Исследовательская работа по конституции рф. История российской конституции


БУТЯЙКИНА АННА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "КОНСТИТУЦИЯ РФ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Большенагаткинская средняя общеобразовательная школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области

Исследовательская работа по теме:

«Конституция Российской Федерации»

Работу выполнила:

Бутяйкина Анна, 10 класс А

Учитель: Захарова Т.Н.

2016

Исследовательская работа по теме «Конституция РФ».

Я выбрала тему исследовательской работы «Конституция РФ», так как я считаю, что проблема развития конституционализма, а соответственно и правового и гражданского государства, очень важна.

Передо мной стоят несколько вопросов, ответы на которые мне предстоит найти:

  1. Каков путь конституционного строительства?
  2. Каково основополагающее значение Конституции РФ в законодательстве?
  3. Каким образом действует Конституция?
  4. Каковы основные методы популяризации знаний о Конституции РФ среди молодежи?

Целью моей работы является овладение знаниями из истории развития конституции и нахождения путей просвещения молодежи о Конституции РФ.

Моя задача – узнать историю создания конституции, овладеть такими терминами, как конституция, специфические черты конституции, юридические свойства конституции, конституционный строй, демократическое государство, правовое государство, федеративное государство, республиканская форма правления, суверенитет, конституционные права и свободы и др.

История создания.

Еще в дореволюционной России дважды предпринимались попытки принятия конституции. По поручению Александра I Сперанский в конце 1808 – 1809 выработал проект реформ, который должен был кардинально изменить всю систему управления Россией. Согласно реформе Сперанского, в империи предполагалось ввести передовой принцип разделения властей – законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из этих трёх ветвей получала свой высший орган: законодательная – Государственную думу, исполнительная – правительство из министров и их товарищей (заместителей), судебная – Сенат. В случае своего принятия этот проект превратил бы Россию в конституционную монархию с определённым ограничением царской власти. Александр I не принял данный проект, так как ограничения своих полномочий, к тому же настроения со стороны консерваторов сыграли свою роль в решении Александра - в марте 1812 года он отправил Сперанского в отставку. В декабре того же года вспыхнуло так называемое Декабристское восстание, которое было жестоко подавлено.

В России за всю ее историю принималось 5 Конституций.

Конституция РСФСР 1918 года, действовавшая в течение 7 лет. Эта Конституция была принята в связи с установлением власти советов. Она имела наиболее революционный характер, что выражалось в полной смене государственного строя нашей стран.

Конституция РСФСР 1925 года, действовавшая 12 лет. Эта Конституция была принята в связи с образованием СССР и принятием Конституции СССР в 1924 году. В этой Конституции было закреплено вхождение РСФСР в состав СССР, включение в состав РСФСР новых субъектов и отражено их правовое положение.

Конституция РСФСР 1937 года, действовавшая 41 год. « Принятие было вызвано утверждением Конституции СССР 1936 года. Эти конституции закрепили построение основ социализма. Характерные черты: сохранение классовой сущности (закрепление диктатуры пролетариата), закрепление руководящей роли ВКП(б), введение главы, закрепляющей права и обязанности граждан, носившей во многом декларативный характер.

Конституция РСФСР 1978 года, действовавшая 15 лет. Эта Конституция была более всех подвержена изменениям на протяжении периода ее действия, что обусловлено коренными изменениями в политической жизни нашей страны в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века. Наиболее существенные изменения в Конституцию 1978 года были внесены в1989 году в связи с изменением системы государственных органов и порядка выборов народных депутатов, установленных законами РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции: (Основного Закона) РСФСР» и «О выборах народных депутатов РСФСР», принятыми в 1989 году. Эти изменения ознаменовали: переход от советского государства к парламентаризму, введение поста Президента, установление местного самоуправления.

Конституция РФ 1993 года. Это первая демократическая конституция России. Она закрепила переход от социалистического строя к демократии. Ее изучению посвящен весь курс конституционного права РФ. Следует особенно отметить, что это первая конституция России, имеющая прямое действие.

Конституция – это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности.

Конституция: 1) основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом порядке; 2) закон, учреждающий государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяющий характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением; 3) закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью; 4) способ формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты; 5) закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности; 6) способ закрепления и выражения высших правовых норм.

Специфические черты Конституции: особый субъект - народ РФ; первичный характер конституционных норм; всеобъемлющий характер; особые юридические свойства.

Юридические свойства Конституции: верховенство на всей территории РФ; высшая юридическая сила; это основа правовой системы РФ; особая охрана Конституции; особый порядок принятия и пересмотра, внесения поправок.

Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. В первом разделе 9 глав. Всего в Конституции 137 статей.

Сущность Конституции РФ заключается в установлении демократического правового государства, на основании признания высшей ценностью человека, его прав и свобод, путем прямого волеизъявления всего многонационального народа Российской Федерации.

Конституционный строй - это закрепленный в Конституции порядок организации государственной власти, при котором соблюдаются права и свободы граждан государства.

Основами конституционного строя являются основные принципы, основополагающие начала государственного устройства, обеспечивающие признание за данным государством характера конституционного государства. Основы конституционного строя РФ не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.

Основы конституционного строя РФ.

Основы конституционного строя РФ изложены в первой главе Конституции РФ: Российская Федерация является демократическим федеративном правовым государством с республиканской формой правления.

Демократическое государство. Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды.ю и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды.

Правовое государство. Обязательность соблюдения Конституции РФ и законов органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями. Признание составной частью правовой системы РФ общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Гарантированность каждому гражданину РФ обладания на ее территории всеми правами и свободами, предусмотренными Конституцией. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.

Федеративное устройство. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органами власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов РФ.

Республиканская форма правления.

Признание человека, его права и свободы высшей ценностью.

Суверенитет. Суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции.

Признание и гарантирование в РФ местного самоуправления. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Конституционные права и свободы - это закрепленные в Конституции РФ неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, составляющие основу его правового статуса, принадлежащие ему от рождения и защищаемые государством.

В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.

Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, при этом осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Исследование.

Я решила опросить 10 учеников 10 «А» класса. Я задала три вопроса: когда была принята в России нынешняя конституция? сколько статей в Конституции РФ? Какая по счету глава конституции посвящена полномочиям президента РФ?

Из предложенной в приложении диаграммы можно сделать вывод о том, что по мере увеличения сложности вопроса количество учеников, давших правильный ответ, сокращается, а количество тех, кто сделал ошибку или не смог ответить на вопрос, увеличивается, что является доказательством низкого уровня правосознания у молодежи.

Заключение.

Конституция для России значит очень много. В Конституции и через нее российское общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Конституции отведено приоритетное, ключевое положение в правовой системе. Конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки.

Решать задачи разумеется, нелегко. Для прошлого России (начиная со времен Российской империи и включая годы Советской власти) был характерен правовой нигилизм. Этот и другие негативные факторы сохранились и сегодня. Для их преодоления необходимо длительное время, освоение гуманитарных ценностей, переориентация общественного сознания. Надо считаться с тем, что отставание с реализацией провозглашенных принципов принижает престиж Конституции и всего права. Это относится в первую очередь к идее утверждения правового государства.

На основе полученных знаний и проведенного мной исследования я считаю, что решить проблему низкого уровня правосознания можно решить следующими способами. На мой взгляд, количество гуманитарных наук, в частности права, должно увеличиваться, (например, в моей школе на урок обществознани отводится лишь 2 часа в неделю); должны проводиться олимпиады по праву и другим гуманитарным наукам, что способствует формированию правосознания учеников; молодёжь должна привлекаться к участию в митингах и волонтерских акциях(я – волонтер и участвую в акциях, которые проводятся не только в нашей школе, но и в городе Ульяновске; также я недавно участвовала в акции, посвященной памяти погибшим в дорожно-транспортных происшествиях, «НЕТ ДТП»); не стоит исключать проведение учебно-деловых игр(таких как, «Выборы»), также следует увеличить проведение внеклассных занятий и вебинаров. Я состою в Молодежной Правовой Академии с 2015 года, посещая занятия, узнаю много нового о Конституции, своих правах и обязанностях – это помогает мне получить новые знания в области права. Именно эти способы я считаю наиболее приемлемыми для популяризации знаний о Конституции.

Подводя итог, я могу сказать, что развитие конституционализма и просвещение молодежи в вопросы становления правового государства и гражданского общества, формирования правосознания молодежи играет важную роль в развитии государства, так как наша страна только начало долгий путь строительства правового демократического государства.

Приложение.

Использованная литература.

  1. Конституция РФ
  2. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М.: ACT: Астрель, 2015. - 478 - (Единый государственный экзамен).
  3. Учебник «Обществознание». 9 класс. Боголюбов Л.Н., Ивановой Л. Ф. Издательство «Просвещение» 2014 г.

История создания Основного Закона нового российского государства началась 16 июня 1990 года, когда I Съезд народных депутатов РСФСР принял постановление об образовании Конституционной комиссии для разработки новой Конституции России. Конституции предстояло закрепить новую социальную систему и иную, чем прежде, модель организации государственной власти.

На съезде было решено, что Комиссия должна состоять только из народных депутатов РСФСР. Председателем комиссии стал Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцин, его заместителем - первый заместитель Председателя Верховного Совета Р.И.Хасбулатов, ответственным секретарем -О.Г.Румянцев.

Задачи Конституционной комиссии были обозначены широко: подготовка проекта новой Конституции РФ и проведение конституционной реформы, подготовка самостоятельно либо с заинтересованными комиссиями палат и комитетами Верховного Совета проектов изменений и дополнений Конституции после ее принятия; предварительное рассмотрение и дача заключений съезду и Верховному Совету на другие законодательные инициативы, связанные с изменением и дополнением Конституции.

Для работы над проектом Конституции была сформирована рабочая группа Конституционной комиссии. В ее состав вошли депутаты от разных фракций: Л.Б.Волков, С.А.Ковалев, А.В.Ковлягин, И.В.Федосеев, Ф.В.Цанн-Кай-Си, В.Л.Шейнис, а также эксперты Е.А.Данилов, В.Д.Зорькин, В.А.Кикоть, В.И.Лафитский, Л.С.Мамут, Б.А.Страшун. На разных этапах в работе Конституционной комиссии участвовали Э.М.Аметистов, И.П.Ильинский, Т.Ф.Морщакова, В.М.Савицкий, Ю.А.Тихомиров и другие авторитетные ученые-правоведы.

Первый проект Конституции был подготовлен уже к осени 1990 года. Сразу же развернулось его широкое обсуждение в средствах массовой информации, в государственных органах, учебных и научных учреждениях.

В апреле 1992 года VI Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию и основные положения проекта Конституции. Проект был поддержан и Президентом России. Выступая в июле 1992 года на заседании Конституционной комиссии, он сделал следующее примечательное признание: "Все больше за это время убеждался и сейчас убежден, что работа, которую Комиссия проводит, несет особое значение… Намерен вновь, начиная с сегодняшнего заседания, и впредь активно включиться в деятельность и работу Конституционной комиссии лично как Президент и председатель Конституционной комиссии. И буду работать с вами до принятия новой Конституции".

Свое обещание он не сдержал. К концу 1992 года резко обострилась борьба за власть, что изменило весь ход конституционной реформы. Каждая из противоборствующих сторон - Президент и руководство Верховного Совета РСФСР - предъявили свои требования, стремясь использовать проект Конституции в своих интересах.

Примечательно, что уже в первой статье проекта ("Государственный суверенитет") подчеркивалось, что государство ответственно перед человеком и гражданином. Статья 3 проекта ("Верховенство права") предусматривала, что государство и его органы, органы местного самоуправления, должностные лица и граждане подчинены праву и основанной на нем Конституции Российской Федерации, а ст.9 ("Социальное государство") объявляла социальными задачами России обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.

Согласно ст. 10проекта ("Многообразие экономической деятельности") "в России обеспечивается свобода экономической деятельности… добросовестная конкуренция и общественная польза". Отметим, что в действующую Конституцию РФ не вошло понятие "общественной пользы", которое допускает достаточно широкую трактовку в смысле установления обязанностей государства.

Права и свободы в тексте проекта разделялись на несколько общепризнанных в теории права групп: гражданские и политические права и свободы (гл.3), экономические, социальные и культурные права и свободы (гл. 4). При этом гарантиям и защите прав и свобод отводилась специальная глава проекта Конституции.

Проект включал в себя раздел 3 ("Гражданское общество"), состоящий из статей, посвященных собственности, труду и предпринимательству, общественным и религиозным объединениям, воспитанию, образованию, науке, культуре, семье и массовой информации.

За время работы Конституционной комиссии, которая продолжалась вплоть до трагического октября 1993 года, текст проекта постоянно дорабатывался. Участники Комиссии находились в самом центре пересечения интересов различных политических сил. О том, как это отразилось на работе Комиссии, о той драматической борьбе, которую ей пришлось вести, об изменении ее состава в связи с созывом Конституционного совещания и о последующих событиях вплоть до референдума 12 декабря 1993 года рассказано в книге В.И. Лафитского "Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней" (гл.6 § 3 "Сожженная страница конституционной истории: проект Конституции Конституционной комиссии Российской Федерации").

Существовали и альтернативные проекты:

1. Проект рабочей группы в составе С.М.Шахрая (руководитель), Е.Б.Абросимовой, Н.П.Азаровой, И.А.Бунина, А.В.Маслова, Г.В. Минха, Р.Г.Орехова, А.Я.Сливы, О.А.Тарасова (1992 год).

Этот проект нельзя считать собственной инициативой представившей его рабочей группы, поскольку все ее члены в то время были работниками Государственно-правового управления Президента РФ. Это, думается, может означать только одно - проект был подготовлен с негласного разрешения самого Президента как пробный камень в проверке общественной реакции на закрепление позиций "сильного" президента.

Особенность этого проекта -явная приверженность естественно-правовой доктрине прав человека. Так, в ст.1 провозглашалось, что права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Права и свободы в проекте подразделялись на личные (гл.2), социально-экономические (гл.3) и политические (гл.4), институту защиты прав и свобод посвящалась отдельная глава.

В отличие от проекта Конституционной комиссии, в проекте группы С.М. Шахрая не было раздела о гражданском обществе, и в целом проект имел характер скорее "государственного", нежели "общественного". Интересно, что в тексте не нашлось места для определения (характеристики) самого государства.

2. Проект Политсовета Российского движения демократических реформ в составе мэра Санкт-Петербурга А.А.Собчака, мэра Москвы Г.Х.Попова, С.С.Алексеева, Ю.Х.Калмыкова и С.А.Хохлова (1992 год).

Авторы этого проекта отделили "основные права и свободы человека и гражданина" от "прав и обязанностей гражданина Российской Федерации", разместив их соответственно в первой и второй главах первого раздела. Многие исследователи заметили, что такая конструкция статуса гражданина неудачна, поскольку разделяет неразделимые понятия.

Форма государственного устройства России проектом определялась как федерация, в состав которой входят республики, губернии и автономные национальные сообщества. Равенства субъектов Федерации в проекте не предполагалось: республики признавались государственными образованиями, имеющими свои конституции, а губернии - территориальными государственно-административными образованиями.

Согласно проекту Президент - глава государства (а не глава исполнительной власти), его высшее должностное лицо, обеспечивающее единство государственности, незыблемость конституционного строя. Кроме того, в проекте закреплялась роль Президента как гаранта Конституции (этой формулировке проекта соответствует положение ст.80 действующей Конституции РФ).

3. Проекты народных депутатов-коммунистов.

В период с 1990 по 1993 года депутаты-коммунисты предложили три проекта Конституции России. Наиболее примечательным из них был проект, подготовленный депутатской фракцией "Коммунисты России" Верховного Совета РФ (опубликован в газете "Правда" за 5 июня 1993 года и в уточненном варианте - в "Российской газете" за 24 июня 1993 года).

В названном проекте содержалась довольно обстоятельная глава о социальной политике, закрепляющая задачи государства по обеспечению реализации гражданином его способностей и дарований, а также основы национальной политики. Гораздо подробнее, чем в других, в проекте коммунистов были обозначены механизмы осуществления многих прав и свобод, их гарантии. Отличительная черта проекта - исключение института президентства. Высший законодательный орган - Верховный Совет (Совет Республики и Федеральный Совет), высший исполнительный и распорядительный орган - Совет министров. 4. Проект Президента РСФСР (опубликован 30 апреля 1993 года в газете "Известия").

В президентском проекте отсутствовало понятие "конституционный строй". В главе 1 была предпринята попытка соединить общие принципы (характеристики) государства с основами статуса человека и гражданина. Так, в ст.1 проекта предусматривалось, что Российская Федерация есть демократическое правовое светское федеративное государство, высшими ценностями которого являются человек, его достоинство, неотъемлемые права и свободы (ныне аналогичные положения закреплены в ст.1, 2 Конституции).

Высшим законодательным органом является парламент (Совет Федерации и Государственная Дума), исполнительным - Правительство РФ. Президент выведен из системы разделения властей и обозначен как самостоятельный субъект власти. Позже ст.10 Конституции РФбыло ясно определено, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Инициативу выхода с собственным проектомПрезидент Б.Н.Ельцин обосновал в Указе от 12 мая 1993 года "О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации": преодоление конституционного кризиса и осуществление демократических реформ возможно только путем скорейшего принятия российской Конституции.

В тот же день Президент РФ принял Указ "О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции Российской Федерации". Речь шла о доработке президентского проекта Конституционным совещанием.

Верховный Совет Российской Федерации в ответ сформировал комитет по конституционному законодательству. Эти события не только усугубили противостояние между Верховным Советом и Президентом России, но и раскололи состав рабочей группы продолжавшей свою деятельность Конституционной комиссии: некоторые депутаты и большая часть экспертов перешли на сторону Президента и приняли участие в работе Конституционного совещания. Его первое заседание прошло в Москве 5 июня 1993 года. С момента издания Указа о созыве Конституционного совещания состязательность проектов Конституции фактически стала формальной, что подтвердили дальнейшие события.

В состав Конституционного совещания вошли представители федеральных органов государственной власти (депутаты и представители от Президента и Правительства), органов государственной власти субъектов Российской Федерации (от каждого - по 4 представителя), местного самоуправления, политических партий, профсоюзных, молодежных и иных общественных организаций (до 250 человек).

Указом Президента РФ от 2 июня 1993 года "О порядке работы Конституционного совещания" уточнялись сроки его работы - с 5 по 16 июня 1993 года, а также определялись координаторы его пяти рабочих групп. Однако это было лишь первым этапом - работа Конституционного совещания продолжалась до начала июля, а 12 июля 1993 года проект был одобрен Президентом РФ.

На первом этапе Конституционное совещание работало на пленарных заседаниях и в следующих группах, образованных из его участников:

Группа представителей федеральных органов государственной власти Российской Федерации;

Группа представителей органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Группа представителей местного самоуправления;

Группа представителей политических партий, профсоюзных, молодежных, иных общественных организаций, массовых движений и конфессий;

Группа представителей товаропроизводителей и предпринимателей.

Помимо указанных групп, была сформирована рабочая комиссия по доработке проекта Конституции, в задачи которой входило завершение работы над проектом с учетом решений групп представителей.

На втором этапе Конституционное совещание действовало в составе двух палат -Государственной и Общественной. Помимо указанных палат, проект Конституции рассматривался в рамках рабочей комиссии по доработке проекта Конституции и в Комиссии конституционного арбитража.

В проекте Конституционного совещания все положения, связанные с конституционным статусом личности, были объединены в главу 2 "Права и свободы человека и гражданина", которая вошла в текст действующей ныне Конституции РФ. Были несколько скорректированы полномочия Президента. В частности, исключено предложенное в президентском проекте определение Президента как арбитра в спорах между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, с сохранением за ним самой возможности способствовать разрешению этих споров.

По президентскому проекту изначально Государственная Дума была весьма слабым органом. Проект Конституционного совещания в некоторой степени усилил ее позиции, в том числе за счет передачи ей отдельных полномочий от Совета Федерации - утверждение председателя Правительства РФ, решение вопросов о доверии Правительству РФ или о его отставке.

Примерно в те же дни, когда Конституционное совещание завершило подготовку президентского проекта, свой (обновленный) вариант представила и Конституционная комиссия. Оба проекта были направлены в регионы для согласования, результаты которого оказались неожиданными - большинство регионов поддержали проект Конституционной комиссии.

Говоря о процессе создания Конституции РФ, нельзя не вспомнить о политическом кризисе (сентябрь-октябрь 1993г.). ПрезидентБ.Н.Ельцин принял решение вернуться к согласованию конституционных проектов, подписав соответствующее распоряжение от 8 сентября 1993 года. Переговорный процесс оказался недолгим. 21 сентября 1993 года Б.Н.Ельцин издал печально известный Указ N 1400 "О конституционной реформе в Российской Федерации" и "Обращение к гражданам России". Указ прерывал осуществление законодательной, исполнительной и контрольных функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Согласно Указу до начала работы нового двухпалатного парламента - Федерального Собрания Российской Федерации-и принятия им на себя соответствующих полномочий надлежало руководствоваться президентскими указами и правительственными постановлениями. В создавшихся обстоятельствах проект, подготовленный Конституционным совещанием, стал уже не альтернативным, а основным. Вместе с тем поскольку Конституционная комиссия не была официально распущена, ее рабочая группа, хотя и в сильно усеченном составе, продолжала готовить проект Конституции, намереваясь представить его на референдум наряду с проектом Конституционного совещания.

Временно - до принятия новых Конституции и Закона о выборах в Федеральное Собрание РФ и проведения 11-12 декабря 1993 года новых парламентских выборов - Президент РФ ввел в действие Положение о федеральных органах власти на переходный период.

Через два дня, 23 сентября 1993 года Президент РФ издал еще один Указ - "О досрочных выборах Президента Российской Федерации", которым объявлял о проведении 12 июня 1994 года досрочных выборов Президента. Но видимо, это не остановило противостояния ему народных депутатов (очевидно, поэтому Б.Н.Ельцин позже счел себя свободным от данного обещания и уже в начале 1994 года отказался от досрочных выборов, пробыв на своей должности до окончания срока полномочий).

Верховный Совет РСФСР в постановлении от 22 сентября "Об Указе Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" оценил действия Президента как государственный переворот.

Срочно собравшийся X Съезд народных депутатов РСФСР в постановлении от 24 сентября 1993 года "О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом" подтвердил оценку ситуации Верховным Советом.

В этот сложнейший период Конституционная комиссия поставила перед собой новую задачу - разработать механизм выхода из кризиса. К 1 октября О.Г.Румянцев и В.И. Лафитский подготовили пакет документов, принятие которых с точки зрения Конституционной комиссии давало последний шанс мирного урегулирования противостояния Президента и парламента страны: проект поправок в действующую Конституцию 1978 года, Положение о досрочных выборах Президента и парламента, Положение о временном (до проведения досрочных выборов) порядке деятельности органов федеральной власти и последнюю редакцию проекта новой Конституции.

3 октября 1993 года эти документы были переданы в Верховный Совет. Дальнейшие события хорошо известны - уже 3 октября пролилась первая кровь, 4 октября здание Верховного Совета было обстреляно танками, а руководство Верховного Совета - арестовано.

В Москве на некоторое время было введено чрезвычайное положение. Президент России сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти, и работа над проектом Конституции возобновилась. Естественно, о проекте, подготовленном Конституционной комиссией, равно как и о других, речи уже не шло.

15 октября 1993 года Президент РФ Б.Н. Ельцин издал Указ "О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации", которым назначил голосование на 12 декабря. В этот же день прошли выборы депутатов федерального парламента.

На референдуме Конституция получила требуемое большинство голосов. В голосовании приняли участие 58 187 755 зарегистрированных избирателей (54,8%). За принятие проекта Конституции России проголосовало 32 927 630 избирателей (58,4%), против - 23 431 333 человека (41,6%). Таким образом, фактически за Конституцию России проголосовала лишь четверть россиян.

Официальная дата вступления в силу Конституции России- 25 декабря 1993 года Указом от 19 сентября 1994 года Президент объявил 12 декабря 1993 года государственным праздником - Днем Конституции Российской Федерации.

За 10 лет было предпринято 28 попыток внесения изменений и дополнений в Конституцию России. Указами Президента Российской Федерации в Конституцию внесено 4 поправки. Все они касаются изменения названий некоторых субъектов Российской Федерации. Кроме того, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июня 1998 года N 19-П утверждено официальное толкование п. "а" и п. "б" ч. 2; ч. 4 ст.125; ст.126, 127 Конституции.

Выводы: Конституция отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.

Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.

  • Дегтярев Александр Владимирович
  • Ермачкова Юлия Викторовна
  • КасеноваМадина Маратовна
  • Колмакова Анастасия Александровна
  • Языков Ярослав Алексеевич

Руководитель проекта : Золотарева Анна Леонидовна, учитель истории и обществознания МАОУ «СОШ №2».

Введение

На уроках по обществознанию, нам предстояло изучить темы, касающиеся Конституции России. Учителем было предложено разработать проект на тему «Конституция России - путь к правовому государству», данная тема показалось нам интересной, потому что, благодаря работе над таким проектом, мы смогли бы узнать что - то новое и интересное из истории Конституции нашего государства, ведь с момента создания первой Конституции прошло достаточно времени. Нам было интересно узнать, какие изменения претерпевал основной закон страны.

Причиной нашего участия было и то, что создание данного проекта проходило в рамках конкурса, проводимого к событию, посвященному 20 - летию Конституции Российской Федерации. Хочется проверить свои возможности, при участии в данном конкурсе.

Цель : разработать творческий проект (создание WEB-сайта) на тему «Конституция России - путь к правовому государству»

Задачи :

  • Развивать умение работать с историческим материалом, выбирать главное из разных источников;
  • Определять цель, этапы создания, принятие Конституций России, начиная с 1918 года;
  • Уметь делать выводы, анализировать, систематизировать отобранный материал;
  • Создать WEB - сайт, как продукт нашей проектной деятельности.

В своей проектной деятельности мы руководствовались следующим планом .

  1. Подготовка - определение темы и целей проекта.
  2. Планирование - определение источников необходимой информации: определение способов и анализ информации, определение способа представления проекта.
  3. Исследование - сбор и уточнение информации.
  4. Выводы - оформление проекта.
  5. Представление (защита) проекта и оценка его результатов.

Для выполнения задуманного нам понадобились знания по работе с дополнительной литературой, пользование сетью - Интернет.

Глава I Информационно-аналитическая часть

Историческая справка

Факторы, предопределяющие деление конституционной истории на этапы, — это экономические, политические, социальные и идеологические условия общественного развития. Этапы конституционного развития не могут быть оторваны от этапов всего общественного развития, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Однако конституция имеет и свою собственную историю; перемены в конституционном строе общества могут происходить в рамках одного и того же этапа общей истории.

Основная причина конституционных преобразований при социализме — динамизм общества. Конституция призвана отражать и регулировать реально существующие общественные отношения и одновременно способствовать их прогрессу. И если бы эти общественные отношения оставались неизменными, застывали в своем развитии, то не было бы нужды в обновлении их конституционных основ. Поскольку же социалистическое общество быстро идет вперед, то закономерно, что конституционные постановления со временем устаревают и должны уступить место новым, соответствующим социальным переменам. Тем самым конституционное регулирование сохраняет свою активную роль в жизни общества, стимулирует и гарантирует его развитие.

Элементы конституционной монархии наличествовали в России в начале XVII века — власть царя Василия Шуйского была ограничена крестоцеловальной записью. Документы конституционного содержания появились в России в первой половине XVIII века. В 1730 году Дмитрий Михайлович Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны Иоанновны была ограничена «кондициями», но полноценная конституция не была введена. Опираясь на нижние чины армии, агитированные за абсолютную монархию Прокоповичем, Анна надорвала кондиции и стала абсолютной монархиней; члены Верховного тайного совета, к которому переходила полнота власти по кондициям, были почти все репрессированы.

В 1773 году дипломат Никита Иванович Панин и литератор Денис Иванович Фонвизин попытались осуществить переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича (воспитателем которого был Панин), и ввести в России конституцию. Екатерина II узнала о заговоре, но не подвергла заговорщиков репрессиям. Панин был лишь удалён от Павла, но при этом отблагодарствован императрицей.

В начале своего царствования Александр I хотел ввести в России конституцию, но отказался от этой идеи. В 1815 годуконституцию получило Царство Польское. Конституцию требовали ввести в России и декабристы, организации которых возникли в 1810-х годах. Проекты конституции, предлагавшиеся декабристами, были самыми различными: от проекта Никиты Муравьёва, который придерживался самых умеренных позиций, до радикальной Русской правды Павла Пестеля.

Основные государственные законы Российской империи, впервые кодифицированные 1832 году под руководством М. М. Сперанского, в результате опубликования Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка»были значительно изменены и в редакции от 23 апреля 1906 года стали фактически первой конституцией России.

Глава II Исследовательская часть

Конституция (от лат. - constitutie - установление) - основной закон или совокупность наиболее важных законов государства. В демократическом правовом государстве конституция обладает высшей юридической силой, определяет политическую систему и государственный строй, форму правления, принципы деятельности органов государственной власти, порядок их организации и компетенцию; основные принципы правосудия, избирательной системы, основные права, свободы и обязанности граждан. В Советской России были приняты конституции в 1918, 1925, 1937, 1978 гг. В СССР - в 1924,
1936, 1977 гг. В Российской Федерации в 1993 году.

Конституция (Основной Закон) РСФСР 1918 года.

Первая конституция Российской Федерации (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года как Конституция (Основной Закон) РСФСР и была опубликована в «Собрании Узаконений РСФСР». Основные принципы, которые легли в основу Конституции РСФСР 1918 года, были изложены в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Конституция 1918 года закрепила диктатуру пролетариата. Лица, жившие на нетрудовые доходы или использовавшие наемный труд, были лишены политических прав. Данная Конституция была самой идеологизированной из всех советских конституций. Она утратила силу в связи с принятием Конституции (Основного Закона) РСФСР, утверждённой Постановлением XII Всероссийского съезда Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов от 11 мая 1925 года.

Конституция (Основной Закон) СССР 1924 года.

Разработка Конституции СССР 1924 года.

В соответствии с решением I съезда Советов и ЦИК СССР Президиум ЦИК СССР 10 января 1923 г. образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции: комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР; бюджетную комиссию; комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР и ОГПУ; комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР; комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах; комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.
31 января 1924 г. II съезд Советов СССР единогласно утвердил Конституцию
СССР. Первая Конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 г.

Конституция (Основной Закон) 1936 года (Сталинская).

Разработка Конституции СССР 1936 года.

Осенью 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Секретаря ЦК ВКП(б) И. В. Сталина и 12 подкомиссий. Новая Конституция по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства — построение социализма. 12 июня 1936 года проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях.

В её обсуждении впервые участвовало 75 млн человек, было внесено 1,5 млн предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Предложения, противоречащие политическому курсу партии (например, разрешить частную собственность или ликвидировать колхозы), не публиковались, и сохранились в архивах под названием «враждебные отклики».

В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И. В. Сталин.

Новая конституция была принята 5 декабря 1936 года и официально опубликована 6 декабря в издании Известия ЦИК СССР и ВЦИК, № 283.

Конституция (Основной Закон) 1977 года (Развитого социализма)

Разработка Конституции 1977 года.

Разработка новой конституции началась ещё в 1962 году, когда 25 апреля того года Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой Конституции СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем Конституционной комиссии был назначен Н. С. Хрущёв.

В августе 1964 года Конституционная комиссия завершила разработку проекта Конституции СССР и пояснительной записки к нему. Этот проект состоял из 276 статей. Однако в дальнейшем он подвергся серьёзной переработке и в первоначальном виде утверждён не был.

19 декабря 1966 года согласно постановлению Верховного Совета, в состав Конституционной комиссии вошли 33 новых депутата взамен выбывших.

4-6 октября 1977 года состоялось слушание Конституции на заседаниях палат Верховного Совета. 7 октября состоялось заключительное совместное заседание палат Верховного Совета СССР, где вначале по разделам, а затем в целом Конституция была принята. В тот же день Верховный Совет СССР раздельным голосованием по палатам принял Декларацию Верховного Совета СССР о принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) СССР, Закон СССР об объявлении дня принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником и Закон СССР о порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР.

Конституция (Основной Закон) Российской Федерации 1993 года.

Разработка Конституции РФ 1993 года.

16 июня 1990 года была образована Конституционная комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала эту работу. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев. Сначала в состав комиссии вошли 102 депутата, но к ноябрю 1992 года её численность сократилась до 98 человек, в частности, из-за того, что три члена Конституционной комиссии были избраны в состав Конституционного Суда РФ.

Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись два:

  • проект Конституционной комиссии
  • проект Конституционного совещания, созванного по решению президента РФБ. Н. Ельцина

В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен президентом России на всенародное голосование (фактически — на референдум), и стал действующей Конституцией Российской Федерации по итогам голосования, прошедшего 12 декабря 1993 г.

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей.

Голосование состоялось 12 декабря 1993 года. За принятие конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %. Новая конституция была принята и вступила в действие со дня её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

Заключение

Процесс выполнения проектной работы достиг своих результатов.

Мы рассмотрели все Конституции нашего государства, проанализировали все данные, создали WEB-сайт (http://constitution1.nethouse.ru/) и пришли к выводу, что Конституция России - это путь к правовому государству.

Список использованных источников

  1. Конституция РСФСР 1918 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1918.htm.
  2. Конституция СССР 1924 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1924.htm.
  3. Конституция СССР 1936 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1936.htm.
  4. Конституция СССР 1936 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/law/00001138_0.html.
  5. Конституция СССР 1977 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm.
  6. Конституция Российской Федерации 1993 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%ED%F1%F2%E8%F2%F3%F6%E8%FF_%D0%EE%F1%F1%E8%E9%F1%EA%EE%E9_%D4%E5%E4%E5%F0%E0

Проектная работа по истории (обществознание, право) История развития Конституции России

Руководитель : учитель истории I категории Рахманкулова А.Ф.

АОУ гимназия №13

г. Долгопрудный


Актуальность данной работы

определяется основополагающей значимостью Конституции в жизни российского общества, ее верховенством в системе законодательства и в национальной правовой системе.

В этих целях в разное время предпринимались попытки улучшить с помощью конституционных установлений и предписаний государственные структуры, усовершенствовать механизм правового регулирования, добиться эффективного действия государственно-правовых институтов.


Конституция - основной закон практически любого современного государства.

Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства.


Развитие конституции в общем и целом всегда соответствует основным этапам развития самого общества и государства.

В периоды активных политических действий, в переломные моменты в развитии общества эти вопросы дальнейшего конституционного и законодательного развития становятся наиболее актуальными, особенно если речь заходит о глобальном изменении установившейся системы организации данного общества.


Хронологические исторические рамки данной работы

определены историческим периодом с XVIII в. до настоящего времени.

Это обусловлено тем, что уже в XVIII в. стали появляться первые проекты конституционного характера. И хотя не все из них были реализованы, тем не менее они заложили основу для становления и развития конституционного развития России.


Выделяют три больших периода процесса развития Конституции России

  • дореволюционный период (до 1917 года);
  • советский период (1917 – 1991 гг.);
  • постсоветский период.

Дореволюционный период

Этот период начинается с этапа, который часто называют аристократическим. Он возник в XVIII в. и ознаменовался разработкой Верховным тайным советом Кондиций, которые были предъявлены Анне Иоанновне как непременное условие для занятия российского престола.




Второй этап носит название эпохи идей либеральной конституции. Его начало положил А.Н. Радищев, который не только критиковал русское крепостничество. А.Н. Радищев видел основное назначение государства в обеспечении защиты слабых и угнетенных, а законодательства - в утверждении справедливости.

С этих же позиций он считал крепостное право безнравственным, а с экономической точки зрения - несостоятельным. Наилучше политической организацией общества является республика, базирующаяся на народном правлении. Просвещенную монархию А.Н. Радищев отождествлял с деспотией.


На рубеже XVIII – ХIХ вв. конституционные идеи стали еще либеральнее. Их авторами выступали выходцы из дворянской среды, поддерживаемые Александром 1.

Ярким выразителем конституционных идей названного этапа стал М.М. Сперанский (1772 – 1839гг.).


Именно Александр I, обладавший смелыми конституционными намерениями сделать Россию свободной демократической страной, поручил М.М. Сперанскому составить план эволюционных преобразований, решая при этом три главные задачи:

1) обоснование необходимости замены абсолютной монархии конституционно-правовым государством;

2) осуществление разделения властей;

3) гарантии гражданских и политических свобод при ограждении прав собственности.



Ярким периодом является деятельность декабристов. Декабристы были противниками крепостного права и выступали за учреждение в России конституционной монархии (Н.М. Муравьев) и даже республики (П.И. Пестель) с широким народным представительством.

Но как известно движение декабристов было разгромлено. Впоследствии развитие конституционных идей было на некоторое время прервано.






Советский период

Здесь также отсутствует общепризнанная периодизация конституционного развития страны. Чаще всего она проводится в соответствии с принятием советских конституций. Выделяются следующие стадии (периоды).


Первый этап , который охватывает 1917–1924гг., когда осуществлялись слом старого государственного аппарата и формирование основ нового конституционного строя. Конституцией закреплялась диктатура пролетариата. Россия объявлялась Республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Вся власть в центре и на местах передавалась Советам. На V Всероссийском съезде Советов проект Конституции был единогласно принят (с поправками и дополнениями) 10 июля 1918г.

По Конституции РСФСР 1918г. представители эксплуататорских классов лишались политических прав и прежде всего права избирать и быть избранными в органы государственной власти.


Второй этап 30 декабря 1922г. на I съезде Союза ССР были утверждены Декларация и Договор об образовании СССР. Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. Позднее его состав расширился за счет новых республик. Объединение суверенных республик в союз произошло на базе РСФСР, сыгравшей государствообразующую роль.



Третий этап связан с принятием Конституции СССР 1936г., которая характеризуется как закрепившая победу социализма в стране. Это обусловило отмену прежних ограничений в правах отдельных категорий населения: выборы провозглашались всеобщими, прямыми, равными при тайном голосовании. Существенно был расширен перечень прав и свобод граждан.


На ее базе 21 января 1937г. XVII Всероссийский Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию РСФСР 1937г.

Вместе с тем этот период оценивается как самый тоталитарный, поскольку именно в данное время в стране утвердился административно-командный стиль руководства при однопартийной политической системе общества.


Четвертый этап обозначен принятием Конституции СССР 1977г. и Конституции РСФСР 1978г. По официальной версии оба акта закрепили построение в стране «развитого социализма». Однако и этот этап можно поделить на две части: 1977-1988гг. и 1989-1991гг, и если в первой части в это время совершенствовалась советская форма правления, то во второй части произошел развал СССР, что потребовало внесения серьезных изменений в конституционные акты. Это было обусловлено в первую очередь отказом от социалистической модели общественного развития, провозглашением союзных республик независимыми государствами и другими кардинальными изменениями в общественном и государственно-правовом устройстве России.


Постсоветский период

Начало постсоветскому периоду положило принятие 22 ноября 1991г. Декларации прав и свобод человека и гражданина, вошедшей впоследствии в Конституцию Российской Федерации 1993г. Впервые в стране Конституция была принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993г.


В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Причем это первая во всей российской истории Конституция, которая принята действительно народом (а не от имени народа) путем всенародного голосования.

В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип

верховенства Конституции РФ.

Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось.

Не закреплялось верховенство и в Конституции СССР.



Библиография

  • Конституция Российской Федерации. Москва. 2015 г.
  • Все о Конституции России. – М.: Мартин, 2015 г.
  • Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1- ХХ вв.- М., 1995. - С. 188.
  • История государства и права России: Учебник /Под ред. Ю.П. Титова.: 2-е изд. - М., 2008. - С.225 – 233, С.362.
  • Учебники по истории России 7 – 9 класс. А. А. Данилов, Л.Г. Косулина, М., «Просвещение», 2014 г.

Селенгинское районное управление образованием
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Основная общеобразовательная школа №3 г. Гусиноозерск
Районная научно­практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция истории и обществознания

«История Конституции – основа
демократического устройства
российского государства»

Выполнила: Саввина Катя, ученица 9 класса

Руководитель: Бурлакова Н.М., учитель истории
1

Содержание
I.Введение 3
1.1.Цель 4
1.2. Задачи 4
1.3.Актуальность 4
1.4.Объект исследования 4
1.5Ход исследования 4
1.6. Предмет исследования 4
1.7. Методы исследования 4
1.8. Гипотеза. 4
II.Основная часть 5­10
2.1. Конституция Российской Федерации
2.2. Конституционный проект М.М. Сперанского.
2.3. Конституция Н.Муравьева, «Русская Правда» П.Пестеля.
2.4. Высочайший Манифест Николая II 1905г. «Об усовершенствовании
государственного порядка»
2.5. Первая конституция РСФСР 1918г
2.6. Вторая конституция СССР 1925г.
2.7. Принятие Конституции РСФСР 1937г.
2.8. Новая Конституция СССР 1977г.
2.9. Конституция РФ 1993г.
2.10. Права гражданина РФ.
3. Выводы. Заключение. 11
4. Список использованной литературы 12
5. Приложения 13
2

I.Введение
Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,
использующее опыт людей на благо общества.
С.Джонсон
Как и в жизни каждого человека, в истории государств есть рождение, юность, зрелость…. Где
же начало всех начал русской истории, где тот росток, из которых выросло раскидистое и могучее
«древо государства Российского»?
История России – это неисчерпаемый кладезь знаний о прошлом нашей страны и возможность
понимания будущих путей развития нашего государства.
Одно из юбилейных событий – 20­летие Конституции Российской Федерации. Это основной
закон нашей страны, и знать его должны все люди от мала до велика.
Этот праздник близок каждому гражданину страны, кому небезразлична судьба Родины,
кто хочет, чтобы все поколения россиян испытывали гордость за свою великую державу.
С начальной школы на уроках нам рассказывали о Конституции, но в раннем детстве я не
придавала особого значения этому документу. Изучая подробно Конституцию РФ 1993 на
уроках обществознания, я задумалась над тем, какова история становления этого закона.
История конституции – основа демократии. Так ли это на самом деле? Чтобы ответить на этот
вопрос необходимо обратиться к истории создания основного закона нашей страны.
Ныне действующая Конституция ­ пятая в истории России, но первая, принятая всенародным
голосованием. Первая из девяти глав ­ глава об основах конституционного строя. Высшей
ценностью по Конституции образца 93­го года является человек, его права и свободы, их
незыблемость и неотчуждаемость. Раньше права государство даровало гражданам, а в новой
Конституции ­ провозглашается приоритет прав и свобод человека, примат их, и только потом
государства. И в этом суть государства ­ признать эти права и защищать, обеспечивать их.
Сначала человек появился на земле, а потом государство. Надо бы, чтобы все граждане России
заразились идеей конституционного патриотизма ­ в России хорошая демократическая
Конституция.
3

1.1.Цель: изучить историю Конституции Российской Федерации.

1.2. Задачи:
1.
Провести анкетирование учащихся разных возрастов 5­9 классов, с целью
определения знаний учащихся о Конституции РФ.
2.
Рассмотреть этапы становления Конституции России.
3. Собрать материал об истории Конституции РФ.

1.4.Объект исследования: история Конституции РФ.

1.5. Предмет исследования: тексты, документы
1.6. Практическая значимость исследования: С созданной работой выступала на уроках
обществознания на классном часе по теме: «История конституционной монархии». Собран
фактический материал, для классных руководителей. Материал также может использоваться на
родительском собрании. Конкурс сочинений проводился школьный и районный. По итогам поиска
систематизирован для уроков истории и обществознания.
1.7. Методы исследования:
1. Теоретический (изучение литературных источников).
2. Метод опроса (беседы с учащимися, анкетирование).
3. Метод изучения документов.
1.8. Ход исследования:
1.Изучение литературы по поставленной проблеме; ресурсов Интернет.
2.Сбор фактического материала на основе опроса учащихся.
3.Проведение анализа собранного материала, его систематизация.
4.Формулирование выводов, оценка полученных результатов.

Гипотеза: демократия – форма политической организации общества, основанная на признании
народа в качестве источника власти
II. Основная часть.
Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая
страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою Конституцию. И это закономерно.
Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего, потому, что в ней
закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и
методы деятельности. Исключений сегодня практически не существует. Даже Великобритания, в
которой нет единого и кодифицированного основного закона, располагает комплексом
юридических актов, начиная с «Хабеас корпус, акт» и «Билля о правах» (оба приняты еще в
XVII в.), а также традиций, составляющих в совокупности ее конституцию. Более того, для XX
столетия, особенно его второй половины, характерно обновление конституционного строя многих
стран, включая Францию, Германию, Италию, Японию, Грецию, Португалию, Испанию. Это
продиктовано серьезными политическими и социальными переменами, происшедшими в
названных странах и во всем мире, условиями нового времени. Принятие новой Конституции в
России тоже является отражением серьезнейших общественных потребностей. Если представить
себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в виде определенного
организованного и взаимосвязанного целого, некоей системы, то Конституция ­ это основание,
стержень и одновременно источник развития всего права. Становление демократии в России
сложный и противоречивый процесс. На первый взгляд, кажется, что может быть проще? Все
желают иметь гарантированные права и свободы гражданина, независимо от пола, расы,
национальности, языка, имущества и должностного положения. Самое ценное для людей – их
жизнь, и в демократическом государстве основной закон – Конституция защищает это право
человека. Она дает гражданам экономические, социальные, политические, культурные, личные
гражданские права.
Вне всякого сомнения, Конституция (от лат. «устройство») ­ это явление демократического
порядка, поскольку устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы,
обязанности, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей. Ее
принятие, а тем более последовательная реализация, является фактором стабильности,
определенности в развитии общественных отношений.
5

Конституция ­ это договор между государством и его гражданами. Она устанавливает
пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного
развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное –
Конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам
человека, защищает его честь и достоинство.
В нашем государстве во все времена народ также стремился создать правовое
демократическое общество. Демократия является формой правления, при которой все граждане
участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом
либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей. Демократические
государства оберегают членов общества от всевластия центральных правительств и осуществляют
процесс децентрализации государственной власти, делегируя часть полномочий на региональный и
местный уровень.
Элементы конституционной монархии присутствовали в России в начале XVII века,
власть
царя Василия Шуйского была ограничена. В 1730 году Дмитрий Михайлович
Голицын попытался ввести в России конституционную монархию. Власть императрицы Анны
Иоанновны была ограничена «кондициями», но полноценная конституция не была введена.
Опираясь на нижние чины армии, Анна надорвала кондиции, и Россия стала абсолютной
монархиней; члены Верховного тайного совета, к которому переходила полнота власти по
кондициям, были почти все репрессированы.
В 1773 году дипломат Н.И.Панин и литератор Фонвизин попытались осуществить
переворот, возвести на престол царевича Павла Петровича и ввести в России конституцию.
Екатерина II узнала о заговоре, но не подвергла заговорщиков репрессиям.
«Дней Александровских прекрасное начало…» ­ так начиналось правление Александра 1.
Начав преобразования, я думаю, что в начале 19 века у нашего государства была альтернатива
развития демократии. Первым конституционным проектом, появившемся в России можно назвать
"План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Сперанским. Но
Царь не дал возможности продолжать дальнейшее реформирование государства. Желание
сохранить свою власть оказалось сильнее.
Понимая, что успехи планировавшихся преобразований в Российской империи во многом
будут связаны с бюрократической машиной, Сперанский разработал проекты ее
совершенствованияюОн прекрасно понимал значение "чиновничьей армии" для будущих реформ
и поэтому стремился сделать ее высокоорганизованной и работоспособной. Но большинство его
реформ потерпело фиаско.
6

В чем же причина неудач реформ? Причин тому было несколько:
Первая обнаруживается по существу уже в самом возвышении Сперанского, превращении его ­
выскочки, «поповича» ­ в первого министра вызывали зависть и злобу в придворных кругах. Уже
в 1809 г. после указов, регламентировавших государственную службу, ненависть к Сперанскому
начинает усиливаться во всех слоях русского общества. Оскорбления и насмешки в его адрес
сделались явлением обычным: ведь подготовленные им указы посягали на давно установившийся и
очень удобный для дворянства и чиновничества порядок. Когда же был создан Государственный
совет и повышены налоги,
Второй причиной их неудачи было то, что лишь немногие знали и четко представляли цели и
всеобщее недовольство достигло апогея.
задачи преобразований. В целом сознание общества не было подготовлено к этим нововведениям.
Да и сам Сперанский не сделал ни малейшей попытки ознакомить его со своими проектами,
показать подлинные цели и смысл своих начинаний. Отсутствие определенных сведений о
предполагаемых реформах не давало заинтересованным людям возможности выступить активно в
их поддержку и тем самым лишало их основы. В этом есть некий парадокс. Поскольку
Сперанский, первоначально придававший в своих трудах огромное значение общественному
мнению, когда дело дошло до практики, совершенно исключил «народный дух» из числа своих
союзников, сделав ставку на верховную политическую власть.
Наконец третьей причиной неудач реформ была их непоследовательность. Сперанский и
Александр I решились вводить новые правительственные учреждения раньше, чем будут созданы
согласованные с ними гражданские отношения, желая построить либеральную конституцию в
обществе, половина которого находилась в рабстве и зависела не от закона, а от личного произвола
владельца. Они надеялись получить быстрые результаты, не до конца оценив реальную
действительность, и эта поспешность во многом обусловила неудачу их начинаний.
Закон требовали ввести в России и декабристы, организации которых возникли в 1810­
х годах. Проекты конституции, предлагавшие лучшие люди из дворян, были самыми различными:
от проекта Никиты Муравьёва, который придерживался самых умеренных позиций, предлагала
введение гражданских прав для всего населения России, до радикальной «Русской Правды»
декабриста Павла Пестеля, которая не только уничтожала крепостное право, но и отменяла
самодержавие, учреждая республику.
Проект конституции создал и Лорис­Меликов. Его обсуждение было назначено на март 1881
года, но, увы, это так и не состоялось, царь Александр II был убит. На престол взошел его сын,
который только укрепил свою реакционную политику. Ни о какой Конституции – как об
ограничении власти монарха речи быть не могло.
7

Ситуация изменилась в начале XX в, когда уже общество все настойчивее требовало
реформ, своего участия в государственном управлении.
Однако в этом случае роли поменялись, власть оказалась неготовой к решительным
политическим преобразованиям. Так как они были навязаны снизу, не удалось реализовать
стратегический замысел М.М.Сперанского ­ постепенно меняя, согласно «духу времени», систему
государственного управления, обеспечить России исторический неизбежный переход к
конституционной форме правления без «воспаления страстей и крайности обстоятельств».
«Власти и обществу» не удалась дружная реформаторская деятельность, что привело Россию в
начале прошлого века к глубокому кризису.
Основные государственные законы Российской империи, впервые кодифицированные в
в результате опубликования
1832 году под руководством М. М. Сперанского,
Манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка» были значительно
изменены и в редакции от 23 апреля 1906 года стали фактически первой конституцией России.
Этот
обнародован 17 октября 1905.
законодательный акт Верховной Власти Российской империи,
был
Он разработан Сергеем Витте по поручению
Императора Николая II в связи с непрекращающейся «смутою». Высочайший Манифест
Николая II от 17 октября 1905г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Свод
основных государственных законов 1906г. В России впервые провозглашались неотъемлемые
гражданские права (неприкосновенность личности, свободы совести, слова, собраний, союзов и
др.), вводились избирательные права, учреждались и формировались Государственная дума и
Государственный совет. Подлинным парламентом эти органы не стали, однако четыре созыва
Государственной думы при общем сроке 20 лет – безусловно, значимый этап в становлении
российского парламентаризма.
После свержения царского самодержавия в российской империи была установлена
советская власть. Первая конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом
Советов на заседании 10 июля 1918 года. Она закрепляла федеративное устройство России и
утверждала конструкцию советской власти. Также признавались равные права граждан
независимо от расовой и национальной принадлежности. Но эта Конституция не была
совершенной. Статья 65 лишала избирательного права лиц, прибегающих к наемному труду.
Статья 19 ограничивала их в праве на военную службу. Также в Конституции не было закреплено
право на образование. Не признавалось равенство прав.
В связи с образованием нового государства ­ СССР 31 января 1924 года была принята первая
Конституция Советского Союза. Эта Конституция состояла из двух основных частей: Декларации
8

об образовании Советского союза и Договора об образовании СССР. Для всех республик СССР
этой конституцией устанавливалось единое гражданство ­ "смотрите, завидуйте, я гражданин ­
Советского Союза".
Вторая конституция 1924 закрепила отношение между гражданами и новым союзом.
Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказье (в состав
которой входили Грузия, Армения, Азербайджан). Каждая из республик уже имела свою
конституцию. Съезд принял решение о разработке общесоюзной конституции. 31 января 1924
года закон был единогласно принят II съездом Советов.
Конституция утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая
1925года.

Начавшийся процесс перестройки и демократизации всех сторон жизни общества был
ознаменован законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР», принятым в
1989г.12 декабря 1993 года была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, принятая после политического противостояния и
трагических событий октября 1993 года, создавала новый политический режим с сильной
президентской властью.
Эта Конституция ­ пятая в истории России, но первая, принятая всенародным голосованием
– референдумом. Высшей ценностью по Конституции является человек, его права и свободы, их
незыблемость и не отчуждаемость. По Конституции Российской Федерации ­ Россия есть
демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
Согласно второй главе Основного закона РФ провозглашаются права и свободы человека, такие
как: право на жизнь, всеобщее равенство перед законом, право на свободу и личную
неприкосновенность, каждый имеет право определять и указывать свою национальную
принадлежность и многие другие. Если в отдельности рассмотреть все права гражданина России,
то можно убедиться в том, что все они существуют, и государство их всецело защищает.
Так же в нашей стране присутствует множество партий, например: «Единая Россия»,
«Патриоты России», «Справедливая Россия», «КПРФ». Все эти партии обеспечивают
соответствия государственной политики, решений, принимаемых органами государственной
власти Российской Федерации.
Эти исторические факты свидетельствуют о том, что именно мнение народа сыграло
решающую роль в вопросе о принятии Конституции. Ведь демократия – это степень участия
народа в государственном управлении, а также фактическое наличие у граждан прав и свобод,
официально признанных и закрепленных в политике.
Нельзя создать полностью идеальный документ, поэтому в конституцию РФ вносились
многочисленные поправки, а это говорит только об усовершенствовании законодательства нашей
страны и дальнейших процессах демократизации общества. Человек, его права и свободы
признаются высшей ценностью. Впервые в Конституции 1993 года закреплен принцип
непосредственного действия конституционных прав и свобод.
3.Выводы.
Таким образом, высшим непосредственным выражением власти народа являются
референдум и свободные выборы, благодаря чему человек может принять участие в голосовании
по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения, в
10

формировании органов власти за выдвинутых представителей народа, выражая свои политические
предпочтения.
Уровень развития Конституции напрямую зависит от народа, проживающего на территории
Российского государства. А именно от нашей законопослушности. Только мы –народ Российской
Федерации можем своими действиями и поступками укреплять, способствовать развитию нашего
государства или разрушать его. Выбор за вами – быть патриотом или вредителем. Искренне
любить свою родину просто – знать историю, уважать предков, которые много сделали для нашей
страны и, конечно же, соблюдать законы своего государства.
Наши предки начали путь к демократическому устройству страны. Наша же цель ­ не
останавливаться на достигнутом, и продолжать усовершенствовать наше великое государство во
имя счастья будущих поколений.
И если вернуться к вопросу, вставшему передо мной в самом начале, «История Конституции
основа демократии. Так ли это?» я с уверенностью, отвечу: «Да!», так как по сути именно народ
пришел к принятию основного закона – Конституции.
Я горжусь своей Великой Россией и благодарна ее не менее великим сынам за то, что у меня
есть много гарантированных прав и свобод. Но нельзя забывать, что моя свобода заканчиваются
там, где начинается свобода другого человека, а это означает почтительное уважение и
беспрекословное соблюдение законов моей многонациональной Родины. С 18­летнего возраста я
обязательно реализую свое избирательное право, а также надеюсь принять участие в
усовершенствовании демократического устройства Российской Федерации
Пройдя двадцатилетний путь, Конституция Российской Федерации 1993г. доказала свою
жизнеспособность, действенность и адекватность реалиям и перспективам развития
современного российского общества и государства.
4.Заключение.
В ходе проведенного исследования мне удалось достигнуть поставленной цели.
В большей мере история Конституции изучена. В результате проделанной работы на основе
официальных документов:
­ дополнена и проанализирована история создания Конституции РФ;
­ систематизированы знания;
­собран и передан в кабинет истории материал по данной теме.
Изучив историю становления конституционного строя в России я поняла, что Конституция РФ
11

закрепляет правовой статус гражданина России, а это значит что дает человеку возможность не
чувствовать себя чужим в стране.
Быть гражданином России почетно это значит иметь права и обязанности, установленные
юридическими нормами, получать государственные гарантии соблюдения прав. Я поняла, что
главная ценность демократической КРФ 1993 года ­ это основные права, зафиксированные во 2
главе конституции, которых не было в предшествующих.
Когда я окончу школу, мне придется учиться или работать. Все это также мне гарантирует
Конституция. Ведь каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на
жизнь. Принятие Конституции – это всегда событие, событие для всех граждан, живущих в этом
государстве. Мне кажется, что человек чувствует себя увереннее в правовом государстве, которое
признает его источником власти. Поэтому, чтобы чувствовать себя полноправным гражданином
России, необходимо знать и уважать наши законы, а главное, соблюдать их.
Будьте правы, и пусть соблюдаются Ваши права!
5.Список использованной литературы:
Конституция РФ 1993г
Учебник. История России 8, 9 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г.
Учебник. Обществознание. Кравченко А.И.
http://www.0zd.ru/gosudarstvo_i_pravo/osnovy_demokratii_v_rossii.html Ссылка:
http://knowledge.allbest.ru/law/3c0b656
http://istoricus.ucoz.ru/index/izuchaem_konstituciju_rf/0­34
http://www.0zd.ru/gosudarstvo_i_pravo/osnovy_demokratii_v_rossii.html
Основы демократии в России Дальневосточный Юридический Институт МВД России
Будников В.А
История развития Конституции Российской Федерации
Ссылка: http://knowledge.allbest.ru/law/3c0b656
История

http://istoricus.ucoz.ru/index/izuchaem_konstituciju_rf/0­34 ИСТОРИКУС 1529
- Википедия
конституции

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...