более оперативно, хотя и не всегда успешно процесс унификации норм, регулирующих расчетные (валютные) отношения, реализуется на региональном уровне в рамках интеграционных объединений. Ярким примером эффективной унификации стандартов в этой сфере может служить Европейский Союз (ЕС), в рамках которого функционирует единая система валютно-финансовых институтов.

Среди важных источников международного валютного права, способствовавших формированию валютного союза,необходимо назвать Европейское валютное Соглашение 1958 г., в соответствии с которым валюты стран-участниц становятся конвертируемыми относительно доллара. В развитие этого Соглашения в 1979 г. была создана Европейская валютная система для усиления координации финансовых политик стран участниц и для обеспечения валютной стабильности внутри Европейского Сообщества. Следующим этапом было принято Европейским Советом решения в 1988 г. о создании Европейского экономического и валютного союза. Целями его должно быть: свободное движение товаров, услуг, капитала; совместное принятие важнейших решений в области валютной политики; установление стабильных валютных паритетов; полная либерализация рынков капитала. В 1992 г. руководители государств-членов ЕС подписали Договор о Европейском Союзе, в рамках которого предусматривалось создание единого рынка со свободным перемещением товаров, услуг, капиталов и была закреплена норма о создании экономического и валютного союзов.

Разработчики этого договора реалистично подошли к перспективам развития валютной интеграции. Кризисы в валютно-финансовой сфере не повлияли на желание стран ЕС создать валютный союз. Основное внимание уделялось все более широкому внедрению евровалюты в качестве единого средства платежа. С 1 января 2003 г. страны ЕС перешли к наличному обращению, создав единую валюту – евро.

Европейская валютная система на практике не смогла полностью выполнить поставленную перед ней задачу, а именно обеспечить валютную стабильность на континенте.

Тем не менее валютный Союз Европейского Союза действует более эффективно, чем Платежный Союз Содружества Независимых Государств. Для создания эффективно функционирующих валютных союзов необходимо учитывать опыт различных регионов, в которых действуют в настоящее время платежные союзы. Такие союзы были созданы в Латинской Америке, в Азии, в Африке, в их рамках осуществляется сближение финансового законодательства государств-членов, устанавливаются единые требования в денежно-кредитной и платежно-расчетной сфере на территориях государств-участников.

Таким образом, создание валютного союза является одной из основных форм экономической (валютной) интеграции. Применительно к валютному союзу употребляется категория «абсолютной валютной стабильности», которая создается путем введения новой единой для всех государств денежной единицы (в Европейском Союзе-евро) взамен национальных единиц и учреждения Центрального банка для осуществления единой денежной политики.

Валютный союз не является международной организацией и не имеет своей институционной структуры.

Зона абсолютной валютной стабильности характеризуется тем, что в ней не допускаются колебания между курсами национальных валют.

На практике возможно создание следующих типов зон абсолютной валютной стабильности:

Использование национальных денежных единиц государств-участников в качестве законного средства платежа на территории каждого из них. Примеры таких валютных блоков немногочисленны: Латинский валютный союз (1865-1926 гг.), включавший Бельгию, Италию, Францию, Швейцарию и Грецию; Союз Бельгии и Люксембурга 1921 г.

Переход государств-участников на денежную единицу одного из них. Примерами такого типа валютных блоков могут служить Союз Баварии и Пруссии 1837-1838 гг., создаваемый в будущем союз между Россией и Белоруссией.

Введение государствами-участниками новой единой денежной единицы взамен национальных. Классическим и единственным примером этого варианта объединения является Экономический и валютный союз, созданный в рамках Европейского Союза.

Перспективу в связи с предстоящим формированием Евразийского Союза имеет и созданная в 2008 г. субрегиональная многосторонняя валютная система в рамках ЕврАзЭС.

Государства – члены Евразийского экономического сообщества заключили Соглашение о его создании в целях реализации совместных действий в направлении создания валютного союза государств-членов ЕврАзЭС как наиболее эффективной формы финансовой валютной интеграции.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Исходя из общего правила, закрепленного п. 4 ст. 15 Конституции РФ, в основных источниках финансового права данная норма продублирована, в частности, в ст. 7 Налогового кодекса РФ, ст. 4 Бюджетного кодекса РФ, в ст. 4 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Приоритет норм международного договора РФ проявляется и в сфере деятельности Центрального банка РФ с кредитными организациями иностранных государств. В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.

Следует отметить, что в иных источниках финансового права, в частности в федеральных законах, регулирующих банковскую и страховую деятельность в Российской Федерации, принцип приоритета норм международного договора не закрепляется. По нашему мнению, это связано с определенной неконкурентоспособностью нашей банковской и страховой систем с аналогичными финансовыми институтами зарубежных стран, что предусматривает регулирование обозначенных отношений исключительно внутренним законодательством. Тем не менее, процессы интеграции Российской Федерации в международное экономическое пространство способствуют появлению норм о приоритете норм международного договора РФ. Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" на отношения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств распространяется приоритет норм международного договора РФ. В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 12-ФЗ) на страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) государств - членов Европейских сообществ, являющихся сторонами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (заключено 24 июня 1994 г. Корфу), не распространяются ограничения, предусмотренные указанным Законом для иных иностранных страховщиков.

Международные договоры могут быть как двусторонние, так и многосторонние. Для России сохранили свое действие международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника СССР. В частности, Российская Федерация ратифицировала соглашения об избежание двойного налогообложения более чем с 50 странами, включая ведущие страны Западной Европы, бывшие республики СССР, а также с США и Японией. Интенсивно проводятся переговоры о заключении соглашений об избежание двойного налогообложения с рядом стран. С 1 января 2004 г. на территории Российской Федерации применяются шесть новых Соглашений об избежание двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами: Сирийской Арабской Республикой, Австралией, Государством Кувейт, Республикой Таджикистан, Новой Зеландией, Республикой Исландия.

Огромное практическое значение для обеспечения эффективного сотрудничества России с иностранными государствами имеют международные договоры по налоговым вопросам, особенно договоры об устранении двойного налогообложения. Проблема двойного налогообложения представляет собой комплекс законодательно закрепленных мер по зачету уплаченных за рубежом налогов в счет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет, либо освобождение от налогообложения организации в связи с тем, что ее прибыль (доходы) обложена налогом за рубежом.

Методы устранения двойного налогообложения позволяют разрешать конфликты, которые могут возникнуть в ситуациях, когда один и тот же доход облагается у одного и того же лица более чем в одном государстве. Распределение права налогообложения между договаривающимися государствами посредством отказа от права налогообложения, либо на основании ситуации постоянного представительства или постоянной базы, или государства резиденции, либо посредством раздела прав налогообложения между двумя государствами позволяет устранить возникающие конфликты.

При использовании соглашений об устранении двойного налогообложения применяются три основных метода устранения: налоговый кредит, налоговый вычет, налоговое освобождение.

Налоговый кредит представляет собой уменьшение суммы подлежащих перечислению в бюджет налогов на сумму налогов, уплаченных за рубежом. При данном методе устранения двойного налогообложения налоговый кредит предоставляется, как правило, не на всю сумму уплаченного за рубежом налога, а только на ту его часть, которая не превышает максимально возможную сумму налога с такой же суммы прибыли в стране резидентства, где организация уплачивает налоги со всей полученной прибыли вне зависимости от места ее получения.

Налоговый вычет представляет собой уменьшение суммы совокупной налогооблагаемой прибыли организации в государстве, в котором компания является налоговым резидентом, на суммы налогов, уплаченных в других странах.

Налоговое освобождение есть закрепляемое на межгосударственном уровне соглашение о том, что государство, где зарегистрирована организация, облагает определенные виды прибыли (дохода), в том числе зарубежные, при этом доходы, полученные в зарубежных государствах, не будут подлежать налогообложению в этих других государствах.

Анализ применяемых методов устранения двойного налогообложения показывает, что наиболее приемлемым и экономически обоснованным в качестве способа устранения двойного налогообложения для организации-налогоплательщика является метод налогового освобождения, что находит свое отражение в международных договорах об устранении двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией.

В качестве примера приведем порядок налогообложения доходов физического лица (налогового резидента РФ), находящегося за пределами России менее 183 дней, например в Испании. В настоящее время действует Конвенция от 16 декабря 1998 г. между Правительством РФ и Правительством Королевства Испании об избежание двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал. Согласно п. 2 ст. 15 Конвенции вознаграждение, получаемое резидентом РФ в отношении работы по найму, осуществляемой в Испании, подлежит налогообложению только в Российской Федерации.

Практически все действующие Соглашения об избежание двойного налогообложения, заключенные Российской Федерацией с иностранными государствами, разработаны на основе принципов, заложенных в Модели Конвенции по двойному налогообложению дохода и капитала, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в целях единого подхода при решении вопросов избежание двойного налогообложения, ясности и стандартизации в этой области. Российская Федерация не является членом ОЭСР. В то же время Постановлением Правительства РФ от 28 мая 1992 г. N 352 был одобрен проект типового Соглашения об избежание двойного налогообложения доходов и имущества, на основе которого Российской Федерацией ведутся переговоры и заключаются международные соглашения в области избежания двойного налогообложения. В типовом Соглашении использованы структура, основные принципы и способы избежания двойного налогообложения, заключенные в Модели Конвенции.

Необходимо отметить, что все действующие соглашения об избежании двойного налогообложения охватывают только налоги на доходы и капитал, то есть налоги, взимаемые с общей суммы доходов (капитала) или с отдельных их элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы, а также налоги, взимаемые с доходов от прироста капитала. Такое ограничение применительно к действующему в Российской Федерации налоговому законодательству позволяет определить перечень налогов, уплачиваемых организациями, на которые распространяются соглашения об избежание двойного налогообложения, а именно: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и налог на имущество предприятий. Налоги, взимаемые с оборота (налог с продаж), а также косвенные налоги (НДС и акциз) не попадают в сферу действия соглашений об избежание двойного налогообложения. Все вышесказанное и относящееся к устранению двойного налогообложения имеет непосредственное отношение к вопросам налогового планирования при осуществлении деятельности во внешнеэкономической сфере.

Вместе с тем развитие и формирование финансовых институтов в современных условиях объективно связано с расширением сфер деятельности, субъектного состава участников финансовых правоотношений и другими факторами. Закрепленные в Конституции РФ положения о верховенстве норм международного договора РФ над внутренним законодательством являются следствием последовательно проводимой в Российской Федерации политики интеграции в общемировые процессы, что, безусловно, предполагает унификацию норм как частного, так и публичного права.

В качестве источника финансового права выступают международные договоры РФ с другими странами. Признание международно-правового договора в качестве источника российского права основано в ч.4 ст.15 в Конституции РФ. Мальцев В.А. Финансовое право: учебник / В.А. Мальцев.- 3-е изд. -М.: Издательский центр «Академия»,2008. - С.30. Эта норма Конституции РФ нашла отражение в ст.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в ст.7 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговый Кодекс Российской Федерации Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 28.12.2010 г.) // СЗ РФ. - 1998. - №31. - Ст.3824; 2011. - № 30 (ч.1). - Ст. 4593..

Международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, способствуют расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, в том числе с участием субъектов национального права, включая физических лиц. Международным договорам принадлежит первостепенная роль в сфере защиты прав человека и основных свобод. В связи с этим необходимо дальнейшее совершенствование судебной деятельности, связанной с реализацией положений международного права на внутригосударственном уровне Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003г. №5 « о применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ //Бюллетень Верховного Суда РФ. №. 12. - 2003..

В зависимости от органов, заключающих международный договор, различают договоры межгосударственные, межправительственные и межведомственные. В зависимости от числа участников международного договора подразделяются на двусторонние и многосторонние Гражданское право. Общая и Особенная часть: Учебник для вузов / А.П. Фоков, Ю.Г Попонов, И.Л. Черкашина. - М.: КНОРУС, 2010. - 688с.. К последним относятся и общие, или все универсальные, договоры, в которых могут участвовать все государства мира независимо от социальной или политической системы. По содержанию международные договоры делятся на политические, экономические и договоры по специальным вопросам.

К политическим относятся:

Договор о дружбе;

Договор о сотрудничестве и взаимной помощи;

Договор о государственных границах

Мирные договоры.

К экономическим договорам относятся:

Договор об оказании экономической и технической помощи;

Договор о займах, кредитах.

К договорам по специальным вопросам относятся:

Договор в области связи;

Договор правой помощи;

Договор по консульским вопросам;

Договор науки и культуры;

Договор образования.

Международный договор, как правило, юридически обязателен только для его участников, которые в качестве предварительного условия непременно должны быть участниками межгосударственных отношений. Его форма, как и наименование, не влияет на его обязательность для участников. Не существует каких - либо правил относительно того, как называть международный договор - договором, соглашение, конвенцией, декларацией, протоколом или как-нибудь иначе. Заключающие его участники межгосударственных отношений сами выбирают, какой вид наименования ему подходит и как его озаглавить Международное право: Учебник для вузов / Под ред. А.А. Ковалева, А.П.Черниченко.-3-е изд.; М.: Омега Л., 2008. - С. 81..

Международные договоры могут быть заключены в письменной форме и устно. Подавляющее большинство международных договоров заключаются в письменной форме.

В свою очередь договоры в письменной форме подразделяются на классические (состоящие из основной части, заключительной части) и договоры в упрощенной форме, или как их еще называют, неформальные. К последним относятся соглашения, заключаемые в разнообразных актах: итоговых документах, совместных декларациях.

Если государство признает для себя обязательными положения какого-либо международного договора, не становясь его участниками, или же берет на себя международно-правовое обязательство в одностороннем порядке, можно считать, что образуются нормы международного права, закрепляющие соответствующие обязательства. Источниками таких норм становятся неформальные международные договоры.

В международных договорах в финансовом праве также есть основные виды: Об избежании двойного налогообложения; об осуществление государственных заимствований; о предоставлении государственных финансовых и государственных экспортных кредитов.

Российская Федерация является участницей многих международных соглашений об избежании двойного налогообложения Письмо МНС РФ от 2.02.2001 г. № ВГ - 6-06/95 «О применении соглашений и конвенций об избежании

двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами» // СПС «Консультант Плюс».. Такие соглашения заключены со многими внешнеэкономическими партнерами России, среди которых США, Италия и др. Ведется активная работа по подготовке новых международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Целью заключения международного договора является достижение между государствами или иными субъектами международного права соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях для избежании двойного налогообложения. Вопросы налогообложения лиц - резидентов одного государства в отношении их доходов, выплачиваемых в другом государстве, регулируется законодательством этих двух стран. При этом любое государство обладает исключительным правом взимать налоги на своей территории в соответствии с национальным налоговым законодательством, которое распространяется, в том числе, и на иностранные организации. Именно по этой причине возникает двойное налогообложение иностранных организаций, когда лицо - резидент одной страны получает доходы из источников, расположенных в другой стране, владеет имуществом в другой стране или осуществляет деятельность, в результате которой возникает доходы или иной объект налогообложения в другой стране. Соответственно, налог в этом случае уплачивается дважды: в первый раз - в соответствии с нормами налогового законодательства государства - источника дохода, второй раз - согласно нормами внутреннего законодательства государства - получателя дохода.

Международное соглашение об избежании двойного налогообложения с участием РФ заключается на основе типового Соглашения «О заключении межправительственных соглашений об избежание налогообложения доходов и имущества» Положения данного типового Соглашения применяется к лицам, которые являются лицами с постоянным местопребыванием в одном или в обоих Договаривающихся Государствах.

Действующее международные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) определяют только правила разграничения прав каждого из государств по налогообложению организаций одного государства, имеющих объект налогообложения в другом государстве, однако методы реализации этих положений: порядок исчисления, уплаты налога, взыскания сумм налогов, не уплачиваемых в установленные сроки, и привлечения к ответственности за допущенные налогоплательщиком нарушения - устанавливают внутригосударственные нормы налогового права.

Право государственных заимствований принадлежит исключительно Российской Федерации. Только Российская Федерация в лице ее уполномоченных государственных органов может запрашивать у иностранных государств, международных организаций и иных субъектов международного права предоставления денежных средств либо каких - либо материальных благ. Помимо привлечения государственных заимствований, РФ также имеет право заключать договоры о предоставлении государственных гарантий для привлечения кредитно (займов) указанными кредиторами. Заимствования должны быть выражены в иностранной валюте. Уполномоченный орган государственной власти РФ имеет право выступать во всех внешних кредитных отношениях в целях защиты интересов РФ Бюджетный Кодекс Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. От 31.07.1998г. № 145-ФЗ (в ред. От 27.06.2011г.) //СЗ РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3823; 2011. - №27. - Ст. 3873..

Согласно ч.1 ст.126 БК РФ Программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов представляет собой перечень государственных финансовых кредитов и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период с указанием по каждому из них:

Наименования иностранного государства и (или) иностранного юридического лица -- получателя государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;

Наименования гаранта возврата государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита, если условиями договора о предоставлении государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита предусматривается наличие гарантии;

Целей предоставления государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;

Общей суммы государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита на весь срок использования;

Срока использования государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;

Процентной ставки по государственному финансовому кредиту и (или) государственному экспортному кредиту;

Срока погашения государственного финансового кредита и (или) государственного экспортного кредита;

Прогноза объема бюджетных средств, направленных на оплату товаров и услуг для государственного экспортного кредита;

Прогноза объема предоставления денежных средств для государственного финансового кредита.

В результате рассмотрения финансово-правовых договоров можно сделать следующие выводы:

1. Договор в финансовом праве, несомненно, является тем средством, которое позволит согласовать волю участников финансово - правовых отношений;

2. Договорное регулирование финансовых отношений в Российской Федерации можно разделить на: а) внутреннее (договора залога и поручительства, договор государственного займа и др.); б) внешнее (международные соглашения об устранении двойного налогообложения).

3. Исследуемые договоры в разной степени способствуют регулированию финансовых отношений. Их объединяет то обстоятельство, что с их помощью осуществляется поступление распределение и использование финансовых средств бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

4. Важным для договорных отношений в финансовом праве являются нормы, установленные федеративным договором.

В XX в., в особенности после второй мировой войны, в связи с развитием международного обмена, а также расширением и дифференциацией форм сотрудничества разных стран в политической, экономической и культурной областях, возникла необходимость дальнейшего расширения международных финансовых отношений. Появились многочисленные международные организации, члены которых – суверенные государства – принимают на себя определенные финансовые обязательства. Были созданы специализированные международные финансовые организации (Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др.). Такие организации получают и предоставляют международные займы.

Основными видами международных финансовых отношений являются:

Международные собственно финансовые отношения, возникающие при передаче одним государством другому денежных средств с целью пополнения его официальных валютных резервов (предоставление валютных займов);

Международные кредитные отношения, которые складываются при движении в международном плане определенной стоимости на условиях возврата и, как правило, с уплатой процентов;

Международные валютные отношения, возникающие при осуществлении государствами мероприятий, направленных на поддержание на определенном уровне курсового соотношения их валют, а также на организацию системы денежных отношений между ними;

Международные налоговые отношения, складывающиеся между государствами при осуществлении ими мероприятий, направленных на урегулирование порядка налогообложения.

Предметом международного финансового права являются международные финансовые отношения.

Возникающие в международной жизни финансовые отношения характеризуются рядом признаков, присущих всем видам этих отношений. Такими родовыми признаками следует признать: а) денежный характер этих отношений; б) обязательное участие в них суверенных государств (или создаваемых государствами международных организаций); в) возникновение этих отношений во внешней деятельности государств. Объектом всех видов финансовых отношений служат деньги или денежные обязательства. Однако международный характер они приобретают лишь тогда, когда складываются в процессе внешней деятельности государства, выполнения его внешних функций и задач. В связи с этим финансовые отношения характеризуются тем, что они основываются на принципах международного права и, прежде всего, на принципе уважения государственного суверенитета. Международные финансовые отношения характеризуются также и тем, что они являются межгосударственными. Межгосударственный характер проявляется не только в том, что их установление происходит на основе международных договоров и соглашений, но и в том, что их реализация отнесена к компетенции внутригосударственных органов, связанных с финансовой деятельностью государства, с его финансовыми и кредитными институтами. Финансовые обязательства, вытекающие из межгосударственных финансовых отношений, отражаются в национальных государственных бюджетах, платежных балансах государств и в других государственных финансовых актах.

Для международных финансовых отношений характерно и то, что их регулирование осуществляется на основе специальных соглашений: кредитных, валютных и т.п. В этих актах содержатся согласованные нормы, регулирующие определенные виды межгосударственных отношений.

В науке международного финансового права можно выделить следующие направления:

1) международное налоговое право;

2) международное валютное право;

3) международно-правовое регулирование государственного долга.


Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...