Кто заплатит за музыку? Права и обязанности Сторон. О выплате вознаграждения за публичное исполнение фонограмм


Значительное число предприятий сферы торговли и услуг, от самых крупных до совсем небольших, для привлечения клиентов и создания благоприятной атмосферы проигрывают в зале обслуживания различные звуковые записи (фонограммы). Это могут быть записи конкретных исполнителей, звуки для релаксации (шум воды, леса), передачи музыкальных радиостанций. Но часто ли предприниматели задумываются, насколько правомерно использование музыки и не нарушают ли они при этом права исполнителей и изготовителей фонограмм? Анализ законодательства в сфере интеллектуальной собственности свидетельствует о том, что бездоговорное и бесплатное использование фонограмм предпринимателями приводит к нарушению прав указанных лиц. К сожалению, не многие знают, что за звучание музыки в своем кафе или магазине предприниматель должен заплатить.

Р ассмотрим более подробно, какие нормы действующего законодательства являются основанием для того, чтобы предприниматель «платил за музыку», каков размер таких выплат и что ждет того, кто все же решит не платить.

Кому принадлежит право на фонограмму?

До 1 января 2008 г. нормы, обязывающие производить выплаты за фонограммы, устанавливал Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об автор­ском праве и смежных правах». После введения в действие IV части ГК РФ, включившей весь массив законодательства в сфере интеллектуальной собственности, следует руководствоваться положениями главы 71 части IV ГК РФ «Права, смежные с авторскими», где праву на фонограммы посвящен отдельный параграф.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 1304 ГК РФ фонограмма - это любая звуковая запись исполнения или иных звуков либо их отображения (отображение - это не что иное, как цифровая форма записи). Объектами записи могут быть любые звуки, их сочетания и комбинации (пение птиц, шум водопада, сигнал автомобиля), а не только конкретные музыкальные произведения. Технология записи, а также вид носителя не имеют значения.

Свернуть Показать

Впервые нормы, посвященные праву на фонограмму как объекту смежного права, появились в 1936 г. в австрийском Законе об авторском праве. В нашей стране право, смежное с авторским, возникло в 1991 г. с принятием Основ гражданского законодательства. Последующее развитие нормы о праве на фонограмму получили в Законе РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (среди норм о смежных правах). В IV части ГК РФ праву на фонограммы посвящен уже отдельный параграф (параграф 3 гл. 71). Увеличение объема правового регулирования свидетельствует о возрастании роли фонограммы как объекта смежных прав.

Говоря о фонограмме, необходимо отметить, что в ее записи непосредственно участвуют исполнители и изготовители фонограмм , которые и являются ее правообладателями. Так, исполнитель (автор исполнения) - это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение (певец, музыкант, актер и пр.) (ст. 1313 ГК РФ). Изготовитель фонограммы - лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображения этих звуков (ст. 1322 ГК РФ).

Исполнителю в отношении его исполнения принадлежит исключительное право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования произведения. А изготовителям фонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограммы.

Исключительные права могут быть переданы другому лицу на основании договора или по иным законным основаниям. Обладатели исключительных прав могут по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использовать произведение (в нашем случае - фонограмму). Следовательно, для того чтобы беспрепятственно использовать в своей деятельности записанную музыку, необходимо получить соответствующее разрешение у исполнителей и изготовителей фонограмм, что, как правило, предполагает выплату вознаграждения.

Кто должен платить за звучание фонограмм?

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. утверждены Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (далее - Правила). Указанные Правила вступили в силу с 1 января 2008 г.

Итак, в соответствии с Правилами плательщиками являются юридические лица и физические лица - индивидуальные предприниматели . Так, если предприниматель осуществляет или организует публичное исполнение фонограмм с помощью технических средств в месте, открытом для всеобщего пользования, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих обычному кругу семьи, то он должен заплатить за использование фонограммы.

Пример 1

Свернуть Показать

К плательщикам за использование фонограмм относятся театры, концертные площадки, клубы, дискотеки, парки, стадионы, кинотеатры, казино, бары, кафе, рестораны, магазины, парикмахерские и даже маршрутные такси. Данный перечень является открытым.

Так, в Положении Российского авторского общества (РАО) о ставках авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями произведений за публичное исполнение музыкальных произведений с текстом или без текста, на 2008 год (утв. постановлением Авторского Совета РАО от 14 февраля 2008 г. № 8) все плательщики поделены на 12 групп, для каждой из которых предусмотрен свой размер выплат. Приведем данный перечень для того, чтобы у предпринимателя не возникло сомнения, указан ли его .

Итак, согласно документу плательщиками вознаграждения ­за использование фонограмм являются:

  1. рестораны, кафе, бары, закусочные и другие предприятия общественного питания - при публичном исполнении произведений как с помощью технических средств (включая караоке и музыкальные автоматы), так и артистами-исполнителями или исполнительскими коллективами (живая музыка);
  2. развлекательные предприятия:
    • а) клубы: музыкальные клубы, ночные клубы, караоке-клубы,
    • б) дискотеки и танцевальные площадки,
    • в) культурно-развлекательные центры, казино,
    • г) залы игровых клубов (игровые автоматы), компьютерных клубов, залы для игры в бильярд, пул, керлинг и боулинг, залы показа мод и проведения конкурсов красоты, отдельно стоящие системы караоке;
  3. предприятия торговли, включая торговые павильоны, палатки, столы, стенды, киоски, магазины, торговые комплексы, автозаправочные станции, а также ярмарки, рынки, торговые территории - при музыкальном озвучивании торговых залов (торговых точек) ­и площадей в процессе торговли;
  4. выставочные комплексы и выставочные залы - при станции, а также ярмарки, рынки, торговые территории - при музыкальном озвучивании выставочного комплекса при помещении выставочного зала при проведении выставок;
  5. предприятия сферы услуг (парикмахерские, парикмахерские салоны, салоны красоты, косметические салоны, солярии, сауны, бани, залы обслуживания клиентов в финансово-кредитных и других учреждениях, ателье по ремонту, пошиву, пункты проката, прачечные, химчистки, Дворцы бракосочетания и отделы ЗАГС, а также организаторы торжеств - при использовании музыкальных ­произведений в процессе оказания услуг;
  6. гостиницы, мотели (включая залы регистрации, холлы, номера, лифты) и кемпинги - при публичном исполнении музыкальных произведений в помещениях и на территории;
  7. санаторно-курортные комплексы, пансионаты, дома отдыха, спортивные базы отдыха и т.п. (включая залы регистрации, холлы, номера, лифты) - при публичном исполнении музыкальных ­произведений в помещениях и на территории;
  8. спортивные и спортивно-оздоровительные заведения: спортивные клубы и центры (фитнес-клубы, тренажерные залы, стадионы, катки, ролледромы, скейтпарки, аквапарки, велотреки, горнолыжные спуски и т.п.) - при музыкальном сопровождении соревнований, занятий и отдыха;
  9. предприятия пассажирского транспорта при публичном исполнении произведений в транспортных средствах:
  10. аэропорты, порты и вокзалы - при публичном исполнении произведений в помещениях, на перронах, пристанях и прилегающей территории;
  11. парки и сады культуры и отдыха, пляжи - при централизованном музыкальном озвучивании территории или при отдельном ­озвучивании аттракционов;
  12. кинотеатры, видеосалоны, клубы, дома культуры и другие пользователи - при публичном исполнении музыкальных произведений, при публичном исполнении (показе) аудиовизуальных произведений.

Как видно из списка, платить должны все, даже ЗАГСы за исполнение вальса Мендельсона.

Для признания публичности использования фонограммы не требуется, чтобы конкретные люди фактически ее услышали, главное - создание такой возможности. Обратите внимание, что платить придется независимо от того, является ли использование фонограммы основным видом деятельности или нет (п. 2 Правил), а также от того, какая запись для этого ­использована - ­лицензионная или «пиратская».

Пример 2

Свернуть Показать

Если в кафе, принадлежащем индивидуальному предпринимателю, запись песни используется только в качестве фона, он все равно обязан внести плату за ее использование.

Кому платить?

Поскольку фонограмма представляет собой зафиксированное звуковое исполнение, то вознаграждение за ее публичное использование полагается и исполнителям, и изготовителям фонограмм. Конечно, можно заключить договоры с каждым из них отдельно, но это создаст лишние трудности для предпринимателя и потребует больших организационных и временных затрат: нужно будет найти всех исполнителей и изготовителей фонограмм, договориться с каждым о размере вознаграждения, заключить с ними ­договоры, после чего - производить выплаты.

Однако для фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, дейст­вующее законодательство предусматривает некоторое ограничение прав исполнителей и изготовителей фонограмм. В частности, разрешается исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю без разрешения исполнителя и изготовителя фонограммы, но с обязательной выплатой им вознаграждения (ст. 1326 ГК РФ) .

Чтобы не заключать многочисленные договоры, сбором, распределением и выплатой вознаграждения занимаются организации по управлению правами исполнителей и изготовителей фонограмм на коллективной основе .

На сегодняшний день создано значительное число организаций, управляющих правами на коллективной основе. Согласно пункту 3 статьи 1242 ГК РФ основанием для деятельности подобной организации является письменный договор, заключаемый такой организацией с правообладателями о передаче полномочий по управлению правами. С пользователями организация по управлению правами на коллективной основе заключает лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, и собирает с пользователей вознаграждение за использование произведений (пункт 1 статьи 1243 ГК РФ). В нашем случае пользователем является предприниматель.

Многие организации по управлению правами дублируют друг друга и устанавливают разные ставки, в том числе за использование фоно­грамм. Так, основными организациями в сфере коллективного управления смежными правами исполнителей и изготовителей фонограмм являются: Российское общество по управлению правами исполнителей (РОУПИ), Российское фонографическое агентство (РФА), Российский союз правообладателей (РСП), созданный недавно при поддержке РАО. Стоит отметить, что указанные организации находятся не в самых дружеских отношениях, поскольку конкурируют в борьбе за тех, кто заключит с ними договоры по выплате вознаграждения за использование фонограмм.

Согласно пункту 1 статьи 1244 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе может получить государственную аккредитацию на осуществление деятельности в шести сферах коллективного управления, одной из которых является управление правами исполнителей и (или) изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. утверждено «Положение о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами». Следует иметь в виду, что государственная аккредитация на осуществление деятельности в каждой из сфер коллективного управления может быть ­получена только одной организацией по управлению правами.

Главное отличие аккредитованной организации будет состоять в том, что кроме управления правами тех правообладателей, с которыми у организации заключены соответствующие договоры, она вправе управлять правами и собирать вознаграждение и для тех правообладателей, с которыми такие договоры отсутствуют. То есть она «по умолчанию» представляет интересы всех исполнителей и изготовителей фонограмм. На практике данное обстоятельство призвано значительно облегчить жизнь предпринимателя, использующего фонограммы, поскольку не важно, заключен у такой организации договор с конкретным исполнителем и изготовителем фонограмм или нет. Однако на сегодняшний день ни одна организация пока не получила государственную аккредитацию.

Пример 3

Свернуть Показать

В парикмахерской, баре, фойе гостиницы, принадлежащих предпринимателю, могут быть использованы конкретные фонограммы (песни определенных певцов, композиторов, записанные на диски, периодически используемые предпринимателем). В этом случае он заранее знает, за чьи фонограммы он будет платить, и должен выбрать ту организацию, которая представляет интересы данных исполнителей и изготовителей. Однако в качестве музыкального сопровождения нередко используется радио. В такой ситуации нельзя заранее знать, чьи именно фонограммы прозвучат в эфире, соответственно, невозможно точно определить, с какими организациями заключили договоры правообладатели и куда нужно обращаться предпринимателю. Аккредитация снимает эту проблему.

Первоначальная аккредитация будет предоставлена на 5 лет, после чего при отсутствии замечаний со стороны контролирующих органов срок аккредитации составит 5-10 лет. Проводит аккредитацию федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере авторского права и смежных прав (Росохранкультура, www.rosohrancult.ru).

Что станет с организациями, не получившими аккредитации? И как быть предпринимателю, уже заключившему договор с одной из них? Паниковать в этом случае не стоит. В ГК РФ отмечается, что наличие аккредитованной организации не препятствует созданию других организаций по управлению правами на коллективной основе. Однако такие организации не вправе заключать договоры с пользователями от имени всех исполнителей и изготовителей фонограмм, а только в интересах тех исполнителей и изготовителей фонограмм, которые предоставили им соответствующие полномочия.

Списки таких правообладателей можно посмотреть на сайте указанных организаций в реестрах правообладателей либо запросить непосредственно в организации. Данные из реестров предоставляются всем заинтересованным лицам за исключением сведений, которые в соответствии ­с законодательством не могут разглашаться без согласия самого правообладателя.

Предпринимателю с организацией, управляющей правами на коллективной основе, необходимо заключить договор, на основании которого и будет вноситься та или иная денежная сумма. В договоре определяются размер и срок выплаты. Вместе с выплатой вознаграждения предприниматели должны будут предоставить аккредитованной организации документы, а также иные сведения, необходимые для сбора и распределения вознаграждения. Перечень этих сведений определяется договором (п. 4 Правил) и, как правило, обусловлен теми техническими средствами, которые ­задействованы в автоматизированной системе распределения гонорара.

После заключения договора предприниматель обязан производить ежемесячные выплаты за использование фонограмм, а организация, управляющая правами на коллективной основе, - распределять вознаграждение между исполнителями и изготовителями фонограмм.

Однако существование обществ по управлению правами на коллективной основе не исключает возможности прямого заключения договора с исполнителями и изготовителями фонограмм. В любом случае ­предприниматель вправе выбрать наиболее удобный для него вариант.

Сколько платить?

Не секрет, что за использование фонограмм платят лишь немногие. Так, на сайте РОУПИ отмечается, что «в Новосибирске около полутора тысяч заведений общественного назначения, работа которых не мыслима без музыкального фона. И только один процент всех заведений отчисляет положенные по закону вознаграждения музыкантам, авторам текстов, исполнителям, создателям фонограмм и их родственникам, получившим права на эти записи. Оставшиеся 99 процентов заведений продолжают .

Для предпринимателя вопрос о том, сколько платить, безусловно, является актуальным. В Правилах, утвержденных Правительством РФ, отмечается, что при расчете вознаграждения во внимание принимаются следующие аспекты:

  • какова минимальная ставка авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за передачу произведения в эфир по кабелю;
  • является ли использование фонограмм основным видом ­деятельности для предпринимателя или нет;
  • взимается ли плата за прослушивание с клиентов;
  • каков размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.

Как видно, ставки вознаграждения законодательно не установлены. Конкретный размер определяется аккредитованной организацией ­в договоре, заключаемом с предпринимателем.

Отметим для примера ряд цифр, зафиксированных в Положении о ставках авторского вознаграждения, выплачиваемого пользователями произведений за публичное исполнение музыкальных произведений с текстом или без текста, на 2008 год. Для каждой из 12 указанных выше категорий РАО установило различные ставки.

Пример 4

Свернуть Показать

Ставки для предприятий торговли (п. 3 перечня, приведенного на стр. 40) зависят от площади помещения. Так, если площадь магазина не более 100 кв.м, то ставка составляет 500 руб. в месяц (как и для секций, отделов, торговых платок, киосков, столов и стендов).

Для ателье, пунктов проката, прачечных, химчисток и парикмахерских ставка равняется 300 руб., для парикмахерских салонов - уже 1 000 руб., для парикмахерских салонов класса люкс, салонов красоты, косметических салонов, солярия - 1 500 руб.

В дополнение к установленным ставкам РАО использует понижающие коэффициенты в зависимости от численности жителей в населенном пункте: чем меньше жителей, тем ниже ставка. Корректирующие коэффициенты предусмотрены и для сетевых предприятий. Для тех, кто впервые заключает лицензионный договор с РАО, плата за первый год снижается на 20% ­(исключением являются тарифы, установленные в процентах).

На первый взгляд, несколько абсурдным кажется тот факт, что предприниматель должен платить и тогда, когда включает какую-либо радиостанцию. Однако судебная практика подтверждает обязанность внесения платы и в этом случае. В частности, судом было подтверждено, что публичная трансляция передач радиостанции «Европа Плюс» в качестве фона без заключения соответствующих договоров с авторами музыкальных произведений, включенных в радиопередачи, либо без заключения лицензионного договора является неправомерной.

Судебное решение, приведенное далее, было принято несколько лет назад, но пока судебной практики по делам, связанным с выплатой вознаграждения за использование фонограмм предпринимателями, совсем немного. В настоящее время в судебном порядке взыскивается невыплаченное вознаграждение, в основном с юридических лиц. Однако в ближайшем будущем, после проведения государственной аккредитации, стоит ожидать усиления активности по борьбе с неплательщиками, в том числе ­и индивидуальными предпринимателями.

Судебно-арбитражная практика

Свернуть Показать

Общественная организация «Российское авторское общество» (РАО) в интересах группы авторов - членов РАО обратилось в суд с иском к К. о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав. В исковом заявлении было отмечено, что 17 октября 2004 года в помещении ресторана, в котором ответчица осуществляла предпринимательскую деятельность по организации питания и досуга, были публично исполнены музыкальные произведения, стоящие в программных блоках радиостанции «Европа Плюс». Соглашения с авторами не были оформлены надлежащим образом, что привело к нарушению ­их имущественного исключительного права.

Решением городского суда от 20 мая 2005 г. в удовлетворении исковых требований РАО было отказано. Последующими судебными инстанциями данное решение было оставлено без изменения.

Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение городского суда, определение судебной коллегии по гражданским делам верховного суда республики и постановление президиума верховного суда республики. Дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции с указаниями на допущенные судами существенные нарушения норм материального права.

В частности, было отмечено следующее. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом, в том числе при публичном исполнении произведения. Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что К. не осуществляла незаконное публичное исполнение музыкальных произведений, посетителям ресторана была лишь предоставлена возможность прослушивания программы эфирного вещания радиостанции «Европа Плюс». Последующие судебные ­инстанции согласились с данным выводом.

Вместе с тем согласно ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» публичный показ, публичное исполнение или сообщение для всеобщего сведения - это любой показ, исполнение или сообщение произведений, фоно­грамм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи.

Передача организации эфирного или кабельного вещания является объектом смежных прав таких организаций. Использование исполнения допускается при условии выплаты исполнителю вознаграждения. Право на вознаграждение - неотъемлемое право исполнителя, и его невыполнение должно квалифицироваться как нарушение смежных прав. Следовательно, в силу закона к публичному исполнению музыкальных произведений относится любое сообщение передач организаций эфирного вещания, включающих данные произведения, в месте, открытом для свободного посещения, которым и является ресторан.

Как установил суд и усматривается из материалов дела, трансляция передач радиостанции «Европа Плюс» осуществлялась в помещении ресторана не для личного, а для коллективного прослушивания. Таким образом, публичное использование ответчиком музыкальных произведений, транслируемых радиостанцией «Европа Плюс» без заключения соответствующих договоров с авторами произведений либо без лицензионного соглашения, является неправомерным (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ № 42-В07-4).

Кто получит вознаграждение?

Получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) на территории России в соответствии со статьями 1321 и 1328 ГК РФ.

Правилами предусматривается, что если сбор вознаграждения осуществляется одной аккредитованной организацией в отношении исполнителей и изготовителей фонограмм, то распределяется он в следующей пропорции: 50% - исполнителям, 50% - изготовителям фонограмм. Ранее при наличии соглашения допускалось распределение в иной пропорции.

Что касается конкретных исполнителей и изготовителей фонограмм, то вознаграждение распределятся пропорционально их фактическому использованию на основании отчетов, которые предприниматели предоставляют в аккредитованную организацию. Для подсчета точных сумм вознаграждения используются и другие сведения, в том числе статистические данные.

Вознаграждение выплачивается в сроки, предусмотренные уставом организации, но не реже четырех раз в год самой организацией, осуществляющей сбор вознаграждения, либо иной организацией, управляющей правами получателя (п. 6 Правил). Организация по управлению правами на коллективной основе не только выплачивает правообладателям вознаграждение, но и предоставляет им отчет об использовании их прав, о размере собранного вознаграждения и о суммах, удержанных из него (пункт 4 статьи 1243 ГК РФ).

Санкции

Невыплата вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм является не чем иным, как нарушением смежных прав указанных лиц. За подобное нарушение действующее законодательство предусматривает различные виды ответственности.

Статья 1311 ГК РФ устанавливает гражданско-правовую ответственность. Так, если правообладателю удастся доказать нарушение его прав, то он вправе требовать от нарушителя по своему выбору возмещения убытков или выплаты компенсации. Ее сумма составляет от 10 тыс. до 5 млн рублей (точная сумма определяется судом) или двойную стоимость ­правомерного использования такого объекта при сравнимых обстоятельствах.

Административная ответственность установлена статьей 7.12 КоАП РФ: штраф должностных лиц - от 10 тыс. рублей до 20 тыс. рублей, юридических лиц - от 30 до 40 тыс. рублей. При этом квалифицирующим признаком по статье 7.12 КоАП РФ признается такая цель нарушения, как извлечение дохода от незаконного использования смежных прав.

Обратите внимание на то, что оба вида ответственности могут быть применены одновременно.

Можно ли избежать выплаты вознаграждения за использование фонограммы?

ГК РФ допускает несколько случаев свободного использования ­фонограмм как объектов смежных прав, а именно:

  • воспроизведение в личных целях (ст. 1273 ГК РФ),
  • использование в информационных, научных, учебных или ­культурных целях (ст. 1274 ГК РФ),
  • публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ),
  • воспроизведение для целей правоприменения (ст. 1278 ГК РФ),
  • запись организацией эфирного вещания в целях краткосрочного использования (ст. 1279 ГК РФ).

Как видно, ни один из перечисленных вариантов свободного ­использования фонограммы индивидуальному предпринимателю не подходит.

Еще одним случаем свободного использования фонограммы является ее переход в общественное достояние , который происходит после того, как истек срок действия исключительного права на нее. Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет , считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована (при условии, что обнародование состоялось в течение пятидесяти лет после записи). Следует иметь в виду, что в мировой практике пятидесятилетний срок является наиболее распространенным. Однако есть страны, в которых установлены иные сроки действия исключительного права. Так, в Бразилии он составляет 70 лет, в США - 75.

Фонограмма, перешедшая в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения (пункт 2 статьи 1282 ГК РФ).

Таким образом, если фонограмма прозвучала (была обнародована) более пятидесяти лет назад, то платить за ее использование не нужно.

Допустим, срок исключительного права еще не истек, а изготовителя фонограммы уже нет в живых. Нужно ли платить в таком случае, ведь получается, что правообладатель отсутствует. Кому в этом случае пойдет вознаграждение? Согласно ГК РФ исключительное право на фонограмму в пределах оставшегося срока переходит к наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы, поэтому выплаты являются ­обязательными в течение всего срока.

Итак, действующее законодательство обязывает всех предпринимателей платить за использование фонограмм. Однако лишь немногие это делают. Вместе с тем суммы, подлежащие выплате, не настолько велики, чтобы стоило из-за их экономии попадать под действие ответственности, установленной законом. Кроме того, учитывая усиление борьбы с нарушениями в области авторских и смежных прав, стоит ожидать более активной деятельности как государственных органов, так и организаций по управлению правами на коллективной основе, направленной на работу с неплательщиками.

Сноски

Свернуть Показать



Очень распространенным способом использования фонограмм является публичное исполнение. Исходя из положений пп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ (ст. 4 Закона об авторском праве), под публичным исполнением следует понимать исполнение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением. По своему содержанию данный способ использования полностью совпадает с публичным исполнением записанных музыкальных произведений и музыкальных исполнений. Например, в момент проигрывания записи популярного шлягера в общественном месте происходит одновременное публичное исполнение сразу трех охраняемых объектов - музыкального произведения, музыкального исполнения и фонограммы.
Что касается юридической стороны вопроса, то по сравнению с положениями, установленными в отношении публичного исполнения музыкальных произведений и музыкальных исполнений, правовое регулирование публичного исполнения фонограмм обладает определенной спецификой. Прежде всего следует отметить, что в законе установлены различные правила публичного исполнения фонограмм в зависимости от того, является исполняемая фонограмма опубликованной в коммерческих целях или не
является таковой. Согласно п. 1 ст. 1326 ГК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 39 Закона об авторском праве) допускается без согласия изготовителя фонограммы, но с обязательной выплатой вознаграждения публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях. При анализе данной нормы в первую очередь возникает вопрос относительно того, чем отличается опубликование в коммерческих целях от обычного опубликования, определение которого содержится в пп. 4 п. 1 ст. 1323 ГК РФ (ст. 4 Закона об авторском праве). Опубликование согласно легальному определению должно преследовать цель удовлетворения разумных потребностей аудитории, заинтересованной в той или иной фонограмме. Средства удовлетворения данных потребностей, а также дальнейшие цели, которые преследует само опубликование, в пп. 4 п. 1 ст. 1323 ГК РФ (ст. 4 Закона об авторском праве) не установлены, следовательно, они могут быть любыми. Например, вполне можно представить ситуацию, когда запись воспроизведена большим тиражом и распространяется по тем или иным соображениям бесплатно. В данном случае имеет место опубликование, поскольку такое распространение полностью соответствует признакам, установленным в пп. 4 п. 1 ст. 1323 ГК РФ (ст. 4 Закона об авторском праве), однако цели такого опубликования, скорее всего, будут некоммерческими. Конечно, нельзя не учитывать, что бесплатное распространение может выступить, в свою очередь, лишь средством на пути достижения цели получить определенный доход в будущем. Но, так или иначе, исключать возможность опубликования фонограммы действительно в некоммерческих целях нельзя.
Установив, что опубликование может быть осуществлено как в коммерческих, так и в некоммерческих целях, необходимо определить, какие же действия могут свидетельствовать об опубликовании фонограммы в коммерческих целях. Самым ярким примером коммерческого опубликования является выпуск растиражированной фонограммы в розничную продажу. В данной ситуации налицо оба необходимых условия - наличие возможности удовлетворить разумные потребности аудитории и присутствие у распространителя цели извлечения прибыли. Напротив, изготовление значительного числа экземпляров фонограммы и совершение сделок по их продаже оптом не могут считаться опубликованием, поскольку на данном этапе отсутствуют условия для удовлетворения публикой потребности в приобретении экземпляров фонограммы.
Часто экземпляры фонограмм распространяются с помощью сети Интернет (так называемая электронная коммерция). Сегодня функционирует множество веб-сайтов, посетители которых имеют техническую и юридическую возможность заказать интересующие их музыкальные компакт-диски, заполнив соответствующую заявку в электронной форме. Подобная деятельность владельцев интернет-ресурсов в подавляющем большинстве случаев носит коммерческий характер. Однако данные действия не могут быть квалифицированы как опубликование, ввиду того, что процент населения, имеющий доступ к услугам Интернета в масштабах страны, пока что недостаточно велик.
Что касается нетипичных случаев бесплатного массового распространения экземпляров фонограммы, то, как отмечалось выше, необходимо принимать во внимание, какие цели преследует такое распространение. Если бесплатная раздача записей осуществляется, например, в целях продвижения на рынке каких-либо товаров или услуг, опубликование фонограммы все равно следует считать коммерческим. Если же, напротив, данные действия не направлены на получение в дальнейшем материальной выгоды, то в таком случае можно говорить о некоммерческом опубликовании фонограммы.
Итак, правообладатель не вправе воспрепятствовать публичному исполнению фонограммы, опубликованной в коммерческих целях. При этом согласно п. 1 ст. 1326 ГК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 39 Закона об авторском праве) за ним сохраняется право на получение вознаграждения за публичное исполнение фонограммы. Поскольку публичное исполнение является способом использования фонограммы, при котором правообладателю самостоятельно установить факт использования и добиться выплаты вознаграждения
чрезвычайно затруднительно, в законе установлен особый порядок осуществления данного права.
До 1 января 2008 г. в соответствии с п. 2 ст. 39 Закона об авторском праве сбор, распределение и выплата вознаграждения за публичное исполнение фонограммы должны были осуществляться одной из организаций, управляющих имущественными смежными правами на коллективной основе. Размер вознаграждения и условия его выплаты в силу п. 3 ст. 39 Закона об авторском праве определялись соглашением между пользователем фонограммы или объединениями (ассоциациями) таких пользователей, с одной стороны, и организациями, управляющими правами производителей фонограмм и исполнителей, - с другой, а в случае, если стороны не достигнут такого соглашения, - специально уполномоченным органом Российской Федерации. Установленный в Законе об авторском праве механизм, предполагавший привлечение организации коллективного управления для урегулирования всех вопросов, связанных с выплатой изготовителю фонограммы вознаграждения за публичное исполнение, является, наверное, единственным вариантом, с помощью которого можно добиться соблюдения интересов правообладателей в рассматриваемой сфере. Но, к сожалению, в течение всего периода действия Закона об авторском праве реализовать право на получение вознаграждения за публичное исполнение фонограммы на территории РФ в порядке, установленном Законом, было крайне затруднительно. Как и в случае с правами исполнителей, причиной тому явилось отсутствие реально действующего механизма коллективного управления смежными правами в данной сфере, хотя попытки всерьез заняться осуществлением данной деятельности предпринимались неоднократно lt;1gt;.
lt;1gt; См.: п. 2.5 § 2 главы 2 раздела II настоящей работы.
С 1 января 2008 г. сбор вознаграждения за публичное исполнение фонограмм должна осуществлять организация коллективного управления, имеющая государственную аккредитацию (п. 2 ст. 1326 ГК РФ). При этом правообладатели вправе будут исключить фонограммы, на которые им принадлежат права, из репертуара аккредитованной организации и заниматься сбором вознаграждения самостоятельно либо передать права в управление неаккредитованной организации коллективного управления (ч. 2 п. 1 ст. 1242, п. 4 ст. 1244 ГК РФ).
Учитывая изложенное, можно констатировать, что, до тех пор пока в нашей стране не будет создан отлаженный механизм коллективного управления в рассматриваемой сфере, изготовителям фонограмм и их правопреемникам не остается ничего другого, кроме как требовать выплаты вознаграждения за публичное исполнение непосредственно от пользователей. В случае отказа со стороны последних выплатить вознаграждение в добровольном порядке, правообладатели вправе обратиться в суд с иском о истребовании вознаграждения и возмещении понесенных убытков.
Рассмотренные правила публичного исполнения фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, являются исключениями из общего положения, закрепленного в пп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ (п. 1 ст. 38 Закона об авторском праве). Поскольку в отношении публичного исполнения неопубликованных записей, а также фонограмм, опубликованных в некоммерческих целях, каких-либо изъятий в законе не установлено, в случае публичного исполнения указанных объектов смежных прав следует руководствоваться общим правилом, требующим помимо выплаты вознаграждения также получения разрешения правообладателя. Что касается вопроса осуществления права на публичное исполнение неопубликованной фонограммы, а также фонограммы, опубликованной в некоммерческих целях, то по общему правилу оно должно проходить в индивидуальном порядке. Соответствующий лицензионный договор о предоставлении права использования фонограммы посредством публичного исполнения по смыслу закона должен быть заключен между изготовителем фонограммы и пользователем. В то же время
ничто не мешает правообладателю заключить договор об управлении рассматриваемым имущественным правом с соответствующей организацией коллективного управления. На основании данного договора организация коллективного управления будет вправе выдавать заинтересованным лицам разрешения на публичное исполнение фонограммы и собирать за такое использование фонограммы вознаграждение. В условиях развитой системы коллективного управления данный вариант осуществления права на публичное исполнение фонограммы является, несомненно, наиболее удобным для правообладателей. Но, к сожалению, по известным причинам он не может быть в полной мере реализован на современном этапе.
Из рассмотренных правил публичного исполнения фонограмм закон устанавливает ряд исключений.
Во-первых, согласно ст. 1306, 1277 ГК РФ (пп. 4 п. 1 ст. 42, 22 Закона об авторском праве) допускается без согласия изготовителя фонограммы и без выплаты ему вознаграждения публичное исполнение фонограммы во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии. Обязательным условием правомерности действий пользователя в данном случае является объем использования, который должен быть необходимым и достаточным для проведения соответствующей процедуры. Выход за обозначенные законом рамки, например публичное исполнение фонограмм в перерывах церемонии либо на мероприятии, непосредственно предшествующем или следующим за официальной или религиозной церемонией, требует получения разрешения правообладателя на общих основаниях. Как и в случае с публичным исполнением музыкальных произведений и исполнений, сфера действия рассматриваемой нормы в части установления режима свободного публичного исполнения во время официальных церемоний является недостаточно определенной, поскольку закон не содержит признаков понятия "официальная церемония", перечня таких мероприятий, вследствие чего толкование и применение данной нормы на практике неизбежно связаны с излишними проблемами и трудностями.
Во-вторых, исходя из ст. 1306, пп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ (пп. 4 п. 1 ст. 42, подп. 1 п. 1 ст. 19 Закона об авторском праве), допускается свободное публичное исполнение обнародованных фонограмм в форме цитирования в научных, полемических, критических или информационных целях в объеме, оправданном целью цитирования. В данном случае действия пользователя будут считаться правомерными, если исполняемая фонограмма является обнародованной, при этом публичное исполнение носит фрагментарный характер, преследует хотя бы одну из обозначенных выше целей, а также осуществляется в объеме, значительно уступающем объему основного публично исполняемого (произносимого) материала.
Во всех остальных случаях, не относящихся к случаям свободного публичного исполнения фонограмм, действуют общие положения, предусмотренные п. 1, пп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ (п. 1 ст. 38 Закона об авторском праве), применительно к фонограммам, не относящимся к опубликованным в коммерческих целях, и п. 1 ст. 1326 ГК РФ (пп. 1 п. 1 ст. 39 Закона об авторском праве) - применительно к фонограммам, являющимся таковыми.

1. Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения. 2. Сбор с пользователей вознаграждения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, и распределение этого вознаграждения осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности (статья 1244). 3. Вознаграждение, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, распределяется между правообладателями в пропорции, составляющей пятьдесят процентов - исполнителям, пятьдесят процентов - изготовителям фонограмм. Распределение вознаграждения между конкретными исполнителями, изготовителями фонограмм осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки вознаграждения, а также порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения. 4. Пользователи фонограмм должны представлять в организацию по управлению правами на коллективной основе отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.

Консультации юриста по ст. 1326 ГК РФ

Задать вопрос:


    Антон Пятериков

    Олеся Лебедева

    Добрый вечер, ! У меня гостиница на 10 номеров и кафе для посетителей гостиницы на 20 мест. ВОИС принесла уведомление о необходимости заключения договора с ними. Могу ли я не заключать договор и какие будут штрафы? Спасибо.

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Евдокия Воробьева

    Здравствуйте. У меня вопрос по статье 1326 ГК РФ. Я - индивидуальный предприниматель. Вид деятельности - торговля мебелью. В моем магазине целый день звучит радио в фоновом режиме для хорошего настроения. Недавно пришел инспектор из Общества по коллективному управлению смежными правами и заявил, что

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Эдуард Хортов

    кому должен платить бедный музыкант в кафе за использоание им чужих фонограмм???

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Алла Максимова

    Авторское право на использование звуков. Уважаемые юристы. Подскажите, пожалуйста, могу ли я свободно использовать скачанные из инета звуки или отрывки записей длительностью 1,5 - 2 с. в своем приложении. Возможно ли использование звуков из другого приложения или игры в своем? Какой договор я должен заключить с разработчиком приложения, чтобы взять на себя ответственность с точки зрения авторского права за звук в нем? Есть ли примеры (рыбы?) подобных договоров?

    • Ответ юриста:

      Звук входит в состав объекта, смежного права, именуемый фонограмма. Исключительное право на фонограмму, согласно ст. 1323, 1324 ГК РФ , принадлежит ее изготовителю. В соответствии со ст. 1322 ГК РФ изготовителем фонограммы признается только то лицо, которое "взяло на себя инициативу и ответственность" именно за первую запись. Осуществление любой последующей (повторной) записи не влечет за собой признания изготовителем такой фонограммы. Указанная статья содержит презумпцию, согласно которой изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано на экземпляре фонограммы. Данная презумпция может быть отвергнута другими доказательствами. Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения (ст. 1325 ГК РФ) . Если, то что Вы скачали, было опубликовано в коммерческих целях, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю допускается п. 1 ст. 1326 ГК РФ без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму, но с выплатой ему вознаграждения. Сбор и распределение вознаграждения возложен на организацию по управлению правами на коллективной основе, имеющим государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов (ст. 1244 ГК РФ).

    Екатерина Коновалова

    Авторское право на произведения народного творчества. "Статья 487. Авторское право составителей сборников Авторское право на сборники произведений, не являющихся предметом чьего-либо авторского права, как-то: законов, судебных решений, иных официальных документов, произведений народного творчества, авторы которых неизвестны, древних актов и памятников, а также иных произведений, не охраняемых авторским правом, принадлежит составителям сборников, если они подвергли включенный в сборник материал самостоятельной обработке или систематизации. " Вопрос: Народное музыкальное произведение записали в студии, не подвергая его собственной обработке, выпустили сборник. Далее, если кто-то использует эту запись, он нарушит авторское право исполнителей?

    • Ответ юриста:

      Ольга! Ваш вопрос относится уже не к авторскому, а к смежному праву. А точнее праву на фонограмму. Если кто-то запись с Вашим исполнением использует в коммерческих целях, извлекая из этого прибыль, Ваше право нарушается. Вы вправе, как субъект исключительного права на свою фонограмму, с нарушителя потребовать выплаты компенсации. Если же кто-то слушает Вашу фонограмму в своё удовольствие, не извлекая из этого прибыль, нарушений Ваших прав нет.

    Максим Саульский

    Нужна информация о Законе Российской Федерации Об авторском праве и смежных правах. Вопрос о авторских правах. Допустим есть радио станция, и эта станция крутит музыку очень популярную. И на сайте этой радио станции есть список исполнителей, что будет играть и в какое время в эфире. Будет ли считаться не правомерное использование материала без согласия автора. эта статья

    • А на фиг Вам эта информация? Вынужден Вас огорчить - данный закон утратил силу в связи с вступлением в силу части 4 Гражданского Кодекса РФ .. . (ФедеральныЙ закон от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф3) - Так что теперь все об авторских и смежных правах ищите в ГК РФ .

    Дмитрий Трохименко

    плата за использование фонограмм, музыки в кафе и ресторанах. за использование музыки в кафе организация платит в РАО (авторское право), должна ли организация платить и зи использование смежных прав? и на каком основании

    • Ответ юриста:

      Фонограмма, т. е. любая звуковая запись исполнения или иных звуков - это объект смежного права. Как правило она создается на обнародованное музыкальное произведение после его перехода в общественное достояние. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения допускается в том случае, когда оригинал или экземпляр правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот путем их продажи или иного отчуждения (ст. 1325 ГК РФ) . Исключительное право на фонограмму принадлежит ее изготовителю независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. При использовании фонограммы лицом, не являющимся ее изготовителем, должны соблюдаться права авторов произведений и права исполнителей. Иными слова, использование фонограммы в коммерческих целях допускается с выплатой вознаграждения ее правообладателя. Получателями вознаграждения являются исполнители и изготовители фонограмм, чьи исключительные права на фонограммы и исполнения действуют (признаются) в РФ в соответствии со ст. 1321 и 1328 ГК РФ .

    Вадим Смолоктин

    А чем знаменит сервер для бесплатного скачивания mp3 -allofmp3.com?

    • Тем, что одним из условий вступления России в ВТО являлось закрытие этого самого сервиса. И до сих пор идиотская ситуация с покупкой мп3-шек и авторскими отчислениями. Как сообщает газета The Washington Post, закрытие российского сайта...

    Полина Дорофеева

    что означает значок?

    • Обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на...

    Яков Тяжкий

    нельзя запатентовать общеупотребительное слово.. нельзя запатентовать общеупотребительное слово Например вода, небо, или цветы. . А есть ли такая статья?

    • Ответ юриста:

      Во-первых вот Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации 1. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью) , являются: 1) произведения науки, литературы и искусства; 2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) ; 3) базы данных; 4) исполнения; 5) фонограммы; 6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания) ; 7) изобретения; 8) полезные модели; 9) промышленные образцы; 10) селекционные достижения; 11) топологии интегральных микросхем; 12) секреты производства (ноу-хау) ; 13) фирменные наименования; 14) товарные знаки и знаки обслуживания; 15) наименования мест происхождения товаров; 16) коммерческие обозначения. 2. Интеллектуальная собственность охраняется законом. А во-вторых Статья 1349. Объекты патентных прав 1. Объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к промышленным образцам. 2. На изобретения, содержащие сведения, составляющие государственную тайну (секретные изобретения) , положения настоящего Кодекса распространяются, если иное не предусмотрено специальными правилами статей 1401-1405 настоящего Кодекса и изданными в соответствии с ними иными правовыми актами. 3. Полезным моделям и промышленным образцам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, правовая охрана в соответствии с настоящим Кодексом не предоставляется. 4. Не могут быть объектами патентных прав: способы клонирования человека; способы модификации генетической целостности клеток зародышевой линии человека; использование человеческих эмбрионов в промышленных и коммерческих целях; иные решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

    Анна Молчанова

    Фотосъемка

    • http://art.photo-element.ru/ps/alebedev/alebedev.html почитай;)

    Оксана Коновалова

    Как называется первый фильм студии disney с объемным звуком?

    • Начиналось все в 1941 году, когда вышел фильм студии Диснея "Fantasia". От моно создатели картины прыгнули сразу к трем каналам звука: левому, правому и центральному. Формат записи был назван "Fantasound", и по тем временам это было нечто...

    Борис Петричкович

    Интеллектуальное воровство - что это такое?

    Анатолий Пасичнюк

    Юристы помогите!!!. Необходимо ли бюджетному образовательному учреждению (школе) производить выплату вознаграждения за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях и исполнений зафиксированы в этих фонограммах? Учитывая положения статьи 1325 ГКРФ и статьи 1274 ГК РФ наше учреждение не должно производить никаких выплат. Тем более использование фонограмм происходит не в коммерческих целях. Так ли это? Прошу дать консультацию.

    • если эта фонограмма не была переделана Вами. не добавлены в фонограмму вставки (речевые и т. п.).Согласно закону выплаты не производятся!!!

    Ирина Полякова

    что это значит и что значит значет с буквой r (в кружочке)

    • Ответ юриста:

      статья 36 п.4.ЗАКОН РФ от 09.07.1993 N 5351-1(ред. от 20.07.2004)"ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ" Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей. Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов:латинской буквы "P" в окружности;имени (наименования) обладателя исключительных смежных прав;года первого опубликования фонограммы.статья 9 того же закона1. Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.Обладатель исключительных авторских прав для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из трех элементов:латинской буквы "С" в окружности: C;имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав;года первого опубликования произведения.

  • Ответ юриста:

    «Феня» – язык воровского сообщества и деклассированных элементов. Копирайт (в российском законе используется термин "имущественные авторские права", но этот термин чрезвычайно неудачен и его лучше избегать, потому что эти права в российском праве на самом деле не являются в точности имущественными, то есть неограниченно отчуждаемыми.) - совокупность устанавливаемых законом отношений, связанных с использованием произведения: права использования и исключительного права. Копирайт, в отличии от личных авторских прав, может, в том или ином обьеме, передаваться другим лицам. В германском законодательстве копирайт также носит название "экономических авторских прав". Переход авторского права от автора к другому лицу осуществляется посредством специального вида авторского договора. Авторский договор часто на жаргоне называют "лицензией". Последнее слово заимствовано из англо-американского юридического жаргона, где оно обозначает понятие, не имеющее точного аналога в русском гражданском праве. Жаргонное слово "бутлег" обозначает фонограмму или видеозапись концерта или иного исполнения произведения, сделанную и|или распространяемую без санкции правообладателя. Человек, занимающийся такой записью и|или торгующий такими записями называется бутлегером. Неправомерное тиражирование официально опубликованных фонограмм сюда не относится и является "пиратством", если производится в коммерческих масштабах. Жаргонное слово "пиратство" было изобретено в середине XIX века (в форме "книжное пиратство") для обозначения издателей, перепечатывающих произведения (тогда - книги, гравюры и ноты) без выплаты авторских отчислений - роялти. Иными словами, оно указывает на контрафакцию, совершаемую в промышленных масштабах. «Закошмарил» - забросал предприятие требованиями о предоставлении различной информации, послал многочисленные жалобы в различные официальные инстанции. «Красный директор» - директор, управляющий предприятием по-советски или же сидящий на своей должности с советских времен. «Мажоры» - мажоритарные (крупные) акционеры предприятия. «Междусобойчик» - суд между своими истцами и ответчиками. «Скипетр и держава» - атрибуты власти генерального директора - печать, право подписи, банковская карточка. «Раскидать блесны» - произвести почтовую рассылку акционерам предприятия.

    Статьи 146 УК РФ , следует исходить из розничной стоимости оригинальных (лицензионных) экземпляров произведений или фонограмм на момент совершения преступления, исходя при этом из их количества, включая копии произведений или фонограмм, принадлежащих различным правообладателям.При необходимости стоимость контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, а также стоимость прав на использование объектов интеллектуальной собственности может быть установлена путем проведения экспертизы (например, в случаях, когда их стоимость еще не определена правообладателем) .Если деяниями виновного, формально подпадающими под действие части 1 статьи 146, статей 147 и 180 УК РФ , причинен ущерб, не превышающий пределы крупного размера, либо если они совершены в размере, не превышающем пределы крупного (части 2 и 3 статьи 146 УК РФ) , содеянное может повлечь за собой гражданско-правовую или административную ответственность по части 1 или 2 статьи 7.12 либо по статье 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 1326. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях

Комментарий к Ст. 1326 ГК РФ:

1. Комментируемая статья относится не только к исключительному праву на фонограмму, но и к исключительному праву на исполнение. Нормы этой статьи существенно ограничивают исключительные права на фонограмму, указанные в подп. 1, 2 и 3 п. 2 ст. 1324 ГК РФ.

Вместе с тем нормы данной статьи "восстанавливают" некоторые права исполнителей, которые были аннулированы нормой, предусмотренной п. 3 ст. 1317 ГК РФ.

2. Нормы комментируемой статьи касаются фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, при следующих способах их использования:

Публичное исполнение (подп. 1 п. 2 ст. 1324 ГК РФ);

Сообщение в эфир (подп. 2 п. 2 ст. 1324 ГК РФ);

Сообщение по кабелю (подп. 3 п. 2 ст. 1324 ГК РФ).

Указание на то, что речь идет об "опубликованных" фонограммах, означает, что материальные носители таких фонограмм должны быть выпущены в гражданский оборот. Следует считать, что упомянутое выше использование осуществляется посредством этих опубликованных (т.е. проданных или иным образом отчужденных) экземпляров.

3. Когда такие фонограммы используются указанными выше способами, то исключительные права на эти случаи не распространяются, вместо исключительного права действует право на получение вознаграждения.

4. Когда такие фонограммы используются указанными выше способами, то не действуют и соответствующие исключительные права на исполнения, зафиксированные на таких фонограммах. Таким образом, в этих случаях не действуют исключительные права исполнителей фонограмм, указанные в подп. 6 и 8 п. 2 ст. 1317 ГК РФ; они заменяются правом на получение вознаграждение.

5. В пункте 2 комментируемой статьи устанавливается, что вознаграждение с пользователей данных фонограмм собирают организации по управлению правами на коллективной основе, имеющие государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности. Эти организации по коллективному управлению также и распределяют собранные суммы вознаграждения среди владельцев прав.

Эта норма означает, что отдельные изготовители фонограмм и исполнители не имеют права требовать и получать от пользователей суммы вознаграждения непосредственно: организация по коллективному управлению является обязательным посредником при выплате указанного вознаграждения.

6. Хотя в данной статье ничего не говорится о размерах сумм собираемого (выплачиваемого) вознаграждения, следует полагать, что эти размеры определяются соглашениями между пользователями (союзами или ассоциациями пользователей) и аккредитованными организациями.

Если же такие соглашения не будут достигнуты, то получатели вознаграждения все же не могут запретить пользователям использовать опубликованные фонограммы, но спор о размерах вознаграждения может быть перенесен в суд.

7. Как следует из подп. 5 и 6 п. 1, а также из п. 2 ст. 1244 ГК РФ, сбор и выплату вознаграждения за указанное использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, может осуществлять либо одна, либо две и более аккредитованные организации. Однако в любом случае собирать указанное вознаграждение с пользователей, исходя из практических соображений, должна только одна такая организация.

Из наличия только одной такой организации исходит и п. 3 комментируемой статьи. В нем устанавливается, что вся сумма (или - все суммы) собранного вознаграждения сначала делится поровну между исполнителями и изготовителями фонограмм (это императивная норма), а затем каждые 50 процентов этих сумм распределяются между конкретными исполнителями (и, соответственно, между изготовителями фонограмм) "пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм". Очевидно, что эта норма имеет в виду учет числа использований, а может быть, и продолжительности звучания.

Правительство РФ имеет право и должно установить порядок сбора, распределения и выплаты этого вознаграждения. Отметим, что правительству не предоставлено право определять размеры указанного вознаграждения.

8. В пункте 4 комментируемой статьи предусматривается, что пользователи указанных фонограмм обязаны представлять в аккредитованную организацию по коллективному управлению правами отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения. Следует считать, что эта норма должна применяться после заключения договора о выплате вознаграждения, причем в указанном договоре данная норма должна быть конкретизирована. См. также п. 3 ст. 1243 ГК РФ.

9. См.: Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 988 // СЗ РФ. 2008. N 2. Ст. 112.

1. Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.

2. Сбор с пользователей вознаграждения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, и распределение этого вознаграждения осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности (статья 1244).

3. Вознаграждение, предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи, распределяется между правообладателями в пропорции, составляющей пятьдесят процентов — исполнителям, пятьдесят процентов — изготовителям фонограмм. Распределение вознаграждения между конкретными исполнителями, изготовителями фонограмм осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать ставки вознаграждения, а также порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения.

4. Пользователи фонограмм должны представлять в организацию по управлению правами на коллективной основе отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.

Комментарий к Ст. 1326 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена таким способам использования фонограммы, при которых согласия правообладателя не требуется. К ним относятся публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю. Данная статья основана на положении ст. 12 Римской конвенции. Как уже отмечалось, подобные способы использования не предполагают возникновения исключительного права на вознаграждение, а представляют собой особый порядок реализации исключительного права на фонограмму — без согласия правообладателя. Это не лишает правообладателя права требовать выплаты причитающегося ему вознаграждения за такое использование.

При этом, учитывая, что указанные способы использования (за редким исключением) предполагают использование не только фонограммы, но и исполнения, комментируемая статья решает вопросы выплаты вознаграждения не только обладателю исключительного права на фонограмму, но и исключительного права на исполнение. Особо следует отметить, что в п. 1 данной статьи указывается именно обладатель исключительного права, что не только еще раз подчеркивает вывод об отсутствии особого права на вознаграждение, но и указывает на то, что с переходом исключительного права на фонограмму (и (или) на исполнение), например путем заключения договора об отчуждении исключительного права, переходит и право требовать выплаты вознаграждения на основании этого пункта настоящей статьи.

Учитывая, что получение такого вознаграждения в индивидуальном порядке довольно затруднительно, рассматриваемые способы использования фонограммы относятся к сфере коллективного управления. Причем в соответствии с п. 2 комментируемой статьи и подп. 5 и 6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ в рассматриваемой сфере должна действовать организация, получившая государственную аккредитацию на осуществление данного вида деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 1243 ГК РФ такая организация по управлению правами на фонограммы на коллективной основе заключает с пользователями договоры о выплате вознаграждения и собирает средства на эти цели. Для осуществления организацией по управлению правами на коллективной основе деятельности по сбору и распределению среди правообладателей соответствующего вознаграждения пользователи фонограмм на основании п. 4 комментируемой статьи должны представлять в эту организацию отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.

Первоначально собранные средства подлежат распределению между обладателями исключительного права на фонограмму и обладателями исключительного права на исполнение в пропорции 50 на 50. Распределение средств между конкретными обладателями права осуществляется в соответствии с п. 3 комментируемой статьи пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм.

2. На основании комментируемой статьи 29 декабря 2007 г. Постановлением Правительства РФ N 988 были утверждены Правила сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях (далее — Правила).

В Правилах указано, что сбором вознаграждения занимаются аккредитованные организации, определен круг плательщиков такого вознаграждения, установлено, что плательщики выплачивают вознаграждение за использование фонограммы (далее — вознаграждение) независимо от того, является ли использование фонограммы основным видом деятельности для плательщика или не является (п. 2 Правил).

Кроме того, в этих Правилах устанавливаются факторы, которые подлежат учету при определении размера вознаграждения. К ним относятся:

— определение того, является ли использование фонограмм основным видом деятельности для плательщика или не является;

— платность или бесплатность входа для слушателей (посетителей);

— размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом (п. 4 Правил).

По результатам рассмотрения аккредитационной комиссии Приказами Росохранкультуры от 6 августа 2009 г. N 136 и 137 общероссийской общественной организации «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская организация интеллектуальной собственности» сроком на пять лет предоставлена государственная аккредитация на ведение деятельности в сфере осуществления прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, и в сфере осуществления прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

При этом в информационном сообщении Росохранкультуры специально указывается, что поскольку в соответствии с п. 2 ст. 1326 ГК РФ сбор с пользователей вознаграждения и его распределение осуществляются организациями по коллективному управлению, имеющими государственную аккредитацию, организации по коллективному управлению правами, не получившие государственную аккредитацию, не могут осуществлять деятельность по сбору и распределению вознаграждения. Однако следует учитывать, что в соответствии с п. 6 Правил выплата вознаграждения может быть осуществлена не только непосредственно получателю вознаграждения, но и через организацию, управляющую правами указанного лица на основе договора с ним, о чем аккредитованная организация в письменной форме уведомляет получателя вознаграждения.

При этом выплата вознаграждения должна осуществляться не реже чем четыре раза в год.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...