Правовые регулирования общественных отношений краткий конспект. Реферат: Правовое регулирование общественных отношений


Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Правовое регулирование общественных отношений

Похожие рефераты:

Соотношение норм морали и норм права, профессионально-этические требования, которые предъявляются к юридической деятельности. Структурные элементы и функции морали. Профессиональный долг юриста, нравственная ценность долга в его субъективном выражении.

Понятие, сущность, функции и признаки права. Формальная определенность норм. Нормативность, иерархичность, интеллектуально-волевой и принудительный характер правовых общественных отношений. Особенности и функции морали. Происхождение и значение обычаев.

Характеристика места и роли права среди социальных норм. Изучение социальных и технических норм, исследование их отличий. Функции и виды социальных норм. Соотношение права и различных социальных норм: морали, религии, обычая и корпоративных норм.

Общее представление о нормах права. Структура и признаки правовой нормы. Религиозные нормы: понятие, виды. Право и религия в России. Особенности взаимоотношения правовых и религиозных норм в РФ. Отношение к другим нравственным религиозным нормам.

Общее назначение социальных норм, их разновидности и общее назначение. Моральные и правовые нормы как главные регуляторы человеческого поведения, обладающие наибольшим значением и социальным эффектом. Особенности моральных норм юриста-профессионала.

Соотношение морали, права и обычаев. Система социального регулирования: закономерность ее существования и развития. Инфраструктура, индивидуальное и нормативное регулирование в социальной жизни. Способы воздействия на участников общественных отношений.

Понятие и социальные функции права. Сущность и формы правового сознания. Функции права: регулятивная, охранительная, воспитательная. Юридический механизм правового регулирования. Система правовых явлений. Социальный механизм правового регулирования.

Политика, право и мораль как основания структурной организации духовной жизни общества. Направленность развития бытия от хаоса к порядку с ориентиром на гармонию. Антагонистический, антагональный и агональный типы противоречий социально-правового поля.

Понятие социальных норм, их признаки, характеристика и виды. Классификация социальных норм. Соотношение норм права и социальных норм, формы их взаимодействия. Пути повышения социальной ценности норм права в Российском государстве. Социальные реформы.

Право и социальные нормы: проблемы взаимодействия. Соотношение норм права и обычаев. Источники российского конституционного права. Социальные нормы - это необходимые правила совместного человеческого бытия, указатели границ должного и возможного.

Социальное регулирование и его виды. Понятие и признаки социальной нормы и нормативно-регулятивной системы общества. Виды социальных норм: моральные, религиозные, правовые, политические, корпоративные. Соотношение права и других социальных регуляторов.

Теория государства и права - учебная дисциплина, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и изменения государства и права, а также тесно связанные с ними иные социальные явления (мораль, религия, обычаи, политическая система).

Понятие и предмет правового регулирования, его виды. Особенности диспозитивного, императивного, поощрительного и рекомендательного методов регулирования общественных отношений. Сущность механизма правового регулирования, пути повышения его эффективности.

Значение социальных норм при регулировании отношений между людьми, их основные виды. Роль обычаев в управлении общественной жизнью, их связь с правом и другими социальными нормами. Суть норм обычного права. Примеры правовых обычаев в законодательстве РФ.

Нормы, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности. Регулирование социальной жизни может быть двух видов: индивидуальное и нормативное. Виды норм: социальные, технические, религиозные, корпоративные. Нравы, обычаи, традиции.

Правовое регулирование - это регламентация общественных отношений посредством установленных общеобязательных правил поведения и основанных на них предписаний индивидуального значения, обеспеченных государственной охраной, защитой, а в необходимых случаях государственным принуждением.

Категория «правовое регулирование» выражает «динамическую сущность всей юридической надстройки». Она характеризует активно-творческую сторону права, отражает процесс превращения его из возможности в действительность.

Правовое регулирование - это процесс последовательного использования правовых средств для достижения целей регулирования.

Это регламентация общественных отношений, представляющая собой систему разнообразных юридических средств которую составляют нормы права, юридические факты, правовые отношения, установление праводееспособности и правового статуса граждан, определение компетенции органов государства, правового положения общественных организаций, юридических лиц и других субъектов права.

К правовому регулированию нельзя подходить с узких позиций. Процесс регулирования направлен на широкий круг субъектов общественных отношений (государство, нации, организации, органы государства, граждане). Его можно охарактеризовать как особый формализованный метод государственной регламентации действий субъектов права. Мерилом правомерности этих действий выступают нормы права, издаваемые в целях согласования поведения одних субъектов права с правами и интересами других граждан, общества и государства.

Процесс правового регулирования (собственно правовое регулирование) состоит из следующих взаимосвязанных стадий, каждая из которых характеризуется различными особенностями.

Начальная (организационная) стадия, в которую входят:

определение праводееспособности граждан;

установление правового статуса граждан;

определение компетенции органов власти;

установление правового положения различных негосударственных, общественных и т. п. организаций.



Переходная, преобразующая (трансформационная) стадия наступает после совершения субъектами права юридически значимых действий (бездействий), влекущих определенные юридические последствия. Это стадия юридического факта, после которого устанавливается конкретная правовая связь между субъектами права через их субъективные права и юридические обязанности (конкретное правоотношение). Юридический факт (событие или действие (бездействие)) и конкретное правоотношение - две взаимосвязанные, но самостоятельные части данной стадии.

Заключительная стадия (результат правового регулирования) - это последствия, достигнутые в процессе регулирования. Она, как правило, закрепляется в актах реализации и проявляется как:

реализованные гражданами субъективные права и обязанности;

выполненные органами государства задачи;

достижение уставных целей негосударственными организациями;

реализованная юридическая ответственность и т. д.

Результат является конечным моментом в правовом регулировании, но это не прекращает регулирования вообще. Оно продолжает осуществляться во времени и в пространстве в отношении субъектов, которые непрерывно включаются в сферу регулирования.

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделятьдва типа правового регулирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построенобщедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называтьразрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Разнообразие общественных отношений, входящих в сферу правового регулирования, порождает различие в методах и способах юридического воздействия.

Из предложенного деления всех общественных отношений на три группы (отношения по обмену ценностями, управленческие и правообеспечительные (правоохранительные) отношения) достаточно очевидно различие между отношениями первой группы и отношениями второй и третьей групп. Если в первую группу входят отношения между равноправными обладателями (собственниками) ценностей, например между продавцом и покупателем в договоре купли-продажи, то во второй и третьей группах - отношения между властвующим и подвластным. Это характерно как для отношений управления, например между органом государства и подчиненным ему должностным лицом, так и для отношений по охране, обеспечению правопорядка, между судом и правонарушителем, привлеченным к юридической ответственности.

В зависимости от указанных различий в характеристике общественных отношений в теории правового регулирования принято выделять два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования, построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным, дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ - предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ - запрещение, т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом - пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Регулированию не должно подлежать всё, пускай даже правовому, пределы такого

регулирования должны быть чётко обозначены. Если этого не происходит, то

возможны следующие ситуации:

Существует концепция "государства - ночного сторожа", такое государство

регулирует лишь наиболее важные общественные отношения, вследствие чего сфера

правового регулирования оказывается сильно зауженной, отсюда хаос и произвол

в нерегулируемых сферах жизни.

Если же ситуация складывается наоборот, т.е. сфера правового регулирования

слишком расширена, то уже ничто иное, как тоталитарное государство (которое

контролирует каждый шаг своих граждан), отсюда социальная пассивность

В научной литературе можно выделить две основных точки зрения на способ

определения пределов правового регулирования:

В сферу правового регулирования должны входить лишь общественные отношения,

которые обладают определёнными признаками:

а) это отношения, в которых заключены как индивидуальные интересы общества,

так и интересы общесоциальные;

б) в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников, каждый из

которых идёт на какое-то ущемление своих интересов ради удовлетворения

интересов другого;

в) эти отношения строятся на основе согласия выполнять определённые правила,

признания обязательности этих правил;

г) эти отношения требуют соблюдения правил, обязательность которых

подкреплена достаточно действенной силой. Практика показала, что в сферу

правового регулирования входят три группы общественных отношений, отвечающих

перечисленным признакам:

Отношения людей по обмену ценностями (материальными и нематериальными).

Отношения по властному управлению обществом.

Отношения по обеспечению правопорядка.

Сфера правового регулирования определяется с позиции возможного и

необходимого правового регулирования.

Определяется верхняя и нижняя граница. Верхняя граница - возможный предел

правового регулирования. Нижняя граница - определяется важностью общественных

отношений для государства и общества.

Эффективность механизма правового регулирования.

Под эффективностью правового регулирования подразумевается соотношение между

результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью

Целями механизма правового регулирования являются следующие:

Во – первых это совершенствование правотворчества. В этом процессе в правовых

нормах наиболее полно выражаются общественные интересы и закономерности, в

рамках которых они будут функционировать.

Необходимо создать такое положение, с помощью юридических и информационно-

психологических средств, когда соблюдение закона станет выгоднее его

нарушения. Также нужно повысить уровень вероятности в достижении ценности и

значительно снизить уровень вероятности в установлении препятствий этому

процессу.

Следующей, не менее значительной, целью является совершенствование

правоприменения, которая дополняет действенность механизма правового

регулирования.

За счет актов правоприменения, которые в нужный момент подключаются к

нормативному регулированию, идет процесс наибольшего удовлетворения

интересов.

Функционирование нормативного регулирования и правоприменения вместе просто

необходимо, так как взятые отдельно эти элементы начинают показывать уязвимые

места: нормативное регулирование без усмотрения перевоплощается в формализм,

а правоприменение без общих правил – в произвол. Именно поэтому механизм

правового регулирования обязан взаимосвязывать различные правовые средства,

представляющие разные виды правового регулирования, который дает

управленческому процессу дополнительные возможности.

Наилучшее сочетание различных управленческих методов в одном механизме

придает ему гибкость и универсальность, снижает сбои и остановки в его

функционировании. От лучшего выбора правовых средств в конечном счете зависит

достижение целей правового регулирования, а значит и эффективность права в

целом. Но любой неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в

нормативной основе правового регулирования приводит к сбоям в реализации

права, торможению правового эффекта.

Такая цель как повышение уровня правовой культуры субъектов права, безусловно

влияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепления

законности и правопорядка.

Главным ориентиром развития и совершенствования элементов механизма правового

регулирования являются интересы человека. Механизм правового регулирования

должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, создавать

благоприятные условия для реализации законных целей личности, упрочению его

правового статуса.

Общество - это сложная, динамично развивающаяся совокупность общественных отношений, имеющая много уровней и самостоятельных подсистем. Для его нормального функционирования требуется социальное регулирование, т. е. определенное воздействие на поведение людей, согласование потребностей, интересов отдельного человека и общества в целом. За свою многовековую историю человечество нашло много средств и способов воздействия на поведение людей. К ним относятся меры физического, психического, организационного принуждения, социальные нормы: правовые, моральные, нормы обычаев и др.

Особое место в социальном регулировании занимает правовое, под которым понимается применение норм права, других юридических средств для воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения и прогрессивного развития, а также воздействие на поведение людей.

Юридическая наука различает понятия правового воздействия и правового регулирования. В этом есть определенный смысл, поскольку право уже своим существованием оказывает значительное влияние на поведение людей. Как культурная и информационная ценность право определяет направление человеческой деятельности, вводит ее в общие рамки цивилизованных общественных отношений. Именно в этом смысле правовое воздействие шире, чем правовое регулирование общественных отношений.

Тем не менее следует отличать строго определенные средства правового воздействия на общественные отношения, специально предназначенные для их непосредственного регулирования. Эти средства образуют цельный, системный юридический механизм, обеспечивающий урегулированность всей совокупности общественных отношений, которые являются предметом правового регулирования.

Сфера правового регулирования различна в разных странах в разные исторические периоды. На нее воздействуют многие факторы, связанные с особенностями развития того или иного народа и государства, с характером политического режима.

В современном мире в сферу правового регулирования входят три группы общественных отношений.

Первая группа - это имущественные, экономические отношения, которые строятся на основе общеобязательных правил поведения, обеспеченных государственным принуждением на основе правовых норм.

Вторая группа - это политические, властные отношения, связанные с управлением социальными процессами. Цель такого управления - удовлетворение индивидуальных и общественных интересов в сфере государственной власти и социального развития.

Третья группа - это отношения по обеспечению правопорядка и законности в обществе, которые призваны обеспечить разрешение общественных конфликтов, возникающих из нарушения правил, регламентирующих поведение людей в двух указанных сферах.

Общественные отношения, входящие в эти группы, и есть предмет правового регулирования. Причем вид общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, предопределяет формы и методы правового принуждения, степень детализированности предписаний, широту охвата правовым воздействием, степень обязательности правовых предписаний.

Итак, правовое регулирование - это использование для воздействия на общественные отношения и поведение людей определенных юридических средств. Разнообразие общественных отношений неизбежно порождает и различия в методах и способах юридического воздействия.

В теории права традиционно выделяют четыре стадии правового регулирования: а) издание нормы права; б) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; в) реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; г) применение права.

Соответственно перечисленным стадиям можно выявить основные элементы механизма правового регулирования, с помощью которых каждый этап правового регулирования получает завершенный вид.

Так, стадия издания нормы права имеет свое выражение в конкретной правовой норме, следовательно, первым элементом механизма правового регулирования является непосредственно норма права. На второй стадии, предполагающей возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, зарождается второй элемент - правоотношение. Следует отметить, что не все нормы права направлены на возникновение правоотношений. Существует определенная группа правовых норм, предписания которых, наоборот, призваны удерживать субъектов права от вступления в определенные правоотношения. Речь в данном случае идет о нормах, содержащих юридические запреты.

Стадия реализации субъективных прав и субъективных юридических обязанностей оформляется в третий элемент механизма правового регулирования - акт реализации прав и обязанностей. В том случае, если в действие вступает дополнительная стадия - применение права, в механизме правового регулирования возникает четвертый элемент - акт применения права.

Все перечисленные стадии правового регулирования и соответствующие им элементы механизма правового регулирования связаны между собой едиными принципами осуществления, единой правовой средой реализации, едиными методами и способами, с помощью которых осуществляется процесс реализации права. Действия субъектов права на всем протяжении действия механизма правового регулирования подчиняются методам правового регулирования и согласуются с ними. С помощью методов правового регулирования все элементы механизма правового регулирования получают определенное направление.

Достаточно точно соотношение правового регулирования и метода правового регулирования обозначил А. И. Процевский, по мнению которого правовое регулирование имеет место с момента издания нормы до ее осуществления безотносительно к ее характеру. Метод раскрывает только характер норм, определяющих соотношение воли субъектов и их правовое положение в правоотношении. Иными словами, правовое регулирование - это воздействие, метод - способ такого воздействия.

Как правило, характер правового воздействия на участников правоотношения получает выражение в гипотезе правовой нормы, конкретизируясь в диспозиции и санкции. Следует учитывать, что в рамках одной правовой нормы можно выявить различные способы правового регулирования.

Схема 2. Цели правового регулирования

Приобретая субъективные права или принимая на себя юридические обязанности, участники правоотношений всегда подчиняются определенному правовому методу, в соответствии с которым впоследствии будет строиться их реальное поведение, обусловленное рамками правоотношения.

В зависимости от различий в характере общественных отношений Р. К. Русинов и А. П. Семитко выделяют два метода правового воздействия.

Метод децентрализованного регулирования основан на координации целей (см. схему 2) и интересов сторон во взаимоотношениях и применяется для регулирования отношений, удовлетворяющих частные интересы, т. е. в сфере отраслей частноправового характера - гражданское, семейное право и т. д.

Метод централизованного, императивного регулирования, напротив, регулирует отношения, основанные на субординации между их участниками и используется для защиты интересов общества в целом и государства, осуществляющего централизованное управление социальными процессами. Императивные методы используются в публично-правовых отраслях - конституционном, административном, уголовном праве .

Способы правового регулирования характеризуют способы воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ - управомочивание, т. е. предоставление субъекту правоотношений субъективных прав - дозволений на совершение определенных действий.

Второй способ - обязывание участника правоотнотношений совершить определенные действия.

Третий способ - запрет, т. е. обязанность воздерживаться от определенных действий.

Дополнительными способами правового воздействия являются применение мер принуждения, предупредительное воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения, а также стимулирующее воздействие норм права.

Кроме правового воздействия существуют и неправовые методы влияния на поведение людей. Например, нормы права, другие правовые явления обладают информационным воздействием, поскольку дают людям информацию, которую они могут использовать в своих интересах.

В практике правового регулирования существуют две юридические формулы, определяющие типы правового регулирования.

Первая формула: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. В этом случае право устанавливает в развитии общественных отношений строго и четко сформулированные запреты, объем которых невелик. Данный тип правового регулирования стимулирует инициативность и самостоятельность граждан в решении жизненных задач и широко используется в гражданском праве.

Вторая формула : запрещено все, кроме прямо разрешенного. При таком подходе к правовому регулированию все, что прямо не разрешено законом, не может осуществляться. Такой тип правового регулирования характерен для тех отраслей права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право называется разрешительным).

Разумеется, в юридической практике эти два типа правового регулирования переплетены и взаимодействуют. Например, в гражданском праве есть элементы разрешительного типа, а в административном - нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Выбор формы правового регулирования зависит от содержания регулируемых отношений, а также некоторых других факторов, которые и вынуждают законодателя избрать определенную юридическую конструкцию, чтобы сделать правовое регулирование наиболее эффективным.

  • См.: Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского,В. Д. Перевалова. С. 261.

Правовое регулирование

Не следует путать с Социальным регулированием.

Правово́е регули́рование - процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов , которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию - правовое воздействие. Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации , путём пропаганды или агитации , в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений .

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под ним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него. Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические , политические и социальные отношения , которые правовом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно-правовое и воспитательно-правовое воздействие).

Предмет и пределы регулирования

Предмет правового регулирования - это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.

Предмет существует как у каждого отдельно взятого правого средства (норма права , отрасль права , правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом - они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.

Нельзя допускать, чтобы сфера правового регулирования была слишком сужена либо чересчур расширена. В случаях, когда роль права при регулировании общественных отношений занижена или незначительна, может возникнуть ситуация хаоса и произвола в обществе, грозящее серьёзным нарушением правопорядка. И наоборот, в случаях, когда при помощи права пытаются урегулировать практически все общественные отношения, которые даже не нуждаются в этом, возникает ситуация тотального контроля государства за всей социальной жизнью общества и, как следствие, произвола уже со стороны самого государства .

В сферу правого регулирования принято включать три группы общественных отношений :

  • отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения);
  • отношения по властному управлению (политические отношения);
  • отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп).

Также в теории выделяются пределы правового регулирования, которые являются условными границами вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств. За их рамками общественные отношения не подлежат и не нуждаются в правовом регулировании.

Пределы правового регулирования подразделяются на:

  • Объективные - зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.);
  • Субъективные - всегда зависят от воли законодателя , не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения.

Характеристика

Способы

Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права:

  • Дозволение - предоставление управомоченному лицу возможности совершать определённые действия, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или не воспользоваться ими вообще (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти).
  • Позитивное обязывание - обязанность какого-либо лица совершить определённое действие, при этом он не имеет возможности уклониться от такого совершения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов , по исполнению договора; воинский долг).
  • Запрет (негативное обязывание) - обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определённых действий под угрозой, в случае неисполнения такого требования, применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений).

Методы

Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемые в процессе правового регулирования, и свойственные какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права .

  • Императивный (субординации) - воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения. Присуще отраслям публичного права , где имеют место отношения власти и подчинения.
  • Диспозитивный (координации) - при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям. Классический метод всех отраслей частного права , основанных на равенстве сторон .
  • Поощрительный - субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).
  • Рекомендательный - субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения.

Типы

Классические типы правового регулирования

Типы сочетают в себе способы правового регулирования в зависимости от их целевой направленности и свойственны определённой совокупности отраслей права.

  • Общедозволительный - субъекту предоставляется возможность выбирать любой вариант поведения, кроме тех, что прямо и строго сформулированы в виде запретов. Такие запреты очень точно определены, а круг дозволенного не ограничен. Правовая формула выглядит следующим образом: «разрешено всё то, что прямо не запрещено ». Таким путём регулируется, как правило, правовой статус личности ; осуществление гражданского и предпринимательского оборота .
  • Разрешительный - субъект вправе осуществлять только тот вариант поведения, который ему прямо разрешён, всё остальное считается запрещённым и требует специального разрешения. Правовая формула выглядит следующим образом: «запрещено всё то, что прямо не разрешено ». Таким образом регулируются практически все отношения в сфере публичного права, подобная схема также может иметь место и при регулировании отношений в сфере частного права, например, осуществление отдельных видов деятельности, на которые требуется разрешение (лицензия).

Некоторые исследователи полагают, что существует необходимость выделения ещё одного типа регулирования - Дозволительно-обязывающего . Он предоставляет субъекту тот объём прав, который необходим для исполнения его обязанностей. Здесь достаточно точно определены права и обязанности субъекта, а всё то, что находится за их пределами изымается из сферы регулирования. Правовая формула выглядит следующим образом: «дозволено только то, что предписано законом ». Таким образом регулируется правовой статус государства и государственных органов , их предметы ведения и полномочия.

Классификация

В зависимости от средств правового регулирования:

  • Нормативное - регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, который определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая.
  • Индивидуальное (казуальное) - регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (правомерные односторонние действия, договоры , правоприменительные акты : административные и судебные решения). Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его.
    • Координационное (саморегулирование) - регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий).
    • Субординационное - регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений).

В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование:

  • Государственное - осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением исключительно правовых норм.
  • Негосударственное - осуществляется общественными организациями , коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств.

В зависимости от степени централизации:

  • Централизованное - единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны.
  • Децентрализованное - регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве).

В зависимости от сферы действия права:

  • Общее - распространяется абсолютно на всех субъектов.
  • Ведомственное - распространено только кв какой-либо сфере государственного управления.
  • Местное - распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образований .
  • Локальное - распространено внутри корпоративных сообществ и организаций.

Стадии и механизм регулирования

Стадии

Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) - происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов , то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности.

Третья стадия (реализация права) - правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета.

Четвёртая стадия (правоприменение) - деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт.

Механизм

Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования.

Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования):

  • субъективные права и юридические обязанности;
  • акты реализации права;

Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными):

См. также

Примечания

Литература

  • Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова . - М .: ИНФРА М-Норма, 1997. - 570 с. - ISBN 5-86225-404-4
  • Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М .: Юрайт-М, 2002. - 432 с. - ISBN 5-7975-0616-5

Ссылки

  • Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права: Тема «Правовое регулирование и его механизм» . Сибирский Юридический Вестник. - 2003. - № 1. Проверено 12 декабря 2012.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Правовое регулирование" в других словарях:

    Правовое регулирование - осуществляемое при помощи права и совокупности правовых средств упорядочение общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие. Действие права не осуществляется самопроизвольно. Нужен специальный «агрегат», который бы всякий… … Элементарные начала общей теории права

    Форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Предполагаетосознание субъектами своих прав и обязанностей, в которых… … Финансовый словарь

    Правовое регулирование - (англ law/juridi cal/legal regulation/rules) гос ное регулирование общественных отношений путем установления норм права, направляющих поведение субъектное права на реализацию целей, выдвигаемых субъектом правотворчества в данный исторический… … Энциклопедия права

    Юридический словарь

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, процесс воздействия государства (см. ГОСУДАРСТВО) на общественные отношения с помощью юридических норм. Предметом правового регулирования является форма общественных отношений, которая закрепляется группой юридических норм … Энциклопедический словарь

    ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Предметом П.р. является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Так, например,… … Юридическая энциклопедия

    правовое регулирование - процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Основывается на предмете и методе П.р. Предметом является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой… … Большой юридический словарь

    Правовое регулирование - осуществляемая всей системой юридических средств, форм и методов, правовая регламентация (организация, упорядочение) общественных отношений. В правовом регулировании выделяются следующие компоненты: а) предмет регулирования, т.е. то, на что… … Теория государства и права в схемах и определениях

Если в условиях глобализации мира в экономической сфере происходит дерегулирование общественных отношений, то роль правового регулирования значительно возрастает. Во-первых, закон остается важнейшим инструментом, с помощью которого упорядочиваются общественные отношения. Во-вторых, юриспруденция остается основным, а кое-где, пожалуй, единственным защитником прав и свобод личности. И критерием эффективности юриспруденции остается уровень реальной реализованности прав и свобод личности. В-третьих, юриспруденция в сфене эпохальных инноваций, подвергаясь определенным качественным новеллам, сохраняет свои инструментальные возможности и способности устранения нежелательных интересов различных социальных групп и отдельных личностей. «Единое правовое пространство» признается важным условием поддержания контроля в различных элементах глобализма, разрешения противоречий в процессе глобализации.
Фундаментальным следствием глобализации явилось возникновение и обострение противоречия между нарастающей важностью упорядочивания общественных отношений и ограниченностью возможностей этого упорядочивания. Наблюдаются признаки кризиса управления международными процессами, неопределенность ролевых, нормативных и функциональных установок субъектов международных отношений Обострение кризисных ситуаций по мере развития глобализации мира выдвигает на первый план проблему регулирования стихийных процессов в целях адаптации человечества к новым условиям существования. Решающее значение здесь приобретают силы, способные контролировать стихийные процессы и вносить в них элементы упорядоченности и целенаправленности. «Сегодня мир, почти лишенный путевой нити, пытается наощупь найти новый баланс, новое соотношение сил между государством, рынком и гражданским обществом», – отметил М. Хансен. Сложность проблемы в том, что ее решение требует не просто распределения власти между указанными институтами, но – в связи с изменением общественных ценностей и приоритетов – трансформация самих этих институтов. Как заметил Э.А. Азроянц, «возрастание интеграции, или уровня организации, фиксируемое в соответствии с определенными параметрами исследуемого процесса, обязательно сопровождается возрастанием дезинтеграции и хаоса в соответствии с другими его параметрами; причем происходит это таким образом, что, условно говоря, соотношение порядка и хаоса по сумме всех параметров не изменяется и остается равным 50: 50». Неустойчивость общественных связей определяется существованием разнонаправленных движущих сил, действующих в планетарном масштабе. Тогда траектория развития такой системы или, как считают И. Пригожин и И. Стенгерс, – это «траектория, по которой эволюционирует система при изменении управляющего параметра, которая характеризуется чередованием устойчивых областей, где доминируют детерминистические законы, и неустойчивых областей вблизи точек бифуркации, где перед системой открывается возможность выбора одного или нескольких вариантов будущего». По мнению большинства исследователей глобализации мира, динамика мировой системы характеризуется нарушением равновесия. А в таких условиях эффективность правового регулирования резко снижается.
Снижение качества управления – как государственного и общественного, так и коммерческого – к настоящему времени стало общепризнанным фактом. Кризис правового регулирования в известной степени вызван разрушением национальной государственности в полном соответствии с глобалистским проектом. Наибольшее внимание правоведов привлекает в настоящее время вопрос о том, какие изменения происходят в функциях государства и какова его судьба в условиях глобализации. Здесь можно выделить два аспекта: роль института государства в мировом сообществе и внутри отдельной страны. В отношении первого преобладает мнение, будто интеграционные процессы в экономике и глобализация финансового рынка ведут к «стиранию» государственных границ, к ослаблению государственного суверенитета в финансовой сфере. По оценкам специалистов, менее 30% рынка ценных бумаг семерки наиболее развитых стран контролируются государством или подчинены государственным интересам. Мировой финансовый рынок перемещает свыше 3 трлн. долл. в месяц из страны в стану. Из них 2 трлн. долл. – деньги, неконтролируемые государством или другими государственными институтами. Частный капитал имеет больше ресурсов, чем центральные банки даже таких стран, как США. Некоторые исследователи делают далеко идущие выводы о неминуемом отмирании национальных государств. Р. О`Брайен в книге «Глобальная финансовая интеграция. Конец географии» пишет: «Нация делается неуместной, хотя она еще и существует. Чем ближе мы подходим к глобальному интегральному целому, тем ближе мы к концу географии» (т.е. государственно-национального деления мира) Это утверждения представляется весьма сомнительным. Стихийные процессы глобализации не превращают мировую экономику в интегральное целое, а наоборот усиливают её диспропорцию. Увеличивается контраст между высокоразвитым центром, в котором проживает 1/6 населения, и периферией, сосредоточивающей основную массу жителей нашей планеты. Складывающаяся архитектоника мировой власти крайне не стабильна и чревата большими потрясениями не только для стран периферии, но и для центра, т.к. мировая валютно–финансовая сфера превратилась в единую систему и обвал одного из её звеньев тяжело отражается на остальных. Несмотря на возросшее могущество и относительную независимость от государства крупнейших субъектов рынка – олигопольных структур, последние не в состоянии регулировать стихийные процессы мирового рынка, приобретающие все более непредсказуемый характер, и вынуждены опираться на институт государства. Роль этого института в выработке и проведении мирового рынка на международном уровне объективно должен усиливаться, а его искусственно почти повсеместно разрушают.
С расширением глобализации мира получила широкое распространение установка: ты можешь думать и желать что тебе угодно, но обязан поступать так-то. Эта установка уничтожает человека как нравственную личность. Исполнение закона при этом делается чисто формальным, а не нравственным деянием. Поэтому правовое регулирование в современном обществе носит законнический, фарисейский характер. Правое поведение членов современного общества является имитационным. Существуют референтные группы (бизнесмены, авторитеты организованной преступности, депутаты парламентов и т.п.), в глазах остальных воплощающие настоящую современность, и перед лицом этих групп остальные испытывают комплекс неполноценности. Обыватели лезут из кожи вон, чтобы походить на престижные группы, заимствуют их вкусы и оценки, третируют свою собственную среду.
В условиях глобализации мира актуализуются поиски соответствующего предмета для правового регулирования. Идеологи глобализма предлагают воспользоваться виртуальным предметом – вместо реально существующих и возможных-необходимых общественных отношений в предмет правового регулирования закладываются псевдо-ценности, мифы, идеологемы и т.п. Именно социальным заказом глобализаторов обусловлено, что российское государство брало на себя невыполнимые обязательства и вынуждено было ежегодно приостанавливать действие ряда социальных норм Федеральных законов «о ветеранах», «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «Об образовании» и др.
Еще Г. Кельзен обосновал вывод о том, что суверенное государство может действовать в рамках национального правового порядка, выше которого в пределах границ той или иной страны не может быть никакого другого порядка. Размывая государственный суверенитет, глобалисты наносят сокрушительный удар по национальному правовому порядку и делают беззащитными от иностранного воздествия нации и народы, проживающие на территории данной страны.
Наднациональные структуры управления требуют своего юридического оформления и обеспечения. Глобальное управление призвано отменить суверенитет национального государства – этот фундаментальный принцип международного правопорядка со времен Вестфальского договора 1648 г. В самом общем виде глобализм как идеология ориентирован на то, чтобы заменить классический для международного права принцип невмешательства во внутренние дела государств на противоположный ему принцип вмешательства. Под видом борьбы с терроризмом и экстремизмом уничтожаются неугодные Западу страны и народы и формируется наднациональный и безгосударственный нормопорядок.
Имеется в виду некая единая структура управления миром как целостностью, которая включает в себя соответствующие подструктуры, действующие на национальном, региональном и глобальном уровнях. Ей соответствует формирующийся глобальный (имперский) порядок. Ядром "имперского права", в частности, называют правовую систему США, которое "трансформировалось под влиянием идеологии неолиберализма и распространилось на огромную периферию, оставшуюся открытой после окончания "холодной войны". Оптимистично выглядит высказывание И.И. Лукашука: "Новый порядок призван воплотить идею единства человечества и опираться на высокоразвитую систему сотрудничества всех государств на базе единых принципов и целей при уважении многообразия участников. Этот порядок будет справедливым и демократическим; обеспечит высокий уровень управления и законности. Новый порядок создает условия для решения коренных проблем, поставленных историческим развитием человечества, включая обеспечение мира и безопасности, устойчивое развитие всех стран, мировой экономики, науки и культуры".
Кроме наднациональной части можно констатировать наличие в рамках глобального права развивающегося транснационального права, основными субъектами которого являются ТНК. Общий смысл концепции транснационального права состоит в том, что участники международных отношений сами вырабатывают нормы поведения, которые находятся за рамками и внутреннего, и международного права. В своей деятельности ТНК заключают договоры с государствами инвестирования, а также между собой, создавая тем самым "промежуточный", "автономный" нормопорядок.
Государства фактическиделегируют функции правотворчеств многочисленным корпорациям, главным образом – финансовым. Известные до сих пор модели правового регулирования подгоняются под единые стандарты унификации образа жизни людей и свободного оборота ресурсов. Трансграничная юридическая система поглощает и демонтирует национальные правовые режимы.
Пока ученым-юристам навязываются бесплодные дискуссии о соотношении публичного и частного права, о суверенитете личности и о деидеологизации государства, национальные правопорядки подвергаются нападкам и разложению. Коллизионное право конструируется таким образом, чтобы обеспечить приоритет международных норм за счет подавления внутригосударственных норм права.
Формирование нового мирового порядка не корреспондируется созданием правового механизма социального контроля за наднациональными структурами. Используя новейшие геоэкономические технологии, глобальные корпорации способны буквально опустошить любую национальную экономику практически безнаказанно, обрекая на глубокую деформацию всю ее инфраструктуру, вызывая социальную напряженность, дисгармонию, внося острые кризисные явления в воспроизводственные процессы. Мировые финансовые кризисы наглядно подтверждают эту возможность. Однако организаторы подобных операций уходят от юридической ответственности. Сейчас возможно без применения оружия отобрать практически весь национальный доход и поставить на колени любой народ, не опасаясь ответственности за это, хотя мировое сообщество установило наказания за преступления против человечности. Вот о чем пора задуматься правоведам всех стран. Механизм правовой защиты от транснациональных преступлений геоэкономического, геосоциального, геокультурного и геополитического характера отсутствует. Правоведение не взяло в поле зрения эту проблему. Страны-жертвы геноцида, расизма и недобросовестной конкуренции должны иметь возможность возмещения прямого ущерба и убытков за развал финансово-экономической инфраструктуры, диверсии информационной войны, вмешательство во внутренние дела.
Пока же правовое регулирование не предполагает защиту слабой стороны. Юридические нормы превращаются в мощное наступательное оружие олигархических корпораций против большинства членов общества.
Правовое регулированиеутверждается как совокупность «пакетов» (packages), в которых содержатся модели поведения и сознания. Содержимое этих «пакетов» может быть вынуто по частям и собрано в другой комбинации без замедления процесса глобализации, как, например, содержимое «пакета», состоящего из естественного права на жизнь и института эвтаназии.
Трагичность положения права в глобальном мире в том, что оно вырождается, исчезает вообще, вытесняется другим способом воздействия на духовную и социальную жизнь. Несмотря на споры по поводу определений, право немыслимо без табу, норм и регламентаций, общего представления о долге, чести и совести, без опоры на моральные, религиозные и эстетические ценности. Это ценностно-рациональное отношение к миру. Оно ограничивает свободу индивида, его личные интересы, требуя служения чему-то высшему, Богу и человеческому сообществу, что несовместимо с идеалом открытого гражданского общества. Правовое государство тоже стремится преодолеть остатки ценностного подхода к социальным проблемам вплоть до провозглашения "приоритетаправ над благом". Открытость общества предполагает, что люди в нем действуют, руководствуясь принципом полезности и личной выгоды, опираясь на расчет. Все его члены – разумные эгоисты, механизм их взаимосвязи – эквивалентный обмен услугами.
Важно подчеркнуть, что классическое европейское право обязано своим происхождением западной цивилизации, которая фактически изначально формировалась как цивилизация "юридизованная", с характерной юридизацией межличностных отношений. Глобалистская юриспруденция влечет опережающее развитие институционального аспекта юридической системы общества по сравнению (и в ущерб) функциональному. Ставка делается на скорейшее внедрение политических и юридических институтов, отвечающих целям глобализма. При этом о функциональной адаптированности заимствуемых институтов всерьез не беспокоятся.
Замена хотя и стандартных, одномерных, но правовых отношений между людьми на технологические можно считать рубежом превращения глобализации в глобализм. Этот "изм" – выражение перехода к жизни без оценки поступков с точки зрения греха и воздаяния, добра и зла, прекрасного и безобразного. Главное, не нарушать правила игры, требующие из всего извлекать пользу, вписываться в потребности дальнейшего роста производства и совершенствования техники. В традиционных обществах спорили о высоких целях, в глобальном мире – о высоких технологиях.
Свобода и прогресс превратились в элементы коллективного бессознательного, в интеллектуальные привычки и поведенческие автоматизмы. И в этом случае речь идет о свободе выбирать посреди унифицированного многообразия. «Экономическое отчуждение приводит к доминированию свободы над другими человеческими ценностями, - пишет С. Амин. - Несомненно, речь идет о привилегии индивидуальной свободы, в частности, свободы капиталистического предпринимательства, высвобождающей его потенциал и усиливающей его экономическую власть».
То, что называется демографическим кризисом, есть ничто иное, как дьявольская уловка законодательно обосновать право на детоубийство (аборт). В некоторых странах делающие аборты убеждают себя, что этим актом умерщвления собственных детей оказывают неоценимую услугу всему человечеству. Детей умерщвляют на алтаре "гуманизма" во имя человекобожия. Глобализаторы мира уже определили необходимое им количество рабов (около 1 млрд.), остальные люди должны погибнуть в развязанных ими войнах или от болезней и голода, которыми они также будут управлять. Поэтому глобализаторам так важно регулировать рождаемость и, благодаря им, появилась такая организация как Международная Ассоциация Планирования Семьи.
С точки зрения триумфального продвижения глобализма, трудно переоценить роль принципа приоритетности международного права над национальным законодательством, который провозглашен в Конституции Российской Федерации 1993 г. Реальность же заключается в том, что теперь, если российские законы вступают в противоречие с международными, предпочтение отдается последним. Но всегда ли международные законы стоят на страже национальных интересов того или иного государства? Скажем, Америка до сих пор не подписала Международную конвенцию о правах ребенка, ибо тогда пришлось бы отменить смертную казнь для несовершеннолетних преступников, записанную в законодательстве некоторых штатов. Или, к примеру, в Парламентской ассамблее Совета Европы в июне 2000 г. прозвучал доклад “Положение лесбиянок и геев в государствах – членах Совета Европы”. И в Государственную Думу Федерального Собрания РФ поступили рекомендации узаконить “партнерские связи” гомосексуалистов и выпустить из тюрьмы лиц, осужденных за совращение детей в возрасте от 14 лет и старше. Дума послушно снизила порог ответственности за растление малолетних – теперь растлителя привлекают к суду только, если его жертве 14 лет еще не исполнилось. Была в числе рекомендаций Совета Европы и такая: “Принять позитивные меры для борьбы с проявлениями гомофобии (отрицательное отношение к гомосексуалистам. – Прим. авт.), особенно в школах, медицине, в Вооруженных Силах и в полиции”. Набор “позитивных мер” очевиден: тут и соответствующее “сексуальное просвещение”, и исключение гомосексуализма из разряда сексопатологии, и уголовная ответственность для тех, кто смеет порицать педерастию. И если глобалистская установка на приоритет международного права сохранится, “позитивные меры” дойдут до организации в школах клубов поддержки гомосексуальных меньшинств. Как в Америке, где членство в таких школьных организациях называется общественной работой и дает большие преимущества при поступлении в самые престижные университеты.
В XIX в. к нормотворчеству в сфере международного права так называемых "цивилизованных народов" стала активно подключаться Россия, которая в то время стала одним из главных участников европейской и международной политики.
После Второй мировой войны, когда, в целях обеспечения международной безопасности, державы-победительницы инициировали создание ООН, международное право стало эволюционировать в систему с четко выраженным набором принципов (они нашли свое отражение в Уставе ООН) и довольно большим количеством универсальных норм. Иначе и быть не могло, поскольку принципы действительно были общепризнанными, а международные конвенции имели множество государств-участников, заинтересованных в урегулировании отношений в определенных сферах. Кроме того, увеличивалось число заключаемых государствами международных договоров, все большее количество международных норм стало включаться во внутригосударственное право. Эта тенденция к универсализации и взаимопроникновению была использована структурами global governance для навязывания международных стандартов (а на деле западных ценностей или других, выгодных этим структурам норм). Таким образом, современное международное право в последнее десятилетие из традиционного средства мирного разрешения конфликтов между государствами все более превращается в средство оправдания использования силы репрессивным аппаратом системы глобального управления и таким образом играет роль идеологического института, обосновывающего легитимность применения насилия в международных отношениях. В особенности это касается так называемых международных стандартов в области прав человека, которые начинают выполнять функцию ограничения государственного суверенитета, превращаясь в право не столько международное, межгосударственное, сколько надгосударственное, которое несет в себе зачатки формирующегося глобального права. Между тем идеологема «прав человека», без сомнения, являются западными ценностями и связаны с доктринами, правовой и политической культурой Западной цивилизации. Тем не менее, в международных документах они представлены в качестве ценностей универсальных, общечеловеческих. Следует отметить, что в правах человека действительно имеется некий элемент всеобщности: близкие, сходные идеи можно отыскать в духовном, философском наследии иных цивилизаций. Принципиально некогерентна сама западная ориентация на права, в основе которой лежит индивидуалистическое стремление отстаивать интересы в рамках права как основной нормативной системы. В других цивилизациях превалирует этическая ориентация на обязанностях и их выполнении. Как верно отметил Р. Фольк, "права человека понимаются исключительно как гражданские и политические, а не экономические, социальные, культурные". Это также подтверждает западные истоки прав человека. Поскольку так называемое "второе поколение прав" имеет незападное происхождение, заметно, что именно в них в большей степени выражена нравственная составляющая, близкая всем цивилизациям. Всемирная декларация прав человека была во многом инспирирована гуманными побуждениями не допустить в будущем повторения тех преступлений, которые были совершены во время Второй мировой войны. Тем не менее, права человека, несмотря на многие позитивные моменты, присущие либертарной доктрине, в последнее десятилетие были серьезно дискредитированы из-за агрессивного навязывания их со стороны Запада тем цивилизациям, которые не хотят принимать их в каких-либо отдельных аспектах, а также агрессивного манипулирования ими в практике так называемых "гуманитарных интервенций", когда в действиях цивилизации-лидера (прежде всего США) очевидно присутствует геополитическая мотивация с целью усилить свою доминирующую позицию в мире. Права человека, демократия защищаются при этом избирательно в зонах особых стратегических интересов США. В этой связи уместно процитировать выдающегося современного философа Ю. Хабермаса, утверждавшего, что "политика прав человека ведет к войнам, которые, будучи завуалированными, преподносимыми как полицейские акции, приобретают моральное качество; и что это морализирование превращает противника во врага, и такая криминализация отворяет двери бесчеловечности...»
При переходе к глобализму в национальных государствах распространяется миф о том, что национальная правовая система не в состоянии более обеспечивать правопорядок ни по составу юридических требований, ни по материальным средствам. Для адаптации к новым, прогрессивным идеалам обосновывается необходимость в принципиально новых юридических правилах, в новых механизмах обеспечения законодательства. Для этого национальные правительства должны пойти на обширное заимствование западных юридических ценностей и нормативов.
Построить единое всемирное государство невозможно, пока у страны, пусть даже с ослабленным суверенитетом, есть собственная территория. Отнять территорию можно разными способами. Например, так, как это делают сейчас в России, где в приняли сначала 17 главу Гражданского кодекса “О праве собственности на землю”, а затем и Земельный кодекс, в соответствии с которыми могут быть проданы кому угодно огромные территории – размеры покупаемой земли законодательно не ограничены. При этом права собственников практически безграничны: “Собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка” (п. 3 ст. 261 ГК РФ). Есть и такая норма: “прокладка эксплуатационных линий, линий электропередач и связи, трубопроводов, обеспечение водоснабжения и мелиорация без согласия хозяина земли запрещена” (ст. 274 ГК РФ). В результате иностранцы (напрямую либо через подставных лиц) вправе владеть, пользоваться и распоряжаться территорией России. Само понятие суверенного государства при массовом переходе собственности на землю к иностранцам потеряет свой смысл. Какая может быть суверенность, если полновластные хозяева земель будут обитать в Нью-Йорке, Брюсселе или Берлине и оттуда диктовать свою волю собственника?

На начальном этапе глобализации мира правовое регулирование имеет следующие характерные черты:
1. изменение сферы правового регулирования происходит в сторону избыточности и проникновения в быт, семейные отношения и частную жизнь человека. Если на первом этапе глобализации саморегуляция поведения безмерно поощряется для втягивания человечества в хаос, то на последнем этапе правовое саморегулирование не допускается. И формально децентрализованное правовое регулирование переходит к сверхцентрализованному. Глобализованный мир будет управляться путем юридического упорядочения всего и вся. По этой причине в начале процесса глобализации юриспруденция переживает свой пик, в особенности нормативное творчество, юридическая техника и юридическая казуистика. По воплощении глобалистского проекта юриспруденция, а тем более право, не будут нужны – их заменит электронный, психотропный и полицейский тотальный контроль. Если поначалу глобалисты настаивают на регуляции исключительно внешнего поведения субъектов, лишая оснований религиозно-нравственное воздействие, то впоследствии в предмет юридического регулирования глобализаторы включат все поступки, мысли и даже чувства, что при электронных средствах контроля за человеком станет вполне достижимо. Сплошная юридизация общественной жизни всегда требовалась тоталитарным режимам, стремящимся контролировать ресурсы, капиталы, а главное – человека, абсолютно. Расширение правового регулирования в эпоху глобализации мира происходит не за счет отношений, в которых удовлетворяются насущные социальные потребности людей и повышается качество их жизни. Эта тенденция характеризуется появлением новых отраслей и институтов о правах и свободах человека, многочисленных статусах и процедурах, технике и технологиях, об информации и информатизации;
2. демократизация методов правового регулирования на первом этапе глобализации способствует концентрации власти в руках мировой олигархии и широкому использованию в правовой сфере манипулятивных практик;
3. гибридизацию правового регулирования в условиях глобализации мира можно объяснить стремлением быстрого составления юридических феноменов из прежде несовместимых составных частей, особенно в сферах правосознания, форм права и средств правового регулирования;
4. декларативность правового регулирования призвана скрыть истинные намерения и двойные стандарты глобализаторов мира. Если бы их чудовищные планы перепрограммирования человеческой природы оказались прозрачными, народы менее активно бы участвовали в процессе самоуничтожения. Когда обманутое человечество однажды обнаружит, что право из духовно-нравственной ценности превращено в воплощение зла и неправды, будет уже поздно;
5. казуистичность правового регулирования в эпоху глобализации усиливается не для подлинного упорядочения жизни, а для ее дезорганизации. Законодательство становится все более детализированным, отчего общее количество нормативно-правовых актов и юридических документов в целом только увеличивается. Запрограммированная казуистичность вызывает дополнительные споры, конфликты и осложения общественных отношений. Юридическая казуистика, переживающая свой ренессанс, призвана маскировать истинные правовые смыслы и идеалы в противоречивом клубке плюралистичных мнений и откровенных спекуляций;
6. коллизионность правового регулирования неимоверно возрастаетна первом этапе глобализации из-за искусственно разжигаемых общественных противоречий и практически преодолевается на последнем этапе ввиду вытеснения конкурирующих интересов. Юридические коллизии просто необходимы адептам глобализма для погружения общества в хаос с последующим самопровозглашением в качестве спасителей человечества;
7. во всех странах мира, принимающих активное участие в процессах глобализации происходит ресоциализация права, при которой нормы социального законодательства (о социальном обеспечении нуждающихся категорий населения, здравоохранении, образовании) сводятся к минимуму и находятся на периферии правового регулирования;
8. правовое регулирование глобализма можно признать манипулятивным, поскольку оно предполагает ставку на потребительское поведение и удовлетворение гедонистических удовольствий. Такое зомбирование людей на греховность и дальнейшее отпадение от Бога носит губительное, катастрофическое для человечества значение. Законодательство первого этапа глобализации приводит к обнищанию и дезориентации больших масс народа, на последующих этапах массы людей уничтожаются в целях контроля народонаселения и истребления оппозиции;
9. увеличение сфер регулирования общественных отношений нормами международного праваобъясняется экспансией глобализма на суверенные территории национальных государств.
На втором этапе глобализации мира (этапе регулируемого хаоса) широкое распространение получают институт самозащиты прав и свобод индивидов при общей дерегуляции общественной отношений в условиях непрерывных войн и стихийных бедствий. Основным видом юридической деятельности станет казуистика. Юридические средства будут целенаправленно использоваться не для упорядочения, а для дезорганизации общественной жизни, что ускорит приход мирового диктатора.

На заключительном этапе глобализации (после установления мировой диктатуры) предмет юридического регулирования будет безмерно расширен путем включения в него не только всевозможных внешних актов поведения людей, но даже чувств и мыслей (которые можно будет контролировать при помощи электронных средств). Сплошная юридизация общественной жизни будет распространена и на бытовые, семейные, интимные и т.п. отношения людей. Юридическая саморегуляция будет исключена как таковая. Коллизионность юридического регулирования будет преодолена и изжита в связи с отсутствием конкурирующих социальных интересов. Глобальная юриспруденция сольется с религиозным регулятором, за которым скрывается экуменическая псевдорелигия с поклонением антихристу. Юриспруденция одержавшего победу глобализма явится в качестве возведенного в закон порока. Декреты и законы последних времен будут воплощением неправды и зла. Такая юриспруденция получит откровенно репрессивную направленность для выявления и физического уничтожения всякого нелояльного лица.

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Какие изменения претерпевает механизм правового регулирования по мере наращивания темпов глобализации мира?
Дайте характеристику особенностей правового регулирования общественных отношений применительно к различным этапам глобализации мира.
Какие проблемы для правового регулирования общественных отношений породил глобализм?

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...