Подготовка реформы. Предпосылки и причины отмены крепостного права в России


Введение

18 февраля 1855 года на российский престол вступил 37-летний Александр II. 19 февраля 1861 года император подписал Манифест об отмене крепостного права.

Отмена крепостного права сопровождалась реформированием всех сторон жизни российского общества, что вызвало волну исследований событий данного периода отечественной истории.

Вопросы отмены крепостного права и последствий этой реформы, ее отражения в жизни российского общества постоянно являлись (и продолжают являться) предметом изучения ученых.

Предпосылки к отмене крепостного права

В начале XIX века экономика России неуклонно и закономерно развивалась по пути становления капиталистических отношений.

Уже к середине XIX века кризис феодальных отношений стал очевидным. Посессионная промышленность окончательно показала свою экономическую несостоятельность, в силу чего по инициативе самих заводчиков была перестроена на новый лад. Владельцы посессионных предприятий получили право увольнять крепостных, которые затем переводились в разряды государственных крестьян или городских жителей. Их же после увольнения охотно брали на предприятия по вольному найму.

Вотчинная промышленность, основанная на труде крепостных крестьян, также приходила в упадок.

В то же время активно развивалась капиталистическая промышленность - купеческая и крестьянская. Однако феодализм мешал ее свободному росту, затруднял привлечение наемных работников, сужал рынок сбыта.

Рост капиталистической промышленности в стране требовал все больше и больше свободных рабочих рук. Этому существенно мешала барщинная система хозяйства. Представители буржуазии и некоторая часть либеральных помещиков требовали отмены барщинной системы и перехода к вольнонаемному труду.

В 30-50-е годы XIX века в России произошел промышленный переворот. Развитие капиталистической промышленности, тесно связанной с выработкой товаров на рынок, приводило к увеличению городского населения. Однако процесс расширения внутреннего рынка проходил значительно медленнее, чем развитие промышленности. Это объяснялось тем, что подавляющая часть населения страны вела натуральное хозяйство. Крепостные крестьяне не могли быть полноценными потребителями промышленной продукции.

Еще Павел I установил ограничение барщинных дней - не более трех дней в неделю. Однако эта норма помещиками не соблюдалась. В черноземных губерниях барщина была господствующей формой эксплуатации крестьян. Накануне отмены крепостного права, как отмечал П.А. Зайончковский, барщинных крестьян насчитывалось 71,1%.

Все более невыгодным становился труд крепостных и для помещиков. Некоторые из них предпочитали переводить крестьян полностью на оброк, а затем нанимать их для работы на барской земле. Основная масса помещиков все же шла по пути усиления эксплуатации крестьян для повышения доходности своих имений. Стране требовалось все больше товарного хлеба. Помещики спешили использовать это обстоятельство для получения прибылей.

Некоторые помещики, особенно черноземных районов, в погоне за прибылями усиливают эксплуатацию крепостных крестьян путем их перевода полностью на барщину и даже на так называемую месячину. Крестьянин получал от барина скудный месячный продовольственный паек и все время работал на барской земле, отрываясь от своего хозяйства.

Страна переживала кризис крепостнического хозяйства. Многие помещики разорились. Росла нужда и обнищание крестьян.

Положение в еще большей мере обостряется в связи с тяжелой и неудачной для России Крымской войной. В это время усиливаются рекрутские наборы, увеличиваются налоги. Сама же война показала всю гнилость экономики России, наглядно продемонстрировала отсталость страны, что, в конечном счете, привело к возникновению в 1859-1861 годах революционной ситуации в стране.

Стихийные массовые выступления и восстания крестьян становятся столь мощными и опасными для царизма, что царь и многие его приближенные понимают необходимость принять срочные меры для спасения самодержавия.

Таким образом, причины, толкнувшие самодержавную монархию на отмену крепостного права, в целом являются вопросом, достаточно выясненным. Это кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования, военно-техническая отсталость и рост, в связи с этим, крестьянских восстаний.

«Прежняя система отжила свой век», - таков общий приговор одного из недавних апологетов этой системы историка М.П. Погодина, с которым нельзя не согласиться.

Примечательно, что в среде ученых единого мнения об объективных социально-экономических предпосылках отмены крепостного права нет. Советские историки писали о кризисе феодально-крепостнической формации, большинство западных (вслед за П. Струве и А. Гершенкроном) пришли к заключению, что крепостная система хозяйствования накануне реформы 1861 года была вполне жизнеспособна. Проблема эта, видимо, требует дальнейшего исследования с использованием данных о макро- и микроуровнях социально-экономического развития предреформенных десятилетий.

В работах А. Криспа, А. Скерпана, Б. Линкольна достаточно прояснен также вопрос об экономических мотивах проведения реформы, как их понимали сами реформаторы. В основе их взглядов лежал экономический либерализм, признание роли частной инициативы в развитии экономики. При этом весьма спорным выглядит утверждение, что либеральная бюрократия не знала реалий российской действительности и лишь копировала опыт Запада. Скорее можно сказать, что она учитывала опыт Европы, но применительно к особенностям российской действительности, уклада жизни и традиций, которые ей были хорошо знакомы.

Н.А. Милютин в начале 1840-х годов вместе с А.П. Заблоцким-Десятовским специально были командированы для ознакомления с состоянием крепостной деревни. А.В. Головнин летом 1860 года был отправлен великим князем Константином Николаевичем с той же целью в центральные губернии. К.Д. Кавелин до написания своей записки об освобождении крестьян 1855 года сам занимался хозяйством и т.д. Вспоминая о выступлении Н.А. Милютина в Редакционных комиссиях в связи с разногласиями по вопросу об общине, П.П. Семенов-Тян-Шанский писал: «воспитанный на экономической европейской литературе, он, однако же, при своем государственном уме и большой восприимчивости усвоил себе знание условий русской народной жизни, внесенное в законодательную работу удачным подбором членов-экспертов».

Среди предпосылок отмены крепостного права немаловажное значение имел и накопленный в первой половине XIX века опыт обсуждения и решения крестьянского вопроса. Указы 1803 года о вольных хлебопашцах и 1842 года об обязанных крестьянах, необязательные для помещиков, а потому и малорезультативные, вместе с тем апробировали в законодательстве идеи отмены крепостного права с выкупом земли крестьянами в собственность и неразрывной связи крестьянина с землей. Локальные реформы: отмена крепостного права в прибалтийских губерниях (Лифляндия, Курляндия, Эстляндия) в 1816-1819 годах и введение инвентарей в Юго-Западном крае (Киевская, Подольская, Волынская губернии) в 1847-1848 годах были обязательны для помещиков и представляли две модели решения крестьянского вопроса, которые были учтены при подготовке отмены крепостного права.

Отмена крепостного права произошла не мгновенно. Проведению крестьянской реформы предшествовала длительная работа по выработке проектов законодательных актов об отмене крепостного права.

В начале января 1857 года по указанию царя был образован Секретный комитет, которому поручалась разработка основного проекта отмены крепостного права. Однако идея отмены крепостного права встретила сильное сопротивление со стороны крепостников-помещиков. Комитет, выражая интересы последних, не торопился приступать к выработке необходимого документа.

Члены Секретного комитета пытались противодействовать предложениям царя. Им было невыгодно отказываться от своих привилегий и терять такую бесплатную рабочую силу, как крепостные крестьяне. Сам царь вынужден был подходить к этому вопросу иначе. Он и его ближайшие соратники видели, что в стране назревает революционная ситуация, которая может привести к отмене крепостного права снизу на явно не выгодных для помещиков условиях.

Царизм при выработке проекта реформы не мог, разумеется, игнорировать мнение большинства помещиков. Для его выяснения царское правительство образовало из местных помещиков губернские комитеты, которым предлагалось выработать свои предложения к проекту отмены крепостного права.

В январе 1858 года Секретный комитет был переименован в Главный комитет по устройству сельского населения. В его состав вошли 12 высших царских сановников под председательством царя. При комитете возникли две редакционные комиссии, на которые возлагалась обязанность собрать и систематизировать мнения губернских комитетов. В их состав вошли представители министерств внутренних дел, юстиции, государственных имуществ и II отделения Собственной канцелярии царя.

Обсуждения в губернских комитетах продолжались долго. Там шли ожесточенные споры между явными крепостниками и более либеральными помещиками. Пока шли эти споры, крестьянское движение росло. Это вынудило самодержавие ускорить разработку и принятие аграрных законов. Началась более активная деятельность редакционных комиссий по изучению проектов губернских комитетов. В результате с учетом мнения губернских комитетов был подготовлен окончательный проект, рассмотренный Государственным советом, большинство членов которого его одобрило. 19 февраля 1861 года царь подписал Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости и комплекс законов об отмене крепостного права.

Предпосылки отмены крепостного права сложились еще в конце XVIII века. Все слои общества считали крепостной строй аморальным явлением, который позорил Россию. Для того чтобы встать в один ряд с европейскими странами, свободных от рабства, перед правительством России назрел вопрос об отмене крепостного права.

Основные причины отмены крепостного права:

    Крепостничество стало тормозом в развитии промышленности и торговли, что препятствовало росту капитала и ставило Россию в разряд второстепенных государств;

    Упадок помещичьего хозяйства из-за крайне неэффективного труда крепостных крестьян, что выражалось в заведомо плохом выполнении барщины;

    Нарастание крестьянских бунтов указывало на то, что крепостной строй – это «пороховая бочка» под государством;

    Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) продемонстрировало отсталость политической системы в стране.

Первые шаги в решении вопроса об отмене крепостного права попытался сделать еще Александр I , но его комитет не додумался, как воплотить эту реформу в жизнь. Император Александр ограничился законом 1803 г. о вольных хлебопашцах.

Николай I в 1842 г. принял закон «Об обязанных крестьянах», по которому помещик имел право освобождать крестьян, давая им земельный надел, а крестьяне были обязаны нести повинность в пользу помещика за пользование землей. Однако этот закон не прижился, помещики не пожелали отпускать крестьян.

В 1857 г. началась официальная подготовка отмены крепостного права. Император Александр II велел учредить губернские комитеты, которые должны были разработать проекты по улучшению быта крепостных крестьян. На основании этих проектов редакционные комиссии составили законопроект, который был передан в Главный комитет на рассмотрение и учреждение.

19 февраля 1861 г. император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права и утвердил «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Александр остался в истории с именем «Освободитель».

Хотя освобождение от рабства давало крестьянам некоторые личные и гражданские свободы такие, как право вступать в брак, обращаться в суд, вести торговлю, поступать на гражданскую службу и т.п., но они были ограничены в свободе передвижения, а также в экономических правах. К тому же крестьяне оставались единственным сословием, которое несло рекрутскую повинность и могло подвергаться телесным наказаниям.

Земля оставалась в собственности помещиков, а крестьянам выделялись усадебная оседлость и полевой надел, за что они должны были отбывать повинности (деньгами или работой), которые почти не отличались от крепостных. По закону крестьяне имели право выкупить надел и усадьбу, тогда они получали полную самостоятельность и становились крестьянами-собственниками. А до тех пор они назывались «временнообязанными». Выкуп составлял годовую сумму оброка, умноженную на 17!

В помощь крестьянству правительство устроило особую «выкупную операцию». После установления земельного надела государство платило помещику 80% от стоимости надела, а 20% приписывался крестьянину в качестве казенного долга, который он должен был погасить в рассрочку в течение 49 лет.

Крестьяне соединялись в сельские общества, а те в свою очередь объединялись в волости. Пользование полевой землей было общинным, и для осуществления «выкупных платежей» крестьяне были связаны круговой порукой.

Дворовые люди, не пахавшие землю, были временнообязанными в течение двух лет, а потом могли прописаться к сельскому или городскому обществу.

Соглашение между помещиками и крестьянами излагалось в «уставной грамоте». А для разбора возникающих разногласий была учреждена должность мировых посредников. Общее руководство делом реформы было возложено на «губернские по крестьянским делам присутствия».

Крестьянская реформа создала условия для превращения рабочей силы в товар, стали развиваться рыночные отношения, что характерно для капиталистической страны. Последствием отмены крепостного права стало постепенное формирование новых социальных слоев населения – пролетариата и буржуазии.

Изменения в социальной, экономической и политической жизни России после отмены крепостного права вынудили правительство пойти и на другие важные реформы, что способствовало преобразованию нашей страны в буржуазную монархию.

23. Великие реформы Александра II.

Великие реформы (реформы Александра 2 ) – реформы, проведенные в 60-70 годах 19 века и затрагивающие практически все стороны жизни Российской Империи.

Отмена крепостного права избавила Россию от крестьянского восстания, которое буквально витало в воздухе. В России 1857 года уже наблюдались неповиновения крестьян. Вражда между правящим классом и крестьянами нарастала, грозя перерасти в бунт. Кроме того с отменой крепостного права в России стало на 20 миллионов больше свободных, пусть и бедных людей. Это открывало новые возможности в обновлении общества и развитии рынка.

Причины отмены крепостного права

Основными причинами отмены крепостного права в России можно назвать:

    поражение в - никто не любит проигравших. А солдаты, погибшие на фронте, никогда не вернутся к своим семьям, и некому будет сеять хлеб и растить детей;

  • упадок в помещичьих хозяйствах вызванный низкой эффективностью труда «из-под палки», привел к торможению развития промышленности;
  • Россия в середине 19 века приравнивалась к второстепенным государствам с неразвитой экономикой именно из-за действовавшего крепостного права.

Крестьяне, не получавшие от результатов своей работы никакой пользы, не хотели работать и, наконец, просто вынужден был решать проблему взаимоотношений между правящим классом и крестьянами.

Условия отмены крепостного права

Первые шаги по реформе крепостного права в России были предприняты еще . В конце 18 века в своем указе он ограничил работу крестьян на помещика до трех из семи дней недели. Через 6 лет во время правления , был принят закон, который позволял помещику освобождать крестьян по своему желанию. Однако реальные шаги в решении этого вопроса предпринял только Александр II.

Вначале обратившись к дворянам с просьбой предложить свои варианты решения крестьянского вопроса. Но, не дождавшись никаких действий со стороны дворянства, взялся за дело сам. В 1857 году он создает секретный комитет, состоящий из московских дворян, находящихся на службе государству и лично его возглавляет.

Мнения не были единогласными, большая половина членов комитета решались только на облегчение жизни крепостных и не советовали предпринимать таких резких шагов. Чтобы обеспечить большинство голосов Александр вводит в комитет своего брата Константина Николаевича тоже ратовавшего за отмену крепостного права. Благодаря участию в решении этого вопроса князя Константина Николаевича делу дали ход.

Первые результаты появились в Литовских губерниях, помещики которых настолько были недовольны ограничением норм барщины, что предпочли отказаться от владения крестьянами, сохранив при этом землю за собой. По указу императора в прибалтийских губерниях были созданы официальные комитеты по решению вопросов быта крестьян.

К концу 1857 года такой комитет был организован и в Санкт-Петербурге. Однако обсуждение данного вопроса велось около 3-х лет. Только в начале 1861 года законопроект об освобождении крестьян от крепостного права был вынесен на заседание Главного комитета по решению крестьянского вопроса. Но и тут не обошлось без проволочек, комитет никак не мог прийти к одному мнению.

Только к 17 февраля 1861 года, благодаря личной поддержке императора проект был подписан. А в марте Манифест об отмене крепостного права был обнародован. Манифест изменил жизнь крестьян. Они становились свободными людьми, имеющими право собственности, право обращаться в суд, приобретать имущество, вступать в брак.

Также с получением свободы крестьяне получали надел земли, 25 % стоимость которого он должен был выплатить помещику. Остаток стоимости земли выплачивало государство. Возвратить же данный заем, крестьянин должен был на протяжении 49 лет. Все отношения между крестьянами и помещиком регулировала «Уставная грамота».

Плюсы отмены крепостного права

С отменой крепостного права Россия получила толчок в развитии рыночных отношений. Создание крестьянских общин, приводило к изменению общественного уклада в целом, открывая новые возможности для преобразования государства. Решение вопроса взаимоотношений между дворянством, помещиками и крестьянами, спасло Россию от кровавых восстаний. А получение свободы почти 20 миллионов жителей страны изменило экономическую стратегию России. Бывшему произволу экономических отношений не было места в новом обществе.

Итог

В истории России много великих личностей и Александр II одна из них. Не побоявшись дворянской оппозиции, он смог продвинуть свою страну на пути экономического развития. Вступив на престол страны опустошенной войной, он смог провести реформирование и вывести страну на уровень Европы. В стране появились новые виды правления и самоуправления крестьян. Вырос уровень жизни страны в целом, и отдельно каждого человека.

Аграрно-крестьянский вопрос к середине XIX в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями (природой) российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы.

Многие государственные и общественные деятели понимали, что крепостное право позорит Россию и низводит ее в разряд отсталых государств. В конце XVIII - середине XIX в. российская общественность постоянно обсуждала проблему освобождения крестьян. Об этом говорили некоторые депутаты Уложенной комиссии 1767-1768гг. (И. Чупров, Ф. Полежаев, А.Д. Маслов, Коробьин), просветители (Н.И. Новиков, С.Е. Десницкий), А.Н. Радищев, первые русские революционеры (декабристы), либералы (славянофилы и западники), все радикально настроенные общественные деятели. Создавались различные проекты, вызванные в основном морально-этическими соображениями.

Даже правительство и консервативные круги не оставались в стороне от понимания необходимости решения крестьянского вопроса (вспомним проекты М.М. Сперанского, Н.Н. Новосильцева, деятельность Секретных комитетов по крестьянскому делу, указ об обязанных крестьянах 1842 г. и особенно реформу государственных крестьян 1837-1841 гг.). Однако попытки правительства смягчить крепостное право, дать помещикам положительный пример управления крестьянами, регламентировать их взаимоотношения оказались малоэффективными из-за сопротивления крепостников.

К середине XIX в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы, созрели окончательно. Прежде всего она изжила себя экономически. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. Это беспокоило правительство, которое было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков. Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.

Необходимость ликвидации крепостного права обусловливалась и тем, что крестьяне открыто протестовали против него. В целом антикрепостнические народные выступления в первой половине XIX в. были довольно слабыми. В условиях полицейско-бюрократической системы, созданной при Николае I, они не могли вылиться в широкие крестьянские движения, потрясавшие Россию в XVII-XVIII вв.

В середине XIX в. недовольство крестьян своим положением выражалось в разных формах: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побеги (особенно в годы Крымской войны), поджоги помещичьих имений и др. Участились волнения в районах с нерусским населением. В 1857 г. в Грузии восстали 10 тысяч крестьян.

Народное движение не могло не влиять на позицию правительства. Император Николай I в речи на заседании Государственного совета весной 1842 г. с горечью был вынужден признать: "Нет сомнения, что крепостное право в нынешнем его положении у нас есть зло, для всех ощутительное и очевидное, - но прикасаться к нему теперь было бы делом еще более губительным". В этом высказывании содержится вся суть николаевской внутренней политики. С одной стороны, понимание несовершенства существующей системы, а с другой - справедливая боязнь, что подрыв одного из устоев может привести к ее полному краху. Поражение в Крымской войне сыграло роль особо важной политической предпосылки отмены крепостного права, так как оно продемонстрировало отсталость и гнилость социально-политической системы страны. Сложившаяся после Парижского мира новая внешнеполитическая ситуация свидетельствовала об утрате Россией ее международного авторитета и грозила потерей влияния в Европе. После 1856 г. в общественном мнении окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права. Эту идею открыто высказывали не только радикалы и либералы, но и консервативные деятели. Ярким примером служит изменение политических взглядов М.П. Погодина, который в 40-е годы был рупором консерватизма, а после Крымской войны выступил с решительной критикой самодержавно-крепостнической системы и потребовал ее реформирования. В либеральных кругах разрабатывались многочисленные записки о ненормальности, аморальности и экономической невыгодности крепостного состояния крестьян. Наибольшую известность приобрела "Записка об освобождении крестьян", составленная юристом и историком К.Д. Кавелиным. Он писал: "Крепостное право есть камень преткновения для всякого успеха и развития России". Его план предусматривал сохранение помещичьей собственности на землю, передачу крестьянам небольших наделов, "справедливое" вознаграждение помещиков за потерю рабочих рук и предоставленную народу землю. К безоговорочному освобождению крестьян призывали А.И. Герцен в "Колоколе", Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов в журнале "Современник".

Публицистические выступления представителей разных общественно-политических направлений во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками.

января 1857 г. был создан Секретный комитет "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян".

Комитет начал свою деятельность под председательством царя. Сюда поступали записки реформаторов, многие содержали предложения о том, что необходимо постепенное, длительное "смягчение" положения крестьян, и лишь потом возможна отмена крепостного права. Корф и Ланской предлагали быстрый путь: они советовали организовать ходатайства самого дворянства об освобождении крестьян.

Ростовцев и Ланской убеждали Александра II об "угрозе слева"; в своих докладных записках царю они даже намеренно сгущали краски, пугая новой "пугачевщиной". На основании информации Ланского, а также "Записки" немецкого ученого барона Гакстгаузена Александр II приходит к мысли о необходимости ускорения крестьянской реформы. Он требует от комитета более продуктивных действий. В Секретный комитет вводится либерально настроенный брат царя князь Константин Николаевич. Зимой 1857 г. Александр II объявляет о начале освобождения крестьян с землей и распоряжается о создании в каждой губернии дворянского губернского комитета для обсуждения "местных особенностей и дворянских пожеланий".

В том же 1857 г. были закреплены новые успехи гласности: появилось распоряжение о подготовке нового цензурного устава. Печатные издания помещали материалы с прямыми или косвенными суждениями о необходимых переменах в центральном и местном управлении, судах, армии, просвещении.

Тверской помещик и публицист А.М. Унковский так сформулировал то, что, по его мнению, "насущно необходимо для обновления России" одновременно с крестьянским освобождением: "Все дело в гласности; в учреждении независимого суда; в ответственности должностных лиц перед судом; в строгом разделении власти и в самоуправлении общества в хозяйственном отношении".

Разумеется, и другие реформаторы это понимали. Работа велась одновременно по всем направлениям. Реформы земская, судебная, военная, цензурная, образования и др. подготавливались в одно и то же время. И это было понятно: не мог вопрос об освобождении крестьян двигаться без политических послаблений, поскольку "освобождение сверху" предполагает, что это сама правящая "верхушка", которая прежде держала и "не пущала", теперь начинает видоизменяться.

В 1858 г. начинают действовать губернские комитеты: одни с большей охотой, другие с меньшей анализируют поступающие проекты освобождения крестьян. Проекты предлагались самые разные: от откровенно крепостнических до самых либеральных.

Понимание необходимости отмены крепостного права зародилось у передовой части русского общества еще в XVIII в. Поток обличений ужасов крепостничества открыл А. Н. Радищев своим знаменитым «Путешествием из Петербурга в Москву». В дальнейшем этой темы так или иначе касались все крупнейшие русские писатели, публицисты. Идея безнравственности крепостного права стала составной частью мировоззрения читающего общества. Борьба с «мерзостью крепостного права» была лозунгом тайных обществ и основных течений общественной мысли первой половины XIX в.

По мере развития капиталистического уклада в экономике зрело убеждение в том, что подневольный труд тормозит развитие хозяйства страны. Некоторые предприниматели воспользовались законом 1840 г., разрешавшим давать свободу крестьянам, прикрепленным к фабрикам. Так, заявляя об освобождении крепостных рабочих, владельцы одной из шелковых фабрик подчеркивали, что делают это по совершенной невыгодности применения крепостного труда. Своим правом отпускать крестьян на волю воспользовались и некоторые помещики. В Новороссийском крае, наряду с барщинным трудом, помещики использовали вольнонаемных сельскохозяйственных работников.

Верховная власть была вынуждена идти по пути решения назревших общественных и государственных проблем и принимать такие законы, которые подтачивали устои крепостного права. Начало положил император Павел I указом 1797 г. о трехдневной барщине. Затем, в 1803 г., последовал указ Александра I о «вольных хлебопашцах», а в 1842 г. - закон Николая I об «обязанных» крестьянах. Россия имела опыт отмены крепостного права в трех прибалтийских губерниях и введения в западных губерниях инвентарных правил. Эти законы, хотя и не имели практических последствий для всей страны, все же оказывали значительное воздействие на общество, утверждая в нем мысль, «что существующий порядок владения душами не может оставаться неизменным». При Александре I и Николае I работало немало секретных комитетов, подготовивших несколько проектов отмены крепостного права. Однако подавляющая часть дворянства не мыслила своего существования без владения крепостными.

Причины отмены крепостного права.

Громадные расходы на только что завершившуюся Крымскую и продолжавшуюся Кавказскую войну серьезно подрывали экономику страны. Рекрутские наборы в армию, изъятие скота и фуража, рост повинностей разоряли население. Крестьяне роптали.

Масла в огонь подливала и сама верховная власть, вынужденная во время войны искать необычные пути пополнения войск. 2 апреля 1854 г. был обнародован указ Николая I о создании резервной гребной флотилии («морского ополчения»). В нее могли записаться и помещичьи крестьяне, но с согласия помещиков и с письменным обязательством ополченца о возвращении к своему владельцу. Указ распространялся всего на четыре губернии. Но он всколыхнул всю крестьянскую Россию. Разнеслась молва о том, «что государь призывает всех охотников на военную службу на время и что семейства их освободятся навсегда не только от крепостного состояния, но и от рекрутства и платежа повинностей». Самовольный уход для записи в ополчение вылился в массовое бегство крестьян от помещиков.

Еще более широкий характер приняло это явление в связи с манифестом от 29 января 1855 г. о наборе ратников в «подвижное сухопутное ополчение». Оно охватило десятки центральных поволжских и южных губерний.

По окончании войны, весной - летом 1856 г., крестьяне южных губерний устремились в Крым, где, по слухам, в соответствии с якобы вышедшим царским указом они освобождались от крепостного права. Дороги были забиты толпами крестьян. Воинские отряды, посланные с целью вернуть мужиков, встретили с их стороны отчаянное сопротивление. Во многих губерниях крестьяне целыми деревнями отказывались выходить на барщину, платить оброк и государственные повинности. Помещики просили прислать в свои имения воинские отряды, но часто встречали отказ со стороны властей, поскольку просьб было очень много, а видимых поводов как будто бы и не имелось. Массовые выступления крестьян произвели сильное впечатление на помещиков и правящие круги. Перед ними возник образ новой «пугачевщины».

Однако не столько внутренние, сколько внешние обстоятельства - поражение России - заставили Александра II решительно заняться проблемой отмены крепостного права. Через 40 лет после блестящих побед в Отечественной войне 1812 г. над объединенной армией почти всех европейских стран Россия потерпела поражение в Крымской войне. Война выявила экономическую отсталость страны, а вместе с ней реально вырисовывалась опасность скатывания ее в разряд второстепенных держав.

Изменилась и атмосфера в российском обществе. По образному выражению историка В. О. Ключевского, «Севастополь ударил по застоявшимся умам», значительно расширив число сторонников перемен. «Теперь вопрос об освобождении крепостных во всех устах, - писал либеральный деятель К. Д. Кавелин историку С. М. Соловьеву в начале 1856 г., - об этом говорят громко, об нем думают даже те, при которых прежде нельзя было намекнуть на погрешительность крепостного права, не произведя в них корчь и нервических припадков». За отмену крепостного права активно выступали многие высшие чиновники, проникнутые либеральными идеями, и даже ближайшие родственники царя - тетка Елена Павловна и младший брат Константин.

Великий князь Константин Николаевич (1827-1892) был вторым сыном Николая I. Его с детства готовили к морской службе. Воспитанием великого князя руководил адмирал Ф. П. Литке. Он создавал вокруг Константина атмосферу доверительности, искренности и прямоты, стремился к тому, чтобы воспитанник самокритично относился к себе, совершенствовал личные качества. По воспоминаниям современников, Константин «никогда не притворялся, никогда не лгал и не знал, что значит быть двуличным». В 1845 г. по инициативе Ф. П. Литке было открыто Русское географическое общество, формальным руководителем которого стал Константин Николаевич.

Вокруг общества группировались сторонники либеральных преобразований. Великий князь пришел к убеждению о необходимости масштабных реформ, направленных на раскрепощение общества и обеспечение гражданских прав людей.

В 20 лет Константину Николаевичу было поручено командовать фрегатом «Паллада», совершившим в 1847- 1848 гг. две морские экспедиции. В 1855 г. он был назначен управляющим русским военным флотом и Морским министерством. Великий князь активно способствовал замене парусных кораблей паровыми, деревянных - броненосными.

Крестьянская реформа 1861г.Отмена крепостного права.

Подготовка крестьянской реформы.

Впервые о необходимости отмены крепостного права Александр II официально заявил в краткой речи, произнесенной им 30 марта 1856 г. перед представителями московского дворянства. При этом он, зная настроения большинства дворян, должен был подчеркнуть, что будет гораздо лучше, если ликвидация крепостничества произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу.

Александр II так же, как и его предшественники, добивался, чтобы просьба о решении крестьянского вопроса исходила от помещиков. В конце 1856 г. он писал великой княгине Елене Павловне: «Я выжидаю, чтобы благомыслящие владельцы населенных имений сами высказали, в какой степени полагают они возможным улучшить участь своих крестьян». Но большинство дворян упорно уклонялось от каких-либо ходатайств.

3 января 1857 г. Александр II образовал Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Однако многие члены комитета, бывшие высокопоставленные николаевские чиновники, были ярыми противниками освобождения крестьян и всячески тормозили его работу. Даже присутствие в комитете горячего сторонника реформ великого князя Константина Николаевича не могло сдвинуть дело с мертвой точки. И тогда Александр II решил предпринять более действенные меры.

В конце октября 1857 г. в Петербург прибыл виленский генерал-губернатор В. И. Назимов, бывший в молодости адъютантом Александра. Он привез императору адрес (обращение) от дворян Виленской, Ковенской и Гродненской губерний. Они были склонны освободить крестьян, но только без наделения их землей. В своем адресе дворяне просили у императора разрешения обсудить этот вопрос.

Александр решил воспользоваться ситуацией, и 20 ноября 1857 г. на имя Назимова был дан рескрипт об учреждении из числа местных помещиков губернских комитетов для подготовки проектов крестьянской реформы. В рескрипте указывались рамки реформы: освобождение крестьян с землей за выкуп, до выплаты которого они должны нести повинности в пользу помещиков. 5 декабря 1857 г. подобное же указание было дано петербургскому генерал-губернатору графу П. Н. Игнатьеву. Вскоре текст рескрипта Назимову появился в печати. Таким образом подготовка крестьянской реформы стала гласной.

В течение 1858 г. похожие рескрипты были даны и остальным губернаторам. В 46 губерниях были учреждены губернские «комитеты об улучшении быта помещичьих крестьян» (в официальные документы боялись включить слово «освобождение»). Окончательным шагом в обнародовании планов подготовки реформы стало переименование в феврале 1858 г. Секретного комитета в Главный комитет, председателем которого был назначен великий князь Константин Николаевич.

В марте 1859 г. в качестве «рабочего органа» при Главном комитете были учреждены так называемые Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, представленных губернскими комитетами, и составлением на их основе общего проекта закона об освобождении крестьян. Председателем комиссий был назначен генерал Я. И. Ростовцев.

Яков Иванович Ростовцев (1803-1860) родился в семье директора народных училищ. В 1822 г. он окончил Пажеский корпус, поступил в гвардию, познакомился с некоторыми деятелями Северного общества. Накануне восстания декабристов он сообщил Николаю I о готовящемся заговоре, но при этом не назвал ни одного имени, а о своем поступке поставил в известность К. Ф. Рылеева.

В 1849 г. Ростовцев был назначен начальником по военно-учебным заведениям, в 1856 г. стал членом Государственного совета.

Александр II привлек Ростовцева к решению крестьянского вопроса, еще в 1857 г. введя еЛ> в Секретный комитет, где он примкнул к противникам отмены крепостного права. Однако вскоре генерал резко изменил свои взгляды, став сторонником освобождения крестьян с земельным наделом. Видимо, причина этой перемены имела глубоко личные корни. Душу Ростовцева перевернула просьба умирающего сына, который умолял его содействовать освобождению крестьян, дабы смыть позорное пятно предательства декабристов, лежавшее на нем. Но Я. И. Ростовцев так и не увидел результатов своей деятельности. 6 февраля 1860 г. он умер от физического и нервного перенапряжения.

Ростовцев привлек к работе комиссий последовательных сторонников проведения реформ из числа либеральных чиновников и помещиков - Н. А. Милютина, Ю. Ф. Самарина, В. А. Черкасского, Я. А. Соловьева, П. П. Семенова (будущего Тян-Шанского). Они были названы современниками «красными», так как выступали за освобождение крестьян с землей за выкуп и превращение их в мелких земельных собственников, при сохранении помещичьего землевладения. Эти идеи коренным образом отличались от большинства предложений, высказанных дворянством в губернских комитетах, и желаний подавляющей части помещиков, полагавших, что уж если и освобождать крестьян, то без земли.

После смерти Ростовцева на его место Александр II назначил министра юстиции графа В. Н. Панина, известного консерватора. В ответ на тревогу и недоумение общества император спокойно возразил: «Вы Панина не знаете; его убеждения - это точное исполнение моих приказаний». Министру было приказано ничего не менять в проекте, подготовленном при Ростовцеве. 10 октября 1860 г. Редакционные комиссии были закрыты. Работа по доведению реформы до конца была перенесена в Главный комитет. Затем проект реформы был утвержден в Государственном совете.

Основные положения крестьянской реформы 1861 г.

Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей и об устройстве их быта», а также «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной «зависимости» Александр II подписал 19 февраля 1861 г.

Согласно этим документам, крестьяне, ранее принадлежавшие помещикам, объявлялись свободными и наделялись гражданскими правами. При освобождении они получали землю, но в ограниченном размере и за выкуп на особых условиях.

Размер земельного надела, который помещик предоставлял крестьянам, не мог быть выше установленной законом нормы, колебавшейся в различных частях империи от 3 до 12 десятин. Если к моменту освобождения в крестьянском пользовании находилось больше установленной законом нормы, то помещик имел право отрезать излишек. При этом у крестьян обычно отбирали земли лучшего качества. Большие группы крестьян вообще не получили земли: дворовые, крепостные рабочие мануфактур, крестьяне мелкопоместных владельцев.

Согласно реформе, крестьяне должны были выкупать у помещиков свою землю. Выкупившие ее назывались крестьянами-собственниками. Крестьяне могли получить землю и бесплатно, но лишь 1/4 определенного законом надела. До выкупа своих земельных наделов крестьяне, становившиеся временнообязанными, должны были платить оброк или отбывать барщину в пользу помещиков.

Размеры крестьянских наделов, а также оброк и барщина временнообязанных должны были быть точно определены соглашениями между помещиком и крестьянами - Уставными грамотами. Срок подписания Уставных грамот определялся в 2 года. Временнообязанное состояние крестьян могло продолжаться в течение 9 лет. В это время крестьянин не мог отказаться от своего надела земли.

Размер выкупа определялся таким образом, чтобы помещик не лишился тех денег, которые он получал от крестьян ранее в форме оброка. Поэтому выкупная сумма приравнивалась к капиталу, положенному в банк, который из расчета 6% годовых должен был давать помещику доход, равный сумме получаемого ранее оброка. Например, если ежегодно помещик получал от крестьянина оброк, равный 10 рублям, то выкупная сумма в таком случае должна составлять:

Крестьянин должен был уплатить помещику сразу 20-25% этих денег. Чтобы дать возможность помещику получить всю выкупную сумму единовременно, правительство выплачивало ему остальные 75-80%. Крестьянин же должен был отдавать государству этот долг в течение 49 лет с начислением 6% годовых. При этом государство вело расчеты не с каждым крестьянином, а с крестьянской общиной. Поэтому земля становилась не личной собственностью крестьянина, а собственностью общины.

Следить за осуществлением реформы на местах должны были особые мировые посредники, а также губернское по крестьянским делам присутствие в составе губернатора, министерского чиновника, губернского предводителя дворянства, прокурора, двух избранных членов от дворян и двух представителей помещиков, назначенных правительством.

Значение отмены крепостного права. Крестьянская реформа 1861 г. стала одним из важнейших событий в истории России. Она явилась переломным моментом, гранью между двумя эпохами - феодализмом и капитализмом, создала условия для утверждения капиталистического уклада в экономике страны в качестве господствующего.

В России было ликвидировано крепостничество. Крестьяне стали свободными людьми. Однако реформа сохранила в деревне крепостнические пережитки, и прежде всего помещичье землевладение. К тому же крестьяне так и не получили землю в полную собственность, а значит, не имели возможности перестроить свое хозяйство на новый лад.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...