Соотношение конституционного государственного и публичного права. Конституционное право или государственное право? Спор о терминах


Конституционное (государственное) право в правоведении рассматривается в трех аспектах: как отрасль права конкретных государств, как наука и как учебная дисциплина в системе юридического образования. Выбирая один из этих двух терминов, мы должны применять его ко всем трем аспектам, если хотим избежать терминологической путаницы.
Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, если, как принято прежде всего в европейской литературе (включая нашу отечественную), считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право». В Швейцарии в ее преобладающей немецкоязычной части используется термин «государственное право», тогда как в остальных, романоязычных частях этой страны – «конституционное право».
При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями. Так, в Великобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право», хотя и в более узком значении. Впрочем, для обозначения учебной дисциплины в германских юридических вузах часто используются термины «публичное право» или «государственное право в широком смысле», которые охватывают и административное право, и судебное право, и некоторые другие отрасли права. Государственное же право в узком смысле – аналог конституционного права – рассматривается как основополагающая часть публичного права. Например, выдержавший десяток изданий учебник д-ра А. Катца (Германия) так и называется: «Государственное право. Основной курс в публичном праве»*. Другой германский автор – профессор университета в Кельне Клаус Штерн подчеркивает в своем капитальном пятитомном труде, что конституционное право образует центральную сферу государственного права и его можно характеризовать как государственное право в узком смысле**.
* Katz A. Staatsrecht. Grundkurs im offentlichen Recht. Heidelberg: C.F. Muller Jur. Verl., 1991. См. особенно: S. 8 f. См. также: Stern K. Das Staatsrecht der Bundesrepublik Deutschland. Bd. 1. Grundbegriffc und Grundlagen des Staatsrechts, Strukturprinzpien der Verfassung. Munchen: C.H. Beck"sche Verlagsbuchhandlung 1984, S. 7 ff.
** См.: Stern K. a.a. O., S. 11.
Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру (а у нас в стране полноценного конституционного строя и, следовательно, конституционного права никогда не было) у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная романская правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя. Позднее в качестве одного из формальных признаков действительной или иллюзорной демократизации в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии соответствующую отрасль права стали называть конституционным правом. Сейчас в восточноевропейских бывших социалистических странах, а также в Монголии, как и у нас, развертывается процесс создания конституционного строя и действительного конституционного права. То же можно констатировать и применительно к ряду стран бывшей «социалистической ориентации» (Алжир, Бенин, Мозамбик, Никарагуа и др.), где от бывших метрополий была воспринята терминология, присущая романской либо англо-саксонской системам права, хотя там это движение находится еще в самой начальной стадии и возможны разные варианты развития.
В литературе, впрочем, можно встретить и иное понимание различия между конституционным и государственным правом, чем изложенное выше. Так, германский конституционалист Конрад Хессе полагает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.), постольку «"конституционное" право более объемлюще, чем право "государственное", которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства. С другой стороны, "конституционное" право ограничено по сравнению с "государственным" в том плане, что "государственное" право включает в себя, например, административное и процессуальное право...»*.
* Хессе К. Основы конституционного права ФРГ. М.: ЮЛ, 1981. С. 29. Этот перевод сделан с 11-го немецкого издания книги, вышедшего в свет в 1978 году. Мы в дальнейшем будем пользоваться позднейшим изданием: Hesse K. Grundzuge des Verfassungsrechts der Bundesrepublik Deutschland. 18., erg. Aufl. Heidelberg: Muller, Jur. Verl., 1991.
В нашей отечественной литературе еще в советские времена высказывалось мнение, в частности В.А. Кикотем, И.П. Ильинским, что конституционное право – это система собственно конституционных норм, которые не образуют отрасли права, будучи его ядром, включающим принципы всех отраслей*. В этой позиции есть немалый резон, однако идея эта, к сожалению, не получила у нас основательной научной разработки, и поэтому в настоящем учебнике вряд ли целесообразно пользоваться такой неустановившейся научной категорией, как «ядро права». Ограничившись сообщением читателю этой идеи, мы продолжим все же характеризовать изучаемую нами систему правовых норм как отрасль права, которая в каждой стране имеет основополагающее значение для других отраслей.
* См.: Актуальные теоретические проблемы развития государственного права и советского строительства. М.: ИГП АН СССР, 1976. С. 180–182, 216–220. Следует отметить, что в советской литературе неоднократно возникали споры о названии данной отрасли права. Последний их всплеск приходится на 60-е годы, когда была предпринята не завершившаяся тогда ничем попытка разработать и принять новую Конституцию СССР (см. работы защитников «государственного права» профессоров С.С. Кравчука, А.И. Лепешкина, и сторонников «конституционного права» профессоров В.Ф. Котока, И.Е. Фарбера). В 1975 году коллектив ленинградских авторов под руководством проф. В.А. Рянжина издал даже учебник под названием «Советское конституционное право», однако традиция именовать отрасль государственным правом тогда устояла и пала лишь в последние годы.
Сегодня лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль своего права термином «конституционное право» независимо от того, существует там в действительности конституционный строй или нет. Поэтому в целях облегчения текста в учебнике в дальнейшем, как правило, рассматриваемую отрасль права мы называем только конституционным правом.

Список литературы

1. Соотношение понятий «конституционное право» и «государственное право»

Среди российских и зарубежных ученых спор о наименовании отрасли права, а также соответствующим ей науки и учебной дисциплины длится уже несколько десятилетий: «конституционное» или «государственное» право.

Однако до сих пор не выработано единство мнений по этой проблеме.

Существует три основных точки зрения (теории) на соотношение понятий «конституционное» и «государственное» право:

эти два понятия являются тождественными, употребляются как идентичные;

термин «конституционное право» шире понятия «государственное право», понятие же «государственное право» иногда считается неприемлемым;

понятие «государственное право» шире понятия «конституционное право».

Теория первая: понятие «государственное право» и понятие «конституционное право» употребляются как идентичные, отождествляются

В США, Франции, Великобритании используется термин «конституционное право».

В Германии, Швейцарии - «государственное право».

В дореволюционной России использовались оба названия (хотя собственно конституции в стране не было, что вызвало спор о понятиях).

Если считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляется тот или иной термин - «конституционное» или «государственное» право - примерно одинаков.

Выбор термина скорее диктуется национальной традицией словоупотребления.

Так, страны англо-саксонской правовой системы традиционно используют термин «конституционное право». Они связывают его применение с утверждением в этих странах в 19 веке конституционного государственного строя, основными признаками которого являются:

приоритет прав и свобод человека и гражданина;

судебная защита этих прав;

разделение властей и др.

Для стран германской системы характерно употребление термина «государственное право».

Теория вторая: термин «конституционное право» шире понятия «государственное право», понятие же «государственное право» иногда считается неприемлемым

Понятие «конституционное право» связывается с наличием в государстве конституции как Основного закона страны, конституционного государственного строя. На основе именно конституционных норм формируются все государственно-правовые институты.

Понятие «конституционное право» призвано повысить роль и значение Конституции, уважение к ней.

Например, после 1917 года название «государственное право» стало более распространенным в России по двум причинам:

малозначительная и формальная роль социалистической конституции 1918 года;

тотальное огосударствление всех сфер общественной жизнедеятельности.

Сегодня сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право».

Большинство обозначают основополагающую отрасль правовой системы «конституционное право» независимо от того, существует ли в стране конституционный государственный строй или нет.

К тому же для неспециалистов термин «конституционное право» является более доступным. Именно это понятие ассоциируется у них с конституционализмом и демократией.

Германский ученый Хессе объяснил примат понятия «конституционное право» над понятием «государственное право» следующим образом:

поскольку конституция как Основной закон страны не ограничивается установлением основ только государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (собственность, брак и т.д.), постольку «конституционное право» шире понятия «государственное».

Теория третья: понятие «государственное право» шире понятия «конституционное право»

Ученые по-разному аргументируют эту концепцию.

Во-первых, например, в Германии для обозначения учебной дисциплины часто используются термины «государственное право» или «публичное право», которые охватывают в том числе и конституционное, и административное, и некоторые другие отрасли права. Конституционное право в данном случае часто характеризуют как составную часть, центральную сферу государственного права.

Во-вторых, не все правовые нормы, регулирующие те или иные аспекты общественной жизни, имеют отношение и нашли закрепление только в Конституции. В Основном законе нет огромного количества государственно-правовых норм: государственно-процессуальных норм, многих норм о статусе депутата, многих норм об избирательной системе, норм о положении органов государственной власти субъектов федеративного государства и т.д.

Итак, на современном этапе многие ученые так и не найдя единого решения по вопросу наименования отрасли, используют двойное название «конституционное (государственное) право».

2. Конституционное право - отрасль права: понятие, предмет и метод правового регулирования

Конституционное право как отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих наиболее важные основополагающие общественные отношения, складывающиеся в сфере основ:

правового статуса личности;

государственно-территориального устройства (федеративного устройства);

В основу деления права на отрасли положены два критерия:

) предмет правового регулирования;

) метод правового регулирования.

Из курса теории права известно, что предметом любой отрасли права являются общественные отношения, на которые распространяют свое действие нормы данной отрасли права.

Предмет правового регулирования отрасли конституционного права отвечает на вопрос:

Что регулирует данная отрасль как совокупность правовых норм?

Из определения отрасли конституционного права следует, что предметом ее правового регулирования являются наиболее важные основополагающие общественные отношения, складывающиеся в сфере основ:

государственного (конституционного) строя;

правового статуса личности;

государственно-территориального устройства;

организации и деятельности органов государственной власти;

организации и деятельности органов местного самоуправления.

Необходимо отметить, что предметом правового регулирования отрасли конституционного права являются только фактические действующие и основополагающие общественные отношения.

Метод правового регулирования отрасли конституционного права - это совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения и их участников.

Метод правового регулирования отрасли конституционного права отвечает на вопрос: каким образом нормы права регулируют (воздействуют) на общественные отношения и их участников?

Методы правового регулирования отрасли адекватны приемам и способам правового воздействия.

Конституционно-правовые нормы могут оказывать следующие виды воздействия на общественные отношения и их участников:

управомочивающее;

обязывающее;

дозволяющее;

запрещающее и т.д.

3. Конституционное право - учебная дисциплина

Конституционное право как учебная дисциплина - это совокупность правовых знаний о конституционном праве как отрасли и как науке.

Из науки конституционного права учебная дисциплина черпает разрабатываемые ей теоретические определения, классификации - теорию вопроса.

Из отрасли конституционного права учебная дисциплина берет умение применять на практике конституционно-правовые нормы, законы - практику вопроса.

Учебная дисциплина конституционного права преподается во всех юридических ВУЗах и факультетах.

Универсальным отражением системы и содержания учебного курса (дисциплины) является учебник.

В общем, структурном виде некоторые ученые говорят о следующей системе учебного курса (дисциплины) конституционного права:

) основы теории конституционного права, которые включают учение о предмете, методе, источниках конституционного права, о конституционно-правовых нормах, правоотношениях и т.д.;

) общая часть, которая анализирует основы государственного конституционного строя, государственно-территориальное устройство, основы правового статуса личности, основы организации и деятельности органов государства;

) особенная часть, которая рассматривает особенности механизма организации и деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.

Таким образом,

основы теории конституционного права и общая часть содержат положения и нормы, которые являются стабильными, они не подвержены частым сиюминутным изменениям;

особенная часть - содержит нормы более гибкие, переменчивые.

конституционный государственный право власть

4. Общая характеристика Конституции Российской Федерации

Основы государственного (конституционного) строя - это система конституционных устоев государства и общества и возникающих в их сфере общественных отношений как предмет конституционно-правового регулирования.

Любое государство действует на общественные отношения через систему органов или учреждений, которые в своей совокупности образуют государственный механизм.

Государственное учреждение - это звено государственного механизма, не принимающее властных решений по отношению к другим лицам и обслуживающее либо население (школа, бытовая сфера), либо государство в целом (армия, полиция).

Государственный орган (орган государственной власти) - звено государственного механизма, которое создается в строго определенном порядке, наделен властными полномочиями и функциями, действует в присущих ему организационно-правовых формах для решения стоящих перед ним задач.

Отличительные признаки органов государственной власти от других организаций общества

ОГВ образуются в строго установленном законом порядке.

ОГВ наделены властными полномочиями и компетенцией, объем которых устанавливается конституцией и законами, а их сущность проявляется в том, что они имеют право принимать акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы. В случае невыполнения предписаний, изложенных в актах, ОГВ наделены правом применять принуждение, которое имеет разные формы реализации.

ОГВ уполномочены государством осуществлять задачи и функции (например, Глава государства - гарант прав и свобод человека и гражданина, целостности государства; Правительство - осуществляет исполнительные функции).

ОГВ действуют в присущих им организационно-правовых формах, то есть каждый орган государственной власти по вопросам своей компетенции принимает определенные нормативные акты.

ОГВ являются составной частью единой системы государственного механизма, государственного аппарата.

Принципы формирования и деятельности органов государственной власти

Принцип законности. Каждая власть в государстве должна создаваться и действовать в строгом соответствии с законом.

Принцип демократизма. Демократизм заключается в возможности сочетания различных способов формирования и деятельности ОГВ. Демократия бывает двух видов: 1) непосредственная; 2) представительная.

Непосредственная демократия основывается на понятии народный суверенитет - верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным ни от кого и ни от чего независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе. Народный суверенитет реализуется через референдум, выборы, общественные объединения, профсоюзы, митинги, демонстрации, шествия и т.д.

Представительная демократия, которая связана уже с деятельностью сформированных народом или иным способом органов государственной власти, основывается на понятии государственный суверенитет - верховное, неотчуждаемое право государства независимо от какого-либо иного государства решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера.

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную предполагает взаимодействие государственных органов и их ограничение друг другом. Основой принципа разделения властей принято называть «систему сдержек и противовесов», которая связана с:

ограничением полномочий ОГВ и должностных лиц определенным сроком;

несовместимостью депутатского мандата с занятием другой оплачиваемой деятельностью;

правом «вето» на законопроекты;

возможностью роспуска парламента;

контролем за законодательной властью;

возможностью вынесения вотума недоверия правительству;

независимым правосудием.

По организационно-правовым формам деятельности различают:

законодательные (парламенты различных стран);

исполнительные (правительство, министерства, ведомства);

судебные (суды);

контрольно-надзорные (прокуратура, осуществляющая надзор за исполнением законов; счетные палаты, осуществляющие контроль за использованием финансовых средств).

По субъекту формирования:

представительные (первичные) - как правило все выборные органы;

производные (формируемые иными государственными органами) - например, парламент часто является выборным органом, который представляет интересы народа, но сам парламент участвует в назначении на должность и освобождении от должности других должностным лиц, например, главу правительства, председателя счетной палаты.

По территории деятельности:

центральные, компетенция которых распространяется на территорию всей страны;

региональные, компетенция которых распространяется на часть территории страны (субъекта федерации, земли, штата и т.д.);

местные, компетенция которых распространяется на территорию муниципального образования, округа.

По характеру компетенции:

общей компетенции - парламент;

специальной компетенции - министерство.

По способу принятия решения (осуществления властных полномочий):

коллегиальные - правительство, принимает решения всем составом правительства;

единоначальные - министерства, принимают решения единолично министры.

К понятию государственного (конституционного) строя можно подойти двумя способами:

) через системы общественных отношений, возникающих в сфере конституционных устоев государства и общества (с этой точки зрения необходимо охарактеризовать 4 группы систем общественных отношений - политическую, экономическую, социальную, духовно-культурную);

) через характеристики России как государства, закрепленные в главе 1 первой Конституции «Основы конституционного строя».

В данном случае представлена вторая точка зрения, согласно которой:

Российская Федерация - Россия - есть

демократическое государство (ст. 1 Конституции);

правовое государство (ст. 1 Конституции);

федеративное государство (ст. 1 Конституции);

государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции);

социальное государство (ст. 7 Конституции);

светское государство (ст. 14 Конституции).

Характеристики России как демократического и правового государства

приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2)

принцип народовластия (народного суверенитета) - ст. 3

верховенство права и верховенство закона (ч. 2 ст. 4, ст. 15)

принцип единого и равного гражданства (ст. 6)

идеологический плюрализм (ст. 13)

политический плюрализм (ст. 13)

Характеристики России как федеративного государства с республиканской формой правления

принцип государственного суверенитета (ч. 1 ст. 4)

единство территории РФ (ч. 3 ст. 4)

равноправие субъектов (ст. 5, глава 3)

разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (ст. 11, ст. 5 ч.3, глава 3)

принцип разделения властей (ст. 10, ст. 11)

выборность и сменяемость главы государства, ограничение срока полномочий Президента (ст. 80, ст. 81).

Характеристики России как социального и светского государства

Понятие социального государства (ст. 7 ч. 1), составляющие собственно социальной политики государства (ч. 2 ст. 7); кроме собственно основ социальной политики основу социального государства составляют основы экономической политики (ст. 8, ст. 9)

Понятие светского государства (ст. 14)

Список литературы

1.Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) М.: Проспект, 2009 - 192 с.

2.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации М.: Норма, 2004 - 800 с.

.Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М.: Юристъ, 2006 - 480 с.

.Конституция Российской Федерации: комментарий / под общей редакцией Б.Н. Топорнина, Ю.М. Батурина, Р.Г. Орехова. М.: «Юридическая литература», 2008 - 624 с.

.Основы государства и права / под редакцией С.А. Комарова. М.: «Манускрипт», «Остожье», 2008 - 320 с.

Конституционное право или государственное право? Спор о терминах

Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой нами отрасли права используются оба термина: конституционное право и государственное право.

Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции. В США и во Франции, например, применяется термин «конституционное право», а в Германии, тоже демократическом правовом государстве, - «государственное право». В России в дореволюционный период использовались оба названия, хотя собственно конституции в стране не было, что и тогда вызывало спор о терминах. После 1917 г. название «государственное право» стало более распространенным скорее всего из-за малозначительной и формальной роли социалистических конституций и тотального огосударствления общественной жизни.

В современных условиях большинство российских исследователей склоняются к замене традиционного названия на «конституционное право». В этом видят своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии.

Социальная природа российского конституционного права

Марксистская теория государства, долгие годы господствовавшая в нашей стране, исходила из классового понимания государства и права, считая сущностью конституционного права закрепление диктатуры, или «ведущей роли», одного класса. Тоталитарное государство таковым и было. Но демократическое государство не может быть классовым, ибо демократия и классовые привилегии несовместимы. Поэтому в наше время стало бессмысленным выявлять «классовую сущность» конституционного (государственного) права, как это делалось государствоведческой наукой в тоталитарный период. В нынешнем российском обществе, постепенно приобретающем черты современного гражданского общества, существуют различные классы, но все граждане, независимо от социального положения, пользуются равными правами и возможностями.

Поэтому сущность природы конституционного права, как и всего российского права в целом, состоит в социальном плюрализме, т. е. в возможности для всех классов и слоев общества в равной мере участвовать в формировании органов государства и влиять на его политику. Это влияние оказывается посредством конституционноправовых институтов, через СМИ, политические права, общественные объединения и лоббистские организации. Конституционное право закрепляет права этих объединений граждан, создавая условия для постоянного контроля общественностью деятельности государственных органов, что в сочетании с демократическими правилами их избрания должно исключить возможность использования власти в эгоистических интересах отдельных социальных групп или слоев.

Социальный плюрализм, следовательно, есть антипод классовому пониманию сущности государства и права. Новое понимание социальной природы конституционного права соответствует теории правового государства, общепризнанным принципам демократии. Наше общество возвращается к такому пониманию государства, которое представляет собой своеобразный общественный договор между людьми. Этот договор наделяет государственную власть определенными полномочиями по принуждению к соблюдению норм права, но требует от государства не забывать, что оно получило эти полномочия от людей и обязано осуществлять их в интересах людей. Только народ может быть источником власти - с этой простой истины и начинается конституционное право каждой демократической страны.

Реалистический подход к выявлению социальной природы конституционного права весьма важен для уяснения роли этой отрасли права как регулятора социальных и политических отношений в обществе. Данная роль не сводится к подавлению социальной, экономической или политической борьбы в обществе, как это свойственно тоталитарному государству. Классы, социальные группы и слои, а также их объединения, реализуя свою свободу, вправе сами определять свои социальные позиции и социальное поведение в рамках конституционной законности. Но эти рамки надо установить, что как раз и является одной из функций конституционного права. Социально-регулятивная роль этой отрасли права состоит в том, чтобы, допуская легальную оппозицию, не допустить насильственного захвата власти какими-либо экономически сильными или социально активными классом, группой или слоем населения, злоупотреблений СМИ со стороны разного рода экстремистов, пропаганды насилия, войны, аморальных идей.

Роль социального регулятора крайне сложна, поскольку конституционное право строится на принципах равноправия всех людей, закрепления их свободы независимо от классов и социальных слоев. Но именно эта роль присуща конституционному праву, заложена в его основные принципы и нормы. Оставаясь бесклассовым, оно, однако, учитывает отношения между классами и социальными слоями, предлагая им цивилизованную правовую основу социального мира и согласия, исключающую необходимость прибегать к насилию.

Понятие и обоснование ведущей роли КПЗС

КПЗС как отрасль права – система взаимосвязанных юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе установления и реализации основ конституционного строя, основ положения человека в обществе и государстве, основ экономической, социальной, политической системы (общественного строя), основ территориальной организации государств, основ организации и осуществления государственной власти в том или ином государстве.

Место конституционного права в системе права зарубежных стран . Все главные сферы общественной жизни и их основы в комплексе регулируются только конституционным правом. Остальные отрасли права касаются лишь отдельных сторон или хотя и принципиальных, но отдельных вопросов (например, собственность в гражданском праве, охрана природы в экологическом праве). Регулируя в комплексе основы жизни общества, конституционное право тем самым играет центральную, ведущую роль во всей правовой системе. Нормы конституционного права, особенно конституций, являются исходными для других отраслей права, развиваются в этих отраслях. Статья 29 конституции Японии 1946 г., гласящая, что «право собственности не должно нарушаться», служит основой для регулирования различных отношений собственности в гражданском праве (в договорах купли-продажи, залога, наследования и т.д.). Принцип независимости суда и подчинения его только закону, содержащийся во многих конституциях (конституциях Болгарии 1991 г., Литвы 1992 г., Белоруссии 1996 г. и др.), является исходным для многих норм уголовно-процессуального и гражданского процессуального права. Число таких примеров можно увеличить, приведя иллюстрации, относящиеся к трудовому, финансовому, земельному и другим отраслям права.

Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. Действительно, если, как принято прежде всего в европейской литературе (включая нашу отечественную), считать соответствующую систему правовых норм отраслью права, то круг регулируемых ею общественных отношений в странах, где употребляются тот или другой из указанных терминов, примерно одинаков. Выбор же термина обычно диктуется национальной традицией словоупотребления. Так, англо-саксонская и романская правовые системы традиционно пользуются термином «конституционное право», тогда как для германской системы характерно употребление термина «государственное право». В Швейцарии в ее преобладающей немецкоязычной части используется термин «государственное право», тогда как в остальных, романоязычных частях этой страны – «конституционное право».


При более тщательном рассмотрении вопроса можно, однако, заметить, что различие терминологии отражает (не всегда, но достаточно часто) сущностную разницу между соответствующими понятиями. Так, в Великобритании, США, Франции к началу или в начале XIX века утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло позднее. Примечательно, что ныне и в Германии стал употребляться термин «конституционное право», хотя и в более узком значении.

Что касается так называемых социалистических стран, то по советскому примеру у них первоначально использовался термин «государственное право», за исключением разве что Кубы, где в основном сохранилась традиционная романская правовая терминология, включавшая термин «конституционное право» даже при отсутствии конституционного строя. Позднее в качестве одного из формальных признаков действительной или иллюзорной демократизации в Венгрии, Польше, Румынии, Югославии соответствующую отрасль права стали называть конституционным правом. Сейчас в восточноевропейских бывших социалистических странах развертывается процесс создания конституционного строя и действительного конституционного права. То же можно констатировать и применительно к ряду стран бывшей «социалистической ориентации» (Алжир, Бенин, Мозамбик, Никарагуа и др.), где от бывших метрополий была воспринята терминология, присущая романской либо англо-саксонской системам права.

В литературе, впрочем, можно встретить и иное понимание различия между конституционным и государственным правом, чем изложенное выше. Так, германский конституционалист Конрад Хессе полагает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственной жизни (брак, собственность и др.), постольку «"конституционное" право более объемлюще, чем право "государственное", которое по смыслу и содержанию означает лишь право государства. С другой стороны, "конституционное" право ограничено по сравнению с "государственным" в том плане, что "государственное" право включает в себя, например, административное и процессуальное право...».

Сегодня лишь сравнительно небольшая группа стран пользуется термином «государственное право», подавляющее же их большинство обозначает основополагающую отрасль своего права термином «конституционное право» независимо от того, существует там в действительности конституционный строй или нет.

Конституционная наука изучает как комплекс норм КП, так и круг регулируемых ими общественных отношений.

Изучает всё это в исторической перспективе из-за динамичности конституционного права.

Наука КП осуществляет идеологическую, гносеологическую, эвристическую и аксеологическую функции.

Онтологическая – изучает бытийные аспекты КП институтов.

Гносеологическая – выработка новых подходов, способов и методов исследования.

Аксеологическая – изучение конституционно-правовых ценностей, которые являются мерилом существующих норм и отношений.

Эвристическая – не только исследование, но и оказание влияния на объект в определённой мере. Но изменение должно всегда соотноситься с КП ценностями.

Методология – общенаучные, частно-научные и специальные методы и средства познания:

Цивилизационный подход, диалектический метод, системный и функциональный анализ, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально юридический методы и др.

Источники:

Теоритические – труды учёных конституционалистов

Социальные – общественные отношения, социальные реалии, определённые черты общества.

Нормативные - НПА, договоры, судебные акты.

Соотношение понятий конституционное и государственное право

Сторонники идеи государственного права исходят из того, что предмет науки это государство во всех своих ипостасях и т.п.

Те кто за конституционное право говорят, что в таком случае сольются государственное и административное право.

Иногда государственное подразумевают как советское тоталитарное право, а конституционное как новое либеральное.

Хоть сейчас преобладает конституционное право, но их можно с государственным как тождественные использовать.

Актуальные проблемы и тенденции развития науки конституционного права

Роль КП в современных условиях – не закрепление демократических принципах в основном законе, а создание таких институтов, которые могли бы никогда не утратить своей демократичности.

Сейчас актуальная проблема защиты отдельных прав человека и гражданина.

Актуальная проблема федеративного устройства

Проблема концентрации власти у президента ну и там парламентаризм, избирательное право, самостоятельность исполнительной власти.

Проблема муниципальной власти

Судопроизводство в том числе административное и конституционное и конституционная охрана

Формирование цельной конституционной теории и отрыв её от практики.

Конституция РФ

Теоретические подходы к пониманию конституции.

Основные подходы:

1. Основной закон, обладающий особым способом, субъектом принятия, высшей юридической силой. Формальный смысл.

2. Система основополагающих правовых норм, юридически закрепляющих государственный демократический строй. Юридический смысл.

3. Гос. строй и преобладающие о нём в обществе и идеи. Фактический смысл.

4. Система ограничений государственной власти для реализации прав и свобод человека. Либеральный смысл.

5. Решение о характере и устройстве политической жизни государства учредительным органом власти. Позитивный смысл.

6. Основополагающие нормы естественного права, облечённых в форму общественного договора. Естественно-правовой смысл.

7. основа государственного строя, которая посредством правового оформления связывает государственное единство, многообразие политических сил и основополагающих социальных ценностей. Социологический смысл.

8. Состояние политического единства и порядка в государстве. С точки зрения абсолютной формы.

9. Сумма высших правовых норм государства, к которой восходят все другие. Абсолютная норма.

История и теоритические предпосылки возникновения конституции.

Впервые сам термин появился в римском праве и восходит к указам императора которые также назывались конституциями.

Конституции по гаю это особые законы в том плане, что принцепс не имел права их нарушить в отличие от других законов. Иначе он пошёл бы сам против своей власти.

В Англии потом вместо как установление стали понимать как устройство. Т.е. как государственное устройство.

Выбор редакции
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...