Срок действия соглашений не может превышать


ЧАСТЬ II. РАЗДЕЛ I I . СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
в СФЕРЕ ТРУДА

Глава 7. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ и СОГЛАШЕНИЯ

Статья 48. Действие соглашения

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, соглашение действует также в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами .

Комментарий .
1. Части 1 и 2 комментируемой статьи определяют сроки действия соглашений. Соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до заключения нового соглашения, но не более трех лет. Момент вступления соглашения в силу определяется его сторонами и фиксируется в самом соглашении. При отсутствии соответствующего положения в тексте соглашения оно вступает в силу с момента его подписания сторонами. Срок действия соглашения не может превышать трех лет. Стороны соглашения сами определяют срок действия соглашения и порядок контроля за его исполнением. Ни одна из сторон не вправе в течение срока действия соглашения в одностороннем порядке прекратить исполнение принятых обязательств. Законодательством установлено ограничение на число продлений срока действия соглашения – сторонам могут продлить действие соглашения один раз на срок не более трех лет. Такое решение принимается по взаимному согласию сторон путем коллективных переговоров. Сторона, подписавшая соглашение, вправе внести в период его действия предложения об изменениях и дополнениях к нему. Изменения и дополнения могут быть внесены в том же порядке, что и заключение нового соглашения (см. комментарий к ст. 49 ТК РФ).
2. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает правила действия соглашения в отношении всех работодателей, состоящих в объединении, причем независимо от того, прекратили ли они членство в объединении работодателей или вступили в него после заключения соглашения. Кодекс устанавливает, что прекращение членства в объединении работодателей в период действия соглашения не освобождает работодателя от выполнения его условий. Работодатель, вступивший в объединение после того, как было заключено соглашение, должен выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением в полном объеме с момента вступления в объединение работодателей. Данная норма имеет ключевое значение для укрепления и развития социального партнерства, поскольку позволяет обеспечить исполнение принятых объединением работодателей обязательств по соглашению всеми работодателями, принимавшими участие в его разработке или предоставившими такие полномочия соответствующим объединениям, независимо от того, сохранено ли членство в таком объединении. Эта норма полностью согласуется с соответствующими положениями Федерального закона от 27.11.2002 № 156-ФЗ “Об объединениях работодателей” (ст. 8 и 9). Важно отметить, что соглашения открыты для присоединения к ним других участников.
3. Часть 4 комментируемой статьи предусматривает правила действия соглашения в отношении работодателей – федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Действие соглашения в отношении названных выше работодателей в случае, если они уполномочили соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления на представительство своих интересов и заключение соглашения от их имени, является логическим продолжением нормы ст. 34 ТК РФ (см. комментарий к ст. 34 ТК РФ). Право представлять работодателей федеральными органами исполнительной власти при заключении соглашений на федеральном уровне закреплено в постановлении Правительства РФ от 10.08.2005 № 500 “О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне”. Следует отметить, что данное постановление действует только в отношении организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
4. Части 5 и 6 комментируемой статьи предусматривают правила действия соглашения в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателем. Вполне логично, что действие соглашения распространяется не только на работодателей, указанных в ч. 3 и 4 данной статьи, но и на их работников. Главным критерием распространения действия соглашения в отношении работников выступает заключение трудового договора с работодателем, который является стороной соглашения. Поскольку соглашения могут заключаться на разных уровнях социального партнерства и в разных отраслях экономики, работодатели и работники могут обладать правами и нести обязанности по нескольким соглашениям одновременно. В этом случае законодатель предусмотрел приоритетное действие наиболее благоприятных условий для работников (например, более высокие размеры заработной платы, большую продолжительность оплачиваемого отпуска, более выгодные условия труда и т. п.).
5. В части 7 комментируемой статьи законодатель установил механизм присоединения к отраслевым соглашениям, заключенным на федеральном уровне. После заключения отраслевых соглашений на федеральном уровне предусмотрена возможность их распространения на работодателей, не участвовавших в их заключении. Сделано это в интересах развития социального партнерства и с целью вовлечения большего количества организаций в коллективно-договорные отношения между работниками и работодателями. Право предложения о распространении действия отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне, предоставлено руководителю федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В соответствии постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 “Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации” эти функции осуществляет Минздравсоцразвития России. С целью реализации данного права стороны соглашения направляют в Минздравсоцразвития России письмо с просьбой предложить работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему, указывая сведения о регистрации соглашения в Федеральной службе по труду и занятости (см. комментарий к ст. 50 ТК РФ) и об источнике его опубликования. С целью уточнения круга работодателей, вовлеченных и вовлекаемых в сферу действия соглашения, Минздравсоцразвития России может также запросить у сторон соглашения их полномочность, а также список работодателей, на которых предполагается распространить действие соглашения. Данные сведения необходимы, чтобы исключить возможные спорные моменты и конфликтные ситуации между работодателями при распространении действия соглашения. Письма о присоединении публикуются в Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации, а также с целью точного исчисления 30-дневного срока со дня их официального опубликования с июня 2006 г. Минздравсоцразвития России публикует их в “Российской газете”.
6. Принимая во внимание такой принцип социального партнерства, как добровольность принятия сторонами на себя обязательств (ст. 24 ТК РФ, законодатель в ч. 8 комментируемой статьи предусмотрел механизм отказа от присоединения к соглашению. Работодателю дается 30 календарных дней для того, чтобы представить в Минздравсоцразвития России мотивированный отказ. В противном случае, по умолчанию работодатель становится стороной соглашения и, соответственно, принимает на себя обязательства по данному соглашению в отношении всех своих работников согласно нормам ч. 3 и 5 ст. 48. Как правило, мотивированные отказы поступают от предприятий, которые находятся на грани банкротства либо в процессе реорганизации. Также в связи с переходом к новым формам статотчетности, отменой действия Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и введением Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) существуют проблемы с установлением отраслевой принадлежности работодателей к тому или иному соглашению. Чтобы усилить обоснованность отказов законодатель обязывает работодателя проводить предварительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей его работников.
7. Внесенные в ч. 9 и 10 комментируемой статьи поправки определяют порядок опубликования заключенных на федеральном уровне соглашений и предложений о присоединении к соглашению. Данная норма была введена законодателем в новую редакцию Кодекса после очень непростых и длительных согласований различных интересов сторон социального партнерства. Минздравсоцразвития России предоставлено право проведения консультаций по каждому отказу от присоединения к соглашению с приглашением всех заинтересованных сторон. При этом Кодекс обязывает представителей работодателя, работников и сторон соглашения принять участие в таких консультациях. Это правило способствует достижению главной цели коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений – повышению роли переговорного процесса, развитию социального диалога и укреплению социального партнерства с тем, чтобы согласование интересов сторон трудовых правоотношений происходило путем коллективных переговоров, а разногласия не доводились до коллективных трудовых споров, забастовок и массовых акций протеста. Трудовым кодексом РФ также устанавливается, что порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к таким соглашениям после согласования с РТК будут утверждены нормативным правовым актом Минздравсоцразвития России. Таким образом, механизм распространения действия отраслевых (межотраслевых) соглашений федерального уровня социального партнерства получает дальнейшее развитие в правоприменительных актах федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда
.

Комментарий К. Я. Ананьевой

Статья 48 определяет сферу действия соглашения.

Работодатель вправе по своей инициативе в любое время присоединиться к соглашению, действующему на определенном уровне. С этой целью он направляет каждой из сторон письменное уведомление о своем намерении и принятии на себя обязательств соответствующей стороны.

Право присоединиться к действующему соглашению предоставляется и работникам. При этом действие соглашения распространяется на работников и работодателей с момента принятия решения соответствующим представительным органом стороны социального партнерства.

С целью создания дополнительных социальных гарантий работникам в тех случаях, когда Соглашение заключено на федеральном уровне (отраслевое, межотраслевое, профессиональное тарифное соглашение), и в сферу действия которого включается не менее чем 50% работников отрасли (отраслей), профессии, Министр труда и социального развития РФ вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключение данного соглашения, присоединиться к нему.

Отказ работодателя присоединиться к Соглашению должен быть мотивирован и выражен в письменной форме.

Комментарий К. Н. Гусова

§ 1. Статья 48 ТК определяет:

срок действия соглашения;

сферу его действия;

порядок присоединения к соглашению.

§ 2. В соответствии с Кодексом срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Допускается продление этого срока, но не более чем на три года.

§ 3. Дата вступления в силу соглашения определяется датой его подписания сторонами (точнее – представителями сторон) либо указывается в самом соглашении.

§ 4. Кодекс устанавливает условия действия соглашения в отношении работников и работодателей.

Соглашение распространяется на:

работников и работодателей, которые уполномочили своих соответствующих представителей на: а) ведение коллективных переговоров, б) разработку и в) заключение соглашения от их имени;

органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;

работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Распространение соглашения на работодателей обусловлено их членством в объединении работодателей, заключившем соглашение.

Если соглашение заключено в период членства работодателя в объединении, то выход из него не освобождает такого работодателя от выполнения соглашения.

Вступление работодателя в объединение в период действия соглашения налагает на него обязанность выполнять это соглашение.

§ 5. Федеральное отраслевое соглашение может быть распространено на работодателей, не участвовавших в его заключении, при условии их присоединения к этому соглашению с соблюдением определенной Кодексом процедуры. Руководитель федерального органа исполнительной власти по труду вправе предложить таким работодателям присоединиться к соглашению, официально опубликовав соответствующее предложение.

Кроме того, процедура присоединения к отраслевому соглашению предусматривает 30-дневный срок со дня официального опубликования предложения для ответа работодателей. Если в этот срок ими не представлен письменный мотивированный отказ присоединиться к соглашению, то оно считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования предложения присоединения к соглашению.

Кодекс не определяет, кто решает вопрос об обоснованности и достоверности мотивов отказа работодателей присоединиться к соглашению. Следует ли и кому (может быть, государственной инспекции труда) проверять обоснованность отказа от присоединения к соглашению? Но тогда возникает проблема: необходимо соблюсти добровольность принятия обязательств сторонами соглашения (как одного из основных принципов социального партнерства, определенных в ст. 24 ТК).

Представляется, что практике предстоит ответить на эти непростые вопросы.

§ 6. На работников, как правило, распространяется несколько соглашений – генеральное, региональное, отраслевое, территориальное. Они предусматривают различный уровень прав и гарантий работников. В таких случаях действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.

Комментарий С. А. Панина

Стороны соглашений самостоятельно определяют срок их действия и дату вступления их в силу.

Как и в ситуации с коллективным договором, срок соглашения не может превышать трех лет и их действие может быть продлено на этот же срок.

Так, например, Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетическом комплексе РФ было заключено сроком на один год (на 2001 г.), а Отраслевое тарифное соглашение по федеральному железнодорожному транспорту – на три года (на 2001 – 2003 гг.).

Статья определяет круг тех, на кого реально распространяются заключенные соглашения. Это и физические лица – работники организаций, работодатели которых через своих представителей подписали соглашение, и сами работодатели, и органы государственной власти и местного самоуправления (в тех случаях, когда они являлись сторонами соглашений). Соглашения открыты для присоединения к ним других участников в любое время их действия.

Кодекс предусматривает достаточно жесткие требования по отношению к работодателям, являющимся Членами соответствующего объединения, ставшего участником соглашения. На новых членов объединения работодателей автоматически распространяются положения действующего соглашения.

В отношении работников существенной гарантией является принцип приоритета наиболее благоприятных условий соглашений при наличии нескольких, распространяющихся на работников организации. – В то же время в отношении работодателей Кодекс устанавливает довольно жесткие условия распространения на них соглашений, действующих на федеральном уровне.

Закон РСФСР от 11.03.92 № 2490-1 «О коллективных Договорах и соглашениях» (Ведомости РФ, 1992, № 17, ст. 890) предусматривал лишь возможность распространения соглашения, заключенного на федеральном уровне, на других работодателей при наличии двух условий.

Во-первых, в сферу действия такого соглашения должно было быть вовлечено более 50% работников отрасли (отраслей), профессии. Во-вторых, на предложение министра труда о присоединении к соглашению работодатели могли дать ответ в течение 30 календарных дней (в т. ч. и отрицательный ответ), и лишь в случае их молчания считалось, что соглашение на них распространено.

Кодекс же устанавливает для этой ситуации другой механизм. Министр труда РФ и социального развития вправе предложить работодателям, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему. Однако работодатели уже не могут просто отказаться от присоединения к соглашению – они обязаны представить в Минтруд России письменный мотивированный отказ присоединиться к соглашению. Можно понять ситуацию, когда работодатели не ответили на предложение министра, но совершенно непонятно, кто вправе давать оценку степени мотивированности отказа и можно ли оспорить (и где) факт несогласия федерального органа по труду с аргументами работодателей. Ведь таким образом возможно оказание экономического давления более сильных работодателей на своих коллег (конкурентов) по отрасли, которые, возможно, не будут иметь финансовых возможностей выполнять условия принудительно распространенного на них соглашения. На наш взгляд, это противоречит таким принципам социального партнерства, как равноправие сторон; уважение и учет интересов сторон; содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами (ст. 24 Кодекса), а в некоторых случаях это может явиться и нарушением антимонопольного законодательства.

Новая редакция Ст. 48 ТК РФ

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Комментарий к Статье 48 ТК РФ

Статья 48 Трудового кодекса РФ рассказывает о нюансах действия соглашения. В соответствии с нынешней редакцией данной статьи за сторонами соглашения сохраняется право на его продление на срок до трех лет, однако отныне такой возможностью стороны могут воспользоваться лишь однократно.

Кроме того, в статье уточнен порядок действия сторон в случае отказа работодателя от присоединения к соглашению, чего до определенного момента сделано не было. В подобной ситуации под эгидой руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области труда, организуются дополнительные консультации с участием представителей сторон соглашения.

Другой комментарий к Ст. 48 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Общие правила действия соглашения определяются Рекомендацией МОТ N 91 (см. п. 1 комментария к ст. 43 ТК РФ).

2. Момент вступления соглашения в силу определяется его сторонами и фиксируется в самом соглашении. При отсутствии соответствующего положения в тексте соглашения оно вступает в силу с момента его подписания сторонами.

Трудовой кодекс ограничивает срок действия соглашения тремя годами. Конкретный срок действия соглашения может быть определен в самом соглашении. По истечении установленного срока действие соглашения прекращается.

Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Продление действия соглашения осуществляется по взаимному волеизъявлению сторон, достигаемому в результате проведения коллективных переговоров. Действие соглашения может быть продлено только один раз.

3. Части 3 и 4 комментируемой статьи определяют работодателей, в отношении которых действует то или иное соглашение. К ним относятся: 1) работодатели, которые являются членами объединения работодателей, заключившего соответствующее соглашение, на момент заключения соглашения либо вступили в это объединение в период действия соглашения (даже если работодатель прекратил членство в объединении работодателей, он продолжает нести обязанности по соглашению); 2) работодатели, которые не являются членами объединения работодателей, но уполномочили объединение работодателей участвовать в коллективных переговорах от их имени; 3) работодатели, которые присоединились к соглашению после его заключения; 4) работодатели - государственные и муниципальные учреждения, иные организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, если соглашение заключено от их имени органом государственной власти или органом местного самоуправления (об этом см. ст. 34 ТК РФ и комментарий к ней).

Правила присоединения работодателей к соглашению законом не установлены и определяются на практике в самих соглашениях либо решениями комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

4. Часть 5 ст. 48 определяет круг работников, в отношении которых действует соглашение. Ими являются работники, которые состоят в трудовых отношениях с работодателями, подпадающими под действие соглашения.

5. Поскольку соглашения заключаются на пяти уровнях социального партнерства, работодатели зачастую одновременно несут обязанности не по одному, а по нескольким соглашениям одновременно. При этом нормы соглашений могут вступать в противоречие друг с другом. В таких случаях применению подлежат условия наиболее благоприятные для работников (условия, устанавливающие более высокий размер заработной платы, большую продолжительность оплачиваемого отпуска и т.п.).

6. Части 7, 8, 9 ст. 48 устанавливают особую процедуру - распространение действия соглашения на новых субъектов. Такая возможность предусмотрена Рекомендацией МОТ N 91 "О коллективных договорах". В ней определено, что "в случае необходимости и с учетом действующей системы коллективных переговоров должны приниматься меры, определяемые законодательством каждой страны и отвечающие существующим в ней условиям, для распространения всех или некоторых положений коллективного договора на всех работодателей и трудящихся, входящих по производственному и территориальному признаку в сферу действия договора".

а) коллективный договор уже охватывал достаточно представительное, по мнению компетентного органа власти, число соответствующих предпринимателей и трудящихся;

б) требование о распространении действия коллективного договора как общее правило исходило от одной или нескольких участвующих в договоре организаций трудящихся или предпринимателей;

в) предпринимателям и трудящимся, на которых предстоит распространение коллективного договора, была предоставлена возможность высказать предварительно свои замечания.

Процедура распространения действия соглашения, предусмотренная ТК, отличается от предлагаемой со стороны МОТ. Во-первых, может быть распространено действие только отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне и регионального соглашения о минимальной заработной плате. Во-вторых, юридически значимым признается предложение о распространении действия соглашения, выдвинутое исключительно органами государственной власти.

Предложение о распространении действия отраслевого соглашения, заключенного на федеральном уровне, должно исходить от руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда - Министерства здравоохранения и социального развития РФ (Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321). Соответствующее предложение выдвигается по инициативе сторон соглашения и должно быть официально опубликовано. Данное предложение выдвигается не раньше опубликования самого соглашения и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования. Оно адресуется работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения.

Работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения вправе представить в указанный федеральный орган исполнительной власти письменный мотивированный отказ присоединиться к соглашению. В том случае, когда такой отказ не представлен, соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования предложения. Решение относительно присоединения к соглашению принимается работодателем после консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, которая объединяет работников данного работодателя. Протокол соответствующих консультаций должен быть приложен к отказу от присоединения к соглашению.

Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе инициировать проведение консультаций с работодателем, отказавшимся присоединиться к отраслевому соглашению, заключенному на федеральном уровне. Участниками таких консультаций являются представители работодателя, представители первичной профсоюзной организации и сторон соглашения. Результатом этих консультаций является принятие работодателем окончательного решения о присоединении или отказе от присоединения к соглашению.

7. Соглашения должны быть опубликованы. По общему правилу порядок опубликования соглашений определяется их сторонами. Исключение составляют отраслевые соглашения, заключенные на федеральном уровне. Порядок их опубликования, а также опубликования предложения о присоединении к соглашению определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Пока соответствующий порядок не определен, предложение о присоединении к соглашению должно быть официально опубликовано в "Российской газете" или в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" (Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").

  • Вверх

1. Соглашение является актом срочного действия, оно по усмотрению сторон может заключаться на любой срок, не превышающий трех лет.

2. Дата вступления соглашения в силу определяется сторонами и не зависит от каких бы то ни было обстоятельств (например, от проведения уведомительной регистрации), за исключением волеизъявления сторон. Как правило, соглашение вступает в силу с момента его подписания.

3. Сторонам предоставлено право продлить действие соглашения один раз на срок не более трех лет. Такое решение должно быть принято по соглашению сторон.

4. Во-первых, действие соглашения по кругу лиц определяется в зависимости от нескольких критериев, например, от членства работодателей в объединении, которое заключило соответствующее соглашение.

Члены объединения работодателей выполняют заключенное соглашение в силу своего членства в объединении. Для того чтобы предотвратить возможность злоупотребления правами члена соответствующего объединения работодателей и ориентировать работодателей на ответственное отношение к взаимодействию с профессиональными союзами (их объединениями), Кодекс устанавливает, что прекращение членства в объединении работодателей в период действия соглашения не освобождает работодателя от выполнения его условий. Равно и работодатель, вступивший в объединение после того, как было заключено соглашение, обязан соблюдать его положения.

Во-вторых, работодатели могут уполномочить объединение, членами которого они не являются, заключить соглашение от их имени. Однако порядка и условий такой передачи полномочий законодатель не предусматривает. Очевидно, они должны устанавливаться по соглашению между работодателем и соответствующим объединением.

В-третьих, соглашение обязательно для работодателей, которые добровольно к нему присоединились.

В-четвертых, соглашение должно выполняться работодателями, на которых оно было распространено в порядке, установленном ч. ч. 7 - 9 ст. 48.

5. Комментируемая статья предусматривает распространение соглашения на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления лишь в пределах принятых ими на себя обязательств. Эта норма совершенно верно отражает правовое положение третьей стороны соглашений: участвующие в заключении соглашений органы исполнительной власти или органы местного самоуправления (если они не являются работодателями) выполняют особую роль, которая заключается в оказании социальным партнерам содействия, организационной помощи, учета при определении содержания соглашения интересов государства и общества в целом. Соответственно, они не могут и не должны нести обязательства по выполнению соглашения (кстати, и стороной коллективного трудового спора они не признаются - см. коммент. к ст. 398).

6. Статья 48 предусматривает и правила определения действия соглашений, заключенных от имени работодателей - государственных и муниципальных учреждений, иных организаций, финансируемых из бюджета. Такие соглашения распространяют свое действие на работодателей, уполномочивших соответствующие органы государственной власти или органы местного самоуправления вести коллективные переговоры и заключать соглашения от их имени, а также на учреждения, им подведомственные, если в законе или ином нормативном правовом акте установлено правило о представительстве этих учреждений в системе социального партнерства.

7. Новый подход применяется для определения действия соглашения в отношении работников. С учетом теоретических представлений и складывающейся практики законодатель совершенно правильно установил, что соглашение охватывает всех работников, которые работают у работодателей, связанных обязательствами по заключенному соглашению.

8. Часть 6 комментируемой статьи содержит коллизионную норму на тот случай, когда на работников распространяется сразу несколько соглашений, например отраслевое соглашение, заключенное на федеральном уровне, и территориальное соглашение. В такой ситуации для применения необходимо избрать положения, наиболее благоприятные для работников. Установленная коллизионная норма основана на общем принципе построения системы источников трудового права - принципе неухудшения положения работника.

9. После заключения соглашения (как правило, отраслевого (межотраслевого)) к нему могут присоединиться любые работодатели. Такое присоединение оформляется соглашением сторон - работодателей и профсоюзов, желающих распространить действие соглашения на соответствующие организации. Присоединение к соглашению - добровольная процедура.

10. При заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. К сожалению, в полномочиях Минтруда России соответствующее право не указано.

Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности. Немаловажная роль отводится социальным партнерам, которые заключили соответствующее соглашение. Именно они выступают с предложением о присоединении к заключенному соглашению.

До публикации предложения о присоединении должно быть опубликовано само соглашение, т.е. работодатели должны иметь возможность ознакомиться с содержанием данного правового акта.

Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.

Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей — государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.

Комментарий к Ст. 48 ТК РФ

1. По общему правилу соглашение вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом соглашении.

2. Срок действия соглашения, определяемый сторонами, не может превышать трех лет, с возможностью продления еще один раз на тот же срок.

3. Определяя сферу действия соглашения по кругу лиц, ТК указывает о действии соглашения в отношении:

а) работников и работодателей, уполномочивших объединение работодателей провести коллективные переговоры и заключить соглашение;

б) присоединившихся к соглашению на определенных ТК условиях иных работодателей и их работников.

4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны выполнять соглашение только в пределах взятых на себя обязательств.

5. В отношении работников и работодателей — организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (федерального, субъектов РФ, муниципального), действуют также соглашения, заключаемые от имени указанных лиц соответствующими органами государственной власти или местного самоуправления (см. комментарий к ст. 34 ТК РФ).

6. При распространении на работников одновременно нескольких соглашений действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений.

7. Работодателям, не участвовавшим в заключении на федеральном уровне отраслевого соглашения, может быть предложено присоединиться к этому соглашению на условиях и в порядке, которые установлены ст. 48 ТК РФ.

См. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2007 г. N 260 «Об утверждении Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению» (РГ. 2007. 20 июня).

Второй комментарий к Статье 48 Трудового кодекса

1. Комментируемая статья подверглась не только редакционным, но и существенным изменениям.

Основные из них состоят в следующем.

1. Возможность продления срока действия соглашения ограничена. Это можно сделать только один раз на срок не более 3 лет (см. ч. 2 ст. 48).

2. Более последовательно, чем ранее, выстроены положения об основаниях распространения соглашений на работодателей (см. ч. 3 той же статьи).

3. Специальная норма предусмотрена для действия соглашений в отношении работодателей — федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов РФ, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. То есть в связи с их особым статусом и специальными (бюджетными) источниками финансирования предусмотрена особенность действия соглашений применительно к ним (см. ч. 4 той же статьи).

4. Предусмотрено действие соглашений в отношении работников (чего раньше не было: подразумевалось, что, если соглашение действует в отношении работодателя, оно действует и в отношении его работников).

5. В порядок присоединения к федеральному отраслевому соглашению работодателя, не участвовавшего в его заключении, включено положение о том, что действиям соответствующего федерального органа исполнительной власти предшествует предложение (т.е. инициатива) сторон этого соглашения (см. ч. 7 той же статьи).

К письменному отказу работодателя присоединиться к федеральному отраслевому соглашению должен быть приложен протокол его консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (см. ч. 8 той же статьи).

6. Отказ работодателя окончательно не закрывает путь к возможности распространения на него и его работников действия федерального отраслевого соглашения.

В случае отказа работодателя присоединиться к федеральному отраслевому соглашению соответствующий федеральный орган исполнительной власти имеет право организовать консультации представителей этого работодателя и выборного органа первичной профсоюзной организации с представителями сторон соглашения. По приглашению этого федерального исполнительного органа все названные представители обязаны участвовать в консультациях (см. ч. 9 той же статьи).

7. Определен орган, полномочный устанавливать порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения в присоединении к нему (см. ч. 10 той же статьи).

2. Статья 48 ТК РФ определяет:

срок действия соглашения;

сферу его действия;

порядок присоединения к соглашению.

3. В соответствии с Кодексом срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Допускается продление этого срока один раз, но не более чем на 3 года.

4. Дата вступления в силу соглашения определяется датой его подписания сторонами (точнее — представителями сторон) либо указывается в самом соглашении.

Соглашение распространяется:

на работников и работодателей, которые уполномочили своих соответствующих представителей на: а) ведение коллективных переговоров, б) разработку и в) заключение соглашения от их имени;

органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств;

работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Распространение соглашения на работодателей обусловлено их членством в объединении работодателей, заключившем соглашение.

Если соглашение заключено в период членства работодателя в объединении, то выход из него не освобождает такого работодателя от выполнения соглашения.

Вступление работодателя в объединение в период действия соглашения налагает на него обязанность выполнять это соглашение.

6. В связи с проведением административной реформы, внесением изменений в принципы организации органов власти изменено наименование федерального органа исполнительной власти, указанного в ч. 7 — 10 комментируемой статьи. Соответственно, федеральное отраслевое соглашение может быть распространено на работодателей, не участвовавших в его заключении, при условии их присоединения к этому соглашению с соблюдением определенной Кодексом процедуры. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, вправе предложить таким работодателям присоединиться к соглашению, официально опубликовав соответствующее предложение.

Письма о присоединении к тому или иному отраслевому тарифному соглашению федерального уровня публикуются в Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации (БТиСЗ). (См., например, письма о присоединении к федеральным отраслевым соглашениям от 17 января 2005 г. N 13-МЗ; от 13 мая 2005 г. N 116-МЗ и др. // БТиСЗ. 2005. N 1. С. 177, N 4. С. 102, 103.)

7. Статья 48 ТК РФ предусматривает, что порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования соглашений о присоединении к ним устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

8. В связи с тем что Кодекс определяет порядок присоединения только к федеральным отраслевым соглашениям, законами субъектов РФ необходимо определить порядок присоединения к региональным отраслевым соглашениям, а нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления — порядок присоединения к территориальным отраслевым соглашениям. Потребность в этом вытекает из того, что отраслевые соглашения заключаются не только на федеральном уровне, но и на региональном и территориальном уровнях.

Необходимо решить и вопрос о порядке присоединения к международным соглашениям, видимо, по аналогии с порядком, предусмотренным для федеральных отраслевых соглашений.

9. На работников, как правило, распространяется несколько соглашений — генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное. Они предусматривают различный уровень прав и гарантий работников. В таких случаях соглашения наиболее благоприятны для работников.

При рассмотрении индивидуальных трудовых споров в связи с различиями в положениях соглашений, распространяющихся на работников (в том числе и коллективного договора как акта — соглашения), судебная практика следует норме, содержащейся в комментируемой статье. Если на работника в установленном порядке распространяется действие нескольких соглашений, судьи выносят решение о применении наиболее благоприятных для него условий (см., например, БВС РФ. 2003. N 7. С. 5; 2004. N 1. С. 3).

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...