1 организация государственной статистики в рф. Определение среднего показателя выработки


Государственная статистика в современной России имеет достаточно глубокие корни – в 2002 г. она отметила 200-летие. За 1802-1917 г.г. были созданы Центральный статистический комитет и Статистический совет министерства внутренних дел. За это время были проведены всеобщая (и первая в стране) перепись населения (1897 г.), ряд промышленных и сельскохозяйственных переписей, учеты земельного фонда по формам собственности, начата публикация официальных статистических сборников.

В СССР, в соответствии со сложившимися социально-экономическими отношениями, была создана принципиально новая система государственной статистики (организованы различные формы и виды сплошного наблюдения, налажен учет естественного движения населения, проводились всесоюзные переписи населения и т.д.).

В настоящее время деятельность государственной статистики в РФ осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:

1. Статистической деятельностью в стране руководит Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

2. Росстат, его органы в республиках, краях, областях, а также подведомственные им организации и учреждения входят в единую систему государственной статистики страны.

3. Установленные Росстатом формы и методы сбора и обработки данных, методология и методики расчета статистических показателей являются статистическими стандартами.

4. Основой деятельности Росстата и его подведомственных организаций являются федеральные статистические программы, финансируемые за счет государственного бюджета.

5. Наряду с государственной статистикой определенная часть статистической информации дается ведомственной статистикой, а также статистикой коммерческих и некоммерческих предприятий, организаций, фондов.

Организационная структура Росстата состоит из центрального аппарата, включающего руководство Росстата и его подразделения, территориальных органов Росстата (в республиках, краях, областях, автономных округах) и ряда подведомственных организаций, в числе которых:

ГМЦ – главный межрегиональный центр обработки и распространения статистической информации;

НИИстатистики – научно-исследовательский институт проблем социально-экономической статистики;

НИПИстатинформ – научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы;

ЦСЭИ РАН – межведомственный центр социально-экологических измерений РАН;

МИПК учета и статистики – межотраслевой институт повышения квалификации работников и специалистов в области учета и статистики;

Редакция журнала «Вопросы статистики»;

Колледжи, техникумы, учебные центры.

Основными обязанностями Росстата являются:


1. Предоставление официальной статистической информации Президенту, Правительству, Федеральному собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти, международным организациям.

2. Проведение сравнительного межгосударственного анализа показателей социально-экономического развития РФ, составление совместно с Центробанком РФ платежного баланса страны.

3. Контроль за выполнением всеми юридическими и хозяйствующими субъектами законов РФ, решений Президента и Правительства по вопросам статистики и предоставления статистической отчетности.

4. Обеспечение функционирования Единого государственного реестра предприятий и организаций.

5. Публикация официальной статистической информации.

6. Обеспечение проведения государственных статистических наблюдений по разработанным программам, формам и методикам.

7. Обеспечение сбора, обработки, хранения и защиты статистической информации, соблюдения государственной и коммерческой тайны, необходимой конфиденциальности данных.

8. Проведение единой технической политики в области сбора, обработки и передачи статистической информации при разработке и формировании федеральным программ по вопросам, порученным Росстату.

Росстат имеет право:

1. Получать государственную отчетность (и необходимые данные, материалы и пояснения к ней) на любой стадии ее разработки от органов государственной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов.

2. Издавать обязательные для них постановления и инструкции по вопросам статистики.

3. Заключать договоры о сотрудничестве со статистическими ведомствами других государств, международными статистическими организациями и иными органами по вопросам статистики.

4. Формирование федеральных программ по статистическим исследованиям.

5. Определять перечень важнейших научно-исследовательских работ по вопросам статистики.

6. Созывать в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в компетенцию Росстата.

7. Вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства в области статистики.

Статистика как наука

Статистика - одна из общественных наук, имеющая целью сбор, упорядочивание, анализ и сопоставление числового представления фактов, относящихся к самым разнообразным массовым явлениям. Это вместе с тем учение о системе показателей, т. е. количественных характеристик, дающих всестороннее представление об общественных явлениях, о национальном хозяйстве в целом и отдельных его отраслях. Статистика - это эффективное орудие, инструмент познания, используемый в естественных и общественных науках для установления тех специфичес­ких закономерностей, которые действуют в конкретных массовых явлениях, изучаемых данной наукой.

Статистика - это также одна из форм практической деятельности людей, цель которой сбор, обработка и анализ массовых данных о тех или иных явлениях. Когда мы говорим: государственная и ведомственная статистика РФ, организация статистики в России, то имеем в виду особую форму практической деятельности людей.

Статистикой называют также различного рода числовые или, как часто говорят, цифровые данные, характеризующие различные стороны жизни государства: политические отношения, культуру, население, производство и т. д.

Часто слово «статистика» употребляется в качестве более короткого эквивалента для слов «статистические методы». Статистические методы можно охарактеризовать как методы, применяемые при сборе, представлении, анализе и интерпретации данных. В качестве примера можно упомянуть о методах, применяемых при сборе данных о совокупности студентов вузов, обработке этих данных, обобщении и представлении в виде различных итоговых абсолютных, относительных и средних показателей с помощью графиков, таблиц.

Применение статистических методов особенно важно там, где из больших массивов данных требуется выделить полезную для нас информацию.

Широко распространенное представление о вседоказанности любого явления с помощью статистики, слишком преувеличено, однако несомненно и то, что статистические методы могут ввести людей в заблуждение. Иногда одно и то же явление даже квалифицированные специалисты, во всех тонкостях знающие статистику, могут объяснить по-разному, принять ложное утверждение и отвергнуть правильное. Принятие утверждения как истинного в известной мере зависит от субъективных особенностей исследователя.

Следовательно, выводы, которые делаются на основании статистических данных, не всегда однозначны.

Сила статистики и в том, что она на основе анализа разрозненных, как бы пестрящих случайностями данных помогает исследователю проникнуть в существо изучаемых явлений.

Организация статистики в РФ

Изучением экономического и социального развития страны, от­дельных ее регионов, отраслей, объединений, фирм, предприятий занимаются специально созданные для этого органы, в совокуп­ности называемые статистической службой. В России функ­ции статистической службы выполняют органы государственной и ведомственной статистики.

Организация государственной статистики в стране и ее задачи видоизменялись в соответствии с изменением органов государст­венного управления, их функций, а также с учетом особенностей развития экономики и социальной жизни общества.

Система органов государственной статистики образо­вана в соответствии с административно-территориальным делением страны. Работу статистических органов страны организует Госу­дарственный комитет по статистике РФ (Госкомстат РФ).

Органы статистики выполняют работу по сбору, обработке и анализу научно обоснованных данных, характеризующих эконо­мическое и социальное развитие страны, процессы становления многоукладной экономики, ход выполнения государственных и ре­гиональных программ по решению важнейших народнохозяйствен­ных проблем. Этой информацией обеспечивается законодательная власть, исполнительные, управленческие и хозяйственные органы.

Одновременно Госкомстат РФ занимается совершенствовани­ем методологии учета и статистики, разрабатывает формы отчет­ности. В настоящее время особое значение придается формирова­нию бухгалтерских и статистических показателей в соответствии с требованиями международного бухгалтерского учета и системы национальных счетов, поскольку эта система наиболее полно от­вечает требованиям рыночных отношений. Методы сбора и обра­ботки статистических данных, установленные Госкомстатом РФ, являются официальными стандартами.

Органы статистики проводят переписи и единовременные учеты необходимые для глубокого изучения отдельных сторон экономики и образа жизни населения; публикуют данные об экономическом и социальном развитии страны и отдельных регионов, данные по международной статистике и международным сопос­тавлениям.

Наряду с общегосударственной статистикой существует ведомственная статистика, которая ведется на предприятиях, объединениях, ведомствах, министерствах. Ведомственная статистика выполняет работы, связанные с получением, обработкой и анализом статистической информации, необходимой для руковод­ства их деятельности внутри конкретного ведомства и необходи­мой только этому ведомству. В силу того, что развитие рыночной экономики, самостоятельность предприятий и полная ответствен­ность за результаты производственно-хозяйственной деятельности требуют более глубокого анализа экономических процессов, про­исходящих на предприятии, значение ведомственной статистики в настоящее время значительно возросло.

Нельзя управлять сложными социальными и экономическими системами, не располагая оперативной, достоверной и полной ста­тистической информацией. Таким образом, главным содержанием статистики является исчисление статистических показателей и их анализ, благодаря чему органы управления получают все­стороннюю информацию о характеристике подведомственных объектов.

3 и 5. Стадии статистического исследования: наблюдение, сводка, анализ

Любое статистическое исследование массовых общественных явлений включает в себя 3 основных этапа:

Статистическое наблюдение - формируются первичные статистические данные, или исходная статистическая информация, которая является основой статистического исследования. Если при сборе первичных статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов;

Сводка и группировка данных - на этой стадии совокупность делится по признакам различия и объединяется по признакам сходства, подсчитываются суммарные показатели по группам и в целом. С помощью метода группировок изучаемые явления в зависимости от существенных признаков подразделяются на типы, группы и подгруппы. Метод группировок позволяет ограничивать качественно однородные в существенном отношении совокупности, что служит предпосылкой для определения и применения обобщающих показателей;

Обработка и анализ полученных данных, выявление закономерностей. На этом этапе с помощью обобщающих показателей рассчитываются относительные и средние величины, дается сводная оценка вариации признаков, характеризуется динамика явлений, применяются индексы, балансовые построения, рассчитываются показатели, характеризующие тесноту связей в изменении признаков. С целью наиболее рационального и наглядного изложения цифрового материала он представляется в виде таблиц и графиков.

И 7. Программно-методологические и организационные задачи статистического наблюдения, план и программа наблюдения.

Цель наблюдения. Статистические наблюдения чаще всего преследуют практическую цель - получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов. Например, целью микропереписи населения России в 1994 г. было получение данных о численности, составе населения, условиях его проживания.

Задача наблюдения предопределяет его программу и формы организации. Неясно поставленная цель может привести к тому, что в процессе наблюдения будут собраны ненужные данные или, наоборот, не будут получены сведения, необходимые для анализа.

Объект и единица наблюдения. Отчетная единица. При подготовке наблюдения кроме цели следует точно определить, что именно подлежит обследованию, т. е. установить объект наблюдения.

Под объектом наблюдения понимается некоторая статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые социально-экономические явления и процессы. Объектом наблюдения может быть совокупность физических лиц (население отдельного региона, страны; лица, занятые на предприятиях отрасли), физические единицы (станки, машины, жилые дома), юридические лица (предприятия, фермерские хозяйства, коммерческие банки, учебные заведения).

Чтобы определить объект статистического наблюдения, необходимо установить границы изучаемой совокупности. Для этого следует указать важнейшие признаки, отличающие его от других сходных объектов. Например, прежде чем проводить обследование рентабельности промышленных предприятий, следует определить формы собственности, организационно-правовые формы предприятий, отрасли промышленности и регионы, подлежащие наблюдению.

Всякий объект статистического наблюдения состоит из отдельных элементов - единиц наблюдения.

В статистике единицей наблюдения (в зарубежной литературе используется термин «элементарная единица») называют составной элемент объекта, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации. Например, при демографических обследованиях единицей наблюдения может быть человек, но может быть и семья; при бюджетных обследованиях - семья или домашнее хозяйство.

Единицу наблюдения следует отличать от отчетной единицы. Отчетной единицей выступает субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения. Так, при организации статистического наблюдения в капитальном строительстве информация может быть получена от проектных или подрядных организаций или от предприятий-застройщиков.

Единица наблюдения и отчетная единица могут совпадать. Например, если надо определить объем освоенных за год капитальных вложений, то предприятие-застройщик будет одновременно и единицей наблюдения, и отчитывающейся организацией. Однако при изучении процесса концентрации капитальных вложений отчетной единицей по-прежнему будет застройщик, а единицей наблюдения - стройки и объекты, строительство которых ведёт данный застройщик.

Программа статистического наблюдения. Всякое явление обладает множеством различных признаков. Собирать информацию по всем признакам нецелесообразно, а часто и невозможно. Поэтому необходимо отобрать те признаки, которые являются существенными, основными для характеристики объекта исходя из цели исследования. Для определения состава регистрируемых признаков разрабатывают программу наблюдения.

Программа наблюдения - это перечень признаков (или вопросов), подлежащих регистрации в процессе наблюдения. От того, насколько хорошо разработана программа статистического наблюдения, во многом зависит качество собранной информации.

Чтобы составить правильно программу наблюдения, исследователь должен ясно представлять задачи обследования конкретного явления или процесса, определить состав используемых в анализе методов, необходимые группировки и уже на основе этого выявить те признаки, которые нужно определить при проведении работы. Обычно программа выражается в форме вопросов переписного (опросного) листа.

К программе статистического наблюдения предъявляются следующие требования.

Программа должна содержать существенные признаки, непосредственно характеризующие изучаемое явление, его тип, основные черты, свойства. Не следует включать в программу признаки, имеющие второстепенное значение по отношению к цели обследования или значения которых заведомо будут недостоверны или отсутствовать, например, в представлении такой информации, которая является предметом коммерческой тайны.

Вопросы программы должны быть точными и недвусмысленными (иначе полученный ответ может содержать неверную информацию), а также легкими для понимания во избежание лишних трудностей при получении ответов.

При разработке программы следует не только определить состав вопросов, но и их последовательность. Логичный порядок исследования вопросов (признаков) поможет получить достоверные сведения о явлениях и процессах.

В программу целесообразно включать вопросы контрольного характера для проверки и уточнения собираемых данных. Вопросы в программе задаются в различной форме. Они могут быть закрытые и открытые.

Закрытый вопрос - это вопрос альтернативный, т. е. предполагающий выбор одного из двух ответов: «да» или «нет», или же вопрос с выборочным ответом, где предлагаются три и более вариантов ответа на выбор. Например, ответ на вопрос «состояние в браке» может быть одним из следующих: а) состоит в браке; б) никогда не состоял в браке; в) в браке; г) вдовец (вдова); д) разведен(а), разошелся(лась).

На открытые вопросы можно ответить практически бесчисленным количеством способов, если вопрос поставлен без заданной структуры ответа. Например, «какие ценности являются для вас главными?».

Для обеспечения единообразия получаемых сведений от каждой отчетной единицы (это важно при последующей обработке информации) программа оформляется в виде документа, называемого статистическим формуляром.

Статистический формуляр - это документ единого образца, содержащий программу и результаты наблюдения.

Обязательными элементами статистического формуляра являются титульная и адресная части. Первая содержит наименование статистического наблюдения и органа, проводящего наблюдение, информацию о том, кто и когда утвердил этот формуляр, иногда его номер. Вторая включает адрес отчетной единицы, ее подчиненность.

Формуляр может иметь разные названия: отчет, карточка, переписной лист, опросный бланк, анкета и т. д.

Различают две системы статистического формуляра: индивидуальную (карточную) и списочную.

Индивидуальный формуляр предусматривает запись на нем ответов на вопросы программы только об одной единице наблюдения, списочный - о нескольких единицах. Так, все формы статистической отчетности заполняются каждым предприятием в отдельности, а при проведении переписи населения члены каждой семьи записываются в один переписной лист.

Кроме формуляра разрабатывается инструкция, определяющая порядок проведения наблюдения и заполнения формы отчетности, переписного листа, анкеты. В зависимости от сложности программы наблюдения инструкция публикуется в виде отдельной брошюры или помещается на обратной стороне формуляра. Формуляр и инструкция по его заполнению составляют инструментарий статистического наблюдения.

Места и время наблюдения. Выбор места проведения обследования зависит главным образом от цели наблюдения. Если необходимо получить данные для изучения состава населения по стране, то в этом случае наблюдение охватит территорию всей страны. При сборе сведений о стоимости потребительской корзины в Москве и Санкт-Петербурге местом проведения обследования будут территории этих двух крупнейших городов страны.

Выбор времени наблюдения заключается в решении двух вопросов:

Установление критического момента (даты) или интервала времени;

Определение срока (периода) наблюдения.

Под критическим моментом (датой) понимаются конкретный день года, час дня, по состоянию на который должна быть проведена регистрация признаков по каждой единице исследуемой совокупности. Так, критическим моментом микропереписи населения Российской Федерации в 1994 г. был 0 часов в ночь с 13 на 14 февраля 1994 г. Критический момент устанавливается с целью получения сопоставимых статистических, данных. В случае исследования варьирования биржевых котировок на торгах валютных бирж в различных городах России необходимо иметь данные о курсах доллара США, японской иены, евро и других валют, зарегистрированные в один и тот же день. Если же надо проанализировать изменение объема продаж какой-либо валюты на биржевом рынке в отчетном месяце по сравнению с предыдущим месяцем, то устанавливается не критический момент, а интервал времени, за который следует получить статистические данные.

Выбор критического момента или интервала времени определяется прежде всего целью исследования.

Срок (период) наблюдения - это время, в течение которого происходит заполнение статистических формуляров, т. е. время, необходимое для проведения массового сбора данных. Этот срок определяется исходя из объема работы (числа регистрируемых признаков и единиц в обследуемой совокупности), численности персонала, занятого сбором информации. Следует учитывать, что отдаление периода наблюдения от критического момента или интервала времени может привести к снижению достоверности получаемых сведений. Например, микроперепись населения, упомянутая ранее, проводилась в течение десяти дней - с 14 по 23 февраля 1994 г.


Похожая информация.


Структура органов госстатистики соответствует административно-территориальному делению страны. В республиках, краях и областях работают комитеты по статистике. Низовым звеном являются инспектуры госстатистики, которые имеются в крупных городах и в административных районах. Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, комитет по статистике города Москвы издает «Москва в цифрах».

Основные функции всех статистических органов – сбор, обработка, анализ и представление данных в удобном для пользователя виде.

Руководство статистикой в стране осуществляет Федеральная служба государственной статистики (Росстат, бывший Госкомстат, http://www.gks.ru) как федеральный орган исполнительной власти.

Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методы расчета статистических показателей, установленные Росстатом, являются статистическим стандартом РФ.

Росстат издает следующие статистические сборники:

    Российский статистический ежегодник,

    ежегодник краткий «Россия в цифрах»,

    демографический ежегодник России,

    тематические сборники «Регионы России»,

другие тематические сборники, содержащие данные социальной статистики, сведения об уровне цен, промышленности, макроэкономических показателей и т.д.

Основными задачами Росстата являются:

    Предоставление официальной статистической информации Президенту, правительству, Федеральному собранию, федеральным органам исполнительной власти, общественным и международным организациям.

    Разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе и международным стандартам.

    Координация статистической деятельности в государстве.

    Разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов и проведение необходимых балансовых расчетов.

    Гарантирование полноты и научной обоснованности форм статистической информации и обеспечение равного доступа к ее изучению всем пользователям.

Основные функции Росстата состоят в том, что он:

    Организует проведение государственных статистических наблюдений по разработанным им или согласованным с ним программам, формам и методикам.

    Обеспечивает функционирование реестра ЕГРПО (Единого Государственного Реестра Предприятий и Организаций).

    Обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны и необходимой конфиденциальности данных.

    Сопоставляет основные социально-экономические показатели России с аналогичными показателями других стран и совместно с ЦБ РФ составляет платежный баланс страны.

    Проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачи статистической информации.

    Определяет в рамках выделенных средств перечень важнейших научно-исследовательских работ.

    Созывает в установленном порядке совещания по кругу проблем, входящих в компетенцию Росстата.

    Вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства в области статистики.

Росстат имеет право :

    Получать госотчетность, в т.ч. составляющую коммерческую тайну, а также необходимые данные и материалы на любой стадии их разработки и пояснения к предоставленной отчетности бесплатно, в рамках установленных объемов и сроков от всех юридических и других хозяйствующих субъектов, от федеральных органов исполнительной власти.

    Издавать обязательные постановления и инструкции по вопросам статистики.

    Заключать договора о сотрудничестве со статистическими ведомствами других государств, а также международными статистическими и иными органами по вопросам статистики.

    Формировать федеральные программы по статистике и статистическим исследованиям.

    Определять перечень важнейших научно-исследовательских работ по вопросам статистики.

Тема 2. Организация статистики в Российской Федерации.

Вам предстоит изучить следующие основные вопросы темы:

    Структура организации статистики в РФ

    Задачи и функции органов статистики

    Информационно-вычислительная сеть статистики (ИВСС)

Занятие 3. Организация статистики

Организация статистики в развитых странах представлена сетью государственных статистических учреждений, которые с учетом потребностей государства необходимы для улучшения экономической конъюнктуры, составления бюджета, для проведения мероприятий по налогообложению и государственно-монополистическому регулированию. Функции, выполняемые государственными статистическими учреждениями развитых стран однородны, а формы организации статистики различны по степени централизации (децентрализации).

Центральными статистическими учреждениями являются: во Франции – Национальный институт статистики и экономических исследований; в Японии – Статистическая комиссия; в Великобритании и ФРГ – Центральное Федеральное статистическое управление. Эти учреждения исполняют роль координирующих центров при разной степени децентрализации сбора статистических данных.

Организация статистики в России в качестве системы государственных учреждений началась с XIXвека. В 1858 году был образован Центральный статистический комитет (ЦСК), который утверждался как вневедомственный орган, объединяющий всю работу, связанную со статистикой. Однако централизованная система государственной статистики в этот период не сложилась. Отсутствовали статистические учреждения на местах, при этом в ряде министерства (Министерство путей сообщения, Министерство государственных имуществ, Министерство финансов) статистика была поставлена лучше, чем в ЦСК. С конца 60-х – начала 70-х годовXIXвека началась активная деятельность земской статистики. Ее основная задача состояла в изучении пореформенной России. Земская статистика явилась примером развития альтернативной статистики. В советский период государственная статистика была представлена системой учреждений, построенной по административно-территориальному принципу. В настоящее время центральный орган государственной статистики – Государственный комитет по статистике Российской Федерации (Госкомстат РФ). В республиках, краях, областях имеются управления или комитеты государственной статистики, в административных районах – районные службы государственной статистики. Государственная статистика получает данные установленной отчетности от предприятий, организаций, проводит специальные обследования, переписи. Однако система государственной статистики не получает первичной информации от финансовых, таможенных, банковских учреждений, а пользуется лишь сводной информацией, которую представляют соответствующие ведомства.

    Задачи и функции органов государственной статистики

Государственная статистика представляет собой одно из важнейших межотраслевых звеньев в системе управления экономикой страны. Она призвана решать задачи, обеспечивающие изучение массовых явлений и позволяет выявлять их сложные взаимосвязи и взаимодействия, а также давать научно обоснованную оценку функционирования и развития экономики.

Основными задачами государственной статистики являются:

    сбор, обработка и представление необходимой статистической информации различным пользователям о деятельности всех отраслей экономики и подведомственных им предприятий;

    разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей потребностям общества на современном этапе, а также международным стандартам;

    гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной статистической информации;

    координация статистической деятельности органов управления экономикой и обеспечение проведения ими отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений;

    предоставление всем пользователям равного доступа к открытой статистической информации путем распространения официальных докладов о социально-экономическом положении страны, отраслей и секторов экономики.

Государственная статистика служит базой для организации в стране статистической информационной системы. Органы государственной статистики осуществляют свою работу, руководствуясь тем, что система учета и статистики в РФ является одним из важнейших рычагов государственного управления развитием экономики. Госкомстат РФ выполняет функцию обратной связи по отношению к органам управления, предоставляя им всю необходимую информацию о деятельности всех отраслей экономики и подведомственных им предприятий и организаций.

Наглядно представить функции органов государственной статистики в системе управления экономикой можно следующим образом (Рисунок 1):

Рисунок 1

Под объектом управления понимается элемент систем, который для нормального функционирования нуждается в систематическом контроле и регулировании. Объектами управления выступают отрасли экономики их предприятия и организации, являющиеся объектами статистического наблюдения.

Для управления ими создателя управляющая система, которая обеспечивает их своевременное приведение к нормальному функционированию. Органы управления воздействуют на объекты управления посредством прямой связи (задания) и обратной связи (отчетность) через органы государственной статистики.

Органы государственной статистики, информируя органы государственного управления о деятельности во всех отраслях экономики, выполняют важные сигнальные функции, выражающиеся в том, что управляющая информация в виде заданий была принята и намечаемые действия объектов управления зафиксированы исходя из фактического положения – выполнения или не выполнения ими этих заданий.

Органы государственной статистики, образующие систему Госкомстата РФ, проводят свою работу на основе общих принципов, единой методологии и организации государственной статистики. Основной их целью является осуществление централизованного руководства делом учета и статистики в стране. Система Госкомстата РФ охватывает всю Россию, ее органы имеются во всех административно-территориальных образованиях страны.

Органы государственной статистики собирают и обрабатывают статистическую информацию от сотен тысяч промышленных предприятий, строек, сельскохозяйственных предприятий, десятков тысяч культурных, бытовых и других учреждений и организаций независимо от форм собственности. Эта информация отличается огромным разнообразием, массовостью и различной периодичностью поступления. Она формируется на базе примерно 250 форм статистической отчетности, а также на основе выборочных обследований и переписей.

При обработке всей статистической отчетности указанных объектов осуществляется несколько сотен миллиардов вычислительных операций в год. Для выполнения такой огромной работы Госкомстат РФ располагает разветвленной сетью вычислительных установок по сбору и обработке информации. Применение в ней различных средств вычислительной техники придает статистической информационной системе человеко-машинный характер с определенным уровнем автоматизации обработки статистической информации.

    Структура органов государственной статистики

Организационная структура системы государственной статистики построена в соответствии с административно-территориальным делением страны и включает три уровня: федеральный ,региональный (республики в составе РФ, края, области и национальные округа) иместный (районный или городской).

Централизованное руководство работой органов государственной статистики на федеральном уровне осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат РФ), который является главным учетно-статистическим центром и относится к центральным органам РФ, обеспечивая статистической информацией Правительство, Федеральное Собрание, федеральные органы исполнительной власти, а также широкую общественность и международные организации.

На Госкомстат РФ возлагается ответственность за своевременную объективную и достоверную обработку и представление статистической информации указанным органам и общественности на федеральном, отраслевом и региональном уровне на основе единой научной методологии.

Госкомстат РФ руководит организацией учетно-статистических работ на всей территории страны, в частности, работой 89 региональных комитетов по статистике, которые выполняют те же самые функции, только для своего уровня.

В состав региональных комитетов входят около 2300 районных (городских) управлений (отделов) статистики, являющихся первичными организациями системы государственной статистики. Районные (городские) органы статистики, находясь в непосредственной близости и постоянном информационном контакте с предприятиями и учреждениями, оказывают им методологическую помощь в организации учета и отчетности и являются основными источниками информации об их деятельности. Они собирают и обрабатывают информацию о работе всех сельскохозяйственных предприятий, а также промышленных, строительных, транспортных и торговых предприятий, предприятий бытового обслуживания, органов просвещения и здравоохранения района или города.

Все органы государственной статистики работают по единой методологии и единому плану статистических работ, утвержденными вышестоящими органами. Каждая статистическая работа, включенная в этот план, характеризуется объектом статистического наблюдения, составом показателей, формами отчетности, а также способами и периодичностью их поступления и разработки.

Статистические органы Госкомстата РФ построены по функционально-отраслевому принципу и организационно состоят из центрального аппарата, представленного управлениями отраслей статистики, вычислительного центра (ВЦ) и научно-проектного института статистической информационной системы РФ.

В состав центрального аппарата Госкомстата РФ входят следующие управления:

    статистики и планирования;

    национальных счетов;

    статистики предприятий и структурных обследований;

    сводной информации и региональной статистики;

    статистики цен и финансов;

    статистики уровня жизни и обследований населения;

    статистики труда;

    статистики населения;

    статистики промышленности;

    статистики услуг, транспорта и связи;

    статистики основных фондов и строительства;

    статистики внутренней и внешней торговли;

    статистики окружающей среды и сельского хозяйства;

    статистики зарубежных стран и международного сотрудничества.

В их функции входят разработка необходимой статистической методологии и анализ статистических материалов (аналитическая работа).

Разработка методологических материалов производится на основе анализа информационных потребностей органов управления и других пользователей статистической информации. Работа заключается в построении и совершенствовании системы статистических показателей и методов их исчисления, в подготовке бланков статистических форм и инструкций по их заполнению и представлению, а также в постановке статистических задач с целью их автоматизированного решения.

Аналитическая работа выражается в подготовке аналитических записок, бюллетеней, экспресс-информации, пресс-выпусков и прогнозов для руководящих органов по всем отраслям экономики. Для этого широко используются сводные статистические отчеты и накапливаемые динамические ряды статистических данных за ряд лет.

Занятие 4. Информационные технологии в статистике

    Информационно-вычислительная сеть статистики

Органы Госстатистики располагают развитой вычислительной сетью, оснащенной современными средствами вычислительной техники, средствами связи, организационной и множительной техникой. Накоплен большой опыт в области применения ЭВМ для выполнения статистических работ. Наряду со сбором, обработкой, передачей и хранением статистической информации, десяткам тысяч предприятий, организаций, фирм, агрофирм, институтов оказываются вычислительные услуги на коммерческой основе.

Вычислительная сеть Госкомстата – это примерно 2300 вычислительных установок различного уровня. На государственном уровне – это вычислительный центр (ВЦ). Вычислительные подразделения имеются во всех регионах в рамках соответствующих комитетов статистики, а на районном (городском) уровне функционируют вычислительные подразделения в рамках районных (городских) управлений статистики.

Основными функциями ВЦ Госкомстата РФ являются сбор, обработка и выдача в установленные сроки сводной статистической отчетности отраслевым управлениям центрального аппарата, различным органам управления.

Организация машинной обработки статистической информации осуществляется двумя группами подразделений: в одной – собирают первичную и выпускают сводную статистическую отчетность (отделы информационного обеспечения по статистике), в другой – осуществляют непосредственную машинную обработку статистической информации (отделы подготовки и передачи данных, эксплуатации различных технических средств, размножения и др.).

На ВЦ совместно с научно-исследовательским и проектным институтом Госкомстата РФ возложена также задача по разработке проектов автоматизации статистических задач, их апробации и внедрению (отделы проектирования машинной обработки информации).

Структура, задачи и функции региональных управлений статистики во многом схожи со структурой ВЦ Госкомстата РФ. В подразделениях информационного обеспечения статистики-экономисты, кроме подготовки и выпуска статистических данных, занимаются еще и аналитической работой с целью обеспечения необходимой информацией местных органов управления.

Функциональные отделы, занимаясь непосредственной машинной обработкой статистической информации, выполняют те же самые функции, но в зависимости от объемов обрабатываемой информации могут быть укрупнены или разукрупнены.

Районные (городские) управления (отделы) статистики, входящие в состав региональных комитетов, строятся в соответствии с типовыми структурами организаций данного уровня.

Организационная структура ВЦ Госкомстата РФ (региональных комитетов статистики) может быть представлена в виде обобщенной схемы (рисунок 2). Она состоит из нескольких групп подразделений, объединяющих проектные, технологические, производственные и обслуживающие отделы.

Организационная структура ВЦ Госкомстата РФ (региональных комитетов статистики)

Начальник ВЦ

Зам. нач. ВЦ

по проектированию

Зам. нач. ВЦ

по статистике

Зам. нач. ВЦ

по производству

Отдел проектирования

и внедрения информ. технологий

Отдел по статистике

цен и финансов

подготовки данных

Отдел по статистики

Отдел эксплуатации технических средств

Отдел организации

информац. обеспечения и БД

хранения программного обеспечения

Отдел по статистики

населения

Отдел технического обслуживания и т.д.

Отдел по статистики

промышленности

Отдел по статистики

торговли

Отдел по статистики

сельского хозяйства и т. д.

Рисунок 2

В первую группу входят отделы, осуществляющие проектирование машинной обработки информации и ее внедрение.

Отдел проектирования и внедрения информационных технологий определяет выбор комплекса технических средств, устанавливает вид и структуру используемых машинных носителей, разрабатывает варианты технологии обработки данных, затем производит разработку алгоритмов и машинных программ, составляет проекты и осуществляет их экспериментальное внедрение.

Отдел организации информационного обеспечения и баз данных осуществляет сбор, организацию хранения и выдачу всей справочной, нормативной, плановой и другой постоянной информации, необходимой для решения задач, а также производит контроль за их изменениями и своевременной корректировкой этой информации. Кроме того, он проводит работы по унификации статистической отчетности, приспособлению ее к требованиям машинной обработки, разработке и ведению локальных и общегосударственных классификаторов, разработке методических указаний по их применению.

В состав этой группы входит также отдел по ведению и хранению программного обеспечения, занимающийся внедрением программ на всех уровнях вычислительной сети Госкомстата.

Во вторую группу входят отделы информационного обеспечения различных отраслей статистики, которые занимаются подготовкой статистических отчетов для обработки с помощью различных технических средств. Они анализируют и контролируют формируемые результатные статистические данные, организуют вопросы к источникам информации при обнаружении отклонений в процессе организации обработки информации, составляют документы на корректировку информации, осуществляют размножение результатов статистических данных, окончательное их оформление и передачу потребителям. Эти отделы также участвуют в создании экономико-статистического описания постановок задач с целью их автоматизированного решения, оказывают помощь в работе соответствующих низовых органов статистики: осуществляют контроль их работы по организации статистических разработок, соблюдению методологии учета и отчетности и состоянию отчетной дисциплины.

В третью группу входят отделы, осуществляющие непосредственную машинную обработку информации с помощью различных технических средств.

В отделе подготовки (передачи) данных осуществляется перенос информации с документов на машинные носители и контроль правильности занесения информации на них, а также автоматизированный прием и передача информации по каналам связи.

Отделы эксплуатации технических средств (ЭВМ, компьютеры) обеспечивают ввод и контроль исходной информации в ЭВМ, ее непосредственную обработку и выдачу результатов данных пользователям, а также передачу их по каналам связи.

Отделы технического обслуживания различных технологических средств выполняют техническое обслуживание эксплуатируемой вычислительной техники, обеспечивают ее работоспособность, проводят текущий и профилактический ремонт.

    Назначение классификаторов и их структура

Для обмена статистической информацией между различными уровнями в системе Госкомстата РФ осуществляется разработка и внедрение классификаторов.

Классификатор – это систематизированный свод наименований объектов, т.е. классификационных признаков и их кодовых обозначений.

В зависимости от применения классификаторы делятся на три группы:

    Общегосударственные, используемые во всех отраслях и на всех уровнях управления;

    Отраслевые, используемые в пределах определенной отрасли;

    Локальные, используемые в пределах предприятия (организации) или группы предприятий.

В органах государственной статистики функционирует около 20 общественных классификаторов, относящихся к следующим группам:

    Классификаторы информации о трудовых и природных ресурсах;

    Классификаторы информации о продуктах труда, производственной деятельности и услугах;

    Классификаторы информации о структуре экономики и административно-территориального деления страны;

    Классификаторы управленческой информации и документации.

Рассмотрим структуру ЕГРПО (Единый Государственный Регистр Предприятий и Организаций).

ЕГРПО представляет собой единую систему государственного учета и идентификацию всех субъектов хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 20/04/93г. №47. Субъектами ЕГРПО являются юридические лица, филиалы представительства и др. подразделения предприятий и организаций, индивидуальные предприниматели.

Блок классификационных признаков включает: четырехразрядные коды министерства и ведомств (по СООГУ – Система обозначений органов государственного управления), которым подчинены предприятия; четырехразрядные коды территорий (по СОАТО – Система обозначений административно-территориальных объектов), на которых расположены предприятия, и пятиразрядные коды отраслей экономики (по ОКОНХ – Общегосударственный классификатор отраслей народного хозяйства).

Коды министерств и ведомств по СООГУ построены по серийно-порядковой системе: старшие четыре разряда обозначают конкретное министерство, а младший – форму его подчинения (общегосударственное, местное и т.д.).

Коды территорий по СОАТО построены по позиционной системе кодирования. В данном случае из СОАТО – десятиразрядного кода – чаще всего используются только четыре старших разряда: коды республик, входящих в РФ, краев, областей.

Все вышеперечисленные коды присваиваются предприятию (юридическому лицу) при его регистрации (открытии) согласно видам деятельности, указанным в уставе предприятия.

! Общие выводы к изученной теме:

    Система учета и статистики в РФ является одним из важнейших рычагов государственного управления развитием экономики.

    Организационная структура системы государственной статистики построена в соответствии с административно-территориальным делением страны и включает три уровня: федеральный, региональный и местный.

    Основными функциями ВЦ Госкомстата РФ являются сбор, обработка и выдача в установленные сроки сводной статистической отчетности различным органам управления.

    ЕГРПО представляет собой единую систему государственного учета и идентификацию всех субъектов хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.

? Вопросы для самопроверки:

    Что является основными задачами государственной статистики?

    По какому принципу построены статистические органы Госкомстата РФ?

    Каково назначение классификаторов?

В настоящее время главным органом государственной статистики в Российской Федерации является Федеральная служба государственной статистики (Росстат), ранее он назывался Государственным комитетом Российской Федерации по статистике (Госкомстат России). Росстат состоит из 38 территориальных органов.

Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Государственный комитет Российской Федерации по статистике преобразован в Федеральную службу государственной статистики.

В соответствии с вышеназванным Указом Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 7 апреля 2004 г. № 188 "Вопросы Федеральной службы государственной статистики" установила, что Федеральная служба государственной статистики является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также функции по контролю и надзору в области государственной статистической деятельности на территории Российской Федерации.

Структура Росстата России и региональных комитетов по статистике соответствует основным направлениям статистических работ. Росстат России включает управления:

Статистического планирования и организации статистического наблюдения;

Национальных счетов;

Статистики предприятий и структурных обследований;

Статистики труда;

Переписи населения и демографической статистики

Статистики зарубежных стран и международного сотрудничества;

Статистики уровня жизни и обследований населения;

Статистики услуг, транспорта и связи;

Статистики основных фондов и строительства;

Статистики внутренней и внешней торговли;

статистики окружающей среды и сельского хозяйства;

Статистики цен и финансов;

Сводной информации.

В каждом регионе есть свой территориальный орган, поэтому можно сделать вывод, что структура органов статистики имеет административное делание.

Одной из основных целей государственной статистики является отображение состояния социально-экономической сферы в стране. При детальном изучении становится понятно, на чем стоит сосредоточить особое внимание и куда направить основные силы. Изучая то или иное явление, становится видно как развивается, в каком направлении и какой прогноз можно построить.

Принятие правильного управленческого решения напрямую зависит от качества предоставленной информации. При неполной, недостоверной, искаженной информации решение будет принято не правильно, что может иметь огромные негативные последствия как для региона, так и государства в целом.

Государственная статистика имеет тесную связь с органами государственной власти, так как находится в подчинении Правительства РФ.

Любое управленческое решение будет верным только в том случае, если оно принято на основании достоверной информации, поэтому статистика имеет огромное значение в управлении экономическим и социальным развитием страны. При принятии решения на высоких уровнях управления должны учитываться только самые точные, полные, правдивые и правильно проанализированные данные.

Для исследования состояния отдельных регионов, фирм, отраслей, предприятий и социально-экономического развития страны созданы специальные для этого органы, которые составляют статистическую службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 399 "Об утверждении Положения о Федеральной службе государственной статистики" утверждено Положение о Федеральной службе государственной статистики и внесены некоторые изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. № 188 "Вопросы Федеральной службы государственной статистики". В частности, руководство деятельностью Федеральной службы государственной статистики осуществляет Правительство Российской Федерации .

Для того чтобы получить такую обобщенную информацию, нужно правильно проводить статистические наблюдения и сбор данных, качественно их обобщать и представлять в удобной и наглядной форме. Статистические показатели объединяют данные всеобщего наблюдения по совокупности единиц. Все показатели используются как местными органами власти, так и Правительством страны, лежат в основе межправительственных соглашений. Отсюда следует, что несомненно должна создаваться официальная государственная статистика - система организаций, которые будут отвечать за сбор данных, их обработку, обобщение по определенным критериям, за их достоверность и полноту.

Полностью система государственной статистики в России сложилась еще во второй половине XIX века. Ранее главным органом государственной статистики являлся Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), в настоящее же время Федеральная служба государственной статистики (Росстат) .

В Российской федерации в каждом субъекте существует свой региональный комитет по статистике. Отсюда следует, что структура органов государственной статистики совпадает с административным делением страны. Районные или городские отделы государственной статистики, которые есть в административных районах краев, областей, а также в административных районах крупных городов, таких, как Москва, Санкт-Петербург являются самым низшим звеном статистики.

В статистических сборниках публикуются статистические данные о численности и составе населения, о структуре экономики и результатах ее работы за период, состоянии рынка труда, уровне цен и их изменениях, заработной плате и совокупных доходах населения и т.д. Статистические сборники делятся на два вида: универсальные и специальные, в которых детально разобрано состояние какой-либо сферы. Примером универсального статистического сборника могут служить краткий статистический ежегодник "Россия в цифрах в... году" или полный "Статистический ежегодник Российской Федерации за... год", к этому типу изданий можно отнести и двухтомник "Регионы России". Универсальные сборники издаются ежегодно Росстатом России.

К специализированным статистическим сборникам относятся: "Социальное положение и уровень жизни населения России" (ежегодник), "Демографический ежегодник России", "Промышленность России", "Цены в России", "Национальные счета России в... году" и др.

Местные статистические органы издают региональные статистические сборники. Например, Петербургкомстат издает ежегодник "Санкт-Петербург в... году" и "Ленинградская область в... году". Комитет по статистике Москвы - статистический сборник "Москва в цифрах, ... год" (краткий), "Москва в... году". В регионах издаются и специализированные статистические сборники.

Территориальный орган государственной статистики относится к системе федеральных органов исполнительной власти, а региональные комитеты статистики входят в структуру местных органов власти. Действенность и качество статистических работ зависят от развития технологии сбора, передачи, обработки и хранения статистических данных. В каждом областном, краевом или республиканском комитете по статистике есть свои вычислительные центры. Самый мощный вычислительный центр имеет Росстат России. Все наболее важное значение приобретают локальные вычислительные сети, которые связывают банки данных статистических служб, иных держателей региональной и федеральной информации. Главными функциями всех статистических органов являются сбор, обработка, анализ и представлении готовых данных в удобном для пользователя виде. Статистические службы должны оперативно предоставлять информацию органам управления, осуществлять обмен информацией с Центральным банком Российской Федерации (Банком России) и его конторами на местах, Министерством финансов РФ (Минфином) и его местными органами, Министерством экономического развития, торговли и туризма, Министерством по труду и социальной защите населения РФ и т.д.

Автор отмечает, что существуют требования к организации государственной статистики как несомненно важного звена в системе управления, состоящие в создании подходящей технологии взаимодействия с объектами - источниками первичной информации, и со структурами - потребителями обработанных официальной статистикой данных, а также в создании механизмов их реализации, которые нужны для устранения информационной деформации, возникающей время от времени. Это возможно благодаря общегосударственному статусу, ресурсам и авторитету официальной статистики, обеспечиваемой взаимоприемлемой методологией, и координации статистической работы в целом по стране.

Научно-обоснованный подход к организации государственной статистики представляет собой оптимизацию построения систем сбора, обработки, хранения и передачи обобщающих данных, необходимых и достаточных для количественно-качественной характеристики, и установления закономерностей развития наблюдаемых социально-экономических явлений (как в целом по стране, так и по ее территориям, административным, ведомственным, корпоративным, общественным и другим институциональным образованиям).

В организацию государственной статистики нарядус выбором ее изначальных принципов, приоритетов и обоснования функциональных систем сбора, обработки, хранения и передачи данных, входит и решение ряда вопросов, связанных с разработкой и реализацией целевых статистических программ и программ управления ими (так называемых программ статистического менеджмента), а также определение структуры и форм управления статистическими организациями, их задач и функций, формирование штатных расписаний, подбора и расстановки кадров, а кроме того их подготовка и переподготовка, определение, разработка и развитие информационного, программного и технического, финансового и других форм обеспечения статистических работ.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...