Конституционно правовые институты понятие и виды. Конституционно-правовые нормы и основные институты конституционного права РФ
Как отмечалось, определенный правовой результат достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм. Вот почему важно установить принадлежность соответствующей нормы к этой совокупности. Такие совокупности родственных правовых норм именуются конституционно-правовыми институтами. Рамки этого понятия как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли конституционного права. Главный критерий объединения норм в правовой институт – однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.
Высказываются суждения, что конституционно-правовыми институтами являются только комплексы норм, выступающие как часть, элемент системы конституционного права. Только такие комплексы и можно именовать конституционно-правовыми гражданства, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.
В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.
В качестве примера можно сослаться на тот же институт гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик, в федеральных законах и законах республик в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.
Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.
2. Виды конституционно-правовых институтов
Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.
В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.
М.В. Баглай считает, что система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их внутренними подразделениями (подсистемами):
- основы конституционного строя;
- основные права и свободы человека и гражданина;
- федеративное устройство;
- избирательная система (избирательное право);
- президентская власть;
- законодательная власть; исполнительная власть;
- государственная власть субъектов;
- судебная власть и прокуратура;
- местное самоуправление;
- порядок внесения поправок и пересмотр конституции 4 .
Система конституционно-правовых институтов представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.
Основными критериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга выступают несколько признаков:
1)круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института;
2) специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм;
3) круг источников, содержащих нормы правового института 5 .
В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права. Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений - объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:
1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на подинституты:
1) основные принципы отношений человека и государства:
2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.
Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности.
Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.
2. Институт нрав и свобод человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:
1) гражданство;
2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;
3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;
4) гарантии реализации прав и свобод.
3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов - адресатов норм института федеративного устройства - состоит из Российской Федерации и ее субъектов.
4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).
5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления. Структура института включает следующие части:
1) Президент РФ;
2) Федеральное Собрание Российской Федерации;
3) Правительство РФ:
4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;
5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.
6. Институт местного самоуправления. Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации и др.).
7. Институт Конституции. Конституция - самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».
Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.
3. Конституционно-правовые институты
Конституционно-правовые институты - совокупность родственных правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.
Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.
В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.
Нормы КП объединяются в отраслевые институты. Выделяют пять ведущих отраслевых институтов конституционного права:
1.основы конституционного строя;
2.основы правового статуса человека и гражданина;
3.федеративное устройство государства;
34система государственной власти;
5.система местного самоуправления.
По мнению большинства исследователей нормы, регулирующие МСУ, образуют укрупненный институт или подотрасль КП, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права. КПИ регулируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения: унитарный институт; комплексный институт (состоит из подинститутов, являются дробными).
4.Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, субъекты, основания возникновения и прекращения
Правоотношения - есть обусловленная интересами субъектов и складывающаяся на основе норм права юридическая двустороння связь, стороны которой наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.
Субъекты правоотношений - это физические лица и организации, наделенные правосубъектностью и вследствие этого обладающие способностью (возможностью) выступать участниками правоотношений - участник, сторона правоотношений.
В праве выделяют две группы субъектов:
1. индивиды (физические лица) - граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства;
2.организации (государство, его органы, предприятия и учреждения, общественные объединения и другие).
Юридическое лицо - это организации, которые обладают обособленным имуществом, могут от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, самостоятельно отвечать за нарушение гражданских обязательств и договоров (статья 482 ГК РФ).
Правосубъектность - способность субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности и осуществлять их в своих действиях. Физические лица и организации, обладающие правосубъектностью, выступают в качестве субъектов права.
Правоспособность - способность лица иметь юридические права и обязанности. Для граждан правоспособность возникает с момента рождения; для юридических лиц она неотделима во времени от дееспособности и возникает с момента регистрации устава юридического лица.
Дееспособность - это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретать своими действиями новые права и обязанности.
Деликтоспособность - это способность субъекта отвечать за свои неправомерные действия.
Конституционная правосубъектность лица вытекает из государственно-правовой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.
Объектом правоотношений признается то, по поводу чего складываются правоотношения, или то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений.
Юридический факт - событие или действие, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юр. факты всегда влекут возникновение определенных юридических последствий и, кроме того, всегда наряду с нормами права вызывают возникновение у участников гражданских правоотношений конкретных субъективных прав и юридических обязанностей. Принято выделять две группы юридических фактов - действия (всегда являются результатом проявления воли, активности субъекта) и события (обстоятельства, не связанные с волей человека.). Такая классификация проводится по признаку зависимости от воли субъектов. Все действия подразделяются на правомерные (соответствуют предписаниям закона и принципам права) и неправомерные (влекущие нарушения предписаний закона и принципов гражданского права).
Конституционно-правовые отношения (КПО) - это общественные отношения, которые урегулированы нормами КП и содержанием которых является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данными правовыми нормами.
КПО имеют единую для всех правоотношений структуру: Субъект, Объект, Содержание (субъект. право и юр. обязанность).
Специфика КПО:
КПО имеют свое собственное содержание, так как возникают в особой сфере отношений, составляющих предмет КП;
КПО свойствен особый субъектный состав: некоторые субъекты этих отношений не могут быть участниками других видов правоотношений.
Специфические субъекты КПО:
1.Народ - при проведении референдума, выборов депутатов в Государственную Думу, выборов Президента РФ;
2.Государства - РФ и республики, а также такие субъекты Федерации, как края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа;
3.Органы государства, органы МСУ, политические партии и другие общественные объединения граждан, собрания граждан, собрания избирателей, граждане.
Всю систему КПО можно разбить на две большие группы:
1. Отношения, связанные с установлением основ гражданского общества, конституционного строя и правового статуса человека и гражданина. Регулируются КП в основных чертах, более детальное регулирование - в других отраслях права.
2.Общественные отношения, в которых находят конкретное воплощение права и свободы гражданина и лица, возникающие на основе института гражданства, организация и функционирование органов гос. власти. Эти отношения проявляются в государственно-властной деятельности, поэтому они определяются как властеотношения (отношения в процессе осуществления власти). Они урегулированы КП в полном объеме.
Правоотношения классического вида возникают в результате реализации норм - правил поведения. На их основе складываются конкретные конституционно-правовые отношения, в которых четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности.
Реализация норм-принципов, норм-целей, норм-деклараций порождают правоотношения общего характера, в которых конкретно не определены субъекты, не установлены их конкретные права и обязанности (например, нормы-принципы, закрепляющие основы конституционного строя РФ).
Особый вид КПО - правовые состояния, в которых четко определены субъекты правоотношения, но не их взаимные права и обязанности (например, состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в ее составе).
КПО бывают:
1.Постоянные - срок действия не определен, однако могут заканчиваться в конкретных условиях, например, смерть гражданина прекращает отношения по гражданству;
2.Временные - возникают, как правило, в результате реализации конкретных норм - правил поведения, с выполнением заложенной в правоотношении правообязанности оно прекращается;
3.Материальные - реализуются права и обязанности, которые составляют содержание правоотношения;
4.Процессуальные - реализуются права и обязанности, связанные с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах, устанавливающих те или иные обязанности субъектов.
Субъекты КПО - носители конституционных прав и конституционных обязанностей. Группы субъектов КПО:
1.Физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), избиратели, кандидаты в депутаты и депутаты как лица со специальной правоспособностью;
2.Государственные образования: государство в целом, субъекты РФ - республики, края, области, города федерального значения, автономные округа и автономная область; органы государства (как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ).
3.Негосударственные объединения: общности людей - народ РФ, народы субъектов РФ, население административно-территориальных единиц и муниципальных образований; органы МСУ; ассоциации граждан - политические партии, массовые общественные организации, религиозные объединения, общественно-политические движения; группы граждан - собрания избирателей, сходы граждан и другое.
Конституционное право состоит из большого числа правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно-правовых отношений, объекту регулирования и обширному перечню других признаков. Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно-правовые нормы, закрепленные в федеральных Конституции, законах и иных нормативных правовых актах, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.
Единство отрасли является необходимым условием единства правового пространства Российской Федерации, обеспечения ее суверенитета, верховенства федеральной Конституции. Совокупность норм, закрепленных в конституциях, уставах и законодательстве субъектов Федерации, не образует самостоятельной отрасли конституционного права отдельного субъекта.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство и прямое действие на всей территории России, в каждом субъекте Федерации, составляя важную часть действующего механизма правового регулирования общественных отношений в каждом из субъектов. Федеральное и региональное законодательство органически слиты в правовом воздействии на сферы отношений, составляющих предмет единого конституционного права.
Отрасль права - не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные системные связи. Выявить же эти связи невозможно без глубокого постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, ее системы.
Конституционное право, будучи частью единой системы права, в свою очередь само является сложной системой. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между ее нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а также структуру этих институтов. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм.
Конституционное право, как и другие отрасли права, выстраивается в систему институтов. Институты - это правовые образования-подсистемы отрасли права, структурирующие правовые нормы в группы или комплексы, регулирующие определенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.
Большинство государствоведов склонны представлять систему институтов, основываясь на структуре Конституции России. Такой подход не лишен оснований, так как на самом деле Основной закон Российского государства структурируется в разделы и главы, регулируя в них определенные, взаимосвязанные конкретными признаками общественные отношения.
Основные институты, определенные Конституцией РФ следующие:
2. основы правового статуса человека и гражданина;
4. система государственной власти;
5. система местного самоуправления.
Особенность представленных институтов заключается в том, что они носят комплексный, интегрированный характер, и их единство обусловлено общностью правовых норм, на основе которой они объединяются.
В приведенной классификации каждый из выделяемых институтов отличается значительной широтой охвата и разнообразием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы или подинституты. Ряд ученых, например, А.А. Безуглов и С.А. Солдатов , предлагают называть институты, определяемые Конституцией РФ, комплексными или генеральными, которые в свою включают несколько более узких конституционно-правовых институтов. Представляется, однако, что для удобства оперирования терминологией целесообразнее использовать схему: институты и подинституты .
Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты как основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти. Некоторые государствоведы последний из названных институтов стремятся дифференцировать при решении научной задачи структурирования отрасли конституционного права на институты. Например, по мнению М.В. Баглая , система российского конституционного права включает в себя следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
1. основы конституционного строя;
2. основные права и свободы человека и гражданина;
3. федеративное устройство государства;
4. избирательная система (избирательное право);
5. президентская власть;
6. законодательная власть;
7. исполнительная власть;
8. судебная власть и прокуратура;
9. местное самоуправление;
10. порядок внесения поправок и пересмотр Конституции.
В приведенной классификации лишь институт системы государственной власти подразделяется на подсистемы, остальные, структурированные Конституцией РФ, представлены без градации. М.В. Баглаем особо выделяется также порядок внесения поправок и пересмотр Конституции РФ, который по степени значимости может быть вполне отнесен к основам конституционного строя и в рамках данного института интегрироваться с основами государственного строя.
Основы конституционного строя можно подразделить на: 1) основы общественного строя и 2) основы государственного строя, либо представить в виде четырех элементов как:
систему основ политической; экономической; социальной; духовно-культурной жизни общества.
Институт основы правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты как:
· гражданство;
· основные личные права и свободы человека и гражданина;
· основные политические права и свободы человека и гражданина;
· основные экономические права и свободы человека и гражданина;
· основные социальные права и свободы человека и гражданина;
· основные духовные и культурные права и свободы человека и гражданина;
· основные обязанности человека и гражданина.
Названные подинституты можно в свою очередь дифференцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей на две группы: 1) права, свободы и обязанности, которыми обладают только граждане, и 2) те из них, которыми обладает любой человек, включая иностранцев и лиц без гражданства.
Возможны и другие градации. Например, как замечают АА. Безуглов и С.А.Солдатов , основные права свободы и обязанности человека можно рассматривать как комплексный правовой институт, включающий в себя:
а) институт основных прав;
б) институт основных свобод;
в) институт основных обязанностей.
Система государственной власти может быть дифференцирована на следующие подинституты:
· глава государства;
· парламент;
· правительство;
· судебная система и прокуратура.
Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как:
· правовые принципы федеративных отношений;
· правовой статус Федерации;
· правовой статус субъектов Федерации;
· правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.
Самым компактным по структуре является институт системы местного самоуправления , но и его можно структурировать на подинституты, выделив, в частности:
· основы местного самоуправления;
· самоуправление населения;
· статус муниципальных образований;
· система органов местного самоуправления.
Вышеприведенный структурный анализ обнаруживает тот факт, что использование лишь структуры российской Конституции не позволяет охватить все институты конституционного права в их целостном виде. Наряду с рассмотренными выше, в системе российского конституционного права сформировались, по меньшей мере, еще и такие элементы как институт прямой демократии , подинститутами которого являются референдум, выборы, народное обсуждение важных вопросов и др., и институт системы общественной власти (система органов, статус и порядок деятельности общественных объединений).
Исходя из изложенного, уместно расширить систему институтов, структурируемых Конституцией РФ, и представить институты конституционного права России, по меньшей мере в следующем виде :
1) основы конституционного строя Российской Федерации;
2) основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации;
4) прямая демократия в Российской Федерации;
5) система общественной власти в Российской Федерации;
6) федеративное устройство Российской Федерации;
7) система государственной власти Российской Федерации;
8) система местного самоуправления в Российской Федерации.
По мнению Конюховой И.А ., такая система институтов позволяет более емко и комплексно охватить все содержание конституционного права России.
Каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования и норм, объединяемых в его рамках.
Институт основ конституционного строя Российской Федерации отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими институтами. Его нормы носят базовый характер для всей российской правовой системы, так как закрепляют концептуальные идеи, основополагающие для данного общества и государства. Содержание данного института полностью определено Конституцией России.
Сущностное содержание правового воздействия основ конституционного строя влияет на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности. Нормы данного института являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют конституционно-правовое регулирование, предопределяют содержание всех других отраслей права.
Никакие другие положения Конституции России не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном федеральной Конституцией, а их пересмотр требует принятия нового основного закона Российского государства (ст.ст. 16 и 135 Конституции РФ). Таким образом, правовые положения, объединяемые данным институтом, обладают особой, наиболее высокой юридической силой по сравнению с положениями, объединяемыми другими институтами. Нормы данного института по своим функциям являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют все конституционно-правовое регулирование.
В целом, институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты . Нормы этого института:
1. воздействуют на общественные отношения путем установления определенных начал устройства общества и государства;
2. как правило, не порождают конкретных правоотношений;
3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;
4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;
5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;
6. устанавливаются преимущественно в конституционной форме;
7. являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;
8. предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей «включение» всех отраслей права;
9. призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.
Общерегулятивный характер имеют нормы, объединенные в институт основы правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации . Эти нормы реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений. Одной из сторон правоотношений выступает личность- человек и гражданин. В отношении этих норм также действует особый режим охраны. Положения, составляющие основы правового статуса личности не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конституции России (ст.ст. 64, 135 Конституции РФ.). Непосредственная реализация конституционных прав и обязанностей осуществляется путем применения норм других отраслей права (трудовое, гражданское, семейное и другие отрасли права).
Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:
1. воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;
2. реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;
3. входят в сферу взаимоотношений государства и личности;
4. включают в качестве субъекта права человека (гражданина), как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;
5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;
6. предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).
Федеративное устройство Российской Федерации - институт, который объединяет нормы, регулирующие государственное устройство. Для данного института присущ специфический круг субъектов, их особая правоспособность. Имеются характерные черты и в составе норм данного института. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 11 Конституции РФ разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным и иными договорами. Некоторые особенности присущи соотношению федеральных законов и нормативных правовых актов субъектов РФ по юридической силе. В предусмотренных Конституцией РФ случаях последние имеют приоритет перед федеральными законами (ч. 6 ст. 76 Конституции РФ). Для норм данного института предусмотрен и особый характер их охраны, разрешения коллизий, возникающих в процессе правоприменения, - путем согласования или конституционного судопроизводства, через Конституционный Суд Российской Федерации.
Институты прямой демократии в Российской Федерации, системы общественной власти в Российской Федерации, системы государственной власти Российской Федерации и системы местного самоуправления в Российской Федерации также имеют свои особенности. Нормы данных институтов обладают свойством преимущественно прямого регулирующего действия и реализуются в конкретных правоотношениях. У данной группы институтов нормы российской Конституции по объему незначительны, но играют определяющую роль для текущего законодательства, регулирующего механизм реализации прямой демократии и разнообразных форм общественной власти, организации и деятельности государственной власти и местного самоуправления.
Нормы института, который определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:
1. это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;
2. в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;
3. преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;
4. для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.
Между конституционно-правовыми институтами существует такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание . Иногда одна и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Например, полномочия Президента РФ назначать всероссийский референдум представляют собой норму, входящую одновременно в два института: институт главы государства и институт прямой демократии.
Нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, занимают верхнее место в иерархии институтов конституционного права. В них содержатся исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно-правовых институтов.
Следующее верхнее положение занимает институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его основные права, свободы и обязанности. Такое положение этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур и основной обязанностью государства.
Институт федеративного устройства создает предпосылки для организационного построения системы государственных органов. Нормы этого института устанавливают существующие в Российской Федерации государственно-территориальные образования, разграничивают власть между Федерацией и ее субъектами, исходя из чего, строится система органов государства.
Для лучшего понимания системы отрасли конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с отраслью конституционного законодательства. Эти два правовых явления связаны между собой, но не совпадают полностью. Для системы отрасли конституционного права характерен более высокий, чем для системы конституционного законодательства уровень обобщения правовых норм. По структуре отрасль конституционного права шире одноименной отрасли законодательства. Источником права помимо законодательства являются правовые обычаи, решения судебной власти Отрасль конституционного права образуется не только на формально-юридическом уровне, но и как система фактических конституционно-правовых отношений. Вместе с тем именно признание наличия одноименной отрасли законодательства служит в качестве одного из определяющих оснований для констатации факта существования полноценной отрасли конституционного права.
Конституционно-правовые институты отличаются друг от друга по следующим основаниям:
1. по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д.;
2. по особенностям механизма действия конституционно-правовых норм, способам их реализации. Действие нормы может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;
3. по характеру направленности конституционно-правового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения;
4. по субъектному составу. Нормы одних институтов адресованы конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других - всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;
5. по способу правовой защиты действия конституционно-правовых норм, формам и методам ответственности правообязан-ных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно-правовые нормы, путем отмены соответствующих неправомерных актов и действий;
6. по специфике форм выражения охватываемых данным институтом правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;
7. по видовому характеру норм соответствующего конституционно-правового института. В одних институтах преобладают нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;
8. по степени и масштабам включенности других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно-правовых норм. Нормы некоторых конституционно-правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно-правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно-правового регулирования;
9. по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно-правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно-правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;
10. по функциям, присущим каждому конституционно-правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;
11. по принципам, свойственным каждому из конституционно-правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.
Указанные специфические особенности в своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.
В системе конституционного права принято также выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:
1. основы конституционного строя;
2. основы правового статуса человека и гражданина;
3. федеративное устройство государства;
4. систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.
По мнению, Козловой Е.И. и Кутафина О.Е. , такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет. Очевидна и специфичность каждой из соответствующих сфер общественных отношений по объекту отношений, по субъекту, по форме и мере должного правового воздействия, его характеру.
ВОПРОС №1
Понятие и предмет конституционного права РФ как отрасли права Российской Федерации.
Понятие конституционного права как отрасли российского права.
Конституционное право РФ - одна из ведущих отраслей Российского права, включающая в себя совокупность норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия человека и государства.
Предмет конституционного права как отрасли российского права.
Предмет конституционного права РФ составляют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия человека и государства, в частности:
Общественные отношения, составляющие основу конституционного строя РФ.
Общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия между Федерацией и ее субъектами.
Общественные отношения, присущие реализации прав и свобод человека и гражданина.
Общественные отношения, вытекающие из правового статуса личности, закрепленного в РФ.
Общественные отношения в сфере местного самоуправления.
Особенности предмета конституционного права как отрасли российского права.
Предмету конституционного права как отрасли российского права присущие следующие особенности:
Всеобщность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права.
Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права отличаются стабильность и устойчивостью, а также, гарантированностью государством.
Общественные отношения имеют свой специфический набор субъектов (индивид, личность, группы людей, граждане, национальности, нации и т.д.) и объектов (государство, государственные органы, права и свободы человека и гражданина, правовой статус личности).
Исключительная важность конституционно-правовых общественных отношений в процессе функционирования государства и существования общества.
Нормы конституционного права регулируют только базовые, основополагающие общественные отношения в установленных сферах.
Другие особенности.
Методы конституционного права как отрасли российского права.
Метод конституционного права как отрасли российского права - совокупность приемов, средств и способов осуществления регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия человека и государства.
Система методов КП как отрасли:
Метод запрета (часть 5 статья 13 Конституции РФ)
Метод обязывания (статья 58 Конституции РФ)
Метод субординации (статья 83 Конституции РФ)
Метод дозволение (статья 73 Конституция РФ)
Источники конституционного права как отрасли российского права.
Источники конституционного права как отрасли российского права - это совокупность форм внешнего выражения конституционно-правовых норм.
Систему источников КП как отрасли составляют законы, подзаконные акты и договоры, в частности:
Конституция РФ.
Международные договоры, ратифицированные Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы.
Указы и распоряжения Президента РФ.
Постановления Правительства РФ.
Законодательство субъектов РФ.
Судебные решения.
Иные нормативные правовые акты в сфере взаимодействия человека и государства.
Система конституционного права как отрасли российского права.
Система конституционного права как отрасли российского права - это совокупность элементов составляющих конституционное право как отрасль российского права.
Система КП как отрасли:
Конституционно-правовые институты, такие как:
Институт основ конституционного строя.
Институт основ государственного устройства.
Институт государственной власти.
Институт местного самоуправления.
Институт основ правового статуса личности.
Институт гражданства РФ.
Конституционно-правовые нормы, регулирующие институты конституционного права.
ВОПРОС №2
Конституционно-правовые нормы: понятие, специфические черты, виды. Конституционно-правовые институты.
Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.
Вместе с тем, конституционно-правовые нормы обладают и специфичными чертами, отличающими их от других норм.
Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, раскрывая специфические черты конституционно-правовых норм, указывают следующие их отличия:
2) источники, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;
3) своеобразие видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);
4) учредительный характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;
5) особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);
6) специфический характер субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;
7) особенности структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция.
Классификация конституционно-правовых норм(ВИДЫ ) может быть осуществлена по нескольким основаниям:
1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.
2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные (их еще называют правоустановительными, правонаделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников. Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).
Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на их основе правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы.
Общие нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»). Дефинитивные нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации», закрепляющая, что «гражданство - это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»). Декларативные нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»).
Оперативные нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя таким образом служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»). Коллизионные нормы определяют какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).
3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).
4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные. В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»). Диспозитивные нормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).
5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).
6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.
7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).
КОНСТИТУЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, аинституты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений.
Под конституционно-правовым институтом понимается определённая система норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.
Для конституционного института характерны два признака:
- наличие в нём обособленной, устойчивой группы конституционных норм;
- внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регулирования.
Каждый конституционно-правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институтисполнительной власти - из тех же источников плюс указы Президента и т. д.
Система конституционного права объективно обусловлена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемых преград между институтами - напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно-правового регулирования. Фундаментом выступают единые принципы конституционного права :
- суверенитет народа;
- естественное право;
- приоритет охраны прав и свобод;
- разделение властей;
- независимое правосудие;
- правовое государство.
Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Ее разделы - это первооснова для создания системы конституционного права. Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие из еще более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свойственно многим зарубежным конституциям, но это, безусловно, один из основных институтов конституционного права. Таким образом, система конституции и система конституционного права полностью не совпадают, система конституционного права при определенных условиях может сложиться и развиваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.
Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
Само по себе конституционное право, впрочем, как и другие отрасли российского права, выстраивает свою собственную систему институтов. Стоит отметить, что понятие институт весьма и весьма многообразно и многогранно, тем не менее, его необходимо сформировать, чтобы понимать, о чем идет речь, если затрагивать именно правовой аспект.
Определение 1
Институт в правовой отрасли – это определенное правовое образование подсистемы правовой отрасли, которое структурировано в установленные правовые нормы, а также комплексы и группы, которые имеют свой определенный вид. В российском конституционном праве, все имеющиеся институты выстроены в определенную иерархию и ее последовательность. Вся последовательно определена и выстроена при помощи имеющихся юридических свойств.
Определенная совокупность этих правовых групп выражена конкретными правовыми нормами. Исходным шагом, после которого устанавливаются все необходимые юридические свойства принято считать именно характер представленных общественных отношений, которые в свою очередь регулируются ими же.
Основные конституционные институты в России
Как уже было сказано ранее, установлены и определены некоторые конституционные институты, которые поддерживаются Конституцией Российской Федерации, а также иными законодательными актами страны:
- Основы российского конституционного строя.
- Основы государственного правового статуса гражданина и человека в целом.
- Грамотное федеративное устройство определенного государства.
- Система российской государственной власти.
- Система российского местного самоуправления.
Классификация, которая приведена выше, наделена сами различными аспектами и нормами, при помощи которых эти общественные отношения могут быть урегулированы или изменены. Сами по себе основы российского конституционного права можно подразделить на определенные основы существующего общественного строя, а также на определенные основы государственного строя. Или же конституционные основы могут быть представлены в четырех основах и их элементах:
- Во-первых, это касается политической системы Российской Федерации.
- Во-вторых, это касается экономической системы Российской Федерации.
- В-третьих, это касается социальной системы Российской Федерации.
- В-четвертых, это касается культурной и духовной системы российского государства и всего общества в целом.
Процесс содержания основы конституционного права
Замечание 1
Процесс содержания основы российского конституционного права происходит целиком и полностью на основе установленной и принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации. Именно этот государственный институт отличается своими высокими производственными показателями и качественным процессом управления и регулирования всех ситуаций в стране. Стоит отметить, что совершенно никакие прочие законодательные нормы и права не могут конкурировать или лидировать по сравнению с Конституцией страны.
Сами по себе нормы основы государственного конституционного права несут в себе базовый характер, который устанавливается совершенно для всех территорий России, и ее правовой системы. Этот характер способен установить и закрепить все необходимые концептуальные идеи, которые являются основополагающими для государства и общества . Данные виды норм могут быть измены только в том случае, если будут изменены необходимые статьи в Конституции Российской Федерации. Происходит это, как показывает практика, на территории России крайне редко.
- Идеальные сырники с манкой (всегда держат форму) Рецепт вкусных сырников с манкой
- Сырники из творога с манкой рецепт с фото пошагово на сковороде пышные Рецепт сырников из творога пошагово с манкой
- Вкус Средиземноморья: паста с соусами из баклажан и помидоров
- Мортаделла - итальянская колбаса
- Как приготовить брокколи брокколи с грибами в сметанном соусе Что приготовить из брокколи и грибов
- Как правильно приготовить овсяный суп на плите, в мультиварке и горшочках
- Расклады на картах таро на личность
- Онлайн гадание «Выбор из двух вариантов» на картах Таро с толкованием результата
- Меню для кафе (варианты оформления и образец)
- Великие об успехе. Отступать — всегда рано! Подборка мотивирующих цитат для достижения успеха и своих целей
- Цитаты о бизнесе и успехе великих людей: курс на процветание
- Страдание Святого великомученика Никиты Великомученик никита о чем молятся
- Кому принадлежит земля под сарае
- Мясо по-французски в духовке: из свинины, с картошкой, из курицы, с грибами, из говядины, с ананасом, из фарша и другие рецепты
- Как вкусно приготовить мясо по-французски из свинины в духовке – рецепт с пошаговыми фото
- Икра из патиссонов: лучшие рецепты Икра из патиссонов на зиму простой рецепт
- Бананово-шоколадная паста Банан шоколадная паста
- Осетинский пирог с сыром и зеленью
- Осетинские пироги — лучшие пошаговые рецепты
- Пирожки с тыквой в духовке на дрожжевом, песочном, слоеном тесте