Амнистия и помилование отличия. Кто решает вопросы освобождения? Основные отличия амнистии от помилования


Амнистия

В ч.1 ст.103 КРФ к ведению ГД отнесено объявление амнистии. Ст.84 УК регулирует виды смягчения ответственности и наказания лиц, на которых распространяется амнистия. Амнистия отличается от иных видов смягчения ответственности и наказания по своей юридической сущности.

Амнистия – в переводе с греческого «прощение, забвение совершенного ранее», это акт государственного прощения лица. Государство обязано привлечь к ответственности лицо, но государство также наделяется возможностью простить лицо (принцип гуманизма).

Амнистия принимается ГД в виде постановления, которое вступает в силу после официального опубликования. Одновременно принимается постановление о применении амнистии, в котором уточняется порядок, категории лиц, подпадающих под постановление об амнистии, ограничения по применению амнистии.

Юридическая природа амнистии трактуется учеными неоднозначно:

1 т.з. Это институт государственного права.Доводы:- закрепление в КРФ- применение одним из высших органов государственной власти – ГД.

2 т.з. На основе ст.84 считают, что это чисто У.-п. институт, т.к. в этой ст. определены виды смягчения наказания, виды амнистии.

3 т.з. Это комплексный институт, включающий нормы государственного, уголовного, уголовно-исполнительного права.

Есть сторонники и противники издания актов об амнистии. При принятии УК больше было противников. По их мнению, это всепрощение нивелирует принцип ответственности; ставится под сомнение законность приговора; частые амнистии порождают беззаконность и безнаказанность. Но в КРФ закреплено право ГД на издание актов об амнистии.

Зачастую амнистии выполняли функции разгрузки исправительных учреждений. → противоречие. С одной стороны, ужесточение уголовной репрессии, а с другой – освобождение от ответственности, экономия мер уголовной репрессии.

Амнистия должна существовать, но применяться в ознаменование определенных дат и к достаточно выверенной категории лиц. Последние 5 лет акты амнистии приурочены к определенным датам (60-летие Победы) либо в отношении определенных категорий осужденных (например, амнистия 2001 г. в отношении несовершеннолетних и женщин). Такие амнистии оправданы.

Рецидив после амнистии – 1-2,5%. Высказывается т.з. о необходимости сохранения условного срока на период 1-2 года.

Особенности порядка применения и принятия амнистии :

1. Объявляется ГД в форме постановления , имеет нормативный характер , принимается постановление о порядке применения амнистии.

2. Постановление вступает в силу с момента официального опубликования ; во времени акт амнистии распространяется на деяния, совершенные до его официального опубликования .

Постановление об объявлении амнистии применяется в течение 6 месяцев после его опубликования.

3. Распространяется на индивидуально не определенный круг лиц .

По кругу лиц амнистии бывают:* широкого применения (60-летие Победы); * узкого действия (отдельные категории лиц) (амнистия в отношении лиц, участвовавших в Чеченском конфликте).

Особенностью амнистии, характеризующей ее правовое положение, является то, что акт амнистии не корректирует норму закона и не изменяет приговор суда . Смягчение наказания при амнистии либо освобождение от наказания проводятся не по правовым основаниям (как при УДО), а основания морально-этические, иногда практические + экономия мер уголовной репрессии.

В ч.2 ст.84 перечислены разновидности амнистирования (прощения), которые могут применяться в конкретных актах.

1) Согласно акта об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от УО . Это освобождение применяется органами дознания и следствия в отношении подозреваемых и обвиняемых по делам, которые находятся у них в производстве. Освобождение от УО может применить и суд до вынесения приговора.

Как правило, актом амнистии от УО освобождаются отдельные категории лиц (инвалиды, несовершеннолетние), совершившие преступления небольшой и средней тяжести.

Это освобождение по нереабилитирующим основаниям. Лицо, считающее себя невиновным, вправе настаивать на рассмотрении его дела в суде.

2) лица, осужденные к определенному виду наказания, могут быть освобождены от наказания , либо назначенное им наказание может быть сокращено (как правило, сокращение срока) или заменено более мягким видом наказания , либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания . С лиц, полностью отбывших наказание, может быть снята судимость .

Наиболее часто актом амнистии лица освобождаются от неотбытой части наказания либо наказание сокращается, очень редко заменяется более мягким.

Применение актов амнистии содержит определенные ограничения :1. относительно категорий преступлений, на которые не распространяется амнистия (тяжкие и особо тяжкие).2. не распространяется на лиц при опасном и особо опасном рецидиве.3. на лиц, совершивших преступления в местах лишения свободы.4. в отношении лиц, к которым ранее применялись амнистия, помилование, УДО, но вновь совершивших преступления.5. в отношении лиц, злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания.

Освобождение от наказания либо от его отбытия производится решением суда по месту нахождения осужденного.

Помилование

Институт помилования имеет более длительную историю, чем амнистия, и, в отличие от амнистии, существует в любом государстве. Правом помилования обычно наделяется Президент, высшее должностное лицо государства, иногда Парламент или специальные комиссии (во Франции).

Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет, что каждый осужденный имеет право просить о помиловании и смягчении приговора. Ч.3 ст.50 КРФ закрепляет право просить о помиловании. Ст.89 КРФ закрепляет право помилования за Президентом РФ. Ст.85 УК определяет виды помилования.

Помилование (также как и амнистия) – прощение лица, осужденного за совершение преступления. При этом не изменяется приговор, не исправляется судебная ошибка; считается, что приговор на момент вынесения законен и справедлив, однако при помиловании учитываются обстоятельства неправового характера, которые с учетом принципа гуманизма не были учтены судом (без нарушений норм права), и в силу особенностей этих обстоятельств осужденный заслуживает прощения.

Отличие помилования от амнистии:

1. помилование применяется в форме УП РФ, который имеет ненормативный характер (это акт применения права).

2. осуществляется в отношении индивидуально определенного, конкретного лица .

3. помилование распространяется только на лицо, осужденное за преступление .

4. актом помилования лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо смягчено наказание, которое отбывается . Следовательно, лицо может быть прощено, если оно отбыло какую-то часть наказания и этим искупило свою вину.

5. при помиловании, как правило, смягчается отбытие наказания лицам, совершившим тяжкие либо особо тяжкие преступления (свыше 80% помилованных).

6. помилование осуществляется по индивидуальному ходатайству осужденного, пишется лично на имя Президента РФ. Ранее ходатайства могли подавать родственники или администрация исправительного учреждения.

7. при рассмотрении материалов на помилование изучается характеристика осужденного, его поведение в период отбывания наказания, и это учитывается при принятии решения о помиловании.

Помилование, согласно УИК, является мерой поощрения. Помилование – смягчение участи осужденного. В ч.2 ст.85 закреплены виды помилования :- освобождение осужденного от дальнейшего отбывания наказания,- сокращение срока наказания,- замена наказания более мягким, - снятие судимости.

В настоящее время, как правило, актом помилования сокращается срок наказания на 1-3 года, при этом не применяется замена более мягким наказанием.

При удовлетворении ходатайства о помиловании учитываются следующие обстоятельства :- совершение преступления под давлением многочисленных обстоятельств,- состояние здоровья,- наличие несовершеннолетних детей,- заслуги перед страной,- женщины, имеющие детей, рассматриваются отдельно,- несовершеннолетие.

Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании :

С 1992 по 2001 гг. УП была утверждена Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ, которая рассматривала все материалы, ходатайства, поступающие из регионов. Через Администрацию Президента материалы направлялись Президенту для принятия решения. Основные материалы – это материалы лиц, осужденных к смертной казни.

В 2001 г. УП РФ от 28.12.2001 г. №1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов РФ» Комиссия была аннулирована и созданы комиссии по вопросам помилования в каждом субъекте РФ. В состав комиссии должно входить не менее 11 человек (не менее 2\3 - представители общественности). Членами комиссии могут быть граждане РФ, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Состав комиссии обновляется на 1\3 один раз в 2 года.

Комиссия работает на общественных началах, рассматривает материалы дела осужденных, написавших заявление о помиловании, рекомендует либо нет руководителям администраций регионов, которые затем направляют решение в адрес Президента РФ. В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.

Количество актов о помиловании с 2001 г. резко пошло на убыль: в настоящее время 0,4-0,6% от числа отбывающих наказание (по сравнению с 0,9-1% ранее).

Амнистия - это правовой акт, объявляемый гос думой фед Собрания РФ, в соответствии с которым лицо освобождается от уголовной ответственности. Амнистия объявляется в отношении индивидуально не определенного круга лиц (группы лиц) и этим отличается от иных оснований освобождения от уголовной ответственности, которые носят индивидуальный характер.

По общему правилу, акт амнистии распространяется только на те преступления, которые были совершены до его издания. Однако в исключительных случаях он может действовать и в отношении преступных деяний, совершенных в течение определенного времени после его принятия, но при условии выполнения амнистируемым лицом определенных действий, указанных в акте амнистии. В соответствии с актом амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть: - освобождены от основного вида наказания; - освобождены от дополнительного вида наказания; - назначенное им наказание может быть сокращено; - назначенное им наказание может быть заменено более мягким видом наказания; - с лиц, отбывших наказание, актом амнистии может быть снята судимость. Акт амнистии не вносит изменений в уголовный закон, предусматривающий ответственность за то или иное преступление, т.е. не декриминализирует соответствующие деяния, совершенные помилованными лицами. Амнистия не ставит под сомнение и законность, и обоснованность приговора суда. Она лишь смягчает участь лиц, совершивших преступления, в том числе осужденных. Амнистия не изменяет уголовного закона, не исключает составы преступлений, а лишь освобождает от уголовной ответственности, являясь одним из способов реализации принципов гуманизма и справедливости уголовного права.

В отличие от акта амнистии, помилование осуществляется Президентом РФ и в отношении только индивидуально определенного лица (ст. 89 Конституции РФ). В соответствии с актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть: - освобождено от дальнейшего отбывания наказания; - назначенное ему наказание может быть сокращено; - назначенное ему наказание может быть заменено более мягким видом наказания; - с лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Еще по теме 77. Амнистия и помилование: сходства и различия, уголовно-правовое значение.:

  1. 37. Банковский и коммерческий кредит: сходства и различия.
  2. Объяснить различия и сходства между товарами и услугами
  3. 33. БАНКИ И НЕБАНКОВСКИЕ КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ). ФУНКЦИИ И РОЛЬ БАНКА В ЭКОНОМИКЕ
  4. Сходства и различия: поточная линия, категория изделия, совокупность изделий.
  5. 2. Отличие гражданско-правовой защиты чести и достоинства от уголовно-правовой
  6. 129. На кого распространяется помилование Президента РФ?
  7. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР 1922 г. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА CCCP И СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК 1924 r. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР 1926r.

Всегда ли виновного ждет суровое наказание, которое установлено законодательством? В России, как и в ряде других стран, человек имеет право на смягчение судебного приговора вплоть до снятия всех обвинений. В чем отличие амнистии от помилования? Это два возможных варианта решения, принимаемых полномочными лицами, которые напрямую влияют на судимость. Пожалуй, это все, что объединяет понятия. Разберемся в вопросе подробнее.

Понятие амнистии

Дословно термин «амнистия» означает "прощение", "забвение". Слово пришло из греческого языка и использовалось еще в античный период. Сегодня, согласно законам РФ, амнистия – освобождение от уголовного преследования и возмездия, назначенного судом. Государство действует по принципам гуманизма, смягчая вынесенный приговор или вовсе отменяя его.

При решении учитываются все обстоятельства, характеризующие личность и содеянное ею преступление. Амнистия рассматривается для каждого человека индивидуально. Необходимо понимать, что процесс никоим образом не изменяет уголовное законодательство. Это своеобразное исключение из правил, которое может быть предоставлено лицу.

Отличие амнистии от помилования в том, что она предоставляется лишь определенному кругу неустановленных лиц, описанных в акте. В результате сотрудниками правопорядка рассматриваются дела всех подходящих под описание осужденных или находящихся под следствием граждан. Амнистию обычно приурочивают к какому-нибудь событию. Например, к юбилею Победы 1945 года.

К кому может быть применена амнистия?

Акт амнистии содержит информацию, определяющую круг лиц, к которым она может быть применена. Зачастую это те граждане, которым требуется социальная защищенность: несовершеннолетние, женщины, инвалиды и пенсионеры, участники боевых действий, осужденные впервые. В документе также могут быть указаны те категории лиц, которые лишаются права на амнистию. Например, совершившие особо тяжкие преступления, заключенные на длительный срок, рецидивисты.

В течение полугода после объявления амнистии ее приводят в исполнение, но сам акт считается бессрочным. Освобождению от уголовного наказания, преследования или смягчению приговора подлежат:

  • граждане, на которых возбуждено уголовное дело;
  • лица, взятые под арест на период расследования;
  • дела, следствие по которым закончено, но в суд они переданы не были;
  • виновные, уже отбывшие срок наказания;
  • заключенные.

На данном этапе выясняется еще одно отличие амнистии от помилования: последнее применяется только к гражданам, уже отбывающим наказание в местах лишения свободы. Стоит также понимать, что амнистия никоим образом не ставит под сомнение факт виновности преступника или подсудимого. Если лицо не признает своей вины, амнистия к нему не может быть применена.

Кто решает вопросы освобождения?

Акт амнистии составляется и утверждается правомочным органом – Государственной Думой РФ. Законная сила решения начинается со дня официальной публикации или сразу после его принятия. Выполнение акта полностью перекладывается на плечи органов исполнительной власти и судов. Все зависит от стадии делопроизводства рассматриваемых лиц, подходящих под условия амнистии. Полномочные органы тщательно изучают материалы дела и при необходимости обращаются за дополнительными документами, решение при этом откладывается до того момента, пока они не будут получены.

После принятия решения Государственная Дума выпускает постановление числом публикации акта. К лицу применяются все перечисленные в содержании амнистии пункты. Решение является окончательным и не подлежит обжалованию.

Правовые последствия амнистии

Заранее установленное решение о прекращении уголовного преследования, подробно указанное в акте, – еще одно отличие амнистии от помилования. Правовые последствия ее четко прописаны и не могут быть изменены. Например, амнистия предусматривает только смягчение наказания путем сокращения его срока или изменения режима или же полное освобождения от заключения и уголовной ответственности. Если акт предусматривает несколько вариантов, то окончательное решение о применении того или иного метода прощения принимается судом или другим органом исполнительной власти.

Как правило, правовые последствия амнистии сводятся:

  • к освобождению от наказания или уголовной ответственности;
  • сокращению срока заключения под стражу;
  • снятию судимости;
  • смягчению наказания;
  • освобождению от дополнительного наказания.

При этом лицо остается виновным, но становится прощенным государством вследствие амнистии. Акт может предполагать применение для виновного одного из перечисленных пунктов или нескольких сразу.

Правовая реабилитация в уголовном процессе

Согласно конституционным правам граждан, каждый имеет право возместить вред, который был нанесен ему государством в связи с незаконным действием или бездействием, исходящим от органов исполнительной власти или иных должностных лиц. УПК РФ создал институт реабилитации, который занимается восстановлением прав незаконно обвиненных и заключенных граждан. Главное отличие амнистии и помилования от правовой реабилитации – доказанный факт невиновности. Прекращение уголовного преследования в этом случае происходит вследствие оправдательного приговора или прекращения дела в связи с отсутствием состава преступления и прочих причин, доказывающих непричастность лица к уголовному деянию.

После признания права на реабилитацию и уведомления об этом невиновного он вправе подать обращение с требованием возместить ущерб, нанесенный несправедливым решением, в судебном порядке. Это еще одно отличие амнистии и помилования от правовой реабилитации: последняя полностью восстанавливает права гражданина, признавая факт невиновности и несправедливого обвинения, а также позволяет добиться материально-имущественной компенсации нанесенного вреда. Амнистия и помилование же являются формами проявления гуманизма по отношению к преступникам, чья виновность не ставится под вопрос.

Помилование

Эта форма милосердия направлена лишь по отношению к тем лицам, которые уже осуждены за совершение уголовного преступления и отбывают наказание. Всплывает вполне очевидное отличие амнистии от помилования: первая распространяется и на подследственных, и на подозреваемых лиц, тогда как вторая применима только к осужденным. Однако они имеют и сходства: помилование также предполагает полное прощение лица без изменения приговора и оспаривания факта виновности. Решение принимается согласно принципам гуманизма, но уже на основании определенных особенностей поведения заключенного. Если акт амнистии рассматривает личностные характеристики косвенно, то решение о помиловании напрямую зависит от них.

Правовые последствия процедуры обычно сводятся:

  • к смягчению наказания;
  • уменьшению срока пребывания в месте заключения;
  • освобождению заключенного;
  • снятию судимости.

Явное отличие между амнистией и помилованием заключается и в целях проведения. Второе в большей степени является способом поощрения смиренного поведения заключенного и его исправления.

Кто уполномочен помиловать?

Принимать решение о прекращении отбывания наказания, его смягчении или снятии непокрытой судимости, согласно Конституции, имеет право лишь президент РФ. Расследует обстоятельства дела и личные характеристики заключенного специальная комиссия, которая регулирует вопросы помилования в каждом из субъектов. После тщательного ознакомления с документами их передают президенту, который издает указ о помиловании в виде досрочного освобождения или смягчения наказания. В случае отрицательного решения лицо, направившее прошение, письменно уведомляют об отказе.

Перед тем как попасть к президенту, документы проделывают путь от территориальных органов юстиции до высшего должностного лица субъекта РФ, который докладывает о целесообразности помилования. Решение направляется в полномочные органы, после чего приводится в исполнение. В случае отказа заключенный имеет право обратиться за актом помилования лишь по прошествии года.

Как получить акт помилования?

Еще одно характерное отличие амнистии от помилования РБ и РФ заключается в причастности к процессу заключенных лиц. Амнистия – инициатива государства, до принятия решения о ее применении заключенный никак не взаимодействует с исполнительными органами власти. О помиловании же, напротив, ходатайствует сам преступник.

Для рассмотрения прошения необходимо составить его в письменном виде и направить на имя президента РФ через орган, исполняющий наказание. К ходатайству прилагается пакет документов, содержащих информацию о заключенном:

  • состояние здоровья;
  • семейное положение;
  • копии судебных документов.

Следует понимать, что на помилование могут рассчитывать лишь некоторые лица, поведение которых свидетельствует об их раскаянии о содеянном и исправлении. На положительное решение не стоит рассчитывать злостным нарушителям порядка мест заключения, а также тем, кто уже пользовался привилегией амнистии или смягчения приговора. В остальном акт помилования может быть применен, независимо от тяжести преступления.

Отличие амнистии от помилования: в чем разница?

Чтобы основательно убедиться в том, что понятия «амнистия» и «помилование» не одно и то же, рассмотрим сравнительную таблицу.

Амнистия и помилование: механизм действия
Характеристика акта Амнистия Помилование
Кем назначается Государственной Думой Президентом РФ
Для кого предусмотрена Заключенных, осужденных, подозреваемых, отбывших наказание Заключенных и отбывших наказание
Для кого принимается решение Группы неопределенных лиц Определенного (-ой) лица (группы лиц)
Инициатор создания акта прощения Государство Заключенный (освобожденный)
Тяжесть преступления влияет на решение Да Нет
Поведение влияет на решение В малой степени Полностью
Схожие признаки Не отменяет факта виновности; решение является окончательным и неоспоримым; позволяет погасить неснятую судимость, смягчить наказание или освободить заключенного из-под стражи

Отличие акта амнистии от акта помилования заключается в первую очередь в способах их принятия и рассмотрения. Амнистия случается реже, но затрагивает большое число осужденных (подозреваемых, заключенных, отбывших срок) и при этом применяется по личной инициативе правительства. Помилование же – личное прошение заключенного о смягчении наказания или его прекращения в связи с рядом фактов, которые говорят об исправлении преступника.

России отсутствует. Сам термин «амнистия» происходит от греческого amnestia - забвение, прощение. В теории нет единства мнений относительно правовой природы амнистии, но многие ученые подчеркивают ее нормативный характер, поскольку акт об объявлении амнистии содержит нормы права, подлежащие последующей реализации субъектами правоприменения . В.Е. Квашис считает институт амнистии комплексным в отличие от тех ученых, которые относят эти акты к сфере либо конституционного (государственного), либо уголовного права .

Этот вопрос продолжается оставаться дискуссионным.

Акты об амнистии не могут быть полностью отнесены к какой-либо одной из отраслей права . Объявление амнистии, как предмет ведения Государственной Думы, регламентируется Конституцией РФ, а ее уголовно-правовые последствия - уголовным правом. Отдельные аспекты применения амнистии регулируются уголовно-исполнительным, а в некоторой степени - уголовно-процессуальным правом .

Следовательно, амнистия представляет собой акт нормативного характера, принимаемый Государственной Думой, который распространяет свое действие на лиц, а) совершивших преступления, но в отношении которых не вынесен обвинительный приговор , либо б) осужденных приговором суда к определенным видам и срокам наказаний. Нередко в данных актах содержится также указание на отдельные признаки, характеризующие личность виновного (пол, возраст и т.д.). Но в любом случае лица, на которых распространяется амнистия, в акте индивидуально (персонально) не определяются. Именно поэтому издание акта об амнистии предполагает последующую правоприменительную деятельность других правоохранительных органов (вынесение постановлений или определений о прекращении уголовного дела, постановления органа, ведающего исполнением наказания, об освобождении от отбывания наказания и т.д.). Таким образом, непосредственным юридическим основанием применения амнистии к конкретному лицу является правоприменительный акт соответствующего органа (субъекта).

Согласно ч. 2 ст. 84 УК РФ актом об амнистии лица, совершившие преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного наказания.

С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость. Таким образом, актом об амнистии могут предусматриваться различные виды смягчения уголовно-правовой участи лиц, совершивших преступления.

За период с 1994 по 2015 г. было издано значительное количество актов об амнистии. До настоящего времени проблема частоты таких актов и сферы их распространения на различные категории преступников продолжает оставаться дискуссионной. Нередко высказывается мнение, что амнистирование преступников должно быть ограничено как по кругу лиц, так и по количеству (регулярности) издаваемых актов.

Издание актов амнистии может преследовать различные политические, социальные, юридические, а также сугубо практические цели (смягчить напряженную обстановку в местах лишения свободы , дать возможность привести условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствие с некоторыми международными стандартами и т.д.). Независимо от них акты об объявлении амнистии и их применение являются формой реализации гуманитарных принципов, поскольку облегчается уголовно-правовая участь лиц, совершивших преступление. При этом, очевидно, недопустимо, чтобы характер, содержание и количество изданных актов амнистии вступали в противоречие с ее социально-правовым назначением.

Акты об амнистии издаются обычно в ознаменование определенных общественно-политических событий, а также в связи с мероприятиями гуманитарного характера, проводимыми под эгидой ООН . В обществе и среди некоторых специалистов иногда озвучивается идея о необходимости либо полного отказа от амнистий или существенного сокращения их объявления, поскольку посредством этих актов подрываются принципы неотвратимости уголовной ответственности и социальной справедливости. «По идее, - пишет А.В. Наумов, - амнистия должна охватывать тех, кто не совершал тяжкого преступления и не приобрел репутацию склонного к совершению таких преступлений. Амнистия - это не реабилитация, а акт милосердия». Исходя из этого в литературе амнистия нередко определяется как «акт милосердия высшей законодательной власти , применяемый к определенным категориям граждан, совершившим преступление».

Важно учитывать, что акты об амнистии не отменяют и не изменяют действующие нормы уголовного законодательства. Ими не устраняется преступность и наказуемость преступлений, предусмотренных УК РФ.

Преступления, совершенные амнистированными лицами, не должны предаваться социальному забвению.

Амнистии не могут рассматриваться как политический инструмент или юридическое средство исправления имеющих иногда место судебных или иных правоприменительных ошибок. Они призваны олицетворять собой акт государственного прощения отдельных категорий преступников, поэтому должны иметь социальное обоснование и получать поддержку в гражданском обществе .

Применение актов об амнистии к лицам, совершившим длящиеся или продолжаемые преступления, характеризуется определенной спецификой. В постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» разъясняется, что амнистия применяется к тем длящимся преступлениям, которые окончились до ее издания. К длящимся же преступлениям, продолжавшимся после издания амнистии, она не применяется. Амнистия применяется к продолжаемым деяниям, закончившимся до ее издания, и не применяется, если хотя бы одно из преступных действий, образующих продолжаемое деяние, было совершено после издания амнистии.

Содержание конкретных актов об амнистии

Издаваемые в последние годы акты об амнистии в структурном отношении имеют много общего, хотя могут различаться по своему содержанию (по категориям амнистируемых, по регламентируемым в них разновидностях уголовно-правовых решений и др.).

Безусловный интерес с точки зрения тенденций развития уголовной политики в этой сфере представляют собой положения постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24 апреля 2015 № 6578-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Данным актом об амнистии были приняты следующие решения, имеющие уголовно-правовые последствия:

  1. о прекращении уголовных дел;
  2. о сокращении неотбытой части наказания ;
  3. об освобождении от дополнительных наказаний;
  4. о снятии судимости ;
  5. о неприменении амнистии к определенным категориям преступников.

Кроме того, названным постановлением об объявлении амнистии применение некоторых уголовно-правовых решений было отнесено к сфере компетенции суда и его усмотрения (п. 7, 8, 9).

1. Освобождению от наказания подлежали несколько категорий лиц, впервые осужденных к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести. Среди них особо выделяются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества, и приравненные к ним лица, а также лица, выполнявшие воинский или служебный долг в Афганистане или других государствах , где велись боевые действия; военнослужащие , сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов, а также иных организаций, участвовавшие в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта на территории Северного Кавказа.

Далее в тексте Постановления называются лица, награжденные наградами СССР и (или) Российской Федерации, а также лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и подвергшиеся воздействию радиации вследствие этой катастрофы или аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк».

По сложившийся правовой традиции в данном фрагменте Постановления (п. 1) в числе подлежащих освобождению от наказания называются также: а) несовершеннолетние , женщины и одинокие мужчины, имеющие несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, б) беременные женщины, в) мужчины и женщины старше соответственно 55 и 50 лет, г) инвалиды I или II группы, а также больные активной формой туберкулеза, онкологическими заболеваниями III или IV клинической группы.

Освобождению от наказания подлежали также отдельные категории осужденных к лишению свободы на срок до пяти лет включительно: за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, ранее не отбывавшие лишение свободы (п. 2), совершившие преступления по неосторожности (п. 3).

Согласно п. 4 и 5 данного Постановления освобождению от наказания подлежали также условно осужденные, осужденные, которым неотбытая часть наказания заменена более мягким видом наказания или отбывание наказания которым отсрочено, а также осужденные к наказанию, не связанному с лишением свободы.

2. Государственная Дума РФ постановила о прекращении уголовных дел, находящихся в производстве, в отношении ряда категорий преступников, подозреваемых и обвиняемых в совершении а) умышленных преступлений небольшой и средней тяжести, б) преступлений по неосторожности, за которые предусмотрено максимальное наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, в) преступлений, за которые не предусмотрено наказание, связанное с лишением свободы.

3. В Постановлении об амнистии от 24 апреля 2015 г. № 6578-6 ГД содержатся также предписания о сокращении неотбытой части наказания на 1/3 в отношении лиц, осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за умышленные преступления и указанных ранее в подп. 1-9 п. 1 данного Постановления, а также осужденных к лишению свободы на срок свыше пяти лет за преступления, совершенные по неосторожности.

Осужденным к лишению свободы на срок свыше десяти лет за умышленные преступления наказание сокращено на 1/4.

4. К компетенции суда по применению освобождения от наказания были отнесены следующие категории уголовных дел: а) об умышленных преступлениях, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы, совершенные лицами, не достигшими на момент совершения преступления возраста 18 лет, ранее не отбывавшими лишение свободы, если суд признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно; б) о преступлениях, совершенных по неосторожности, за которые предусмотрено наказание свыше пяти лет лишения свободы и совершенные лицами, не достигшими возраста 18 лет, если суд признает необходимым назначить наказание до пяти лет лишения свободы включительно; в) о преступлениях, если суд признает необходимым назначить лицам наказание условно, назначить наказание, не связанное с лишением свободы, либо применить отсрочку отбывания наказания.

5. Снятие судимости распространяется на ряд лиц, освобожденных от наказания в соответствии с этим актом.

6. В п. 13 Постановления об амнистии содержится перечень из шести категорий осужденных, на которых не распространяется его действие.

Среди них называются лица, осужденные за совершение некоторых видов тяжких преступлений, предусмотренных УК РСФСР, а также осужденные за совершение некоторых видов преступлений, предусмотренных УК РФ (к примеру, ст. 105 и 111, 132-135, ч. 3 и 4 ст. 158, 159, 160, 166, ст. 162, 205, 205.¹, 206-211, ч. 4-6 ст. 264, ст. 275-279 и др.).

Действия Постановления об амнистии не распространяется также на осужденных, признанных в соответствии с УК РСФСР особо опасными рецидивистами или совершивших преступления при особо опасном рецидиве (подп. 3 п. 13); на осужденных, вновь совершивших умышленное преступление в местах лишения свободы (подп. 5 п. 13), на осужденных, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

Настоящее Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования и подлежало исполнению в течение шести месяцев.

Государственная Дума РФ издала также отдельное постановление, в котором регламентируется порядок применения Постановления об амнистии. В нем называются органы, на которые возложено применение акта об амнистии. Среди них - исправительные учреждения и следственные изоляторы, органы дознания и органы предварительного следствия, суды, уголовно-исполнительные инспекции, судебные приставы-исполнители, органы внутренних дел Российской Федерации, командование воинских частей и командование дисциплинарных воинских частей.

Они в пределах установленной компетенции должны принимать решение о применении акта об амнистии в отношении каждого лица индивидуально, путем принятия постановления о применении акта об амнистии. Данные постановления, кроме судебных актов, подлежали утверждению прокурором или руководителем следственного органа, либо старшим судебным приставом.

Помилование

Конституционные нормы о помиловании получают дальнейшую конкретизацию в уголовном, уголовно-исполнительном и уголовно-процессуальном законодательстве. Так, в ст. 85 УК РФ указано, что помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица.

Из законодательства следует, что помилование отличается от амнистии как по субъекту принимаемых решений, так и по объекту этого решения: оно осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица, совершившего преступление. Юридический статус последнего («осужденный») определяет отличие помилования от амнистии также по характеру (видам) уголовно-правовых последствий. Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования: 1) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо 2) назначенное наказание может быть сокращено или 3) заменено более мягким видом наказания, 4) может быть снята судимость с лица, отбывшего наказание. Иными словами, при амнистии круг возможных юридических решений значительно шире, поскольку амнистии могут подвергаться не только осужденные, но и иные категории лиц, совершивших преступление.

В действующем законодательстве и современной юридической литературе понятия «амнистия» и «помилование» употребляются для обозначения различных по правовой природе институтов. Между тем прежде они охватывались одним термином - «помилование».

Оно могло быть индивидуальным и амнистией (всепрощением).

Известно, что еще в трудах известного итальянского просветителя XVIII в. и представителя классической школы криминологии Чезаре Беккариа выделялось две разновидности помилования - прощение и милость. Следовательно, понятие «помилование» рассматривалось как более общее (родовое) и в законодательстве зарубежных стран того периода.

Законодательное определение помилования в современном праве России отсутствует. «Помиловать» в русском языке означает «оказав снисхождение, ослабить или отменить наказание», а миловать - «щадить, прощать кому-то вину ». Характерно поэтому, что предлагаемые в теории права определения помилования обычно опираются на термины «благодеяние», «милосердие», «прощение», выделяя при этом его юридические признаки. Так, по мнению А.С. Михлина, помилование - это «не только акт милости, это еще и акт доверия», в результате которого осужденный должен искупить свою вину честным трудом и не совершать новых преступлений. Помилование именуется актом милосердия и в некоторых определениях Конституционного Суда РФ , содержащих изложение его правовых позиций по этому вопросу.

Таким образом, при характеристике помилования нередко преобладают либо социальные, либо сугубо юридические оценки, подчас игнорируя его действительную социально-правовую природу. Это не всегда способствует установлению реальных оснований помилования.

Так, иногда его рассматривают как реализацию метода правового поощрения и делают из этого соответствующие выводы. Между тем поощрение в праве представляет собой юридическую награду за заслугу, которой считается социально активное поведение поощряемого.

Исходя из этого высказывается мнение, что предпосылками помилования является позитивное посткриминальное поведение осужденного, выраженное в признании им своей вины, возмещении причиненного им ущерба, удовлетворении гражданского иска и т.п. Такие качества положительно характеризуют личность осужденного, однако не могут считаться основанием помилования. Оно является исключительным правом Президента РФ, выступает актом милосердия, поэтому законодательно не ограничено какими-либо рамками. Само ходатайство осужденного о помиловании не может безусловно свидетельствовать о признании им вины и подлинном раскаянии. Конституция РФ предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании, однако при этом не гарантирует каждому право быть обязательно помилованным. Это ходатайство может быть Президентом РФ отклонено, а его решение не подлежит обжалованию в судебном порядке.

Помилование нельзя рассматривать и как акт правового компромисса. Известно, что компромисс представляет собой взаимную уступку противоположных сторон. Элемент «уступки» при помиловании можно усматривать со стороны Президента РФ, главы государства , как «милующего» субъекта. Нередко отмечается, что помилование составляет «изъятие из законов общих правил о неотвратимости ответственности и наказания». Однако при помиловании никакой уступки со стороны осужденного не предполагается, он лишь пользуется конституционным правом просить о помиловании (ч. 3 ст. 50).

Таким образом, помилование как исключительное правомочие главы государства не может быть отнесено к какому-либо из рассмотренных ранее правовых институтов. Оно имеет иную (особую) социально-правовую природу, поэтому их критерии и рамки не применимы к оценке оснований помилования. Очевидно по этой причине они законодательно не определены.

Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица. В соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ и ст. 85 УК РФ таковым является осужденный за преступление.

Осужденным считается обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор (ч. 2 ст. 47 УПК РФ). В литературе обращается внимание на то, что Президент вправе осуществить помилование независимо от стадии уголовного процесса , а не только в отношении осужденных, отбывающих наказание или лиц, его отбывших.

Социальная оценка акта о помиловании как акта милосердия представляется правильной и соответствует принципу гуманизма. Она влияет на регламентацию форм (видов) смягчения уголовно-правовой участи осужденного и их реализацию в каждом конкретном случае. Это позволяет определить помилование следующим образом: помилование представляет собой акт милосердия, осуществляемый Президентом РФ в рамках его конституционных полномочий, применяемый по отношению к индивидуально-определенному лицу, осужденному за совершение преступления и заключающийся в смягчении его уголовно-правовой участи в виде освобождения от дальнейшего отбывания наказания, сокращения или замены назначенного наказания более мягким его видом, либо в снятии судимости.

Осуществление помилования - исключительная прерогатива Президента РФ, его конституционное правомочие, которое не может быть ограничено другими федеральными законами и иными нормативными рамками. Вместе с тем глава государства вправе урегулировать порядок реализации своих полномочий подзаконными актами. Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации » регламентированы цели таких комиссий, их задачи и состав. Основными задачами являются предварительное рассмотрение ходатайства о помиловании осужденных, подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением указов Президента РФ по вопросам о помиловании.

Данным Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайства о помиловании в Российской Федерации, где расписана предварительная процедура осуществления помилования.

Вместе с тем в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в его Определении от 4 декабря 2007 г. № 957-0-0 подчеркивается, что существующий порядок не препятствует осужденным обращаться к Президенту РФ с ходатайствами о помиловании, минуя его направление в данную комиссию. Иными словами, Президент РФ не связан с установленной им самим процедурой осуществления помилования. Так, судя по сообщениям средств массовой информации, обращение осужденного М. Ходорковского соответствующей комиссией по вопросам помилования предварительно не рассматривалось.

В Определении Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г. № 283-0-0 по жалобе А.В. Дудика отмечается, что акт о помиловании действует самостоятельно, реализуется вне рамок отправления правосудия по уголовным делам. Из этого следует, что указы Президента РФ о помиловании не подлежат обжалованию в судебном порядке.

Помилование без волеизъявления самого осужденного не должно осуществляться.

В обществе и среди юристов всегда было неоднозначное отношение к институту помилования. Существует мнение, что практика помилования должна быть более распространенной. На заседании круглого стола на тему «Вопросы совершенствования института помилования в контексте гуманизма уголовно-правовой политики», организованного 9 декабря 2014 г. Советом Федерации Федерального Собрания РФ , были озвучены данные о том, что в начале 90-х гг. XX в. в результате актов помилования было освобождено около 30 000 осужденных, а только в 1999 г. - более 7 тыс. человек. Иные подходы наблюдаются в период с 2007 по 2014 г., когда было помиловано всего 775 осужденных. Следовательно, практика помилования развивается по пути ограничения числа таких актов. Это направление получает определенную поддержку со стороны специалистов и общественности.

В различных государствах существуют такие проявления гуманизма к преступникам, как помилование и амнистия. Количество лиц, осужденных к различным наказаниям, в России очень велико, а потому вопрос их постепенного освобождения будет оставаться для нас актуальным ещё очень долгое время. Стоит разобраться, в чём сходства и различия данных понятий, когда они применяются и к кому.

Определение

Помилование – это акт должностного лица государства (в России — президента), который частично либо полностью освобождает лицо от наказания, заменяет его более мягким, снимает судимость. К примеру, в Беларуси, где есть смертная казнь, президент страны имеет право заменить её пожизненным заключением. В России, где высшей меры наказания уже нет, акты помилования всё равно используются. Президент может, в том числе и без согласия лица, помиловать по своему усмотрению любого преступника, как минимум, заменив ему наказание более мягким, как максимум – полностью освободив от него.

Амнистия – это акт многократного применения, который полностью либо частично освобождает от наказания определённую категорию преступников (как осужденных, так и обвиняемых, подозреваемых). Данный акт также может снимать с лица судимость, изменять режим отбытия наказания, являться основанием для прекращения уголовного преследования. В России акты амнистии подготавливаются и Госдумой и, как правило, приурочены к определённому событию.

Сравнение

Таким образом, помилование – это однократный акт гуманизма к определённому лицу, вызванный причинами личностного характера (почтенный возраст, милосердие, тяжёлое заболевание и т.д.). Амнистия же распространяется на широкий круг преступников (к примеру, все несовершеннолетние, отбывающие наказания за кражи) в определённый период времени. Помилование является актом правоприменительной практики, в то время как амнистия носит нормативный характер.

Амнистия, как и любой другой закон, нуждается в реализации конкретным государственным органом. Помилование подлежит исполнению после того, как оно обнародовано должностным лицом. Амнистировать определённый круг лиц невозможно: это относится к злоумышленникам, отбывающим наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления. Но их можно помиловать: если на то будет соответствующая воля должностного лица.

Выводы сайт

  1. Круг лиц, подпадающих под действие. Акт помилования издаётся в отношении конкретного человека или нескольких лиц, совершивших то или иное деяние. Амнистия же распространяется на широкий круг преступников, объединённых единым критерием (матери малолетних детей, лица престарелого возраста и т.д.).
  2. Согласие лица. Чтобы быть помилованным, преступнику необходимо проявить инициативу, хотя в отдельных случаях акт может издаваться и без такого волеизъявления. Чтобы попасть под амнистию, такое согласие не требуется.
  3. Порождение нормы права. Амнистия рождает правовую норму, а помилование – только использует её.
  4. Процедура. После того, как акт о помиловании издан, он подлежит немедленной реализации. Амнистию же можно реализовать лишь через уголовно-исполнительные органы, которые применяют её нормы к своим подопечным.
Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...