Классификаторы документации. Общероссийские классификаторы документации


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Общая характеристика классификаторов

1.1 Основные положения Единой системы классификации

1.2 Виды классификаторов

2. Система общероссийских классификаторов

2.1 Методы классификации

2.2 Принципы классификации

Заключение

Список использованных источников

Введение

С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации. В бывшем СССР существовали довольно хорошая научно-методическая база и широкая система классификаторов технико-экономической информации. Однако современные рыночные условия в экономике потребовали существенной модернизации действующих классификаторов и создания новых. В России принята Государственная программа перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Без общероссийского классификатора невозможно решение проблемы согласованности межведомственных потоков информации. Кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость классификаторов различных федеральных органов управления и международных организаций, а также информационную совместимость международных и национальных информационных систем. В России создается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК). Ее составляющие - общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, средств их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.

Сосредоточив свое внимание на данной проблеме, мы выбрали актуальное на современном этапе направление научного исследования, имеющее теоретическое и практическое значение с точки зрения использования общероссийских классификаторов документации как средств информационного обеспечения.

Целью данного курсового проекта является систематизация, накопление и закрепление знаний о роли общероссийских классификаторов в информационном обеспечении.

В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:

Рассмотреть общероссийские классификаторы документации, их характеристику и роль;

Изучить виды общероссийских классификаторов;

Рассмотреть систему общероссийских классификаторов;

Проанализировать методы и принципы общероссийских классификаторов, как средств информационного обеспечения.

Цель и задачи работы обусловили выбор ее структуры. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной при написании работы литературы.

Такое построение работы наиболее полно отражает организационную концепцию и логику излагаемого материала.

Глава 1. Общая характеристика классификаторов

1.1 Основные положения Единой системы классификации

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность. Общее руководство и координацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Госстандарт РФ и Госкомстат РФ.

Основные принципы, правила и требования, регламентирующие создание системы, изложены в ПР 50-733-93 "Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Российской Федерации", ПР 50-734-93 "Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации". Эти нормативные документы учитывают необходимость гармонизации общероссийских классификаторов с международными классификациями и стандартами, чему способствует прямое применение международных стандартов по классификации и кодированию объектов технико-экономической и социальной информации.

Госстандарт России принял более 20 общероссийских классификаторов, и число их будет расширяться по мере интеграции России в мировую экономику. Например, Общероссийский классификатор стандартов создан на основе прямого применения Международного классификатора стандартов ИСО. Этот документ содержит рекомендации по построению каталогов, указателей, тематических перечней, автоматизированных баз; данных по нормативным документам; выполнение этих рекомендаций обеспечивает оптимальные условия для межгосударственного обмена информацией.

Правила ведения общероссийских классификаторов устанавливает нормативный документ ПР 50-735-93 "Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информационно-вычислительной сети Госкомстата России".

Общероссийский классификатор единиц измерения разработан с использованием рекомендательного документа ЕЭК ООН "Коды для единиц измерения, используемых в международной торговле".

Повысилась роль территориальных органов статистики, в задачу которых входит информационное обслуживание абонентов своего региона. Аналогичные функции выполняют также ВНИИКИ Госстандарта и ВЦ Росстатагентства.

Ведение информационных фондов, Федерального фонда стандартов, а также классификаторов подразумевает, прежде всего, поддержание соответствующего объекта в актуальном состоянии, т.е. прежде всего требуется своевременное внесение изменений и доведение этой новой информации до пользователей. Большую работу по ведению классификаторов выполняет ВНИИКИ, где проводится экспертиза предлагаемых изменений, и после утверждения изменение вступает в действие. Основная информация об изменениях публикуется Издательством стандартов в Информационном указателе стандартов. Дополнительную информацию можно найти в изданиях ВНИИКИ.

На сегодняшний день на стадии внедрения находятся более 25 взаимосвязанных между собой классификаторов. Это серьезный шаг к обеспечению достоверной информацией федеральных органов государственной власти России, а также к сопоставимости информации при обмене ею между государствами. Научная часть этой работы ведется во ВНИИКИ и включает актуализацию действующих документов и увязку отечественных систем классификации с международными.

В информационном обеспечении немаловажная роль отведена пропаганде деятельности Госстандарта России и его служб для формирования общественного мнения, позитивного по отношению к государственной технической политике. Это осуществляется через специальные печатные издания, выступления Должностных лиц Госстандарта в средствах массовой информации.

На широкий круг потребителей рассчитан ежемесячный бюллетень "Госстандарт предупреждает", рассылаемый в правительственные и общественные организации, имеющие отношение к проблемам защиты прав потребителей, в средства массовой информации. Пропаганда активно проводится на ежегодных форумах, посвященных Дню стандартов и Всемирному дню качества.

Большую роль в информационном обеспечении играет непосредственно сам национальный орган по стандартизации - Госстандарт России. Комитет располагает информационным фондом, который составляет ядро Федерального фонда стандартов. В нем хранятся стандарты государственной и других категорий, действующих в РФ и СНГ (около 22 тыс.); более 30 тыс. международных стандартов; более 250 тыс. национальных стандартов зарубежных стран; общероссийские классификаторы; документы по отраслевой стандартизации, сертификации и метрологии.

Главный информационный центр Госстандарта РФ располагает автоматизированными банками данных по отечественным и зарубежным нормативным документам - "НОРМДОК"; стандартизованным терминам и определениям - "РОСТЕРМ"; классификаторам технико-экономической информации - "КЛАССИФИКАТОР" и др.

Передача информации возможна как по российским, так и по международным телекоммуникационным сетям ROSPAC, RELCOM, SPRINT и INTERNET.

Кроме того, Госстандарт через Издательство стандартов ежегодно выпускает около 2000 наименований печатной продукции: нормативные документы, а также ряд журналов и приложений к ним.

1.2 Виды классификаторов

Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах (ОКОК) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.

ОКОК предназначен для:

Ш обеспечения совместимости государственных информационных систем и ресурсов, создаваемых на федеральном и региональном уровнях управления в Российской Федерации;

Ш контроля за составом общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийские классификаторы) и исключения дублирования различных общероссийских классификаторов и фасетов в них;

Ш отражения информации об использовании международных (региональных, межгосударственных) классификаций и стандартов в общероссийских классификаторах.

Объектом классификации в ОКОК является информация об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации и фасетах, включенных в общероссийские классификаторы.

ѕ Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Разработан Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Центром по экономическим классификациям. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.

ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с:

Ш классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;

Ш определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов;

Ш разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;

Ш осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;

Ш подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;

Ш кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах;

Ш обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описания. В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.

В качестве классификационных признаков видов экономической деятельности в ОКВЭД используются признаки, характеризующие сферу деятельности, процесс (технологию) производства и т.п. В качестве дополнительного (в пределах одного и того же процесса производства) может выделяться признак "используемые сырье и материалы".

В соответствии с международной практикой в ОКВЭД не учитываются такие классификационные признаки, как форма собственности, организационно - правовая форма и ведомственная подчиненность хозяйствующих субъектов, не делается различий между внутренней и внешней торговлей, рыночными и нерыночными, коммерческими и некоммерческими видами экономической деятельности.

Ведение ОКВЭД осуществляет Минэкономразвития России. При ведении ОКВЭД Минэкономразвития России осуществляет взаимодействие с ВНИИКИ Госстандарта России. Организацией обязательного согласования проектов изменений к ОКВЭД является Госкомстат России.

ѕ общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН). Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России, Управлением статистических стандартов и классификаций Госкомстата России. Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 412.

Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК).

ОКИН предназначен для использования при сборе, обработке и анализе демографической, социальной и экономической информации о населении, решения задач учета, анализа и подготовки кадров предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, министерствами и ведомствами. ОКИН состоит из фасетов, которые можно использовать независимо друг от друга при решении различных задач.

Количество фасетов и их содержание определены на основе анализа реквизитов, содержащихся в формах документов, входящих в общероссийские унифицированные системы документации, а также в формах документов, предназначенных для переписи населения и других единовременных обследований населения. При разработке ОКИН использован Общесоюзный классификатор технико-экономических и социальных показателей.

ѕ общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН). Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).

Классификатор разработан для решения следующих задач:

Ш развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению;

Ш осуществления сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращения причинения вреда имуществу потребителей;

Ш повышения эффективности применения средств вычислительной техники;

Ш учета и прогнозирования объемов реализации услуг населению;

Ш изучения спроса населения на услуги;

Ш предоставления услуг населению предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами;

Ш гармонизации классификации услуг населению с международными классификациями;

Ш актуализации видов услуг с учетом новых социально-экономических условий в Российской Федерации.

Объектами классификации являются услуги населению, оказываемые предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами, использующими различные формы и методы обслуживания.

Для классификатора услуг населению принята иерархическая классификация с делением всего классификационного множества объектов на группы. Затем каждую группу делят на подгруппы, которые в свою очередь делят на виды деятельности по целевому функциональному назначению. В ОКУН используют последовательную систему кодирования.

ѕ общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР);

ѕ общероссийский классификатор валюты (ОКВ);

ѕ общероссийский классификатор продукции (ОКП) и др.

ѕ общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции, услуг. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. N 17. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации.

Глава 2. Система общероссийских классификаторов

2.1 Методы классификации

Под иерархическим методом классификации понимается такой метод, при котором заданное множество объектов последовательно делится на подчиненные подмножества. При построении классификаторов иерархическим методом классификации необходимо соблюдать следующие правила:

Деление каждой классификационной группировки должно производиться только по одному основанию;

Получаемые в результате деления группировки не должны пересекаться, то есть содержать аналогичной информации, и должны относиться только к одной вышестоящей группировке;

Деление исходного множества на подмножества должно быть последовательным, без пропусков и без добавления промежуточного уровня классификации;

Классифицирование должно производиться таким образом, чтобы сумма подмножеств деления составляла делимое множество.
Иерархический метод классификации характеризуется глубиной классификации и емкостью. Количество ступеней определяет глубину классификации, которая устанавливается в зависимости от степени конкретизации группировок и числа признаков, необходимых для решения конкретных задач. От глубины и количества группировок, образуемых на каждой ступени классификации, зависит емкость системы. Как правило, наибольшее количество последующих группировок устанавливается постоянным, либо для всей классификации, либо для данной ступени. Для систем классификации технико-экономической информации это число всегда равно десяти или кратному десяти. При иерархическом методе классификации практически не ограничивается глубина классификации информации, что дает возможность более детально анализировать предметы, явления или документы. Большая информационная емкость иерархического метода классификации позволяет использовать его для кодирования больших объемов технико-экономической информации. Несмотря на вышеперечисленные преимущества, этот метод имеет ряд существенных недостатков. Во-первых, это недостаточная гибкость структуры, обусловленная фиксированностью признаков классификации и заранее установленным порядком их следования, не допускающим включения новых объектов и классификационных группировок. Вследствие этого, изменение любого признака ведет к перераспределению классификационных группировок и необходимости переработки классификатора. Поэтому в классификаторах, построенных на основе иерархического метода, должны предусматриваться значительные резервные емкости. Во-вторых, этот метод классификации не позволяет осуществлять информационный поиск по любому произвольному сочетанию признаков.

Под фасетным методом классификации понимается такой метод, при котором классифицируемое множество делится на группировки независимо, по различным признакам классификации. Он не имеет жесткой классификационной структуры и заранее построенных конечных группировок. Классификационные группировки при фасетном методе классификации образуются путем комбинаций значений признаков, взятых из соответствующих фасетов (списков признаков, характеризующих объекты классификации). Последовательность использования фасетов при образовании классификационной группировки задается фасетной формулой. В каждом конкретном случае фасетная формула устанавливается в зависимости от характера решаемых задач и алгоритма обработки информации.

Емкость классификатора, построенного на основе фасетного метода классификации, зависит от числа фасетов и от количества признаков в фасетах.

При построении классификаторов на основе фасетного метода необходимо соблюдать следующие правила:

Значения признаков из различных фасетов не должны пересекаться;

Из всевозможных фасетов, характеризующих классифицируемое множество объектов, отбираются только существенные, то есть фасеты, обеспечивающие решение конкретных технико-экономических задач;

Фасеты должны занимать в классификаторе строго определенное место и иметь определенные идентификационные коды.
Основные преимущества фасетного метода классификации обусловлены его гибкостью. Изменения в любом из фасетов не оказывают влияния на остальные. Большая гибкость обуславливает приспосабливаемость метода классификации к меняющемуся характеру решаемых задач, для которых он создается. Фасетный метод классификации позволяет не только образовывать новые классификационные группировки из имеющихся фасетов, но и включать новые и исключать старые фасеты. Гибкость системы дает возможность осуществлять информационный поиск по любому сочетанию признаков.

Это определяет хорошую приспосабливаемость метода к машинной обработке информации.

Методы кодирования технико-экономической и социальной информации тесно взаимосвязаны с методами классификации. Каждому методу классификации соответствует один или несколько методов кодирования. В процессе кодирования объектам классификации и их группировкам по определенным правилам присваиваются цифровые, буквенные и буквенно-цифровые коды. Код характеризуется алфавитом, то есть знаками, используемыми для его образования, основанием кода - числом знаков в алфавите кода и длиной кода.

В классификаторах ТЭСИ используются четыре метода кодирования информации. Порядковый метод кодирования - это такой метод, при котором кодами служат числа натурального ряда. В этом случае кодом каждого из объектов классифицируемого множества является его порядковый номер.

Данный метод кодирования обеспечивает довольно большую долговечность классификатора при незначительной избыточности кода. Этот метод обладает наибольшей простотой, использует наиболее короткие коды и лучше обеспечивает однозначность определения каждого объекта классификации. Кроме того, он обеспечивает наиболее простое присвоение кодов новым объектам, появляющимся в процессе ведения классификатора. Каждому новому объекту присваивается следующий по порядку номер.
Существенным недостатком порядкового метода кодирования является отсутствие в коде какой-либо конкретной информации о свойствах объекта, а также сложность машинной обработки информации при получении итогов по группе объектов классификации с одинаковыми признаками. Этот метод кодирования не обеспечивает возможности размещения вновь появившихся объектов классификации в необходимом месте классификатора, так как резервные коды располагаются в конце ряда. По этим причинам порядковый метод кодирования чаще всего применяется в сочетании с другими методами кодирования.

Серийно-порядковый метод кодирования - это такой метод, при котором кодами служат числа натурального ряда с закреплением отдельных серий этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками. Серийно-порядковый метод кодирования целесообразно применять для объектов, имеющих два соподчиненных признака. В каждой серии, кроме кодов имеющихся объектов классификации, предусматривается определенное количество кодов для резерва. Резерв кодов располагается в середине или в конце серии. Это является большим преимуществом данного метода по сравнению с порядковым методом кодирования. Данный метод кодирования обладает всеми преимуществами и недостатками порядкового метода кодирования.

Последовательный метод кодирования - это такой метод, при котором код объекта классификации и (или) классификационной группировки образуется с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации. В этом случае код нижестоящей группировки образуется путем добавления соответствующего количества разрядов к коду вышестоящей группировки. Последовательный метод кодирования чаще всего используется при иерархическом методе классификации.
Преимуществами последовательного метода кодирования являются логичность построения кода и большая емкость. Вместе с тем он обладает всеми недостатками, присущими иерархическому методу классификации, а также ограниченными возможностями идентификации объектов. Использование последовательного метода кодирования связано с определенными трудностями, обусловленными тем, что в результате зависимости значений последующих разрядов кода от предыдущих применять этот код по частям нельзя, группировать объекты по различным сочетаниям имеющихся признаков сложно, практически невозможно вносить новые признаки и производить изменения в коде без коренной перестройки классификатора. Поэтому применять последовательный метод кодирования целесообразно в тех случаях, когда набор признаков классификации и их последовательность стабильны в течение длительного времени.
Параллельный метод кодирования - это метод, при котором код объекта классификации и (или) классификационной группировки образуется с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

Параллельный метод кодирования имеет ряд преимуществ. К достоинствам рассматриваемого метода кодирования относится гибкость структуры кода, обусловленная блочностью его построения. Метод позволяет использовать при решении конкретных технико-экономических и социальных задач коды только тех признаков объектов, которые необходимы, что дает возможность работать в каждом отдельном случае с кодами небольшой длины. При этом методе кодирования можно осуществлять группировку объектов по любому сочетанию признаков. Параллельный метод кодирования хорошо приспособлен для машинной обработки информации. По конкретной кодовой комбинации легко указать, набором каких характеристик описывается рассматриваемый объект. Набор признаков при необходимости может легко пополняться присоединением кода нового признака. Это свойство параллельного метода кодирования особенно важно при решении технико-экономических задач, состав которых меняется со временем.

2.2 Принципы классификации

Существуют принципы и правила классификации, от соблюдения которых зависят систематичность, и ценность подразделения множества объектов на части. Такими частями единой системы обычно выступают классы, которые затем последовательно разделяются на группы, подгруппы, виды и разновидности.

Основные принципы классификации - это установление цели и выбор классификационных признаков. Очевидно, что число выбираемых признаков и порядок их использования определяется целью классификации. Естественно, что наиболее систематичны классификации, в основе которых одна цель. При выборе числа классификационных признаков и уровне (ступеней) деления нужно учитывать следующее: принятая система классификации должна быть приспособлена к цифровому кодированию образующихся подразделений и машинной обработке количественных данных об изучаемом множестве. В то же время, чтобы система не была слишком громоздкой, надо по возможности сокращать число ступеней разделения объектов. Вместе с этим следует стремиться к тому, чтобы выбранная классификационная система позволяла охватывать всю номенклатуру объектов, а также учитывала возможность появления новых групп объектов, то есть имела резервы.

Термин «классификация» обозначает распределение данного множества объектов на подмножества (классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды). В зависимости от их общих признаков образующуюся при этом систему распределения и называют классификацией.

Классификатор - это систематизированный перечень классификационных объектов, позволяющий находить место каждому объекту и после этого присваивать ему определенное условное обозначение, называемое кодом.

При классификации важны три необходимых условия:

1) Объекты делятся на группы таким образом, что в каждой группе их объединяет один признак. Каждое звено классификации является самостоятельным, его можно подразделить внутри себя;

2) Одновременно классифицируются объекты только по одному главному признаку;

3) Объекты классифицируют сначала по более общим признакам, а затем по более узким.

Выбор числа классификационных признаков, и соответственно, ступени деления проводится с учетом возможности приспособления принятой системы классификации к цифровому кодированию образующихся подразделений для машинной обработки (на ЭВМ) количественных данных об изучаемом множестве (например, структуре ассортимента товарной группы).

Число ступеней (глубина) классификации их цифровое кодирование приспособлено к десятичной системе, что удобно для машинной обработки. Выбранная классификационная система обеспечивает охват и обозримость всей номенклатуры объектов, а также учитывает возможность появления новых групп объектов, т.е. имеет резервы.

Заключение

Проблема создания единого информационного пространства приобрела особое значение в нашей стране уже в начале 70-х годов в связи с разработкой Общегосударственной автоматизированной системы сбора и обработки информации для целей планирования и управления народным хозяйством (ОГАС). Создание этой системы потребовало решения целого ряда важных вопросов. Среди них не последнее значение имел вопрос о разработке единых методических принципов построения информационного обеспечения ОГАС.

Значение общероссийских классификаторов документации, как средств информационного обеспечения есть в том, что они устанавливают единые требования к носителям информации, единый язык формализованного описания данных, закрепляют общие методические принципы организации технологического процесса обработки данных.

Классификаторы стандартизируют информационное обеспечение процессов управления хозяйством страны на основе применения средств вычислительной техники и новых информационных технологий. Это стало возможно благодаря созданию единого языка формализованного описания данных.

Основная цель использования классификаторов состоит в однозначном обозначении объектов. С их помощью выполняются основные функции, связанные с обработкой экономической информации: минимизация объема призначной информации при вводе ее в вычислительную систему по каналам связи; сортировка и поиск информации по ключевым словам; разработка сводных экономических отчетов по различным признакам; декодирование при переходе от кодов-признаков к их наименованиям при печати сводных экономических отчетов.

В первой главе рассматривается общая характеристика, основные положения единой системы классификации, виды классификаторов.

Во второй главе идет описание системы общероссийских классификаторов, её методов и принципов.

Понимая значение классификаторов ТЭСИ как стандартного языка формализованного описания данных, Правительство РФ приняло 1 ноября 1999 года специальное постановление “О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации”, в котором определены организации, ответственные за дальнейшее развитие ЕСКК ТЭСИ, и закреплены общие принципы функционирования единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

общероссийский классификатор документация

Список использованных источников

1. Гражданский кодекс Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301.

2. Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации», от 22.02.1995

3. Федеральный закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996

4. Постановление Правительства РФ "О развитии единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации" № 1212 от 1 ноября 1999 г.

5. Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведение и применение ОК, утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 № 677

6. ГОСТ 6.01.1-87 Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации. Основные положения [электронный ресурс]: режим доступа из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. ПР 50-733-93. Правила по стандартизации. Основные положения Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и унифицированных систем документации Российской Федерации. - М., 1995.

8. ПР 50-734-93. Правила по стандартизации. Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации. - М., 1995.

9. Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах (ОКОК)[электронный ресурс]: Утвержден Постановлением Госстандарта России от 25 декабря 2002 г. N 502-ст. - Режим доступа из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) [электронный ресурс]: Утвержден Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст. - Режим доступа из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Общероссийский классификатор информации о населении (ОКИН) [электронный ресурс]: Утвержден Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. N 412. - Режим доступа из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) [электронный ресурс]: Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163. - Режим доступа из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции, услуг)[электронный ресурс]: Утвержден Постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. N 17. - Режим доступа из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Костомаров М.Н. Классификация и кодирование документов и документной информации (классификация документов) // Секретарское дело. - 2003. - № 10. - С. 35-40

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основная цель кодирования. Группы классификаторов единой системы классификации и кодирования. Этапы составления локальных классификаторов. Штриховое кодирование, его виды и области применения. Стандарты кодирования, пример построения кода EAN-8.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2011

    Назначение и состав унифицированной системы документации. Общероссийские унифицированные системы управленческой (организационно-распорядительной) документации. Виды основных классификаторов по кодированию технико-экономической и социальной информации.

    реферат , добавлен 15.11.2010

    Система документации как совокупность документов, взаимосвязанных по общим признакам назначения, оформления и хранения. Основные функциональные системы документации в РФ. Унифицированные системы документации, классификаторы документированной информации.

    контрольная работа , добавлен 21.04.2010

    Классификация управленческой документации. Краткая характеристика единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Особенности кода унифицированной формы документа. Сущность претензионно-исковой документации.

    контрольная работа , добавлен 27.04.2015

    Изучение видов, классификации конструкторских документов. Характеристика требований к построению, содержанию и изложению технических условий на ремонт. Отличительные черты единой системы конструкторской документации - комплекса государственных стандартов.

    контрольная работа , добавлен 03.03.2010

    Классификаторы как нормативные документы, распределяющие технико-экономическую информацию по видам. Особенности их использования. Организация разработки классификатора, его создание, экспертиза проекта и вносимых в него изменений и его согласование.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2009

    Анализ построения системы и характеристика распорядительной документации: постановления, приказы, решения и распоряжения. Порядок организации документооборота предприятия и содержание его основных этапов. Бланки документов: состав и принципы построения.

    контрольная работа , добавлен 23.04.2011

    Технико-экономическая характеристика компьютерной бухгалтерии. Технологические операции сбора, передачи, хранения, контроля и обработки данных бухгалтерского учета. Внемашинное информационное обеспечение учета. Используемые классификаторы и коды.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2011

    Понятие нормы, принципы классификации норм и разновидности калькулирования себестоимости. Основные понятия и принципы калькулирования себестоимости. Сущность и принципы нормативного метода затрат и калькулирования, его преимущества и недостатки.

    курсовая работа , добавлен 14.09.2012

    Программа исследования документационного обеспечения управления предприятием. Недостатки и перспективы развития унифицированной системы организационно-распорядительной документации. Оценка эффективности результата внедрения электронного документооборота.

3.3. Общероссийские классификаторы

С развитием информационных технологий приобрели акту-альность методы классификаций и кодирования информации. В бывшем СССР существовали довольно хорошая научно-методическая база и широкая система классификаторов техни-ко-экономической информации. Однако современные рыночные условия в экономике потребовали существенной модернизации действующих классификаторов и создания новых. В России принята Государственная программа перехода Российской Фе-дерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыноч-ной экономики*.

* Программа реализуется по Постановлению Правительства Российской Федера-ции № 121 от 12.02.1993.

Без общероссийского классификатора невозможно решение проблемы согласованности межведомственных потоков инфор-мации. Кроме того, необходимо обеспечить сопоставимость классификаторов различных федеральных органов управления и международных организаций, а также информационную совмес-тимость международных и национальных информационных систем. В России создается Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информа-ции (ЕСКК). Ее составляющие - общероссийские классифика-торы технико-экономической и социальной информации, сред-ств их ведения, нормативных и методических документов по их разработке, ведению и применению.

Объектами классификации и кодирования в ЕСКК выступают: статистическая информация, макроэкономическая финансовая и правоохранительная деятельность, банковское дело, бухгал-терский учет, стандартизация, сертификация, производство продукции, предоставление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность. Общее руководство и ко-ординацию работ по созданию ЕСКК осуществляют Госстан-дарт РФ и Госкомстат* РФ.

* С мая 1999 г. Российское статистическое агентство.

Основные принципы, правила и требования, регламенти-рующие создание системы, изложены в ПР 50-733-93 «Основ-ные положения Единой системы классификации и кодирова-ния технико-экономической и социальной информации и уни-фицированных систем документации Российской Федерации», ПР 50-734-93 «Порядок разработки общероссийских классификато-ров технико-экономической и социальной информации». Эти нормативные документы учитывают необходимость гармониза-ции общероссийских классификаторов с международными классификациями и стандартами, чему способствует прямое при-менение международных стандартов по классификации и коди-рованию объектов технико-экономической и социальной ин-формации.

Госстандарт России принял более 20 общероссийских клас-сификаторов, и число их будет расширяться по мере интегра-ции России в мировую экономику. Например, Общероссийский классификатор стандартов создан на основе прямого примене--ния Международного классификатора стандартов ИСО. Этот документ содержит рекомендации по построению каталогов, указателей, тематических перечней, автоматизированных баз данных по нормативным документам; выполнение этих реко-мендаций обеспечивает оптимальные условия для межгосударст-венного обмена информацией.

Правила ведения общероссийских классификаторов уста-навливает нормативный документ ПР 50-735-93 «Положение о ведении общероссийских классификаторов на базе информаци-онно-вычислительной сети Госкомстата России».

Общероссийский классификатор единиц измерения разра-ботан с использованием рекомендательного документа ЕЭК ООН «Коды для единиц измерения, используемых в междуна-родной торговле».

Повысилась роль территориальных органов статистики, в задачу которых входит информационное обслуживание абонен-тов своего региона. Аналогичные функции выполняют также ВНИИКИ Госстандарта и ВЦ Росстатагентства.

Ведение информационных фондов, Федерального фон-да стандартов, а также классификаторов подразумевает прежде всего поддержание соответствующего объекта в актуальном со-стоянии, т.е. прежде всего требуется своевременное внесение изменений и доведение этой новой информации до пользова-телей. Большую работу по ведению классификаторов выполня-ет ВНИИКИ, где проводится экспертиза предлагаемых измене-ний, и после утверждения изменение вступает в действие. Ос-новная информация об изменениях публикуется Издательством стандартов в Информационном указателе стандартов. Дополни-тельную информацию можно найти в изданиях ВНИИКИ, ин-ститутов Госстандарта РФ и головных отраслевых институтов.

На сегодняшний день на стадии внедрения находятся более 25 взаимосвязанных между собой классификаторов. Это серь-езный шаг к обеспечению достоверной информацией феде-ральных органов государственной власти России, а также к со-поставимости информации при обмене ею между государствами. Научная часть этой работы ведется во ВНИИКИ и включает актуализацию действующих документов и увязку отечественных систем классификации с международными.

В информационном обеспечении немаловажная роль отве-дена пропаганде деятельности Госстандарта России и его служб для формирования общественного мнения, позитивного по от-ношению к государственной технической политике. Это осуществляется через специальные печатные издания, выступления Должностных лиц Госстандарта в средствах массовой информации.

Действующие общероссийские классификаторы

(Наименование и аббревиатура Общероссийского классификатора)

    Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО)

    Общероссийский классификатор органов государственной вла-сти и управления (ОКОГУ)

    Общероссийский классификатор экономических районов (ОКЭР)

    Общероссийский классификатор видов экономической деятельно-сти, продукции и услуг (ОКДП)

    Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО)

    Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ)

    Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД)

    Общероссийский классификатор продукции (ОКП)

    Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения (ОКИСЗН)

    Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)

    Общероссийский классификатор стандартов (ОКС)

    Общероссийский классификатор профессий рабочих, должно-стей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)

    Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ)

    Общероссийский классификатор валют (ОКВ)

    Общероссийский классификатор изделий и конструкторских доку-ментов машиностроения и приборостроения (Классификатор ЕСКД)

    Общероссийский классификатор единиц измерения (ОКЕИ)

    Общероссийский классификатор специальностей высшей науч-ной классификации (ОКСВНК)

На широкий круг потребителей рассчитан ежемесячный бюллетень «Госстандарт предупреждает», рассылаемый в пра-вительственные и общественные организации, имеющие отно-шение к проблемам защиты прав потребителей, в средства мас-совой информации. Пропаганда активно проводится на ежегодных форумах, посвященных Дню стандартов и Всемирному дню ка-чества.

Большую роль в информационном обеспечении играет не-посредственно сам национальный орган по стандартизации - Госстандарт России. Комитет располагает информационным фондом, который составляет ядро Федерального фонда стан-дартов. В нем хранятся стандарты государственной и других ка-тегорий, действующих в РФ и СНГ (около 22 тыс.); более 30 тыс. международных стандартов; более 250 тыс. национальных стан-дартов зарубежных стран; общероссийские классификаторы; документы по отраслевой стандартизации, сертификации и метрологии.

Главный информационный центр Госстандарта РФ распо-лагает автоматизированными банками данных по отечествен-ным и зарубежным нормативным документам - «НОРМДОК»; стандартизованным терминам и определениям - «РОСТЕРМ»; классификаторам технико-экономической информации - «КЛАССИФИКАТОР» и др.

Передача информации возможна как по российским, так и по международным телекоммуникационным сетям ROSPAC, RELCOM, SPRINT и INTERNET.

Кроме того, Госстандарт через Издательство стандартов ежегодно выпускает около 2000 наименований печатной про-дукции: нормативные документы, а также ряд журналов и при-ложений к ним.

Тесты для самоконтроля

1. Крупнейшим специализированным источником информации по стан-дартизации в мире являются:

а) отраслевые журналы,

б) ИНФКО/ИСО,

в) Госстандарт РФ.

2. Пользуясь ИНТЕРНЕТ, можно установить контакты с информационны-ми системами различных международных организаций через посредство:

а) ИСОНЕТ,

б) Госстандарта РФ.

3. Национальный информационный центр ИСОНЕТ в России:

а) Госстандарт РФ,

б) ВНИИКИ,

в) Издательство стандартов.

Глава 4. Совершенствование ГСС и перспективы вступления России в ВТО

Концепция национальной системы стандартизации и совершенствование ГСС. ГСС и перспективы вступления России в ВТО.

4.1. Концепция национальной системы стандартизации и совершенствование ГСС

Принятая в 1998 г. Концепция национальной системы стан-дартизации в России обобщает достижения многолетнего опыта отечественной стандартизации и определяет задачи по актуали-зации целей и методов стандартизации, выбору приоритетных направлений стандартизации и международного сотрудничества в этой области, гармонизации основной терминологии с осно-вополагающими документами ИСО, МЭК, ВТО и др.

В Концепции подчеркивается необходимость практической реализации принятых в международной практике экономиче-ской, социальной и коммуникативной функций стандартиза-ции, что является одним из условий присоединения России к ВТО.

Концепция определяет основные исходные предпосылки раз-вития и дальнейшего совершенствования стандартизации в РФ:

    необходимость государственного регулирования эконо-мики в условиях ее ориентации на рыночный характер;

    обеспечение в стандартах баланса интересов самостоя-тельных хозяйственных субъектов и государства;

    обеспечение практических мер по вступлению России в ВТО как способа интеграции отечественной экономики с мировой экономикой;

    сохранение приоритета стран СНГ в торгово-экономическом и научно-техническом партнерстве;

    постепенное снижение зависимости потребительского рынка товаров и услуг от импорта;

    обеспечение опережающего характера научно-техничес-кой интеграции с развитыми странами.

Основные положения Концепции распространяются на все виды деятельности по стандартизации, в том числе:

    установление приоритетных направлений и объектов стандартизации;

    совершенствование законодательных основ, а также ак-тивизацию формирования необходимого технического законодательства;

    оптимизацию состава и структуры фонда стандартов;

    перспективное и текущее планирование, построенное на результатах исследований и расчетов экономической и других видов эффективности стандартов;

    реформирование системы управляющих и исполнитель-ных органов по стандартизации;

    внедрение современных информационных технологий как в систему информационного обеспечения, так и не-посредственно в процедуры разработки стандартов.

Предстоящее вступление России в ВТО вызвало необходи-мость приблизить практику работ по стандартизации к требо-ваниям этой организации, что прежде всего отразилось на ак-туализации задач стандартизации. В новой редакции они пред-ставляются следующим образом:

    при обеспечении безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества - использовать наряду со стандартами законодательные формы регулирования вопросов безопасности;

    при обеспечении технической и информационной со-вместимости, а также взаимозаменяемости продукции - учитывать интеграционную составляющую, т.е. совмес-тимость и взаимозаменяемость с продукцией, произве-денной не только в стране, но и за рубежом;

    при обеспечении качества продукции, работ и услуг в со-ответствии с достижениями науки, техники и технологии - переходить к добровольному статусу применения стандартов;

    при обеспечении единства измерений - применять меж-дународно признанные методы и методики измерений, учитывая достижения отечественной фундаментальной метрологии;

    при обеспечении безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций - ориенти-роваться на стандарты на мониторинг и прогнозирова-ние, а также организационные меры предупреждения ка-тастроф;

    при обеспечении обороноспособности и мобилизацион-ной готовности страны - обеспечить единые организа-ционные и методические подходы для оборонной и гра-жданской продукции.

Успешная реализация этих задач требует комплексного ха-рактера стандартизации по отношению как к жизненному цик-лу, так и к сырью, комплектующим материалам и готовым из-делиям. А это в значительной степени связано с совершенство-ванием системы информационного обеспечения работ в облас-ти стандартизации, сертификации и метрологии.

В Концепции национальной системы стандартизации выде-лены главные направления, которые должны быть актуализи-рованы и (или) гармонизованы с международными правилами:

    выполнение условий присоединения России к ВТО;

    сближение статуса отечественных и зарубежных стандар-тов;

    формирование технического законодательства;

    методология и организация работ по стандартизации;

    международное сотрудничество в области стандартиза-ции;

    стандартизация оборонной продукции;

    информационное обеспечение стандартизации;

    классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации;

    разработка и применение технических условий;

    государственный контроль и надзор за соблюдением стандартов;

    подготовка кадров.

По выполнению условий присоединения России к ВТО Кон-цепция определяет две главные задачи стандартизации:

1) создание условий для гармонизации отечественных стан-дартов и других нормативных документов с международ-ными стандартами;

2) обеспечение информационного взаимодействия со всеми государствами-членами ВТО.

Решение первой задачи сопряжено с проведением сравни-тельного анализа действующих в РФ всех видов нормативных документов с международными по содержанию, структуре и оформлению для выявления различий. Это дает возможность поэтапно осуществить гармонизацию в соответствии с приня-той Программой гармонизации, рассчитанной на 2-3 года.

Концепция предусматривает приоритетность гармонизации нормативных документов, обеспечивающих международные торгово-экономические отношения, что обусловлено сложной финансовой ситуацией в России. Реализация такого приоритета связана с постоянным обновлением международных стандар-тов, результатом чего является ежегодная публикация 500-800 новых стандартов. В 1998 г. в России действовало более 22 тыс. стандартов. Из них в 1998 г. было принято 480 ГОСТ Р, причем только 50% из них включают требования международных стан-дартов ИСО и МЭК. Очевидно, что России необходимо более оперативно и гибко вводить международные стандарты в на-циональную систему стандартизации. Концепция предлагает определять форму их применения на стадии голосования по проекту стандартов в международной организации.

Кроме того, необходимо предусматривать гармонизацию российских нормативных документов с национальными стан-дартами развитых стран, тем более что нередко эти стандарты приобретают статус международных «де факто».

Количество гармонизованных стандартов к 2000 г. достигнет 40%. Реализация Программы гармонизации невозможна без информационного взаимодействия со странами-членами ВТО, что обязывает выполнять определенные требования:

    направление в секретариат ВТО нотификаций (уведом-лений) о выявленных различиях в стандартах;

    представление по запросам членов ВТО копий проектов нормативных документов;

    обеспечение функционирования системы информацион-ного обеспечения в режиме электронного обмена дан-ными, что может быть достигнуто в рамках реализации проекта «Развитие стандартизации» в России: по государственным стандартам - в течение ближайшего года; по нормативным документам иных органов государст-венного управления - в течение 2-3 лет.

По сближению статуса отечественных и зарубежных стандар-тов (т.е. по переходу от обязательных стандартов к их рекомен-дательному характеру) Концепция предусматривает тактику по-этапного создания надлежащих условий:

    расширение масштабов законодательного регулирования безопасности и качества продукции;

    более широкое использование государственными заказ-чиками, а также субъектами хозяйствования практики ссылок на стандарты в договорах (контрактах) и другой коммерческой документации, а также использование стандартов в качестве арбитражных документов при рас-смотрении в судах и арбитражных судах соответствующих исков;

    наработка экспериментального массива добровольных го-сударственных стандартов и анализ конкретной практики их применения в России.

Законодательными и нормативно-правовыми актами, на ос-новании которых требования стандарта считаются обязатель-ными, выступают законы РФ и указы Президента РФ, законы субъектов РФ, постановления Правительства РФ, постановле-ния Госстандарта, постановления и приказы иных органов фе-деральной исполнительной власти.

Чтобы при этом выполнялись условия ГАТТ (п. 2.9), необ-ходима своевременная нотификация секретариата ВТО о разра-ботке стандарта и о документе, определяющем его обязатель-ный статус. В российской практике чаще всего статус стандарта (или его конкретных требований) устанавливается постановле-нием Госстандарта, которое публикуется одновременно с вновь принятым или пересмотренным ГОСТ Р.

В части формирования технического законодательства Кон-цепция определяет направления развития на усиление при-кладного характера основных положений Законов РФ «О стандартизации», "Об обеспечении единства измерений", «О cepтификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей»:

    разработка законодательных актов по конкретным видам продукции (услуги, процесса);

    разработка законодательных актов, устанавливающих ко-личественные нормы допустимых воздействий на окру-жающую среду производственных процессов и техноло-гий предоставления услуг.

Практическое выполнение законодательных актов должны обеспечивать технические регламенты и обязательные стандар-ты. Стандарт приобретает статус обязательного, если законода-тельный акт ссылается на данный стандарт либо текст законо-дательного акта непосредственно содержит его требования.

Приоритетность направлений и объектов стандартизации для России Концепция определяет исходя из принятых на между-народном уровне направлений. Так, в области безопасности и экологии приоритетной должна быть стандартизация детского питания; пищевых продуктов, потенциально токсичных для че-ловека; условий хранения и транспортировки взрывчатых ве-ществ, газов и нефтепродуктов; производства и хранения ра-диоактивных веществ и утилизации отходов, машин, оборудо-вания и приборов, признанных потенциально опасными, хими-ческой продукции, в том числе бытового назначения; безопас-ности оборонной продукции для обслуживающего персонала, населения и окружающей среды в мирное время.

В области информационных технологий и содействия научно-техническому сотрудничеству для России особенно актуально:

    формирование государственного профиля взаимодейст-вия отдельных систем;

    обеспечение электромагнитной совместимости в условиях реального для России распределения частного сектора;

    обеспечение безопасности для пользователей средств отображения информации;

    обеспечение внедрения CALS-технологий.

В международной и зарубежной практике стандартизации при определении приоритетов используется метод респондентского опроса широкого круга специалистов по стандартизации, Ученых, инженеров и бизнесменов. Таким образом в свое время удалось спрогнозировать реализуемую в настоящее время по-вышенную социальную направленность стандартизации, увели-чение объемов работ по стандартизации информационных тех-нологий и т.п. В Концепции отмечается целесообразность про-дления систематических респондентских опросов для определения приоритетов и в российской стандартизации.

В области методологии и организации работ по стандартиза-ции в Концепции отмечается, что общие принципы стандарти-зации, на которых основана российская ГСС, гармонизованы с международными правилами. Но практические методы разра-ботки нормативных документов нуждаются в дальнейшем со-вершенствовании и актуализации путем электронизации про-цесса создания стандарта. Поскольку в этой области Россия за-метно отстает, процедура разработки остается прежней, однако электронизация повлечет за собой полный отказ от традицион-ных стадий и этапов, а также изменит состав участников, уско-рит темпы работ и увеличит их объем. Все это не может не ска-заться на организационной структуре отечественной стандарти-зации. Вместе с тем технические комитеты, как основное рабо-чее звено, сохранят свою роль. Но для повышения эффектив-ности их работы в Концепции признается необходимым:

  • Учебно-методический комплекс дисциплина опд. Ф. 05 «Метрология, стандартизация и сертификация» Специальность 220501 Управление качеством

    Учебно-методический комплекс

    Теоретические основы метрологии. Основные понятия, связанные с объектами измерения: свойство, величина, количественные и качественные проявления свойств объектов материального мира.

  • Муравьев С. В., Казаков В. Ю., Цимбалист Э. И. Организационно-методическое обеспечение проведения государственного экзамена выпускников, предендующих на получение квалификации (степени) бакалавр по направлению 552200 «метрология, стандартизация и сертификация»

    Документ

    ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ВЫПУСКНИКОВ, ПРЕДЕНДУЮЩИХ НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ (СТЕПЕНИ) БАКАЛАВР ПО НАПРАВЛЕНИЮ 552200 «МЕТРОЛОГИЯ,

  • КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

    ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

    Russian Classification of Management Documentation

    Список изменяющих документов

    (в ред. Изменений N 1/96 ОКУД, утв. Госстандартом России, N 2/98 ОКУД, утв. Госстандартом России 02.04.1998, N 3/98 ОКУД, N 4/99 ОКУД, N 5/99 ОКУД, N 6/2000 ОКУД,

    N 7/2000 ОКУД, N 8/2000 ОКУД, утв. Госстандартом России, N 9/2001 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.05.2001, N 10/2001 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.10.2001,

    N 11/2001 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.10.2001, N 12/2001 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.11.2001, N 13/2001 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.12.2001,

    N 14/2002 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.03.2002, N 15/2002 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.09.2002, N 16/2002 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.10.2002,

    N 17/2002 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.12.2002, N 18/2003 ОКУД, утв. Госстандартом России 15.06.2003, N 19/2003 ОКУД, утв. Госстандартом России 15.06.2003,

    N 20/2003 ОКУД, утв. Госстандартом России 15.10.2003, N 21/2004 ОКУД, утв. Госстандартом России 01.08.2004, N 22/2004 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.04.2005,

    N 23/2004 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.04.2005, N 24/2005 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.06.2005, N 25/2005 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.08.2005,

    N 26/2005 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.10.2005, N 27/2005 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.11.2005, N 28/2005 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.03.2006,

    N 29/2006 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.05.2006, N 30/2006 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.07.2006, N 31/2006 ОКУД, утв. Ростехрегулированием 01.07.2006,

    N 32/2006 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 29.05.2006 N 103-ст, N 33/2006 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 16.08.2006 N 163-ст,

    N 34/2006 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 16.08.2006 N 162-ст, N 35/2006 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 16.08.2006 N 161-ст,

    N 36/2006 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.12.2006 N 314-ст, N 37/2007 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.03.2007 N 47-ст,

    N 38/2007 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.03.2007 N 48-ст, N 39/2007 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 19.04.2007 N 70-ст,

    N 40/2007 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.07.2007 N 182-ст, N 41/2007 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 04.09.2007 N 229-ст,

    N 42/2007 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 16.11.2007 N 309-ст, N 43/2007 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 16.11.2007 N 312-ст,

    N 44/2007 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 420-ст, N 45/2008 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 28.03.2008 N 71-ст,

    N 46/2008 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 06.08.2008 N 159-ст, N 47/2008 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 06.08.2008 N 160-ст,

    N 48/2008 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 13.10.2008 N 254-ст, N 49/2008 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 13.10.2008 N 255-ст,

    N 50/2009 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 16-ст, N 51/2009 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 18.02.2009 N 17-ст,

    N 52/2009 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.04.2009 N 150-ст, N 53/2009 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 08.06.2009 N 190-ст,

    N 54/2010 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 49-ст, N 55/2010 ОКУД, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 50-ст,

    N 56/2010 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 20.07.2010 N 180-ст, N 57/2010 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 08.09.2010 N 223-ст,

    N 58/2010 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 12.11.2010 N 423-ст, N 59/2010 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1075-ст,

    N 60/2010 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 23.12.2010 N 1076-ст, N 61/2011 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 30.09.2011 N 423-ст,

    N 62/2011 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.10.2011 N 499-ст, N 63/2011 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.10.2011 N 500-ст,

    N 64/2011 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 14.12.2011 N 1511-ст, N 65/2012 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 24.05.2012 N 84-ст,

    N 66/2012 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 24.05.2012 N 85-ст, N 67/2012 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 24.05.2012 N 86-ст,

    N 68/2012 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 12.12.2012 N 1878-ст, N 69/2013 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 15.04.2013 N 49-ст,

    N 70/2013 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 04.07.2013 N 278-ст, N 71/2013 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2013 N 1097-ст,

    N 72/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 27.03.2014 N 239-ст, N 73/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 27.03.2014 N 240-ст,

    N 74/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст, N 75/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст,

    N 76/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст, N 77/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст,

    N 78/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст, N 79/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст,

    N 80/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст, N 81/2014 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст,

    N 82/2015 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 26.05.2015 N 425-ст, N 83/2015 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 05.08.2015 N 1071-ст,

    N 84/2015 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 05.08.2015 N 1072-ст, N 85/2015 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 26.11.2015 N 2003-ст,

    N 86/2015 ОКУД, утв. Приказом Росстандарта от 26.11.2015 N 2004-ст)

    Дата введения 1994-07-01

    ПРЕДИСЛОВИЕ

    1. Разработан Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России, Всероссийским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) Росархива, Департаментом информатизации Центрального Банка России, акционерным обществом "Финтех", Вычислительным центром (ВЦ) Госкомстата России, Всероссийским центром производительности (ВЦП) Минтруда России, Пенсионным фондом России, Объединением ИнформВЭС МВЭС России.

    Внесен Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России.

    2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 299.

    3. Переиздание (ноябрь 1998 г.) с Изменениями N 1 (ИУС 3-97), N 2 (ИУС 9-98), N 3 (ИУС 9-98).

    ВВЕДЕНИЕ

    Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации и охватывает унифицированные системы документации и формы документов, разрешенных к применению в народном хозяйстве.

    Общероссийский классификатор управленческой документации разработан взамен Общесоюзного классификатора управленческой документации (1 89 012) на территории Российской Федерации.

    ОКУД предназначен для решения следующих задач:

    Регистрации форм документов;

    Упорядочения информационных потоков в народном хозяйстве;

    Сокращения количества применяемых форм;

    Исключения из обращения неунифицированных форм документов;

    Обеспечения учета и систематизации унифицированных форм документов на основе их регистрации;

    Контроля за составом форм документов и исключения дублирования информации, применяемой в сфере управления;

    Рациональной организации контроля за применением унифицированных форм документов.

    Объектами классификации в ОКУД являются общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные формы документов, утверждаемые министерствами (ведомствами) Российской Федерации - разработчиками унифицированных систем документации (УСД).

    В ОКУД приведены наименования и кодовые обозначения унифицированных форм документов, входящих в унифицированные системы документации.

    Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (далее - общероссийский классификатор) - это нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации .

    Общероссийские классификаторы устанавливают единые наименования объектов на национальном уровне и соответствующие им коды. Данные общероссийских классификаторов широко используются для формирования баз данных о продукции, услугах и иных объектах в масштабе страны; управления документооборотом и принятия решений на национальном уровне; обеспечивают идентификацию объектов по соответствующим кодам.

    Общероссийские классификаторы являются обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией .

    Разработку, принятие, введение в действие, ведение и применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) осуществляют в соответствии с Положением, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2003 г. №677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области». Порядок разработки ОК устанавливают правила «ПР 50.1.020-2000 Порядок разработки общероссийских классификаторов».

    По состоянию на 2013 год в РФ действует 34 общероссийских классификатора . Перечень действующих общероссийских классификаторов представлен в таблице 7.1.

    Таблица 7.1 – Перечень общероссийских классификаторов

    Обозначение

    Наименование общероссийского классификатора

    ОК (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000

    Общероссийский классификатор стандартов

    Общероссийский классификатор услуг населению

    Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения

    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг

    Общероссийский классификатор продукции

    Общероссийский классификатор предприятий и организаций

    Общероссийский классификатор специальностей по образованию

    Общероссийский классификатор занятий

    Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления

    Общероссийский классификатор управленческой документации

    Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов (Классификатор ЕСКД)

    Общероссийский классификатор основных фондов

    ОК (МК (ИСО 4217) 003–97) 014–2000

    Общероссийский классификатор валют

    ОК 015-94 (МК 002-97)

    Общероссийский классификатор единиц измерения

    Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов

    Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации

    Общероссийский классификатор информации о населении

    Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления

    Общероссийский классификатор деталей, изготовляемых сваркой, пайкой, склеиванием и термической резкой

    Общероссийский технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения

    Общероссийский технологический классификатор сборочных единиц машиностроения и приборостроения

    Общероссийский классификатор начального профессионального образования

    Общероссийский классификатор экономических регионов

    ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001

    Общероссийский классификатор стран мира

    Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах

    Общероссийский классификатор форм собственности

    Общероссийский классификатор организационно–правовых форм

    ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1)

    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности

    Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов

    Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов

    Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод

    Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований

    В практике стандартизации широко используются Общероссийский классификатор продукции (ОКП), Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), Общероссийский классификатор стандартов (ОКС).

    Стандартизация требований к продукции и услугам начинается со стандартизации наименований данных объектов, унифицированные названия которых представлены в ОКП и ОКУН. Разработанные стандарты на разные объекты тематически объединяются в разделы, группы, подгруппы, наименования и коды которых представлены в Общероссийском классификаторе стандартов.

    Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (ОКП) – это нормативный документ, который представляет собой систематизированный свод кодов и наименований продукции, построенный по иерархической системе классификации.

    ОКП включает восемьдесят четыре класса продукции, каждый из которых иерархически подразделяется на подклассы, группы, подгруппы и конкретные виды продукции. Код ОКП включает шесть значащих цифр и контрольное число.

    ОКП используется для идентификации продукции и оформления документации на продукцию. ОКП исключает различные наименования для одной и той же продукции на территории всей страны. Выдержки из ОКП представлены в приложении В .

    Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) – это нормативный документ, который представляет собой систематизированный свод кодов и наименований услуг, построенный по иерархической системе классификации.

    ОКУН включает тринадцать групп услуг, каждая из которых иерархически подразделяется на подгруппы, виды и конкретные услуги. Код ОКУН включает шесть значащих цифр и контрольное число.

    ОКУН используется для идентификации услуг и оформления документации на услуги. ОКУН исключает различные наименования для одной и той же услуги на территории всей страны. Выдержки из ОКУН представлены в приложении Г .

    Общероссийский классификатор стандартов ОК 001-2000 (ОКС) - это нормативный документ, который представляет собой систематизированный свод кодов и наименований классификационных группировок, используемых для классификации стандартов и других нормативно- технических документов.

    ОКС предназначен для использования при построении каталогов, указателей, выборочных перечней, библиографических материалов, формировании баз данных по международным, межгосударственным и национальным стандартам и другим нормативным и техническим документам, обеспечивая предоставление информации и распространение этих документов в национальном, межгосударственном и международном масштабах.

    ОКС разбит на сорок один тематический раздел, каждый из которых подразделяется на группы и подгруппы. Код ОКС включает восемь разрядов.

    Для удобства использования ОКС снабжен алфавитно-предметным указателем, приведенным в приложении к документу, в котором в алфавитном порядке представлены наименования объектов стандартизации и соответствующие им коды. Информацию в ОКС удобно искать с использованием алфавитно-предметного указателя.

    Выдержки из ОКС представлены в приложении Д .

    Выбор редакции
    СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

    Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

    Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

    Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
    Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
    В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
    ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
    30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
    В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...