Юридические факты. Государственная помощь: новая сфера антимонопольного контроля


Для возникновения правоотношения необходимо наличие определенных материальных и юридических предпосылок.

Материальные предпосылки - это жизненные интересы и потребности людей. Под их влиянием люди вступают в отношения между собой. Другими словами, это совокупность социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, требующих правового регулирования.

Юридические предпосылки состоят из трех составляющих: нормы права; правосубъектности; юридического факта.

Юридический факт — это определенное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.

Понятие и классификация юридических фактов

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми связывает наступление определенных юридических последствий.

Признаки юридического факта:

  • конкретное жизненное обстоятельство, выраженное вовне и реально существующее определенный период времени;
  • обстоятельство, предусмотренное нормой права, которая предопределяет его юридические свойства;
  • факт, содержащий информацию об определенном состоянии вида общественных отношений (наличие собственности, правонарушения и т. д.);
  • наличие данных обстоятельств, вызывающее определенные правовые последствия.

Юридические факты являются предпосылками правоотношений. Их модель фиксируется в гипотезе юридических норм. Они играют важную роль в правовой системе, так как связывают нормы права с реальными общественными отношениями. Следует иметь в виду, что связь между юридическими фактами, выраженными в гипотезе нормы, и правами и обязанностями, закрепленными в ее диспозиции, не является причинно-следст- венной, так как устанавливается правотворческим органом.

Еще до контакта с реальной жизненной ситуацией юридические факты организуют и предварительно воздействуют на поведение людей, обеспечивая переход абстрактной модели в конкретное поведение реальных субъектов. Определенный набор юридических фактов осуществляет своеобразное поднормативное индивидуальное регулирование. При наличии указанных фактов «срабатывают» диспозиция и санкция юридической нормы. Это особый механизм, который запускает ее действие, своеобразный «спусковой крючок», момент перехода права из состояния относительного покоя в движение применительно к реальной жизненной ситуации, к реализации социальной востребованности того потенциала, который в нем заложен.

Конкретные юридические факты вместе с юридическими нормами определяют содержание прав и обязанностей участников правовых отношений. Следует иметь в виду, что достаточно часто для возникновения или прекращения правового отношения требуется не один, а несколько юридических фактов, необходимая совокупность которых называется юридическим (фактическим) составом (например, для возникновения пенсионного правоотношения необходимо не только достижение определенного возраста, но и наличие соответствующего стажа, а также решение органов социального обеспечения о назначении пенсии).

Виды юридических фактов

Многообразие юридических фактов принято классифицировать по следующим основаниям:

1. по характеру наступающих последствий - правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие и комплексные (универсальные) факты (поступление в вуз, приговор суда, вступление в брак и т. д.), которые одновременно и образуют, и изменяют, и прекращают правоотношения;

Правообразующие факты вызывают возникновение правоотношений (например, прием на работу).

Правопрекращающие - прекращают правовые отношения (например, окончание вуза).

Правоизменяющие юридические факты — изменяют правовые отношения (например, обмен жилой площади).

2. по волевому признаку юридические факты — события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей (стихийные бедствия). Они могут быть уникальными и периодическими, моментальными и продолжительными, абсолютными (полностью независимыми от воли людей) и относительными (вызванными деятельностью людей, но в данном правоотношении независимыми от породивших их причин).

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия подразделяются на правомерные (соответствующие предписаниям нормы) и неправомерные (нарушающие правовые предписания).

Некоторые ученые, наряду с событиями и действиями, выделяют правовые состояния (состояние в родстве, состояние нетрудоспособности, состояние в браке и т. д.).

Правомерные , в свою очередь, подразделяются на юридические акты (факты, которые специально направлены на достижение юридических последствий — приговор суда) и юридические поступки (факты, которые специально не направлены на достижение юридических последствий, но тем не менее их вызывают — художник написал картину).

Неправомерные действия подразделяются на преступления и проступки. Последние подразделяются на административные, гражданские, материальные, дисциплинарные, процессуальные и т. д.;

Неправомерные действия (правонарушения) делятся на проступки и преступления. Правомерные — на юридические акты и поступки.

Юридические акты представляют собой действия, направленные на достижение определенного юридического результата. Это могут быть сделки, заявления, голосование и т. д.

Юридические поступки - это действия лиц, с совершением которых закон связывает наступление юридических последствий независимо от воли, желания и намерений этих лиц. Типичными примерами могут служить создание художественного произведения, находка вещи, клада.

3. по продолжительности действия можно выделять кратковременные (штраф) и длящиеся юридические факты. Длящиеся факты получили наименование правовых состояний (состояние родства, гражданства и т. д.);

4. по количественному составу выделяются простые и сложные юридические факты.

Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один, а несколько юридических фактов. Их совокупность называется юридическим составом. Так, для возникновения пенсионного правоотношения необходимы следующие юридические факты: достижение определенного возраста; трудовой стаж; решение компетентного органа о назначении пенсии.

Различают фактические составы завершенные (когда имеется необходимая совокупность юридических фактов) и незавершенные (когда еще продолжается накопление необходимых фактов), простые (когда все факты относятся к одной отрасли права) и сложные (когда в необходимый комплекс фактов входят факты различной отраслевой принадлежности. Причем их накопление проходит в определенной последовательности).

5. По значению юридические факты могут быть положительными и отрицательными.

Положительные юридические факты представляют собой жизненные обстоятельства, наличие которых вызывает, изменяет или прекращает правовые отношения (например, достижение определенного возраста).

Отрицательные юридические факты, наоборот, представляют собой такие жизненные обстоятельства, отсутствие которых является условием для возникновения, изменения или прекращения правовых отношений (например, отсутствие близкого родства и уже зарегистрированного брака является необходимым условием для вступления в брак).

Противозаконное поведение - это такие действия человека, в результате которых совершается преступление. При этом должно быть соблюдено определенное условие. А именно: человек не только полностью осознает свои поступки, но и способен руководить ими.

Противозаконное поведение - это не только какое-либо противоправное действие, но и бездействие. Оно представляет собой отсутствие какого-либо движения, которое должно было быть выполнено.

В уголовно-правовом смысле противозаконное поведение - это преступление. Дело в том, что оба эти понятия (противоправное поведение и преступление) подразумевают аналогичные явления социальной жизни.

Отличительные признаки

В любом обществе правонарушения являются наказуемым общественно опасным явлением. Ведь незаконная деятельность причиняет вред интересам не только государства, но и его граждан. Как же определить правомерность того или иного поступка человека? Для того существуют признаки противозаконного поведения. Среди них:

1. Противоправные действия. К ним относятся те поступки, которые противоречат указанным в норме границам поведения.
2. Противоправные бездействия. Это пассивность и неисполнение должностных обязанностей (сон сторожа на посту, и т. д.).
3. Нарушение норм права, содержащего юридические запреты и обязанности.
4. Наличие причиненного вреда. Данный признак выражается во всей совокупности тех отрицательных последствий, которые повлекло за собой противозаконное поведение. Это уничтожение ценностей и благ, а также дезорганизация общественных отношений. Вред является непременным признаком любого противозаконного поведения. Причем нанесенный ущерб может быть моральным или материальным, организационным, личным или физическим. Кроме того, вред классифицируют как незначительный или значительный, невосстановимый или восстановимый, а также неизмеряемый или измеряемый. Иногда то, что подпадает под противозаконные действия, не относится к правонарушениям. Это все, что сделано в силу форс-мажорных обстоятельств, и т. д.
5. Наличие вины как субъективного момента деяния. Это умысел или неосторожность, показывающие психологическое отношение человека к своему противозаконному поведению.
6. Присутствие причинной связи. Этот признак говорит о том, что наступление вреда стало возможным только после совершенного преступления.

Классификация противозаконного поведения

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни совершено противоправное деяние, различают преступления:
- в экономике;
- в управленческой деятельности;
- в семейно-бытовой области.

Кроме того, противозаконное поведение может быть:
- направленным на достижение определенной цели;
- не ставящим перед собой какой-либо конкретной задачи.

Нарушение нормы права может иметь различную степень При этом оно признается либо преступлением, либо проступком. Отнесение совершенного деяния к тому или иному типу правонарушений зависит от того, насколько значительный вред принесло противозаконное поведение человека.

Объекты преступного деяния

Противозаконное поведение может быть направлено на ослабление государственного и общественного строя, существующей системы хозяйствования, разнообразных форм собственности. Объектом противозаконного поведения могут стать и права граждан, в том числе имущественные, личностные, трудовые, политические и др.

Совершение преступления

При характеристике противоправного поведения, прежде всего, рассматривается его общественная опасность. При этом совершенные преступления классифицируются как имеющие небольшую или среднюю тяжесть, тяжкие или особо тяжкие.

Принятые в нашей стране основные нормы права за такие противозаконные действия предусматривают применение наиболее строгих мер государственного принуждения. Весь перечень таких наказаний содержится в Уголовном кодексе России. При этом данный список является закрытым. Какие-либо изменения в перечне таких мер могут быть внесены только при уточнении и дополнении самого Уголовного кодекса.

Признать человека виновным в совершенном преступлении имеет право лишь суд. Данный орган назначает и соответствующее противозаконному поведению наказание. При этом судья руководствуется Уголовным кодексом, где содержится полный перечень всех преступных деяний. Список считается исчерпывающим и не подлежит какому-либо расширительному толкованию.

Административные правонарушения

Все те действия, которые являются незаконными, но не рассматриваются в Уголовном кодексе, являются проступками. Они не признаются общественно опасными, хотя и наносят определенный вред.

Одним из видов таких проступков являются административные. Они выражаются в действии или пассивности юридического или физического лица. При этом за данный проступок законодательством предусмотрена административная ответственность.
Такого рода деяния наносят ущерб государственному и общественному порядку, собственности, окружающей среде, правам и свободам граждан, а также установленным нормам и правилам управления. Примеров такого противозаконного поведения множество. Это и и нарушение транспортного режима, и несвоевременное предоставление налоговой декларации, и т. д.

Устанавливается законодательными актами РФ и федеральным кодексом «Об административных правонарушениях». В некоторых случаях такие деяния рассматриваются судами или арбитражными, или общей юрисдикции. Однако в основном решения по административным правонарушениям выносятся специально уполномоченными на то органами или их представителями, в числе которых находятся пожарный контроль, таможня и многие другие.

Дисциплинарный проступок

О таком противозаконном поведении можно говорить в том случае, когда работник ненадлежащим образом исполняет свои служебные, трудовые или воинские обязанности, предусмотренные нанимателем и внутренними актами предприятия.

Дисциплинарный проступок как противозаконное поведение - это прогул или опоздание на работу, нарушение требований охраны труда и т. д. В отличие от преступлений данный вид деяний не имеет исчерпывающего перечня. Также ни в одном из законодательных актов нет самого определения термина «дисциплинарный проступок».
В качестве наказания за опоздание или некачественно выполненную работу администрация предприятия может наложить на своего сотрудника одно из взысканий, которые предусматривает ТК РФ или локальные акты организации.

Гражданско-правовой проступок

Это особый вид противозаконных деяний. Рассматривает его Гражданский кодекс. Обязательства, содержащиеся в договоре и не выполненные одной из подписавших его сторон, считают деликтом. Это и есть гражданско-правовой проступок. В перечень таких действий входит также незаконное решение о заключении сделки, нарушение прав собственника и многое другое. Исчерпывающий список таких проступков, касающихся как физических, так и юридических лиц, законодательством не определен.

Какие санкции применяются за подобные проступки? Это возмещение материального, а также морального вреда, восстановление всех нарушенных прав, исполнение предусмотренных договором обязанностей, принудительное взыскание долгов и т. д.

Существует основное правило, по которому ответственность за гражданско-правовые проступки несут лица, не исполнившие или исполнившие ненадлежащим образом предварительно принятые договоренности. Однако у каждого правила есть свои исключения, предусмотренные законом. Так и в случаях с гражданско-правовыми проступками. Например, возмещение вреда производится владельцем источника опасности вне зависимости от имеющейся вины причинителя ущерба. Таковой может быть полностью освобожден от ответственности, если сумеет доказать, что его поведение стало следствием непреодолимой силы и не имело умысла.

Материальные правонарушения

К таковым проступкам относятся те случаи, когда служащими или рабочими причинен ущерб своей организации, предприятию или учреждению. В этой ситуации к ним применяются санкции правовосстановительного типа. Это удержание части заработной платы, возмещение стоимости испорченной вещи и т. п.

Процессуальные правонарушения

К таким проступкам относят, например, неявку в суд, на допрос к следователю, отказ от добровольной выдачи вещественного доказательства и т. д. В качестве санкций применяется принудительный привод в соответствующий орган или к определенному должностному лицу.

Почему люди нарушают закон?

Общество принимает различные меры, направленные на то, чтобы граждане вели себя в рамках, установленных принятыми нормами и правилами. Однако, несмотря на это, большое количество людей все же совершают противозаконные поступки. Отчего же они идут на это?

В формировании противоправного поведения значительную роль играют различные общественные процессы. Сюда относят несовершенство законодательства и слабость власти, невысокий уровень жизни и социальные катаклизмы.

Мотивацией некоторых людей в совершении ими противоправных действий становится стремление любой ценой достичь успеха и получить большой доход. К тому же, если у человека нет возможности беспрепятственно пользоваться общественными благами, то легально прийти к этой цели просто невозможно.

Одной из социальных причин противозаконного поведения может стать и принятая у людей склонность к навешиванию ярлыков. В ряде случаев человек снова и снова идет на преступление в связи с действием принципа порочного круга. Первоначальное противоправное действие совершено им случайно. Далее за ним последовало наказание.

Затем человек приобрел в местах заключения опят насильственных отношений. После освобождения у него возникают трудности с социальной адаптацией. На человека вешают ярлык преступника, который, в совокупности с возникшими жизненными трудностями, толкает его на более тяжкое противоправное действие.
На формирование антисоциального поведения влияют и те условия, которые создаются в неблагополучных семьях.

Юридическое просвещение и помощь

На Первом канале российского телевидения с 1974 года выходит общественно-политическая программа «Человек и Закон». С 1996 г. ее бессменный ведущий - журналист В программе поднимаются темы борьбы с преступностью и коррупцией, рассказываются криминальные истории. В студию приглашаются политики и журналисты, представители правоохранительных органов и силовых структур.

На базе данного популярного телепроекта создан и успешно работает правовой центр с одноименным названием. ПЦ «Человек и Закон» оказывает высококвалифицированную юридическую помощь и отстаивает права своих клиентов. На сегодняшний момент здесь можно получить своевременную и грамотную поддержку при правильно составляемой правовой документации. Специалисты центра помогают своим клиентам предотвратить большое количество негативных последствий и избежать множества рисков и конфликтов. В ПЦ «Человек и Закон» обращается тот, кому понадобились юридические услуги самого высокого качества, опытные адвокаты по гражданским и уголовным делам. Квалифицированные специалисты решают проблемы клиентов в сжатые сроки и с максимальной эффективностью.

субъектов административного права.

Тема № 9: Формы реализации компетенции субъектами административного права.


  1. Понятие и виды форм деятельности субъектов административного права.

  2. Понятие, значение и виды правовых актов управления.

  3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления и последствия их несоблюдения.

  4. Понятие заявления, предложения, жалобы и порядок их рассмотрения.

  5. Административный договор.

Методические указания

При ответе на первый вопрос необходимо помнить, что исполнительно-распорядительная деятельность может выражаться в различных действиях органов исполнительной власти. Это осуществление ими управленческих функций, реализация прав и обязанностей в пределах своей компетенции, называемое формой управления. Приведите основания классификации форм управленческой деятельности: 1) по характеру и содержанию (правотворческие, правоприменительные, регулятивные и правоохранительные формы); 2) по правовым последствиям (правовые и неправовые формы); 3) по способу выражения (устные, письменные и конклюдентные). Перечислите виды правовых и неправовых форм деятельности.

Одной из разновидностей правовой формы управленческой деятельности выступают акты государственного управления. Дайте определение, назовите особенности и раскройте значение актов государственного управления. Приведите классификацию актов государственного управления: 1) по правовым свойствам, 2) по субъектам, принявшим административные акты, 3) по форме, 4) по сроку действия, 5) по правовой природе (нормативные, правоприменительные (индивидуальные) акты государственного управления и акты государственного управления общего характера). Дайте анализ иным основаниям классификации актов государственного управления.

Охарактеризуйте требования, предъявляемые к актам государственного управления: к их подготовке и изданию; к действию их во времени и пространстве; к содержанию. Назовите последствия их несоблюдения. Раскройте основания и порядок приостановления и отмены актов государственного управления.

Одним из конституционных прав граждан является право обращаться в государственные и иные организации. Определите формы обращения граждан: заявление (ходатайство), предложение (петицию) и жалобу. Дайте анализ административной и судебной жалобы. В чем заключаются особенности административной специальной жалобы? Назовите основные требования, предъявляемые к письменному обращению. Раскройте порядок рассмотрения заявлений, предложений и жалоб. Перечислите гарантии при рассмотрении обращений граждан.

Административный договор признается многими учеными-административистами формой управленческой деятельности. Сформулируйте определение и выделите особенности административно-правового договора. Отграничьте его от правовых актов управления и от гражданско-правовых договоров. Назовите основные виды административных договоров.

Темы докладов и рефератов:


  1. Особенности порядка рассмотрения обращений военнослужащих и работников внутренних дел.

  2. Административный договор: понятие, сущность, перспективы развития.

  3. Особенности порядка подготовки и принятия правовых актов управления федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные акты:


  1. Конституция РФ. Принята 12 декабря 1993 г.

  2. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1

  3. Федеральный закон РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ

  4. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ

  5. КоАП РФ от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ

  6. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ

  7. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ

  8. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ

  9. Федеральный закон РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ

  10. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

  11. Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23 мая 1996 г. № 763

  12. Указ Президента РФ «О классификаторе правовых актов» от 15 марта 2000 г. № 511

  13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» от 13 августа 1997 г. № 1009

Задания и задачи:

1. Какие из перечисленных действий и решений являются административно-правовыми формами управления:

Принятие регламента работы аппарата управления администрации;

Утверждение должностной инструкции начальника управления;

Принятие решения о выпуске областного займа;

Наложение дисциплинарного взыскания на начальника внешнеэкономического управления;

Дача устных распоряжений руководителям структурных подразделений администрации по организационным вопросам;

Подготовка распоряжений главы администрации об отпуске сотрудника организационного отдела;

Проведение приема граждан;

Регистрация поступившей корреспонденции (предложений, заявлений и жалоб граждан);

Заключение договора со строительной организацией о ремонте компьютерного зала в здании администрации области;

Заключение договора о перераспределении определенных полномочий областной администрации и городской администрации;

Выступление главы администрации на торжественном собрании, посвященном открытию нового спортивного комплекса?

2. Студент Королев, раскрывая классификацию форм деятельности исполнительной власти по характеpу вызываемых юридических последствий, сказал, что они бывают правовые и неправовые, и сразу привел примеры:

Нормативные акты: указы Президента РФ; распоряжения руководителей органов исполнительной власти; указания глав местных администраций;

Индивидуальные акты: осуществление регистрации; постановления о наложении административных и дисциплинарных взысканий; приказ о назначении на должность государственного служащего;

Смешанные акты (юридически значимые действия): подготовка нормативного акта к изданию; совещание; выдача документа об образовании;

Организационные действия: инструктирование инспекторской группы; оформление допусков на проверяемый объект; приказ о снятии с должности;

Материально-технические действия: регистрация фактов невыхода на работу; разработка рекомендаций по осуществлению контрольной деятельности; заключение трудовых договоров.

Вы согласны?

3. Верно ли, что проекты актов Правительства РФ вносятся в Правительство России Министерством юстиции РФ, подписываются Председателем Правительства или его заместителями, обязательно публикуются в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и вступают в силу немедленно; акты, содержащие сведения, являющиеся государственной и иной охраняемой законом тайной, должны пройти государственную регистрацию в Министерстве внутренних дел РФ?

4. Пенсионный фонд РФ в 2001 г. издал инструкцию о порядке внесения платежей в этот фонд. Швейная фабрика эту инструкцию не выполнила, и пенсионный фонд применил к ней санкции. Фабрика обжаловала решение в суд, указав при этом, что вопреки Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. инструкция не была зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ и не публиковалась в «Российской газете», в связи с чем она не имеет юридической силы. Фонд в ответ на этот довод утверждал, что он не является органом исполнительной власти и упомянутый Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. на него не распространяется. Кто прав?

5. Определите, с какого момента вступил в силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об Аттестационной комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» от 28 мая 2009 г. № 281н, если указанный приказ был зарегистрирован в Минюсте РФ 30 июня 2009 г. и опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» № 30 от 27 июля 2009 г.

6. Губернатор одной из областей Российской Федерации 14 сентября 2008 г. подписал постановление «О мерах по обеспечению продовольственной безопасности области», которым вводился контроль за перемещением сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия внутри области и за ее пределы, а также возлагалась обязанность на соответствующие органы исполнительной власти области по выдаче документов на право перемещения сельскохозяйственной продукции за пределы области. Прокурор этой области принес протест на указанное постановление администрации области, так как оно противоречит федеральному законодательству.

Каков порядок обеспечения законности постановления администрации области? Может ли оно быть:

А) отменено прокурором области;

Б) признано недействующим областным судом;

В) отменено главой администрации;

Г) провозглашено недействующим и утратившим юридическую силу иным государственным органом?

7. Какие из ниже перечисленных актов являются правовыми актами государственного управления? Какие из них подлежат обязательной регистрации в Минюсте?


  1. Распоряжение мэра города «О замене проездных билетов старого образца» в срок до 1-го числа следующего месяца.

  2. Приказ губернатора области «О назначении на должность министра финансов области».

  3. Письмо министра образования и науки РФ «Об отмене лицензий на право ведения образовательной деятельности».

  4. Постановление мирового суда о наложении административного штрафа.

  5. Акт ревизии, составленного инспектором отделения Пенсионного фонда РФ.

  6. приказ Минсельхоз России «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»;

  7. приказ Рослесхоза России «Об утверждении Положения о нагрудном знаке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране РФ».

  8. приказ Федеральной таможенной службы России «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации»;

  9. приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ «О продолжительности ежегодных отпусков работников... органов МПР»;

  10. приказ министра обороны РФ «Об установлении ежемесячной надбавки за важность выполняемых задач некоторыми категориями военнослужащих».

8. Дайте сравнительную характеристику следующим правовым актам.


Критерии

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

^ Указ Президента РФ «О мерах по противодействию коррупции»

Постановление Правительства РФ «О переносе выходного дня»

Приказ Министерства обороны РФ и Генеральной прокуратуры России «Об особенностях издания приказов по личному составу при перемещении военнослужащих, проходящих военную службу в органах военной прокуратуры»

Нормативный, индивидуальный, смешанный или общий?

Какой отраслью права регулируется?

Срок вступления в силу?

Где публикуется?

Кто вправе отменить?

9. Одним из главных направлений административной реформы, проводимой в современном Российском государстве, является разработка и внедрение в деятельность государственных органов административных регламентов в целях улучшения административного регулирования исполнения государственных функций.

Как показывает практика, в связи с развитием информационных систем в России происходит активное внедрение информационных и коммуникационных технологий в систему государственного управления и повседневную деятельность органов государственной власти. Многие исследователи отстаивают необходимость активного внедрения и использования электронных административных регламентов, по которым чиновники будут взаимодействовать между собой и с гражданами в виртуальном пространстве.

Приведите примеры электронных административных регламентов. Каковы перспективы формирования института электронных административных регламентов в России?

А) обращение гражданина должно быть зарегистрировано в день его поступления;

Б) письменный ответ должен предоставляться только на письменные обращения;

В) обращения могут быть в форме предложения, заявления, ходатайства, жалобы, коллективного обращения, петиции;

Г) обращения, составленные в произвольной форме (не по предлагаемым образцам), не подлежат рассмотрению;

Д) обращение должно быть рассмотрено в 10-дневный срок, который в случае необходимости проведения дополнительной проверки может увеличиваться еще на 10 дней;

Е) гражданин, подавший обращение, должен содействовать его рассмотрению, а именно: предоставлять требующиеся информацию, документы и материалы; осуществлять курьерские функции (в случае особой необходимости); уплачивать установленные сборы за получение информации по запросу органом (должностным лицом), разрешающим обращение;

Ж) повторные обращения при отсутствии в них новых фактов не рассматриваются;

З) решение по обращению может быть обжаловано только в судебном порядке.

Проведите юридический анализ приведенных положений данного закона, подтверждая свои выводы действующими правовыми нормами. Каким образом можно «корректировать» закон субъекта РФ? Что бы вы могли предпринять в рассмотренном случае?

11. Определите особенности рассмотрения специальных жалоб. На основе конкретных правовых актов составьте таблицу, показывающую различия между порядком разрешения общей и специальной жалоб:


Параметр

Общая жалоба

^ Специальная жалоба

Субъект подачи

Предмет обжалования

Орган правомочный рассматривать жалобу

Срок подачи

Срок рассмотрения

Форма обращения (устная, письменная и др.)

Иные параметры

12. Составьте административную жалобу на неправомерные действия инспектора ГИБДД в отношении водителя личного транспортного средства за несоблюдение Правил дорожного движения.

13. Составьте судебную жалобу на неправомерные действия налогового инспектора за якобы уклонение от подачи декларации о доходах.

14. У гражданки Кодовой на остановке троллейбуса двое неизвестных вырвали сумку и скрылись на машине. Кодова обратилась в ближайший РОВД с заявлением о грабеже. Дежурный РОВД заявление принять отказался, сославшись на то, что преступление раскрыть невозможно: нет свидетелей, Кодова преступников не запомнила и т.п. Подруга Кодовой, узнав о происшествии, написала жалобу на сотрудников РОВД и подала ее в суд и в ГУВД.

Проанализируйте ситуацию.

15. На практическом занятии, посвященном проблеме административного правового договора, студент Иванов отметил, что значение административного договора уменьшается в связи с реформированием современного российского административного права, а также в связи с усилением правовых основ публичного управления (государственного управления и местного самоуправления), т. е. управленческая деятельность характеризуется в большей мере отношениями власти и подчинения. Поэтому в будущем, по мнению Иванова, едва ли возможно использовать административные договоры в административной практике.

Каково ваше мнение по рассматриваемому вопросу?

Тест:

1. Какие из перечисленных форм управленческой деятельности являются правовыми формами деятельности исполнительной власти:

А - наложение административного штрафа

Б - выдача медицинской справки

В - совещание начальников ОВД области

Г - регистрация политической партии в органах юстиции

Д - издание приказа директором завода

^ 2. Какие из перечисленных ниже действий Министерства финансов РФ можно отнести к числу правовых административно-правовых форм?

А - внесение в Правительство РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;

Б - размещение в средствах массовой информации сведений о дополнительном выпуске облигаций федерального займа;

В - утверждение положения по бухгалтерскому учету;

Г - запрос информации у Федеральной налоговой службы РФ о сборе налоговых платежей за истекший месяц;

Д - участие делегации Минфина РФ во главе с министром в международном экономическом форуме в г. Давос (Швейцария);

Е - аннулирование квалификационного аттестата аудитора;

^ 3. Укажите, какие из перечисленных ниже признаков характеризуют правовые акты управления:

А - издаются от имени государства (муниципальных образований) и обеспечивают исполнение задач публичного характера;

Б - издаются на основе и во исполнение законодательства РФ, а также иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу;

В - носят исключительно юрисдикционный характер, т.е. направлены на разрешение споров, возникающих в сфере публичного управления;

Г - всегда выражаются в форме письменного документа, имеющего все необходимые реквизиты;

Е - устанавливают, изменяют, отменяют правовые нормы либо конкретные правоотношения.

^ 4. Определите, какие из нижеперечисленных документов и действий относятся к правовым актам управления:

А - протокол по делу об административном правонарушении;

Б - реестр должностей федеральной государственной службы;

В - приказ Министерства связи Российской Федерации об утверждении требований к сетям и средствам почтовой связи;

Г - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;

Д - постановление о назначении административного наказания;

Е - объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания;

Ж - свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц;

З - сигнал постового-регулировщика об остановке транспортного средства;

И - служебный контракт с государственным гражданским служащим;

К - заверение нотариусом копии диплома о высшем образовании.

^ 5. Что из перечисленного относится к административным (правоприменительным) актам:

А – акт проверки уплаты налогов

Б – Указ Президента РФ «О присвоении почетного звания «Заслуженный юрист РФ» следователю прокуратуры г. Пензы»

В –приказ министра о назначении на должность служащего

Г – должностная инструкция

Заключение договора со строительной организацией о ремонте компьютерного зала в здании администрации области;

Заключение договора о перераспределении определенных полномочий областной администрации и городской администрации;

Выступление главы администрации на торжественном собрании, посвященном открытию нового спортивного комплекса?

2. Студент Королев, раскрывая классификацию форм деятельности исполнительной власти по характеpу вызываемых юридических последствий, сказал, что они бывают правовые и неправовые, и сразу привел примеры:

Нормативные акты: указы Президента РФ; распоряжения руководителей органов исполнительной власти; указания глав местных администраций;

Индивидуальные акты: осуществление регистрации; постановления о наложении административных и дисциплинарных взысканий; приказ о назначении на должность государственного служащего;

Смешанные акты (юридически значимые действия): подготовка нормативного акта к изданию; совещание; выдача документа об образовании;

Организационные действия: инструктирование инспекторской группы; оформление допусков на проверяемый объект; приказ о снятии с должности;

Материально-технические действия: регистрация фактов невыхода на работу; разработка рекомендаций по осуществлению контрольной деятельности; заключение трудовых договоров.

Вы согласны?

3. Верно ли, что проекты актов Правительства РФ вносятся в Правительство России Министерством юстиции РФ, подписываются Председателем Правительства или его заместителями, обязательно публикуются в «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и вступают в силу немедленно; акты, содержащие сведения, являющиеся государственной и иной охраняемой законом тайной, должны пройти государственную регистрацию в Министерстве внутренних дел РФ?

4. Пенсионный фонд РФ в 2001 г. издал инструкцию о порядке внесения платежей в этот фонд. Швейная фабрика эту инструкцию не выполнила, и пенсионный фонд применил к ней санкции. Фабрика обжаловала решение в суд, указав при этом, что вопреки Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. инструкция не была зарегистрирована в Министерстве юстиции РФ и не публиковалась в «Российской газете», в связи с чем она не имеет юридической силы. Фонд в ответ на этот довод утверждал, что он не является органом исполнительной власти и упомянутый Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. на него не распространяется. Кто прав?

5. Определите, с какого момента вступил в силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об Аттестационной комиссии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» от 28 мая 2009 г. № 281н, если указанный приказ был зарегистрирован в Минюсте РФ 30 июня 2009 г. и опубликован в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» № 30 от 27 июля 2009 г.

6. Губернатор одной из областей Российской Федерации 14 сентября 2008 г. подписал постановление «О мерах по обеспечению продовольственной безопасности области», которым вводился контроль за перемещением сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия внутри области и за ее пределы, а также возлагалась обязанность на соответствующие органы исполнительной власти области по выдаче документов на право перемещения сельскохозяйственной продукции за пределы области. Прокурор этой области принес протест на указанное постановление администрации области, так как оно противоречит федеральному законодательству.

Каков порядок обеспечения законности постановления администрации области? Может ли оно быть:

а) отменено прокурором области;

б) признано недействующим областным судом;

в) отменено главой администрации;

г) провозглашено недействующим и утратившим юридическую силу иным государственным органом?

7. Какие из ниже перечисленных актов являются правовыми актами государственного управления? Какие из них подлежат обязательной регистрации в Минюсте?

    Распоряжение мэра города «О замене проездных билетов старого образца» в срок до 1-го числа следующего месяца.

    Приказ губернатора области «О назначении на должность министра финансов области».

    Письмо министра образования и науки РФ «Об отмене лицензий на право ведения образовательной деятельности».

    Постановление мирового суда о наложении административного штрафа.

    Акт ревизии, составленного инспектором отделения Пенсионного фонда РФ.

    приказ Минсельхоз России «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты»;

    приказ Рослесхоза России «Об утверждении Положения о нагрудном знаке за долголетнюю и безупречную службу в государственной лесной охране РФ».

    приказ Федеральной таможенной службы России «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации»;

    приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ «О продолжительности ежегодных отпусков работников... органов МПР»;

    приказ министра обороны РФ «Об установлении ежемесячной надбавки за важность выполняемых задач некоторыми категориями военнослужащих».

8. Дайте сравнительную характеристику следующим правовым актам.

Критерии

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

Указ Президента РФ « О мерах по противодействию коррупции»

Постановление Правительства РФ «О переносе выходного дня»

Приказ Министерства обороны РФ и Генеральной прокуратуры России «Об особенностях издания приказов по личному составу при перемещении военнослужащих, проходящих военную службу в органах военной прокуратуры»

Нормативный, индивидуальный, смешанный или общий?

Какой отраслью права регулируется?

Срок вступления в силу?

Где публикуется?

Кто вправе отменить?

9. Одним из главных направлений административной реформы, проводимой в современном Российском государстве, является разработка и внедрение в деятельность государственных органов административных регламентов в целях улучшения административного регулирования исполнения государственных функций.

Как показывает практика, в связи с развитием информационных систем в России происходит активное внедрение информационных и коммуникационных технологий в систему государственного управления и повседневную деятельность органов государственной власти. Многие исследователи отстаивают необходимость активного внедрения и использования электронных административных регламентов, по которым чиновники будут взаимодействовать между собой и с гражданами в виртуальном пространстве.

Приведите примеры электронных административных регламентов. Каковы перспективы формирования института электронных административных регламентов в России?

а) обращение гражданина должно быть зарегистрировано в день его поступления;

б) письменный ответ должен предоставляться только на письменные обращения;

в) обращения могут быть в форме предложения, заявления, ходатайства, жалобы, коллективного обращения, петиции;

г) обращения, составленные в произвольной форме (не по предлагаемым образцам), не подлежат рассмотрению;

д) обращение должно быть рассмотрено в 10-дневный срок, который в случае необходимости проведения дополнительной проверки может увеличиваться еще на 10 дней;

е) гражданин, подавший обращение, должен содействовать его рассмотрению, а именно: предоставлять требующиеся информацию, документы и материалы; осуществлять курьерские функции (в случае особой необходимости); уплачивать установленные сборы за получение информации по запросу органом (должностным лицом), разрешающим обращение;

ж) повторные обращения при отсутствии в них новых фактов не рассматриваются;

з) решение по обращению может быть обжаловано только в судебном порядке.

Проведите юридический анализ приведенных положений данного закона, подтверждая свои выводы действующими правовыми нормами. Каким образом можно «корректировать» закон субъекта РФ? Что бы вы могли предпринять в рассмотренном случае?

11. Определите особенности рассмотрения специальных жалоб. На основе конкретных правовых актов составьте таблицу, показывающую различия между порядком разрешения общей и специальной жалоб:

Параметр

Общая жалоба

Специальная жалоба

Субъект подачи

Предмет обжалования

Орган правомочный рассматривать жалобу

Срок подачи

Срок рассмотрения

Форма обращения (устная, письменная и др.)

Иные параметры

12. Составьте административную жалобу на неправомерные действия инспектора ГИБДД в отношении водителя личного транспортного средства за несоблюдение Правил дорожного движения.

13. Составьте судебную жалобу на неправомерные действия налогового инспектора за якобы уклонение от подачи декларации о доходах.

14. У гражданки Кодовой на остановке троллейбуса двое неизвестных вырвали сумку и скрылись на машине. Кодова обратилась в ближайший РОВД с заявлением о грабеже. Дежурный РОВД заявление принять отказался, сославшись на то, что преступление раскрыть невозможно: нет свидетелей, Кодова преступников не запомнила и т.п. Подруга Кодовой, узнав о происшествии, написала жалобу на сотрудников РОВД и подала ее в суд и в ГУВД.

Проанализируйте ситуацию.

15. На практическом занятии, посвященном проблеме административного правового договора, студент Иванов отметил, что значение административного договора уменьшается в связи с реформированием современного российского административного права, а также в связи с усилением правовых основ публичного управления (государственного управления и местного самоуправления), т. е. управленческая деятельность характеризуется в большей мере отношениями власти и подчинения. Поэтому в будущем, по мнению Иванова, едва ли возможно использовать административные договоры в административной практике.

Каково ваше мнение по рассматриваемому вопросу?

Тест:

1. Какие из перечисленных форм управленческой деятельности являются правовыми формами деятельности исполнительной власти:

А - наложение административного штрафа

Б - выдача медицинской справки

В - совещание начальников ОВД области

Г - регистрация политической партии в органах юстиции

Д - издание приказа директором завода

2. Какие из перечисленных ниже действий Министерства финансов РФ можно отнести к числу правовых административно-правовых форм?

А - внесение в Правительство РФ проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год;

Б - размещение в средствах массовой информации сведений о дополнительном выпуске облигаций федерального займа;

В - утверждение положения по бухгалтерскому учету;

Г - запрос информации у Федеральной налоговой службы РФ о сборе налоговых платежей за истекший месяц;

Д - участие делегации Минфина РФ во главе с министром в международном экономическом форуме в г. Давос (Швейцария);

Е - аннулирование квалификационного аттестата аудитора;

3. Укажите, какие из перечисленных ниже признаков характеризуют правовые акты управления:

А - издаются от имени государства (муниципальных образований) и обеспечивают исполнение задач публичного характера;

Б - издаются на основе и во исполнение законодательства РФ, а также иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу;

В - носят исключительно юрисдикционный характер, т.е. направлены на разрешение споров, возникающих в сфере публичного управления;

Г - всегда выражаются в форме письменного документа, имеющего все необходимые реквизиты;

Е - устанавливают, изменяют, отменяют правовые нормы либо конкретные правоотношения.

4. Определите, какие из нижеперечисленных документов и действий относятся к правовым актам управления:

А - протокол по делу об административном правонарушении;

Б - реестр должностей федеральной государственной службы;

В - приказ Министерства связи Российской Федерации об утверждении требований к сетям и средствам почтовой связи;

Г - постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;

Д - постановление о назначении административного наказания;

Е - объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания;

Ж - свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц;

З - сигнал постового-регулировщика об остановке транспортного средства;

И - служебный контракт с государственным гражданским служащим;

К - заверение нотариусом копии диплома о высшем образовании.

5. Что из перечисленного относится к административным (правоприменительным) актам:

А – акт проверки уплаты налогов

Б – Указ Президента РФ «О присвоении почетного звания «Заслуженный юрист РФ» следователю прокуратуры г. Пензы»

В –приказ министра о назначении на должность служащего

Г – должностная инструкция

6. Из перечисленных видов актов Правительство РФ вправе издавать:

А - указы;

Б - постановления;

В - распоряжения

Федеральным государственным бюджетным

  • Федеральное государственное бюджетное (16)

    Основная образовательная программа

    Программа (ООП) подготовки специалиста, реализуемая федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования...

  • Антимонопольное законодательство

    На уровне отдельных регионов антимонопольные законы появились еще раньше - в отдельных штатах США . Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Увеличение рыночной доли, занятой крупными хозяйствами, преподносилась как опасная концентрация, ведущая к монополизации рынка. В то же время рыночная концентрация сопровождалась не сокращением производства и ростом цен, в чем обвиняли «монополистов», а прямо противоположными явлениями. Так, пшеница в 1889 году стоила на 35 % дешевле, чем в десятью годами ранее, свинина за - гг. упала в цене на 19 %, говяжья вырезка - на 39 %, скот в живом весе за пять лет подешевел на 28,8 %. Поголовье скота в США на протяжении 1880-х годов увеличилось примерно на 50 %.

    Аналогичной была и ситуация на федеральном уровне. Сенатор Джон Шерман , добившийся принятия антимонопольного законодательства в США, обвинял тресты в ограничении выпуска для повышения цен. Как показывает его переписка с представителями мелких нефтяных компаний, в реальности Шерман защищал именно интересы тех предпринимателей, которые страдали от падения цен, в частности, от удешевления нефтепродуктов, вызванного применением цистерн при транспортировке нефти. В частности, он лоббировал закон, запрещающий железным дорогам предоставлять скидки на перевозку нефти в цистернах, а не в бочках.

    Среди отраслей, которые в Конгрессе считались монополизированными, были производство нефти, сахара, рельсов, свинца, цинка, джута, угля и хлопкового масла. Но во всех перечисленных отраслях, о которых доступны соответствующие данные, производство между и гг. росло быстрее, чем американское производство в целом. ВНП США за данный период вырос в реальном выражении на 24 %, а в номинальном на 16 %. Что же касается выпуска в отраслях, где были образованы тресты, то в номинальном измерении он вырос за это время на 62 %, а в реальном - на 175 %. Таким образом, тресты обеспечивали рост производства и снижение цен.

    Таблица. Рост выпуска в отдельных отраслях промышленности США в - гг.

    Номинальный ВВП 16 % Реальный ВВП 24 %
    62 % Средний по «монополизированным» отраслям 175 %
    Хлопковое масло 151 % Сталь 258 %
    Изделия из кожи 133 % Цинк 156 %
    Веревки и шпагат 166 % Уголь 153 %
    Джут 57 % Стальные рельсы 142 %
    Нефть 79 %
    Сахар 75 %

    Таблица. Рост цен в отдельных отраслях промышленности США в - гг.

    (Источник: Thomas DiLorenzo The Origins of Antitrust Rhetoric vs. Reality" Regulation, Volume 13, Number 3, Fall 1990)

    С момента принятия Акта Шермана антимонопольные законы распространились в большинстве стран мира. Этот процесс не был одномоментным: так, в Италии соответствующий закон был принят через 100 лет после Акта Шермана - в 1990 году .

    Таблица. Страны, где антимонопольное законодательство отсутствует

    Азия Африка Европа Северная Америка Южная Америка
    Афганистан Ангола Андорра Белиз Боливия
    Бангладеш Ботсвана Грузия Бермудские острова Парагвай
    Бахрейн Габон Доминика Суринам
    Бирма Гана Доминиканская Республика Эквадор
    Бруней Гвинея Каймановы острова
    Гонконг Конго Кюрасао
    Катар Лесото Куба
    Кувейт Либерия
    Макао Ливия
    ОАЭ Мавритания
    Палестина Мадагаскар
    Мозамбик
    Нигерия
    Свазиленд
    Того
    Уганда
    Центрально-Африканская республика

    Антимонопольное законодательство в России

    Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон (Россия) «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний.

    Таким субъектам при некоторых исключениях запрещается:

    1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

    2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

    3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора;

    4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства;

    5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара;

    6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

    7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

    8) создание дискриминационных условий;

    9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

    10) нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

    Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.

    Контроль за экономической концентрацией

    Контроль за экономической концентрацией состоит в контроле антимонопольных органов за приобретением активов экономически-значимыми компаниями. Такой контроль в той или иной форме существует в большинстве стран, имеющих антимонопольное законодательство. В частности, из обследованных Министерством юстиции США 80 стран, имеющих антимонопольное законодательство, около 60 осуществляют контроль за слияниями. При этом детали режима контроля могут отличаться в зависимости от страны и типа сделок.

    Контроль может быть предварительным (компании подают сведения о сделках в антимонопольные органы до завершения этих сделок) или последующим (после совершения сделок). Кроме этого, подача уведомления может быть обязательной или добровольной. Так, в Австралии, в которой не существует процедуры обязательного уведомления, компания, тем не менее, может предпочесть получить иммунитет от возможного судебного преследования и предварительно подать заявку для формального утверждения.

    Таблица. Процедуры контроля за слияниями в разных странах мира

    Обязательное предварительное уведомление Обязательное последующее уведомление Добровольное уведомление
    Австрия Нидерланды Аргентина* Австралия
    Азербайджан Польша Греция* Кот д’Ивуар
    Албания Португалия Дания Великобритания
    Аргентина Россия Индонезия Венесуэла
    Белоруссия Румыния Испания Новая Зеландия
    Бельгия Словакия Македония* Норвегия
    Болгария Словения Россия* Панама
    Бразилия США Тунис* Франция
    Венгрия Таиланд ЮАР* Чили
    Германия Тайвань Южная Корея*
    Греция Тунис Япония*
    ЕС Турция
    Израиль Узбекистан
    Ирландия Украина
    Италия Финляндия
    Казахстан Хорватия
    Канада Чехия
    Кения Швейцария
    Кипр Швеция
    Колумбия Эстония
    Латвия ЮАР
    Литва Югославия
    Македония Южная Корея
    Мексика Япония
    Молдавия
    • - в зависимости от особенностей сделок

    (Источник: Министерство юстиции США, 2000) .

    Критика антимонопольного законодательства

    По признанию руководителей ФАС И. Артемьева и А. Сушкевича, «антимонопольная политика государства, как никакая другая форма публичного вмешательства власти в частные дела, находится под постоянным огнем критики представителей экономической науки». Критиками антимонопольного законодательства являются такие известные экономисты, юристы и философы как М. Фридман, Ф. Хайек, А. Гринспен, А. Рэнд, Р.Коуз, Р. Борк, Р. Познер, М. Ротбард. Основными объектами критики являются:

    • экономические последствия антимонопольного регулирования (утверждается, что оно всегда или нередко приводит к уменьшению общественного благосостояния); а также
    • лежащая в основе антимонопольного регулирования этическая и правовая философия (утверждается, что оно нарушает права собственности и свободу контракта и приводит к неравенству прав граждан).

    Некоторые из критиков антимонопольного законодательства являются сторонниками его отмены, некоторые - сторонниками существенных корректировок.

    Известные критики об антимонопольном законодательстве

    Этико-правовая критика антимонопольного законодательства


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Выбор редакции
    После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

    Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

    1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

    Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
    Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
    Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
    Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
    Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
    Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...