Защита населения от чрезвычайных ситуаций. Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чс 1 принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций


Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

1. Мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на минимизацию размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
2. Планирование и осуществление мероприятий в данной области проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.
3. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
4. Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
5. Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального и регионального характера.

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Президент России:
1) определяет в соответствии со статьей 80 Конституции РФ и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от ЧС;
2) вносит на рассмотрение Совета Безопасности РФ и принимает с учетом его предложений решения по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, а также по вопросам преодоления их последствий;
3) вводит при ЧС в соответствии со статьями 56 и 88 Конституции РФ при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение;
4) принимает решение о привлечении при необходимости к ликвидации ЧС Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.


Федеральное Собрание РФ:
1) обеспечивает единообразие в законодательном регулировании в области защиты населения и территорий от ЧС;
2) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование деятельности и мероприятий в указанной области;
3) проводит парламентские слушания по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.


Правительство РФ:
1) издает постановления и распоряжения в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечивает их исполнение;
2) организует проведение научных исследований в области защиты населения и территорий от ЧС;
3) организует разработку и обеспечивает выполнение специальных федеральных программ в области защиты населения и территорий от ЧС федерального характера;
4) определяет задачи, функции, порядок деятельности, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от ЧС, осуществляет руководство единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);
5) обеспечивает создание федеральных резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС федерального характера, а также определяет порядок использования указанных резервов;
6) устанавливает и контролирует процесс производства, режим хранения, условия перевозки и порядок использования радиоактивных и других особо опасных веществ, соблюдение при этом необходимых мер безопасности;
7) устанавливает классификацию ЧС и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации;
8) определяет порядок привлечения Войск гражданской обороны РФ к ликвидации ЧС;
9) определяет порядок сбора информации в данной области, порядок обмена указанной информацией между исполнительными органами государственной власти, а также органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
10) определяет порядок предоставления участков для установки и (или) установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.


Органы государственной власти субъектов РФ принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС межмуниципального и регионального характера.


В целом, функции органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера аналогичны. Однако, компетенция органов государственной власти РФ значительно шире, чем у органов местного самоуправления и их полномочия в указанной области распространяются на предупреждение и ликвидацию ЧС межмуниципального и регионального характера. Поэтому, если мы говорим о функциях именно органов государственной власти субъектов РФ, то после слов "чрезвычайные ситуации" следует добавлять "межмуниципального и регионального характера".


К основным функциям органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС можно отнести:
1) осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;
2) принятие решения о проведении эвакуационных мероприятий в ЧС и организация их проведения;
3) осуществление в установленном порядке сбора и обмена информацией в данной области, обеспечение своевременного оповещения и информирования населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
4) осуществление финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от ЧС;
5) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
6) организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также поддержание общественного порядка при их проведении;
7) содействие устойчивому функционированию организаций в ЧС;
8) содействие МЧС РФ, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о ЧС и подготовки населения в области защиты от ЧС.


При недостаточности собственных сил и средств органы местного самоуправления и органы государственной власти РФ и соответственно обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов РФ и Правительству РФ.

Защита населения при ЧС

Определение 1

Защита населения при чрезвычайных ситуациях является совокупностью мероприятий взаимосвязанных по месту проведения времени и ресурсам, которые направлены на максимальное снижение потерь населения.

Граждане РФ обладают следующими правами:

  1. на защиту жизни и здоровья, личного имущества;
  2. использовать имеющиеся средства индивидуальной и коллективной и защиты;
  3. получать информацию о возможных рисках и соблюдении мера необходимой безопасности в ЧС.

Граждане РФ обязаны:

  1. соблюдать меры личной безопасности,
  2. владеть знаниями о способах защиты и оказании первой помощи, правила использования коллективных и индивидуальных средств защиты,
  3. при необходимости принять активное участие в мероприятиях по защите населения от ЧС.

Особая роль в комплексе мероприятий по защите населения принадлежит обеспечению безопасности, сохранению жизни и здоровья спасателей - лиц, подготовленных и аттестованных для проведения работ при ликвидации ЧС.

Основной объект защиты в ЧС - это человек, его права на сохранение жизни, здоровья, а также личного имущества.

Каждый человек, вместе с тем, должен самостоятельно заботиться о собственной безопасности.

Граждане Российской Федерации обязаны принимать участие в мероприятиях по защите от ЧС, получив необходимые для этого знания.

Для эффективности защиты населения большое значение имеют следующие мероприятия, активное участие в выполнении которых принимает служба медицины катастроф :

  • обучить население и спасателей правилам защиты от опасностей, которые вызываются авариями, стихийными бедствиями, катастрофами, эпизоотиями, эпидемиями,
  • обеспечение морально-психологической подготовки населения и спасателей, сформировать психологическую устойчивость и готовность к активным действиям при ликвидации последствий ЧС, предупредить панику, которая нередко усугубляет последствия ЧС
  • использовать защитные сооружения (убежища, противорадиационные укрытия, приспосабливаемые помещения) как средства коллективной защиты населения;
  • использовать средства ИЗ органов дыхания, кожных покровов от загрязнения бактериальными средствами, химическими, радиоактивными веществами;
  • соблюдать соответствующие режимы противорадиационной и противохимической защиты, правила поведения;
  • проводить противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия при пребывании (проживании) на территории, которая загрязнена химическими или радиоактивными веществами, или в очагах распространения инфекционных заболеваний, которые представляют опасность заражения спасателей и населения при ликвидации последствий ЧС;
  • проводить мероприятия медицинской защиты, которые являются составной частью медико-санитарного обеспечения личного состава и населения.

Основные способы защиты населения в ЧС

Для обеспечения защиты населения от ЧС необходимо:

  1. своевременно оповестить население о ЧС,
  2. укрыть население в защитных сооружениях,
  3. обеспечит население средствами индивидуальной защиты, в том числе медицинские,
  4. эвакуировать население.

Замечание 1

Выявляют ЧС, постоянно наблюдая и обследуя возможные районы бедствия.

Оповещение населения при ЧС должно быть:

  1. своевременно, населению необходимо время для подготовки к защите;
  2. исключающим возникновение паники, способствующим организованному и четкому проведению всех необходимых мероприятий;
  3. проведено только при достоверно установленном характере опасности;
  4. касается только той части населения, которая может быть подвержена воздействию поражающих факторов в конкретной ЧС;
  5. осуществлено централизованно.
  • 3.1. Понятие чрезвычайной ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций по основным признакам.
  • 3.2. Критерии, характеризующие чрезвычайные ситуации.
  • 4. Силы и средства, привлекаемые для ликвидации чс.
  • 4.1. Структура формирований го.
  • 4.2. Порядок создания, комплектования и подготовки формирований
  • 5. Современные средства поражения и опасности при их применении.
  • 5.1. Структура современных средств поражения.
  • 5.3. Обычные средства поражения.
  • Боеприпасы объемного взрыва
  • Осколочные, кумулятивные, фугасные, бетонобойные боеприпасы
  • 6. Поражающие факторы оружия массового поражения
  • 6.1. Поражающие факторы ядерного оружия.
  • Поглощенная доза – это количество энергии излучения, поглощенное единицей массы облучаемого тела.
  • 6.2. Поражающие факторы химического оружия.
  • Зона химического заражения
  • 6.3. Поражающие факторы биологического оружия.
  • 7. Определение и оценка зон заражения
  • 7.1. Сущность и порядок оценки радиационной обстановки.
  • 7.2. Режимы радиационной защиты.
  • 7.3. Сущность и порядок оценки химической обстановки.
  • 8. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.
  • 8.1. Основные способы защиты населения.
  • 8.2. Виды защитных сооружений, их назначение и требования к ним.
  • Простейшие укрытия.
  • Порядок заполнения защитных сооружений и правила поведения укрываемых в них.
  • 8.3. Проведение эвакомероприятий. Виды эвакомероприятий.
  • 8.4. Принципы и способы эвакуации. Общие положения.
  • 8.5. Эвакуационные органы.
  • 8.6. Планирование, обеспечение и проведение эвакомероприятий.
  • 8.7. Особенности эвакуации населения в военное время.
  • 8.8. Использование средств индивидуальной защиты в чс мирного и военного времени. Назначение и классификация средств индивидуальной защиты.
  • Средства индивидуальной защиты органов дыхания их устройство и порядок применения.
  • Средства защиты кожных покровов
  • Хранение и порядок выдачи средств индивидуальной защиты.
  • 8.9. Средства медицинской защиты
  • Аптечка индивидуальная (аи)
  • Индивидуальный противохимический пакет (ипп)
  • 8.10. Организация и ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.
  • 8.11. Сигналы оповещения гочс
  • Если будет установлено, что противник применил бактериологическое (биологическое) оружие, то по системам оповещения население получит рекомендации о последующих действиях.
  • 9. Ликвидация радиационного и химического заражения. Санитарная обработка.
  • 9.1. Организация дозиметрического и химического контроля.
  • 9.2. Санитарная обработка людей и специальная обработка одежды, индивидуальных средств защиты, оборудования, техники.
  • 9.3. Частичная специальная обработка. Задачи и порядок ее проведения.
  • 9.4. Полная специальная обработка. Задачи и порядок ее проведения.
  • 9.5. Виды обеззараживания. Вещества, применяемые при обеззараживании.
  • 10. Устойчивость функционирования объектов экономики.
  • 10.1. Понятие устойчивости функционирования объекта экономики. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования предприятия.
  • 10.2. Организация и порядок проведения исследования устойчивости работы объекта экономики.
  • На 1 этапе разрабатываются руководящие документы, определяет­ся состав участников исследования и организуется их подготовка.
  • 10.3. Мероприятия по повышению устойчивости функционирования объекта экономики в чс мирного и военного времени.
  • Повышение устойчивости инженерно-технического комплекса объекта к ударной волне
  • Повышение устойчивости зданий и сооружений.
  • Защита технологического оборудования.
  • Повышение устойчивости объекта к световому излучению.
  • Повышение устойчивости работы объекта к воздействию проникающей радиации и радиоактивного заражения.
  • Защита производственного персонала объекта. Оценка надежности его защиты.
  • Стихийные бедствия, их характеристики. Проведение мероприятий по организации защиты населения.
  • 11.1. Стихийные бедствия в литосфере. Землетрясения
  • Поражающие факторы землетрясения
  • Организации защиты населения при землетрясении.
  • Классификация
  • 11.2.Стихийные бедствия в гидросфере.
  • Поражающие факторы наводнений
  • Организации защиты населения при наводнении.
  • Стихийные бедствия в атмосфере
  • 12. Методические указания к выбору контрольного задания
  • 13. Контрольные вопросы
  • 8. Защита населения в чрезвычайных ситуациях.

    8.1. Основные способы защиты населения.

    Обеспечение безопасности людей в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также в условиях применения современных средств поражения при ведении военных действий, является общегосударственной задачей, обязательной для решения всеми органами управления и регулирования, службами и формированиями, а также подсистемами, входящими в РСЧС.

    Безопасность людей в ЧС должна обеспечиваться организацией и проведением защитных мероприятий в отношении населения и персонала объектов при возникновении, развитии и распространении поражающих воздействий ЧС.

    Основные мероприятия по защите населения установлены ГОСТ Р 22.3.03-94 “Защита населения”. ГОСТ определяет мероприятия по защите населения в мирное время.

    1. Укрытие людей в приспособленных под нужды защиты помещения, а также в специальных защитных сооружениях.

    2. Эвакуация населения из зон ЧС.

    3. использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов.

    4. Проведение мероприятий медицинской защиты.

    5. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    «Положение о гражданской обороне» и СНиП 2.01.51-90 - ИТМ ГО

    определяют три способа защиты населения на военное время:

    1. Укрытие в защитных сооружениях

    2. Использование средств индивидуальной защиты

    3. Проведение эвакомероприятий.

    8.2. Виды защитных сооружений, их назначение и требования к ним.

    Защитные сооружения (ЗС) предназначены для защиты людей от

    последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также от поражающих факторов современных средств поражения.

    Защитные сооружения подразделяются:

    По защитным свойствам :

      Убежища,

      Противорадиационные укрытия (ПРУ),

      Простейшие ЗС

    По назначению – для защиты населения, пунктов управления (ПУ), для размещения медпунктов.

    По месту расположения:

      встроенные,

      отдельностоящие,

      в горных выработках.

    По срокам строительства:

      заблаговременно построенные

      быстровозводимые (БВУ).

      (щели открытые и перекрытые – в основном на военное время).

    Защитные сооружения согласно требованиям СниП 2.01.51-90 “Инженерно-технические нормы и правила” (ИТМ ГО) приводятся в готовность для приема укрываемых в сроки, не превышающие 12 часов, а на химически опасных объектах (ХОО) и АЭС должны содержаться в готовности к немедленному приему укрываемых.

    Защита рабочих и служащих наибольшей работающей смены (НРС), предприятий, учреждений и организаций, расположенных в зоне возможных сильных разрушений (ЗВСР) и продолжающих свою деятельность в военное время, а также работающей смены дежурного и линейного персонала предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность категорированных городов (КГ) и объектов особой важности (ООВ) должна предусматриваться в убежищах. Системы жизнеобеспечения убежищ должны обеспечить непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых в течение 2-х суток. Вместимость убежища определяется суммой мест для сидения и лежания (вто­рой и третий ярусы).

    Убежища, согласно требований нормативных документов, должны обеспечивать защиту укрываемых от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного оружия и обычных средств, ОВ, а также при необходимости от катастрофического затопления, АХОВ, радиоактивных продуктов при разрушении ядерных установок, высоких температур и продуктов горения при пожарах. Убежища герметизируются и оснащаются фильтровентиляционным оборудованием. Оно очищает наружный воздух, распределяет его по отсекам и создает в помещениях избыточное давление (подпор), что препятствует проникновению зараженного воздуха через различные трещины и не плотности. Все убежища должны обеспечивать степень ослабления проникновения радиации К равный 1000.

    Воздухоснабжение убежищ как правило, должно осуществляться по 2-м режимам: чистой вентиляции с подачей очищенного воздуха 8-13 м/час на одного человека и фильтровентиляции – 2 м/час на человека.

    В убежищах, расположенных в местах возможной опасности загазованности воздуха продуктами горения, (кислорода менее 16 %) в зонах возможного опасного химического заражения, возможных сильных разрушений вокруг АС и возможного катастрофического затопления следует предусматривать режим полной изоляции с регенерацией внутреннего воздуха.

    В тех случаях, когда нет достаточного количества заблаговременно построенных убежищ, в городах и на объектах с возникновением угрозы нападения противника или в ходе войны строятся быстровозводимые убежища (БВУ). Они возводятся в короткие сроки (3-5 суток) вместимости 30-200 человек.

    Для этого на объектах заранее составляются планы строительства БВУ, которые включают:

    План размещения убежища;

    Карточку привязки убежища;

    Сводную ведомость потребности материалов, конструкций, деталей;

    График поставки материалов, конструкций, деталей;

    Расчет потребности и выделения рабочей силы;

    Расчет потребности машин и механизмов;

    План-график строительства БВУ.

    В плане указываются ответственные за строительство БВУ. Планы должны быть согласованы с предприятиями – поставщиками, строительно-монтажными и транспортными организациями.

    Противорадиационные укрытия (ПРУ) должны обеспечивать защиту укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускать непрерывное пребывание в них расчетного количества укрываемых до 2-х суток, их ограждающие конструкции должны быть рассчитаны на избыточное давление 0,2 кг/см (20 кПа).

    Фонд защитных сооружений для рабочих и служащих НРС предприятий создается на их территории или вблизи них, а для остального населения – в районах жилой застройки.

    Возможно устраивать их в подвалах, цокольных и первых эта­жах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения – погребах, подпольях, овощехранилищах.

    К ПРУ предъявляется ряд требований. Они должны обеспечить необходимое ослабление радиоактивных излучений, защитить при авариях на химически опас­ных объектах, при некоторых стихийных бедствиях: бурях, ураганах, смерчах, тайфунах, снежных заносах. Высота по­мещений должна быть, как правило, не менее 1,9 м от пола до низа выступаю­щих конструкций перекрытия.

    При приспособлении под укрытия подпольев, погребов и других подобных заглубленных помещений высота их может быть меньшей – до 1,7 м. В круп­ных ПРУ устраивается два входа (выхода), в малых – до 50 чел – допускается один. Во входах устанавливаются обычные двери, но обязательно уплотняемые в местах примыкания полотна к дверным коробкам.

    Норма площади пола основных помещений ПРУ на одного укрываемого при­нимается, как и в убежище, равной 0,5 м 2 при двухъярусном расположении нар.

    Помещение для хранения загрязненной уличной одежды оборудуют при од­ном из входов.

    В ПРУ предусматривается естественная вентиляция или вентиляция с ме­ханическим побуждением. Естественная вентиляция осуществляется через воздухозаборные и вытяжные шахты. Отверстия для подачи приточного воздухи располагаются в нижней зоне помещений, вытяжные – в верхней зоне.

    Отопление укрытий устраивают общим с отопительной системой зданий, в которых они оборудованы.

    Водоснабжение – от водопроводной сети. Если водопровод отсутствует, ус­танавливают бачки для питьевой воды из расчета 2л сутки на человека.

    В укрытиях, расположенных в зданиях с канализацией, устанавливают нор­мальные туалеты с отводом сточных вод в наружную канализационную сеть. В малых укрытиях до 20 чел, а где такой возможности нет, для приема нечистот используют плотно закрываемую выносную тару.

    Освещение – от электрической сети, а аварийное – от аккумуляторных ба­тарей, различного типа фонариков и ручных (вело) генераторов.

    ПРУ, как и убежища, обозначаются знаками, а маршруты движения к ним – указателями.

    Строительство ПРУ осуществляют из промышленных (сборные железобе­тонные элементы, кирпич) или местных (дерево, камень, хворост) строитель­ных материалов. Начинается оно с разбивки и трассировки. Затем отрывается котлован глубиной 1,8 – 2,0 м, шириной по дну 1,0 м при однорядном и 1,6 – при двухрядном расположении мест. В слабых грунтах устраивается одежда крутостей (стен). Входы располагают под углом 90° к продольной оси укрытия. Скамьи делают из расчета 0,5 м на человека. В противоположном от входа тор­це делают вентиляционный короб или приспосабливают простейший вентиля­тор. На перекрытие насыпают грунт толщиной не менее 60 см.

    Приспособление под ПРУ помещений подвальных, цокольных и первых этажей зданий, а также погребов, подвалов, подпольев, овощехранилищ и других пригодных для этой цели заглубленных пространств заключается в выполнении работ по повы­шению их защитных свойств, герметизации и устройству простейшей вентиляции.

    Повышение защитных свойств помещений, приспосабливаемых под ПРУ, обеспечивается устройством пристенных экранов (дополнительных стен) из камня или кирпича, укладкой мешков с грунтом у наружных стен надземной части помещений на высоту 1,7 м от отметки пола. Выступающие части стен подвалов, подпольев обваловывают (обсыпают) грунтом на полную высоту. В необходимых случаях сверху на перекрытия насыпают грунт. Поэтому в поме­щениях ПРУ часто приходится устанавливать поддерживающие балки и стой­ 52 и. Все лишние проемы – двери, окна заделывают.

    Мероприятия по защите населения в ЧС мирного и военного времени осуществляют на основе использования следующих основных принципов защиты:

    Рассредоточение и эвакуация людей из очагов и зон возможного поражения (заражения);

    Временное укрытие населения в коллективных средствах защиты;

    Использование индивидуальных средств защиты;

    Использование медицинских средств защиты. Планируют мероприятия по защите населения органы управления

    ГО и ЧС на основе прогнозирования и анализа обстановки, которая может сложиться в результате аварий, стихийных бедствий и катастроф в населенных пунктах и на объектах экономики.

    Для защиты населения проводят следующие мероприятия:

    Прогноз возможных ЧС и последствий их возникновения для населения;

    Непрерывное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды;

    Оповещение (предупреждение) населения об угрозе возникновения и факте ЧС;

    Эвакуация людей из опасных зон и районов;

    Инженерная, медицинская, радиационная и химическая защита;

    Применение специальных режимов защиты населения на загрязненной (зараженной) территории;

    Оперативное и достоверное информирование населения о состоянии его защиты от ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности, прогнозируемых и возникших ЧС, порядке действий;

    Подготовка к действиям в ЧС населения, руководителей всех уровней, персонала предприятий, организаций и учреждений, а также органов управления и сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС;

    Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в районах ЧС и очагах поражения;

    Обеспечение защиты от поражающих факторов ЧС продовольствия и воды;

    Создание финансовых и материальных ресурсов на случай возникновения ЧС.

    Важнейшее значение в предупреждении населения о возникновении ЧС играет своевременное оповещение. В экстремальной ситуации время - главный фактор, терять который нельзя. В настоящее время в целях обеспечения своевременного и надежного оповещения населения в ЧС мирного времени и в условиях войны установлен сигнал «Внимание всем!». Он подается с помощью сирен, производственных гудков и других сигнальных средств. Услышав его, нужно немедленно включить телевизор, радиоприемник, репродуктор радиотрансляционной сети и прослушать экстренное сообщение комиссии по предупреждению и порядку действий в ЧС, в котором до сведения населения будет доведена информация об обстановке и действиях в этих условиях.

    Оповещение населения о возникновении ЧС должно отвечать следующим основным требованиям:

    Быть своевременным, чтобы дать населению время для подготовки к защите;

    Исключать возникновение паники, способствовать четкому и организованному проведению мероприятий;

    Проводиться только тогда, когда характер опасности достоверно установлен;

    Касаться только той части населения, которая может подвергнуться воздействию поражающих факторов в данной ЧС;

    Осуществляться централизованно (вышестоящими органами исполнительной власти или комиссиями по ЧС всех уровней).

    Для защиты населения можно использовать заблаговременное перемещение людей в безопасную зону, за пределы предполагаемого очага поражения (эвакуация и рассредоточение), и различные средства защиты.

    ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ

    При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

    Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

    Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населения служит краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.

    Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникновения ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС.

    В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

    Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздействия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эвакуируемого населения не превышает несколько тысяч человек. Эвакуированных в данном случае размещают обычно в непострадавших районах города или ближайших населенных пунктах.

    Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируют население обычно на ближайшие безопасные территории региона.

    Региональная эвакуация проводится при условии распространения поражающих факторов на площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, различают общую и частичную эвакуацию. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) из зоны ЧС всех категорий населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.

    Медико-санитарное обеспечение эвакуации населения. Значение медико-санитарного обеспечения при проведении эвакуационных мероприятий определяется тем, что, во-первых, необычные для повседневной жизнедеятельности населения условия могут привести к увеличению заболеваемости; во-вторых, резко ухудшаются санитарно-гигиенические условия жизни и быта населения; в-третьих, нарушается действующая система медико-санитарного обеспечения.

    Медицинские мероприятия при эвакуации следует организовывать и проводить дифференцированно по отношению к следующим контингентам:

    Население, эвакуируемое из района ЧС;

    Больные, эвакуируемые вместе с лечебными учреждениями, в которых они находятся на лечении;

    Нетранспортабельные больные;

    Рабочие и служащие предприятий, находящихся в районе ЧС и продолжающих производственную деятельность.

    Подготовку к медико-санитарному обеспечению эвакуируемого населения осуществляют заблаговременно. Ее организуют по территориально-производственному принципу. Подготовка включает:

    Планирование медико-санитарного обеспечения эвакуации и подготовку соответствующих (необходимых) сил и средств здравоохранения;

    Организацию своевременного оказания медицинской помощи эвакуируемому населению на сборных эвакуационных пунктах, пунктах посадки, в пути следования, на промежуточных пунктах эвакуации, в пунктах высадки, на приемных эвакуационных пунктах и в местах расселения населения в загородной зоне;

    Проведение санитарно-профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения,

    предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.

    Непосредственное руководство медико-санитарным обеспечением осуществляют соответствующие руководители органов управления здравоохранением и службой медицины катастроф административно-территориальных образований в тесном взаимодействии со штабами по делам ГО и ЧС.

    На период проведения эвакуационных мероприятий на маршрутах эвакуации разворачивают медицинские пункты с круглосуточным дежурством на них медицинских работников. Медицинские пункты разворачивают в лечебно-профилактических учреждениях по заданию соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС.

    Задачи медицинского пункта:

    Оказание неотложной медицинской помощи заболевшим;

    Направление в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в госпитализации;

    Выявление и кратковременная изоляция инфекционных больных;

    Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

    В местах размещения медико-санитарное обеспечение населения осуществляют исходя из следующих расчетов: в военное время на участке с населением 2500 человек, в мирное время на 600 человек - 1 врач и 2 средних медицинских работника; в поликлинике в военное время на 100 больных - 1 врач и 2 средних медицинских работника, в мирное время на 50-60 больных - 1 врач и 1 медицинская сестра.

    Эвакуации подлежат не только здоровые люди, но и амбулаторные больные. Особое внимание должно быть обращено на детей, стариков, беременных и на другие категории населения, требующие медицинского наблюдения.

    Большое значение для повышения эффективности защиты людей имеют мероприятия, в выполнении которых активное участие принимает служба медицины катастроф:

    Обучение населения и спасателей правилам защиты от опасностей, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, в том числе способам оказания первой помощи и мерам профилактики инфекционных заболеваний;

    Морально-психологическая подготовка населения и спасателей с целью формирования психологической устойчивости и готовности к активным действиям при ликвидации последствий ЧС, предупреждения паники, нередко усугубляющей последствия ЧС;

    Использование защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий, приспосабливаемых помещений) как средств коллективной защиты населения, в том числе и для развертывания и обеспечения работы медицинских учреждений в условиях радиоактивного или химического загрязнения территории и др.;

    Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи от загрязнения радиоактивными, химическими веществами, бактериальными средствами;

    Соблюдение соответствующих режимов противорадиационной и противохимической защиты, правил поведения;

    Проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при проживании (пребывании) на территории, загрязненной радиоактивными и химическими веществами, или в очагах инфекционных заболеваний, представляющих опасность заражения населения и спасателей при ликвидации последствий ЧС;

    Проведение мероприятий медицинской защиты - составной части медико-санитарного обеспечения населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС.


    Похожая информация.


    В качестве одной из основных мер защиты населения при чрезвычайных ситуациях явля­ется обучение населения способам, мерам и средствам защиты.

    Подготовке в области защиты от ЧС подлежат: население, занятое в сферах производства и обслуживания; учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций независимо от их организацион­но-правовой формы и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций; работни­ки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъек­тов РФ, органов местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций в со­ставе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС; население, незанятое в сферах производства и обслуживания.

    Основными задачами подготовки в области защиты от ЧС являются: обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, приемам оказания пер­вой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты; обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управ­ления к действиям по защите населения от чрезвычайных ситуаций; выработка у руководи­телей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в еди­ную государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС; практическое усвоение работниками в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвида­ции ЧС своих обязанностей при действиях в ЧС.

    Защита населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплекс мероприя­тий, проводимых с целью не допустить поражения людей или максимально снизить степень воздействия поражающих факторов.

    Важнейшими принципами защиты населения в ЧС являются накопление средств инди­видуальной защиты человека от опасных и вредных факторов и поддержание их в готовно­сти для использования, подготовка мероприятий по эвакуации населения из опасных зон и использованию средств коллективной защиты населения (защитных сооружений).

    К основным способам защиты населения в чрезвычайных ситуациях относятся: укрытие населения в защитных сооружениях (средства коллективной защиты); использование средств индивидуальной и медицинской защиты; рассредоточение и эвакуация населения из опас­ной зоны.

    Классификация и краткая характеристика средств коллективной защиты населения

    К средствам коллективной защиты населения относятся защитные сооружения: убежища, противорадиационные укрытия, простейшие укрытия.

    Убежища - это защитные сооружения герметического типа, защищающие от всех пора­жающих факторов ЧС мирного и военного времени. В убежище укрывающиеся люди не ис­пользуют средств индивидуальной защиты кожи и органов дыхания.

    Противорадиационные укрытия - это сооружения, защищающие людей от ионизирую­щего излучения, заражения радиоактивными веществами, аэрозолей биологических средств.

    Укрытия простейшего типа - это щели, траншеи, землянки. На их возведение не требу­ется много времени, но они могут эффективно защищать людей от определенных факторов ЧС.

    Защитные сооружения классифицируются: по назначению, месту расположения, по вре­мени возведения, по защитным свойствам и по вместимости.

    По назначению различают защитные сооружения общего назначения (для защиты населе­ния в городах и сельской местности) и специального назначения - для размещения органов управления, систем оповещения и связи, лечебных учреждений.

    По месту расположения различают встроенные и отдельно стоящие. Встроенные со­оружения располагаются в подвальных и цокольных этажах зданий. Они имеют большое распространение, их строительство экономически более целесообразно. Отдельно стоящие защитные сооружения располагаются вне зданий. По времени возведения различают возво­димые заблаговременно, которые представляют собой капитальные сооружения из долго­вечных несгораемых материалов, и быстро возводимые, сооружаемые в особый период при угрозе чрезвычайной ситуации с применением подручных материалов.

    По защитным свойствам убежища делятся на 5 классов. Защитные свойства определяют­ся способностью убежища, его ограждающих конструкций выдержать определенную вели­чину избыточного давления ударной волны.

    По вместимости различают убежища малой вместимости (до 600 чел.), средней вмести­мости (600-2000 чел.) и большой вместимости (более 2000 чел.).

    Защитные сооруже­ния могут выполнить свое прямое предназначение только в случае, если: убежища обеспечи­вают надежную защиту от всех поражающих факторов ЧС; ограждающие конструкции имеют необходимые термические сопротивления для защиты от высоких температур; убежища обо­рудованы для пребывания в них людей не менее двух суток; убежища обеспечивают расчет­ную кратность ослабления ионизирующего излучения; убежища обеспечены санитарно-техническими устройствами для длительного пребывания в них людей.

    Средства индивидуальной защиты (СИЗ) предназначены для защиты кожи и органов ды­хания от попадания радиоактивных веществ, отравляющих веществ и биологических средств. В соответствии с этим средства индивидуальной защиты делятся по назначению на сред­ства защиты органов дыхания, средства защиты кожи и медицинские средства защиты. В зависимости от принципа защиты все СИЗ делятся на изолирующие - полностью изолиру­ющие человека от факторов окружающей среды, и фильтрующие - очищающие воздух от вредных примесей. По способу изготовления все СИЗ делятся на промышленные (изготов­ленные заранее) и подручные (изготовляемые самим населением из подручных средств). Кроме того, различают СИЗ табельные - предназначенные для определенных формирова­ний, и нетабельные - предназначенные для обеспечения формирований и населения в до­полнение к табельным или вместо них.

    Подготовка эвакуационных мероприятий включает: разработку планов эвакуации, созда­ние и подготовку необходимых эвакуационных органов, подготовку транспорта для вывоза эвакуируемого населения, подготовку маршрутов эвакуации и безопасных районов для раз­мещения эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей в загородной зоне. Рассредоточению подлежат рабочие и служащие предприятий с непрерывным процес­сом производства и стратегически важных объектов. Эвакуации подлежат рабочие и служа­щие объектов, прекративших работы или переместившихся в эвакозону, а также население, не занятое в сфере производства и обслуживания. Эвакуационные мероприятия проводятся только по распоряжению правительства. Мероприятия по защите населения регламентиро­ваны государственным стандартом Р.22.3.03-94 «Безопасность в ЧС. Защита населения».

    Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и орга­низаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправ­ления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

    К ликвидации ЧС могут привлекаться вооруженные силы РФ, войска гражданской обо­роны РФ, другие войска и воинские формирования.

    Завершенной ликвидация чрезвычайной ситуации считается по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    Спасательные работы в очагах поражения включают: разведку очага поражения, локали­зацию и тушение пожаров, спасение людей из горящих зданий, розыск и извлечение из зава­лов пострадавших, оказание пострадавшим медицинской помощи, эвакуацию пораженных в медицинские учреждения, эвакуацию населения из зон возможного катастрофического воз­действия, санитарную обработку людей, обеззараживание транспорта, технических сис­тем, зданий, сооружений и промышленных объектов, неотложные аварийно-восстанови­ тельные работы на промышленных объектах.

    Для своевременного и успешного проведения спасательных работ необходимо проведе­ние целого ряда неотложных мероприятий: устройство проездов в завалах и на загрязнен­ных участках; оборудование временных путей движения транспорта (так называемых колон­ных путей); локализация аварий на сетях коммунально-энергетических систем; восстанов­ление отдельных поврежденных участков энергетических и водопроводных сетей и соору­жений; укрепление и обрушение конструкций зданий и сооружений, препятствующих безо­пасному проведению спасательных работ.

    В качестве спасательных сил используют обученные спасательные формирования, а так­же вновь сформированные подразделения из числа работников промышленного объекта (под­разделений гражданской обороны объекта). Спасательные формирования могут быть под­чинены руководству объекта или администрации района, города, области.

    В качестве технических средств используют как объектовую технику, так и спецтехнику, находящуюся в распоряжении спасательных формирований.

    Особое место в организации и ведении спасательных работ занимает поиск и освобожде­ние из-под завалов пострадавших. Их поиск начинается с уцелевших подвальных помеще­ний, уличных подземных переходов, у наружных оконных и лестничных приямков, около­стенных пространств нижних этажей зданий. Далее обследуется весь участок спасательных работ. Люди могут находиться также в полостях завала, которые образуются в результате не­полного обрушения крупных элементов и конструкций зданий. Такие полости чаще всего могут возникать между сохранившимися стенками зданий и неплотно лежащими балками или плитами перекрытий, под лестничными маршами.

    Спасение людей, попавших в завалы, начинают с тщательного осмотра завала. При этом устраняют условия, способствующие обрушению отдельных конструкций и пытаются уста­новить связь с попавшими в завалы. Подходы к людям, находящимся в завале, следует вести как можно быстрее, избегая трудоемких работ и используя полости в завалах, сохранившиеся помещения, коридоры и проходы. Использование для разборки завалов тяжелой техники резко ускоряет процесс, но может нанести непоправимый вред пострадавшим.

    Значительная часть работ в очаге поражения приходится на локализацию и ликвидацию пожаров. Эти работы производят формирования пожаротушения системы гражданской обо­роны, штатные пожарные части промышленных объектов, пожарные части территориаль­ного подчинения во взаимодействии со спасательными формированиями. В первую оче­редь тушат и локализуют пожары там, где находятся люди. Одновременно с тушением пожа­ров эвакуируют людей.

    При отыскивании и эвакуации из горящего здания людей следует иметь в виду, что: пожар в здании распространяется преимущественно по лифтовым шахтам, лестничным клеткам, вентиляционным коробам; сильное пламя в оконных проемах свидетельствует о полном раз­витии пожара при большом количестве сгораемых материалов; целые оконные проемы в горящем здании свидетельствуют о том, что в этом помещении нет людей или они не в состоянии добраться до окон; сильное задымление без пламени - признак быстрого распро­странения огня скрытыми путями и по конструкциям; если при этом дым густой и темный, то это означает горение при недостатке кислорода.

    Выбор редакции
    СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

    Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

    Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

    Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
    Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
    В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
    ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
    30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
    В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...