Партнерские отношения гражданского общества и правового государства. Главные признаки гражданского общества



Гражданское общество и государствонаходятся в тесной взаимосвязи, первое невозможно без второго. Благодаря государству человеческое сообщество вступает цивилизованности и становится обществом. Гражданское общество - это не только школа и церковь, но и гражданская война, противостояние социальных интересов, антиобщественное поведение, мафия и т.д., с которыми может справиться только государство. В конце концов, сам смысл концепции гражданского общества существует лишь при рассмотрении этого общества в соотношении с государством.

В то же время государство не может существовать вне общества. Она производная от гражданского общества, и назначение ее заключается в том, чтобы служить ему. Гражданское общество является противовесом государству в ее постоянном стремлении к господству над обществом. От степени развитости гражданского общества зависит степень демократизма государства.

В понимании роли государства в обществе есть две крайние позиции - анархизм и етатизм. Анархизм отвергает государство вообще как орган принуждения и насилия над людьми. Етатизм, наоборот, всячески преувеличивает роль государства в жизни общества. Етатизм (от франц. etat - государство) - это засилье государства в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества. Теоретически етатизм обосновывает необходимость активного вмешательства государства во все сферы общественной жизни, исходя из восприятия государства как всеобщей ценности, высшего результата и цели общественного развития. Практически етатизм проявляется в централизации, концентрации и бюрократизации политической власти, распространении организационно-контрольных функций государства за пределы оптимального соотношения государства и общества. Процесс етатизації общественной жизни ведет к ослаблению гражданского общества, его влияния на государство, что, в свою очередь, негативно отражается на самой государстве, вызывая ее упадок.

Етатизація общественной жизни в наибольшей степени происходит за недемократических, особенно тоталитарных политических режимов. За тоталитаризма централизация власти, ущемление прав и свобод граждан, произвола и волюнтаризм правящей верхушки приобретают крайних форм. Некоторые черты етатизму сохраняются и в демократическом обществе, но здесь он охватывает, главным образом, сферу экономики и контролируется политическими институтами гражданского общества.

Формой взаимодействия государства и гражданского общества является политический режим как система методов и средств осуществления политической власти, а различные типы политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный - являются разными способами этого взаимодействия.

Главной особенностью тоталитарного политического режима является всеобъемлющее огосударствления общественной и частной жизни, тотальный контроль государства над обществом и гражданами, который опирается на систематическое использование насилия. За тоталитаризма общество не оказывает ощутимого влияния на государство. Так, по социализма в СССР произошло огосударствление всех сфер общественной жизни. Государство фактически была владельцем всех средств производства, в лице одержавленої правящей партии монополизировала политическую власть в обществе, навязывала ему единую идеологию, направляла деятельность общественных организаций. Общество не имело реальных средств воздействия на государство. Выборы в представительные органы власти и сами эти органы имели формальный характер. Другие средства прямой демократии или не использовались вовсе, или также были формальными. Не было многопартийности, деятельность общественных организаций направлялась и жестко контролировалась коммунистической партией. Это же касалось и средств массовой информации.

По тоталитарного режима государство фактически поглощает гражданское общество. Зачатки этого общества существуют разве что в семье, домашнем хозяйстве, церкви, хотя и они не лишены произвольного вмешательства государства или одержавленої партии. Отсутствие развитых структур гражданского общества, прежде всего его экономической основы - частной собственности - и политических институтов, обратного влияния общества на государство приводят к деформации самого государства. Она прибегает к насилию, произвольных экспериментов над обществом, втягивается в войны и т.д.

Главной особенностью авторитарного политического режима является сосредоточение власти в одном ее органе, в руках одного лица или группы лиц и осуществления власти в основном с опорой на принуждение. Под углом зрения взаимодействия государства и гражданского общества авторитаризм отличается от тоталитаризма в лучшую сторону. За авторитарных режимов сохраняется автономия личности и общества в непо-літичних сферах, существует негосударственный сектор экономики, государство не осуществляет тотального контроля над обществом, не навязывает ему единую идеологию. Авторитаризм формально может предполагать разделение властей, многопартийность, выборность органов государственной власти и др. Однако реально государственная власть сосредоточена в руках главы исполнительной власти. Доминирует одна политическая партия; другие партии, общественно-политические организации, средства массовой информации не оказывают ощутимого влияния на осуществление государственной власти. Органы местного самоуправления если и существуют, то находятся под жестким контролем центральной власти. Выборы в представительные органы власти имеют формальный характер, преобладают силовые методы правления. Это означает, что в распоряжении гражданское общество не контролирует государство. Такое соотношение государства и гражданского общества в той или иной мере присуще большинству стран мира, хотя формально в них могут быть и признаки правового государства и демократического политического режима.

Партнером государства гражданское общество выступает лишь в правовом государстве за демократического политического режима. Понятие «правовое государство» и «демократическое государство» близкие по смыслу, но не тождественны. Демократическое государство не может не быть правовым. Однако не всякая правовое государство является действительно демократическим. Понятие «правовое государство» является формально-юридическим характеристикой государственности. За формального наличия основных признаков правового государства - конституционном произнесении принципов верховенства права, разделения властей, прав и свобод человека в стране на самом деле может существовать авторитарный политический режим, который прикрывается демократической риторикой и через низкий уровень политической культуры масс воспринимается именно как демократический.

Правовое государство не может существовать без гражданского общества. Особенность их взаимодействия по демократического политического режима заключается в том, что гражданское общество подчиняет себе государство и контролирует ее. Связь гражданского общества с государством, его влияние на нее основывается прежде всего на принципах демократии. Исходным из них является принцип народного суверенитета, который провозглашает народ единственным источником и верховным носителем власти в обществе. А это означает, что власть государства, его суверенитет производные от суверенитета народа, что гражданское общество создает государство для удовлетворения собственных нужд, а не ради нее самой, что государство не должно возвышаться над обществом и призвана служить ему, что, в конце концов, чиновники существуют для граждан, а не наоборот. Осознание гражданами именно такого соотношения между гражданским обществом и государством имеет принципиально важное значение для их формирования демократической политической культуры. Демократическая политическая культура гражданского общества проявляется тогда, когда гражданин не склоняется слепо перед государством, хотя бы какой демократической она издавалась, а задается вопросами вроде: что такое государство и для чего она нужна? что государство берет от меня и что я имею от нее? почему и для чего государство собирает налоги? куда идут собранные средства и сколько их нужно? в какой мере я принимаю участие в осуществлении государственной власти? почему чиновники за мой счет живут лучше, чем я? и др.

Принцип выборности как принцип демократии предусматривает формирование органов государственной власти путем выборов. Выборы являются важнейшим средством влияния гражданского общества на государство. От качества избирательного законодательства и его соблюдение на практике решающей степени зависят демократизм и эффективность государственной власти. Важным звеном, которое соединяет гражданское общество и государство, политические партии. В демократических государствах они выступают и главными субъектами избирательного процесса. Влияние на государство гражданское общество осуществляет также через общественные организации и средства массовой информации.

Наиболее полно связь гражданского общества и государства проявляется через права и свободы личности. С одной стороны, конституционное провозглашение и закрепление прав и свобод человека является политико-правовой основой разграничение гражданского общества и государства. С другой стороны, права и свободы являются главным звеном, которое соединяет гражданское общество и государство; благодаря наличию у граждан политических прав они подчиняют государство своему влиянию и осуществляют контроль над ней. Поскольку реальность прав и свобод человека является одновременно одним из основных признаков правового государства и важнейшим достоянием гражданского общества, то это означает, что они - правовое государство и гражданское общество - взаимно предполагают друг друга.

Однопорядковим с понятием «правовое государство» является относительно новое для политологии понятие «социальное государство». Правовая государственность как формально-юридическая характеристика государства сама по себе ничего не говорит о реальной жизни граждан. С помощью права (в его обычном понимании - как совокупности законов и всевозможных подзаконных актов: постановлений, приказов, должностных инструкций и т.д.) можно более изощренно издеваться над людьми, чем с использованием открытого и грубого насилия. Причем власть способна добиться легитимности, то есть признание, такого «права» гражданами, которые на ее потребность кричать «Распни его!» или потребуют наказания «врагов народа» или будут осуждать диссидентов.

Создатели и сторонники теории правового государства считали, что такое государство, обеспечивая каждому свободу и равенство, делая частную собственность доступной для каждого, стимулируя конкуренцию, предприимчивость и активность граждан, приведет их к всеобщего благосостояния. Однако этого не произошло. Абсолютизация индивидуальной свободы, невмешательства государства в экономическую и социальную сферы гражданского общества привели к усилению монополизации экономики и социального неравенства, обострение социальных противоречий, обесценивание самих идей свободы и равенства, поскольку большинство граждан в буржуазному государству не имели для них материального подоплеку.

При этих условиях конструктивным дополнением правовой государственности стали теория и практика социального государства. Понятие «социальное государство» возникло в послевоенной политической и общественной теории для обозначения государства современного демократического типа в условиях относительно стабильной и развитой экономики. Каждое государство является социальным учитывая выполнения ею социальной функции. Особенностью современного социального государства является осуществление ею активной социальной политики, направленной на обеспечение прав человека, трудоустройства населения, защита прав работника на предприятии, создание систем здравоохранения и социального страхования, поддержку малоимущих, семьи и материнства, достижение высокого уровня благосостояния всех слоев населения. Политические права человека дополняются социально-экономическими правами, предусматривающие предоставление всем членам общества определенного минимума материальных и социальных благ. С этой целью государство активно вмешивается в экономику и социальные отношения, посредством налогов и различных социальных выплат перераспределяет через бюджет значительную часть национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения.

Начали такую социальную политику социал-демократические партии, которые в послевоенные годы долгое время находились у власти в некоторых западноевропейских странах, в частности в Швеции и Германии. Созданная ими в 60-х годах государственность достала сначала несколько идеологизированную название «государство всеобщего благоденствия», а впоследствии стала сказываться научным понятием «социальное государство».

Итак, социальное государство - это правовое государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение прав и свобод человека, достижение высокого уровня благосостояния всех слоев населения.

Активную социальную политику проводит и социалистическое государство. Однако происходит это за отсутствия правовой государственности и гражданского общества, что приводит к произвольного распределения государством материальных благ и социальных услуг, уравниловки, снижение стимулов к трудовой деятельности, вызывает застой производства. Последнее, в свою очередь, делает невозможным выполнение в полном объеме намеченных социальных программ. Как показала практика социал-де-тического правления, подобные последствия социальной политики возможны и в правовом государстве в случае абсолютизации социальных задач и чрезмерного вмешательства государства в экономику и перегрузки ее налогами. Правовая и социальная принципы организации и осуществления государственной власти находятся в противоречивом единстве. Абсолютизация формально-правовой стороны государственности вредит решению социальных задач. И наоборот, преувеличение значения последних ограничивает индивидуальную свободу, порождает уравнительные тенденции и другие негативные последствия в общественной жизни. Оптимальное сочетание правового и социального принципов в функционировании государства иногда обозначается термином «социально-правовое государство».

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования правового государства является наличие гражданского общества. Построение гражданского общества в нашей стране - одна из целей, проводимых в современной России реформ. Рассмотрение вопроса о соотношении правового государства и гражданского общества предполагает предварительное определение соответствующих понятий. Стоит повториться, что правовое государство - такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

Понятие «гражданского общества», несмотря на частое использование в научных публикациях, в учебной литературе, в средствах массовой информации, в науке достаточно отчётливо не определено. По мнению представителей юридической науки, гражданское общество - свободное демократическое правовое общество, ориентированное на личность, обеспечивающее свободу творческой (предпринимательской) деятельности, создающее возможность реализации прав человека и гражданина. Или: гражданское общество - сфера личных, социально-экономических, культурных, нравственных, религиозных отношений, основанных на принципах справедливости, гуманизма, равенства всех перед законом и способствующих развитию их инициативы и предприимчивости.

По существу гражданское общество - демократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.

По-видимому, только в цивилизованном, демократическом государстве может сформироваться полноценное гражданское общество. Этому, безусловно, способствуют демократические институты власти (выборы, референдум, политический плюрализм и др.).

В общетеоретическом плане следует отметить, что взаимоотношения государства и гражданского общества сложны и разнообразны по своему содержанию. Такие отношения целесообразно рассматривать в трёх аспектах: во-первых, установить, в чём проявляется единство государства и гражданского общества; во-вторых, определить, какие черты, свойства, особенности характеризуют их различия; в-третьих, выяснить взаимосвязи этих явлений, формы таких взаимосвязей.

Единство государства и гражданского общества. Прежде всего, отметим то, что формирование и правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать его права и интересы.

Рассматриваемый аспект соотношения проявляется и в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, закрепляющим юридическое равенство. В отечественной литературе обращается внимание на то, что главным признаком и основой гражданского общества законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их права и свободами.

Акцент также делается на том, что критерием зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства.

Автономность индивидов и организаций в условиях формирования гражданского общества способствует созданию механизмов их саморегуляции и саморазвития, образованию сферы невластных отношений. Одним из показателей развития такого общества является то, что граждане обладают, в частности, способностью и реальной возможностью осуществлять свободу политического выбора. Так, право граждан на объединение, закреплённое в ст. 30 Конституции РФ, по сути есть право на свободный и самостоятельный выбор гражданами любых форм негосударственной деятельности, не противоречащих требованиям закона. Такие объединения - необходимый составной элемент гражданского общества.

В рассматриваемом плане отметим и то, что гражданское общество возможно в условиях, когда экономическая система построена на правовых началах, формируемых и обеспечиваемых государством. Соответственно каждый из субъектов экономических отношений должен быть защищён и гарантирован как от неправового влияния государства, так и от диктата поставщика. В этом также определяется определённое единство гражданского общества и государства, осуществляющего правовое регулирование общественных отношений. Как видим, государство обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и др., что отражает формирование новых социально-экономических и политических реальностей в современной России. Единство гражданского общества и правового государства обнаруживается также и в том, что они формируются одновременно, органически взаимосвязаны. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов, и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой «становой хребет» и одновременную форму («обруч») общества. В государстве важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Если «убрать» правовое государство, то и общество развалиться на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию в выяснении отношений, в бесконечных спорах, столкновениях.

Обратим внимание и на то, что единство рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений находит своё выражение в демократическом политическом режиме. Содержание такого режима составляют цивилизованные приёмы, способы осуществления государственной власти и предоставляемаягражданам мера их свободы, активного участия в политической, социально-культурной, экономической и иных областях жизни общества.

Различия гражданского общества и правового государства. Любое государство (даже самое демократическое, не авторитарное) есть организация. И как любая так или иначе сложная организация оно объективно неизбежно строится иерархически, в порядке соподчинённости структурных звеньев (государственных органов). Публично-властные отношения, определяющие структуру и алгоритм действия государства, - всегда отношения, в основном, вертикальные, субординационные.

С учётом названного аспекта, правое государство - организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле, в плане проводимого разграничения можно сказать о государстве как форме гражданского общества. К тому же отметим и то, что правовому государству и гражданскому обществу свойственны и несовпадающие структуры, и соответственно специфические функции.

Наиболее отчётливо между рассматриваемыми социальными образованиями проявляются в следующем: гражданское общество - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Имеются в виду объединения, созданные «снизу», а не по указке вышестоящих органов, например, политические партии, функционирующие на основе уставов, программных документов, и координирующие свою деятельность с другими институтами гражданского общества. Во всех случаях речь идёт о структурах, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. «Совокупность отношений, скрепляющих гражданское общество, - по мнению Л. С. Мамута, - сложная система горизонтальных, одноуровневых связей, в которой практически нет места порядку субординации. Одновременно оно есть ещё и сфера реализации людьми их партикулярных (индивидуальных, групповых) интересов».

Для отличия государства и гражданского общества обратим внимание и на иные факторы. Напомним, что отношения между гражданами, их объединениями, союзами на уровне горизонтальных связей сроятся на началах равенства, свободы координации. Их связи и отношения преимущественно основываются на соглашениях, договорах. Должностные лица и органы государственного управления связаны отношениями субординации; каждый из них подчинён в порядке иерархии прямому вышестоящему начальнику (органу, учреждению).

Согласно действующему законодательству, гражданам разрешено всё, что не запрещено законом. Должностным лицам разрешено только то, что предопределено их компетенцией или предписано приказом.

Граждане могут быть привлечены к юридической ответственности только за правонарушение, т. е. виновное противоправное деяние. Должностные лица

отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения,

обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.

Взаимодействие государства и гражданского общества. Формирование правового государства и гражданского общества не означает слияния, взаимного поглощения. Соответственно надо видеть определённые линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений. В этой связи представляет интерес следующее суждение: государство, которое не опирается на гражданское общество и не сдерживается им, столь же опасно, как гражданское общество, которое не упорядочивается государством, не объединяется им в новую общезначимую целостность. Имеется в виду, в частности, что «неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое поглощает первое». Этот вывод и материал, рассмотренный выше, свидетельствует о том, что государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определённое единство. Взаимодействие гражданского общества с государством можно рассмотреть и относительно более конкретных организационно-правовых форм. С точки зрения потенциала государства это:

  • 1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса;
  • 2) предоставление субъектам гражданского общества - участникам политической жизни правовой возможности реализовать свои интересы в различных звеньях политической системы, в организации и деятельности органов государственной власти;
  • 3) установление правовых запретов относительно тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в частную и личную жизнь человека и гражданина;
  • 4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Это с одной стороны. Сдругой - гражданское общество во многом определяет функционирование демократического государства, его органов. Например, правотворческая деятельность государства тесно связана с деятельностью таких структурных элементов гражданского общества, как политические партии, общественно-политические движения, общественные организации граждан. Отметим также, что гражданское общество и его элементы способствуют образованию лишь демократической, а не диктаторской формы правления, установления демократического политического режима в стране. Значимость этого очевидна, поскольку демократический режим способствует развитию местного самоуправления, совершенствованию форм прямой и представительной демократии, созданию условий для активной деятельности политических партий, выражающих различные мнения социальных групп. Следовательно, при демократическом режиме создаются наиболее оптимальные предпосылки для становления гражданского общества, его взаимодействия с государством.

Таким образом, написанный выше текст, является доказательством тесной взаимосвязи гражданского общества и правового государства. Он свидетельствует о неразрывности этих двух понятий, поскольку они напоминают, образно говоря, две стороны одной медали. На самом деле, нельзя представить правовое государство без гражданского общества, потому что гражданское общество есть, с одной стороны, - предпосылка, то есть то, на чём основывается правовое государство, с чего нужно начинать его развитие. А, с другой, - фактор формирования. Это подразумевает наличие гражданского общества как обязательного элемента при становлении правового государства. Стоит отметить, что, чем более развито гражданское общество, тем более демократично государство, и формирование гражданского общества протекает более успешно, если государство создаёт для этого благоприятные условия. Поэтому для успешного достижения поставленной цели, в виде гражданского общества, необходима сильная государственная власть, которая основывается на демократизме, признании верховенства права и других принципах, лежащих в основе правового государства.

Исследование правовых вопросов взаимодействия государства и гражданского общества представляется весьма необходимым в существующих политико-правовых реалиях России. Проблемы элементов взаимосвязей гражданского общества и правового государства до сих пор вызывают дебаты в научных кругах не только России, но и ученых разных стран постсоветского пространства. Так в апреле 2010 года состоялась II международная конференция, посвященная конституционным правам и свободам личности в контексте взаимодействия гражданского общества и правового государства на которой главный научный сотрудник ИГП РАН, доктор юридических наук, профессор В.Е. Чиркин остановился на проблемах элементов взаимосвязей гражданского общества и правового государства. Он в частностил: «Нельзя разрывать гражданское общество и правовое государство, в отношениях которых есть и сотрудничество и противоречия… Гражданское общество должно пресекать тенденции государственного аппарата к бюрократизации. Со своей стороны государство должно обеспечивать свободное развитие гражданского общества в рамках конституции и законов» Нуденко Л.А., //Государство и право/ декабрь 2010г. № 12, С. 97.

Важнейшей предпосылкой и одновременно фактором формирования правового государства является наличие гражданского общества. Построение гражданского общества в нашей стране - одна из целей, проводимых в современной России реформ. Рассмотрение вопроса о соотношении правового государства и гражданского общества предполагает предварительное определение соответствующих понятий.

Стоит повториться, что Гражданское общество, по мнению представителей юридической науки, - это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, то есть система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Государство - лишь форма гражданекого общества. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих в рамках права, которые служат барьером для монополизации государственной власти. По существу гражданское общество -демократическое, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.

Правовое государство - такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности, это форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) в целях обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом.

Необходимо отметить, что взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества закреплено в нормативно-правовых документах на федеральном, региональном и местном уровнях. Например, основополагающие принципы взаимодействия органов исполнительной власти с общественными организациями закреплены в Концепции реформирования государственной службы России . Правовую основу взаимодействия органов власти с общественными организациями в Российской Федерации составляют Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы, Федеральные законы: "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основах социального обслуживания населения РФ", "О мерах государственной поддержки общероссийских объединений инвалидов", "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", "Об Общественной палате Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", "Об автономных учреждениях", "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и др.

Говоря о единстве гражданского общества и правового государства прежде всего, отметим то, что формирование и правового государства, и гражданского общества преследует одну и ту же общую цель: создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку, защищать его права и интересы.

Рассматриваемый аспект соотношения проявляется и в том, что организация и деятельность основных общественно-политических, экономических и социальных структур осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством, закрепляющим юридическое равенство. В отечественной литературе обращается внимание на то, что главным признаком и основой гражданского общества законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их права и свободами. Акцент также делается на том, что критерием зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантии прав человека и гражданина со стороны государства.

Автономность индивидов и организаций в условиях формирования гражданского общества способствует созданию механизмов их саморегуляции и саморазвития, образованию сферы невластных отношений. Одним из показателей развития такого общества является то, что граждане обладают, в частности, способностью и реальной возможностью осуществлять свободу политического выбора. Так, право граждан на объединение, закреплённое в ст. 30 Конституции РФ, по сути есть право на свободный и самостоятельный выбор гражданами любых форм негосударственной деятельности, не противоречащих требованиям закона. Такие объединения -необходимый составной элемент гражданского общества.

В рассматриваемом плане отметим и то, что гражданское общество возможно в условиях, когда экономическая система построена на правовых началах, формируемых и обеспечиваемых государством. Соответственно каждый из субъектов экономических отношений должен быть защищён и гарантирован как от неправового влияния государства, так и от диктата поставщика. В этом также определяется определённое единство гражданского общества и государства, осуществляющего правовое регулирование общественных отношений. Как видим, государство обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и др., что отражает формирование новых социально-экономических и политических реальностей в современной России.

Единство гражданского общества и правового государства обнаруживается также и в том, что они формируются одновременно, органически взаимосвязаны. Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов, и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой «становой хребет» и одновременную форму («обруч») общества. В государстве важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Если «убрать» правовое государство, то и общество развалиться на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию в выяснении отношений, в бесконечных спорах, столкновениях.

Фактом является то, что государство возникает из множества самых разных индивидов, существующего в виде членов семей и членов гражданского общества. Но, возникнув и укрепившись исторически, государства в мире становятся сильными субъектами, управляющими проживающим на территории государства населением, регулирующими множество общественных, социально-экономических процессов, происходящих в государстве. «Можно признать следующее: государство является необходимым фактором создания и самого факта существования гражданского общества. Если не будет силы и государственной воли (принуждения) в определенных вопросах общественной жизни, все скатится к беспорядкам и хаосу. Не в последнюю очередь это касается гражданского общества, саморегулируемой системы, нуждающейся в постоянном контроле со стороны государства» Грудцына Л.Ю., Петров С.М., «Гражданское общество, народ и власть: концептуальное понимание и российская специфика»,//Государство и право/, июнь 2012, №6, С.6.

Все это лишь демонстрирует ту же объективную взаимосвязь государства и гражданского общества применительно к особым примерам. Воистину гражданское общество и государство представляют собой единство и борьбу противоположностей. "В гражданском обществе каждый для себя - цель, - отмечал Г. В. Ф. Гегель, - все остальное для него ничто" . Или: "Гражданское общество является ареной борьбы частных индивидуальных интересов, войны всех против всех". И как раз эта-то война, которая сама - следствие социального единства и вытекающих из него ограничений, рождает необходимость мощного интегрирующего начала, коим и является государство.

Следует обратить внимание и на то, что единство рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений находит своё выражение в демократическом политическом режиме. Содержание такого режима составляют цивилизованные приёмы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, социально-культурной, экономической и иных областях жизни общества.

Органическое единство гражданского общества и государства - это не органическое единство индивидов или власть придержащих и граждан, а единство органически взаимосвязанных и взаимопорождающих общественных отношений, с одной стороны, тех в которых формируется и функционирует государственная власть, а с другой - тех, в которых существуют институты гражданского общества.

«Гражданское общество нельзя трактовать как антитезу государства, ибо гражданское общество и государство - это теснейшим образом объективно взаимосвязанные и взаимозависимые социальные и политико-правовые явлении, своего рола органический тандем, где движущая роль в развитии тандема в идеале должна принадлежать гражданскому обществу, на стороне которого формирование материального субстрата государства - общезначимого интереса.» Грудцына Л.Ю., Петров С.М., «Гражданское общество, народ и власть: концептуальное понимание и российская специфика»,//Государство и право/, июнь 2012, №6, С.7 При слабо развитых институтах демократии или в тоталитарных государствах эта картина оказывается сильно закамуфлированной; государство как субъект государственного управления оказывает воздействие на гражданское общество (и достаточно активное) как его объект,

Устранение интегрирующего государственного начала, противостоящего индивидуализму субъектов гражданского общества, превращает гражданское общество в ничем не связанную совокупность индивидов, что способно привести к воцарению анархии. Здесь не будет ни государства, ни гражданского общества. История дает множество примеров, когда из-за ослабления или гибели государства общество погружалось в анархию и смуту со всеми сопутствующими им бедствиями и кровопролитиями. Достаточно вспомнить Россию конца XVI - начала XVII в. Самая яркая иллюстрация из новейшей отечественной истории - перестройка и реформы, которые привели к крушению Советского Союза. «Современное Российское государство вряд ли можно назвать сильным. Его социалистический предшественник был не в пример мощнее. Слабости нового Российского государства сопутствует аморфность гражданского общества и процесса его формирования. Само же гражданское общество в существенной мере замещается его политическим суррогатом, формирующимся новой номенклатурой в форме создаваемых ею политических псевдообщественных организаций».

§2. Различия гражданского общества и правового государства

Любое государство (даже самое демократическое, не авторитарное) есть организация. И как любая, так или иначе сложная организация объективно неизбежно строится иерархически, в порядке соподчинённости структурных звеньев (государственных органов). Публично-властные отношения, определяющие структуру и алгоритм действия государства, - всегда отношения, в основном, вертикальные, субординационные.

С учётом названного аспекта, правое государство - организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле, в плане проводимого разграничения можно сказать о государстве как форме гражданского общества. К тому же отметим и то, что правовому государству и гражданскому обществу свойственны и несовпадающие структуры, и соответственно специфические функции.

Наиболее отчётливо различия между рассматриваемыми социальными образованиями проявляются в следующем: гражданское общество - система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Имеются в виду объединения, созданные «снизу», а не по указке вышестоящих органов, например, политические партии, функционирующие на основе уставов, программных документов, и координирующие свою деятельность с другими институтами гражданского общества. Во всех случаях речь идёт о структурах, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. «Совокупность отношений, скрепляющих гражданское общество, - по мнению Л.С. Мамута, - сложная система горизонтальных, одноуровневых связей, в которой практически нет места порядку субординации.

Одновременно оно есть ещё и сфера реализации людьми их партикулярных (индивидуальных, групповых) интересов» Прав, гос-во и гражд. общ-во: пути формирования современной России», М.,2003 г., с.46.

Для отличия государства и гражданского общества обратим внимание и на иные факторы. Напомним, что отношения между гражданами, их объединениями, союзами на уровне горизонтальных связей сроятся на началах равенства, свободы координации. Их связи и отношения преимущественно основываются на соглашениях, договорах. Должностные лица и органы государственного управления связаны отношениями субординации; каждый из них подчинён в порядке иерархии прямому вышестоящему начальнику (органу, учреждению).

Согласно действующему законодательству, гражданам разрешено всё, что не запрещено законом. Должностным лицам разрешено только то, что предопределено их компетенцией или предписано приказом. Граждане могут быть привлечены к юридической ответственности только за правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние. Должностные лица отвечают не только за правонарушения, но и за служебные упущения, обусловленные не столько виной, сколько недостаточной квалификацией.

Взаимодействие государства и гражданского общества. Формирование правового государства и гражданского общества не означает слияния, взаимного поглощения. Соответственно надо видеть определённые линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений. В этой связи представляет интерес следующее суждение: государство, которое не опирается на гражданское общество и не сдерживается им, столь же опасно, как гражданское общество, которое не упорядочивается государством, не объединяется им в новую общезначимую целостность. Имеется в виду, в частности, что «неразвитое гражданское общество приводит к чрезмерному усилению государства, которое поглощает первое». Этот вывод и материал, рассмотренный выше, свидетельствует о том, что государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определённое единство. Взаимодействие гражданского общества с государством можно рассмотреть и относительно более конкретных организационно-правовых форм. С точки зрения потенциала государства это:

Государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса;

Предоставление субъектам гражданского общества - участникам политической жизни правовой возможности реализовать свои интересы в различных звеньях политической системы, в организации и деятельности органов государственной власти;

Установление правовых запретов относительно тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в частную и личную жизнь человека и гражданина;

Законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Это с одной стороны. С другой - гражданское общество во многом определяет функционирование демократического государства, его органов. Например, правотворческая деятельность государства тесно связана с деятельностью таких структурных элементов гражданского общества, как политические партии, общественно-политические движения, общественные организации граждан.

Различия гражданского общества государствазаключены в их структуре, специфических функциях. Правовое государство -- это организация публичной власти, обеспечивающая, «обслуживающая» гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества.

Гражданское общество -- это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества,как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Имеются в виду

объединения, созданные «снизу», а не по указке вышестоящих органов; политические партии, функционирующие на основе соглашения (консенсуса) с другими институтами гражданского общества. Во всех случаях речь идет о структурах, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. Таким образом, сущностная черта гражданского общества -- существование в его рамках различных социальных сил, общественных образований. Главным действующим лицом такого общества является человек со всей его системой потребностей и интересов.

Одно из отличий государства от гражданского общества состоит в его способности принимать законы и другие нормативно - правовые акты и возможности применять меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом. Вместе с тем, безусловно, надо видеть определенные линии взаимодействия рассматриваемых нами явлений. Материал, рассмотренный выше, свидетельствует о том, что государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определенное единство. Взаимодействие гражданского общества с государством осуществляется и в более конкретных организационно - правовых формах.

Это: 1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса;

2) участие субъектов гражданского общества и прежде всего тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти;

3) запрет тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную и личную жизнь человека и гражданина;

4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации. Таким образом, правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И поскольку такое общество создается или будет создаваться, в той же степени складывается и правовое государство.

Отметим также, что гражданское общество и его элементы способствуют образованию лишь демократической, а не диктаторской формы правления, установления демократического политического режима в стране. Значимость этого очевидна, поскольку демократический режим способствует развитию местного самоуправления, совершенствованию форм прямой и представительной демократии, созданию условий для активной деятельности политических партий, выражающих различные мнения социальных групп. Следовательно, при демократическом режиме создаются наиболее оптимальные предпосылки для становления гражданского общества, его взаимодействия с государством.

Принципы гражданского общества

Понятие гражданского общества предполагает наличие у него соответствующих принципов, признаков, характеризующих его как гражданское - свободное и независимое от государственной власти.

1. Гражданское общество - открытое социальное образование. Суть данного принципа состоит в свободе действий индивида, во всеобщей информированности и, прежде всего, в реальном осуществлении права человека на информацию, в возможности взаимодействия с такими же образованиями: обмен информацией, знаниями с зарубежными образовательными учреждениями и т. д.

2. Гражданское общество - сообщество свободных индивидов. Данный принцип означает наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, свободу индивида во всех сферах жизни общества. Гражданское общество стремится к тому, чтобы каждый самостоятельно определился в выборе жизненных целей ценностей.

3. Гражданское общество - это правовое демократическое общество. В основе этого принципа лежит наличие в гражданском обществе, как условие его существования - правового государства и его основных принципов. Суть которых заключается в обеспечении и защите прав и свобод граждан, приоритете права и разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, а так же наличие справедливого и гуманного правосудия.

4. Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, взаимодействуя друг с другом, реализуя свои интересы и потребности, объединяясь в различные организации (партии, профсоюзы и так далее) - обеспечивают развитие гражданского общества без вмешательства политической силы государства. Тем самым можно сказать, что здесь гражданское общество имеет собственные источники развития, независимые от государства.

5. Гражданское общество - это плюралистическая и сложно-структурированная система. Говоря об этом принципе, следует указать на то, что любое социальное явление обладает определёнными качествами, однако гражданское общество составляет более полное, воспроизводимое и устойчивое их содержание. Объясняется это тем, что гражданское общество содержит в себе множество различных общественных форм и институтов, которые позволяют реализовать самые разнообразные и необходимые интересы и потребности индивидов.



Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу. Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития. Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем.

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта.

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации. Глубинным, сущностным слоем здесь являются отношения по поводу власти, которые пронизывают политическую систему во всех ее средах, на всех этапах ее существования. Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений, через которые реализуются эти отношения. Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

Соотношение правового государства и гражданского общества

О гражданском обществе, так же как о правовом государстве, стали говорить не так давно. Так как гражданское общество - это спутник правового государства. Точнее, правовое государство появляется в той стране, в которой существует не просто сообщество людей, а гражданское общество. Современный цивилизованный взгляд на эти проблемы состоит в том, что правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создаёт для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержаться гарантия разрешения возникающих противоречий правовым цивилизованным путём, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного развития общества. Становлению и развитию гражданского общества способствуют три фактора: правовой характер государства, культурное состояние общества и превращение подданных государства в свободных граждан. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Верховенство государства по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Развитость гражданского общества определяется уровнем развития свободы личности, признаваемой в этом обществе. Реальная же свобода личности становится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство и политическая власть господствуют над обществом и его членами, а общество имеет безусловное господство по отношению к государству. Такое общество и называется гражданским, а государство - правовым. Следовательно, наличие гражданского общества может расцениваться как важнейший признак правового государства, в котором власть обеспечивает надёжную защиту прав и свобод человека и гражданина. Гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние граждан. Гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством, то есть там, где и государство в целом, и каждый гражданин в отдельности находится в одинаковом положении перед законом, где установлены чёткая иерархия законов, главенство конституции. Таким образом, можно выделить взаимоотношения правового государства и гражданского общества:

1. Гражданское общество является одним из важнейших условий формирования правового государства, а правовое государство, по сути дела, - политическая сущность гражданского общества.

2. Противоречия правового государства снимаются наличием развитого гражданского общества, а столкновения между членами гражданского общества регулируются справедливыми законами правового государства.

3. Правовое государство - это такое государство, которое обеспечивает реализацию потребностей гражданского общества, а оно, в свою очередь служит показателем развития личности в таком государстве.

4. Правовое государство и личность связаны взаимными правами и обязанностями в гражданском обществе, что служит основанием для развития других прав, закреплённых в законодательстве.

5. Необходимость создания правового государства в гражданском обществе, обуславливается желанием людей защитить свои права и свободы.

6. Государство оказывает влияние на гражданское общество, его структуры, но вместе с тем оно испытывает и обратное влияние.

7. В паровом государстве все его граждане, то есть члены гражданского общества, и государственные органы, в лице должностных лиц, одинаково равны перед законом и за совершение правонарушений несут ответственность в строго установленных законом рамках. Таким образом, правовое государство и гражданское общество - вполне соотносимые понятия, взаимосвязанные между собой и зависящие напрямую друг от друга.

Диалектика отношений гражданского общества и государства сложна и противоречива, поскольку между ними происходит своеобразное разделение организационно-управленческого труда. Гражданское общество как динамическая система всегда испытывает давление со стороны государственной власти. Оно является независимым настолько, насколько государство является терпимой к такой независимости. Однако, государство не может развиваться без свободного формирования гражданского общества, которое контролирует действия политической власти. Слабость гражданского общества толкает государство к узурпации его прав, вследствие чего происходит перераспределение функций государства и гражданского общества. В таком случае государство, кроме собственных функций, присваивает еще и функции гражданского общества, заставляет Его выполнять исключительно государственные решения. Независимость гражданского общества как правовой структуры, заключается в способности противостоять произволу государства. Государство и общество существуют в виде противоречивых непрерывных взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность которых в значительной степени зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов. Конфронтация интересов государства и гражданского общества является показателем неэффективности государственного управления и самого механизма государства. Оптимальным условием их компромисса служит установление гармоничного единения частных и публичных интересов с целью обеспечения прав человека.

Взаимодействие гражданского общества и государства проявляется в том, что гражданское общество: 1) служит социальной основой государства, не существует вне государства; 2) развивается в системе взаимодействия с государством через партии, выборы, представительные органы власти, а также через группы и объединения по интересами (лоббизм); 3) влияет на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах (часть партий действует в пределах государства через парламентские фракции; лоббисты взаимодействуют с органами исполнительной власти через консультативные комитеты при правительстве, его министерствах - это так называемое функциональное представительство); 4) требует от государства охраны и защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, но не допускает ее вмешательства в их частные интересы; 5) использует нормы права, установленные и закрепленные государством в формах (источниках) права - нормативно-правовых актах, нормативно-правовых договорах, правовых прецедентах и тому подобное.

Роль цивилизованного государства в развитии гражданского общества:

1) служит формой, которая организует гражданское общество и создает условия для его развития;

2) является относительно самостоятельным в отношении гражданского общества и осуществляет солидарные публичные интересы всех членов общества;

3) устанавливает "правила игры", которых должны придерживаться граждане и их объединения, создает благоприятные условия для их существования и развития;

4) не вмешивается в частную сферу семьи, быта, культуры (первый уровень гражданского общества): такое вмешательство возможно только с целью обеспечения личной или общественной безопасности;

5) не вмешивается в частные (гражданские) правоотношения: в случае вступления в такие правоотношения теряет возможность проявлять публичную власть, то есть сохраняет все признаки публично властной лица за пределами частных (гражданских) правоотношений;

6) предоставляет необходимую защиту гражданскому обществу, которое функционирует в пределах ее территории, в том, что относится к социальной безопасности его субъектов;

7) выступает орудием социального компромисса гражданского общества, смягчает социальные противоречия между различными социальными группами;

8) юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации, активно участвовать в политической жизни общества;

9) имеет пределы регулирования отношений в обществе, которые определяются конституцией государства, международными стандартами прав человека.

И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения потребностей и интересов человека. Европейская традиция исходит не из соотношения интересов человека и государства, а из справедливого баланса интересов личности и общества. Этот баланс расценивается Европейским Судом по правам человека как гарантия правомерности отношений "человек - государство".

Одна из главных целей демократических преобразований в Украине заключается в том, чтобы стимулировать развитие гражданского общества. Основную роль в этом должно сыграть отлаженный механизм правового регулирования.

Выбор редакции
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

ФоксФорд (FoxFord)«Фоксфорд» - изучайте школьную программу, не выходя из домаОнлайн-школа - это пока ещё новый формат получения знаний и...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...