Регистрация граждан российской федерации по месту пребывания. Временная регистрация граждан россии по месту пребывания


Поделится в соц. сетях:


Постоянная прописка для граждан РФ за 3 дня

Регистрация по месту жительства – это определение, заменившее собой понятие «прописка», широко используемое в советское время и в 90-ые года. Сейчас есть 2 вида регистрации – по месту жительства (постоянная прописка) и по месту пребывания (временная прописка). Постоянная прописка подразумевает, что человек живет постоянно по одному адресу.

Регистрацию по месту жительства для граждан РФ чаще всего проходят собственники жилых помещений, прописывать на своей жилой площади посторонних лиц опасно, это влечет увеличение квартплаты и множество иных проблем с правами собственности. Регистрацией занимается Федеральная миграционная служба, нарушение правил регистрации приводит к административной ответственности.

Статья преследует целью описание правил регистрации по месту жительства граждан РФ, документов для подачи в органы регистрационного учета, порядок снятия с регистрации и тонкости законодательства в области постоянной прописки.


Документы для постоянной регистрации

Оформление прописки в регистрационных органах требует наличия следующих документов:

  1. Удостоверение личности заявителя, в качестве которого выступает паспорт гражданина РФ или свидетельство о рождении для лиц младше 14 лет. Может использоваться и паспорт гражданина СССР по образцу 1974 года, но в практике по понятным причинам используется крайне редко. Использование недействительного паспорта для постоянной регистрации невозможно, пока он не будет заменен.
  2. Заявление формы № 6 о регистрации по месту жительства (ссылка на скачивание в конце статьи). Если заявитель не является собственником жилья, то в графе «подпись лица, предоставившего жилое помещение» отображается согласие собственника или нанимателя жилья на вселение.
  3. Документ-основание для вселения и проживания в жилом помещении. Если прописываемый человек – не собственник жилья, таким основанием служит письменное заявление собственника о согласии на проживание в его квартире заявителя. Когда собственников несколько, требуется согласие каждого из них. Заявление пишется в свободной форме.

Какой паспорт признается недействительным?

  • Гражданин достиг возраста смены паспорта (20 и 45 лет);
  • Ошибочные записи о месте или дате рождения, иные ошибки;
  • Непригодность из-за плохого физического состояния паспорта;
  • Изменение имени, фамилии, отчества без отображения новых данных в паспорте.

Внимание

Регистрация по месту жительства невозможна по загранпаспорту гражданина РФ и по временному удостоверению личности гражданина РФ формы 2П.

При регистрации по месту жительства в паспортном отделе ФМС должностные лица потребуют личное присутствие собственника (собственников). С собой им следует взять удостоверение личности (паспорт гражданина РФ) и документ на право пользования жилым помещением (свидетельство о регистрации прав собственности).

Основанием для вселения может служить договор, составленный у нотариуса и заверенный им, или решение суда о праве пользования жилым помещением.

Для собственников жилья основанием для регистрации служит документ о праве собственности на жилье (постановление суда, договор или свидетельство о праве собственности).

Для многих документов-оснований вселения в жилое помещение, если они прошли государственную регистрацию, действует право заявителя отказаться от их предоставления в орган регистрации (п. 30 Административного регламента). Сотрудники паспортного стола должны будут сами запросить сведения о них в течение 8 рабочих дней с момента подачи заявления


Если заявитель недавно снялся с регистрационного учета по другому адресу, он может предоставить листок убытия формы № 7. Заявления и копии документов, дающих право на вселение, могут быть отправлены в электронном виде через Единый портал госуслуг .


Куда обратиться для получения регистрации?

Регистрацию граждан по месту жительства проводят отделения Федеральной миграционной службы. С 5 апреля 2016 года функции ФМС переданы Министерству внутренних дел РФ. Полная передача прав закончится к 1 июня 2016 года. Административный регламент и приказ ФМС № 288 от 11.09.2012 года устанавливают обязанности лиц, принимающих документы на регистрацию. Среди них:

  • Первичный прием документов;
  • Подготовка документов для регистрации и передача в другие службы;
  • Снятие с учета по месту жительства или пребывания.

Функции регистрации предоставлены должностным лицам на местах:

  • Жилищные кооперативы;
  • Коммерческие организации и предприятия, владеющие жилым фондом;
  • Организации муниципальных и государственных жилищных фондов;
  • Иные организации, имеющие права управления хозяйственным и жилым фондом.

Собственники жилых помещений регистрирует себя или других людей в отделениях службы миграции (паспортных столах) по месту расположению жилого помещения.

При соблюдении правил по регистрации по месту жительства на всю процедуру уходит не более недели и осуществляется она бесплатно. Регламентом установлены сроки ожидания в очереди при различных процедурах:

  • Подача документов на первом этапе – 30 минут;
  • Подача документов по предварительной записи – 15 минут;
  • Подача дополнительных документов, запрос на информацию, получение документов – 10 минут;
  • Очередь на консультацию к должностному лицу – 30 минут.


Снятие с регистрационного учета

Основания для снятия с постоянной регистрации:

  • Собственник принудительно выселяет с жилой площади;
  • Квартира арестована за невыплаченные кредиты и другие долги;
  • Продажа жилья и покупка нового;
  • Выселение из квартиры по постановлению суда;
  • Переезд в другое жилое помещение.

Снятие с регистрации по собственному желанию предполагает поход в паспортный стол или отдел миграционной службы для написания заявления о снятии. К заявлению прикладывают паспорт и копии документов о праве проживания в жилом помещении (свидетельство на право собственности, договоры на аренду и пр.).

Полезный совет!

Графу «причина снятия с учета» в заявлении заполнять не обязательно. Сотрудник паспортного стола обязан принять заявление, даже если поле останется пустое.


Принудительное выселение предполагает прикладывание к стандартным документам основания для выселения (акт ареста, договоры продажи и пр.). Потребуется и письменное согласие на выселение иных собственников квартиры.


Ограничения на оформление постоянной регистрации

Государственные органы не имеют право отказать в регистрации по месту жительства гражданам РФ ни под каким предлогом (п. 35 Административного регламента). Тем не менее, право граждан на свободное перемещение и выбор места пребывания и жительства в пределах России ограничивается:

  • В зонах, граничащих с другими государствами;
  • В зонах экологических бедствий;
  • На закрытых административных территориях;
  • В закрытых военных городках;
  • В регионах распространения опасных инфекций и болезней;
  • В районах с военным или чрезвычайным положением.

Этот список на ограничение права постоянной регистрации полный и подлежит изменению и дополнению только на основании Федеральных законов. Он не подлежит вольной трактовке, любой иной повод в отказе от регистрации является незаконным и подлежит обжалованию в суде.

Конституция РФ гарантирует полную свободу передвижения. Однако временная регистрация (в народе - прописка) по месту пребывания обязательна для тех, кто находится вне места своего постоянного проживания более 90 суток.

Само место временного проживания может быть различным: это и жилье, снимаемое по договору социального/коммерческого найма; это и дома отдыха, гостиницы, кемпинги, больницы (в случае длительного лечения); это и дома престарелых и иные заведения социального типа, в которых гражданин может в силу объективных причин находиться довольно долгое время.

Временная регистрация не требуется (но возможна) в следующих случаях:

  • если гражданин живет по любому адресу в пределах региона, где он имеет постоянную регистрацию;
  • если гражданин проживает в Москве или Мособласти, и при этом у него есть постоянная регистрация в Москве и области;
  • если гражданин живет в Санкт-Петербурге или Ленобласти, и при этом имеет постоянную прописку на территории Санкт-Петербурга или Ленобласти;
  • если гражданин проживает на территории республики Крым или в Севастополе, и имеет регистрацию по месту жительства в этих субъектах.

За невыполнение обязанности по регистрации гражданина могут оштрафовать (подробнее об этом расскажем ниже).

Вопросами регистрационного учета на территории России занимается Управление внутренней миграции МВД РФ (далее - УВМ). Это ведомство заменило ранее существовавшую ФМС.

Стоит отметить, что временная регистрация при этом производится абсолютно бесплатно, так же как и снятие с регистрационного учета. При этом гражданин не снимается с учета по месту жительства. А чтобы оформить временную прописку, не обязательно ждать 90 дней - это можно сделать и ранее.

Как делается временная регистрация?

Временная регистрация по месту пребывания может быть оформлена несколькими способами:

  1. Лично (путем подачи необходимых документов в территориальное подразделение УВМ).
  2. По почте.
  3. Через единый портал государственных услуг.

При подаче документов на регистрацию лично нужно представить следующий пакет документов:

  • заявление по форме №1 (бланк выдадут в УВМ или его можно скачать на сайте МВД и заполнить заранее);
  • паспорт;
  • документ, являющийся основанием для временной регистрации (например, договор коммерческого найма);
  • согласие определенных лиц на вселение (наймодателя и граждан, проживающих с нанимателем - при вселении в квартиру, находящуюся в соцнайме; всех участников долевой собственности).

Для оформления временной регистрации по общему правилу требуется присутствие собственника жилья. Сотрудник УВМ должен убедиться, что документ-основание подписан именно им. Исключение есть только 1 - если документ, удостоверяющий право на проживание, удостоверен нотариально (или представлена его нотариальная копия).

При подаче документов почтовым отправлением нужны:

  • заявлени по форме №1ПР;
  • копия паспорта;
  • нотариальная копия документа-основания для вселения;
  • нотариально удостоверенное согласие вышеуказанных лиц на вселение.

Для оформления временной регистрации через Госуслуги требуется подтвержденный профиль на портале. Нужно подать:

  • заявление по форме №1;
  • копию паспорта;
  • копию документа-основания для регистрации;
  • согласие вышеуказанных лиц, подписанное их ЭЦП или ЭЦП нотариуса;
  • листок статучета прибытия (если регистрация оформляется на срок больше 9 месяцев).

В течение 3 рабочих дней документы рассматриваются, и затем УВМ выдает свидетельство о регистрации по месту пребывания. По желанию заявителя оно может быть отправлено по почте, а не выдано лично на руки. Собственника же уведомляют о произведенной регистрации.

Исключение по срокам рассмотрения документов есть только 1 - если основанием для вселения выступил договор соцнайма, и при этом он не представлен в УВМ, а лишь указаны его реквизиты. Для дополнительной проверки указанных в заявлении фактов УВМ требу

Временная регистрация для граждан РФ: тонкости процедуры

Оформить временную регистрацию в жилом помещении предоставляется возможным только в случае согласия следующих лиц:

  • если речь идет о государственном или муниципальном жилищном фонде - обязательно согласие нанимателя и всех проживающих с ним совершеннолетних граждан. При этом на основании статьи 80 Жилищного кодекса Российской Федерации уведомление о новом временном жильце наймодателя является обязательным!

    Временная регистрация в таком жилищном фонде возможна не более чем на 6 месяцев подряд. Но даже в этом случае наймодатель может запретить оформление временной регистрации граждан в этих помещениях в связи с тем, что нормы жилья, рассчитанные на одного человека, сократятся;

  • юридического лица, владеющего жилым фондом;
  • непосредственных собственников помещений;
  • правления жилищного кооператива (при условии, что член кооператива не является собственником помещений).

По общему правилу, регистрация детей, не достигших совершеннолетия, по месту пребывания родителей, осуществляется без их согласия.

Согласие владельца жилья оформляется в письменной форме и заверяется у нотариуса или же непосредственно в УВМ при его присутствии.

А теперь коснемся вопросов со стороны собственника жилого помещения.

Договор найма заключен, в квартире появился новый жилец. Но, несмотря на первоначально хорошее мнение, надежд наймодателя он не оправдал. Возникает вопрос: как его выселить?

Для начала попробуйте провести конструктивный диалог, в ходе которого приведите веские основания, почему гражданин должен выехать. Если такой вариант не помогает, обращайтесь в суд.

Временная регистрация прекращается автоматически - по истечении срока, который был указан в заявлении. Но в случае досрочного прекращения регистрации, гражданин должен обратиться в УВМ для того, чтобы его сняли с учета по месту временного проживания.

Нарушение сроков временной регистрации

За несоблюдение требований законодательства о регистрации по временному месту проживания, КоАП РФ предусмотрены следующие штрафы:

  1. Для граждан, которые не зарегистрировались, размер штрафа составляет от 2 000 до 3 000 руб.; для Москвы и Санкт-Петербурга - от 3 000 до 5 000 руб.;
  2. Для собственника (нанимателя) помещения, который допустил проживание лиц без регистрации, размер штрафа составляет от 2000 до 5000 руб., в Москве и Санкт-Петербурге - от 5 000 до 7 000 руб.

I. Общие положения

II. Регистрация граждан по месту пребывания

III. Регистрация граждан по месту жительства

I. Общие положения.

1. Настоящие Правила в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации регулируют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее именуются — граждане) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее именуется — регистрационный учет). Регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
2. Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах — органы местного самоуправления.
3. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, — гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница — приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом — интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.
4. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.
Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.
Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на органы внутренних дел.
5. Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее именуются — документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

  • паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;
  • паспорт гражданина СССР, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, до замены его в установленный срок на паспорт гражданина Российской Федерации;
  • свидетельство о рождении — для лиц, не достигших 14-летнего возраста;
  • паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, — для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

6. Формы заявлений, свидетельств и иных документов, удостоверяющих регистрацию граждан по месту пребывания или по месту жительства, а также соответствующих штампов устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации. Формы статистического учета, порядок обращения документов между органами регистрационного учета и органами статистического учета устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
7. Регистрация граждан по месту пребывания и по месту жительства в пограничной зоне, закрытых военных городках, закрытых административно-территориальных образованиях, зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравления людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом, осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых федеральным законом.
8. Нарушение требований настоящих Правил влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Регистрация по месту пребывания

9. Граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 10 дней, обязаны в 3-дневный срок со дня прибытия (исключая выходные и праздничные дни) обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).


10. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению:

  • с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними совершеннолетними гражданами, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;
  • с собственниками жилых помещений;
  • с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

11. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.
12. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) производится независимо от согласия лиц, указанных в абзацах втором — четвертом пункта 10 настоящих Правил.
13. Исключен.
14. Регистрация граждан по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, больнице, на туристской базе, а также в ином подобном учреждении осуществляется по их прибытии администрацией этих учреждений на основании документов, удостоверяющих личность.
15. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

III. Регистрация по месту жительства

16. Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
  • документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его заверенная копия).

В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
17. Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
18. Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства. Гражданам, регистрация которых производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
19.Исключен.
20. За регистрацию граждан по месту жительства взимается государственная пошлина в порядке и размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации «О государственной пошлине».
21. Исключен.
22. Исключен.

IV. Регистрация некоторых категорий граждан по месту пребывания и по месту жительства

23. Регистрация военнослужащих осуществляется:

  • по месту их жительства — на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву);
  • по месту пребывания — при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения.

Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.
24. Граждане, не имеющие регистрации по месту жительства, регистрируются по месту пребывания в порядке, установленном настоящими Правилами.
25. Граждане, проживающие на территории монастырей, храмов и других культовых зданий, регистрируются в порядке, установленном настоящими Правилами, на основании заявления установленной формы и документов, удостоверяющих личность.
26. Граждане, связанные по условиям и характеру работы с постоянным передвижением (лица плавающего состава морского и речного флотов, работники геологических, поисковых и разведочных экспедиций, линейных строительно-монтажных, передвижных механизированных колонн и другие), регистрируются по месту дислокации соответствующих пароходств, флотилий, организаций и учреждений.
27. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в Федеральную миграционную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации или подразделения по делам миграции министерств внутренних дел, управлений и главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании выдаваемого указанными органами направления на временное поселение.
Регистрация вынужденных переселенцев по месту жительства осуществляется на основании документов, предусмотренных пунктом 16 настоящих Правил.
28. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства.
29. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних.
Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 16 лет осуществляется на основании свидетельства о рождении с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания.

V. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

30. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, по истечении сроков, указанных в их заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, на туристских базах и в иных подобных учреждениях — по их выбытии.
Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым отказано Федеральной миграционной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации или подразделениями по делам миграции министерств внутренних дел, управлений и главных управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании уведомления этими органами органов регистрационного учета.
31. Снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае:
а) изменение места жительства — на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявления о снятии его с регистрационного учета по месту жительства. При регистрации по новому месту жительства, если гражданин не снялся с регистрационного учета по прежнему месту жительства, орган регистрационного учета в 3-дневный срок обязан направить соответствующее уведомление в орган регистрационного учета по прежнему месту жительства гражданина для снятия его с регистрационного учета;
б) призыва на военную службу — на основании сообщения военного комиссариата;
в) осуждения к лишению свободы — на основании вступившего в законную силу приговора суда;
г) признания безвестно отсутствующим — на основании вступившего в законную силу решения суда;
д) смерти или объявления решением суда умершим — на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;
е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением — на основании вступившего в законную силу решения суда;
ж) обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации — на основании вступившего в законную силу решения суда.
32. При снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами «в», «г», «д», «е» и «ж» пункта 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.
33. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в 3-дневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства. В паспортах граждан, снятых с регистрационного учета по месту жительства (кроме умерших, а также граждан, признанных безвестно отсутствующими, объявленных умершими либо выбывших на новое место жительства без снятия с регистрационного учета), производятся отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства. Отметки о снятии с регистрационного учета по месту жительства граждан, зарегистрированных по иным документам, удостоверяющим личность, производятся в свидетельстве о регистрации граждан по месту жительства.
34. Исключен.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

"Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ"

В целях приведения установленного порядка регистрационного учета граждан Российской Федерации в городе Москве в соответствие с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в связи с проведением структурных изменений органов регистрационного учета в Российской Федерации Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить:

1.1. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве (приложение 1).

1.2. Перечень документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых в органы регистрационного учета (приложение 2).

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 6 апреля 2004 г. N 189-ПП "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в городе Москве".

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москве Швецову Л.И.

Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Приложение 1

ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ И СНЯТИЯ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА ПО МЕСТУ ПРЕБЫВАНИЯ И ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ

1. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г., 14 августа 2002 г., 22 декабря 2004 г.), в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", жилищным, гражданским и другим законодательством Российской Федерации, а также с учетом Устава города Москвы, законов и других правовых актов города Москвы и определяют порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации (далее - граждан) с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства на территории города Москвы.

1.2. Регистрационный учет осуществляется в целях создания необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а также обеспечения в городе Москве общественного порядка и безопасности граждан. Регистрация или отсутствие таковой не могут являться основанием возникновения, ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

1.3. Органами регистрационного учета в городе Москве являются органы миграционной службы.

1.4. Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила.

1.5. В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Жилищным кодексом Российской Федерации:

Местом пребывания являются гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, в котором он проживает временно;

Местом жительства является жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на законных основаниях, предусмотренных федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

1.6. Ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица организаций, уполномоченных собственниками жилых помещений выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения:

Осуществляющих управление многоквартирными домами, в т.ч. товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные и жилищно-накопительные кооперативы;

Единых информационно-расчетных центров города Москвы;

Гостиниц, кемпингов, туристических баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, одиноких престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;

Организаций, имеющих жилые помещения на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками жилых помещений в данном многоквартирном доме ответственными за регистрацию являются лица, специально уполномоченные собственниками для осуществления этих функций.

1.7. Документами, удостоверяющими личность граждан Российской Федерации (далее - документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

Паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации;

Свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста;

Паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации, - для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

1.8. Лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним граждан с заявлением о регистрации по месту пребывания либо по месту жительства передают необходимые для регистрации документы в соответствии с перечнем, предусмотренным разделами 2 и 3 настоящих Правил, в орган регистрационного учета. Органы регистрационного учета в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания, а также в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства и производят в их паспортах отметку о регистрации по месту жительства.

1.9. Контроль за соблюдением гражданами и уполномоченными лицами настоящих Правил возлагается на органы миграционной службы.

2. Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания

2.1. Регистрация граждан по месту пребывания осуществляется в жилые помещения любых форм собственности без снятия с регистрационного учета по месту жительства. 2.2. Оформление регистрации граждан по месту пребывания осуществляется при представлении:

Заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме;

Документов, являющихся основанием для временного проживания граждан в указанных жилых помещениях.

2.3. Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, осуществляется на период, определенный по взаимному соглашению данных граждан с собственниками жилых помещений. Регистрация по месту пребывания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и назначенных в установленном порядке для ее прохождения в город Москву, а также членов их семей с согласия заявителя может оформляться по адресу дислокации воинских частей до получения ими жилой площади. Регистрация по месту пребывания граждан, обратившихся в органы миграционной службы с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, производится на основании направлений на временное поселение в жилых помещениях, предоставленных им для временного проживания.

2.4. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей, (усыновителей, опекунов) или близких родственников, вместе с которыми они будут временно проживать, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних. При этом несовершеннолетние граждане вписываются в свидетельство о регистрации по месту пребывания, выдаваемое законным представителям данных детей.

3. Регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства

3.1. Регистрация граждан по месту жительства осуществляется в жилые помещения любых форм собственности.

3.2. Регистрация граждан по месту жительства осуществляется при представлении:

Заявления о регистрации по месту жительства по установленной форме;

Документа, удостоверяющего личность;

Документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения.

3.3. Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей) или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов).

3.4. Граждане, имеющие жилые помещения на праве собственности по разным адресам, регистрируются по месту жительства только по одному адресу.

4. Снятие граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства

4.1. Граждане считаются снятыми с регистрационного учета по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, по истечении сроков, указанных в заявлениях о регистрации по месту пребывания, а в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, кемпингах, больницах, туристских базах и в иных учреждениях социального назначения - по их выбытии.

4.2. Снятие с регистрационного учета по месту пребывания граждан, которым органами миграционной службы отказано в признании вынужденными переселенцами, осуществляется на основании уведомления об отказе.

4.3. Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случаях:

Изменения места жительства, в том числе выезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации - на основании заявления гражданина о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства или заявления о регистрации по новому месту жительства;

Призыва на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;

Осуждения к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;

Признания безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

Смерти или объявления умершим вступившим в законную силу решением суда - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

Выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

Обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц органов миграционной службы уполномоченных лиц, ответственных за регистрацию, при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда.

4.4. Органы регистрационного учета на основании полученных документов в трехдневный срок снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства, о чем в документах, удостоверяющих личность граждан, делается соответствующая отметка.

5. Заключительные положения

5.1. Управление Федеральной миграционной службы России по городу Москве рассматривает и принимает решения по вопросам регистрации и снятия с регистрационного учета граждан, указанных в разделах 2, 3 и 4 настоящих Правил, в случаях обжалования ими решений территориальных органов миграционной службы либо отнесения конкретных вопросов регистрации к их компетенции.

5.2. При необходимости согласования вопросов, связанных с временным проживанием и вселением граждан в жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, Управление Федеральной миграционной службы по г.Москве направляет материалы для рассмотрения на Комиссию по жилищным вопросам при Правительстве Москвы.

Приложение 2

к постановлению Правительства Москвы

Перечень документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилые помещения в городе Москве, представляемых в органы регистрационного учета.

В соответствии с нормами и положениями Гражданского, Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации:

1. При временном проживании граждан в жилых помещениях гражданами представляются:

1.1. При вселении граждан в жилые помещения на срок до шести месяцев:

Согласие гражданина, проживающего по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования, граждан, совместно с ним проживающих по месту жительства, и собственника жилого помещения на вселение гражданина в качестве временно проживающего;

Согласие собственника (собственников) и граждан, совместно с ним (с ними) проживающих по месту жительства в данном жилом помещении, на вселение гражданина в качестве временно проживающего. Согласие оформляется заявлением, подписи лиц на котором удостоверяются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства. Временное проживание несовершеннолетних детей, не достигших 14-летнего возраста, совместно с родителями (усыновителями, опекунами) в жилых помещениях, вне зависимости от формы собственности, оформляется путем внесения их в соответствующее заявление.

1.2. При вселении граждан в жилые помещения на срок от шести месяцев до пяти лет:

Договор найма, краткосрочного найма, поднайма, договор безвозмездного пользования;

Соглашение собственника (собственников) жилого помещения и вселяемого лица о предоставлении ему права временного пользования жилым помещением (при вселении граждан в качестве членов семьи собственника либо при вселении иных граждан). От имени собственника - города Москвы дает согласие на вселение граждан в жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, подписывает соглашение о предоставлении гражданам права временного пользования жилым помещением уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Подписи участников соглашения удостоверяются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо нотариально заверяются по согласию сторон;

Согласие органа опеки либо опекуна или попечителя (при вселении в жилое помещение, занимаемое лицом, состоящим под опекой или попечительством, либо при вселении в жилое помещение лица, состоящего под опекой и попечительством);

Согласие получателя ренты, залогодержателя (при вселении в жилое помещение, переданное по договору ренты (пожизненного содержания с иждивением) либо находящееся в залоге).

2. При вселении по месту жительства в жилые помещения:

2.1. Находящиеся в собственности Российской Федерации, города Москвы и иных субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, гражданами представляются:

Договор найма (коммерческого), социального найма, договор безвозмездного пользования (в том числе при вселении граждан в качестве членов семьи - соответствующий договор с внесенными в него изменениями о предоставлении права пользования данным жилым помещением вселяемому лицу);

Решение уполномоченного органа об установлении опеки или попечительства с указанием места жительства (при вселении в жилое помещение, занимаемое лицом, состоящим под опекой или попечительством, либо при вселении в жилое помещение лица, состоящего под опекой и попечительством). От имени собственника - города Москвы согласие на вселение граждан в жилые помещения, находящиеся в собственности города Москвы, дает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

2.2. Находящиеся в собственности граждан, гражданами представляются:

2.2.1. Документы о праве собственности граждан на жилые помещения:

Решение суда.

2.2.2. Соглашение собственника (собственников) жилого помещения и членов его семьи, проживающих по месту жительства в данном жилом помещении, и вселяемого лица по пользованию жилым помещением в качестве члена данной семьи.

2.2.3. Соглашение собственников жилого помещения об определении порядка пользования жилыми помещениями, предусматривающее выделение в пользование отдельной комнаты (в случае вселения граждан, которым по праву собственности принадлежит доля жилого помещения, и которые не являются членами семьи собственника или собственников) либо решение суда. Если сособственником жилого помещения является юридическое лицо, то соглашение об определении порядка пользования жилыми помещениями подписывается представителем этого юридического лица. От имени сособственника в лице города Москвы соглашение об определении порядка пользования жилыми помещениями подписывается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы - Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы. Подписи участников соглашения удостоверяются уполномоченным лицом, ответственным за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства, либо нотариально заверяются по согласию сторон.

2.2.4. Согласие получателя ренты, залогодержателя (при вселении в жилое помещение, переданное по договору ренты (пожизненного содержания с иждивением) либо находящееся в залоге).

2.3. Расположенные в коммунальной квартире, гражданами представляются:

2.3.1. Документы о праве собственности граждан на жилые помещения:

Свидетельство о праве собственности гражданина на жилище;

Правоустанавливающий документ на жилое помещение (договор передачи, договор купли-продажи, договор мены, договор дарения, договор ренты с пожизненным содержанием либо иной договор в соответствии с законодательством);

Правоустанавливающий документ на жилое помещение и свидетельство о государственной регистрации права, выданное на основании правоустанавливающего документа;

Иные документы, подтверждающие право собственности гражданина на жилое помещение;

Решение суда.

2.3.2. Договор найма (коммерческого), социального найма, договор безвозмездного пользования (в том числе при вселении граждан в качестве членов семьи - соответствующий договор с внесенными в него изменениями о предоставлении права пользования данным жилым помещением вселяемому лицу).

2.3.3. Согласие собственников всех жилых помещений (комнат) в данной коммунальной квартире на вселение гражданина в качестве члена семьи собственника либо члена семьи гражданина, проживающего по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования. От имени собственника - города Москвы, согласие на вселение граждан дает уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы - Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

2.3.4. Согласие на вселение несовершеннолетних детей их родителей (усыновителей, опекунов), органа опеки и попечительства в случае вселения несовершеннолетних детей в коммунальную квартиру из отдельной квартиры.

2.3.5. Согласие получателя ренты, залогодержателя (при вселении в жилое помещение, переданное по договору ренты (пожизненного содержания с иждивением) либо находящееся в залоге).

2.3.6. Справка об отсутствии тяжелых форм хронических заболеваний у проживающих и вселяющихся лиц, при которых совместное проживание в одной квартире невозможно, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, который устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Гражданами представляются при вселении в специализированные жилые помещения:

Предоставленные с целью социальной защиты отдельных категорий граждан - договор безвозмездного пользования жилым помещением;

В специально оборудованные - договор безвозмездного пользования специально оборудованным жилым помещением;

В служебные - договор найма служебного жилого помещения;

В жилое помещение в общежитии - договор найма жилого помещения общежития при предоставлении комнаты в общежитии, договор пользования жилым помещением общежития при предоставлении места в общежитии;

Маневренного фонда - договор найма жилого помещения маневренного фонда, а также договор краткосрочного найма при предоставлении жилых помещений на срок до одного года;

Расположенные в домах-интернатах для детей, детей-инвалидов, детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениях социального обслуживания для инвалидов, лиц пожилого возраста, учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства (дома ночного пребывания, социальные гостиницы, социальные приюты), в другие жилые помещения иного специального назначения - решения уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, вынесенные в установленном законом порядке. При вселении граждан в качестве членов семьи в специализированные жилые помещения представляется соответствующий договор с внесенными в него изменениями о предоставлении органом исполнительной власти, уполномоченным собственником данных специализированных жилых помещений, права пользования данным жилым помещением вселяемому лицу.

4. Уполномоченный орган исполнительной власти, органы регистрационного учета совместно с лицами, ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и месту жительства, осуществляют контроль соответствия вселения граждан в жилые помещения требованиям законодательства.

5. Вселение граждан в жилые помещения не может считаться законным, если:

5.1. Гражданин самоуправно занял жилое помещение либо самовольно построил здание или пристройку, сдаваемые другим гражданам для заселения.

5.2. Жилое помещение, принадлежащее гражданину или юридическому лицу на праве собственности и предоставляемое по договору в пользование иным лицам, обременено правами третьих лиц, в том числе на основании договора ренты и пожизненного содержания с иждивением, находится в залоге, состоит в споре, под арестом или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

5.3. Жилое помещение (жилой дом) подлежит освобождению в связи с:

Проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома, если такой капитальный ремонт либо реконструкция не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;

Переводом жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд;

Признанием в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу;

В этих случаях вселение граждан не допускается с момента принятия правового акта Правительства Москвы об освобождении жилого помещения (жилого дома), если иное не предусмотрено законодательством.

Изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.

В данном случае вселение граждан не допускается с момента принятия правового акта Правительства Москвы об изъятии, использовании земельного участка, если иное не предусмотрено законодательством.

5.4. В судебном порядке признано невозможным совместное проживание лишенного родительских прав гражданина с детьми, не достигшими 18-летнего возраста.

5.5. Документ на вселение в жилое помещение, а также сделка, связанная с установлением или изменением права владения, пользования и (или) распоряжения жилым помещением, либо иной документ, устанавливающий право собственности на жилое помещение, в установленном порядке признаны недействительными, либо документ на вселение в жилое помещение отменен в установленном порядке.

Является обязательным требованием государства к гражданам своей страны. Временное регистрирование выполняется по месту пребывания, постоянное - по месту проживания. Согласно законодательным актам РФ, гражданин должен получить прописку не позже семи дней после появления по новому адресу.

Регистрация нужна затем, чтобы получать медицинское обслуживание, устроить ребенка в школьное заведение, оформиться на работу.

Регулируются подобные отношения такими законодательными актами, как:

  • предоставляет информацию о том, что такое регистрационный учет;
  • регламентирует правовые отношения, возникающие в связи с этим вопросом;
  • от 25 июня 1993г . «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ»;
  • от 2013г . «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

Ответственность за нарушения правового характера, совершенные в рамках регистрационного учета, прописана в .

Органы регистрационного учета

Обычно в роли регистрирующего органа выступают паспортный стол и ФМС России, а если такого ведомства в населенном пункте нет, то местный административный ресурс.

Когда регистрация носит временный характер и ее оформление происходит по месту пребывания, то регистратором может выступить администрация гостиниц, санаториев, больниц.

Если регистрация является временной и производится в отношении учащихся или служащих армии, то документация на оформление передается к должностным лицам, которые и направляют ее в регистрирующий орган. Такими лицами могут являться:

  • ответственные сотрудники, которые осуществляют контроль за выполнением законодательный актов и норм РФ;
  • собственники жилплощади или управляющие, несущие ответственность за регистрирование в частных жилых помещениях.

Условия постановки на регистрационный учет по месту жительства

Чтобы пройти регистрацию, человеку нужно соответствовать требованиям закона. Прежде всего, заявитель должен иметь статус гражданина РФ, что подтверждается наличием паспорта. Кроме этого лицо, желающее получить регистрацию, должно подтвердить законность своих требований. Для этого будут нужны правоустанавливающие документы на квартиру (если заявитель собственник) или согласие владельца жилища и документация, подтверждающая его статус. Разумеется, заявитель обязан быть психически здоров и дееспособен.

Порядок постановки на регистрационный учет по месту жительства

Чтобы осуществить постановку на регистрационный учет по месту проживания очень важно придерживаться ряда правил. Прежде всего, регистрация должна быть проведена в семидневный срок с момента прибытия на новое место проживания. Обращаться за проведением процедуры следует паспортный стол, в ФМС России, либо к ответственному лицу.

Постановка на регистрационный учет осуществляется поэтапно:

  1. Лицо, желающее пройти регистрацию, собирает все необходимые , перечень которых можно получить в регистрирующем органе.
  2. Гражданин заполняет , в котором указывает свои намерения о регистрации по конкретному адресу.
  3. Сотрудник регистрирующего органа принимает заявление.
  4. Проводится проверка переданных документов, по итогам которой регистрирование либо выполняется, либо нет.
  5. При положительном решении в паспорте заявителя проставляется штамп о регистрации с указанием заявленного адреса. Если заявитель представил не паспорт, а иной документ, то он получает свидетельство о регистрации по месту жительства .

В ряде случаев заявителем может являться иностранец. Постановка на регистрационный учет иностранных граждан отличается от процедуры общего характера. Необходимо получить регистрацию в течение семи дней, однако она будет носить исключительно временный характер. Если иностранный гражданин получил разрешение на работу на территории РФ, то он вправе оформить регистрацию на один год.

Список документов

Постановка на регистрационный учет по месту жительства потребует от гражданина выполнить сбор следующих бумаг:

  • Паспорт или другой документ, подтверждающий личность заявителя (для несовершеннолетних детей - свидетельство о рождении).
  • Заявление о постановке на регистрационный учет от самого гражданина или от его представителя (для этого необходимо предоставить правильно оформленную доверенность, заверенную в нотариате).
  • Документация, являющаяся основанием для осуществления регистрационного учета (свидетельство (выписка) о собственности на квартиру, согласие владельца о регистрации другого лица , договор социального найма ). Посмотреть и скачать образцы документов можно здесь: , .
  • Адресный листок убытия или прибытия, если заявитель выполнил снятие с учета заранее.
  • Если заявитель прибыл в Россию из другого государства или региона, то потребуется статистические талоны убытия и прибытия.

Ответственность граждан за нарушение правил регистрации по месту жительства

Согласно п.1 ст. 19.15 КоАП РФ, любой человек обязан в оговоренный законом срок пройти регистрацию по месту жительства или по месту пребывания. Для получения установлен семидневный срок, а выполняется после того, как гражданин прожил по месту пребывания более 90 дней .

Если данные требования не соблюдены, то на нарушителя налагается административный штраф в размере от 2 500 до 3000 рублей , а на лицо допустившее правонарушение (владельца жилплощади) от 3 000 до 5 000 рублей . Для жителей Москвы и Московской области размер штрафа выше -3- тысяч рублей.

Также ответственность могут понести и сотрудники ФМС России, если предоставили госуслуги, касающиеся регистрационного учета, с нарушением установленного порядка, либо их не предоставили вовсе.

  • за нарушение сроков – от 3 000 до 5 000 рублей ;
  • за требование документации, не предусмотренной законом – от 5 000 до 10 000 рублей ;
  • за нарушение сроков рассмотрения поданной жалобы – от 20 000 до 30 000 рублей .

Контроль за регистрационным учетом осуществляют такие органы, как МВД и ФМС. Периодически проводятся проверки и рейды, в результате чего выявляются нарушители. В данной ситуации, норма закона такова, что, хоть срок давности у правонарушения и составляет 2 месяца , однако исчисляться он начинает с того момента, когда нарушение было обнаружено.

Пример по порядку постановки на регистрационный учет по месту жительства

Господин Васильев сменил место жительства и для осуществления регистрации по новому адресу обратился в ОФМС. Прошло две недели, а регистрация готова не была. Когда Васильев обратился в отделение ФМС, то выяснилось, что сотрудник, принявший у него заявление, заболел, а другая девушка не сообщила ему о нехватке некоторых документов.

Мужчина был очень удивлен данному требованию, поскольку собрал всю необходимую документацию согласно утвержденному перечню. Как оказалось, девушка требовала от него листок выбытия с предыдущего места жительства, которого у Васильева не имелось.

Через несколько дней мужчина обратился в суд с исковым заявлением, где изложил несколько своих претензий. Во-первых, он уведомлял суд о несоблюдении сроков проведения регистрации, а во-вторых, о нарушении закона путем затребования дополнительных документов. В своем иске Васильев настаивал на возмещении упущенной выгоды, поскольку без регистрации не смог устроиться на работу, и морального ущерба, так как его психика была травмирована хамским обращением сотрудницы ведомства.

В результате нескольких судебных заседаний суд посчитал претензии Васильева законными и вынес решение о наложении на сотрудницу отделения штрафа в размере: 3000 рублей за нарушение сроков выполнения регистрации и 8000 рублей за требование документации, не предусмотренной законом.

Заключение

В заключение можно сделать несколько выводов:

  1. Регистрационный учет является обязательным требованием государства.
  2. Регистрация бывает постоянной – по месту проживания, а может носить временный характер – по месту пребывания.
  3. Регулируется проведение процедуры рядом законодательных актов.
  4. В качестве регистрирующих органов могут выступить: паспортный стол , ФМС России и должностное лицо (если регистрация временная).
  5. Для постановки на учет по месту проживание необходимо иметь статус гражданина РФ и бумаги, подтверждающие право заявителя на регистрирование по заявленному адресу.
  6. Граждане других государств тоже могут получить регистрацию, но временного характера. Срок постановки на регистрационный учет будет зависеть от того на какой период оформлен его патент на работу.
  7. Для постановки на учет от заявителя потребуется собрать список документов, утвержденных законом.
  8. Регистрирующий орган не вправе требовать дополнительную документацию, не значащуюся в общем перечне.
  9. Срок для получения постоянной регистрации – 7 дней , а временная оформляется в том случае, если гражданин находится по месту пребывания более 90 дней .
  10. При нарушении срока прописки, на виновное лицо налагается штраф , установленный государством. Также ответственность несет и собственник жилья (если разговор идет о ).
  11. Штраф может быть наложен и на сотрудников регистрирующих органов, если ими были нарушены правила проведения регистрации.
  12. Контроль за проведением регистрационного учета осуществляют МВД и ФМС России .
  13. Срок давности правонарушения составляет два месяца.
Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...