Об установлении публичного сервитута на земельный участок. Алгоритм установления публичного сервитута на земельный участок


Особенно безапелляционным оказывается установление публичного сервитута , позволяющего государству проводить необходимые работы в условиях расположения на территории , обременённого зависимостью от имущественных интересов государства или муниципалитета.

Общая информация

Публичный сервитут в отношении возникает в условиях взаимозависимости разных видов объектов, принадлежащих разным лицам и располагающимся на совместном участке земли.

Ответ на вопрос «Что такое публичный сервитут в отношении земельных участков» вы можете узнать .

Использование участка, попадает под ограничение с обеих сторон.

Муниципалитет или организация вынуждены проводить соответствующие действия на участке гражданина, которому он принадлежит или устанавливать на его части собственный имущественный объект: трубу газопровода, бойлер, трансформатор и т.п.

Осуществляя правоустанавливающее взаимодействие на участке для нужд муниципалитета , на него налагается публичный сервитут.

Земельный сервитут – это использование чужого участка земли, на основании законного прецедента (уважительной причины ), ограничивающего в правах на оговоренную часть принадлежащего ему земельного участка.

Наиболее приемлемый и взаимовыгодный вариант – ограничение, принятое на основании взаимных договорённостей . При отказе со стороны собственника – через суд . Установление сервитута представлено по двум типам субъекта ограничения:

  • (общественный) сервитут, возникающий для нужд ограниченного количества лиц;
  • публичный сервитут, имеющий муниципальное значение.

Частный характер сервитута возникает из отношений частных лиц или общественных интересов групп людей, взаимодействующих в пределах общих земель или на участках, соединяющихся друг с другом .

Эти отношения обременены в связи с реальным положением вещей: стены домов, межевые заборы, трубы, стены надворных построек зачастую устанавливаются вплотную к землям соседствующих участков.

На сегодняшний день существуют требования при планировании строительных работ , связанные с эксплуатацией или обслуживанием зданий. Но в кварталах старинных построек, эти требования не всегда были соблюдены, что приводит к некоторым неудобствам.

Обременённость участка сервитутом среди частников не столь распространённое явление, здесь в приоритете устные договорённости .

Но когда, например, сосед затеял ремонт своего дома, его строительство, прокладку водопровода или газопровода через близлежащий участок, где ему не позволяют проводить соответствующие работы, то возникновение сервитута может стать насущным .

В некоторых случаях сосед собственник предложит занять часть участка гражданина за приемлемую плату , собственным имущественным объектом. Если это предложение будет принято, то сервитут, как способ пользования участком , станет гарантией сохранности имущества на чужой территории.

Возможны случаи установления общественного сервитута дачными или гаражными кооперативами , когда на участок одного из членов, устанавливается общественный имущественный объект, с взаимным предоставлением преимуществ. Чтобы эти отношения носили правоустанавливающий характер, их скрепляют отношения сервитута.

Носит правоустанавливающий прецедент изначально, так как он всегда вызван необходимостью использования земель для действий, согласованных с административным образованием и – в интересах населения. Также они могут носить характер федеральных правоустанавливающих полномочий.

Однако для жителей городов некоторые обременяющие их, муниципальные объекты не являются сервитутами. К таковым, в первую очередь, относятся линии электропередач , налагающие на собственника участка ограничения и ряд запретов.

Он утрачивает право строить здание под проходящими над участком проводами и даже вырубать деревья. Подобные ограничения могут налагать и другие линейные объекты, а также – линейно-кабельные сооружения.

Границы зон действия

Границы зон действия публичных сервитутов оформляются путём составления межевого проекта .

Этот документ не основной, он дополняет данные межевого плана, в котором содержатся сведения из кадастровых записей и указаны кадастровые номера .

Когда сервитут охватывает комплекс земельных участков , межевой проект наносится на всю территорию зоны обременения. Межевой проект составляется кадастровыми инженерами и проектировщиками соответствующей квалификации.

Если отдельный муниципальный объект располагается на одном участке , принадлежащем собственнику, то межевой проект составляется на основании межевого плана соответствующего , с учётом соответствующих кадастровых записей.

Для этого копируется снимок с интерактивного плана, затем на него наносятся межевые линии, выделяющие зону участка, обременённую сервитутом. Межевой проект утверждается муниципалитетом и составляется по типовому образцу.

Основания возникновения

Основания для возникновения публичного сервитута продиктованы муниципальными нуждами . Основанием будет служить поданное главе местной администрации заявление о насущной необходимости , с обоснованием причины.

возникает исключительно на законном основании и опирается на нормативные правовые акты РФ и хозяйствующего субъекта региона. Решение принимается на основании публичных слушаний.

Здесь определяется необходимость пользования на основании:

К числу оснований могут относиться и другие причины. Особенно важны те, что позволяют населению отдыхать на природе, ходить на озёра или в леса.

Порядок установления

Порядок установления публичного сервитута осуществляется на основании 23 статьи ФЗ от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ. Он определяет наименьший ущерб для лица, позволяя ему предельно свободно пользоваться своим участком. Сервитут может быть установлен на определённый срок , в пределах проводимых работ, а может быть бессрочным .

Землепользователь имеет возможность определить плату за сервитут . Когда сервитут нарушает интересы землепользователя кардинально, то он имеет право обратиться в муниципалитет с заявлением о возмещении материального ущерба и предоставлении ему другого, равноценного участка.

По окончании работ, когда необходимость ограничения отпадает, гражданин может просить отмену сервитута . При распоряжении имуществом, сервитут продаётся, меняется или дарится вместе с землями . Сервитут регистрируется в отделении Росреестра после получения административного акта.

Алгоритм действий

Рассмотрим алгоритм установления публичного сервитута.

Для его производства, нужно подать заявление в органы местную администрацию.

Обратиться с заявлением могут:

  • муниципальные образования;
  • физические лица.

Это нормативный акт, однако, его действия носят индивидуализированный контекст, который рассматривает узкую проблему пользования землями с точки зрения широкой общественности . Поэтому при обращении должны учитываться все нюансы.

Составление заявления

Заявление пишется на имя главы местной администрации , в соответствии с муниципальными нормативами. Его фамилия, инициалы и должность пишутся в верхнем правом углу, ниже указываются данные подателя заявления. После этого посередине листа указывается наименование документа (заявление) и в основной части содержится подробная информация по следующим моментам:

  • сведения об участке;
  • цели сервитута и объяснения причин правомерности;
  • планируемый срок его установления (исходя из объёма и сроков проводимых работ) или бессрочно;
  • сведения о собственниках и их отношении к проводимым работам;
  • сведения о заявителе;
  • дата, подпись (с расшифровкой).

После подачи заявления, будет указана дата слушания по поставленному вопросу. До начала слушаний, уполномоченная комиссия тщательно рассмотрит материалы дела для установления наиболее полной и объективной картины.

При установлении обременения федерального значения, сроки рассмотрения вопроса комиссией, не устанавливаются.

Полученные материалы и поданное заявление станут предметом рассмотрения для вынесения решения.

Материалы слушаний оформляются протоколом, на основании выписки из которого, подготавливаются административные решения .

В течение трёх дней после вынесенного решения и подготовки необходимых документов, инициатор может подойти лично и получить решение на руки, под расписку о его выдаче. Кроме того, результаты слушаний должны быть представлены на сайте государственных услуг . Далее оформление сервитута потребует регистрации в кадастровых записях участка.

Если полученное решение, по результатам будет неудовлетворительным , то в течение 10 дней после его получения, можно обратиться в суд для его обжалования.

Значительно быстрее вопрос будет урегулирован, если при обсуждении возникнет прецедент соглашения. Добровольно договориться можно ещё до подачи заявления в муниципалитет.

Составление соглашения потребует указать наименование сторон, с полным указанием данных, в том числе – и , а также (юридические лица) и формы собственности предприятия.

После сведений о сторонах, указывается наименование документа (соглашение об установлении сервитута ), и в основной части указывается:

  • причина, с подробным объяснением необходимости проводимой деятельности;
  • все имеющиеся сведения на основании записей учёта и характеристик земельного участка;
  • срок, или претензия на установление бессрочно;
  • подписи сторон (с расшифровкой), дата составления соглашения.

Публичный сервитут всегда имеет вид акта федерального или муниципального значения , поэтому его легализация требует административного утверждения. В связи с этим, главе администрации подаётся заявление вместе с соглашением.

По решению администрации, вопрос может быть решён на основании представленного соглашения.

При необходимости (значимости обременения сервитутом), оба документа будут представлены на слушания.

После полученного нормативного решения от административного органа, сервитут должен быть зарегистрирован .

Регистрация

При регистрации потребуются следующие документы :

  • или представителя;
  • нормативный акт об установлении сервитута;
  • межевой план участка;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Госпошлину оплачивает лицо, в чью пользу которого регистрируется сервитут. Она составляет 6 000 рублей , так как в данном случае в процессе участвуют юридические лица.

Если сервитут не зарегистрирован, но запись в кадастровом учёте имеется , то, вероятно, участок подлежал имущественной сделке. Необходимо понимать, что участок передаётся новому владельцу вместе с обременением сервитутом.

Если не зарегистрировал участок в Росреестре, значит – регистрации участка не будет, так как регистрацию нужно обновлять с момента любого изменения, проводимого в отношении имущественного владения. Это нарушение условий существования сервитута , который всегда должен отражать реальное положение вещей.

Здесь возможны два решения:

  • провести регистрацию по с административным ответственным органом;
  • отменить обременение и кадастровую запись через суд.

Вполне вероятно, что срок обременения участка сервитутом завершился, но не была произведена регистрация отмены сервитута .

В любом случае, кадастровые учётные записи должны быть в полном порядке, поэтому с этим вопросом надлежит разобраться.

Прекращение

Прекращение публичного сервитута возникает тогда, когда заканчивается срок его действия , установленный нормативным актом. Если работы, в соответствии с которыми, налагалось обременение участка, закончены досрочно – землевладелец имеет право обратиться в административный орган к уполномоченному лицу с заявлением об отмене сервитута.

Прекращение путём отмены может быть произведено и в судебном порядке , если права землевладельца кардинально нарушены. При этом, землевладелец может продать свой участок юридическому лицу , обременившему его сервитутом или муниципалитету, за разумную плату.

В этом случае, при приобретении в собственность участка с собственным обременением, сервитут можно устранить и использовать участок в соответствии с целями и находящимся на нём имуществом. Прекращение публичного сервитута возникает при условии утраты причин , в соответствии с которыми был установлен сервитут.

Итоги

Необходимо понимать, что обременение его земель публичным сервитутом – это необходимость, связанная с использованием его территории для нужд населения . Это потребность, которая по своей значимости стоит выше, чем индивидуальные интересы собственника.

Тем не менее, условия обременения должны быть сведены к минимуму , гарантируя возможность беспрепятственного пользования обеим сторонам.

При условии перегибов со стороны муниципалитета, собственник имеет право отстаивать свои интересы в суде или требовать равноценной замены .

Соглашения о публичном сервитуте земельных участков.

Такое понятие, как публичный сервитут на земельный участок представляет собой одну из разновидностей обременений, которая может накладываться на объект недвижимости. Ключевой особенностью такого обременения является то, что установить его могут исключительно органы власти, при этом территория для нужд государства или муниципалитета у собственника не изымается

В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено, что собственник земли может требовать от владельцев смежных участков предоставления ему возможности использовать их территории с определёнными ограничениями для конкретных целей. Это не имеет ничего общего с арендой.

Можно выделить следующие особенности публичного сервитута на земельные участки:

Несмотря на то, что сервитут представляет собой обременение, по закону нельзя допустить, чтобы его наличие мешало владельцу земельного участка полноценно им пользоваться и распоряжаться. Если это правило нарушается, владелец недвижимого объекта имеет право обратиться к органу государственной власти и потребовать изъятия участка, например, посредством его выкупа.

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Варианты образования

Публичный сервитут устанавливается для гражданского использования земли на основании:

  • Договора о соглашении сторон (собственника и иного лица или лиц);
  • Судебного решения (если необходимость в публичном сервитуте очевидна и неизбежна, но владелец, которому принадлежит земля, на уступки не желает идти);
  • Завещания наследодателя.

В соглашении любой из сторон может выступать как один человек, так и несколько. Кроме того, это не обязательно должно быть физическое или юридическое лицо. Стороной может быть муниципалитет или государство. В любом случае соглашение должно быть зафиксировано документально, а сам договор подлежит государственной регистрации. Перед его заключением обязательно нужно провести процедуру , чтобы не возникало никакой путаницы с её границами. Дополнительно проводится и оценивание собственности, попадающей под публичный сервитут.

В целом, установление публичного сервитута на земельные участки происходит по таким причинам, как необходимость:

  • Прохода или проезда через участок, находящийся в чьей-либо собственности, если иных путей нет;
  • Проведения коммунальных работ или ремонта инженерных коммуникаций (речь идёт о временном сервитуте);
  • Осуществления геодезических работ, которые предусматривают проезд через территорию;
  • Проведения научных и исследовательских работ;
  • Прогона скота на пастбища;
  • Сезонной рыбалки или охоты;
  • В доступе граждан к прибрежным полосам.

Подача заявления

Чтобы законно установить факт публичного сервитута на землю, необходимо пройти несколько последовательных этапов. Все они имеют одно начало – поданное заявление с соответствующим требованием. Инициатором его подачи вправе выступать государственные органы власти, местный муниципалитет, юридическое или физическое лицо.

Что указывается в заявлении:

  • Наименование и адрес недвижимого объекта, на который нужно установить публичный сервитут;
  • С какой целью накладывается данное обременение;
  • На какой срок устанавливается сервитут;
  • Информация о владельце и совладельцах территории;
  • Для кого установлен сервитут.

От имени органа местного самоуправления заявление подаётся администрации муниципалитета. Если заявителем выступает какой-либо иной субъект, обратиться следует к соответствующему территориальному исполнительному органу по земельным вопросам. Поскольку сервитут является обременением земли и её владельца, это требует соответствующего индивидуального акта. Однако речь идёт не просто об обременении, а о публичном сервитуте, где невозможно определить чёткое количество лиц, которые будут проходить через территорию. Исходя из этого, акт будет нормативного характера.

Процесс принятия решения

После подачи заявление будет рассматриваться в установленные сроки в зависимости от того, кто выступает субъектом и в каком регионе. В каждом существует территориальный акт со всеми действующими правилами и требованиями. Это не распространяется разве что на населённые пункты федерального значения. Рассматривается заявление на специально собранном слушании, по итогам которого выносится решение. Для таких слушаний нет регламентированной формы проведения, поэтому они могут быть приравнены к гражданскому собранию. Это собрание в обязательном порядке протоколируется. В протоколе содержится не только повестка дня и вынесенное решение, но и количество присутствующих человек. При этом, если ссылаться на статьи Земельного кодекса Российской Федерации, даже эти собрания не являются обязательными, чтобы решение о публичном сервитуте было принято.

Общественный сервитут фиксируется договором или соответствующим актом, в котором указывается основная информация о недвижимом объекте (месторасположение, общая площадь, индивидуальный кадастровый номер, прочее). В целом можно заметить, что его информативная структура будет схожей с поданным заявлением.

Действовать публичный сервитут начнёт после государственной регистрации, для которой потребуется подать такие документы:


Особенности межевания

Обременение земли, чем и является публичный сервитут, обязательно будет отображаться в кадастровом плане участка и в единой государственной регистрационной базе. Это требует проведения процедуры межевания территории для установления чётких границ общественного сервитута.

Так, например, когда недвижимость зарегистрирована и поставлена на государственный учёт кадастровой палатой, нужно получить акт от органов государственной власти о том, что сервитут установлен, после чего проводится межевание. Если же земля не зарегистрирована, это чревато проведением двойной работы, поскольку межевание нужно проводить, чтобы оформить землю, и далее всё равно придётся для установления публичного сервитута.

Если рассматривать вопрос с юридической стороны, то для того чтобы избежать двойной работы, следует учесть, что не основообразующий и не порождающий право собственности Его задачей служит только фиксация состояния имеющейся территории или ее формирование путём установления границ. Исходя из этого, закон не запрещает начинать процедуру с установления сервитута, чтобы после на его основании продолжать оформление.

Пункты договора

Заключая договор об установлении сервитута, следует убедиться в том, что он составлен правильно и включает в себя все обязательные пункты, а именно:

  • Предмет сервитута (на какую именно недвижимость накладывается обременение);
  • Кто выступает в качестве сторон и будет иметь право пользоваться сервитутом;
  • Подробные характеристики участка земли: площадь, границы, планы размещения, что на нём расположено (в том числе деревья и кустарники) во сколько объект оценён, кадастровая информация;
  • Целевое назначение территории, условия пользования землёй (в какое время, какие ограничения);
  • На какой срок установлено обременение;
  • При каких условиях договор может быть досрочно разорван.

После подписания договор должен быть удостоверен нотариусом и зарегистрирован в Росреестре. Это обязательные процедуры, без которых публичный сервитут не будет признан законным. Документы, необходимые для регистрации сервитута, перечислены ранее в статье. Особенно следует обратить внимание на кадастровый план участка. Если он по каким-либо причинам будет утерян или испорчен, владелец объекта недвижимости обязан восстановить его в кратчайшие сроки.

Стоимость и оценка

У владельца земельного участка есть право установить размер оплаты, ссылаясь на тот убыток, который он понесёт из-за публичного сервитута. К данному пункту следует подойти довольно тщательно и взвесить все нюансы, поскольку в случае, когда, казалось бы, убыткам браться неоткуда, на практике это может оказаться далеко не так.

В размер оплаты за обременение территории сервитутом собственник может включить стоимость работы охраны, содержание участка и его поддержание в надлежащем состоянии, что особенно важно, если целью сервитута является частый проезд.

После заключения договора, если установленная цена оказалась несоответствующей реальной картине, ссылаясь на Земельный и Гражданский кодекс Российской Федерации, решить вопрос можно дополнениями к договору. Весомыми основаниями для них служат такие ситуации, как:

Регистрация и пошлина

Как выше упоминалось, государственная регистрация публичного сервитута является процедурой обязательной и никаких исключений здесь не предусмотрено. Заниматься оформлением регистрации вправе органы юстиции, которые вносят данные в единый государственный реестр прав на недвижимость. Подаёт заявление о регистрации сторона, в пользу которой сервитут наложен. Для этого должен быть акт, договор или постановление суда. Также потребуется ходатайство муниципального органа или иной государственной структуры.

После внесения сведений в единую базу публичный сервитут вступит в силу. Если же такое обременение касается не всей территории, а лишь её определённой части, прилагается схематический план с межеванием и отметками, какую именно долю недвижимости сервитут затрагивает. Если регистрируется несколько разных сервитутов, каждый будет проходить отдельную процедуру в установленном порядке.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, регистрация публичного сервитута не является бесплатной и требует внесения государственной пошлины. Ее размер будет зависеть от того, кто оформляет регистрацию и в каком регионе. Так, если физическое лицо уплачивает пятьсот рублей, то юридическое – две тысячи. Каждое последующее внесение изменений тоже регистрируется с внесением государственной пошлины, но уже в меньшем размере. Если физическое лицо платит сто рублей, а юридическое – триста, то муниципалитеты платят пятьдесят.

Когда прекращается?

Следует знать и том, когда по закону может быть прекращён публичный сервитут, поскольку он далеко не всегда бессрочный, даже если продлевается неограниченное количество раз. Весомыми причинами для снятия обременения служат:


В любом случае, досрочное снятие происходит через суд и уважительной причиной для этого служит ущемление прав владельца недвижимого имущества. В иных случаях, которые упоминаются выше, можно обойтись без суда, подав заявление местной администрации.

Собственник, права которого нарушаются, может потребовать, чтобы муниципалитет выкупил землю, обременённую сервитутом, если снять его нельзя. Однако при этом гражданин лишается и всех объектов, которые на этой земле располагаются. В крайнем случае, после он сможет их арендовать.

Дорогие читатели!

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).

Сервитут публичный – это возмездное ограничение права пользования определенным земельным участком или его частью в пользу государства.

Более понятно на вопрос, что такое публичный сервитут, можно ответить следующим образом: это принудительная аренда куска земельного участка у владельца для определенного общественного пользования. При составлении договора тип пользования будет прописан и ни государство, ни другие люди не смог использовать эту землю в иных целях, кроме собственника.

Данный вид ограничения может быть установлен только в результате публичного слушанья, на котором рассматриваются вопросы, связанные с доступом к общественной территории.

Продемонстрировать, что это такое – публичный сервитут, может следующий пример: дом построен на земельном участке, ведущем к единственному водоему.

В данном случае обременением будет являться разрешение проходить всем гражданам по определенной территории участка для попадания к воде, не выходя за установленные границы.

Цели публичного сервитута

Государственный сервитут может быть установлен исходя из ряда определяющих потребностей государства и его жителей:

  • Проход и проезд через частную собственность до значимого государственного объекта или территории;
  • Свободный доступ всех желающих к прибрежным полосам;
  • Необходимость проведения дренажных работ;
  • Необходимость использования территории для научных исследований;
  • Как единственно возможное место выгона рогатого скота.

Как можно установить публичный сервитут

Установление любого обременения начинается с проведения общественного слушания, которое организует муниципалитет. На слушанье происходит уточнение мнения заинтересованных людей и жителей, проживающих в муниципальном образовании. В случае, когда граждане высказали согласие в необходимости обременения, муниципальные органы выпускают соответствующее постановление, если же люди оказались против, либо воздержались, сервитут быть наложен, не может.

С учетом того, что сервитут устанавливается для реализации гражданских государственных целей, то его установление может происходить только при рассмотрении и подписании определенных государственных актов:

  • Нормативный документ местного самоуправления;
  • Нормативный акт субъекта Российской Федерации;
  • Общегосударственного нормативного акта РФ.

При установлении публичного сервитута на земельные участки у собственников остаются права, связанные с земельным наделом. Единственным ограничением права будет запрет на действия, которые осложнят или сделают невозможным использование территории в целях, указанных в договоре.

Читайте также Процедура оформления собственности по дачной амнистии: какие документы нужно подавать в Росреестр

В случаях, когда пользование территорией затрудненно по адекватным причинам, которые не зависят от собственника, он может обратиться в суд и обязать государство выплатить ему стоимость части участка и забрать ее в собственность.

В случае, когда хозяин обращается в судебные органы и выигрывает процесс государство не только выкупает участок, но и компенсирует все подтвержденные затраты, которые понес хозяин в связи с ограничением прав на пользования землей и использования ее сторонними лицами в своих целях.

Особенности межевания участков при публичном сервитуте

Перед тем как ограничение вступит в законную силу, государство должно внести изменения в кадастровый план земельного участка и указать межеванную территорию.

Для того что бы установить и принять публичный сервитут на земельный участок необходимо:

  • дождаться официального постановления на учет сервитута и только после этого ставить вопрос о межевании;
  • в случаях, когда земельный участок находится в собственности, но не имеет полноценной регистрации, для установления сервитута участок изначально регистрируется;
  • публичные сервитуты могут быть зарегистрированы только после согласия собственника участка, либо поставлен в известность, но дал отказ. В случаях, когда собственник не согласен с межеванием, он имеет право обратиться в суд. Если обращения не было, то считается, что собственник согласен.

Все спорные вопросы необходимо решать через суд.

Защита прав собственника при публичном сервитуте

Не все собственники согласны делить свой земельный участок с государством и общественностью. Если хозяин земли считает, что созданный сервитут нарушает его права и ухудшает условия жизни, то он может обратиться в суд.

В соответствии с законами России, рассмотрение вопросов, связанных с публичным сервитутом находится в компетенции только арбитражного суда.

В арбитражный суд необходимо обратиться с исковым заявлением, в котором указать какие права и почему нарушает обременение и, в просительной части, попросить признать государственный сервитут недействительным.

В судебном процессе основное бремя доказывания ложится на государство или представителя муниципалитета. В судебном заседании им необходимо доказать, что обременение установлено как единственный способ реализации прав и свобод граждан.

Также там оговорено, кем устанавливается публичный сервитут. Чтобы предоставить участок, находящийся в собственности в пользование необходимо иметь на это веские основания. Они должны значительно перевешивать ущерб, который будет нанесён хозяину этой земли.

Итак, кем могут устанавливаться публичные сервитуты :

  • человек занимающий определенную должность, которая наделяет его нужными полномочиями;
  • объединения граждан населённого пункта, в котором располагается земля;
  • представитель определенного органа власти.

Как видим, список тех, кто устанавливает публичный сервитут крайне ограничен.

Подобные меры допускаются только в том случае когда появляется острая необходимость занять участок, находящийся в собственности и иначе никак нельзя. Субъектом, которым устанавливается публичный земельный сервитут, должен написать заявление и обосновать в нём причины, в связи с которыми ему всё это понадобилось.

Об особенности возникновения прекращения и осуществления публичного сервитута будет сказано чуть ниже.

Таким образом, можно уверенно сказать, что установление публичного сервитута может быть осуществлено на следующих основаниях :

  1. Производство работ строительного типа на соседнем участке, являющемся смежным. Сервитут устанавливается если требуется организовать перевозки строительных материалов или техники именно по этой земле.
  2. Если появится необходимость установить вдоль движения различные инфраструктуры инженерного типа. Это также может касаться коммуникаций и прочих объектов линейного типа, которые должны пролегать по выделенной земле.
  3. Установление указателей геодезического типа.
  4. Производство дренажных работ на почвах входящих в состав участка.
  5. Если речь идёт о землях сельскохозяйственного назначения, то участок могут выделить для выпаса скота, сенокоса или прогона скотины по данному месту.
  6. Проведение работ изыскательного типа, например, геологоразведочных.
  7. Постройка дорог, тротуаров и т.д.

Важно. Однако несмотря на всё это главным основанием остаётся нужда людей, которые проживают в данном населённом пункте, а также работы, проведением которых занимаются предприятия муниципального или федерального типа.

Данные действия должны получить санкции, выдаваемые органами исполкома. И тут важно знать, как установить сервитут на муниципальный земельный участок.

Как оформить?

Когда необходимо установление публичного сервитута на земельные участки, желающие должны обращаться в администрацию и приносить с собой уведомление о том, что участок земли действительно необходимо выделить в пользование. Документ должен быть составлен на имя главы городского или сельского исполнительного комитета.

В образце заявления на публичный сервитут необходимо отразить следующие сведения :

  • необходимо дать характеристику заявителя указав место его работы, а также должность;
  • если в качестве желающих выступает группа граждан, то нужно обозначить структуру данной группы по смыслу инициативы;
  • требуется отобразить сведения, касающиеся земельного участка. Нужно указать его адрес, точное местоположение и прочие сведения, которые можно получить;
  • причины, в связи с которыми появилась необходимость ходатайствовать о пользовании данной территорией;
  • далее, нужно обосновать по каким причинам проблему невозможно решить иным путём кроме как установлением публичного сервитута;
  • в последнюю очередь нужно поставить дату, подпись человека составлявшего документ и её расшифровку.

В случае когда подобное желание изъявляет должностное лицо необходимо заверить бумагу печатью фирмы.

Если речь идёт о группе граждан, то расписаться должен каждый и поставить расшифровку.

Перед тем как писать бумагу в администрацию следует сначала сходить к хозяину земли и предложить составить соглашение на пользование, которое в дальнейшем будет приложено к документу.

Если собственник наотрез отказался идти навстречу, то об этом тоже необходимо уведомить администрацию в письменном виде.

Когда заявитель подал документ он рассматривается в течение 5 дней с момента подачи. Когда данный срок проходит, принимается решение принять его в производство либо отклонить. Во втором случае, должно быть, составлено письменное описание тех причин, из – за которых документ был отклонён.

Если бумага была принята в производство, то в специально уполномоченный отдел, занимающийся этим делом, приглашается хозяин земли. Его информируют о том, что его участок будет ограничен и сообщают причины, на основании которых данное действие будет произведено.

Право на сервитут должно проходить регистрацию в Едином реестре государственного типа для этого необходимо собрать пакет документов.

Потребуются :

  1. Заявление от человека или группы лиц, в пользу которой будет произведена установка сервитута.
  2. Удостоверение личности заявителя. Если речь идёт о лице юридического типа, то потребуется доверенность, документы учредительного типа и выписка из ЕГРЮЛ.
  3. Бумага, подтверждающая оплату государственной пошлины.
  4. Соглашение, в котором приписана процедура установления сервитута.
  5. Ещё понадобятся акты, выданные органами федерального или муниципального типа, также может быть представлено решение суда.


Когда пакет документов собран его передают в специальный отдел, который занимается земельными делами.

После этого назначаются слушания общественного типа и определяется их дата.

На публичных слушаниях по публичному сервитут должны присутствовать стороны, которые высказывают определенные аргументы . Если всё идёт хорошо, то комиссия принимает решение наложить обременение на землю.

В случае когда комиссия принимает положительное решение, но хозяин участка всё равно отказывается идти на уступки может быть принято решение о передаче дела в суд. В такой ситуации публичный сервитут будет установлен судом и упрямый хозяин уже ничего не сможет поделать. Когда сервитут начнёт действовать, то заявитель получит законное право распоряжаться землёй.

Ниже можно увидеть образец постановления об установлении публичного сервитута:


Что делать в случае ошибочной кадастровой записи?

Бывают ситуации когда в государственном кадастре каким – то образом появляется информации об обременении земельного участка, притом что на самом деле ничего этого нет. Такая ситуация может возникнуть в результате :

  • ошибки технического типа, допущенной в государственном кадастре;
  • инцидента титульного типа произошедшего с данным участком земли.

Так, может произойти если участок был куплен недавно, а прежние хозяева умолчали об обременении. Дело в том, что после того как работы, для проведения которых накладывался сервитут будут окончены, обременение необходимо снять.

Таким образом, должна появиться соответствующая отметка в государственном кадастре.

В случае когда человек занимающий должность регистратора в Росреестре не позаботился о должном оформлении завершения работ, то запись об обременении могла сохраниться с тех пор. Ещё так могло произойти если бывший собственник не удосужился произвести процедуру регистрационного типа, связанную с отменой действия публичного сервитута.

Когда обнаруживается такой сюрприз, необходимо как можно быстрее составить заявление о снятии сервитута и отнести его начальнику местного кадастрового отделения. Если данное должностное лицо откажется удовлетворить или даже рассматривать документ, то можно обратиться в суд с исковым заявлением.

Что делать, если на участок наложено обременение?

Бывают случаи когда городские власти собираются проложить трубопровод через земельный участок, который находится в собственности у гражданина владеющего им на полностью законных основаниях.

И в этом случае публичный сервитут может устанавливаться.


Однако в то же время в такой ситуации есть несколько вариантов развития событий :

  • Хозяин добровольно дарит властям свою землю при этом остаётся без компенсации и теряет честно нажитое имущество.
  • Собственник заявляет своё несогласие и пишет исковое заявление, которое подает в суд. Если хозяин проявит несогласие, таким образом, то городским властям не удастся ничего сделать по закону. Однако они всё равно могут претендовать на получение сервитута и имеют неплохие шансы добиться своего. И, скорее всего, в такой ситуации судья вынесет решение о наложении обременения.
  • В ситуации когда собственник земли проживает на неё уже давно, но пока не произвёл регистрацию недвижимости, право на участок и строения стоящие на его территории всё равно принадлежит хозяину. В этом случае городские власти даже через суд не смогут отобрать имущество у собственника, но с большой вероятностью получат право на сервитут. В этом случае публичный сервитут устанавливается в интересах городских властей.
  • Совсем по – другому будут развиваться события если у гражданина вдруг возникло желание купить землю, по которой уже проходит трубопровод или линии электропередач. В такой ситуации на купленную землю может быть сразу наложен сервитут. Однако есть возможность приобрести часть земли не занятую сооружениями властей в таком случае земля переходит в муниципальную собственность.

В каких случаях он может быть прекращен?

Как уже неоднократно упоминалось выше публичный сервитут устанавливается на время проведения каких – либо работ. Как только они завершаются, по закону действие обременения должны быть прекращено.

Иногда власти нарушают права хозяина участка и не соблюдают установленных границ или в результате работ был нанесён вред плодородному слою почвы.

Ещё бывают случаи когда не соблюдаются противопожарные или санитарные нормы. Во всех перечисленных ситуациях собственник участка может подавать ходатайство о прекращении использовании его земли.


Сервитут может быть снят :

  1. По причине отсутствия оснований в соответствии со статьёй 276 ГК РФ .
  2. Если в суде было доказано то, что целевое использование земли стало невозможным в связи с обременением. В этом случае пострадавший гражданин имеет право требовать возмещение ущерба.
  3. Уничтожение участка физически.
  4. Изъятие земли из оборота гражданского типа.
  5. При условии, что хозяин участка стал владельцем наложенного сервитута.
  6. Если прекратил своё действие акт нормативного типа, на основании которого было наложено обременение.

Заключение

Теперь читатель знает всё о том, как установить публичный сервитут. Если вспомнить всё то, что было изложено выше, то можно сделать вывод, что государство при всём желании не сможет отобрать землю у своих граждан если они сами этого не захотят. Однако они могут на время воспользоваться участками, которые находятся в собственности у частных лиц на основании публичного сервитута.

Устанавливает право пользования в той или иной мере чужим имуществом или земельным участком. Права собственности землевладелец при этом не лишается. Он имеет только стеснение своих прав на определенной территории принадлежащего ему участка. Установление факта обременения считается с даты оформления соглашения в Росреестре.

В ЗК определены два основных вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут

Характеризуется тем, что одним из участников при заключении соглашения является государственный орган и целью его установления считается защита интересов не одного лица, а огромного количества людей.

Отличия данных видов

Список документов, требуемых для регистрации :

  • платежка с оплатой госпошлины;
  • документы, устанавливающие права собственности;
  • соглашение о введении ограничений;
  • план участка, на который налагается обременение;
  • постановление суда, если дело было представлено судебному разбирательству.

Границы зон действия

Для публичного обременения необходимо на всех участках , подпадающих под зону ограничения. Производить данное действие должны . На сформированном плане указываются все границы действия обременения и отмечаются участки, находящиеся на . К прилагается межевой проект с указанием всех участков, которые будут затронуты обременением.

Другие отличия

Таблица с отличиями по ограничениям

Отличия

Публичный сервитут

Частный сервитут

Стороны, для которых вводятся ограничения

Введение ограничений в интересах большого круга лиц.

Наложение обременения в пользу определенного частного лица или нескольких лиц.

Устанавливается при помощи нормативно-правовых актов.

Принятие происходит при заключении соглашения сторон.

Получение выгоды

Почти всегда заключается на безвозмездной основе. Плата может быть назначена только при условии существенного затруднения при пользовании участком.

При невозможности использования участка владелец вправе потребовать выкуп или предоставление нового.

Всегда заключается на возмездной основе. Происходит ее владельцу. Величина устанавливается от размера убытков, причиненных обременением.

Необходимость согласования

Всегда согласовывается с местной администрацией

Нет необходимости в таком согласовании.

Разрешение о несогласии сторон

В суд обращается тот, на чей участок проводятся ограничения.

В судебный орган обращается тот, кто хочет установить сервитут.

Снятие ограничений происходит изданием акта о прекращении обременения.

Заключается соглашение о прекращении действия обременения или подается на рассмотрение в суд.

Сервитут накладывает ограничения на использование земли ее собственником. Это является вынужденной необходимостью, которая может быть связана с проведением каких-либо работ как со стороны частного лица, так и со стороны государства. Между этими ограничениями существует ряд различий по порядку оформления, по разрешению спорных ситуаций, по возмещению неудобств.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...