§14. Миграции населения


Славянского населения в междуречье Верхней Волги и Оки, миграционные потоки русских на Европейский Север и Северо-Восток, переселения казаков и крестьян на незаселенные земли «Дикого поля» к югу от Москвы и, наконец, движение на восток.

Почему люди мигрируют? Причин миграций много. Главная из них - экономическая. Люди едут в другие страны и районы в поисках работы трудовая миграция), в места с более высоким уровнем жизни и заработной платы. Наряду с этим люди могут менять места жительства по политическим, национальным, религиозным , экологическим и другим причинам.

Подразделяют миграции и по географическим особенностям. Прежде всего выделяют внутренние миграции населения - переселение людей из одного места жительства в другое в пределах одной страны (в данном случае - России) и внешние - переселения из одной страны в другую. Внутренние миграции оказывали и продолжают оказывать огромную роль на развитие России.

В советский период значительной была миграция преимущественно русского населения на индустриальные стройки в различные районы страны - на Урал, в Сибирь, на Дальний Восток, где осваивались месторождения полезных ископаемых, строились заводы и военные объекты. В 50-х гг. началось освоение огромных массивов целинных земель в Казахстане и Западной Сибири.

Во время существования СССР численность населения в основном за счет эмиграции русского населения увеличилась в Средней Азии в 12 раз, в Эстонии - т 10 раз, в Казахстане - в 5 раз.

Особый тип миграций - принудительные и вынужденные.

Массовые насильственные переселения людей получили особенно большое распространение в советское время. В период сталинских репрессий 30-50-х гг. практически по всей стране были созданы сотни лагерей для заключенных. С родных мест изгонялись целые народы: ингуши и калмыки, чеченцы и курды, корейцы и немцы. Они выселялись в Среднюю Азию и Казахстан, в Сибирь и на Дальний Восток.

Еще в довоенный период с Дальнего Востока были переселены в Среднюю Азию более 120 тыс. корейцев. С присоединенных к Советскому Союзу территорий Западная Украина и Белоруссия, Прибалтика и др. районы) сотни тысяч людей были выселены в Сибирь, Казахстан, на Дальний Восток (украинцы, белорусы, литовцы, эстонцы, поляки, молдаване). Начиная с 1941 г. с родных мест было выселено более 1 млн немцев (в Казахстан и Западную Сибирь), а в конце войны - многие народы Северного Кавказа (ингуши, чеченцы, карачаевцы, турки-месхетинцы), Крыма (крымские татары), а также калмыки, греки и другие народы.

Проблема репрессированных народов много лет замалчивалась. Она - одна из причин современных межнациональных конфликтов, которые наряду с военными конфликтами порождают вынужденную миграцию людей.

На перемещения людей воздействуют не только политические и социально-экономические, но и природные, экологические условия. Состояние окружающей среды в отдельных районах страны является мощным фактором, обусловливающим экологическую миграцию. На территории России и бывшего СССР известны регионы природных (разрушительных землетрясений) и техногенных (аварии на АЭС, магистральных трубопроводах) катастроф. Наконец, состояние экологии вынуждает людей выезжать из районов, где проводились испытания новейших видов вооружений, захоронения вредных промышленных, в т.ч. радиоактивных, отходов.

Рис. 68. Основные миграционные потоки

Внешние миграции по направлению движения людей подразделяются на: эмиграцию - перемещение добровольное или насильственное в другую страну на постоянное или временное проживание и иммиграция - въезд в страну на постоянное или временное проживание.

Внешние миграции, так же как и естественный прирост населения, влияют на изменение численности населения страны.

Разность между числом прибывших в страну и числом выбывших за ее пределы за определенный срок называется миграционным приростом. Он рассчитывается так же, как естественный прирост.

Например, в 2005 г, в Россию въехало 177 тыс. человек, а выехало из страны - 70 тыс. человек. Таким образом, миграционный прирост населения составил 107 тыс. человек.

Величина миграционного прироста населения в России на протяжении прошедшего столетия постоянно изменялась. С 1955 по 1975 г. прирост был отрицательным. В это время многие жители России уезжали в другие республики СССР. С середины 70-х гг. начался обратный процесс. Поэтому величина миграционного прироста стала неуклонно возрастать.

Рис. 69. Структура миграционных потоков в России

Но с 1995 г. она опять стала снижаться. Сейчас миграционный прирост уже не может восполнить потери, связанные с естественной убылью населения.

Внешние миграции населения России получили развитие во второй половине XIX в. После отмены крепостного права до 1915 г, из России эмигрировало около 5 млн человек - в основном в США, частично в Канаду. В то же время шла и активная иммиграция в страну. В годы гражданской войны (1917-1924 гг.) и в послевоенное время прошла значительная вынужденная (по политическим мотивам) эмиграция. Она также составила около 5 млн человек.

В годы Великой Отечественной войны из СССР эмигрировали латыши, литовцы, эстонцы и немцы. Стали эмигрантами 450 тыс. бывших советских граждан, которые не пожелали вернуться в СССР после окончания Великой Отечественной войны.

В послевоенное время начались волны этнической эмиграции, хотя в небольшом количестве выезжали и «невозвращенцы» - политические эмигранты. Эмигрировало значительное количество евреев, немцев и представителей других народов. С 1989 г. была разрешена эмиграция немцев, евреев, греков, а в 1993 г. был принят закон о свободе въезда-выезда для всех граждан России. С 1990 г, эмиграция снижается и сейчас составляет около 70 тыс. человек в год.

Выезжают из России в основном в страны СНГ и Балтии (52%). Преимущественно на Украину, в Казахстан и Узбекистан. Из других стран мира крупнейшие потоки переселенцев из России направлены в Германию, Израиль и США.

Основная часть (95%) въезжающих в Россию - жители новых независимых государств, образовавшихся при распаде СССР. При этом основной поток прибывающих (67%) приходится на Казахстан и Украину. После распада СССР русские в массовом количестве стали выезжать из стран СНГ и Балтии в Россию.


Их возвращение было в основном вынужденное, связанное с вооруженными конфликтами и различными формами -искриминации во многих новых независимых государствах.

Наконец, Россия стала новым домом для сотен тысяч вынужденных переселенцев и бежен- пев из районов межнациональных конфликтов на территории бывшего СССР.

Экономическое развитие России в условиях рыночных реформ привлекло не только русское население, но и многих жителей коренных национальностей стран СНГ, выезжающих в Россию на временную работу или переселяющихся насовсем. Это особенно характерно для мигрантов из Украины, Молдавии, Казахстана, стран Закавказья и Средней Азии.

Вопросы и задания


1. Дайте свое определение миграции.
2. Какие виды миграций характерны для современной России? Проанализируйте схему (рис. 69). Какие виды миграций рассмотрены в тексте параграфа?
3. Приведите известные вам примеры экологической миграции.
4. Приведите известные вам примеры миграций беженцев и вынужденных переселенцев.
5. Как изменились направления миграции населения в России в последние годы?
6. Объясните, как изменилась эмиграция из России и почему. В какие страны выезжают мигранты из России?
7. Как изменился масштаб внешних миграций в различные страны?

География России: Природа. Население. Хозяйство. 8 кл. : учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе; под ред. В. П. Дронова. - 10-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2009. - 271 с. : ил., карт.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Миграционные связи России с сопредельными территориями (бывшими окраинами Российской империи, затем - союзными республиками СССР) традиционно носили центробежный характер, т.е. были направлены из центра на окраины. Это было заселение Новороссии (южной Украины) в конце XVIII-XIX вв., заселение Северного Кавказа с XVIII в. и особенно интенсивно - Казахстана в период освоения целинных земель (1950- 1960-е гг.), русское аграрное освоение некоторых районов Средней Азии, а в период индустриализации - формирование рабочего класса ранее «отсталых национальных окраин». Городское население республик Средней Азии, Закавказья, Молдавии, частично Украины и Прибалтики в значительной степени формировалось за счет переселенцев из России. В России миграции населения также традиционно имели центробежный характер: мигранты из центра страны заселяли и осваивали присоединяемые к России территории на севере, на юге и на востоке. В XX в. основным направлением миграций было восточное - заселение Сибири и Дальнего Востока.

С либерализации иммиграционной политики в 1965 году, число иммигрантов первого поколения, живущих в Соединенных Штатах увеличилось в четыре раза: с 9,6 миллиона в 1970 году до примерно 38 млн в 2007 году.1 046 539 человек прошли натурализацию граждан США в 2008 году. С 2000 по 2010 год в США приехало около 14 млн иммигрантов. В 2006 году Соединенные Штаты принимали больше легальных иммигрантов в качестве постоянных жителей, чем все другие страны мира вместе взятые.

В настоящее время ведущие страны по иммиграции в эту страну - Мексика, Индия и Филиппины. Также быстро растёт доля мигрантов из Китая.

Хотя приток новых жителей из разных культур представляет некоторые проблемы, «Соединенные Штаты всегда были под напряжением его иммигрантов», - сказал президент Билл Клинтон в 1998 году. - «Америка постоянно набирает силу и дух от идущих волна за волной иммигрантов». Воссоединение семей составляет примерно 2/3 легальной иммиграции в США ежегодно.

Также, один из быстрых способов получения гражданства США - это служба в армии США. Но для этого у кандидата на службу должна быть грин-карта, то есть он должен уже быть иммигрантом. Служба в армии дает право на ускоренное получение гражданства: через 1 год службы в общем случае, либо без ценза (то есть, на следующий день) в случае службы в зоне боевых действий. Служить могут как мужчины, так и женщины.

Участились случаи получения Грин Карты и затем гражданства США и через различные визы. За последние 10 лет было выдано около 33 миллиона Грин Кара. Например, виза, которая является самым быстрым способом получить Грин-Карту, является одной из тех виз. Выдаётся учредителям и менеджерам иностранных компаний, которые желают открыть филиал своего бизнеса в США. После года работы филиала компании в США, учредители и менеджера и их семьи получают постоянное место жительство. Ранее, только крупные компании могли себе это позволить, но последние годы, Америка стала приветствовать средние и малые бизнеса, причем процент отказа на получение этой визы составлял всего около 18 % с 2010. А уже в 2015 году, на саммите «SELECTUSA» Президент США Барак Обама заявил о дальнейшем облегчении процедуры получения виз L-1. Это означает, что теперь получить визу L-1 намного легче, чем раньше. Данная инициатива, как утверждают некоторые политики, увеличит поток иммиграции в США.

Процессы миграции населения всегда играли важную роль в жизни России и ее отдельных регионов, обеспечивая освоение территории страны, перераспределяя население и трудовые ресурсы. Особенно велико было значение миграций в XIX-XX веках. На протяжении длительного исторического периода государственная миграционная политика занимала одно из центральных мест во внешней и внутренней политике России и была направлена на решение проблем, связанных с заселением новых земель, освоением природных ресурсов новых территорий.

Для истории России характерны массовое расширение осваиваемой территории, массовая колонизация во всех направлениях, где этому не было достаточно мощных природных и общественных препятствий. Постепенно роль государства в расширении территории России возрастала. Однако миграционная политика отличалась противоречивостью: власть то поддерживала миграцию на новые земли, то ей препятствовала, а часто смотрела сквозь пальцы на серьезные нарушения собственных запретов на переселение.

Население Московского государства сложилось в результате упадка Киевской Руси, что вызвало передвижение от центра Киевской Руси к ее окраинам. В период своего максимального расширения страна почти в 50 раз превышала существовавшие некогда собственные минимальные размеры. С конца XVI века за век с небольшим территория Сибири, присоединенная к России, в 11 раз превысила Европу. В целом миграционные процессы проходили в условиях низкой плотности населения. В XVI веке Европейская Россия в 10 раз уступала по данному показателю Германии и в 20 раз - Франции.См.: Ахисзер А.С. Диалектика урбанизации и миграции в России //Общественные науки и современность. Журнал. 2000. №7. С. 24-25.

За 300 лет существования династии Романовых на юг Европейской России переселилось 11 млн. человек. До XIX в. Россия имела незаселенные территории - свободные земли Центрально-земледельческого района, Южного Приуралья и Новороссии. Первые меры по заселению Сибири относятся еще к 1590 г. В XVI в. казаки основали Тобольск, Березов, Обдорск; в XVII в. - Петропавловск-Камчатский. Эти меры вызывались сознанием необходимости создать осязаемые признаки русского владычества во вновь приобретенных краях. С того же времени правительство начало пользоваться Сибирью для выдворения преступников, имели место миграция беглых крестьян, казачьих переселений и иммиграция. Отчетливая миграционная (в большей степени иммиграционная) политика начала проводиться уже в конце XVII века, когда Россия начала активно привлекать иностранцев для заселения и освоения огромных территорий. См.: Кабузан И. М. Естественный прирост, миграция и рост населения Европы и Российской империи в XVIII - начале XX века // Отечественная история. 2001. №2. С.155.

Во времена царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) иммиграция в Россию приобретает массовый характер. В 12-13 главах «Наказа» (своеобразной программы нового царствования) говорится о необходимости максимального роста населения и колонизации пустынных пространств. В 1762-1764 гг. издаются специальные манифесты и указы, направленные на привлечение иностранцев на пустующие земли между Доном и Волгой (в декабре 1762 г. - манифест «О свободном поселении иностранцев в России», в 1763 г. - второй манифест и императорский Указ «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, селиться, где пожелают»). Когда иностранцы стали приезжать, составлялся «Поименный список отправляемых в Россию иностранных поселенцев». Наиболее существенными льготами были: освобождение от уплаты налога и другие льготы по платежам и в казну, причем сроки устанавливались дифференцированно, в зависимости от региона вселения, от численности населения в поселении и от рода занятий пере-

Манифестом 1763 г. в Санкт-Петербурге была создана специальная Канцелярия (по сути -- одна из первых в мире государственных служб по миграции), которой ежегодно выделялось до 200 тыс. рублей на оказание помощи иностранцам при переселении в Россию. Впоследствии этот Указ был дополнен законами о льготах и привилегиях для переселенцев. Эти манифесты были обнародованы в Германии, где вызвали сильное движение среди бедной части ее населения. За 1791-1830 гг. число переселенцев из Европы составило 260 тыс. человек. Затем объемы миграции возрастают. По данным десятой ревизии (1857г.), в 12 губерниях, где селились иммигранты, их насчитывалось уже более 450 тыс. человек.

В 1803г. началось переселение немецких колонистов в степи южной Новороссии. Правила «О приеме и водворении иностранных колонистов» от 20 февраля 1804 г. облегчали положение колонистов и способствовали их притоку в Россию. Иностранных колонистов рекомендовалось направлять в Новороссию, расселяя ближе к портовым городам. Колонисты получили льготу от уплаты податей и отправления повинностей на 10 лет, им выдавалось на хозяйственное обзаведение до 300 руб. в год с возвратом этих денег по прошествии льготного срока в течение 10 лет, выделялся надел в 60 десятин на семейство (в отличие от них отечественные переселенцы не получали от казны никаких пособий и льгот). До 60-х годов XIX в. в Новороссию переселилось более 70 тыс. немецких колонистов.

В 1806 г. было принято положение для населения Сибири, которое определило обязанности губернаторов и дало переселенцам значительные льготы. Таким образом, в дореформенные годы начинают формироваться основные направления миграционных путей, по которым Сибирь заселяется в пореформенный период. Почти 520 тыс. свободных и подневольных крестьян, переселившихся в Сибирь в 1796-1858 гг., сыграли важную роль в деле хозяйственного освоения этого района.

С 1825 г. наступает очередной этап в истории освоения Северного Кавказа. Указом 22 марта 1824 г. было вновь дозволено переселение государственных крестьян в окраинные многоземельные районы России. Право на переселение получили государственные крестьяне малоземельных губерний, в которых на ревизскую душу приходилось менее 5 десятин земли. Миграция разрешалась в губернии, где новоселы могли получить на каждую ревизскую душу от 8 до 15 десятин земли. Прибывшие освобождались от повинностей, включая и рекрутскую, и уплаты податей на три года. Это оживило темпы заселения Ставрополья.

В XIX - начале XX в. из Европы, включая Российскую империю, выехало 57635 тыс. человек. Основную массу эмигрантов дали Англия (почти 30%), Россия (17,6%), Италия (15,3%), Германия (10,2%), Австро-Венгрия (8,1%), Испания (7,6%), остальные европейские страны - чуть более 11 % общей численности эмигрантов. Миграционные потоки за пределы России и извне практически никогда не прекращались. По данным паспортного контроля, в 1898 г. из России выбыли за границу 175796 русских подданных и 225996 иностранцев, а въехали или вернулись из-за рубежа 136354 русских подданных и 279691 иностранец. Эта тенденция была долговременной. По некоторым сведениям, за период с 1828 по 1915 гг. Российскую империю покинуло от 2,5 до 3 млн. ее подданных. См.: Кабузан И. М. Естественный прирост, миграция и рост населения Европы и Российской империи в XVIII - начале XX века // Отечественная история. 2001. №2. С.156.

После реформ 1861 г. потребность в переселениях была велика в силу объективных причин: снижение урожайности на выделенных крестьянам землях, высокая арендная плата, высокая плотность населения на черноземных губерниях. С

На рубеже XIX и XX веков вплоть до Первой мировой войны вытекавшая из архаичной формы земледелия ограниченность земли, пригодной для земледелия, служила фактором миграции крестьянства в Сибирь. Начавшееся в этот же период развитие фабрик и заводов уничтожило многие кустарные промыслы, которые поддерживали малоземельных крестьян, усовершенствование технической базы промышленного производства создало избыток рабочей силы среди групп населения, которые уже перешли от кустарных промыслов к фабричному труду. В связи с недостаточностью сельскохозяйственных земель в центральных районах страны конца XIX - начала XX вв. правительство России активно стимулировало данное направление миграции. В Сибири имелись богатые лесные угодья, которые могли прокормить большое количество людей из Центральной России.

Главным условием успеха стал ориентир на долгосрочное закрепление переселенцев в новых территориях. К переселению на Дальний Восток стимулировались социальные группы, способные благополучно адаптироваться в новых условиях и создать социальные основы для закрепления господства России в новых землях. С 1862 г. переселение проводилось за счет самих мигрантов. До 1905 г. разрешение на переселение в Амурскую и Приморскую области предоставлялось крестьянам, способным привезти с собой на новое место не менее 600 рублей -- для приобретения хозяйственного инвентаря и на обустройство. См.: Романов И.А. Особенности государственного регулирования миграции на Дальнем Востоке // СОЦИС. 2004. №11. С.52

В переселенческом процессе применялись методы: экономические -- переселения за счет государства (казеннокоштные) и за счет колонистов (своекоштные); социального регулирования - семейные, индивидуальные переселения и переселения обществом (не менее 15 семей); политические - организация ускоренного процесса переселений в соответствии с политическими целями. Органы государственного управления отдавали предпочтение своекоштным переселениям. Однако для большинства крестьян затраты на длительный и трудный путь на восток оказались непосильными, поэтому в законодательстве предусматривалось осуществление перевозки основной части переселенцев за казенный счет

В начале XX в. усиливается эмиграция из России за рубеж, в основном из западных губерний России. Одновременно с этим отмечается приток иностранцев в Россию, главным образом из Персии, Германии, Турции, Австро-Венгрии. Абсолютное большинство мигрантов (около 87%) общего числа выбыло в США. В это же время получает распространение незаконная эмиграция, которая по своим масштабам была более значительной, нежели официальная, и была вызвана в частности, сложностями, зачастую не разрешимыми, при получении документов на выезд за рубеж (паспорта, а для сезонных рабочих легитимационных карточек).

В 1904-1916 гг. иммиграция в Россию значительно сокращается в связи с ухудшением политической и экономической ситуаций, поражением в русско-японской войне и началом Первой мировой войны. В эти годы принимаются наиболее одиозные указы в отношении иностранцев. Так, в 1916 г. издается закон против «немецкого засилья», в развитие которого было подготовлено намеченное на апрель 1917 г. изгнание из Поволжья немцев, осуществлению чего помешало свержение монархии. Но это реализовал в 1941 г. И.Сталин, правда, с тем изменением, что выслал всех немцев не за пределы страны, а в казахстанские степи.

Первая мировая война и последовавшие за ней революционные потрясения практически разрушили упорядоченный процесс организованного переселения. В соответствии с законом о социализации земли, принятым в октябре 1917 г., миграционная политика изменилась коренным образом - если раньше значительная часть расходов по переселению оплачивалась самим переселенцем, то теперь все бремя расходов брало на себя государство.

С 1917г. политические и идеологические мотивы занимают главное место в миграционной политике, хотя в некоторые периоды, например нэпа, учитывался и экономический фактор. С введением нэпа открылись новые возможности освоения слабозаселенных земель. Уже тогда стало очевидно, что стихийно начавшимся миграциям необходимо придать организованный характер.

1929 год стал переломным в динамике сельского населения, с этого года оно начало сокращаться. Голод в начале 30-х годов усугубил положение. Тяготы деревенской жизни в период становления коллективизации сформировали устойчивое стремление покинуть село. Ритм оттока был задан вплоть до распада СССР.

Центральной проблемой 20-х годов стала организация переселения из малоземельных регионов в многоземельные. Особый интерес в этом отношении представлял Дальний Восток, где экономическая потребность в населении как рабочей силе для освоения природных ресурсов края усиливалась военно-стратегическим и политическим значением этих огромных слабозаселенных территорий и необходимостью укрепления восточных границ. Только с конца 1924 г. до начала 1930 г. на Дальний Восток проследовало 147,3 тыс. переселенцев, что свидетельствует о значительных масштабах переселений.

В 20-х годах начала формироваться система переселенческих льгот для отдельных местностей страны. В 1923 г. принят декрет «О льготах для командируемых на работы в. отдаленные местности РСФСР», под который подпадали не только временные служебные командировки, но и направления на постоянную работу. В соответствии с декретом и последующими правовыми актами 20-30-х годов были выделены отдаленные местности, в которых рабочим и служащим предоставлялись специфические льготы. К началу Великой Отечественной войны сформировалась сложная система льгот для работающих в районах Крайнего Севера и отдаленных местностях РСФСР.

В 30-х годах возникла государственная система организованного набора рабочих как форма перераспределения трудовых ресурсов между селом и городом. Индустриализация требовала большого притока рабочих в промышленность. В то же время деревня располагала огромным количеством свободных рук. Рабочую силу для городов европейской части страны в больших масштабах стали набирать в сельской местности, при этом село отдавало неквалифицированную рабочую силу. Все мероприятия по переселению носили характер жесткой плановости. Районы вербовки рабочих на стройки, а также на вводимые промышленные предприятия и транспорт определял Народный комиссариат труда СССР, а хозяйственные органы предприятий этих районов несли ответственность за подбор рабочей силы. За 10 предвоенных лет путем оргнабора было перераспределено 28,7 млн. чел. (в основном - сельских жителей).

Приток рабочей силы из сельского хозяйства превышал потребности промышленности и вел к чрезмерно быстрому росту ряда городов. В июне 1931 г. был поставлен вопрос об ограничении роста Москвы и Ленинграда, впоследствии эти меры распространились и на другие крупнейшие города. В 1932 г. в стране были введены единая паспортная система и обязательная прописка по месту жительства. Эти меры фактически установили разрешительный характер миграции и государственный контроль за перемещением трудовых ресурсов по стране. Нельзя обойти вниманием такое явление в национальной миграционной политике, как депортация целых народов и групп населения. Она рассматривалась в качестве одной из мер по ослаблению конфликтов между властью и народами, в первую очередь, между разными народами - во вторую. Депортации и предвоенные зачистки приграничных районов явились крайней формой организованной миграции, опиравшейся на весь арсенал силовых средств государства, носившей репрессивный характер.

Репрессивные депортации приводили к массовым людским потерям. Так, из 79 тыс. депортированных карачаевцев погибло 27 тыс. человек. Депортации сопровождались упразднением национальных образований, изменением административно-территориального деления. Принудительные переселения продолжались и в послевоенный период. По некоторым расчетам, репрессивным, принудительным миграциям внутри страны в 30-50 годы подверглись около 6 млн. человек.См.: Поляков Ю.А. Население России в XX веке. Исторические очерки. 1900-1939.- М., 2000. С.214.

В послевоенные годы начался новый этап в проведении переселенческой политики. С одной стороны, потребовалась концентрация усилий масс трудящихся на восстановлении народного хозяйства, с другой - происходило освоение новых территорий, что диктовало усиление организационных мер. Однако мероприятия по мобилизации рабочей силы проводились отдельными ведомствами или отдельными предприятиями, что придавало им элемент неорганизованности.

К 60-м годам демографические ресурсы староосвоенных районов России истощались, и Северо-Западный и Центральный районы сами стали ощущать дефицит трудовых ресурсов. С этого времени главный вектор миграционных движений приобретает центростремительную ориентацию, которая утвердилась со второй половины 70-х гг., чему способствовали аграрное перенаселение, жесткая конкуренция на рынках труда, быстро увеличивающийся слой квалифицированных кадров коренных национальностей в Закавказье, Средней Азии, Казахстане.

С 1967 г. оргнабор рабочих осуществлялся государственными комитетами по использованию трудовых ресурсов, созданными в республиках. Только за 1951-1970 гг. было направлено по оргнабору 5,6 млн. рабочих, а всего с начала 30-х годов - 28 млн. рабочих.

Новое направление в миграционной политике было связано с решением проблемы стабилизации населения в сельской местности Нечерноземной зоны РСФСР. Значительно увеличивались размеры единовременных пособий семьям с детьми, переселяющимся в колхозы и совхозы. При этом ограничительные меры системы управления миграцией продолжали действовать и развиваться. Регулирование роста крупных городов осуществлялось не только системой прописки, но и экономическими мерами, в частности, путем ограничения капитальных вложений в промышленность и другие сферы народного хозяйства. Постановлением 1981 г. было запрещено промышленное строительство и расширение действующих предприятий в 91 крупном городе и ограничено в 57 городах. Были установлены ограничения при приеме на работу тех людей, которые не проживают в данном городе или его пригородной зоне. В итоге фактически «закрытыми» для мигрантов оказались 200 из 300 городов с населением 100 тыс. человек и более.

В 1951-1990 гг. миграция обусловила существенные изменения численности, демографической структуры, территориального размещения населения. О масштабах миграционных процессов можно судить по данным переписи населения 1979 г.: 47% всего населения страны проживало не там, где они родились; 16,3% всех проживающих вне мест своего рождения жили в месте переписи менее двух лет. Это более 20 млн. человек, или 7,7% всего населения страны.

В 60-80-е годы ареал интенсивного оттока сельского населения охватил всю главную полосу расселения СССР, включая южные районы Сибири. Село России оставалось самым мощным донором урбанизации, отдав в города 23 млн. чел., в 2,4 раза больше, чем был его естественный прирост. В 90-е годы население сельской местности пополнилось, на 1,1 млн. чел., в основном за счет вынужденных мигрантов из бывших республик СССР, хлынувших сюда в 1992-1994 гг.

В послевоенный период были приняты нормативные акты, устанавливающие систему льгот, направленную на привлечение переселенцев в регионы Крайнего Севера и приравненные местности. Указы 1960 г. и 1967 г. упорядочивали систему льгот для работающих в этих районах. Постановления 1982 г. «О жилищно-строительной кооперации» и 1985 г. «О мерах по обеспечению работников предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, жилой площадью в других районах страны» обеспечивали переселенцам жилищные льготы.

С конца 60-х годов СССР начинает более активно использовать труд иностранных рабочих из социалистических стран. Так, в 1967 г. между СССР и КНДР было заключено одно из первых межправительственных соглашений об использовании северокорейских рабочих на лесозаготовках в Хабаровском крае. В середине 70-х гг. получает развитие трудовая миграция из Болгарии, Польши, Румынии и др. Позже к ним прибавились рабочие из Кубы, Вьетнама, КНДР. Численность такой иностранной рабочей силы колебалась от 15 до 30 тыс. человек.

В 1981 г. был принят новый закон о правовом положении иностранных граждан, который, хотя и учитывал изменения, происшедшие в мире к этому времени, и согласовался с документами Хельсинского совещания 1975 г., все-таки ориентировался на «закрытое» общество. С апреля 1989 г., когда вступило в силу Постановление Совмина СССР «О дальнейшем совершенствовании внешнеэкономической деятельности», резко сократилась численность рабочих из европейских стран-членов СЭВ (до 4 тыс. человек) и Вьетнама (до 40 тыс.). В то же время увеличился поток трудовых мигрантов из Китая (до 25 тыс.), КНДР, Монголии и др.См.: Кваши А..Я. Современная демография. - М., 1995.С.117.

Российская (советская) эмиграция 1917-1986 гг. была обусловлена последствиями двух мировых и гражданской войн и изначально определялась, прежде всего, политическими соображениями ограничения свободы выезда. Выделяют три «волны эмиграции».

Первая волна (1917-1938 гг.) - эмиграция времен гражданской войны и первых послереволюционных лет, включавшая остатки белогвардейских войск, представителей дворянства и купечества, творческой интеллигенции, самостоятельно покинувших страну или высланных по решению советского правительства -- имела ярко выраженный политический характер. Из страны в этот период выехало примерно 4 млн. эмигрантов, большая часть которых направилась в Европу. Проблема России заключалась не столько в масштабах первой волны эмиграции, сколько в качественном ее составе, в потере широкого «интеллектуального» слоя.

Вторая волна эмиграции (1939-1952 гг.) носила прежде всего принудительный характер, обусловленный Второй мировой войной, территориальными изменениями в составе СССР. По оценкам; из страны в этот период эмигрировало от 5,5 до 8 млн. человек. Из них: 2,5 млн. - поляки, 1,8 млн. -- немцы, 424 тыс. -- финны, 296 тыс. - японцы, 240 тыс. - прибалты. Численность не пожелавших или побоявшихся возвратиться в СССР из тех, кто был насильственно вывезен в Германию, и военнопленных в 1952 г. составила около 500 тыс. человек.

1953-1986 гг. - это годы третьей, так называемой «диссидентской» волны эмифации, относительно добровольной и меньшей по размерам -- около 700 тыс. человек. Ее пик приходится на 70-е гг., когда возрастает эмиграция по израильской визе. С 1967 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР выезжающие по этой визе автоматически лишались гражданства СССР.

Упрощение в конце 1986 г. процедуры выезда из страны, принятие в мае 1991 г. Закона о въезде и выезде из СССР, принятие 12 августа 1993 г. российского Закона о въезде и выезде вызвали новую эмиграционную волну, которая характеризуется резким подъемом числа выезжающих на постоянное место жительство за рубеж. За 1987-1994 гг. из России эмигрировали более 600 тыс. человек.

Таким образом, практика государственного регулирования миграционных процессов в России имела глубокие исторические корни и разработанную применительно к конкретным историческим и социально-экономическим условиям развития страны теоретическую базу. Однако методы регулирования миграции населения, используемые в условиях плановой социалистической экономики, административно-командной системы управления, с началом реформ оказались малоэффективными. Более того, в условиях перехода к рыночной экономике отдельные достижения предыдущих эпох (например, формирование постоянного населения в районах Крайнего Севера) превратились в острейшую проблему.

Особенность миграционной политики России в 20-80-е гг. XX века состояла в том, что основной упор делался на управление внутренними миграционными процессами, которое опиралось на жесткую систему планов и административных решений, обязательных для исполнения. В результате богатый опыт регулирования внутренних миграций не может быть в полной мере использован в современный период, а практика управления внешними миграционными процессами у нас практически отсутствует. Фактически закрытый для въезда иностранцев Советский Союз не был интегрирован в международный рынок труда и капиталов. Вот почему с началом рыночных реформ, политических преобразований и распадом СССР Россия оказалась в совершенно новой миграционной ситуации, требующей разработки и реализации новой миграционной политики.

1. Что такое миграции? Какими причинами они вызываются?

Миграции населения России – территориальная подвижность населения России, вызванные особенностями исторического и хозяйственного развития отдельных регионов страны. Причины иммиграции в Россию:

Более оплачиваемая работа;

Желание учиться в России;

Сложная криминогенная обстановка на Родине;

Военные действия на Родине;

Семейные обстоятельства;

Реэмиграция из стран СНГ;

Неблагоприятная экологическая обстановка;

Более высокий уровень жизни

Причины эмиграции из России:

Повышения уровня жизни;

В других странах больше порядка;

В других странах больше перспектив;

Нравится конкретная страна;

Желание жить рядом с родными;

Стремление к безопасности.

2. С чем связано изменение направлений миграций в конце XX в.? Каковы основные направления миграционных потоков в настоящее время? С чем это связано?

В конце ХХ века наблюдались серьезные изменения в миграционных потоках населения, большинство иммигрантов были направлены из стран ближнего зарубежья, в то время как россияне эмигрировали в страны ближнего зарубежья. Внутри страны до распада СССР, была общая тенденция движения населения в азиатскую часть страны, что было обусловлено демографической политикой государства; после распада СССР тенденция оказалась противоположной – движение населения было направлено с азиатской части страны в европейскую. Сегодня внутренняя миграция населения превышает внешнюю, и наблюдается тенденция передвижения населения из малых населенных пунктов в более крупные.

3. Выберите регион России с наибольшим миграционным оттоком населения: а) Чукотский автономный округ; б) Московская область; в) Ставропольский край; г) Ханты-Мансийский автономный округ.

4. Почему расширение территории приводило к этническому разнообразию российского населения?

Расширение территории России неизбежно приводит к увеличению этнического разнообразия населения, поскольку на территории неосвоенной русскими исследователями проживали малочисленные народы, которые автоматически входили в состав России и оставались там.

5. Как влияют миграции на жизнь общества?

Миграции серьезно влияют на жизнь общества, к примеру, увеличение потока иммигрантов увеличивают этническое разнообразие территории. А большие оттоки населения могут привести к экономическому упадку региона, из-за отсутствия рабочей силы.

6. Изучите по карте (см. рис. 24), как влияют миграции на изменение численности населения в различных регионах. Составьте список регионов, в которых наблюдается: а) интенсивный приток мигрантов; б) наибольший отток населения.

Миграция сильно влияет на численность населения страны или региона. В регионе, где преобладает эмиграция населения (это такие субъекты как Чукотский А.О., Камчатский А.О., Сахалинская область, Р.Якутия и др.), наблюдается снижение численности и плотности населения, возникает нехватка рабочей силы региона, темпы экономического роста начинают падать. В то время как в регионах с высокой долей иммигрантов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Краснодарский край), наоборот, вакантные места заполняются. В тоже время возникает проблема ассимиляции иммигрантов с местным населением.

7. Выясните: а) из каких районов России или других стран прибыли ваши предки; б) чем объяснялись эти переезды; в) на какие стороны жизни и как повлиял переезд.

Миграции моей семьи. Мои предки прибыли на Урал из разных регионов страны. По отцовской линии в середине XIX века приехали из Тульской области; по материнской примерно в это же время прибыли из Пермского края. Эти движения связаны с развитием промышленности на Урале в середине XIX века и увеличением числа металлургических заводов, а как следствие, привлечением населения из западных частей страны. Любой глобальный переезд сильно меняет образ жизни людей, к примеру, приехав из климатически более благоприятной центральной России на Урал, приходилось адаптироваться, менять одежду, общий уклад жизни, приспосабливаться к более пестрому этническому составу и меньшей плотности населения.

8. Вы знаете, что миграция - процесс территориального перемещения населения. Объясните мотивы, вызывающие миграцию. Как вы думаете, какие чувства испытывают люди, переезжающие: а) из города в деревню (или, наоборот, из деревни в город); б) из города в город; в) из страны в страну?

К мотивам вызывающим миграцию населения можно отнести: потребность в улучшении качества жизни, стремление улучшить материальное положение, потребность в более качественном образовании, бегство от социальных, экологических или политических проблем на родной территории, стремление жить рядом с родственниками. Люди, переезжающие из деревни в город, надеются получить качественное образование и устроиться на престижную работу для того, чтобы улучшить свой уровень жизни. Тек, кто пытается переехать из одного в другой город, также наедятся на улучшение своего материального положения, возможно, они пытаются быть ближе к своим родственникам. Эмигранты, которые меняют страну проживания, наедятся улучшить свой уровень жизни и переехать в страну с большим порядком, где у них будет больше перспектив, чем на Родине.

9. Какие миграционные процессы происходят сейчас в вашей республике, крае, области? Как вы считаете, следует ли управлять ими и как это можно осуществить?

В целом на территории Челябинской области активно идут миграционные потоки, иммиграция осуществляется в основном из Казахстана, что способствует пограничное положение области. Эмиграция идет в два района – на запад в Центральную Россию и на восток – в Западную Сибирь. Первое направление связно с желанием улучить свой социальный статус, получить престижное образование, второе с вахтовым методом работы на месторождениях нефти и газа в Тюменской области. Управлять тенденциями миграции можно создавая более благоприятные условия жизни и повышать качество жизни населения, в этом случае оттоков населения не будет, а жесткая миграционная политика позволит ограничить прибавку иммигрантов.

Современная картина размещения населения по территории СССР сложилась в значительной степени в результате миграционных процессов. Дореволюционная Россия принадлежала к числу стран, где внутренние миграции за последние примерно 300 лет играли огромную роль в ее заселении и хозяйственном освоении. Исторические особенности формирования территории государства и ее заселения определили крайне неравномерную плотность населения и неодинаковую освоенность отдельных ее частей.

В дореформенный период развития России потоки переселенцев, осваивавших ее слабозаселенные окраины, не отличались большими масштабами. Причиной этому были: крепостной строй, сдерживавший свободное передвижение крестьян, отсутствие путей сообщения и тяжелые условия переселения. В результате реформы 1861 г. миллионы крестьян были освобождены от крепостной зависимости без земли или с мизерным земельным наделом, поэтому в районах помещичьего хозяйства, отличавшихся высокой плотностью населения, создалось большое количество избыточного населения.

Важное методологическое значение для изучения миграционных процессов имеют труды В. И. Ленина, в первую очередь его книга «Развитие капитализма в России». В ней рассматриваются факторы миграции при капитализме, ее виды и формы, направления миграционных потоков и их влияние на заселение России; раскрывается прогрессивное социальное и экономическое значение миграций.

Развитие капитализма в России, по выражению В. И. Ленина, шло «вглубь» и «вширь». В старых, обжитых районах возникали промышленность, железные дороги, росли города. Это позволило использовать часть свободных рабочих рук на месте. Развитие капитализма вширь означало заселение и хозяйственное освоение новых районов. Сюда и устремилась та часть сельского населения, которая была вынуждена искать заработок на стороне. Перемещения крестьян, составлявших основную массу переселенцев, имели в России следующие формы:

отходничество на сезонные заработки в промышленность и сельское хозяйство;

переселение в города на постоянную работу;

дальние земледельческие переселения на вновь осваиваемые территории.

Главным районом выхода переселенцев были бывшие крепостнические сельскохозяйственные губернии Центральной России, Украины, Белоруссии. Только с 1885 по 1897 г. из Центрального земледельческого района ушло около 3 млн. сельских жителей, более 1/10 населения 2 . Второй район массового выхода крестьян - северные земледельческо-промысловые губернии Европейской России.

Одним из первых ученых-географов в СССР, глубоко изучавших миграции населения дореволюционной России, является В. В. Покшишевский. Автор воссоздал широкую картину массовых переселений дореволюционной России, рассмотрел направления миграционных потоков, охарактеризовал жизненные условия в районах вселения, результаты хозяйственной деятельности переселенцев по освоению новых территорий страны. Земледельческие переселения охватывали вновь осваиваемые районы Сибири, Северного Казахстана, Заволжья, Кубани и Степной Украины, где началось бурное развитие капиталистического хозяйства. В межрайонных миграциях России с конца XVI по начало XX в. участвовало около 25-30 млн. человек. Наибольшими масштабами отличались переселения в Сибирь: только с 1885 по 1914 г. - около 4,5 млн. человек.

Под влиянием сдвигов в размещении населения, происшедших в период бурного капиталистического развития с 1863 по 1913 г., т. е. за 50 лет, численность и средняя плотность населения России (по данным А. Г. Рашина, 1950) возросли в 2 раза, Сибири - в 3 раза, Кавказа - в 5 раз. Высокими темпами механического прироста населения отличались районы Дальнего Востока, Кубани и Ставрополья. Население двух последних районов с 1863 по 1914 г. увеличилось в 4-5 раз, а Приморья и Приамурья - в 16-17 раз. Вследствие перемещения большого количества мигрантов из европейской части России в азиатскую доля первой в численности населения всей страны снизилась за 1883-1913 гг. с 87,4 до 78,4%.

Многие жители России не могли найти работу на родине и эмигрировали в другие страны. В 1891 -1900 гг. из России в США выехало около 600 тыс. переселенцев, а с 1900 по 1909 г. их количество достигло уже 4,4 млн. человек. В 1912 г. в Канаду и Южную Америку переселилось 620 тыс. человек. В 1911 - 1912 гг. в Германии работало свыше 300 тыс. выходцев из России, большую часть которых составляли батраки.

После Октябрьской революции и окончания гражданской войны эмиграция из СССР практически прекратилась, но объем миграций в пределах страны увеличился, изменились причины и характер переселений. Перемещение населения в стране происходит в основном в соответствии со сдвигами в размещении производительных сил в связи с интенсивным индустриальным и сельскохозяйственным освоением новых районов и развитием экономики национальных республик. Основные миграционные потоки формируются из самодеятельных переселенцев, которые по собственной инициативе меняют место жительства на избранный ими район и населенный пункт. Плановые переселения, доля которых невелика, ведутся на абсолютно добровольных началах. В этом случае большую часть материальных затрат принимает на себя государство, оплачивая расходы на переезды и предоставляя новоселам работу, землю, жилье, различные виды материальной помощи и льготы. Государство регулирует и определенную часть самодеятельных миграций. При создании новых центров индустрии возникают и зоны притяжения мигрантов, в результате используется территориальная мобильность населения для заселения тех районов, которые имеют важное народнохозяйственное значение. Например, на ударные стройки, в районы освоения целинных земель прибывают и плановые и самодеятельные мигранты. Поведение многих самодеятельных переселенцев СССР на двух первых фазах миграционного процесса - формирование мобильности и перемещение к месту вселения - обусловливается целью миграции. Они едут на определенную стройку, в определенный район, туда, где нужны рабочие руки и где многие из них могут получить работу по специальности, жилье, а часть их - приобрести новую, интересную и высокооплачиваемую профессию.

Масштабы и интенсивность миграции населения в СССР значительны и постоянно возрастают. По одним подсчетам в стране за последнее время ежегодно происходит 15-16 млн. переселений, а по другим - около 12 млн.

Рассмотрим масштабы и направления межселенных миграций. Основной вид таких миграций - перераспределение населения между сельскими и городскими поселениями. Значительные масштабы этого процесса определяют динамику городского и сельского населения в СССР, обусловливая быстрый абсолютный и относительный рост числа горожан и уменьшение количества сельских жителей. По некоторым расчетам, с 1927 по 1970 г. из села в город переселилось 60 млн. человек.

Доля мигрантов в общем приросте городского населения значительна, а в последнее десятилетие она возросла до 56% и в среднем за год составляет около 2 млн. человек. Показатели механического прироста городского населения в пределах страны имеют существенные территориальные различия. Так, в 1974 г. по союзным республикам на 1000 жителей они составили:


Эти данные отражают уровень миграционной подвижности населения отдельных союзных республик.

Текучесть городского населения в целом по стране в последние годы довольно высока, но в территориальном аспекте показатели этого процесса неодинаковы. В СССР и РСФСР на 1000 прибывших - 808 выбывших. В целом по всем союзным республикам миграционное сальдо для городского населения положительное. Но в некоторых районах РСФСР, например Волго-Вятском, из городов выбывает больше населения, чем прибывает в них. Причина этого явления частично заключается в том, что здесь много малых городов с низким экономическим потенциалом, ограниченным количеством мест приложения труда, медленным развитием городских функций. Такие города имеют, как правило, отрицательное сальдо миграций и отличаются или низкими темпами роста населения, или его убылью.

Главные центры притяжения мигрантов - крупные города, особенно столицы союзных и автономных республик. С введением ряда мер по регулированию сверхбольших городов приток населения в них несколько уменьшился, однако до сих пор эта категория городов забирает свыше 30% миграционного прироста всего городского населения СССР.

Как было сказано ранее, абсолютные масштабы миграций городского населения увеличиваются, но интенсивность миграции снижается во всех республиках. В последние годы наибольшей подвижностью отличалось население Казахстана,. РСФСР, Белоруссии, наименьшей - республик Средней Азии и Закавказья.

Миграционная подвижность сельского населения по сравнению с городским ниже, но в последние годы она возрастает. Постоянно из села идет отток населения в города, который во многих районах страны, кроме Средней Азии и Закавказья, превышает естественный прирост сельского населения. В 1959-1965 гг. количество переселений в города на 1000 сельских жителей составило 28,8; в 1971-1972 гг. - 33,8-и в 1973-1975 гг. - 34,8. Количество мигрантов из села в село почти вдвое меньше, чем в города. Основная часть сельских жителей переселяется в города своих же областей и республик. Таким образом, размер механического прироста городского населения отдельных республик за счет сельского имеет прямую связь с миграционной подвижностью последнего. Вследствие слабого участия коренного населения Средней Азии и Закавказья в переселениях миграционный прирост в городах осуществляется здесь главным образом за счет мигрантов из других союзных республик, в первую очередь из РСФСР.

Переселение сельских жителей в города - процесс закономерный и необходимый для планового и пропорционального развития всего народного хозяйства и отдельных его отраслей. Однако в целом размеры оттока из села и территориальные направления сельских миграций не всегда отвечают государственным интересам. В большинстве случаев отток населения идет из трудонедостаточных сельских районов в трудоизбыточные. Поэтому, например, в ряде сельских районов РСФСР, Белоруссии ощущается недостаток рабочей силы, ликвидируются мелкие сельские поселения. Неумеренный и непланируемый отток населения приводит к тому, что в некоторые районы, которые длительное время отдавали часть своего населения для строительства крупных промышленных объектов, приходится привлекать мигрантов со стороны, например в район КМА.

Перепись населения 1970 г. выявила размеры притока и оттока населения в миграционном обмене село-город, город-село и село - село за 1968-1969 гг., млн. человек:


Отметим, что текущая миграционная статистика не позволяет составить баланс миграций между селом и городом за последнее десятилетие.

Межрайонные миграции (межреспубликанские, межобластные). Территориальные перемещения населения в пределах страны делятся на межрайонные и внутрирайонные (внутри области, республики, экономического района). Количественное соотношение внутрирайонных и межрайонных потоков мигрантов складывается при значительном преобладании первых. Из общего числа 13,9 млн. мигрирующего населения в 1968-1969 гг. на внутрирайонные перемещения (в пределах союзных республик) приходилось свыше 10 млн. человек. Направления межрайонных потоков в целом по стране отличаются известным постоянством, хотя количественно они меняются во времени. В последние годы наметились новые тенденции в географии миграционных связей между отдельными районами страны.

Характер и результаты миграционных процессов на определенных этапах развития страны имеют свои особенности. Начиная с 1926 г. и до Великой Отечественной войны происходили резкие сдвиги населения в восточные и южные районы страны, связанные с их индустриализацией и освоением богатейших природных ресурсов. Главной зоной выхода мигрантов были Центральная Россия, Белоруссия, отчасти Украина и Поволжье. Основной поток переселенцев шел на Урал, в Западную и Восточную Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию и Казахстан. В европейской части СССР мигранты оседали в крупных, быстрорастущих индустриальных городах Центра, Донецко-Приднепровского района, Европейского Севера. В результате миграций за время с 1926 по 1939 г., при среднем увеличении населения СССР на 15,6%, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке оно возросло на 57,2%, в Средней Азии - на 36,8, в Поволжье и на Украине - только на 5-6%, а в Черноземном Центре - сократилось на 6,3%. Поскольку население нашей страны увеличивается благодаря естественному приросту (внешние миграции незначительны), то, можно полагать, что в районах, где темпы роста населения были ниже средних по СССР (европейская часть), происходил отток населения, а в районах, где они были намного выше среднесоюзного показателя. наблюдался приток его.

В 1939-1940 гг. в состав СССР вошли отторгнутые от него в период интервенции стран Антанты Западная Украина, Бессарабия, Западная Белоруссия и Прибалтика. Изменились границы нашего государства, численность его населения, география миграций.

За годы войны 1941-1945 гг. в восточные и юго-восточные районы страны было эвакуировано с временно оккупированных территорий европейской части СССР большое количество населения, а после войны произошла его реэвакуация. С 1939 по 1959 г. общая численность населения СССР (в сравнимых границах) увеличилась на 9,4%, европейской части СССР - на 2,3, а восточных районов - на 33,8%.

За первые послевоенные годы несколько ослабел поток переселенцев в Западную Сибирь, но возросли масштабы переселений в Среднюю Азию, Казахстан, на Дальний Восток, Европейский Север. Одновременно расширились ареалы оттока населения в европейской части СССР за счет западных и некоторых северо-западных областей РСФСР, БССР, Западной Украины. В 60-е годы наметился отток населения с Урала, из Западной Сибири (кроме Севера и Тюменской области) и отдельных областей Восточной Сибири. Группа экономистов рассчитала миграционное сальдо по союзным республикам СССР за 15 лет - с 1961 до 1975 г. - по пятилетиям. Были определены зоны оттока и притока по межреспубликанским миграциям и количественные их показатели. Рассмотрим данные за два последних пятилетия, тыс. человек:


Обращает на себя внимание то обстоятельство, что размеры и положительного и отрицательного сальдо миграций за последний период во всех республиках, кроме Белоруссии, уменьшились. Возможно, это связано с лучшей приживаемостью новоселов. Из РСФСР за 15 лет мигрировали в другие республики 1,3 млн. человек, но зоны оттока и притока населения в ее пределах мало изменились. По-прежнему отрицательное сальдо межрайонных миграций имеют Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Уральский экономические районы и отдельные области Западносибирского. За 1970-1975 гг. сильно увеличился приток мигрантов на Дальний Восток и прекратился отток населения из Восточной Сибири, что имеет большое положительное значение, продолжается приток на Северный Кавказ и в Поволжье. Республики Закавказья располагают достаточным количеством рабочих рук и могут отдавать их и в другие районы страны, но выход мигрантов из этого микрорайона очень мал.

В целом результаты миграции населения СССР весьма значительны. Переселенцы заселили крупные ареалы на огромных, слабообжитых ранее территориях. Возникли тысячи новых промышленных городов, подняты миллионы гектаров целинных и залежных земель. В последние годы массовые потоки мигрантов направляются в районы нового освоения, где формируются уже не отдельные поселения и города, а крупные ТПК, например Западносибирский нефтепромышленный, Саянский, зона Байкало-Амурской магистрали и др.

Изучение межрайонных миграций населения СССР имеет большое практическое значение, так как оно дает необходимый исходный материал для прогнозирования и регулирования миграционных процессов и повышения их народнохозяйственной эффективности.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...