Международно правовые нормы представляют собой. Международное право


Институт международного права представляет собой особую структуру. Его акты обеспечивают регулирование отношение государств в целях сохранения сотрудничества и мира. Далее рассмотрим принципы и нормы международного права.

Общие сведения

Система международного права представлена как комплекс юридических актов, отличающихся упорядоченным разделением на сравнительно самостоятельные части (подотрасли, отрасли и прочее) и одновременно единством. В качестве материального структурообразующего фактора выступает сфера взаимодействий стран мира. Именно ее и обслуживает система международного права. Морально-политические и юридические факторы формирования представлены в качестве основ и целей структуры.

Источники международного права

Это форма, в которой выражено обязательное в юридическом смысле правило поведения сторон отношений. Она придает качество нормы права. К примеру, формой является Конституция, подзаконный акт (распоряжение, постановление, указ компетентного госоргана и прочее), Закон (Федеральный, Конституционный) и так далее. Само определение "источники права" принято использовать в двух значениях: формальном и материальном. В последнем случае речь идет об условиях общественной жизни. К формальным (они больше всего интересуют юристов) относят формы, в которых выражены правовые нормы. Только они выступают в качестве юридической категории. Они включены в состав предмета изучения соответствующих дисциплин, международного права в том числе.

Перечень

Список, в котором перечислены источники международного права, достаточно неясен. Исчерпывающий перечень в юридических документах на сегодня отсутствует. Существует только примерный список, которым пользуются специалисты и ученые в настоящее время. Он содержится в 38 статье Постановления Международного Суда Организации ОН. В ней указано, что орган обязан решать споры, переданные ему, и применять:

  • Конвенции. Международные (общие и специальные) акты такого рода устанавливают особые правила, которые определенно признаны спорящими странами.
  • Мировой обычай в качестве доказательства всеобщей практики.
  • Общие правовые принципы, которые признаны цивилизованными государствами.
  • Доктрины и судебные решения наиболее квалифицированных юристов различных наций.

Последний пункт применяется с оговоркой, которая указана в 59 статье. Данные доктрины и решения выступают в качестве вспомогательного средства при определении нормы права. К общим мировым конвенциям относят договоры, в которых могут либо уже участвуют все страны. В них отражены нормы, являющиеся обязательными для международного сообщества.

К специальным конвенциям относят соглашения, сторонами которых является ограниченное количество участников. Для них обязательными выступают положения данных договоров. В качестве обычая, составляющего международную правовую норму, может выступить такое правило, регулирующее поведение сторон отношений, которое сформировалось вследствие однородных повторяющихся действий. Оно имеет соответствующую юридическую силу. Повторение какого-либо действия предусматривает продолжительность его совершения. При этом современное международное право не устанавливает, какой именно период времени следует иметь в виду при формировании обычая.

Международные правовые нормы

Они представляют собой общеобязательные правила взаимодействий и деятельности стран или прочих сторон отношений. Для них, так же как и для прочих юридических элементов, характерно то, что, будучи общими элементами, они рассчитаны на неоднократное использование. Понятие международного права предусматривает их обеспечение в процессе реализации посредством соответствующих принудительных мер. Вместе с этим, данные правила, имеющие определенную юридическую силу, обладают рядом особенностей. Благодаря им все виды норм международного права формируют отдельную юридическую структуру. Среди особенностей выделяют:

  • Предмет регулирования. Он представляет собой непосредственно взаимодействия стран и связанные с ними отношения иных субъектов.
  • Порядок формирования. В данном случае речь идет о согласовании позиций государств.
  • Форма закреплений. Она соответствует согласительному характеру сути правил поведения. В качестве формы может выступать обычай, договор, акт конференций или постановление организаций мирового уровня.
  • Обеспечение реализации. Осуществляется оно, как правило, самими странами, создающими нормы международного права или формирующими коллективные акты. Обеспечение реализации выполняется, в том числе, за счет образования органов и организаций мирового уровня. Особое значение при этом имеют меры, с помощью которых происходит добровольное применение норм международного права.

Классификация по форме

Выделяют различные виды норм международного права по тем или иным основаниям. По своей форме они разделены на закрепленные документально и существующие без фиксации в документе либо акте юридического типа. К первой категории относят правила, зафиксированные (оформленные словесно) и установленные в определенном положении. Сюда входят нормы, которые содержатся в договорах, актах организаций и конференций мирового масштаба. Первые исходят от стран-участников и распространяют свое действие на каждое государство, участвующее в отношениях. При этом обязанности и права по договору направлены как бы от одной страны к другой.

Акты международных организаций (конференций), а также закрепленные в них возможности и требования, исходят от общего собрания (коллективного органа) государств. Свое действие при этом данные нормы распространяют отдельно на каждую страну-участницу. Воплощенная в этих актах воля государств, более чем в договорных, теряет свою персонифицированность. Сами правовые документы, и переговорно-договорной процесс соответствуют современному характеру межгосударственных отношений наилучшим образом.

Незакрепленные положения признаются обязательными (подтверждаются), формируются практикой и в ней же используются. Они считаются обычными нормами международного права. Свое словесное выражение они получают в решениях арбитражных, судебных и прочих органов соответствующей юрисдикции, в нотах и заявлениях государств, резолюциях мировых организаций. При кодификации они становятся договорными. Если же к кодифицирующему договору присоединилась только часть участников, то одна норма для одних стран может являться договорной, а для других остаться обычной.

В качестве примера могут выступать положения Венской конвенции по поводу дипломатических отношений 1961 года. Также может иметь место и другая ситуация. Документально зафиксированная норма признается как обязательная не в виде явно выраженного согласия на это, а с помощью практических действий, то есть простым путем. Например, это может быть осуществление деятельности на основании положений мировых организаций либо конференций, которые были приняты как акты-рекомендации.

Классификация в соответствии с предметом регулирования

  • Относительно заключения, исполнения и реализации договоров мирового масштаба.
  • Определяющие юридический статус космического пространства, находящихся в нем тел (Луны и прочих).
  • Относительно обеспечения мира и безопасности на Земле.

Разделение по территориальной сфере

В эту категорию входят локальные и универсальные виды норм международного права. К последним, в свою очередь, относят положения, регулирующие отношения, в которых объект представляет общий интерес. Их признает большинство участников или все субъекты международного права. Универсальные положения составляют основу структуры, регулируют важнейшие области мировых отношений. В частности, к ним относят международное право прав человека, жертв войн и прочие. Зафиксированы они в Венской конвенции по дипломатическим отношениям, Уставе ООН и прочих договорах.

Среди универсальных на особом месте находятся императивные нормы. В соответствии с 53 статьей Венской конвенции они признаются как неоспоримые. Их обязаны соблюдать все субъекты международного права. Отклонение от этих правил недопустимо. Изменение данных положений возможно только последующим актом, который носит тот же характер. Они регулируют международное право прав человека, безопасности мирного населения и прочее. В случае возникновения нового положения существующие договоры, которые ему противоречат, признаются недействительными. Они утрачивают свою силу, и их действие прекращается.

Универсальные нормы запрещают применение угрозы силой, предусматривают мирное разрешение конфликтных ситуаций, невмешательство во внутренние дела стран, добросовестное исполнение обязательств государств друг перед другом.

Локальные положения

К ним относят нормы, которые регулируют взаимодействия в рамках конкретной группы стран, между двумя (несколькими) государствами. Таким образом, объект отношений представляет интерес, главным образом, для конкретных участников. Действие локальных международных правовых норм распространяется на многосторонние и двусторонние взаимодействия. Они не обладают характером всеобщности. В свою очередь, локальные нормы классифицируются на нерегиональные и региональные. Первые связывают несколько стран, располагающихся в различных географических районах.

Региональные нормы регулируют взаимодействие государств, которые находятся в одном районе. Локальные положения позволяют учитывать специфические интересы стран, местные особенности и условия. При этом становится очевидной их взаимосвязь с универсальными правилами. Взаимодействие в данном случае проявляется в том, что их можно использовать для конкретизации сути норм, имеющих более общий характер, а также обеспечения результативности их действия. Некоторые локальные положения имеют в некотором роде универсальный эффект. К таким, например, можно отнести нормы договора между США и СССР по поводу ликвидации ракет малой, средней дальности, заключенного в 1987 году, ограничении и сокращении наступательных стратегических вооружений (1991, 1993 гг.).

Функциональное назначение

В зависимости от этого различают обеспечительные (охранительные) и регулятивные международные правовые нормы. Последними устанавливаются конкретные возможности и обязательства участников отношений. К примеру, члены ОБСЕ должны уведомлять о проведении военных учений и приглашать наблюдателей на них. К правам относят возможность государств обмениваться своими дипломатическими представительствами. К обеспечительным (охранительным) нормам относят положения, которые призваны гарантировать реализацию регулятивных правил. Они зафиксированы в 41 и 42 статьях Устава ООН о принудительных мерах, используемых по решению СБ.

Прочие категории

В зависимости от характера прав и обязанностей субъектов отношений выделяют положения:

  • Запрещающие. Они предписывают воздерживаться от действий, которые признаются противоправными. К таким, например, относят производство биологического оружия.
  • Обязывающие. Они фиксируют требования. К примеру, государства должны оповещать о ядерной аварии.
  • Управомочивающие. К ним, например, относят признание возможностей каждого государства исследовать и использовать космическое пространство.

Понятие международного права, как и общего, предполагает наличие императивных и диспозитивных положений. Первые содержат категорические предписания. К ним относят договорные обязательства о нераспространении ядерного вооружения, сотрудничестве при борьбе с правонарушениями международного характера. Диспозитивные положения используются при отсутствии прочих договоренностей в соглашении.

Примером может служить норма 15 статьи Конвенции Организации ОН по морскому праву, регулирующей прохождение срединной линии в процессе делимитации территориальной морской акватории, в случае, когда соглашение между странами не предусматривает иного. Кроме этого, используется разделение на нормы, устанавливающие обязанности и права, – материальные. Регламентируют аспекты их реализации процедурные положения. К последним, например, относят порядок функционирования международных организаций, согласительных комиссий, судебных инстанций.

МЧП

Специфичной сферой считается международное частное право. В отношениях, которые оно регулирует, присутствует иностранный элемент и используются коллизионные положения. Нормы международного частного права представляют собой комплекс актов внутригосударственного законодательства, договоров и обычаев мирового уровня. Они регулируют трудовые, гражданские и прочие отношения, осложненные наличием иностранного элемента. В качестве источника частного международного права выступает не только государственное законодательство, но и арбитражная и прочая процессуальная практика. Отношения, которые регулируют положения, выходят за рамки одной страны и взаимосвязаны с юридическими структурами других государств.

И другими субъектами международного права в качестве общеобязательного. Нормы международного права следует отличать от так называемых обыкновений, или норм международной вежливости (международной морали), которые соблюдаются субъектами международного права во взаимных отношениях. Если международно-правовые нормы – это юридически обязательные правила поведения, то обыкновения (или нормы) международной вежливости лишены качества юридически обязательных. Нарушение норм международного права дает основание для международно-правовой ответственности, а нарушение обыкновений такой ответственности не влечет. К нормам международной вежливости относится большинство правил дипломатического этикета.

Исходя из содержания международно-правовой нормы субъект международного права может судить как о своем возможном и должном поведении, так и о возможном и должном поведении других субъектов международного права. Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников международных отношений, т. е. выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов международного права.

Нормы международного права классифицируются по различным основаниям:

  1. по действию в отношении круга участников международно-правовых отношений:

    а) универсальные – регулируют отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право;
    б) партикулярные (действующие среди ограниченного круга участников) – локальные (или региональные) нормы, хотя они могут регулировать отношения двух или нескольких государств, не только расположенных по соседству либо в одном регионе, но и находящихся в различных частях мира.

  2. по способу(методу) правового регулирования : а) диспозитивные – норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств; б)императивные – нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы определенного поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами. Международная практика ХХ столетия характеризуется тем, что среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens. В соответствии со ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров под нормой jus cogens (императивной нормой) понимается норма общего международного права, принимаемая и признаваемая международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой такого же характера.

Применение международного права в сфере внутригосударственных отношений.

Реализация международного права в сфере внутригосудар­ственных отношений - это деятельность субъектов этих отно­шений в соответствии с нормами международного права, т. е. деятельность, регулируемая нормами международного права.

Регулирование может быть недостаточным, неполным. Это объясняется невозможностью учесть в нормах международного права все особенности каждого участвующего в них государст­ва. В этом и нет необходимости (имеется в виду международ­ный уровень; стремление к этому могло бы быть препятствием для достижения согласия)."Пробелы" могут быть восполнены внутригосударственными правовыми средствами (принятием правовых актов).

Такое дополнительное правотворчество может осуществ­ляться государствами либо по собственной инициативе, когда того требует содержание норм или практика их применения, либо его необходимость оговаривается нормами международно­го права. Международное право может более серьезным образом "вторгаться" в сферу реализации норм на территории государств и предписывать им, какие законодательные меры должны быть приняты для реализации норм, предопределять их содержание и возлагать обязанность сообщать о них в предусмотренные договорами органы.

Совокупность внутригосударственных правовых актов (нор­мативных и иных), обеспечивающих соответствие деятельности субъектов внутригосударственных отношений требованиям норм, представляет собой внутригосударственный нормативный ме­ханизм реализации (ее правовую базу).

3. Нормы международного права: понятие, особенности, порядок создания, виды

Международно-правовая норма - это юридически обязательное правило поведения, создаваемое субъектами международного права и регулирующее отношения между ними, а также отношения с участием лиц, не являющихся таковыми субъектами.

Создание норм международного права представляет процесс согласования воль (позиций) государств, включающий две стадии: 1) достижение согласия относительно содержания правила поведения; 2) взаимообусловленное волеизъявление государств относительно признания правила поведения обязательным.

Виды норм международного права

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по характеру содержащихся в нормах предписаний:

  • нормы-принципы; (станавливают основы международного правопорядка, международного мира и сотрудничества)
  • нормы-определения; (раскрывают содержание тех или иных понятий, используемых в международном праве.)
  • нормы-правомочия; (предоставляют их адресатам определенные субъективные права.)
  • нормы-обязанности; (устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений.)
  • нормы-запреты. (фиксируют запрет указанного в них поведения: «никто не должен содержаться в рабстве;)

2) по роли в механизме международно-правового регулирования:

  • регулятивные; (предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий.)
  • охранительные. (выполняют функцию защиты международного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответственности и санкции по отношению к нарушителям.)
  • материальные; (фиксируют права и обязанности субъектов, их правовой стату)
  • процессуальные.(регламентируют порядок реализации материальных норм)

4) по территории действия:

  • универсальные; (охватывает своим участием большинство государств мира.)
  • региональные; (действуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ).
  • локальные. (регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

4. Принципы международного права: понятие, акты, закрепляющие и конкретизирующие их.

Принципы международного права - это обобщенные нормы, отражающие характерные черты и главное содержание международного права, обладающие высшей юридической силой.

Основные принципы международного права зафиксированы в:

1. Уставе ООН;

2. Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;

3. Заключительном Акте СБСЕ 1975 г.

Основные принципы международного права (юридический фундамент МП):

1. неприменение силы;

2. мирное разрешение споров;

3. территориальная целостность государств;

4. нерушимость границ;

5. суверенное равенство;

6. невмешательство;

7. равноправие и самоопределение народов;

8. сотрудничество государств;

9. уважение прав человека;

10. добросовестное выполнение международных обязательств.

Функции принципов международного права :

1. стабилизирующая - определяет основы взаимодействия субъектов международного права посредством создания нормативных рамок;

2. развивающая - закрепление нового, появившегося в практике международных отношений.

5. Источники международного права: понятие, виды.

Источники международного права - это формы существования международных правовых норм.

В международном праве выделяют два основных вида источников: международный договор и международный обычай. Однако наряду с этими основными источниками международного права выделяют акты международных организаций, акты международных конференций и совещаний. Такие акты будут источниками международного права только в том случае, если они будут устанавливать обязательные правила поведения для самих международных организаций или иных субъектов международного права.

Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся:

1) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

2) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;

3) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

4) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международный договор - это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай - это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного Суда ООН). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика - это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление обычая в короткий промежуток времени.

Среди универсальных норм особое место занимают императивные норжы jus cogens (юс когенс), что можно перевести как "неоспоримое право". Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров jus cogens — это норма общего международного права, которая принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер.

Недопустимость отклонения от нормы jus cogens обусловлена характером объекта регулируемых ею отношений, который представляет интерес для всего международного сообщества, т. е. своеобразного всемирного объединения взаимодействующих между собой государств. Нарушение этой нормы влечет или может повлечь причинение ущерба правам и интересам всех государств. Она обладает высшей юридической силой, и договор считается ничтожным, если в момент заключения он противоречит такой норме.

При возникновении новой нормы jus cogens существующие договоры, которые противоречат ей, становятся недействительными, их действие прекращается.

К такого рода нормам относятся прежде всего нормы-принципы международного права: неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, добросовестного выполнения международных обязательств и др.

Принципы международного права в системе международно-правовых норм занимают особое место, обладая комплексом присущих им признаков:

1. Это наиболее важные, коренные нормы, международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы. На них базируется взаимодействие субъектов в процессе создания и . Они пронизывают содержание всех существующих норм.

5. Принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств как в традиционных, так и в новых областях межгосударственных отношений (например, в исследовании и использовании космического пространства, в применении ядерной энергии в мирных целях).

6. Принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. В Декларации о принципах международного права 1970 г. указывается, что при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов.

Локальные нормы — это нормы, регулирующие отношения в рамках определенной группы государств, а также между двумя или несколькими государствами. Объект отношений, регулируемых локальными нормами, представляет интерес прежде всего для определенных государств, на взаимосвязи которых эти нормы и распространяют свое действие.

Понятием "локальные нормы" охватываются как двусторонние, так и многосторонние, но не имеющие характера всеобщности нормы, которые в свою очередь подразделяются на региональные (они связывают государства, расположенные в одном географическом районе) и нерегиональные (они регулируют отношения между несколькими государствами находящимися в разных районах).

Локальные нормы позволяют учитывать местные условия, специфические интересы государств. Вместе с тем очевидно их взаимодействие с универсальными нормами, проявляющееся в том, что они могут быть использованы для конкретизации содержания более общих норм и обеспечения эффективности их действия. Отдельные локальные нормы обладают своего рода универсальным эффектом (таковы положения Договора между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 г., о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1991 и 1993 гг. и др.).

В зависимости от функционального назначения нормы международного права делятся на регулятивные и охранительные (обеспечительные).

Регулятивные нормы устанавливают конкретные права и обязанности субъектов (например, обязательства государств — участников ОБСЕ уведомлять о военных учениях и приглашать на них наблюдателей, право государств обмениваться дипломатическими представительствами). Охранительные (обеспечительные) нормы призваны гарантировать реализацию регулятивных норм (нормы ст. 41 и 42 Устава ООН о принудительных мерах, применяемых по решению Совета Безопасности ООН).

Кодификация международного права

Кодификация — это официальная систематизация действующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью создания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего международного права в соответствие с потребностями данного периода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сферы (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права .

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права , решения судебных и иных органов, рекомендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регулирования. Кодификация — один из способов совершенствования международного права, обеспечения его эффективности .

Особое значение имеет кодификация для повышения эффективности обычных норм международного права посредством их преобразования в договорные нормы. Интересным примером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на момент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обычные нормы, разработаны новые положения, посвященные ранее не урегулированным вопросам, — режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуществляется на официальном уровне — либо государствами посредством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специально создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одобряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются международные конференции. В рамках ООН были подготовлены такие кодификационные договоры , как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сношениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой которых является договор как явно выраженное соглашение (Женевские конвенции о защите жертв войны , Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности , государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морскому праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах международного права ... 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обязательным, так как в нем содержатся уже действующие и, следовательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие государств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участников прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычными, для других становятся обычно-договорными, для третьих — только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно включает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необходимо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый официальный документ либо комплекс взаимно согласованных документов. Другой способ систематизации права — инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хронологическом) действующих нормативно-правовых актов и их издание в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентными государственными органами . Так, Министерство иностранных дел СССР систематически выпускало "Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. — "Сборник международных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностранных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостановлено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Федерации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Международные нормативные акты ЮНЕСКО".

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках международных организаций: Секретариат Организации Объединенных Наций публикует "Treaty Series"; Исполнительный секретариат Содружества Независимых Государств — "Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-методических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996— 1997).

Международное законодательство является основой для создания большинства нормативных правовых актов в государствах, выступающих на мировой арене. Состоит оно из норм которые объединены в одну большую систему. Как создаются данные нормы? Как они классифицируются и какие имеют особенности? Обо всем этом - далее.

Общее понятие

Понятие нормы международного права широко применяется на мировой политической арене. Данное понятие подразумевает собой некое правило деятельности и порядок взаимоотношений государств, которое является общим и обязательным для всех. Также оно подразумевает взаимоотношения, которые могут возникать между иными субъектами, которые присутствуют на политической мировой арене и участвуют в международных отношениях.

Общепризнанные нормы международного права являются особенными потому, что рассчитаны на неоднократное применение и использование. Что касается методов их применения, то они могут осуществляться как в добровольном порядке, так и по принуждению.

Основные особенности

Как и все остальные, нормы международного права имеют некоторые особенности, которые характерны исключительно для них. В первую очередь, к списку таковых относится то, что они значительно отличаются от тех норм, которые имеются в законодательстве отдельного государства.

Основная особенность, которая различает между собой нормы международного и российского права, заключается в том, что первые из них регулируют правовые отношения, которые возникают между государствами на политической арене, а вторые - исключительно те, которые случаются только в пределах Российской Федерации. Что еще стоит отметить?

Еще одна особенность международных правовых норм заключается в том, что все они создаются путем так называемого метода согласования воли, то есть исключительно после того, как будут согласованы все позиции, вынесенные представителями государств - участников международных отношений. Как показывает практика, очень часто принятие таких решений тесно связано с осуществлением уступок, поиском компромиссов, а также иных точек соприкосновения различных сторон.

Основная форма закрепления норм международного права - это не законы, которые в юриспруденции зачастую именуются властными предписаниями. Они представлены в форме своеобразных источников, которые имеют согласительный характер и рекомендованы к применению содержащихся в них норм.

Все нормы, которые создаются в рамках международной арены, производятся самими государствами, которые выступают на ней. Что касается их адресности, то они направлены также на эти государства. Создаваться нормы международного права могут как отдельными странами индивидуально, так и коллективно. Характер их реализации всегда добровольный.

Еще одна особенность таких норм заключается в своеобразии их структуры. Так, если для законодательных предписаний, которые имеются, например, в российских нормативных правовых актах, характерна структура, состоящая из гипотезы, диспозиции и санкции, то в случае с международными все иначе.

Формирование

Система норм международного права формируется исключительно теми субъектами, которые выступают на политической арене, то есть странами - участницами мирового сообщества. Субъекты формирования норм всегда только такие, независимо от того, какого типа предписание создается (обычай или договор между государствами). Их создание происходит исключительно по принципам согласованности и добровольности.

Процесс создания любого типа международной нормы всегда проходит через два обязательных этапа. Первый из них - определение некоторых правил поведения, которые будет регулировать принимаемая норма. На данном этапе стороны должны достигнуть согласия относительно данного вопроса, что нередко сопровождается поиском компромиссов, а также достижением договоренностей. После определения характера поведения стороны должны выразить свою волю на то, насколько обязательными являются данные правила поведения конкретно для них. Завершающая стадия данного этапа всегда представляет собой процедуру подписания какого-либо нормативного акта (соглашения, договора). Субъекты, принявшие такую модель поведения, могут также действовать по обычаю, то есть единообразно.

Полный перечень основных источников предлагается в содержании устава Международного суда ООН. Под самими источниками подразумеваются исключительно внешние формы, в которых право выражается. На практике все источники норм делятся на два типа: основные и вспомогательные, однако на законодательном уровне никакой иерархии между ними не существует.

К числу основных относятся договоры, обычаи, а также общие принципы права. Кроме этого, в их числе также рассматриваются акты, которые были приняты международными организациями - ярким примером такового являются резолюции ООН.

Что касается вспомогательных источников общепризнанных норм международного права, то среди них наиболее весомыми считаются правовые доктрины и судебные решения. Данные типы документов относятся именно к группе вспомогательных лишь потому, что они применяются только при решении определенных вопросов или при толковании пробелов, возникших в законодательстве определенной страны.

Принципы

Нормы международного права и положения соглашений должны соответствовать определенным международным законодательством принципам, то есть некоторым согласованным ранее основам, на которых строятся все отношения. Данные принципы запрещено нарушать, в противном случае за совершение действий, не соответствующих им, виновная сторона может быть наказана путем введения против нее соразмерных санкций в различных сферах (военной, экономической или политической).

Так, среди принципов, которые характерны для норм международного гуманитарного права, имеются несколько основных. В их числе - недопустимость применения какой-либо силы по отношению к иной стране, а также угрозы ее использования. Все споры, которые могут возникнуть между участниками на международной арене, должны быть разрешены мирным путем, без использования оружия. В соответствии с общепринятыми принципами международных норм, запрещается какое-либо внешнее вмешательство во внутреннюю политику государств, а все внешние действия должны осуществляться в виде сотрудничества, ведения переговоров и заключения определенных соглашений. На основании изложенных принципов, все государства являются одинаково суверенными, а народы, которые проживают на их территориях, имеют полное право на самоопределение и равноправие.

Все вышеперечисленные принципы являются основными и нерушимыми.

Общепризнанные нормы международного права и международные договоры имеют определенное содержание, которое представляют некоторые обязательства. Однако, несмотря на такое определение, далеко не все они являются обязательными для всех стран - участниц соглашения, в некоторых из них стороны попросту заинтересованы и исполняют, исходя из соображений своей выгоды, из соображений добросовестности и лидеров государств.

Если говорить о понятии международного правового обязательства, то оно представляет собой определенное отношение между участниками мирового сообщества, которое урегулировано конкретной правовой нормой в международном праве. В рамках данного отношения одна из сторон обязана воздержаться от совершения определенного действия или, наоборот, совершить его, а вторая имеет право требовать исполнения такой обязанности.

По своим видам международные обязательства могут быть как сложными, так и простыми. К группе первых относятся те, которые представляют собой целую совокупность некоторых обязанностей и прав. Если говорить о простых, то они состоят из одной обязанности и одного права требования у другой стороны.

Также обязательства делятся по другому признаку - количеству участников в отношения. В соответствии с таким критерием, они могут быть как двусторонними, то есть связывающими только две стороны правоотношений, так и многосторонними, когда в отношения вступают более двух государств. Однако на практике нередко можно наблюдать то, как многосторонние правоотношения в ходе их осуществления разделяются на двусторонние.

Все международные правовые обязательства могут создаваться как для однократного, так и для многократного применения - их вид определяется в момент заключения соглашения и создания нормы международного права и международного договора. Как показывает практика, соглашения, которые заключаются для однократного применения, в основном, подразумевают факт передачи какого-либо имущества от одного государства к другому, примером чего может послужить договор об обмене заключенными между странами. После того как соглашение будет достигнуто и исполнено в надлежащем виде, оно считается прекращенным.

Классификация

Все нормы международного права делятся между собой по определенным принципам. Так, юристы разделяют их в зависимости от предмета, который они регулируют, формы, а также сферы действия. Кроме этого, международные нормы принято различать по юридической силе - это отдельная классификация, которая заслуживает особенного внимания.

Рассмотрим каждую из групп более подробно.

По форме

В зависимости от формы закрепления, международные нормы подразделяются на обычные и договорные. Если отмечать в общем, то первая группа отличается от второй тем, что все нормы, которые относятся к ней, не закрепляются на договорном уровне, а их исполнение попросту выгодно всем сторонам - участницам соглашения.

Все договорные нормы содержатся в соглашениях, договорах, а также иных документах, которые заключаются между государствами путем поиска точек соприкосновения, а также общего мнения относительно определенного вопроса.

Международным договором признается документ, который заключается между странами - участницами действий на политической арене. В его содержании закрепляются определенные права и обязанности сторон-участниц. Особенностью такой формы соглашения является то, что оно излагается в письменном виде. В процессе создания проекта такого документа, который будет закреплять в своем содержании некоторые нормы права, ведутся переговоры, а также происходит процедура поиска компромиссов.

Все обычаи представляют собой некую практику стран - участниц действий на международной политической арене по поводу урегулирования определенного вопроса, которая была наработана годами. Позднее все обычные нормы находят свое отражение в нормативных договорах международного характера.

По предмету регулирования

Основная особенность данной группы заключается в том, что применение норм международного права осуществляется в зависимости от того, отношения в какой сфере они регулируют. В зависимости от сферы действия, нормы данного типа делятся на четыре группы: нормы права, регулирующие процесс заключения и исполнения международных договоров, нормы космического права, международного воздушного, а также в зависимости от определенной подотрасли (уголовного, административного, гражданского, хозяйственного и т.п.).

По некоторым смежным вопросам нормы одной отрасли права могут быть применены и в другой. Очень часто это можно наблюдать, когда положения, предписанные нормами гражданской отрасли, применяются при разрешении семейных споров, и наоборот.

По сфере действия

В зависимости от того, на какой территории действует та или иная норма права, она может быть отнесена к одной из групп: универсальной или локальной. Как они различаются?

В соответствии с общепризнанными принципами, нормы международного права и предписания могут быть использованы государствами на добровольных началах. На практике нередко случается так, что некоторые из них являются актуальными исключительно для определенного региона или для нескольких участников международных отношений. Такие нормы в юридической практике относятся к категории локальных. Если говорить об универсальных, то их применение актуально для преобладающего количества участников действий на международной политической арене.

По юридической силе

В зависимости от того, каким образом происходит исполнение предписанных норм сторонами, подписавшими соглашение, они могут быть разделены на императивные и диспозитивные. В чем их различие?

К числу императивных норм относятся все те, исполнение которых обязательно. Каждое правило, имеющее императивный метод регулирования, подразумевает определенное наказание (санкцию) при условии его неисполнения. Данное наказание, как правило, адресовано в сторону первых лиц государства, а также тех, по чьей вине было произведено нарушение общепринятой нормы.

Что касается диспозитивных норм, то они предполагают добровольное их исполнение, соблюдение или, наоборот, воздержание от совершения определенных действий.

Нормы частного права

При рассмотрении данного вопроса отдельное внимание также следует уделить такому понятию, как нормы международного частного права, которое также нередко встречается на политической арене.

Данное понятие подразумевает определенный спектр норм, которые широко применяются в определенном государстве как положения, предписанные его законодательством, обычаев и договоров в совокупности. Источниками таких норм являются все договоры, которые заключаются на межгосударственном уровне, принципы международного права, а также судебная практика и решения, принятые международным арбитражем. Кроем всего этого, к числу источников норм международного частного права на практике относятся кодексы и нормативные акты национального законодательства определенного государства.

К нормативному составу частного международного права следует отнести нормы двух различных характеров: материально-правовые, которые призваны урегулировать отношения с иностранными элементами, а также коллизионные, которые предназначены не для того, чтобы заниматься урегулированием конкретного правоотношения, а для отсылки к законодательству, по нормам которого решается конкретная ситуация.

Что касается методов, с помощью которых осуществляется регулирование вопросов, отведенных под группу частного международного права, то среди них различают коллизионный и материальный. Первый из них обращает к конкретной коллизионной норме в системе международного права, а второй - к материальным нормам, которые применяются в рамках национального законодательства.

Выбор редакции
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....

Волей судьбы герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо попал на безлюдный остров в океане после кораблекрушения. Сначала он растерялся, упал в...

Откуда вышел на свет глава Национальной гвардии, экс-охранник Владимира Путина Виктор Золотов, разбирался Sobesednik.ru.Попал точно в...

НПО «Квантовые технологии» — не первый опыт Романа Золотова в бизнесе. Несколько лет назад он входил в совет директоров Корпорация...
Медицинские эксперты рассматривают рак как комплекс заболеваний, связанных с различными факторами. В первую очередь, люди имеют...
Крепость Орешек — один из важнейших плацдармов обороны Российской империи вплоть до Второй мировой войны. Долгое время выполняла роль...
09сен2019 Серия - Young Adult. Нечто темное и святое ISBN: 978-5-04-103766-6, Young Adult. Нечто темное и святоеАвтор: разныеГод...
© Оформление. ООО «Издательство „Э“», 2017 © FLPA / Rebecca Hosking / DIOMEDIA © Mike Hayward Archive / Alamy / DIOMEDIA © Kristoffer...
Я жду, пока ко мне вернется голос. Вероятно, вместе с ним вернутся слова. А может быть, и нет. Может быть, некоторое время придется...