Основные направления развития правового социльного государства. Основные направления развития правового социального государства


Прошу, помогите!

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства… Но и те, и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определённых законов и на определённых условиях.

Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной к защите. Это первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве. А уж затем ищут удобств, как лекарства, металлы, краски. <...> А поскольку желания людей чаще всего ненасытны, они хотят иметь в изобилии не только вещи полезные и необходимые, но и приятные бесполезные вещи. <...>

Так как мудрый человек есть мера справедливости и истины и так как люди, почитаемые мудрейшими, согласны между собой в том, что высшее благо частного лица то же, что высшее благо государства, и не делают никакого различия между добродетельным человеком и хорошим гражданином, то мы так и определим истинную вершину благоденствия и главную цель, к которой должно быть направлено справедливое управление государством.

(Ж. Боден)

1) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2)Какие три направления формирования государства отмечены в тексте?

3)Какие требования к территории государства предъявляет автор? (Укажите любые четыре требования.)

4)Кого автор называет хорошим гражданином? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите любые два качества, которыми должен обладать хороший гражданин, и поясните своё мнение (по поводу каждого качества).

5)Согласно летописи, созданию государства у восточных славян способствовало приглашение варягов и учреждение княжеской власти. Какой из упомянутых в тексте способов создания государства имел место в данном случае? Назовите другой способ, упомянутый автором, и конкретизируйте его примером.

6)Автор упоминает о справедливом управлении государством. Какими принципами должно руководствоваться справедливое государство в современном мире? Используя обществоведческие знания, назовите два принципа и поясните каждый из них.

Ответ оставил Гость

1) 1.Сущность понятия "государство"
2. Происхождение государства
3. Условия существования и развития государства
4. Истинная вершина благоденствия и главная цель справедливого государства
2) 1 направление формирования: происходит от семьи, которая постепенно размножается
2 направление: учреждается посредством собирания народа воедино
3 направление: образуется из колонии, происшедшей от другого государства
3) Плодородность земель, наличие скота, мягкость климата, материалы пригодные для строительства
4)Автор называет хорошим гражданином добродетельного человека
1 качество - любовь к Родине. Гражданин должен любить свою страну, уважать ее историю и культуру.
2 качество - правопорядочность и воспитанность. Человек должен вести себя культурно: не мусорить, ничего не портить, не выражаться нецензурно. А также он обязан соблюдать нормы права во всех сферах общественной жизни.
5)способ учреждения посредством собрания народа воедино
Боюсь, мне в голову не лезут подходящие примеры, прошу прощения.
6) 1 принцип - это провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Главная обязанность государства - осуществлять и защищать права человека
2 принцип - принцип демократизма. Каждый гражданин должен иметь возможность осуществлять власть непосредственно либо через своих представителей в органах гос власти.

Условия возникновения первых цивилизаций

ПОЯВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВ

Лекция 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

В эпоху неолита впервые явно начинает себя проявлять неравномерность развития различных территорий планеты. Страны и регионы, находящиеся в более благоприятных климатических или сырьевых условиях, располагавшиеся в контактных зонах с другими племенами и культурами, резко опережают своих соседей, не обладавших подобными преимуществами. Именно здесь ранее всего складываются предпосылки возникновения первых цивилизаций:

– благоприятная экологическая среда: долины великих рек, расположенных в мягком, теплом климате, регулярные разливы рек, плодородные почвы;

– демографический оптимум: увеличение плотности населения;

– оседлость, определение территорий;

– необходимый уровень производств, который ведет к возрастанию избыточного продукта;

– потребности в новых формах организации общества, разделение труда;

– развитие знаний о природе;

– усложнение духовного мира людей (культы, религия и т. д.).

Некоторые ученые называют древние цивилизации первичными для того, чтобы подчеркнуть, что они выросли непо­средственно из первобытности. Одна из характерных особенностей первичных цивилизаций состоит в том, что в них присутствует зна­чительный момент первобытных верований, традиций и форм обще­ственного взаимодействия. Историки также указывают, что родиной первичных цивилизаций, как правило, являются долины рек. В III тыс. до н. э. цивилизации возникли в долине реки Нил в Египте и между реками Тигри Ефрат – в Месопотамии. Несколько позднее – в III–II тыс.до н. э. в долине реки Инд зародилась индийская цивилизация, во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ – китайская.

Конечно, не все древние цивилизации были речными. Так, в особой географической ситуации развились Финикия, Греция и Рим. Это тип приморских цивилизаций. Особенность приморских условий накладывала особый отпечаток на характер хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, стимулировало формирование особого типа социальных и политических отношений, особых традиций. Так формировался другой тип цивилизации – западный. Таким образом, уже в древнем мире начинают складываться два глобальных и параллельных типа цивилизации – восточный и западный.

Протогосударство. Первоначально его представляла группа общинных поселений, подчиненных центральному поселку – резиденция вождя и его окружения. Функции вождя: административная (порядок), хозяйственная, защита, расширение владений за счет военной силы. На базе объединения нескольких протогосударств создается сложное составное протогосударство, которым руководит определенный штат администраторов, жрецов, имеющих свой штат обслуживания (слуг, рабов, ремесленников). Расширяется круг профессиональных воинов, выполняющих роль защитников, захватчиков и полицейских. Более четко в коллективе выделяются различные прослойки по профессиональному признаку: металлурги, гончары и прочие ремесленники, торговцы, жрецы. Вождь одновременно выступает первосвященником (цель – укрепление авторитета). Постепенно власть становится пожизненным правом, а выборы вождя – все более редким явлением. Власть становится наследственной. В роду вождя выделяется одна главная линия: от отца к сыну. Боковые линии уходят на второй план.



На этом этапе начинают складываться особенности европейской и восточной цивилизации: в основе – развитие частной собственности. Власть рождает понятие собственности. Собственность становится функцией владения и власти. Власть и собственность не разделимы. На Востоке характерно подчиненное положение собственности по отношению к власти. Чем выше должность, тем больше избыточного продукта присваивается. Остается коллективная собственность на землю (поля, реки…). Никто не может ни продать, ни купить землю, она принадлежит государству. Доходы от ее эксплуатации – разные, в зависимости от положения в обществе и объема власти индивида. Тогда же складывается система «рента – налог». Рента шла на содержание правителя, налог – на содержание административного аппарата и войска. Как следствие в обществе начинает развиваться система заискивания и угодничества перед властью.

На Западе (Греция, Рим) в античной структуре главное место заняла частная собственность. Ее владельцы менее зависимы от общества и рано чувствуют свою индивидуальность, независимость, самоуважение. Для защиты частной собственности от неимущих быстро разрабатываются системы законов. Собственники принимают участие в управлении государством (право гражданства). Меняется морально-психологический климат общества, система воспитания детей (детям развивают способности и таланты; семья старается дать им знания, которые принесут доход).

Раннее государство . На этой стадии развития клановые связи теряют всеобщность, становятся признаком избранности (аристократизма). Слой родовой аристократии становится обширным. Ее представители борются за влияние на верховную власть (цель – занять высокое положение). Опасаясь заговоров, правители начинают приближать к себе людей из низов общества с целью создания слоя лично преданных людей. Формируется второй слой: аристократии – служивой. Кроме того, в обществе идет расслоение на верхи и низы (верхи – все лица, относящиеся к управлению, низы – производители).

Это более крупное и сложное образование, которое создается за счет многочисленных завоеваний. С ростом территории расширяется и система управления. Должности выстраиваются в иерархической последовательности (главы канцелярии и ремесленных служб, казначеи, хранители, управители дворцовых и храмовых служб и т. д.). Признаком раннего государства является процесс урбанизации: монументальноегородскоестроительство, сооружение храмов, дворцов, мавзолеев, пирамид, каналов и т. д. Необходимость усиления авторитета верховного правителя ведет к процессу его обожествления.

На последней стадии начинается переход в частное владение общественной собственности на землю. Правитель, нуждаясь в поддержке верхов, вынужден постоянно одаривать их подарками. Раздача избыточного продукта из общественных кладовых истощает казну, следовательно, неизбежны войны, которые приносят материальные блага и подарки (сначала – рабов, домашних животных, затем, недвижимое имущество – землю). Земля, подаренная кому-либо, рассматривалась как частная собственность и, следовательно, могла передаваться по наследству. В результате происходит частичное перераспределение материальных излишков. Верховный правитель теряет монопольное право распоряжаться ими. С развитием производительных сил излишки растут. Они становятся товаром. Возникают товарные рынки и, как следствие, деньги – всеобщий эквивалент. Это делает возможным переход к следующей стадии.

Развитое государство. Для данного этапа развития государства характерно два основных признака: а) дальнейшее развитие и распространениечастной собственности; б) появление элемента принуждения по отношению к соплеменникам. Сначала разлагается земледельческая община, в которой выделяется хозяйство малых семей. Передел земли в общинах происходит все реже и затем прекращается вообще.

Но на Востоке развитие частной собственности натолкнулось на жесткое сопротивление власти. Система управления принимает законы, сдерживающие развитие частной собственности (законы Хаммурапи). Так государство пыталось остановить частного собственника. Собственники копили капитал, при определенной сумме которого пытались купить должность в аппарате, приобретая легальную защиту. Следовательно, на Востоке не было крупной частной собственности, существовавшей независимо от государственного аппарата.

С другой стороны, если государство на Востоке не проявляло бдительности по отношению к распространению частной собственности в стране, то оказывалось в очень сложной ситуации. Например, в Иудее в VIII в. до н. э. было много ростовщиков, в кабалу к которым попало большое количество людей. Страна ослабла и в VII в. до н. э. была завоевана Египтом, а в VI в. – Вавилонским царством. В Киевской Руси в конце XI в. появляется вотчина, ослабляется власть, и, как следствие, распад государства и завоевание монголо-татарами.

Принуждение сначала применялось только к пленным иноплеменникам. Когда начинается подчинение своих общинников, это порождает рост недовольных. Отсюда неизбежно появление системы наказания, принуждения, регламента.

Таким образом, все три этапа формирования государств закономерны и были пройдены всеми цивилизациями только в разное время.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные факторы, необходимые для образования государств.

2. Какие цивилизации называются первичными и что для них характерно?

3. Какие типы цивилизаций существовали в древности?

4. Охарактеризуйте основные этапы становления первых государств.

5. В чем состоит кардинальное различие государств на Востоке и на Западе?

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.
Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства… Но и те, и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определённых законов и на определённых условиях.
Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной
к защите. Это первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве. А уж затем ищут удобств, как лекарства, металлы, краски. <...>
А поскольку желания людей чаще всего ненасытны, они хотят иметь
в изобилии не только вещи полезные и необходимые, но и приятные бесполезные вещи. <...>
Так как мудрый человек есть мера справедливости и истины и так как люди, почитаемые мудрейшими, согласны между собой в том, что высшее благо частного лица то же, что высшее благо государства, и не делают никакого различия между добродетельным человеком и хорошим гражданином, то мы так и определим истинную вершину благоденствия и главную цель, к которой должно быть направлено справедливое управление государством.
(Ж. Боден)

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Какие три направления формирования государства отмечены в тексте?

Какие требования к территории государства предъявляет автор? (Укажите любые четыре требования.)

Кого автор называет хорошим гражданином? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите любые два качества, которыми должен обладать хороший гражданин, и поясните своё мнение (по поводу каждого качества).

Согласно летописи, созданию государства у восточных славян способствовало приглашение варягов и учреждение княжеской власти. Какой из упомянутых в тексте способов создания государства имел место в данном случае? Назовите другой способ, упомянутый автором, и конкретизируйте его примером.

Автор упоминает о справедливом управлении государством. Какими принципами должно руководствоваться справедливое государство
в современном мире? Используя обществоведческие знания, назовите два принципа и поясните каждый из них.

«…я вижу близкую гибель того государства,

где закон не имеет силы и находится под

чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка

над правителями, а они его рабы, я усматриваю

спасение государства и все блага какие

только могут даровать государствам боги…».

Платон «Законы».

Статья 1 Конституции Российской Федерации 1993 года гласит: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Статья 7 Конституции добавляет: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Таким образом, мы живем в стране, которая по Конституции является правовым социальным государством. При этом все признают, что таковым государством Российская Федерация не является. Статьи 1 и 7 Конституции РФ носят всего лишь декларативный характер. Они указывают направление развития государственности в России.

Термин правовое государство состоит из 2-х частей:

Государство - это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

Право - это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством.

Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон различал 2 типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором - законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы».

Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же « уравновешенный разум».

Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей».

В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта « право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке».

Он выделяет при этом 3 ветви власти как идеальную организацию государства.

Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство - это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться.

На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:

господство права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан;

«разделение властей», наличие эффективных форм контроля за осуществлением закона;

незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии;

взаимная ответственность государства и личности.

Таким образом, правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей».

Американский исследователь общественной жизни в России А. Валенский, пришел к выводу: «В России право отвергалось по разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства».

На протяжении 70 лет принцип правового государства отвергался советской властью. Только в 1988 году, в решениях 19 Всесоюзной партконференции, было записано, что перед Россией стоит цель - построение правового государства. Казалось, что достигнуть этого можно без особых усилий и быстро, но на практике мы видим, что растет правовой нигилизм, правовое бескультурье. Было принято много законов, соответствующих международным нормам права, но это привело к хаосу в стране. Например, право проводить митинги и демонстрации приводит к побоищам и жертвам, противоречит правам других людей на отдых и свободное передвижение в местах их проведения. Свобода торговли привела к нарушению прав потребителей, к антисанитарии, возрастанию угрозы здоровья покупателей. Отказ от уголовного преследования потребителей наркотиков, вылился в рост преступности.

Становится очевидно, что невозможно построить правовое государство без решения продовольственной и жилищной проблем и преодоления материальной необеспеченности отдельных граждан. Экономический кризис сводит на «нет» все политические права.

В России на протяжении длительного времени отсутствовало понятие права. Поэтому сейчас, когда говорят о правовом государстве, имеют в виду не одно и тоже. Для кого-то это анархия, для кого-то торжество права, а для кого-то нравственное начало (совесть, честность).

Наиболее остро в России стоит вопрос о разделении властей. Это тормозит ход экономических реформ, возникает «война законов», это ослабевает механизм верховенства закона и его исполнения. Противоборство властей приводит к коррупции.

В России долгое время шла борьба между властными структурами за выбор между президентской и парламентской республикой. Борьба завершилась октябрьскими событиями, что едва не привело к гражданской войне. Все это дискредитировало саму идею построения правового государства. Многие хотят установления любой власти, лишь бы был порядок.

Кое-что уже делается. Созданы некоторые гарантии прав человека от произвола чиновников. Действует закон «об обжаловании в суде действий, нарушающих права и свободы граждан». Если ваши права ущемлены, вы можете пожаловаться в суд на все органы власти и управления.

Формирование нового законодательства, совершенствование и пересмотр старого - означает формирование новой правовой системы.

Приняты многие законодательные акты, создающие основы для развития демократии в нашей стране. Это Декларация о суверенитете, Закон о Президенте РФ, закон о гражданстве, Декларация прав и свобод гражданина, закон о собственности, о статусе судей, о печати…

Большой шаг на пути установления правового государства в России - установление политического и идеологического плюрализма, многопартийности.

Низкая правовая культура населения является тормозом на пути построения правового государства. Правовая культура - большая сила. Американский юрист Л.Фридмен приводит такой пример: он представляет правовую структуру в виде некой машины, тогда правовая культура - то и тот, кто решает включить или выключить машину и определяет, как она будет использована».

Правовая культура включает в себя: совершенное законодательство, отношения людей к закону, высокое правосознание населения. Ничего сейчас в России из вышеперечисленного НЕТ!

В последние годы в русле реформаторских процессов произошли серьезные изменения в научных взглядах на государство и право.

Концептуальные положения и пути формирования правового государства излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства: С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

По В.Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объединениями на основе норм права".

Теперь рассмотрим основные характеристики правового государства. В.Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравственную основу правового государства. "Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически." В правовом государстве собственником должен быть производитель и потребитель материальных благ. Правовое начало же государственности реализуется только при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.

"Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан... В центре внимания... находится человек, его права, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное государство". (Но далеко не обязательно, на мой взгляд, и не всегда).

Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Правовое государство отличается от неправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. "Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию".

"Политическая природа государства наиболее четко проявляется в его суверенитете". Суверенность государства выражается в том, что ему принадлежит право официально представлять все общество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обязательные к выполнению всеми членами этого общества, и, наконец, осуществлять правосудие.

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Процессы разложения родового строя одновременно способствовали появлению элементов государственности были многообразны и, безусловно, влияли друг на друга.

Истории известны следующие основные пути образования государства:

Военный (например, при формировании восточных деспотий война выступала как способ перераспределения общественного продукта и выделения правящей элитарной верхушки из среды военачальников);

Аристократический (например, в Риме с его делением общества на патрициев и плебеев происходит отделение правящей верхушки - аристократии от народа и сосредоточение в ее руках властных функций);

Плутократический (при котором происходит сосредоточение власти в руках отдельных лиц, главным образом из-за их выдающегося имущественного положения, вокруг которых собираются их многочисленные сторонники, поддерживающие властные притязания первых).

Выделение этих путей происходит в рамках концепции олигархического (элитарного) возникновения государства, господствующей в современной науке и предполагающей социальную асимметрию в обществе . При этом нельзя упускать из виду, что в чистой форме ни один из названных путей институциали- зации власти не имеет место. B реальной истории каждый из них включал в себя элементы двух других.

Л. И. Спиридонов считает, что на заре цивилизации в масштабах ойкумены количественно преобладал военный путь формирования власти или политогенеза. Причина тому - значение, которое имела в те времена война, как способ изъятия и перераспределения общественного продукта - материальной базы любого общества. Ha этом пути решающая роль принадлежала военно-демократическим, а затем - военно-иерархиче- ским формам организации власти.

Специфика аристократического политогенеза заключена в становлении отделенной от народа надобщинной власти на основе перерождения традиционной родоплеменной аристократии, которая оттесняла от участия в управлении общими делами рядовых общинников. Постепенно аристократия объединяла в своих руках управление общественным хозяйством, включая распределение его продуктов, и военную деятельность.

Плутократический путь формирования государства историки связывают с появлением «биг мена», т. e. «большого человека». Тип «большого человека» сформировался в наиболее развитых в экономическом отношении обществах и был связан с накоплением в руках одного лица значительных ценностей, с формированием вокруг него на этой основе многочисленных сторонников и с концентрацией власти. Это имело место при становлении буржуазных государственных форм.

B свое время Ф. Энгельс уже указывал на два пути образования политически и экономически господствующих классов - во-первых, через присвоение должностей с помощью наследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, с помощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказывается исторически наиболее распространенным, типичным .

Однако в юридической литературе вопрос о «путях» возникновения государства традиционно ставился и в ином, более широком смысле. Под ними понимались формы, в которых государство поднимается на развалинах родового строя: именно Ф. Энгельс и выделял афинскую, римскую и древнегерманскую 1 .

Афины - самая чистая классическая форма возникновения государства, поскольку государство появляется непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя. B Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев, против римской родовой аристократии (патрициев). Возникновению древнегерманского государства в значительной степени, как отмечает Ф. Энгельс, послужило завоевание обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена .

Современные исторические данные свидетельствуют о том, что не рабовладельческое государство (Греция, Рим) было тем типичным государством, которое пришло на смену социальной организации первобытно-общинного строя, а раннеклассовое город-государство, со сложной социальной структурой, многочисленными общественными функциями, обеспечивающими дальнейшее развитие производящей экономики.

Это раннеклассовое государство в своем дальнейшем развитии переросло в государство так называемого азиатского способа производства, которое оказалось типичным, распространенным во многих регионах Земли и существовавшим сотни лет. Государства же рабовладельческие возникли в силу весьма конкретных исторических обстоятельств в Греции и Риме и являлись уникальными государствами. Наконец, феодальное государство (главным образом в Европе), возникло позднее как своеобразная мутация, однако удачная мутация, так как последующее развитие общества по этому («европейскому») пути пошло более быстрыми темпами к социальному прогрессу .

Итак, ныне доминирует мнение, что одним из основных является восточный путъ возникновения государства, «азиатский способ производства» (вначале - Древний Восток, затем - Африка, Америка, Океания). Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя - земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, занимавшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно превращалась в государственную. Частная собственность не имела существенного значения.

Ha рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.

Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Bce они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, их экономическую основу составляла государственная собственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т. e. само государство выступало организатором производства.

По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов. Ф. Энгельс отмечал, что в наиболее «чистом» виде это можно наблюдать на примере Древних

Афин, где государство развивалось, частично преобразуя органы родового строя, частично вытесняя их путем внедрения новых, постепенно заменив их настоящими органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа. Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. Постепенно формируемая частная собственность стала базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. B свою очередь, это позволило овладеть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов . Западный (европейский) путъ возникновения государства характерен не только для Афин, но и для Древнего Рима, где основополагающим фактором была частная собственность, и, как следствие, существовало классовое разделение людей. Защита собственности и собственников явилась одной из первопричин появления государственности.

Смешанный (интегративный) путъ возникновения государства был присущ тем европейским политическим образованиям, в ходе формирования которых сочетались различные обстоятельства, ряд из них становился определяющим, главенствующим. Например, для одних народов (в том числе восточных славян) зарождение государства связано с процессом формирования племенных союзов, консолидирующихся как реакция на постоянные угрозы нападения и набеги воинственных соседей. Такие союзы становятся военными объединениями с сильной властью вождя и его окружения .

По вопросу возникновения государства на территории Западной и Восточной Европы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают, что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалось феодальное государство (сказанное относится, прежде всего, к Германии и России). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесь наступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знать выделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь во владении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность на землю. Этот период они называют прафеодализмом, а государство - прафеодальным .

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...