123 ограничения и запреты на гражданской. Запреты и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы


Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на службе в случае:

  1. Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным.
  2. Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости.
  3. Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если он необходим для исполнения должностных обязанностей.
  4. Наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.
  5. Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
  6. Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства.
  7. Наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
  8. Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу.
  9. Непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
  10. Несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции».

Государственному гражданскому служащему запрещается:

  1. Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено законодательством.
  2. Замещать должность государственной гражданской службы в случае:
  • Осуществлять предпринимательскую деятельность.
  • Приобретать в специально установленных случаях ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
  • Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность, если иное не предусмотрено законодательством.
  • Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
  • Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок.
  • Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.
  • Разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию.
  • Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов или их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.
  • Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.
  • Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.
  • Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве государственного гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.
  • Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.
  • Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
  • Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено российским законодательством.
  • Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено российским законодательством.
  • Если владение государственным гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами или акциями может привести к конфликту интересов, он обязан передать их в доверительное управление.
  • После увольнения с государственной гражданской службы гражданин не вправе:

    В течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

    Разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    Гражданин не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на службе в случае:

    1.Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным.

    2.Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, а также в случае наличия не снятой или не погашенной судимости.

    3.Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если он необходим для исполнения должностных обязанностей.

    4.Наличия заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения.

    5.Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

    6.Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства.

    7.Наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

    8.Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную гражданскую службу.

    9.Непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

    10.Несоблюдение ограничений, нарушение запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".

    Государственному гражданскому служащему запрещается:

    1.Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено законодательством.

    2.Замещать должность государственной гражданской службы в случае:

    а) избрания или назначения на государственную должность, если иное не предусмотрено законодательством;

    б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;

    в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

    3.Осуществлять предпринимательскую деятельность.

    4.Приобретать в специально установленных случаях ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

    5.Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность, если иное не предусмотрено законодательством.

    6.Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

    7.Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок.

    8.Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

    9.Разглашать или использовать в целях, не связанных с государственной гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию.

    10.Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов или их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.

    11.Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями.

    12.Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума.

    13.Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве государственного гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности.

    14.Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.

    15.Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

    16.Входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено российским законодательством.

    17.Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено российским законодательством.

    18.Если владение государственным гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами или акциями может привести к конфликту интересов, он обязан передать их в доверительное управление.

    После увольнения с государственной гражданской службы гражданин не вправе:

    В течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности государственного гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов.

    Разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

    Обычный правовой режим государственного служащего предусматривает ограничения и запреты, обусловленные характером государственной службы. Служба в государственных органах является по своему существу политической службой, поэтому в первую очередь среди ограничений прав гражданина, являющегося государственным служащим, ограничиваются его политические права. Политические права государственных служащих ограничены рамками правовой системы в стране.

    Поскольку государственные служащие в своей деятельности выражают волю и позицию государства, а не свою личную или кружковую, то их публичные выступления оцениваются как выступления государственных должностных лиц. Это положение не дает им возможности выступать в публичных случаях без надлежащего уполномочия вышестоящих должностных лиц. В настоящее время работники Администрации Президента РФ вправе выступать в средствах массовой информации по вопросам своей служебной деятельности, а также по вопросам деятельности Администрации Президента РФ только в порядке, устанавливаемом руководителем Администрации Президента РФ (п. 6 Указа Президента РФ от 29 января 1996 г. № 117). За рубежом подобное положение закреплено, например, в ст. 38 Устава Римской курии, где предусматривается, что "без соответствующего разрешения компетентного органа никто не может выступать с заявлениями и давать интервью касательно персонала, текущей деятельности и направлений работы Римской курии. Все официальные сообщения и заявления прессе должны осуществляться только через пресс-службу Святого престола в соответствии с нормами ст. 115, параграф 8".

    Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, закреплены в статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

    • 1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
    • 2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
    • 3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей но должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
    • 4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются Правительством Российской Федерации;
    • 5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
    • 6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
    • 7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
    • 8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
    • 9) непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

    Данный перечень ограничений резко контрастирует с 12 ограничениями, закреплявшимся в прежде действовавшем Федеральном законе № 119-ФЗ. статья 11. Напомним их.

    Государственный служащий был не вправе:

    • 1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
    • 2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
    • 3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
    • 4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
    • 5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
    • 6) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
    • 7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
    • 8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
    • 9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
    • 10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц. за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
    • 11) принимать участие в забастовках;
    • 12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов (п. 1 ст. 11 Федерального закона № 119-ФЗ 1995 г.).

    Таким образом, из ограничений государственного служащего исчезли все вопросы совместительства, совместимости мандата депутата (законодательной власти) с государственной должностью (исполнительной властью), вопросы предпринимательской деятельности. Они перешли в разряд запретов государственному служащему. Таковыми запретами являются:

    • 1) участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
    • 2) замещение должности гражданской службы в случае:
      • а) избрания или назначения на государственную должность, за исключением случаев, установленных указами Президента Российской Федерации;
      • б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
      • в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
    • 3) осуществление предпринимательской деятельности;
    • 4) приобретение в случаях, установленных федеральным законом, ценных бумаг, по которым может быть получен доход;
    • 5) быть поверенным или представителем но делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
    • 6) получение в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации;
    • 7) выезд в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе но договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;
    • 8) использование в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средств материально-технического и иного обеспечения, другого государственного имущества, а также передача их другим лицам;
    • 9) разглашение или использование в целях, не связанных с гражданской службой, сведений, отнесенных в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебной информации, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
    • 10) публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
    • 11) принятие без письменного разрешения представителя нанимателя наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
    • 12) использование преимуществ должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации но вопросам референдума;
    • 13) использование должностных полномочий в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публичное выражение отношения к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
    • 14) создание в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствование созданию указанных структур;
    • 15) прекращение исполнения должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
    • 16) вхождение в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
    • 17) занятие без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

    В законодательстве появилось также ограничение государственного служащего в виде обязанности сообщать администрации о конфликте его интересов с интересами государственной должности, конечно, по собственному мнению государственного служащего (п. 3 ст. 19 Федерального закона № 79-ФЗ). Коррупция, как правильно считает В. А. Прокошин1, - последствие конфликта интересов, проявляющееся в использовании агентом полномочий для достижения не предусмотренных поручением целей

    Эти ограничения прямо корреспондируются с подобными нормами законодательства зарубежных стран.

    В Японии прямо закреплены в законе следующие ограничения. Статья 102 - ограничения политической активности служащего, ст. 103 - ограничения частного предпринимательства. Прямо запрещено активное участие в политических партиях, служащий не может становиться кандидатом на публичную должность, замещаемую путем публичных выборов, то есть не обладает пассивным избирательным правом. В течение двух лет после оставления государственной службы он не может занимать пост в извлекающих прибыль организациях, если их деятельность связана с прежним местом службы государственного служащего. Нарушение запрета извлекать прибыль может влечь уголовную ответственность в виде лишения свободы до трех лет с привлечением к принудительному труду (ст. 110, и. 19). Ограничены также и профсоюзные права (ст. 108-П).

    Выполняя предписания об ограничении предпринимательства государственному служащему, посол США в Венгрии в январе 1990 г. подал в отставку из-за конфликта интересов: он вступил в Корпорацию канадских и американских финансистов для вложений в Восточную Европу.

    Специфика правового статуса государственного служащего в странах с социалистической системой права приводит к тому, что профсоюзы государственных служащих здесь не запрещены. Вероятно, в силу трудового характера отношений государственного служащего с властями. Так, ст. 174 декрета Президента Демократической Республики Вьетнам от 12 марта 1947 г. предусматривала: "Трудящиеся имеют право на свободу объединения и забастовок. Специальное постановление определит область распространения указанных свобод, а также процедуру примирения и арбитража"". Единственно, что забастовка не возможна ни со стороны государственных служащих, ни со стороны рабочих: власть не может ее допустить, ибо это свидетельствовало бы о неумении этой власти управлять социалистическими, обобществленными делами.

    Совместная служба родственников прямо ограничивается, например, в ст. 7 швейцарского законодательства. В Римской курии запрет совместной службы родственников запрещается при родственных связях до четвертого колена кровных родственников и до второго колена некровных родственников (ст. 15). Это генетическое ограничение имеет, по существу, расовый характер или отражает противоречие интересов государства и отдельной личности. Редкий случай применения правила об ограничении совместной службы родственников предоставляет казус Т. Б. Дьяченко, дочери Б. Н. Ельцина, назначенной им советником Президента РФ. Когда Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнев назвал это решение Президента противоречащим действующему законодательству, пресс-служба Президента РФ выступила в печати "По поводу заявления спикера Госдумы"2 и утверждала, что Федеральный закон о государственной службе не относит Президента РФ. а также иных лиц категории "А" к государственным служащим. Поэтому ограничений для совместной службы близких родственников нет. Здесь проявилось казуистическое великолепие формулировок, позволяющих повернуть закон, что дышло.

    Иллюстрацией сложностей в правовой квалификации возможности государственного или муниципального служащего заниматься предпринимательской деятельностью может явиться следующий судебный казус.

    В Череповецком городском суде Вологодской области доказана вина Смирнова в получении взятки1. Смирнов являлся председателем комитета по физической культуре и спорту (КФиС) г. Череповца, обладал распорядительными и административными полномочиями. От имени КФиС он заключил сделку с болгарской фирмой, в результате которой КФиС понес значительные убытки. Казалось бы. должностное лицо, состоящее на государственной или муниципальной службе, не может заниматься предпринимательской деятельностью, это запрещает и закон об антимонопольной деятельности. Однако Верховный Суд РФ при таких обстоятельствах осуждение Смирнова но ч. 1 ст. 170 УК РСФСР (действовавшая на тот период статья о должностных преступлениях) отменил. Верховный Суд посчитал, что поскольку личной заинтересованности или корысти в действия Смирнова не было, то он не подлежит ответственности за злоупотребление властью или служебным положением.

    Факт, когда сотни чиновников различных министерств и иных органов исполнительной власти входят в советы директоров акционерных обществ, в связи с чем происходит сращивание государственного аппарата с коммерческими организациями, квалифицируется П. В. Куракиным как узаконенная коррупция1. Однако скорее это не узаконенное преступное поведение, закон-то запрещает, а существующая преступная практика остается без надлежащего государственного реагирования, видимо, в силу все того же сращивания государственного аппарата с организованной преступностью, то есть с образованием мафии.

    Как может нормально работать государственный аппарат, в том числе Администрация Президента, если ее работники числятся еще и в других органах, и могут выступать властной крышей для операций соответствующих компаний? Так, глава Администрации Президента РФ Дмитрий Медведев "избран" председателем Совета директоров "Газпрома"2. 4 сентября 2006 г. телевидение сообщило о поездке Президента РФ В. В. Путина в Болгарию и Грецию для решения вопроса о прокладке нефтепровода в обход проливов Босфор и Дарданеллы через территорию этих стран, с тем чтобы нефть российских компаний качалась по нему в район Средиземноморья. Решение данного хозяйственного вопроса1 не находится в компетенции В. В. Путина именно как Президента РФ, поскольку нефтяные компании действуют по рисковым правилам частного бизнеса. Использование должностного положения для лоббирования интересов частных негосударственных компаний - нарушение законодательства о государственной службе. Государство не может подвергать себя рискам частного права. Эти факты были бы прямым нарушением запрета законодательства о совмещении функций государственной службы с предпринимательской деятельностью, спасительной шлюпкой здесь служит жесткое разделение современным российским законодательством государственных должностей и должностей государственной гражданской службы.

    Абсолютно неприемлемым является исполнение обязанностей посла РФ на Украине В. Черномырдиным, когда он является частным предпринимателем с фирмами с его участием и интересом на Украине. Под сенью государства Российской Федерации этот "дипломат" обделывает свои делишки, благодаря чему отношения России и Украины все ухудшаются и ухудшаются.

    Одним из показательных дел. когда совмещение частных и публичных интересов невозможно через деятельность государственных служащих и частных компании, является казус со швейцарской фирмой "Нога". Столкновение российских компаний с правовой системой Швейцарии, где законодательство, в основном, соблюдается, приводит российских предпринимателей и государственных чиновников к неразрешимым конфликтам.

    В мае 2008 г. Минфин России, руководимый Кудриным, выступил во французском суде с иском против "Ноги" с требованием возместить ущерб, причиненный незаконным арестом компанией российского имущества. При этом Минфин России заявляет, что "хотя компанией не были арестованы активы Российской Федерации, действия нанесли ущерб репутации и экономическим интересам России". При этом, как заявляет Минфин РФ. компании предписано возместить ущерб Банку России и информагентству РИА Новости1. В начале этого процесса стоит гарантия российского правительства Черномырдина по договору частной российской компании-однодневки с указанной фирмой "Нога". После скорого "банкротства" первой право требования по долгу России за поставленные товары перешли кредиторам - четырем швейцарским банкам. Банки выдали мандат компании на взыскание долга России. В 2006 г. американский бизнесмен Коган выкупил у банков нрава требования по долгу России, а в 2007 г. они перешли к российскому Минфину. Полная путаница с участниками правовых отношений, с надлежащими субъектами нрава, обязанностями и ответственностью. Это та мутная водичка, в которой погряз коррумпированный государственный аппарат. Арестованное по иску "Ноги" российское имущество во Франции было разблокировано французскими судами, поскольку на государственное имущество, в отличие от негосударственных организаций, распространяется иммунитет от ареста.

    Обязанностям государственного служащего корреспондируют и его права, которые, на мой взгляд, обязаны быть достаточными для обеспечения государственному служащему выполнения его служебных обязанностей. Они закреплены в статье 14 Федерального закона № 79-ФЗ.

    Гражданский служащий имеет право на:

    • 1) обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
    • 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;
    • 3) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
    • 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
    • 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
    • 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;
    • 7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;
    • 8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
    • 9) защиту сведений о гражданском служащем;
    • 10) должностной рост на конкурсной основе;
    • 11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
    • 12) членство в профессиональном союзе;
    • 13) рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
    • 14) проведение по его заявлению служебной проверки;
    • 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;
    • 16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации;
    • 17) государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;
    • 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

    Также специальным правилом для государственного служащего является его невозможность состоять в различных объединениях, членство в которых влечет обязанности, отражающиеся на его государственной службе. Обычно в зарубежных странах это ограничение государственного служащего связано с доктриной нейтральности государственного служащего, вызванной многопартийностью и сменой правящей партии после выборов. Правящие партии сменяются у власти, а государственный служащий обязан относиться к событиям нейтрально при выполнении своих государственных служебных обязанностей. В Российской Федерации бывший мэр г. Санкт-Петербурга А. Собчак состоял членом Мальтийского ордена, благодаря чему по общественному телевидению велись передачи о процедурах совершения таинства посвящения в члены этого ордена, то есть реклама организации.

    Для государственного гражданского служащего установлены специальные ограничения и запреты по службе (ст. 16 и 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Гражданский служащий не может быть принят на государственную гражданскую службу и находиться на гражданской службе в случае:

    1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

    2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;

    3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

    4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

    5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

    7) наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

    9) непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

    Для гражданского служащего ст. 17 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены запреты, связанные с гражданской службой. Гражданскому служащему, например, запрещается:

    1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

    2) замещать должность гражданской службы в случае:

    а) избрания или назначения на государственную должность;

    б) избрания на выбор­ную должность в органе местного самоуправления;

    в) избрания на оп­лачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе; государственный служащий обязан полностью посвятить себя государственной службе, что обеспечивает ее эффективность.

    Государственный служащий не вправе занимать другую должность, быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Этот запрет обусловлен требованием от государствен­ного служащего полнейшей самоотдачи, нахождения на службе посто­янно в течение всего служебного времени;

    3) осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринима­тельской деятельностью является любая самостоятельная инициативная деятельность государственных служащих, которая осуществляется на постоянной основе посредством как личного выполнения работ, так и вложения средств в предприятие в предусмотренных законом формах, причем напримеравленная на получение личного денежного дохода;

    4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

    5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами. Представительство выражается в деятельности представителя, совершаемой от имени представляемого. Представитель действует от имени и в интересах представляемого (ст. 182 ГК РФ);

    6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Указанный запрет не лишает возможности получения государственными служащими символических знаков внимания в соответствии с общепризнанными нормами вежли­вости и гостеприимства, символических сувениров при проведении протокольных или других официальных мероприятий. Вместе с тем ст. 575 Гражданского кодекса (Часть вторая) устанавливает, что государственным служащим и служащим органов муниципальных образо­ваний в связи с их должностным положением или в связи с исполне­нием ими служебных обязанностей не допускается дарение, за исклю­чением так называемых «обычных подарков», стоимость которых не превышает пяти установленных законом минимальных размеров опла­ты труда. Однако закон не определяет понятия «обычного подарка» и порядка реализации данной нормы. Остаются открытыми, например, такие вопросы: сколько раз в день можно получать «обычные подарки»? Где их можно получать (в кабинете, на улице, в лесу и т.д.)? От каких лиц можно получать «обычные подарки»? Конечно, эта норма является нормой частного (гражданского) права, однако она распространяет свое действие и на сферу публично-правового регулирования государственно-служебных отношений. Думается, что данная норма несовместима с цивилизованной этикой государственной службы. Если законодатель хотел подчеркнуть что-то особенное в гражданско-правовом институте дарения, действующего и в сфере государственной служ­бы, то, очевидно, ему это не удалось сделать корректно. Складывается впечатление, что законодатель легализовал возможность получения государственными и муниципальными служащими «взятки в небольших размерах»;

    7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физичес­ких и юридических лиц;

    8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

    9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным за­коном к сведениям конфиденциального характера, или служебную ин­формацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должност­ных обязанностей;

    10) принимать без письменного разрешения представителя нанима­теля награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также по­литических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодей­ствие с указанными организациями и объединениями;

    11) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. Таким образом, государственный служащий не вправе участвовать в забастовках как способе разрешения проблем, возникающих в системе государственной службы. Государство и его органы каждодневно имеют множество «внешних врагов», с ко­торыми они призваны «бороться»: катастрофы, землетрясения, пожа­ры, наводнения, военные конфликты, преступность, болезни и т.д. Если разрешить бастовать государственным служащим, то у государства по­явится «внутренний враг», способный в одно мгновение разрушить го­сударственность, внести дисгармонию в общественные и экономические отношения. Государственный служащий предупреждается при поступ­лении на государственную службу о таком правоограничении и прини­мает, таким образом, его добровольно;

    12) Государственный служащий не вправе использовать свое служеб­ное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений. Конституция РФ установила многопар­тийную систему. Участие государственного служащего в деятельности каких-либо политических партий или других общественных объедине­ний несовместимо с государственной должностью государственной служ­бы. Этот запрет напримерямую связан с принципом внепартийности государ­ственной службы. Но он не означает, что государственный служащий лишен права вступить в политические партии и занимать в них руко­водящие посты. Он может придерживаться различных политических взглядов. Одним из важнейших правовых условий, обеспечивающих со­блюдение запрета государственного служащего на использование своего служебного положения в интересах политических партий, является зап­рет на образование в государственных органах структур полити­ческих партий, религиозных, общественных объединений, за исключе­нием профессиональных союзов и некоторых иных органов обществен­ной самодеятельности.

    Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

    1. Гражданский служащий обязан:

    1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

    2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

    3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

    4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

    5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

    6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

    7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

    8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

    9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

    10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

    11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

    12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

    13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

    14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

    2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

    введение

    1.1 Понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции

    2 Принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации

    2.1 Понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

    2 Система ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

    Глава 3. Запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации

    2.1 Понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

    2 Система запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

    Заключение


    введение

    Государственная гражданская служба как вид государственной службы представляет собой сложный механизм, включающий в себя множество элементов.

    Пожалуй, одним из важнейших элементов является сам государсвтенный гражданский служащий, его права и обязанности. Надлежащее исполнение им требований закона не только положительно сказывается на деятельности конкретного органа власти, но и на обществе в целом. Так, важным, с точки зрения осуществления государственной гражданской службы, является соблюдение не только прав и обязанностей государственного гражданского служащего, но ограничений и запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

    Запреты и ограничения, представляют собой своеобразные меры противодействия коррупции и злоупотреблениям государственными служащими своими полномочиями.

    В этой связи важным является определение сущности, как запретов, так и ограничений, понимание их структуры и последствий их несоблюдения. В этом и заключается актуальность рассматриваемого вопроса.

    Методологическую основу исследования составляет комплекс методов научного познания: диалектический, сравнительного правоведения, формально-юридический и др.

    Теоретическую основу исследования составили труды отечественных авторов: А.В. Гусева, Т.Г. Полыниной, Х.А. Валеева, А.Ф. Ноздрачева, Ю.М. Кулаковой и др.

    Нормативную и практическую базу исследования составляет действующее законодательство РФ в области регулирования государственной гражданской службы.

    Объектом настоящего исследования являются общественные отношения в сфере осуществления государственной гражданской службы.

    Предмет настоящей курсовой работы следует определить как - запреты и ограничения в системе государственной гражданской службы.

    Целью настоящей работы является комплексное рассмотрение системы запретов и ограничений при прохождении государственной гражданской службы.

    Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

    определить понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции;

    рассмотреть принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации;

    определить понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы;

    проанализировать систему ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы;

    рассмотреть понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

    исследовать систему запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы.

    Цели и задачи настоящей курсовой работы определили ее структура, которая включает в себя введение, три главы, деленные на два параграфа, заключение и список используемых источников.

    глава 1.Общие положения о государственной гражданской службе в РФ

    1 Понятие государственной гражданской службы в Российской Федерации и ее функции

    Федеральный закон «О системе государственной службы» от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ определяет государственную гражданскую службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации направленную на обеспечение исполнения полномочий Российской федерации, ее субъектов и т.п.

    Основные положения о государственной гражданской службе, в том числе и легальное ее определение, закреплены в Федеральном законе № 79-ФЗ от 27.07.2004 года.

    Так согласно п.1 ст. 3 вышеуказанного Закона под государственной гражданской службой понимается один из видов государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

    Анализ указанных определений показывает, что они имеют схожие формулировки и понимают государственную гражданскую службу в едином ключе.

    В правовой науке также имеются несколько точек зрения на определение государственной гражданской службы.

    Так, А.В. Гусев, полагает, что под государственной гражданской службой в соответствии с административно-правовым подходом следует понимать как публично-правовой институт, а в соответствии с «трудоправовым подходом» - разновидность служебной трудовой деятельности особой категории наемных работников. Автор придерживается мнения, что при определении понятия государственной гражданской службы следует исходить из комплексного, межотраслевого понимания государственной гражданской службы.

    Представляется, что следует согласиться с таким мнением, тем более, что оно не входит в противоречие в вышеуказанными легальными определениями государственной гражданской службы.

    Т.Г. Полынина полагает, что следует определять государственную гражданскую службу как часть государственной деятельности, имеющей профессиональный характер и направленной на обеспечение реализации полномочий Российской Федерации и ее субъектов, которые носят государственно-властный характер; и осуществляемой лицами, замещающими должности государственной службы, учреждаемые в государственных органах Федерации и ее субъектов.

    Правовая природа и сущность государственной гражданской службы определяется сущностью государства, поскольку указанный вид государственной службы отражает функции, задачи, основные черты государства и призван обеспечивать их осуществление на практике.

    Х.А. Валеев полагает, что сущность государственной гражданской службы связана с осуществлением целей и функций государства на практике, с государственным управлением и определяется характером государственной власти. Осуществляется она государственными гражданскими служащими на должностях государственной гражданской службы в государственных органах различных ветвей власти.

    Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, к которым в частности относят:

    правоприменительную функцию, выражающуюся в реальном применении Конституции РФ, законов и иных нормативных правовых актов государства;

    правотворческую, выражающуюся в разработке и принятии нормативных актов

    правозащитную, выражающуюся в обеспечении прав и свобод граждан;

    регулирующую, выражающуюся в разработке и реализации государственной политики во всех областях жизни общества.

    организационную.

    Таким образом, в соответствии с действующим законодательством по государственной гражданской службой понимается вид государственной службы, осуществляющийся на профессиональной основе в государственных органах, государственными служащими.

    Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, под которыми понимаются относительно обособленные и самостоятельные виды государственно-служебных действий.

    2 Принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации

    Принцип является основным и исходном положением, распространяющимся, прямо или опосредованно, на все соответствующие реалии.

    Применительно к государственной гражданской службе принципы, установленные в законе, являются основополагающими для иных актов, которые относятся к предмету регулирования гражданской службы.

    В соответствии со ст. 4 Закона «О государственной гражданской службе» к таким принципам отнесены:

    принцип приоритета т прав и свобод человека и гражданина;

    принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

    принцип, устанавливающий равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от физических и социальных характеристик;

    принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих;

    принцип стабильности гражданской службы;

    принцип доступности информации о гражданской службе;

    принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами;

    принцип защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

    Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, имеет в своей основе ст. 2 Конституции РФ, которая устанавливает «высшую ценность» и обязанность государства по соблюдению прав и законных интересов человека и гражданина.

    Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ является следствием первого и устанавливает требования к общим правилам деятельности государственных служащих.

    Частью 4 ст. 32 Конституции РФ установлено право граждан РФ на равный доступ к гражданской службе. Третий принцип государственной гражданской службы является следствием указанного конституционного положения.

    Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих возлагает на гражданских служащих и претендентов на замещение должности государственной гражданской службы обязанность иметь профессиональное образование, которое соответствует его должностным полномочиям и стремится к повышению профессионализма и компетентности.

    Повышение гражданскими служащими профессионализма и компетентности, что, естественно, включает в себя и стремление к безупречному выполнению должностных обязанностей, требует стабильности гражданской службы, что и является следующим закрепленным принципом.

    Стабильность гражданской службы гарантирует стабильность, постоянность служебной деятельности для каждого конкретного гражданского служащего.

    Принцип взаимодействия с общественными объединениями и гражданами означает отсутствие предпочтений, нейтральные отношения со всеми заинтересованными гражданами и общественными объединениями без предоставления кому-либо каких-либо преференций.

    Принципом гражданской службы определена защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, что означает: гражданский служащий выполняет исключительно правомерные поручения своих руководителей (непосредственных и вышестоящих).

    Таким образом, следует придти к выводу, что принципы государственной гражданской службы основываются на положениях Конституции РФ и служат основой осуществления государственной гражданской службы в РФ.

    глава 2. Ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации

    1 Понятие и сущность ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

    Представляется, что ограничения, следует рассматривать как меру, которая позволяет создать условия, способствующие предотвращению коррупционных проявлений. Такую позицию поддерживает Н.В. Вассерман, которая полагает, что ограничения представляют собой антикоррупционную меру в сфере государственной гражданской службы.

    Следует обратить внимание, что законодателем не введено легальное определение ограничений на государственной гражданской службы, а лишь установлен их исчерпывающий перечень.

    Анализ научных трудов авторов по указанной теме, позволяет придти к вводу, что иногда в научных кругах встречает употребление термина «правоограничения», под которыми понимаются, обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами правила, условия, которые ставят государственного служащего в определенные юридические рамки.

    Следует согласиться с мнением Ю.М. Кулаковой, которая полагает, что правовые ограничения имеют своей целью воздействовать на государственных гражданских служащих в целях согласования интересов, стимулирования их социально полезного поведения, сдерживания негативных проявлений.

    При этом объясняя исчерпывающий перечень ограничений, автор указывает, что их неполное, нечеткое установление или ликвидация может стать оправдание противоправного поведения государственных гражданских служащих.

    Ограничения, как правовое явление выполняет ряд функции. Так, Ю.М. Кулакова выделяет следующие функции ограничений:

    охраны и защиты интересов государства и общества;

    контролирующую, выражающуюся в удержании государственных гражданских служащих от совершения действий, нарушающих государственные интересы;

    коммуникативную, выражающуюся в сообщениях для государственного гражданского служащего о возможностях выбора вариантов поведения в рамках права;

    воспитательную, т.е. формирование правосознания государственного гражданского служащего;

    мотивационную.

    Анализ указанных функций позволяет придти к выводу, что ограничения играют важную роль в системе государственной гражданской службы

    Таким образом, следует придти к выводу, что под ограничениями при прохождении государственной гражданской службе понимается исчерпывающий перечень условий, наличие которых делает невозможным прохождение государственной гражданской службы. При этом ограничения следует считать мерой антикоррупционного воздействия на государственных гражданских служащих.

    2 Система ограничений, связанных с прохождением государственной гражданской службы

    Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, закреплены в статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ.

    Так указанный Закон устанавливает невозможность принятия гражданина на гражданскую службу и нахождения гражданского служащего на гражданской службе в случае:

    Признания <#"justify">глава 3. Запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Российской Федерации

    1 Понятие и сущность запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

    Как уже отмечало выше в правовой науке и практике отсутствует четкое определение ограничений и запретов.

    Однако, исходя из сути законодательно установленных запретов, можно придти к выводу, что запреты в отличии от ограничений, подразумевают, что гражданский служащий в связи с прохождением гражданской службы не вправе осуществлять указанные в Федеральном законе действия. В случае же их совершения к гражданскому служащему применяются соответствующие меры ответственности.

    Запреты устанавливают обязанности гражданского служащего по воздержанию от совершения действий.

    Основными назначениями установленных запретов является:

    обеспечение эффективной профессиональной деятельности по исполнению полномочий государственных органов;

    установление препятствий возможному злоупотреблению государственных служащих;

    создание условий для независимости служебной деятельности;

    гарантия осуществления государственными служащими гражданских прав.

    Следует отметить, что характер запретов является абсолютным и не связан непосредственно с исполнением государственным служащим официальных обязанностей. В случае нарушения запретов, указанное нарушение рассматривается как отягчающее ответственность государственного служащего обстоятельство.

    Установленные запреты можно рассматривать в двух основных аспектах:

    несовместимости должности гражданского служащего с другими видами деятельности;

    обеспечения дисциплинарного режима на государственной службе.

    При этом следует отметить, что в соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 33 Закона за несоблюдение аппретов обоих видов предусматривается последствие в виде прекращения государственно-служебных отношений.

    Таким образом, запреты представляют собой законодательно запрещенные, действия государственного гражданского служащего несоблюдение которых, влечет наступление соответствующих юридических последствий.

    2 Система запретов, связанных с прохождением государственной гражданской службы

    В соответствии со ст. 17 Закона «О государственной гражданской службе РФ» гражданскому служащему в связи с прохождением гражданской службы запрещается:

    замещать должность гражданской службы в случае если он:

    Избран или назначен на государственную должность, за исключением случая, установленного частью второй статьи 6 <#"justify">Анализ указанный положений позволяет придти к выводу, что государственный гражданский служащий не может быть одновременно депутатом законодательного органа РФ или субъекта, органа местного самоуправления. Указанное положение соответствует ч. 3 ст. 97 Конституции РФ, в соответствии с которой депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе или заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

    В случае избрания государственного гражданского служащего в указанных органы ему надлежит приостановить свою службу на период действия полномочий по избранной должности.

    После окончания указанного срока они обладают правом продолжить гражданскую службу или уволиться с нее.

    заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, либо участвует в управлении хозяйствующим субъектом. При этом законодателем установлено, что государственный гражданский служащий может участвовать в управлении жилищным, жилищно-строительным, гаражным кооперативом, садоводческим, огородническим, дачным потребительским кооперативом, товариществом собственников недвижимости и профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке.

    приобретать в случаях, которые установлены федеральным законом, ценные бумаги, по которым возможно получение дохода;

    выполнять роль поверенного или представителя по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, а также государственном органе, находящемся в подчинении органа, в котором он проходит службу;

    получать вознаграждения от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей. При этом если подарки получены в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, они признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и подлежат передачи гражданским служащим по акту в государственный орган. При этом законодатель сохраняет за гражданским служащим право на выкуп такого подарка.

    В связи с исполнением должностных обязанностей выезжать за пределы территории Российской Федерации за счет средств юридических и физических лиц, за исключением служебных командировок, которые осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;

    использовать средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, а также передавать их другим лицам;

    Разглашать или использовать сведения <#"justify">Заключение

    В соответствии с поставленными целями и задачами можно придти к следующим выводам:

    В соответствии с действующим законодательством по государственной гражданской службой понимается вид государственной службы, осуществляющийся на профессиональной основе в государственных органах, государственными служащими.

    Государственная гражданская служба выполняет ряд функций, под которыми понимаются относительно обособленные и самостоятельные виды государственно-служебных действий. К таким функциям относят: правоприменительную, правотворческую, правозащитную, регулирующую и организационную функции.

    Принципы государственной гражданской службы основываются на положениях Конституции РФ и служат основой осуществления государственной гражданской службы в РФ.

    Прохождение государственной гражданской службы связано с наличием ограничений и запретов.

    Ограничение в государственной гражданской службе представляют собой определенные условия, при наличии которых претендент на замещение должности государственной гражданской службы не может быть назначен на должность государственной гражданской службы.

    Ограничения выступаю мерой антикоррупционного воздействия на государственных гражданских служащих.

    Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, закреплены в статье 16 Федерального закона № 79-ФЗ и имеют достаточно исчерпывающих характер.

    Запреты представляют собой законодательно запрещенные, действия государственного гражданского служащего несоблюдение которых, влечет наступление соответствующих юридических последствий.

    Исчерпывающий перечень запретов закреплен в ст. 17 вышеуказанного закона.

    Таким образом, в настоящей работе систематизированы ограничения и запреты, связанные с прохождение государственной гражданской службой.

    список источников и литературы

    Нормативно-правовые акты

    1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. [Электронный ресурс] - Режим доступа <#"justify">Научные труды

    5.Вассерман Н.В. Правовые ограничения и запреты, связанные с замещением должностей государственной гражданской службы // Известия Иркутской государственной экономической академии <#"justify">Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: учеб. для подгот. гос. служащих. М., 1999.

    Выбор редакции
    Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

    Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

    В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

    ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
    30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
    В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
    Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
    Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
    В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...