Жилье сиротам закон. Вступило в силу новое положение об обеспечении московских сирот жилыми помещениями


Гарантии на предоставление жилья сиротам регламентирует федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". С 2013 года закон о порядке предоставления квартир по договору социального найма сиротам претерпел изменения. В частности, теперь сироты имеют право на получение жилья в порядке общей очереди.

В 2019 г. правительство предложило новый порядок учета детей-сирот, которые должны быть обеспечены жильем. Он заключается в том, что теперь их законные представители смогут самостоятельно подавать заявления о постановке на учет ребенка, нуждающегося в жилье. Как отметили в министерстве, органы опеки и попечительства будут контролировать своевременную подачу опекунами заявления о включении детей в реестр. Соответствующие документы в течение трех месяцев после исполнения ребенку 14 лет должны быть поданы законными представителями ребенка. Уточняется, что жилые помещения предоставляются детям-сиротам и лицам из их числа по их заявлению в письменной форме при достижении ими возраста 18 лет или приобретении полной дееспособности до достижения возраста 18 лет.

Также закон содержит нормы, защищающие детей-сирот от преступных посягательств на жилье. Мера объясняется тем, что нередко дети-сироты не состоят на учете и вынуждены обращаться в суд, чтобы получить жилье. Общее количество квартир, предоставленных детям, оставшимся без попечения родителей, не должно превышать 25% от общего количества квартир в этом многоквартирном доме. Эта мера призвана исключить ситуации, когда дом заселяется только детьми-сиротами, которые не полностью социализированы и которым не к кому обратиться при возникновении сложностей.

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ
(ред. от 25.12.2018)
"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ

ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,

ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Государственной Думой

Советом Федерации

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ,

от 07.08.2000 N 122-ФЗ, от 08.04.2002 N 34-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ,

от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ,

от 21.11.2011 N 326-ФЗ, от 29.02.2012 N 15-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ,

от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 04.11.2014 N 333-ФЗ,

от 22.12.2014 N 442-ФЗ, от 31.12.2014 N 500-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ,

от 03.07.2016 N 359-ФЗ, от 28.12.2016 N 465-ФЗ, от 01.05.2017 N 89-ФЗ,

от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ (ред. 25.12.2018), от 03.08.2018 N 322-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

(преамбула в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:

дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;

лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель;

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет;

приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости, а также бесплатное оказание медицинской помощи;

(в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения - предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам;

выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, которые помещены под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение и завершили свое пребывание в данной организации;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

дополнительные гарантии по социальной поддержке - законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Статья 4. Меры по обеспечению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Часть третья утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Информация о предоставлении дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

(часть четвертая введена Федеральным законом от 07.03.2018 N 56-ФЗ)

Статья 5. Финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 359-ФЗ)

1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшими профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам.

В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения по таким образовательным программам.

4. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются государственная социальная стипендия в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.

Пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей выплачивается детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, за исключением указанных лиц, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в размере трехмесячной государственной социальной стипендии в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также иных выплат детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливаются федеральным органом государственной власти, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

Размер и порядок выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

5. Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и приезжающие в каникулярное время, выходные и праздничные дни в эти организации или в иные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или в организации, осуществляющие образовательную деятельность, по решению органов управления указанных организаций могут зачисляться на бесплатное питание и проживание на период своего пребывания в них.

6. Нормы и порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, за исключением обучающихся и воспитывающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Нормы и порядок обеспечения бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Нормы и порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, утверждаются федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

Нормы и порядок обеспечения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, утверждаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, за исключением обучавшихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также продолжающих обучение по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием по нормам и в порядке, которые утверждены Правительством Российской Федерации, и единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей.

По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации" размер возмещения по вкладам.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 322-ФЗ)

Выпускники федеральных государственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием либо по желанию выпускника денежной компенсацией и единовременным денежным пособием по нормам и в порядке, которые установлены федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в размере и в порядке, которые утверждены законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим пунктом дополнительные гарантии по социальной поддержке не предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в случае, если указанные гарантии уже были им предоставлены за счет средств организации, где они ранее обучались и (или) воспитывались.

8. При предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, академического отпуска по медицинским показаниям, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет за ними на весь период данных отпусков сохраняется полное государственное обеспечение и выплачивается государственная социальная стипендия.

9. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном транспорте, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы в порядке, установленном федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

Порядок обеспечения бесплатным проездом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, определяется законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 7. Дополнительные гарантии права на медицинское обеспечение

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, и осуществляется их направление на лечение за пределы территории Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

2. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются путевки в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний), а также оплачивается проезд к месту лечения (отдыха) и обратно. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обеспечивают предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путевок в организации отдыха детей и их оздоровления, подведомственные соответственно органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, в первоочередном порядке.

В случае самостоятельного приобретения путевок и оплаты проезда к месту лечения (отдыха) и обратно опекунами (попечителями), приемными родителями или патронатными воспитателями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им может предоставляться компенсация стоимости путевки и проезда к месту лечения (отдыха) и обратно в размере и порядке, предусмотренных нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 465-ФЗ)

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

(в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ)

1. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ, от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ)

7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ (ред. 25.12.2018))

8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Статья 9. Дополнительные гарантии права на труд и на социальную защиту от безработицы

(в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 89-ФЗ)

1. Органы государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости) при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывают содействие указанным лицам в подборе подходящей работы и трудоустройстве, организуют их профессиональную ориентацию в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 89-ФЗ)

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

3. Лица, виновные в нарушении условий трудовых договоров с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 315-ФЗ, от 01.05.2017 N 89-ФЗ)

4. Утратил силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

5. Впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия в связи с прохождением ими профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачиваются в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

(п. 5 в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 89-ФЗ)

6. Работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увольняемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата работников, работодатель (его правопреемник) обязан обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством у данного или другого работодателя.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 01.05.2017 N 89-ФЗ)

Статья 10. Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации".

(часть вторая введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 326-ФЗ)

Статья 11. Ответственность за неисполнение настоящего Федерального закона

1. Должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Федерального закона в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с законодательством Российской Федерации.

2. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые с нарушением настоящего Федерального закона, ограничивающие права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо устанавливающие такой порядок осуществления этих прав, который существенно затрудняет их использование, признаются недействительными в установленном законодательством порядке.

(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 315-ФЗ)

3. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностными лицами федеральных органов государственной власти своих обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключительные положения

Статья 12. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 13. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. пункт 5 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 1998 года.

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

Одной из социальных гарантий, которые предоставляются государством , является обеспечение их жильем. Такое жилье предоставляется им на определенный срок и на очень выгодных льготных условиях.

Среди прочих претендовать на него могут , забота о которых практически полностью является обязанностью государства. Условия и процедуру получения жилья стоит рассмотреть более подробно.

Статус данных граждан определен в Федеральном законе от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст. 1 этого закона, к рассматриваемой категории лиц относятся :

  • сироты - у которых умерли оба или единственный родитель;
  • оставшиеся без попечения родителей - обоих или единственного из них.

Считается, что попечение детей отсутствует в том случае, если родители:

  • отсутствуют;
  • лишены родительских прав или ограничены в них;
  • отказываются забирать детей из госучреждений (воспитательных, медицинских);
  • уклоняются от своих обязанностей как по воспитанию детей, так и по защите их прав и интересов;
  • находятся в СИЗО;
  • объявлены умершими;
  • считаются безвестно пропавшими;
  • пребывают в лечебных учреждениях;
  • признаны недееспособными (или ограниченно дееспособными);
  • лишены свободы и отбывают наказание;
  • в других предусмотренных законом случаях.

Также право на получение жилья имеют совершеннолетние лица до 23 лет, которые лишились родителей, будучи в возрасте до 18 лет и, в соответствии с законом, имеют право на получение государственной социальной поддержки (например, если они еще получают образование).

Однако некоторые из указанных граждан не имеют права на социальное жилье, если они:

  1. владеют недвижимостью на правах собственности или ;
  2. имеют право проживания в жилом помещении (например, прописаны там).

В таких условиях они теряют право на получение социального жилья. Однако они могут вернуть его, если докажут, что проживать на имеющейся у них жилплощади они не могут в силу объективных причин.

Случаи, когда поселение считается невозможным

Как уже отмечалось, при наличии у детей прав на другое жилье возможность получить место в им не предоставляется. Исключением являются ситуации, когда реализация данного права (то есть проживание в квартире или доме) невозможна по определенным причинам. Например, к данным причинам можно отнести такие факторы, как:

  • проживание в квартире или доме родителей ребенка, которые были в судебном порядке лишены прав на него;
  • несоответствие площади помещения норме проживания, установленной для одного человека, особенно если в результате вселения ребенка она еще больше уменьшится;
  • проживание в квартире или доме лиц, страдающих тяжкой формой хронических заболеваний (на законодательном уровне закреплен список болезней, наличие которых у жильца делает невозможным проживание с ним других людей).
  • непригодность жилого помещения для проживания в нем на постоянной основе или его несоответствие установленным требованиям и нормам (техническим, гигиеническим или санитарным);
  • наличие у ребенка тяжелых хронических заболеваний.

В этом случае сирота должен при подаче заявления на получение жилья предоставить также в соответствующий орган документы, подтверждающие факт невозможности проживания на имеющейся у него жилплощади.

Изменения в законодательстве

Несколько лет назад порядок получения сиротами жилья был несколько иным.

В частности, раньше они имели право на его получение сразу же после окончания учебного заведения, оставления приемной семьи или детского дома, завершения службы в армии и т. п.

После получения жилья оно в короткий срок приватизировалось и переходило в собственность сирот.

Такой вариант, однако, приводил к тому, что в большинстве случаев дети лишались прав на полученные комнаты и квартиры по различным причинам: неопытность, незнание законодательства, мошенничество третьих лиц и т. п. Поскольку они обладали на недвижимость правами собственности, помешать таким сделкам государство было не в состоянии.

Во избежание подобных ситуаций в 2012 году был разработан новый законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (№ 589209-5), вступивший в силу с 01.01.2013 г. В частности, был изменен вид договора, по которому теперь предоставляется жилье: вместо социального найма .

Данный вид сделки исключает такие операции с недвижимостью, как:

  • приватизация;
  • обмен;
  • сдача в поднаем.

Срок действия договора с подобными условиями и ограничениями составляет 5 лет. После окончания этого срока жилье переходит владельцу на правах социального найма. В качестве альтернативы ему могут предложить другое помещение, однако его характеристики должны быть не хуже, чем у прежнего.

Пошаговая инструкция съема помещения в общежитии на правах социального найма представлена .

Порядок действий и необходимый для получения жилья возраст

Вопросами, которые связаны с оформлением жилья от государства, занимается орган исполнительной власти конкретного субъекта РФ.

Списки лиц, которые вправе претендовать на льготное жилье, формируются органами опеки и попечительства по месту их проживания или выявления. Далее эти списки передаются в орган исполнительной власти.

Перед началом процедуры оформления документов на получение жилья необходимо проверить наличие своей фамилии в данных списках. Это можно сделать, обратившись в органы опеки и попечительства. Стоит учесть, что в этот список включаются дети, которые достигли возраста 14 лет.

В общих случаях право на получение жилого помещения возникает у сирот по достижению ими совершеннолетия, поскольку при этом у них возникает полная дееспособность. Однако это может произойти и раньше, при наступлении определенных событий:

  • вступление в официальный брак;
  • трудоустройство на работу (или начало осуществления предпринимательской деятельности).

В этих случаях обратиться с заявлением о получении жилья сирота может и до момента исполнения ему 18 лет.

При этом ему нужно будет предоставить, кроме общего пакета документов, еще и дополнительные:

  • свидетельство о браке;
  • трудовую книжку;
  • свидетельство о госрегистрации ИП.

Конкретный вид документа зависит от того, какое именно событие привело к получению полной дееспособности. Сироты, которым уже исполнилось 18 лет, могут обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением о внесении себя в данный список. Стоит учесть, что сделать это можно только до того момента, как они достигнут возраста 23 лет. Для этого необходимо приложить к заявлению копии следующих документов:

  • свидетельства о рождении;
  • паспорта гражданина РФ (копия);
  • документов, которые подтверждают отсутствие родительской опеки или попечительства.

К последним документам могут относиться:

  • свидетельства о смерти родителей;
  • принятое судом решение о лишении родительских прав;
  • постановление об установлении попечительства или опеки и т. п.

Точный перечень может зависеть от требований конкретного субъекта РФ.

Например, также могут понадобиться документы, подтверждающие:

  • отсутствие жилплощади;
  • окончание учебного заведения;
  • завершение профобучения;
  • наличие детей (свидетельства об их рождении) и т. п.

Поэтому этот вопрос лучше заранее уточнить в соответствующем органе. Срок рассмотрения поданного заявления составляет:

  • 10 дней - в общих случаях;
  • 40 дней - в том случае, если требуется проверка невозможности проживания ребенка на имеющейся у него жилплощади.

В течение этого срока сотрудники органов, куда были поданы документы, принимают решение о том, будет ли включен заявитель в список на получение льготного жилья.

Описание жилого помещения

В отношении жилья, которое может быть предоставлено ребенку-сироте, в законодательстве также предусмотрен ряд требований. В частности, к ним относятся такие условия:

  1. Месторасположение. Квартира или дом должны находиться в том населенном пункте, где ребенок до этого проживал или находился под опекой.
  2. Состояние помещения. Оно не должно быть ветхим или находиться в аварийном состоянии, представляя угрозу для жизни и здоровья ребенка. Также жилье не должно быть расположено в полуподвальном или цокольном этаже.
  3. Наличие определенных коммуникаций. В частности, в квартире или доме должно иметься водоснабжение, водоотведение и электричество.
  4. Соблюдение установленной нормы площади. Данная норма для социального жилья рассчитывается и определяется органами местного самоуправления и зависит от того, сколько лиц будет проживать в квартире. В большинстве случаев она такая же, как и для случаев с договорами социального найма.

Также стоит учесть, что предоставляться должна отдельная квартира или дом. Что касается комнаты в коммунальной квартире или койко-места, то такой вид жилья сироте предлагаться не может.

Внесенные в 2013 году изменения в законодательство о предоставлении жилья сиротам несколько изменили процедуру его получения.

Эти изменения направлены, прежде всего, на защиту интересов самих владельцев жилья. Кроме этого, также улучшились требования к помещениям: теперь они обязательно должны быть отдельными и благоустроенными в соответствии с определенными критериями.

Дети, лишившиеся родительской опеки, могут рассчитывать на ряд льгот от государства. Одна из таковых касается выделения бесплатного жилья. Как в 2019 году сироте получить квартиру?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В России статус «ребенка-сироты» дает человеку право на различные пособия и льготы. Кроме того государство предоставляет таким гражданам жилье, если собственная недвижимость отсутствует.

Проблема в том, что потенциальные получатели сих благ мало что знают о процессе получения жилья. Как сироте в 2019 году получить бесплатную квартиру от государства?

Что нужно знать

Действующее российское законодательство дает детям-сиротам право на получение жилья.

Причем предоставляется жилая площадь бесплатно в рамках государственной поддержки незащищенных слоев населения.

Право сирот на жилье реализуется местными органами власти в регионах. Соответствующая программа разрабатывается на основе федерального законодательства.

Как и ранее в 2019 году получают квартиру от государства дети-сироты, которые:

Основное требование это отсутствие собственного жилья или невозможность проживания в закрепленном за ними жилище.

То есть любой человек, имеющий статус сироты, до определенного возраста располагает правом на получение квартиры от государства, если не имеет своего жилища.

Основные определения

Прежде всего, следует разобраться с тем, кто может считаться «ребенком-сиротой». Стоит сразу заметить, что таковое понятие в законодательстве отсутствует в принципе.

Закон РФ, в частности , использует определение «ребенок, оставшийся без родительского попечения».

Данный статус присваивается детям, чьи родители не могут в силу каких-либо обстоятельств исполнять своих обязанностей по воспитанию.

В соответствии со лишенным родительского попечения ребенок признается, если его родители:

  • лишены родительских прав или ограничены в них;
  • недееспособны, что подтверждено судебным решением;
  • умерли или признаны умершими судом;
  • серьезно больны, что не позволяет им выполнять родительские функции;
  • всячески избегают родительских обязанностей.

Дополняет перечень , согласно которому ребенок лишается родительского попечения в случаях, когда родители:

  • дееспособны только частично;
  • признаны пропавшими без вести;
  • находятся в местах лишения свободы за свершенные преступления;
  • находятся под стражей в качестве подследственных.

Но недостаточно наличия указанных оснований. Чтобы ребенок считался сиротой, вышеуказанные обстоятельства должны подтверждаться документально. Только в этом случае он может обратиться за получением жилья.

Обязательные условия

Условия выделения социального жилья сиротам в законе прописаны четко. Они таковы:

Особого внимания заслуживает пункт последний. Неприемлемыми условия считаются, если:

Еще одно условие, позволяющее получить жилье в случае наличия выделенной жилплощади, это несоответствие квадратуры положенным нормам.

Что по поводу жилья, выделяемого детям-сиротам, то оно должно отвечать следующим требованиям:

Квадратура жилой площади для сирот соответствует стандартным нормам:

Действующие нормативы

Вопрос предоставления жилья детям-сиротам регулируют такие нормативы, как:

  • ФЗ № 159;

Российское законодательство в рамках защиты социально уязвимых слоев населения гарантирует детям-сиротам получение собственного жилья.

При этом определено, что каждый ребенок, ставший сиротой или лишенный родительского попечения, может получить от государства пригодную для жизни жилплощадь.

При этом предусмотрен возраст получателя – от восемнадцати до двадцати трех лет. Периодически законы меняются, что отразилось и на обеспечении жильем сирот.

В частности, с 2013 года отменили выдачу жилья детям-сиротам вне очереди. Теперь жилплощадь выдается в порядке общей очереди граждан, вставших на получение социального жилья.

Поправки повлияли и на тип выдаваемого жилья. Теперь сироте не могут предоставить комнату в коммуналке или неблагоустроенное жилье.

Должна быть отдельной и полностью пригодной для проживания. Но самое главное это запрет приватизации сразу после получения жилья.

За счет этого предупреждаются различные махинации. Известно немало случаи, когда сирот просто обманывали разные аферисты, оставляя их без крыши над головой.

Как сироте получить квартиру от государства

Когда ребенок-сирота достигает возраста четырнадцати лет, его включают в реестр детей, оставшихся без родительского попечения и нуждающихся в жилой площади.

Для постановки на учет требуется надлежащее заявление. Подается таковое попечителем, или администрацией учреждения, где находится ребенок.

Если по какой-то причине заявление не подавалось, то гражданин вправе обратиться самостоятельно по достижении совершеннолетия.

Заявление следует подать в специальный уполномоченный орган. В каждом регионе такой орган свой. Уточнить сей вопрос можно в местной администрации.

В момент, когда до совершеннолетия ребенка остается год или непосредственно при обращении (если человеку уже есть 18 лет) собирается необходимый пакет документов.

Он может несколько различаться в зависимости от субъекта РФ. Местные власти рассматривают собранные документы и принимают решение о включении претендента в программу обеспечения жильем детей-сирот на предстоящий год.

Пройдя все инстанции, ребенок должен уже на следующий год получить квартиру. Но по факту ожидание может затянуться. Тут имеет значение имеющийся в регионе жилой фонд.

Если жилье для кандидата подобрано, то заключается жилого помещения. При этом использовать жилье можно исключительно для личного проживания.

Оформленный договор действует в течение пяти лет. В исключительных случаях договор может продлеваться.

По истечении этого периода имеющийся договор трансформируется в стандартный договор социального найма.

Какие нужны документы

Для получения социального жилья дети-сироты представляют следующие документы:

  • паспорт (оригинал и копия);
  • документ, подтверждающий статус ребенка-сироты;
  • (в оригинале);
  • документ, удостоверяющий отсутствие собственной недвижимости;
  • справку с места учебы или работы;
  • свидетельство о заключении брака (при наличии);
  • свидетельство о рождении детей (если есть дети).

Также потребуется подать два заявления – одно в органы опеки и , а второе непосредственно в уполномоченный орган.

Пишется заявление в свободной форме, в нем указывается:

  • фамилия, имя, отчество заявителя;
  • данные паспорта;
  • реквизиты удостоверения ребенка-сироты;
  • просьба о выделении жилплощади;
  • дата составления;
  • просьба заявителя.

Важно! Не допускается обращение через доверенное лицо. Претендент на получение жилья как ребенок-сирота должен лично обратиться в надлежащие инстанции.

Куда обращаться

Для постановки на учет сироте лучше всего обратиться в местные органы самоуправления. Если процесс выдачи жилья контролируется иной структурой, то администрация даст ответ, куда обращаться.

Общий порядок действий выглядит так:

Получить справку в учебном заведении об окончании учебы или в военкомате об окончании службы Если наличествовал тюремный срок, справка выдается в исправительном учреждении
Подготовить необходимые документы, подтверждающие отсутствие жилья При наличии закрепленного жилья нужно подтвердить невозможность общего проживания с родителями или иными родственниками
Написать заявление Дополнительно нужно указать в нем характеристики текущих условий проживания
Подать заявление в местную администрацию или иной уполномоченный орган Занимающийся вопросами обеспечения жильем сирот
Аналогичное заявление Подать в органы опеки по месту проживания
Дождаться окончания срока рассмотрения заявки Занимает около одного месяца
В случае положительного решения Ожидать получения квартиры в порядке очереди
При предоставлении жилья Заключить договор пользования жильем
Спустя пять лет заключить договор социального найма с правом бессрочного пользования жильем Заключается при отсутствии задолженности по

До скольки лет есть возможность

Подать заявление на постановку на учет как сирота ребенок может, начиная с четырнадцати лет. Правда в этом возрасте он может действовать только через законных представителей.

Но независимо от времени подачи заявки на очередь в получении жилья ребенок может быть поставлен не ранее, чем в семнадцать лет.

То есть получить квартиру можно не раньше, чем в восемнадцать лет. Когда ребенок учится, то жилье от государства ему предоставляется после завершения обучения.

Та же норма действует и в случае прохождения срочной воинской службы. Это обуславливает некую отсрочку от возраста совершеннолетия.

Обратиться за получением социального жилья гражданин с наличием статуса ребенка-сироты вправе до двадцати трех лет.

Но что касается получения квартиры, то здесь крайний срок законодательно не установлен.

Сложившаяся в РФ ситуация с выделением жилья нуждающимся гражданам такова, что порой люди стоят в очереди на квартиру годы, а порой и десятки лет.

Известны случаи, когда ребенок-сирота получал положенную квартиру лет в сорок-пятьдесят. Главное условие это постановка на учет в возрасте до двадцати трех лет.

По поводу приватизации

Любой гражданин, получивший жилье от государства как нуждающийся в улучшении условий проживания, вправе жилплощадь приватизировать.

Но в случае с детьми-сиротами действуют особые нюансы. При выделении жилья с сиротой заключается договор найма специализированного жилья.

В этом случае невозможна. Только через пять лет этот договор завершает свое действие.

С сиротой заключается бессрочный договор социального найма. И вот с этого момента жилище можно приватизировать.

Если договор соцнайма составлен сразу, то и приватизация возможна незамедлительно. Но такое случается редко. Чаще встречаются ситуации, когда продлевается договор специализированного найма.

Мотивируют такую пролонгацию, как правило, недостаточной адаптацией ребенка-сироты к самостоятельной жизни в обществе.

Случались истории, когда выпускники детдома сразу приватизировали жилье, продавали его и опять оставались на улице.

Или же их обманом вынуждали на отчуждение жилья в пользу третьих лиц. Подобные случаи и обусловили столь жесткие требования закона.

Когда вид договора не препятствует приватизации, но местные власти в оной отказывают, можно решение оспорить через суд.

В большинстве своем суды принимают позицию истца, то есть разрешают приватизацию. Можно ли сироте сдавать полученную квартиру, если у него имеется иное место жительства?

Нет, до момента приватизации допускается только личное проживание. С приватизированной квартирой можно делать что угодно.

Можно ли получить деньги вместо жилья

Заменить обретение жилья ребенком-сиротой на получение денег в принципе невозможно.

Это противоречит самой сути программы господдержки, цель какой именно в обеспечении жилой площадью социально незащищенных лиц.

Но в некоторых регионах имеет место монетизация льгот. Это не значит, что сирота на руки получит энную сумму.

Вариация программы такова, что сирота получает не жилье, а субсидию. Потратить ее можно на приобретение жилого помещения по своему усмотрению.

Видео: сирота в течение двух лет не может получить квартиру

Главное чтобы жилище соответствовало основным требованиям. Для получения субсидии собираются те же документ, что указаны выше.

Заявление с собранными документами подаются в местную администрацию. Далее орган власти выносит решение о предоставлении субсидии или излагает мотивированный отказ.

Субсидия предоставляется в виде суммы, достаточной для приобретения жилья на одного человека в соответствии с региональными нормативами.

Если в другом городе

Частым вопросом, каким задаются дети-сироты, является получение жилья в другом городе. В законе этот момент оговорен достаточно четко.

Социальное жилье в обязательном порядке предоставляется в том регионе, где проживает претендент на получение жилплощади.

Если в силу каких-либо обстоятельств отсутствует постоянная регистрация, то обращаться следует в уполномоченные органы того региона, где сирота находится под опекой.

Поэтому для получения жилья в другом городе сироте потребуется оформить регистрацию в этом населенном пункте и только после этого обращаться за получением жилья.

Иногда случаются ситуации, когда дитя-сирота хочет отказаться от полученной квартиры.

Например, выданное жилье не отвечает учрежденным нормативам учетной площади или не является благоустроенным и пригодным для проживания.

Отказ от несоответствующей квартиры вполне правомерен. Сирота вправе требовать предоставления надлежащей жилплощади.

Если вопрос не решается уполномоченными органами, то необходимо подать иск в судебные инстанции.

Можно ли оформить после 23 лет

Получение ребенком-сиротой жилья от государства возможно после наступления полной дееспособности после окончания образования, лечения, службы в армии.

Но при этом подача заявления на постановку в очередь допускается только до 23 лет. После достижения этого возраста право на бесплатное жилье автоматически утрачивается.

Но при этом не исчезает возможность получить бесплатное жилье. Правда, в этом случае уже в иной категории.

Встать в очередь на получение жилья после 23 лет сирота сможет как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. Для этого потребуется получить соответствующий статус.

В России в прошлом десятилетии очень остро стояла проблема детей-сирот. Всевозможные детские дома и приюты были заполнены малышами и подростками, которые остались без родителей из-за смерти последних, или из-за лишения их родительских прав. Государство несет полную ответственность за маленьких граждан все время их нахождения в учреждениях. Но любой ребенок вырастает. И вот однажды сироте говорят, что он может быть свободен и волен выбирать свою дорогу в жизни.

Это действительно тяжело, когда за твоей спиной никого нет: ни родителей, ни родственников, которые подставят плечо и поддержат, если ты оступился. Государство не может обеспечить всех без исключения сирот такой поддержкой или отдать их в семьи, готовые им помогать. Но зато оно может предоставить такой категории граждан жилье.

Кто считается сиротой?

Кто такие дети-сироты? Государство обязуется обеспечить жильем малышей и таких ребят, которые остались без попечения родителей или иных опекунов. Предоставление жилья является гарантированной социальной поддержкой. К детям-сиротам относят ребят, у которых умерли родители.

Ребенок считается находящимся без попечения, если:

  • было произведено лишение родительских прав по причинам нахождения родителей или опекунов ребенка в местах лишения свободы,в случае признания их недееспособными и другим причинам;
  • родители признаны отсутствующими безвестно;
  • находятся в лечебных учреждениях.

Таким образом, в рамках социальной поддержки гарантированно осуществляется предоставление жилья детям-сиротам. Закон говорит о том, что это правило касается всех детей-сирот, которые потеряли опеку родителей до совершеннолетия.

Что нужно делать, чтобы встать в очередь?

Вся сводная информация хранится в Министерстве образования и науки по области. Как встать в очередь на квартиру ребенку-сироте? По закону списки лиц, которые должны быть обеспечены жильем, составляются органами опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Обеспечение жилыми помещениями осуществляется органом исполнительной власти данного субъекта.

Дети-сироты, достигшие 14-летнего возраста, ставятся в очередь на квартиру автоматически. Если ребенок уже достиг совершеннолетия, а в списке на получение квартиры его нет, то необходимо выполнить следующие действия.

Что делать совершеннолетним сиротам?

Как встать в очередь на жилье детям-сиротам при достижении совершеннолетия? Чтобы таких ребят внесли в списки на получение квартиры от государства, им понадобится заполнить специальное заявление. К нему необходимо приложить:

  • ксерокопию свидетельства о рождении;
  • ксерокопию паспорта;
  • ксерокопии документов, которые могут подтвердить отсутствие родительского попечения (свидетельство о смерти родителей, постановление об установлении опеки, решение суда о лишении родительских прав и прочее).

Форма заявления утверждается региональным Министерством образования и науки. Подобное заявление рассматривается менее 10 дней (календарных).

Если у сироты есть квартира, но он не может в ней проживать, то к данному заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие это обстоятельство:

  • ксерокопию решения суда;
  • заключение комиссии о невозможности проживания в данной квартире (из-за несоответствия жилья санитарно-техническим нормам и правилам, либо из-за наличия у других проживающих в этой квартире тяжелой формы хронических заболеваний);
  • документ (технический иликадастровый паспорт, свидетельство государственной регистрации), содержащий информацию о количестве проживающих в данном помещении людей.

Такое заявление рассматривается не менее 40 дней (календарных).

Каким образом оформляется полученная по закону квартира?

Не так давно произошло изменение закона, закрепляющего право детей-сирот на жилье в рамках социальной программы. Раньше оно предоставлялось по договору социального найма с правом мгновенной приватизации и оформлением квартиры в собственность. Но это повлекло неприятные последствия, когда сирота решал продать эту квартиру, и по неопытности лишался ее.

Закон был изменен таким образом, что после получения квартиры, выданной по договору специального найма сроком на 5 лет, сирота не может ее приватизировать в течение этого срока, а значит, не сможет продать это жилье или сдать в аренду.

Почему сироте нельзя жить в предоставленной ему квартире?

Есть ряд обстоятельств, при которых невозможно проживание на, казалось бы, уже выданной ребенку-сироте квартире. При наличии таких обстоятельств предоставление жилья детям-сиротам реализуется снова и в полном объеме.

К таким обстоятельствам относятся:

  • в этой квартире живут родители, лишенные родительских прав;
  • в этой квартире живут люди, страдающие хроническим заболеванием в тяжелой форме;
  • эта квартира непригодна для проживания из-за несоответствия санитарным и техническим нормам;
  • квартира имеет маленькую жилплощадь, недостаточную для размещения (площадь квартиры, полагающаяся каждому проживающему лицу, меньше нормального значения этого показателя);
  • наличие у ребенка-сироты тяжелой формы хронического заболевания, при котором проживание вместе с ним невозможно.

Если хотя бы один из пунктов имеется в наличии, то необходимо обращаться в орган опеки и попечительства с целью написания заявления о факте несоответствия жилья. Подобное заявление рассматривается в срок до 30 дней (календарных). В случае положительного решения делается вывод о необходимости повторной постановки ребенка-сироты в очередь на получения нового жилого помещения.

Когда государство дает жилье?

С какого возраста осуществляется получение жилья детьми-сиротами? Когда ребенку-сироте исполняется 18 лет, от государства ему передаются ключи от жилого помещения по описанному выше договору социального найма. В случае наступления полной дееспособности раньше совершеннолетия вероятна выдача имущества даже раньше. Если ребенок-сирота выйдет из детского дома до 18 лет, он так же получит причитающуюся ему по закону квартиру незамедлительно.

Если же по достижении восемнадцати лет сразу после детского дома юноша пошел в армию, то квартира может быть получена им по заявлению после окончания срока службы.

В каком регионе может находиться квартира, выдаваемая детям-сиротам?

На практике квартиры выдаются в том же регионе Российской Федерации, где находится детский дом, за которым был закреплен ребенок-сирота. Но по заявлению предоставление жилья детям-сиротам возможно в другой области. Если сирота долгое время служил в Архангельской, а воспитывался в Тульской области, то по его желанию органы власти первой могут рассмотреть его заявление и в итоге предоставить квартиру.

Требования к жилому помещению

Далеко не всегда дети-сироты оказываются обеспеченными квартирами. Нередко по этой программе они получают дома в частном секторе. Все жилые помещения в обязательном порядке должны быть пригодны для жилья, обеспечены электричеством, газом, водоснабжением. Отопление должно быть только централизованным, никаких АГВ или печей.

Если рассматривать деревянный частный дом, то он должен быть не старше 15 лет. Количество квадратных метров должно удовлетворять условиям проживания на этой площади ребенка-сироты.

Есть ли дополнительные льготы?

Какие еще существуют социальные льготы детям-сиротам? Ежемесячно они получают от государства пенсию по потере кормильца. Она зачисляется на собственный свет ребенка, открытый в банке, но распоряжаться денежными средствами без ограничений он может только по достижению совершеннолетия. С 14 до 18 лет, если ребенок пожелает снять часть причитающейся ему суммы, ему необходимо получить разрешение от органов опеки.

Таким образом, обеспечение жильем детей-сирот является одним из самых приоритетных направлений работы по социальному обеспечению государства. Ежегодно с этой целью приобретаются квартиры в новостройках, в которых уже присутствует чистовой ремонт, и эти жилые помещения передаются сиротам. Предоставление жилья детям-сиротам в рамках социальной программы реализуется уже давно и совершенствуется с каждый годом. Поэтому воспитанники учреждений могут не беспокоиться, что после 18 лет они останутся на улице. Но нужно быть готовым к тому, что получение жилья займет некоторое время.

Выбор редакции
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....