Понятие права, его признаки и структура. Система права: понятие и структура


Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объек­тивно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. Она не результат произвольного ус­мотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства опреде­ляет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Система права характеризуется такими чертами, как единст­во, различие, взаимодействие, способность к делению, объектив­ность, согласованность, материальная обусловленность. Единст­во юридических норм, образующих право, определяется: Во-пер­вых, единством выраженной в них государственной воли; Во-вто­рых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; В-третьих, единством механизма пра­вового регулирования, его исходных принципов; В-четвертых, Единством конечных целей и задач.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права;

Д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рас­сматриваемого явления.

Правовая норма - первичный элемент системы права. Это ис­ходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные от­ношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право - отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе осуществления трудовой деятельности в сфере производства. Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.

Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный характерно и отличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент - под отрасль права - целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового института под отрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет. Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

1. Государственное (конституционное) право - это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

2.Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

4. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр. вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

5. Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.

6. Трудовое право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.

7. Семейное право - отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы ставят условия и устанавливают порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.

8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения.

9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое.

10. Уголовно-процессуальное Право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновид­ность общественных отношений. Если юридическая норма - «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то пра­вовой институт представляет собой первичную правовую об­щность»".

Правовые институты призваны регламентировать отдельные Участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их мно­жество. Они обладают относительной автономией, так как каса­ются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве - инсти­тут необходимой обороны, институт крайней необходимости, не­вменяемости; в гражданском праве - институт исковой давнос­ти, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государствен­ном праве - институт гражданства; в административном - ин­ститут должностного лица; в семейном праве - институт брака и т. д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов. Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административ­ные, финансовые и т. д. Сколько отраслей - столько соответству­ющих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов - наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на Материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на Отрасле­вые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (за­крепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой - из норм двух и более отраслей. Напри­мер, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплекс­ный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые Субинститу­тами. Например, институт поставки в гражданском праве вклю­чает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соот­ветствующих отношений, охранительные - на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные - закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных орга­нов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характер­ны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного норматив­ного предписания; 2) структура правового института; 3) структу­ра правовой отрасли; 4) структура права в целом". Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.

Введение

Каждый человек сознательно или бессознательно руководствуется в своей деятельности определенными правилами, то есть образцами должностного поведения, моделями. Эти правила (правовые нормы) разнообразны как по содержанию, так и по способам возникновения. В совокупности они образуют некую систему.

В отечественной юриспруденции традиционно под системой права понимают совокупность существующих в стране юридических норм и их подразделение на относительно самостоятельной части - отрасли права и институты, регулирующие обособленные группы общественных отношений.

Можно считать общепризнанным, что сложившаяся система права играют важную роль стабилизирующего фактора в формировании и развитии общественных отношений и процесса регулирования, в обеспечении правомерной деятельности граждан, организаций и самого государства. Достижение такой стабилизации государственная власть с древних времен видела в установлении единого порядка, в обеспечении строгого соблюдения установленного порядка. Во всемирной истории по-разному складывались у тех или иных народов сами законы, обычаи, судебная и административная практика. Но ни одно государство не обходилось без этих важнейших средств обеспечения порядка и стабильности.

Нетрудно отсюда подойти, насколько важным является становление и упрочнение системы права в современный период развития страны, связанный с глубокими реформами и кризисными явлениями в сфере государственности, экономики и социальных отношений, а также в области массовой идеологии, сознании и нравственности каждого человека

Все вышесказанное говорит об актуальности темы курсовой работы.

Целью данной курсовой работы является анализ системы и структуры права.

Для достижений цели необходимо рассмотреть определенные задачи, а именно:

· Определить понятие системы права;

· Рассмотреть структуру права;

· Определить понятия основных структурных элементов системы права.

Для достижения поставленных задач в первой главе курсовой работы будет рассмотрена структура права (основные элементы) и дано определение понятию системы права. Во второй главе рассмотрены основания построения системы права. В третьей главе рассмотрены основные отрасли системы права.

Структура права. Понятие системы права

Под системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегральные, системные) качества, не присущие ее образующим и не сводимые к сумме свойств образующих ее компонентов.

Всякая система предполагает наличие элементов, связей между ними и формирование некоего целостного единства (4, с51).

Право- многогранное социальное явление. Оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. Столь же разнообразны могут быть определения права. Одно из операционных определений понятия права устанавливает: право - это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения (4, с 23).

Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его организация, способы образования, как каждой отдельной нормы права, так и всех норм в единое целое (9, с. 303). Право представляет собой не хаотичный набор правовых норм, а строгую и согласованную систему, целостный комплекс взаимосвязанных и согласованных элементов, находящихся в состоянии соподчинения, координации, функциональной зависимости и т.п. Система права отражает его внутреннее строение, которое не является произвольным усмотрением законодателя, а складывается как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. (11, ст 170).

Под системой права понимается его объективно сложившаяся внутренняя структура, состоящая из взаимосогласованных элементов (11, с 170).

Для системы права характерными признаками являются:

Объективность, поскольку внутренняя структура права обусловлена реально складывающимися общественными отношениями, а не создается по усмотрению правовых субъектов;

Единство и взаимосвязь составляющих ее правовых предписаний, которым свойственны согласованность, целенаправленность и последовательность в процессе объединения;

Уровневая дифференциация элементов структуры права, отражающая их функциональное назначение различного порядка - от правовых норм и до отраслевых объединений в праве (13, с400).

Чтобы понять, что такое система права, необходимо ответить как минимум на два вопроса: из каких элементов состоит система права (структура права); как согласованы и взаимосвязаны между собой эти элементы.

Структуру права составляют более или менее крупные объединения правовых норм. В структуре права можно выделить следую основные уровни:

Право в целом;

Отрасль права;

Подотрасль права;

Институт права;

Норма права (10, с259).

Норма права, ее элементы и классификации

Правовые нормы являются исходным и ключевым началом системы права, поскольку именно в них содержатся правила императивного или диспозитивного свойства, устанавливаемые в обществе в целях его упорядочения и содержащиеся в юридических актах особого характера, т. е. в нормативных правовых актах. Юридические нормы представляют собой модели должного или возможного с точки зрения государства поведения и выступают в отношении людей как требования, запреты или правомочия вести себя определенным образом (13, с 402).

Норма права - это установленное и обеспеченное государством общеобязательное правило поведения, предназначенное для регулирования отношений в обществе (10, с 240)

Для такого правила, определяющего границы правового поведения, характерными являются все основные признаки позитивного права. Юридические правила обладают, соответственно:

нормативностью, поскольку в них содержатся образцы поведения людей в обществе;

общеобязательностью, т. е. они рассчитаны на беспрекословное выполнение;

общей направленностью своего действия, связанного с распространением на всех и каждого субъекта права и многократностью применения к неограниченному их числу;

фиксированностью, закрепленной в официально признаваемых источниках права;

государственно-властной обеспеченностью, призванной придать нормам права эффективность в применении и не допустить невыполнения их предписаний;

стабильностью, отражающей необходимость поддержания в обществе устойчивого правопорядка;

Системностью, связанной с собственной внутренней структурой и вхождением в более сложные компоненты права (13, с 402-403).

Элементы системы правовой нормы:

условие (гипотеза), определяющее круг правовых лиц, у которых при возникновении юридически значимых обстоятельств возникают определенные права и обязанности;

правило (диспозиция), указывающее на границы правового поведения, которым необходимо или желательно соответствовать раковым лицам при зафиксированных обстоятельствах;

взыскание (санкция), предусматривающее меры юридической ответственности для правовых лиц за нарушение границ предусмотренных правил поведения в рамках права.

В зависимости от способа изложения нормы права в нормативном правовом акте сложились как: 1.прямой способ изложения, предусматривающий размещение всех трех элементов правовой нормы в одной статье нормативного акта в полном объеме. Чаще всего подобное изложение находим в статьях гражданско-правовых актов, более других сохранивших "верность" классическим правилам римского частного права; 2. отсылочный способ изложения, предполагающий "компенсацию" недостающих элементов нормы за счет конкретной отсылки к недостающим ее частям, которые содержатся в иных статьях того же нормативного правового акта; 3. бланкетный способ изложения, указывающий на необходимость обращения при установлении юридической ответственности за правонарушение к положениям, содержащимся в ином нормативном акте, где перечисляются правила, которые следует соблюдать. Считается, что неконкретизированность диспозиции нормы или ее отсутствие обусловливается желанием законодателя не загромождать текст акта и обоснованным предположением о наличии у правоприменителя достаточной правовой информации о действующем законодательстве (13, с 403).

Нормы права ввиду их многочисленности и разноплановости принято классифицировать по определенным критериям:

· по характеру (форме) правового регулирования нормы со времен римских юристов подразделяют: 1. на запрещающие, которыми предписывают воздерживаться от совершения недозволенных правом действий; обязывающие, предписывающие совершение определенных действий, содержащихся в норме; 2. управомочивающие, предоставляющие возможность совершения действий, содержащихся в норме;

· по предмету правового регулирования, в соответствии с которым нормы делятся по соответствующим отраслям права как: нормы конституционного права; нормы административного права; нормы гражданского права; нормы уголовного права; нормы финансового права; нормы семейного права; нормы трудового права; нормы земельного права; нормы гражданско-процессуального права; нормы уголовно-процессуального права;

· по субъекту правотворчества: законодательные нормы; подзаконные нормы; делегированные нормы;

· по методу правового регулирования, позволяющему различать нормы прежде всего как: 1. императивные нормы, предельно четко и определенно устанавливающие условия действия своих полномочий; 2. диспозитивные нормы, регулирующие поведение субъектов права на основе их равенства между собой; рекомендательные нормы, содержащие пожелания выбора определенного варианта поведения; 3. поощрительные нормы, призванные стимулировать правомерные поступки субъектов права;

* по целевому назначению: 1. учредительные нормы, закрепляющие основы конституционного строя, правовой системы государства, правовой статус человека и гражданина и т. п.; 2. дефинитивные нормы, определяющие и объясняющие суть юридических понятий, раскрывающие направленность юридических действий; 3. регулятивные нормы, предоставляющие правовым субъектам и! права и возлагающие на них юридические обязанности; охранительные нормы, призванные обеспечить правопорядок в обществе; 4. коллизионные нормы, связанные с разрешением юридических споров, и т. д.;

* по кругу лиц, которым нормы права разделяются: 1. на общие, распространяющиеся на все население, находящееся в государственном пространстве; 2. специальные, действующие в отношении определенных категорий населения; 3. исключительные, изымающие из сферы действия нормативных актов или их частей определенные категории населения;

* по действию в пространстве как: 1.нормы общего действия, распространяющиеся на всю территорию, которая подпадает под компетенцию соответствующего правомочного органа общегосударственного значения; нормы ограниченного действия, связанные с определенными рамками по территории, которые специально выделяются в нормативном акте; 2. нормы локального действия, распространяющие свою силу на обособленную территорию, подпадающую под компетенцию регионального или местного правомочного органа;

* по времени действия как: 1. постоянные и временные, вступающие в силу по общим правилам или по специально установленным положениям; 2.немедленного действия и обладающие обратной силой (ретроспективного действия) (13, с 404-405).

Институт права и его характеристика

Институты права являются первичным объединением юридических норм и в то же время связующим звеном между ними и отраслями как основными общностями права. Они соединяют близкие по содержанию правовые нормы и, соответственно, вводят их в процесс правового регулирования отдельных групп общественных отношений.

Институт права - это комплекс взаимосвязанных правовых предписаний, регулирующих определенную группу или сторону однородных общественных отношений.

Характерными чертами институтов права являются: 1. однородность фактического содержания обособленных видов общественных отношений; 2. относительная самостоятельность в регулировании видовых общественных отношений внутри конкретной отрасли права; 3. юридическое единство входящих в институт норм права, основанное на их содержании и правовом оформлении; 4. обособленность правовых предписаний института в структурных частях нормативных правовых актов (в частности, в конституции, кодексах и иных законах); 5.сложившийся метод правового регулирования, отражающий специфику процесса воздействия на определенный вид общественных отношений.

Примерами институтов права могут служить институт законодательной власти в конституционном праве, институт собственности в гражданском праве, институт заработной платы в трудовом праве, институт освобождения от наказания в уголовном праве и т. Д (13, с 406).

Правовые институты возможно классифицировать по следующим основаниям:

1. по составу (или предметно-отраслевому критерию) как:

Отраслевые (унитарные), содержащие нормы одной отрасли права (среди них, например, институт коммерческой концессии в гражданском праве);

Межотраслевые (комплексные), соединяющие в себе нормы нескольких отраслей (в частности, институт приемной семьи на условиях оплаты труда приемных родителей можно рассматривать как институт, имеющий отношение как к семейному, так и к трудовому праву);

2. по функциональной роли в правовом регулировании различают:

учредительные институты, создающие властные структуры и закрепляющие правовое положение субъектов права (институт главы государства);

регулятивные институты, призванные регламентировать право мерное поведение (институт купли-продажи);

Охранительные институты, связанные с правонарушениями (институт административной ответственности);

3. по соотношению между собой выделяют:

Материальные правовые институты;

Процессуальные правовые институты, предусматривающие процедуры реализации первых;

4. по структуре институты права разделяют:

на простые, соединяющие, как правило, небольшой комплекс юридических норм без каких-либо их подразделений;

сложные, включающие в себя систему однородных, но более дробных подразделений определенной отрасли права, которые именуют субинститутами. Сами же укрупненные институты со сложной системообразующей инфраструктурой в рамках одной отрасли относят к подотраслям права. Например, таковыми называют парламентское и муниципальное право в конституционном праве, банковское, бюджетное и налоговое право в финансовом праве (13, с.406-407).

Отрасль права: понятие и основные классификации

Основными элементами системы права являются его отрасли, призванные регламентировать наиболее крупные сферы общественных отношений и обладающие особенностями, которые проявляются в их началах и назначении, в предмете и методе правового регулирования.

Отрасль права - это обособленная совокупность связанных едиными принципами и функциями правовых институтов, регулирующих на основе специфических юридических средств и способов качественно однородные общественные отношения.

Отрасли права традиционно делятся на основные (кодифицированные) и комплексные, формируемые из различных правовых институтов основных отраслей.

Среди основных, в свою очередь, различают базовую отрасль, профилирующие и специальные отрасли права.

Базовая (или ведущая) отрасль - конституционное (государственное) право, представляющее собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы государственного и общественного строя страны, формы правления, государственного устройства и государственно-политического режима, правовой статус личности, систему органов государственной власти и механизм осуществления их деятельности. Основы базовой отрасли содержатся в конституции государства и конституционных законах, развивающих ее положения.

Профилирующие отрасли воплощают в себе регулирующие и охранительные начала права, соединенные в следующие виды права

административное право;

гражданское право;

гражданско-процессуальное право;

Уголовно-процессуальное право

Специальные отрасли формировались на основе базовой и профилирующих, приспосабливаясь к особым сферам общественной жизни, которые нуждались в специфическом правовом регулировании. К этим отраслям относятся следующие виды права:

финансовое право;

земельное право;

семейное право;

трудовое право;

уголовно-исполнительное право (13, с402-409).

Более подробно вышеперечисленные отрасли права будут рассмотрены в третьей главе данной работы.

На основе вышесказанного можно предложить еще одно определение понятию система права.

Система права - это обусловленное характером общественных отношений внутреннее строение (или структура) правя, выраженное в объединении составляющих его норм права в институты, подотрасли и отрасли права (10, с 260).

Структура права - это строение права, выступающее как единство устойчивых его элементов, частей. новополагающих принципов права относятся принцип демократизма (народовластия), принцип равенства всех перед законом и судом, принцип социальной справедливости, принцип гуманизма, справедливости и т. д.

Правовые принципы вместе с правами человека занимают в структуре права первое место и имеют абсолютный приоритет перед всеми другими нормативными положениями. 3.

Нормы, принятые на референдуме («референдумное право»). Эти нормы относятся к нормам позитивного права и регулируют наиболее важные принципиальные вопросы общественной жизни, вопросы, по которым воля народа должна быть выражена непосредственно, без каких-либо изменений и тем более без искажений, допускаемых иногда парламентом. Как правило, во всех государствах этот слой права по своему объему незначителен, тонок, что, однако, отнюдь не умаляет его значимость. Ре- ферендумные нормы имеют более высокую юридическую силу по сравнению с законодательными актами и зачастую являются основой для разработки и принятия последних.

Референдумное право - новое правовое явление для России. Но, начав с нуля, Россия уже имеет довольно большой массив референдумных норм, и костяк его составляет Конституция РФ. 4.

Нормы, изданные государством, или законодательные нормы. Эти нормы разрабатываются и принимаются различными федеральными государственными органами (Федеральным Собранием, Президентом, Правительством, министерствами). Нормативные акты, в которых они содержатся, имеют соответствующие наименования (законы, указы, постановления, инструкции). Субъекты Федерации также могут создавать нормы права, которые вместе с общефедеральными образуют единую иерархическую систему. Программа, содержание всех этих юридических норм задаются центром. Эта заданность осуществляется на основе принципа непротиворечивости норм, принятых нижестоящим органом, нормам, изданным органом вышестоящим и поэтому имеющим высшую юридическую силу.

В Российском государстве законодательные нормы весьма многочисленны, что в определенной мере есть наследие авторитарной системы, стремящейся урегулировать все и вся и не предоставляющей человеку свободы в выборе своего поведения. В либеральных государствах их доля значительно меньше, поскольку государство стремится урегулировать лишь наиболее важные аспекты общественной жизни, предоставляя гражданам и организациям возможность решать многие интересующие их вопросы самостоятельно. 5.

Корпоративные нормы. Это правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы еще называют нормами внутриорганизацион- ными, внутрифирменными. Используется по-прежнему и такое их наименование, как нормы локальные (местные), хотя этот термин неточен и, кроме того, таит в себе опасность смешения их с нормами, принимаемыми органами местного самоуправления.

Корпоративные нормы могут касаться различных сторон деятельности организаций. На их основе могут быть урегулированы финансовые, управленческие, трудовые и другие вопросы.

Характеризуя корпоративные нормы, можно указать на следующую закономерность: чем выше уровень экономики той или иной страны, тем выше степень свободы субъектов (индивидуальных или коллективных), проживающих или находящихся на ее территории, и, следовательно, тем большее распространение получают нормы корпоративные, позволяющие организациям самостоятельно определять параметры своего поведения. В промышленно развитых странах доля корпоративных норм в общем массиве норм права весьма значительна и по своему объему они существенно опережают нормы законодательные. 6.

Договорные нормы.

Римские юристы говорили: «Договор - это закон для двоих». Этим они хотели подчеркнуть, что договоры имеют нормативный характер, поскольку в процессе их заключения также вырабатываются и правила поведения. Нормативность регулирования в данном случае носит усеченный характер: договорные нормы не применяются в отношении всех и каждого, а касаются лишь участников договора. Нормативность правил поведения, установленных в договоре, особенно ясно просматривается в долгосрочных договорах.

Правила, определенные в договоре, носят обязательный характер: в случае спора между субъектами договора суд, рассматривающий его, будет исходить из условий договора как неопровержимых данных, если они не противоречат закону, и встанет на их защиту с той же энергией, как и на охрану норм общегосударственных. Этот признак свидетельствует о нормативно- правовом характере договоров.

Договоры распространены во многих сферах жизни. С демократизацией общественной жизни конструкция договора может стать всеобщей. В развитом, истинно демократическом обществе решения по большей части принимаются на основе консенсуса (договора). Давление извне, пусть даже в виде принятия законодательных норм, применяется в минимальной степени. Следовательно, сфера договорного права может существенно расшириться. Уже на сегодняшний день можно отметить появление таких нетрадиционных договоров, как учредительные договоры, управленческие договоры, договоры о творческом сотрудничестве, договоры о совместной деятельности, договоры на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, лицензионные договоры и др.

В Росийской Федерации договоры используются пока недостаточно. В период господства тоталитарной, а затем авторитарной системы развитие договорных связей не поощрялось. Договоры были в основном средством реализации планов. В обществе, основанном на рыночной экономике, договоры будут играть значительную роль. По крайней мере предпринимательская деятельность без них практически невозможна.

Рассмотренные выше шесть элементов, «слоев» права могут быть в свою очередь сгруппированы.

Права человека и принципы права составляют в структуре права правовую основу, базис права. Их назначение в основном состоит в обеспечении правотворческой деятельности государственных органов, организаций, граждан, хотя нельзя сбрасывать со счетов и непосредственно регулирующую роль, которую они способны выполнять и которая особенно усиливается на переломных этапах общественного развития.

Нормы, принятые на референдуме, и законодательные нормы, т. е. изданные государственными органами, объединяет то, что они регулируют вопросы, затрагивающие интересы сразу многих лиц (общие интересы), поэтому они должны выражать волю общества (всей публики). Отсюда оказывается вполне правомерным назвать «референдумное» и «законное» право правом публичным. Общие интересы всех членов общества сосредоточиваются в основном на вопросах структуры, формирования и осуществления государственной власти, налогообложения, обеспечения правопорядка, экологии, осуществления правосудия и других важных вопросах (вертикальные отношения, т. е. отношения, основанные на власти и подчинении).

Есть основания объединить в одну группу корпоративные и договорные нормы, они выражают всего лишь отдельные (част- ные) интересы субъектов (организаций, граждан), строящих отношения между собой (горизонтальные отношения). В них заложена их собственная воля, и эти нормы распространяются только в отношении этих лиц (физических, юридических). Применительно к нормам корпоративным и договорным употребление термина «частное право» совершенно справедливо.

Под системой права понимается определенная внутренняя его структура (строение, организация), которая складывается объек­тивно как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Она не результат произвольного ус­мотрения законодателя, а своего рода слепок с действительности. Фактический социальный строй общества, государства опреде­ляет в конечном счете ту или иную систему права, его отрасли, институты, другие подразделения. Система права показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Система права характеризуется такими чертами, как единст­во, различие, взаимодействие, способность к делению, объектив­ность, согласованность, материальная обусловленность. Единст­во юридических норм, образующих право, определяется: во-пер­вых, единством выраженной в них государственной воли; во-вто­рых, единством правовой системы, в рамках которой они существуют и действуют; в-третьих, единством механизма пра­вового регулирования, его исходных принципов; в-четвертых, единством конечных целей и задач.

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права;

д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рас­сматриваемого явления.

Правовая норма - первичный элемент системы права. Это ис­ходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные от­ношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не представляет собой механическое объединение норм из нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право - отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Трудовое право регулирует отношения, в которые вступают рабочие и служащие в процессе осуществления трудовой деятельности в сфере производства. Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.

Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный характерно и отличать одну отрасль права от другой. В крупных и сложных по составу отраслях права имеется еще один компонент - под отрасль права - целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового института под отрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет. Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

1. Государственное (конституционное) право - это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

2. Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

4. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр. вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

5. Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.

6. Трудовое право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.

7. Семейное право - отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы ставят условия и устанавливают порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.

8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цели, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного решения.

9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется. Нормы уголовного права определяют понятие преступления; устанавливают круг преступлений, виды и размеры наказания за преступное поведение и другое.

10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

Институт права - это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновид­ность общественных отношений. Если юридическая норма - «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то пра­вовой институт представляет собой первичную правовую об­щность»\".

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт - составная часть, блок, звено отрасли. В каждой отрасли их мно­жество. Они обладают относительной автономией, так как каса­ются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов: в уголовном праве - инсти­тут необходимой обороны, институт крайней необходимости, не­вменяемости; в гражданском праве - институт исковой давнос­ти, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государствен­ном праве - институт гражданства; в административном - ин­ститут должностного лица; в семейном праве - институт брака и т. д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом - как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Виды правовых институтов. Прежде всего институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административ­ные, финансовые и т. д. Сколько отраслей - столько соответству­ющих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов - наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отрасле­вые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (за­крепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой - из норм двух и более отраслей. Напри­мер, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплекс­ный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститу­тами. Например, институт поставки в гражданском праве вклю­чает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соот­ветствующих отношений, охранительные - на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные - закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных орга­нов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характер­ны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного норматив­ного предписания; 2) структура правового института; 3) структу­ра правовой отрасли; 4) структура права в целом\". Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию.

Еще по теме 44. Система права: понятие и структура.:

  1. Система российского уголовного права: понятие, структура, признаки
  2. 1.5. ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В РФ. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРОБАНКА РФ Понятие, структура и основные черты кредитной системы в РФ.
  3. § 2. Понятие права. Форма права. Система права и система законодательства Российской Федерации
  4. Глава 1. Понятие и предмет гражданского права. Система гражданского права. Принципы гражданского права: понятие, система, значение.
  5. 11. Система права и система законодательства. Понятие и типология правовых систем.
  6. 4. Методология теории государства и права: понятие и структура.
  7. § 1. Система и структура международного экономического права.
  8. 1.Понятие гражданского права, его система, соотношение с другими отраслями права, функции.

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право -

Понятие и структура системы права представлена в виде юридико-доктринальной конструкции и категории, включающей в себя нормы, а также отрасли и институты, объединяющие эти нормы. Согласно доктринальной трактовке, основным конструктивным элементом является норма. Структура системы права содержит большое количество разных положений. Они применяются при регулировании различных общественных отношений. При этом имеют место некоторые закономерные взаимосвязи между особенностями регуляции и спецификой отношений. Так, структура права предусматривает, что регулирование однородных отношений осуществляется нормами одного порядка. В соответствии с этим, внутри дисциплины все нормы объединяются в отрасли и институты.

Правовым институтом считается совокупность норм одного порядка, которые регулируют конкретный тип отношений в обществе. Так, юридический институт собственности в области гражданских правоотношений представлен в виде норм одного типа, взаимосвязанных между собой и регулирующих отношения, связанные с собственностью. Аналогичным образом определяются и прочие институты и других юридических отраслей.

Отраслью называют комплекс норм одного порядка, призванных регулировать определенного рода.

Структура права, таким образом, предусматривает видовое различие, выраженное институтами в рамках одной отрасли. Различие существует между группами норм, являющимися относительно самостоятельными.

Существуют отрасли процессуального и материального права. Ко второй категории относят комплекс гражданских, трудовых, уголовных и прочих норм. Процессуальная отрасль содержит совокупность гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных и прочих положений.

Отрасли и нормы материального права устанавливают исходные обязанности и в конкретной области регулирования отношений. При этом процессуальные положения и отрасли закрепляют процедуры и порядок, в соответствии с которыми реализуются материальные нормы, обязанности и возможности участников процессуальных правоотношений.

Процессуальные положения, подотрасли, отрасли и институты наделяют необходимой юридической определенностью взаимоотношения разных субъектов на различных этапах правоохранительной, правоустановительной и правоприменительной деятельности. Благодаря этим нормам вся структура права приобретает юридическую гарантию в сфере реализации свобод и прав личности.

В пределах отраслей образуются подотрасли. При этом структура права предполагает формирование в рамках материальных отраслей соответствующих процессуальных или материальных подотраслей.

Эти относительно крупные составные части отрасли объединяют группу однородных юридических институтов. Зачастую, первоначально формируясь на базе нескольких (либо одного) правовых институтов, подотрасли (при наличии ряда условий) постепенно обосабливаются в новые самостоятельные единицы.

В юридической литературе принято разделение дисциплины на публичное и частное направление. Так, определяют отрасли публичного права. К ним относят комплекс конституционных, административных, гражданских норм. например, гражданское.

Следует отметить, что обособление публичного и частного направления в дисциплине было принято еще римскими юристами. Выделение комплекса публичных норм соответствовало принципу, на котором основывалась римская юриспруденция. Предмет дисциплины включал в себя (наряду с изучением права в целом) соответствующее изучение (юридическое толкование и понимание государства).

Выбор редакции
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...

Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....

Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...