В типологию современных обществ входит общество. Понятие и типологии общества


Общество - явление многогранное, обладающее в каждом кон­кретном случае специфическими чертами. Многообразие обществ обусловило появление различных вариантов их классификации. Одним из них является типология обществ, представляющая со­бой их распределение на основании таких критериев, как соци­альные, экономические, исторические, культурные и т.д. Понятие «тип» подразумевает форму, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов опреде­ленного вида. В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение и т.д.), так и скрытым (степень социальной сплоченности, уро­вень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отли­чающих одни группы обществ от других и объединяющих обще­ства одной и той же группы.

Один из подходов к типологии делит все общества на простые и сложные в зависимости от числа уровней управления и степени социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные его части однородны; в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных; структур­ное деление либо отсутствует, либо находится в зачаточном со­стоянии. Таким было первобытное общество на заре человеческой цивилизации. И по сей день в укромных уголках земли существуют племена, находящиеся на первобытнообщинной стадии развития.

В отличие от простого сложное общество - это общество с силь­но развитыми структурными элементами, которые взаимосвяза­ны и взаимозависимы друг от друга. В сложных обществах суще­ствует расслоение людей на богатых и бедных, возникает специ­альный аппарат управления (государство); развитие общества происходит в разных направлениях и более быстрыми темпами. Имущественная дифференциация общества возникла еще в рам­ках первобытнообщинного строя, но формирование подлинно иерархической структуры общества связано с созданием госу­дарства. Первые государства возникли более пяти тысяч лет на­зад - в междуречье Евфрата и Тигра и в Египте. С тех пор многие народы неизбежно вставали на путь создания государства. Если в древние времена сложные общества были исключением в обшей массе простых обществ, то сейчас наоборот, простые общества составляют единичные случаи среди сложных.

Еще один из подходов к типологии обществ выделяет критери­ем их дифференциации наличие письменности. В соответствии с этим различают дописьменные и письменные общества. В дописьменных обществах письменности не было, люди передавали ин­формацию только с помощью речи. В письменных обществах суще­ствовала передача информации с помощью знаков. Сначала это были рисунки, изображающие зверей, птиц, людей, различные предметы. Затем появилась клинопись, которая являлась упроще­нием рисунков. Но подлинным изобретением стало создание зна­кового изображения звуков - алфавита. У разных народов буквы алфавита различны, означают разные звуки. Знания, зафиксиро­ванные на глиняных табличках, восковых досках, бересте, бумаге и т.д., служили многим поколениям людей. Оригинальный вид письменности изобрели американские индейцы. Для передачи информации они использовали веревку с завязанными на ней узелками. Получатель такого письма постепенно развязывал узел­ки, «читая» сообщение. Со временем носители информации все более усложнялись. Появились книги, газеты, радио, телевиде­ние, компьютеры. Но свое значение письменность нисколько не утратила.



Возникновение письменности стало одним из важнейших эта­пов на пути перехода человечества от дикости к цивилизации. Но в истории были и исключения. Так, скифы - народ, живший в Северном Причерноморье в I тысячелетии до нашей эры, - не имели письменности несмотря на высокоразвитую материальную культуру. Некоторые первобытные реликтовые племена и по сей день не имеют письменности.

Существует типология обществ, основанная на выделении спо­соба производства. По этому критерию различают общество соби­рателей и охотников, общество земледельцев, общество скотово­дов, индустриальное общество.

Общество собирателей и охотников существовало в период гос­подства присваивающей экономики в рамках первобытнообщинного строя. Люди брали от природы готовые продукты и полно­стью зависели от ее капризов. Изменение климата, увеличение численности населения, нехватка пищи привели к тому, что люди стали добывать средства к существованию другим путем. На смену собирательству пришло земледелие, а на смену охоте - ското­водство. Произошел переход от присваивающей экономики к про­изводя щей. Земледельческие и скотоводческие общества долгие века существовали по соседству друг с другом. Соседство это не всегда было мирным. Нередко кочевники нападали на оседлые народы. Но, несмотря на разорения, земледельцы восстанавливали свое хозяйство и часто давали отпор кочевникам. История показала, что более жизнеспособным оказалось земледельческое общество, так как большинство народов перешло со временем к оседлому образу жизни. Именно на основе базы, созданной земледельче­скими, в первую очередь европейскими народами, возникает инду­стриальное общество, основанное на промышленном производ­стве. Оно существует всего 300-400 лет, но отличается более вы­сокими, по сравнению с предыдущими обществами, темпами развития.

В науке существует классификация обществ, выделяющая за­крытые и открытые типы. В основе различий между ними лежат уровень контроля над личностью и степень свободы индивида. Для закрытого общества характерна неизменная социальная структу­ра, невосприимчивость к нововведениям, консерватизм, догма­тичная идеология, коллективизм. К такому типу обществ относятся все антидемократические режимы прошлого и настоящего. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, способностью к обновлению, индивидуализмом и демократической идеологией. Подобный тип общества широко распространен в современном мире, в первую очередь в развитых демократический государствах.

В отечественной науке до недавнего времени господствовал формационный подход к типологии обществ, основанный на марк­систско-ленинском учении об общественно-экономических фор­мациях. Общественно-экономическая формация - это историче­ский тип общества, базирующийся на определенном способе произ­водства. Тип производственных отношений, основанный на определенной форме собственности на средства производства, составляет экономический базис общества, который определяет соответствующий тип надстройки с основными ее элементами - государством и правом. Смена одной общественно-экономической формации другой происходит в результате изменения типа произ­водственных отношений, что неизменно влечет за собой преобра­зования в надстройке. В развитии человечества марксистская тео­рия выделяет пять общественно-экономических формаций с со­ответствующими им типами общества - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунисти­ческую. В первой и пятой государства не существует. Переходным от капитализма к коммунизму выступает социалистическое общество.

С развитием производительных сил (орудий труда) изменяют­ся производственные отношения, общество делится на классы, образуется государство. Происходит переход от первобытнообщинной общественно-экономической формации к рабовладель­ческой. Государство выступает как орудие в руках господствующе­го класса для подавления угнетаемых. Исходя из исторического опыта, теоретики марксизма сделали вывод о том, что некото­рые народы переходили от первобытнообщинной формации к феодальной, минуя рабовладельческую. Формации сменяют друг друга как эволюционным путем (переход к рабовладению и фео­дализму), так и в результате революции (переход к капиталисти­ческому и социалистическому обществу). Социалистическое го­сударство, выражая интересы трудящихся, подавляет сопротив­ление эксплуататоров. С выполнением этой задачи необходимость в принуждении отпадает, а значит, государство становится не­нужным. Происходит переход к бесклассовому обществу, при ко­тором государство отмирает. Формационный подход к типологии обществ основан на реальном развитии исторического процесса в прошлом. Тем не менее практика существования социалистиче­ского общества, в том числе и у нас в стране, не оправдала теоре­тических ожиданий. Не подтвердился и прогноз перехода к бес­классовому коммунистическому обществу.

Наиболее распространенным в современной науке является деление обществ на традиционные, индустриальные и постинду­стриальные. Эту концепцию предложил американский социолог Д. Белл. Критериями данной типологии ученый выделил измене­ния и совершенствование средств производства и знания.

Традиционное (доиндустриалъное) общество отличалось преоб­ладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, тради­ционным способом регулирования общественных отношений. Для него характерны ручной труд, низкие темпы развития производ­ства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Традиционное общество маловосприимчи­во к нововведениям. Поведение людей в таком обществе регла­ментируется обычаями и традициями, основанными на религии. Отсчет истории традиционных обществ можно начать с возник­новения человечества. Такие общества существовали в период ра­бовладения и феодализма. И только с появлением буржуазных от­ношений формируется индустриальное общество.

Индустриальное общество - это сложное общество, основан­ное на промышленном производстве. В нем человек наделен большими, чем в доиндустриальном обществе, возможностями самореализации. Человеку дается весь набор прав и свобод, и только от него зависит, как ими воспользоваться. В индустриальном об­ществе производство развивается на основе механизации и авто­матизации, создание разного рода товаров приобретает массовый характер. Растет население городов (урбанизация), увеличивается число людей, занятых в промышленности, возрастают требова­ния к образованию и квалификации работников. Ускоряется раз­витие средств массовой коммуникации.

В постиндустриальном (информационном) обществе добывание и переработка продуктов природы уступает свое приоритетное зна­чение производству и переработке информации, удельный вес производства товаров в экономике снижается, увеличивается доля сферы услуг. Товаропроизводящая экономика трансформируется в обслуживающую. В результате меняется структура общества. На смену классовому делению приходит профессиональное. Положе­ние человека в обществе, уровень его доходов напрямую зависит от образования и уровня знаний.

С изменением характера экономических связей меняется и со­циальная структура общества. Если в доиндустриальном обществе основную группу населения составляли крестьяне, в индустри­альном - рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управ­ленцы, менеджеры. На смену авторитарному руководству в доин­дустриальном обществе и представительной демократии в инду­стриальном идет непосредственная демократия и самоуправление в постиндустриальном обществе. Увеличивается свобода личности в выборе приоритетных направлений ее развития.

Помимо рассмотренных существуют и другие подходы к типо­логии обществ. Все они, как видно, различаются критериями, которые положены в основу данной конкретной классификации. Вопрос типологии обществ нуждается в дальнейшей разработке. Более целесообразным представляется использование различных подходов при условии выделения из них всего рационального и недопущения их противопоставления. Позитивные стороны каж­дого из них, взятые в единстве, позволят глубже уяснить тип того или иного общества.

Вопросы и задания

1. Что такое типология? Каковы параметры выделения тех или иных типов общества?

2. Какие подходы к типологии обществ вы знаете?

3. В чем состоит отличие простого общества от сложного?

4. Определите значение письменности для развития общества.

5. Приведите исторические примеры, иллюстрирующие типологию обществ по способу производства.

6. В чем различия обществ закрытого и открытого типов?

7. В чем состоят особенности формационного подхода к типологии обществ?

8. Дайте развернутую характеристику концепции Д. Белла. Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие каждый из типов обществ.

9. Заполните таблицу.

Современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по кᴏᴛᴏᴩым их можно типологизировать.

Важно заметить, что одним из основных направлений в типологии общества служит выбор политических отношений , форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. К примеру, у Платона и Аристотеля общества различаются по типу государственного устройства : монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия . Отметим тот факт - что в современных вариантах ϶ᴛᴏго подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ .

В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях : первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений)

Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

В наибольшей степени устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — ϶ᴛᴏ общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество) Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди кᴏᴛᴏᴩых важнейшим будут семья, община. Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Стоит сказать, для него характерны низкие темпы развития , производства. Не стоит забывать, что важным для ϶ᴛᴏго типа общества будет устоявшаяся социальная солидарность , что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин)

Современные общества отличаются следующими чертами : ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на базе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту ϲʙᴏих членов, распределение благ, производство, общение)

К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся индустриальное и постиндустриальное общества .

Индустриальное общество — ϶ᴛᴏ тип организации социальной жизни, кᴏᴛᴏᴩый сочетает ϲʙᴏбоду и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Стоит сказать, для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. побудут концепции постиндустриального (информационного ) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств . Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии.
Стоит отметить, что основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в т.ч. традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля , тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Отличительные черты постиндустриального общества:
  • переход от производства товаров к экономике услуг;
  • возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
  • главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
  • контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
  • принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества . Становление такого явления отнюдь не случайно.
Стоит отметить, что основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, кᴏᴛᴏᴩые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм . Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Отметим, что технооптимизм рисует более радужную картину , предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

Основные типологии общества

В истории социальной мысли было предложено несколько типологий общества.

Типологии общества в период формирования социологической науки

Основатель социологии французский ученый О. Конт предложил трехчленную стадиальную типологию, в кᴏᴛᴏᴩую входили:

  • стадия военного господства;
  • стадия феодального господства;
  • стадия промышленной цивилизации.

В основу типологии Г. Спенсера положен принцип эволюционного развития обществ от простого к сложному, т.е. от элементарного общества ко все более дифференцированному. Развитие обществ Спенсер представлял как составную часть единого для всей природы эволюционного процесса. Низший полюс эволюции общества образуют так называемые военные общества, характеризующиеся высокой однородностью, подчиненным положением индивида и господством принуждения как фактора интеграции. От ϶ᴛᴏй фазы через ряд промежуточных общество развивается к высшему полюсу — индустриальному обществу, в кᴏᴛᴏᴩом доминируют демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм и многообразие.

Типологии общества в классический период развития социологии

Данные типологии отличаются от описанных выше. Свою задачу социологи ϶ᴛᴏго периода видели в том, ɥᴛᴏбы объяснить ее, исходя не из общего порядка природы и законов ее развития, а из нее самой и ее внутренних закономерностей. Так, Э. Дюркгейм стремился найти «исходную клетку» социального как такового и с ϶ᴛᴏй целью искал «простейшее», элементарнейшее общество, самую простую форму организации «коллективного сознания». По϶ᴛᴏму его типология обществ строится от простого к сложному, а в ее основу положен принцип усложнения формы социальной солидарности, т.е. сознания индивидами ϲʙᴏего единства. В простых обществах действует механическая солидарность, потому что составляющие их индивиды очень похожи по сознанию и жизненной ситуации — как частицы механического целого. В сложных обществах существует сложная система разделения труда, дифференцированные функции индивидов, по϶ᴛᴏму сами индивиды отстоят друг от друга по образу жизни и сознанию. Их объединяют функциональные связи, а их солидарность будет «органической», функциональной. Оба типа солидарности представлены в любом обществе, но в архаических обществах господствует механическая солидарность, а в современных — органическая.

Немецкий классик социологии М. Вебер рассматривал социальное как систему господства и подчинения. Его подход основывался на представлении об обществе как о результате борьбы за власть и за удержание господства. Общества классифицируются по типу сложившегося в них господства. Харизматический тип господства возникает на базе личной особой силы — харизмы — правителя. Харизмой обычно обладают жрецы или вожди, и такое господство внерационально и не требует особой системы управления. Современному обществу, согласно Веберу, присущ легальный тип господства, основанный на праве, характеризующийся наличием бюрократической системы управления и действием принципа рациональности.

Типология французского социолога Ж. Гурвича отличается сложной многоуровневой системой. Стоит заметить, что он выделяет четыре типа архаических обществ, обладавших первичной глобальной структурой:

  • родоплеменные (Австралия, американские индейцы);
  • племенные, включавшие в себя разнородные и слабо иерархизованные группы, объединявшиеся вокруг наделенного магической силой вождя (Стоит сказать - полинезия, Меланезия);
  • племенные с военной организацией, состоявшие из семейных групп и кланов (Северная Америка);
  • родовые племена, объединенные в монархические государства («черная» Африка)
  • харизматические общества (Египет, Древний Китай, Персия, Япония);
  • патриархальные общества (гомеровские греки, евреи эпохи Ветхого Завета, римляне, славяне, франки);
  • города-государства (греческие полисы, римские города, итальянские города эпохи Возрождения);
  • феодальные иерархические общества (европейское Средневековье);
  • общества, породившие просвещенный абсолютизм и капитализм (только Европа)

Отметим тот факт - что в современном мире Гурвич выделяет: технико-бюрократическое общество; либерально-демократическое общество, построенное по принципам коллективистского этатизма; общество плюралистского коллективизма и т.д.

Типологии общества современной социологии

Для постклассического этапа развития социологии характерны типологии, основанные на принципе технического и технологического развития обществ. В наши дни наиболее популярна типология, кᴏᴛᴏᴩая выделяет традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.

Традиционные общества характеризуются высоким развитием сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства будет заготовка сырья, кᴏᴛᴏᴩая осуществляется в рамках крестьянских семей; члены общества стремятся к удовлетворению главным образом бытовых потребностей.
Стоит отметить, что основой экономики будет семейное хозяйство, способное удовлетворить если не все ϲʙᴏи потребности, то значительную их часть. Отметим, что техническое развитие крайне слабо. В принятии решений основным методом будет метод «проб и ошибок». Социальные отношения развиты крайне слабо, как и социальная дифференциация. Нужно помнить, такие общества ориентированы на традицию, следовательно, направлены в прошлое.

Индустриальное общество - общество, кᴏᴛᴏᴩое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе: для удовлетворения ϲʙᴏих актуальных потребностей такое общество стремится к максимально полной разработке имеющихся в его распоряжении природных ресурсов. Главный сектор производства — обработка и переработка материалов, осуществляемые коллективами рабочих на фабриках и заводах. Такое общество и его члены стремятся к максимальной адаптации к настоящему моменту и удовлетворению социальных потребностей.
Стоит отметить, что основным методом принятия решений будет эмпирическое исследование.

Еще одна очень важная черта индустриального общества — так называемый «модернизаторский оптимизм», т.е. абсолютная уверенность в том, что любую проблему, в т.ч. социальную, можно решить, опираясь на научные знания и технологии.

Постиндустриальное общество — ϶ᴛᴏ общество, кᴏᴛᴏᴩое зарождается в настоящий момент и имеет ряд существенных отличий от индустриального общества. В случае если для индустриального общества ϲʙᴏйственно стремление к максимальному развитию промышленности, то в постиндустриальном гораздо более заметную (а в идеале первостепенную) роль играют знания, технология и информация. Исключая выше сказанное, быстрыми темпами развивается сфера обслуживания, обгоняя промышленность.

В постиндустриальном обществе нет веры во всесилие науки. Это отчасти связано с тем, что человечество столкнулось с негативными последствиями собственной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
По ϶ᴛᴏй причине на первый план выступают «экологические ценности», причем имеется в виду не только бережное отношение к природе, но и внимательное отношение к равновесию и гармонии, необходимым для адекватного развития общества.

Основой постиндустриального общества будет информация, что в ϲʙᴏю очередь породило еще один тип общества — информационное. По мысли сторонников теории информационного общества, побудет совершенно новое общество, характеризуемое процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже в XX в. К примеру, вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации — демократизация, вместо концентрации — разукрупнение, вместо стандартизации — индивидуализация. Все данные процессы обусловлены информационными технологиями.

Люди, предлагающие услуги, либо предоставляют информацию, либо ее используют. К примеру, преподаватели передают знания студентам, ремонтники используют ϲʙᴏи знания для обслуживания техники, юристы, врачи, банкиры, летчики, дизайнеры продают клиентам ϲʙᴏи специализированные знания законов, анатомии, финансов, аэродинамики и цветовых гамм. Стоит заметить, что они ничего не производят в отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе. Вместо ϶ᴛᴏго они передают или используют знания для оказания услуг, за кᴏᴛᴏᴩые готовы заплатить другие.

Исследователи уже применяют термин «виртуальное общество» для описания современного типа общества, сложившегося и развивающегося под воздействием информационных технологий, прежде всего интернет-технологий. Виртуальный, или возможный, мир стал новой реальностью вследствие компьютерного бума, охватившего общество. Виртуализация (замещение реальности се симуляцией/образом) общества, отмечают исследователи, будет тотальной, так как все элементы, составляющие общество, виртуализируются, существенно меняя ϲʙᴏй облик, ϲʙᴏй статус и роль.

Постиндустриальное общество определяется также как общество «постэкономическое», «посттрудовое », т.е. такое общество, в кᴏᴛᴏᴩом экономическая подсистема утрачивает ϲʙᴏе определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. В постиндустриальном обществе человек утрачивает ϲʙᴏю экономическую сущность и уже не рассматривается как «человек экономический»; он ориентируется на новые, «постматериалистические» ценности. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы, а в качестве приоритетных выступают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида в различных социальных сферах, в связи с чем формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Согласно концепции постэкономического общества, разработанной российским ученым B.Л. Иноземцевым, в постэкономическом обществе в отличие от экономического, ориентированного на материальное обогащение, главной целью для большинства людей становится развитие их собственной личности.

Отметим, что теория постэкономического общества связана с новой периодизацией истории человечества, в кᴏᴛᴏᴩой можно выделить три масштабные эпохи — доэкономическую, экономическую и постэкономическую. В основе такой периодизации лежат два критерия — тип человеческой деятельности и характер соотношения интересов личности и общества. Постэкономический тип общества определяется как такой тип социального устройства, где хозяйственная деятельность человека становится все более интенсивной и комплексной, однако не определяется более его материальными интересами, не задается традиционно понимаемой экономической целесообразностью. Экономическую основу такого общества образуют деструкция частной собственности и возврат к собственности личной, к состоянию неотчужденности работника от орудий производства. Пост- экономическому обществу присущ новый тип социального противостояния — противостояние информационно-интеллектуальной элиты и всех не вошедших в нее людей, занятых в сфере массового производства и в силу ϶ᴛᴏго вытесненных на периферию общества. При этом у каждого члена такого общества есть возможность самому войти в элиту, поскольку принадлежность к элите определяется способностями и знаниями.

В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы.

Типология (от греч. tupoc - отпечаток, форма, образец и logoc - слово, учение) - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа.

В соответствии с признаком наличия или отсутствия письменности выделяют общества дописьменные и письменные. По критерию развитости социальной структуры и степени дифференциации общества выделяют простые общества, в которых нет руководителей и подчиненных, бедных и богатых, где общество однородно, и сложные, в которых есть расслоение по имущественному положению, отношению к власти и т.д. По степени социальной мобильности выделяют открытые общества, где социальные группы не являются замкнутыми и существует высокая социальная мобильность населения, и закрытые, где данные признаки отсутствуют. По социально-экономическим критериям выделяют два подхода к типологии обществ формационный и цивилизационный. Формационный подход появился в XIX в., его авторами являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основой формационного подхода является понятие «общественно-экономическая формация».Общественно-экономическая формация - это стадия в развитии общества с присущим ей способом производства материальных благ. Выделяют пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза - социалистическое общество).

Переход от стадии к стадии осуществляется через социальную революцию. Несомненными плюсами данного подхода является то, что история человечества предстает как объективный, закономерный, поступательный процесс, ясно прослеживаются движущие силы и основные этапы этого процесса.

Но, в то же время, формационному подходу присущ и целый ряд недостатков. Прежде всего, решающая роль в историческом процессе отводится экономическим факторам, что принижает духовные аспекты исторического развития. Кроме того, формационный подход носит однолинейный характер, так как далеко не все страны прошли все пять формаций (в том числе ряд восточных стран и Россия). Также формационному подходу присущ определенный социальный утопизм - идея о неизбежности эры коммунизма так и осталась нереализованной.

Основателями цивилизационного подхода являются ученые XIX -- XX вв. Н. Данилевский (выделял культурно-исторические типы обществ), А. Тойнби и О. Шпенглер. В их представлении, цивилизация - это закрытый мир отдельной культуры, существующий определенный исторический период, около 1200 лет (древнеегипетская цивилизация, китайская цивилизация, романо-германская цивилизация, российская цивилизация и т.д.). В современном обществознании доминирует следующая трактовка: цивилизация - это ступень в развитии общества с присущим ей уровнем материальной и духовной культуры.

Еще одна типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения).

Простое общество - это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложное общество - общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

В основу классификации общества Морган положил способы получения средств к существованию человека, которые были различными в разные периоды, а именно:

  • 1) эпоха дикости - это время присваивающего собирательства и охотничье-рыболоведческого хозяйства;
  • 2) эпоха варварства - это время производящего земледельческо-скотоводческого хозяйства;
  • 3) эпоха цивилизации сопровождалась появлением классов, государства и права.

Американские ученые Г.Ленски и Дж.Ленски, используя в качестве критериев социальную структуру, образ жизни, выделили следующие типы общества:

ѕ живущие охотой и собирательством;

ѕ садоводческие общества на Ближнем Востоке, зародившиеся в 4 тысячелетии до н.э.;

ѕ аграрные общества, возникшие в Древнем Египте, Аркаде, Шумере, Вавилоне;

ѕ промышленные общества, возникшие в конце XV в. в Европе.

К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида.

Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи.

Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видного американского социолога Д. Белла.

Американский исследователь Д.Белл классифицирует, общества на основе технологического фактора с добавлением критериев зрелости политической и культурной сфер. Исходя из этого Белл выделяет следующие типы обществ:

ѕ традиционные (доиндустриальные) общества - отсталые в технологическом отношении страны, основной отраслью экономики которых является сельхозпроизводство. Для них характерны отсутствие автономной личности, которая зависит от племени, рода, клана, и жесткая perламентация всех сторон жизни на основе традиций;

ѕ индустриальные общества возникают в связи с промышленным переворотом и приносят с собой: свободу личности, партийные системы;

ѕ постиндустриальные общества основаны на достижениях научно-технической революции, где ценным ресурсом становится информация. Усложняется социальная структура общества, исчезают рабочий класс и буржуазия;

Как и общества, Белл разделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.

Теория «общества изобилия» Джона Кеннета Гэлбрейта в качестве критерия классификации обществ называет уровень потребления. «Обществом изобилия» называются развитые страны, в которых большинство населения привыкло к довольно высокому уровню жизни. Производство товаров непрерывно растет, происходит создание искусственного спроса. В результате возникает избыточное потребление, покупка ненужного исключительно ради поддержания своего социального статуса.

Таким образом, социальные изменения, типовые для всех стран и народов, независимо от того, в какое именно историческое время эти изменения совершаются образуют типологию обществ. Любая типология предусматривает выбор системообразующих признаков. Сравнительный анализ специфических характеристик различных уровней развития человеческих обществ можно провести, основываясь на основных определяющих параметрах.

Характер общественного устройства: тип социальной организации общества в целом, который был бы наиболее адекватным, а потому наиболее часто встречающимся (типовым) для данного уровня развития.

Характер участия членов общества в управлении: степень причастности большинства взрослых дееспособных членов общества и отдельных его частей к выработке и принятию решений, обязательных для исполнения всеми.

Господствующий характер экономических отношений: характеристика того, что в марксистской теории именуется «производственными отношениями» - то есть отношениями по поводу производства, распределения и потребления материальных благ.

Общий характер организационно-технологического уровня: описание уровня развития производительных сил и способов их организации, (перемены в орудиях труда, источниках энергии и технологических циклах, которые совершаются при переходе от одной цивилизации к другой).

Структура занятости: распределение работоспособных членов общества по четырем основным секторам обеспечения жизнедеятельности общества: аграрный (сельскохозяйственный), индустриальный (в доиндустриальных обществах - ремесленный) сервисный (обслуживание), информационный.

Характер поселений: распределение наличного населения по различным типам сельско-городского континуума, создающее существенные различия в условиях и образе жизни.

Уровень и масштабы образования: характер развития института образования (прежде всего формального) и его влияние на характер и темпы социальных изменений.

Характер и уровень развития научных знаний: развитие науки как самостоятельного социального института и связь его с другими институтами общества.

Исходя из этого можно составить следующую типологию обществ: примитивное общество, традиционное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество.

Примитивное общество, в соответствии с обозначенными восемью параметрами, можно описать следующим образом. Господствующим типом социальной конструкции здесь является трайбализм - родоплеменное устройство. Большинство членов общества принимают непосредственное участие в управлении, но хаотичным, неупорядоченным образом. «Экономика» (для примитивного общества это понятие весьма условно) зиждется на натуральном хозяйстве; господствует общинная собственность на средства производства; наблюдается случайный характер отношений товарного обмена. Для этих обществ характерны примитивная обработка орудий промысла (собирательства, охоты, рыболовства), а также элементарное половозрастное разделение труда, поскольку большинство членов общины занято одним и тем же промыслом. Местом обитания членов примитивных обществ являются небольшие временные поселения (стоянки, становища). Систематизации накопленных знаний не происходит, и передача их последующим поколениям осуществляется изустно и в индивидуальном порядке.

Традиционное общество в сравнении с примитивным претерпевает серьезные социальные изменения. Основным типом социальной конструкции здесь становится на начальных стадиях слабо централизованное государство, которое по мере развития приобретает все более отчетливо выраженные тенденции к абсолютизму. Политика здесь - дело узкого слоя элиты, и абсолютное большинство членов общества отстранено от участия в управлении. В фундаменте экономической жизни лежит частная собственность на средства производства. В традиционных обществах наблюдается преобладание экономики пропитания. Здесь все более последовательно нарастает разнообразие орудий труда, однако главным образом - на основе мускульной энергии человека и животных. Основной организационно-хозяйственной единицей выступает семья. В городских поселениях отмечается все большее развитие ремесленного и сервисного секторов, однако абсолютное большинство населения занято в аграрном секторе. Это большинство проживает в сельской местности. Города приобретают все большее влияние как центры политической, промышленной и духовной жизни. Образование, как и политика, является уделом тонкого слоя элиты. Наука и производство представляют собою автономные, слабо связанные сферы жизнедеятельности общества.

Индустриальное общество в ходе процесса индустриализации приобретает следующие типовые черты. Основным типом общественного устройства становятся национальные государства с четко очерченными территориальными границами; эти государства формируются вокруг общих форм экономики, языка и культуры. Предоставляется всеобщее избирательное право населению, вследствие чего наблюдается последовательная институционализация политической деятельности вокруг массовых партий. Экономика приобретает все более отчетливо выраженные рыночные отношения, что означает практически полную коммерциализацию производства и исчезновение экономики пропитания. Стержневой основой экономики становится частная собственность на капитал. Технологической доминантой выступает господство машинного производства. Следует отметить падение доли работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, и возрастание доли промышленного пролетариата. Производство реорганизуется на фабричной основе. Важной приметой индустриализации является урбанизация общества. Усиление действия закона перемены труда ведет к росту массовой грамотности. С самого начала индустриальной революции в нарастающих темпах имеет место приложение науки ко всем сферам жизни, особенно к индустриальному производству, а также последовательная рационализация всей социальной жизни.

Развитие информационной революции приводит к постепенному формированию постиндустриального общества. Судя по тенденциям, наблюдающимся сегодня в наиболее продвинутых социумах, оно будет обладать следующими характеристиками. Важнейшим социальным изменением в системе социального конструирования следует считать усиление прозрачности национальных границ и влияния наднациональных сообществ. Для экономической жизни все более характерно возрастание роли информации и обладания ею, усиление значения интеллектуальной собственности, появление электронных денег и превращение информации в основное средство обмена. В технологической сфере все более важное значение приобретает развитие «высоких технологий», а также автоматизация и компьютеризация производственных процессов. Отчетливо выражена тенденции падения доли работников, занятых в индустрии, с одновременным увеличением доли занятых в информационном и особенно - в сервисном секторах. Индустриальная урбанизация сменяется тенденцией к субурбанизации. Проявлением кризиса социальных институтов образования служит осознание проблемы функциональной неграмотности. Наука становится непосредственно производной сферой.

Таким образом, общество - это организованная человеком форма материи. Понятие «общество» применимо к любой исторической эпохе, к любому по численности объединению людей, если это объединение отвечает следующим признакам: объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества); браки заключаются между представителями данного объединения; оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями; объединение имеет территорию, которую считает своей собственной; у него есть собственное название и своя история; оно обладает собственной системой управления; объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; общество объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой. Перечисленные критерии являются признаками любого общества.

Тип общества - это совокупность устойчивых признаков, которые характеризуют общество в конкретное время и у конкретных народов. Типология позволяет проследить, как изменилось общество, какие этапы оно проходило. Типология общества определяется на основе определенных признаков или критериев.

Первую типологию обществ предложили Платон и Аристотель . Согласно их воззрениям всœе общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, олигархии, демократии. В современной социологии в рамках этого подхода выделяют тоталитарные, демократические и авторитарные общества (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии).

В рамках марксизма выделяются шесть типов обществ:

1) первобытнообщинное общество, характеризуется примитивным способом производства;

2) азиатское общество, отличающееся особым видом собственности на землю;

3) рабовладельческое общество;

4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;

5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников;

6) коммунистическое общество, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возникает в результате установления равного отношения всœех к собственности на средства производства.

Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Традиционное общество - ϶ᴛᴏ общество с аграрным укладом, социокультурной регуляцией, основанной на традиции. Термин ʼʼиндустриальное общество ʼʼ впервые ввел А. Сен-Симон (1760–1825 гᴦ.) . Свою дальнейшую разработку это понятие получило в работах Р. Арона, У Ростоу, О. Тоффлера .

Для индустриального общества характерны следующие черты:

1) развитая и сложная система разделœения труда;

2) механизация производства и управления;

3) массовое производство товаров;

4) высокая развитость средств коммуникации;

5) рост урбанизации и социальной мобильности;

6) увеличение доходов и качественные сдвиги в структуре потребления;

7) формирование гражданского общества.

В 60-е гᴦ. XX в. в социологии формируется теория постиндустриального или информационного общества . Эта теория разрабатывалась такими исследователями, как Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас .

Основой трансформации индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники. Основными чертами информационного общества являются:

1) глобальный характер информации;

2) рост возможностей сбора, обработки, хранения, передачи информации, доступа к ней;

3) рост влияния информации на различные сферы деятельности;

4) расширение демократии, децентрализация общества.

Негативной стороной постиндустриального общества является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. С другой стороны существует опасность формирования двухклассового общества: тех, кто владеет информацией и тех, кто не будет иметь доступ к ней.

Еще одним распространенным подходом в современной социологии является цивилизационный подход . В корне цивилизованного подхода лежит идея своеобразия пути, пройденного народами. В рамках этой теории характерно выделœение Египетской, Китайской, Вавилонской, Европейской, Российской, Мусульманской, Греческой и других цивилизаций.

Любая цивилизация является уникальной. Уникальность каждой цивилизации обуславливается не только материальной базой и способом производства, но и соответствующей им культурой. Культура в данном случае определяется совокупностью определœенного мировоззрения, образом жизни населœения и моралью народа.

Типологии обществ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Типологии обществ" 2017, 2018.

  • - Типологии обществ

    В процессе развития социологического знания сложилось множество подходов к классификации обществ. Классификации наиболее типических обществ основаны на выделении их основных параметров. Самую первую типологию обществ предложили древнегреческие мыслители Платон и... .


  • - В социологии сложилось несколько подходов к типологии обществ.

    СОЦИАЛЬНУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮПОДСИСТЕМЫ Экономическая подсистема: Производственно-распределительные связи и отношения, связанные с разделением труда и распределением людей по социально-профессиональным ячейкам, внутри и между которыми устанавливаются... .


  • - Типологии общества современной социологии

    Для постклассического этапа развития социологии характерны типологии, основанные на принципе технического и технологического развития обществ. В наши дни наиболее популярна типология, которая выделяет традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества. ... [читать подробнее] .


  • - Типологии обществ

    В современной социологии для анализа социальных систем и их типологии широко используется социокультурный подход. Он представляет общество как множество индивидов, в основе отношений которых лежит совокупность культурных норм и ценностей, определяющих формы и... .


  • Все многообразие обществ, существовавших ранее и существующих сейчас, социологи разделяют на определённые типы. Несколько обществ, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

    Типология общества - это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других.

    В социологии существует множество типологий в зависимости от критерия типологизации.

    Типология общества по К.Марксу . Основанием служат способ производства и форма собственности. Человечество способно пройти пять формаций - первобытную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

    Если в качестве главного признака выбирается письменность, то общества делятся на дописьменные и письменные.

    Простые (догосударственные образования) и сложные (государственные образования). Критерием типологизации служат особенности социальной структуры общества - число уровней управления и степень социального расслоения.

    Традиционное и современное в соответствии с особенностями господствующих в них общественных связей и взаимодействий.

    В зависимости от форм хозяйственной деятельности, основанных на способе добывания средств существования выделяют протообщество, аграрное общество, индустриальное и постиндустриальное общества.

    Американские социологи Г. Ленски и Дж. Ленски, различали общества в зависимости от способа добывания средств существования:

    Общество охотников и собирателей. Структура его простейшая, а социальная жизнь организована на основе родственных связей, всем правит вождь.

    Скотоводческие общества. В них также отсутствует прибавочный продукт. Основой его социальной структуры являются родственные связи. Однако их система более развита и сложнее. Скотоводство - способ добывания средств существования, основанный на приручении диких животных.

    Аграрное общество. На этом этапе уже появляется прибавочный продукт, развивается торговля, ремесла. С земледелием связано зарождение городов, государства, интенсивное социальное расслоение, появляется эксплуатация человека человеком. Система родственных связей перестает быть основой социальной структуры общества.

    Промышленное общество. Термин «индустриальное общество» впервые предложил Сен-Симон. Возникает в конце XVIII в. вследствие великой индустриальной революции (родиной которой была Англия) и Французской революции 1783-1794 гг. Первой чертой этого общества является индустриализация - создание крупного машинного производства.

    Индустриализация означает не просто появление машинного производства, но и использование в производственных целях достижений науки и техники, открытие новых источников энергии, позволяющих машине выполнять ту работу, которую прежде выполняли люди или тягловые животные. Появление технологических машин, использование сил природы в промышленности сопровождается стандартизацией деталей и узлов различных механизмов, что сделало возможным массовое производство. Резко повысилась производительность труда.


    Второй отличительной чертой индустриального общества является урбанизация - рост численности городского населенияи распространение городских ценностей жизни на все слои населения.

    Другими важными особенностями данного типа общества является гибкость социальных структур, позволяющая им модифицироваться по мере изменения потребностей людей, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

    Различные авторы используют дополнительные штрихи при описании традиционного и индустриального обществ и иногда иные названия. К.Поппер использует понятия открытого и закрытого обществ , основное различие между которыми - соотношение социального контроля и свободы индивида. «Магическое, племенное или коллективное общество, - пишет он, - мы будем называть закрытым обществом, а общество, в котором индивидуумы вынуждены принимать личные решения - открытым обществом».

    В 60-70-х гг. социологи А. Турен, Р. Арон, Д. Белл разработали синтетическую модель типологии общества и выделили доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальну (информационную) стадии развития общества. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяется технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, способ жизни, численность населения, социальная структура общества.

    Концепции постиндустриального общества или постмодерна активно разрабатывались в американской (Д. Белл) и западноевропейской социологии (А. Турен.).

    Первым для определения современного общества термин «постиндустриальное общество» ввел Даниэль Белл.

    Постиндустриальное общество - стадия современного развития, которая приходит на смену государственно-монополистическому капитализму , индустриальному обществу.

    Основные характеристики постиндустриального общества:

    Резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий», позволивших преобразовать быт, трудовую деятельность человека;

    Смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится обслуживание, охватывающее сферы деятельности, напрямую не связанные с производством - торговля, финансы, медицина, транспорт, наука, образование, отдых и т.д.

    Изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом. Классовое деление уступает место профессиональному. Имея необходимое образование и доступ к информации, индивид получает больше шансов в продвижении по лестнице социальной иерархии;

    Изменение социокультурных потребностей населения, их ценностных ориентаций;

    Ролевой характер взаимодействия (ожидание и поведение человека обуславливается их социальным статусом и социальными функциями);

    Углубленное распределения труда;

    Формальная система регулирования отношений (на основе письменного права, законов, положений, договоров);

    Сложная система социального управления (отделения института управления, социальных органов управления и самоуправления);

    - секуляризация (приобретение светских признаков) религии;

    Выделение разнообразных социальных институтов.

    В связи с тем, что технической базой современного общества является информация, его называют информационным обществом, в котором интеллектуальные технологии, информация, обработка знаний приобретают все большее значение. Термин «информационное общество» ввел японский ученый И. Масуда.

    Информационное общество - характеризуется прежде всего развитием производства информации, а не материальных ценностей. Движущей силой его эволюции является эксплуатация вычислительной техники. Растет не только экономическое значение информационного сектора, но и его социальная и политическая значимость.

    Стратегическими ресурсами и главными признаками его развития выступают интеллектуальный капитал, концентрация теоретического знания, обработка информации, образование, квалификация и переквалификация. Возникает новая инфраструктура - информационные сети, банки, базы данных, массовое производство информации. Принципом управления выступает соглашение, а идеологией - гуманизм.

    В зависимости от политического режима общества делят на демократические, авторитарные, тоталитарные.

    Таким образом, типология такого сложного государственного образования, как общество, не может быть единой и универсальной, а определяется методологическим подходом исследователя. Всегда следует понять, какую научную, познавательную задачу пытался решить автор.

    Литература

    1. Волков Ю.Г. Социология. Издание 2-е. / Под общей ред. В.И.Добренькова. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005.

    2. Общая социология. Учебное пособие. Под общей ред. А.Г.Эфендиева. - М., 2002. - 654 с.

    3. Кравченко А.И. Общая социология- М., 2001.

    4. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

    5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. - М., 2002.

    6. Луман Понятие общества / Проблемы теоретической социологии. -СПб., 1994.

    7. Скалацький В.М. Інформаційне суспільство: нові тенденції розвитку // Вісник Київ-го нац. Ун-ту ім. Шевченко. - 2004. - № 68-69. - С.81-83.

    8. Лукашевич М.П., Туленков М.В. Соціологія. Київ: «Каравела», 2005.

    9. Соціологія. Підручник для студентів вищих навчальних закладів / За ред.. Городанянко К., 2002. - 560 с.

    Выбор редакции
    После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

    Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

    1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

    Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
    Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
    Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
    Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
    Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
    Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...