Отчет по практике ветеринарно-санитарная экспертиза пищевых продуктов животного и растительного происхождения на продовольственных рынках. Медицинские осмотры и профилактические обследования работников колхозного рынка


На Центральном рынке противостояние администрации рынка и предпринимателей вступило в новую фазу. В понедельник на Центральном рынке, как и большинстве других рынков города, по плану санитарный день. Однако предприниматели, приехавшие на рынок, увидели, что происходящее на нем никоим образом не напоминает санитарную уборку. Напротив, их рабочие места -прилавки -обносились деревянным забором. На самой же территории рынка находились сотрудники государственной службы охраны, не пускавшие предпринимателей на рынок.

Как сообщил нам председатель общественной организации "Выход" частный предприниматель Виталий Лаврентьев, чей офис, находящийся в частной собственности, располагается на территории рынка, его, как и остальных СПД, милиция на рынок не пустила. Объяснила необходимостью проведения санитарного дня.

"Вы видите, что в санитарный день территория не убирается, а оборудование обносится забором,-говорит Виталий Васильевич

Практика показывает, что если сегодня обносят забором, то завтра столы будут срезать. Нас не пускали не только на рынок, но и на мою частную территорию, мы вынуждены были отрезать арматуру, отогнуть забор и войти на территорию. Милиция же нас не пускала в мой офис даже после предъявления документов, объясняя отсутствием разрешения от директора рынка".

У директора рынка Дмитрия Соломахина отличное мнение: "В понедельник на рынке-санитарный день. Согласно распоряжению городской госадминистрации, у нас каждый понедельник-санитарный день. Поэтому мы и не пускаем сегодня предпринимателей-мы тут будем мести".

Иными словами, им тут в антисанитарных условиях делать нечего, выходной-значит выходной.

А при чем тут деревянный забор, коим обносились стоящие столы?

Дмитрий Митрофанович предъявляет целый пакет разрешительных документов на проведение второй очереди реконструкции территории, зданий и сооружений, находящихся на ул. Щербака, 1.

"Мы за месяц предупредили торгующих, что начнется реконструкция рынка,-говорит Соломахин.-Сделано это было для того, чтобы они успели распродать свой товар. Сообщили предпринимателям о том, что им на время реконструкции будут выделены места на тех площадях, что у нас имеются: на "зеленом" ряду, еще на двух рядах за ним, есть еще восемь мест в "Пассаже" (с холодильниками и без).

Пожалуйста, становитесь и торгуйте. Все это для того, чтобы наши торгующие могли нормально прожить то время, когда будет идти реконструкция. При имеющихся объемах мы должны закончить все к 1 апреля: построить торговые павильоны для мелкорозничной торговли, сделать крышу над рядами, обустроить территорию (положить плитку)".

У Лаврентьева-свое отношение к происходящему. "Пошла реконструкция рынка,-говорит он.-С одной стороны, оно, конечно, и надо, потому что лучше будет и внешний вид, и, может быть, будут лучше условия работы предпринимателей. Но ведь это приведет к удорожанию бизнеса предпринимателя в 5 - 10 раз. Они все заинтересованы в том, чтобы именно это оборудование (столы) находилось на территории центрального рынка, потому что экономически они еще могут потянуть свой бизнес. Если увеличить его себестоимость, то увеличится и потребительская корзина севастопольцев, а во - вторых, сами предприниматели не смогут "отработать место" и попросту лишатся своих рабочих мест".

"А это уже аренда будет,-так видит будущее директор "Севгоркоопрынкторга"

Места как были, так и будут. Но это уже будет другая форма обслуживания. Сегодня они, допустим, грузчиков держат, сторожей каких - то. Так они от этого сами уйдут: у них будет павильон, который будет закрываться, в котором можно будет держать товар, а не носить его постоянно. Так во всем цивилизованном мире рынки работают. А теперь, когда создадим им условия, они будут хранить товар в павильонах, которые мы будем брать под охрану. И тогда сами предприниматели будут спокойны. Все это мы делаем для того, чтобы начать развиваться цивилизованным образом".

С тем, что реконструкция началась именно сейчас, Лаврентьев тоже категорически не согласен. По его мнению, есть апрель и май, с некоторой натяжкой и июнь-"мертвые месяцы", когда торговля идет не очень бойко. "Так почему бы реконструкцию не провести в это время? Кому пришло в голову перед Новым годом закрыть 250 рабочих мест? Это значит, что на время новогодних праздников будет искусственно создан дефицит некоторых товаров-продуктов и подарков. А это, в свою очередь, отразится на их цене и, в итоге, на росте потребительской корзины для севастопольцев. А ведь будут еще и Рождество, и 23 февраля, и 8 марта-праздники, к которым люди давно привыкли покупать товар именно на рынке".

По его мнению, все было бы нормально, если бы делалось законным способом. "То есть сегодня земля выделена товарищу Соломахину (мы судимся по поводу законности ее выделения), а оборудование, то есть торговые столы, находится на этой земле. По идее, Соломахин, получив землю, должен обратиться в суд по вопросу устранения препятствий, мешающих его хозяйственной деятельности. И тогда по решению суда, если таковое будет, судебный исполнитель должен прийти к собственнику и сообщить, что он должен в отведенный срок вывезти свое оборудование. Этого не произошло. И этот беспредел будет твориться до тех пор, пока не будет решения суда".

Никакого решения суда нет. Забор отделил торговые места от торгующих. Какой будет выход-неясно. По мнению Виталия Васильевича, горсовет должен пересмотреть одно свое решение. А именно-принятую концепцию развития рынков, согласно которой после так называемой реконструкции из 36 рынков останется 19. То есть 16 тысяч человек останутся без рабочих мест. 250 уже остаются, если только не перейдут в другие ряды, которым не грозит ни один санитарный день под охраной милиции.

Дмитрий ЖЕЛНИН.


Я, Главный государственный санитарный врач по г. Москве Филатов Н.Н., рассмотрев материалы государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью рынков г. Москвы, отмечаю: за последние годы на потребительском рынке Москвы произошли существенные изменения. В системе товародвижения сформировались новые торговые структуры, в том числе рынки различной специализации (сельскохозяйственные, продовольственные, вещевые, универсальные и др.), для функционирования которых требовалось осуществление комплекса специальных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Правительством Москвы, Департаментом потребительского рынка и услуг Правительства Москвы, префектурами административных округов, центрами госсанэпиднадзора, другими контролирующими и надзорными органами проводится работа по приведению рынков в надлежащее техническое и санитарное состояние. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, санитарно-эпидемиологическая обстановка на значительной части рынков города продолжает оставаться неблагополучной. Нарушаются требования санитарных правил: санитарно-техническое состояние и санитарное содержание территории рынков и торговых мест неудовлетворительное, не обеспечивается дезинфекционный режим, не соблюдаются условия хранения и реализации продукции, юридические лица и индивидуальные предприниматели нарушают согласованный ассортиментный перечень реализуемых продовольственных товаров, отсутствуют сопроводительные документы на продукцию, санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам, представляющих потенциальную опасность для человека, видов деятельности, работ, услуг (далее по тексту - санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам) на торговую деятельность и личные медицинские книжки у продавцов на рынках, в том числе у иностранных граждан, а также иные нарушения санитарного законодательства.

Компании, управляющие рынками, администрации рынков не осуществляют должных мер по обеспечению соответствующих санитарно-гигиенических и эпидемиологических условий на рынках, в том числе по обеспечению условий труда продавцов.

В связи с вышеизложенным, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 2 января 2000г. №29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", постановлением Правительства Москвы от 18 апреля 2000г. №292 "Об упорядочении рыночной торговли в г. Москве", постановлением Правительства Москвы от 15 февраля 2000г. № 118 " О порядке организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил", постановлением Правительства Москвы от 28 декабря 1999 г. № 1228 "Об обязательных профилактических медицинских осмотрах и гигиенической аттестации",

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить и ввести с 20 марта 2001 года в г. Москве "Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на рынках г. Москвы." (Приложение 1);

2. Установить, что:

2.1. На территории рынка запрещается:

2.1.1. Осуществление юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями торговой деятельности без наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным правилам, выдаваемого в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача по г. Москве от 23 мая 2000г. №7 "О санитарно-эпидемиологическом заключении о соответствии санитарным правилам хозяйственной и иной деятельности, работ, услуг" и личных медицинских книжек у каждого продавца с указанием результатов медицинских осмотров и гигиенической аттестации.

2.1.2. Организация дополнительных торговых мест, помимо утвержденных схемой размещения объектов, согласованной с центрами Госсанэпиднадзора.

2.1.3. Использование для торговли продуктами питания и другими товарам потребительского спроса емкостей (контейнеров), предназначенных для перевозки грузов.

Использование для торговли ранее установленных контейнеров, подлежащих выводу в соответствии с утвержденными графиками с территории рынков до 01.01.2002 г., допускается в порядке исключения при условии выполнения плана санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, согласованного с центром госсанэпиднадзора и наличия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.

2.1.4. Реализация продуктов питания и промышленных товаров без сертификата соответствия с отметкой о наличии санитарно-эпидемиологического заключения на продукцию.

2.1.5. Въезд на территорию рынка автомашин и реализация продовольственных товаров с автомашин, в том числе специализированного автотранспорта и оборудования (автолавок, автомагазинов, изотермических емкостей, автоаквариумов для продажи живой рыбы и т.п.), не имеющих санитарного паспорта в соответствии с постановлением главного государственного санитарного врача по г. Москве от 05.04.2000г. №5 "О санитарной паспортизации транспорта для перевозки пищевых продуктов".

2.2. Не допускается функционирование рынка без организации и обеспечения компанией, управляющей рынком, администрацией рынка:

2.2.1. Производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в соответствии с Порядком, утвержденным п.1.1. настоящего постановления;

2.2.2. Наличия неснижаемого запаса дезинфекционных средств, условий для их хранения и применения, а также выполнение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных работ (в случае отсутствия договоров с организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности);

2.2.3. Бесперебойного функционирования систем горячего и холодного водоснабжения и канализации; систем освещения, отопления и вентиляции воздуха помещений, обеспечивающих на каждом торговом месте нормируемые параметры освещенности, микроклимата, шума и вибрации от работы оборудования.

2.2.4. Соблюдения специализации торговых мест.

2.3. Компания, управляющая рынком и администрация рынка обязаны:

2.3.1. Иметь согласованную с центром госсанэпиднадзора схему размещения торговых мест на рынке.

2.3.2. Организовать работу рынка и связанных с его деятельностью процессов в строгом соответствии с действующими санитарными правилами.

2.3.2. Проводить по предписанию главного государственного санитарного врача соответствующей территории санитарно- эпидемиологическую экспертизу, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок осуществляемой на рынках деятельности.

2.3.3. Не допускать предоставления услуг на рынке и осуществления торговой деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без наличия у них санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам (подлинников или копий, заверенных в установленном порядке).

Копии санитарно-эпидемиологических заключений хранятся у администрации рынка.

2.3.4. Обеспечивать проведение на рынке производственного контроля за соблюдением санитарных правил в соответствии с Порядком, утвержденным пунктом 1.1. настоящего постановления.

2.3.5. Определить должностное лицо и возложить на него ответственность за осуществление на рынке производственного контроля за соблюдением санитарных правил, обеспечить его обучение и аттестацию на право осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил.

2.3.6. Заключать договоры с предприятиями, имеющими оформленную в установленном порядке лицензию на проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, а также на вывоз люминесцентных ламп, твердобытовых отходов, крупногабаритного мусора, различного вида тары с соблюдением установленных норм накопления.

Обеспечивать условия для соблюдения на рынке дезинфекционного режима: определять потребность в дезинфицирующих средствах для проведения дезинфекции в профилактических целях, иметь в наличии постоянный неснижаемый месячный запас дезинфицирующих средств, проводить дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы и контролировать их качество (в случае отсутствия договоров с организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности);

2.3.7. Создавать надлежащие условия труда, а также условия для соблюдения продавцами правил личной гигиены.

2.3.8. Обеспечивать потребности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на рынке торговую деятельность, в торгово-технологическом (включая холодильное) оборудовании, инвентаре, соответствующих техническим требованиям, санитарных правилах, дезинфицирующих средствах.

2.3.9. Соблюдать на рынке санитарно-противоэпидемический режим, включая проведение санитарных дней, своевременную уборку и благоустройство площадей рынка и прилегающей территории.

Санитарные дни на рынках проводить по графику и с объемом выполняемых работ, согласованных с центром госсанэпиднадзора.

>Санитарные дни на рынках проводятся с периодичностью: на продовольственных рынках в весенне-летний период - не реже 2 раз в месяц, в осенне-зимний - ежемесячно; на непродовольственных рынках в весенне-летний период - ежемесячно, в осенне-зимний - 1 раз в квартал.

2.3.10. Устанавливать контейнеры для сбора мусора (не ближе 25 м от торговых мест и складской-продовольственной зоны) и разместить урны вдоль линии торговых мест на расстоянии не более 20 м друг от друга.

2.3.11. Оборудовать туалеты (кабины) для персонала и посетителей с подключением к инженерным сетям водопровода и канализации.

2.3.12. Осуществлять в течение рабочего времени оперативный контроль за наличием у торгующих санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам, личных медицинских книжек, оформленных в установленном порядке и санитарной одежды.

2.3.13. Оказывать содействие специалистам центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в ходе осуществляемых ими проверок, принимать действенные меры по устранению выявленных нарушений.

2.4. Невыполнение мероприятий, указанных в п.2.1., 2.2. и 2.3. настоящего постановления является условием создающим угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и служит основанием для приостановления деятельности рынка администрацией рынка самостоятельно или по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.

3. Главным государственным санитарным врачам по административным округам г. Москвы усилить госсанэпиднадзор за деятельностью рынков:

3.1. Контролировать выполнение требований действующих санитарных правил и настоящего постановления.

При выявлении неоднократных, грубых нарушений санитарного законодательства при эксплуатации рынка, которые создают угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), выносить мотивированное постановление о приостановлении деятельности рынка.

По одному экземпляру постановления о приостановлении деятельности рынка направлять в Центр госсанэпиднадзора в г. Москве, в Совет по координации деятельности рынков Москвы, в Департамент потребительского рынка и услуг Правительства Москвы, в префектуры административных округов, в органы МВД.

3.2. Принимать решение о возобновлении деятельности рынка после полного устранения, допущенных нарушений по представлению Департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы.

3.3. Не допускать выдачу по материалам санитарно-эпидемиологической экспертизы санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам, как в целом на рынок, так и на деятельность отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при выявлении нарушений санитарных правил и требований настоящего постановления.

3.4. Осуществлять госсанэпиднадзор за рынками с периодичностью: для продовольственных рынков не реже 1 раза в квартал, для непродовольственных - не реже 2 раз в год.

При осуществлении комплексных проверок за деятельностью рынков привлекать специалистов Департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы, других контрольных и надзорных органов.

4. Просить Первого заместителя Премьера Правительства Москвы, председателя Совета по координации деятельности рынков г. Москвы Шанцева В.П. принимать решения о пролонгации договоров на право аренды земельных участков под размещение рынков только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам, выданного центрами госсанэпиднадзора.

5. Просить руководителя Департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы, министра Правительства Москвы Малышкова В.И.:

5.1. Потребовать от подведомственных Департаменту Потребительского рынка и услуг Правительства Москвы структур, компаний, управляющих рынками, администраций рынков выполнение требований настоящего постановления.

5.2. Принимать меры к прекращению на рынке продажи продуктов питания, промышленных товаров, а также оказания услуг по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя о приостановлении или прекращении деятельности рынка.

5.3. Направлять представителей Департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы в центры госсанэпиднадзора для проведения комплексных проверок деятельности рынков.

6. Просить руководителя миграционной службы Москвы Смидовича С.Г. не допускать выдачу свидетельства иностранным гражданам и лицам без гражданства на право работы в сфере услуг г. Москвы без наличия у них личной медицинской книжки установленного образца, выданной Центром Госсанэпиднадзора в г. Москве с полными данными медицинских обследований, включая сведения об отсутствии ВИЧ-инфекции и туберкулеза.

7. Просить префектов административных округов г. Москвы предъявлять требования компаниям, управляющим рынками, администрациям рынков, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность на рынках выполнение требований настоящего постановления.

8. Просить органы ГУВД, контрольные и надзорные органы при осуществлении надзора требовать от администрации рынков выполнение требований настоящего постановления.

>9. Просить средства массовой информации опубликовать настоящее постановление.

10. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ СССР

ПРИКАЗ

Об утверждении санитарных правил для колхозных рынков

1. Утвердить и ввести в действие согласованные с Министерством сельского хозяйства СССР и Министерством здравоохранения СССР прилагаемые Санитарные правила для колхозных рынков.

2. Министерствам торговли союзных республик довести утвержденные настоящим Приказом Санитарные правила для колхозных рынков до торговых организаций и предприятий, до всех колхозных рынков, широко информировать о них покупателей, организовать изучение Правил соответствующими работниками и установить контроль за строгим соблюдением их.

3. Признать утратившими силу Санитарные правила для колхозных рынков, утвержденные циркулярным письмом Министерства торговли СССР от 22 февраля 1955 года N 084.

Министр
А.И.Струев


СОГЛАСОВАНЫ
Заместитель Главного
государственного ветеринарного
инспектора СССР
Л.П.Маланин
3 октября 1979 года

Заместитель Главного
государственного санитарного
врача СССР
В.Е.Ковшило
26 ноября 1979 года

Санитарные правила для колхозных рынков

1. Общие положения

1.1. Настоящие Санитарные правила определяют:

санитарные требования к территории, устройству, к торгово-технологическому оборудованию, инвентарю, содержанию колхозных рынков, к продаже продуктов, а также определяют обязанности администрации рынков по соблюдению санитарных правил.

1.2. Проектирование и строительство новых колхозных рынков производится по типовым и индивидуальным проектам, согласованным в установленном порядке с органами и учреждениями эпидемиологической службы, ветеринарной службы и пожарного надзора и с торговыми органами исполкомов Советов народных депутатов.

1.3. Реконструкция и капитальный ремонт колхозных рынков производится по проектам, согласованным с санэпидстанциями и учреждениями ветеринарной службы.

1.4. Настоящие Правила распространяются на рыночные комплексы всех типов, как существующие, так и вновь строящиеся или реконструируемые.

2. Санитарные требования к территории колхозного рынка

2.1. Расчетные показатели количества торговых мест на колхозном рынке на 1000 жителей городского и сельского населения определяются строительными нормами и правилами, утвержденными Госстроем СССР.

2.2. Территория колхозного рынка разграничивается на зоны:

торговую;

благоустроенную рыночную для покупателей;

для стоянок индивидуального транспорта;

хозяйственную, площадку для сбора мусора.

В торговой зоне отводятся следующие площади:

для торговли сельхозпродуктами в крытых рынках, павильонах, ларьках, киосках, для бюро торговых услуг;

для торговли сельхозпродуктами на площадках открытых или под навесом;

для торговли сельхозпродуктами с возов и автомашин;

для торговли живой птицей и скотом;

для предприятий общественного питания и бытового обслуживания;

для гостиницы или дома колхозника, гаража;

для торговли продовольственными товарами государственной торговли и потребительской кооперации;

для торговли непродовольственными товарами магазинами государственной торговли.

Примечание. На открытых торговых площадках может осуществляться торговля только растительными продуктами: картофелем, овощами, зеленью, фруктами, бахчевыми; цветами.

2.3. Размеры земельных участков рынка устанавливаются решением исполкома местного Совета народных депутатов на основании мощности и объемно-планировочных решений рынка с учетом численности населения, пользующегося услугами рынка, и исходя из местных условий.

2.4. Выбор участков для строительства рыночных комплексов, павильонов и других объектов колхозной торговли осуществляется с учетом развития всей сети торговых предприятий города в целом по согласованию с санэпидстанциями, а также архитектурно-планировочными организациями.

2.5. При выборе участка для рынка учитывается допустимый радиус равномерного обслуживания населения и обеспечение удобных транспортных связей с внутригородским и внешним транспортом.

2.6. Колхозный рынок не должен выходить непосредственно на проезжую линию проспектов и основных улиц, он должен отстоять от городских магистралей, проезжих дорог и улиц на расстоянии не менее 30 м.

2.7. Земельный участок колхозного рынка располагается на расстоянии не менее 1,5 км от мест обезвреживания отбросов и не менее 500 м от промышленных предприятий и складов, в которых производство или хранение связано с выделением пыли и сильным запахом, а также других объектов, которые могут быть источником загрязнения рынка и распространения инфекционных заболеваний.

2.8. Колхозный рынок в сельской местности располагается по возможности на окраине села, в некотором удалении от жилых домов и вместе с тем вблизи районных дорог, удобно связывающих рынок с окружающими селами.

2.9. Территория колхозного рынка, подъездных путей и подходов к нему асфальтируется и благоустраивается. При этом предусматриваются уклоны поверхности асфальтного покрытия территории для стока ливневых и талых вод.

2.10. Территория рынка очищается до начала торговли и по окончании ее, с обязательной в теплое время года предварительной поливкой всей территории;

в сухую летнюю погоду территория рынка обязательно поливается не менее четырех раз в течение дня, в зимнее время года территория рынка (проезды, проходы) систематически очищается от снега и льда;

текущая уборка рынка проводится непрерывно в течение всего торгового дня - при условии предупреждения загрязнения продуктов;

один раз в месяц проводится санитарный день с тщательной уборкой и дезинфекцией павильонов, оборудования и всей территории рынка.

2.11. Для сбора мусора на территории рынка устанавливаются мусоросборники и урны, а в помещениях - урны.

2.12. Мусоросборники и урны ежедневно по окончании торговли очищаются и хлорируются, мусор с территории вывозится ежедневно.

2.13. Колхозный рынок обеспечивается в достаточном количестве уборочным инвентарем, щетками, обтирочными материалами, моющими и дезинфицирующими и дератизационными средствами.

Дезинфицирующие средства хранятся изолированно в закрытом помещении, а уборочный инвентарь - в специально оборудованных местах.

3. Санитарные требования к устройству рыночных комплексов, павильонов, других помещений

3.1. В состав рынка должны входить следующие основные группы помещений и площадок: торговые; для приемки, контроля, хранения и подготовки продуктов к продаже; коммунально-бытовые, административные, подсобно-хозяйственные и технические помещения.

3.2. Стены торгового зала, а также стены помещений моечных, душевых, санитарных узлов облицовываются на высоту 1,8 м водоустойчивыми синтетическими материалами, глазурованной плиткой или окрашиваются масляными или водоустойчивыми синтетическими красками, разрешенными Минздравом СССР.

Стены холодильных камер облицовываются глазурованной плиткой на высоту не менее 1,8 м.

3.3. Для поддержания должного санитарного состояния рыночных комплексов и павильонов ежегодно к началу весенне-летнего сезона производится косметический, а при необходимости капитальный ремонт зданий рынка, павильонов, палаток, помещений для хранения пищевых продуктов, камер хранения, помещений мясо-молочных и пищевых контрольных станций (лабораторий ветсанэкспертизы), низкотемпературных камер.

3.4. В помещениях рынка оборудуются фонтанчики для питья, умывальники, моечные для торгового инвентаря, фруктов и овощей.

3.5. Для хранения личных вещей работников рынка оборудуются гардеробы, а для хранения торгового инвентаря выделяется специальная хозяйственная кладовая.

3.6. На рынке, где реализуются скоропортящиеся продукты, обеспечивается кратковременное хранение их в холодильниках, камерах с выделением особой низкотемпературной камеры, находящейся в ведении мясо-молочной и пищевой контрольной станции, для хранения мяса, подлежащего лабораторному исследованию для решения вопроса о возможности его реализации.

3.7. Помещения рынка должны содержаться в чистоте, для чего проводится ежедневная тщательная их уборка.

4. Санитарные требования к водоснабжению, канализации

4.1. Все рыночные строения должны быть подключены к городским магистралям водопровода, канализации, отопления и электроснабжения.

4.2. В случае отсутствия в районе расположения рынка централизованного водопровода допускается устройство местной системы водоснабжения с выбором источника по согласованию с санэпидстанцией.

4.3. При наличии водопровода и канализации на рынке оборудуются санитарные узлы, которые располагаются на расстоянии не менее 25 м от крайних мест торговли пищевыми продуктами.

На рынке, где канализация отсутствует, допускается устройство санитарных узлов на улице с водонепроницаемым выгребом на расстоянии не ближе 50 м от крайних мест торговли пищевыми продуктами.

Санитарные узлы должны иметь удобные замощенные и освещенные подходы, а также ясные указатели о их местонахождении.

4.4. Место расположения умывальников на рынке, не имеющем канализации, согласовывается с санэпидстанцией.

Устройство поглощающих колодцев на территории рынка запрещается.

4.5. В случае отсутствия канализации на рынке порядок удаления и спуска хозяйственных сточных вод определяется по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

4.6. Санитарные узлы и умывальники должны содержаться в исправности, чистоте и ежедневно дезинфицироваться.

4.7. Персоналу, обслуживающему санитарные узлы, запрещается заниматься другими работами на рынке.

5. Санитарные требования к оборудованию и инвентарю

5.1. Рынок должен быть снабжен в достаточном количестве инвентарем и торгово-технологическим оборудованием: прилавками, столами или стойками для торговли, стульями, скамейками или табуретками для торгующих.

5.2. Места торговли скоропортящимися продуктами оборудуются охлаждаемыми прилавками.

5.3. Прилавки, столы для продажи сельскохозяйственных продуктов покрываются листовым пластиком, нержавеющей сталью, листами алюминиевых сплавов и другими материалами, допущенными для указанных целей Минздравом СССР.

5.4. В пользование торгующим на рынке предоставляется торговый инвентарь: весы, гири, кружки, чашки, ножи, вилки, ложки, лопатки, щипцы, совки, топоры, воронки, лейки, мерки, крючки, столы, колоды для разруба мяса, бочки, корзины, мешки, сетки, ведра и т.п.

5.5. Торговый инвентарь должен быть из нержавеющих, легко моющихся и других материалов и содержаться в чистоте.

5.6. Используемые при продаже мяса лотки, вилки, топоры, ножи и другой инвентарь должен ежедневно промываться горячей водой с добавлением моющих средств, разрешенных Минздравом СССР, или 0,5-2-процентным раствором кальцинированной соды.

Молочную тару и мерные кружки для розлива молока использовать для других целей не разрешается.

Для кисломолочных продуктов - сметаны, творога - допускается использование деревянной тары.

6. Санитарные требования к продаже сельскохозяйственных продуктов

6.1. На рынке к продаже допускаются только доброкачественные продукты; все привозимые продукты в установленном порядке подвергаются проверке на мясо-молочных и пищевых контрольных станциях.

6.2. Мясные, молочные продукты и яйца допускаются к продаже только поступающие из хозяйств, благополучных по инфекционным заболеваниям скота и птицы, что должно быть подтверждено соответствующим документом ветеринарной службы.

6.3. Мясо и мясопродукты, допущенные к продаже на рынке, размещаются в обособленных павильонах на столах, прилавках или подвешиваются на металлических луженых крючках.

6.4. На рынках в районах, имеющих национальные особенности, для продажи свинины и конины выделяются специальные столы и топоры для разруба.

6.5. Продажа голья, ног и голов скота допускается только на отдельных столах.

6.6. Места для продажи на рынке живой птицы и скота устанавливаются санэпидстанцией и учреждениями ветеринарной службы.

6.7. Для продажи живой домашней птицы отводятся специальные места преимущественно на открытой площадке, оборудованные ярусными клетками из расчета 1 кв.м площади клетки на 10-15 птиц.

6.8. Живой скот допускается к продаже лишь после осмотра и разрешения ветнадзора (при предъявлении справки или ветеринарного свидетельства) и на специально отведенной территории, не связанной с рынком и отстоящей от его границ и от жилых кварталов не менее чем на 200 м.

6.9. Молоко и молочные продукты продаются в специально оборудованных павильонах (отделах). Молоко и молочные продукты допускаются к ветеринарно-санитарной экспертизе при наличии у владельца "Личной медицинской книжки", выданной на мясо-молочной и пищевой контрольной станции рынка, и справки на право продажи молока и молочных продуктов, выданной ветеринарной службой по месту жительства владельца.

Порядок проведения профилактических медицинских обследований устанавливается учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.

На посуде с молоком и молочными продуктами наклеивается этикетка ветеринарно-санитарной экспертизы.

6.10. Молоко, масло, сметана, творог должны быть в чистой таре (посуде) - глазурованной, глиняной, алюминиевой, бидоны должны иметь чистые, плотно закрывающиеся крышки.

6.11. Мед принимается на ветеринарно-санитарную экспертизу при наличии у владельца ветеринарной справки (или ветеринарного свидетельства при продаже меда за пределы района) и ветеринарно-санитарного паспорта пасеки.

После проведения ветеринарно-санитарной экспертизы на посуду с медом наклеивается этикетка:

белого цвета - для качественного меда,

синего цвета - для меда низкого качества и падевого.

6.12. Торговля овощами, зеленью, грибами свежими, фруктами производится со столов, возов, машин, а также из корзин, бочек, ящиков, мешков, которые размещаются на подставках или настилах, предохраняющих продукты от непосредственного соприкосновения с землей.

6.13. Совмещение торговли на столах овощами и фруктами, ягодами и соленьями не разрешается.

Продажа испорченных или загнивших овощей и зелени, фруктов и ягод запрещается.

Торговля картофелем производится в обособленном месте.

6.14. Продажа соленых, квашеных и маринованных фруктов и овощей производится только из деревянной, эмалированной посуды: покупателю эти продукты отпускаются специальными лопатками или черпаками.

6.15. Для продажи сухих грибов отводятся специально оборудованные места, оснащенные вешалами.

6.16. Мука, мучные, зерновые, крупяные продукты должны находиться в чистых мешках или другой таре, размещаемой на подставках, стеллажах, досках, и отпускаться в чистую бумагу или в чистую тару покупателя.

6.17. На колхозном рынке запрещается продажа частными лицами кондитерских и кулинарных изделий, мясных и рыбных изделий, мясных и рыбных полуфабрикатов домашнего приготовления, соленых, маринованных грибов домашнего приготовления и герметически упакованных консервированных продуктов, а также зерновых, крупяных продуктов, загрязненных семенами вредных сорняков, лекарственных растений.

7. Мероприятия по борьбе с насекомыми и грызунами

7.1. Дирекция рынка обязана обеспечивать на территории и во всех помещениях рынка проведение в течение всего года мероприятий по борьбе с мухами и грызунами.

7.2. Для предупреждения появления грызунов щели в полу, отверстия в потолках, стенах и полах вокруг механических вводов заделываются цементом, железом или кирпичом; вентиляционные отверстия в подвалах и каналы закрываются металлическими сетками, люки оборудуются плотными крышками или металлической решеткой.

7.3. Для проведения дезинсекций и дератизации дирекция колхозного рынка заключает договоры с дезбюро санэпидстанций, а для проведения дезинсекционных работ - с дезотрядом ветеринарных учреждений. После дезинфекционных работ проводится тщательная уборка рынка.

8. Правила личной гигиены работников колхозного рынка

8.1. Работники колхозного рынка, занятые приемкой, хранением, транспортировкой и продажей пищевых продуктов (весовщики, рубщики мяса, кладовщики, продавцы бюро торговых услуг и другие), обязаны:

находиться на работе в опрятной одежде и обуви;

соблюдать чистоту одежды, лица, тела, рук, коротко стричь ногти, мыть руки 0,2-процентным раствором хлорной извести (10 мг на 1 литр воды, что соответствует 150-200 мг активного хлора);

принимать пищу и курить только в отведенных для этой цели местах.

9. Медицинские осмотры и профилактические обследования работников колхозного рынка

9.1. Работники рынка, имеющие отношение к приемке, продаже, транспортировке, хранению пищевых продуктов, а также занятые санитарной обработкой инвентаря и оборудования, проходят установленные профилактические медицинские обследования.

Порядок проведения медицинских обследований устанавливается в соответствии с действующими специальными инструкциями.

9.2. Не допускаются к работе лица, оказавшиеся носителями возбудителей кишечных инфекций, а также лица, в семье которых или квартире, где они проживают, имеются больные острозаразными заболеваниями (до проведения специальных противоэпидемических мероприятий).

9.3. Дирекция колхозного рынка обеспечивает каждого работника, подлежащего медицинскому обследованию, "Личной медицинской книжкой" установленной формы.

9.4. Дирекция рынка и каждое предприятие, торгующее на территории рынка пищевыми продуктами, обеспечивается санитарными журналами, зарегистрированными в санэпидстанции. Кроме санитарного журнала должен быть журнал медицинских осмотров (со списком работников), включающий разделы о результатах специальных исследований работников на туберкулез, на носительство возбудителей кишечных инфекций.

10. Обязанности дирекции рынка по соблюдению Санитарных правил

10.1. Ответственность за соблюдение настоящих Правил возлагается на дирекцию рынка.

10.2. Дирекция рынка обязана обеспечивать:

- регулярную стирку и починку санодежды. Стирка санодежды в индивидуальном порядке в домашних условиях категорически запрещается;

- наличие достаточного количества уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств, мыла для работников рынка;

- систематическое проведение дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий по графику, согласованному с санэпидстанциями и учреждениями и ветеринарной службой;

- прохождение работниками установленных медицинских обследований;

- необходимое количество личных медицинских книжек для работников, подлежащих медицинским обследованиям;

- наличие санитарного журнала для записи указаний и предложений местных органов санэпидслужбы установленной формы, прошнурованного, пронумерованного и опечатанного;

- организацию мероприятий по повышению санитарной грамотности работников путем проведения семинаров, бесед, лекций по санитарному просвещению с привлечением к этой работе медицинских работников;

- контроль за качеством продуктов; не допускать к продаже продукты, не прошедшие ветеринарно-санитарную экспертизу;

- вывоз остатков проб пищевых продуктов после проведения ветсанэкспертизы под контролем ветслужбы;

- граждан, в зависимости от вида продаваемой ими продукции, и работников рынка санитарной одеждой в соответствии с действующими нормами и "Личной медицинской книжкой".

Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется учреждениями ветеринарной службы, санэпидстанциями, управлениями рынков, соответствующими органами управления торговлей.



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Санитарные правила и нормы для мини - рынков (СанПиН 2.3.5.009-98)

Документ по состоянию на январь 2016 года

Утверждено Постановлением Главного государственного санитарного врача по Омской области Ю.Н. Басова от 29 мая 1998 г. N 1

2.3.5. ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ ДЛЯ МИНИ - РЫНКОВ

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ СанПиН 2.3.5.009-98

1. Область применения


Настоящие санитарные правила включают комплекс обязательных санитарно гигиенических требований при эксплуатации мини - рынков, обязательных для соблюдения на территории Омской области всеми государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.


В настоящих санитарных правилах использованы ссылки на следующие документы:

2.1. Закон РФ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 19.04.91 г.

2.2. Санитарные правила для предприятий общественной торговли СанПиН 2.3.5.021-94.

2.3. Санитарные правила "Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов" 42-123-4117 86 г.

2.4. Санитарные правила для колхозных рынков от 24.12.79 г.

2.5. Инструкция по проведению обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медосмотров, утвержденная МЗ СССР от 23.09.89 г. N 555.


3. Общие положения


3.1. Настоящие санитарные правила распространяются на функционирующие, а также вновь строящиеся и реконструируемые мини - рынки независимо от форм собственности.

3.2. Проектирование новых, реконструкция существующих объектов должна производиться при согласовании проектной документации с органами госсанэпиднадзора, после принятия соответствующего решения административными органами.

3.3. Разрешение о возможности эксплуатации мини - рынков выдается территориальными центрами госсанэпиднадзора.


4. Санитарные требования к территории


4.1. Выбор земельного участка для размещения мини - рынков, источника водоснабжения, удаления сухого мусора, отходов осуществляется по согласованию с территориальными органами госсанэпиднадзора.

4.2. Земельный участок для мини - рынка должен располагаться на расстоянии не менее 1,5 км от свалок, не менее 500 м от промышленных предприятий и складов, связанных с выделением пыли, запахов; не менее 50 м от жилых зданий. Не допускается размещение мини - рынков на заболоченной местности. Площадь земельного участка принимать из расчета 2 кв.м на одно торговое место, расстояние между внутренними проходами рядов - 2 м, главный проезд - 3 м.

4.3. Мини - рынок не должен выходить непосредственно на проезжую линию проспектов и основных улиц, должен отстоять от городских магистралей, проезжих дорог, улиц, остановок пассажирского транспорта на расстоянии не менее 30 м.

4.4. Территории мини - рынков, подъездов и подходов к нему асфальтируются и огораживаются декоративной решеткой на высоту от 45 до 80 см от земли. Предусматривается уклон поверхностного асфальтного покрытия для стока дождевых и талых вод в ливневую канализацию.

4.5. Территория мини - рынка очищается до начала торговли и по ее окончании с обязательной поливкой в теплое время года. В зимнее время проходы, проезды убираются от снега и льда. Текущая уборка мини - рынка проводится в течение всего дня.

4.6. Для сбора сухого мусора на территории устанавливаются мусоросборники не ближе 25 м к торговым рядам на бетонированной или асфальтированной площадке с ежедневным вывозом мусора и дезинфекцией контейнера.

При определении числа контейнеров емкостью 10 куб.м необходимо исходить из расчета не менее 1 контейнера на 200 кв.м площади мини - рынка.

Кроме того, вдоль линии торговых рядов должны быть размещены урны емкостью 10 - 20 куб.дм на расстоянии не более 20 м друг от друга, из расчета 1 урна на 50 кв.м площади мини - рынка.

4.7. Один раз в месяц мини - рынок должен закрываться на санитарный день с проведением уборки, дезинфекции и дератизации. График проведения санитарных дней согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.

4.8. На территории мини - рынка на расстоянии не менее 25 м от торговых рядов должен быть оборудован туалет для персонала с подключением к инженерным сетям водопровода и канализации или биотуалет.


5. Санитарные требования к устройству торговых рядов


5.1. Торговля пищевыми продуктами производится со столов, стоек высотой не менее 1,0 м от земли в рядах под навесами, перекрывающими на 70 см поверхность от края стола. Разрешается установка передвижных сборных палаток, павильонов.

5.2. Общее число торговых мест на мини - рынках не должно превышать 50. На одно место в крытых торговых местах отводится от 80 до 100 см в длину и 70 - 80 см в ширину: при торговле из палаток, киосков - 1,5 м в длину и 1 м в ширину.

5.3. Прилавки, столы для продажи и выкладки товаров могут быть выполнены из дерева твердых пород, покрытых листовым пластиком, нержавеющей сталью, разрешенных МЗ РФ.

5.4. Хранение продуктов питания и возврат нереализованных товаров в течение суток с неистекшим сроком годности осуществляется в складских помещениях, отвечающих гигиеническим требованиям, в соответствии с нормативной документацией.

5.5. На рабочих местах продавцов для временного хранения продуктов в течение рабочего дня должны быть установлены подтоварники, складные подставки.

5.6. Доставка продуктов питания и возвращение нереализованных, с неистекшим сроком годности, допускается только на специализированном автотранспорте. На указанный транспорт территориальными центрами госсанэпиднадзора в установленном порядке должны быть выданы санитарные паспорта единого образца.

5.7. При транспортировании продовольственного сырья и пищевых продуктов должны соблюдаться требования санитарных норм и правил для каждого вида продуктов (с разграничением перевозки сырья и готовых к употреблению продуктов и т.д.).

5.8. Шофер - экспедитор обязан иметь чистую спецодежду, личную медицинскую книжку и соблюдать правила гигиены и правила транспортирования.

5.9. Регулярно должна проводиться санитарная обработка транспорта и, по мере необходимости, но не реже 1 раза в 10 дней его дезинфекция. Дезинфекция транспорта проводится по договору с территориальными центрами госсанэпиднадзора в области, в г. Омске - с ГП "Дезинфекционная станция". О проведенной дезинфекции проставляется отметка в санитарном паспорте.

Ответственность за соответствующее состояние транспорта несут его владельцы. Транспортировка продуктов питания транспортом, не соответствующим требованиям настоящих правил, запрещается.


6. Санитарные требования к реализации продуктов питания


6.1. На мини - рынках категорически запрещается реализация скоропортящихся, особо скоропортящихся продуктов питания.

Ассортимент продукции и условия ее реализации утверждаются администрацией рынка и согласовываются с территориальными центрами госсанэпиднадзора с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации на территории области.

6.2. К реализации допускаются только доброкачественные пищевые продукты. Запрещается реализация продуктов без документов, подтверждающих качество и безопасность продукции для потребителя, а также с истекшим сроком годности.

6.3. Нескоропортящиеся продукты питания должны отпускаться только в расфасованном, упакованном виде.

6.4. Торговые ряды на мини - рынках должны быть специализированными, то есть отпускать одну группу пищевых продуктов. Запрещается реализация одновременно овощей, фруктов и готовых нескоропортящихся продуктов питания.

6.5. Торгующие предприниматели, частные лица обязаны иметь вывеску с указанием юридического адреса, зарегистрированного в установленном порядке, профиля и форм организации деятельности.

6.6. Не разрешается продажа частными лицами продуктов питания домашнего приготовления, в том числе герметически упакованных консервированных продуктов.

6.7. Реализация хлеба, хлебобулочных изделий разрешается со специально оборудованного лотками и полками автотранспорта, в закрытых палатках, киосках в упакованном, разрешенными МЗ РФ пленками, виде.

6.8. Торговля пищевыми продуктами, в том числе овощами и фруктами непосредственно с земли запрещается.

6.9. Реализуемые продукты питания должны иметь четкие данные о сроках их годности, изготовителе и пр. в соответствии с действующими требованиями по этикированию.


7. Медицинские осмотры, профилактические обследования и гигиеническая подготовка персонала


7.1. Все лица, принимающие участие в транспортировке, хранении и реализации пищевых продуктов, при поступлении на работу и в дальнейшем должны периодически проходить медицинские осмотры в соответствии с установленным порядком и иметь на рабочем месте личные медицинские книжки, единого образца.

При наличии эпидемиологических показаний, по решению органов госсанэпидслужбы и здравоохранения могут проводиться дополнительные медицинские обследования.

7.2. Персонал мини - рынков, шофер - экспедитор обязан проходить гигиеническую подготовку по установленной программе и 1 раз в 2 года сдавать зачеты в территориальных центрах Госсанэпиднадзора. Отметки о прохождении гигиенического обучения должны быть внесены в личные медицинские книжки.

7.3. Запрещается прием на работу лиц, связанных с хранением, транспортированием и реализацией пищевой продукции, не прошедших необходимого медицинского осмотра и гигиенического обучения.


8. Ответственность


8.1. Администрация рынков обязана:

8.1.1. Обеспечить реализацию качественных продуктов питания и в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за торговлю недоброкачественной продукцией.

8.1.2. Следить за своевременным прохождением продавцами медицинских осмотров и сдачей экзаменов по санитарному минимуму.

8.1.3. Контролировать санитарное состояние рабочих мест, правильное хранение продуктов питания, их качество, соблюдение сроков реализации, наличие сопроводительных документов, соблюдение правил личной гигиены.

8.1.5. знать настоящие Правила, обеспечить их неукоснительное выполнение; иметь правила на рабочем месте.

8.2. Частный предприниматель, продавец обязан:

8.2.1. Реализовывать товары только при наличии сопроводительной документации, удостоверяющей качество продукции, в соответствии с ассортиментным перечнем, согласованным центром госсанэпиднадзора.

8.2.2. Строго соблюдать условия, сроки хранения и правила отпуска продуктов, товарное соседство.

8.2.3. Предохранять продукты от загрязнения.

8.2.4. Соблюдать правила личной гигиены, работать в чистой санитарной одежде, иметь нагрудный фирменный знак, своевременно проходить медицинский осмотр и обучение по санитарному минимуму (1 раз в 2 года), иметь личную медицинскую книжку единого образца.

8.2.5. В случае обнаружения изменения качества продуктов питания приостановить их продажу и немедленно сообщить об этом администрации для решения вопроса о дальнейшем использовании товара.

8.2.7. Быть ознакомленным с настоящими Правилами и обеспечивать их неукоснительное выполнение.

8.3. Ответственность за выполнение Правил несут администрация мини - рынка, индивидуальный предприниматель, продавец.


Термины и их определения


Мини - рынок - ограниченная территория по продаже продуктов питания из палаток с открытых столов, подносов с общим числом торговых мест не более 50.

Особо скоропортящиеся продукты питания - продукты, которые не подлежат хранению без холода при температуре 4 +-2 град. С в течение 6 - 72 часов.

Скоропортящиеся продукты питания - продукты, не подлежащие хранению без холода при температуре 4 +2 град. С в течение 3 - 15 суток.


Содержание 1. Область применения...................................... 3 2. Нормативные ссылки...................................... 3 3. Общие положения......................................... 4 4. Санитарные требования к территории...................... 4 5. Санитарные требования к устройству торговых рядов....... 5 6. Санитарные требования к реализации продуктов питания.... 7 7. Медицинские осмотры, профилактические обследования и гигиеническая подготовка персонала......................... 8 8. Ответственность......................................... 8

Для более тщательной уборки и текущего ремонта помещений и территорий предприятия в конце рабочей недели через 14, 21 или 28 сут устраивают санитарный день. В этот день протирают плафоны и другие оградительные устройства для ламп, окна; моют, окрашивают или белят загрязненные панели и стены, заделывают выбоины в полу, вытирают пыль с элементов отопительной системы; моют и дезинфицируют оборудование, инвентарь, тару, инструменты, а при необходимости проводят дезинсекцию и дератизацию.

Дезинфекция. Это уничтожение патогенных микроорганизмов. Дезинфекцию подразделяют на профилактическую и вынужденную (текущая и заключительная). Профилактическую дезинфекцию осуществляют независимо от наличия возбудителей инфекционных болезней с целью уничтожить на объектах внешней среды не только возможно занесенные бактерии, но и условно-патогенную микрофлору. Текущую дезинфекцию проводят систематически со дня возникновения инфекционной болезни. Заключительную дезинфекцию проводят с целью полностью уничтожить патогенные микроорганизму мы в очаге инфекции. Для проведения дезинфекции используют различные физические, химические и другие методы. Механические способы дезинфекции наиболее просты и доступны. Это подметание, чистка, мытье предметов с частой сменой воды, влажная уборка, проветривание и вентиляция помещений, фильтрация воздуха и воды. Эти способы позволяют только уменьшить число бактерий. Эффект дезинфекции повышается, если механические способы сочетают с кипячением, замачиванием в дезрастворах. Кипячение - простой, доступный и надежный способ обеззараживания предметов, которые не портятся в кипящей воде. Его широко применяют для обеззараживания посуды, белья, полотенец, халатов. Большинство бактерий погибает в кипящей воде или мгновенно, или в течение

2...5 мин. Дезинфицирующее действие кипящей воды усиливается, если добавить 2%-й раствор бикарбоната натрия (питьевая сода) или мыла. Фламбирование - нагревание до высокой температуры - приводит к гибели всех микроорганизмов, в том числе и споровых форм. Этот способ используют для быстрой дезинфекции металлических предметов, прокаливая их над пламенем газовой горелки, горящего тампона, смоченного спиртом. Так можно обеззараживать металлические предметы (ножницы, щипчики, кусачки и т.п.).

Химические методы дезинфекции представляют собой основные способы обеззараживания.

Хлорная известь - белый кристаллический порошок с резким запахом хлора. Обеззараживающее действие хлорной извести обусловлено выделением газообразного хлора. Ее применяют в виде сухого порошка, 20%-го раствора взвеси. Жидкие отходы дезинфицируют хлорированием (40 мг хлорной извести на 1 л воды).

Хлорамин - белый или слегка желтоватый порошок со слабым запахом хлора. Содержит до 30% активного хлора. Может годами храниться, не снижая своей активности. В отличие от хлорной извести хлорамин не разрушает ткани, краски. Поверхности в помещениях (пол, стены) моют 1%-м раствором хлорамина. После каждого исследования столы протирают 3%-м раствором. Защитную одежду (халаты, шапочки), полотенца замачивают в 0,5% растворе хлорамина на 60 мин или в 3% растворе на 30 мин.

Дезам - порошок белого или желтоватого цвета с запахом хлора. Содержит 13 % активного хлора, не портит обеззараживаемые предметы. Стабилен, срок годности 12 мес. Активен в отношении разных бактерий и вирусов. Малотоксичен. Применяют в концентрации 0,25... 1 % с экспозицией от 15 мин до 3 ч. Раствор готовят из расчета 1 столовая ложка (25 г) на 5 л воды.

Дихлор-1 - порошок белого или слегка желтоватого цвета со слабым запахом хлора. В препарате содержится калиевая соль дихлори- зоциануровой кислоты (7 % в перерасчете на активный хлор). Активен в отношении многих бактерий и вирусов. Применяют 1 ...2%-е растворы с экспозицией 15...20 мин, в частности для дезинфекции белья. Малотоксичен.

Пероксид водорода - бесцветная прозрачная жидкость без запаха. Пероксид водорода - сильный окислитель, за счет чего и уничтожает микроорганизмы. Растворы нестойкие, хранятся не более 2 сут, лучше, чтобы температура раствора была около 50°С, тогда активность пероксида водорода возрастает. Инструменты и разборные аппараты сначала очищают, чтобы удалить белковые, жировые и механические загрязнения. Для дезинфекции используется 6%-й раствор пероксида водорода.

Этиловый спирт применяется чаще всего в 70%-й концентрации. Обработку компрессориума после исследования проб, положительных по трихинеллезу и саркоспоридиозу, проводят смоченным спиртом ватным тампоном.

Водный раствор формалина с содержанием 40 % формальдегида часто используют для дезинфекции. В основе бактерицидного действия лежит его способность вступать в реакции со многими веществами. Формалин - одно из универсальных и лучших средств. Его можно применять в водных растворах, в газообразном состоянии, в виде аэрозолей.

Лабораторную посуду дезинфицируют в моющем растворе «Лотос», «Прогресс» при температуре раствора 50°С, ополаскивают проточной водой. Для дезинфекции рук применяют «Демос», этиловый спирт, мыло.

Вещества, применяемые для химической дезинфекции, токсичны. При использовании химических дезсредств необходимо строго соблюдать инструкцию, прилагаемую к препарату.

Дезинсекция. Это уничтожение насекомых и клещей. Основной метод дезинсекции - химический метод, основанный на применении пиретроидов, основные из них: аэральфам, перол-А, сольфак и др. Чтобы предотвратить проникновение насекомых в помещения, используют механические средства (мелкая сетка, липкие композиции). Необходимо убирать со столов остатки исследованных продуктов, мусор и соблюдать чистоту в помещениях.

Дератизация. Это уничтожение вредных грызунов. Основная профилактическая мера борьбы с грызунами - чистота и соблюдение санитарных требований в помещениях и на территории рынка. Средства, используемые для истребления грызунов: зоокумарин, натриевая соль зоокумарина, пенокумарин, ратиндан.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...