Методы научного познания конституционного права. Субъекты конституционно – правовых отношений


Выяснив, что непосредственным объектом науки конституционно­го права является конституционное право как специфическая отрасль национального права, и получив пока хотя и общее, но достаточно развернутое представление об этой отрасли, мы получаем возможность четко определить предмет указанной науки. Объект и предмет науки, несомненно, тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Если опреде­ление объекта науки позволяет ответить на вопрос, на что направлен в ней познавательный процесс, и тем самым раскрытьсодержание дан­ной науки, то определение предмета науки должно ответить на вопрос, что именно в данном объекте изучает или призвана изучать данная наука, и тем самым более глубоко охарактеризовать ее через выявлениесущности этой науки. Не случайно у разных наук может быть общий объект, но никогда не бывает одного и того же предмета. Очень часто говорят о науке зарубежного конституционного права (или о науке конституционного права зарубежных стран), о науке конституционно­го права развивающихся стран, о науке конституционного права РФ (или другой отдельной страны), о науке конституционного права стран СНГ (или о науке конституционного права зарубежных стран СНГ) и т.д. Но, по сути дела, речь здесь идет не о разных науках, а о различ­ных областях научного знания, его ответвлениях внутри одной и той же науки конституционного права. Ясно, что объекты изучения у них существенно отличаются, хотя все они исследуются с позиций одного и того же предмета единой, общей науки конституционного права.

Предмет науки конституционного права. Не подлежит сомнению, что правильное определение объекта науки конституционного права значительно приближает нас к научному определению ее предмета, но не может его заменить. Поэтому нам представляются неудачными не­редкие попытки уйти в учебной литературе от прямого, четкого и специального рассмотрения вопроса о предмете науки конституционного права, ограничиваясь лишь выяснением объекта (предмета) регулиро­вания конституционного права как отрасли права.* Обращает на себя внимание, что в этом обновленном и в целом удачном учебнике была снята специальная глава «Наука конституционного права», содержав­шаяся в предшествующем издании 1996 г., и оставлена только глава «Конституционное право как отрасль национального нрава». Не нахо­дит читатель четкого определения предмета науки конституционного права и во многих других учебниках и учебных пособиях, хотя практи­чески везде справедливо подчеркивается необходимость разграниче­ния понятий «конституционное право как отрасль права» и «конститу­ционное право как отрасль правовой науки» (см. указанные выше учеб­ники М.В. Баглая, В.Е. Чиркина, К.В. Арановского и др.).

* См, напр.: Конституционное право / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1998. Гл. 1.

Конституционное право как отрасль национального права направ­лено на регулирование фактических (экономических, политических, социальных и духовных) общественных отношений, а наука конститу­ционного права - непосредственно на исследование конституционно­го права как отрасли права, т.е. системы конституционно-правовых норм и отношений. И лишь постольку, поскольку наука конституцион­ного права не может не изучать при этом действие этих правовых норм и отношений в реальной общественной жизни, она опосредованно, сквозь призму этих норм и отношений изучает и фактические (в смыс­ле неправовые) общественные отношения, ими регулируемые.

Но даже тогда, когда особо выделяется проблема предмета науки конституционного права, она опять-таки нередко сводится, по сущест­ву, к вопросу о предмете (объекте) регулирования конституционного права как отрасли права. Так, К.В. Арановский, говоря о науке государ­ственного права зарубежных стран, пишет, что «это отрасль знания, предметом которой является юридическое регулирование организации и деятельности государства, его отношений с лицами, общественными и религиозными движениями, территориальными образованиями и другими субъектами в связи с осуществлением политической власти. Иными словами, в предмет этой науки входит отрасль государственно­го права, государственно-правовые отношения».*

* Арановский К.В. Указ. соч. С. 6.

Во-первых, здесь допущено характерное для многих изданий не­правомерное смешение объекта и предмета науки, ибо «отрасль госу­дарственного права, государственно-правовые отношения» - это объ­ект, а не предмет науки конституционного (государственного) права. Во-вторых, правовая наука, в том числе и наука конституционного права сама по себе, непосредственно не осуществляет «юридическое регулирование организации и деятельности государства», ибо, как по­казано выше, это - задача конституционного (государственного) права как отрасли права, а не соответствующей науки. В-третьих, включать в предмет рассматриваемой науки отрасль государственного права озна­чает не видеть того, что при всей взаимосвязи этих явлений они носят разнопорядковый характер, поскольку одно относится к праву, а дру­гое - к знанию, учению о нем, которое объективируется непосредст­венно не в правовых нормах и отношениях, а в научных трудах, учеб­никах, статьях, докладах и т.д.

В другом случае предметом науки конституционного (государст­венного) права зарубежных стран признается «государственное право конкретных стран или, иными словами, национальные государственно-правовые системы, изучаемые как в аналитическом, так и в синтетичес­ком плане».* Спору нет, прежде чем браться за определение предмета науки, необходимо выяснить, каков ее объект, в данном случае «наци­ональные государственно-правовые системы». Но можно ли ограничи­ваться только этим и сводить, например, вопрос об определении пред­мета науки конституционного права лишь к разъяснению того, что такое конституционное (государственное) право как отрасль нацио­нального права, как это делается в данном и во многих других учебных изданиях. Здесь опять-таки мы имеем дело с ошибочным отождествле­нием объекта и предмета науки. А в итоге получаем хотя и верное в принципе, в конечном счете, но мало что дающее для углубленного понимания сути этой науки определение: наука конституционного права - это наука о конституционном праве как отрасли права кон­кретных стран. К этому следует добавить, что вряд ли правомерно отождествлять саму науку и ее предмет.

*Мишин А.А. Указ. соч. С. 5.

Не может удовлетворить в этом отношении и такой подход, когда под видом определения предмета науки конституционного права дает­ся простое (более или менее подробное) перечисление разделов, макротем или макропроблем этой науки. Это типично для такого рода суждений: конституционное право - это наука об основах конституционного строя, основных правах и свободах человека и гражданина, о формах государства, его избирательной системе, организации и дея­тельности органов государственной власти и местного самоуправле­ния. По сути дела, здесь речь идет о более или менее обобщенном перечислении главных элементов системы конституционного права различных стран и соответствующих основных разделов науки и учебного курса. Но перечисление структурных элементов, раскрывающее содержание объекта науки, никогда не заменяло и не могло заменить определения предмета науки, призванного схватить и отразить ее сущ­ность.

Да, наука конституционного права, несомненно, изучает указанные конституционно-правовые институты, как и многие другие конститу­ционно-правовые нормы и отношения. Но ее главный смысл и задача состоят в том, чтобы за огромным многообразием соответствующих явлений и процессов выявить глубинные свойства, связи, взаимодей­ствия, отношения, тенденции и закономерности их организации, функционирования и развития, не лежащие на поверхности общественной жизни. Поэтомупредмет науки конституционного права - это иссле­дование свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений, тенденций и закономерностей их организации, функциониро­вания и развития, а также путей, форм и механизмов их реализации в жизнедеятельности личности, общества и государства.

Метод науки конституционного права. Если определения объекта и предмета науки позволяют понять,что изучает данная наука, то выяснение ее метода, как известно, направлено на общее понимание того,как, каким образом, какими способами она это делает. Как и другие науки, наука конституционного права использует не один, а целый ряд методов. Поэтому в названиях как данного параграфа, так и его подраз­дела понятие «метод науки конституционного права» используется по традиции в собирательном, обобщающем смысле. Еще одно общее предварительное замечание состоит в том, что, говоря о методе науки конституционного права, необходимо всегда помнить, что, как и другие науки, она опирается в своих исследованиях на общефилософскую и общенаучную методологию, а также на методы других, в том числе и неправовых, наук (например, системный метод, метод структурно-функционального анализа, статистический метод и др.). Здесь же ак­цент будет сделан на выяснении специфичности метода конституцион­ного права, которую тоже нельзя понимать в абсолютном смысле, по­скольку этими же методами могут пользоваться в той или иной мере и другие, особенно другие правовые, науки.

Каждая наука, выделяя для себя особую область познания, выраба­тывает и свой метод исследования, которым она пользуется наряду с общефилософскими, общенаучными и иными методами. Специфич­ность метода науки конституционного права, как и метода каждой науки, определяется прежде всего особенностями ее предмета. Эта спе­цифичность может выражаться и в том, что хотя тем или иным конкрет­ным методом могут пользоваться и другие науки, тем не менее в данной науке этот метод занимает особо важное место и играет, например, определяющую роль. Применительно к науке конституционного права все это означает следующее.

Во-первых, наука конституционного права широко использует, как и другие юридические науки,метод формально-логического (или фор­мально-юридического) анализа исследуемого нормативного материала, состоящий в уяснении сути и значимости закона или иного норматив­ного акта, исходя из его собственного содержания. Этот метод иногда называют еще и формально-догматическим, поскольку он направлен на раскрытие догмы права. Ограниченность, недостаточность использова­ния лишь этого метода, необходимость привлечения и других методов не должны приводить к отказу от данного метода. Другое дело, что недопустима абсолютизация роли и значения этого метода, свойствен­ная юридическому позитивизму. Этот метод может и должен приме­няться в сочетании с другими методами исследования.

Во-вторых, очень важную роль в науке конституционного права играет широко используемый в нейсравнительный (компаративный) метод. Поскольку в целом нет всемирного конституционного права (если не считать некоторых общепризнанных принципов и норм меж­дународного права), а есть лишь национальные конституционно-пра­вовые системы отдельных стран с их специфическими особенностями и индивидуальным своеобразием, то одной из важнейших задач науки конституционного права (прежде всего ее общей части) является вы­явление общего и особенного в развитии этих систем. И достигается это в первую очередь путем сравнительного сопоставления конститу­ционно-правового строя различных стран. С помощью этого метода облегчается и объективная оценка места и роли опыта каждой страны в развитии конституционного права и науки о нем. На этой же основе наука конституционного права имеет возможность вырабатывать прак­тические рекомендации по совершенствованию конституционного за­конодательства в соответствующей стране. Недаром в народе говорят, что все познается в сравнении.

В-третьих, сравнительный метод дополняетсясравнительно-исто­рическим методом, значение которого состоит прежде всего в том, что он требует сопоставления национальных конституционно-правовых систем не только в статике, т.е. с точки зрения достигнутого на данный момент, но и в исторической динамике, с точки зрения их возникнове­ния и развития. Конечно, наука конституционного права придает первостепенное значение изучению того, что достигнуто на современ­ном этапе развития конституционализма в мире и отдельных странах. Но она, несомненно, включает в качестве очень важного компонента исследование того, какой исторический путь прошло это развитие. Именно на этой базе лучше всего выявляются общие тенденции и за­кономерности такого развития и особенности их проявления.

В-четвертых, немаловажное значение в науке конституционного права имеет иметод конкретного социально-правового исследования, особенно когда необходимо досконально, с учетом уникального свое­образия отразить конституционно-правовой опыт конкретной страны или специфические особенности какого-либо ее конституционно-пра­вового института. Наука конституционного права - это не только ее «скелет» (теоретические схемы, принципы, классификации, категории, законы и т.д.), но и «плоть» и «кровь» (конкретная характеристика конституционно-правовой системы данной страны и ее отдельных эле­ментов). Здесь особенно незаменим метод конкретного социально-пра­вового анализа, в использовании которого наука конституционного права имеет возможность достаточно широко использовать и методы эмпирического исследования социальных явлений, наиболее полно и глубоко разработанные в социологии. Особенно важно их применение при изучении реального действия конституционно-правовых норм и их эффективности.

Конституционное право как учебная дисциплина. Наука консти­туционного права и соответствующий учебный курс, как уже отмеча­лось, с одной стороны, очень близки и во многом совпадают по содер­жанию, поскольку в основе учебной дисциплины лежит данная наука; а с другой - существенно отличны друг от друга, ибо решают качест­венно различные задачи своеобразными путями и методами. Отличие состоит прежде всего в том, что учебный курс конституционного права по своему содержанию носит значительно более узкий характер, неже­ли наука конституционного права. Ни один даже самый большой по выделенному количеству часов учебный курс не в состоянии вместить в себя весь огромный объем знаний, накопленный наукой конституци­онного права за столетия. По существу, в вузах изучаются лишь более или менее широкиеосновы конституционного права. Особенно нагляд­но большое различие в объемах знания между наукой и учебной дис­циплиной проявляется в том, что наука призвана заниматься консти­туционным устройством более двухсот стран мира, а в учебном курсе (даже если в нем выделяется его особенная часть) обычно речь идет лишь о 10-15 странах, характер и уровень развития конституционного строя которых наиболее полно и рельефно способен отразить совре­менное состояние конституционализма в мире.

Поскольку главной задачей науки является изучение действитель­ности ради получения нового научного знания, то и изложение мате­риала в ней носит исследовательский характер. В учебном курсе основ­ная задача иная - помочь слушателям овладеть уже добытыми наукой знаниями и методами, средствами их получения. Поэтому и способ изложения материала здесь носит более обобщенный и рафинирован­ный характер. Даже если взять общую часть курса конституционного права, в которой рассматриваются важнейшие конституционно-право­вые институты безотносительно к той или иной конкретной стране, то нетрудно заметить, что наука конституционного права анализирует их значительно более широко, полно и глубоко по сравнению с соответст­вующей учебной дисциплиной.

В заключение рассмотрения данного вопроса попытаемся хотя бы кратко и обобщенно ответить на вопрос: почему необходимо и важно изучать курс конституционного права? Во-первых, данный курс имеет большоепознавательное значение. Он позволяет значительно расши­рить общий и профессиональный кругозор каждого его изучающего прежде всего за счет научного анализа таких важнейших вопросов жизни личности и общества, как народовластие, демократия и пути ее реализации, права и свободы человека и гражданина, гражданское об­щество, правовое государство, социальное государство, разделение властей, парламентаризм, авторитаризм, тоталитаризм, федерализм, автономия и местное самоуправление, гражданство, и многих других. Конечно, любой учебный курс, имея свою «нишу» в системе подготов­ки специалиста-юриста, расширяет кругозор слушателя, ибо несет новое для него знание. Но и при этом нельзя не видеть особой значи­мости курса конституционного права, определяемой в первую очередь значимостью объекта его изучения - конституций, конституционного права, регулирующих фундаментальные основы государственной и об­щественной жизни.

Во-вторых, изучение курса конституционного права имеет немалоепрактически-политическое значение. Известно, например, что в про­цессе разработки и принятия Конституции РФ 1993 г. очень важную роль сыграли анализ и обобщение зарубежного опыта развития консти­туционализма, особенно в передовых демократических странах, тем более что в истории самой России его почти не было. Это нашло свое прямое отражение как в структуре, так и в содержании многих разделов и статей нашей конституции. Был общепризнан и весомый вклад в разработку и принятие проекта этой конституции многих известных российских ученых-конституционалистов.

Возьмем теперь другую сторону дела. Очень часто граждане нашей страны многое теряют в своей жизни и практической деятельности только потому, что не знают или плохо знают свои права, свободы и обязанности, закрепляемые прежде всего в Конституции РФ и других конституционно-правовых актах. Изучение курса конституционного права позволяет устранить этот серьезный недостаток общественно-политической жизни, создает возможность более твердо и последова­тельно отстаивать законные права и интересы личности, бороться про­тив бюрократических и иных извращений демократии и гуманизма. Сравнительный анализ конституционно-правового устройства разных стран учит выработке правильной политико-правовой ориентации и оценке конституционных установлений как в своей, так и в других странах, что особенно важно для тех специалистов, работа которых проходит за рубежом или связана с выездами туда. Чрезвычайно важ­ное практическое значение изучение этого курса представляет для тех, кто уже занят или будет занят в сфере государственного управления и местного самоуправления, поскольку именно в нем концентрированно излагаются самые фундаментальные основы прав и свобод человека, статуса, компетенции и взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления и т.д. В этом отношении курс кон­ституционного права особенно тесно связан с курсами политологии и административного права.

В-третьих, трудно переоценитьидейно-воспитательное значение изучения курса конституционного права. Оно состоит прежде всего в том, что овладение знанием этого курса направлено на серьезное по­вышение политико-правовой культуры слушателей и рост их граждан­ственности, на успешное формирование гражданского общества, пра­вового государства и демократического правосознания в нашей стране. В результате усвоения данного курса достигается лучшее понимание социальной ценности демократических политико-правовых институ­тов, что не может не сказаться положительно на повышении граждан­ской активности и инициативы, прежде всего молодежи и студентов. Особенно велик идейно-воспитательный потенциал изучения таких важнейших тем и проблем курса, как конституционно-правовой статус личности, правовые основы конституционного строя, государство и его политический режим, судебная власть и ее органы, местное управление и самоуправление и др.

На тему: «Методология науки конституционного права»

Дисциплина: Конституционное право

Выполнил: студентка 1 курса

Омск 2017

Введение

Общие понятия науки конституционного права

1 Предмет конституционного права

2 Общее понятие метода правового регулирования

Классификация методов науки конституционного права

1 Методы конституционного права, как отрасли права

2 Характеристика методов, присущих конституционному праву, как науке

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Темой работы является методология конституционного права. Данная тема интересна тем, что в литературе нет однозначного ответа на вопрос о методологии права вообще, и конституционного в частности.

Методологи включает в себя:

Общие научные методы - это общие подходы к исследованию, используемыми всеми науками. Основой этого научного метода являются материализм и диалектика.

Частные научные методы, которые применимы только к нашей системе:

.статистический метод предполагает выявление качества конституционного явления при наличии качественного показателя;

2.социологический метод - обобщение государственной практики с помощью анкетирования и т.п.;

.формально логический метод - это классификация видов норм с помощью различных критериев. В данной работе поделены все методы на три группы.

В первую группу относятся методы, которые присущи конституционному праву, как отрасли права - методы - императивный и диспозитивный, и способы запрет, дозволение, обязывание. Во вторую - методы конституционного права как науки - это исторический, сравнительно-исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологических исследований, статистический, системный, логический и другие методы познания. В третью - как учебной дисциплины.

1. Общие понятия науки конституционного права

.1 Предмет конституционного права

Невозможно рассуждать о методах конституционного права не раскрыв его предмета, так как методы используются для регулирования именно предмета. Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Конституционное право представляет совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходимых случаях обеспечивается применением государственного принуждения.

В общей теории права под предметом правового регулирования понимаются волевые общественные отношения, регулируемые правом, а также те виды и уровни деятельности, которые объективно требуют правового регулирования или те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию.

Самостоятельность и специфика конституционного права России обусловливается в первую очередь особым предметом правового (конституционного) регулирования, то есть теми специфическими общественными отношениями, которые регулируются его нормами. В наиболее общем виде предмет конституционного права России составляют общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с установлением, осуществлением, передачей государственной власти в различных формах; установлением пределов государственной власти; гарантированием прав и свобод человека и гражданина. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование.

Значение вопроса о предмете заключается в том, что он является предпосылкой правильного понимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании.

Конституционное право регулирует отношения, складывающееся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.

Предмет конституционного права регулирует общественные отношения в различных сферах жизни, охватываемых данной отраслью, неодинаково.

В одних сферах жизни общества нормы конституционного права регулируют лишь основополагающие отношения, т.е. те, которые предопределяют содержание всех остальных отношений в соответствующей сфере. Во всем объеме их регулирование осуществляется другими отраслями права. Так, в сфере экономической жизни общества предметом конституционного права являются только те отношения, которые характеризуют основные начала и принципы экономики, формы собственности. А в полном объеме правовое регулирование экономических отношений осуществляется гражданским, хозяйственным, предпринимательским, финансовым и рядом иных отраслей права.

Конституционное право - ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

1.2 Общее понятие метода правового регулирования

Метод правового регулирования - одна из наиболее дискуссионных тем в российской правовой науке. Одни ученые считают, что каждой отрасли права присущ только один метод правового регулирования, другие - несколько, третьи - что метод имеет универсальный, надотраслевой характер. конституционный право дозволение

В изученной литературе встретилось несколько подходов к пониманию метода в праве.

Часть ученых считает, что метод соответствующей отрасли права позволяет дать ответ на вопрос, каким образом, с помощью каких приемов наука изучает и совершенствует свой предмет, и приводит в своих работах общенаучные методы познания, т.к. логический, исторический, статистический, сравнительно-правовой и др.

Другая часть ученых утверждает, что метод права - это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли. Если следовать такому подходу, то методом конституционного права является метод конституционного регулирования нормами конституционное право общественных отношений. Метод обеспечения наибольшей юридической силой обеспечивает охрану прав и свобод личности, общества и государства.

Кроме того, замечено, что в учебниках, когда речь идет о конституционном праве, как отрасли права, то применяются одни методы, когда речь идет о конституционном праве как науке, то применяются другие методы, если же конституционное право имеется в виду как учебная дисциплина, то в этом случае применяются третьи методы.

Таким образом, если иметь в виду конституционное право, как отрасль права, то здесь нужно применять метод, как способ конституционного регулирования нормами конституционного права общественных отношений.

Науке конституционного права присущи методы научного познания, а именно исторический, логический, статистический, конкретно-социальный, диалектический и др.2

Конституционному праву, как учебной дисциплине соответствуют методы историко-правовой и формально-юридический (догматический). Вместе с тем, обращение к таким методам, как социологический, политико-правовой, сравнительно-правовой, диктуется необходимостью показать в историческом и современном аспектах влияние на устройство отечественного государства и осуществления в нем власти, ее взаимоотношение с гражданами, определяющие устои и развитие России. Хотя последние две группы методов схожи и даже некоторые из них полностью совпадают, однако они не идентичны.

2. Классификация методов науки конституционного права

.1 Методы конституционного права, как отрасли права

Как я уже отмечалось, для конституционного права, как отрасли права метод понимается, как совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.

Ученые выделяют два метода частноправовой (диспозитивный) и публично-правовой (императивный) и в рамках этих методов три способа - запрет, дозволение, обязывание.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является способ обязывания.

Именно в такой форме провозглашается множество норм конституционного права: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (часть 2 статьи 15 Конституции РФ); «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» (ст.57 Конституции РФ).

В конституционном праве часто можно встретить запрещающие нормы: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации» (часть 4 статьи 3 Конституции РФ).

Конституционному праву известен и способ дозволения:

«Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации» (часть 2 статьи 27 Конституции РФ); «Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения» (часть 3 статьи 35 Конституции РФ).

Итак, конституционное право, как отрасль права, использует разнообразные приёмы, средства, формы воздействия на общественные отношения, ибо различны сами эти отношения, что и обусловливает своеобразие метода данной отрасли права. Его суть - в сочетании и взаимопроникновении приёмов и способов воздействия на общественные отношения, типичных для политического, нравственного и правового регулирования.

Следующий метод - публично-правовой метод (Ю.А. Тихомиров именует его императивным методом, В.Б. Исаков - методом субординации, А.Г. Братко и Н.Л. Гранат - авторитарным методом). Данный метод построен на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

Характерными чертами данного метода являются:

.Формирование и использование правоотношений по принципу «команда-исполнение».

2.Характерной чертой публичного метода правового регулирования является позитивное обязывание, которое может носить характер общенормотивной ориентации (когда принимается акт, устанавливающий задачи, функции, полномочия соответствующего органа) или приобретает смысл конкретного предписания (т.е. поручения совершить то или иное юридически - значимое действие).

.Императивный метод может выражаться также в запрещении, каких либо действий когда нормы-запреты в общем или конкретном виде отчерчивают область возможного неправомерного поведения и тем самым предостерегают субъектов права от вторжения в эту область.

В юридической науке сложилась концепция отраслевых методов правового регулирования, под которыми понимается совокупность приёмов, средств и форм систематического правового воздействия на участников общественных отношений, на весь комплекс социальных явлений, образующих предмет данной отрасли права. Специфика общественных отношений требует воздействия на них норм именно данной отрасли органически присущими ей способами. Регулируя общественные отношения, упорядочивая их развитие, законодатель избирает такие приёмы и способы, с помощью которых осуществляется наиболее эффективное правовое воздействие на общественные отношения.

2.2 Характеристика методов, присущих конституционному праву, как науке

Наука конституционного права является составной частью системы юридических наук, которая в свою очередь входит в систему общественных наук. Наука конституционного права имеет своим предметом изучение отрасли конституционного права. Наука конституционного права раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов.

Наука конституционного права изучает не только конституционно-правовые нормы и институты, но и процессы, связанные с их реализацией. Наука конституционного права выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению.

В общей характеристике науки конституционного права важное значение имеет вопрос об используемых ею методах научного познания. Они разнообразны: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.3

Исторический метод: наука исследует все конституционно-правовые процессы в их историческом развитии. Это необходимо для выявления преемственности в правовом регулировании, для научных выводов о связи последнего с основополагающими концепциями общественного развития, о соответствии его тем социальным ценностям, которые и политически, и в нормативной форме признаются приоритетными на данном этапе.

Исторический фактор оказывает существенное влияние на развитие права. Правовые явления нужно изучать в их историческом развитии. Сегодняшние правовые реалии во многом определяются правовым прошлым. Более того, правовые реалии сегодняшнего дня в значительной степени предопределяют завтрашний день права.

В настоящее время исторический метод познания расширяет свои границы. Наука конституционного права должна заново осмыслить историю развития государственного права дооктябрьской России.

Историко-юридическое исследование предусматривает научно-обоснованное выявление основных элементов изучаемого объекта, его теоретическую, соответственно мыслительную дифференциацию на отдельные стороны, этапы, происходящих в нем изменений, с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.4

Такое исследование намечает оптимальное направление изучения сущности государственно-правовых явлений, тенденций их развития, присущих им закономерностей. Причем последнее может быть проведено, по меньшей мере, в двух относительно самостоятельных, но взаимосвязанных сферах.

Первое - предполагает выявление конкретно-исторических закономерностей, свойственных определенной стране с учетом всех особенностей ее государственно-правового развития («скачков», «зигзагов» и пр.).

Второе - ориентировано на раскрытие общих закономерностей, выводимых в главном на базе конкретных исторических исследований, охватывающих значительный пространственно-временной пласт истории государственности.

Национальное конституционное право всегда развивает те или иные идеи, формирует конституционные институты с учетом положительной или отрицательной практики зарубежного конституционного строительства. Труды дореволюционных русских ученых - государствоведов всегда отличались широтой сравнительно-правового кругозора, отсутствием национальной замкнутости.

В сравнительном плане оцениваются нормативные правовые акты различных стран мира, государств, входивших в состав бывшего Союза ССР. Анализ конституционно-правового законодательства последних имеет особое значение в силу близости исходных основ, на которых начинали формироваться их самостоятельные правовые системы.

Сравнительно-правовой метод: наука конституционного права широко использует и сравнительно-правовой метод исследования. Он заключается в сравнительном анализе конституционно-правовых норм, регулирующих однородные сферы общественных отношений в различных странах. Это важный инструмент в использовании положительного опыта, накопленного в данной области, в выявлении наиболее эффективных моделей конституционно-правового регулирования.

Примером применения сравнительно-правового метода исследования может служить следующее высказывание:

«Основополагающие начала конституционализма в различных государствах именуются по - разному. Так, западноевропейское государствоведение для их характеристики использует термины «конституционные принципы» или «принципы конституционализма». Некоторые из американских правоведов (А.Е.Дик Ховард) придерживаются термина «элементы конституционного развития».

Конституция РФ закрепила основы конституционного строя, выделив их в отдельную главу и гарантировав их от пересмотра.

Такая практика нехарактерная для европейских государств свидетельствует о стремлении предотвратить возможность авторитарных тенденций. При этом важно наличие не только формальных, но и институциональных гарантий, а также социальной политики, направленной на смягчение неравенства.

Так же сравнительно правовой метод имеет большое практическое значение в конституционном праве в связи с тем, что положения различных нормативных актов не должны противоречить нормам Конституции Российской Федерации, а достигнуть этого можно лишь сопоставляя, сравнивая с правовой точки зрения нормы конституции и нормы других нормативных актов.

Заключение

Из вышеизложенного, можно заключить следующее:

Слово методология имеет разный смысл, когда мы говорим о конституционном праве как отрасли, науке или учебной дисциплине.

Методология науки - это совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения знаний, отражающих объективную реальность.

В одном случае она выступает как метод правового регулирования влияния на поведение участников общественных отношений, на характер взаимосвязей между ними; в другом случае как ответ на вопрос какими способами изучается и совершенствуется наука конституционного права; третьи методы тесно переплетаются со вторыми, но имеют свои особенности, в частности в выведении терминов и понятий.

Особенностью предмета отрасли конституционного права является то, что он включает в себя множество отношений государственно-правового характера и большой круг участников. Говорить о тождестве метода правового регулирования, посредством которого осуществляется влияние на их поведение, на характер взаимосвязей между ними нельзя.

Каждый метод правового регулирования имеет свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются задачи и цели правовой регламентации.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2014 г.).

2. Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права. Государство и право. - 2010. N 7. с.11-12.

3. Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституционное право в российской правовой системе. Общественные науки и современность. -2015,N 6,с.36.

4. Венгеров А.Б. Учебное пособие/Прямое действие конституции: правовые, социальные, психологические аспекты. - 2013. №5 с.48.

5. Ковалевский М.А. Историко-сравнительный метод в юриспруденции и приемы изучения истории права. - М., -2014. с.159.

6. Лучин В.О. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право Росси: курс лекций. М., 2012.

7. Смирнов Д.О. Обсуждение актуальных проблем науки конституционного права. Государство и право. -2009. N 3. с.155-159.

8. Фарбер Е.И., Ржевский В.А . Вопросы теории конституционного права. -2010. с.203.

Приложение

Рисунок 1. Научные методы конституционного права

К предмету науки российского конституционного права относятся:

  • 1) сущность, система, построение отрасли российского конституционного права, ее источники;
  • 2) фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права России, в том числе в сфере местного самоуправления;
  • 3) практика реализации норм конституционного права;
  • 4) история самой науки конституционного права России, ее идеи, концепции, прогнозы.

Таким образом, наука конституционного права России это отрасль правоведения, которая изучает конституционно- правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм и историю идей данной отрасли знания.

Исходя из своего предмета, наука конституционного права выполняет ряд функций. К их числу относится прогностическая функция , направленная на осуществление квалифицированного анализа государственно-правовых тенденций, прогнозирования оптимальной модели властных отношений, соответствующей публичным интересам общества.

Другой важной функцией науки конституционного права, присущей и другим наукам, является познавательная функция, обеспечивающая исследование (познание) политических и конституционных институтов, что в итоге приводит к повышению уровня правовой культуры специалистов-юристов и населения в целом.

Практически-прикладная функция помогает применять конституционно-правовые знания при функционировании государственных институтов, органов местного самоуправления, политических партий, других общественных объединений. Широкое использование рекомендаций, выводов и предложений исследователей-правоведов позволяет повысить качество всей государственной деятельности, и не только правотворчества.

И наконец, следует назвать коммуникативную функцию этой науки, информационное содержание которой способствует эффективной совместной деятельности различных органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, граждан и других участников конституционных отношений, правильному пониманию их истинных целей, намерений.

Наука конституционного права России включает в себя следующие разделы:

  • – исследование соответствующего понятийного аппарата;
  • – учение о конституции в ее историческом развитии;
  • – сущность, структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ;
  • – системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя;
  • – изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, закрепления, гарантирования и реализации прав и свобод человека и гражданина;
  • – анализ формы правления и государственного устройства РФ, тенденций развития отечественной государственности.

Российская наука конституционного права основывается на данных общественных наук (политической экономии, философии и др.), которые носят методологический характер, тесно связана с отечественной историей государства и права, изучающей процесс исторического становления и развития институтов российской государственности. Она взаимодействует с наукой международного права, ибо общепризнанные принципы и нормы международного права согласно Конституции РФ включены в российскую правовую систему и имеют приоритет над внутренним законодательством.

Методы науки показывают, как, каким способом она исследует (познает) свой предмет. Любая наука имеет общефилософскую и общенаучную методологию. Наука конституционного права использует разнообразные методы познания, апробированные практикой: системный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический и др.

Системный метод дает возможность обеспечить целостное и достаточно полное восприятие тех или иных явлений и процессов, проанализировать институт (проблему) в контексте разнообразных социальных отношений, как часть целого в системе права или конституционного права, выявить характер (тип) связи между ними. Он опирается на логический прием "расчлененного целого", широко использует такие понятия, как "элемент", "структура", "система", "функция", "целостность".

Исторический метод позволяет прояснить процессы возникновения и становления конституционных идей, норм, отношений, в том числе как анализируемое явление появилось, развивалось и чем является в данный период. Знание исторических фактов способствует лучшему пониманию закономерностей и тенденций развития в конституционно-правовой сфере, выяснению связей с современностью. Большое значение имеет привлечение отмененных актов, материалов обсуждений законопроектов, а также учет совокупности всех действовавших в тот период социально-исторических факторов. Историзм как принцип и метод научного познания обеспечивает связь прошлого (исторического) с настоящим (современностью).

Формально-юридический метод направлен на выявление и уяснение смысла нормативных источников, содержащих нормы права, прежде всего законов. Принципиальное значение имеет правильное понимание специальных понятий и терминов и их интерпретация, недопущение двусмысленных трактовок.

Сравнительно-правовой (компаративный ) метод на основе сопоставления конкретных норм и институтов различных стран делает возможным выявление общего и особенного в их возникновении и функционировании, показ позитивных и негативных черт (свойств). В условиях глобализации социально-экономических и политических процессов роль данного метода возрастает.

Социологический метод многообразен и связан с проведением опросов граждан, других категорий физических лиц, переписей населения, интервью, осуществлением анкетирования. В результате его применения изучаются общественное мнение, правовое сознание различных слоев (в том числе специалистов-юристов, депутатов, политиков), эффективность норм и институтов конституционного права. Этот метод исследует материал прежде всего на основе конкретного эмпирического опыта. Так, во второй половине 90-х гг. прошлого века во многом благодаря этому методу были осмыслены результаты эксперимента по введению упрощенной системы налогообложения муниципальных образований, проводившегося в Новгородской области, а также по учреждению института мировых судей в Архангельске, Владивостоке, Омске, Самаре.

Эти и иные методы могут быть использованы не только в конституционном праве, но и других отраслях правоведения и обществоведения.

Источники науки конституционного права связаны с предметом этой отрасли знания и по содержанию разнообразны. Их можно подразделить на четыре группы.

  • 1. Труды отечественных и зарубежных правоведов, а также работы политологов, социологов, философов, историков, относящиеся или связанные с предметом конституционного права. Они представлены в таких научных изданиях, как индивидуальные и коллективные монографии, журнальные статьи, альманахи (ежегодники) научных статей, ученые записки вузов, научных организаций, материалы научных и научно-практических конференций (совещаний, семинаров, симпозиумов). Особое значение имеют диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора юридических наук, а также авторефераты диссертаций.
  • 2. Нормативные источники, содержащие нормы конституционного права: Конституция РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, конституционные и другие законы, акты исполнительных органов государственной власти, международные и внутригосударственные договоры, принятые и введенные в действие в установленном порядке.
  • 3. Официальные документы: послания президентов, законопроекты, проекты ведомственных актов и правоприменительных решений, стенограммы заседаний представительных (законодательных) органов государственной власти, совещаний глав государств, правительств, председателей высших (верховных) судов, ранее отмененные нормативные акты, являющиеся памятниками права (например, Конституции РСФСР 1918, 1925, 1937, 1978 гг.). Существенное значение имеют архивы государственных органов и органов местного самоуправления.
  • 4. Практика реализации норм конституционного права и деятельность институтов публичной власти, субъектов конституционного права, в том числе политических партий. Одна из важных задач исследователей как раз и состоит в критическом анализе конституционных, политических процессов, протекающих в сфере осуществления государственного строительства, публичной власти. Объективная оценка практической деятельности (в том числе результатов правореализации) позволяет выяснить позитивные и негативные стороны, прогнозировать сложные и противоречивые явления правовой и общественно-политической жизни, обобщить и осмыслить накопленный опыт, исправить ошибки, устранить недостатки.

Конституционное право– это не только отрасль права, но и наука. Слово «наука» означает знание, под которым понимаются достоверные сведения о материальных и духовных явлениях, их верное отражение в сознании людей.

Исторически произошло так, что в отличие, например, от науки гражданского или уголовного права, наука государственного (конституционного) права сложилась как самостоятельная научная дисциплина лишь в условиях буржуазного строя, примерно в середине ХIХ века и на рубеже ХХ века. Причины этого объяснить нетрудно. Наука государственного права стала возможной и необходимой лишь тогда, когда правовое регулирование форм и способов осуществления власти в государстве, т.е. структуры, образования и деятельности органов, достигло известного развития.

Необходимо было, чтобы сложилась более или менее значительная система правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, чтобы в связи с этим в практике возникли вопросы, требующие юридически обоснованного разрешения, а не просто произвольного разрешения того или иного наделенного властью лица.

Как образно заметил один из русских (дореволюционных) ученых В.М. Гессен: «До тех пор, пока монарх может о себе сказать «государство – это я» – науки государственного (конституционного) права нет и не может быть места».

Что же собой представляет сегодня наука конституционного права, каков ее предмет и метод?

Предметы российского конституционного права как отрасли и как науки не совпадают, они не являются тождественными. Предметом конституционного права как науки является соответствующая отрасль права. Наука изучает отрасль, которая, представляя собой систему действующих правовых норм, регулирует и охраняет определенные общественные отношения.

В рамках юридической науки происходит освоение правовой действительности, ее анализ. Все, что связано с правом, его формированием и воздействием на поведение человека, все, что имеет правовую окраску, составляет предмет юридической науки. Таким образом, то, что изучает наука конституционного права, является ее предметом.

Итак, наука конституционного права изучает :

– общественные отношения, составляющие предмет рассматриваемой отрасли;

– закономерности развития конституционного права как отрасли права;

– характерные черты и особенности для конституционного права;

– конституционные идеи и категории, процесс их разработки и формирования;

– характер взаимодействия конституционно-правовых норм с нормами и институтами других отраслей права.

Кроме того, наука конституционного права, изучая практику реализации конституционно-правовых норм и институтов, стремится постичь закономерности их развития и дает обоснованные рекомендации о замене устаревших норм новыми. С этой целью изучаются также теории и взгляды, разрабатываемые исследователями конституционного права, условия, влияющие на их эволюцию, то есть наука изучает и сама себя.

За последние годы наука конституционного права обращена к изучению опыта других стран с целью выявления общих тенденций и закономерностей развития конституционного права в современном мире, чтобы соответствующим образом использовать удачные конституционно-правовые решения, найденные в этих странах, либо избежать допущенных там ошибок.

Сегодня в Российской Федерации перед наукой конституционного права стоят очень важные задачи и нерешенные проблемы в различных направлениях исследования. Они в последнее время занимают центральное место в дискуссиях на круглых столах, конференциях, в научной литературе.

Нельзя не заметить, что конституционно-правовая наука начинает глубже изучать политологические аспекты конституционных институтов. Происходит постепенная интеграция знаний в области конституционного права и политики. С учетом этого и ранее обозначенных особенностей наука конституционного права в Российской Федерации обещает быть многослойной и постоянно обновляющейся.

Итак, то, что изучает наука, является ее предметом; то, как она исследует свой предмет, составляет ее метод.

Наука конституционного права использует различные методы, то есть способы исследования и изложения материала.

Общим методом выступают философские и исторические знания. Частные методы – это сравнительный, формально-юридический, статистический, конкретно-социологический и др.

Как и в других юридических науках, в конституционном праве применяется метод формально-логического анализа, необходимый для уяснения содержания исследуемого нормативного материала. Установление социальной эффективности конституционно-правовых решений немыслимо без основательных социологических исследований, изучения статистики. Адекватная постановка исследовательских задач и выбор пути их решения требуют применения системного анализа и системного подхода.

Представляется, что если российская наука конституционного права сможет успешно решать поставленные перед ней задачи, то она сможет занять достойное место в мировой конституционно-правовой науке.

Можно говорить о трех видах источников науки конституционного права: нормативных (Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федерального уровня и субъектов Российской Федерации, нормативные акты органов местного самоуправления); теоретических (исследования отечественных и зарубежных учёных); эмпирических (документы правоприменительной практики, достижения прикладной экспериментальной психологии, аналитические документы, результаты социологических опросов и иных социологических исследований, статистические данные, справочная литература).

Вопрос 1.6. Конституционное право Российской Федерации как учебная дисциплина

Термин «Конституционное право Российской Федерации» обозначает также соответствующую юридическую дисциплину, соответствующий учебный курс, представляющий собой систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного права применительно к учебным целям.

Конституционное право России является одной из основных отраслей системы права Российской Федерации, поэтому независимо от получаемой специальности ее изучение должно быть обязательным всистеме высшего юридического образования. Важность изучения данной учебной дисциплины объясняется значением и ценностью тех общест­венных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами конституционного права.

Изучение конституционного права России позволяет получить знания о базовых, основополагающих отношениях в политической, социальной, экономической и иных сферах жизни общества, понять ту сложную систему социальных связей, подлежащих правовому воздействию, которые определяют структуру всего нашего социального орга­низма. Предметом учебного курса российского конституционного права является изучение основ конституционного строя, основ правового положения человека и гражданина, федеративного устройства России, основы организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В изучении данных вопросов применяются прежде всего историко-правовой и формально-юридический (догматический) методы.

Сегодня стоит задача юридизации российского конституционного права как учебной дисциплины (в прошлом данный курс был слишком политизирован и идеологизирован), ее максимальное приближение к конституционно-правовым нормам и отношениям. Это позволит досконально изучить соответствующую отрасль отечественного права.

Преподавание курса «Конституционное право России» опирается на знания, полученные при изучении теории государства и права, истории государства и права и других учебных дисциплин. В свою очередь, знание конституционного права способствует усвоению знаний в области политологии, экономики. Изучение данного курса по учебному плану высшей школы предшествует изучению специальных правовых дисциплин, поскольку оно содержит необходимые исходные положения для познания остальных отраслей права.

Думается, нет необходимости доказывать, что юристу нужно знать основные положения Конституции России, основные права, свободы и обязанности граждан для успешной их защиты и реализации; систему органов государственной власти, их компетенцию и соподчиненность; а также разбираться в других вопросах, которые составляют предмет конституционного права России.

Словом, овладение данной учебной дисциплиной совершенно необ­ходимо для приобретения широкого профессионального кругозора, без которого нет полноценного специалиста правоохранительных органов.

Лекция 2. Теоретические основы конституции. Конституция Российской Федерации Вопросы
2.1 Понятие и сущность Конституции как Основного закона государства
2.2 Классификация конституций
2.3 Этапы развития российского конституционализма
2.4 Функции Конституции Российской Федерации
2.5 Основные черты и юридические свойства Конституции Российской Федерации
2.6 Правовая охрана Конституции Российской Федерации
2.7 Порядок принятия, внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации

Вопрос 2.1. Понятие и сущность Конституции как Основного закона государства

Конституции в современном смысле слова появились в период Нового времени, когда формулировались теории и закладывались основы современного демократического государства. Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio» (установление, предписание, норма, правило) и известен со времен Древнего Рима. Во множественном числе он употребляется в римскую императорскую эпоху как общее название различных видов предписаний римских императоров – эдиктов, декретов, мандатов и рескриптов, являвшихся, наряду с решениями сената, важнейшими законодательными актами1. Создание конституции у римлян выражалось техническим термином «rem publicat constituere». Из него и возникло выражение «конституция» в смысле устройства государства, которое стало употребляться в этом значении, как отмечал Г. Еллинек, только с 17 столетия 2 .

В разные исторические эпохи термином «конституция» именовались различные правовые акты, юридическое и политическое значение которых было иным, чем у конституций Нового времени на протяжении XVII, XIX и XX веков. Например, в средневековой Европе конституциями назывались уставы монашеских орденов и акты, определявшие структуру управления городов-государств. Однако только в Новое время с появлением писаных конституций, впервые в Североамериканских Соединенных Штатах, а затем в странах континентальной Европы, Латинской Америки, Азии и Африки получила распространение парадигма современной конституции.

Следует отметить, что в некоторых штатах США конституции были приняты ранее, например, в 1639 г. в штатах Коннектикут, Провиданс и Нью-Хэйвен, 1776 – конституция Виргинии. В Великобритании в 1653-1660 гг. действовал акт – «Орудие управления», который Д.Л. Златопольский признает первой писанной конституцией.

В конституционно-правовой доктрине появление писаных конституций нередко связывают с именем Монтескье и обоснованием им доктрины разде­ления властей. В Декларации прав человека и гражданина 1789 г. говори­лось, что там, где нет разделения властей и обеспечения прав человека и гражданина, нет и конституции. Именно с этой самой поры слово «конс­титуция» стало политическим термином с вполне определенным юридическим значением.

В начале ХХ века под конституцией понимали «совокупность правоположений, определяющих высшие органы государства, порядок призвания их к отправлению своих функций, их взаимные отношения и компетенцию, а также принципиальное положение индивида по отношению к государственной власти».

В конституционной теории нет единой точки зрения на понимание конституции. Всю совокупность определений можно разделить на материальные определения и формальные :

1. в материальном смысле конституция представляет собой писанный акт или совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, равно определяют основы общественного строя, формы правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу;

2. в формальном смысле конституция определяется как закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению к другим законам (Конституция – это закон законов, высший закон).

Одной из причин выделения двух подходов в понимании термина «конституция» является то, что все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не все в формальном (например, Великобритания, нет единой конституции, но есть прецеденты и законы парламента).

Для очевидности плюрализма определений термина «конституция» и подходов к ним приведем некоторые её определения, предлагаемые отечественными и зарубежными учеными. Так, например:

Конституция – это документ, который устанавливает принципы, процессы и процедуры управления нацией, государством и обществом (Маккартни Ю).

Конституция – совокупность принципов, в соответствии с которыми регулируются полномочия правительства, права управляемых и отношения между ними (Стронг Ч.).

Конституция – это основной закон государства, закрепляющий главные начала общественного и государственного устройства, избирательной системы, устанавливающий порядок, принципы организации и деятельности представительных органов, права и обязанности граждан, государственные символы (Бабаев В.К.).

Конституция – основной закон государства, выражающий волю народа в целом либо отдельных социальных слоёв (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны (С.А. Авакьян).

Конституция правовой акт высшей юридической силы, юридический документ государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права (Михалёва Н.А.).

Конституция – основной закон общества, нацеленный на учреждение государственных, общественных институтов, регулирование их деятельности, соединение права и моральных, мировоззренческих иных ценностей, общественной устойчивости и модернизации, стратегическое целепологание, систематизацию законодательства, права и предназначенный для обеспечения баланса индивидуальных, групповых (классовых), общесоциальных интересов (А.Н. Кокотов).

Конституцию определяют так же как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе принципов и норм которого функционирует власть, весь государственный механизм, обеспечиваются и защищаются права и свободы граждан, предопределяются многие сферы общественного развития (Топорнин Б.М.).

Для того чтобы определить термин «конституция» необходимо перечислить признаки явления. Разные авторы предлагают различные их варианты и перечни, единая позиция ученых здесь так же отсутствует. Так, ещё в 1862 году Ф. Лассаль выделил следующие признаки: 1) более глубокое содержание по сравнению с обыкновенным законом; 2) выполнение роли основания для других законов; 3) её незыблемость.

Определение понятия «Конституция Российской Федерации» (далее Конституция РФ) характеризуют следующие признаки :

1. Конституция – это, прежде всего, нормативный правовой акт;

2. Конституция обладает высшей юридической силой;

3. Она была принята в особом процедурном порядке (путем всенародного референдума);

4. Действует на всей территории государства;

5. Конституция РФ регулирует общественные отношения, вытекающие из основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства и основ организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом, Конституция РФ это нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке, действующий на всей территории страны и регулирующий общественные отношения, вытекающие из основ конституционного строя, правового статуса личности, федеративного устройства и основ организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Существуют разные взгляды на сущность конституции. Так, Ж.И. Овсепян выделяет шесть основных направлений в исследовании сущности конституции: формально-юридическое (позитивистское) направление (Р. Иеринг, Г. Кельзен, Н.Коркунов), естественно-правовое (договорная теория) (Ж.-Ж. Руссо, А.Радищев), социологическая (лассальская) концепция (Ф. Лассаль), классово-волевая (марксистско-ленинская) теория, институционалистическое направление (М. Ориу), социально-генетическое направление.

Мы разберем лишь основные точки зрения и взгляды на данный вопрос. Итак, с юридической точки зрения сущность конституции состоит в том, что она является организационным центром правовой системы государства. В условиях, когда во многих областях общественной жизни различными органами государственной власти и органами местного самоуправления издаётся множество правовых актов, очень важно, чтобы их содержание было скоординировано между собой, исходило из общих принципов.

С социальной точки зрения сущность конституции заключается в том, что она позволяет сбалансировать интересы различных слоёв населения, выразить компромисс различных социальных сил. В данном контексте конституция может и должна выступать в качестве юридически узаконенного баланса интересов всех классов и слоёв общества, а также наций и этнических групп, образующих единую государственно-правовую общность, от имени которого выступает государство.

В условиях конституционного реформирования становится полезной концепция двойственной социально-юридической природы основного закона. Конституция может и должна выступать основным законом государства, регламентирующим пове­дение субъектов права, но одновременно в ней должны быть заложены качества основного закона общества, установленного народом и регламенти­рующего деятельность государства, определяющего пределы государствен­ной власти и гарантирующего общество и его структуры от произвола государства1.

С политической точки зрения сущность конституции заключается в том, что она представляет собой соглашение различных политических сил в государстве.

Марксистко-ленинский подход : конституция представляет собой результат соотношения сил в классовой борьбе, воля господствующего класса.

Естественно-правовой подход : сущность конституции в записи гипотетического (подразумеваемого) общественного договора, в котором люди устанавливают для себя правила жизни.

Согласно теологическим мусульманским концепциям конституция – это выражение воли Аллаха, который «водит рукой» составляющего законы.

Историческая школа права рассматривает конституцию как воплощение духа народа, его многовекового опыта, традиций.

Нормативистская школа права считает, что сущность конституции в том, что в ней проявляется высшая, основная норма миропорядка.

Таким образом, сущность конституции – это многоплановая категория, имеющая различные аспекты. Во многих из этих аспектов есть рациональное зерно. Нет смысла спорить по вопросу: чем, прежде всего является конституция? Одни говорят, что это, прежде всего, политический акт. Другие, напротив, упирают на сугубо юридический характер конституции. Истина, как это обычно бывает, лежит посередине. Конституция – политико-юридический акт. К тому же в преамбуле и статьях Конституции РФ содержатся нравственные ориентиры справедливости для нашего общества и государства. Каждый в Российской Федерации должен уважать и соблюдать нынешнюю Конституцию, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.

Впрочем, студент вправе отстаивать любую позицию. Важно лишь приводить в обоснование своего мнения убедительные аргумен­ты. Не стоит при этом забывать, что дело не в количестве доводов, а в их весомости.

Функции науки Конституционного права.

Понятие и предмет науки Конституционного права.

Наука Конституционного права Российской Федерации.

Наука Конституционного права – это система знаний об устройстве государства, положения в нем человека, закрепленных в нормах Конституционного права, и об отношениях, складывающихся между государственными структурами, общественными институтами и гражданином в сфере конституционного регулирования.

В предмет Конституционного права как науки включаются:

1. Конституционное право как отрасль;

2. история становления конституционных институтов;

3. практику реализации конституционных институтов на современном этапе;

4. анализ достоинств и ошибок законодателя;

5. анализ недостатков в реализации конституционно-правовых норм;

6. обоснование конкретных мер, направленных на исправление существующей ситуации.

Система науки – это обособленная внутренней логикой упорядоченная совокупность самостоятельных теоретических комплексов и логическая связь между ними.

Система науки включает в себя следующие знания:

1. об отрасли права;

2. о сущности Конституции, этапах ее развития, особенностях структуры и особенностях ее содержания;

3. основы Конституционного строя;

4. взаимодействие государства и личности, права и свободы человека;

5. о государственном и административно-территориальном устройстве;

6. о системе органов государства и местного самоуправления.

Функции науки Конституционного права – это основные направления воздействия науки на действующие норма и общественные отношения.

Функции науки Конституционного права:

1. аналитическая;

2. познавательная;

3. регулятивная;

4. прогностическая;

5. идеологическая;

6. охранительная;

7. коммуникативная.

Методология науки – это совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения знаний, отражающих объективную реальность.

Методологи включает в себя:

· Общие научные методы – это общие подходы к исследованию, используемыми всеми науками. Основой этого научного метода являются материализм и диалектика .

· Частные научные методы , которые применимы только к нашей системе:

1. статистический метод предполагает выявление качества конституционного явления при наличии качественного показателя;

2. социологический метод – обобщение государственной практики с помощью анкетирования и т.п.;

3. формально логический метод – это классификация видов норм с помощью различных критериев;

4. правовой эксперимент предполагает исследования явлений путем создания новых условий и изучение возникающих при этом результатов;

5. моделирование – идеальное мысленное воспроизведение какого-либо объекта, позволяющее сформулировать научные понятия;

6. синергетический метод – рассмотрения самоорганизацию явления как системы;

7. исторический метод ;

8. системный метод – рассмотрение информации с точки зрения соотношения взаимосвязи между этими явлениями;

9. сравнительно правовой метод – сравнение правовых систем других стран для определения оптимального результата для нашего государства.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...