Обязанности водителей причастных к дтп. Если у вас есть каско


Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про изменения правил дорожного движения, вступившие в силу с 1 июля 2015 года . Суть нововведений состоит в том, что полностью обновлены пункты правил, относящиеся к действиям водителя во время дорожно-транспортного происшествия.

Например, начиная с середины 2015 года водители при желании могут не вызывать ГИБДД и не обращаться в страховую компанию. При этом все финансовые вопросы можно уладить на месте на вполне законных основаниях. Рассмотрим это и другие нововведения подробнее.

Общие обязанности водителей при ДТП

Первое, на что я хочу обратить Ваше внимание: начиная с 1 июля 2015 года изменилась структура пунктов правил, относящихся к ДТП. Номера пунктов правил остались теми же (2.5, 2.6, 2.6 1), однако теперь пункт 2.5 содержит общие обязанности водителей, пункт 2.6 обязанности водителя при ДТП с пострадавшими, а пункт 2.6 1 обязанности водителя в ДТП без пострадавших.

Рассмотрим обновленный пункт 2.5, регламентирующий общие обязанности водителя при ДТП :

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

  • немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • сообщить о случившемся в полицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Общие обязанности водителей изменились незначительно. Как и ранее, в случае аварии водитель обязан остановить автомобиль, включить "аварийку" и выставить знак аварийной остановки. Также запрещается перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

После того, как все вышеперечисленное выполнено, нужно определить, есть ли пострадавшие. Если пострадавшие есть, то переходим к пункту 2.6 , если их нет, то к пункту 2.6 1 .

Обязанности водителя при ДТП с пострадавшими с 1 июля 2015 года

Рассмотрим обязанности водителя при ДТП с пострадавшими:

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия нет пострадавших, водители при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося могут, предварительно составив схему происшествия и подписав ее, прибыть на ближайший пост дорожно-патрульной службы (ДПС) или в подразделение полиции для оформления происшествия.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Во многом, они похожи на старую версию ПДД, однако есть и некоторые отличия:

а) Начиная с 1 июля 2015 года полицию нужно вызвать сразу же после оказания первой помощи пострадавшим.

б) В новой редакции правил требуется освободить проезжую часть , если невозможно движение других автомобилей . Такое же требование было и в предыдущей версии правил. Однако до 1 июля 2015 года требовалось зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортных средств, а также предметов, имеющих отношение к аварии.

Начиная с 1 июля 2015 года ситуация несколько упрощена. Теперь фиксацию положения автомобилей и прочих предметов можно произвести с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Привлекать свидетелей к данному процессу не требуется.

Обязанности водителя при ДТП без пострадавших

Если во время ДТП вред причинен только имуществу (нет пострадавших), то у водителя появляются иные обязанности:

2.6 1 . Если в результате дорожно-транспортного происшествия с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только имуществу и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может быть осуществлено без участия уполномоченных на то сотрудников полиции путем заполнения водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств соответствующих бланков извещений о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

2.6 1 . Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, - если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
  • не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии - если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

Особенности оформления ДТП без пострадавших :

а) Водители обязаны освободить проезжую часть , если движению других транспортных средств создается препятствие . При этом необходимо зафиксировать положение автомобилей и предметов, имеющих отношение к ДТП, с помощью фото или видеокамеры.

Обратите внимание, при ДТП с пострадавшими проезжую часть следует освобождать лишь в том случае, когда движение других автомобилей невозможно. При ДТП без пострадавших проезжую часть нужно освободить даже тогда, когда движению других автомобилей создается препятствие.

Рассмотрим пример . Предположим, что произошло ДТП между двумя автомобилями, движущимися по соседним полосам. Дорога шестиполосная (по 3 в каждом направлении). В результате перекрыты две попутные полосы движения.

Если в данном ДТП пострадали люди, то убирать транспортные средства с проезжей части не следует, т.к. движение автомобилей возможно по последней оставшейся полосе.

Если же в ДТП пострадавших нет, то следует убрать автомобили, т.к. они создают препятствие для движения других автомобилей.

б) После того, как проезжая часть освобождена, участники ДТП должны обсудить между собой обстоятельства происшествия и понять, сходятся ли они к единой точке зрения.

в) Если имеются разногласия, необходимо сделать следующее:

Записать имена и телефоны очевидцев аварии;
- позвонить в полицию и получить дальнейшие инструкции по оформлению ДТП.

В данном случае возможны варианты. Либо сотрудники ГИБДД приедут на место аварии, либо предложат Вам проехать в отделение для оформления документов.

г) Если у участников происшествия разногласий нет, то начиная с 1 июля 2015 года полицию на место ДТП можно не вызывать .

У водителей есть следующие варианты:

- Разобраться на месте . Если повреждения незначительные и виновник ДТП согласен оплатить стоимость ремонта на месте, то теперь это можно сделать на вполне законных основаниях. После этого можно со спокойной совестью разъезжаться по своим делам. Про то, как грамотно оформить передачу денег, я расскажу в .

- Оформить документы для страховой самостоятельно . Данный способ может использоваться только в том случае, если произошло столкновение двух автомобиле и у каждого из водителей есть действующий полис ОСАГО. Подробности процедуры описаны в .

- Оформить ДТП на ближайшем посту или отделении ГИБДД с помощью сотрудников полиции. Для этого необходимо зафиксировать на фото или видео положение транспортных средств, их повреждения, расположение относящихся к ДТП предметов.

Рассмотренные сегодня нововведения направлены в первую очередь на экономию времени водителей и сотрудников ГИБДД. Ведь ни для кого не секрет, что в настоящее время ожидание ГИБДД и оформление происшествия вполне могут растянуться на несколько часов.

В завершение хочу напомнить, что новые правила оформления ДТП начали действовать с 1 июля 2015 года.

Удачи на дорогах!

Алексей-34

Сколько времени будет длиться "обязан освободить"? Как быть, если после ДТП транспортное средство не может самостоятельно передвигаться?

1. Сначала Вы должны зафиксировать положение транспортных средств и других предметов с помощью фото или видео. Если ни у одного из водителей не найдется фото или видеокамеры, то освобождение проезжей части окажется невозможным.

2. В данном случае освобождение проезжей части также невозможно.

Не думаю, что в перечисленных выше случаях будут наложены штрафы ГИБДД.

Александр-82

"движению других транспортных средств создается препятствие" в подавляющем большинстве ДТП. Если ТС остаются на проезжей части после ДТП - они по-любому могут быть подогнаны под "препятствие", если только не стоят вплотную к обочине.

Резиновая формулировка, слишком мутная.

В настоящее время некоторые страховые компании меняют условия страховых выплат за повреждение остекления автомобиля в части требования предоставления справки ГИБДД.

Интересно, "евро" протокол составлять надо на месте получения повреждения или следует просто прибыть на ближайший пост ГИБДД и заявить о случившемся?

Или Вы составляете европротокол на месте, или звоните в отдел полиции, которая или приезжает для оформления, или приглашает к себе для оформления. Но уже не европротокола. Европротокол составляется только на месте происшествия и только тогда, когда обе стороны договорились полностью.

Алексей-53

При небольшом ДТП 2-х авто с ущербом до 50 т.р. и согласием кто виноват, ГИБДД отказалось приехать, по телефону отправили к "Комиссарам", которые за 2000 руб нам на месте составили схему ДТП. Правы ли в данной ситуации сотрудники ГИБДД?

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:

Немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;

Принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать "Скорую медицинскую помощь", а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;

Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;

Сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

Комментарии Пункту 2.5 ПДД

В данном пункте достаточно подробно перечислены действия, которые должен предпринять водитель, причастный к ДТП. Причем эти действия должны выполняться именно в той последовательности, как это изложено в ПДД, и как можно быстрее.

1. Сразу же после ДТП вы обязаны:

Обездвижить своё транспортное средство;

Обозначить ТС, прибегнув к помощи аварийной световой сигнализации и знака аварийной остановки (знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности: не менее 15 м от ТС в населенных пунктах и 30 м - вне населенных пунктов).

Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию (в т.ч. осколки фар и стёкол).

2. После того, как транспортное средство обездвижено и обозначено в соответствии с ПДД, вы должны оказать все возможные меры помощи пострадавшим при их наличии. Вот тут в случае, если состояние пострадавших лиц тяжелое, а возможности доставить их в медицинское учреждение при помощи попутных транспортных средств не имеется, Правила обязывают водителя доставить туда пострадавших на собственном транспортном средстве. Предварительно водитель в присутствии свидетелей должен зафиксировать положение своего транспортного средства, а также относящихся к ДТП предметов. Сделать это можно, например, в специальном бланке извещения о ДТП, который выдается вместе с договором ОСАГО и включает в себя специальное поле для составления схемы ДТП. Желательно попросить кого-нибудь из свидетелей проследить за тем, чтобы оставшиеся на дороге предметы не были сдвинуты вплоть до вашего возвращения.

Законодательство предусматривает, что водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк извещения. Когда в аварии участвуют более двух автомобилей, извещение оформляют водители соприкоснувшихся машин.

Каждый из участников ДТП может заполнить свой бланк извещения с указанием причин, если в аварии участвуют более двух автомобилей и между водителями есть разногласия в оценке случившегося или если совместно оформить бланки невозможно (например, по состоянию здоровья водителей, в случае гибели или отказа одного из них от совместного заполнения бланка и т. д.). После заполнения бланка его подписывает каждый участник ДТП. Желательно также, чтобы бланк подписал прибывший на место ДТП инспектор ГИБДД.

3. Если положение транспортного средства делает невозможным движение других транспортных средств, Правила предписывают водителю освободить проезжую часть дороги. При этом водитель также должен в присутствии свидетелей зафиксировать положение своего транспортного средства, следов и предметов, относящихся к ДТП. Для фиксации следов ДТП рекомендуется каким-либо острым предметом отметить на дороге расположение колес в районе осей транспортного средства, чтобы потом можно было предельно точно установить его недавнее местонахождение. Рисовать мелом нежелательно, так как такие следы вскоре могут быть стерты проходящим мимо транспортом.

4. Если все перечисленные меры были приняты, можете вызвать сотрудников ГИБДД.

Примечание: водителем, причастным к ДТП, считается не только тот водитель, транспортное средство которого непосредственно участвовало в ДТП, но и водитель, чьи действия повлияли на развитие ситуации, приведшей к ДТП.

Наказания за нарушения 2.5 ПДД

За оставление места ДТП в нарушение установленных Правил водители транспортных средств несут административную ответственность по ст. 165 КоАП в виде наложения штрафа в размере от 3 до 5 МРОТ либо лишения права управления транспортными средствами на срок от двух до трех лет, либо исправительных работ от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка, а в случае если по обстоятельствам дела применение этих мер будет признано недостаточным, - административного ареста.

Советы

Обращайте внимание на правильность составления протокола и схемы аварии, так как первичные документы имеют значительный "вес" при дальнейшем разборе происшествия в отделе ГИБДД. Конечно, можно будет дополнить написанное ранее, но исправить первичные документы вы уже не сможете.

Также, если во время этого происшествия пострадали люди, то необходимо остаться на месте, чтобы оказать им первую помощь или же срочно вызвать службу скорой помощи, если полученные ранения оказались очень серьёзными.

Если пострадавшему требуется срочная медицинская помощь, то его можно отправить и до ближайшей больницы вместе с одним из попутных автомобилей.

Только потом уже можно вызывать сотрудников ГИБДД. Затем надо зафиксировать расположение абсолютно всех участников происшествия, включая все, находящиеся на месте ДТП инфраструктурные объекты. Это можно сделать при помощи видео или же фотосъемки.

Когда из-за аварии затруднено движение других участников движения, то проезжую часть необходимо освободить. Но, если объехать ТС можно и со стороны обочины, а также есть пострадавшие, то лучше оставить всё как есть. Если есть очевидцы случившегося, также нужно обязательно записать их контактные данные.

При ДТП делать нельзя:

  • покидать место аварийного происшествия;
  • менять местоположение своего ТС после аварии;
  • удалять следы произошедшей аварии;
  • иметь просроченные или поддельные полисы страхования или не иметь их вообще ( или же КАСКО);
  • давать ложные показания сотруднику ГИБДД или же представителю страховой организации;
  • пытаться расплатиться наличными средствами после ДТП;
  • игнорировать получение документации, оформленной предварительно.

За уезд с места аварии участник ДТП может быть арестован или же лишиться своих водительских прав на год — полтора года. Но, стоит заметить, что если сильно пострадавших нет, и скорая не едет, то можно раненого отвезти в больницу и самому. Это не будет считаться преступлением или покиданием места происшествия. Более того, если этого не сделать в данной ситуации, то можно нарваться и на дополнительный штраф.

Какие травмы могут быть получены при ДТП

Отдельно хотим выделить травмы, полученные вследствие ДТП. Они бывают следующих видов:

  • выпадение при движении из самого ТС;
  • сдавливание частей тела элементами автомобиля или удар об эти элементы в самом его салоне;
  • переезд человека одним или же несколькими колесами;
  • зажатие (сдавливание) тела между частями авто и другими предметами;
  • удар, полученный от любого элемента авто конструкции при непосредственном столкновении с самим человеком;
  • и комбинированные виды травм.

Согласно статистике: в 60% всех происходящих случаев ДТП у пострадавших обнаруживаются различные травмы головы (включая сотрясение мозга), в 10% случаев – ушибы и переломы нижних конечностей, и чуть менее распространёнными являются травмы верхних конечностей.

Особенно опасными травмами считаются:

  • травмы позвоночника;
  • головы;
  • груди;
  • раны шеи;
  • органов грудной клетки;
  • рёбер;
  • брюшной полости.

Основные причины смерти при авариях, согласно статистики:

  • черепно-мозговая травма;
  • сочетание сильного кровотечения (особенно внутреннего) и наступившего шока;
  • повреждения, которые уже не совместимы с человеческой жизнью.

Гражданская ответственность за ДТП

Согласно Гражданскому Кодексу РФ, а именно статье под номером 1079 лицо, нанесшее ущерб другому лицу из-за ДТП, должен его компенсировать. Причём, как в материальном, так и в моральном плане.

Иногда эта обязанность возлагается сразу на нескольких лиц, к примеру, на самого водителя и владельца ТС, который собственноручно его предоставил виновнику ДТП и стал невольным соучастником.

Помните, что передавая управление своим авто другому человеку, даже по доверенности, гражданскую ответственность, в случае причинения ущерба, вы с себя не снимаете.

Административная ответственность

Под административную ответственность подпадают все нарушения дорожных правил, которые угрожают безопасности движения, а соответственно, и жизни, и здоровью окружающих. Но это касается только материального ущерба и нанесения лишь лёгкого или же среднего вреда здоровью пострадавшего.

За причинение вреда лёгкой степени, согласно ст. 12.24 ч.1 КоАП , предусмотрено одно из следующих мер наказаний:

  • штрафные санкции – от 2,5 тыс. руб. до 5 тыс. руб.;
  • лишение прав на срок от одного года до полутора лет.

За причинение вреда средней степени тяжести, согласно части 2 ст. 12.24 предусмотрено одно из следующих мер наказаний:

  • штрафные санкции – от 10 тыс. руб. до 25 тыс. руб.;
  • лишение прав на срок от полутора до двух лет.

Помимо этого, если ущерб составил более полумиллиона, то сумму его превышающую потерпевшему также должен выплатить виновник дорожного происшествия. Поскольку страховая компания, согласно максимальной установленной сумме страхования, компенсирует урон только до 500 тыс. руб.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность при ДТП для его виновника, согласно Уголовному Кодексу РФ, наступает, когда в следствии нарушения правил дорожного движения:

  • причинён тяжкий вред здоровью человека;
  • наступила смерть другого человека;
  • авария унесла жизни двух и более людей.

В зависимости от обстоятельств, меры наказания при ДТП с пострадавшими могут сильно варьироваться.

При нанесении тяжкого вреда здоровью, меры наказания следующие:

  • ограничение свободы нарушителя — до трёх лет;
  • принудительные работы для виновника — до двух лет;
  • лишение этого виновника прав – до трёх;
  • его арест – до шести месяцев;
  • лишение виновника ДТП свободы — до двух лет и лишение прав до трёх лет.

За нанесение тяжкого вреда здоровью находясь в состоянии опьянения:

  • принудительные работы — до трёх лет;
  • лишение нарушителя его свободы — до четырёх лет.
  • а также лишение прав виновника ДТП сроком до трёх лет – при любой из мер наказания.

За ДТП, повлекшее смерть другого человека, меры наказания для виновника следующие:

  • принудительные работы — до четырёх лет;
  • лишение его свободы — до пяти лет.
  • если в результате ДТП человек погиб, а виновник находился в состоянии опьянения, мера наказания:
  • лишение виновника аварии свободы — до семи лет и лишение его воительских прав до трёх лет.
  • при наступлении смерти двух и более человек в связи с аварией, меры наказания для виновника следующие:
  • принудительные работы — до пяти лет;
  • лишение осуждённого его свободы — до семи лет.

А также лишение прав виновника ДТП сроком до трёх лет – при любой из мер наказания.

  • при наступлении смерти двух и более человек в связи с аварией, меры наказания для виновника, находящегося в состоянии опьянения, следующие:
  • принудительные работы — до семи лет;
  • лишение нарушителя его свободы — до девяти лет.

А также лишение прав виновника ДТП сроком до трёх лет – при любой из мер наказания.

Если пассажир, пешеход или другой участник движения (кроме субъектов из ст.263 и 264 настоящего Кодекса) нарушил правила эксплуатации транспортного средства или же безопасности, и это в свою очередь, привело к получения тяжкого вреда другому человеку (его здоровью) по неосторожности, меры наказания будут следующими:

  • ограничение нарушителя свободы — до трёх лет;
  • принудительные работы для него — до двух лет;
  • его арест — до четырёх месяцев,
  • лишение нарушителя его свободы — до двух лет.

За нарушения, рассмотренное в первой части данной статьи, если ДТП повлекло смерть другого участника движения по неосторожности, наказание следующее:

  • ограничение нарушителя свободы — до трёх четырёх лет;
  • принудительные работы для него — до четырёх лет;
  • лишение нарушителя его свободы, также — до четырёх лет.

За нарушения, рассмотренное в первой части данной статьи, если оно повлекло смерть двух и более участников движения по неосторожности, наказание следующее:

    • принудительные работы для виновника — до пяти лет;
    • лишение нарушителя его свободы — до семи лет.

Как выявляется состояние пострадавшего

Степень причиненного вреда человеческому здоровью определяется исключительно судебным медицинским экспертом. Он, в свою очередь, основывается на проведённом им осмотре самого пострадавшего и длительности восстановительного периода в результате проведения лечения.

Признаки и классификацию степеней тяжести наглядно можно посмотреть в нижеприведённой таблице.

Таблица. Возможные последствия травм для каждой степени тяжести причинённого вреда здоровью участника движения

Степени тяжести Признаки Результат
Легкая Восстановление более на 95% и более
  • Расстройство здоровья не более чем на 21 день.
  • Утрата трудоспособности пострадавшего не более, чем на 5 %.
Средняя
  1. Восстановление здоровья на 70% и более.
  2. Нет опасности для человеческой жизни.
  • Расстройство здоровья более чем на 21 день.
  • Утрата трудоспособности пострадавшего не более, чем на 30 %.
Тяжёлая
  1. Тяжкие
    последствия.
  2. Опасность для жизни.
  • Полные слепота, немота или глухота.
  • Потеря какого-либо органа или же нарушение его работоспособности.
  • Общее тяжелое состояние в результате развития патологий.
  • Бесплодие.
  • Обезображивание лица.

Условия освобождение виновника от ответственности

Давайте теперь посмотрим, в каких же случаях виновник может избежать ответственности. А их всего два: нарушения, допущенные в ходе самого оформления приговора и примирение всех участников происшествия.

Ошибка в приговоре

В ходе рассмотрения дел по ст. 264 УК РФ, судья должен указывать в самом приговоре, что именно привело к наступлению указанных в настоящей статье последствий.

Другими словами, какие конкретно пункты ПДД или же правил эксплуатации ТС были нарушены. Если он этого не сделает по какой-либо причине, то этот приговор можно будет отменить, подав апелляцию.

Бывают ситуации, когда обвинительный акт содержит пункты из вышеуказанных правил, которые на самом деле нарушены не были, и было, выяснено что, то что произошло по факту, в действительности, не соответствует тому, что было установлено в ходе судебного заседания.

В этом случае, согласно положениям ст. 237 Уголовно-процессуального Кодекса , можно подать ходатайство о том, чтобы данное дело было возвращено непосредственно прокурору для того, чтобы тот предъявил обвинение с указанием уже тех пунктов правил, привлёкших к последствиям, указанных в ст. 264 УК, что в ДТП на самом деле имели место быть.

Примирение

Также законодательство РФ допускает, что стороны могут примириться при любом преступном деянии средней тяжести. Но, в любой конкретной ситуации решение о закрытии дела, в связи с примирением сторон, судом принимается отдельно.

Всё зависит от конкретного региона и даже судьи, поскольку это его право, а не обязанность. И в судебном разбирательстве будут рассмотрены и учтены все факторы, влияющие на возможное наказание, несмотря на желание сторон расстаться мирно.

Заключение

Прочитав данную статью, вы узнали, какие и для кого предусмотрены меры ответственности за определённые последствия при ДТП, особенно, предусмотренные Уголовным Кодексом. Так что будьте аккуратны на дорогах, независимо от того, являетесь вы водителем или пешеходом. Не стоит нарушать правила дорожного движения и безопасности.

Многие организации, даже не связанные напрямую с перевозками, используют при осуществлении своей деятельности автотранспорт. И к сожалению, бывает так, что транспортное средство предприятия попадает в аварию.

А когда случается ДТП необходимо его служебное расследование на предприятии. Сразу скажу, что оно обязательно для всех компаний и ИП. А игнорирование его проведения грозит проблемами с надзорными органами и не только.

Это Кулик Илья, и сейчас я расскажу вам, что такое служебное расследование при ДТП и как его правильно проводить. Готовы? Поехали!

При любой дорожной аварии сотрудники ГИБДД, а при тяжёлых последствиях и следственных органов, проводят расследование с целью определить причины и обстоятельства аварии, чтобы точно определить виновность в аварии и каждого участника аварии.

Но когда происходит ДТП, в которое попадает транспортное средство, владелец которого – организация или индивидуальный предприниматель, необходимо ещё служебное расследование, проводимое силами предприятия. Касается оно в первую очередь на изучение обстоятельств, касающихся автомобиля организации и направлено на предотвращения в дальнейшем подобных инцидентов.

В ходе служебного расследования выявляются:

  • обстоятельства , возникшие до аварии;
  • причины случившегося , в том числе внешние факторы;
  • последствия ДТП ;
  • лица, имеющие отношение к аварии (водитель, технические сотрудники и т. д.), предварительная вина каждого из них;
  • недочёты в работе организации , из-за которых стало возможно ДТП.

Чем регламентируется служебное расследование ДТП на предприятии

Обязательность расследования установлена Федеральным законом №196. В абзаце 6 п.1 ст. 20 этого законодательного акта говорится, что юр. лица и частные предприниматели обязаны «анализировать и устранять причины ДТП», произошедшие с участием их ТС.

Хочу отметить, что это положение относится ко всем организациям, эксплуатирующим автотранспорт, даже если их основная деятельность далека от перевозок, и ко всем авариям, независимо от их тяжести, и размера ущерба.

Учёт происшествий

Правила учёта установлены постановлением Правительства РФ №647. Соответствие этих правил Закону №196-ФЗ подтверждено судом, они обязательны для всех. Независимо от места происшествия с участием ТС организации, оно должно быть учтено, а сообщить о нём обязательно нужно в ГИБДД по месту нахождения компании. Форма учёта установлена в 1996 году Приказом Минтранса №22.

Каждый месяц данные о происшествиях должны сверяться с информацией в отделах ГИБДД. И надзорные органы законно требуют исполнение этого положения проверяют это.

Служебное расследование

Необходимость служебного расследования и учёта ДТП на предприятии устанавливает также пункт 111 Приказа Минавтотранса РСФСР от 9 декабря 1970 г. № 19.

А собственно служебному расследованию посвящён Приказ Минавтотранса РСФСР от 29.04.1990 №49, утвердивший Положение о порядке проведения служебного расследования, в нём достаточно подробно описывается методика разбора происшествия. Не удивляйтесь давности приведённых документов. Они действуют до сих пор и обязательны к исполнению.

Непосредственно по каждому ДТП руководитель предприятия издаёт приказ, в котором уже конкретно прописаны кто, в какой срок и что должен установить.

Цели расследования

Согласно Приказу Минавтотранса №19 служебное расследование необходимо для:

  • установления обстоятельств и причин случившегося;
  • выявления нарушений нормативных документов, правил, инструкций;
  • разработки мероприятий по недопущению в дальнейшем ДТП.

Исходя из этих целей и действует комиссия по разбору.

Кто проводит служебное расследование

Приказом руководителя фирмы создаётся комиссия, которая должна расследовать происшествие. Обычно в неё входят трое: один председатель и члены комиссии. Председателем обычно становится руководитель предприятия или его заместитель, обязательно в состав входит лицо, отвечающее за БДД.

Привлекаются обычно сотрудники кадровой службы, технические работники, могут быть привлечены и сторонние специалисты. Непосредственный начальник водителя, попавшего в ДТП не должен быть членом комиссии в целях объективности.

Сроки служебного расследования

Срок для служебного расследования руководителем предприятия установлен равный пяти дням, независимо от тяжести аварии. Руководители территориальных производственных объединений, когда в аварии погибло более 2 или пострадало больше 4 человек должны завершить расследование за 7 суток.

В особо крупных авариях, когда погибает 7 или больше человек или получают ранение больше 14 человек и расследование ведётся уже на региональном уровне, оно может занимать и до 10 дней. Как видите, сроки небольшие, но для выполнения поставленных целей их вполне достаточно.

Как проходит служебное расследование

Начинать расследование нужно с места происшествия. Сразу как руководство компании узнало о ДТП с участием их ТС, на место должен выехать сотрудник, обычно это специалист по БДД. На этом этапе действия сотрудника сходны с поведением обычного водителя, только ответственность он несёт большую, поэтому и делать всё должен тщательнее.

То есть первым делом оказывается помощь пострадавшим (если они есть) и доставка их в медучреждение, делается всё возможное для сохранения следов аварии и предотвращения вторичных происшествий. Не надо забывать и про поиск очевидцев.

Этап первый – сбор информации

Необходимо зафиксировать как можно больше сведений о происшествии, чтобы было что анализировать. Желательно заранее разработать определённую форму, чтобы в экстренной ситуации не забыть зафиксировать важные моменты.

Можно использовать как образец бланки, используемые правоохранительными органами при или воспользоваться , которую самостоятельно разработал для себя один практикующий специалист по БДД, и любезно предоставил её всем желающим.

Необходимо осмотреть место инцидента и участвовавшие в нём ТС, узнать информацию у участников происшествия, очевидцев, сотрудников правоохранительных органов, оформляющих аварию. В общем, как можно более детально выяснить все делали случившегося.

Что изучается на месте аварии

Для служебного расследования нужно зафиксировать:

  • дату и точное время случившегося;
  • место происшествия , не забыть зафиксировать плохие дорожные условия;
  • сведения о ТС , включая номерной знак;
  • число пострадавших (если есть) и характер телесных повреждений;
  • сведения о водителе-работнике предприятия , а по возможности и о других участниках аварии;
  • психофизическое состояние водителя (принимается только оценка, данная врачом);
  • на каком часу рабочего дня водителя произошло ДТП;
  • какова была цель поездки;
  • вид перевозки (пригородные, междугородние и т. д.);
  • нет ли отклонений от положенного маршрута , по назначению ли было использовано ТС;
  • вид ДТП ;
  • погоду , осадки, освещённость;
  • дорожные условия , обстановку.

Не стоит забывать и про фото- видеосъёмку. Нужно сделать чёткие фотографии, позволяющие определить:

  • место происшествия , то есть общий план;
  • положение ТС после аварии;
  • следы , позволяющие установить обстоятельства происшествия
  • повреждения автомобилей;
  • госномера участвовавших авто;
  • обстоятельства происшествия , то есть фиксация разметки, знаков, светофоров и т. п.

Все эти сведения также следует зафиксировать письменно и по необходимости настоять о внесении в документы, оформляемые ГИБДД.

А также нужно осмотреть водительские документы сотрудника компании, попавшего в ДТП, а также бумаги на ТС, на перевозимый груз, а также путевой лист и т. д.

Взаимодействие с ГИБДД

Принимайте участие в оформлении аварии работниками ДПС. Во-первых, у них можно выяснить некоторые обстоятельства происшествия, во-вторых, необходимо следить за правильность составления ими документов, схемы происшествия.

Внимательно читайте документы. Если не согласны с чем-то, есть положения, вызывающие вопросы, выясняйте всё, просите внести изменения. Если инспектор не принял во внимание ваши замечание, водитель обязательно должен указать это в объяснении.

По возможности надо снять копии с оформляемых автоинспектором , они нужны для расследования, то есть получить копии в любом случае необходимо, но можно сделать это и несколько позже. Обычно это делается через отправку письма начальнику подразделения ГИБДД с просьбой выдать копии бумаг для служебного расследования.

Этап второй – проведение расследования

После этого начинается собственно расследование. На его протяжении нужно сотрудничать с ГИБДД, а также организациями, относящимся к дорожным службам. Когда есть пострадавшие работники, привлекаются представители профсоюза.

В процессе проведения изучается и анализируется вся собранная информация. Нужно определить действия участников происшествия до столкновения, оценить их с точки зрения ПДД, определить причины случившегося, сделать свой вывод о виновности каждого участника происшествия.

Определяются:

  • обстоятельства и явные причины случившегося;
  • причины возникновения аварийной ситуации . Особое внимание стоит уделить расследованию, когда водитель на момент аварии оказался нетрезвым. В этом случае тщательно изучается также вопрос, как получилось так, что водитель выехал на служебном автомобиле в таком состоянии.

Оцениваются:

  • действия водителя на соответствие ПДД;
  • дорожные условия с точки зрения оказания ими влияния на возможность возникновения ДТП;
  • взаимосвязь между инцидентом и упущениями со стороны организации по обеспечению БДД.

Проверка обеспечения безопасности со стороны предприятия

Так как одной из целей расследования является устранение в дальнейшем причин аварии, исследованию работы организации по БДД надо уделить особое внимание. Для этого нужно проверить:

  • соблюдение правил перевозок , режима труда водителя;
  • замечен ли ранее водитель в нарушении ПДД , трудовой дисциплины;
  • как организовано на предприятии обучение и повышение мастерства водителей;
  • какие меры применяются внутри организации к провинившимся водителям;
  • изучались ли дорожные условия на маршрутах следования, и делались ли попытки устранения недостатков;
  • нормируется ли скорость для водителей на маршрутах;
  • каково было техническое состояние ТС до рейса, кто его проверял, кто и когда проводил обслуживание и ремонт, заявлял ли водитель о неисправностях;
  • как организовано техобслуживание на предприятии.

Исходя из причин происшествия и выявленных недочётов, необходимо разработать меры по повышению БДД при эксплуатации автомобилей фирмы (ИП).

Акт служебного расследования ДТП + образец заполнения

Итогом работы комиссии по расследованию становится составление Акта служебного расследования, составляемого и подписываемого всеми членами комиссии. Пример заполнения можно скачать .

Подойдите к оформлению Акта со вниманием, особенно при сложных авариях. При необходимости материалы расследования можно будет использовать в суде для доказывания невиновности водителя организации.

Примечание. Выводы комиссии о виновности водителя имеют предварительный характер. Установить виновность может только суд.

А также в некоторых случаях им интересуются следственные органы, для получения более полной информации о ДТП. И не исключено, что вы заметите и зафиксируете то, что ускользнуло от взгляда работников госорганов, но имеет важное значение для определения невиновности вашего работника.

Что пишется в Акте

В первом разделе Акта приводится состав комиссии, общие сведения о ТС, попавших в аварию водителях, обстоятельствах ДТП.

В третьем разделе пишутся сведения о дорожных условиях, покрытии, видимости в момент происшествия. Указываются, если были, неудовлетворительные условия, несоответствие дорожного полотна и инфраструктуры нормативным актам.

Четвёртый раздел – информация о водителе. Помимо прочего, должны быть сведения о стаже и опыте работы, отдельно – на конкретной модели ТС, о прохождении переподготовки, о состоянии здоровья перед аварией, о ранее налагавшихся взысканиях за нарушение ПДД, других правил, попадал ли раньше в ДТП.

В пятом разделе указываются сведения о транспортных средствах, попавших в аварию. Особое внимание уделяется техническому состоянию, прохождению ТО. Приводятся имеющиеся данные о ТС другого участника происшествия.

Шестой раздел – состояние проводимой на предприятии работы по обеспечению БДД. Указываются выявленные в ходе проверки недостатки, даётся оценка эффективности.

Выводы, приложения, и форма учёта

И последний, седьмой раздел, содержит выводы. Указывается, что именно, по мнению комиссии, стало причиной аварии, предлагаются меры и методы для предотвращения в дальнейшем происшествий.

К Акту разбора прилагаются:

  • копии документов из ГИБДД , включая схему;
  • объяснения водителей и должностных лиц компании, а также другие документы, уточняющие обстоятельства произошедшего;
  • информацию о пострадавших .

Помимо Акта расследования, заполняется также форма учёта ДТП. Саму форму можно скачать по . Вся информация для её заполнения уже будет прописана в Акте.

Подведём итоги

  • должно быть учтено и расследовано любое ДТП , случившееся с транспортными средствами, которыми владеет предприятие;
  • создаётся специальная комиссия ;
  • 5 дней – срок расследования в большинстве случае;
  • раз в месяц организация должна сверять имеющиеся у неё данные о ДТП со сведениями правоохранительных органов;
  • в процессе расследования на предприятии выясняются обстоятельства и причины аварии, выявляются нарушения со стороны сотрудников, предлагаются меры по улучшению БДД.

Заключение

Служебное расследование по факту ДТП – это обязанность каждой фирмы или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего транспорт. И за соблюдением предписанных законами нормативными актами требований следят надзорные органы. Так что не забывайте про служебное расследование.

Вопросы по теме статьи пишите в форме для комментариев. А также рассказывайте о своём опыте по проведению расследованию на предприятии, он будет полезен другим.

Видео-бонус: 5 мифических существ, снятых на камеру.

На этом статья окончена. Не забывайте про подписку на рассылку – она действительно поможет сэкономить время. А также поделитесь статьёй с друзьями и коллегами в соцсетях – уверен, они будут вам благодарны. Всем удачи!

П. С.: Изображения в статье с этой страницы: drive2.ru/r/landrover/1162130. На фотографиях Land Rover Range Rover, а также Porsche Cayenne.

Выбор редакции
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...