Отличаются правовые нормы норм морали. Отличие нормы и права от норм морали



1 Элементом нормы права является:

диспозиция+

Гипотеза+

2 Нормы права, в отличие от норм морали:

3 Высшей юридической силой обладают:

нормативно-правовые акты+

4 Отношения между человеком и исполнительной властью регулирует право:

административное;

гражданское;

конституционное;

публичное.

5 Право возникает одновременно с появлением:

государства+

6 Отношения между частными лицами регулирует право:

частное.+

7 Российская Федерация определена в Конституции РФ как социальное государство. Это значит, что политика России направлена на:

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека+

8 Признак любого государства:

наличие парламента+

9 В настоящее время в качестве источника права используется крайне редко:

10 В структуру законодательной власти РФ входит :

Правительство Московской области.

Федеральное агентство по налогам и сборам;

Государственная Дума РФ;

Администрация Президента РФ;

11 Верны ли суждения о функциях Президента:

Президент РФ согласно Конституции является

А. Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами.

Б. Председателем Правительства.

Верны оба суждения.

Верно только А.

Верно только Б.

Оба суждения неверны.

12 Государственную власть в России осуществляют:

Все вышеперечисленное+

13 Гражданское право относится к:

публичному праву;

правам человека.

частному праву;

обычному праву;

14 Конституция РФ гарантирует следующие права и свободы:

А. Личные права и свободы граждан РФ.

Б. Политические права и свободы.

В. Экономические права.

Г. Социальные права.

Д. Культурные права и свободы.

15 Указы Президента Российской Федерации являются :

подзаконными актами+

16 Меры по удовлетворению потребностей людей в жилье, охране здоровья населения характеризуют:

социальную функцию;

экологическую функцию.

правовую функцию;

17Право – это:

общеобязательные нормы, установленные и защищаемые государством+

18Верно ли суждение?

А) Конституция РФ гарантирует политический плюрализм.

Б) Для России характерна единая государственная идеология

Верно только Б;

Верно и А, и Б;

Оба неверны.

Верно только А

19 Право – это нормы поведения , которые устанавливает и охраняет :

Государство+

20 Нормативно-правовой акт, правовой обычай, судебный прецедент относятся к:

видам юридической ответственности+

21 Верны ли суждения об основах конституционного строя РФ?

А. В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства.

Б. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Верно только А.;

Верны оба суждения;

Оба суждения неверны.

Верно только Б;

22 Достойный уровень жизни включён :

в социальные права;+

23 Российскую федерацию внутри страны и в международных отношениях представляет:

Президент РФ;+

24 Главным документом, гарантирующим права и свободы граждан России , является:

Конституция Российской Федерации+

25 К подотраслям права не относится:

право на отдых+

26 Имущественные отношения регулирует:

гражданское право+

27 Государство возникает:

в связи с усложнением общественных отношений, появлением неравенства;+

28 Право избирать и быть избранным относится к правам:

политическим+

29 Меры по проведению налоговой и кредитной политики характеризуют :

социальную функцию государства;

правовую функцию государства;

экономическую функцию государства;

культурно-воспитательную функцию.

30 К органам исполнительной власти в РФ относится:

Правительство РФ+

31 Источником государственного права является

конституция

32 Юридический прецедент – это:

решение по конкретному юридическому делу , которому государство придает общеобязательное значение

33К новым отраслям не относится право:

уголовное;

34 Основным источником права в России является:

нормативно-правовой акт;

35 Теория общественного договора получила полное своё развитие в трудах:

Д. Локка, Т. Гоббса, Ж.- Ж. Руссо

36 Согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства даёт:

Государственная Дума РФ;

37К нормативно-правовым актам не относится:

Решение собрания

38 Отношения между гражданами и государством регулирует право:

Публичное

39 Источником государственного права является:

конституция

1) Создаются людьми и признаются обществом
2) Широко распространены в обществе
3) Регулируют поведение людей
4) Разрабатываются и утверждаются государственными органами.
2. Школьник получил наследство от бабушки. Он может ознакомиться со своими правами и обязанностями в качестве наследника в:
1) Семейном кодексе
2) Гражданском кодексе
3) Трудовом кодексе
4) Гражданско-процессуальном кодексе
3. Согласно Конституции РФ, основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому:
1) С момента рождения
2) Со времени окончания школы
3) С 18 лет
4) С момента получения паспорта.
4. Верны ли данные высказывания?
А) к публичному праву относятся право административное и право государственное (конституционное)

Б) к частному праву относятся отрасли права, регулирующие отношения между гражданами – прежде всего гражданское, трудовое, семейное.

1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
5. Административным проступком среди приведенных правонарушений является:
1) Нарушение водителем Правил дорожного движения
2) Опоздание чиновника на службу без уважительной причины
3) Распространение на молодежной дискотеке «легких» наркотиков
4) Прогул студентом лекционного занятия.
6. Нормативным документом, обладающим высшей юридической силой и являющимся основным законом на территории РФ, является:
1) Закон субъекта Федерации
2) Конституция РФ
3) Указ Президента РФ
4) Приказ министра.
7. Высшей ценностью Конституция РФ объявила:
1) Интересы государства
2) Права и свободы человека
3) Нерушимость границ
4) Неотвратимость наказания.
8. Высшая исполнительная власть. Согласно Конституции РФ, принадлежит:
1) Президенту
2) Федеральному собранию
3) Правительству
4) Конституционному суду.
9. Верны ли данные высказывания?
А) нормативным документом, обладающим высшей юридической силой на территории РФ, является Конституция;
Б) Конституция РФ принимается в соответствии с нормами конституций субъектов Федерации:
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
10. Заверить копию документа об образовании или оформить доверенность на вождение транспортным средством можно:
1) У участкового милиционера
2) У секретаря суда
3) У нотариуса
4) В Управлении внутренних дел.
11. Такие правоотношения, как получение наследства, покупка в магазине необходимого товара, наём бригады строителей для ремонта квартиры регулируются нормами права:
1) Трудового
2) Гражданского
3) Административного
4) Финансового.
12. Развод супругов может быть осуществлен только через суд в ситуации, если:
1) Супруги, не имеющие несовершеннолетних детей и не предъявляющие друг другу имущественных претензий, приняли решение о разводе
2) Супруги прожили вместе более 20 лет, вырастили сына, который пошел служить в армию, и решили развестись
3) Супруги не имеют споров в отношении раздела имущества, и их 14-летний сын принял решение, что будет после развода родителей жить с матерью
4) Супруги, не имеющие детей, приняли решение о разводе, так как поняли, что не сошлись характерами.
13. Граждане РФ, согласно Семейному кодексу. Имеют право на вступление в брак с возраста:
1) 21 года
2) 18 лет
3) 14 лет
4) 17 лет
14. Верны ли данные высказывания?
А) Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства
Б) в воспитании детей главная роль, согласно российскому законодательству. Отводится матери.
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
15. Уголовным правонарушением (преступлением) является ситуация:
1) Сантехник не явился на работу без уважительной причины
2) Гражданин перебегал улицу в неположенном месте и был остановлен инспектором ГАИ
3) Гражданин изготавливал при помощи цветного копировального аппарата фальшивые банкноты и сбывал их на рынке
4) Бригада строителей не закончила отделочные работы в установленные договором сроки.
16. Верны ли данные высказывания?
А) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями
Б) структуру и деятельность органов местного самоуправления определяет только государство
1) Верно А
2) Верно Б
3) Верны и А и Б
4) Неверны ни А, ни Б
17. Соглашение между работником и работодателем, устанавливающее взаимные права и обязанности сторон, получило название:
1) Трудовой договор
2) Договор купли-продажи
3) Договор найма
4) Договор подряда.
18. Мерой дисциплинарной ответственности – дисциплинарным взысканием – является санкция:
1) Заключение под стражу
2) Штраф
3) Выговор
4) Возмещение ущерба.

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

1. Разрешите спор, возникший в семье. На день рождения бабушка подарила внуку, которому исполнилось 13 лет,5000 рублей. Он решил

купить на эти деньги детали для маг­нитофона. Однако родители сочли, что деньги следует потра­тить на покупку одежды для сына, и пояснили ему, что он сам не может распоряжаться подарком.Кто прав?

Читайте также

Сделал тест и прошу проверить на наличие ошибок, если такие имеются, заранее спасибо. 1. Социальная общность, которая отличается

неустойчивым характером, носит название:

2. Социальная общность, основанная на территориальном единстве, называется:

3. Страта ― это:

группа квалифицированных специалистов

группа людей, отличающаяся по участию в процессе создания материальных благ

Социальный слой людей, имеющих похожие экономические показатели

4. Предписания, требования и пожелания соответствующего поведения, называются:

Социальные нормы

традиции

5. Социальная мобильность ― это явление, в большей степени имеющее отношение:

К индустриальному обществу

к постиндустриальному обществу

к традиционному обществу

6. Формами социального контроля являются:

искусство и образование

Нормы и общественное мнение

образование и нормы

общественное мнение и искусство

7. Проявление социального неравенства ― это:

избирательный ценз

Наличие сословных привилегий

получение пенсии

различие в доходах

8. Моральные нормы:

обеспечиваются силой государства

Регулируют общение и поведение людей

9. Какая из перечисленных санкций попадает под классификацию неформальных позитивных?

10. Социальная дифференциация предполагает:

неизменность общественных отношений

Отсутствие социальной однородности

полное равенство в правах и имуществе

11. Решению межнациональных конфликтов в современном мире способствует:

введение чрезвычайного положения

Переговорный процесс с привлечением посредников

своевременное применение силы

12. Увеличение людей с отклонениями в поведении происходит в периоды:

Радикальных социальных перемен

усиления борьбы государства с преступностью

эволюционного развития правовых норм

13. Основной социальной функцией семьи является:

взаимная ответственность

материальное благополучие

моральная поддержка

Рождение и воспитание детей

14. Главные социально-экономические показатели, являющиеся основой деления на страты:

власть, доход, мировоззрение

Доход, власть, престиж, образование

происхождение, доход, семейное положение

15. Социальный конфликт:

подрывает устои общества

препятствует социальному прогрессу

Является неизбежным условием развития общества

Социальное познание.10класс. Профильный уровень. Обществознание. 1. Утверждение «Археологи установили, что древние славяне жили в домах-землянках с

двускатными крышами, обложенными дерном» является примером 1)научного знания 2)житейского знания 3)народной мудрости 4)мифологического знания 2. Верны ли следующие суждения об объекте познания? А. Объектом познания может быть весь окружающий мир. Б. Процесс познания может быть направлен на изучение особенностей отдельного человека. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны 3. Высказывание, соединяющее вместе несколько суждений, например «Боги бессмертны. Зевс – верховное божество. Следовательно, Зевс бессмертен» является примером: 1)представления 2)восприятия 3)понятия 4)умозаключения 4. Обыденное (житейское) знание основано на 1)осмыслении жизненного опыта 2)отображении мира в художественных образах 3)выдвижении научных гипотез 4)представлениях о прекрасном и безобразном 5. Социальное познание, в отличие от иных видов познавательной деятельности, характеризуется 1)использованием специальных приемов исследования 2)совпадением субъекта и объекта познания 3)стремлением к установлению истины 4)соответствием познаваемой реальности 6. Установите соответствие между методами и уровнем научного познания (исследования): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго. МЕТОДЫ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ) А)теоретический Б)эмпирический 1)выявление общих и особенных качеств явления 2)проведение лабораторного опыта 3)выдвижение гипотезы 4)установление характера взаимодействий внутри системного объекта 7. Найдите в приведенном списке черты, характерные только для социального познания, 1) объект и субъект познания совпадают 2) ограниченные возможности для экспериментов 3) фиксация обобщений в виде законов 4) получение количественных данных об изучаемом объекте 5) направлено на изучение человека и общества 6) объяснение существующих взаимосвязей

Вы находитесь на странице вопроса "1. Право и мораль являются социальными нормами. В отличие от норм морали, норма права: ", категории "обществознание ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "обществознание ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

На основе морали и права формируются общественные нормы, которые упорядочивают и регулируют жизнь людей. Они помогают получить ответ на вопрос «что такое хорошо, а что такое плохо». Именно мораль и право не дают совершить преступное действие и способствуют организации межличностных отношений.

Право представляет собой систему социальных норм, обязательных для исполнения каждым гражданином.

Мораль – это совокупность исторически сложившихся принципов и убеждений. Они являются основой формирования норм поведения

Рассматривая способы формирования, необходимо отметить, что только государство имеет основание формировать правовые нормы. Соответственно, право выражает не столько волю народа, сколько волю государства. Хотя мнение простых людей находит все же в них отражения. Правовые нормы возникают исходя из народных традиций и обычаев.

В отличие от права, мораль формируется совершенно по-другому. Более того, нет ни какого органа, который занимался бы данной деятельностью. Мораль является следствием деятельности людей, возникает спонтанно и не требует утверждения каким-либо органом власти.

Методы обеспечения основываются на том, что
право формируется государством, логично предположить, что именно им оно и регулируется. Существуют государственные институты, контролирующие выполнение правовых норм и наказывающие за нарушение их. Так как право не является советом или рекомендацией, то и выполнение его обязательно.

Что касается морали, то человек сам для себя решает, стоит ли следовать предлагаемым моральным нормам. Причем, за невыполнение их он не понесет уголовную или любую другую ответственность. Он может лишь быть подвергнут осуждению коллектива, что в некоторых случаях оказывается самым действенным наказанием.

Форма выражения определяется следующим.
Правовые нормы утверждаются законодательными документами: законами и указами, собранные в зависимости от тематики и значимости в кодексы, уставы и т.д.

Законы морали формируются самим обществом и становятся «не писаными правилами». Однако некоторые органично вливаются в тексты законов и прописываются в правовых актах.

Совершение противоправных действий обязательно влечет за собой наказание, размер и способ возложения которого строго регулируется государственными документами.

Нарушение моральных норм является преступлением против общества, своих коллег, семьи. Форма наказание за такой проступок выглядит как замечание или выговор, а в некоторых случаях увольнение с работы.

Требования, предъявляемые человеку моральными нормами, гораздо жестче и безапелляционней правовых требований. Право рассматривает только крайние проявления аморальных поступков, в то время как мораль осуждает любое выражение лжи, клеветы, обмана.

Право не охватывает все сферы человеческой деятельности, например, такие как дружба, взаимопомощь, любовь и т.д. Оно рассматривает только наиболее важные области общественной жизни (труд, собственность, власть, правосудие). Соответственно сфера деятельности морали гораздо шире. С точки зрения морали оцениваются практически все поступки человека.

Таким образом, основные отличия права от морали заключаются в следующем:

    Право регулируется государством, тогда как мораль формируется в обществе.

    За нарушение правовых норм предполагается уголовная или административная ответственность. За аморальное поведение применим лишь «товарищеский суд».

    Моральные нормы сформированы в веках и являются неоспоримыми, но не прописанными, правилами поведения. Правовые нормы отражаются в законопроектах и указах.

    Право регулирует только те сферы деятельности, которые являются наиболее важными для общественной жизни.

    2 МОРАЛЬНЫЙ КЛИМАТ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛУЖЕБНОГО КОЛЛЕКТИВА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

    Профессиональная мораль, которой руководствуются сотрудники правоохранительных органов, определяет не только их нравственное сознание, но и нравственные отношения, поведение в коллективе.

    Здесь коллектив, как социальная группа, является центральным звеном становления, развития и функционирования нравственных отношений в правоохранительной деятельности. Коллектив — это такое объединение людей, в котором все его члены связаны общностью интересов и целей, реализуемых в процессе совместной деятельности, направленной на выполнение возложенных на него общественно значимых задач.

    Важнейшей составляющей коллектива является социально — психологическая общность его членов, которая выражается в их активности по выполнению возложенных на него задач, силе внутреколлективных связей, оптимальном микроклимате.

    Морально-психологический микроклимат – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшими признаками благоприятного морально-психологического климата являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр. Таким образом, характер морально-психологического климата в целом зависит от уровня группового развития.

    Показателями негативного морально-психологического климата в коллективе являются скрытая критика условий труда; неточное выполнение приказаний; групповые сборища во время работы; опоздания и длительное отсутствие во время работы; уход с работы ранее положенного времени; распространение слухов; небрежное обращение с оборудованием и техникой.

    Чем полнее сочетаются интересы отдельной личности с интересами коллектива и общества, тем больше член этого коллектива чувствует свою принадлежность к коллективу и обществу, предан интересам коллектива и общества, отстаивает их и дорожит ими.

    Первичный коллектив правоохранительных органов представляет собой разновидность общественного коллектива современной России. Поэтому ему присущи все его основные черты. Вместе с тем, он имеет свои особенности, которые вытекают из возложенных на него задач по обеспечению безопасности государства и общества специфическими способами. Это такие отличия как:

    1. Особая общественная значимость целей и задач их деятельности, которая предъявляет высокие требования не только к компетентности и профессионализму, но и к моральным качествам.

    2. Достаточно жесткая и весьма детальная регламентация деятельности служебных коллективов, которая строится на основе строгого выполнения приказов и распоряжений, субординации и координации правоохранительных отношений в коллективе.

    3. Определенная «замкнутость», ограниченность связей и контактов в сфере служебных отношений между членами коллектива.

    4. Выполнение служебных задач, в значительной степени осуществляется малыми группами, а порой и отдельными его членами без широкой огласки и обмена мнениями с другими членами коллектива.

    Можно сказать, что коллектив правоохранительных органов — это сложная социально — психологическая система нравственных отношений, основу и содержание которых определяет правоохранительная деятельность. Субъектом этих отношений является сотрудник, с его многообразными личностными качествами, интересами, знаниями, навыками, опытом, настроением, стремлениями, симпатиями и антипатиями.

    Оказываясь членом коллектива, каждый сотрудник при выполнении своего служебного долга вступает в определенные отношения с другими членами коллектива. Результатом этого становятся складывающиеся и постепенно развивающиеся отношения, которые существуют объективно и называются служебными. Однако, рассматривая тему коллектива, необходимо особо выделить солидарность и коллективизм, как жизненно важную сущность взаимоотношений. Ведь выражения: прикрыть спину, подстраховать — не пустой звук в работе правоохранительных органов. Отлаженное взаимопонимание, четкие, слаженные действия, понимание друг друга с «полуслова» — помогают сохранить жизнь и здоровье коллег при проведении различных оперативных, и повседневных мероприятий.

    Профессионально-нравственный потенциал служебного коллектива – это степень способности сотрудников противостоять преступности, коррупции, достойно преодолевать повседневные трудности и негативное воздействие факторов, ослабляющих чувство долга, ответственности, чести, профессионального и человеческого достоинства.

    Сплав чести сотрудника и чести коллектива порождает чувство гордости, т.е. моральной удовлетворенности сотрудников правоохранительных органов от осознания своей принадлежности к ним. Долг каждого сотрудника постоянно поднимать авторитет правоохранительных органов в глазах общественного мнения и возрождать лучшие традиции, которые у них несомненно были. Традиции – это не просто история, а могучее средство воспитания молодого поколения людей, стоящих на страже общественного порядка, в том числе и воспитания у них чувства чести.

    В то же время честь сотрудника правоохранительных органов требует и движения вперед, овладения современной техникой и новейшими приемами и методами выполнения своих профессиональных обязанностей.

    Одной из составляющих категории чести является верность данному слову. Это такое важное качество человека, что иногда оно отождествляется с понятием чести. Ничто так не подрывает чести сотрудника правоохранительных органов, как нарушение данного слова или отступление от него.

    Категория чести действительно одна из важнейших в нравственной культуре сотрудников правоохранительных органов. Дорожить честью – это долг и повседневная обязанность. Содержание чести как категории в значительной степени зависит от уровня общей культуры человека, его духовного и физического развития, умения мыслить по государственному. Этому надо постоянно учиться.

    Нравственная культура занимает одно из центральных мест в личной культуре сотрудников правоохранительных органов. Это обусловлено характером их деятельности, так как она связана с обеспечением прав и свобод граждан, выполнением их обязанностей перед обществом и государством.

    Уровень нравственного развития общества и личности может быть разным: высоким или низким, поскольку степень усвоения нравственных ценностей, выработанных обществом, и в особенности их реализации на практике в разное время различна. Когда эта степень, этот уровень высоки, мы говорим о высокой нравственной культуре общества и наоборот. Сейчас, в переходный период, нравственное здоровье нашего общества и многих его граждан внушает серьезные опасения. Эгоизм в личных отношениях активно теснит коллективизм и гуманизм. Нравственная культура как общества, так и отдельных людей резко снизилась.

    Не обошло стороной это обстоятельство и правоохранительные органы и их сотрудников. Верно и другое: трудности, встающие перед ними, высветили и тот факт, что многие из них на деле показали свою высокую нравственную культуру, свои прекрасные нравственные качества, а иные, выполняя свой служебный долг, к сожалению, отдали во имя блага Отечества самое дорогое – свою жизнь.

    Неотъемлемым нравственно-политическим качеством сотрудников правоохранительных органов является подлинный интернационализм, который реализуется в уважении к другим народам, нетерпимости к национальной и расовой розни. Следует признать, что произвол, допущенный Сталиным в отношении целых народов, стремление выдавать желаемое за действительное в застойные годы нанесли серьезный ущерб межнациональным отношениям, способствуя развитию у людей таких проявлений, как шовинизм, национализм, национальная кичливость, нетерпимость к обычаям, языку других народов.

    Не изжиты эти факты и в настоящее время. Нравственные качества, которым уделяется особое внимание и которые принято называть собственно моральными: честность, правдивость, скромность, чувство собственного достоинства, умение себя вести. Бесчестность, лживость, нескромность, амбициозность, половая распущенность – верный путь к нравственной деформации сотрудника.

    Выделяются качества, характеризующие культуру общения сотрудников правоохранительных органов как на службе, так и вне ее. К сотрудникам правоохранительных органов общество предъявляет в этом смысле особо жесткие требования. То, что оно может простить рабочему, студенту, продавцу, представителям многих кругах профессий, никогда не прощается им. И недаром, как уже указывалось выше, требование высокой культуры общения специально зафиксировано в служебно-директивных документах.

    Важным структурным элементом нравственной культуры личности является культура нравственных отношений. Нравственные отношения – это особый вид общественных отношений, которые практически не существуют в чистом виде, но являются составной частью любых человеческих отношений, поддающихся нравственной оценке. Нравственные отношения принято классифицировать по содержанию, форме и способу связи между людьми.

    Между безнравственным и преступным поведением граница весьма зыбка и неопределенна. Между ними пролегает довольно широкая «пограничная полоса», которую непременно проходит личность, прежде чем правопослушный гражданин превратится в преступника. То же относится и к служебному коллективу, когда в нем начинают преобладать негативные нравственные ценности, так называемые «нравственные антиценности».

    Во всяком случае, любому преступлению предшествует нравственная деформация личности, образование у нее на мировоззренческом уровне аморальных нравственных установок. В конечном счете, это приводит к нравственной деградации личности (и коллектива, когда в нем подобные установки начинают рассматриваться как «нормальные»).

    Когда в коллективе начинается снижение уровня нравственной культуры, то в нем создаются благоприятные условия для его последующей профессионально-нравственной деформации, которые характеризуются следующими негативными факторами – показателями морально-психологического климата в служебном коллективе: скрытая критика условий труда; неточное выполнение приказаний; групповые сборища во время работы; опоздания и длительное отсутствие во время работы; уход с работы ранее положенного времени; распространение слухов; небрежное обращение с оборудованием и техникой.

    Появление факторов – показателей негативного морального психологического климата должно вызывать серьезную тревогу прежде всего у руководителя служебного коллектива и у наиболее нравственно зрелых его членов. Они служат как бы «красными лампочками», предупреждающими о надвигающейся аварии. В том случае, когда на них не обращают должного внимания и не принимают соответствующих мер к их ликвидации, начинается профессионально-нравственная деформация сначала отдельных членов служебного коллектива, а затем и всего служебного коллектива.

    Подводя итог сказанному, выделим: невнимание к нравственной культуре, к нравственно-психологическому климату служебного коллектива ведет не только к снижению качества служебной деятельности, но и к его деградации, к его полному развалу.

    3. ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРЕДЕЛЫ ЭТИЧЕСКОГО В СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    С психологической стороны деятельность по осуществлению правосудия имеет много общих черт, сходных психологических компонентов с деятельностью следователя. Однако сочетание этих компонентов имеет специфику. Если на предварительном следствии основной задачей является познавательная (поисковая) деятельность, то в суде ведущей становится конструктивная деятельность. Именно суд призван решить дело по существу — это его основная и исключительная функция.

    Но данная конструктивная деятельность может реализоваться только после осуществления познания, на базе собранной, всесторонне оцененной и проверенной информации.

    Основная цель познавательной деятельности в суде — получение доказательственного материала для осуществления конструктивной деятельности — вынесения приговора.

    Особенность познавательной деятельности в суде заключается, прежде всего, в том, что материалы предварительного следствия уже дают ему готовую модель подлежащего исследованию события. Наличие такой версии события в материалах предварительного следствия существенно облегчает суду познание фактов, обстоятельств дела. Однако эта версия всегда должна восприниматься судом только как вероятная истина, которая обязательно подлежит проверке и исследованию судом в каждом ее отдельном элементе.

    Процесс познания в суде включает в себя сравнительное исследование, сопоставление модели события и конкретного закона. В материалах предварительного следствия уже имеется указание на определенную норму уголовного закона, которому, по мнению следователя, соответствует расследованное событие. Однако это не означает, что судьи лишаются возможности тщательно проверять правильность уже проведенного предварительным следствием сопоставления модели события и закона. Они обязаны вновь мысленно воспроизводить и сопоставлять событие со всеми иными сходными нормами закона. Мысленное сравнение фактов и обстоятельств с различными моделями закона обязательно на всем протяжении судебной деятельности, но этот процесс окончательно должен быть завершен в совещательной комнате.

    Для суда важно не только изучить во всех деталях материалы уголовного дела, но и выдвинуть другие возможные версии объяснения фактов, которые не были учтены следователем или были просто проигнорированы. Только подвергнув сомнению версию предварительного следствия, испытав ее на прочность и достоверность, суд может установить истину.

    Познавательная деятельность суда протекает в довольно специфических внешних условиях, которые могут оказывать на нее различное влияние: могут облегчать познание, а могут и затруднять его. К внешним условиям относится поведение находящихся в зале лиц, участников судебного рассмотрения. Накаленная, нервная атмосфера, острые конфликты, возникающие в отношениях между участниками, — все это способно помешать познавательной деятельности, отвлечь суд от познания, направить его усилия на пресечение остроконфликтных отношений. Спокойная, вдумчивая обстановка при исследовании и оценке доказательственного материала, получаемого в ходе судебного разбирательства, — безусловно, необходимое условие.

    К внешним условиям познания относится и общественное мнение, которое создается до слушания дела и становится известно судьям. В некоторых случаях это может негативно влиять на судей, на осуществляемый ими процесс познания. Именно поэтому следует исключительно осторожно относиться к сформированному до рассмотрения дела в суде общественному мнению, поскольку оно зачастую наносит вред интересам правосудия.

    Познавательная деятельность суда направлена на изучение не только доказательственных фактов, но и источников их происхождения.

    Подавляющее число этих фактов воспринимается судом через показания подсудимых, свидетелей, потерпевших и других людей, что вызывает необходимость углубленно изучать указанных лиц. Непосредственное изучение личности в суде имеет и некоторые особенности. Довольно часто подсудимый, а нередко и потерпевший и свидетель делают все, чтобы скрыть, изменить свои действительные психические свойства, качества, приукрасить мотивы поведения, чтобы выглядеть перед судом не такими, какими они являются на самом деле.

    Для успешного осуществления конструктивной деятельности судом создаются специальные условия. К ним относит:

    – коллегиальное принятие решения;

    – обеспечение невмешательства в принятие решения;

    – законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащего в основе каждого принятого решения;

    – требование непрерывности рассмотрения дела3. Конструктивная деятельность суда требует от лиц, ее осуществляющих, профессионального отношения к своим обязанностям: высокоразвитого правосознания, понимания большой ответственности за свои действия, за все последствия принимаемых решений.

    Принятием решения о наличии факта-события преступления конструктивная деятельность суда не завершается. Ему надлежит определить меру наказания виновному, а также решить вопросы, связанные с порядком отбывания наказания.

    Особенность конструктивной деятельности суда заключается также в том, что окончательное решение может быть принято с учетом оценки фактов, обстоятельств, не закрепляемых удостоверительной деятельностью. Имеется в виду принятие во внимание поведения подсудимого в судебном зале, глубины и искренности его раскаяния в содеянном. Все это не может не влиять на меру наказания, определяемую судом.

    Основная конструктивная деятельность суда складывается из целой серии последовательно реализуемых взаимосвязанных действий. Имеется в виду:

    – полное выявление и тщательная проверка всех фактов, относящихся к делу, подлежащих решению;

    – обязательное заслушивание мнения всех заинтересованных участников судебного рассмотрения дела как по поводу совокупности фактов, так и по поводу предполагаемого решения;

    – принятие конструктивного решения каждым из членов коллегии судей;

    –коллективное обсуждение всех выявленных фактов и окончательное решение основного конструктивного вопроса — вынесение приговора, решения по делу.

    В некоторых случаях суду приходится принимать решение о производстве таких действий, которые на предварительном следствии не проводились (выход на место происшествия, вызов новых свидетелей, новых экспертов и т. д.). В целом объем конструктивной деятельности суда увеличивается в тех случаях, когда создаются помехи в осуществлении познавательной деятельности, например, вызванный свидетель не явился в суд, обвиняемый нарушает порядок судебного заседания и т. д.

    Наконец, конструктивная деятельность суда направлена на реализацию, обеспечение, проверку выполнения соответствующими органами, учреждениями вынесенного судом приговора.

    Психологические особенности имеет и коммуникативная деятельность суда. Участвующие в судебном разбирательстве лица имеют свои собственные интересы, в основе которых лежат объективные факторы (последствия, к которым привело для данного лица рассматриваемое событие; характер взаимоотношений с другими лицами, главным образом подсудимым, потерпевшим; возможные для данного лица последствия разрешения дела и т. д.). Интересы участвующих в деле лиц могут совпадать с целями и общей направленностью деятельности суда. В подобных случаях отношения между судом и лицами, участвующими в процессе, носят бесконфликтный характер. Но интересы некоторых участвующих лиц могут не совпадать с целями и задачами суда в установлении действительных обстоятельств дела. В таких случаях отношения суда с этими лицами носят конфликтный характер, выражающийся в таком поведении этих лиц, которое противодействует деятельности суда по установлению истины. В таких ситуациях возникает необходимость воздействия на указанных лиц с целью изменения их установок. Психологическое воздействие на них в случае дачи ими ложных показаний или отказа от дачи показаний является существенным элементом коммуникативной деятельности суда.

    Коммуникативная деятельность суда отличается многообразием взаимоотношений, возникающих в ходе судебного разбирательства. Выделяют четыре вида взаимоотношений, возникающих в суде. Первый вид условно можно назвать «взаимоотношения по вертикали». Сюда относятся взаимоотношения судей с участниками судебного разбирательства (с государственным обвинителем, защитником, подсудимым) и остальными субъектами судебного процесса (свидетелями, экспертами и т. д.), а также отношения суда с присутствующими в зале судебного заседания гражданами, не являющимися участниками судебного разбирательства.

    Второй вид взаимоотношений складывается «по горизонтали». Это взаимоотношения между судьей и народными заседателями, между государственным обвинителем и защитниками, между свидетелями, потерпевшими, экспертами и другими участниками процесса, между гражданами, присутствующими в зале.

    Третий вид взаимоотношений возникает между подсудимыми в том случае, если их несколько (групповые дела).

    Четвертый вид — это взаимоотношения судебной аудиторией как с определенной группой людей, которую в ходе суда необходимо превратить в аудиторию с единой психологической направленностью.

    Указанные виды взаимоотношений суду необходимо строго регулировать, направлять в единое русло, подчиняя их установлению истины по рассматриваемому конкретному делу.

    Известно, что осуществление правосудия не ограничивается привлечением к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, и определением им справедливого наказания. Цель правосудия — также исправление и перевоспитание преступников, воспитание граждан в духе соблюдения законов и нравственных норм поведения.

    Суд должен воспитывать и уважение к самому процессу осуществления правосудия. В отношении подсудимых воспитательное воздействие суда распространяется на время не только самого судебного заседания, но и последующего рассмотрения дела. Оно оказывает влияние в течение подчас длительного времени, необходимого для исправления правонарушителя.

    Одной из главных характеристик личности судьи является его профессиональная направленность, которая включает в себя совокупность морально-политических, интеллектуальных, характерологических и психофизиологических качеств, и выражается в:

    – осознании профессионального долга;

    – уровне профессионального правосознания и профессионального мастерства;

    – в творческом подходе к отправлению судейских функций;

    – нетерпимости к нарушению требований законности;

    – стремлении к принятию самостоятельного, свободного от посторонних воздействий решения, в соответствии с собранными доказательствами и по своему убеждению.

    Профессиональная направленность обусловлена идейной убежденностью судьи, которая выражается в непримиримом отношении к нарушениям требований законности, в строгом исполнении предписаний закона при разрешении уголовных дел. Она помогает судье преодолевать отрицательные воздействия окружающей среды.

    Идейная направленность судьи проявляется в том, что уважение к праву, к законности выступает как его личное убеждение.

    Составной частью профессиональной направленности судьи является его профессиональный долг, который предполагает заботу о профессиональной чести, о постоянном совершенствовании профессионального мастерства, стремление воспитывать своей деятельностью и личным примером уважение к закону, правосудию, суду. Чувство долга заключается также в моральной ответственности судьи за правильность рассмотрения и разрешения уголовного дела.

    Профессиональный долг судьи сочетается с высокими этическими требованиями, оказывающими значительное влияние на отправление правосудия. Среди таких нравственных категорий первостепенное место занимает судейская совесть, которая выражает самооценку деятельности и самоконтроль убеждения с точки зрения не только норм морали, но и тех правовых требований, которые предъявляются к принимаемому по делу решению. Судейская совесть не только заставляет судью соотносить свои решения с правовыми предписаниями и нормами нравственности, но и повелевает действовать в соответствии со сложившимися убеждениями, противостоять внешним отрицательным влияниям.

    Важнейшим элементом профессиональной направленности судьи является его правосознание. Специфика проявления профессионального правосознания у судьи состоит в том, что собственные выводы по делу он соотносит со своим правосознанием, определяя при этом, соответствуют ли его личная правовая оценка фактических обстоятельств конкретного уголовного дела и выносимое решение требованиям закона.

    Стержневыми качествами судьи, которые способствуют полноте, объективности и всесторонности исследования обстоятельств уголовного дела, постановлению законного и обоснованного приговора, являются честность, справедливость, принципиальность и объективность. Следует особо отметить последнее качество — объективность. Объективность выражается в беспристрастном отношении к делу, людям. Противоположные данному качества — пристрастность, предвзятость. Они особенно противопоказаны профессии судьи, ему необходимо от них избавляться.

    Из других личностных свойств, необходимых судье, следует отметить терпеливость, скромность, рассудительность, уважение к закону, знание жизни, эрудицию, высокий уровень культуры, человечность. Эти, а также указанные выше свойства являются определяющими в структуре личности судьи. Они не только обусловливают успешное осуществление судейских обязанностей и разрешение каждого уголовного дела в соответствии с требованиями закона, но и способствуют формированию судейского убеждения, свободного от посторонних действий.

    Специфичность деятельности и общения в суде приводит к необходимости выработки судьей специфических коммуникативных свойств. Поведение, облик судьи должны быть такими, чтобы он сразу внушал к себе уважение, чтобы у всех присутствующих создавалось убеждение в его праве, способности, умении решать сложные дела, судьбы людей.

    Судебная деятельность изобилует эмоциями, главным образом отрицательными. Судья — не робот, добру и злу внимающий равнодушно. У любого человека преступление, особенно тяжкое, вызывает чувство негодования, презрения. Но судья как профессионал не должен внешне проявлять подобные чувства. Он должен, будучи внутренне эмоциональным, в своем внешнем поведении при восприятии фактов, обстоятельств оставаться бесстрастным. Только такое поведение судьи обеспечит и установление объективной истины по делу, и воспитательное воздействие судебного процесса. Умение управлять своими чувствами требует от судьи развитых волевых качеств — выдержки, хладнокровия, самообладания.

    Рассмотрение уголовного дела требует от судьи проявления и таких волевых качеств, как решительность, уверенность, которые должны способствовать преодолению имеющихся у него сомнений, колебаний, четкому осуществлению конструктивной деятельности, с тем чтобы в каждом конкретном случае, независимо от сложности ситуации, было принято правильное решение, вынесен обоснованный приговор.

    В качестве противовеса влиянию косного стереотипа профессионального судьи на судебный приговор и на исследование дела выступают такие факторы, как участие народных заседателей в отправлении правосудия, коллегиальное вынесение приговора, принцип состязательности.

    4. ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Одно из центральных мест в ней занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями. Эти задачи — предмет заботы в первую очередь государства и его органов, о чем в той или иной форме говорится, к примеру, в ст. 2,7, ч. 1 ст. 45, ст. 71,72,114 Конституции РФ. В частности, в ст. 2 недвусмысленно сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Эта же идея содержится в ч. 1 ст. 45: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется». По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию. Одновременно граждане, разумеется, не лишаются возможности отстаивать всеми законными способами свои права и свободы, активно добиваться выполнения государственными органами возложенных на них полномочий, всемерно содействовать им.

    Нормативные правовые акты образуют систему, основанную на их юридической силе (рисунок 1). Очевидно, система нормативных правовых актов о правоохранительных органах - это совокупная субординационная связь.

    Учитывая федеративное устройство нашего государства, рисунок 1 может быть расширена за счет нормативных правовых актов о правоохранительной деятельности, изданных региональными властями - государственными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

    Наиболее значимые, принципиальные вопросы правоохранительной деятельности, функционирования государственных органов, ее осуществляющих, как будет показано ниже, регулируются нормативными правовыми актами федерального уровня, т.е. отнесенными в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации.


    Рисунок 1 – Система федеральных нормативных правовых актов о правоохранительных органов

    Особенности современной системы нормативных правовых актов о правоохранительной деятельности и органах, ее осуществляющих, производны от системы нормативных актов в целом, которые, по мнению специалистов, сводятся к следующему: они находятся в соподчинении (субординационной связи) между собой; эта форма связи между ними определяется их юридической силой; место и роль нормативного правового акта в системе властных предписаний государства официально выражается в их наименовании (конституция, закон, указ, постановление и т.д.).

    Высшая юридическая сила, а поэтому главенствующая роль в системе нормативных правовых актов вообще и регулирующих правоохранительную деятельность в частности принадлежит закону. Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества.

    Важнейшим среди законов и универсальным нормативным правовым актом является конституция.

    Особое место в данной группе актов, разумеется, занимает Конституция РФ. В ней решены наиболее принципиальные вопросы государственной и общественной жизни. Действующая Конституция была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и является четвертой по счету российской Конституцией: первая появилась в 1918 г., вторая — в 1937 г., а третья — в 1978 г.

    В последние годы все большее внимание уделяется повышению роли международных (межгосударственных) соглашений, в том числе по вопросам, связанным непосредственно с организацией и деятельностью судов и других правоохранительных органов. Среди них особо выделяются, пожалуй, два: Всеобщая декларация прав человека, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., и Международный пакт о гражданских и политических правах человека, одобренный тоже Генеральной Ассамблеей ООН восемнадцать лет спустя — 16 декабря 1966 г. Он ратифицирован и является обязательным к исполнению на всей территории Российской Федерации и всеми ее государственными органами.

    В отношении названных и некоторых других международных документов в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ говорится: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

    Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ (ст. 56, 65, 66, 70, 76, 84, 87, 88, 103, 108, 114, 118, 128, 135, 136, 137).

    Чаще всего они носят комплексный характер. Некоторые из них уже приняты, например, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, об арбитражных судах, о военных судах, о чрезвычайном положении, другие на очереди.

    Третью ступень занимают федеральные законы РФ, которые по своей значимости и сфере регулирования правоохранительной деятельности существенно различаются, но ко всем им предъявляется общее требование - они не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15). К ним относятся отраслевые кодексы - АПК, ГК, ГПК, ТК, КоАП, УИК, УК, УПК, СК, а также Бюджетный, Налоговый, Жилищный, Водный, Воздушный, Градостроительный и Лесной кодексы, а также такие законы комплексного характера, как о милиции, о прокуратуре, о статусе судей и другие более индивидуализированные, например Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

    Значительное место в иерархии законов занимают так называемые текущие, или обычные, законы, которыми вносятся «точечного» характера изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные правовые акты. Все федеральные законы (федеральные конституционные, федеральные и текущие), как и Конституция РФ, имеют верховенство на всей территории РФ.

    Следующая ступень в иерархии нормативных правовых актов, регулирующих правоохранительную деятельность, - указы и распоряжения Президента РФ. В отличие от закона, который всегда является нормативным правовым актом, указы Президента РФ могут носить и ненормативный характер.

    Они занимают главенствующее место среди подзаконных актов, ибо в соответствии с Конституцией РФ Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Нормативные указы Президента РФ - подзаконные акты и, согласно ч. 1 ст. 15 и ч. 3 ст. 90 Конституции РФ, не должны противоречить ей и федеральным законам. Чаще всего применительно к рассматриваемой сфере правового регулирования Президент РФ принимает указы в целях обеспечения тех или иных законов, регулирующих деятельность тех правоохранительных органов, которые входят в состав исполнительной ветви власти.

    Индивидуальными (ненормативного характера) указами Президент РФ назначает на государственную должность в правоохранительных органах, например, министров, их заместителей, судей федеральных судов, за исключением судей Конституционного Суда РФ.

    К нормативной базе курса относятся также и постановления Правительства РФ. Правительство вправе регламентировать только те вопросы, которые отнесены к его компетенции актами более высокого уровня. Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ.

    К подзаконным нормативным правовым актам относятся решения коллегий, приказы, инструкции, инструктивные письма, постановления и распоряжения министерств и ведомств (комитетов) Российской Федерации - издаваемые Генеральным прокурором, министрами внутренних дел, юстиции, Директором ФСБ и др. Они касаются конкретизации действий сотрудников этих органов при применении каких-либо норм закона.

    В отдельных случаях ведомственные акты утверждаются совместно руководителями нескольких правоохранительных органов и других органов. Примерами могут служить Инструкция о едином учете преступлений, Правила судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью и по вопросам работы с вещественными доказательствами в судах и других правоохранительных органах. Такие акты принято называть межведомственными.

    Возрастающую роль в регламентации правоохранительной деятельности и органов, ее осуществляющих, занимают решения (постановления и определения) Конституционного Суда РФ, которые обязательны на всей территории РФ и для всех органов государственной власти и должностных лиц. Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы права, воздерживаясь от исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов. Его решения могут повлечь за собой приостановление акта, противоречащего Конституции РФ, и понуждение компетентного органа отменить его или изменить. Такое решение может коснуться и нормативного правового акта, регламентирующего правоохранительную деятельность.
    ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ ФИНАНСОВОГО ПРАВА ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЕЙ В РФ ПОНЯТИЕ ПРАВА ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ И ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ

Право и мораль – это два явления, которые в той или иной степени влияют на общество. Их сходства и различия часто позволяют выявить уровень развития социума, определить, на какой ступеньке то, в частности, находится. Но для начала нужно разобраться с моралью, мораль, мораль. И непосредственно с правом, права каждого, к слову, регулируются не только законом, но ещё и внутренними установками, то есть базовыми моментами нравственности. И даже при поверхностном разборе этих тем становится заметно, насколько они перекликаются.

Итак, мораль – определённые установки, идеалы, нормы, принципы и ценности, регулируемые обществом. Являются негласными по своему характеру. Что же касается норм права, то они представляют собой общеобязательные предписания, формально закреплённые, которые выражают волю конкретного государства, им же устанавливаются и закрепляются. Они направлены на регулирование общественных отношений. В этом проявляются общие черты права и морали.

Вообще при изучении темы «право и мораль общее и особенное» становится понятно, что сходства не так уж и мало. Если задаться вопросом сравнения, то можно заметить, что оба явления играют регулятивную функцию. А также, в некоторой степени, оценочную и интегрирующую. Правда, подходы заметно отличаются. В частности, право довольно конкретно. Оно однозначно устанавливает границы, определяет, что именно будет являться нарушением, какие за него последуют санкции. Оно равно для всех, вне зависимости от того, кем именно является участник правоотношений. В этом плане право от морали, как ни странно, часто отличается большей справедливостью.

Во многом подобное объясняется инертностью общественного сознания. Можно изменить законы, установить отсутствие дискриминации, но отдельные части общества по-прежнему будут относиться хуже к женщине, живущей свободной жизнью, чем к мужчине. А знаменитости или же любимцу публики могут много прощать. Кроме того, мораль отличается от права тем, что она иногда способна резко перемениться, потому что сильно зависит от общественного мнения.

Если рассматривать соотношение морали и права, то их можно представить себе в виде двух кругов, которые частично пересекаются. У них есть совпадающие части. Например, кража карается законом и осуждается нормами морали. Одновременно с этим отдельные элементы различаются, то есть не совпадают. В отличие от норм морали, право карает уклонение от налогов, к примеру, а также бухгалтерские ошибки. Общество же или не выдаёт какой-то однозначной оценки таким действиям, или, что бывает нередко, их даже поощряет.

Отмечая общие черты морали и права, необходимо отметить, что и те, и другие подкрепляются санкциями. В частности, нарушение юридических норм карается по закону. У морали нет конкретных предписаний, но сам факт того, что можно сравнить с санкциями, тоже есть – общественное осуждение, бойкот. Исторически нормы права и нормы морали были в этом ещё ближе, потому что раньше остракизм был гораздо серьёзнее. Изгой в одной стране далеко не всегда мог найти себе место в другой. Кроме того, в собственном государстве такой человек рисковал потерять всё, разориться, при этом не имея возможности защититься.

Говоря о различающихся моментах, нельзя не упомянуть вопрос организованности. То, как именно принимаются законы, как в них вносятся изменения – всё это достаточно однозначно и конкретно расписано. При этом сам процесс строго контролируется государством. Мораль же неуправляема, она стихийна, поэтому её развитие нельзя спрогнозировать.

Есть ещё один момент. Мораль и право регулируют общественные отношения. Но действие первой гораздо больше, чем второго. Существуют моменты, которые в принципе не поддаются правовому регулированию (и не должны), но при этом находятся в зоне действия морали. Можно привести очень много примеров из сферы личных отношений, оценки человеческого поведения и т. д.

Мораль и право устанавливают, как именно себя человек может и должен вести. Но закон очень редко прописывает конкретные правила поведения. Как правило, он разрешает всё, что прямо не запрещено. В остальном же человек может действовать так, как ему захочется. И исполнять свои обязанности перед государством люди тоже могут по-разному, в частности, через законного представителя.

Мораль в целом ряде случаев более конкретна. От выполнения определённых обязанностей нельзя уклониться или передать их другому. Личному участию нередко придаётся особое значение. Таким образом, право и мораль устанавливают долг человека, но первое – перед государством, вторая – перед обществом. Характер предписаний тоже разнится.

Право и мораль: развитие

Так или иначе, всё развивается и меняется. Право и мораль – не исключение. Исторически вторая появилась раньше, она регулировала общественные отношения ещё тогда, когда закона как такового не было, то есть в первобытно-общинном строе. Считается, что самые устоявшиеся предписания легли в основу первых законодательных актов. Таким образом, можно наблюдать довольно тесную взаимосвязь. Но потом право и мораль стали расходиться в своём развитии.

Закон часто выражал волю правящей династии, верхушки духовенства и дворянства, бояр, а потом и помещиков. В Российской империи он стоял на страже их интересов. В то же время мораль касалась самых разных сословий. И здесь нужно отметить кардинальное различие в отношении того, что предписывалось дворянину, купцу или же крестьянину. У первого, например, были законы чести. Многие моменты юридически не закреплялись, однако соблюдались неуклонно. Их нарушение представлялось до такой степени немыслимым, что оскорблённый дворянин не мог не ответить на вызов в определённой ситуации, в том числе и потому, что альтернатива для него стала бы хуже смерти.

В то же время купеческая мораль была связана с нажитым богатством, ведением дела, гарантией качества товара. То есть близка к тому, что в современном мире понимается под деловой репутацией. И, наконец, в отношении крестьян наблюдались свои моменты. Но это – только примеры, ситуация менялась в зависимости от исторического периода и государства.

Тема 8. ПРАВО

Задания уровня А

А1 . Нормы права, в отличие от норм морали:

1) регулируют общественные отношения 2) обеспечиваются силой общественного мнения

3) выражаются в официальной форме 4) опираются на авторитет

А2. Конституция как Основной Закон государства характеризуется тем, что:

1) положения, включаемые в нее, не могут быть изменены

2) они принимаются парламентом страны

3) ей должны соответствовать все нормативные акты

4) она детально определяет нормы всех отраслей права

A3. Что является примером правонарушения?

3) Семейный кодекс 4) Гражданский кодекс

А7. Среди прав, предоставляемых Конституцией РФ 1993 г., новым явля­ется право на:

1) образование 2) местное самоуправление

3) выбирать и быть избранным 4) право на жизнь

А8. Верны ли следующие суждения о функциях Президента РФ согласно Конституции?

Президент является:

А. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами.

Б. Председателем Правительства.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

А9 . Верны ли следующие утверждения о правовых актах ?

А. Одним из признаков нормативного правового акта является письменная форма.

Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А10. Что из перечисленного является дисциплинарным проступком?

1) опоздание на занятия без уважительной причины

3) возможность говорить неправду родителям

4) право обманывать близких

А16. Укажите лишнее в перечне отраслей права:

3) гражданское право 4) парламентское право

А17 . Какое из перечисленных правонарушений относится только к уголов­ным, в отличие от административных проступков :

1) оскорбительное приставание к гражданам в транспорте

2) нецензурная брань в общественном месте

3) управление автомобилем в нетрезвом состоянии

4) неуставные отношения в армии

А18 . Какое из нижеприведенных положений не относится к правам человека:

1) право на свободу мысли, слова, совести 2) право собственности

3) право иметь друзей 4) право на свободу убеждений

А19 . Какое из перечисленных прав относится к правам ребенка:

1) право на заботу и воспитание

2) право выбора способа воспитания

3) право на свободное распоряжение собственностью родителей

4) право выражать мнение по всем вопросам семейной жизни

А20. Согласно Конституции РФ в нашей стране:

4. Гражданин X. был доставлен в отделение милиции за нецензурную брань в обществен­ном транспорте

В9. Установите соответствие между отраслями права, приведенными в первом столбце, и суперотраслями права, приведенными во втором.

ОТРАСЛИ ПРАВА

СУПЕРОТРАСЛИ ПРАВА

1. Конституционное

А. Частное

2. Гражданское

Б. Публичное

3. Административное

4. Уголовное

Ответ:

В10. Завершите фразу:

«Совокупность норм и отраслей права, закрепляющих и регулирую­щих порядок деятельности органов государственной власти и управле­ния, формирования и работы законодательных, правительственных и иных учреждений, осуществления правосудия, называется... пра­вом».

ПУБЛИЧНЫМ

В11 . Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) Определяет границы должного поведения людей.

2) Относится к нормативной системе общества.

3) Существует как в устной, так и в письменной форме.

4) За нарушение этих норм следует общественное порицание.

5) Формулируется и поддерживается государством.

В12. В приведенном ниже списке найдите положения, относящиеся к кон­ституционному праву РФ.

1) Верховенство Конституции и федеральных законов РФ на всей ее территории.

2) Идеологическое многообразие.

3) Условия и порядок заключения трудового договора .

4) Признание прав и свобод человека высшей ценностью.

5) Установление обстоятельств освобождения от уголовной ответствен­ности.

В13. Установите соответствие между конкретным выражением санкций, данных в первом столбце, и видом, к которому они относятся, данных во втором.

ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ

ВИДЫ САНКЦИЙ

1. Объявление выговора

А. Формальные негативные санкции

2. Проявление недружелюбия

Б. Неформальные негативные санкции

3. Отказ от сотрудничества

4. Наложение штрафа

Задания уровня С

Дайте развернутый ответ.

С1. Назовите любые три вида правоотношений.

НАПРИМЕР, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ, ГРАЖДАНСКИЕ, ТРУДОВЫЕ, УГОЛОВНЫЕ

С2. Старшеклассник без разрешения забрал из открытого портфеля одно­классника компакт-диск и присвоил его себе. Являются ли его дейст­вия правонарушением? Укажите три признака, по которым вы его оп­ределили.

Да, являются. Признаки правонарушения:

- компакт-диск взят без разрешения;

- незаконно присвоен;

- тем самым был нанесен материальный урон владельцу компакт-диска .

СЗ. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

ПРАВО И ЗАКОН

Существует следующее понимание сущности права: право - это не за­коны, принимаемые демократически избранными учреждениями и вы­ражающие суверенную волю народа, а общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности, справедливости. Но такие нечеткие, аморфные представления о праве отдаляют нас от желаемого правопо­рядка и задач его укрепления, ибо указанные принципы, идеи («непи­саное право»), несмотря на их, бесспорно, высокую ценность, все же не могут сами по себе, без необходимой формализации, служить критерия­ми правомерного и неправомерного, законного и противозаконного, а следовательно, не в состоянии обеспечить стабильность и организован­ность в обществе. Исчезает нормативная основа права, подрывается его регулятивная роль.

В этом случае открывается простор для... произвола, поскольку свобо­да, демократия, мораль понимаются различными политическими субъектами, в том числе властвующими, по-разному... Да и почему за­коны (нормальные, гуманные, созданные с соблюдением всех обще­принятых процедур) не могут выражать указанные идеалы? Встает также непростой вопрос о том, кто и как должен определять - «право­вой» тот или иной закон или «неправовой»? Где критерии? Кто судьи? Конечно, категории права и закона не совпадают. Закон есть одна из форм выражения права..., их отождествление недопустимо. Но и из­лишнее противопоставление этих двух понятий не ведет к достиже­нию позитивных целей. Это порождает правовой нигилизм...

1) Укажите два подхода к пониманию сущности права, сформулиро­ванные в тексте.

В ответе должны быть указаны следующие подходы:

право - это законы, принимаемые демократически избранными учреждениями

и выражающие суверенную волю народа;

право - это общие (абстрактные) принципы гуманизма, нравственности,

справедливости.

Допускаются иные формулировки, не искажающие смысл ответа.

2) Какой из данных подходов, с точки зрения автора, является пра­вильным? Приведите три любых аргумента из текста, приводимых автором.

Аргументами из текста могут быть любые три, например:

размываются критерии правомерного и неправомерного, законного и противозаконного;

остается неясным вопрос о критериях определения закона как «правового» или «неправового»;

порождается правовой нигилизм;

затрудняется решение задачи укрепления правопорядка;

затрудняется задача поддержания стабильности и организованности в обществе;

открывается простор для произвола в политике.

3) Какой термин, равнозначный термину «источник права», употреб­лен в тексте? Назовите три основных источника права.

В ответе должно быть указано:

источниками права являются: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор.

В ответе должна быть указана регулятивная функция права, обозначенная в тексте автором.

Могут быть указаны любые три другие функции:

- экономическая

- политическая

- социальная

- охранительная.

С4. Назовите три любых признака гражданского общества.

Могут быть названы любые три признака гражданского общества:

- социальная основа - средние классы;

- правовая основа - судебная и общественная защита прав человека;

- нравственная - взаимное доверие людей;

- культурная: наличие возможностей для массового приобщения к культуре;

- не собственность подчиняется общему благу, а общее благо вытекает из собственности личности;

- не закон лежит в основе прав человека, а права человека - в основе закона и т. д.

С5 . Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите в виде сочинения-эссе свои мысли по поводу поднятой проблемы, опира­ясь на понятия обществоведческого курса, факты общественной жиз­ни и личный опыт.

1. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы они одинаково были подчинены законам». (Ж. Даламбер)

2. «Правосудие должно совершиться, хотя бы погиб один человек».

3. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». (Всеобщая декларация прав человека (1948)

Задачи по праву на ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

(с решениями)

1. Инвалид В. не может прибыть на избирательный участок в день выборов. Поэтому он заранее написал заявление, в кото­ром требовал, чтобы представители избирательной комиссии организовали выезд к нему на дом с переносной урной для го­ лосования. Но в день голосования к нему никто не приехал.

Какое право гражданина В. было нарушено? Приведите три примера реализации гражданами своих изби­ рательных прав.

ОТВЕТ:

Нарушено право гражданина В. на участие в голосовании (избирательное право).

Могут быть приведены следующие примеры:

2. Выдвижение своей кандидатуры для участия в выборах - пассивное избирательное право

3. Право на получение открепительного удостоверения для осуществ­ления голосования на другом избирательном участке

2. Пятнадцатилетний школьник решил на время летних кани­ кул трудоустроиться. Охарактеризуйте его правовое положе­ние как работника с точки зрения его прав, вида работы, вре­ мени работы и отдыха, условий труда.

1. В соответствии с Трудовым кодексом РФ, трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 15 лет , для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью. А с согласия одного из родителей и разрешения органа опеки и попечительства - с 14 лет , для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда здоро­вью и не нарушающего процесса обучения.

2. Для работников до 16 лет установлена сокращенная продолжитель­ность рабочего времени - не более 24-х часов в неделю (на каникулах ), а в течение учебного года для учащихся образовательных учреждений - не более половины, т. е. 12 часов в неделю.

3. Запрещается привлекать несовершеннолетних к сверхурочным ра­ботам, к работе в выходные дни, к работе, связанной с вредными условия­ми труда.

3. Р. в детстве посещал детский сад, затем обучался в общеобра­ зовательной школе. После окончания девяти классов он учился в профессиональном училище и получил профессию сварщи­ ка. Отслужив в армии, Р. поступил в институт машинострое­ ния и окончил его. Какие ступени образования прошел Р.?

1. Дошкольное образование

2. Начальное образование

3. Основное общее образование

4. Начальное профессиональное образование

5. Высшее профессиональное образование

4. Назовите три международно-правовых акта, посвященных правам человека.

1. Всеобщая декларация прав человека (1948)

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(1966)

3. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966)

4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950)

В соответствии со ст. 38 Конституции РФ трудоспособные дети, дос­тигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Если на момент обращения за помощью к дочери гражданин В. является нетрудос­пособным, то он имеет право на получение такой помощи. Развод с мате­рью, отдельное проживание и неучастие в воспитании дочери в данном слу­чае значения не имеют. В. не был лишен родительских прав и платил алименты на содержание дочери.

8. Н. купил телевизор в магазине бытовой техники . Дома были обнаружены серьезные дефекты. Какими правами обладает потребитель для защиты своих нарушенных прав?

ОТВЕТ:

Закон о защите прав потребителей устанавливает следующие права: 1) на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья;

2) на получение информации о товарах и их производителях;

3) на государственную и общественную защиту этих интересов. На основании данного закона Н. имеет право:

1. Потребовать, чтобы недостатки были устранены (их устраняют в те­чение 20 дней). Если куплен товар длительного пользования, например, холодильник, изготовитель или продавец на период ремонта предлагает другой, осуществляя за свой счет доставку на дом.

2. Договориться с продавцом об уменьшении цены за эту вещь, если она ему нужна в таком виде (закон устанавливает 10-дневный срок для раз­решения вопроса таким путем).

3. Заменить на такой же, но качественный товар (в течение 7 дней).

4. Заменить на другой товар. Для этого нужно доплатить, если он сто­ит дороже, либо получить деньги, если цена выбранного товара ниже.

5. Если потребителю (в данном случае Н.) расхотелось иметь куплен­ную вещь, он может возвратить ее в магазин до определенного срока, а день­ги получить обратно.

9. Гражданин К. обвиняется в совершении преступления. Сле­ дователь требует, чтобы он доказал свою невиновность. Про­

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...