Защита населения от цунами кратко. Урок «Защита населения от цунами
ОТКРЫТЫЙ УРОК ОБЖ В 7 КЛАССЕ
Тема урока: «Мероприятия по защите от цунами»
Цели:
- Познакомиться с основными мерами по защите населения от цунами.
- Научиться действовать в экстремальных ситуациях
- Ознакомиться с параметрами цунами и мерами по защите от цунами
- Сформировать психологическую готовность к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.
- Выявить творческие способности при анализе ситуации и составление плана выхода из нее.
- Воспитание чувства уверенности в себе в экстремальной ситуации и ответственности за жизнь других людей.
Ход урока
- Организация класса.
Приветствие. Настрой класса.
- Сообщение темы и цели урока.
- Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
- Что такое цунами?
- Причины возникновения цунами?
- Признаки возникновения и приближения цунами?
- Основные поражающие факторы цунами?
- Последствия цунами?
Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание
(по выбору учителя).
- Работа над новым материалом.
Изучая различные ЧС, мы с вами знаем, что защита населения от цунами осуществляется путём проведения комплекса мероприятий, который включает: заблаговременные, при получении сигнала, при внезапном подходе ЧС, после прохождения ЧС:
Заблаговременные мероприятия:
- создание системы наблюдения и прогнозирования;
- запрещение нового строительства в опасных районах;
- перенос объектов в безопасные места;
- строительство волнорезов и дамб;
- заблаговременная подготовка маршрутов и мест для эвакуации;
- подготовка населения;
- посадка деревьев.
Отметим, что прогноз цунами осуществляется Международной службой предупреждения о цунами с центром в городе Гонолулу (Гавайские острова, США) и национальными службами стран, имеющих цунамиопасные побережья. В нашей стране такая служба была создана в 1958 г.
А может кто то из вас знает как называется прибор который помогает определять колебания уровня моря?
- Марео́граф (от лат. mare - море и др.-греч. γράφω - пишу; другие названия - лимнигра́ф , приливоме́р , самопишущий футшто́к ) - прибор для измерения и непрерывной автоматической регистрации колебаний уровня моря.
Существуют прибрежные мареографы и мареографы открытого моря. В постоянных пунктах наблюдений используется прибрежный мареограф - поплавковый самописец уровня моря (СУМ); в прибрежной зоне морей - мареографы, принцип действия которых основан на измерении гидростатического давления столба воды. На временных пунктах наблюдений применяются автономные гидростатические мареографы, в которых датчик и регистратор смонтированы в одном контейнере. В другом типе гидростатических мареографов регистрирующая часть устанавливается на берегу, а данные об изменении давления передаются к регистратору по трубке. В таких приборах, кроме записи на ленту, производится передача данных об уровне по радио.
Мареографы открытого моря, также фиксирующие изменения гидростатического давления, могут ставиться на дно при глубине до 250 м и вести автономную запись в течение месяца.
Для принятия заблаговременных мер по защите населения от цунами, кроме официального прогноза цунами, широко используются основные признаки (предвестники) приближения цунами. Предупреждением о возможности возникновения цунами может служить сильное землетрясение, случившееся в океане. Приближение цунами в большинстве случаев сопровождается отступлением вод моря от берега. Этот «отлив», когда обнажается дно, может длиться от 5 до 35 мин, а затем быстро накатывается разрушительная волна. Об угрозе цунами может свидетельствовать поведение животных. Из опыта установлено, что кошки, собаки и другие находящиеся на свободе животные торопливо уходят на склоны гор и возвышенностей, окружающих населённые пункты.
Для защиты от цунами немаловажное значение имеет подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, при цунами и после цунами. С этой целью специалистами в области безопасности, и в первую очередь специалистами МЧС России, разработаны общие рекомендации по правилам поведения при цунами. Приведём некоторые из них.
При получении сигнала «Идёт цунами»:
- прогнозирование возможного места и времени подхода цунами;
- оповещение населения;
- срочный выход судов в открытое море;
- экстренная эвакуация населения в безопасные места (на возвышенности на 3-4 км от берега)
Правила поведения при поступлении сигнала о подходе цунами:
- услышав звуки сирен, внимательно прослушайте сообщение о времени прихода волны и организации эвакуации населения в безопасное место;
- возьмите с собой минимум тёплых вещей (лучше непромокаемых), продуктов питания, деньги, документы, и ценности;
- перед уходом перекройте в доме газ и воду, отключите электричество;
- без промедления уходите в глубину суши на возвышенность или на 2- З км от берега.
Правила поведения при внезапном подходе цунами:
- немедленно закройте все окна и двери на запор и поднимитесь на верхний этаж; общее правило - не выбегать из прочного здания;
- займите наиболее безопасное место в помещении - вдали от окон у капитальной стены;
- если волна застает на улице, то постарайтесь зацепиться за ствол
Дерева или бетонную стену со стороны, противоположной приходу волны;
- приготовьтесь к возвратному движению волны.
Наиболее безопасными считаются места:
В ДОМЕ:
у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.
НА УЛИЦЕ:
постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.
В ВОДЕ: постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы. Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько.
Правила поведения после прохождения цунами:
- оставайтесь в безопасном месте не менее 2-3 часов после прихода первой волны;
- дождитесь сигнала отбоя тревоги
- На затопленной территории остерегайтесь:
- Обрушения зданий
- Поражения током
- Пожаров и взрывов
- Инфекционных заболеваний
Помните!
Наиболее опасные места во время цунами – это устья рек, суживающиеся бухты, проливы. Знайте границы наиболее опасных зон и кратчайшие пути выхода в безопасные места.
- Работа над изученным материалом.
Вопросы и задания: ДЕЛИМСЯ НА ДВЕ КОМАНДЫ.
Перед вами лежат листочки с заданиями.
- 1 ВОПРОС - Назовите наиболее безопасные места во время цунами (В ДОМЕ И НА УЛИЦЕ) и обоснуйте свой ответ.
- 2. ВОПРОС – Определи порядок действий при поступлении сигнала о подходе цунами: расклей карточки в таблицу по порядку.
- 3. ВОПРОС - Определи порядок действий при внезапном подходе цунами: у каждого действия поставь его номер.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
ОТ КАЖДОЙ КОМАНДЫ ПО ДВА ЧЕЛОВЕКА (ПОСТРАДАВШИЙ И СПАСАТЕЛЬ). У НАС ЕСТЬ ПОСТРАДАВШИЕ, ЧУДОМ ВЫЖИВШИЕ ПОЛСЕ ЦУНАМИ, НО ПОЛУЧИВШИЕ СЕРЬЕЗНЫЕ РАНЕНИЯ, НЕОБХОДИМО ОКАЗАТЬ ПЕРВУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.
У ПОСТРАДАВШЕГО АЛАЯ ПУЛЬСИРУЮЩАЯ СТРУЯ КРОВИ БЫСТРО ЗАПОЛНЯЮЩАЯ ПРОСТРАНСТВО РЯДОМ С ПОСТРАДАВШИМ.
ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ЛЕЖИТ НА ПАРТЕ.
- Итог урока.
Учитель. Сделайте вывод по уроку.
Обучающиеся. Защита населения от цунами осуществляется путём проведения комплекса мероприятий, который включает:
- прогноз цунами;
- непрерывное наблюдение за возникновением и распространением цунами;
- оповещение населения об угрозе цунами;
- организацию эвакуации населения;
- планомерный перенос в безопасные места существующих жилых, производственных и культурно-бытовых строений;
- защиту с помощью специальных гидротехнических сооружений важных и неподдающихся переносу строений и других объектов;
- заблаговременную подготовку маршрутов следования и специальных мест (площадок) на возвышенностях для размещения населения во время цунами;
- строительство у входа в бухты волноломов, а на вершине бухт – береговых дамб и других защитных гидротехнических сооружений;
- обучение населения мерам по подготовке к цунами, мерам безопасного поведения во время и после цунами.
- Окончание урока.
- Домашнее задание. Ситуационная задача. Составьте план личной безопасности при угрозе и во время цунами с учётом характеристик этого явления.
- Выставление и комментирование оценок.
Как подготовиться к цунами
- Следите за сообщениями по прогнозу цунами, помните об их предвестниках. Запомните сигналы оповещения об опасности цунами, установленные для вашего региона.
- Имейте перечень документов, имущества и медикаментов, которые следует взять с собой в случае эвакуации. Имущество и медикаменты целесообразно заранее уложить в чемодан или рюкзак.
- Заблаговременно продумайте порядок эвакуации. Дома и на работе не загромождайте коридоры и выходы громоздкими вещами, шкафами, велосипедами, колясками. Следите, чтобы все проходы были свободны для быстрой эвакуации.
Что делать во время цунами
При поступлении сигнала об опасности реагируйте немедленно. Если вы находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет, газ, захватив приготовленные документы и вещи. Постарайтесь кратчайшим путём перебраться на возвышенное место высотой 30-40 м над уровнем моря или как можно быстрее удалиться на 2-3 км от берега моря.
При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени не осталось, поднимитесь на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность и необходимость, переберитесь в наиболее надёжное здание.
Если вы решили укрываться от цунами в помещении, помните, что наиболее безопасными считаются места у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.
Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.
Если вы оказались в воде, постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы.
Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько. Если есть возможность, покиньте опасный район.
Что делать после цунами
Если вы переждали цунами в безопасном месте, то не спешите возвращаться домой, необходимо переждать 2-3 ч после прохода первой волны.
Только после получения сигнала отбоя тревоги вы можете быть уверены, что волны больше не будет.
Возвратившись в дом, убедитесь в его прочности, проверьте, нет ли трещин в стенах и перекрытиях, не нарушен ли фундамент, а также сохранность окон и дверей. Дождитесь проверки состояния электропроводки и газопровода.
Тема: « Защита населения от цунами».
Разработала
преподаватель-организатор ОБЖ
МОУ «Гимназия № 24»
Медведева И.В.
Цели:
- актуализировать знания о цунами
- содействовать формированию у учащихся первоначальных представлений о способах защиты от цунами
- создание условий для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, делать выводы, участвовать в обсуждении проблемы.
Задачи:
- научить действиям при угрозе и во время цунами
- развивать умение работать с литературой, информационными материалами, делать выводы.
- воспитывать у учащихся ценностное и ответственное отношение к своему здоровью; умение работать в команде для достижения цели
Тип урока : интегрированный, обобщение и систематизация знаний.
Технологии : развивающего обучения, информационные.
Оборудование : учебник, тетрадь, раздаточный материал (тесты), химическое оборудование для проведения опытов, презентация « Power point », «Физическая карта мира», мультимедийный проектор, компьютер.
Методы и приёмы обучения : проблемные, объяснительно-иллюстрационные.
Формы организации познавательной деятельности : фронтальная, групповая, индивидуальная.
План урока.
I . Организация начала занятия.
Дидактическая задача : подготовить учащихся к работе на уроке.
Проверить готовность учащихся к уроку: на столах должны быть - тетрадь, дневник, учебник, письменные принадлежности. Распределение учащихся по группам. (приветствие, подготовка к уроку, наличие всего необходимого для работы на уроке, эмоционально-психологический настрой на работу)
II . Проверка выполнения домашнего задания.
Дидактическая задача : установление правильности и объёмности выполнения домашнего задания всеми учащимися.
III. Подготовка к основному этапу занятий.
Дидактическая задача : обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
На данном этапе проводилась связь с материалом, изученным ранее, при этом осуществлялся контроль в игровой форме.
Учитель ОБЖ : Сегодня у нас необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости. Но мы работает с Вами в обычном режиме.
Тема сегодняшнего урока: «Защита населения от цунами».
Цель урока:
Выработать алгоритм действий при угрозе, во время и после цунами.
План урока:
1.Как подготовиться к цунами
2.Правила поведения во время цунами
3.Правила поведения после цунами
4.Способы оценки качества и очистки воды в домашних и природных условиях.
Для достижения цели, которую мы перед собой поставили, Вы должны ответить на следующие вопросы. Давайте вспомним основные понятия темы. У меня есть небольшой аквариум с рыбками. Эти рыбки содержат вопросы, на которые нужно ответить.
Вопросы для повторения пройденного материала:
1. Что такое цунами? (гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений или извержений вулканов, возможны также при обрушении берегов).
2. Что означает слово цунами? («цу» - гавань, «нами» - «большая волна», то есть большая волна в гавани).
3. Высота волны над очагом в океане -? (1-5 м).
4. Длина волны - ? (150-300 км).
5. Скорость распространения - ? (от 50 до 100 км/ч)
6. От чего зависит длина волны, её высота и скорость распространения? (от глубины океана: чем больше глубина океана, тем больше длина волны и скорость её распространения и тем меньше высота волны).
7. Классификация цунами по причине возникновения? (вызванные подводными землетрясениями, вызванные прибрежными землетрясениями, вызванные подводными и островными извержениями вулканов, вызванные оползнями на морском дне).
8. Классификация цунами по интенсивности? (очень слабые - I балл, слабые - II балла, средние - III балла, сильные - IV балла, очень сильные - V баллов, катастрофические - VI баллов).
9. Основные поражающие факторы цунами? (ударное воздействие волны, размывание и наводнения).
10. Вторичные последствия цунами? (пожары, возникающие в результате повреждений нефтехранилищ, разрушение химически и радиационно опасных объектов, а также коммунальных систем может вызвать на обширных территориях химическое, радиационное или другое загрязнение)
Учитель ОБЖ:
Молодцы, все справились со своими вопросами. А ещё ребята нашли народную поговорку: «Жди горя с моря, а беды от воды». Все ли согласны с данной пословицей? Давайте разделимся на две группы: левая сторона (согласна с высказыванием), правая сторона (не согласна с высказыванием). Заслушиваются ответы учащихся, проводится обсуждение.
Учитель ОБЖ: Я написала небольшое стихотворение, посвященное цунами. Послушайте его.
Идёт она издалека,
Вздымаясь кверху и бушуя.
Что принесёт эта волна,
Когда придёт на берега?
Удар, и крики,
И мольба -
Постой! Куда несёшься?
И кто послал тебя такой -
Неукротимой и жестокой.
Едва ушла -
И вновь вернулась,
И разрушения опять,
И долго будут потом люди
Всё восстанавливать опять.
В тебе есть сила,
Мощь, спонтанность…
И что здесь делать?
А ответ простой -
Ты предскажи её пораньше,
Спасёшь ты снова род людской.
А если вдруг волна внезапна,
То уберечься можно в ней - Ты соблюдай всё то, что надо -
Спасёшься сам, спасёшь друзей.
Учитель ОБЖ:
Поэтому, ребята, мы сегодня акцентируем внимание на том, что если мы не изучим данную тему, то не сможем правильно повести себя в критической ситуации. Может быть такое: Вы поехали с родителями на побережье (по туристической путевке) или вдруг сменили место жительства - и там можете легко столкнуться с этим грозным природным явлением - цунами.
1 V . Основной этап.
Дидактическая задача : формирование целостной системы ведущих знаний по теме.
При изучении нового материала проводились межпредметные связи с химией. Использовались проблемный и объяснительно-иллюстративный методы. При раскрытии учебного материала применялись компьютер и мультимедийный проектор. Ребята работали в группах и индивидуально - проводили опыты по очистке воды в домашних и природных условиях.
Учитель ОБЖ :
Мы вспомнили с вами основные вопросы прошлой темы. Поэтому перейдем к изучению нового материала. Вы разбиты на группы. Каждая группа получает задание, работает с учебником, находит ответ на вопрос, кратко записывает ответ на листочке, у доски один из Вас зачитывает ответ и прикрепляет на доску.
I группа:
Правила: «Как подготовиться к цунами?»
1. Следите за сообщениями по прогнозу цунами, помните об их предвестниках. Запомните сигналы оповещения об опасности цунами, установленные для вашего региона (сигнал «Внимание всем!», передаваемый сиренами, прерывистыми гудками предприятий и транспортных средств, услышав сигнал, включите радиоприемник, телевизор и прослушайте информацию и инструкции.)
2. Признаки близкого цунами: землетрясение, которое вы заметили в своем доме, более интенсивный, чем обычно, отлив, появление трещин в береговом льду зимой, необычный дрейф льдин в безветренную погоду, выбросы у кромки льда.
3. Наиболее опасные места во время цунами - это устья рек, суживающиеся бухты, проливы. Знайте границы наиболее опасных зон и кратчайшие пути выхода в безопасные места.
4. Имейте перечень документов, имущества и медикаментов, которые следует взять с собой в случае эвакуации. Имущество и медикаменты лучше заранее уложить в чемодан или рюкзак.
5. Заблаговременно продумайте порядок эвакуации. Дома и на работе не загромождайте коридоры и выходы вещами, шкафами, колясками, велосипедами. Следите, чтобы все проходы были свободны для быстрой эвакуации.
II группа:
Правила: «Как же вести себя во время цунами?
1. При поступлении сигнала об опасности реагируйте немедленно. Если вы находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет, газ, захватив приготовленные документы и вещи. Постарайтесь кратчайшим путем перебраться на возвышенное место(30-40 м над уровнем моря) ил как можно быстрее удалиться на 2-3 км от берега моря.
2. При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени не осталось, поднимитесь на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность и необходимость, переберитесь в наиболее надежное здание.
3. Если вы решили укрываться от цунами в помещении, помните, что наиболее безопасными считаются места у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.
4. Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.
5. Если вы оказались в воде, постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы.
6. Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько. Если есть возможность, покиньте опасный район.
III группа:
Правила: «Чего нельзя делать при угрозе и возникновении цунами?
1. Нельзя спускаться к морю, смотреть на его обнажившееся дно и наблюдать за волнами: когда вы увидите волну, с низменных мест спасаться будет поздно.
2. Нельзя встречать волну на пространстве с большим количеством сооружений или других предметов из-за опасности ударов о них.
IV группа:
Правила: «Что нужно делать после цунами?»
1. Если вы переждали цунами в безопасном месте, то не спешите возвращаться домой, необходимо переждать 2-3 часа после прохода первой волны.
2. Только после получения сигнала отбоя тревоги вы можете быть уверены, что волны больше не будет.
3. Возвратившись в дом, убедитесь в его прочности, проверьте, нет ли трещин в стенах и перекрытиях, не нарушен ли фундамент, а также сохранность окон и дверей. Дождитесь проверки состояния электропроводки и газопровода.
Учитель ОБЖ:
Не только мы сами, но и государство заботится о защите населения от цунами.
Заблаговременные меры по защите от цунами:
1. Создание системы наблюдения и прогнозирования
2. Запрещение нового строительства в опасных районах
3. Перенос объектов экономики в безопасные места
4. Строительство волнорезов и дамб
5. Заблаговременная подготовка маршрутов и мест для эвакуации
6. Подготовка населения к действиям
7. Посадка деревьев.
Но, не смотря на эти меры, в волнах цунами гибнет большое количество людей, животных; она приносит большие разрушения (фильм).
Учитель ОБЖ:
Наиболее крупные цунами XX и XXI вв. наблюдались:
1. г. Северо-Курильск, 1952 г. (130 км от Камчатки)
2. Аляска (1957, 1958, 1964)
4. Побережье Японии (06.09.2004, 09.01.2005)
5. Юго-Восточная Азия (Индонезия, Шри-Ланка, Таиланд, Африк.страна - Сомали 26.12.2004)
6. Соломоновы острова - 02.04.2007
Учащиеся на «Физической карте» у доски отмечают наиболее крупные цунами.
Проведение физкультминутки.
Учитель химии:
Одним из последствий цунами является нарушение системы водоснабжения. Все мы знаем, что без воды жизни нет. Человек без воды может прожить максимум неделю. Возвратившись, домой, мы должны убедиться в качестве нашей воды. Каким образом мы можем это сделать? Ребята нам сейчас продемонстрируют.
Ученик 1:
Стакан с водой накрыть листком бумаги. Слегка подогреть и быстро убрать листок - резкий запах говорит о том, что вода недоброкачественная.
Ученик 2: (опыт)
Налить в стакан воду и оставить на несколько часов - не должно быть ни осадка, ни пленок на поверхности. Отстаивание - самый простой способ очистки воды. В результате удаляются летуче компоненты, а соли тяжелых металлов оседают на дно. Отстаивать воду следует в открытых сосудах, защищенных от попадания прямых солнечных лучей и не менее 10 часов Учитель химии :
Как можно обезвредить в домашних условиях воду?
Ученик 3: (опыт)
Пропустить воду через бытовой фильтр (слайд). А можно сделать фильтр самому. Кусочки дерева не хвойных пород сжечь в закрытой посуде на сильном огне. Полученный древесный уголь проложить несколькими слоями марли.
Ученик 4:
Кипячение - это наиболее известный и доступный способ очистки воды. Самая безопасная вода — кипяченая. Кипятить воду следует в течение 5-7 минут, а хранить не более суток.
Прежде чем кипятить воду, следует выдержать её не менее трех часов в стеклянной посуде - за это время значительная часть хлора в виде газа выйдет из жидкости.
Если водопроводную воду, набрав из крана, сразу поставить кипятить, то хлор будет выходить из жидкости, но при быстром нагревании воды ускоряются химические реакции, и хлор, растворенный в воде, лишь частично выйдет из неё, успеет соединиться с органическими веществами, которые всегда присутствуют в питьевой воде. Соединения же хлора с органикой - яд. Конечно, при кипячении хлорированной воды этот яд образуется вроде бы в ничтожных количествах, но организм, аккумулируя его, отравляется. Пользуйтесь только кипяченой водой. Тем самым вы убережете организм не только от воздействия болезнетворных микробов, вызывающих инфекционные заболевания, но и от избытка солей.
Ученик 5:
Давно известны бактерицидные свойства серебра, которые отлично чистят воду. Все, что надо сделать, это набрать в большую емкость воду и положить на дно серебряный предмет, например ложку или вилку. К утру ионы серебра очистят воду не хуже любого фильтра.
Ученик 6: (опыт)
Очищать воду можно методом частичного замораживания. Дело в том, что в первую очередь замерзает наиболее пресная и чистая часть воды, а после - содержащая соли и различные примеси. Для того чтобы проделать эту операцию, берут воду после отстаивания, наливают ее в миску или кастрюлю и ставят на лист фанеры или картона в морозилку. Когда вода начнет замерзать, первые корочки льда нужно удалить - это «тяжелая вода», когда вода замерзнет наполовину, оставшуюся воду вылить, а лед сполоснуть холодной водой. Скоро у вас будет не только чистая, но и талая вода, которая считается активной водой с особыми благотворными свойствами (слайд).
Учитель химии:
Можно очистить воду методом дистилляции и получить дистиллированную воду. Но в этой воде совсем нет солей, которые необходимы для жизнедеятельности организма.
Учитель ОБЖ:
Итак, мы узнали как проверить качество воды и как очистить воду в домашних условиях. А представьте - мы эвакуировались. Отсутствие воды приводит к гибели человека в течение 3-х суток. Жажда - это субъективное ощущение, возникающее у человека при недостатке в организме воды. Водообеспечивание начинается с поиска водоисточника. Чаще всего водоисточник имеется, но вода в нем малопригодна для питья (болото, лужа и т.д.) Как очистить воду в таких условиях? С данным материалом мы знакомились с Вами на уроках ОБЖ в 6-ом классе.
Ученик 7:
Очистить воду можно фильтрацией, выкопав ямку недалеко от водоисточника, и скоро в яме наберется достаточно чистой воды.
Ученик 8: (опыт)
Фильтрацию можно осуществить и примитивными фильтрами: в пустую, пробитую несколько раз гвоздями консервную банку на дно кладут вату с марлей или кусок материи, потом кладут промытый уголь, который останется, когда прогорит костер. Через этот фильтр пропускают воду и применяют для питья.
Ученик 9:
Подобным образом можно изготовить и трубку для питья воды из неочищенных источников. В трубку, изготовленную из любого материала, вставляют марлю, материю. Затем уголь и сверху опять марлю (материю). Трубку берут в рот и пьют воду.
Ученик 10: (опыт)
Воду можно обезвредить, капнув 8-10 капель йода на 1 литр воды, либо использовать марганцовку: 1-2 грамма на ведро воды, при этом цвет раствора должен быть слабо розовым, только следите, чтобы кристаллики как следует растворились. В крайнем случае, поможет даже обыкновенная поваренная соль - одна столовая ложка на 1,5-2 литра воды. Во всех случаях воде надо отстояться в течение 15-30 минут.
Учитель химии:
Можно использовать таблетки гидроперита: одна таблетка на 1,5-2 литра воды.
Ученик 11:
Самым же лучшим методом обеззараживания воды является кипячение. Примитивную посуду можно изготовить из глины, в него положить фольгу и в этой посуде можно кипятить воду. Следует помнить, что земля практически не всасывается в желудочно-кишечном тракте, и если после кипячения и отстаивания вода остается мутной, то этого не следует бояться, её можно пить.
IV . Закрепление знаний.
Учитель ОБЖ:
А сейчас каждый из вас получит вопросы для повторения, которые составлены в виде теста. Первые два вопроса имеют один вариант ответа, а 3 и 4 вопросы предполагают порядок ваших действий.
Вопросы для само- и взаимоконтроля:
Часть А : вопросы содержат один вариант ответа
1. Все ли места безопасны, где можно укрыться от цунами:
А) холмы и другие возвышенные места высотой не менее 30-40 метров
Б) места, удаленные от берега на 2-3 км
В) низины и овраги глубиной не менее 2 метров
Г) углы, образованные капитальными стенами
2. Чего нельзя делать при угрозе цунами
А) подниматься на возвышенные участки высотой 30-40 метров
Б) удаляться от берега на 2-3 км
В) укрываться в помещении у капитальных внутренних стен
Г) спускаться к морю, смотреть на его обнаженное дно
Часть Б : расположить варианты ответов в порядке Ваших действий
3. Что нужно делать, если вы оказались в волне цунами. Ваши действия:
А) сбросьте одежду и обувь
Б) наберите в грудь как можно больше воздуха
В) переждав одну волну, период времени до следующей используйте для выхода в безопасное место
Г) сгруппируйтесь и закройте голову руками
Д) воспользуйтесь плавающими и возвышающимися предметами
4. Вам предлагают покинуть опасную зону. Ваши действия:
А) возьмете необходимые вещи и документы и незамедлительно направитесь на сборный пункт
Б) укрепите двери и окна нижних этажей, сделаете запас продуктов питания и воды в герметичной таре.
В) перенесете ценные вещи на верхние этажи или чердак
Г) отключите воду, газ, электричество
Учитель ОБЖ:
Обменяемся листочками и проверим правильность выполнения заданий. Оценим ответы друг друга.
Правильные ответы:
1. в (1 балл)
2. г (1 балл)
3. б, г, а, д, в (2 балла)
4. г, в, б, а (2 балла)
Критерии оценивания:
5-6 баллов - «5»
4 балла - «4»
3 балла - «3»
Посчитайте в группах, сколько у Вас «5», «4», «3».
V . Домашнее задание
В завершении урока было дано задание на дом, при выполнении которого ребята должны использовать не только учебник, но и дополнительную литературу для подготовки сообщений
1. Изучить дома главу 7.4 (стр. 116-121)
2. Проработать и найти материал по теме «Прогнозирование цунами и меры по уменьшению ущерба от них».
VI . Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Дидактическая задача : дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
В конце урока подводились итоги урока, была проведена рефлексия.
Учитель ОБЖ:
Подводя итог нашего урока, хотелось бы ещё раз остановиться на алгоритме действий (проводим смену групп и меняем задание).
Вывод:
Подумайте и скажите: «Где на нашем уроке были использованы межпредметные связи, с какими дисциплинами?»
И помните:
Природа не признаёт шуток, она всегда правдива, всегда серьёзна: она всегда права, ошибки же и заблуждения исходят от людей (И. Гете)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Литература.
1. Бочаров С.В. Химия 8 класс: Поурочные планы по учебнику О.С. Габриеляна. Учитель - АСТ, 2003
2. Галкина М.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 6 класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс» под ред Ю.Л. Воробьева/ М.В Галкина. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 350 с.
3. Малов-Гра А.Г. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ: 7 класс: к учебнику М.П.Фролова, Е.Н. Литвинова и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс» под ред Ю.Л. Воробьева/ А.Г. Малов-Гра - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 286 с.
4. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках географии, биологии, химии, обществознания, экологии. 6-11 классы/ авт.-сост. Е.Л. Гордияш. - Волгоград: Учитель, 2007. - 248 с.
5. Основы безопасности жизнедеятельности: справ. для учащихся/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Э.Н. Аюбов; под ред. А.Т.Смирнова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». - М.: Просвещение, 2007. - 224 с.
Защита населения от цунами осуществляется путём проведения комплекса мероприятий, который включает:
- прогноз цунами;
- непрерывное наблюдение за возникновением и распространением цунами;
- оповещение населения об угрозе цунами;
- организацию эвакуации населения;
- планомерный перенос в безопасные места существующих жилых, производственных и культурно-бытовых строений;
- защиту с помощью специальных гидротехнических сооружений важных и не поддающихся переносу строений и других объектов;
- заблаговременную подготовку маршрутов следования и специальных мест (площадок) на возвышенностях для размещения населения во время цунами;
- строительство у входа в бухты волноломов, а на вершине бухт береговых дамб и других защитных гидротехнических сооружений.
Отметим, что прогноз цунами осуществляется Международной службой предупреждения о цунами с центром в городе Гонолулу (Гавайские острова, США) и национальными службами стран, имеющих цунамиопасные побережья. В нашей стране такая служба была создана в 1958 г.
Для принятия заблаговременных мер по защите населения от цунами, кроме официального прогноза цунами, широко используются основные признаки (предвестники) приближения цунами. Предупреждением о возможности возникновения цунами может служить сильное землетрясение, случившееся в океане. Приближение цунами в большинстве случаев сопровождается отступлением вод моря от берега. Этот «отлив», когда обнажается дно, может длиться от 5 до 35 мин, а затем быстро накатывается разрушительная волна.
Об угрозе цунами может свидетельствовать поведение животных. Из опыта установлено, что кошки, собаки и другие находящиеся на свободе животные торопливо уходят на склоны гор и возвышенностей, окружающих населённые пункты.
Для защиты от цунами немаловажное значение имеет подготовка населения к безопасному поведению при угрозе возникновения цунами, при цунами и после него.
С этой целью специалистами в области безопасности, и в первую очередь специалистами МЧС России, разработаны общие рекомендации по правилам поведения при цунами. Приведём некоторые из них.
Как подготовиться к цунами
Следите за сообщениями по прогнозу цунами, помните об их предвестниках. Запомните сигналы оповещения об опасности цунами, установленные для вашего региона.
Запомните
- Наиболее опасные места во время цунами - это устья рек, суживающиеся бухты, проливы. Знайте границы наиболее опасных зон в своём регионе проживания и кратчайшие пути выхода в безопасные места.
Имейте при себе перечень документов, имущества и медикаментов, которые следует взять с собой в случае эвакуации. Имущество и медикаменты целесообразно заранее уложить в чемодан или рюкзак.
Заблаговременно продумайте порядок эвакуации. Дома и на работе не загромождайте коридоры и выходы громоздкими вещами, шкафами, велосипедами, колясками. Следите, чтобы все проходы были свободны для быстрой эвакуации.
Что делать во время цунами
При поступлении сигнала об опасности реагируйте немедленно. Если вы находитесь в помещении, немедленно покиньте его, предварительно выключив свет, газ, захватив приготовленные документы и вещи. Постарайтесь кратчайшим путём перебраться на возвышенное место высотой 30- 40 м над уровнем моря или как можно быстрее удалиться на 2-3 км от берега моря.
Действия во время цунами: 1 - взяв необходимые вещи, постараться спешно уйти от бушующего моря вверх по склону; 2 - на возвышенности укрыться за прочной бетонной стеной; 3 - при необходимости забраться на ствол прочного дерева; 4 - в воде освободиться от намокшей верхней одежды
При невозможности укрыться в безопасном месте, когда времени не осталось, поднимитесь на верхние этажи здания, закройте окна и двери. Если есть возможность и необходимость, переберитесь в наиболее надёжное здание.
Если вы решили укрываться от цунами в помещении, помните, что наиболее безопасными считаются места у капитальных внутренних стен, у колонн, в углах, образованных капитальными стенами.
Если вы оказались на улице, постарайтесь укрыться за естественной скальной преградой, за прочной бетонной стеной или забраться на высокое прочное дерево.
Если вы оказались в воде, постарайтесь освободиться от намокшей одежды и обуви, попробуйте зацепиться за плавающие на воде предметы.
Будьте готовы к тому, что за одной волной может последовать ещё несколько. Если есть возможность, покиньте опасный район.
Что делать после цунами
Если вы переждали цунами в безопасном месте, то не спешите возвращаться домой, необходимо переждать 2-3 ч после прохода первой волны. Только после получения сигнала отбоя тревоги вы можете быть уверены, что волны больше не будет.
в дом, убедитесь в его прочности, проверьте, нет ли трещин в стенах и перекрытиях, не нарушен ли фундамент, а также сохранность окон и дверей. Дождитесь проверки состояния электропроводки и газопровода.
Проверьте себя
- Назовите наиболее безопасные места, где можно укрыться от цунами. Обоснуйте свой ответ.
- Составьте короткий рассказ о ситуациях, в которые попадали люди на рисунке (см. выше).
После уроков
В дневник безопасности запишите определение цунами, его основные характеристики и возможные последствия для населения, проживающего в цунамиопасных районах.
Практикум
Составьте план личной безопасности при угрозе и во время цунами с учётом характеристик этого явления. Подготовьте сообщение на уроке на эту тему.
4.3. Защита территорий от волн цунами
4.3.1. Общие мероприятия по защите от цунами
Применяющиеся организационные и инженерные мероприятия по защите территорий от волн цунами направлены на уменьшение разрушительных последствий и на исключение человеческих жертв. В настоящее время защита территорий от волн цунами в соответствии с отечественным и зарубежным опытом включает значительный комплекс разнообразных мероприятий:
обеспечение и совершенствование работы службы предупреждения о цунами;
цунамирайонирование побережий в соответствии с конкретными условиями (положение, рельеф дна, подход волн и т.п.);
размещение городов, поселков, портов, отдельных зданий и сооружений на относительно защищенных участках побережий с целью исключения или существенного снижения разрушающего воздействия волн;
планировка городов и поселков с учетом возможного воздействия цунами;
строительство волнозащитных гидротехнических сооружений - морских (береговых) стен, молов, волноломов, дамб, берегоукреплений и т. п.;
применение цунамистойких конструкций береговых и гидротехнических сооружений;
лесопосадки на берегах вдоль линии уреза воды;
обеспечение в портах быстрого прекращения и восстановления работ, перемещения и закрепления машин и оборудования, ухода судов в море и т. п.;
строительство запасных дорог и различных устройств для обеспечения быстрой эвакуации людей и материальных ценностей.
Рассмотрим особенности основных мероприятий.
Цунамирайонирование побережий
Для каждого участка побережья устанавливают меру возможной опасности воздействия цунами, в том числе максимально возможную высоту волн, размеры зон затопления. По данным цунамирайонирования выбирают наиболее безопасные участки побережий с целью их хозяйственного освоения (размещения городов, поселков, портов, промышленных предприятий и т.п.). Разрушительное действие цунами на побережье существенно зависит от подводного н надводного рельефов в приурезовой зоне, конфигурации береговой линии в плане и ее ориентации к направлению движения волн, расстояния до очагов и др. Различные местные условия на двух соседних участках берега могут сильно изменять высоту подъема уровня воды (в 2-3 раза), размеры зон затопления. Обычно рекомендуется выделять 3 типа участков побережий: неблагоприятные, подверженные разрушающему действию волн; благоприятные, практически незатопляемые; со средними условиями.
Неблагоприятны побережья низменные с равнинными берегами, песчаными отмелями и косами, открытыми заливами, устьями и долинами рек и т. п. Здесь даже при относительно небольших волнах затопляются большие площади. Наибольшая высота волн может достигать 10-12 м, а по долинам рек - значительно больше. На таких побережьях, как правило, нет безопасных возвышенных участков для строительства зданий и сооружений. На низменных побережьях дельты рек часто имеют развитую сеть рукавов и наносных островов. В связи с отложением наносов дельты рек постепенно выдвигаются в море. Такого рода дельты подвержены воздействиям волн цунами и неблагоприятны для размещения портов.
Благоприятны побережья с высокими берегами и крутыми откосами, закрытые бухты (заливы) с узкими входами. У таких побережий обычно большая глубина и отсутствуют пляжи.
Побережья со средними условиями характеризуются наличием береговых склонов средней крутизны, системы террас. В отдельных местах возможно значительное проникновение волн цунами на берега. Приурезовая зона берега опасна для размещения зданий и сооружений. Береговое строительство рекомендуется на возвышенных местах (высотой более 10-15 м). К побережьям со средними условиями относятся также фиорды с высокими и сравнительно крутыми берегами.
Приведем некоторые замечания в отношении бухт (заливов). В бухте происходит преобразование волны цунами в зависимости от ее формы и размеров в плане и соотношения ширины входа с поперечными размерами. При клинообразной (V-образной) форме бухты с широким входом и уменьшающейся к вершине глубиной высота волн по мере движения к вершине бухты увеличивается (большая энергия волнового движения на входе в бухту передается по мере движения волн к ее вершине меньшим объемам водных масс). Наибольший подъем уровня воды наблюдается в вершинах таких бухт и далее по долинам рек, впадающих в вершины. Увеличение высоты волн возможно и в длинных суживающихся от океана проливах.
В широких закрытых бухтах с узкими входами высота волн по мере их распространения в глубь бухты уменьшается (энергия входящих через узкий вход волн передается большим объемам водных масс внутри бухты).
Существенное влияние на высоту волн в бухтах и проливах оказывает ориентация входа в них по отношению к направлению луча волн цунами. Чем больший поворот в плане должна претерпевать волна на входе, тем меньше ее высота на огражденной акватории.
Выступающие в море возвышенные участки берегов (мысы) защищают в определенной мере прилегающие к их теневой стороне районы побережий от цунами при некоторых секторах направления лучей волн. Однако сами мысы подвергаются интенсивному разрушению.
Инженерные мероприятия, направленные на повышение цунамистойкости сооружений
Служба предупреждения о цунами предотвращает или сводит до минимума человеческие жертвы, а также в определенной мере способствует сохранности материальных ценностей. Однако основные недвижимые ценности (города и поселки, порты, заводы и т. п.) подвергаются разрушительному действию волн. Цунамирайонирование позволяет располагать строительные комплексы на участках побережий, полностью или частично защищенных от воздействия цунами.
Для строительства портов в цунамиопасных районах побережий более предпочтительны широкие, защищенные от океана бухты с узкими входами. Гидротехнические сооружения здесь можно строить с учетом возможных высот волн цунами, зон затопления и т. д. Неприемлемы для портового строительства клиновидные бухты с широкими от моря входами, устья рек, длинные суживающиеся от моря проливы.
Наибольшему воздействию подвергаются стороны суши, обращенные к лучам направления движения волн от очага землетрясения. Гидротехнические и береговые сооружения следует располагать на теневых сторонах островов, полуостровов, мысов и т. п., значительно меньше подверженных действию волн, особенно при изрезанной береговой линии.
Береговые сооружения по технологическим причинам следует возводить близко к линии уреза воды, а портовые гидротехнические сооружения вообще располагать только на водных площадях. В связи с этим важное значение приобретают инженерные мероприятия, направленные на обеспечение живучести сооружений и их защиту от волн.
Морские гидротехнические сооружения в цунамиопасных районах подвержены разрушающему действию цунами. Обычно вначале волны вступают в силовое взаимодействие с волнозащитными сооружениями. В некоторых странах (в первую очередь в Японии) строят разнообразные волнозащитные сооружения от цунами: береговые (морские) стены и дамбы, молы и волноломы. Волнозащитные сооружения гасят энергию волн и защищают от них акватории и береговую территорию.
Современные молы и волноломы рассчитывают на действие ветровых волн (стоячих, прибойных, разбитых) высотой до 8-10 м и более. По сравнению с ветровыми волны цунами имеют некоторые особенности: относятся к длинным волнам; могут иметь большую высоту у берегов; по выходе на берег поток становится поступательным и т. д. Можно считать, что существующие и строящиеся оградительные сооружения могут в основном противостоять волнам цунами высотой, несколько меньшей высоты ветровых волн, на которые эти сооружения запроектированы.
Нередко при большой высоте волн цунами устраивают комплексную цунамизащиту: применяют одновременно оградительные сооружения и береговые стены. В таких случаях оградительные сооружения гасят энергию волн лишь частично, а окончательное гашение производят береговые стены. Следует иметь в виду, что строительство оградительных сооружений для гашения волн цунами большой высоты (>12-15м) связано со значительными материальными затратами. В перспективе с расширением технических и экономических возможностей можно будет возводить волнозащитные комплексы для противодействия даже катастрофическим цунами.
Причальные сооружения строят, как правило, в сравнительно защищенных от ветрового волнения местах акваторий. Так как сооружения в конструктивном отношении обычно не рассчитаны на восприятие волновых нагрузок, то повреждения и разрушения их во время цунами повсеместны. По характеру взаимодействия с волнами следует рассматривать раздельно сооружения распорные типа набережных-стенок и безраспорные сквозного типа.
Распорные сооружения располагают вдоль линии уреза воды, на всей длине они сопряжены с берегом. В конструктивном отношении это могут быть набережные-стенки в виде заанкеренных больверков, стен из массивовой кладки и из массивов-гигантов, свайные набережные со шпунтовыми стенками. Набережные-стенки по конструкции являются как бы сплошной частью берега и в меньшей мере терпят разрушения от волн, чем другие виды причальных сооружений. Однако во время цунами распорные сооружения могут испытывать увеличенное боковое давление засыпки, насыщенной водой; возможно значительное понижение уровня воды и даже осушение дна. В таких случаях на стенки сооружения действует дополнительное статическое давление воды, которое, по существу, удваивает обычное расчетное боковое давление на стенки. На такое дополнительное боковое давление причальные сооружения не рассчитаны, что следует иметь в виду при проектировании.
Безраспорные причальные сооружения сквозного типа в большинстве случаев бывают свайными, на колоннах или на отдельных опорах других конструкций. Верхнее строение возвышается над статическим уровнем воды. Характерными разрушениями сооружений являются деформация и срыв верхних строений. Так как сваи, колонны или отдельные опоры хорошо обтекаемы, то силовое воздействие волнового потока на них небольшое и в большинстве случаев они остаются на месте. Повреждения голов свай и колонн обусловливается срывом и сносом верхних строений.
Возникает вопрос о целесообразности строительства в цунамиопасных районах сквозных легких причальных сооружений с учетом возможного разрушения их верхних строений и последующего восстановления или даже строительства заново. Для решения этого вопроса требуются исследования конструктивной и экономической сторон. В подобных сооружениях со стальными трубчатыми сваями можно головы свай объединять рамным каркасом, по которому устраивать легкий настил. При воздействии волн настил будет сброшен, а оставшаяся обтекаемая конструкция получит больше шансов устоять. В дальнейшем потребуется восстановление в основном проезжей части (настила).
Гидротехнические островные сооружения, возводимые на банках и шельфах с целью добычи нефти или газа, часто имеют сквозную конструкцию. Низ значительного по размерам и массе верхнего строения возвышается с некоторым запасом над вершинами самых высоких ветровых волн. Опорами верхнего строения чаще всего служат обтекаемые вертикальные элементы. Так как в океане высота волн цунами небольшая (значительно меньше высоты ветровых волн), то специального усовершенствования конструкций островных сооружений не требуется.
Береговые здания и сооружения различного назначения, входящие в портовые комплексы, при цунами подвергаются большим разрушениям и повреждениям; иногда уничтожаются полностью. Запроектированные и построенные по всем правилам сейсмостойкости береговые здания переносят землетрясения, но не выдерживают силового воздействия водного потока, движущегося с большой скоростью.
Их не проектируют на противодействие водному потоку, даже не учитывают статическое взвешивание водой в условиях спокойного затопления, поэтому они разрушаются. Естественно, новое строительство в местах затопления размещать не следует. Речь может идти об оценке цунамистойкости зданий в условиях плавного затопления суши при малой скорости водного потока.
Разрушающая способность водного потока на берегу огромна как при движении в сторону суши, так и при скатывании обратно в океан. Водяной вал оказывает на сооружения горизонтальные гидродинамическое и гидростатическое давления. Одно только размывающее действие потока может принести значительные убытки. Существенно способствует разрушению взвешивающее воздействие воды, когда, кроме значительного статического (архимедового) взвешивания, действует еще и гидродинамическое.
Здания железобетонные и со стальным каркасом лучше зданий других типов переносят затопление и получают значительно меньше повреждений. Большое внимание должно уделяться конструкции затапливаемой части строений. Достаточно цунамистойкими являются здания, возвышающиеся над поверхностью грунта на высоких свайных (или из колонн) основаниях. Тогда водный поток частично или полностью проходит под зданием, не создавая значительного напора на него.
Деревянные здания наименее стойки к цунами вследствие, в основном, избыточной плавучести дерева. При одном только статическом взвешивании возможно всплывание деревянных срубов или каркасов. По японскому опыту, деревянные одноэтажные не закрепленные специально на фундаментах дома при глубине затопления 1,3 м всплывают, а при глубине 1,5-2 м - разрушаются. Водный поток обычно полностью уносит обломки деревянных домов, иногда срывает с фундаментов целые каркасы домов и переносит их на большие расстояния. Для усиления цунамистойкости необходимо, чтобы остов (сруб, каркас) деревянного здания представлял собой единую прочную конструкцию и был скреплен с фундаментом. Последний желательно делать высоким для подъема деревянной части дома над уровнем предполагаемого затопления.
Очевидно, что жилые дома в цунамиопасных районах следует строить на площадях, не подвергающихся действию волн цунами. Однако технологические нужды нередко требуют строительства производственных и жилых зданий в таких местах, где воздействие цунами не исключено. Многие города и поселки расположены в цунамиопасных зонах. Постепенную перестройку старых зданий, а также планировку новой застройки следует вести с учетом возможного воздействия цунами.
По проектам жилищное строительство отводится в глубь территории, а прибрежные цунамиопасные площади могут отводится под зоны отдыха (парки), под временные здания и сооружения для размещения небольших производств, автотранспорта и другой техники. Считается, что объекты па прибрежных площадях должны служить также своего рода преградами, снижающими эффект воздействия волн на расположенные далее на берегу жилые массивы. Целесообразно железобетонные и металлические здания располагать перед деревянными со стороны моря (с целью защиты последних) длинной стороной вдоль направления движения водного потока: тогда силовое лобовое воздействие потока будет определяться меньшей по площади торцевой частью здания.
Наряду с рассмотренными выше для защиты от цунами могут применяться и другие мероприятия. Леса на участках побережий при интенсивных цунами могут быть уничтожены целиком. При этом образуются завалы из сломанных и вырванных с корнями деревьев. Волны могут ломать у основания деревья со стволами диаметром более 30 см. Дрейфующие в водных потоках стволы деревьев производят таранящее действие на сооружения, усиливая разрушения.
Несмотря на то, что лесонасаждения подвергаются механическому и химическому воздействиям и часто занимают ценные площади у уреза воды, нередко практикуются лесные и кустарниковые посадки и посевы трав на подверженных цунами берегах. Противоцунамные лесонасаждения в виде полосы вдоль линии уреза воды имеют следующие назначения:
частичное рассеивание энергии волн, а следовательно, смягчение их разрушающего действия;
уменьшение ширины полосы затопления и скорости водных потоков;
задержка плавающих предметов (бревен, малых судов, обломков сооружений), которые таранящими ударами интенсифицируют разрушения;
защита деятельного слоя грунта от размывов (лучше противостоят потокам воды кустарниковые насаждения и травяной покров с глубокими корнями);
снижение солевого загрязнения полей.
Лесонасаждения более эффективны при небольших высотах волн и малых скоростях водного потока на берегу, то есть когда сами лесопосадки не разрушаются. Считается также, что совместное применение лесонасаждений и защитных морских стен является реальным эффективным мероприятием для защиты от цунами.
При угрозе цунами судам, стоящим у причалов или на рейде, в портах и бухтах, а также находящимся в прибрежной зоне, рекомендуется немедленно уходить в открытое море за 50-метровую изобату перпендикулярно линии уреза воды или фронтам волн, если последние появились. При зафиксированном в прибрежной зоне моретрясении суда также должны уходить в море, так как один и тот же сейсмический источник может порождать одновременно моретрясение и цунами.
Суда, находящиеся в прибрежной зоне, портах, бухтах и т. п., вследствие отступления воды (до воздействия первой волны), могут ударяться о дно и рифы, получая значительные повреждения. Недопустима во время цунами стоянка судов у причалов во избежание их разрушения: суда могут срываться со швартовов, сталкиваться между собой и с причалами, срывать верхние строения причалов, могут быть выброшены на берег.
Причинами пожаров при землетрясениях и цунами являются: замыкание в электрических сетях и устройствах; повреждение систем отопления (котельных установок, печей, нагревательных приборов), нарушение нормальной работы тепловых установок, двигателей и т. п. Сильные пожары со взрывами возможны при наличии на территории порта складов жидкого топлива. Иногда горящие нефтепродукты стекают на акваторию, где также продолжается горение.
Среди противопожарных мероприятий, применяемых в сейсмических и цунамиопасных районах, можно отметить следующие:
размещение складов жидкого, газообразного и твердого топлива, нефтеперерабатывающих предприятий вне грузовых районов порта и городской застройки;
строительство отдельных топливных гаваней, выдача жидкого топлива судам на рейде с помощью подводных трубопроводов к рейдовым причалам или раздаточным колонкам;
неплотная застройка площади зданиями (использование промежутков между ними для размещения парковых зон, бульваров, дорог и подъездов к зданиям);
устройство пожарных систем водоснабжения, специальных бассейнов для воды и т. п.
В общей системе противоцунамных мероприятий большое значение имеет подготовка населения прибрежных районов к действию по тревоге. Жители должны знать природу цунами, характер воздействия волн на берега, естественные признаки цунами и свои действия защитного характера при угрозе воздействия волн.
4.3.2. Берегозащитные морские инженерные сооружения
Важным мероприятием, направленным на уменьшение разрушений от цунами, является строительство специальных берегозащитных инженерных сооружений типа стен, валов, дамб, располагаемых вдоль береговой линии и значительно возвышающихся над территорией берега. Такие инженерные сооружения защищают не только берега от разрушений (то есть являются берегоукрепительными), но и располагаемые на берегах постройки, так как ограничивают проникновение водных потоков.
В зарубежной литературе по отношению к такого рода цунамизащитным сооружениям часто употребляется термин «морские стены» (sea wall), имея в виду то, что такие инженерные сооружения защищают берега от воздействия моря. Употребителен и термин «береговые стены, валы» и т. п., передающий назначение сооружения для защиты берегов (подобно принятому у нас термину «берегоукрепительные сооружения» - для защиты берегов от обычного ветрового волнения). Часто береговые стены возводят на берегу на удалении от линии уреза воды, хотя они и предназначены для защиты от волн. Исходя из сказанного, возможно употребление любого термина; возможно, лучше - берегозащитные морские стены.
Простейшим видом берегозащитных морских стен является земляной вал, располагаемый непосредственно у уреза воды или на берегу на некотором удалении от береговой линии. По морскому откосу вала обычно устраивают каменное мощение, а на береговом откосе сажают деревья. По верхней части вала нередко прокладывают железнодорожный или автодорожный путь, так что вал является одновременно и дорожной насыпью. Очевидно, что сопротивляемость земляного вала действию цунами определяется в первую очередь размерами его поперечного сечения, то есть шириной основания (базой), высотой, крутизной откосов. Важное значение имеет защита откосов от размывов.
Практический интерес представляют мероприятия по защите от цунами японского города Иосихама. Здесь после разрушительного цунами 15 июня 1896 г. был возведен земляной вал длиной 420 м. В поперечном сечении земляной вал представлял собой трапецию с базой 9,8 м, шириной поверху 2,72, высотой 1,8-5,5 м. Морской откос с уклоном 1:3 был вымощен слоем камня, на береговом откосе были посажены деревья. Схемы берегозащитных морских стен в Иосихама приведены на рис.4.9.
Рис. 8.9. Берегозащитные морские стены в Иосихама:
а - ступенчатые, б – наклонные гладкие.
Известно, что вдоль берега моря, реки делаются лесонасаждения и возведится цунамизащитная стена (см. рис. 4.9, а), ядром которой является земляной вал. С морской стороны стены сделаны бетонная или слабоармированная железобетонная облицовка и каменная призма, на верхней поверхности - двойное каменное мощение, а тыловой откос укреплен только внизу слоем бетона и камня. По другому варианту (см. рис.4.9, б) морская грань цунамизащитной стены облицована бетоном или слабоармированным железобетоном, а верховая и тыловая грани имеют двойное каменное мощение. В упорные конструкции, поддерживающие облицовку морского и тылового откосов, входят по одной стенке из железобетонных свай длиной по 2 м. Кроме того, упор морского откоса включает стальные сваи длиной по 4 м. В устьевой части реки запроектирован затвор, который должен перекрывать живое сечение при угрозе воздействия цунами. Для срабатывания затвора при местных цунами с малым промежутком времени пробега волн от источника требуется оперативная работа службы предупреждения о цунами, а конструкция затвора должна обеспечивать его быстрое закрытие в случае необходимости.
Некоторые варианты конструкций цунамизащитных стен-валов приведены на рис. 4.10.
Рис. 4.10. Берегозащитные морские стены с бетонной или слабоармированной железобетонной облицовкой морских граней и каменным мощением на тыловых поверхностях
Стена, устроенная по схеме а, представляет собой дальнейшее усовершенствование конструкции рассмотренной ранее стены (см. рис. 4.10, а). Здесь полностью защищены все наружные поверхности, по-другому решены упорные конструкции, поддерживающие облицовки морской и тыловой поверхностей, видоизменена каменная призма. Особенностью стены, устроенной по схеме б (см. рис. 4.10 б), является применение для обделки морской стороны отдельных бетонных или слабоармированных блоков-плит.
Для цунамизащиты берегов возможно также строительство двух конструктивно не связанных между собой стен, схема которых показана на рис. 4.11.
Рис.4.11. Две раздельные берегозащитные морские стены
Нижняя стена из каменной кладки с бетонным верхом представляет собой подпорную конструкцию, возвышающуюся только до отметки территории. Далее на некотором удалении от линии уреза воды возвышается над поверхностью территории другая стена из монолитного бетона, которая, с одной стороны, препятствует движению водяного вала на берег, а с другой - задерживает влекомые обратным потоком с берега обломки от разрушенных зданий.
Нередко в конструкции цунамизащитной стены в качестве основного элемента используются массивы-гиганты, покоящиеся на каменной постели и имеющие развитую в высоту слабоармированную бетонную надстройку. Пример такого технического решения приведен на рис. 4.12.
Рис. 4.12. Берегозащитная морская стена с использованием массивов-гигантов
Слабые грунты в основании в этом случае замененяются на песчаную подушку. С морской стороны у массивов-гигантов устраивается каменная призма, откос которой защищен наброской фасонных блоков массой по 25 т. Далее на значительной ширине откоса выполняется защита дна от размыва. Таким образом, волны взаимодействуют как бы с оградительным сооружением откосного профиля из наброски камня и фигурных массивов. При взаимодействии с откосом из фасонных блоков гасится волновая энергия, вследствие чего уменьшается высота наката волн на откос, а следовательно, и высота цунамизащитной стены в целом. Поврежденные откосы из наброски блоков и камня легко восстанавливать путем их доброски.
Считается, что применение берегозащитных морских стен вертикального типа не всегда рационально по экономическим соображениям, так как для полного исключения затопляемости берега необходимы стены большой высоты. Особенно нерационально строительство стен вертикального типа при значительной глубине у линии уреза воды. Высота стен в таких случаях должна быть не менее двойной высоты волн (исходя из возможности образования стоячих волн), соответственно этому поперечные сечения стен существенно увеличиваются.
Рекомендуется с морской стороны берегозащитных сооружений устраивать каменную призму с покрытием внешнего откоса фасонными блоками для гашения волновой энергии потока. Такие сооружения показали свою достаточную эффективность по защите берегов от волн при цунами, тайфунах, штормах. В зависимости от параметров приходящих волн, глубин на подходах к берегу и у откоса берегозащитного сооружения, волны могут разрушаться на некотором расстоянии от откоса наброски, в створе начального участка у основания наброски или, наконец, на откосе.
Схема берегозащитной стены с использованием каменной призмы показана на рис. 4.13.
Рис. 4.13. Берегозащитные стены с использованием каменной призмы
Такие берегозащитные стены возводятся обычно с целью защиты расположенных на берегу объектов от наводнений, в первую очередь от ураганов. Основным конструктивным элементом сооружения, показанного на рис. 4.13, а, является небольшой по высоте массив-гигант, заполненный песком и имеющий тяжелую надстройку. В сооружении, представленном на рис. 4.13, б, роль основных конструктивных элементов выполняют бетонируемые на месте бетонные и железобетонные большеразмерные блоки. Впереди устроены откосные части сооружений в виде каменных набросок, покрытых двумя слоями тетраподов массой по 12,5 т. Между парапетами сооружения и расположенными в глубине берега подпорными стенами находятся водоотводные зоны (каналы) шириной 20 м. С тыльной стороны подпорных стен используемая территория берега поднята до отметки +5,0 м. Как показали опытные исследования на моделях этих сооружений, волны высотой 5 м и периодом 9 с разрушаются на откосах, а волны с большими высотой и периодом - в створах ближе к основанию откосов.
Волногасящая способность цунамизащитных сооружений зависит от их высоты, которая, в свою очередь, обусловлена наибольшей возможной высотой волн цунами в пунктах побережья. Практически весьма условно или невозможно прогнозирование высоты волн в многочисленных местах побережья. Естественно, строительство сооружений большой высоты, при которых полностью исключается проникновение водных потоков на берег, связано со значительными экономическими затратами. Обычно сооружения проектируют такой высоты, чтобы обеспечивалась полная защита берега при некоторой «умеренной» высоте волн. В исключительных же случаях цунамизащитные сооружения только ограничивают проникновение водных потоков на берег, а при разрушительных цунами они сами могут быть разрушены и повреждены, однако все же ослабляют энергию потока, снижая его разрушительную способность на берегу. Целесообразно строить берегозащитные морские стены высотой до 10 м; превышение этой высоты нерационально с экономической и технической точек зрения.
Цунамизащитные сооружения должны быть устойчивыми и прочными, хорошо сопротивляться статическому и динамическому действиям водных потоков, в том числе при переливах через верх сооружений. Поэтому морская, тыловая и верхняя поверхности сооружений должны иметь прочные неразмываемые покрытия.
Земляной вал может быть эффективным только при значительных размерах его поперечного сечения. Необходимо укрепление как морского, так и берегового откосов, применение не менее двух слоев каменного мощения откосов, а также каменных набросок с покрытием откосов массивами, в том числе фасонными (тетраподами, трибарами и т. п.).
Стены из монолитного бетона и каменной кладки являются эффективными берегозащитными сооружениями, устойчивыми при достаточно развитых поперечных сечениях. Разрушения и повреждения массивных стенок (опрокидывание, сдвиг, трещины, осадка) часто обусловливаются размывами грунта в основании и за стенками.
Четыре года назад опустошительное цунами, вызванное Великим Восточно-Японским землетрясением, обрушилось на большую часть северо-восточного побережья Страны восходящего солнца. Власти в попытках защитить прибрежные районы от подобных стихийных бедствий сосредоточились на строительстве 400-километровой цепи волнорезов.
Стоимость проекта составляет около 820 миллиардов иен ($6,8 миллиарда). Скептики утверждают, что массивные бетонные барьеры нанесут вред морской экологии, уничтожат виды и помешают рыболовному промыслу, которым занимаются многие жители региона. Однако сторонники проекта считают, что строительство такого рода защиты необходимо: по крайней мере, на некоторое время, пока жителей региона не удастся полностью переселить в более высоко расположенные районы. При этом строительство цепи волнорезов будет обеспечивать новые рабочие места.
"Вид огромного 12,5-метрового волнореза портит пейзаж, ведь он похож на огромную тюремную стену", – жалуется Кадзутоси Мусаси (Kazutoshi Musashi), 46-летний житель северного портового и рыболовного города Осабе.
Однако парадокс таких проектов, по мнению экспертов, гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Он заключается в том, что волнорезы могут уменьшить некоторые повреждения (но не исключить их полностью). При этом население будет ошибочно чувствовать себя защищённым. Так, многие из 18500 людей, погибших или пропавших без вести во время бедствия 2011 года, попросту не прислушались к предупреждениям.
Цунэаки Игути (Tsuneaki Iguchi) был мэром города Иванума, расположенного к югу от Сендая, когда цунами, вызванное 9-балльным землетрясением, затопило половину его площади. Уже тогда вдоль берега Иванумы стояли 7,2-метровые волнорезы, построенные, чтобы предотвратить эрозию берегов. Да, поток воды был замедлен, но волна всё равно накрыла 5 прибрежных километров и разнесла большинство домов в густонаселённых районах возле пляжа. Городские власти отремонтировали сломанные дамбы, но не планируют делать их выше. Взамен этого вдоль берегов жители города высаживают смешанные леса на высоких насыпях грунта и щебня, формируя "зелёную стену".
"Мы не нуждаемся в высоких бетонных сооружениях, – подчёркивает Игути. – То, что мы действительно должны сделать,– это разработать действенную и оперативную систему эвакуации, а также перенести большую часть домов и офисных зданий на возвышенности".
В городе Камаиси более тысячи человек погибли во время цунами, но многие школьники смогли укрыться в безопасных зонах, так как были обучены профессором гражданского строительства Тоситакой Катадой (Toshitaka Katada).
"Технологии могут помочь при стихийных бедствиях, – комментирует Маргарета Вальстром (Margareta Wahlstrom), руководитель управления ООН по уменьшению рисков во время стихийных бедствий. – Однако по опыту мы увидели, что технологии могут сделать людей более уязвимыми, потому что они перестают полагаться на свои инстинкты".
"Япония не является единственной страной риска, – добавляет Маартен ван Аалст (Maarten van Aalst), директор климатического центра Красного Креста и Красного Полумесяца, чья родная страна Голландия на протяжении всей своей истории борется с морской стихией. – Однако если люди будут обманчиво считать себя в безопасности, они попросту не будут знать, как вести себя в случае катастрофы".
Большинство экспертов полагают, что гораздо более полезным проектом является "Великая Лесная стена" (Great Forest Wall). Деревья, высаженные в прибрежных районах, не гарантируют полного предотвращения затопления. Однако они могут замедлить и ослабить волну цунами, а когда вода начнёт отступать, не дадут зданиям и другому мусору уйти в отрытое море. Такие проекты также позволят дождевой воде стекать обратно в море, что важно для морской экологии.
- Кому принадлежит земля под сарае
- Мясо по-французски в духовке: из свинины, с картошкой, из курицы, с грибами, из говядины, с ананасом, из фарша и другие рецепты
- Как вкусно приготовить мясо по-французски из свинины в духовке – рецепт с пошаговыми фото
- Икра из патиссонов: лучшие рецепты Икра из патиссонов на зиму простой рецепт
- Бананово-шоколадная паста Банан шоколадная паста
- Осетинский пирог с сыром и зеленью
- Осетинские пироги — лучшие пошаговые рецепты
- Пирожки с тыквой в духовке на дрожжевом, песочном, слоеном тесте
- Идеальные сырники с манкой (всегда держат форму) Рецепт вкусных сырников с манкой
- Сырники из творога с манкой рецепт с фото пошагово на сковороде пышные Рецепт сырников из творога пошагово с манкой
- Вкус Средиземноморья: паста с соусами из баклажан и помидоров
- Рассказ о себе на английском
- Английский язык в сфере туризма Словарный запас для путешествий на английском
- Как сделать мутный бульон прозрачным
- Простые рецепты алкогольных коктейлей в домашних условиях Коктейли с помощью шейкера рецепты
- Алкогольные коктейли — крепкие и легкие: лучшие рецепты
- Национальная кухня венгрии Венгерское мясное блюдо в соусе
- Готовим коктейли алкогольные дома: пошаговые рецепты Какие коктейли можно сделать шейкере
- Владимир Долгих: уходящая номенклатура
- Страдание Святого великомученика Никиты Великомученик никита о чем молятся