Каким федеральным законом определены основные принципы противодействия. Принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней


2.1 Основные принципы противодействия коррупции

Анализ международных актов, направленных на противодействие коррупции в государственном аппарате, а также юридической литературы позволил выявить ряд принципов, на которых должна осуществляться деятельность по противодействию коррупции.

Так, В. Н. Лопатин выделяет следующие принципы:

Партнерство субъектов антикоррупционной политики;

Приоритет мер предупреждения коррупции и нравственных начал борьбы против коррупции;

Недопустимость установления антикоррупционных стандартов ниже уровня, определенного федеральными законами;

Недопустимость объединения функций разработки, реализации и контроля над реализацией мер антикоррупционной политики;

Поддержание оптимального уровня численности лиц, занимающих государственные должности и состоящих на государственной и муниципальной службе;

Целевое бюджетное финансирование мер реализации антикоррупционной политики;

Признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений, совершенных лицами, занимающими должности, предусмотренные Конституцией России, федеральными законами, конституциями или уставами субъектов РФ;

Недопустимость установления привилегий и иммунитетов, ограничивающих ответственность или усложняющих порядок привлечения к ответственности лиц, замещающих государственные должности, должности государственных, муниципальных и иных служащих, совершивших коррупционные правонарушения; недопустимость ограничения доступа к информации о фактах коррупции, коррупционных факторах и мерах по реализации антикоррупционной политики.

В настоящее время основные принципы, на которых основывается противодействие коррупции в России определены ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции».

К ним относятся:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Первые четыре из указанных принципов имею общеправовое значение. Специальное правовое значение для целей противодействия коррупции отводится принципам, закрепленным в пунктах 5-7.

Принцип признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина в законе «О противодействии коррупции» обретает особый смысл, поскольку коррупция как негативное социальное явление приводит к нарушению прав граждан, к несоблюдению условий нормальной конкуренции между субъектами экономической деятельности, к дискредитации института публичной гражданской службы в государстве.

Принцип законности в контексте закона о противодействии коррупции имеет собственные нюансы и подразумевает: точное исполнение Закона государственными и муниципальными служащими, исключающее коррупционные проявления; точное исполнение Закона гражданами и организациями, которые не должны инициировать коррупционные отношения; точное соблюдение и исполнение Закона правоохранительными и другими органами в процессе противодействия коррупции. В итоге деятельность по противодействию коррупции имеет целью восстановление состояния законности.

Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несмотря на очевидные положительные сдвиги, пока чаще всего заменяется более узким принципом гласности. Ряд принятых законодательных актов (от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления) направлены на повышение информационной открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Однако до подлинного режима информационной открытости власти еще далеко.

Принцип неотвратимости ответственности. Использование названного принципа еще раз подчеркивает серьезность антикоррупционной политики и ориентированность на конкретные итоги деятельности по противодействию коррупции. Данный принцип означает, что за каждый факт коррупционного нарушения должно назначаться адекватное наказание.

Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия коррупции предусматривает не только координацию действий субъектов, участвующих в процессе реализации данных мер. Начала данного принципа заложены в деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, в рамках которого можно отмечать ответственное представительство по каждому из направлений, комплексно составляющих рассматриваемый принцип. Наряду с этим комплексный характер применения перечисленных мер противодействия коррупции отражен в политико-правовом программном документе, каковым является Национальный план противодействия коррупции, утверждаемый Президентом Российской Федерации.

Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение коррупции, и прежде всего на устранение причин и условий, способствующих ее проявлениям. Рассматриваемый принцип требует комплексного содержания. Например, по результатам проведенных органами прокуратуры проверок, в ходе которых были выявлены недостатки законодательства, способствовавшие коррупционным проявлениям, могут быть предприняты наряду с мерами прокурорского реагирования и содержательно обоснованные правотворческие инициативы, исключающие коррупционные детерминанты на законодательном уровне. Кроме того, данный принцип предполагает взвешенный подход к избранию мер не только в рамках их степени (карательные и предупредительные, в пользу последних). Важно еще и правильное сочетание общих и специальных мер предупреждения коррупционных проявлений. В этой связи обратимся в основе к тому же примеру, но в ином его содержании. Так, внедрение механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности служащих, обязанности которых подвержены риску коррупционных проявлений (посредством применения технических средств - веб-камеры, дублирование составленных документов на специальном сервере), должно быть оправданно в применении только тогда, когда иные меры, прежде всего общего предупреждения (например, тот же компенсационный пакет), нерезультативны.

Принципу сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в противодействии коррупции уделено особое внимание в рамках положений антикоррупционных конвенций. Так, например, в ст. 13 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в наиболее приближенном значении к сотрудничеству отмечается необходимость оказания со стороны государственных институтов содействия активному участию «отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких, как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней». В рамках рекомендуемых Конвенцией мер по участию институтов гражданского общества в противодействии коррупции можно выделить те из них, предпосылки к реализации которых имеются в российской действительности.

Примечательно, что, по мнению экспертов «Трансперенси Интернешнл», в связи с опубликованием ИВК-2010, наиболее эффективным механизмом в противодействии коррупции в России остается именно гражданский контроль.

Таким образом, составляющими всей системы противодействия коррупции являются политические, организационные, информационно-пропагандистские, социально-экономические, правовые, специальные меры.

При этом следует подчеркнуть, что политические меры - это разработка самой политики противодействия коррупции, принятие общих, политических решений, выражающих волю к борьбе, а основные направления политики противодействия коррупции определяются Президентом РФ.

Сегодня является очевидным, что гражданский контроль не может быть эффективным без четкой политической воли по вопросу борьбы с преступностью.

Показательным примером политической воли, можно отметить расследование уголовного дела, возбужденного в октябре 2012 года Главным военным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации в отношении должностных лиц ДИО Минобороны России, а также лиц, выполнявших управленческие функции в дочерних и зависимых обществах по фактам мошенничества при реализации недвижимости, земельных участков и акций, принадлежащих ОАО «Оборонсервис». Впоследствии следователи возбудили и соединили с ним в одно производство еще 29 уголовных дел. Именно установление коррупционного признака, позволило впервые в новейшей истории России проявить политическую волю Президентом Российской Федерации, снявшим с должности Министра обороны А. Сердюкова.

Государственная антикоррупционная политика в системе государственной гражданской службы

2.1 Зарубежный опыт преодоления коррупции в органах системы государственной службы Коррупция в той или иной форме существует во многих зарубежных государствах, общепризнан ее международный характер...

Законодательные основы борьбы с коррупцией в России

Очевидно, что современные тенденции формирования российского правового порядка в сфере противодействия коррупции связаны с систематизацией антикоррупционного законодательства. При этом следует подчеркнуть...

Коррупция в органах государственной власти

Анализ международных актов, направленных на противодействие коррупции в государственном аппарате, а также юридической литературы позволил выявить ряд принципов, на которых должна осуществляться деятельность по противодействию коррупции...

Коррупция в органах государственной власти

Организационные основы противодействия коррупции регламентируются ст. 5 ФЗ «О противодействии коррупции», в рамках которой определены должностные лица и органы, осуществляющие противодействие коррупции, а также установлены функции...

Коррупция в сфере государственных и муниципальных заказов

Коррупция как социально-экономическое явление

В настоящее время выделяются два основных направления в борьбе с коррупцией: 1. борьба с внешними проявлениями коррупции, т.е. с конкретными коррупционерами...

Механизмы противодействия коррупции

Явление коррупции - угроза национальной безопасности. К такому выводу пришли участники заседания Совета законодателей рассмотрев вопрос о законодательном обеспечении противодействия коррупции...

Основные принципы противодействия коррупции

Правовой механизм противодействия коррупции на государственной гражданской службе Российской Федерации

Следует вспомнить, что официальное вознаграждение чиновников и государственных служащих в современном понимании появляется только в Британии XIX в. По данному вопросу Бурдье писал Bourdieu P. (2012) Sur lEtat. Cours au de France 1989 - 1992. Paris: Raisons dagir/Seuil, 2005. P. 443 - 447...

Правовые механизмы противодействия коррупции в сфере закупок

Борьба с коррупцией в системе закупок, как в государственном, так и в коммерческом секторах экономики, невозможна без комплексного подхода к решению этой сложной проблемы...

коррупция конституционный трудовой нормативный В 2006 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции от 31.10.2003 и Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999, которые, бесспорно...

Правовые основы противодействия коррупции

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: 1) признание...

Преодоление административных барьеров как способ борьбы с коррупцией

В России коррупция имеет многовековую историю, не случайно ее существование связывают с традициями, ментальностью населения, особенностями функционирования институтов власти. Чтобы коррупция стала неприемлемой для российского общества...

Противодействие коррупции в Российской Федерации

Компаративный анализ практик современных государств позволил выявить две типичные модели антикоррупционной политики, основанной на цивилизационной специфике стран Запада и Востока практического решения проблемы «коррупция - антикоррупция»...

Данная работа посвящена общей характеристике принципов противодействия коррупции и их роли в сфере предупреждения и пресечения коррупции.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, принципы, антикоррупционное законодательство, коррупционное правонарушение .

Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России остается достаточно высоким. Коррупционность государственных структур и должностных лиц препятствует поступательному развитию рыночной экономики, созданию и функционированию демократических институтов в стране и, как следствие, снижение доверия граждан и международной общественности к государственной власти.

Эффективность мер антикоррупционного противодействия со стороны государственных структур и институтов гражданского общества на сегодняшний день оставляет желать лучшего, так как система мер является недостаточно совершенной, сложной и дорогостоящей в реализации, а принципами противодействия коррупции зачастую многие и пренебрегают.

Значительная распространенность коррупции, негативные последствия, к которым она приводит, недостижение целей минимизации коррупционных проявлений на современном этапе свидетельствуют об актуальности рассмотрения принципов противодействия коррупции и их роли в сфере предупреждения и пресечения коррупции.

В системе исходных начал противодействия коррупции важное место принадлежит принци­пам, на которых должна строиться и осуществ­ляться указанная деятельность. В целях повышения эффективности антикоррупци­онной деятельности необходи­мо уточнение общей характеристики принци­пов и определения их роли в сфере предупреж­дения и пресечения коррупции .

Принципы - это основополагаю­щие начала в деятельности соответствующих структур и формирований по противодействию коррупции .

Основные основополагающие принципы борьбы с коррупцией закреплены в статье 3 Федерального закона Российской федерации от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1)признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2)законность;

3)публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4)неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5)комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6)приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7)сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами .

Но перечис­ленные принципы в законе лишь прописаны, их содержание не раскрывается. На практике, могут быть и иные принци­пы в зависимости от субъектов и видов воздей­ствия, а также различной интерпретации уже имеющихся принципов в законе.

Рассмотрим подробнее прописанные в законе принципы:

Принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина заключа­ется в том, что при осуществлении антикорруп­ционных мер государство гарантирует равенство прав и свобод лицам, подвергающимся воздейст­вию, независимо от пола, национальности, про­исхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, убеждений, а так­же других обстоятельств. Этот принцип является в определенной степени воплощением и конкретизацией принципа гуманизма.

Принцип законности выражается в том, что деятельность субъектов индивидуальной профилак­тики должна основываться и регулироваться на основе разработанной законодательной базы. Принцип законности вполне обоснованно считается одним из наибо­лее важных и универсальных принципов, имеющих суще­ственное значение для всех отраслей права. Его последовательное про­ведение в жизнь - непременное условие нормального функциониро­вания всего государственного механизма.

Содержание законности в государственном и муниципальном антикоррупционном управлении рассматривается с позиций нескольких находящихся в органическом единстве аспектов - прежде всего с точки зрения основных содержательных и процедурных составляющих законности: 1) правовой обоснованности принимаемых управленческих решений в целом и в плане противодействия коррупции в частности; 2) сложившихся в обществе традиций уважительного отношения к закону, обязательности исполнения его постановлений всеми субъектами управленческих отношений; 3) гарантированности прав, свобод и законных интересов граждан, их защиты от коррупционного унижения человеческого достоинства; 4) профессионализма и правовой культуры того, кто является «авто- ром» управленческого решения, и тех, кому поручена его реализация; 5) государственной и служебной дисциплины, строгости исполнения требований, предусмотренных законом процессуальных форм и методов разработки, принятия и реализации управленческого решения; 6) административных и должностных регламентов, создания комиссий по этике, контроля соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликтов интересов, перехода к работе по показателям эффективности служебной деятельности на основе личных заслуг и служебных достижений; 7) рациональности и юридической обоснованности использования материальных, политических, кадровых, информационных, духовно-нравственных и других ресурсов обеспечения законности.

Задача противодействия коррупции с помощью законодательных мер охватить развитие почти всей системы права. Государство должно располагать эффективными средствами контроля и надзора за надлежащим осуществлением законов и дру­гих нормативных актов в сфере антикоррупци­онной политики.

Реализация принципа публичности и от­крытости в деятельности государственных орга­нов и органов местного самоуправления, как принципа противодействия коррупции играет важную роль. Часть 6 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» закрепляет обязательность размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления. Принцип доступности информации о деятельности муниципальных служащих корреспондирует с принципом публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления, закрепленным ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". С развитием информационных сетей важное значение при реализации принципа доступности о деятельности муниципальных служащих приобретает размещение информации о деятельности органов местного самоуправления в сети Интернет на официальных сайтах органом местного самоуправления, а также в других источниках, размещенных в сети Интернет.

Данный принцип связан также с осуществлением следующих мер: обеспечение недопустимости ограничения доступа всех заинтересованных лиц к информа­ции о фактах коррупции, коррупциогенных фак­торах и мерах антикоррупционной политики; введение в практику обязательного анализа законопроектов и ведомственных правовых до­кументов на коррупциогенность; повыше­ния правовой грамотности населения с участием общественных объединений и средств массовой информации; поддержка и поощрение тех средств массо­вой информации и общественных объединений, которые занимаются антикоррупционной пропа­гандой, распространением идей законности и правопорядка в стране; постоянное информирование общества о реализации антикоррупционных программ в Рос­сии и за рубежом; публичное противостояние мифу о непобе­димости коррупции в стране .

Принцип неотвратимости ответственно­сти за совершение коррупционных правонару­шений - несмотря на то, что коррупционные противоправные посягательства относятся к кате­гории высоколатентных деяний, правоохрани­тельным органам в своей деятельности необходи­мо стремиться к тому, чтобы все участники кор­рупционных проявлений понесли заслуженное наказание за свои противозаконные действия. Под неотвратимостью ответственности понимают: обязательное применение уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия; обязательное воздействие на правонарушителя компетентных органов; негативную оценку правонарушения государством и обществом; реальность ее действия и осуществления. Закон называет в качестве одного из принципов именно неотвратимость ответственности за коррупционные правонарушения, имеет целью подчеркнуть серьезность антикоррупционной политики и ориентированность на конкретные итоги деятельности по противодействию коррупции. Данный принцип означает, что за каждый факт коррупционного нарушения (при условии доказательства вины, разумеется) должно назначаться адекватное наказание. С этой целью необходимо дальнейшее со­вершенствование оперативно-розыскной дея­тельности в целях выявления, раскрытия, пресе­чения и предупреждения преступлений, связан­ных с коррупцией .

Неотвратимость ответственности, будучи реально обеспеченной усилиями государства, демонстрирует его решимость реально проводить антикоррупционную политику, исключая безнаказанность коррупционеров. Данный принцип связан с таким руководящим началом антикоррупционного права, как признание повышенной общественной опасности коррупционных правонарушений лиц, замещающих должности, предусмотренные Конституцией и иными законами государства. Речь идет о том, что государство относит коррупционные преступления к тяжким и устанавливает за их совершение суровые санкции, допускает возможность применения конфискации. И здесь уместно сказать о необходимости концентрации усилий на борьбу с верхушечной коррупцией (коррупция высших должностных лиц). Данная борьба должна распространяться на всех уровнях власти (федеральный, региональный, местный) и чем выше статус должностного лица, тем более кратным в отношении него должны быть применены санкции. К примеру, Н. В. Щедрин предлагает связать жесткость ограничений с классификацией государственных должностей, а также со статусом законодательного органа .

Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер отражает специфику коррупции как явления, требующего адекватного и системного реагирования.

Комплексность использования мер противодействия коррупции ориентирована как на профилактическую работу, так и на непосредственную борьбу с коррупционными проявлениями и ликвидацию их последствий. Вдумчивое отношение к реализации данного принципа на практике позволит избежать перегибов, показательных процессов, превратив рассматриваемую деятельность в один из компонентов государственного управления.

Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции - этот принцип задает тон реализации всего массива нормативных актов о публичной гражданской службе, а также тех нормативных актов, которые определяют порядок реализации прав граждан и организаций в административных отношениях. Нормативная база деятельности государственных и муниципальных служащих не должна быть коррупциогенной и «подталкивать» их к произвольному правоприменению. Важную роль в реализации этого принципа должно сыграть само общество.

Принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами подчеркивает общесоциальный характер проблемы коррупции .

Для подлинного сотрудничества государства и общества необходимо немало условий, многие из которых ещё не сложились в нашей стране. К таким условиям следует отнести: высокий уровень развития демократических институтов, политическую и гражданскую активность населения, настоящую свободу и независимость прессы, реальную прозрачность действий власти и ее подконтрольность институтам гражданского общества. Данный принцип наиболее слабо реализован как в тексте комментируемого Закона, так и в действующем российском законодательстве.

Можно сделать выводы, что коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией.

Таким образом, сложившаяся криминологиче­ская ситуация предопределяет необходимость вы­работки эффективной государственной программы противодействия коррупции, разработки действен­ной нормативно-правовой базы, основу которой должны составить соответствующие принципы, закрепленные на уровне основ конституционного строя современной России и реализованные в практической деятельности различных субъектов.

Необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятийного механизма. Одним из главных принципов борьбы с коррупцией и организованной преступностью должны быть гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, средств массовой информации, граждан и общественных формирований, формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан, в том числе путем использования возможностей СМИ.

Государство является определенным способом организации общества. Оно не существует изолированно от окружающей его общественной среды. Поэтому именно от активности свободных, ответственных людей, их жизненной энергии, уровня гражданской, правовой, политической культуры и образования зависит построение правового, эффективного государства, в котором побеждена коррупция.

При четком и добросовестном выполнении всех перечисленных в работе принципов, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личной заинтересованности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка в стране, появится шанс миновать криминализацию всех сфер жизни путем коррупции, также это будет служить важнейшим шагом вперед на пути построения гражданского общества.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) // Правовая система «Консультант плюс»

2.Ожегов СИ., Шведова Н.Ю, Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп. - М.,
1998. - С. 397.

3. Коннов И.А., Зеленин Н.И. Проблемы коррупции в России и пути их решения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 9. С. 278

4. Противодействие коррупции: учебник и практикум для академического бакалав- риата / под общ. ред. Е. В. Охотского. - 2-е изд., испр. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 367 с. - Серия: Бакалавр. Академический курс.

5. Годунов И.В. Основы противодействия коррупции: учебник / вступ. Статья Н.Д. Никандров - Москва: Российская академия образования, Университет Российской академии образования, Научно-исследовательский институт противодействия организованной преступности 2013. - 302 с.

6. Противодействие коррупции: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. М. Е. Жихаревич, Т. Б. Пасман; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Американская ассоциация юристов, 2013. - 200 с. - (Из серии: Уголовное право).

7. Щедрин Н.В. О принципах противодействия коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. - 2013. - №1. - с.280-284.

Екимова Олеся Алексеевна – студент (ка) 3 курса группы 1103-02и (542) юридического факультета Псковского государственного Университета.

«КОРРУПЦИЯ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ, ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИИ И БОРЬБЫ С НЕЙ И (ИЛИ) ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ КОРРУПЦИОННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ»

Определение "corrumpere" в римском праве трактовалось самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" – ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях"

Федеральный закон «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ» определяет понятие коррупции как - злоупотребление служебным положением , дача взятки , получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления.

Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны – представители легального и нелегального частного сектора .

Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.

Современная коррупцияэто не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.

Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

1) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

Государственная коррупция (коррупция госчиновников); – коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); – политическая коррупция (коррупция политических деятелей).

2) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица; – подкуп по инициативе просителя.

3) В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:

Индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); – криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4) В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

Денежные взятки; – обмен услугами (патронаж, непотизм).

5) В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:

Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции , если рассматривать его в системной связи с принципом комплексности мер, ориентирует на организацию повседневной работы в нормальном режиме, воспитание в обществе нетерпимости к коррупции, поднятие престижа публичной гражданской службы и обеспечение ее стабильности, воспитание нового поколения государственных и муниципальных служащих. Этот принцип задает тон реализации всего массива нормативных актов о публичной гражданской службе, а также тех нормативных актов, которые определяют порядок реализации прав граждан и организаций в административных отношениях. Нормативная база деятельности государственных и муниципальных служащих не должна быть коррупциогенной и «подталкивать» их к произвольному правоприменению. Важную роль в реализации этого принципа должно сыграть само общество.

Антикоррупционная политика Российской Федерации

Меры по противодействию и борьбе с коррупцией являются приоритетными для России на современном этапе. Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок. Коррупция в государственных структурах препятствует развитию государственного управления , влечет за собой огромные дополнительные затраты со стороны бизнеса и населения, что в целом тормозит экономическое развитие страны.

Указом Президента Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 был создан Совет при Президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией, в рамках которого работали две комиссии: Комиссия по противодействию коррупции и Комиссия по разрешению конфликта интересов. С 2008 года действует Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции.

В последние годы Россия предпринимает активные действия по совершенствованию своей законодательной базы, приведению ее в соответствии с мировыми нормами. Так Федеральным законом от 8 марта 2006 г. №40-ФЗ ратифицирована Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Кроме того, Россия является активным членом Антикоррупционной Сети для стран с переходной экономикой и ежегодно представляет национальный отчет по самоанализу в области противодействия коррупции.

В 1993 г. Верховным Советом РФ был принят Закон РФ "О борьбе с коррупцией", но он так и не был подписан президентом. В 1995 г. и 1997 г. были приняты Государственной Думой и одобрены Советом Федерации Федерального Собрания РФ соответственно второй и третий проекты Федерального закона РФ "О борьбе с коррупцией" и также отклонены Президентом РФ.

В Государственной Думе третьего созыва антикоррупционный законопроект "О противодействии коррупции" дошел лишь до первого чтения. По мнению юристов, этот документ призван не столько направлять борьбу с коррупцией, сколько имитировать ее.

Некоторое изменение ситуации в области противодействия коррупции было связано с подписанием Россией международных документов. 9 мая 2006 г. постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин в Нью-Йорке официально передал в Секретариат ООН грамоту о ратификации Россией Конвенции ООН против коррупции от 01.01.01 года. Федеральный закон "О ратификации Конвенции ООН против коррупции" был подписан Президентом РФ 8 марта 2006 года.

Следует подчеркнуть, что в России проблема коррупции является одной из самых актуальных. Помимо того, что происходит ослабление национальной экономики, должностные лица неэффективно осуществляют свои полномочия. Пораженное коррупцией государство не может успешно осуществлять свою политику.

Проблемы противодействия коррупции

В области нормативного регулирования наиболее слабым звеном противодействия коррупции в Российской Федерации являются:

1. несовершенство внутригосударственного уголовно-процессуального законодательства, регулирующего сферу доказывания по уголовным делам. Предмет доказывания коррупции является наиболее сложным, содержит специфические факторы, присущие только этому преступлению, но они не нашли законодательного разрешения в уголовном процессе . Преступная деятельность коррупционеров усилена их должностным положением, что создает реальные возможности для нейтрализации доказательств. Эти обстоятельства требуют адекватных законодательных процедур, направленных на устранение таких препятствий;

2. полное отсутствие уголовно-процессуальных норм в действующем УПК РФ, регулирующих международное сотрудничество по уголовным делам;

3. действующие международные договоры РФ не восполняют названных пробелов, но опираются на обязательность ключевого правила взаимодействия – применение внутригосударственных уголовно-процессуальных норм при исполнении международных поручений иностранных государств. Этим подчеркивается необходимость развития и совершенствования национального процессуального законодательства;

4. несовершенство национального уголовно-процессуального законодательства и действующих международных договоров РФ по оказанию правовой помощи по уголовным делам, отсутствие специального регламентирования международного сотрудничества в сфере уголовной юстиции исключает страну из позитивного взаимодействия с другими государствами, не решает ее внутренних проблем, в том числе и в вопросах коррупции, создает условия и предпосылки для заполнения правового вакуума иностранными правовыми системами в ущерб интересам России.

Подводя итоги можно сделать выводы, что коррупция становится нормой, а не исключением, в том числе и среди политической, правящей и экономической элиты. Правоохранительные органы, сами отчасти пораженные коррупцией, не имеют достаточных возможностей и необходимой реальной независимости для борьбы с институциональной коррупцией.

Выявляются несколько главных важнейших моментов, которые требуют незамедлительного решения, и промедление разрешения которых сделает практически невозможным процесс борьбы с ними. Это такие вопросы как:

а) необходимо совершенствование действующего законодательства, выработка единого понятийного механизма и принятие новых законодательных актов: закона «О борьбе с организованной преступностью», закона «О лоббизме», «Основ государственной политики в борьбе с коррупцией».

б) одним из главных принципов борьбы с коррупцией и организованной преступностью должны быть гласность и прозрачность деятельности органов судебной и исполнительной власти, средств массовой информации , граждан и общественных формирований;

в) исключение из санкций статей об ответственности за должностные преступления всех основных видов наказания, кроме лишения свободы, причем на срок не ниже двух лет, а за преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ (Незаконное участие в предпринимательской деятельности), – не ниже пяти лет; установление за совершение этих преступлений абсолютно определенных санкций с запрещением применять ст. ст. 64 (Назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление) и 65 (Назначения наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении) УК РФ и включением в санкции таких дополнительных наказаний, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград и конфискация имущества;

г) создание постоянно действующего общефедерального специализированного органа по предупреждению и борьбе с коррупцией в целях осуществления постоянной антикоррупционной политики государства, для эффективности и добросовестности работы которого надо создать всего два условия: тщательный, скрупулезный подбор кадров (наличие высшего образования , чистейшая репутация, уважение общества) и высочайшая зарплата работников этих служб. Важнейшими задачами которого, было бы следить за исполнением закона о коррупции, проверка декларации о доходах, особенно если у служащего зарплата совершенно не соответствует наличию у него атрибутов роскошной жизни. Финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах мира, например в США. Такое положение есть и в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц (ст. 8).

д) повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов , внедрение в их работу современных информационных технологий, гарантия их безопасности, существенное повышение заработной платы государственных работников.

е) формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан, в том числе путем использования возможностей СМИ.

В завершении остается подчеркнуть, что при четком и добросовестном выполнении всех выше перечисленных задач, сплоченности общества в борьбе с любыми видами проявлений коррупции, личной заинтересованности правоохранительных органов по обеспечению правопорядка в стране, у МБУК ГЦИИ появляется шанс миновать коррупционную составляющую в деятельности учреждения, также это будет служить важнейшим шагом вперед на пути дальнейшего развития учреждения.

Мигачев право: учебник.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство Эксмо, 2005.- С. 485-490

  • §4. Основные принципы противодействия коррупции
  • §5. Субъекты противодействия коррупции и их полномочия
  • Глава 2. Меры профилактики коррупции §1. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов
  • §2. Организационные и правовые способы исключения необоснованного вмешательства в деятельность государственных служащих в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений
  • §3. Антикоррупционные ограничения, налагаемые на гражданина, ранее замещавшего должность государственной службы
  • §4. Общественный и парламентский контроль в сфере противодействия коррупции
  • Глава 3. Правовое положение государственного служащего в связи с обеспечением профилактики коррупции
  • §1. Квалификационные требования к гражданам, претендующим на замещение должностей государственной службы
  • §2. Основные права государственного служащего, связанные с осуществлением профессиональных обязанностей
  • §3. Основные антикоррупционные обязанности государственного служащего и требования к его служебному поведению
  • §4. Антикоррупционные запреты в связи с прохождением государственной службы
  • Глава 4. Конфликт интересов на государственной службе §1. Понятие и содержание конфликта интересов на государственной службе
  • §2. Полномочия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов
  • §3. Обязанности государственного служащего и представителя его нанимателя по предотвращению конфликта интересов
  • §2. Административные процедуры исполнения государственной функции (предоставления государственной услуги)
  • §3. Контроль за исполнением административных регламентов и обжалование их нарушений
  • Глава 6. Предупреждение коррупционных рисков при размещении заказов для государственных нужд §1. Правовые основы предупреждения коррупции при размещении заказов для государственных нужд
  • §2. Антикоррупционное обеспечение способов размещения заказов
  • §3. Антикоррупционные требования к участникам размещения заказов и специализированным организациям
  • §4. Коррупционные риски при выполнении ниокр и их предупреждение
  • §2. Полномочия и ответственность представителей органа государственного контроля (надзора) при проведении проверки
  • §3. Плановая и внеплановая проверки. Антикоррупционные требования к их проведению
  • §4. Основные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с проверкой
  • Глава 8. Ответственность за коррупционные правонарушения §1. Ответственность физических и юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений
  • §2. Уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения
  • §2. Субъекты, осуществляющие проверку и их полномочия
  • §3. Предмет проверки и основания ее осуществления
  • §4. Административные процедуры проведения проверки
  • §5. Использование результатов проверки
  • Глава 10. Антикоррупционный мониторинг §1. Предмет, задачи и цели антикоррупционного мониторинга
  • §2. Мониторинг уголовной и судебной правоприменительной практики борьбы с коррупцией
  • Сведения о применении судами максимальных санкций уголовного наказания к виновным в совершении отдельных коррупционных преступлений в 2007-2009 гг. (в %)
  • Сравнительная информация о редко и часто назначаемых видах уголовного наказания за совершение отдельных коррупционных преступлений в России в 2007-2009 гг.
  • §2. Перспективные направления общественно-государственного антикоррупционного взаимодействия
  • Практикум по усвоению учебного материала Глоссарий
  • Вопросы для самопроверки и подготовки к экзаменации
  • §4. Основные принципы противодействия коррупции

    Принципы, на которых основывается деятельность по противодействию коррупции, исходя из тех, которые определены в ст. 3Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", можно условно разделить на общеправовые и специальные.

    Общеправовое значение имеют принципы: признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; законности; публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

    Специальное правовое значение для целей противодействия коррупции можно отвести принципам: комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетного применения мер по предупреждению коррупции; сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

    Сочетание названных принципов противодействия коррупции приобретает смысл при рассмотрении функционального их предназначении.

    Во-первых, деятельность по противодействию коррупции строится на использовании разных мер, как карательных, так и профилактических. Во-вторых, эти принципы разновекторны, потому что ориентированы на разных участников противодействия коррупции из числа широкого круга субъектов (органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, международные организации, физические лица). Такое положение порождает высокие риски выхода за рамки законности тех субъектов противодействия коррупции, которые не имеют ни специальной, ни профессиональной подготовки и навыков в осуществлении противодействия коррупции. К сожалению, антикоррупционный опыт российской истории показывает, что цели противодействия коррупции на практике зачастую обретают свойства коньюктурных соображений, а порой и противоправных по содержанию деяний со стороны тех, кто призван осуществлять истинное противодействие. В этой связи актуальность приобретает утверждение знаменитого французского мыслителя К. Гельвеция о том, что знание некоторых принципов легко замещает незнание некоторых фактов.

    В конечном счете, образованным сочетанием принципов можно подчеркнуть, что противодействие коррупции имеет общие правовые основания для всех без исключения субъектов, участвующих в этом. В этой связи практический смысл имеет анализ содержания тех принципов, при соблюдении которых вероятно широкое взаимодействие разных субъектов противодействия коррупции.

    Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия коррупции предусматривает не только координацию действий субъектов, участвующих в процессе реализации данных мер. Начала данного принципа заложены в деятельности Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, в рамках которого можно отмечать ответственное представительство по каждому из направлений, комплексно составляющих рассматриваемый принцип. Наряду с этим комплексный характер применения перечисленных мер противодействия коррупции отражается в Национальных планахпротиводействия коррупции иНациональной стратегиипротиводействия коррупции.

    В этой связи следует отметить что риски, связанные с противодействием коррупции "в слепую" в корне своем исключены. Между тем реализация рассматриваемого принципа должна иметь свойство такого сочетания, при котором реализация одного из направлений, по возможности, учитывала его последствия для иного самостоятельного направления противодействия коррупции. Важно подчеркнуть, что самодеятельное исполнение направлений (особенно на уровне субъектов Российской Федерации) недопустимо и чревато образованием результатов, противных ожидаемым. Так, например, дополнительное стимулирование служащих, исполняющих должностные обязанности в условиях повышенных коррупционных рисков, так называемым "компенсационным пакетом", без надлежащей организации работы по соблюдению требований к служебному поведению, как минимум, будет дискредитировать предпринимаемые меры предупреждения коррупции.

    Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных, прежде всего, на устранение причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям. Названный принцип требует комплексного исполнения. Например, по результатам проведенных органами прокуратуры проверок, в ходе которых были выявлены недостатки законодательства, способствовавшие коррупционным проявлениям, могут быть предприняты наряду с мерами прокурорского реагирования и содержательно обоснованные правотворческие инициативы, исключающие коррупционные детерминанты на законодательном уровне. Кроме того данный принцип предполагает взвешенный подход к избранию мер не только в рамках их степени (карательные и предупредительные, в пользу последних). Важно еще и правильное сочетание общих и специальных мер предупреждения коррупционных проявлений.

    В этой связи обратимся в основе к тому же примеру, но в ином его содержании. Так, внедрение механизмов дополнительного внутреннего контроля деятельности служащих, обязанности которых подвержены риску коррупционных проявлений (посредством применения технических средств, как то установление в служебных помещениях веб-камер), должно быть оправдано в применении только тогда, когда иные меры, прежде всего общего предупреждения (например, тот же "компенсационный пакет") нерезультативны. Иными словами, специальные средства предупреждения коррупции в виде чрезмерного "закручивания гаек" (к тому же, часто напускного), в условиях срабатывания иных мер могут принести больше вреда, чем пользы.

    Наряду с этим, для правильной реализации рассматриваемого принципа непременно важным является понимание пределов профилактической деятельности, очерченных статусом и функциям различных субъектов, участвующих в противодействии коррупции. Анализ правоприменительной практики показывает, что недостаточность или отсутствие компетенции у организаторов (исполнителей) в деятельности по предупреждению коррупции в решающей степени предопределяет просчеты, ошибки и системные неудачи для общих целей противодействия коррупции. Так, например, проведение антикоррупционной экспертизы правовых актов разработчиками этих актов, может оказаться не только необъективным, но и неправомочным для целей устранения "выявленных" коррупциогенных норм, и особенно в тех случаях, когда проведением экспертизы осуществляли не уполномоченные субъекты.

    Принципу сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами в противодействии коррупции уделено особое внимание в антикоррупционных конвенциях. Так, например, в статье 13Конвенции ООН против коррупции, отмечается необходимость оказания со стороны государственных институтов содействия активному участию "отдельных лиц и групп за пределами публичного сектора, таких как гражданское общество, неправительственные организации и организации, функционирующие на базе общин, в предупреждении коррупции и борьбе с ней". Исходя из рекомендуемых конвенций мер по участию институтов гражданского общества в противодействии коррупции, можно выделить те из них, реализация которых актуальна для нынешней российской действительности. В конвенционном прочтении, это меры, связанные:

    1) с усилением прозрачности и содействия вовлечению населения в процессы принятия решений;

    2) с обеспечением для населения эффективности доступа к информации;

    3) с проведением мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции, а также осуществлением программ публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах.

    В плоскости имплементации указанных положений в отечественную практику можно отмечать следующее.

    Реализацию первой меры можно использовать в широком диапазоне. В частности ее можно усматривать в условиях реформирования моделей социально-экономической и административной политики государства, в соответствии с которыми диктуется необходимость нового осмысления места и роли некоммерческих организаций, предполагающих, в том числе и разгосударствление рынка оказания ряда услуг, ранее выступавших предметом монополии со стороны государства. Очевидные правовые основания участия населения в принятии управленческих решений можно рассматривать в контексте требований Федерального законаот 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (вп. 53 ст. 2). В нормах природоресурсного законодательства повсеместно отмечается обязательность участия граждан, общественных и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав в соответствующей сфере, а также участие в подготовке решений, реализация которых может повлечь неблагоприятные последствия для них. В частности такие положения содержатся вст. 3и12Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", вп. 4 ст. 1Земельного кодекса Российской Федерации, вп. 6 ст. 3Водного кодекса Российской Федерации.

    Достаточно отмечается и нормативных правовых оснований для реализации второй меры участия граждан в деятельности по предупреждению коррупции, а именно, связанной с обеспечением для населения эффективности доступа к информации. В соответствии со ст. 38Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В целевом предназначении для противодействия коррупции свойстве можно оценивать нормыФедерального законаот 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в которых предусмотрен комплекс решений по вопросам, связанным с порядком обеспечения доступа граждан к информации.

    Реализацию третьей меры, касающейся формирования информационного поля нетерпимости в отношении коррупции, в том числе посредством реализации образовательных программ самого разного уровня, необходимо связывать не просто с активным использованием современных телекоммуникационных и образовательных технологий. Информационное обеспечение всего лишь форма, которая может иметь постоянные либо переменные свойства. Гораздо важнее содержание и механизмы подачи (преподнесения) материала антикоррупционной направленности, которые не должны быть безликими, а напротив, иметь адресность и профессионально-компетентное сопровождение.

    Например, для предпринимательского сообщества конструктивными будут те антикоррупционные программы (образовательные, информационные), содержание которым задают не эксперты, оценивающие на третейских правах коррупционные ситуации, а ответственные лица органов государственной власти, имеющие соответствующие полномочия по предупреждению коррупции и реагированию на ее проявления.

    Ответ студента (01.03.2015)

    Основные принципы противодействия коррупции. Понятие коррупции по ФЗ «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, коррупция: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица; Понятие коррупции очень многогранно, тем точнее надо разделить ее по видовым признакам для того, что бы легче было понимать, с чем и как бороться. Коррупцию можно разделить, по субъектному составу на: - высшую коррупцию, которая охватывает политиков, государственных чиновников федерального уровня и сопряжена с принятием законов и решений на высшем уровне: в Правительстве РФ, Федеральном Собрании РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, Верховном Суде РФ и иных федеральных органах, а также на уровне субъекта РФ. Данный вид коррупции охватывает высшее чиновничество и сопряжен с принятием решений, имеющих высокую цену – это принятие законов, изменение формы собственности (приватизация), государственные заказы, контракты, выдачи лицензий на использование недр и т.д. На этом уровне происходит и политический протекционизм, и клиентизм, и непотизм, и лоббизм, и подкуп избирателей, и проведение «грязных» выборных компаний; - низовую коррупцию, происходящую при непосредственном взаимодействии человека с представителями органов местного самоуправления; - особую коррупцию, проявляющееся в негосударственных организациях, сотрудники которых (коммерческих или некоммерческих) также могут распоряжаться не принадлежащими им материальными средствами для личной выгоды, т.е. они совершают действия, нарушающие интересы представляемых организаций, в пользу третьих лиц, или организаций, получающих от этого свои выгоды. Например, получение кредитных средств под несуществующие инновационные проекты с последующим исчезновением, как денег, так и людей, получающих их. По объекту воздействия: - коррупция в органах законодательной власти, которая проявляется в форме взяточничества для принятия нужного решения, лоббизма, протекционизма, назначения на должности "нужных людей" или родственников в иные органы государства. Вред от этого вида коррупционного проявления огромен, так как создаваемые и изменяемые правовые нормы отражают не общегосударственные интересы, а узко корпоративные и корыстные, что приводит к социальному неравенству, политической апатии населения и недоверию последнего в демократические ценности; - коррупция в органах исполнительной власти, особенностью которой является неправомерная деятельность при исполнении чиновниками своих служебных полномочий при реализации управленческих решений. Сюда входит: подкуп, хищения, взяточничество, злоупотребления служебным положением, лоббизм, протекционизм, предоставление служебной информации и др.; - коррупция в судебных органах, влекущая за собой тяжкие последствия "не наказания" виновных, разрешение дел, исходя из "телефонного права", и проявляющаяся, главным образом, во взяточничестве и подкупе. - коррупция в органах местного самоуправления, которая во многом повторяет коррупцию в органах исполнительной и законодательной власти и характеризуется "меньшим размахом" коррупционных правонарушений; - коррупция в коммерческих и некоммерческих организациях, которая еще требует серьезного осмысления в российском праве. По характеру воздействия на регулируемые отношения: - уголовно наказуемые преступления; - гражданско – правовые нарушения; - административные и дисциплинарные проступки; - злоупотребления публичным статусом: лоббизм, непотизм, протекционизм, предоставление служебной информации третьим лицам, переход на руководящие должности в коммерческие и некоммерческие организации и т.п. По своему охвату (размерам): - региональная, действующая в определенном регионе и зависящая от многих факторов. - национальную, действующую в рамках одной страны, одной системы права; - межнациональную (международную), охватывающую своим действием несколько государств. Основные принципы противодействия коррупции Как установлено в ФЗ «О противодействии коррупции» - противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочии. Основными принципами противодействия коррупции являются: 1. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина устанавливаются Конституцией Российской Федерации в качестве обязанности государства. Это означает, что данное отношение к правам и свободам человека должно быть присуще любой государственной деятельности, в том числе по противодействию коррупции. 2. Законность как принцип противодействия коррупции имеет несколько проявлений. Во-первых, это придание "законной" юридической формы предписаниям, направленным на противодействие коррупции. Нормы права, определяющие то или иное поведение как коррупционное, устанавливающие запреты, ограничения, обязанности, должны содержаться в нормативных правовых актах определенных формы и уровня. Во-вторых, должностные лица, осуществляющие борьбу с коррупцией (пресечение, раскрытие, расследование, предупреждение коррупционных правонарушений), должны обладать полномочиями (компетенцией) на осуществление данной деятельности. В-третьих, привлечение к юридической ответственности за нарушение норм о противодействии коррупции должно отвечать закрепленным в действующем законодательстве правилам привлечения к ответственности. При этом права и интересы привлекаемых лиц должны быть в полной мере соблюдены. 3. Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Данный принцип в сфере противодействия коррупции должен найти отражение в двух аспектах. Во-первых, публичность деятельности государственных органов и органов местного самоуправления выражается в публичном характере государственного преследования за коррупционные правонарушения. Во-вторых, открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления показывает степень общественного контроля за государственным аппаратом, степень соучастия членов гражданского общества в решении государственных и муниципальных дел. 4.Неотвратимость ответственности это и есть максимальная вероятность привлечения к ответственности. Данный показатель обеспечивается в первую очередь работой правоохранительных органов, в ведении которых находится расследование коррупционных правонарушений. Важную роль здесь играет подготовка высококвалифицированных профессиональных кадров, способных справляться с поставленными задачами. 5.Комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер. Коррупция представляет собой определенную степень социального заболевания всего общественного организма, выражающуюся в незаконном перераспределении материальных благ с использованием своего служебного положения. Решение данной проблемы в значительной степени лежит в русле создания такой системы распределения материальных благ, которая в глазах общества выглядит экономически эффективной и социально оправданной. Решение данной задачи требует включения всех мер социального воздействия - от правовых до информационно-пропагандистских. 6. Принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции ориентирует на организацию повседневной работы в нормальном режиме, воспитание в обществе нетерпимости к коррупции, поднятие престижа публичной гражданской службы и обеспечение ее стабильности, воспитание нового поколения государственных и муниципальных служащих. Этот принцип задает тон реализации всего массива нормативных актов о публичной гражданской службе, а также тех нормативных актов,которые определяют порядок реализации прав граждан и организаций в административных отношениях. Нормативная база деятельности государственных и муниципальных служащих не должна быть коррупциогенной и подталкивать их к произвольному правоприменению. Важную роль в реализации этого принципа играет на само общество. 7.Сотрудничество. Данный принцип предполагает -высокий уровень развития демократических институтов -подлинный плюрализм мнений -свободу и независимость прессы -реальную прозрачность действий власти и ее подконтрольность институтам гражданского общества. Только при объединении усилий общества и государства, направленных на реализацию указных принципов противодействии, коррупции возможно добиться желаемого результата в этой сфере.

    Ответ студента (08.08.2015)

    Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: признание, обеспечение, защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

    Ответ студента (14.09.2015)

    Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: - по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); - по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); - по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: - признание, обеспечение, защита основных прав и свобод человека и гражданина; - законность; - публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; - неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; - комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; - приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; - сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению; совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью; введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечение независимости средств массовой информации; совершенствование организации деятельности правоохранительных и контролирующих органов по противодействию коррупции; совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и муниципальной помощи), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; укрепление международного сотрудничества и развитие эффективных форм сотрудничества с правоохранительными органами и со специальными службами, с подразделениями финансовой разведки и другими компетентными органами иностранных государств и международными организациями в области противодействия коррупции и розыска, конфискации и репатриации имущества, полученного коррупционным путем и находящегося за рубежом; усиление контроля за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц; передача части функций государственных органов саморегулируемым организациям, а также иным негосударственным организациям; оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах.

    Выбор редакции
    СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

    Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

    Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

    Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
    Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
    В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
    ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
    30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
    В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...