Кто такие фрида кало и диего ривера. Великие Истории Любви: Фрида Кало и Диего Ривера


О трагической истории любви двух знаменитых мексиканских художников Фриды Кало и Диего Риверы написаны десятки книг и снята оскароносная голливудская драма с Сальмой Хайек в главной роли. Но есть еще один важный урок, который Фрида преподала в малоизвестном коротком тексте, который посвятила мужу. Мы представляем вам это трогательное письмо любящей женщины, которое еще раз доказывает – любовь не преображает, она срывает маски.

ФОТО Getty Images

Они поженились, когда Кало было двадцать два года, а Ривере – сорок два, и оставались вместе до самой смерти Фриды двадцать пять лет спустя. У обоих были многочисленные романы: у Риверы – с женщинами, у Фриды – с женщинами и мужчинами, самые яркие – с певицей, актрисой и танцовщицей Жозефин Бейкер и Львом Троцким. В то же время оба настаивали, что их любовь друг к другу – главная в их жизни.

Но, возможно, нигде их нестандартные отношения не предстают в таком ярком свете, как в словесном портрете, который вошел в предисловие книги Риверы «Мое искусство, моя жизнь: автобиография» 1 . Всего в нескольких абзацах, описывающих ее мужа, Фрида смогла выразить все величие их любви, способной преображать реальность.

«Я предупреждаю вас, что на этом портрете Диего будут краски, с которыми даже я сама еще не слишком знакома. Кроме того, я люблю Диего так сильно, что не могу объективно воспринимать его или его жизнь… Я не могу говорить о Диего как о своем муже, потому что этот термин по отношению к нему – нелепость. Он никогда не был и никогда не будет чьим-то мужем. Я не могу говорить о нем как о своем любовнике, потому что для меня его личность простирается далеко за пределы царства секса. И если я попытаюсь говорить о нем просто, от души, все сведется к описанию моих собственных эмоций. И все же, учитывая препятствия, которые накладывает чувство, я попробую набросать эскиз его образа настолько хорошо, насколько умею».

В глазах влюбленной Фриды Ривера – мужчина, непривлекательный с точки зрения общепринятых стандартов, – трансформируется в утонченное, магическое, практически сверхъестественное существо. В итоге мы видим не столько портрет Риверы, сколько отражение изумительной способности самой Кало любить и воспринимать красоту.

Он выглядит как огромный младенец с дружелюбным, но печальным лицом

«На его азиатской голове растут тонкие, редкие волосы, создающие впечатление, что они как будто парят в воздухе. Он выглядит как огромный младенец с дружелюбным, но печальным лицом. Его широко раскрытые, темные и умные глаза сильно выпучены, и кажется, их едва удерживают распухшие веки. Они выступают, как глаза лягушки, отделенные друг от друга самым необычным образом. Так что, кажется, что его поле зрения простирается дальше, чем у большинства людей. Словно они были созданы исключительно для художника бескрайних пространств и толп. Эффект, произведенный этими необычными глазами, так широко расставленными, наводит на мысли о вековом восточном знании, скрывающемся за ними.

В редких случаях ироническая и в то же время нежная улыбка играет на его губах Будды. Обнаженный, он немедленно напоминает юного лягушонка, стоящего на задних ногах. Его кожа зеленовато-белая, как у амфибии. Единственные смуглые части на всем его теле – его руки и лицо, обожженные солнцем. Его плечи – как у ребенка, узкие и округлые. Они лишены каких-либо намеков на угловатость, их плавная округлость делает их почти женственными. Плечи и предплечья аккуратно переходят в маленькие, чувствительные руки… Невозможно представить, чтобы эти руки могли сотворить такое экстраординарное количество картин. Еще одно волшебство – то, что они все еще способны работать без устали.

От меня ожидают услышать жалобы на страдания, которые я пережила рядом с Диего. Но я не думаю, что берега реки страдают из-за того, что меж ними протекает река

Грудь Диего – о ней мы должны сказать, что попади он на остров, управляемый Сафо, где мужчин-чужаков предавали казни, Диего был бы в безопасности. Чувствительность его прекрасной груди обеспечила бы ему теплый прием, хотя его мужская сила, особенная и странная, сделала бы его также объектом страсти в землях, чьи королевы жадно взывают о мужской любви.

Его огромный живот, гладкий, подтянутый и сферический, поддерживают две крепкие конечности, мощные и прекрасные, как классические колонны. Они заканчиваются стопами, которые посажены под тупым углом и как будто бы вылеплены для того, чтобы расставить их настолько широко, чтобы под ними оказался весь мир».

В самом конце этого отрывка Кало упоминает о некрасивой и все же такой распространенной тенденции судить о любви других со стороны – насильственном уплощении нюансов, масштаба и невероятного богатства чувств, существующих между двумя людьми и доступных только им одним. «Возможно, от меня ожидают услышать жалобы на те страдания, которые я пережила рядом с Диего. Но я не думаю, что берега реки страдают из-за того, что меж ними протекает река, или что земля страдает из-за дождей, или что атом страдает, когда теряет энергию. На мой взгляд, на все дана естественная компенсация”.

1 D. Rivera, G. March «My Art, My Life: An Autobiography» (Dover Fine Art, History of Art, 2003).

«Муки моей любви продлятся всю жизнь…»

История любви двух выдающихся художников XX века - ФРИДЫ КАЛО и ДИЕГО РИВЕРЫ - полна драматизма, страстей и пронизана искусством, которому оба были преданы беспредельно

Они встретились впервые в 1923 году. Правительство Мексики обратилось к лучшим художникам страны с просьбой расписать зал приемов Подготовительной школы - самого престижного учебного заведения Мехико того времени. Руководил работами 36‑летний Диего Ривера, мастер монументальной живописи, известный не только на родине, но и в Америке и в Европе. Едва появившись в школе, этот толстый великан в неглаженых брюках с необычайно широким кожаным ремнем и в мятой ковбойской шляпе сразу же стал объектом насмешек. За ним буквально охотилась команда учеников, сла­вившихся своими проделками. В этой компании была и Фрида Кало. Ривера, который, несмотря на свою внешность - даже друзья называли его «людоед», - обладал невероятным обаянием и час­то приводил с собой в школу разных красоток. Чаще других здесь бывала Лупе Марин, на которой он вскоре женился, и модель и художница Науи Олин. Юная Фрида, как в одном из интервью вспоминал позже Ривера, обожала, спрятавшись в темном уголке у колонны, кричать, если рядом с Диего на лесах была Лупе: «Эй, Диего, а вот и Науи». А если рядом с художником была Науи, то: «Осторожно, Диего, Лупе идет!» Ривера был уверен, что эта девочка, выглядевшая лет на десять-двенадцать, хотя ей было пятнадцать, ревновала его уже тогда.

Вторая их встреча произошла пять лет спустя, к тому времени Диего уже расстался с Лупе. «Как-то, работая над одной из фресок, - вспоминал он в автобиографии «Мое искусство, моя жизнь», - я услышал девичий голос:
- Диего, сойдите-ка сюда, пожалуйста! У меня к вам важное дело.
Я повернулся и посмотрел вниз. Там стояла девушка лет восемнадцати. Изящное гибкое тело, нежное лицо, длинные волосы, темные густые брови, сросшиеся на переносице, пара удивительных карих глаз. Когда я спустился, она сказала:
- Я пришла не из-за какого-то пустяка. Мне нужно зарабатывать на жизнь. Я написала несколько картин и хочу, чтобы вы взглянули на них профессиональным взглядом. Только будьте откровенны, ведь я не могу позволить себе заниматься этим из тщеславия. Здесь у меня три картины. Посмотрите их?
- Ладно, - сказал я и последовал за ней…
Картины незнакомки Ривере очень понравились. Было абсолютно ясно: эта девушка - настоящий художник. Он выразил ей свое восхищение. Она тут же предложила ему посмотреть и другие ее работы и, пригласив в свой дом в Койоакане, пригороде Мехико, представилась: «Фрида Кало». Только тогда Ривера вспомнил, что уже встречал эту девушку раньше.

Красота, ум и жизнелюбие
В ближайшее воскресенье он приехал в Койоакан, в дом, где жила Фрида, ее сестры, старшая Матита и младшая Кристина, и родители - известный фотограф Гильермо Кало, в 1891 году перебравшийся в Мек­сику из Германии, и его супруга - красавица Матильда, внучка испанского генерала.
Таких женщин, как Фрида, он не встречал никогда, хотя романов у него было множество и женат он был уже дважды - на русской Ангелине Беловой и мексиканке Лупе Марин. У Диего было четверо детей, среди них и дочь от еще одной русской - художницы Марии Воробьевой-Стебельской, которую все звали «Маревна». Во Фриде Риверу поразили ее своеобразная красота, недетский ум и необыкновенное жизнелюбие. Он и представить не мог, сколько страданий выпало на долю этой девятнадцатилетней девушки. Когда ей исполнилось шесть лет, в ее жизнь пришла первая беда - полиомиелит. Девять месяцев девочка провела прикованной к постели.

В 1925 году восемнадцатилетнюю девушку настиг новый удар судьбы. 17 сентября на перекрестке у рынка Сан-Хуан в автобус, в котором ехала Фрида, врезался трамвай. Один из железных обломков вагона проткнул Фриду насквозь на уровне таза и вышел через влагалище. «Так я лишилась девственности», - говорила она. После аварии ей рассказали, что ее нашли совершенно голой - с нее сорвало всю одежду. Кто-то в автобусе вез пакет с сухой золотой краской. Он порвался, и золотой порошок покрыл окровавленное тело Фриды. И из этого золотого тела торчал кусок железа.
У нее в трех местах был сломан позвоночник, переломаны ключицы, ребра, тазовые кости. Правая нога сломана в одиннадцати местах, ступня раздроблена. Целый месяц Фрида лежала на спине, закованная в гипс с головы до ног. «Меня спасло чудо, - рассказывала она Диего. - Потому что по ночам в больнице вокруг моей кровати танцевала смерть».

Неравный брак
Еще два года она была затянута в специальный ортопедический корсет. Первая запись, которую она сумела сделать в дневнике: «Хорошо: я начинаю привыкать к страданию». Чтобы не сойти с ума от боли и тоски, девушка решила рисовать. Родители сколотили ей специальный подрамник, чтобы она смогла рисовать лежа, и прикрепили к нему зеркало - чтобы было кого рисовать. Двигаться Фрида не могла. Рисование так увлекло ее, что однажды она призналась матери: «Мне есть ради чего жить. Ради живописи».

Едва окрепнув, Фрида решила показать свои работы настоящему художнику. Великий Диего Ривера, над которым она подшучивала в школе, был единственным живописцем, которого она знала. Она не боялась услышать от него, что ее работы никуда не годятся. Она вообще уже ничего не боялась. Первой прогулкой, которую она совершила, когда смогла ходить, была поездка на автобусе на рынок Сан-Хуан.

С каждым днем Диего всё больше привязывался к этой маленькой, хрупкой девушке - такой талантливой, такой сильной. 21 августа 1929 года они поженились. Ей было двадцать два года, ему - сорок два.

В 1932 году, который супруги провели в Детройте, Фрида забеременела. Ей очень хотелось иметь ребенка. Одна попытка - это было еще в Мексике - закончилась неудачей. При ее здоровье роды могли закончиться трагически. Врачи советовали ей сделать аборт, но она всё же решила рискнуть. Роды, как и предполагали врачи, прошли неудачно, и Фрида навсегда потеряла возможность стать матерью. Ривера назвал этот день трагедией Фриды. Он проводил в больнице у жены долгие часы, пытаясь ее утешить. И как много лет назад, ее спасло искусство - Диего принес Фриде в больницу холст и краски. И она снова начала рисовать. Ривера был в восторге: его Фрида становилась настоящей художницей!

Жизнь как она есть
В их доме редко бывало тихо. Диего пользовался огромным успехом у женщин, всегда был окружен поклонницами и никогда не отказывал им во внимании. Сексуальная свобода была ему необходима, она служила мощным творческим импульсом. Фрида безумно его ревновала. А он, взяв за правило ничего не скрывать от жены, рассказывал ей о своих увлечениях. При этом мысль о том, что и она может ему изменить, приводила его в ярость. Фрида постепенно привыкала к такому положению дел, но в 1934 году Диего перешел все границы - изменил ей с ее младшей сестрой Кристиной, которая ему позировала. Двойное предательство вынести было невозможно. Фрида никому не сказала о боли, раздиравшей ее душу, единственным «документом» тех дней стала ее картина: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами, а рядом, с ножом в руке, стоит тот, жестокий и равнодушный, кто и нанес эти раны. «Всего-то несколько царапин» - так с присущей ей иронией назвала Фрида свою картину. После случая с Кристиной Фрида решила, что они с Риверой должны какое-то время пожить порознь.

Этот шаг дался Фриде нелегко. «В том, что случилось, есть и моя вина. Я не поняла, что ему нужно, я воспротивилась неизбежному…» - писала она. Ривера, как казалось Фри­де, несильно тосковал по ней: он, как и прежде, много работал и так же влюблялся в своих натурщиц. Пытаясь заставить его ревновать, Фрида отправилась в Нью-Йорк и там открыто, на виду у журналистов, флиртовала с мужчинами. Более того, пошли слухи и о ее лесбийских приключениях. В 1936 году Фрида познакомилась со скульптором Исаму Ногути, другом Риверы. Диего наконец не выдержал: застав Фриду в обществе Ногути, он выхватил пистолет, но, к счастью, никого не застрелил.

В 1937 году в Мексику приехал Лев Троцкий с женой, и Ривера, преклонявшийся перед «трибуном русской революции», попросил Фриду приютить его. Фрида еще в 1928 году вступила в коммунистическую партию, правда, через год, после исключения Диего, вышла из ее рядов, но оставалась верна своим убеждениям. Ее героями были вожди мирового рабочего движения: Маркс, Ленин, Мао Цзэдун. И конечно же, приезд Троцкого, изгнанного из сталинской России, стал для нее огромным событием. Яркая, остроумная, обаятельная художница покорила Льва Давидовича. Он увлекся ею как мальчишка: писал записки, назначал свидания. Наверное, и Фрида откликнулась на его чувство. Но тут вмешалась жена Троцкого, Наталья Седова. Убедив супруга, что эта страсть не добавит ему авторитета в глазах мирового пролетариата, она настояла на том, чтобы покинуть этот гостеприимный, но оказавшийся для них столь опасным дом.

Развод и снова свадьба
В конце 1939 года Фрида и Диего развелись официально. «Мы нисколько не разлюбили друг друга. Просто я хотел иметь возможность делать что хочу со всеми женщинами, какие мне нравились», - писал Диего в автобиографии. А Фрида в одном из писем признавалась: «Не могу выразить, до чего мне плохо. Я люблю Диего, и муки моей любви продлятся всю жизнь…»

24 мая 1940 года произошло окончившееся неудачей покушение на Троцкого. Подозрение пало в том числе и на Диего Риверу. Предупрежденный Полетт Годдар, он чудом избежал ареста и сумел уехать в Сан-Франциско. Там он написал большое панно, на котором изобразил Годдар рядом с Чаплином, а недалеко от них… Фриду в одежде индианки. Он вдруг понял, что их расставание было ошибкой.

Фрида перенесла развод тяжело, ее состояние резко ухудшилось. Врачи посоветовали ей отправиться на лечение в Сан-Франциско. Ривера, узнав, что Фрида находится в одном с ним городе, немедленно приехал ее навестить и заявил, что собирается снова на ней жениться. И она согласилась вновь стать его женой. Однако выдвинула условия: у них не будет сексуальных отношений и финансовые дела они будут вести раздельно. Совместно они будут оплачивать только расходы по дому. Вот такой странный брачный контракт. Но Диего был так счастлив вернуть себе свою Фриду, что охотно подписал этот документ.

8 декабря 1940 года, в день 54-летия Риверы, Фрида Кало и Диего Ривера сочетались законным браком во второй раз. «Никто никогда не поймет, как я люблю его, - написала Фрида в дневнике. - Я хочу лишь одного: чтобы его никто не ранил… и не мешал жить так, как ему нравится. Если бы я обладала здоровьем, я его целиком отдала бы Диего».

Увы, здоровья у нее оставалось всё меньше. Фрида мно­го времени проводила в больницах, носила не снимая специальные корсеты. Но не сдавалась, работала и по-прежнему страдала: поклонницы не оставляли ее Диего в покое.

Последнее «прости»
В 1950 году состояние Фриды резко ухудшилось. Ее положили в больницу, где она провела год, закованная в корсет. За это время ей сделали семь операций. Ривера был потрясен мужеством, с каким его жена терпела страшные боли, и как мог скрашивал ее существование. Их друзья вспоминали, как трогательно Диего, отказавшись от всех заказов, ухаживал за Фридой, пел ей и танцевал вокруг ее больничной кровати.

Отныне Фрида могла передвигаться только в инвалидной коляске. Когда в 1953 году в Мехико, в Музее современного искусства, открылась ее первая большая выставка, она уже не вставала с постели. Но она так долго мечтала об этой выставке, что решила обязательно быть на ее открытии. Тысячи почитателей ее таланта, собравшиеся в музее, овацией приветствовали свою любимицу, которую санитары вынесли из машины «скорой помощи» и положили на празднично украшенную кровать. «И я теперь знамени­тость, не только Ривера!» - шутила она.

В том же году ей до колена ампутировали правую ногу - началась гангрена. «С присущим ей мужеством, - вспоминал Ривера в автобиографии, - она, узнав о гангрене, потребовала произвести ампутацию как можно быстрее. Это была ее четырнадцатая операция за шестнадцать лет. После операции мне часто звонила медсестра, которая за ней ухаживала: «Фрида рыдает и говорит, что хочет умереть». Я немедленно бросал работу и мчался к ней, чтобы утешить. В конце концов при­шлось установить круглосуточное дежурство».

Последнее «прощай»
Она не ожидала от Риверы такой преданности. Диего, как и прежде, был только ее! 13 июля 1954 года Фрида умерла во сне, как бывает с очень счастливыми и хорошими людьми. Ей было 47 лет. И только шесть из них она прожила без боли. Последняя запись в дневнике Фриды Кало: «Я с радостью жду ухода и надеюсь, что уже никогда не вернусь».

Гроб с ее телом установили во Дворце изящных искусств в Мехико и покрыли его знаменем Коммунистической партии Мексики. Кто-то сказал, что такова была ее воля. Но выяснилось, что ни о чем таком она не просила.

Ривера тяжело переживал уход Фриды. Он надолго перестал работать, запил. Сестра Диего, Мария дель Пилар, в своих мемуарах писала, что Фрида, умирая, позвала к себе давнюю помощницу и агента Риверы, Эмму Уртадо, и та обещала ей, что после смерти Фриды она выйдет за Диего замуж и будет заботиться о нем. Фрида знала, что Диего не сможет жить без женщин. Через год после смерти художницы, в 1955 году, Диего и Эмма, как и просила Фрида, поженились.

Фрида как будто бы предчувствовала, что будет с ее Диего. Он действительно не смог бы обойтись без забот Эммы: врачи обнаружили у него рак. Его лечили в СССР, но безуспешно. Знаменитый мексиканский художник умер 24 ноября 1957 года. Последним его желанием было, чтобы его кремировали и прах смешали с прахом Фриды, однако его просьбу не выполнили. Ривера, который при жизни, уходя, всегда возвращался к своей Фриде, был разлучен с ней после смерти, в угоду политике. Его торжественно, при огромном стечении народа, похоронили на кладбище Сан-Долорес, в Ротонде славных имен...

Благодарим журнал «Gala биография» за помощь в подготовке материала


Фрида Кало Фрида и Диего Ривера 1931
100 × 79 см
Масло, Холст

Романтические натуры сказали бы, что Диего и Фриде было предназначено судьбой прожить жизнь вместе. Но эта любовная история была очень далека от идеальной. Безудержная страсть в ней переплеталась с всепоглощающей злостью, нежность - с предательством, преданность - с ревностью, любовь - с болью.


Бесстрашная

Сначала Диего услышал её голос. В 1922 году художник расписывал аудиторию в Национальной подготовительной школе Мехико. И несколько раз невидимая девочка, прятавшаяся за колоннами, выкрикивала в его адрес язвительные комментарии. А затем в один из вечеров Диего работал на лесах вместе со своей тогдашней женой Лупе Марин, и вдруг услышал за дверью какой-то шум, после чего в аудиторию втолкнули девочку.

«Она была одета, как любая другая ученица, но её поведение мгновенно выделяло её из общей массы. В ней чувствовались непривычное достоинство и самоуверенность, а в её глазах пылал странный огонь. Она смотрела прямо на меня: «Если я понаблюдаю за вашей работой, это не вызовет неудобств?» Я ответил: «Нет, барышня, я буду польщен».


Диего Ривера за работой

Она села и начала безмолвно за мной наблюдать, её глаза следили за каждым движением моей кисти. Спустя несколько часов в Лупе проснулась ревность, и она стала оскорблять девочку. Но та не обратила на это никакого внимания. Это, само собой, разозлило Лупе еще сильнее. Уперев руки в бедра, она подошла к девочке и уставилась на неё с воинственным видом. Девочка застыла и встретила её взгляд без единого слова. Откровенно пораженная, Лупе долго и пристально смотрела на неё, а потом улыбнулась и сказала мне с завистливым восхищением: «Ты только посмотри на эту девчонку! Такая маленькая - и совсем не боится такой высокой и сильной женщины, как я. Она мне нравится».

Когда девочка уходила, она сказала лишь «Спокойной ночи». Год спустя я узнал, что именно она выкрикивала те издевательские шутки из-за колонн, и что её зовут Фрида Кало. Но я понятия не имел, что однажды она станет моей женой".



Автопортрет
Фрида Кало
1922

«Крылья черного дрозда»

Следующая их встреча произошла спустя несколько лет. За это время Фрида успела перенести страшную аварию, которая едва не стоила ей жизни, несколько месяцев провести в гипсе, заново научиться ходить и начать рисовать.

В тот день Ривера работал над фресками в здании Министерства образования и вдруг услышал крик: «Диего, пожалуйста, спустись оттуда! Мне нужно обсудить с тобой кое-что важное!» Художник вспоминал: «На земле подо мной стояла девушка лет 18-ти. У нее было красивое нервное тело и нежное лицо. Ее волосы были длинными и темными, а густые брови сходились над переносицей. Они были похожи на крылья черного дрозда».



Фрида Кало в возрасте 18 лет

Заинтригованный Ривера спустился вниз для разговора, и девушка сразу перешла к делу: «Я здесь не ради развлечения. Мне нужно работать, чтобы иметь средства к существованию. Я написала несколько картин и хочу, чтобы ты оценил с профессиональной точки зрения. Мне нужно абсолютно честное мнение, потому что я не могу позволить себе попросту тешить собственное самолюбие».

Когда Диего взглянул на три женских портрета, которые Фрида принесла с собой, он был поражен: «В этих холстах была необычная энергия и экспрессия, и в то же время истинная серьезность. В них не было никаких приемов во имя оригинальности, которые отличают работы амбициозных новичков. Было очевидно, что эта девушка - подлинный художник».



Автопортрет в бархатном платье
Фрида Кало
1926, 79 × 58 см

Зная о его репутации любителя и любимца женщин, Фрида не сразу поверила Диего. Она не искала комплиментов и настаивала на том, что ей нужна критика. На что Ривера ответил: «По моему мнению, независимо от того, насколько сложным это будет, ты должна продолжать рисовать».

Напоследок девушка попросила Риверу прийти к ней домой, чтобы оценить остальные ее работы. Когда она назвала ему свой адрес и имя, Диего вдруг осенило. Он вспомнил бесстрашную девчонку, которая дразнила его и смогла постоять за себя. Само собой, он согласился прийти.

Диего писал: «Я об этом еще не знал, но тогда Фрида уже стала самой важной частью моей жизни. И оставалась до самой своей смерти на протяжении последующих 27 лет».


Слон и голубка

Родители Фриды были против этого брака. Им было больно видеть свою хрупкую дочь рядом с этим чудовищем - огромным, некрасивым, толстым бабником. Гильермо и Матильда называли этот союз «браком между слоном и голубкой». Но отца девушки немного успокаивал тот факт, что Ривера был богат, а значит Фриде не пришлось бы работать.

Фрида и Диего поженились 21 августа 1929 года. На свадьбе Ривера безобразно напился. В пьяном угаре он бил посуду, размахивал пистолетом и даже сломал кому-то палец. Фрида была в ярости и согласилась переехать к Диего лишь через несколько дней после свадьбы.



Арсенал
Диего Мария Ривера
1928

Через некоторое время Кало впервые забеременела, но по медицинским показаниям ей пришлось сделать аборт. Фрида страстно желала подарить мужу ребенка, несмотря на то, что Ривера был против.

Вскоре после свадьбы Риверу исключили из коммунистической партии за то, что он принял крупный заказ от правительства Мексики. В знак своей верности мужу Кало тоже решила покинуть партию, однако оба сохранили верность идеалам коммунистов. Фрида вообще предпочитала быть женой «за мужем», по крайней мере, первое время. Она не считала себя серьезной художницей и рисовала только для того, чтобы чем-то себя занять. Когда Диего получил несколько крупных заказов в США, Фрида отправилась вместе с ним, но оставалась в его тени. Американцы почти обожествляли Риверу, а его жену воспринимали как некую любопытную деталь его гардероба.



Американская мечта

Полгода, проведенные в Сан-Франциско, стали для Кало весьма продуктивными, поскольку она почти ни с кем не общалась. В Сан-Франциско художница написала одну из самых знаменитых своих картин - «Фрида и Диего Ривера». Неожиданно для нее полотно оказалось на выставке женщин-художниц. Это был первый раз, когда ее работа была представлена публике.

Ривера начал изменять жене едва ли не с первого дня совместной жизни. В Сан-Франциско он закрутил роман с теннисисткой Хелен Муди, которая позировала ему для одного из заказанных муралов. Фрида в отметку завела романтические отношения с Кристиной Гастингс, женой одного из помощников Диего. В это время художницу начали мучить сильные боли в правой ноге, изуродованной полиомиелитом. Знаменитый хирург Лео Элоссер заключил, что ухудшение здоровья связано со стрессом, и прописал Фриде постельный режим и здоровое питание.



Автопортрет на границе между Мексикой и Соединенными Штатами
Фрида Кало
1932, 31×35 см

В Мексику супруги вернулись по отдельности: Фрида - в мае 1931 года, а Диего - в июне. За время разлуки Кало успела познакомиться с нью-йоркским фотографом Николасом Мюреем. Их тайный, периодически возобновлявшийся роман продлился в общей сложности около 10 лет.

Вскоре Диего и Фрида отправились в Нью-Йорк на открытие масштабной ретроспективы Риверы в MoMA. Диего купался в лучах славы. В восторженных статьях, посвященных ему, Кало упоминалась лишь как «миссис Ривера». Затем пара, следуя за очередным заказом, перебралась в Детройт, который Фрида описывала как «убогую старую деревушку». Здесь художница вновь забеременела, но спустя три с половиной месяца у нее случился выкидыш. Кало 13 дней провела в госпитале Генри Форда и написала одну из самых трагичных своих картин, посвященную погибшему сыну.



Госпиталь Генри Форда
Фрида Кало
1932, 30.5 × 38 см

В сентябре 1932 года Фрида получила известие о том, что ее мать смертельно больна. Матильда скончалась через неделю после приезда дочери. Вернувшись в Детройт, Кало снова мается от безделья: Диего спешит закончить заказ вовремя и почти не находит на нее времени. В тоске по родной Мексике Фрида снова начинает рисовать и, когда Диего снова перевозит ее в Нью-Йорк, пишет знаменитую картину «Тут висит мое платье», в которой критикует тусклый индустриальный мир Штатов.

Работа Диего над муралом в Центре Рокфеллера закончилась скандалом: среди прочих героев художник изобразил на стене Ленина, чем вызвал негодование заказчика. Компромисс они так и не нашли, и в итоге контракт был разорван, а мурал - уничтожен. Из-за скандала отменились и другие заказы Риверы, он оказался на мели и наконец-то согласился вернуться на родину.



Тут висит мое платье
Фрида Кало
1933, 46×55 см

Боль и счастье


В начале 1934 года на Фриду обрушилось сразу несколько сокрушительных ударов. Ее третья беременность вновь закончилась выкидышем. А вскоре после этого она узнала, что Диего изменяет ей с ее младшей сестрой Кристиной. Кало подозревала, что у ее мужа случилось новое увлечение, но и представить не могла что «другой женщиной» окажется ее родная сестра. Фрида чувствовала себя преданной сразу двумя самыми любимыми людьми. Она бросила Диего и на несколько месяцев поселилась в отдельной квартире. Свою боль художница привычно изливала на холст. Она пишет сцену жестокого убийства, о котором прочитала в газетах, и называет картину «Всего-то несколько царапин!»



Всего-то несколько царапин!
Фрида Кало
1935, 30 × 40 см

Однако, несмотря на предательство, долго оставаться в разлуке с Диего Фрида не смогла. Супруги воссоединились в конце 1935 года, но всё равно жили порознь. Их дом состоял из двух отдельных строений, соединенных воздушным мостиком: в одном из них жила Кало, во втором - Ривера. За время разлуки Фрида успела завести несколько романов с мужчинами и женщинами. Диего, который никогда не был образцом верности, страшно ее ревновал, поэтому свои романтические похождения художница старалась держать в секрете.



Портрет Кристины, моей сестры
Фрида Кало
1928, 99 × 81.5 см

Запись из дневника Фриды: «Диего = мой муж. Диего = мой друг. Диего = моя мать. Диего = мой отец. Диего = мой сын. Диего = я. Диего = Вселенная».

В 1937 году в поисках политического убежища в Мексику приехал Лев Троцкий с женой Натальей Седовой. Их поселили в «голубом доме», в котором прошло детство Фриды, и в котором по-прежнему жил ее отец. Кало и Троцкий достаточно быстро сблизились, их запретный роман был страстным и тайным. В какой-то мере интимная связь с таким видным человеком, которого Диего безмерно уважал, была для Фриды способом еще раз отомстить неверному мужу за интрижку с Кристиной. Фрида и Троцкий общались между собой на английском языке, которого не понимала Наталья, и передавали друг другу любовные записки, обмениваясь книгами. Но Седовой совсем необязательно было понимать их разговоры, чтобы обо всем догадаться.

Надо сказать, что «старик» быстро наскучил художнице, и их связь прекратилась. Вскоре после этого Фрида написала автопортрет, посвященный Троцкому, который он повесил в своем кабинете. Впрочем, когда он с женой покидал «голубой дом», Наталья убедила его не забирать с собой картину.



Автопортрет, посвященный Льву Троцкому
Фрида Кало
1937, 87 × 70 см

Этот год стал для Кало весьма продуктивным, она написала несколько самых лучших своих картин и без особой надежды отправила их на выставку в Мехико. Однако именно там их заметил американский галерист Джулиен Леви. Благодаря ему в октябре 1938 года в Нью-Йорке состоялась первая персональная выставка Фриды. Успех был грандиозным: она наконец-то перестала считаться всего лишь «женой Диего Риверы» и стала самостоятельной художницей. Дальше последовала выставка в Париже, на которой один из автопортретов Кало приобрел Лувр. Фотографию художницы в экзотическом мексиканском наряде и с цветами в волосах поместили на обложку французского Vogue.



Фото Фриды Кало с обложки Vogue.

Несмотря на успех, Фрида чувствовала себя бесконечно одинокой и отчаянно хотела вернуться домой. В это же время завершился ее многолетний роман с Николасом Мюреем, который решил жениться на другой. Опустошенная и преданная любимыми мужчинами Кало наконец возвращается в Мексику и остается жить в «голубом доме». Отношения с Диего продолжали ухудшаться, и в этом же году они развелись. После развода художница пишет знаменитый двойной портрет «Две Фриды»: одна из героинь - та, которую Диего любил, вторая - та, которую отверг. Однако уже в следующем году пара вновь женится.



Две Фриды
Фрида Кало
1939, 173.5 × 173 см

До последнего вздоха

После смерти Гильермо Кало в 1941 году здоровье Фриды стало ухудшаться все быстрее и сильнее. Она перенесла несколько серьезных операций на спине и ноге, вынуждена была носить поддерживающие корсеты, и больше не могла жить без огромных доз обезболивающих. Чтобы как-то справиться с вечной болью и депрессией, художница начинает вести дневник, в котором будет делать записи и рисунки до самой своей смерти.

В 1948 году Диего завел очередной роман, который обернулся публичным скандалом. У актрисы Марии Феликс была слабость к уродливым мужчинам, и она пожелала во что бы то ни стало заполучить в мужья Риверу. Когда Диего попросил Фриду о разводе, она сначала восприняла это как шутку, но потом поняла, что он настроен серьезно, и пришла в ярость. Кало рассказала о «противозаконной» связи Риверы журналистам, и на следующий день эта история попала на главные страницы газет. Мексиканские католики безоговорочно приняли сторону обманутой жены, и Мария быстро завершила отношения с Диего.

Запись из дневника Фриды: «Диего не может быть ничьим мужем, и никогда не будет, но он прекрасный товарищ».

Их первая встреча произошла, когда Фрида Кало была ещё подростком. В 15 лет она поступила в «Препараторию» (Национальную подготовительную школу) с целью изучать медицину. Здесь она впервые встретилась с известным художникомДиего Риверой, работавшим в Подготовительной школе над росписью «Созидание». Он поразил ее детское воображение, Фрида выслеживала его, дразнила "старым Фасто", старалась привлечь внимание и однажды, словно предвосхитив их общее будущее, заявила друзьям: "Я непременно выйду замуж за этого macho и рожу от него сына".

Трагедия в жизни Фриды Кало

В 18 лет Фрида Кало попала в тяжёлую аварию, получив повреждения: тройной перелом позвоночника (в поясничной области), перелом ключицы, сломанные рёбра, тройной перелом таза, одиннадцать переломов костей ноги, раздробленную и вывихнутую стопу, вывихнутое плечо. Кроме того, её живот и матка были проколоты металлическим перилом, что серьёзно повредило её репродуктивную функцию. Она более года была прикована к кровати, а проблемы со здоровьем остались на всю жизнь. После трагедии Фрида попросила у отца кисти и краски.

Встреча Фриды и Диего

Через несколько лет, восстановившись после автокатастрофы, художница приехала к Диего Ривере показать свои автопортреты, созданные в течение года, который она провела в постели, закованная в ортопедический корсет. Картины Фриды Кало произвели на известного художника большое впечатление: «Они передавали исполненную жизни чувственность, которую дополняла беспощадная, но очень чуткая, способность к наблюдению. Для меня было очевидно, что эта девочка была прирожденной художницей».

О Диего Ривере

К тому времени страстный Ривера уже расстался со своей второй женой Лупе Марин, и ничто не мешало ему увлечься двадцатилетней художницей, остроумной, смелой и талантливой. Пленил его и незаурядный интеллект Фриды, взращенный на европеизированном образовании. Диего был огромен и толст. Растущие клочьями волосы, выпученные от возбуждения или, наоборот, прикрытые набрякшими веками глаза. Он напоминал людоеда, но "людоеда доброго", как сказал о Диего Максимилиан Волошин , встречавшийся с ним в Париже. Там Диего, между прочим, оставил свою первую жену, русскую художницу Ангелину Белову, когда решил отправиться на помощь восставшему мексиканскому народу. Сам себя Ривера любил изображать в виде толстобрюхой лягушки с чьим-то сердцем в руке. Его всегда обожали женщины, Диего отвечал взаимностью, но как-то признался: "Чем сильнее я люблю женщин, тем сильнее я хочу заставить их страдать".

Свадьба

В 1929 Фрида Кало стала женой Диего Риверы. Ему было 43 года, ей — 22. В день свадьбы Диего показал свой взрывной нрав. 42-летний новобрачный немного перебрал текилы и стал палить из пистолета в воздух. Увещевания только распаляли разгулявшегося художника. Случился первый семейный скандал. 22-летняя супруга ушла к родителям. Проспавшись, Диего просил прощения и был прощен. Молодожены переехали в свою первую квартиру, а потом — в ставший знаменитым "голубой дом" на улице Лондрес в Койаокане, самом "богемном" районе Мехико, где они прожили много лет.

Семейная жизнь

Их семейная жизнь бурлила страстями. "В моей жизни было две аварии: одна - когда автобус врезался в трамвай, другая - это Диего Ривера ", - любила повторять художница.Они не всегда могли быть вместе, но никогда — врозь. Их связывали отношения, по словам одного из друзей, "страстные, одержимые и порой мучительные". В 1934 году Диего Ривера изменил Фриде с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Сделал это открыто, понимая, что оскорбляет жену, но отношений с ней порывать не хотел. Удар для Фриды был жестоким. Гордячка, она своей болью не желала делиться ни с кем — только выплеснула ее на холст. Получилась картина, быть может, самая трагичная в ее творчестве: обнаженное женское тело иссечено кровавыми ранами. Рядом с ножом в руке, с равнодушным лицом тот, кто нанес эти раны. "Всего-то несколько царапин!" — назвала полотно ироничная художница.

В 1939 году они развелись. Позднее Диего сознается: "Мы были женаты 13 лет и всегда друг друга любили. Фрида даже научилась принимать мою неверность, но не могла понять, почему я выбираю тех женщин, которые меня недостойны, или тех, которые уступают ей... Она предполагала, что я был порочной жертвой собственных желаний. Но это ложь во спасение думать, что развод положит конец страданиям Фриды. Разве она не будет страдать дальше?"

Лев Троцкий в Мексике

В 1937 году в доме Риверы ненадолго нашёл убежище Лев Троцкий. Отношения Фриды Кало с Троцким овеяны романтическим ореолом. Есть много легенд о том, что происходило в то время. Масла в огонь мифотворчества подливали и сами художники. Фрида и Диего через несколько лет после трагедии, уже вновь обретя друг друга, в унисон рассказывали гостям, что политубежище для Троцкого они выхлопотали исключительно для того, чтобы заманить его в ловушку и убить. Фрида также рассказывала, что были попытки Диего убить Троцкого вследствие всепоглощающей ревности.

Встреча с Троцким произошла во время разрыва в отношениях между Фридой и Диего. К тому же последний в то время лежал в госпитале и «важных» гостей» встречала сперва только Фрида. Художница искренне восхищалась "Великим человеком" и многого ждала от общения с ним. Она тяжело переживала его высылку из СССР и была счастлива, что благодаря Диего Ривере он нашел в Мехико приют. Яркая, интересная, обаятельная молодая художница пленила 60-летнего революционера. Он всячески пытался выразить свою нежность. То будто невзначай притрагивался к руке, то тайком касался под столом ее колена. Строчил пылкие записки и, вложив их в книгу, передавал прямо на глазах своей жены и Риверы. Но Мексика, как говорил Лев Давыдович, показалась ему "иной планетой". Все происходящее было словно фантасмагорией и долго продолжаться не могло: вскоре, поссорившись с гостеприимными хозяевами, он переехал в другой дом.

Фрида Кало и Диего Ривера вторично сыграли свадьбу в 1940 году, спустя год после развода, и оставались вместе до ее смерти в 1954 году.

Диего Ривера картины

Фотографии Диего Риверы и Фриды Кало

1910. Фото Фриды в детстве


1926 . Восемнадцатилетняя

1929. Фото Фриды и Диего

1929


Манифестация в Мексике


1930

1930.


1930

1931


1933


1933



1938 - С Андре Бретоном




Фотография 1939 года

Фото 1939 года


1940


1943

1954 - frida et dieg

1954 - В последний год жизни

1954


1942


1940




Два самых известных мексиканских художника Диего Ривера и Фрида Кало разделяли политические симпатии, творческие взгляды, порочные привычки, страсть к диким эксцентричным поступкам, а ещё знаменитые артисты были мужем и женой.

Знакомство художников

Совместная жизнь экзальтированных личностей представляла собой хаос и безумный карнавал, далекий романтической идиллии и поэтического единения душ – два эгоиста яростно любили друг друга и сражались на ниве творчества с момента судьбоносного знакомства до самой смерти.
Восемнадцатилетняя девушка стала жертвой страшной автомобильной аварии, провела целый год в больнице, пытаясь оправиться от множественных переломов ребер, конечностей, позвоночника.

Искалеченная и потерявшая возможность иметь детей женщина сумела встать на ноги, причем за месяцы, когда она была прикована к постели, Фрида отыскала собственное признание. По просьбе дочери Кало-старший принес в больницу кисти и краски, чтобы пациентке было, чем занять себя во время долгой реабилитации. В лежачем положении создавала Кало свои первые картины, изливая на холсте боль и горечь тоскующей души внутри изломанного тела. Спустя двенадцать месяцев из больницы вышла созревшая художница, которая будет страдать от болей до конца жизни и столько же времени шлифовать талант экспрессиониста. Свои работы амбициозная девушка отнесла на оценку мастеру Ривере, который к началу 1920-х уже был известен всей Мексике как выдающийся художник-монументалист, принимавший заказы как от правительства, так и частных клиентов. Опытный живописец сразу же разглядел дар в гостье, провозгласив: «Эта девочка – художник от рождения».

История любви

Между маститым монументалистом и начинающей экспрессионисткой существовала двадцатилетняя разница, которая их совершенно не смущала. Известный ловелас как раз разошелся с очередной любовницей, был свободен и с большим желанием увлекся молодой коллегой тяжелой судьбы и громадного таланта. Опытный Диего стал первой любовью, другом, наставником и настоящим партнером Фирды по жизни и творчеству. Свадьба состоялась в 1929-м, супружеская резиденция получила название «голубой дом» и служила центром богемы, творческой интеллигенции, представителей социально-общественных и политических движений мексиканской столицы. Мужа с женой объединяли искусство и политические убеждения, однако любовный темперамент супругов отличался кардинально.

Парадоксально, но большей любвеобильностью отличался старший на двадцать лет Ривера, старавшийся не пропускать ни единой юбки, а таковых в окружении звездного артиста всегда имелось в огромном количестве. Женщина страдала, мучилась, что не может родить любимому мужчине детей и удовлетворить его потребности, но потом поумнела, приняла правила игры, начав заводить собственные романы на стороне. Причем среди любовников ударившейся во все тяжкие дамочки встречались лица обоих полов. Теперь пришла очередь Диего ревновать, закатывать истерики, скандалы и приступы бешенства. Однажды ревнивец едва не застрелил изменницу, застав её в объятиях знакомого скульптора. Увлечение художницей стало причиной ссоры и разрыва отношений между супругами Кало-Ривера и революционером-иммигрантом Львом Троцким, который некоторое время проживал в «голубом доме», найдя себе здесь политическое убежище.

Разлука и смерть



Своего любимого человека Фрида описывала так: У меня было две катастрофы – сначала автобус, потом Диего. 18-летняя девушка находилась в салоне автобуса, когда тот столкнулся с трамваем, что для юной пассажирки обернулось кошмарными травмами и последовавшим годом ужасных страданий на больничной койке. Ривера также приносил боль и страдания, но за горем всегда приходила радость, очередная размолвка сменялась примирением. Пока терпению не пришел конец, хрупкие семейные отношения окончательно дали трещину - в 1939-м знаменитая пара решила развестись. Они больше не могли находиться вместе, но порознь им также оставаться было невозможно.

Интересные статьи


Пылкие натуры вытерпели лишь год, снова объявив о помолвке прямо из больничной палаты, куда угодила мексиканка, у которой обострились боли в позвоночнике. Правда, на этот раз женщина поставила жениху неожиданное условие: теперь их связь будет исключительно духовной – никаких физических контактов. В 1940-м состоялась вторая свадьба пылких художественных бунтарей, которые продолжили свои эпические семейные баталии до смерти Фриды Кало 13 июля 1954. Великой дочери мексиканского народа было 47 лет.
Когда любимая женщина покинула этот мир, убитый горем вдовец написал: Самый ужасный день в моей жизни. Я потерял свою любовь навсегда. Слишком поздно мне открылось, какое громадное место в моем сердце занимала любовь к Фриде, отношения с которой были самой главной частью моего мироздания.

Совместные фотографии

Главное наследие прославленных мастеров живописи – это великие картины, её экспрессионистские автопортреты, его эпические монументальные полотна. Правда, совместные фотографии легенд мирового искусства также заслуживают пристального внимания. Обязательно уделите время следующей коллекции лучших семейных фото Диего Риверы и Фриды Кало.






Выбор редакции
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....