Какими нормативными правовыми актами регулируются земельные отношения. Список законов и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения при проведении землеустройства


Понятие источника – это внешняя форма выражения воли государства, которая проявляется в велениях (обязательность) рассчитанных на широкий круг лиц и рассчитан для многократного применения .

Источники земельного права – это законодательные и иные нормативные правовые акты , принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие (содержащие) земельные (нормы) правоотношения .

ЗК РФ, принятый в 2001 году, как ЗК, является четвертым ЗК кодифицированным актом в истории России, до этого земельные кодексы в нашей стране принимались в 1922, 1970, 1991 годах.

1922г. установил, что вся земля в России находится в собственности рабоче-крестьянского государства. ЗК 1922г. нес в себе отпечаток НЭПа. Он допускал аренду земли, правда сроком не более 6 лет и при условии обработки земли собственным трудом без применения наемной рабочей силы.

ЗК РСФСР 1970 г. направлен на борьбу с нерациональным использованием земель, на проведение мероприятий по защите почв.

ЗК РСФСР 1991 г., ввел ряд статей, касающихся права собственности на землю . Были перечислены цели, для которых земля может предоставляться в собственность гражданам. Что касается купли-продажи и других сделок с землей, то Кодекс просто отсылал к ст.12 Конституции РСФСР , установившей мораторий на сделки с землей.

ЗК РФ 25.10.2001 г. был принят с пятой попытки. Это – головной отраслевой закон, обладающий приоритетом в регулировании земельных отношений. Он включает в себя 18 глав, 103 статьи . Ст. 1 – принципы, 5 – участники, 6 – объекты, 7 – состав земель, 15 – собственность на землю, 20-24 иные права на землю. Ориентирован на рыночную экономику, становление и развитие рынка земли.

На федеральном уровне определил права иностранцев и юридических лиц на землю (ч. 3 ст. 15). Создал определенные юридические гарантии получения в собственность землю (для строительства) граждан и юридических лиц путем установления исчерпывающего перечня оснований, по к-м земельные участки в частную собственность не передаются. Вводный закон предусмотрел порядок определения стоимости земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности при переходе их в собственность граждан и юридических лиц. Оборот земель регулируется на уровне ФЗ.

Недостатки: ряд внутренних и внешних противоречий, большое количество отсылочных норм, не решающих вопроса, пренебрежение правилами юр. техники. В нем много бланкетных норм, потребовавших впоследствии принятия иных федеральных законов и прочих актов, в том числе ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (см. ст.ст. 8,9 Федерального закона «О введении в действие ЗК »).


ЗК в целом был введен в действие со дня официального опубликования (ст.1 Федерального закона «О введении в действие ЗК РФ»), то есть с 29 октября 2001 года. С его введением в действие признаны утратившими силу ЗК РСФСР (1991 год), Закон РСФСР «О земельной реформе» (1990 год), Закон РФ «О праве граждан РФ на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (1992 год).

К земельным отношениям, возникшим до введения в действие ЗК, ЗК применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «О введении в действие ЗК» (ст.7 ФЗ «О введении в действие ЗК»).

Значительная часть отношений, связанных с землей, регулировалась ранее подзаконными актами. В настоящее время содержавшие нормы земельного права законодательные акты Союза ССР в соответствии со ст. 5 ФЗ от 25 октября 2001 37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» со дня введения в действие нового ЗК не применяются. ЗК РФ установил следующие приоритеты в регулировании земельно-правовых отношений:

1) приоритет охраны земли перед использованием земли в качестве недвижимости;

2) приоритет охраны жизни и здоровья человека при решении вопроса о затратах, возникающих в связи с использованием земель;

3) приоритет ценных и особо охраняемых земель перед другими категориями земель.

ЗК РФ также создал правовые гарантии провозглашенных в Конституции РФ земельных прав граждан и установил платность землепользования

Среди относящихся к земельному праву законов России можно отметить такие, как Земельный (2001), Водный (2006), Лесной (2006), Градостроительный (2004) кодексы,) ФЗ об охране окружающей среды, ФЗ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, ФЗ об особо охраняемых природных территориях.

Эти и другие непосредственно «земельные» законы составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне. Как предусматривается в ст. 2 ЗК РФ, нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законов субъектов РФ, должны соответствовать ЗК РФ. Но эти законы – не единственная часть законов как источников земельного права.

В системе земельного законодательства заметное место занимают текущие законы, посвященные регулированию определенных вопросов.

Унифицированные источники земельного права ЗК – 9 законов

ФЗ о введении в действие ЗК 2001

ФЗ о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан 1998;

ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 1997;

ФЗ о государственном земельном кадастре 2000

ФЗ о государственном кадастре недвижимости

ФЗ о земельном кадастре (2000).

ФЗ о крестьянском и фермерском хозяйстве 2003;

ФЗ о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую

ФЗ об обороте земель с/х значения (угодья) 2002

ФЗ о землеустройстве 2001

ФЗ о государственном регулировании обеспечения плодородия земель с/х значения

ФЗ о мелиорации земель

ФЗ об ипотеке

ФЗ о разграничении государственной собственности на землю 2001

ФЗ о приватизации государственного и муниципального имущества 2001;

Источниками земельного права являются федеральные законы входящие в иные отрасли права, но предусматривыающие земельные нормы. Законы других отраслей права можно условно разделить на две группы:

1. законы природоресурсного блока, которые, как и земельные, регулируют отношения по поводу использования и охраны иных природных ресурсов (кроме земли), но затрагивают и земельные отношения; это Федеральные законы «О недрах» 1992, «О животном мире» 1995, «Об охране атмосферного воздуха» 1999 и др.; их считают входящими в природоресурсную подотрасль экологического права;

2. законы иных, как бы далеких от земельного отраслей права (в дальнейшем можно будет убедиться, что они не настолько далеки от земельных отношений и интересов, как это кажется на первый взгляд.

Группу федеральных законов, содержащих нормы земельного права, представляют ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ К законам, регулирующим земельные отношения, относятся и законы субъектов Федерации, их становится все больше.

Группы федеральных законов, регулирующих земельные отношения:

1. Направленные на непосредственное регулирование земельных отношений :

Земельный кодекс России 2001 года. Ранее земельные кодексы в нашей стране принимались в 1922, 1970, 1991 годах.

ФЗ о введении в действие ЗК.

ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (2002 год, с изменениями 2003-2004 годов).

Градостроительный кодекс РФ.

ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (2001 год).

ФЗ «О землеустройстве» (2001 год).

ФЗ «О государственном земельном кадастре» (2000 год).

Развитие земельного законодательства субъектов РФ, осуществлялось параллельно с формированием федерального земельного законодательства.

На первом этапе земельной реформы (февраль 1990 - декабрь 1993 г.) собственное регулирование земельных отношений осуществлялось только в республиках в составе РСФСР, причем принимаемые ими норматив­но-правовые акты во многом дублировали по содержанию законы СССР и РСФСР.

Например, в этот период принимаются законы республики Дагестан «О земельной реформе», «О земле» от 16 мая 1991 г., Закон республики Татарстан «О земельной реформе», Законы Калмыцкой республики «О земле» от 20 февраля 1990 г. и ряд других. В краях, областях и иных субъектах РСФСР в это время правовое регулирование земельных отношений не проводилось.

Конституция РФ разграничила круг вопросов, отнесенных к исключительному ведению РФ (ст. 71), совместному ведению РФ и субъектов РФ (ст. 72) и исключительному ведению субъектов РФ (ст. 73). По предметам совместного ведения, согласно п.2 ст. 76 Конституции РФ, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ. В случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта РФ, принятым по предметам совместного ведения, действует федеральный закон.

Однако правомерность принятия субъектом РФ закона, регулирующего земельные отношения в случае отсутствия федерального закона, долгое время не была четко определена.

По этому вопросу в научной литературе в результате анализа положений ст. 76 Конституции РФ было высказано мнение, что “субъекты Федерации вправе не урегулированные вопросы урегулировать самостоятельно”. Если будет принят федеральный закон, который регулирует эти вопросы по иному, субъекты РФ обязаны привести свои законы в соответствие с федеральным законом.

Аналогичная правовая позиция была сформулирована в решениях Конституционного Суда РФ. Как отмечалось в научной литературе, “правовые позиции Конституционного Суда РФ представляют собой его отношение к определенным правовым проблемам, закрепленное в решениях. Это результат анализа аргументов и выводов Суда, образующих интеллектуально-юридическое содержание судебного решения, это всегда толкование конституционных норм и норм отраслевого законодательства”.

Как отмечает В.А. Сивицкий, значение правовой позиции Конституционного Суда РФ в том, что акт, противоречащий правовой позиции Конституционного Суда РФ может быть признан неконституционным, «поэтому субъект правотворчества должен внимательно знакомиться с правовыми позициями Конституционного Суда РФ, не принимать нормативных актов, им противоречащим».

По данному вопросу правовая позиция была сформулирована, например, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1995 г., в котором было указано, что отсутствие соответствующего федерального закона по вопросам совместного ведения само по себе не препятствует представительному органу власти субъекта РФ принять собственный нормативный акт, что следует из смысла статей 72, 76 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции РФ и вытекает из природы совместной компетенции. Однако принятие такого акта не должно противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Наконец, окончательно этот вопрос был разрешен в п.2 ст. 12 закона РФ от 24 июня 1999 г. “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации”, согласно которому до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения субъекты РФ вправе осуществлять собственное правовое регулирование.

На содержание земельно-правовых актов субъектов РФ оказывали влияние несколько тенденций. Среди них следует выделить неполноту, противоречивость, нестабильность законодательства, регулирующего земельные отношения, заимствование положений земельного законодательства Российской Федерации, что неоднократно отмечалось в юридической литературе. Например, Положение о проведении конкурсов и аукционов по продаже земельных участков и других операций с землей, утвержденное Постановлением Совета Министров – Правительства РФ 10 декабря 1993 г. было через две недели отменено Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. “О приведении земельного законодательства Российской Федерации с соответствие с Конституцией Российской Федерации”.

Кроме того, содержание земельно-правовых актов субъектов РФ напрямую зависит от толкования положений п.3 ст. 36 Конституции РФ, согласно которому “условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона”. Однако в судебной практике и федеральном законодательстве такие дефиниции отсутствуют.

Как отмечалось в научной литературе, термин «пользование» может иметь три значения: а) осуществление любой хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией земли как природного ресурса; б) правомочие собственника; в) вещное право на землю – бессрочное (постоянное) пользование.

К термину «пользование» в первом, наиболее широком значении могут применяться такие понятия, как «условия пользования» и «порядок пользования». В этом случае под «условиями пользования» можно понимать права на землю – собственность, аренда, пользование, а также способы получения земельных участков на указанных титулах. Под «порядком пользования» в научной литературе понимается совокупность прав и обязанностей по эксплуатации земли как природного ресурса всеми субъектами, независимо от видов прав на земельные участки.

Под правом «пользования» как правомочием собственника следует понимать право на хозяйственную эксплуатацию земель, которое в земельном законодательстве охватывается системой конкретных действий (поведения) по отношению к земельному участку, включая обязанности собственника земельного участка.

Однако, на наш взгляд, главной причиной увеличения количества региональных законов, регулирующих земельные отношения, являлась утрата юридической силы почти половины статей ЗК РСФСР 1991 г. и отсутствие нового Земельного кодекса РФ.

Существующие пробелы в земельном законодательстве субъекты РФ были вынуждены восполнять посредством принятия региональных законов.

Большинство законов субъектов РФ в области земельных отношений направлены на установление порядка использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, в то время как правовому режиму, например, земель поселений не уделяется должного внимания.

В течении второго периода земельной реформы общая тенденция развития регионального законодательства состояла в том, что его удельный вес неуклонно повышался при уменьшении количества федеральных нормативно-правовых актов, доля которых составляла в конце 1999 г. не более 10 % от общего количества действующих в России нормативно-правовых актов.

Законодательство субъектов РФ по вопросам охраны и рационального использования природных ресурсов в общем объеме законодательства субъектов РФ занимало на данном этапе, по мнению некоторых исследователей, 6 место (из 10 возможных), уступая по объему законодательству по вопросам хозяйственной деятельности, конституционному, финансовому и иному законодательству, но доминируя над социально-культурным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Динамика развития регионального законодательства о природных ресурсах также характеризуется стабильным приростом с 47 законов в 1991 г. до 948 в 1998 г. В составе законодательства об использовании природных ресурсов и охране окружающей среды одно из главных мест принадлежит земельному законодательству.

В ходе регулирования земельных отношений субъектами РФ определились несколько концептуальных подходов к проведению земельной реформы:

1. Активное проведение земельной реформы, стимулирование оборота земельных участков (особенно в населенных пунктах), приватизации земельных участков и т.д. (Законы “О земле” Саратовской, Самарской, Калининградской областей и др.);

2. Нейтральная позиция по вопросу проведения земельной реформы. В таких регионах принимается незначительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих земельные отношения, поэтому названные отношения регулируются преимущественно федеральными правовыми актами. Так, в Волгоградской области на момент написания данной работы (сентябрь 2001 г.) действует два областных закона, регулирующих земельные отношения. Во-первых, к ним относится закон Волгоградской области “Об аренде земельных участков на территории Волгоградской области” от 28 сентября 1998 г., и, во-вторых, Закон “Об использовании невостребованных земельных долей на территории Волгоградской области” от 29 сентября 1999 г. Действие третьего закона – “О правовом обеспечении земельных отношений на территории Волгоградской области” от 15 февраля 1997 г. на сегодняшний день приостановлено Законом Волгоградской области от 9 апреля 1997 г. “О приостановлении действия закона Волгоградской области “О правовом обеспечении земельных отношений на территории Волгоградской области”).

Ситуация, когда субъекты РФ не принимают собственных законов по вопросам использования и охраны природных ресурсов, по мнению некоторых авторов является наиболее предпочтительной. Однако в условиях пробельности правового регулирования земельных отношений и отсутствия нового Земельного кодекса, с такой позицией, на наш взгляд, было бы трудно согласиться.

3. Отрицание (или ограничение) частной собственности на землю и (или) оборота земельных участков вопреки ст. 9 и 36 Конституции, закрепляю­щих это право. Такая тенденция в развитии земельного законодательства в течении ряда лет прослеживалась в законодательстве города Москва, республик Коми, Кабардино-Балкарии, Дагестан, Тыва, Марий Эл, Саха (Якутия), Краснодарского края, Новосибирской области и ряда других.

Так, распоряжением вице-мэра города Москвы от 2 марта 1992 г. “Об аренде земли как основной формы земельно-правовых отношений в г. Москве” установлено, что с 1 января 1992 г. в городе Москве пользование землей на условиях аренды является основной формой земельных отношений (п.1), а, следовательно, в частную собственность земельные участки не предоставляются вопреки положениям ст. 36 Конституции РФ.

Одной из особенностей землепользования на территории города Новосибирска является предоставление земельных участков только на условиях аренды под гаражное строительство, строительство овощехранилищ, предпринимательскую деятельность.

Земельным кодексом Республики Коми установлено, что земля в пределах границ республики является собственностью Республики Коми.

Купля, продажа, дарение, залог и самовольный обмен земельных участков запрещается. Совершение таких сделок между землевладельцами и землепользователями влечет их недействительность.

В таких субъектах РФ предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам возможно на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) и срочного пользования и/или аренды.

В отдельных субъектах РФ, наряду с признанием частной собственности на землю, происходило отрицание федеральной собственности на землю (Республика Башкортостан и другие). Более того, под указанное неконституционное положение предпринимались попытки подвести научную основу. Так, Янбухтин Н.Б. полагает, что «положения ст. 76 Конституции Российской Федерации допускает при определенных случаях верховенство законов субъекта Российской Федерации, что в полной мере может отнесено к области регулирования и земельных отношений».

Другие представители Республик в составе России, полагают необходимым «в целях обеспечения законности в проведении земельной реформы в Республике Татарстан и в целях защиты прав и свобод граждан Республики Татарстан приостановить введение в действие норм ЗК Республики Татарстан о частной собственности на землю и нормы о государственной регистрации первичного рынка земельных участков». Этот запрет должен действовать до завершения землеустроительных работ и некоторых иных мероприятий. Однако с подобными предложениями принципиально нельзя согласиться ввиду грубого нарушения конституционных норм.

В последние годы происходит постепенное искоренение негативных тенденций по запрету гражданам и юридическим лицам приобретать земельные участки в частную собственность в субъектах РФ. Так, согласно п.1 ст. 4 Закона города Москва от 29 сентября 1999 г. № 36 “Об эксперименте по продаже земельных участков в городе Зеленограде” земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, свободные от прав третьих лиц, могут быть проданы путем проведения публичных торгов в форме аукциона, порядок организации и проведения которого устанавливается Московской городской администрацией в соответствии с законодательством. Такой эксперимент должен продолжаться не более одного года, а по его итогам Московская городская администрация вносит в Московскую городскую Думу предложение о целесообразности широкомасштабной передачи земельных участков в частную собственность как одного из факторов развития города Москвы. И действительно, на первом аукционе, прошедшем в Москве в начале октября 2000 г., земельный участок площадью 7300 кв. м. в микрорайоне Крюково (далеко не центр Москвы) был продан в собственность за 310 709 долларов США. Отмечаются положительные изменения и в других субъектах РФ.

В тоже время продолжает сохраняться другая неконституционная тенденция развития законодательства субъектов РФ, связанная с отнесением субъектами РФ земельного законодательства к исключительному ведению соответствующих субъектов РФ, а не к совместному ведениию РФ и субъекта РФ, как это предусмотрено Конституцией РФ.

Согласно п.2 ст. 10 Конституции Республики Северная Осетия – Алания (принята Верховным Советом Республики Северная Осетия 12 ноября 1994 г.), земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, коллективной и иных формах собственности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Северная Осетия – Алания; в соответствии со ст. 36 Конституции Республики Северная Осетия - Алания, граждане и их объединения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться землей, ее недрами и другими природными ресурсами в соответствии с законом Республики Северная Осетия - Алания.

Перечень подобных нарушений Конституции РФ и федерального законодательства можно продолжить, однако и в данной сфере происходит постепенное преодоление неконституционных тенденций.

Так, согласно ст. 2 Закона Краснодарского края «Об особом порядке землепользования в Краснодарском крае» от 8 августа 1995 г., «нормативные правовые акты Российской Федерации по регулированию земельных отношений применяются на территории Краснодарского края с учетом настоящего закона». Таким образом, устанавливался приоритет регионального закона над федеральным. На эту особенность данного закона неоднократно обращалось внимание в юридической литературе, в связи с чем, очевидно, в редакции закона 1999 г. данная норма сформулирована следующим образом: «Настоящий Закон является основой для других законов и правовых актов Краснодарского края, регулирующих земельные отношения. В случаях противоречия нормативных и распорядительных актов Краснодарского края настоящему Закону действуют положения (нормы) настоящего Закона».

Однако и после внесения изменений в данный закон, отдельные его положения продолжают противоречить Конституции РФ и федеральным законам, на что обращалось внимание Конституционного Суда РФ.

В случае, когда органы государственной власти субъекта РФ активно проводят земельную реформу, в развитии земельного законодательства субъектов РФ можно выделить следующие направления:

Во-первых, законы субъекта РФ дублируют федеральные нормативно-правовые акты или проекты федеральных законов. Например, Закон “О земле” Саратовской области практически дословно совпадает с текстом первого проекта ЗК РФ (например, в ст. 7-49; 60-98). В случае, если ЗК РФ был бы принят в первой редакции, закон Саратовской области “О земле” перестал бы нести какую-либо смысловую нагрузку. Законы других субъектов РФ заимствуют значительное количество правового материала из последующих версий проекта ЗК РФ. В законах отдельных субъектов РФ происходит дублирование содержания статей ЗК РСФСР.

Во-вторых, субъекты РФ издают законы и подзаконные акты, регламентирующие организационно-практическую сторону исполнения федерального закона. Напри­мер, Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 15 декабря 1998 г. № 388 «Об утверждении методики расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах в Республике Адыгея» устанавливает организационно-технический порядок исполнения положений ст. 11 федерального закона «О товариществах собственников жилья» от 15 июня 1996 г.

В-третьих, субъекты РФ принимают законы, регулирующие земельные отношения до принятия соответствующих федеральных законов (и в первую очередь Земельного кодекса). Например, Закон Саратовской области “О прекращении прав на землю на территории Саратовской области” от 5 июня 1997 г. принят в связи с необходимостью урегулировать основания и порядок прекращения прав на земельные участки на территории области.

В-четвертых, федеральными законами предусмотрено установление региональным законодательством отдельных особенностей земельных отношений в регионах.

Так, согласно п.5 ст. 30 закона РФ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объеди­нениях граждан”, при разделе садовые, огородные или дач­ные земельные участки не могут быть меньше минимального размера зе­мельного участка, установленного нормативными правовыми актами субъек­тов РФ. Согласно ст. 36 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г., предельные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, а предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства – органами местного самоуправления.

Поэтому в законах субъектов РФ и актах органов исполнительной власти субъектов РФ данные особенности отражены в зависимости от специфических особенностей землепользования республик, краев, областей и иных субъектов РФ. Так, в Волгоградской области названные предельные размеры установлены Постановлением администрации Волгоградской области от 8 февраля 1994 г. (с дополнениями от 16 мая 1994 г.) “О дополнительных мерах по осу­ществлению земельной реформы в области”. В других субъектах РФ названные размеры установлены законами субъектов РФ.

Таким образом, отсутствие необходимых федеральных законов, регулирующих земельные отношения, привело к росту активности субъектов РФ в регулировании земельных отношений. Этот процесс идет в субъектах РФ по-разному, причем связано это не столько со специфическими особеннос­тями определенного региона, сколько с политической ориентацией, опытом и квалификацией авторов законопроектов. В некоторых субъектах РФ достигнуты серьезные успехи в регулировании земельных отношений: решены вопросы разграничения собственности на землю между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями; четко урегулирован порядок приватизации земельных участков, порядок проведения торгов (аукционов и конкурсов) по предоставлению земель под застройку на территории поселений, основания и порядок установления сервитутов и т.д.

В то же время нельзя не отметить, что объем субъективных прав граждан на землю даже в соседних регионах может сильно различаться, что противоречит Конституции РФ.

Как уже отмечалось, второй этап земельной реформы заканчивается вступлением в силу нового Земельного кодекса РФ. С этого момента объективно произойдут ряд изменений в динамике развития регионального земельного законодательства:

1. Земельное законодательство ряда субъектов РФ в той или иной мере вступит в противоречие с ЗК РФ. Представительные органы власти субъектов РФ будут вынуждены привести свои законы в соответствие с ЗК РФ, при условии, что федеральная власть получит возможность реально воздействовать на нормотворчество региональных политических лидеров (точнее на его конституционность). В этом случае с момента принятия нового ЗК РФ земельное законодательство субъектов РФ потеряет свое прежнее значение и своеобразие и будет играть вспомогательную роль в дальнейшем регулировании земельных отношений.

2. Будут отменены ряд Указов Президента РФ и Постановлений Правительства РФ, противоречащих Конституции РФ и федеральным законам.

Земельное законодательство – это самостоятельная отрасль российского законодательства, представляющая собой систему нормативных правовых актов, регулирующих земельные отношения.

В юридической науке выделяют следующие задачи земельного законодательства:

  1. утверждение положений о роли государства в регулировании земельных отношений;
  2. отражение многообразия интересов, направленных на одни и те же участки и территории, обеспечение баланса этих интересов;
  3. учет региональных аспектов регулирования земельных отношений на всей территории России.

Замечание 1

Разработка и принятие специальных земельно-правовых норм опираются как на принципы земельного законодательства, так и на общие институты базовых отраслей законодательства: конституционного, гражданского, уголовного и административного.

Структура земельного законодательства России

В структуру действующего в нашей стране земельного законодательства входят:

  1. Конституция РФ;
  2. Земельный кодекс РФ;
  3. федеральные законы;
  4. указы Президента России;
  5. постановления Правительства России;
  6. нормативные акты субъектов Федерации;
  7. акты органов муниципальной власти.

Кроме того, сделки с земельными участками, как с объектами недвижимого имущества, регулируются положениями Гражданского кодекса РФ. В основе земельно-правового регулирования находятся конституционные нормы. Они определяют общий подход к земле как к природному ресурсу и объекту недвижимости, а также достоянию народов, проживающих на территории России. Кроме того, в Конституции РФ закреплено положение о равенстве всех форм собственности на землю: государственной, муниципальной и частной.

Системообразующее значение для земельного законодательства имеет Земельный кодекс РФ. Он не только содержит ряд основных специальных норм о земле, изложенных в определенной последовательности, но и служит звеном, обеспечивающим связь и взаимодействие нормативных актов иных отраслей законодательства, касающихся регулирования земельных отношений. Прежде всего, это Гражданский, Уголовный, Лесной и Водный кодексы, федеральный закон «О недрах», иные нормативные правовые акты.

Другая не менее существенная функция, которую выполняет Земельный кодекс РФ, заключается в том, что данный документ закрепляет связанные между собой нормы, образующие конкретные правовые средства воздействия на определенные земельные отношения.

Федеральные и региональные законы, нормативные акты органов местного самоуправления дополняют и конкретизируют положения Земельного кодекса РФ. Они принимаются в развитие земельного законодательства и регулируют оборот различных категорий земель.

Рисунок 1. Законодательство в сфере земельных отношений. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Роль законодательства в регулировании земельных отношений

Современное земельное законодательство формирует особые нормы о правах на землю, их возникновении, реализации и прекращении. Роль земельно-правовых норм заключается во включении земли в общие имущественные отношения с обязательным учетом ее специфики. Другая задача, решение которой возможно при существующей структуре земельного законодательства, – это учет особенностей правового воздействия на разные по своему характеру земельные отношения.

Замечание 2

Действующая в России система законодательства имеет ясно понимаемую внутреннюю логику и вполне адекватно отзывается на современные потребности развития земельного оборота, в том числе дает возможность реализации государственной политики в данной сфере.

Специфические черты современного оборота земельных участков в РФ отражены в земельном законодательстве при помощи ряда специальных правовых норм, опирающихся на институты как гражданского, административного, так и земельного законодательства.

Общие нормы гражданского законодательства обеспечивают свободный оборот земельных участков и всегда выступают основанием для выстраивания отношений по приобретению или прекращению прав на землю. Роль земельного законодательства в данном случае состоит в реализации основных направлений государственной политики в сфере регулирования оборота земель, в том числе в обеспечении земельными ресурсами менее защищенных участников рынка.

Совершенствование земельного законодательства

Перед государством в сфере регулированием земельных отношений стоит большое количество задач. Дальнейшее развитие рынка земли требует:

  1. завершения процедуры формирования и учета земельных участков;
  2. упорядочения учета земельных участков как объектов правовых отношений;
  3. обеспечения прозрачности и непротиворечивости информации об установленном правовом режиме и о правах на земельные участки.

Это основа гарантий прав собственников и лиц, приобретающих земельные участки.

Совершенствование необходимо и при регламентации отношений оборота и аренды земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

При законодательном регулировании охраны и использования земли следует отличать эти функции управления от предоставленных органам власти полномочий в сфере распоряжения земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Замечание 3

Рынок земли служит объективно необходимым элементом современной системы хозяйствования. Однако во всех странах формирование рынка земли характеризовалось определенными трудностями, оно было предметом особого внимания государства. Это вполне объяснимо, если помнить о том, что предметом купли-продажи выступает особый товар, который дан природой и не воспроизводим.

Среди причин кризисно-депрессивного состояния аграрного сектора нашей страны ряд специалистов называют недостаточное развитие рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения, обусловленное пробелами в действующем российском законодательстве. В первую очередь, речь идет об отсутствии четкой регламентации при осуществлении гражданами и юридическими лицами законодательно закрепленного за ними права свободной купли-продажи земельных участков.

Но анализ действующей в России законодательно-нормативной базы показывает, что она не только не препятствует проведению сделок купли-продажи земельных участков, но и предоставляет достаточные механизмы для их заключения.

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Комментарий к Ст. 2 ЗК РФ

Земельное законодательство в абз. 1 комментируемой статьи рассматривается как законодательство в узком смысле, т.е. совокупность законодательных актов, регулирующих земельные отношения. Однако само понятие «законодательство» в науке и правоприменении употребляется и в широком смысле: как совокупность всех нормативных правовых актов (как законов, так и подзаконных актов) — и в дальнейшем тексте комментируемой статьи 2 ЗК РФ именно с этой точки зрения названы указы Президента РФ и акты Правительства РФ, которые регулируют земельные отношения.

При этом в статье указана четкая иерархия актов земельного законодательства, «во главе» которых находится ЗК, а ему должны соответствовать другие федеральные законы, указы Президента РФ, акты Правительства РФ.

Земельное законодательство также можно рассматривать как федеральное земельное законодательство и земельное законодательство субъектов РФ. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В ряде случаев ЗК прямо устанавливает, что данный вопрос, касающийся земельных отношений, регулируется исключительно на федеральном уровне: например, в соответствии со устанавливается ЗК и федеральными законами; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В то же время целый ряд вопросов отнесен ЗК к числу регулируемых законодательством субъектов РФ: это, например, установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства (ст. 33), утверждение и изменение границ и правового режима пригородных зон, за исключением пригородных зон городов Москвы и Санкт-Петербурга (ст. 86).

Однако большинство вопросов, регулируемых земельным законодательством, решается как федеральным, так и региональным законодательством, и в ЗК чаще всего содержатся соответствующие отсылки, такие как в п. 2 ст. 28: «Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».

Нельзя не отметить, что соотношение законодательства РФ и законодательства субъектов РФ по отраслям, являющимся сферой их совместного ведения, представляет собой непростой вопрос с точки зрения и теории, и практики законотворчества.
———————————
См. об этом, например: Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2003.

Субъекты РФ в области регулирования земельных отношений довольно часто, восполняя пробелы федерального законодательства, действуют в порядке так называемого опережающего правотворчества, т.е. принимают законодательные и иные нормативные правовые акты по вопросам, по которым федеральный закон еще не разработан или находится в стадии разработки, согласования, принятия. Так, в настоящее время в четырех субъектах РФ приняты законы, регулирующие порядок резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд (соответствующий федеральный закон разработан, но пока не принят).

Что касается указов Президента РФ, то именно этот вид нормативных правовых актов наиболее активно использовался в законодательстве 1990-х годов — практически вся аграрная и земельная реформы регулировались именно указами Президента РФ. Достаточно назвать сыгравшие знаменательную роль в развитии земельного законодательства постперестроечного периода Указы Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», от 14 февраля 1996 г. N 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности», от 7 марта 1996 г. N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» и др. Все они утратили силу в соответствии с Указом Президента РФ от 25 февраля 2003 г. N 250 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации» , который на сегодняшний день является фактически единственным из действующих указов Президента РФ в области земельных отношений.
———————————
СЗ РФ. 2003. N 9. Ст. 851.

2. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ (в ред. от 2 марта 2007 г.) «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 23) Правительство РФ издает акты, имеющие нормативный характер, — в форме постановлений, акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, — в форме распоряжений Правительства РФ.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1; 2004. N 25. Ст. 2478; N 45. Ст. 4376; 2005. N 23. Ст. 2197; 2007. N 6. Ст. 680; N 10. Ст. 1147.

Постановлениями Правительства РФ в настоящее время урегулирована значительная часть земельных отношений. Можно назвать, например, Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 «О государственном земельном контроле» , от 15 марта 1997 г. N 319 «О порядке определения нормативной цены земли» , от 2 декабря 2000 г. N 918 «Об утверждении Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра» (в ред. от 27 мая 2006 г.) , от 30 июня 2006 г. N 404 «Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю» .
———————————
СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4919.

СЗ РФ. 1997. N 13. Ст. 1539.

СЗ РФ. 2000. N 50. Ст. 4899; 2006. N 23. Ст. 2512.

СЗ РФ. 2006. N 28. Ст. 3074.

В некоторых статьях ЗК так же, как и в статьях федеральных законов, содержатся непосредственные указания на то, что тот или иной вопрос регулируется Правительством РФ: например, согласно в целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота в порядке, установленном Правительством РФ. Такой порядок установлен Положением о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 830.

В комментируемой статье 2 Земельного кодекса РФ не упомянуты ведомственные нормативные акты. Между тем приказы, инструкции, правила и другие подзаконные нормативные акты, издаваемые органами исполнительной власти в пределах их компетенции, также могут содержать нормы, регулирующие земельные отношения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 12 мая 2008 г.) под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Среди федеральных органов исполнительной власти функциями по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности обладают федеральные министерства. Федеральные агентства и федеральные службы не вправе осуществлять такое регулирование (кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ). В пределах своей компетенции они издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности данной федеральной службы или данного федерального агентства.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 11. Ст. 945; 2004. N 21. Ст. 2023; 2005. N 47. Ст. 4880; N 52 (ч. 3). Ст. 5690; 2007. N 8. Ст. 978.

Среди принятых за последнее время наиболее значимых ведомственных нормативных правовых актов в сфере земельных отношений можно назвать Приказ Минэкономразвития России от 4 июля 2005 г. N 145 «Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения», письмо Роснедвижимости от 20 июля 2005 г. N ММ/0644 «О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля», Приказ Минрегиона России от 11 августа 2006 г. N 93 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка» , Приказ Росрегистрации от 29 августа 2006 г. N 146 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок» .
———————————
БНА. 2006. N 47.

БНА. 2006. N 36.

3. В субъектах РФ подзаконные нормативные акты принимаются, так же как и на федеральном уровне, органами исполнительной власти субъектов (например, правительствами), как правило, в виде постановлений.

Следует обратить внимание на то, что и в ЗК, и в других федеральных законах при отсылках к законодательству субъектов РФ в одних случаях указывается, что данный вопрос регулируется законами субъектов РФ, в других — просто что вопрос регулируется субъектами РФ. Например, в соответствии со ст. 13 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» споры о местоположении земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектами РФ. Субъектам РФ в данном случае предоставлено самим решать, каким органом и каким нормативным актом будет регулироваться данный вопрос. И они подходят к этому решению по-разному. Так, Законом Краснодарского края от 25 октября 2005 г. N 935-КЗ были внесены изменения и дополнения в Закон Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. N 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» , которыми в новую редакцию ст. 28 этого Закона включены нормы об урегулировании споров о местоположении выделяемого в счет доли земельного участка. А в Чувашской Республике и в Республике Хакасия по данному вопросу приняты нормативные акты органами исполнительной власти: это Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 июня 2006 г. N 146 «О порядке проведения согласительных процедур для разрешения споров, возникающих при определении местоположения земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на территории Чувашской Республики» и Постановление Правительства Республики Хакасия от 25 апреля 2006 г. N 117 «О создании согласительной комиссии по определению местоположения выделяемых участниками долевой собственности земельных участков в Республике Хакасия».
———————————
Информационный бюллетень Законодательного собрания Краснодарского края. 2002. N 40 (1).

4. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений установлены .

Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты по земельным вопросам, решение которых находится в сфере их полномочий, а также по земельным вопросам, непосредственно отнесенным федеральным законодательством к сфере регулирования органов местного самоуправления. Например, установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (), установление порядка ведения и др. Такие акты принимаются органами местного самоуправления, как правило, в форме решений и постановлений: например, решение Совета депутатов Одинцовского муниципального района Московской области от 18 августа 2006 г. N 13/10 «Об утверждении размеров земельных участков, предоставляемых в собственность для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в Одинцовском районе», Постановление главы Подольского муниципального района Московской области от 2 августа 2006 г. N 1564 «Об установлении процедуры оформления и предоставления земельных участков на территории Подольского муниципального района», решение Совета депутатов городского округа Юбилейный Московской области от 19 июля 2006 г. N 313 «О Положении «Порядок изъятия для муниципальных нужд земельных участков в границах городского округа Юбилейный Московской области», решение Совета депутатов городского округа Жуковский Московской области от 1 июня 2006 г. N 26/СД «Об утверждении Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Жуковского Московской области».

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами.

I. Федеральные законы, законы Российской Федерации, законы РСФСР: землеустройство государственный управление

  • - Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (в ред. от 29 июня 2004 г.) (гл. XI. Мониторинг земель, землеустройство и государственный земельный кадастр. Ст. 68, 69);
  • - Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (в ред. от 10 января 2003 г.);
  • - Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ (в ред. от 29 июня 2004 г.) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ст. 4, 17);
  • - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды);
  • - Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности);
  • - Закон о земельном кадастре;
  • - Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (предусматривает реализацию землеустроительных мероприятий при осуществлении историко-культурной экспертизы);
  • - комментируемый Закон.

Можно также выделить ряд иных федеральных законов, в которых затрагиваются вопросы землеустройства, например:

  • а) по вопросам финансирования землеустройства:
    • - Закон РФ "О плате за землю" (в ред. от 20 августа 2004 г.) (ст. 24);
    • - Закон РСФСР "О социальном развитии села" (в ред. от 28 апреля 1993 г.) (ст. 13);
    • - Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" (в ред. от 28 июля 2004 г.);
  • б) по вопросам организации проведения работ по землеустройству:
    • - Закон о местном самоуправлении в РФ (в ред. от 8 декабря 2003 г.) (п. 12, 13 ст. 60);
    • - Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 209-ФЗ (в ред. от 22 августа 2004 г.) "О геодезии и картографии".

II. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:

Земельное законодательство субъектов РФ (в соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации).

III. Подзаконные нормативные правовые акты. Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты имеют определенное значение в регулировании земельных отношений. Они восполняют пробелы, которые остаются в земельном законодательстве, конкретизируют или развивают нормы законодательных актов:

  • - Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833 "О государственном земельном контроле";
  • - Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 514 "Об утверждении Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства";
  • - Постановление Правительства РФ от 7 июня 2002 г. N 396 "Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства";
  • - Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2002 г. N 273 "Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства";
  • - Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 537 (в ред. от 1 августа 2001 г.) "Вопросы Федеральной службы земельного кадастра России";
  • - Постановление Правительства РФ от 12 июля 1993 г. N 659 (в ред. от 27 декабря 1994 г.) "О проведении инвентаризации земель для определения возможности их предоставления гражданам";
  • - Приказ Роскомзема от 2 августа 1993 г. N 38 "О проведении инвентаризации земель";
  • - Приказ Госкомзема РФ от 3 марта 1998 г. N 28 "Об организации конкурсов (торгов) на проведение проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель";
  • - Приказ Роскомзема от 26 апреля 1994 г. N 32 "Об организации комплексных проверок использования земли";
  • - Приказ Минприроды РФ от 25 мая 1994 г. N 160 "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России";
  • - Приказ Госстроя РФ от 2 августа 1999 г. N 18 "Об утверждении Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях";
  • - Приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/119 (в ред. от 29 июля 2002 г. N П/301) "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (вместе с "Порядком ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел "Земельные участки") (зарег. в Минюсте РФ 20 июня 2001 г. N 2753);
  • - Приказ Росземкадастра от 15 июня 2001 г. N П/117 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (вместе с "Требованиями к кадастровому делению") (зарег. в Минюсте РФ 2 июля 2001 г. N 2776);
  • - Приказ Росземкадастра от 13 июня 2001 г. N П/115 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" (вместе с "Требованиями к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет. ГЗК-1-Т.О-06-02-01") (зарег. в Минюсте РФ 20 июня 2001 г. N 2757);
  • - Приказ Росземкадастра от 3 июля 2001 г. N П/129 "Об упорядочении нормативных правовых актов Росземкадастра по вопросу ведения Государственного земельного кадастра";
  • - Приказ Росземкадастра от 23 октября 2000 г. N 38-1 "Об отмене Инструкции о порядке формирования и учета кадастровых номеров земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости";
  • - Приказ Росземкадастра от 14 сентября 2000 г. N 20 "Об упорядочении работ по установлению (восстановлению) границ земельных участков, занимаемых предприятиями и учреждениями федерального железнодорожного транспорта" (зарег. в Минюсте РФ 24 октября 2000 г. N 2426);
  • - Приказ Росземкадастра от 17 августа 2000 г. N 10 "О территориальных органах и подведомственных организациях Федеральной службы земельного кадастра России".

Правовые подзаконные акты:

  • - письмо Роскомзема от 14 июня 1996 г. N 1-16/1240 "О методических рекомендациях по кадастровой оценке земли";
  • - письмо Роскомзема от 14 мая 1996 г. N 5-16/1004 "О порядке выкупа земельной доли";
  • - письмо Роскомзема от 16 января 1995 г. N 2-12/77 "О структуре кадастровых карт и планов земель";
  • - письмо Роскомзема от 9 ноября 1994 г. N 2-12/1749 "Пояснения к Техническим требованиям к плану участка";
  • - "Технические требования к плану участка" (утв. Роскомземом от 11 июня 1993 г., с изм. от 9 ноября 1994 г.). В дополнение к данному документу установлено, что Технические требования к плану участка следует применять только при купле-продаже гражданами Российской Федерации земельных участков или их частей для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства другим гражданам Российской Федерации;
  • - письмо Роскомзема от 28 декабря 1994 г. N 1-16/2096 "О порядке определения нормативной цены земли";
  • - письмо Роскомзема от 10 января 1992 г. N 3-15/51 "О среднерайонной норме бесплатной передачи земли в собственность граждан";
  • - письмо Роскомзема от 27 марта 1995 г. N 3-15/582 "О Методических рекомендациях по выявлению деградированных и загрязненных земель";
  • - письмо Роскомзема от 29 июля 1994 г. N 3-14-2/1139 "О Методике определения размеров ущерба от деградации почв и земель";
  • - "Инструкция по межеванию земель" (утв. Роскомземом 8 апреля 1996 г.).

В части, не противоречащей действующему российскому законодательству, остается в силе и ряд актов СССР по вопросам землеустройства. К ним относятся:

  • - Постановление Совмина РСФСР от 10 апреля 1975 г. N 225 "Об улучшении организации выполнения и повышении качества проектно-изыскательских работ по землеустройству";
  • - Постановление Совмина РСФСР от 23 марта 1966 г. N 286 "О мерах по улучшению землеустройства, введения и освоения правильных севооборотов в колхозах и совхозах";
  • - Постановление ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. "Об утверждении общих начал землепользования и землеустройства";
  • - "Общие начала землепользования и землеустройства" (утв. Постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г.).

В завершение комментария данной статьи необходимо отметить, что многие указы Президента РФ, регулировавшие земельные отношения, утратили свою силу в связи с принятием Земельного кодекса РФ и других федеральных законов, тем самым завершив столь нужную миссию по "латанию пробелов" на этапе формирования нового земельного законодательства.

Другой немаловажный момент, на который следует обратить внимание: в случае коллизий норм комментируемого Закона и норм иных законов (включая Земельный кодекс РФ), регулирующих землеустроительные отношения, следует применять нормы ФЗ "О землеустройстве" как Закона специального. Остальные законы будут являться общими по отношению к комментируемому Закону в сфере землеустройства.

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...