Правительство поменяет требования пожарной безопасности после пожара в тц. О грядущей реформе в мчс россии Что будет сделано для улучшения работы


19.10.2016 14376


После пожара на Амурской улице, в огне которого погибли восемь сотрудников пожарной службы, возникает два резонных вопроса – кто виноват и что делать? При этом в самом ведомстве начались жаркие споры - люди из министерства делают упор на том, что в трагедии виноваты сами пожарные из-за их же неправильных действий, и Илья Денисов несёт персональную ответственность за произошедшее. Но так ли это на самом деле? Для того, чтобы разобраться в сути, необходимо копнуть глубже.

В 2014-2015 годах были проведены серьезные реформы в МЧС, названые позднее «оптимизацией». Результат оптимизации налицо: уменьшилось количество пожаров, да и общая статистика выглядит утешительно – по итогам 2015 года произошло 145 тысяч пожаров, а в 2013 было почти 153 тысячи. Вроде бы молодцы, новый министр действительно работает, реформы действенные проводит.

Но красиво только на бумажке. Принятием одного из специальных постановлений у министерства появилась возможность перевести происшествие из категории «пожар» в категорию «загорание». И если посмотреть на статистику загораний, то выглядит она ужасающе – за 2 года количество выездов на загорания увеличилась практически в 1,5 раза! Для наглядности, в 2013 году т.н. загораний было зафиксировано почти 276 тысяч, тогда как в 2015 году, после вступления реформы с уточнениями в действие, количество загораний составило 385 тысяч!

Теперь давайте взглянем на еще один важный орган пожарной безопасности – Госпожарнадзор. С 1 декабря 2014 года было сокращено 10 % сотрудников подразделений надзора, с 10 апреля 2015 года еще 10 %, 30 апреля 2015 года были упразднены и сокращены органы надзорной деятельности региональных центров МЧС России. И наконец, с 1 апреля текущего года было сокращено 50 % личного состава управлений надзорной деятельности в субъектах и 10% сотрудников территориальных отделов надзорной деятельности районов. Всего сокращено более 40 % от прежней численности органов надзора.

Вызывает недоумение и ряд реализованных Министерством последних законодательных инициатив в сфере надзора. К примеру, 12 сентября, незадолго до пожара, глава МЧС Владимир Пучков подписал приказ № 492, который снижает административную нагрузку на малый и средний бизнес. По сути, приказ запрещает проверять даже те предприятия, которым ранее было выдано предписание устранить нарушения.

Сокращения были естественно обоснованы – кризис, оптимизация бюджета. Новые приказы логично вписываются в политику снижения административного давления на бизнес. Но к чему это привело?

Давайте рассмотрим подробнее на примере последнего пожара. Склад, на котором произошло возгорание, изначально был предназначен для хранения овощей, однако был переоборудован в помещение для хранения пластика, который является материалом повышенной пожарной опасности. При этом вся документация по пожарной безопасности была оформлена как на овощебазу, для которой нужна лишь автоматическая пожарная сигнализация.

Ничего подобного раньше при прежнем Госпожарнадзоре никто не согласовал бы. Но эта структура была в последнее время фактически «разгромлена». События на Амурской улице – прямое следствие ослабления ГПН.

Создается впечатление, что руководство МЧС пошло на эти реформы, чтобы снять с себя всякую ответственность. Есть строители, которые должны строить по ГОСТу и обеспечивать пожарный надзор. Есть государственная комиссия, принимающая объект. МЧС при этом отстранятся от ответственности.

Но по сути отсутствие должного серьёзного надзора за пожарной безопасностью с переводом полномочий строителям приводит к плачевным результатам. Эксперты уверены: если есть законная возможность уменьшить издержки, одной из первых статей экономии становятся затраты на безопасность.

Реформы абсолютно разрушили систему внутриведомственного контроля в сфере надзорной деятельности, что привело к ослаблению такого важнейшего аспекта работы, как профилактика коррупционных проявлений.

Трагедия на Амурской улице не случайна и не возникла на пустом месте.

Некомпетентным руководством разрушен пожарный надзор, уничтожена комплексная система профилактической деятельности. Многие квалифицированные специалисты были уволены, в том числе и те, которые курировали такие сложные объекты, как атомные станции. Одних увольняли под формальным предлогом, например, в связи с выходом на пенсию, других под предлогом сокращений. Но суть не меняется – именно действия верхушки руководства привели к трагедии, разыгравшейся в Москве 22 сентября и унесшей жизни 8 членов пожарной безопасности.

Московское руководство и сотрудники действовали профессионально, придерживаясь предусмотренного в таких случаях регламента, в гибли товарищей их вины нет – все таки это больше несчастный случай. Но это случай был спровоцирован в том числе и ослаблением Госпожарнадзора с передачей части его полномочий сторонним подразделениям.

Интересен еще один момент. В реалиях современной военной обстановки и напряжения во внешней политике «реформа безответственности» увеличивает террористический потенциал объектов, подобных складу на Амурской улице.

Потенциальным террористам достаточно бросить спичку в подобном складе и мы получим новую трагедию с гибелью людей.

Так все же, нужны ли такие реформы МЧС? И куда приведет новое руководство министерство, которое должно отвечать за спасение граждан?

МЧС России разработан пакет законопроектов, принятие которых позволит повысить уровень пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей. Об этом сообщил сегодня главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору – директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы Ринат Еникеев на пресс-конференции, которая состоялась накануне 91-й годовщины со дня образования Государственного пожарного надзора.

МЧС России предлагает вернуть Госпожнадзор на все этапы процесса строительства зданий, начиная с контроля при выборе площадок для строительства, проектно-сметной документации и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию. Кроме того, в случае принятия законопроекта пожарные инспекторы смогут проверять здания целиком, а не отдельные в них помещения, принадлежащие разным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, как это предусмотрено действующим законодательством. Планируется, что устанавливать требования пожарной безопасности должно исключительно МЧС России, а не другие министерства и ведомства. Подготовленные МЧС России законопроекты проходят согласование с заинтересованными федеральными органами власти.

В настоящий момент особенно остро стоит вопрос о пожарной безопасности объектов с массовым пребыванием людей.

«Всего предстоит проверить около 90 тысяч таких объектов, из них почти на 70 тысячах объектов проверки уже прошли, – сказал Ринат Еникеев. – Практически на каждом втором выявлены нарушения – всего почти 280 тысяч нарушений. При этом на 700 объектах установлены нарушения противопожарных требований, устранение которых требует значительных материальных затрат и возможно лишь в ходе их реконструкции».

Судами приняты решения о приостановке эксплуатации 458 объектов. Деятельность 294 зданий, детских игровых зон и кинозалов уже приостановлена.

Основными задачами Госпожнадзора сегодня являются: снижение риска возникновения пожаров и их количества, минимизация ущерба, а также снижение количества погибших. За пять лет количество пожаров снижено на 33 %, количество погибших на них людей – на 18 %, число травмированных – на 23%.

Сегодня почти 70% пожаров и 90% случаев гибели людей на них происходят в жилом секторе. Это требует более активной профилактической работы с населением, в системе образования и здравоохранения, в социальной сфере.

Кроме того, более пристального внимания инспекторов требуют подконтрольные МЧС России объекты, отнесенные к высокой степени риска. Их насчитывается свыше 125 тысяч. В связи с этим планируется увеличить штат инспекторов государственного пожарного надзора.

«Инспекторы работают с учетом риск-ориентированного подхода. Их основная задача не наказать, а дать рекомендации и разъяснить, как обеспечить пожарную безопасность. Увеличить численность сотрудников планируется для того, чтобы система профилактики и предупреждения работала эффективно», - подчеркнул Ринат Еникеев.

В МЧС России всерьез взялись за глобальную переработку законодательных и нормативно-правовых актов, касающихся сферы пожарной безопасности. Причиной этому стал масштабный анализ крупных пожаров на объектах с массовым пребыванием людей, проведенный после трагедии в Кемеровском торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня». Грядущие изменения затронут законы «О государственном контроле», «О пожарной безопасности», Постановление Правительства «О федеральном государственном пожарном надзоре», а также ряд других тематических актов.

По мнению министерства, основная проблема, приведшая к столь трагическим последствиям, заключается в разрозненности системы государственного контроля в области пожарной безопасности на всех этапах существования объекта – проектировании, строительстве и эксплуатации.

Поэтому внесения важных поправок ожидает непосредственно порядок осуществления пожарного надзора. Само определение объекта, подлежащего проверке изменится, - теперь это будут не организации, а здания, находящиеся в эксплуатации. В связи с этим планируется вообще не уведомлять владельцев зданий и всех юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обитающих на его территории, о внеплановой проверке. Каждый квартал станут проводиться противопожарные тренировки при участии органов МЧС. При осуществлении мероприятий по экспертизе проектов, выдаче разрешений на строительство и вводе в эксплуатацию зданий с массовым пребыванием людей неукоснительным требованием станет участие органов Госпожнадзора. Контроль за противопожарными системами будет осуществляться как на этапе проектирования (лицензию на этот вид деятельности получит право выдавать и отзывать МЧС России), так и в ходе текущей эксплуатации (видеонаблюдение надзорных органов в онлайн-режиме за их состоянием в организациях).

Конечно же, сразу же последуют изменения и подзаконных актов, в том числе многочисленных технических регламентов в области пожарной безопасности. К тому же, для исполнения новых требований понадобится привлечение значительного кадрового и финансового резерва.

Стоит отметить, что в систему риск-ориентированного подхода в сфере пожарной безопасности также будут внесены поправки, касающиеся добавления категории «чрезвычайно высокого риска» с периодичностью проверок 1 раз в год. К объектам такого уровня категорирования отнесут детские сады, школы, детские лагери, школы-интернаты, детские дома. Пока они относятся к категории высокого риска, соответственно плановые проверки проводятся с периодичностью раз в 3 года. Хотя перед началом каждого учебного года школы и детские сады проходят так называемую «приемку». Комиссия, назначенная распоряжением главы муниципального района, в состав которой обязательно вхоят и представители МЧС, проверяет готовность учреждений к началу занятий.

Для ознакомления с необходимыми требованиями такого мероприятия в области пожарной безопасности, мы отыскали свежий акт проверки готовности общеобразовательного учреждения, находящийся в свободном доступе на официальном сайте управления образования одного из регионов страны. Надзору подлежат проверка сопротивления изоляции электросети и заземления электрооборудования; наличие и состояние противопожарного оборудования (пожарные краны, рукава, огнетушители и другие средства борьбы с огнем), а также выполнение правил противопожарной безопасности. Таким образом, круг поднадзорных вопросов очень мал по сравнению с программой стандартной проверки Госпожнадзора.


В минувшую пятницу Владимир Путин подписал указ, согласно которому губернаторы будут охраняться Федеральной службой войск национальной гвардии РФ (Росгвардией). То есть, по-видимому, Федеральная служба охраны (ФСО), которая сейчас охраняет мэра Москвы, губернатора Санкт-Петербурга и глав некоторых других регионов, передаст эти полномочия Росгвардии. Лишатся статьи доходов и частные охранные компании, которые обеспечивают безопасность ряда губернаторов.
Как рассказал «НГ» советник главы Росгвардии, экс-начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский, данное решение главы государства закономерно, так как «любые носители особо важной государственной информации (а губернаторы ею обладают. – «НГ») должны быть надежно защищены». Между тем в осведомленных кругах уверены, что ожидаются новые указы главы государства, в которых Росгвардия получит другие, более широкие полномочия, связанные с защитой населения от внутренних потрясений, в том числе от различного рода стихий, пожаров и других бедствий.
Как сообщают источники из Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), в ближайшее время эта структура будет расформирована. А функции МЧС получит не Минобороны, чего давно добивался глава военного ведомства Сергей Шойгу, а Росгвардия, которую возглавляет генерал армии Виктор Золотов. Он, как известно, в свое время возглавлял Службу безопасности президента РФ. И, видимо, поэтому Владимир Путин доверит ему сформировать структуру, которая уже в скором будущем, не дублируя, а дополняя функции МВД и ФСБ, будет отвечать и обеспечивать внутреннюю безопасность и стабильность в обществе.
«Стихийные бедствия, пожары и другие катаклизмы в нынешних реалиях могут являться элементами гибридной войны, – считает военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. – По законам РФ Минобороны отвечает за защиту государства от внешних угроз.
А кто отвечает за внутреннюю безопасность? Вроде ведомств много, а эффективность от их деятельности порой невысока. После распада СССР Россия пережила две гражданские войны в Чечне. Стране в глобальном масштабе по-прежнему угрожает терроризм, а также другие деструктивные явления, способные при определенных условиях разрушить общество. Противостоять этому сможет только очень хорошо подготовленная структура. Надо полагать, Путин делает ставку на Росгвардию».
Эксперт отмечает: «Если МЧС присоединят к Росгвардии, численность этой структуры увеличится почти вдвое. При этом можно будет сэкономить за счет сокращения управленческого аппарата». Неткачев напоминает, что, к примеру, функции МЧС в США выполняет именно Национальная гвардия: «Но в условиях России это обретает совсем другое качество».

Недавно первый заместитель директора Росгвардии генерал-полковник Сергей Меликов заявил, что ведомство создает в каждом федеральном округе Силы быстрого реагирования. Об этих силах говорил и генерал Золотов, выступая 25 октября в Совете Федерации. «В ближайшие три года основные усилия Росгвардии будут сосредоточены на создании в федеральных округах группировок войск, способных при резком обострении обстановки в кратчайшие сроки выполнить поставленные задачи – как в мирное, так и в военное время», – заявил он.
Грубая прикидка показывает, что если в Росгвардию (штатная численность – около 340 тыс. военнослужащих) вольется МЧС (290 тыс. сотрудников), численность этой силовой структуры составит более 630 тыс. человек. Это в два раза больше, чем численность Сухопутных войск Российской армии.
МЧС реализует новую стратегию развития, в которой не просматривается места для региональных центров. Их уже начали сокращать. Первой жертвой стал дальневосточный центр, о расформировании которого объявлено официально.
По словам начальника Сибирского регионального центра МЧС Сергея Диденко, более 300 работников Дальневосточного регионального центра МЧС России в Хабаровске будут сокращены в связи с его ликвидацией. Увольняемым специалистам помогут с трудоустройством или переводом в другие структуры ведомства.
Громкая новость совпала по времени с выходом Указа президента об увольнении со службы 13 генералов МЧС. Генеральский звездопад стал полной неожиданностью для многих. Освобожденными от должностей оказались руководители не только Дальневосточного, но и Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского региональных центров.
Среди уволенных такие знаковые фигуры, как, скажем, генерал Агафонов, чей фактурный профиль регулярно появлялся на телеэкранах, шла ли речь о расследовании авиакатастроф в Египте или в Сочи. Отправился на пенсию и патриарх МЧС, блестящий офицер с большой буквы, генерал-полковник Юрий Ковалев, отвечавший за регионы. А генерал-лейтенант Соловьев и генерал-майор Волынкин всего несколько дней назад летали на вертолете вместе с министром по районам, пострадавшим от осеннего тайфуна "Лайонрок". И казалось тогда ничто не предвещало отставок. Но теперь они, а также бессменный и очень харизматичный лидер северо-кавказских спасателей генерал Литюк, в том самом списке уволенных.
Трудно даже перечислить в одной заметке всех тех, кто лишился должностей. По крайней мере, таких громких отставок разом в МЧС не припомнят. Но в ведомстве, как ни странно, паники нет. И это главное, что следует из случившегося. Отставок, перемен и реформирования ждали. Перемены произошли не вдруг и не спонтанно.
О грядущем расформировании двух региональных центров впервые открыто с высокой трибуны глава МЧС Владимир Пучков заявил еще в конце декабря прошлого года в Санкт-Петербурге. На подведении итогов работы Северо-западного округа он не назвал, кто из восьми центров будет сокращен первым, но тогда министр сказал, пожалуй, ключевую фразу о том, что региональные центры показали низкую эффективность.
Заявить так министру позволили результаты серьезных исследований, которые проводились в ведомстве на протяжении двух лет. Именно тогда президентом страны была поставлена задача оптимизировать работу министерства и сделать его еще более эффективным, определив стратегию развития на двадцать лет вперед.
В МЧС к выполнению этой задачи подошли так: сначала определили "слабые звенья". Ими оказались смежные и административные подразделения. Раздутыми оказались и аппараты. Их и решено было сокращать в первую очередь. Кстати, одним из первых глава МЧС Владимир Пучков сократил свой аппарат.
Затем определили общую стратегию развития министерства. О ней не раз Владимир Пучков говорил на многочисленных совещаниях как Москве, так и в регионах. Она довольна проста и понятна - развивать и усиливать реагирующие подразделения за счет административных и аппаратных.
Кто пойдет в огонь? Генерал не пойдет. Надзирающий инспектор, перекладывающие бумаги клерки - тоже. Значит надо повышать профессиональный уровень спасателей, пожарных, психологов, водолазов. Надо увеличивать им зарплаты, обеспечивать по максимуму соцпакет, а не так, чтобы сотрудник ведомства, дежурящий сутками у пульта получал копейки. Примерно так говорил министр на совещаниях не раз и не два.
Показательный случай произошел на днях в Приморье. Министр сразу по прилету во Владивосток пересел на вертолет и отправился в Хасанский район на открытие пожарно-спасательной части в поселке Балабаш. Ее построили всего за месяц, но на удивление качественно. Но Владимир Пучков лишь вскользь бросил взгляд на стены, а первым делом зашел в дежурку и спросил у молодой девушки-оператора, сколько она получает. Молодая девчонка, смущаясь, ответила, что 17 тысяч, из которых 6 тысяч уходит на оплату съемной квартиры. Было видно, как министр изменился в лице. "Надо это поправлять", - сказал он.
Вот эти поправки и начались. Пока подразделения МЧС России, дислоцированные на территории Дальнего Востока, перешли в подчинение Сибирского регионального центра, базирующегося в Красноярске. Очередной этап реформирования управленческой структуры министерства в рамках укрупнения Сибирского, Центрального и Южного региональных центров МЧС России будет закончен уже в этом году. Уволенных людей, как заявили в ведомстве не бросят.
С каждым из руководителей будет проведена беседа и их кандидатуры будут рассмотрены на другие должности в системе МЧС России. Тех, кто достиг пенсионного возраста после всех предусмотренных законом процедур с почетом проводят на пенсию, - сообщили в МЧС.
Но на этом оптимизация ведомства не закончится. Реформирование всех региональных центров продлится еще год. В МЧС видят ведомство как укомплектованные новейшей техникой управления и пожарно-спасательные части на местах с минимальным управленческим аппаратом.
Плюс у министерства должны быть мобильные подразделения, готовые быстро прибыть на усиление в любую точку не только страны, но и всей планеты. Роль таких отрядов уже успешно выполняют центры "Лидер" и "Центроспас". Их реформа не коснется. Так что сейчас дело только за региональными центрами.

День образования Специальной пожарной охраны России ежегодно отмечается 9 октября. В 2018 году данная служба празднует 71-ю годовщину образования. Каждый год специальные пожарные подразделения выезжают на пожары, аварии, учения и различные тренировки более 50 тыс. раз.

История создания специальных подразделений Государственной противопожарной службы прочно связана с производством и формированием ядерного оружия в Российской Федерации.

Согласно с решением властей 9 октября 1947 года приказом МВД в составе Главного управления пожарной охраны был организован специальный отдел для подготовки и управления по охране объектов, которые были привлечены к выполнению проекта. Организации, которые создавались стали новаторами не только в области пожаротушения, но и при исполнении превентивных мероприятий на особенных объектах военно-промышленного комплекса страны.

С течением времени список компаний и учреждений, которые относятся к зоне ответственности Специальной пожарной охраны, обновлялись новыми объектами, к ним относились и такие себе «закрытые» города. Все это приводило к тому, что появлялась необходимость в росте числа подразделений, спасательно-пожарной техники, оборудования, регулярного развития системы специализации личного состава, увеличения спектра возможности пожаротушения, нормализация системы концентрирующего управления.

В 2017 году специальные подразделения Пожарной охраны МЧС Российской Федерации отметили свой 70-летний юбилей. Данные учреждения принимают участие в тушении пожаров на природе, в городах, населенных пунктах и в сельской местности. На счету Специальной пожарной охраны огромное количество ликвидированных крупных пожаров, а также техногенных катастроф.

Специальная пожарная служба была задействована и героически проявила себя в тушении пожаров после аварии, которая произошла на Чернобыльской АЭС в 1986 году. За время существования подразделения, у него накопился драгоценный опыт, который сегодня применяется при подготовке молодых специалистов.

Каждый год 9 октября в частях Специальной пожарной охраны проходят праздничные мероприятия, в ходе проведения которых вручаются награды за мужество, отвагу, героизм, что были продемонстрированы при тушении пожаров или ликвидации чрезвычайной ситуации.

На сегодняшний день, пожарная охрана является единой системой, которая имеет четко отработанную управленческую и штатную структуру. Это огромный коллектив, который состоит из 51 управления, 305 специальных пожарных частей, 48 органов государственного пожарного надзора, располагающихся по всей территории страны.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...