Какие страны относятся к конфедерации. Федерация, конфедерация, унитарное государство


Ключникова Екатерина

Доклад ученицы 9 класса по теме "Конфедеративное государство"

Скачать:

Предварительный просмотр:

МОУ Дергаевская средняя общеобразовательная школа № 23

Конкурс исследовательских рефератов обучающихся 9-х классов

РЕФЕРАТ

на тему «Конфедеративное государство: особенности и цели создания»

Выполнила уч. 9А кл.

Ключникова Е.

Учитель:

Руденко С.Б.

г.Раменское, 2015 год

Конфедерация - это союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических или военных задач.

Конфедерация – самая редко встречающаяся форма государственного устройства. Форма организации центрального правительства при таком государственном устройстве будет слабой: центральный орган в конфедерации не обладает непосредственной юрисдикцией над гражданами государства и действует только через субъекты, решения так называемых органов совместного управления не обладают силой прямого действия. Такие решения могут вступить в силу только после утверждения центральными органами власти государств-членов конфедерации. В конфедерации нет единого высшего законодательного органа, также как и единого гражданства. Страны участницы конфедерации имеют право по желанию выйти из состава конфедерации, то есть расторгнуть конфедеративный договор.

В отличие от федеративного государственного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

Во-первых, конфедерация не имеет общих законодательных,исполнительных и судебных органов,характерных дня федерации. Конфедеративные органы, состоящие из представителей суверенных государств, решают проблемы экономического, оборонного сотрудничества (ради чего и создается конфедеративное государство).

Во-вторых, конфедеративное устройство не имеет единой армии,единой системы налогов и единого государственного бюджета.Однако эти вопросы могут координироваться по согласию членов конфедерации. Например, могут выделяться средства из общеконфедерального бюджета на укрепление обороноспособности отдельных стран, входящих в конфедерацию, или на оказание им необходимой экономической помощи.

В-третьих, конфедерация сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе,хотя режим перемещения граждан одного государства на территорию другого государства значительно упрощен (без виз и других формальностей).

В-четвертых, конфедеративные государственные органы могут договориться о единой денежной системе, единых таможенных правилах,а также единой межгосударственной кредитной политикена период существования данного государственного образования.

В-пятых, конфедеративные государства недолговечны:они или распадаются по достижении общих целей, или превращаются в федерации.

Признаки конфедеративного устройства.

Можно выделить много признаков данной формы, но в любой литературе представлены основные семь, например:

Внутри конфедерации отсутствуют границы.

Вся территория воспринимается как единая.

Общие органы власти хоть и существуют, но играют чисто номинальную роль.

Гражданство, финансовая система, конституция – эти все элементы представлены только внутри государств-участников.

Субъекты конфедерации наделены полным суверенитетом.

Общий орган конфедеративной власти состоит из делегатов от каждой страны, все решения органа власти принимаются законодательным органом каждой страны в отдельности.

Все участники имеют вольное право выхода из конфедерации.

В процессе изучения формы территориального устройства государства нужно понимать тот факт, что федерация, конфедерация, унитарное государство – это не только характеристика государственного деления, но ещё и пример взаимосвязи высших органов власти с отдельными частями страны. С этой точки зрения, конфедеративное устройство – это эволюция политических взаимоотношений.

В истории есть примеры и того и другого: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848), Австро-Венгрия (1867-1918). Классический пример - Соединенные Штаты Америки. Из конфедерации, которая была законодательно утверждена в 1781 г., в 1787 г. образовалась федерация, закрепленная конституцией США, действующей по настоящее время.

Конфедеративное государственное устройство может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств.

Своеобразной формой конфедерации является Содружество Независимых Государств (СНГ). Своеобразие его состоит в том, что оно образовалось в результате распада некогда единого государства - СССР В силу этого в основу процесса объединения государств СНГ положены не только военные, экономические и политические цели, но и историческая, этническая и культурная их близость, не характерная для субъектов обычных конфедераций. СНГ создан в условиях столкновения двух противоречивых тенденций - стремления к суверенитету бывших союзных республик СССР и их хозяйственно-экономической зависимости друг от друга, явившейся результатом многолетнего совместного развития. Две тенденции - объединительная и разделительная - делают данный союз непрочным, а его субъектов -незавершенными государствами: с одной стороны, ни одно из государств, образовавшихся на месте бывшего СССР, не может похвастаться своей полной самостоятельностью, т.е. назвать себя полностью суверенным, а с другой - СНГ не является конфедерацией в полном смысле этого слова, поскольку его договорно-правовая природа весьма неопределенна и находится лишь в стадии формирования.

Конфедерация считается достаточно слабой формой управления и имеет непродолжительный срок существования. Итогом деятельности конфедеративного государства может быть его преобразование в федерацию или прекращение существования после достижения поставленных целей. Неустойчивость конфедерации объясняется тем, что каждый из ее субъектов по своему желанию может расторгнуть договор о членстве в данном объединении. Яркий пример конфедерации - это США, страна, созданная в результате союза независимых штатов, а впоследствии преобразованная в федерацию. Зачастую конфедерацию представляют как переходный этап к образованию нового независимого государства.

Существует теория, что конфедерация – это форма правления внутри особого наднационального сотрудничества государств. Но в таком случае термин подходит для определения даже межправительственных организаций, таких как ООН, НАТО, ОБСЕ и т. п. Подобное утверждение полностью опровергается одним единственным фактом: любая конфедерация должна занимать территорию, состоящую из территорий стран-участниц, и иметь общую, открытую внутреннюю границу.

Важно отметить, что конфедеративное государство не исключает возможности создания общей денежной системы, кредитной политики среди государств и других общих институтов. Современное понятие конфедерации имеет очень размытые рамки, и о существовании такой самостоятельной формы управления ведутся дискуссии. Причиной этому служит тонкая грань взаимодействия разных государств, которая зачастую переходит рамки конфедерации. В настоящее время нет выраженных конфедераций в их общем виде, хотя существуют объединения государств, которым присущи характерные черты. Самым важным условием создания конфедеративного государства является законодательное закрепление этого факта. Поэтому многие современные государственные союзы, к которым можно отнести ООН и СНГ, не относятся к конфедерации.

Плюсы и минусы конфедерации.

Многие современные специалисты в области теории государства и права говорят, скорее, о негативных, нежели позитивных аспектах конфедеративного союза. Они объясняют свою точку зрения тем, что подобная форма межгосударственного сотрудничества совершенно не подходит современным странам.

Во-первых, в мире очень много военных конфликтов и локальных. Действия окружающих государств направлены не на уничтожение страны, в которой присутствует горячая точка, а на поддержание порядка и организацию помощи.

Во-вторых, с экономической точки зрения конфедерация способствует не улучшению, а ухудшению национальной экономики государств-участников. Любые невзгоды экономического плана в одной стране по цепочке вызовут серьёзные проблемы во всех остальных.

В-третьих, политическая власть практически не существует, если форма сотрудничества между государствами - конфедерация. Государство – это сложный социально-политический механизм, которым практически невозможно управлять извне.

Из позитивных моментов можно выделить огромные прерогативы в области торговли. Внутри конфедеративного образования она развивается постоянно. Но этот рост продолжается вплоть до первых экономических невзгод. Страны конфедеративного строя во все времена существовали политические образования, которые имели все черты конфедерации.

Самой яркой формой подобного строя в современности является швейцарская конфедерация. Это объединение кантонов на законодательном уровне.

В составе Швейцарской Конфедерации 26 кантонов (20 кантонов и 6 полукантонов), из которых несколько немецкоязычных, несколько франкоязычных и один италоязычный. Некоторые кантоны двуязычные – там говорят на французском и немецком языках, а в некоторых употребляются сразу 3 языка (немецкий, ретороманский и итальянский). Одни кантоны стояли у истоков образования государства, другие присоединились позже, или отделились от ранее существующих кантонов. Самым молодым является кантон Юра, отделившийся в 1979 г. от кантона Берн после того, как осенью 1978 г. народ Швейцарии подавляющим большинством проголосовал за его создание. Три швейцарских кантона разделены на полукантоны. Некоторые кантоны практически состоят из одного города (кантон Женева), а есть и другие, большую часть которых занимают горы и долины (кантон Ури). Кантоны отличаются друг от друга не только размерами, но и плотностью населения. Согласно конституции, «кантоны являются суверенными, если только их суверенитет не ограничен конституцией конфедерации. Поэтому они осуществляют все права, которые не переданы федеральной власти. Таким образом, носителем источником суверенитета по конституции является кантон, а не конфедерация. Обратная же формулировка означала бы, что кантон имеет только те компетенции, которыми он официально наделен конституцией. Налицо презумпция компетентности в пользу кантонов. Однако конституция ограничивает эту правовую картину тем, что кантоны обязаны представлять свои конституции на одобрение Федеральному Собранию. Кроме того, существует принцип конституционного ранга, по которому федеральное право преобладает над кантональным.Все кантоны и полукантоны в составе Федерации имеют свои конституции, свой суд и свои законы, которые, как правило, не противоречат федеральному праву; законодательная и исполнительная власть принадлежит большим советам (парламентам) и кантональным советам (правительствам). Кантоны обладают политической самостоятельностью и полной свободой принятия административно-хозяйственных и управленческих решений. Так, например, каждый кантон имеет свое школьное законодательство и управление. Установление размера налогов находится также в прерогативе кантона.Системы правления в кантонах различны. В большинстве кантонов решения принимаются кантональными советами, избираемыми гражданами кантона на определенный срок. В некоторых кантонах господствует прямая демократия. Например, в двух небольших в территориальном отношении кантонах - Аппенцель-Иннерроден и Гларус, ежегодно проходят общие собрания жителей, обладающих правом голоса - ландсгемайнде, где принимаются важнейшие политические решения и проводятся выборы. Разумеется, в кантонах, практикующих проведение конгресса земельной общины, существует еще и парламент, который предварительно обсуждает дела этой земельной общины и вносит на конгресс соответствующие предложения. Все кантоны перечислены в заключительной части конституции конфедерации. Это означает, что образование нового кантона требует изменения конституции, а следовательно, и референдума. С момента образования конфедерации подобное случилось один единственный раз, когда осенью 1978 года народ Швейцарии подавляющим большинством проголосовал за создание нового кантона Юра.

Факторами успешного существование конфедерации являются совпадение уровня правосознания населения с целями и задачами создаваемого государства.На сегодняшний день ни одно государство нельзя назвать строго конфедеративным. При этом «конфедеративная» мысль развивается достаточно активно. Развитие признаков конфедерации происходит не в результате процессов децентрализации внутри больших государств, но в результате объединения стран.

межгосударственный интеграция конфедерация правовой

Конфедерация представляет собой объединение или союз государств, при котором государства, ее образующие, полностью сохраняют свою самостоятельность, имеют свои собственные высшие и местные органы власти, орган управления и правосудия. Для координации совместных действий государства-участники конфедерации создают объединенные органы, образуемые для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Союзные органы лишь координируют деятельность государств-- участников конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились. Конфедерация не обладает суверенитетом, не имеет права непосредственного осуществления принимаемых решений. Конфедеративное объединение государств по способу образования начинается с договора, носящего международно-правовой характер. Государства сохраняют независимый статус, налоги и валюту, собственные экономические системы, войсковые формирования. Однако в определенной степени в конфедеративном объединении могут проявляться зачатки государственно-правового объединения, то есть более тесного объединения, при котором просматриваются контуры будущего государства.

Долгое время в качестве формы государственных союзов рассматривалась конфедерация, наряду с такими формами государственного устройства, как унитарная и федеративная. Несмотря на то, что первые конфедерации появились еще в средние века, отличительной особенностью конфедерации является то, что она не изжила себя, конфедеративные объединения возможны и создаются на современном этапе. Как отмечает Ю.А. Тихомиров, конфедерация служит точкой отсчета для классификации форм объединения суверенных государств. Считаю, данное утверждение справедливым, и именно поэтому, не сложилось единой позиции по поводу правовой природы, характерных признаков конфедерации. В советский период в юридической литературе вопросам конфедерации внимания практически не уделялось. В учебных курсах по государственному праву давались обычно лишь исторические сведения о конфедерациях, существовавших в Европе в XIX веке, и иногда их обобщенные характеристики. Однако трактовка понятия конфедерации не оставалась неизменной. Изданные в 80-е годы учебники определяли конфедерацию как форму государственного устройства, представляющую собой постоянный союз двух или нескольких суверенных государств, созданный для осуществления определенных целей, например, для взаимной обороны, внешних отношений и т.п. То есть конфедерацию считали формой государственного устройства, не смотря на то, что конфедерация - это не государство. По мнению ряда авторов, и я склонна согласиться с их мнением, конфедерация представляет собой не форму государственного устройства, поскольку речь идет не об одном, а о нескольких суверенных государствах, а созданный международным договором для достижения определенных целей союз (объединения) государств. В 90-е годы в российской правовой доктрине все более настоятельно подчеркивается международно-правовой характер конфедерации. По мнению Н.А. Ушакова, конфедерация государств - это особое объединение государств, сохраняющих свое качество суверенных образований, наделенный определенными наднациональными качествами, позволяющими ему выступать в этом наднациональном качестве субъектом международно-правовых отношений. Данное мнение также имеет место на существование, однако Ржевский В.А. наоборот считает, что конфедерация не только не является государством, но так же не будет и над государственным образованием, а лишь достаточно слабым и неустойчивым союзом независимых государств, не имеющим международной правосубъектности. Лазарев Б.Е. полагает, что конфедерация - это всего лишь союз государств, в результате которого не возникает нового, более крупного государства: отношения государств в конфедерации регулируются международным правом. Я считаю абсолютно справделивым мнение Лафитского А.В. утверждаещего, что конфедерации как формы союза государств, сохраняющих суверенитет в полном объеме, в настоящее время практически не существует нигде. Так как, ссылаясь на опыт истории конфедераций, он указывает, что эта форма является переходной либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме устройства. По сути, совмещая в себе черты как международно-правовой, так и государственно-правовой организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения. Понятие конфедерации, которое сложилось в западноевропейской науке дает Ф. Эмарока, который отмечает, что с XIX века конфедерациями стали называться образования, создаваемые государствами для достижения общих целей. При крайней неопределенности и расплывчатости понятия конфедерации главным является то, что это ассоциация двух и более суверенных государств, в которых суверенитет членов сохраняется. Кроме того, Эмарока пишет, что к конфедерациям относятся все виды объединений государств: унии, альянсы, союзы и т.д. - все то, что ныне объединяется термином «международные организации». Те из них, которые содержат черты наднациональности, приближаются к федеративному государству.

Как видно, взгляды на данную форму объединения государств, несмотря на то, что она является исторически чуть ли не самой первой, разняться и довольно сильно, это по-моему мнению зависит в основном, во-первых, от того, какой подход используется при характеристике конфедерации - государственно-правовой или международно-правовой, а во-вторых, от взглядов, господствующих в тот или иной промежуток времени. Тем не менее, на современном этапе в научной и учебной литературе утвердилось мнение, что конфедерация - это, прежде всего, союз государств. На основании этого мною сделан вывод, что это форма межгосударственного объединения, а не форма государственного устройства, хотя такое смешение понятий встречается в литературе. При этом, конфедерация является международно-правовым образованием с наличием черт государственности, что видно при рассмотрении ее признаков.

Выделяя признаки конфедерации, соглашусь с мнением Тихомирова Ю.А., который в качестве типичных черт конфедерации называет договорную основу ее образования, свободу выхода, отсутствие первичного суверенитета объединения, ограниченный круг предметов ведения государственных органов. Среди признаков конфедерации также можно назвать право свободного выхода из конфедерации ее субъектов и право отказа в признании или отказа в применении актов союзной власти. Органы конфедераций могут принимать нормативно-правовые акты, которые чаще всего носят рекомендательный характер. Общеобязательное значение такие акты приобретают после того, как соответствующие органы государств - членов конфедерации их одобрят.

Таким образом, конфедеративная форма межгосударственного устройства представляет собой объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определенных целей (экономических, политических, социальных и др.), позволяющее создать наиболее благоприятные условия для деятельности этих государств. Эти цели могут носить как временный, так и постоянный характер. А для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления, которые могут издавать нормативные акты, принимать управленческие решения.

Необходимо отметить, что некоторые признаки, выделяемые обычно в литературе вряд ли обоснованно считать универсальными. Такие традиционно выделяемые признаки конфедерации, как отсутствие общих законодательных, исполнительных и судебных органов, своей конституции, единой системы права, единого гражданства, единой армии, единой денежной системы, единого бюджета, единой налоговой системы в настоящее время опровергаются практикой. Например, в Европейском Союзе, имеющем конфедеративные элементы, дополнительно к национальному введено гражданство ЕС, а в ближайшем будущем планируется создание общей обороны, валютно-финансовой системы (единая валюта - евро уже создана). Безусловно, столь высокая степень интеграции различных государств во многом сближает конфедерацию и федерацию. Аналогичная тенденция имеет место и в отношениях России и Белоруссии. Введение гражданства Европейского Союза, закрепленное Маастрихтским договором, является беспрецедентным шагом в истории, как института гражданства, так и межгосударственных структур. Настоящая тенденция нашла свое место и при создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. В Договоре о создании Союзного государства глава II полностью посвящена вопросам единого гражданства. Согласно ст.14 договора, граждане, государств - участников являются одновременно гражданами Союзного государства. Конфедерация не является формой государственного устройства конкретного государства, это межгосударственное объединение, временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов, примерами утверждений выступают Швейцария с 1815 по 1848 г., США с 1776 по 1787 г., Германский Союз с 1815 по 1866 г.. Также как пример, наиболее известных существовавших ранее конфедераций - североамериканская и швейцарская.

Соединенные Штаты Америки: с момента обретения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное государство, в котором практически вся власть сохранялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией - Статьи Конфедерации. Статьи Конфедерации предусматривали орган представительной власти - Конгресс конфедерации, в котором каждый из штатов имел один голос. Конгрессу передавались следующие полномочия: право объявлять войну, заключать договоры и вступать в союзы, формировать армию, чеканить монету, делать займы и т. д. Наиболее важные полномочия осуществлялись с согласия 9 из 13 штатов. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, «соразмерным с числом белого населения». Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость - Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения - таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787 г., учредившая федеральную форму государственного устройства.

Швейцария: похожей была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии - Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только инструкциям, предоставленным им и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза - Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829 г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

  • 1. Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров;
  • 2. Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом;
  • 3. Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия;
  • 4. Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций;
  • 5. В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенных по договорным актам;
  • 6. В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства;
  • 7. Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации;
  • 8. Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти;
  • 9. Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации. Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает;
  • 10. Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, услуг, товаров и капиталов;
  • 11. Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения;
  • 12. Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.
  • 13. В конфедерации нет союзного гражданства.

Конфедеративная форма государственного устройства может служить основой для образования суверенных унитарных или федеративных государств. Существует мнение, что конфедерация может стать со временем весьма распространенным явлением.

Что такое «конфедерация» в стандартном понимании этого слова? Речь идет о союзе независимых суверенных государств, которые объединяются, чтобы добиться положительных политических или экономических успехов на международной арене. Создаются единые органы власти, но их правомочия не распространяются на граждан.

Конфедерация - что это?

Что означает «конфедерация»? Это объединение независимых стран, которое формируется для реализации важных общих целей. По мнению политологов, речь идет о форме взаимодействия держав, а не о форме государственного устройства, поскольку суверенитет распространяется на всю территорию. Решения по общим вопросам могут иметь силу не во всех странах, обязательными являются только аспекты обороны и внешней политики. Страны-участники сохраняют:

  • независимость;
  • свою систему органов власти;
  • законодательство.

Символ конфедерации

При упоминании этого термина, сразу приходит на ум Конфедерация США, этот тип государства появился в 1777 году, когда американцы воевали с английскими колонизаторами. Для большей результативности и был создан единый союз. Главным символом конфедерации называют флаг: на красном фоне синий Андреевский крест с белой окантовкой и звездами. Уже доказанным является факт, что изначально флаг Конфедерации был другим: красная и белая полосы с 7 звездами по кругу. Позднее он изменил фон, а количество звездочек возросло до 13 – по количеству штатов, которые боролись за независимость.

Многие годы этот стяг можно было увидеть во время мероприятий, которые проходили в южных штатах Америки, возле домов граждан, наряду с государственным флагом. Для южан он был символом борьбы за свободу, исторической ценностью. Хотя большинство американцев воспринимают знамя конфедерации, как символ оппозиции, созданный в противовес официальному стягу.

Чем конфедерация отличается от федерации?

Политологи отмечают, что разница между федерацией и конфедерацией - в схеме организации власти и размерами каждой территории. Конфедерация ФИФА насчитывает 209 национальных федераций, из них 185 государств являются членами ООН. Федерация – устройство, в котором участники самостоятельны, с сохранением некоторых полномочий. Суть конфедерации в том, что объединяются независимые державы и вместе решают важные проблемы.

Самые существенные отличия этих форм:

  1. Участники федерации переадресовывают суверенитет центральному управлению, а конфедерации – его сберегают.
  2. Федерация имеет областной и общегосударственный уровни. Участники конфедерации сохраняют каждый свою структуру правления.
  3. У федерации - административные единицы, у конфедерации – независимые государства.
  4. Участники конфедерации имеют право выйти из объединения, когда захотят, а в федерации - нет.
  5. В конфедерации решения определяются общими усилиями.
  6. Держава может войти в состав нескольких конфедераций, но федерации принадлежать только одной.

Конфедерация - признаки

Каждая система имеет свои характерные признаки, которые дают возможность государствам сделать выбор при определении форм правления. Различают такие основные принципы конфедерации:

  1. Ненадежный центр управления.
  2. Нет общей системы экономики, политики и права.
  3. Отсутствие независимости по территориям и единой системы законов.
  4. Члены союза сохраняют независимость.

Конфедерация - плюсы и минусы

Конфедерация в мире опирается на опыт таких первых союзных объединений, как США в начале формирования и Швейцарские кантоны, они проявились в 18 веке. Историки называют первым союзным объединением Речь Посполитую, сформировавшуюся в 16 столетии, когда сошлись Польское Королевство и Великое Княжество Литовское. Хотя конфедерация считается самым демократичным проявлением, специалисты в сфере права отмечают, что отрицательных моментов в ней больше, чем положительных. Плюс только один – привилегии в торговле, которая развивается постоянно.

А минусов конфедеративного союза для современных государств наберется несколько:

  1. При военных конфликтах участники союза имеют право только оказывать помощь, сохраняя невмешательство.
  2. Экономические проблемы одной страны сразу сказываются на других.
  3. Нет единой политической власти.

Конфедерация в современном мире

Что такое конфедерация в современном мире? Держав, которые бы идеально вписывались в рамки такого устройства, на сегодняшний день не существует. С учетом некоторых поправок принято считать таковыми несколько образований. Какие есть конфедерации?

  1. Босния и Герцеговина . Отношения сохраняются в рамках союзных, но они не отмечены в законе, как конфедеративные, и выйти их состава союза страны по своему желанию не могут.
  2. Евросоюз . Включает 28 государств, 19 из которых объединены единой денежной системой, составляя еврозону. Общая цель – интеграция в экономике и политике.

Понятие и характеристика Конфедерации

Конфедерация – форма госyдаpственного yстpойства, при которой госyдаpства, обpазyющие конфедеpацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы госyдаpственной власти и yпpавления, они создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военные, внешнеполитические).

Опыт истории североамериканской, швейцарской и др. конфедераций позволили выделить следующие признаки, характерные для этой формы государственного устройства:

* Договорная форма образования конфедерации. Большая часть конфедераций была образованна на основе соответствующих договоров.

* Свобода выхода из конфедерации (сецессии). В отличие от федерации, где попытка сецессии рассматривалась как мятеж, выход же из состава конфедерации означает расторжение договорной связи с союзом.

* Конфедерация не обладает суверенитетом, суверенитет принадлежит государствам, входящим в нее. То есть никакие решения союзной власти не имеют силы на территории государства, входящего в состав конфедерации, без их согласия.

* Предметы ведения конфедерации ограниченны перечнем небольшого и в целом незначительного круга вопросов. Это - вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами конфедераций.

* В конфедерации образуются не все государственные органы, а только те, которые необходимы для осуществления задач, выделенным по договорным актам.

* В представительных органах конфедерации делегаты представляют не территориальные части или население одного государства, а суверенитет государства.

* Постоянно действующие государственные органы конфедерации не обладают властными полномочиями. Акты конфедеративной власти не содержат норм прямого действия и адресованы к органам власти субъектов конфедерации.

* Субъектам конфедерации принадлежит право нуллификации, то есть отказа в признании, либо отказа в применении актов союзной власти.



* Бюджет конфедерации формируется за счет добровольных взносов субъектов конфедерации.

Правом непосредственного налогообложения конфедерация не обладает.

* Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов.

* Как правило, в конфедерациях отсутствует единая система денежного обращения

* Воинские формирования комплектуются субъектами конфедерации, причем нередко сохранялось их двойное подчинение государственным органам конфедерации и ее субъектам.

В конфедерации нет союзного гражданства.

Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

В заключении следует также подчеркнуть, что в конфедерациях отсутствуют единая экономическая, политическая и правовая системы.

Конфедерация

Конфедерации - Как формы союза госyдаpств, сохраняющих сyвеpенитет в полном объеме, в настоящее время не сyществyет нигде. На разных этапах истории образовывались конфедерации, но после непродолжительного существования они распадались, либо обретали федеpативнyю фоpмy госyдаpственного yстpойства. По сути, совмещая в себе черты как междyнаpодно-пpавовой так и госyдаpственной организации, она под воздействием тех или иных причин теряет равновесие, необходимое для ее сохранения Решающее значение при этом имеют этнические и экономические факторы. Хаpактеpно, что к федеративной форме yстpойства перешли только конфедерации с мононациональным составом (США, Германия), а конфедерации с многонациональным составом (Австpо-Венгpия, Hоpвегия и Швеция и ряд дpyгих) распались. Наиболее известны две конфедеpации-севеpоамеpиканская и швейцаpская.

Рассмотрим на пpимеpе Соединенных Штатов Америки: С момента обpетения независимости американские штаты образовали де-факто конфедеративное госyдаpство, в котором практически вся власть сохpанялась за отдельными штатами. Конфедеративную форму устройства сохранили и первой общенациональной конституцией. От каждого штата в состав Конгресса конфедераций избирались от 2 до 7 делегатов (которые и составляли 1 голос). Статьи конфедерации не предусматривали учреждение исполнительной и судебной власти. Не принадлежали конфедерации и право взыскания налогов (Взносы на ее нужды определялись на основе стоимостной оценки и степени мелиоративной оснащенности земель штатов). Набор в армию осуществлялся отдельными штатами по квотам, "соразмерным с числом белого населения". Ущербность конфедеративной формы устройства проявилась уже в годы войны за независимость-Конгресс не мог содержать армию ввиду отказа штатов выплачивать взносы. Глубокий экономический кризис, развал финансовой системы и социальные потрясения-таким был фон, на котором разрабатывалась конституция США 1787г., учредившая федеральную форму государственного устройства.

Сходна была судьба и швейцарской конфедерации. Образованная на основе союзного договора, по которому кантоны Швейцарии сохраняли свою независимость, а также все права, не делегированные союзу. Кантоны имели свою монету, гражданство, заключали торговые договора с иностранными государствами, определяли формы внутреннего управления. Жители одного кантона не имели права селиться в другом кантоне, если между властями кантонов не было соглашений по этому поводу. Союзной власти были предоставлены в основном политические и военные вопросы. Парламент Швейцарии-Сейм конструировался не как орган представительства, а как собрание уполномоченных от кантональных правительств. Делегаты Сейма подчинялись только данным им инструкциям и принимали лишь предварительные решения. Правительство союза-Исполнительный совет был лишен властных полномочий и самостоятельной финансовой базы. Все эти вопросы решались кантонами. С 1829г. в условиях углубившегося экономического кризиса в Швейцарии началось движение за формирование нового союза власти. Итогом стало учреждение союзного государства ставшее фактически федеративным.

Заключение

Исторически сложились три формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство (федерация), конфедерация. Впрочем, в последнее время взгляд на конфедерацию, как на один из видов формы государственного устройства начал меняться. Многие авторы полагают, что конфедерация не является самостоятельным государством, а всего лишь содружеством, союзом абсолютно независимых государств, созданным для достижения каких - либо конкретных целей (оборона от общего врага, экономическое развитие, политическое объединение и т. д.).

Итак, первый из трех видов формы государственного устройства: унитарное государство.

Унитарное государство – это единое государственное образование. Государство при этом делится лишь на административно-территориальные части. Для такого государства характерно существование общих для всей страны высших органов государственной власти и управления, единой судебной системы и конституции». Унитаризм вызывался потребностями единого рынка, удобствами осуществления государственной администрации и не ставился в связь с национально-этнической или расовой структурой населения. Подавляющее большинство современных унитарных государств – государства мононациональные.

Однако существуют и исключения из этого правила. Это приводит к конфликтам на межнациональной основе которые могут продолжаться на протяжении множества веков. Например, Великобритания с Северной Ирландией или Испания. Так же в унитарном государстве не должно быть поглощения государственной властью местного самоуправления, командования муниципалитетами и т.д.

Унитаризм исторически по сравнению с феодальным дроблением на уделы, княжества, иной партикуляризм – явление, безусловно, прогрессивное, способствует становлению единого рынка, развитию на определенных этапах буржуазных экономических отношений.

С развитием капитализма, научно-технического прогресса явлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований: федераций, конфедераций, содружеств и т.д.

Вторая форма государственного устройства: федеративное государство.

Федеративное государство является суверенным государством, объединяющим территорию своих субъектов на договорной или конституционной основе. Управление в федеративном государстве основано на дуализме государственной и правовой системы, проявляющегося в разделение полномочий и предметов ведения между федерацией и ее субъектами, которое основано на федеральных законах и договорах между федерацией и ее субъектами. Но напомню - федерация всегда имеет приоритет осуществления государственной власти на своей территории.

Третьей формой государственного устройства принято считать конфедерацию. Взгляд на конфедерацию стал меняться, и многие юристы сравнивают эту форму с государственным союзом.

Исторически эта форма сложилась вместе с федерацией, но на практике встречалась и встречается крайне редко. Это все-таки переходная форма государственного устройства, и поэтому она возникает на несколько лет, не больше. Примером конфедерации может служить Конфедерация южных штатов, сложившаяся в 1861 году в Америке, что послужило началом Гражданской войны в США (1861 - 1865 годов).

Следует также указать на юридическое различие между федерацией и конфедерацией. В принципе оно заключается в том, что федерация - это форма территориального устройства государства, а конфедерация - форма межгосударственного союза, то есть объединения независимых государств. Но выявить это различие практически тоже не всегда просто.

Вышеперечисленные три формы государственного устройства являются основными, однако еще существует особая форма ассоциированного государственного объединения, именуемая содружеством. Здесь суверенные, независимые государства выступают по отношению к объединениям в качестве "ассоциированных участников". Эта форма показала свою жизнеспособность в Западной Европе в виде Европейского Сообщества. При существовании экономических предпосылок (общего рынка) и единой правовой среды

(создаваемой, в частности, судом ЕС в Люксембурге), происходит углубление государственной интеграции, что может выразиться в переходе к конфедеративному государственному устройству, а то и к федеративному государственному образованию

(интеграционные процессы последних лет в рамках Европейского Сообщества говорят о том, что его страны шаг за шагом приближаются к уровню государственной интеграции, характерной для федерации).

Мое исследование подошло к концу. Я постаралась проанализировать большое количество разнообразных нормативных и литературных источников и, думаю, смогла представить объективную работу на тему «Форма государственного устройства». Я в своей работе обобщила разные знания о государственно-территориальном устройстве в науках «Теории государства и права» и «Конституционного права».

Список литературы

Политические союзы и альянсы создаются для реализации конкретных задач, главная из которых – защита участников от внешних и внутренних угроз. Федерации и конфедерации – суть разные уровни интеграции стран. Они существенно отличаются от унитарных государств, но понять разницу между ними порой бывает сложно. К примеру, к какому виду лучше отнести Евросоюз? Чем данные государственные образования отличаются друг от друга и какая форма является более устойчивой и надёжной?

Федерация – государственное устройство, при котором страна состоит из самостоятельных субъектов, обладающих определёнными полномочиями. В США и Индии это штаты, в Германии – земли, в Японии – префектуры, в Канаде – провинции и территории. Субъекты федерации могут издавать собственные нормативные правовые акты, проводить референдумы, принимать местные конституции. Система власти страны состоит из двух уровней: региональный (на уровне административной единицы) и верховный (представители всех субъектов).

Конфедерации – это союз суверенных государств, созданный для решения определенных задач, касающихся войны и мира, внешней политики, экологических проблем. Все субъекты данного образования сохраняют суверенитет и независимость. Важнейшее отличие конфедерации – неустойчивость: после решение поставленных задач она либо расформировывается, либо становится федерацией. Союзные органы, как правило, представляют собой лишь совещательные единицы и не обладают реальными полномочиями.

Сравнение

Таким образом, важнейшее различие между двумя понятиями – суверенитет территориальных единиц. У конфедерации он есть, у федерации – нет. Соответственно, будет различаться и возможность выхода из состава. Покинуть федерацию практически нереально, сама попытка приравняется к мятежу, и на практике такое происходит крайне редко. Прекращение конфедерации – логичный этап завершения её деятельности.

Федерация считается устойчивым государственным образованием, возраст отдельных представителей исчисляется столетиями. Конфедерация распадается либо после того, как цели её создания достигнуты, либо вследствие внутренних противоречий. Одна и та же административная единица может входить в состав лишь одной федерации. Одно и то же государство может быть членом нескольких конфедераций – это не запрещено.

Герб Российской Федерации

Выводы сайт

  1. Суверенитет. Субъекты федерации передают свою независимость центральным органам управления и в определённой степени подчиняются им. Участники конфедерации полностью сохраняют суверенитет.
  2. Органы государственного управления. Федерация имеет два уровня управления: региональный и общегосударственный. Участники конфедерации полностью сохраняют свою внутреннюю структуру управления.
  3. Территория. Территория федерации состоит из её административных единиц, а конфедерации – из независимых государств.
  4. Распад. Участники конфедерации могут в любой момент покинуть союз, субъекты федерации – нет.
  5. Полномочия союзных органов. Как местные, так и высшие органы управления федерации наделены широким кругом компетенций. Полномочия органов конфедерации невелики, все решения вырабатываются совместно.
  6. Гибкость. Федерация является более устойчивым образованием, нежели конфедерация.
  7. Членство. Одно государство может одновременно входить в состав нескольких конфедераций, одна территориальная единица – лишь в одну федерацию.
Выбор редакции
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...

12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....