Виды права. Какие бывают виды права
Профессия юриста имеет многовековую историю. Она возникла в связи с потребностью в государственном принуждении. Впоследствии суды стали не только выносить наказания, но и рассматривать различные споры между гражданами или организациями. Еще позже юристы были вовлечены в политическую и социальную сферы. Чем же они занимаются сегодня? Какие бывают юристы в современном обществе?
Кто такой юрист?
Юрист – это человек, имеющий специальные правовые знания и умеющий применять их в практической деятельности. Сфера современной юридической деятельности многогранна. Это связано с необходимостью решения юридических задач в самых разнообразных областях жизни.Какие бывают типы юристов?
- Юристы-правоохранители: следователи, эксперты, дознаватели, адвокаты, прокуроры, судьи, судебные приставы, инспектора по делам несовершеннолетних. Эта самая многочисленная группа юристов занимается применением санкций (административных или уголовных) и рассмотрением споров (имущественных, трудовых, семейных, жилищных и других).
- Юристы – политические консультанты. Это работники юридических отделов при органах государственного управления – как законодательных, так и исполнительных. Они участвуют в подготовке проектов правовых документов. Сами же решения принимаются политиками: президентом, депутатами, министрами и другими государственными деятелями.
- Юристы-экономисты. Правовые консультанты по экономическим делам – неотъемлемая часть персонала всех солидных корпорациях. Главный участок работы этих специалистов – составление договоров, контроль над их исполнением и оспаривание в суде договорных условий. Спектр вопросов, решаемых экономическими юрисконсультами, достаточно широк. Им приходится сталкиваться с проблемами, связанными с трудовым, финансовым, земельным, гражданским правом, а также разбираться в вопросах процессуального права – как гражданского, так и арбитражного.
- Юристы-правозащитники. Эта каста юристов играет огромную роль в социальной сфере развитого демократического общества. Их основным поприщем являются органы социальной зашиты, призванные поддерживать пенсиями, пособиями и различными льготами социально неблагополучных граждан. Юристы трудятся также в службе занятости, помогая на профессиональном уровне решать проблему борьбы с безработицей. Доскональное знание соответствующих нормативных документов и грамотное их применение необходимы при поддержке людей, потерявших работу, – при их учете, переквалификации, выплате пособий.
Наша цивилизация с каждым днём всё больше развивается, тем самым пытаясь достичь совершенства не только в технологических процессах, но и в отношениях между людьми. С начала...
Не всегда судьба приносит хорошие подарки. Порой для защиты своих законных прав и интересов приходится обращаться к квалифицированным юристам и адвокатам. Хорошо, если бы был...
Вопросы юристу по квартирному вопросу можно назвать одной из самых объемных категорий дел, с которыми сталкивается в своей практике большинство адвокатов. Право на жилье являетс123
При необходимости защиты собственных прав в судах любой инстанции крайне важно заручиться поддержкой специалиста. Знание норм текущего законодательства поможет доказать...
Отрасль права – это отдельный элемент общей системы права, объединяющий правовые нормы призванные регулировать конкретную область отношений. Характеризуется отрасль наличием определенного метода и предмета правового регулирования.
Существующие отрасли
Отрасль в свою очередь подразделяется на обособленные, но взаимосвязанные части, называемые институтами права. В настоящее время все правовое поле делится на следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, уголовное, экологическое, гражданское, семейное, трудовое, земельное, исправительно-трудовое, уголовное процессуальное, гражданское процессуальное, арбитражное процессуальное, международное публичное и международное частное право.
Краткое описание
Конституционное право – основополагающая отрасль правовой системы, объединяющая нормы регулирующие основы как общественного, так и государственного строя. Определяет права и , исполнительной власти и должностных лиц, компетенцию высших органов власти.
Административное право – объединяет нормы регулирующие сферу государственного управления, права и компетенцию государственных органов и должностных лиц, регулируют отношения между ними и гражданами, определяет виды административных правонарушений и ответственность за них.
Финансовое право – регулирует отношения связанные с созданием, распределением и использованием финансовых фондов государства. Регулирует все имущественные отношения, возникающие в государстве.
Уголовное право – нормы определяющие принципы уголовной ответственности, виды преступлений и ответственность за них. Нормы уголовного права носят в основном запретительный характер.
Гражданское право – основополагающее право, предметом регулирования которого являются имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения граждан. В эту отрасль входят наследственное, авторское, изобретательское и предпринимательское право.
Экологическое право – новая , нормы которого регулируют действия граждан, юридических лиц и государства по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов.
Семейное право – регулирует личные неимущественные отношения граждан в браке и семье, а также родство, усыновление, опека и связанные с этим имущественные отношения.
Трудовое право – регулирует отношения между работником и работодателем во всех проявлениях, на государственных и частных предприятиях, учреждениях и организациях.
Земельное право – право регулирующее отношения по поводу владения, эксплуатации и пользования землей. Регулирует все вопросы связанные с обработкой, повышением плодородия, охраны земельных ресурсов.
Исправительно-трудовое право – нормы этой отрасли регулируют вопросы связанные с отбыванием наказания, условиями нахождения осужденных лиц в исправительно-трудовых учреждениях, условиями функционирования этих учреждений и всей системы исполнения наказания.
Уголовное процессуальное право – определяет порядок ведения уголовных дел во время дознания, следствия и порядок рассмотрения дела судом.
Гражданское процессуальное право – публичное право, регулирующее гражданское судопроизводство: дела, вытекающие из семейных, трудовых, экологических, земельных и части административных споров.
Арбитражное процессуальное право – определяет нормы регулирующие отношения между между собой и между ними и государственными органами, а также регулирует некоторые административные споры.
Международное публичное право – не является частью национального права. Объединяет договора, конвекции, и другие международные соглашения, регулирующие отношения между странами и международными организациями.
Международное частное право – регулирует гражданские, трудовые, брачные и другие личные отношения, имеющие межгосударственный характер.
Источники:
- Отрасли права
Отрасль права – элемент правовой системы, который представляет собой совокупность норм права , регулирующий однородную группу общественных отношений. Качественно определяется характерным предметом и методами регулирования. Отрасли права в своем составе имеют подотрасли (или институты права ). Нормы права , обслуживающие смежные отрасли, образуют систему так называемого комплексного законодательства.
Инструкция
По предмету регулирования отрасли права на право материальное и право процессуальное. Материальное право имеет своим объектом материальные отношения (имущественные, трудовые, семейные и т.д.). Процессуальное порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей (например, в судопроизводстве). Как правило, процессуальное право определяет и закрепляет правовые нормы осуществления и защиты материального права ; таким образом, можно говорить о том, что права характеризуется преимущественной выраженностью материального и процессуального права .Например, – преимущественно материальное, однако отдельные подотрасли гражданского права (например, жилищное или авторское) имеют сильно выраженный процессуальный компонент. Другой . В гражданско-процессуальном праве с очевидностью преобладает процессуальное, но ряд норм его содержит выраженный материальный компонент.
Существуют два типа (метода) и три основных способа правового регулирования. Два метода описываются двумя же полярными формулами. Первая – «дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе» – представляет так называемый «общедозволительный» или диспозитивный метод. Вторая формула – «запрещено все, кроме прямо разрешенного» – представляет «разрешительный», или императивный метод. Несколько упрощая, диспозитивный метод – и координация, императивный – приказ и субординация.Три способа правового регулирования (т.е. способа правового воздействия) – предоставление права , обязывание, запрет. Предоставление права означает, что субъекту права предоставлено право – в том числе совершать или не совершать определенные правовые действия, а также выбирать вариант своего поведения. Например, покупка телевизора означает, что законом купившему предоставлено право собственности на этот телевизор, в том числе право пользоваться, продать, подарить и т.д.)Обязывание – по сути предписание: субъект права обязан совершить какое-то правовое действие. Например, покупатель телевизора обязан (поскольку он субъект сделки купли-продажи) оплатить его стоимость.Запрет – так называемое «негативное» предписание: субъект права обязан не совершать какие-то действия. В той же сделке с телевизором закон запрещает продавать что-либо «в нагрузку» к покупаемому товару.
Таким образом, отрасль права определяется по предмету, методу и способу правового регулирования. Сказать, что сделка с телевизором относится к материальному – , недостаточно. Необходимо указать также преимущественный метод (в нашем случае диспозитивный) и – в случае, когда необходимо определить принадлежность конкретного случая к отрасли права – преимущественный способ регулирования.
Видео по теме
Гражданское право, или цивильное - совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения в обществе. Особенность гражданских правоотношений состоит в том, что вмешательство государства в них минимальна.
Общая характеристика гражданского права
Цивилистика считается частным правом, то есть регулирующим действия частных лиц. Практически вся обыденная жизнь граждан и хозяйственная деятельность предприятий регулируется нормами гражданского права.
Гражданское право пришло в современный мир из Древнего Рима. Судебная практика разрешения имущественных споров древних римлян в 19 веке стала основой гражданских кодексов европейских стран.
Отличительная особенность гражданского права – равенство участников правоотношений, свободная воля участников и их имущественная самостоятельность. Государство как властная структура практически не выступает участником правоотношений, за исключением государственной регистрации прав, имущества, организаций. Государство может быть участником гражданско-правовых отношений как собственник имущества и учредитель предприятий.
В жизни граждан нормы цивильного права регулируют:
- записи актов гражданского состояния, признание без вести пропавшим, умершим;
- дееспособность, ее возникновение, ограничение, лишение;
- опеку ;
- наследование;
- заключение сделок, договоров (кроме трудовых), и иных обязательств.
В жизни юридических лиц нормы гражданского права регулируют:
- организационно-правовые формы юрлиц;
- их создание, реорганизацию, ликвидацию;
- непосредственную хозяйственную деятельность, связанную с заключением договоров, исполнением обязательств.
Принципы гражданского права перечислены в ст. 1 Гражданского Кодекса РФ.
Что еще регулирует гражданское право
В связи с тем, что охватывает практически все области жизни граждан и деятельности организаций и предприятий, оно является самым объемным среди других отраслей права. Цивилистика имеет очень сложную разветвленную структуру. Она состоит из смежных подотраслей, институтов, подинститутов, которые закрепляют юридически:
- правовое положение имущества в различных его видах (вещи, недвижимость, деньги, ценные бумаги и т.д.);
- личные неимущественные отношения граждан, обладание нематериальными благами;
- право собственности (формы собственности, условия возникновения и прекращения прав на имущество);
- обязательственное право - нормы, регулирующие имущественный оборот, в него включают
Для того чтобы понять, зачем людям право, необходимо обозначить его функции. Их всего две: установить нормы поведения (правила), сделав их обязательными для всех членов общества, и следить за тем, чтобы эти нормы соблюдались. Регулятивная функция осуществляется путем закрепления в различных нормативных актах прав и свобод человека, охранительная – путем установления запретов и реализации наказания за совершенные правонарушения.
В большинстве случаев общее понятие права рассматривается в совокупности с понятием государства, так как оно осуществляет нормотворческую деятельность, и именно посредством государства обеспечивается применение принудительных норм воздействия к нарушителям права.
Нормы права принято классифицировать по их признакам. К первой группе относятся управомочивающие нормы. Они устанавливают, что можно делать. Обязывающие нормы содержат предписания, то есть устанавливают, что нужно делать. Запрещающие нормы, как и следует из названия, устанавливают, чего делать нельзя.
Так как человек на протяжении своей жизни взаимодействует с разными системами, становится участником различных отношений, существуют различные отрасли права (гражданское, уголовное, финансовое, административное, трудовое и так далее). Каждая из них регулирует тот тип отношений, который подпадает под ее нормы. И у каждой отрасли свой метод правового воздействия.
Если бы не существовало системы уголовного права, люди не чувствовали бы себя в безопасности. От многих правонарушений против жизни и здоровья личности, ее имущества, чести и достоинства потенциального преступника останавливает грозящее за правонарушение наказание. Без гражданского права ослабли бы механизмы регулирования договорных отношений, в которые человек вступает каждый день (в магазине, в общественном транспорте, на работе). Цепочку можно продолжить, но какую сферу жизни ни возьми, без права установился бы хаос.
Видео по теме
Современная правовая система складывается из структурных составляющих, каждая из них — отдельный вид права. Каждый вид права охватывает какую-либо сторону общественных отношений посредством внедрения законов и правовых норм. Несмотря уникальность каждого вида по значению, взаимосвязь элементов права несомненна. В процессе неуклонного развития общества появляется необходимость в создании новых видов и подвидов права, так как регулярно происходящие социально-политические изменения ведут к появлению новых граней во взаимодействии членов общества, для которых в действительных законах не предусмотрено правовых норм.
На сегодня все виды права, составляющие правовую систему государства, принято делить на подгруппы: право материальное и право процессуальное. Подвиды материального права регламентируют правоотношения, обязанности субъектов, обозначают их права. В них входят нижеперечисленные виды права:
- трудовое;
- конституционное;
- финансовое;
- гражданское;
- уголовное;
- предпринимательское;
- экологическое;
- семейное.
К процессуальному праву принадлежат виды, которые регламентируют реализацию установленных для субъектов прав и обязанностей. Также виды процессуального права определяют отношения в ходе расследований, судебного производства разной направленности, устанавливают определенные сроки завершения процессуальных мероприятий. К их числу принадлежат такие виды права:
- гражданское процессуальное;
- уголовно-процессуальное;
- арбитражное процессуальное.
Конституционное право. Оно необходимо для регламентирования отношений государства и граждан при закреплении в стране конституционного строя. В статьях конституционного права устанавливаются правила создания необходимых государственных органов и прописываются права и обязанности граждан. Конституционное право оговаривает правовой статус личности в государстве и прочие меры, необходимые для регулировки отношений в этом аспекте.
Метод конституционного права: учредительно-закрепительный.
Где прописано: Конституция государства, Федеральные Конституционные и основные законы.
Административное право. Этот вид права регламентирует отношения граждан и исполнительной власти. Он определяет рамки деятельности исполнительных органов разного уровня и должностных лиц.
Методы: императивный, власти и подчинения.
Где прописано: Кодекс об административных правонарушениях, государственные законы «Об оружии», «О полиции».
Уголовное право. Регламентирует отношения, возникающие при совершении гражданами преступлении, устанавливает ответственность за правонарушения преступного характера.
Метод уголовного права: императивный.
Источник: Уголовный кодекс.
Финансовое право. Производит регулирование денежных отношений, в том числе в банковской сфере и в сфере налогообложения.
Метод: императивный.
Где прописано: Налоговый кодекс и соответствующие государственные законы — закон «О бюджете» и «О банках и банковской деятельности».
Гражданское право. Оно определяет отношения в обществе, связанные с имуществом и собственностью. Существует несколько подвидов гражданского права, отличаемых в соответствии с типом правонарушения и способом его разрешения.
Метод: диспозитивный.
Где прописано: Гражданский кодекс.
Краткое описание еще нескольких видов права:
- семейное — регламентирует взаимосвязанные родственные и имущественные отношения;
- трудовое — регулирует отношения на рынке труда;
- гражданско-процессуальное — регламентирует гражданское судопроизводство;
- уголовно-процессуальное — регулирует уголовное судопроизводство.
Почему именно мы?
Право можно раскрыть при помощи его основных признаков :
- 1. Право носит государственно-волевой характер , это выражает его общечеловеческую и классовую сущность.
- 2. Содержание права – это выражение государственной воли при помощи норм.
- 3. Право – это нормативная основа таких принципов, как законность и правопорядок, нормы права обязательны для всех.
- 4. Институционность – подразумевает выражение норм права в строго определенной форме, установленной государством.
- 5. Право является особым регулятором взаимоотношений между людьми, поэтому носит властно-регулятивный характер.
Право призвано отражать государственную волю общества, последняя, в свою очередь, основана на экономических, духовных, природных и других условиях жизни. Воля общества воплощает его интересы и потребности и придает им силу общеобязательного закона. Так общественная воля становится волей государства, носящей обязательный характер для всех.
Государственная воля имеет несколько признаков, которые позволяют отличать ее от других видов воли. Она мотивирует интересы граждан, не зависит от воли отдельных лиц, оформляется в виде правовых актов, издаваемых государством. Такой признак права, как формальная определенность обладает рядом особенностей. Это равное предоставление сторонам в правовых отношениях и прав, и обязанностей, специфическое строение нормы права, ее внешнее выражение.
- регулятивно-статическая или функция закрепления, устанавливает основные права и свободы человека и гражданина, полномочия государственных органов и должностных лиц, правосубъективность участников правоотношений. Данная функция больше всего отражает суть права: участникам правоотношений предоставляются правомочия, в рамках которых они действуют по своему волеизъявлению.
- регулятивно-динамическая функция устанавливает, какими должны быть действия людей в будущем, осуществляется она при помощи обязывающих норм. То есть государством закрепляются определенные обязанности граждан: платить налоги, соблюдать трудовую дисциплину и пр.
- охранительная функция выполняется государством, которое принимает властные решения, исполнение которых гарантировано мерами принуждения государственного характера. Эта функция придает праву ряд качеств: стабильность, четкая регламентация, строгий порядок действий.
- оценочная функция – с ее помощью право является критерием правомерности или неправомерности чьих-либо решений и действий. Если человек поступает правомерно, у государства нет к нему претензий. Так формируется позитивная ответственность в противовес негативной юридической ответственности. Право дает свободу действий, но в то же время является юридическим основанием действий, благодаря чему предохраняет от неблагоприятных последствий их совершения.
Ответить на вопрос «Что такое право?» можно по разному: |
|
---|---|
– это система норм, регулирующих общественные отношения и влекущих юридические последствия для их участников; официальный критерий законного и незаконного поведения. | есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе; это определение указывает лишь общие очертания его содержания, между тем вопрос о существе права, его происхождении и основах до сих пор остается одной из нерешенных в науке проблем |
Право это система общеобязательных правил поведения, выработанных в обществе или становленных государственной властью на основе общих принципов справедливости, санкционируемых государством, за нарушение которых предусматрена юридическая ответственность. | — это объективно обусловленная, отвечающая требованиям социальной справедливости, поддерживаемая авторитетом и силой государственной власти система нормативной регуляции, представленная взаимосвязанными, реально действующими правовыми принципами и установлениями. |
Понятие права и его признаки
Каждое общество должно регулировать отношения между людьми, охранять и защищать эти отношения. Регулирование и охрана общественных отношений осуществляются с помощью социальных норм. В системе таких норм право занимает ведущее место. В юридической литературе право рассматривается как общесоциальное явление и как волеизъявление государства (юридическое право).
Как общесоциальное явление право характеризуется определенной свободой и обоснованностью поведения людей, то есть соответствующими возможностями субъектов общественной жизни, которые объективно обусловлены развитием общества, должны быть общими и равными для всех одноименных субъектов. Исходя из этого, право подразделяют на: права человека; права объединений, групп, слоев; права нации, народа; права человечества.
Юридическое право - это свобода и обоснованность поведе ния людей, задекларированная государством в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и другими ис точниками права.
Утверждение о том, что право оторвано от государства, привело к возникновению различных концепций правопонимания: естественного права, положительного права, права реалистического, психологического и т.п.
Юридическое (положительное) право в свою очередь подразделяют на объективное и субъективное.
Юридическим объективным правом называют систему всехправовых предписаний, установленных (санкционированных), охраняющихся и находящихся под защитой государства, имеющих общеобязательный характер, являющихся критерием правомерного или неправомерного поведения и существующих независимо от индивидуального сознания субъекта права. Юридическое субъективное право - это определенные возможности, мера свободы, принадлежащая субъекту, который сам решает, пользоваться ими или нет. К основным признакам права в его положительном (нормативном) понимании в качестве волеизъявления государства можно отнести следующие:
а) право - это система правовых норм;
б) это правила поведения общего характера;
в) эти правила имеют общеобязательный характер;
г) они тесно связаны между собой, действуют в единстве, объединяются в правовые институты, правовые отрасли и другие части системы права;
д) формально определены и закреплены в нормативно- правовых актах и других источниках права;
е) устанавливаются, санкционируются, гарантируются (обеспечиваются) государством и его органами;
ё) в своей совокупности регулируют социальные отношения между людьми; ж) правила поведения должны устанавливаться государством с учетом принципов правды, справедливости, гуманизма и милосердия.
Каждое право как элемент правовой системы состоит из множества правовых норм. Чтобы правильно выбрать ту или иную норму, необходимо знать, что они объединяются не по случайным признакам, между ними имеются конкретное сходство и различия. Благодаря этой объективной обусловленности и характерным признакам сходства иразличия между правовыми нормами все право можно представить как определенную систему.
Оно является системой правил общего характера. Это означает, что право имеет социальное назначение по регулированию поведения не только конкретного лица, но и кого-либо, кто вступает в отношения, которые им регулируются.
Право имеет общеобязательный характер . Его положения, содержащиеся в системе правовых норм, должны восприниматься как безусловное руководство к действию, которое исходит от государственных структур и не подвергается обсуждению или оценке с точки зрения их целесообразности, рациональности, желания или нежелания осуществлять.
Право характеризуется внутренней формой, то есть объ единением правовых норм в институты , подотрасли отрасли права и отдельные правовые комплексы.
Формальная определенность права характеризуется тем, что поведение субъектов в виде нормативной модели закрепляется в нормах права как права и обязанности участников общественных отношений, а также как вид и мера реакции государства (санкции), применяемые в случае Нарушения велений, содержащихся в нормативных предписаниях. Эти предписания должны исполняться именно в таком объеме и в тех случаях, в которых они нашли свое формальное закрепление в тексте правовой нормы.
Право становится обязательным лишь тогда, когда оно представляется или санкционируется уполномоченным на то субъектом, в пределах его компетенции и в порядке, предусмотренном устанавливаемой процедурой, то есть с соблюдением необходимых требований, поступающих в разработку, обсуждение, принятие, вступление в силу, изменение и отмену действия правовых предписаний.
Установление права означает подготовку и принятие органами государства правовых норм. Санкционирование права - это утверждение, регистрация, предоставление разрешения на общеобязательность уже существующих социальных норм.
Осуществление права обеспечивается государством. Это проявляется в том, что государство создает, с одной стороны, реальные условия и способы, оказывающие содействие беспрепятственному добровольному осуществлению соответствующими субъектами сформулированных в правовых нормах образцов поведения, а с другой - соответствующие меры поощрения, убеждения и принуждения к осуществлению желательного поведения, а также применяет эффективные санкции в случае невыполнения требований правовых норм.
Следовательно, право как волеизъявление государства - это система общеобязательных, формально определенных, установленных или санкционированных государством, гарантированных и обеспеченных им правил поведения, тесно связанных между собой и регулирующих общественные отношения между людьми в интересах определенной части (большей или меньшей) населения в социально, неоднородном обществе.
Право имеет определенные направления влияния и строится на конкретных правовых и демократических началах.
Функции права - это основные направления его влияния на общественные отношения. Назначение функций состоит в том, чтобы определить активную и многогранную роль права в гражданском обществе с позиции его влияния на общественные отношения между людьми.
Функции права подразделяют на общесоциальные и специальные юридические.
К общесоциальным относятся функции: 1) гуманистическая - право охраняет и защищает права
человечества, народа, человека; 2) организаторско-управленческая - право субъектов на решение определенных экономических и социальных проблем; 3) информационная (коммуникативная) - право информирует людей о свободе законодателя; 4) оценочно-ориентировочная - поведение людей оценивается с учетом законов государства, определяет бесконфликтные, социально допустимые способы и средства удовлетворения потребностей человека в пределах правомерного по
ведения; 5) идеологическо-воспитательная - право формирует у человека определенное мировоззрение, воспитывает в нем образцы правомерного поведения; 6) гносеологическая (познавательная) - право выступает источником знаний.
К специальным юридическим функциям права относятся регулятивная (статическая и динамическая) и охранительная.
Регулятивная функция направлена на урегулирование общественных отношений посредством закрепления желательного поведения в тех или иных отраслях и институтах права. Регулятивно-статическая функция - это влияние права на общественные отношения, что укрепляет и регулирует общественный порядок в социально неоднородном обществе в состоянии покоя; регулятивно-динамическая - обеспечивает динамичное развитие гражданского общества; правовое воздействие осуществляется таким образом, что, например, Верховная Рада Украины исключительно законами регулирует права коренных народов и национальных меньшинств (это регулятивно-статическая функция права). Или путем принятия Государственного бюджета Украины создаются предпосылки для каких-либо расходов государства на общественные потребности (регулятивная динамика).
Охранительная функция направлена на охрану соответствующей системы общественных отношений, на обеспечение их неприкосновенности со стороны правонарушителей, на недопущение правонарушений, уменьшение или устранение их из повседневной жизни.
Издание служебным лицом нормативно-правовых или распорядительных актов, изменяющих доходы или расходы бюджета вопреки установленному законом порядку, если предметом таких действий были бюджетные средства в крупных размерах, наказывается лишением свободы до четырех лет (ст. 211 УК Украины). Это охранительная функция права.
Принципы права - это закрепленные в праве исходные нормативно-руководящие положения, характеризующие его содержание, основы, обозначенные в нем закономерности общественной жизни.
В современной юридической литературе признаются принципы: демократизма, законности, гуманизма, равенства всех перед законом, взаимной ответственности государства и лица и т. п. Различают также общеправовые, межотраслевые, отраслевые принципы и принципы институтов права.
Принципы права, как руководящие юридические требования, отражают особенности и специфику юридического права, носят нормативный, регулятивный характер, определяют и направляют правомерное поведение людей. В теории права существуют разные классификации принципов права. Например, их подразделяют на общечеловеческие, типологические, конкретно-исторические, отраслевые, межотраслевые и принципы институтов права.
Общечеловеческие принципы права характеризуют как юридические основы, идеалы или основы, обусловленные определенным уровнем всемирного развития цивилизации, воплощающие лучшие, прогрессивные достижения правовой истории человечества, признанные международными нормами права.
Такими принципами являются: 1) закрепление в праве меры свободы человека и обеспечение его основных прав; 2) юридическое равенство одноименных субъектов во всех правоотношениях; 3) верховенство закона как акта нормативного волеизъявления высшего представительного органа государства; 4) взаимосвязь юридических прав и обязанностей; 5) регулирование поведения людей и их объединений по общепринятым типам правового регулирования: "разрешено все, что прямо не запрещено законом"; 6) деятельность органов и должностных лиц должна регулироваться по принципу: "разрешено только то, что прямо предусмотрено законом"; 7) четкое закрепление правовыми нормами процедурно - процессуальных механизмов обеспечения (гарантирования) прав человека и осуществления им своих обязанностей; 8) правосудие осуществляется только судами и должно быть самой эффективной гарантией прав человека; 9) юридическую ответственность человек несет за свое виновное противоправное поведение; 10) в обществе должен действовать принцип презумпции невиновности лица.
Типологические принципы определяются как руководящие основы, идеи, свойственные всем правовым системам определенного исторического типа, отражающие его социальную сущность.
Например, рабовладельческому типу права присущи такие принципы: тесное переплетение норм права с родоплеменными обычаями; влияние религии на формирование права; непризнание рабов субъектами права; ярко выраженный классовый характер действующего права; охрана частной собственности и тяжелое наказание за покушение на рабовладельческую собственность; отсутствие четкой формулировки составов преступлений и широкий произвол судьи.
Феодальный тип права базировался на таких принципах: право привилегии, имевшее сословный характер; открытое право применения силы (кулачное право); партикуляризм, то есть раздробленность права; наличие канонического (церковного) права, обладавшего юридической силой; жестокость и широкая возможность судебной расправы.
Особенности современных переходных типов правовых систем состоят в постепенном воплощении общечеловеческих ценностей, что нашло отражение в общечеловеческих принципах права.
Конкретно-исторические принципы права определяют основы,отражающие специфику права определенного государства в реальных социальных условиях. К ним относятся: принцип демократизма; принцип законности; принцип гуманизма; принцип равенства всех перед законом; принцип взаимной ответственности государства и лица.
Отраслевые и межотраслевые принципы характеризуютсятем, что охватывают лишь одну или несколько отраслей права определенного государства. К ним, в частности, относятся принцип гласности судопроизводства и принцип полной материальной ответственности.
Принципы институтов права - это основные идеи, лежащие в основе построения определенного института права: скажем, принцип неприятия двойного гражданства или принцип охраны и защиты всех форм собственности.
Социальная ценность и назначение права могут быть охарактеризованы как способность служить способом и целью для удовлетворения потребностей социальной справедливости, прогрессивных интересов граждан и общества в целом.
Социальная ценность и социальное назначение права характеризуются следующими его проявлениями:
1. Право определяется как мера свободы и неприкосновенности человека, очерчивает пределы свободы, направляется на исключение из социальной жизни произвола, бесконтрольности и беззакония.
2. Оно объединяет общую свободу участников социальных отношений, влияет на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов.
3. Ценность и назначение права состоит в том, что оно является выразителем социальной справедливости, выступает критерием правильного распределения материальных благ,
утверждает равенство и правовой статус человека в обществе.
4. Право представляет собой источник обновления общества, выступает в демократическом гражданском обществе как фактор прогрессивного социального развития.
5. В качестве явления культуры и цивилизации оно имеет планетарный характер и обеспечивает решение проблем меж национального и международного значения.
Следовательно, право как социальный регулятор общественных отношений обеспечивает регулирование наиболее важных потребностей и интересов между людьми, как в пределах определенной страны, так и на земле во взаимоотношениях всего мирового сообщества.
Общая характеристика основных отраслей права Украины
Государственное (конституционное) право - ведущая отрасльправа и законодательства, включающая систему правовых норм, институтов и нормативно-правовых актов, которые закрепляют и регулируют отношения народовластия, основы конституционного строя в Украине, правового статуса человека и гражданина, территориального устройства, системы государственных органов и организаций местного самоуправления в Украине.
Административное право - система административно-правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют общественные отношения в сфере государственного управления, то есть подзаконной исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, направленной на практическое исполнение законов в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.
Финансовое право - система правовых норм, регулирующих и охраняющих общественные отношения в сфере сбора и использования государственных средств и средств местного самоуправления.
Трудовое право - система правовых норм, регулирующих трудовые отношения, которые возникают в процессе труда, без которого не может существовать ни одно общество.
Гражданское право - совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, товарно-денежные и некоторые другие отношения, связанные или не связанные с имущественными, а также личные неимущественные отношения, основанные на равенстве участников этих отношений.
Брачно-семейное право - система правовых норм, регулирующих правоотношения брака, семьи, усыновления, опеки и заботы, регистрации актов гражданского состояния.
Жилищное право в Украине регулирует специфический вид общественных отношений, возникающих в сфере удовлетворения человеком и гражданином естественной потребности в жилище.
Экологическое право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения между людьми в сфере использования и охраны окружающей природной среды.
Предпринимательское право - система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательства, то есть самостоятельной, инициативной, систематической, на собственный страх и риск деятельности по производству продукции, выполнению работ, предоставлению услуг и торговле с целью получения прибыли.
Уголовное право - система уголовных норм, установленных законодательным органом, определяющих основы и принципы уголовной ответственности, устанавливающих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, какой вид и мера наказания могут применяться к лицу, совершившему преступление.
Земельное право - система правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере владения, распоряжения и пользования землей, определяют земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны, земли природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения, лесного и водного фондов, земли запаса.
Следовательно, отрасли украинского права следует рассматривать согласно различным основаниям классификации. В зависимости от места и роли в правовой системе общества выделяют такие основные отрасли, как традиционные, специальные и процессуальные.
Юридический процесс - система взаимосвязанных правовых форм деятельности уполномоченных государственных органов, должностных лиц, а также определение других субъектов, что выражается в осуществлении операций по решению юридических дел, которые обусловливают соответствующие юридические последствия (документы или решения) и регулируются процедурно-процессуальными нормами.
Конституционно-процессуальное право - система правовых норм, регулирующих порядок реализации конституционных материальных норм, проведение конституционного процесса, принятие и исполнение решений и выводов Конституционного Суда Украины.
Административное процессуальное право - система административных процессуальных норм,
регулирующих порядок реализации норм административного права.
Уголовно-процессуальное право - система уголовно-процессуальных норм, регулирующих порядок возбуждения уголовных дел, ведения относительно них дознания и предварительного следствия, судебного разбирательства, вынесения приговоров и других судебных решений, организация их исполнения.
Гражданско-процессуальное право – система гражданско- процессуальных норм, регулирующих порядок судебного разбирательства и вынесения решений в гражданских, трудовых, брачно-семейных, жилищных, земельных и некоторых других делах и организация исполнения принятых решений.
Хозяйственное процессуальное право – система арбитражно-процессуальных норм, регулирующих порядок применения норм хозяйственного права и признания субъектов хозяйственной деятельности банкротами.
Характеристика источников права как внешней формы его проявления
Помимо внутренней, различают также внешнюю форму права, или источники права. Это способы юридического проявления права, его организация в надлежащую юридическую оболочку.
Право всегда должно иметь определенную форму, то есть быть формализованным, а форма должна быть содержательной, то есть содержать определенный текст, выраженный юридическим языком, и нести очевидную смысловую нагрузку. Если норме не придана определенная форма, то она остается нормой поведения, но не является нормой права.
К внешней форме (источникам) права относятся: правовой обычай; судебный или административный прецедент; нормативный договор, нормативно-правовой акт.
Правовой обычай - санкционированное государством общепринятое правило поведения общего характера.
Правовой (судебный или административный) прецедент - решение компетентного органа государства, которому предоставляется формальная обязательность во время решения всех последующих аналогичных судебных или административных дел.
Нормативный договор - объективно формально-обязательные правила поведения общего характера, установленные по договоренности и с согласия двух или более субъектов и обеспечивающиеся государством (например, договор об образовании федерации, коллективный договор).
Нормативно-правовой акт - решение компетентных субъектов, которое выносится в установленном законом порядке, имеет общий характер, внешний вид официального документа в письменной форме, обеспечивается государством и порождает юридические последствия.
Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
Законы - нормативно-правовые акты, утверждаемые законодательными органами, имеющие высшую юридическую силу и регулирующие наиболее важные общественные отношения в стране. Кроме конституции страны, существуют еще такие виды законов: конституционные, органичные, обычные.
Все законы имеют высшую юридическую силу, которая проявляется в том, что:
1) никто, кроме органов законодательной власти, парламента и народа в процессе законодательного референдума, не может принимать законы, изменять или отменять их;
2) Конституционный Суд Украины может признать закон Украины или его отдельное положение неконституционным;
3) все другие нормативно-правовые акты должны быть подготовлены в соответствии с законом;
4) в случае коллизий между нормами закона и подзаконного нормативно-правового акта действуют нормы закона;
5) только законодательный орган может подтвердить или не подтвердить принятие закона в случае возвращения его Президентом по причине наложения вето. Подзаконные нормативно-правовые акты – результат нормотворческой деятельности компетентных органов государства (их должностных лиц), уполномоченных на то государством общественных объединений по установлению, вступлению в силу, изменению и отмене нормативных письменных документов, развивающих или детализирующих отдельные положения законов.
Различают такие виды подзаконных нормативно-правовых актов в зависимости от субъектов, которые их издали:
· нормативные акты Президента Украины;
· акты Конституционного Суда Украины, Верховного Суда Украины, высших судов Украины, Генерального прокурора Украины, Верховного Суда Автономной Республики Крым;
· акты Кабинета Министров Украины, Верховной Рады и Совета министров Автономной Республики Крым;
Акты министерств, государственных комитетов, других органов центральной исполнительной власти со специальным статусом;
Нормативные акты государственных администраций в регионах, городах Киеве и Севастополе, районах в этих городах;
Нормативные акты органов регионального и местного самоуправления;
Нормативные акты отделов и управлений соответствующих центральных органов на местах;
Нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений, организаций на местах;
Другие подзаконные нормативные акты. Нормативные акты действуют во времени, пространстве и
относительно круга лиц. Характеризуя действие нормативно-правовых актов во времени, следует различать: вступление в силу; прекращение действия; обратную силу действия.
В теории права рассматриваются следующие варианты вступления в силу нормативно-правовых актов: по истечении 10 дней с момента его опубликования; срок устанавливается в самом нормативном или в специально принятом акте; если нормативный акт не публикуется, то с момента его получения исполнителем.
Нормативно-правовые акты утрачивают силу вследствие: окончания срока давности, на который издавался акт; прямой отмены конкретного акта; фактической отмены акта другим актом, принятым по одному и тому же вопросу.
Обратное действие - это такое действие на правоотношение, которое подразумевает, что новый нормативный акт существовал в момент возникновения правоотношения. Общее правило таково: "норма права обратной силы не имеет". Но бывают исключения, скажем, в уголовном, административном законодательстве. Если нормативный акт, принятый после совершения правонарушения, смягчает или освобождает от юридической ответственности, то акт имеет обратную силу, а если устанавливает или отягчает, то такая норма (или акт) обратной силы не имеет.
Действие нормативных актов в пространстве характеризуется определенной территорией: государства в целом, соответствующего региона, административно-территориальной единицы, отдельного предприятия, организации.
Относительно круга лиц нормативно-правовые акты распространяются на граждан Украины, лиц без гражданства, иностранных граждан.
Исключением признаются отдельные иностранные граждане, имеющие иммунитет от юрисдикции государства пребывания. Это отдельные дипломатические и консульские работники, вопрос о юридической ответственности которых решается на основании международных соглашений.
Систематизация нормативных актов - деятельность по приведению в порядок и совершенствованию нормативных актов, приведение их к определенной внутренней согласованности с помощью создания новых нормативных актов или сборников.
Систематизация осуществляется государством, его органами и должностными лицами и негосударственными организациями и их служащими.
В систематизации различают инкорпорацию и кодификацию.
Инкорпорация - вид систематизации нормативных актов, состоящий в сведении их в сборники в определенном порядке без изменения содержания. Критерии систематизации: хронологический или алфавитный порядок, направление деятельности, сфера общественных отношений, тематика научного исследования и т. п.
Виды инкорпорации: по юридическому значению (официальная, неофициальная); по объему (общая, отраслевая, международная, специальная); по критерию объединения (предметная, криологическая, субъективная).
Разновидностью инкорпорации является консолидация, вследствие которой создаются новые нормативные акты. Нормативные предписания размещаются в логическом порядке после редакционной обработки (или без таковой), изменения не вносятся.
Кодификация - вид систематизации нормативных актов, имеющих общий предмет регулирования, состоящий в их содержательной переработке (устранение разночтений и противоречий, отмена устаревших норм) и создании сводного нормативного акта.
Разновидностями кодификации являются кодекс, устав, положение.
Кодекс - кодификационный акт, который обеспечивает детальное правовое регулирование определенной сферы общественных отношений и структурно разделен на части, разделы, подразделы, статьи, в определенной мере отражающие содержание той или иной отрасли законодательства. В современном законодательстве Украины имеются: Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Земельный кодекс, Водный кодекс, Кодекс законов о труде и т. п.
Устав, положение - кодификационные акты, в которых определяется статус определенного вида государственных организаций и органов. К ним не относятся положения об индивидуально-определенных органах, не имеющие общего характера.
Правовые отношения
Нормативно-правовые акты регулируют (охраняют) правовые отношения, которые постоянно возникают, изменяются или прекращаются. Правоотношения - это урегулирован ные нормами права общественные отношения, участники которых выступают как носители взаимных субъективных прав и юридических обязанностей, обеспечиваемых государством.
Основные признаки правоотношений: а) возникают на основе норм права; б) характеризуются наличием сторон, имеющих субъективные права и юридические обязанности; в) являются видом общественных отношений физических или юридических лиц, организаций и общностей; г) осуществление субъективных прав или соблюдение юридических обязанностей в правоотношениях контролируется и обеспечивается государством.
Правоотношения имеют сложное строение иохватывают: субъекты; объекты; содержание правоотношений.
Основаниями возникновения, изменения или прекращения правоотношений являются юридические факты.
Субъектами правоотношений признаются те участники, которые являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Субъекты правоотношений можно разделить на: физических и юридических лиц; государственные и общественные организации; различные общности (трудовой коллектив, нация, народ, население соответствующего региона и т. д.); гражданское общество.
Субъекты правоотношений должны обладать правосубъектностью, то есть способностью быть носителями прав и обязанностей, осуществлять их от своего имени и нести юридическую ответственность за свои действия.
Правоспособность - способность субъекта быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей.
Дееспособность - способность субъектов своими действиями приобретать и самостоятельно осуществлять субъективные права и выполнять юридические обязанности. Ее разделяют на договоро- и деликтоспособность
Договороспособность - способность субъекта прав…
- Ажурные блинчики на молоке — рецепты тонких блинов с дырочками Блины ажурные тонкие дрожжевые
- Отличается насыщенный пар
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какой разновидности языков естественных или формальных может
- Прямоугольный параллелепипед — Гипермаркет знаний
- Рассказ о себе на английском
- Английский язык в сфере туризма Словарный запас для путешествий на английском
- Как сделать мутный бульон прозрачным
- Простые рецепты алкогольных коктейлей в домашних условиях Коктейли с помощью шейкера рецепты
- Алкогольные коктейли — крепкие и легкие: лучшие рецепты
- Национальная кухня венгрии Венгерское мясное блюдо в соусе
- Сергей михеев — железная логика (видео) последний выпуск Политолог михеев
- Евгений сатановский — последние видео Сатановский последние публикации
- Священник Игорь Затолокин
- Человек — существо духовное
- Основные ошибки заполнения
- Отчет рсв в году сроки сдачи
- Салат из огурцов на зиму «Пикантный Салат из огурцов пикантный на зиму
- Телячья вырезка в духовке
- Кукурузная крупа – что это?