Рождение вишну. Роль Вишну в зороастризме, Пуранах, древнегреческих мифах и современном индуизме


Вишну - др.-инд . Visnu - «проникающий во всё», «всеобъемлющий» < корня vic, «входить», «проникать» Упендра - «младший Индра» Атиндра - «более великий, чем Индра» Другие наиболее важные имена Вишну: Хари - букв. «рыжевато-коричневый», но толкуется как «избавитель» Говинда - «пастух» Кешава - «благоволосый» Мадхусудана - «убийца демона Мадху» Мурари - «враг демона Муры» Пурушоттама - «лучший из людей» или «высший дух»

Один из высших богов индуистской мифологии, составляющий вместе с Брахмой и Шивой т. н. божественную триаду - тримурти. В ведийских гимнах Вишну занимает сравнительно скромное место, хотя и входит в число основных божеств. В брахманах его значение возрастает, но лишь в эпосе и пуранах Вишну становится первостепенной фигурой.

Возможно, что образ Вишну вобрал в себя элементы из доарийского субстрата. В протоиндийских материалах никаких намёков на Вишну до сих пор не обнаружено . С другой стороны, нет и неоспоримых доказательств индоевропейского или даже индоиранского происхождения Вишну.

В ведийской литературе имя Вишну встречается около ста раз; в частности, он упомянут в нескольких гимнах «Ригведы», один гимн целиком посвящён ему. В гимнах прославляются три шага Вишну, которыми он измерил земные сферы. Уже в древнеиндийской традиции эти три шага были истолкованы как движение солнца или от восхода через зенит к закату, или через три мира. Прежде европейские мифологи делали из этого вывод, что Вишну первоначально был солнечным божеством, но теперь это мнение оспаривается многими учёными. Мифологема «трёх шагов» навсегда осталась связанной с Вишну и претерпела различные трансформации. Из них наиважнейшая - три шага Вишну в облике карлика, которыми он отнял вселенскую власть у царя дайтьев Бали .

В ведах Вишну выступает как младший партнёр Индры (отсюда имя Упендра) в мифе о борьбе против демона Вритры. Этот миф сохраняется и в более поздних мифологических сюжетах, но Вишну постепенно обретает главную роль (отсюда имя Атиндра).

В брахманах круг мифов, связанных с Вишну, расширяется. В них Вишну совершает подвиги на благо угнетённых и притесняемых, к нему обращаются боги за помощью в критических ситуациях.

В эпосе сам Вишну (либо в виде своих аватар Кришны и Рамы) является центральным персонажем. В эпической мифологии происходит постепенное отождествление целого ряда образов: с одной стороны, Вишну и божества Нараяны, а с другой стороны, Рамы, Кришны и других антропоморфных и териоморфных персонажей, из которых складывается система аватар Вишну-Нараяны.

Из 18 главных пуран 6 посвящены Вишну , но и в остальных, формально посвящённых Брахме или Шиве, Вишну и его аватары занимают большое место. В пуранах разрабатывается концепция тримурти, согласно которой онтологически единые Брахма, Вишну и Шива имеют функции соответственно создателя, хранителя и разрушителя мироздания. Однако большинство вариантов этой концепции отводит Вишну-Нараяне высшее место в триаде, провозглашая его абсолютом, источником, основой и сутью бытия. Подобные представления есть уже и в эпосе .

В одном из вариантов мифа о потопе мудрец Маркандея, спасённый Вишну (который в облике прекрасного юноши сидит на ветвях баньянового дерева), проникает в чрево божества и видит там всю вселенную: землю, небеса, людей, богов и т. д. Таким образом, мир предстаёт как форма существования Вишну. Согласно другому варианту мифа о потопе , Вишну в конце каждого мирового цикла (Юга) вбирает в себя вселенную и погружается в сон, возлежа на змее Шеше, плавающем по мировому океану. Когда Вишну просыпается и замышляет новое творение, из его пупа вырастает лотос, а из лотоса появляется Брахма, который и осуществляет непосредственно акт творения мира. Из других мифов, связанных с Вишну, следует назвать миф о пахтанье мирового океана, предпринятого под водительством Вишну-Нараяны. Вишну же отнимает у демонов добытую амриту, приняв облик прекрасной женщины, и играет решающую роль в последовавшей затем битве богов и асуров.

Мотив торжества над злом и принятия для этой цели определённого облика составляет основное содержание мифов об аватарах Вишну. Во всех своих проявлениях Вишну олицетворяет энергию, благоустрояющую космос. В различных мифологических и религиозно-философских системах (напр., в вишнуизме) эта энергия, именуемая Вишну, предстаёт во множестве обликов: от неописуемого абсолюта до личностного бога, к которому человек может испытывать сильную эмоциональную привязанность (бхакти).

В ведах Вишну наделён неопределённо антропоморфными чертами: он юноша большого роста, «широко ступающий». «Махабхарата» среди других имён Вишну даёт: «тот, чьё тело не описать», но тем не менее часто по-разному его описывает. В сложившейся позднее иконографии Вишну обычно изображается возлежащим на змее Шеше или стоящим во всеоружии юношей. В каждой из четырёх его рук он держит по атрибуту:

  • чакра (букв. «круг», «диск»), специфическое оружие наподобие бумеранга, обладающее сверхъестественной силой;
  • раковина;
  • булава (палица);
  • лотос или лук.

Цвет кожи Вишну - тёмно-синий, цвет одежды - жёлтый, как и у его аватар Рамы и Кришны, но в «Махабхарате» встречаются утверждения, что кожа Вишну принимает разный цвет в зависимости от юги. Супруга Вишну - Лакшми. Сам Вишну иногда называется сыном Адити и Кашьяпы. Обычное местопребывание Вишну - вершина горы Меру . Его ездовое животное - царь птиц Гаруда.

Вишну имеет много различных имён, связанных или с его свойствами и атрибутами, или с мифическими подвигами его самого и его аватар. В «Махабхарате» есть раздел под названием «Гимн тысяче имён Вишну» .

ВИШНУ (Санскр.) Вторая ипостась индусской Тримурти (троицы), состоящая из Брамы , Вишну и Шивы . От корня виш, "всепроникать". В "Риг-Веде" Вишну не является высоким богом, но просто проявлением солнечной энергии, и описан как "пересекающий тремя шагами семь областей Вселенной, и укутывающий все пылью (своих лучей)". Какими бы ни были шесть других оккультных значений этого утверждения, это относится к тому же классу символов, как и семь и десять Сефиротов , как семь и три отверстий совершенного Адама Кадмона , как семь "принципов" и высшая триада в человеке и т.д., и т.д. Позднее этот мистический символ становится великим богом, хранителем и восстановителем, "имеющим тысячу имен - Сахасранама ".

Источник: Блаватская Е.П. - Теософский словарь

Самые имена двух главных божеств – Брама и Вишну, давно должны были бы подсказать свое эзотерическое значение. Браман или Брам производится некоторыми от корня brih – расти или распространяться (см. Calcutta Review, том XVI, стр. 14) и Вишну от корня «vish». «проникать», входить в природу сущности. Брама-Вишну, таким образом, есть бесконечное Пространство, в котором Боги, Риши, Ману и все, что существует в этой Вселенной, являются лишь Силами (Vibhûtayah).

Вернемся к Фохату. Он связан с Вишну и Сурья в раннем аспекте первого бога; ибо в Риг-Веде Вишну не является высочайшим Богом. Имя Вишну происходит от корня vish – «всепроникать», и Фохат также называется «Всепроникающим» и Формовщиком, потому что он формирует атомы из сырого материала . В священных текстах Риг-Веды Вишну также есть «проявление Солнечной Энергии» и описан, как пробегающий тремя продвижениями через семь областей Мира; но Ведический Бог имеет мало общего с Вишну позднейших времен. Потому оба они тождественны в этом особом аспекте и один является копией другого.

Три и Семь «Продвижений» относятся в Эзотерической Доктрине к семи сферам, обитаемым человеком, так же как и к семи областям Земли.

< ... >

В Риг-Веде «три продвижения Вишну» через «семь областей Вселенной» были различно объяснены комментаторами, как космически означающие огонь, молнию и солнце, или же – землю, атмосферу и небеса; но более философски – и очень правильно астрономически – объясняет их Аурнавабха, как различные положения солнца – восход, полдень и закат.

< ... >

Метафизически Три Продвижения относятся к сошествию Духа в материю, к Логосу, сходящему, как Луч в дух, затем в душу и, наконец, в физическую форму человека, в которой он становится Жизнью.

Вишну в аспекте своей активной энергии никогда не восходит и не заходит и является семеричным солнцем, будучи в то же время отличным от него, говорит Вишну Пурана, II, XI. (Уильсон, II, 296).

< ... >

«Подобно тому, как человек, подходя к зеркалу, видит в нем свое изображение, так и энергия (или отображение) Вишну (Солнца), никогда не разъединяется, но остается... в Солнце (как в зеркале), которое установлено.» (Ibid., loc. cit.)

В индусских Пуранах, именно, Вишну – Первый, а Брама – Второй Логос , или же Идеальный Творец и Практический Творец, которые соответственно изображаются, один – проявляющим Лотос, другой – исходящим из него.

это не Вишну, «инертная причина создания», который выявлял функции Активного Провидения, но Всемирная Душа, та, которую в ее материальном аспекте Элифас Леви называет Астральным Светом. И эта Душа, в ее двойственном аспекте Духа и Материи, и есть антропоморфический Бог теистов; ибо этот Бог есть олицетворение этого Всемирного Творческого Посредника, одновременно чистого и нечистого, благодаря его проявленному состоянию и дифференциации в этом иллюзорном Мире – во истину, Бог и Дьявол!

< ... >

Что же касается до кажущейся несообразности обращения побежденных Богов к Вишну, то объяснение это находится в тексте Вишну Пураны , если только востоковеды захотят заметить его. Философия учит, что существует Вишну, как Брама, и Вишну в его двух аспектах .

< ... >

Потому это не Вишну, «инертная причина создания», который выявлял функции Активного Провидения, но Всемирная Душа, та, которую в ее материальном аспекте Элифас Леви называет Астральным Светом. И эта Душа, в ее двойственном аспекте Духа и Материи, и есть антропоморфический Бог теистов; ибо этот Бог есть олицетворение этого Всемирного Творческого Посредника, одновременно чистого и нечистого, благодаря его проявленному состоянию и дифференциации в этом иллюзорном Мире – во истину, Бог и Дьявол ! Но проф. Уильсон не доглядел, насколько Вишну, в этом аспекте, близко напоминает Господа Бога Израиля, «особенно в его приемах обольщения, искушения и хитрости».

В Вишну Пуране это выражено достаточно ясно. Ибо там сказано, что:

«При заключении своих молитв (stotra) . Боги узрели Высочайшее Божество Хари (Вишну) в кольчуге и вооруженного диском и палицею, едущим на Гаруде ».

Таким образом, Гаруда изображает Манвантарический Цикл, как это будет показано в дальнейшем. Потому Вишну есть Божество в Пространстве и во Времени , особый Бог Вайшнавов. Подобные Боги в Эзотерической Философии называются племенными или расовыми : то есть одним из многих Дхиани или Богов, или Элохимов, из которых по особой причине обычно избирался племенем или народом один и, таким образом, он постепенно становился «Богом превыше всех Богов» , «Высшим Богом», как Иегова, Озирис, Бэл, или какой-либо другой из Семи Правителей.

Брахма – второстепенное божество и, подобно Иегове, является «двигателем вод». Он есть творящий бог и в своих аллегорических изображениях обладает четырьмя головами, что соответствует четырем странам света. Он – демиург, архитектор мира.

< ... >

Где бы ни фигурировала мистическая водяная лилия (лотос), – она символизирует эманацию объективного из сокровенного, или переход вечной мысли всегда незримого божества из абстрактности в конкретные или зримые формы. Ибо, как только тьма рассеялась и «был свет», понимание Брахмы раскрылось, и он увидел идеальный мир (который до тех пор лежал в вечности скрытый в божественной мысли), архетипные формы бесконечного множества будущих вещей, которые будут вызваны к существованию и, следовательно, станут видимы. В этой первой стадии действия Брахма еще не стал архитектором, строителем вселенной, ибо ему надо было, как архитектору, ознакомиться с планом и представить себе идеальные формы, которые покоились в лоне Вечного Единого так же, как будущие листья лотоса скрыты в семени этого растения. И вот это и есть та идея, в которой мы должны искать происхождения и объяснения стиха в еврейской космогонии, где сказано:

«И сказал Бог, пусть земля производит плодовые деревья, приносящие плоды своего рода, чьи семена в них заключены».

Во всех примитивных религиях «Сын Отца» есть творящий Бог, т. е. Его мысль, ставшая видимой

< ... >

Бог Брахма является вторым лицом Троицы, каковыми являются Иегова (Адам-Кадмон) и Озирис или скорее Пэмандр, или сила божественной мысли Гермеса, ибо Пэмандр представляет собою корень всех египетских солнечных богов. Вечный есть Дух Огня, который возбуждает и оплодотворяет и развивает в конкретную форму все, что порождено из воды или изначальной земли, вышедшей из Брахмы. Но вселенная сама есть Брахма, и он есть вселенная. Это философия Спинозы, которую он выводит из учения Пифагора; и она та же самая философия, за которую Бруно принял мученическую смерть.

< ... >

Брахма не творит ни земли ни остальной вселенной. Выделившись из мировой души, отделившись от Первопричины, он, в свою очередь, эманирует из себя всю природу. Он не стоит над нею, но он смешан с нею; и Брахма и вселенная образуют единое Существо, каждая частица которого по своей сущности есть сам Брахма, вышедший из себя. [124, с. 118.]

Монас самианского философа есть Монас (ум) индусов, у которого нет первопричины (апурва или материальной причины), и который не подлежит разрушению [19 ]. Брахма в качестве Праджапати проявляется, прежде всего, в виде «двенадцати тел» или атрибутов, которые представлены двенадцатью богами, символизирующими: 1. Огонь; 2. Солнце; 3. Сома, который дает всезнание; 4. все живые существа; 5. Ваю или материальный эфир; 6. Смерть или дыхание разрушения – Шива; 7. Земля; 8. Небеса; 9. Агни, нематериальный огонь; 10. Адити, нематериальное и женское невидимое Солнце; 11. Ум; 12. великий Бесконечный Цикл, «который никогда не прекращается» [19 ]. После этого Брахма растворяется, превращаясь в видимую вселенную, каждый атом которой есть он сам. Когда это завершено, непроявленный, неделимый и неподдающийся определению Монас возвращается в свое нерушимое, величественное одиночество своего единства. Это проявленное божество, сперва дуада, теперь становится триадой; его триединое свойство непрерывно эманирует духовные силы, которые становятся бессмертными богами (душами). Каждая из этих душ должна соединиться, в свою очередь, с человеческим существом, и с момента его сознательности начинает серию рождений и смертей.

Египетский Кнеф или Кнуфис, божественная мудрость, изображаемый в виде Змия, достает из своего рта яйцо, из которого выходит Птах. В этом случае Птах представляет собою всемирный зародыш, так же как и Брахма, который – среднего рода, когда конечное «а» имеет двоеточие наверху; в противном случае он становится просто одним из имен божества.

Является одной из древнейших религий, которая, в свою очередь, считается третьей по численности верующих во всем мире, на первом месте находится православие, а на втором ислам. Индийская религия - это совокупность традиций, обрядов, философии и знаний. Она представлена многочисленными школами, а также священнописаниями. В индуизме существуют различные направления, одним из которых является вайшнавизм или вишнуизм, его отличительной особенностью является поклонение индийскому Богу и его .

Что это за бог

Бог Вишну - один из индуистской Троицы или Тримурти, в которую, помимо него, входят и Брахма. Это Верховное Божество, согласно индуистским верованиям, возвращается на Землю для того, чтобы поддерживать баланс добра и зла. Для этого он перевоплощается в различные обличья или аватары. Имя Вишну многократно упоминается в индуистских священнописаниях, в которых ему отводится особая роль - вершителя справедливости. Считается, что на данный момент Вишну перевоплощался 9 раз, а 10-й приход этого Бога на Землю только предстоит, и случится он тогда, когда конец Света будет совсем близок.

Знаете ли вы? В некоторых деревнях Индии существует традиция, которую почитают как индуисты, так и мусульмане, а заключается она в том, что новорожденных сбрасывают с 15-метровой высоты на растянутый тент. Считается, что после того как ребенок справится с этим испытанием, он будет расти здоровым и счастливым .

Как выглядит Вишну: иконография

На иконах Вишну изображают в человеческом теле с синими, голубыми или черными кожными покровами и четырьмя руками. Четыре руки символизируют то, что человек действует не только 2 руками как физиологической частью, но и еще набором четырех рук, который отражает внутренний мир, то есть то, что наполняет индивидуум изнутри и отражает его поступки. Этому есть объяснение в Веданте, где 4 руки трактуются как символы , и . Визуализация Вершителя справедливости, таким образом, подчеркивает его божественные качества и способности.

Почти на всех картинах этот Бог изображен со своей супругой Лакшми. Он либо стоит на цветке лотоса, его жена просто находится рядом, либо лежит на кольцах змея, а его супруга делает ему массаж ног, а вокруг семейства раскидывается безграничный Молочный океан. Также встречается такой вариант картин, на котором Вишну сидит верхом на орле . На голове Вершителя справедливости находится корона, которая символизирует его господство и то, что именно он является частью души каждого человека. Вишну - это Бог, который может изменять обличья, но то, чего он хочет добиться, остается неизменным, а это и справедливость, и добро, и любовь, и взаимное уважение людей.

Важно! Жена Вишну - Лакшми также почитается в индуизме и является богиней богатства, процветания, изобилия, счастья и удачи.

Атрибуты и их значение

На всех изображениях в руках у Вишну находится 4 предмета, каждый из них - это своеобразный символ и имеет свое значение, а также говорит о том, за что его владелец отвечает. Он держит раковину, булаву, лотос и чакру или диск. Раковина символизирует первичный звук творения . Булава - свидетельствует о ментальной и физической силе своего обладателя. Цветок лотоса - это отражение свободы и чистоты, помыслов и поступков. А диск - подчеркивает умственные способности этого Бога и его мудрость.

Другие имена божества

Согласно древнеиндийскому эпосу «Махабхарате» существует более 1000 имен Вишну, в этом источнике есть целый раздел, посвященный исключительно им. Среди самых значительных можно выделить следующие имена: Говинда (пастух), Кешава (благоволосый), Хари (рыжевато-коричневый или избавитель), Мадхусудана (убийца демона Мадху), Пурушоттама (высший дух, лучший из людей) и Мурари (враг демона Мури). Воплощения Бога Вишну безграничны, как, собственно, и имена, которые могут ему принадлежать.

О снисхождении, аватары Вишну

«Высший Бог» наделен многочисленными положительными характеристиками среди своих почитателей. Он символизирует будущее, настоящее и прошлое, творит и разрушает, руководит существованием во Вселенной, именно он разрешает все проблемы, поддерживает и управляет земными существами. Его появления на Земле не исчислимы, так как Вишну непрерывно вершит справедливость и меняет свое обличье бесчисленное количество раз, но есть такие аватары, которые считаются общепризнанными и высоко почитаются в вайшнавизме.

Матсья

Воплотившись в рыбу, Вишну явился на Землю во время всемирного потопа и спас Ману.

Курма

Обратившись в черепаху, он поддержал гору Мандара, которая могла затонуть из-за пахтанья океана, спровоцированного Богами и Демонами, для того чтобы добыть нектар из его недр.

Вараха

В обличье вепря Вишну убил демона Хираньякшу и спас Землю от настигающей водной пучины, которая символизировала грехи землян. Считается, что таким образом Божество уберегло людей от потопления в собственных проступках и греховности благодаря высшей силе Варахаватару.

Нарасимха

Перевоплотившись в человека-льва, он победил зло, то есть демона, который начал главенствовать на земле и небесах.


Вамана

В виде карлика «Вершитель справедливости» явился к аскету и магу Бали, который на тот момент завладел миром. Он попросил у него такой отрезок земли, который он сможет преодолеть, сделав всего 3 шага. Маг согласился, а Вамана, ступив 2 раза, отмерил небеса и землю и столкнул злодея в преисподнюю, оставив подземное Царство ему.

Важно! Следующие 5 аватаров Вишну заключаются в перевоплощении в людей, то есть только половина из общепринятых связана с мифическими существами или животными.

Парашурама

Примерив на себя облик сына мудрой семьи Ренуки и Джамадагни или воплотившись в Раму с топором, Вишну победил кшатриев и избавил человечество от тирании и опасности. Он победил воинов и превознес «брахманов».

Рама

Является одним из самых почитаемых перевоплощений Бога справедливости. Рама побеждает всех злодеев и устанавливает гармонию добра и справедливости.

Кришна

Еще эту аватару называют Беларама, она является самым полным воплощением этого Божества, и Кришна в Индии почитается как . Кришна - это мудрый воин, талантливый стратег и мудрец. Он олицетворяет детскую непосредственность и чистоту помыслов и поступков, а также всеобъемлющую любовь.

Гаутама Будда

Девятая аватара - воплощение Маха-Вишну в Будду, что трактуется как проявление индуизма в буддизме.


Калки

В этом обличье Вишну предстанет перед концом этой эпохи, он явится с мечом на белом коне, победит всех врагов дхармы и восстановит справедливость.

Знаете ли вы? В западной части Индии, в городе Дешнок располагается храм «Карни Мата». Его особенностью является то, что в этом святом месте поклоняются крысам. На территории храма их проживает более 20 тысяч, верующие приносят им дары, а особой честью считается попробовать пищу, надкушенную животным.

О вайшнавизме (вишнуизм)

Последователей Вишну называют вайшнавы или вишнуисты, их относят преимущественно к монотеистам, чаще всего это жители Индии. Данные относительно количества вишнуистов меняются в различных источниках. Так, в одних их количество составляет приблизительно 700 миллионов человек, а в других - приблизительно 200 миллионов.

Невзирая на численность последователей, вишнуизм является одним из основных направлений индуизма. Вишнуизм также базируется на веровании в переселение душ, и карму, а поклонение Божеству осуществляется посредством и .

Отвечая на вопрос, кто же такой Бог Вишну, можно сказать, что он является Верховным Божеством в индуизме и почитается своими последователями как борец за справедливость и добро, который перевоплощается в разные обличья с целью спасти Землю от зла и разрушений и установить на ней гармонию, привить человечеству любовь и взаимопонимание.

ВИШНУ

Боги Индии. Основные положения индуизма.


Основные божества Индии (слева направо): Брахма, Вишну, Шива

О, всеединство разума, духа и бренной плоти!
Тайна жизни, которая в вечном круговороте.

От века не прерывается, исполненная огня,
В небе игра волшебная звездных ночей и дня.
Вселенная воплощает тревоги свои в океанах,
В скалах крутых - суровость, нежность - в зорях
багряных.

Сплетенье существований, движущихся повсюду,
Каждый в себе ощущает, как волшебство и чудо.
Сквозь душу порой проносятся неведомых волн
колебания,
Каждый в себе вмещает вечное мироздание.

Рабиндранат Тагор

Ну-с, восточная экзотика продолжается. Хочу рассказать вам немного о богах и космологических теориях Индии. Иногда встречаются красивые изображения индийских божеств и эпизодов из их жизни, но, как правило, без подписей - кто есть кто и что каждый эпизод означает. Вот и хочу, насколько в моих силах, восполнить этот пробел, чисто информативно, не вдаваясь в богословские тонкости. Никоим образом не изменяя православной вере, я все же считаю, что культурный человек обязан разбираться в основных положениях главных мировых религий.

Материала было очень много, причем кое в чем противоречивого и не очень понятного. Даже после тщательного отбора осталось столько, что придется пост разделить на несколько частей.

Итак: основная религия Индии - ИНДУИЗМ. Он подразделяется на множество течений, но объекты поклонения, основная религиозная литература и фундаментальные принципы едины.

Индуисты считают, что за пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный ДУХ, который называется БРАХМАН. ДУША (АТМАН) всякого существа во Вселенной, включая и богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое тело, где продолжает новую жизнь.



Круг рождений и смертей

Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Закон КАРМЫ (ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ ЗАКОН) гласит: никакой грех не остается без наказания, никакая добродетель - без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. Поведение человека определяет более высокий или низкий статус последующего воплощения, от него самого зависит, кем он будет в следующей жизни. Круг перерождений непрерывен, но всякий благочестивый индуист обязан стремиться к выходу из него и воссоединению с богом. Это достигается путем все большего самосовершенствования в каждом из последующих рождений, венцом которого является полная аскеза, отрешение от всего земного и всецелое посвящение себя божественному служению.


Вишну спасает благочестивого человека из океана рождений и смертей

СВЯЩЕННЫЕ КНИГИ играют большую роль во всех разновидностях индуизма. Философский индуизм придает особое значение таким классическим санскритским текстам, как ВЕДЫ и УПАНИШАДЫ. Народный индуизм, почитая и веды, и упанишады, использует в качестве священных текстов эпические поэмы РАМАЯНА и МАХАБХАРАТА, часто в переводе с санскрита на местные языки. Часть Махабхараты, БХАГАВАДГИТА, известна практически каждому индуисту. Бхагавадгита ближе всего к тому, что можно было бы назвать ОБЩИМ СВЯЩЕННЫМ ПИСАНИЕМ индуизма.

Индуизм - религия политеистическая. В нем насчитываются сотни божеств, от мелких божков местного значения, до великих богов, чьи деяния знают в каждой индийской семье. Верховными считаются три божества - ВИШНУ, БРАХМА и ШИВА. Они часто изображаются вместе; такое изображение называется ТРИМУРТИ - это образ, объединяющий Вишну-ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ, Брахму-СОЗИДАТЕЛЯ и Шиву-РАЗРУШИТЕЛЯ.


Тримурти. Мировая душа и три главных божества

Вы спросите - а как же КРИШНА (все слыхали что-то вроде «харе-Кришна», «кришнаиты» и прочее)? Дело в том, что Кришна является одним из ВОПЛОЩЕНИЙ (АВАТАР) бога Вишну. О нем речь пойдет в одном из следующих постов по данной теме.


Тримурти. Вишну - в центре

Главным из троицы-Тримурти является Вишну. Он - первопричина всего, он был и будет всегда, вечный и неизменный, но существующий в различных ипостасях (формах).

По индуистской космологической теории существует множество вселенных, бытие каждой из которых в отдельности и всех вместе имеет свое начало и конец, а в целом - циклично. В начале каждого цикла существует только так называемый ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ ОКЕАН (КАРАНОДА), над которым парит вечная мировая душа - Брахман. Вишну, в ипостаси МАХА-ВИШНУ (или КАРАНОДАКШАЙЯ-Вишну), возлежит на водах этого океана, погруженный в медитативный сон ЙОГА-НИНДРУ.


Маха-Вишну

Когда Маха-Вишну дышит во сне, то во время выдоха из его пор выходит бесчисленное множество вселенных, которые плавают на поверхности Караноды, словно пузырьки пены. Мистическим, непостижимым образом Вишну входит в каждую из этих вселенных и возлежит там на змее АНАНТЕ-ШЕШЕ на водах вселенского океана ГАРБХИ.



Гарбходакшайя-Вишну возлежит на змее Ананте. У ног Вишну - его супруга, богиня Лакшми

Такая форма Вишну называется ГАРБХОДАКШАЙЯ-Вишну. Из пупа на животе Гарбходакашайи-Вишну вырастает стебель лотоса, и в этом лотосе самозарождается Брахма, владыка данной конкретной Вселенной. Брахма создает из своего ума и тела разнообразные формы живых существ, которые предоставляют возможность индивидуальным атманам (душам) проявиться в материальном мире. Также он создает Солнце, Луну, все планеты материального неба и различных полубогов, управляющих этими планетами, т. е. фактически творит свою Вселенную.

После каждого сотворения вселенной Вишну просыпается и принимает ипотась НАРАЯНЫ, правителя «ДУХОВНОГО НЕБА» - ВАЙКУНТХИ. Там он правит всеми вселенными, восседая в прекрасном золотом дворце на сияющем троне в виде белого лотоса.



Вайкунтха

Время жизни Вселенной считается равным времени жизни Брахмы и составляет 100 «ЛЕТ БРАХМЫ», что как раз соответствует продолжительности выдоха Маха-Вишну. Когда же Маха-Вишну делает вдох, все мириады вселенных, каждая со своим собственным Брахмой, обращаются в прах, возвращаются в тело Маха-Вишну и ждут его нового выдоха. Этот период называется ПРАЛАЙЯ (РАСТВОРЕНИЕ).

Основным космологическим циклом в индуизме считают КАЛЬПУ - «ДЕНЬ БРАХМЫ», который состоит из 14 МАНВАНТАР, или вторичных циклов, длительностью 306 720 тыс. лет каждый. 360 таких дней и ночей составляют «год Брахмы». Каждый «космический день» Брахма создает Вселенную и каждую «космическую ночь» поглощает ее, и пока он спит, вся Вселенная пребывает в его теле в виде чистой потенции. Каждая манвантара содержит 71 МАХАЮГУ, а каждая махаюга, в свою очередь, делится на четыре ЮГИ (ЭПОХИ) - КРИТА (САТЬЯ), продолжающаяся 1 728 тыс. человеческих лет; ТРЭТА (1 296 тыс. лет), ДВАПАРА (864 тыс. лет) и КАЛИ (432 тыс. лет).

Во время каждой Юги неуклонно нарастает дальнейший упадок религиозности, морали, силы, красоты, благополучия и продолжительности жизни человека по сравнению с предыдущими. Считается, что в настоящее время мы находимся в эпохе Кали-юги, начавшейся около 5 тыс. лет назад.
Таким образом, полное время жизни отдельной Вселенной равно 311 040 000 млн. человеческих лет.


Вишну

Вишну обычно изображают в виде прекрасного юноши с кожей синеватого цвета (что вообще является отличительным признаком индийских богов). Обычно он стоит, сидит или возлежит на гигантском многоловом змее-Ананте. Вишну весь украшен драгоценностями: на голове его - сияющая корона, на запястьях, предплечьях и щиколотках - браслеты, в ушах - серьги, на груди - волшебный камень КАУСТАБХА. На шее - гирлянда из прекрасных, неувядающих цветов. Он одет в желтое ДХОТИ (кусок ткани, задрапированный вокруг бедер и ног в виде шаровар - национальная индийская мужская одежда), опоясан драгоценным поясом. У него 4 руки, в которых он держит свои основные атрибуты:


Сударшана

1. СУДАРШАНА (СУДАРШАНА-ЧАКРА) - непрерывно вращающийся огненный зубчатый диск. Вишну держит его указательным пальцем, вставленным в отверстие в центре диска. Сударшана служит оружием Вишну в его различных подвигах. При необходимости Вишну сбрасывает вращающийся диск с пальца и тот летит к противнику и обезглавливает его, а потом возвращается на место.


Гада
2. ГАДА - булава, также боевое оружие Вишну.


Шанкха

3. ШАНКХА - раковина (Turbinella pyrum). Ритуальный предмет в индуизме. В нее трубят в ходе храмовых ритуалов, а также созывают на поле боя войска перед началом атаки.


Лотос

4. Цветок ЛОТОСА. Лотос считается в индуизме священным цветком и является атрибутом многих богов и богинь.

Говоря о Вишну, нельзя не сказать о его супруге, богине счастья и благосостояния ЛАКШМИ. Она появилась при пахтании богами и демонами вселенского океана, когда они добывали напиток бессмертия АМРИТУ (об этом немного позже).


Лакшми

Обычно ее изображают в виде цветущей, прекрасной женщины, восседающей или стоящей на лотосе, часто с лотосом в руке. Считается, что будучи женой Вишну, она воплощается в супругу каждой его аватары. Таким образом, ей поклоняются как богине СИТЕ, супруге РАМЫ; РУКМИНИ, супруге Кришны, и РАДХЕ, его вечной возлюбленной.


Вишну и Лакшми на Гаруде

Часто Вишну один или вместе с супругой Лакшми изображаются летящими на волшебной птице - ГАРУДЕ, существе с головой орла и туловищем человека.



Гаруда

Когда мировое зло и развращенность особо усиливаются, Вишну, исполненный сострадания к людям, нисходит на Землю и действует, воплощаясь в облике животного или человека.


10 основных аватар Вишну

Такие воплощения, как я уже говорила, называются аватарами. В индуизме насчитывается 10 основных и множество второстепенных аватар Вишну (количество последних колеблется в зависимости от источника: в некоторых священных книгах утверждается, что таких аватар 22, в некоторых - 40, а в некоторых - что количество аватар Вишну бесконечно).

ОСНОВНЫЕ 10 АВАТАР ВИШНУ


Вишну-Матсья

1. МАТСЬЯ (золотая рыба с рогом на голове). В этом аватаре Вишну совершил следующие деяния.


Вишну-Матсья

1) Однажды, когда Брахма погружался в сон, из его рта выпали четыре веды (священные книги). Он хранил их там, чтобы передать людям при создании новой вселенной. Демон ХАЯГРИВА, не желая, чтобы люди ознакомились с божественной мудростью, похитил веды и спрятал на дне океана Гарбходака. Вишну в образе рыбы убил демона и вернул веды Брахме.


Царь Ману и Вишну в облике рыбы-Матсьи

2) Царь древних дравидов и приверженец Вишну по имени МАНУ как-то мыл в реке руки и случайно поймал маленькую рыбку. Он хотел отпустить ее, но рыбка заговорила и стала умолять спасти ее, так как она бежит от хищных рыб. Ману положил рыбку в кувшин, но рыбка вскоре так выросла, что ей стало там тесно. Царь перенес ее в больший сосуд, но рыбка выросла и из него. Тогда Ману перенес ее в реку, затем в море, но рыбка становилась все больше и больше и стала совсем огромной.


Вишну-Матсья

Тогда она открылась царю, что является аватаром Вишну и хочет предупредить о скоро грядущем всемирном потопе, посылаемом для уничтожения грешного человечества, который продлится семь дней и ночей и уничтожит все живое на земле. Рыба сказала Ману, что за свою праведную жизнь он избран, чтобы спасти начинателей нового человечества. Он должен построить большую ладью, куда возьмет, кроме своей семьи, все семена растений и по паре всех видов животных и птиц, а также семь праведных мудрецов - РИШИ вместе с их женами. Они-то и явятся основой возрожденного человечества.


Вишну-Курма

2. КУРМА (черепаха). Во время потопа были утрачены многие божественные сокровища, в том числе и волшебный напиток АМРИТА, с помощью которой боги сохраняли вечную молодость. Вишну посоветовал богам вспахтать космический океан, как молочник сбивает масло. Для такой задачи богам пришлось временно объединиться с демонами-АСУРАМИ. В качестве мутовки исползовали гору МАНДАРА, вокруг которой обернули божественного гигантского змея ВАСУКИ, за голову которого взялись боги, а за хвост - демоны. Вишну принял образ исполинской черепахи и погрузился на дно космического океана. Боги поместили ему на спину гору и вместе с демонами стали раскручивать ее туда-сюда при помощи змея. Это перемешивание-пахтание вызвало хаос в океане, пока постепенно вода не превратилась в молоко, а затем - в осветленное масло (ГИ). Первой вещью, что появилась из океана, было солнце о-тысяче-лучах и прохладная луна, которую Шива взял в качестве украшения для своего венца. Вслед возникли белая лошадь УЧАЙШРАВАС и белый слон АЙРАВАТА - их забрал бог ИНДРА. Затем возникло древо исполнения желаний КАЛЬПАВРИКША (ПАРИДЖАТА) и восхитительный красный драгоценный камень каустабха; боги взяли дерево, а Вишну - драгоценность, как украшение на грудь.


Лакшми

Следующей появилась ЛАКШМИ, богиня удачи, которая впоследствии стала супругой Вишну. Далее - богиня вина, СУРА. Боги могли пить ее вино, не пьянея, а демоны - нет. Их поэтому и стали называть «а-суры», то есть «вне-Суры», «не могущие пить вина».

Следующей из океана возникла СУРАБХИ, священная белая корова, праматерь всех коров, питающих людей.


Дханвантари

И, наконец, появился прекрасный божественный юноша ДХАНВАНТАРИ, целитель богов и людей, держащий в руках сосуд с долгожданной амритой. Он сам был одним из малых воплощений Вишну. Дханвантари приписывается открытие медицинской науки АЮРВЕДЫ, которая впоследствии стала основой тибетской медицинской системы.

Боги и асуры стали спорить из-за амриты, но благодаря всяческим ухищрениям богов, в том числе и со стороны Вишну, почти весь волшебный напиток достался им.

При пахтании змей Васуки волей-неволей выделил в океан много яда, но историю избавления от него я расскажу позже, когда пойдет речь о Шиве - это его подвиг.



Вишну-Вараха убивает демона Хираньякшу


Вишну-Вараха поднимает Землю

3. ВАРАХА (вепрь). Демон ХИРАНЬЯКША вновь погрузил Землю в глубины космического океана. Вишну принял образ гигантского вепря, убил демона и водворил Землю на место, подняв ее на своем клыке.


Вишну-Нарасимха

4. НАРАСИМХА (человек-лев). Другой демон, ХИРАНЬЯКШИПА, получил в дар от Брахмы волшебную способность становиться неуязвимым. Ни зверь, ни человек, ни бог не могли убить его ни днем, ни ночью. Пользуясь своей безопасностью, он стал преследовать богов и людей и даже своего благочестивого сына ПРАХЛАДУ. Тогда Прахлада обратился за помощью к Вишну. Тот однажды неожиданно возник из колонны во дворце демона в облике полульва-получеловека и убил Хираньякашипу.


Вишну-Вамана

5. ВАМАНА (карлик). Демон по имени БАЛИ захватил власть над миром и, совершив ряд аскетических подвигов, достиг сверхъестественного могущества и стал угрожать даже богам. Вишну предстал перед ним в виде очаровательного карлика-нищего и попросил в подарок столько земли, сколько он мог отмерить тремя шагами.


Шаги Ваманы

Когда подарок был обещан, бог превратился в великана и сделал два шага, которыми покрыл землю, небо и все пространство между ними, но великодушно воздержался от третьего шага, оставив демону преисподнюю.


Вишну-Парашурама

6. ПАРАШУРАМА («Рама с топором»). Вишну принял человеческий облик, родившись сыном брахмана ДЖАМАДАГНИ. Когда Джамадагни ограбил злой царь КАТАВИРЬЯ, Парашурама его убил. Сыновья Картавирьи, в свою очередь убили Джамадагни, после чего разгневанный Парашурама 21 раз подряд истреблял всех мужчин из сословия КШАТРИЕВ (воинов).


Рама с братьями, Сита и царь обезьян Хануман со своими воинами

7. РАМА, царевич АЙОДХЬИ, герой эпической драмы «Рамаяна». Вишну воплотился в его образе, чтобы спасти мир от притеснений демона РАВАНЫ. Рама, помимо всего прочего, прославился как непревзойденный стрелок из лука, поэтому его обычно изображают вооруженным луком и стрелами. Его сопровождают любящая супруга Сита - воплощение женской верности, три его преданных брата - ЛАКШМАНА, БХАРАТА и ШАТРУГХНА, - и ХАНУМАН, царь обезьян, верный друг и соратник. Раму почитают как воплощение идеального мужа, полководца и монарха.


Кришна

8. КРИШНА, самое значительное из воплощений Вишну.
Пожалуй, самое известное и любимое из индийских божеств не только в Индии, но и во всем мире. Людям импонируют и забавные истории из детства Кришны, и его любовные похождения (его любовь к пастушке РАДХЕ послужила основой для многих произведений искусства), и его героические подвиги, и общая атмосфера любви и доброты, овевающая его образ. Но Кришне я посвящу, разумеется, отдельный пост.


Будда

9. БУДДА, последнее воплощение Вишну в прошлом. Великий мудрец и аскет, положивший начало одной из крупнейших мировых религий.


Вишну-Калки

10. КАЛКИ - будущее воплощение. Индусы верят, что в конце нашей мрачной эпохи Кали Вишну явится в образе грозного воина на белом коне с пылающим мечом в руке, напоминающего апокалиптического всадника из Откровений Иоанна Богослова. Он «воздаст каждому по делам его»: осудит грешников, вознаградит добродетельных и возродит Сатья-югу («Золотой век»).

НЕКОТОРЫЕ МАЛЫЕ АВАТАРЫ ВИШНУ


Вишну-Кумары

1. АШВИНИ КУМАРЫ: САНАКА, САНАТАНА, САНАНДАНА и САНАТ-КУМАР - мальчики-близнецы, великие аскеты, всей душой преданные богу. Они родились от Брахмы в самом начале творения, когда его основной задачей было заселять вселенную живыми существами. Брахма приказал своим сыновьям производить как можно больше потомства. Но Кумары решили целиком посвятить свое существование служению богу и не желали, чтобы их что-либо отвлекало от этого. Для этого они объявили отцу, что желают сохранять девственность, то есть стать БРАХМАЧАРИ. Брахма вначале сильно рассердился. Он так сильно нахмурил брови, что из складки между ними появился бог Шива - таким образом, четыре Кумара являются его старшими братьями. Но затем сердце Брахмы смягчилось и гнев его улетучился. Он понял искренность намерений своих сыновей и благословил их. Чтобы не испытывать плотских искушений, Кумары решили остаться маленькими детьми до разрушения вселенной. Считается, что в виде маленьких, голых детей они так и странствуют по свету, несмотря на то, что их возраст уже достих нескольких миллиардов лет.


Вишну-Нарада

2. НАРАДА - великий мудрец, музыкант, поэт, «космический путешественник»
Нарада в индуизме - полубожественный мудрец и автор священных текстов, в частности нескольких частей Ригведы и ряда пуранических писаний. Он причислен к семи великим мудрецам (САПТА-риши). Известен тем, что предрек грядущее рождение Кришны и первым научил людей началам математики, астрономии и земледелия.

Этот монах обладает мистической силой, позволяющей ему путешествовать не только по земле, но и с одной планеты на другую. Он был удостоен даже посещения духовного мира Вайкунтхи. Нарада не расстается со своим любимым музыкальным инструментом - ВИНОЙ, играя на которой, он воспевает гимны, молитвы и МАНТРЫ, прославляющие Вишну и Кришну.


Вишну-Мохини обезглавливает Раху

3. МОХИНИ. Как я уже рассказывала, после пахтанья океана Гарбхода боги и асуры заспорили, как им делить полученную амриту, нектар бессмертия. Тогда Вишну воплотился в прекрасную женщину по имени Мохини. Сластолюбивые асуры, очарованные ей, не заметили, как все богатства, добытые из океана, в том числе и амрита, оказались в руках богов. Однако один из асуров, по имени РАХУ, передавая Мохини сосуд с амритой, спохватился и стал пить из него, получив тем самым бессмертие. Это увидели Солнце и Луна и наябедничали Вишну-Мохини. Он немедленно метнул в демона свой диск Сударшану-чакру и отсек ему голову. С тех пор бессмертная голова Раху кружит над Землей, стараясь пожрать выдавших его Солнце и Луну.

Огорченные поражением, демоны вновь объявили войну. В этой войне боги почти одержали победу, и демоны из последних сил пытались защититься. Применив колдовство, они вызвали мистические видения, из-за чего боги стали резко терять силы. Потеряв надежду справиться с демонами, боги обратились за помощью к Вишну.


Вишну помогает богам в войне с демонами

Он прилетел на орле Гаруде и тут же рассеял чары демонов. Самые сильные демоны отважились противостоять Всевышнему. Один из них, Каланеми, восседая на тигре, запустил трезубец в голову Гаруды, но Вишну схватил его на лету и пустил обратно. Трезубец сразил Каланеми вместе с его тигром. Так Вишну помог богам победить демонов.


Вишну-Дханвантари

4. ДХАНВАНТАРИ - хранитель сосуда с амритой, покровитель медицины. О нем я уже говорила, рассказывая о пахтании океана. Он также является аватарой Вишну. Ему молятся о даровании здоровья.
Бхагавата-пурана так говорит о рождении Дханвантари:

«Затем, когда демоны и полубоги снова стали пахтать Молочный океан, их взору явился чудесный мужчина. Крепкий и сильный, с длинными руками, он отличался могучим телосложением. Шея Его, отмеченная тремя полосами, напоминала раковину. Его глаза были розоватыми, а тело — темным. Он был очень юн, Его украшали гирлянды, а все его тело было убрано драгоценностями. На нем были желтые одежды и серьги из ярко сиявшего жемчуга. Кончики Его волос были умащены маслом. Его широкие плечи и другие черты говорили о том, что Он силен и крепок, как лев. На Нем были браслеты, а в руке Он держал кувшин, до краев наполненный нектаром. Это был Дханвантари, частичное воплощение проявления Вишну. Он знал науку врачевания и в качестве одного из полубогов был наделен правом получать свою долю во время жертвоприношений».


Вишну-Хамса

5.ХАМСА (Лебедь) Однажды сыновья бога Брахмы, Кумары, задали отцу сложный вопрос о высшей цели йоги: «Людские умы сами собой привлекаются к объектам чувств, а те, в свою очередь, в форме желаний входят в ум. Как же может человек, желающий прекратить деятельность на уровне материальных чувств и получить освобождение, разорвать связь между объектами чувств и умом? Пожалуйста, объясни нам это».

Брахма серьезно задумался, но не смог ответить, — его разум был всецело поглощен созиданием. Желая все же найти ответ, он сосредоточил свой ум на всевышнем, и господь вскоре явился перед ним в облике Хамсы, лебедя.

Увидев господа, мальчики-мудрецы вместе с Брахмой склонились перед ним. Вишну ответил на их вопрос и просветил еще множеством божественных откровений.


Вишну-Нараяна смиряет Каму

6. НАРАЯНА
Нараяна Риши, одна из инкарнаций Вишну, прославился как выдающийся отшельник-аскет.
Бог Индра не узнав в Нараяне инкарнацию Вишну, испугался, что тот через свои аскетические подвиги обретет небывалое могущество и захватит его небесное царство. Тогда Индра послал бога плотской любви КАМУ и его спутников в обитель Нараяны.

Это было весной, когда нежный ветерок пробуждает чувственные желания. Кама пришел к Нараяне, окруженный прекрасными женщинами и обрушил на него поток стрел в виде неотразимых женских взглядов. Но отшельник был непоколебим. Кама понял наконец, кто перед ним и задрожал от страха. Вишна-Нараяна успокоил и ободрил его.

Кама стал просить прощения у Вишну. Тогда Вишну в образе Нараяны явил из Своего тела множество ослепительных красавиц в дивных одеждах и украшениях, все они были несравненно прекраснее женщин, пришедших с Камой. Неземными голосами они распевали гимны, в которых славили бога. Кама и его спутники с изумлением взирали на это чудо и тоже славили Вишну.

Вишну совершил множество чудес, описанных в ведической литературе. Вот два из них.

Чудо с брахманом АДЖАМИЛОЙ

Брахман Аджамила не был грешником с рождения, всю свою юность он тщательно следовал предписаниям Вед. Но однажды он, молясь в лесу, увидел соблазнительную сцену: человек из низшей касты шудр занимался любовью с проституткой.


Аджамила видит соблазнительную сцену

Брахмана одолело вожделение и он не смог справиться со своим умом. Ему захотелось обладать распутной блудницей, и он сначала привел ее к себе в дом служанкой, а потом и вовсе оставил свою жену и родителей, чтобы день и ночь предаваться греху с распутницей. Так она родила ему много детей. Зарабатывал на жизнь он самыми нечестными способами. За все это ему был уготован ад.



Спасение Аджамилы

И в смертный час за Аджамилой пришли посланники смерти ЯМАДУТЫ, служители бога ЯМЫ, правителя ада, которые забирают грешников в преисподнюю. Они уже собирались утащить его туда, если бы не произошло чудо - Аджамила в страхе стал звать своего любимого сына…

Все дело в том, что сына Аджамилы звали Нараяна, а это - одно из имен Вишну. Аджамила звал сына, а не бога, но он произнес имя в страхе, а потому не совершил кощунства. В тот самый момент, когда он произнес имя Нараяны, с небес спустился Вишну в образе нескольких небесных воинов - ВИШНАДУТОВ. Они разрубили своими мечами путы Ямадутов, строго отчитали их и спасли Аджамилу от смерти не только телесной, но и духовной.

Став свидетелем такого чуда, Аджамила в один миг переосмыслил всю свою жизнь и в скором времени покинул дом, чтобы очистить свое сердце преданным служением Вишну. В назначенный срок он покинул тело и вступил в духовный мир.

Чудо со слоном ГАДЖЕНДРОЙ и Крокодилом

История крокодила и Гаджендры такова. Жил когда-то царь по имени ХУХУ. Однажды он плескался в реке и случайно схватил за ногу мудреца ДЕВАЛА РИШИ, который купался в это время рядом. Мудрец разгневался и проклял Хуху, сказав, что тот превратится в крокодила. Расстроенный царь стал просить прощения у мудреца. Последний из сострадания пообещал царю, что он получит освобождение, когда господь Вишну спасет царя слонов Гаджендру.

Гаджендра же в прошлой жизни был тамильским царем ИНДРАДЬЮМНОЙ, большим почитателем Вишну. В пожилом возрасте царь оставил семью и поселился как отшельник в хижине на лесном холме. Однажды к нему пришел мудрец АГАСТЬЯ МУНИ со своими учениками. Индрадьюмна в это время медитировал и не заметил прихода гостей. Муни не понял этого, счел поведение Индрадьюмны невежеством и проклял его, пожелав ему стать тупым слоном. В следующей жизни Индрадьюмна родился царем слонов Гаджендрой и не помнил своего прошлого. Однажды он пошел к реке напиться, и вдруг его схватил за ногу огромный крокодил, который на самом деле был царем Хуху. Сражаясь с крокодилом, Гаджендра вспомнил, кем он был в прошедшей жизни, вспомнил, как поклонялся Вишну и вспомнил молитву ему.


Гаджендра взывает к Вишну

Гаджендра воззвал к Вишну, и тот явился к нему, сидя на Гаруде. Вишну метнул свой диск и обезглавил крокодила.


Освобождение Индрадьюмны и Хуху от облика животных и обретение ими духовных сущностей

Тут и сбылось предреченной Девалой Риши: крокодил и слон вновь обрели свои духовные сущности и вместе с Вишну вознеслись на небеса, став его постоянными спутниками.

Ну вот, это пока только о Вишну. В следующей части планирую рассказать о других богах. Продолжение следует.

Вишну - второе божество Индуистской Триады. Он представляет саттвагуну и центростремительную силу; в его задачи входит поддерживать, оберегать созданную вселенную и покровительствовать ей.

С точки зрения этимологии имя Вишну означает «всепроникающий», «всеобъемлющий». Он соединяет в себе трансцендентальную и имманентную реальность вселенной; он - внутренняя причина, в силу которой все существует.

Еще одно очень распространенное и популярное имя Вишну - Нараяна. Оно имеет несколько значений:

а) обитающий в водах причинности;
б) тот, в котором пребывают все человеческие существа;
в) пребывающий в человеческих сердцах;
г) конечная цель всех людей.

Первое толкование имени стало толчком для появления следующего популярного и распространенного описания Нараяны:

После разрушения мира в конце предыдущего цикла и перед сотворением нового Нараяна, Верховный Бог, засыпает на своем ложе, устроенном на исполинском змее Шеша (его еще называют Ананта), который плывет по водам молочного океана Кширасамудра. Нога Нарайаны покоится на коленях его супруги Лакшми; она нежно прижимает ее к себе. Когда он видит во сне следующий цикл творения, из его пупка вырастает лотос с сидящим на нем богом Брахмой. После пробуждения Нараяна велит Брахме приступать к акту творения. Это аллегорический образ. Океан служит символом вод причинности, из которых возникает все живое, - идея, присутствующая во многих других религиях. Кширасамудра, молочный океан, обозначает здесь самую чистую форму пракрити, т.е. материи в ее недифференцированном состоянии; белый цвет подчеркивает эту чистоту. Среди эквивалентов слова apas (вода) есть и слово amrta (амрита, нектар, также означает «блаженство»). Поэтому можно сказать, что Господь Нараяна плывет по океану блаженства (как это и должно быть). По преданию, тысячеголовый змей Шеша, или Ананта, поддерживает миры на своих капюшонах. Ананта, чье имя переводится как «бесконечный», «беспредельный», по сути символизирует космическое бесконечное, беспредельное время. Сотворенные миры возникают и существуют во времени.

Таково значение тысячи капюшонов, на которых стоят миры; здесь тысяча означает просто бесконечность деления времени. Эту же картину можно истолковать и в том смысле, что змей является символом космического пространства, в котором все существует.

Не менее важно и значение имени Шеша. Его смысл - «остаток», «то, что остается в конце». Поскольку невозможно творить из ничего, приходится согласиться с тем, что от предыдущего цикла остается «что-то» (Шеша), что становится семенем для последующего. Таким образом, Шеша символизирует совокупность джива, индивидуальных душ в тонком виде, которые остались после предыдущего цикла и нуждаются в возрождении. Змей также может означать желание (кама), которое всегда остается даже после того, как желаемое достигнуто и получено удовольствие. Так бывает, пока не наступит мокша, окончательное освобождение. В космическом плане змей может символизировать желание Господа после отдыха приступить к следующему циклу творения.

Вишну зачастую изображают в виде Ниламегхасьямы (Nilameghasyama), темно-синего, как грозовая туча, цвета. Поскольку бесконечная пустота кажется темно-синей, Вишну, символ всепронизывающей космической силы, окрашен в синий цвет.

Чаще всего Вишну изображают с одним лицом; в четырех руках он держит раковину (sankha), диск (cakra), булаву (gada), лотос (padma) ; на нем ожерелье со знаменитой драгоценностью Кауштубха; на левую грудь свисает локон волос Шриватса. Кроме того, он носит венок из драгоценностей или благоухающих цветов, имя которому - Вайджаянти.

Четыре руки означают четыре стороны света, иными словами - безраздельную божественную власть над всеми направлениями. Раковина - символ пяти стихий (земли, воды и т.д.), диск - космического сознания, булава - космического разума и лотос- символ мира в его развитии. Подобно лотосу, что рождается из воды и постепенно раскрывается во всем блеске, этот мир также возникает из вод причинности и шаг за шагом движется к своему величию и славе. Вот почему лотос символизирует уже развившийся мир. Наш мир мог появиться только путем сочетания пяти стихий, сознания и разума. Вся же символическая картина в целом означает, что Господь Вишну - творец и повелитель этого мира. Шриватса, локон волос, символизирует все естественные радости. Драгоценность Кауштубха, лежащая поверх локона, символизирует того, кто получает радость. Этот двойственный мир, состоящий из наслаждающегося и предмета наслаждения, подобен божественному украшению. Венок Вайджаянти означает тонкие стихии (bhutatanmatras).

Иногда к арсеналу Бога Вишну добавляется еще два вида оружия: меч Нандака, символ мудрости, и лук Шарнига, символ чувства юмора.

Аватары (воплощения) Вишну

С целью спасти человечество от угрожающих ему смертельных опасностей - а это могут быть посещения демонов и преступные действия людей - и сохранить общественный и нравственный порядок, Бог Вишну, на которого возложена задача поддерживать этот мир, нередко принимает телесный облик.

Хотя обычно считается, что таких воплощений было 10, на самом деле они неисчислимы. Они могут произойти в любое время, в любом месте. Повсюду, где дхарма приходит в упадок и процветает адхарма, Вишну воплощается, чтобы восстановить равновесие в мире.

Чатурвьюги

Религия Бхагаваты-Панчаратры с ее культом Вишну-Нараяны-Кришны выдвигает теорию о том, что у Верховного Бога Вишну есть 4 формы проявления:

а) Пара, или Верховный;
б) Вьюга, или эманация;
в) Вибхава (Vibhava), или воплощение;
г) Арка (Arka), или образ.

Пара - Верховный Бог во славе. Вибхава представляет воплощения, уже известные миру. Арка - нисхождение Бога в изображение, которое торжественно устанавливают в храмах для почитания.

Число Вьюг (эманаций) - 4; отсюда их название чатурвьюги, или чатурмурти. Их имена: Васудева, Шанкаршана, Прадьюмна и Анируддха (Vasudeva, Sankarsana, Pradyumna, Aniruddha). Согласно вишнуитской мифологии, Шри Кришна - это Васудева, а его брат Баларама - Шанкаршана. Прадьюмна и Анируддха - соответственно сын и внук Кришны. Исторически могло быть, что героев - Ядавов с течением времени начали обожествлять под видом Вьюг. Здесь Васудева символизирует читту (сознание), Шанкаршана - аханкару (самость), Прадьюмна - буддхи (интеллект), а Анируддха - манас (разум). Они символизируют космическую психологическую эволюцию.

Впоследствии количество Вьюг возросло до 24. С точки зрения иконографии все их изображения одинаковы, за исключением расположения четырех эмблем: раковины, диска, булавы и лотоса. Теология Панчаратры добавляет еще одну форму проявления - Антарьямин (Antaryamin, обитающий внутри) - которую невозможно представить иконографически.

Малые воплощения

Индуистская мифология содержит множество преданий об аватарах бога Вишну, которые могут быть пурнаватарами (полными проявлениями), как Шри Кришна, амшаватарами (amsavataras, частичными проявлениями), как Капила, или авешаватарами (теми, кто на время преисполняется божественной силой), как Парашурама. Вот некоторые из них.

Даттатрейя

Он сын великого мудреца Атри и его супруги Анашуи, олицетворение чистоты в индуистской мифологии. Он изобрел магические обряды и создал растение сому. Он был учителем неарийских народов. Общаясь с людьми низкого происхождения и предаваясь наслаждениям, он сделался нечистым. Однако учение и просветление настолько очистило его, что отныне ничто не может его запятнать. Как воплощение Триады, Даттатрейя изображается с тремя головами, четырехруким; его сопровождают четыре разномастных пса, символизирующих Веды.

Концепция Даттатрейи - своеобразная попытка примирить между собой культы Брахмы, Вишну и Шивы. Кроме того, с помощью этой концепции в индуизм органически вошли неведические культы.

Дханвантари

Дханвантари поднялся из пучины, когда пахтали океан, держа в руке чашу с амброзией (amrta-kalasa). Он основал медицинскую науку. Возродившись в облике царя Каши, он принес искусство врачевания на землю. В Ведах также упоминается Дханвантари, бог целебных трав и врачевания. Его изображают с красивой внешностью; сидит он с чашей амброзии в руках, за ним видны традиционные эмблемы Вишну.

Хаягрива, или Хаяширша

Великий мудрец Яджнавалкья утратил знание Яджурведы из-за проклятия своего гуру и понес суровую кару. Бог Солнца, удовлетворенный его покаянием, явился ему в облике божества с головой лошади и научил его той же самой Веде в другой форме. Этот эпизод стал известен под названием Vajasaneyi Samhita (Vaji - лошадь). Возможно, именно здесь истоки аватары Хаягривы (божества с головой лошади).

Демоны Мадху и Каитабха похитили Веды и спрятали их под водой. Бог Вишну принял облик Хаягривы, нырнул на дно океана и, убив демонов, спас Веды.

Хаягрива - бог учения, так же, как богиня Сарасвати. Его изображают в виде человека с головой лошади, с четырьмя или восемью руками, в которых он держит оружие и эмблемы Вишну.

Капила

Капила, сын Кардамы и Девахути, был великим мудрецом, испепелившим взглядом 60 000 сыновей царя Сагары. Здесь явственно слышен отголосок предания, отождествляющего Капилу с Агни. Он обучил свою мать философии Санкья.

На ритуальных изображениях волосы Капилы уложены на голове в виде венца (jata-mukuta); он бородат, с четырьмя руками, две из которых держат кувшин, а две другие - раковину и диск.

Мохини

По просьбе богов, у которых демоны похитили амброзию во время пахтанья океана, Бог Вишну принял облик волшебницы Мохини; ей удалось обмануть демонов и вернуть амброзию богам. Говорят, она очаровала самого Шиву. Эта история учит, что бессмертия (amrtatva) можно достичь только победив заблуждение (moha). Мохини изображают в виде прекрасной молодой женщины в разноцветных одеяниях, украшенной драгоценностями; в руке она держит вазу с нектаром.

Нара-Нараяна

Когда миссия аватары Нарасимхи была завершена, он разделился надвое, и его львиная половина превратилась в мудреца Нараяну, а человеческая - в мудреца Нару. Затем Нара с Нараяной возвратились в Бадарикашрам, чтобы вести суровую аскетическую жизнь. Когда Индра, желая соблазнить их, послал небесных нимф, Нараяна из своего бедра создал нимфу Урваши (Urvasi - бедро), более прекрасную, чем все они вместе взятые. По другой версии, эти мудрецы - сыновья Дхармы и Ахимсы. Они были аскетами и одержали победу над демоном Сахасракавачей (Sahasrakavaca - владеющий тысячью оружий).

Позже эти мудрецы возродились в облике Шри Кришны и Арджуны.

История эта необычайно поучительна. В каждом из нас присутствует человеческое и божественное начало. Демон, ненавидящий богов и людей, постоянно пытается соблазнить нас тысячью уловок. Чтобы победить его, надо практиковать аскезу (tapas).

Нару-Нараяну иногда изображают одним человеком, иногда - двумя. В первом случае у него две или четыре руки, в которых четки (japamala) или традиционные эмблемы Бога Вишну. Во втором Нару изображают с двумя головами и двумя руками, одетым в оленью шкуру; Нарайана же имеет четыре руки, в которых держит символические раковину, диск, лотос и четки.

Вьяса

Вьяса - это космическое существо, рождающееся в каждую эпоху для передачи и распространения священных писаний.

Мудрец Кришна-Двайпаяна, сын Парашары - известный Вьяса своего времени. Свое имя он получил потому, что собрал все существующие ведические гимны и разделил их (vyas - делить) на четыре Веды. Он автор великого эпоса Махабхарата, всех Пуран (мифологии) и Брахмасутр.

Его изображают стройным, темнокожим, с волосами, уложенными в виде венца. Рядом с ним его ученики Пайла, Вайшампаяна, Джаймини и Суманту.

Яджна

В ранней ведической литературе Вишну нередко отождествляют с яджной, или жертвоприношением. Бхагавата называет Варахаватару «Яджна-вараха», а части его тела соотносит с различными частями принесенной жертвы. В других мифологических источниках он фигурирует под именем Яджнешы, сына Ручи и Акути. Вся вселенная, которая находится в состоянии постоянного движения и изменения, подобна обряду жертвоприношения, а Бог-творец рассматривается как олицетворение этой жертвы. Отсюда его имя - Яджна, или Яджнешвара.

Его изображают двухголовым, семируким, трехногим и четырехрогим. В руках священные предметы: сосуд с топленым маслом (ajyapatra), ковши и ложки (juhu) разнообразной формы, раковина и диск. Это, несомненно, символический образ, где представлены различные виды жертвоприношений, однако объем данной книги не позволяет остановиться подробно на деталях описания.

Другие широко почитаемые ипостаси Вишну

Джаганнатха Пури

Джаганнатха Пури в Ориссе - вишнуитское божество, привлекающее огромные толпы почитателей, особенно во время ежегодного празднества колесниц. Изображение выглядит несколько гротескно, с выпученными глазами; оно вырезано из бревна. Раз в 12 лет изображение обновляют, причем новую деревянную скульптуру приносят в храм тайно. В новый образ вкладывается древняя реликвия - так происходит его освящение. Это изображение представляет Шри Кришну, а подобные ему образы - Балараму и Субхадру, сестру Кришны.

Пандуранга

Виттхала, известный также под именем Виттахалы или Витхобы, - божество знаменитого вишнуитского храма в Пандхарпуре, штат Махараштра. По существу, слово «Vittha» - это искаженное «Вишну». Ракумабаи, или Рукмини - имя его супруги, которую обычно изображают стоящей слева.

В этом облике Бог Вишну открылся брахману по имени Пундали в награду за его сыновнюю преданность родителям.

Ранганатха, наряду с Варадараджей из Канчипурама и Венкатешей из Тирупати - самые почитаемые в Южной Индии аспекты Вишну. Известный храм в Шрирангаме, в Тамилнаду - центр этого вишнуитского культа. Как утверждают, данный храм - по крайней мере, первоначальное изображение божества - возник из морской пучины и был подарен Шри Рамой Вибхисане. На пути из Айодхьи в Ланку Вибхисана поставил храм на землю, чтобы немного передохнуть. К его огорчению (и к радости других), храм прочно врос в землю! Изображение относится к типу Йогасаяна (божество покоится на ложе-змее в йогической позе). У бога две руки, правая поддерживает голову, а левая опирается на змея. Нередко вместе с божеством изображают лотос с Брахмой, Айюдхапуруши (Ayudhapurusas, люди-оружие), сраженных им демонов Мадху и Каитабху, а также мудрецов Бхригу и Маркандею.

Похожие изображения Йогасаяна находятся в Шрирангапатне (Карнатака) и Тривандруме (Керала), где они известны под именем Падманабха, или Анантасаяна.

Варадараджа

Варадараджа, самый щедрый на дары и милости, еще одна весьма почитаемая ипостась Бога Вишну. Известен также как Кариварада, т.е. спасший Гаджендру, царя слонов, от смертельной хватки крокодила. Его изображают верхом на Гаруде, застигнутым в момент метания диска. Рядом - Гаджендра, чья стопа зажата в мощной крокодильей пасти. Иногда возле крокодила можно увидеть фигуру человека с руками, сложенными в почтительном жесте - это гандхарва (полубог), освобожденный от проклятья, из-за которого он появился на свет в обличье крокодила.

Храм Шри Варадараджа в Канчипураме (Южная Индия) -один из важнейших и самых известных храмов, посвященных Вишну.

Венкатеша

Венкатеша, называемый также Венкатешвара, Шриниваса или Баладжи из Тирупати (Андхра-Прадеш) - пожалуй, самое широко почитаемое из индуистских божеств; храм на холмах Тирупати получает баснословный доход. Слово «Венгадам» тамильского происхождения и означает «холм»; следовательно, Венкатеша - это повелитель холма. Легенда повествует о том, что Бог Вишну в облике Варахи (вепря) решил продлить свое пребывание на земле, и Гаруда опустил на землю холм Вайкунтха, чтобы он мог жить там. Бог Шриниваса, или Венкатеша, другая ипостась Вишну, одновременно с Варахой появился в тех краях и решил остаться жить на земле на благо человечества.

Утверждают, что это изображение возникло спонтанно (udbhavamurti) и не соответствует известным агамическим традициям. Нет единого мнения по поводу точного объекта и формы изображения: одни полагают, что это Хари-Хара, другие считают, что Субрахманья или даже Деви.

Вишваксена

Вишваксена или всепобеждающий, - ипостась Вишну, играющая в вишнуитской традиции ту же роль, что и Ганеша в шиваизме. Ему молятся перед началом любого предприятия, чтобы устранить возможные препятствия. Его представляют с четырьмя руками; в трех он держит раковину, диск и булаву, а четвертая застыла в tarjanimudra (предостерегающе поднятый палец). Правая нога обычно слегка спущена с пьедестала. Временами Вишваксену изображают стражем или главным служителем Бога Вишну. Он стоит на белом лотосе, с длинными матовыми волосами и бородой. Это символ мирских наук.

Малые божества, связанные с Вишну

Гарутман, или Гаруда, могучая птица, на которой путешествует Вишну, - малое божество и неизменный атрибут всех вишнуитских храмов. Согласно преданию, он сын мудрых супругов Кашьяпы и Винаты и младший брат Аруны, возничего Бога Солнца. Прославился он тем, что принес чашу с нектаром с небес Индры. Именно этот подвиг и заставил Бога Вишну выбрать Гаруду для своих путешествий.

В буквальном переводе слово «Гаруда» значит «крылья речи». Он, по существу, олицетворяет ведическое знание, которое спустилось к нам на его крыльях из божественного мира.

Изображение Гаруды обычно антропоморфное. У него острый клюв, за спиной два крыла; рук может быть 8, 4 или всего 2. Две руки всегда сложены в жесте поклонения, в других находится раковина, колесо, булава, меч, змея и чаша с нектаром. Образ традиционно размещают по правую сторону от центральной святыни. Может показаться странным, что ложем Богу Вишну служит змей, а путешествует он верхом на орле, своем главном враге! Но это лишь показывает, что он - Бог равновесия и гармонии, и на него возложена задача поддерживать и сохранять эту многоликую вселенную.

Другое божество, неизменно присутствующее в вишнуитских храмах, особенно на Юге, - это Хануман, обезьяний бог. Рамаяна рисует его высокообразованным, с утонченным вкусом, культурным героем. Он силен, мудр, умеет быть преданным - сочетает в себе редкие качества.

Его представляют в двух позах: в обществе Шри Рамы, Ситы и Лакшманы он скромно стоит поодаль или же преданно сидит у ног Шри Рамы. В святилищах, посвященных исключительно ему, Хануман изображен в воинственной позе, с булавой в левой руке и Сандживини в правой.

Помимо этого, оружие Бога Вишну нередко представляют в антропоморфном виде. Тогда его называют Айюдхапуруши (люди-оружие); оно может быть мужского, женского и среднего рода, в зависимости от грамматического рода слова, его обозначающего. Например, булава - женское божество, а диск - божество, не имеющее рода.

Божество Сударшана чакра (диск) изображают на фоне шестиугольника; это человек, ослепительный, как пламя, с 4, 8 или 16 руками, в которых лук, стрелы, трезубец, аркан, стрекало и другие предметы и оружие, а также традиционные вишнуитские атрибуты. Считают, что божество символизирует космическое сознание, волю Бога к преумножению и его беспредельную власть творить и разрушать вселенную. Утверждают, что мантра Сударшана обладает свойством нейтрализовать яды и изгонять злобных духов. Каумодаки, булава Бога Вишну, - женское одноликое божество с двумя руками, сложенными в жесте поклонения; это символ власти и независимости.

Повествование о Боге Вишну было бы неполным без упоминания о Шалаграме (Salagrama), черноватом полированном камне с закругленными краями и отверстием, в котором находятся крошечные окаменелые моллюски - символ Бога Вишну и предмет почитания. Они бывают нескольких разновидностей, представляющих разные ипостаси Бога. Шалаграмы устанавливаются для почитания в храмах или в частных домах. Если такой камень хранится дома, ритуал поклонения становится обязательным.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...