Основы конституционного строя российской федерации. Политическая система рос общества как механизм народовластия: понятие и стуктура


Тема 4. Теоретические основы конституционализма

4.1.Понятие, сущность и юридическая природа, функции и виды Конституции.

4.2. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок.

4.2 Конституция и конституционное право

4.3. Конституция и международное право

4.4. Конституционализм и конституционно-правовая политика в современной России

4.5. Развитие конституционной доктрины

4.6. Конституционность и конституционный порядок

4.7. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок.

4.8. Толкование Конституции РФ.

4.9. Охрана и защита Конституции.

4.10 Конституции и уставы субъектов РФ.

4.11. Конституционно-правовая ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности. Основания конституционно-правовой ответственности. Юридические источники конституционно-правовой ответственности. Состав конституционно-правового нарушения. Объекты и субъекты конституционно-правового нарушения. Меры конституционно-правовой ответственности (виды санкций). Проблемы повышения эффективности конституционно-правовой ответственности.

РАЗДЕЛ III.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Определение конституционного строя. Соотношение понятий: конституционный строй, государственный строй, общественный строй. Понятие гражданского общества. Соотношение гражданского общества и государства.

Понятие и структура основ конституционного строя Российской Федерации. Правовые особенности основ конституционного строя. Институты основ конституционного строя Российской Федерации.

Закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ. Особенности юридической силы основ конституционного строя Российской Федерации.

Тема 6. Народовластие – основа конституционного строя Российской Федерации

6.1. Понятие и формы демократии

Демократия как система ценностей. Принятие решений большинством при уважении прав меньшинства. Свобода. Равенство индивидов. Соотношение свободы и равенства. Либеральная, коллективистская, плюралистическая концепции демократии. Приоритет прав человека над правами государства.

Демократия как механизм управления. Плюрализм. Выборность. Разделение властей. Верховенство правового закона.

6.2. Непосредственная демократия в системе народовластия. Понятие непосредственной демократии. Ж.Ж. Руссо о непосредственной демократии. Достоинства и недостатки непосредственной демократии по мнению ее сторонников и противников.



6.3. Виды институтов непосредственной демократии

А) Референдум. Понятие и виды референдума. Отличие референдума от выборов, опроса, плебисцита, обсуждения.

Правовое регулирование референдума в РФ. Субъекты права на референдум. Круг вопросов референдума. Стадии референдума.

Подведение итогов референдума.

Б) Опросы. Понятие опроса граждан. Юридическая сила результатов опроса. Назначение опроса в системе институтов непосредственной демократии. Финансирование опроса.

В) Публичные слушания. Цель и предмет публичных слушаний. Порядок организации и проведения публичных слушаний.

Г) Наказы избирателей. Понятие наказов избирателей. Порядок принятия и реализации решения о наказах избирателей.

Д) Отчеты депутатов. Понятие и периодичность отчетов.

Е) Отзыв депутатов и выборных должностных лиц . Понятие и основания отзыва депутатов и выборных должностных лиц. Стадии отзыва.

Ж) Общие собрания граждан. Цель и порядок проведения.

З) Сходы граждан. Цель и порядок проведения.

И) Правотворческая (законодательная) инициатива. Понятие,

предмет, субъекты, адресаты правотворческой (законодательной) инициативы. Порядок ее рассмотрения. Виды решений по правотворческой (законодательной) инициативе.

К) Обращения граждан. Круг субъектов права на обращения. Виды обращений. Порядок их рассмотрения.

Л) Петиции. Понятие, предмет, порядок рассмотрения петиций. Виды решений по петициям граждан.

М) Собрания и публичные мероприятия . Организаторы публичных мероприятий, их обязанности. Участники публичных мероприятий, их права и обязанности. Места проведения публичных мероприятий. Обязанности компетентных органов по взаимодействию с организаторами публичных мероприятий.

4.Представительная демократия в системе народовластия.

Понятие представительной демократии. Виды представительной демократии. Императивный, свободный, полусвободный мандаты депутатов. Достоинства и недостатки представительной демократии. Соотношение непосредственной и представительной демократии. 5.

5.Человек – высшая ценность. Естественно-правовая и позитивная концепции взаимоотношений личности и государства. Закрепление в Конституции Российской Федерации 1993 г. нового типа взаимоотношений государства и личности. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность российского государства.

Основы конституционного строя - это основополага­ющие начала, составляющие идейную и нормативную базу всей системы конституционного права. Они представляют собой концентрированно выраженные и общепризнанные нормы поведения субъектов конституционного права по поводу наиболее важных вопросов: определения формы правления, государственного устройства, политического режима, конституционно-правовой регламентации отно­шений в основных подсистемах общества, обеспечивая их взаимодействие.

Основы конституционного строя - это императивные нормы, обладающие особой юридической силой. Это под­тверждается усложненной процедурой их изменения и до­полнения. Так, в соответствии со ст. 135 Конституции РФ положения гл. 1 не могут быть пересмотрены российским парламентом. Такое право предоставлено Конституцион­ному Собранию, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой кон­ституции. Этот проект принимается двумя третями голо­сов от общего числа членов Конституционного Собрания или выносится на всенародное голосование. Положениям гл. 1 Конституции РФ должны соответствовать все другие нормы конституционного права, в том числе создаваемые в договорной практике Российского государства.

Выделяют три уровня основ конституционного строя:

1) базовые ценности, на которые ориентируется общество в развитии конституционного строя;

2) основные принципы, выступающие в качестве руководящих для конкретных сторон конституционного строя и отрасли конституционного права;

3) конституционно-правовые институты и нормы, через которые упомянутые выше ценности и принципы получают непосредственное обоснование, закрепление и определя­ющее юридическое значение.

Предложенные уровни образуют систему: ценности ле­жат в основе принципов, а последние конкретизируются в институтах и нормах, что придает в итоге всей системе правовую значимость.

Единый комплекс норм, который составляют основы конституционного строя, обладает рядом специфических черт, присущих данному институту конституционного пра­ва. А именно:

Основополагающее, фундаментальное, обобщающее значение;

Политико-правовой характер;

Нормативность и общеобязательность;

Юридическое верховенство по отношению ко всем остальным положениям Конституции и других нормативных актов государства;

Сжатость и концентрированность изложения;

Общепризнанность;

Целостность и устойчивость, особый порядок изменения.

Исходя из особой юридической силы основ конституци­онного строя можно говорить об особой юридической при­роде норм гл. 1 Конституции РФ по отношению ко всем остальным нормам, в том числе и конституционным. Так, в случае коллизии между Конституцией РФ и иными актами Конституционный Суд РФ вправе решить дело, основыва­ясь на смысле статей гл. 1 Конституции РФ.

Впервые перечень основных элементов конституционно­го строя РФ был закреплен в Декларации о государствен­ном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., получившей дальнейшее развитие в Конституции РФ.

1. Государственный суверенитет РФ (ст. 1, 4 Консти­туции РФ). В науке конституционного права обычно раз­личаются понятия народного, национального игосудар­ственного суверенитета. Это взаимосвязанные понятия. Полновластие народа и нации, выражающееся в свобод­ном, самостоятельном определении ими форм их полити­ческого, социального и духовного бытия, лежат в основе государственного суверенитета. Народный, национальный суверенитет являются основой суверенитета государства, а последний в свою очередь выступает как политико-юри­дическая форма выражения полновластия народа и суве­ренной воли наций и народностей.

Суверенитет не есть сама власть, это - важнейший ор­ганизационно-политический и функциональный принцип и условие государственной власти, обеспечивающий верхо­венство и полновластие народа, самостоятельность и сво­боду нации в установлении своего политического статуса и определении экономического, социального и политическо­го развития, а также территориальное верховенство госу­дарства и его независимость во внешних сношениях.

Российская Федерация как суверенное государство яв­ляется полноправным субъектом международного права, представляет собой демократическое федеративное право­вое государство с республиканской формой правления. В соответствии с принципом суверенного равенства госу­дарств Российская Федерация обязана уважать суверени­тет других государств. В пределах собственной территории Россия вправе осуществлять государственную власть, ре­шать важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Государственным суверенитетом в России обладает только сама Российская Федерация, а не ее субъекты.

2. Приоритет прав и свобод человека (ст. 2, 6 Конститу­ции РФ). Идея прав человека является связующим звеном и главным содержанием Конституции РФ, ст. 2 которой рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым выдвигая личность на перед­ний план.

Современные демократические правовые государства провозглашают приоритет человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям. Права и свободы во многом определяют место человека в обществе, его взаимосвязи с государством, цель деятельности которо­го состоит в обеспечении интересов человека.

Утверждение прав и свобод человека в качестве высшей ценности невозможно без обязанности государства не толь­ко признавать, но и неукоснительно соблюдать и защищать эти права и свободы.

Государство обязано создавать систему защиты прав и свобод, в которую были бы включены судебные и админи­стративные органы, парламентские и президентские струк­туры, а также устанавливать четкие юридические процеду­ры такой защиты.

3. Народовластие (ст. 3, 12 Конституции). Демократия - это форма правления, в условиях которой сам народ осуществляет свой суверенитет. Само понятие «народ» - это собирательное понятие, конструкция человеческого разума. В ст. 3 говорится о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является народ. Это означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответствующие полномочия на определенных им же условиях.

Суверенитет народа - это первоисточник власти, право на развитие в той форме, которую выбирает само общество. Народ представляет собой совокупность индивидов, в то же время не отождествляя себя ни с одним из них. Данная раз­новидность суверенитета существует для наиболее полного обеспечения прав составляющих его людей, а не наоборот.

Способами осуществления народного суверенитета яв­ляются: создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к другому государству или объ­единение с ним, установление любого другого политическо­го статуса, свободно определенного народом.

Воля народа является единственным базисом демокра­тического государства, от нее исходит мандат на устройство государственной власти и любые изменения ее формы. Об­щество может оказать сопротивление любой попытке на­сильственного свержения конституционного строя.

Народовластие также предполагает и такую форму его осуществления, как местное самоуправление. Российское государство в соответствии с требованиями Европейской Хартии местного самоуправления (15 октября 1985 г.) бе­рет на себя обязательство содействовать реализации и за­щищать право на местное самоуправление.

4. Федерализм (ст. 5 Конституции РФ). Россия является
федеративным государством, территория которого состоит
из территорий субъектов РФ.

Для России оптимальной формой национально-государ­ственного устройства является федерация, позволяющая из­бежать сверхцентрализации, которая, как показывает исто­рический опыт, может привести к авторитарному режиму.

Федерализм в России обусловлен рядом причин:

Огромной территорией;

Спецификой экономического развития отдельных регионов;

Этническим многообразием населения;

Социокультурными различиями.

В соответствии с Конституцией РФ федерализм в нашем государстве основан на закреплении права на самоопреде­ление и самоуправление наций в составе России. Особое значение в этом контексте имеет положение о том, что во взаимоотношениях с федеральными органами государствен­ной власти все субъекты РФ между собой равноправны. По­следнее, к сожалению, не всегда соблюдается на практике.

5. Социальное государство (ст. 7 Конституции РФ). Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором государственная власть подчинена правам человека и гражданина.
Главное назначение социального государства - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Такое государство берет на себя обязанность о социаль­ной справедливости, благополучии своих граждан, их соци­альной защищенности.

Важнейшим условием для реализации прав и свобод гражданина является проведение социальной политики, признающей за каждым членом общества право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния каждого человека и его семьи, когда он работает, а также в случаях безработицы, болезни, инвалидности, старости. Социальная политика должна быть направлена на то, чтобы трудоспособные граждане собствен­ными усилиями достигали нормального материального до­статка для себя и своей семьи, а социальную защиту от госу­дарства получали бы лишь те категории населения, которые в любом обществе признаются социально уязвимыми.

6. Многообразие и свобода экономической деятельности
(ст. 8,9 Конституции РФ). Российское государство признает
частную, государственную, муниципальную и иные формы
собственности, обеспечивая их равную правовую защиту.

Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно, вместе с тем общество и государ­ство, используя законодательство и социальные нормы мо­гут оказывать на них существенное влияние.

Конституция закрепляет новое для России право - право частной собственности, в том числе и на землю. Одним из важнейших проявлений свободы личности является свобода предпринимательской и иной экономической деятельности, гарантией которой выступает запрет на монополистическую Деятельность и недобросовестную конкуренцию.

7. Разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ). Основополагающим условием установления демократиче­ского режима и его функционирования является последо­вательное проведение в жизнь идеи разделения властей. Трем основным функциям государственной власти - за­конодательной, исполнительной и судебной корреспон­дируют соответствующие органы государства. В целях предотвращения злоупотребления властью все три ветви государственной власти должны быть независимыми, само­стоятельными и взаимно уравновешивающими друг друга. Разделение властей действует как по горизонтали (Феде­ральное Собрание РФ - Правительство РФ - судебные органы РФ), так и по вертикали (федеральные органы вла­сти - органы государственной власти субъектов РФ).

Необходимо особо отметить, что сама государственная власть едина, ее единственным источником в Российской Федерации является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваи­вать себе полномочия по осуществлению суверенной го­сударственной власти. Речь в данном случае идет только о распределении функций и ответственности между различ­ными государственными органами: законодательными, ис­полнительными и судебными.

Конституционный принцип, в соответствии с которым «государственная власть в Российской Федерации осущест­вляется на основе разделения на законодательную, испол­нительную и судебную», предполагает создание органов, представляющих каждую ветвь власти.

В пределах своей компетенции по осуществлению ука­занных функций эти государственные органы самостоя­тельны и независимы, но при этом они не могут не взаи­модействовать друг с другом. Таким образом, каждая ветвь следит за тем, чтобы другая действовала только в пределах отведенных ей полномочий. Такая система взаимоограниче­ний получила название «система сдержек и противовесов» и в той или иной мере применяется в большинстве демо­кратических государств.

Принцип разделения властей является фундаментальным для всего правового регулирования государственной и обще­ственной жизни России, так как в юридической форме определяет те важные качественные связи, которые свойственны ее организации. Для обеспечения его реализации предусмот­рены соответствующие материальные, политические, соци­альные и правовые гарантии. Другими словами, принцип разделения властей находится под защитой государства, во­площая в себе политико-правовое правило разумной и спра­ведливой организации государственной власти.

Принцип разделения властей регулирует обширный круг общественных отношений, связанных с осуществлением государственной власти, распределением властных полно­мочий между государственными органами, разрешением конфликтов между ветвями власти, организацией государ­ственного механизма, формированием правового государ­ства и гражданского общества и т.д. Свою конкретную реа­лизацию данный принцип находит через сложную систему правоотношений, в которых субъектами являются органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

8. Идеологическое многообразие (ст. 13 Конституции РФ), являющееся одной из незыблемых основ конституционного строя России, предполагает наличие множества мнений, т.е. различных суждений, взглядов на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование. Учи­тывая горький опыт существования официальной идеологии марксизма-ленинизма и травлю инакомыслящих, создатели Конституции РФ пошли на прямой запрет - ч. 2 ст. 13 гла­сит: «Никакая идеология не может устанавливаться в каче­стве государственной или обязательной». Это является еще одной гарантией для россиян: не боясь никакого государ­ственного преследования, выражать свои мысли, убеждения, даже если они не совпадают с мнением большинства.

Идеологическое многообразие означает возможность свободного сосуществования в обществе различных поли­тических взглядов, школ, концепций, идеологий, полити­ческих партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Никакая идеология в России не может уста­навливаться в качестве государственной или обязательной. Социальная ценность плюрализма состоит в том, что бла­годаря ему обеспечивается способность к выражению индивидом своего мнения, определенное равенство возмож­ностей, терпимость по отношению тс различным группам в обществе (политическим, социальным и религиозным).

Под политическим плюрализмом понимается прежде все­го многопартийность - система власти, основанная на вза­имодействии и «противовесах» партий и объединений.

Политический плюрализм предполагает возможность легальной борьбы в рамках конституции всех политиче­ских сил с помощью легитимных средств.

Конституция РФ запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или дей­ствия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, нацио­нальной и религиозной вражды.

9. Светскость российского государства (ст. 14 Конституции РФ). Достижение свободы совести - непременное условие на пути создания светского конституционного строя, при котором обеспечивается защита гражданина от господства любых учений как материалистических, так и
идеалистических.

Провозглашенный Российским государством принцип отделения церкви от государства означает взаимное невме­шательство как государства в дела церкви, так и церкви в государственные дела. Это означает полное невмешатель­ство государственных институтов в дела религиозных объ­единений и отсутствие у последних каких-либо государ­ственных функций (запись актов гражданского состояния, непременное участие в инаугурации Президента РФ, освя­щение начала строительства, присутствие на принесении воинской присяги и др.).

Религиозные объединения в соответствии с ч. 2 ст. 14 Конституции РФ отделены от государства и равны перед законом. Не допускается какая-либо дискриминация или предоставление каких-либо преимуществ любым конфессиям в Российской Федерации.

10. Целостность и незыблемость основ конституционного строя РФ (ст. 15, 16 Конституции РФ). Основы составляют единую систему, где каждая норма взаимообусловливает и взаимодополняет друг друга. В целом они представляют собой четкую, логичную структуру, функционирование которой должно обеспечивать стабильность и устойчивость Российского конституционного строя.


1.Опреределение и соотношение понятий: конституционный, строй, общественный строй, государственный строй.

2.Основные характеристики Российской Федерации, как основы конституционного строя.

3.Институты основ конституционного строя.

4. Понятие гражданского общества. Соотношение гражданского общества и государства.

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004г. № 5-ФКЗ (ред. от 24.04.2008 г.) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 27. – Ст. 2710.

Федеральный закон от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ (ред. от 6.12.2011 г.) «Об Общественной палате Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7353.

Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131 (в ред. от 07.12.2011 г.) «Об принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. – 201. – № 50. – Ст.7359.

Федеральный закон от 11.07.2001г. № 95-ФЗ (ред. от 8 декабря 2011 г.) «О политических партиях» // Собрание Законодательства РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7363.

Федеральный закон от 17 июня 1996г. N 74-ФЗ (ред. от 09.02. 2009г.) «О национально-культурной автономии» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 7. – Ст. 782.

Федеральный закон от 12 января 1996г. N 10-ФЗ (ред. от 28.12.2010 г.) «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»// Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 1. – Ст. 16.

Федеральный закон от 17.08. 1995 г. №147 – ФЗ (ред. от 06.12.2011 г.) «О естественных монополиях» // Собрание Законодательства РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7343.

Федеральный закон от 25.07.2002 г. №82-ФЗ (ред. от 1 июля 2011 г.) «Об общественных объединениях» // Собрание Законодательства РФ. – 2011г. – № 27. – Ст. 3880.

Литература

Нуднеко, Л.А. Проблемы правовой регламентации правотворческой инициативы граждан в Российской Федерации / Л.А. Нудненко // Государственная власть и местное самоуправление. – 2010. – № 2. – С. 29-31.

Тема 11.Основы конституционного статуса личности как правовой институт

1.Понятие основ конституционного статуса личности.

2.Принципы конституционного статуса личности.

3.Конституционно-правовые основы статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

4.Конституционно-правовые основы статуса беженцев и вынужденных переселенцев.

Нормативные правовые акты

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. 2009. – № 26. – Ст. 3125.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 06.06.2011 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7432.

Федеральный закон от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ. – 2010. – № 31. – Ст. 4196.

Федеральный Закон от 27 апреля 1993г. № 4866-1 (ред. от 09.02.2009г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Собрание Законодательства РФ. – 2009. – № 7. – Ст. 772.

Литература

Нудненко, Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавриата / Л.А. Нудненко.Гриф УМО. – М.: Юрайт, 2011. – 581 с.

Нудненко, Л.А. Федерального закона «О народной законодательной инициативе в Российской Федерации» / Л.А. Нудненко, М.А. Поповой // Конституционное и муниципальное право. – 2008. – № 9. – С. 5-8.*

Тема 12. Конституционные основы гражданства Российской Федерации

1. Понятие и принципы гражданства Российской Федерации.

2. Основания приобретения, прекращения гражданства Российской Федерации.

3. Основания приобретения двойного гражданства, проблемы реализации основных прав лиц с двойным гражданством..

4. Органы государственной власти, занимающиеся вопросами вопросам гражданства.

5.Порядок рассмотрения вопросов о гражданстве Российской Федерации.

Нормативные правовые акты

Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995г.) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 7. – Ст. 495.

Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад 23 декабря 1993 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 10. – Ст. 830.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009 г.) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 26. – Ст. 3125.

Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ (ред. от 23.07.2010 г.) «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 22. – Ст. 2670.

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. (с изм. от 19 октября 2010 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4571.

Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 11. – Ст. 1301.

Литература

Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. – 656 с.

Нудненко, Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавриата / Л.А. Нудненко.Гриф УМО. – М.: Юрайт, 2011. – 581 с.

Тема 13. Конституционные права и свободы человека гражданина

1.Классификация основных прав и свобод граждан (Доклад.)

2. Личные права и свободы граждан и их гарантии (Обсуждение статьи).

3. Политические права и свободы граждан и их гарантии (Презентация).

4. Экономические права и свободы граждан и их гарантии (Презентация).

5. Социальные права граждан и их гарантии (Презентация).

6.Культурные права и свободы граждан и их гарантии (Презентация).

Нормативные правовые акты

Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколы к ней // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 20, 31, 44.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 9-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 19. – Ст. 2060.

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 08.12.2011г.) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 25. – Ст.2485.

Федеральный закон от 1 июня 2002 г. № 67-ФЗ (ред. от 20.10.2011 г.) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 43. – Ст. 5975.

Федеральный закон от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 27. – Ст. 3880.

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ (ред. от 09.11.2009 г.) «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 45. – Ст. 5268.

Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (ред. от 09.02.2009г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 7. – Ст. 772.

Литература

Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. – 656 с.

Нудненко, Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавриата / Л.А. Нудненко.Гриф УМО. – М.: Юрайт, 2011. – 581 с.

Тема 16. Конституционные основы федеративного устройства России

1.Общая характеристика конституционных принципов федеративного устройства России (Презентация).

2. Реализация принципа разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (Презентация с применением системного подхода).

3.Реализация принципа равноправия и самоопределения наций (Презентация).

4. Реализация принципов единства государственной власти и единого правового пространства (Презентация).

5.Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Феде­рации по вопросам основ федеративного устройства (Комментарии).

Нормативные правовые акты

Федеральный конституционный закон: от 17 декабря 2001г. № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005 г.) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 52 (часть I). – Ст. 4916.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. – 1990. – № 2. – Ст. 2.

Литература

Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. – 656 с.

Нудненко, Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавриата / Л.А. Нудненко.Гриф УМО. – М.: Юрайт, 2011. – 581 с.

Тема 17. Конституционный статус Российской Федерации

1. Конституционная характеристика России как федеративного, суверенного государства с республиканской формой правления (Презентация).

2. Компетенция Российской Федерации по предметам исключительного и совместного ведения (Презентация).

3. Внутригосударственная правосубъектность Российской Федерации (Обсуждение статьи).

4. Особенности международной правосубъектности Российской Федерации (Презентация).

5. Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам статуса Российской Федерации (Комментарии).

Нормативные правовые акты

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ (ред. от 31.10.2005 г.) «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 52 (часть I). – Ст. 4916.

Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 23. – Ст. 2199.

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (ред. 28.06.2009) «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 26. – Ст. 3125.

Федеральный закон от 17 декабря 1998г. № 191-ФЗ (ред. от 21.11.2011 г.) «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6732.

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ (ред. о 21.11.2011 г.) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. –Ст. 6732.

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997г. № 60-ФЗ (с изм. от 06.12.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 50. – Ст. 7351.

Федеральный закон от 30 ноября 1995г. № 187-ФЗ (ред. от 21.11.2011 г.) «О континентальном шельфе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6732.

Федеральный Закон от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 8.12.2011 г.) «О государственной границе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 50. – Ст. 7356.

Литература

Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общ. ред. Н.В. Витрука. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. – 656 с.

Нудненко, Л.А. Конституционное право России: учебник для бакалавриата / Л.А. Нудненко.Гриф УМО. – М.: Юрайт, 2011. – 581 с.

Тема 18. Конституционный статус субъектов Российской Федерации

1. Общая характеристика видов субъектов Российской Федерации (Презентация).

2. Особенности исключительной компетенции субъектов Российской Федерации (Презентация).

3. Соотношение правового статуса республик и остальных субъектов Российской федерации (Обсуждение статьи).

4. Порядок изменения статуса, названия и территории субъектов Российской Федерации (Презентация).

5. Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по вопросам статуса субъектов Российской Федерации

Основные понятия:

конституционный строй; структура конституционного строя.

Термин «конституционный строй» довольно часто встречается как в литературе, так и непосредственно в текстах конституций.

Однако термин этот достаточно сложный и весьма неоднозначный. В той же научной литературе и в конституциях встречаются термины, близкие к понятию конституционного строя, поэтому прежде, чем давать его определение, видимо, целесообразно разграничить термин конституционный строй и близкие к нему понятия.

Итак, чаще всего, под конституционным строем понимают общественный строй или общественное устройство государства. Однако есть и другие точки зрения. Например, некоторые полагают, что конституционный строй – это только часть общественного строя, которая непосредственно связана с его конституционными основами. Существует также точка зрения, что конституционный и общественный строй – это фактически одно и то же, то есть это совокупность правовых институтов, которые являются господствующими, определяющими структуру и характер общества, выражают его основные принципы и социально–экономические устои.

Видные представители науки государственного (конституционного) права А.И.Лепешкин, Б.В.Щетинин считали, что науке конституционного права следует отказаться от категории «общественный строй». Однако категория «общественный строй» была и пока, видимо, еще является распространенной в науке категорией. Правильно ли это? Полагаем, спорить о том, какая категория более точная, более адекватная в данном случае не стоит. Категория «общественный строй», на наш взгляд, ближе к философии и вообще к общенаучным категориям. А термин «конституционный строй» уже своим названием подчеркивает принадлежность к конституционному праву. Поэтому «общественный строй» можно определить, например, как систему общественных отношений, свойственных обществу на конкретном этапе его развития. А конституционный строй, если попытаться дать более или менее развернутое определение, можно определить следующим образом:

конституционный строй – это совокупность государственно–правовых институтов, под которыми следует понимать как нормы, так и урегулированные ими отношения, которые закрепляют и воплощают важнейшие сферы деятельности и саму сущность данного государства: политическую систему, экономическую систему, социальную структуру, духовно–культурную структуру, и которые зафиксированы в писаных или неписаных конституциях.

Говоря о структуре конституционного (общественного) строя, чаще всего, имеют в виду (или называют) три подсистемы: политическая система, экономическая система и социальная система (структура) общества и государства. В последнее время все чаще справедливо включают еще и четвертый элемент (четвертую подсистему) – это духовно–культурная структура государства и общества, т.е. духовно–культурная подсистема конституционного строя.

Эта классификация, может быть, несколько условна, но, с другой стороны, она достаточно объемна и охватывает основные направления жизни практически любого государства и любого общества.

Каждая подсистема тесно взаимодействует с остальными подсистемами, они зависят друг от друга. Но каждая из них имеет свою специфику, имеет свои характеристики, и они изучаются, естественно, не только правовыми науками. Кроме социально–политических в обществе существуют экономические отношения и социально–духовные (духовно–культурные) отношения. Но для нас наиболее характерными и важными являются отношения в сфере политики, т.е.

Мы будем изучать, прежде всего, политические отношения и политическую систему общества. Поэтому и в нашей книге мы остановимся, в первую очередь, на политической системе, а иные структурные элементы общественного строя, конституционного строя мы лишь обозначим.

Термин «конституционный строй», встречающийся в современных зарубежных конституциях, как правило, выносится в заглавие одного из разделов (одной из глав) конституции, которые включают определенную совокупность конституционно–правовых норм, регулирующих политическую систему, политические отношения и т.д. Однако разделы (главы) данного рода могут носить и другие названия. Это может быть глава, называющаяся, скажем, «Основные принципы», как в конституции Италии или «Общие постановления», как в конституции Швеции, либо «Общие положения», как в конституции Испании или «Основы государственного строя», как в конституции Швейцарии. Такие обозначения всегда характеризуют наиболее важные, с точки зрения авторов конституции, моменты. Но наиболее важные моменты – это именно то, что и называется понятием «конституционный строй».

Так, например, статья первая Конституции Италии гласит: «Италия – демократическая республика, основывающаяся на труде. Суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его в формах и границах конституции». А в статье третьей говорится, что все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом независимо от пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного общественного положения. В статье пятой говорится, что республика единая и неделимая, признает и поощряет местные автономии. Статья седьмая закрепляет положение, что государство и католическая церковь независимы и суверенны. Статья девятая закрепляет положение, что республика поощряет развитие культуры, науки и исследований. Статья десятая гласит, что правовой порядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права. Все эти ста- тьи – это комплекс приоритетов данного государства, это и есть основы конституционного строя с точки зрения авторов итальянской конституции.

Если мы посмотрим другую конституцию современного периода, Конституцию Испании, то увидим, что в главе «Общие положения» в статье первой говорится: «Испания – социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Национальный суверенитет принадлежит испанскому народу, от которого исходят полномочия государства. Политической формой испанского государства является парламентарная монархия». В статье второй говорится, что конституция основана на нерушимом единстве испанской нации и т.д.

В главах подобного рода могут фиксироваться государственная символика, внешние признаки государства (например, описание флага, название столицы), т.е. моменты, которые являются наиболее обобщенными характеристиками данного государства.

Данные нормы, в том числе права человека, которые могут быть закреплены в этих разделах, носят особый характер. Закрепление их в конституции не означает, что они обязательно будут защищены в суде или непосредственно применяться. Важно, что эти нормы вообще существуют, но они являются нормами – принципами. Нормы подобного рода закрепляют важнейшие векторы государственной политики, государственные приоритеты, и этим самым содержание таких глав отличается от содержания глав, которые идут за ними.

К основам конституционного строя относятся закрепляемые Конституцией принципы, характеризующие основы гражданского общества, отношения государства к формам собственности, устройство самого государства (его суверенитет, форма правления, форма государственного устройства, субъекты государственной власти, формы ее реализации и другие основы функционирования политической организации общества).

  • - принципы - основы организации государственной власти;
  • - принципы организации и функционирования гражданского общества;
  • - принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека;
  • - принципы, определяющие место Российской Федерации в мировом сообществе.
  • 1. В первую группу (основы организации государственной власти) можно включить следующие принципы: народовластие, демократический политический режим, республиканскую форму правления, суверенитет Российской Федерации, провозглашение России правовым государством, федеративное государственное устройство, разделение властей.

Демократический политический режим включает в себя, прежде всего, реальность всех форм народовластия (о чем будет сказано ниже), организацию такого порядка деятельности всех органов государства, который бы подтверждал и гарантировал власть народа как первоисточник всех видов общественной и государственной власти.

Немаловажную составную часть демократии представляет собой широкая система прав и свобод человека и гражданина, гарантированность их реализации, что имеет двустороннее значение, как для населения страны, так и для государства, которое получает поддержку своего населения, как одно из главных условий жизнедеятельности и развития.

Конституция провозглашает Россию Республикой - ст. 1. Конституции РФ. Любые попытки доказать целесообразность введения в России монархии являются нарушением важнейшего конституционного принципа. По Конституции Российская Федерация объявляется правовым государством.

Для правового государства характерными признаками являются:

  • - верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни;
  • - реальность прав и свобод личности, обеспечение ее свободного развития;
  • - взаимная ответственность государства и личности, обязательность закона не только для граждан, но и самого государства;
  • - строгое исполнение требований закона, господство в государстве принципа законности;
  • - осуществление государством эффективного контроля за исполнением законодательства.

В условиях правового нигилизма, низкой правовой культуры граждан, отсутствия необходимых для населения законности и правопорядка, низкого уровня жизни граждан России нельзя говорить о правовом государстве.

Провозглашение незыблемости основ конституционного строя и конституционного статуса человека и гражданина означает попытку связать государство им же созданным правом, что является одним из признаков правового государства. Четко проведен в Конституции и на практике принцип разделения властей. Верховенство Конституции должно обеспечиваться деятельностью Конституционного Суда РФ. Конституция РФ требует, чтобы все законы были официально опубликованы. Неопубликованные законы не могут применяться.

Конституция в ст. 1 провозглашает федеративное государственное устройство. Федерация выступает и как форма государственного устройства, и как способ регулирования национальных отношений в многонациональном государстве; дает возможность нациям иметь свою государственность, т.е. обеспечивает важнейший международно-правовой принцип самоопределения наций и народов.

Поэтому субъектами Федерации выступают, наряду с другими, республики в составе Российской Федерации, автономная область и автономные округа. В новом подходе к федеративному устройству России демократия находит свое выражение в том, что законодательство закрепляет децентрализацию власти, отказывается от предоставления центру монополии на власть, дает возможность отдельным регионам самостоятельно решать многие вопросы их жизни.

Поэтому субъектами Российской Федерации стали не только национальные образования, но и все крупные административно-территориальные единицы страны: края, области, два города федерального значения. Таким образом, федеративное государственное устройство России построено на сочетании национального и территориального признаков. При этом Конституция закрепила равенство всех субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ).

Россия является суверенным государством. Конституция провозгласила государственный суверенитет только за Российской Федерацией. Суверенитет государства означает такое свойство государства, которое позволяет ему самостоятельно и независимо от других государств осуществлять свое верховенство в пределах своей территории. Он проявляется в самостоятельной возможности законодательных органов государственной власти решать свои вопросы, независимо от других видов органов, в единстве законодательной власти. Конституция закрепляет, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию, что особенно важно для единства государства при его федеративной форме (ст.4).

Важно и то, что именно федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории, провозглашая и гарантируя положение о том, что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия;

Статья 10 Конституции закрепляет известный большинству стран мира принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, органы которых являются самостоятельными. Государственную власть в России, как установлено в ч.1 ст.11 Конституции, осуществляют Президент России, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство России, суды России. Из этой формулировки вытекает, что классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из исполнительной ветви власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти;

Для механизма реализации полновластия народа важное значение имеет местное самоуправление. Согласно ст.12 Конституции "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти";

Впервые в конституционном законодательстве России в самом тексте Конституции указывается на особую защиту системы государственной власти. Как подчеркивается в ч.4 ст.3 Конституции "Никто не может присвоить власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".

  • 2. К принципам организации и функционирования гражданского общества следует отнести экономический, политический и идеологический плюрализм, провозглашение России светским и социальным государством.
  • а) экономический плюрализм. Одним из самых коренных изменений, происшедших в России в 90-е гг. XX века, явился переход к признанию и закреплению в Конституции многообразия форм собственности, в том числе и частной собственности. Конституция не только провозглашает признание многообразия форм собственности, но и закрепляет обязанность государства равным образом защищать все эти формы.

Вполне логично, что среди экономических приоритетов, наряду с единством экономического пространства, гарантируется поддержка конкуренции и свободы экономической деятельности.

В ст.35 Конституции РФ устанавливается, что право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь свое имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Все это свидетельствует о том, что Россия стремится создать рыночное хозяйство;

  • б) запрещая устанавливать в качестве государственной или обязательной какую-либо одну идеологию, Конституция закрепляет идеологическое многообразие (ст.13), признавая все виды идеологических учений, если они не проповедуют насилие и рознь;
  • в) в России признается политическое многообразие, многопартийность; общественные объединения провозглашаются равными перед законом; запрещаются те общественные объединения, которые стремятся к насильственному изменению основ конституционного строя, нарушению целостности и подрыв безопасности государства, а также к другим антиобщественным действиям (ч.ч.3, 4, 5 ст.13). Запрещается вопреки воле граждан вовлекать их в общественные организации и насильственно удерживать их в этих организациях. Это позволяет гражданам, имеющим различную политическую ориентацию, оказывать влияние на политический процесс, принятие государственных решений, постепенно активизировать участие в общественной жизни;
  • г) провозглашая Россию светским государством, Конституция запрещает устанавливать какую-либо религию государственной или обязательной, гарантирует равенство религиозных концессий, в том числе и путем отделения религиозных объединений от государства (ст.14);
  • д) провозглашая Россию как социальное государство, Конституция ставит перед ней задачу и цель направить свою политику на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
  • 3. Принципы, определяющие взаимоотношения государства и человека, закреплены в ст. 2, 3, 6, 7, 13 гл. 1 Конституции РФ.

Определяя цель государства в его взаимоотношениях с человеком и гражданином, Конституция устанавливает в ст. 2 положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а обязанность государства - признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Таким образом, укрепляется вера, что придет время, когда не человек будет для государства, а государство будет существовать для человека, для обеспечения его прав и свобод.

В ст.6 Конституции закрепляются важные положения, касающиеся:

  • - единства российского гражданства;
  • - равенства всех граждан независимо от оснований приобретения гражданства;
  • - равенства прав и обязанностей граждан;
  • - запрета лишения гражданства;
  • - подтверждения права граждан изменить свое гражданство и на основании международных договоров иметь двойное гражданство.

Данное положение дополняется установленными в ст. 61-62 Конституции РФ нормами, согласно которым гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Демократический политический режим, кроме народовластия, включает в себя широкую систему прав и свобод, принадлежащих человеку и гражданину, гарантии их реализации. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права Конституция не только увеличила количество прав и свобод, но и произвела определенную переориентацию в приоритетах этих прав, поставив на первое место те из них, которые связаны непосредственно с личностью человека.

Важным конституционным положением является закрепление неотчуждаемости прав и свобод от человека и принадлежность их каждому от рождения. Провозглашая равенство всех перед законом, гарантируя равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, происхождения и других обстоятельств (ст.19), Конституция гарантирует и контроль за их реализацией. Важен и закрепляемый Конституцией и имеющий также всеобщий характер принцип, гласящий, что "осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц" (ст.17).

4. К принципам, определяющим положение Российской Федерации в мировом сообществе, относятся нормы, закрепленные в ст.4, 13, 15. Россия строит свою внешнюю политику, отношения с мировым сообществом, исходя из принципа невмешательства в дела других государств, мирного сосуществования с другими государствами и одновременно целостности и неприкосновенности своей территории и самостоятельного решения своих внутренних проблем. В России запрещены партии, выступающие за нарушение целостности Российской Федерации, разжигающие расовую и национальную рознь как внутри государства, так и по отношению к народам других стран.

Важное значение для конституционного права Российской Федерации имеют международные:

  • - договоры, заключенные с соседними странами об урегулировании государственных границ;
  • - договоры об обоюдном признании двойного гражданства (например, с государством Израиль);
  • - двусторонние договоры о признании за гражданами обоих государств на их территории общечеловеческих прав и свобод.

Россия считает составной частью своей правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные ею с другими странами.

В ст.15 Конституции РФ записан принцип, по которому за нормами международного договора, подписанного и ратифицированного Россией, признается приоритет перед внутренними законами, если их правила расходятся.

Следует еще раз напомнить, что согласно предписанию ст.16 Конституции, положения, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном самой Конституцией. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Если предложение о пересмотре норм, составляющих основы конституционного строя, будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При его проведении Конституция считается принятой, если за нее проголосовало больше половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...