Конспект занятия по безопасности в средней группе "Не шути с огнём!". "Огонь друг,огонь враг".(средняя группа) Физкультминутка по пожарной безопасности для дошкольников


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА “ СОЗВЕЗДИЕ “

СТУДИЯ РАННЕГО РАЗВИТИЯ “ ЛУЧ “

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Человеку друг огонь, только зря его не тронь!

Cоставитель:

педагог дополнительного образования

К АЛАШНИКОВА Т.В.

г.Краснодар

Пояснительная записка: Занятие по теме: “ Человеку друг огонь, только зря его не тронь! “ проводится в студии раннего развития “Луч” c детьми старшего дошкольного возраста. Материал и формы работы подобраны с учётом уровня развития детей, приближены к естественным для ребёнка видам деятельности. Это игры, беседы, общение со взрослыми, физкультурные разминки, анализ и обыгрывание конкретных жизненных ситуаций. Используется большое количество наглядного и раздаточного материала. Очень важно закрепить у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека и о правилах пользования ими. Дети узнают, что надо делать, если произошло короткое замыкание, случился пожар, если увидели непотушенный костёр и о многих других опасных жизненных ситуациях.

Оборудование: Плакаты с изображением на тему: “ Не играй с огнём! “, карточки с условными обозначениями средств тушения и средств оповещения, карточки с буквами для составления ответов на загадки, большой красный шар, игрушечный зайчик, утюжок, карточки с изображением различных движений для проведения физкультминутки.

Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.
Задачи: Обучающие

    Дать понять детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

    Познакомить с работой службы спасения “ 01 “.

    Придумывать рассказы по предложенным картинкам.

Воспитательные

    Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

    Воспитывать чувство благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

    Пробудить интерес к работе пожарных.

    Учить детей быть осторожными в обращении с огнём.

    Вызывать желание помогать людям в беде.

    Прививать чувство ответственности.

    Формировать умение сотрудничать, соблюдать правила игры в группе, в коллективе.

Развивающие

    Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей.

    Развивать зрительную и слуховую память, произвольное внимание, речь детей.

    Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

План проведения I .Вводная часть. Сказка про Зайчика.
II .Основная часть.
    Игра “ Если возник пожар “. Беседа на тему: “ Огонь – друг, огонь – враг “. Физкультминутка “ Пожарный “ Конкурс “ Загадка – для ума зарядка “.
Не играй с огнём! средств тушения и средств оповещения. III . Заключительная часть. Подведение итогов.

C казка про Зайчика
Педагог показывает детям Зайчика и маленький утюжок.

Педагог: Жил – был Зайчик. Однажды его пригласили на день рождения. Когда идёшь в гости, надо надевать нарядную одежду. Зайчик решил погладить рубашку, включил утюг и поставил его на рубашку вот так. Но в это время по телевизору стали показывать любимый мультфильм Зайчика “ Ну, погоди! “. Зайчик оставил утюг и пошёл смотреть мультфильм.

А утюг всё нагревался и нагревался. Сначала задымилась и загорелась рубашка, потом загорелась гладильная доска, затем – занавеска. Когда Зайчик вернулся в комнату, там горело всё.


Вопросы к детям:
    Почему случился пожар? Что Зайчик сделал неправильно? Что делать Зайчику, когда пожар уже начался? Что будет, если Зайчик спрячется?
(Ответы детей).

Педагог: Правильно, нельзя включать утюг, оставлять его и уходить. Утюг, телевизор и другие электрические приборы должны включать взрослые. Нельзя прятаться, если дома возник пожар. Надо убегать на улицу из помещения, которое горит, звать на помощь взрослых. Не надо пытаться тушить пожар. Тушат пожары люди, которые умеют это делать. Пожарники или спасатели. А кто знает, по какому телефону можно вызвать спасателей?

Дети: По телефону 01.

Педагог: В одном доме с Зайчиком, по соседству жил умный Ёжик. Он почувствовал запах дыма, забежал в квартиру к Зайчику. Ёжик не растерялся. Он быстро выключил утюг, вывел на улицу Зайчика и вызвал пожарную команду. Пожар потушили. А Зайчик понял, что не надо сразу делать много дел и теперь очень внимательно следит за электрическими приборами.

Игра “ Если возник пожар “

Дети стоят в кругу. У ведущего в руках красный воздушный шар. Играющий должен сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому.

Раньше, если был пожар,

Ввысь взмывал сигнальный шар.

Этот красный шар недаром

Звал людей на бой с… (пожаром).

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар.

Там всегда грозить нам будет

Злой и страшный враг… (пожар).

Если младшая сестричка

Зажигает в доме спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те … (отнять).

Хочу, чтоб знали все друзья:

Играть со спичками… (нельзя).

Ребёнок, спички не тронь,

Всё может погубить … (огонь).

Раз, два, три, четыре,

У кого пожар в … (квартире)?

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил … (утюг)?

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками … (играл)?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом)?

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жёг … (листву)?

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые … (предметы)?

Дым и огонь кругом, кошмар,

Звони 01 и кричи … (пожар)!

Дым увидел - не зевай,

И пожарных …(вызывай)!

Помни, каждый гражданин,

Этот номер - …(01)!

Беседа на тему “ Огонь – друг, огонь – враг”

Вопросы к детям :

    Где можно встретиться с огнём?

    Для чего нужен огонь ?

( Ответы детей).

Педагог: Огонь помогает нам. На огне готовят еду. Огонь согревает нас в холода. Огонь светит нам, когда темно. Сила огня велика. Он заставляет работать машины, двигает пароходы и поезда, запускает ракеты и космические корабли. Но когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. В пламени горит всё: жилища, посевы, скот, леса, целые деревни и даже города. Из доброго слуги человека огонь превращается в страшного и злого огнедышащего дракона.

1 – ый ребёнок: Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь!

Если будешь баловать,

То беды не миновать,

От огня не сдобровать.

2 – ой ребёнок: Знайте, в гневе он сердит,

Ничего не пощадит.

Уничтожить может школу,

Поле хлебное, твой дом,

И у дома всё кругом.

3 – ий ребёнок: И, взметнувшись до небес,

Перекинуться на лес.

Гибнут в пламени пожара

Даже люди иногда.

Это помните всегда!

4 – ый ребёнок: Знай, дружок, что ты не вправе,

Ненароком, для забавы

Братьев меньших обижать,

Дом лесной их поджигать!

Ты прекрасным летним днём

Не играй в лесу с огнём!

5 – ый ребёнок: Добрый огонь может быть злым,

Если играться будешь ты с ним!

Чтобы не было беды,

Спички в руки не бери!

Педагог: Беда может нагрянуть внезапно, когда её не ждёшь. Что же делать в таком случае? При появлении дыма и огня надо вызвать по телефону 01 пожарную команду, дождаться ответа и сообщить свой адрес. А знаете ли вы, что служба спасения работает днём, и ночью, то есть круглосуточно. Почему? (Ответы детей ). А каким должен быть человек, который готов прийти на помощь людям и днём, и ночью?

(Ответы детей ). Сильным, смелым, находчивым, умным, решительным, мужественным, храбрым, отважным, выносливым, добрым.

Пусть помнит каждый гражданин:

Пожарный номер: ноль – один!

В районе есть бетонный дом

В три этажа и выше –

С большим двором и гаражом

И вышкою на крыше.

Сменяясь, в верхнем этаже

Пожарные сидят.

А их машины в гараже

Мотором в дверь глядят.

Чуть только – ночью или днём –

Дадут сигнал тревоги,

Лихой отряд борцов с огнём

Несётся по дороге.

Физкультминутка “Пожарный”

Дети выполняют движения по образцу на карточках, которые показывает педагог.

Педагог: Молодцы, ребята! Все у нас ловкие, смелые, сильные, быстрые. А умеете ли вы загадки отгадывать?

Конкурс “ Загадка – для ума зарядка “

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает. (Огонь).

Что, дотронувшись едва,

Превращает в дым дрова? (Огонь).

Без огня ему не бывать,

Что щиплет глаза и мешает дышать? (Дым).

С огнём бороться мы должны –

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарники).

Мой папа пожарный.

Мой папа герой.

Огонь заливает мой папа (Водой).

Спешит, гудит – дорогу дай,

Моргает глазом синим.

Примчится вовремя. Беда

Детей и взрослых минет.

(Пожарная машина).

Это тесный – тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть как костёр.

Не шути с сестричками

Тоненькими (Спичками).

Вот так мошка – осиновая ножка,

На стог села – всё сено съела. (Спичка).

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пёк.

Для похода он хорош,

Да с собой не понесёшь. (Костёр)

Рассказы детей по картинкам на тему

Не играй с огнём! “

Дети подготовили рассказы и выучили стихи о том, что надо делать, если произошло замыкание, пожар, если увидели непотушенный костёр, если у них в руках оказались спички и о многих других опасных жизненных ситуациях.

    ый ребёнок: Мама в магазине,

Дома дети одни.

Зажечь захотелось

Бенгальские огни.

Свечи горели и зажигалки,

В доме стола красиво и ярко.

Вот вспыхнула скатерть,

Вот шторы пылают.

Что делать? Ребята,

Конечно, не знают.

Как ты поступил бы

И как себя вёл,

Огонь чтобы страшный

В твой дом не пришёл?

Взрослых соседей на помощь зови,

Пожарным спасателям срочно звони!

Не прячься в шкафу,

И не лезь под кровать,

Надо тебе побыстрей убегать!

2 – ой ребёнок: От скуки ребёнок не знал, чем заняться,

Взял спички тайком и начал играться.

Быстро дома сгорали спички,

Поджёг он тогда из книжки странички.

Выросло пламя, стало пылать:

Игрушки, мебель, огонь не унять.

Пожарные быстро огонь потушили.

Ребёнка спасти они очень спешили!

Теперь ребёнок лечит ожоги,

Ранил огонь ему руки и ноги.

Бедой обернулась со спичкой игра.

С огнём не шути, не играй никогда!

3 – ий ребёнок: Мама гладила штанишки,

Ну, а братья шалунишки,

Рядом прыгали, смеялись,

Не на шутку разыгрались.

Братья провод зацепили,

На себя утюг свалили.

Были сильные ожоги,

Бинтовали руки, ноги.

Но теперь ребята знают:

Если включен утюг –

Рядом с ним не играют.

4 – ый ребёнок: У ёлки новогодней ребёнок шалил.

Дёргал за гирлянду, провод крутил.

Вот начал с розеткой мальчонка играть,

Вдруг стало розетку искрить, замыкать.

Сразу же искры на ёлку попали,

Ёлка сгорела, ребёнка спасали.

5 – ый ребёнок: Расскажу я детям всем.

Может много быть проблем,

Если плеер, фен включить

И их в воду опустить.

Ток ударит о – го – го!

Выжить будет нелегко!

6 – ой ребёнок: Предупреждают спасатели:

Не ломайте выключатели,

Не вставляйте гвозди, спицы и ветки

В электрические розетки!

Ведь ток ударить так сильно может,

Что уж никто тебе не поможет!

Электричество не игрушка,

Помни и знай!

С розеткой и проводом ты не играй!”

7 – ой ребёнок: За электрический провод не стоит тянуть,

Ток может больно тебя ущипнуть.

За вилку возьмись, прибор выключая,

Правила безопасности всегда соблюдая!

Знакомство с условными обозначениями

средств тушения и средств оповещения

Педагог читает описания условных обозначений. Дети по очереди выбирают карточку с правильным ответом по описанию.

Педагог: Очень важное значение

Имеют условные обозначения.

Они извещают нас о том

Как и чем бороться с огнём.

Вот пожарный кран.

На него намотан шланг.

Воду к очагу он подаёт

И с пожаром бой ведёт.

(Пожарный кран).

Она взмывает при пожаре

На высокий, на этаж.

И, спасая, помогает

Вниз на землю доставить вас.

(Пожарная лестница).

Кто, почуяв запах гари,

Сообщает о пожаре?

Звук тревоги подаёт.

Нашу жизнь спасая,

Громко орёт?

(Звуковой оповещатель).

При пожаре помогает

И пожарных вызывает.

Стоит трубку с него снять

Номер 01 набрать.

(Телефон).

Это – огнетушитель,

Для людей спаситель.

Если вдруг пришла беда

Он избавит от огня.

(Огнетушитель).

Если кто – то вдруг обжёгся,

Если ранен кто – то вдруг.

На помощь придёт аптечка –

Надёжный и важный друг.

(Медицинская аптечка).

Есть у зданья выход главный,

И запасный выход есть.

Мы укажем путь пожарный.

Место, где детей всех можно перечесть.

Подведение итогов

Педагог: с ейчас я буду задавать вам вопросы, а вы хором отвечать: “ Это я, это я, это все мои друзья! “ Но будьте внимательны!

Кто, почуяв запах гари,

Сообщает о пожаре? (ответы детей).

Кто из вас, заметив дым,

Закричит: “ Пожар! Горим! “ ? (ответы детей).

Кто из вас шалит с огнём

Утром, вечером и днём? (ответы детей).

Кто, почуяв газ в квартире,

Позвонит по 04? (ответы детей).

Кто костров не разжигает

И другим не разрешает? (ответы детей).

Педагог: Что вы сегодня узнали важное для себя?

Дети: Мы узнали правила пожарной безопасности.

Педагог: Ребята, давайте повторим, какие правила мы с вами должны знать, чтобы не случился пожар.

Для забавы, для игры

Спичек в руки не бери.

Не шути, дружок, с огнём,

Чтобы не жалеть потом!

Сам огня не разжигай,

И другим не позволяй.

Даже крошка – огонёк

От пожара недалёк.

Газ на кухне, пылесос ли,

Телевизор ли, утюг,

Пусть включает только взрослый

Наш надёжный старый друг.

Педагог: А если пожар случился, то следует выполнять следующие правила:

    Если, сможешь, позвони по телефону 01, сообщи, что случилось, назови свой домашний адрес.

    Никогда не прячься под кроватью, в шкафу или в других местах, если начался пожар. В задымлённом помещении тебя будет трудно найти.

    Не пытайся потушить пожар.

    Сообщи о пожаре соседям, немедленно покинь квартиру, выключи газ и электричество.

Использованная литература:

1. Алябьева Е.А. “Развитие логического мышления и речи детей 5 – 8 лет”, М., 2005 г.

2. Бондаренко А.К. “ Дидактические игры в детском саду “, М., 2001 г.

3. Венгер Л.А., Дьяченко М.О. “ Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей “, М., 2003 г.

4. Ильина М.И. “ Подготовка к школе “ C . – П., 2004 г.

5. Марцинкевич Г.Ф. “ Обучение грамоте детей дошкольного возраста” Волгоград, 2003 г.

6.Обухова Л.А., Горькова Л.Г., Жиренко О.Е. “ C ценарии занятий по комплексному развитию дошкольников “, 2009 г.

7.Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. “ Развитие речи, подготовка к освоению письма “, М., 2005 г.

Необходимое оборудование: видео по пожарной тематике, фото пожарных, скромные призы для детей, костюм «огонька/пламени», спичечный коробок.

Количество человек, необходимое дляпроведение мероприятия: дети группы (начального класса), ведущий (количество может варьироваться по усмотрению и возможностям), человек - «огонек».

Цели и задачи:

1. Формирование культуры безопасного поведения населения;

2. Закрепление знаний о телефонах экстренных служб;

3. Ознакомление детей с особенностями профессии пожарного;

4. Профилактика нарушений физического психического здоровья.

Ход мероприятия:

Вступительное слово ведущего: Ребята, все вы, вероятно, не раз видели, как по городу проносятся пожарные машины, перекрывая ровный шум улиц тревожными сигналами… Это значит, что где-то возник пожар и кому-то нужна немедленная помощь. А как часто по телевизору показывают пожары, происходящие в разных уголках страны. Обычно все это человек слышит или видит и думает, что лично к нему это не относится. И, тем не менее, количество пожаров возрастает…

(Просмотр видео с горящим домом)

Ведущий читает стих на фоне видео о пожарах:

Говорим: «Огонь нам друг!»

Но врагом он станет вдруг,

Если мы о нем забудем,

Отомстит он сразу людям.

Пожалеете о том

Вы в сражении с огнем.

Тут он страшен и суров —

И от дома куча дров.

Вбегает «человек-огонек»: «Привет! Слышал, вы говорите обо мне. То я друг…, то я страшен и суров… Почему я страшен и суров? Ведь я такой хороший, такой необходимый Вам, людям…».

Ведущий: «Здравствуй, огонек! Конечно, ты хороший, конечно, ты необходимый. Без тебя человеку просто нельзя.

Ребята, скажите, можно без огня печь растопить и дом обогреть?

А костер развести и картошку испечь?

А суп с кашей сварить?

А согреться путнику в дороге или заблудившемуся в лесу человеку?

А свечу зажечь?

А вечный огонь, а олимпийскй…

Так что ты, огонь, наш — друг! Но во всем нужна осторожность! Бережно с тобой надо обращаться, огонек, понимаешь? Нельзя с тобой шутить… Неосторожное обращение с тобой приводит к пожарам.

Человек-огонек: П равильно! И на эту тему я сейчас ребятам покажу мультфильм (Смешарики «Опасные игрушки»).

А ведь есть и безопасные игры, например, отгадывание загадок.

А вы, ребята, внимательно слушайте и, если отгадали, поднимайте руку. С места не выкрикивайте.

Человек-огонек загадывает загадки:

«Рыжий зверь в печи сидит, Рыжий зверь на всех сердит,

Он от злости ест дрова Целый час, а может — два.

Ты его рукой не тронь, Искусает всю ладонь". (Огонь.)

Пламя бьется из-под крыши,

Крик о помощи мы слышим,

Суетятся все, кошмар!

Это бедствие — … (пожар)

Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра.)

Стоит дом, пятьдесят сестричек в нем. Посоветую я детям, не играйте с домом этим! (Спичечный коробок.)

Таять может, да не лед. Не фонарь, а свет дает. (Свеча)

.Это темный, темный дом,

Сто сестричек живет в нем.

И любая из сестер

2.Кто с огнем не осторожен,

У того пожар возможен,

Дети, помните о том,

3.Раскалился если вдруг

Электрический утюг,

Вынуть вилку из…(розетки).

4.Если вдруг пожар возник,

Ты звонить обязан вмиг:

Знает каждый гражданин:

Звать пожарных — …(01).

1.Это темный, темный дом,

Сто сестричек живет в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер.

Славные сестрички — тоненькие …(спички).

2.Кто с огнем не осторожен,

У того пожар возможен,

Дети, помните о том,

Что нельзя шалить с …(огнем).

3.Раскалился если вдруг

Электрический утюг,

Что должны вы делать, детки?

Вынуть вилку из…(розетки).

4.Если вдруг пожар возник,

Ты звонить обязан вмиг:

Знает каждый гражданин:

Звать пожарных — …(01).

1.Это темный, темный дом,

Сто сестричек живет в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер.

Славные сестрички — тоненькие …(спички).

2.Кто с огнем не осторожен,

У того пожар возможен,

Дети, помните о том,

Что нельзя шалить с …(огнем).

3.Раскалился если вдруг

Электрический утюг,

Что должны вы делать, детки?

Вынуть вилку из…(розетки).

4.Если вдруг пожар возник,

Ты звонить обязан вмиг:

Знает каждый гражданин:

Звать пожарных — …(01).

1.Это темный, темный дом,

Сто сестричек живет в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер.

Славные сестрички — тоненькие …(спички).

2.Кто с огнем не осторожен,

У того пожар возможен,

Дети, помните о том,

Что нельзя шалить с …(огнем).

3.Раскалился если вдруг

Электрический утюг,

Что должны вы делать, детки?

Вынуть вилку из…(розетки).

4.Если вдруг пожар возник,

Ты звонить обязан вмиг:

Знает каждый гражданин:

Звать пожарных — …(01).

То назад, то вперед ходит, бродит пароход.

Остановишь — горе, продырявит море (Утюг).

В доме печку затопили,

А заслонку не открыли.

Не пошел он по трубе,

А столбом стоит в избе. (Дым)

Висит — молчит, а повернешь — шипит, и пена летит. (Огнетушитель)

Ведущий: Спасибо, огонь, за хорошие загадки! Отгадай и ты нашу загадку: сегодня мы собрались, чтобы поговорить о профессии, а какой, слушай и отгадывай:

Смел огонь, они смелее, он силен, они сильнее,

Их огнем не испугать, им к огню не привыкать!

(огонек думает)

В брезентовой куртке и каске, Забыв про кольчужную бронь,

Решительно и без опаски бросается рыцарь в огонь. (Пожарный)

Ведущая: Кто борется с огнем, когда это необходимо? Правильно, пожарный. Если кто-то нарушил правила пользования огнем и случился пожар, тушить его вызывают пожарных.

Ведущий читает стихи на фоне фото о профессии пожарного:

Если же стряслась беда,

Что же делать нам тогда?

Не теряться никогда,

Действовать умело.

Если близко телефон

И тебе доступен он,

Нужно «01» набрать

И пожарных вам позвать!

Ведущий: Пожарный- это герой, он на трудной службе и каждую минуту рискует своей жизнью.

Физминутка под песенку про пожарных

Чтобы помогать людям пожарные должны быть какими? (быстрыми, ловкими, сильными и отважными …)?

Кто хочет стать пожарными, когда вырастит?

Скажите, дети, какого цвета пожарная машина? Правильно, красного! Это цвет огня и опасности.

  • Чем можно потушить пожар?
  • Пожары ведь бывают разные. Если костер потушить, то мы можем использовать что угодно: и воду, и песок, и огнетушитель. А вот, если горят провода, то тушить можно только песком (землей).
  • Номер пожарной службы? (01.) Дети должны вспомнить и номер вызова машины с сотового телефона (112)
  • Почему телефон пожарной службы — 01? 01 — простой, его всякий запомнит,

    01 — номер короткий, на пожаре дорога каждая минута,

    (просмотр видео «Игры с огнем»)

    Ведущий: Говорите вы хорошо, а давайте посмотрим, насколько вы внимательны… Поиграем в игру «ДА, НЕТ»

    (если, дети поступают правильно — хлопают; если, неправильно — топают)

    Знает Маша и друзья,

    Что с огнем играть нельзя! (хлопают)

    Спички весело горят,

    Буду с ними я играть… (топают)

    Коля убежал за дом, там играет он с костром… (топают)

    Он опасен, Лена знает,

    Утюг больше не включает (хлопают)

    Таня с Ниною играют, газ без взрослых зажигают … (топают)

    Глеб увидел: дом горит,

    Мальчик «01» звонит. (хлопают)

    Ведущий: Спасибо вам, ребята, вы большие молодцы!!! А я тут сочинил стихи по теме. Послушайте внимательно и постарайтесь запомнить.

    1. Для забавы, для игры

    Спичек в руки не бери.

    Не шути, дружок, с огнем,

    Чтобы не жалеть потом.

    2. Сам костра не разжигай

    И другим не позволяй:

    Даже: крошка-огонек

    От пожара недалек

    3. Не бери из печки жар —

    Ведь и он таит пожар!

    Уголек хоть невеличка,

    Но опасен, как и спичка.

    Заключительное слово ведущего: Ребята, всегда помните, что пожар легче предупредить, чем потушить, что маленькая спичка может обернуться большой бедой.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Росинка» п. Пионерский

Конспект занятия НОД по образовательным областям

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Тема: «Огонь - друг или враг»

Подготовила воспитатель:

Серебрякова Наталья Николаевна.

Место работы: МАДОУ д/с «Росинка».

Средняя группа № 12 «Теремок»

Цель : формирование представлений детей о безопасности собственной жизнедеятельности.

Задачи :

1. Расширять представления о роли огня в жизни человека;

2. Уточнять знания о профессии "Пожарный".

3. Закреплять знания о правилах пожарной безопасности;

4. Формировать представления о поведении при угрозе пожара.

5. Приобщать к правилам безопасного поведения человека в окружающем мире.

Интеграция образовательных областей : «Социально коммуникативное развитие»,«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование: Подборка художественной литературы по данной теме. Презентация на тему "Огонь друг или враг" - лесной пожар, пожар в жилом доме, бабушка достает пироги из печи, туристы греются у огня, выплавка стали и др. Интерактивная доска. Картинки с изображением правил поведения при пожаре, клей, альбомные листы.

Ход занятия.

Организационный момент:

Ребенок читает стихотворение :

Сам не справишься с пожаром -

Этот труд не для детей.

Не теряя время даром,

"01" звони скорей.

Набирай умело,

Чтоб не все сгорело.

(Л. Зильберг)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение?

Дети : О правилах поведения при пожаре.

Воспитатель:

Правильно. Ребята, а вы знаете, что огонь бывает не только злой, но и добрый. И сейчас я вам предлагаю посмотреть презентацию на тему «Огонь- друг или враг».

Обсуждение просмотренной презентации.

Воспитатель:

Люди какой профессии борются с пожаром?

Как они это делают и что им для этого нужно?

Что нужно делать, если возник пожар?

Какой номер телефона нужно набрать, чтобы позвонить в пожарную часть?

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю встать и представить себя пожарными.

Физминутка

Чтобы сильным стать и ловким- (сгибание и разгибание рук к плечам – в стороны)

Приступаем к тренировке: - (ходьба на месте )

Носом вдох, а выдох ртом. – (руки вверх – вдох, вниз – выдох).

Дышим глубже, а потом -

Смело боремся с огнем – ( имитируют движения тушения огня (ш-ш-ш) ).

Дети садятся на свои места.

Воспитатель: Ребята, кто помнит произведение в котором говорится о пожаре

Дети: «Кошкин дом», «Пожарные собаки».

Воспитатель : А сейчас я вам прочитаю еще одно произведение стихотворение С. Я. Маршака «Пожар»

Обсуждение стихотворения:

Из-за чего случился пожар?

Что загорелось в доме?

Кто спас девочку из огня?

Кого еще спас пожарный Кузьма?

Какими качествами должны обладать люди этой профессии?

(сильными, смелыми, ловкими…)

Воспитатель: Очень трудная и опасная работа пожарного. Пожарным могут стать только сильные, смелые, ловкие люди.

Огонь удивительная сила природы, которая может быть доброй и злой. Добрый огонь помогает приготовить пищу, освещает дом, если нет электричества; плавить металл, из которого потом сделают много полезных вещей. Но если с огнем обращаться неосторожно, он может принести много вреда. От непотушенного костра может сгореть лес, а баловство со спичками приведет к пожару в доме, от которого могут погибнуть люди. Поэтому всегда нужно помнить и соблюдать правила пожарной безопасности.

Воспитатель: предлагаю вам создать наш альбом "Правила пожарной безопасности", который мы с вами покажем детям младшей группы. Сейчас мы пройдем к столам, на которых лежат иллюстрации и альбомные листы. Вам нужно будет приклеить картинки на альбомный лист, а потом мы их соберем в альбом.

Воспитатель благодарит детей за работу .

Список используемой литературы:

1. Авдеева Н. Н. Безопасность. - М. : Просвещение, 1998.

2.Аралина Н. А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности. М. : Издательство Скрипторий 2003, 2007.

3. Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми 4-7лет. Волгоград: Учитель, 2012.

4. Правила пожарной безопасности для дошкольников /Плакат, Айрис-Пресс, 2005 г.

5. Прилепко Е. Ф. Пожарная безопасность для дошкольников. М.: Издательство Скрипторий 2003, 2009.

6. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. М.: Сфера, 2009.

Приложение:

1.Альбом по "Правилам пожарной безопасности".

2.Презентация на тему «Огонь- друг или враг» (на CD диске).

(Старшая группа)

Программное содержание:

Цель:

  • Показать детям возможность тушения огня разными средствами (вода, песок, земля).
  • Уточнить в каких случаях используют эти средства.
  • Воспитывать ответственность за свои поступки и осознанные желание соблюдать правила пожарной безопасности

Образовательные задачи:

  • Научить детей ориентироваться в проблемных ситуациях.
  • Знакомить детей с огнем и его свойствами.
  • Расширить словарный запас детей по теме пожарная безопасность.

Развивающие задачи:

  • Формировать умение реально оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
  • Развивать творческие способности дошкольников.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
  • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

Практические задачи:

  • Прививать практические навыки поведения детей при возникновения пожара.
  • Учить элементарным правилам по тушению пожара.

Методы и приемы:

Словесные: у казания к действию, п ояснение; в опросы к детям.

Наглядные: кукла, картинки по пожарной безопасности; дидактические игры; свечи, песок, земля, вода; медали.

Практические: тушение свечей водой, землей, песком.

Игровые: игра «Запрещается-разрешается».

Сюрпризный момент.

1 этап занятия 5 мин

Организационный момент.

(Вызвать интерес детей к содержанию занятия.)

Вводная беседа.

Беседа по сюжетным картинкам.

Чтение стихов.

2 этап занятия 15 минут

Основной этап занятия.

Физминутка 2 минуты.

(Способствовать предупреждению переутомления детей на занятии.)

3 этап занятия 3 мин

Малоподвижная игра «Разрешается - запрещается».

4 этап занятия 5 мин

Подведения итога занятия

(Оценка деятельности группы детей в целом и отдельных детей, усиление положительных эмоций от содержания занятия.)

Материалы используемые на занятии

Демонстрационный материал: Иллюстрации «Пожарная безопасность», кукла в одежде МЧС, барабан для игры в «Поле чудес», картинки для игры в «Поле чудес», картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности. Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком, землей, снегом, стеклянная колба.

Раздаточный материал: Дидактические игры, игровые упражнения, «огоньки» из цветной бумаги красного цвета, кружочки из картона красного и зеленого цвета, цветные карандаши, медали «Отважный пожарный».

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций «Пожарная безопасность»

Чтение художественных произведений: «Сказка о непослушной спичке» В.Ткачева, «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Толстого, загадки про пожар, отрывок из стихотворения С.В.Михалкова «Дядя Степа».

Дидактические игры: «Что горит в огне?», «Какие предметы нужны пожарному», «Источник опасности», «От игры, до беды - один шаг», «Собери картинку».

Беседа по сюжетным картинкам.

Ход занятия:

1 этап занятия:

Организационный момент.

Дети вместе с воспитателем стоят перед демонстрационным материалом, беседуя о пожарных ситуациях.

Раздается стук в дверь, за дверью на стульчике сидит кукла пожарного. Воспитатель заходит с куклой в группу, дети здороваются.

В: Ребята! Сегодня к нам в гости пришел инспектор Пожаркин. Так как в городе участились случаи пожаров, инспектор Пожаркин пришел проверить нашу готовность к чрезвычайным ситуациям.

В: Вы готовы?

Д: Да, готовы.

В: Давайте покажем инспектору Пожаркину какие мы ловкие, смелые, умелые. Сейчас я вам прочитаю «Сказку о непослушной спичке».

«Сказка о непослушной спичке»

В одном небольшом городе жила-была спичка. Она была веселой, шаловливой девчонкой. Очень уж она любила танцевать, да так танцевала, что забывала обо всем на свете. Воспламенялась и тут же загоралась. Танцуя, она задевала шторы, предметы в доме, на кухне, выходя на улицу – за деревья, дома, кусты, траву и все что ей попадалось на пути. Все это сгорало. Люди стали ее бояться. Ей это ужасно не нравилось, потому, что только люди могли ей дать жизнь. Ведь это они ее делали. И вот однажды она пришла к мастеру, который делал спички, и попросила его о помощи. Ведь она хотела приносить пользу людям, а приносила только вред. Мастер хорошо подумал и решил спичке помочь. Придумал ей дом, где можно спрятаться и отдохнуть- это спичечный коробок. Положил ее не одну, с сестренками. С тех пор непослушная спичка живет в спичечном коробке.

В: Понравилась вам сказка?

В: Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?

Д: За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома.

В: А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?

Д: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.

В: От чего бывают пожары?

Д: Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных приборов, включенных газовых плит.

В: Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим. (Дети рассматривают каждую картинку, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае.

После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворную форму:

1. Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: «Спички не тронь в спичках огонь!».

2. Правило второе легко запомнить можно: «С электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником».

3. Правило третье: «Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз».

4. Правило четвертое: «Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь».

5. Правило пятое: «Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей».

В: Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды.

В: Ребята давайте с вами поиграем.

Дидактические игры: «Помоги пожарной машине», «Опасные соседи», «Горит не горит», «Кому что нужно для работы», «Что горит в огне?», «От игры до беды один шаг», «Что может загореться».

(Каждому ребенку дается дидактическая игра, поясняется задание, затем каждый ребенок выполняет свое задание.)

Игровое упражнение «Опасные соседи»

Цель: Соедини стрелочками огонь и предметы, которые способны при неправильном обращении вызвать пожар.

В: А теперь ребята сделаем небольшую разминку.

Физминутка

Раз - руки вверх махнули

И при том вздохнули

Два-три нагнулись, пол достали

А четыре - прямо встали и сначала повторяем.

Воздух сильно мы вдыхаем при наклонах

выдох дружный, но колени гнуть не нужно.

Чтобы руки не устали,

Мы на пояс их поставим.

Прыгаем как мячики

Девочки и мальчики.

В: Молодцы, дети справились со всеми заданиями. Послушайте меня ребята:

Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило огню дать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем.

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечки.

Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? Д: Огонек. Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?

Объясните, почему?

Д: Можно ожечься. Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар. Да, действительно, огонь- стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Эксперимент второй

В: Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?

Д: Его нужно потушить).

Чего же боится огонь?

Д: Воды, снега, песка, земли.

А давайте проверим правильность ваших утверждений.

В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который используется для тушения огня. Вы их знаете?

Проведем опыт. На горящую свечу прольем немного воды. (Ребенок выполняет указания воспитателя.) Что происходит и почему?

Д: Огонь погас, потому что он боится воды.

Эксперимент третий, четвертый:

Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

Эксперимент пятый:

В: Давайте проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно закроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем?

Д: Он гаснет.

Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас. Мы много сегодня с вами узнали о свойствах огня. На этом наша работа в лаборатории окончена.

3 этап занятия

В: А теперь давайте ребята поиграем в игру «Разрешается-запрещается»

У каждого играющего сигнальный «светофор». Одна сторона «светофора» зеленого цвета - «разрешающая», другая сторона красного цвета - «запрещающая». Ведущий называет основные требования пожарной безопасности, дети показывают соответствующие цвета «светофора».

Запрещается:

Бросать горящие спички, окурки в помещениях.

Небрежно, беспечно обращаться с огнем.

Выбрасывать горячую золу вблизи строений.

Оставлять открытыми двери печей, каминов.

Включать в одну розетку большое количество потребителей тока.

Использовать неисправную аппаратуру и приборы.

Пользоваться электрическими утюгами, плитками, чайниками без подставок из несгораемых материалов.

Оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы.

Пользоваться электрошнурами и проводами с нарушенной изоляцией.

Оставлять без присмотра топящиеся печи.

Разрешается:

Защищать дом от пожара.

В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.

Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара.

Подавать сигнал тревоги.

Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара.

Знать план эвакуации на случай пожара.

Кричать и звать на помощь взрослых.

Двигаться ползком или пригнувшись.

Если помещение сильно задымлено.

Вывести из горящего помещения людей, детей.

Набросить одеяло на пострадавшего.

4 этап занятия

Подведение итогов, оценка деятельности детей.

Педагог совместно с детьми обсуждают деятельность на занятии. В конце занятия проводится рефлексия.

Воспитатель спрашивает детей:

Понравилось ли вам занятие?

Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

Что нового вы узнали для себя?

Какое задание было наиболее интересно для вас?

Что было сложно для вас?

С каким заданием вы лучше справились?

Инспектор Пожаркин пришел к нам не просто так, а принес нам медали «Отважный пожарный». (Воспитатель награждает каждого ребенка.)

Вручение медалей «Отважный пожарный».

Возрастная группа: п одготовительная к школе группа.

Образовательные области: коммуникация, чтение художественной литературы, безопасность, познание, художественное творчество, музыка.

Этап обучения: з авершающий.

Тип: и нтегрированное.

Задачи:

— привить навыки осторожного обращения с огнем;
— закрепить правила пожарной безопасности;
— уточнить роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную;
— продолжать учить детей отвечать полным ответом;
— развивать мышление ребенка: умение анализировать, сравнивать, обобщать свои знания, делать выводы;
— воспитывать чувство ответственности и навыки личной безопасности через произведения.

Использованные формы работы: г рупповая.

Оборудование: а удиозапись телефонного разговора, интерактивная кошка, сюжетные картинки, экран, проектор, презентация, заготовки для рисования, подставки для героев, «новый дом» для кошки.

Предварительная работа: ч тение С. Маршак «Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар», С.Михалков «Дядя Стёпа», К.Чуковский «Путаница», Б.Житков «Пожар», «Пожар в море», «Дым», Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», В.Гальченко «Волк и семеро козлят» и др., Физминутка «Кошкин дом».

Ход игры:

I . Вступительная часть:

Дети заходят и садятся на стульчики.

Ребята, вчера раздался телефонный звонок. Разговор мне показался интересным и я его записала для вас. Послушайте и догадайтесь, кто мне звонил и зачем.

Записанный разговор:

(звонок)

Алло. Здравствуйте. Мяу.
-Здравствуйте.
-Скажите, пожалуйста, я позвонила в детский сад №16? Мяу.
-Абсолютно верно.
-Вы Оксана Вячеславовна, воспитатель? Мяу.
-Да. Что вы хотели?
-У меня сгорел дом, мяу. И я очень боюсь нового пожара, мяу. Не знаю, как его избежать.
-А чем я могу вам помочь?
-Мне сказали, что в вашей группе умные детки и всё знают об огне и пожаре. Мяу. Разрешите мне прийти к вам в гости и послушать ребят. Быть может, тогда мне удастся избежать нового пожара. Мяу.
-Хорошо. Приходите к нам завтра.
-Спасибо. До скорой встречи. Мяу.
-До свидания.

Ребята, вы догадались, кто мне звонил? Из какого произведения героиня и кто его автор? От чего сгорел кошкин дом? (ответы детей)

II .Основная часть:

Сюрпризный момент: за дверью раздаётся мяуканье.

Ой, кто это к нам пришёл?

Кошка:

Здравствуйте, ребята. Вы поможете мне избежать нового пожара? (ответ детей)

Воспитатель:

Давайте Мурке покажем, какие предметы горят, а какие не горят. У каждого из вас под стульчиком картинка. Возьмите её, рассмотрите и те предметы, которые можно оставлять вблизи огня поместите на ковролине справа, а те, которые нельзя- слева.

Д/и «Горит – не горит»

(исправляем, если есть, ошибки)

Молодцы. А сейчас давайте с Муркой поиграем. Игра называется «Не ошибись»

— Сейчас покажем Мурке, какие вы внимательные. Я буду называть ряд слов. И как только вы услышите слово, относящееся к огню или пожару, вы приседаете на корточки.

(Например: пожарный, коньки, огнетушитель, конфета, спички, торт, каска, огонь, спички, пила, пламя, кисть, пожарный рукав, цветок, утюг, печенье, фен, семечки, рыба, газовая плита, пожарная машина и другие).

Молодцы. Вы очень внимательны. Мурке понравилось с вами играть.

Ребята, а вы знаете, по какому номеру телефона вызывают пожарных?

Почему номер 01? (потому что 01 – простой, его всякий запомнит;

01- короткий, на пожаре дорога каждая минута)

Кто помнит, как называется сотрудник, который принимает звонки о пожаре? (показ иллюстрации диспетчера пожарной службы)

Воспитатель выступает в роли диспетчера

Игра-тренинг «Вызов пожарных по телефону»

Задача детей правильно набрать номер, назвать своё имя, фамилию, адрес, а так же кратко сказать, что и где горит. (Спросить 2-х-3-х человек)

Молодцы, ребята.

Воспитатель:

Ребята, а скажите, пожалуйста, огонь всегда приносит нам беды и несчастья? Или от него и польза есть?

(ответы детей)

А сейчас мы с вами поиграем ещё в одну игру «Стенка на стенку»

Сейчас каждый из вас возьмёт картинку, внимательно её рассмотрит. Во время выполнения задания вы разделитесь на две команды. Первая команда, у кого картинки, где огонь приносит пользу, вторая- у кого картинки с изображением тех ситуаций, где огонь приносит несчастья.

Каждый будет защищать свою команду и отстаивать позицию, опираясь на свою картинку. (Ответ должен быть полным)

— Можно начать со слов «огонь наш друг, потому что……»

Или со слов «огонь наш враг, потому что……»

(ответы чередуются)

— Все внимательно слушают и если нужно исправляют.

От чего зависит, будет огонь нашим другом или станет нашим врагом? (ответ детей)

Это зависит от того, как люди с ним обращаются. Понятно тебе, Мурка?

Физминутка «Кошкин дом»

Дети:

Мы дружные ребята
-И в сказку мы идём (дети шагают по кругу, высоко поднимая ноги)
-Посмотрим, кто же в сказке
-Потушит кошкин дом (наклоны вперёд и назад)
-И если надо, тоже
-Мы будем помогать (ходят в полуприсяде, руки на коленях)
-И каждому мы скажем:
«С огнём нельзя играть» (повороты влево и вправо с грозящим жестом)

Воспитатель:

Коль пожар хотим тушить,
Надо, детки, поспешить! (бег по кругу)
Разрастается огонь,
Помогать бегом-бегом. (бег с ускорением темпа)
Глубоко теперь вдохните. (вдох, руки через стороны вверх)
Выдохните. (выдох, руки вниз)
Подышите.

Мурка, наверно, думает, что о пожаре писал только Самуил Яковлевич Маршак.

Давайте ей расскажем, какие мы с вами ещё читали произведения об огне и пожаре.

Презентация «Пожар в произведениях художественной литературы»

Дети должны в спо мнить название произведений, автора и рассказать, какой момент изображен.

Молодцы, ребята. Кошка хочет похвалиться своим новым домом (раскрываем ширму ). Давайте подарим ей новый ковёр. Куда его постелим? (стелят ). Здорово! Не хватает только гостей на новоселье.

Мурка просит вас выбрать гостей, которых она пригласит на новоселье в новый дом. Это должны быть животные из произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом».

Дети садятся за столы, выбирают нужных животных, раскрашивают их. (следим за осанкой детей)

После этого дети располагают гостей на подставках (сделаны из половинок контейнеров киндер-сюрприза ) в «новом доме».

III .Заключительная часть:

Мурка:

— Ребята, вы меня многому научили. А теперь я хочу проверить, как вы усвоили правила пожарной безопасности. Я буду задавать вам вопросы, а вы хором должны ответить:

Это я, это я, это все мои друзья!”

Будьте внимательны!

— Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
— Кто из вас, заметив дым, закричит: “Пожар, горим!”
— Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?
— Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
— Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?

— Молодцы! Какие все внимательные и знаете правила поведения при пожаре.

Воспитатель:

Мурка теперь точно не допустит нового пожара.

Кошка благодарит детей и дарит им пирог.

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...