Из чего состоит трудовое законодательство. Трудовое право
ТРУД И ТРУДОВОЕ ПРАВО. ИХ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА ЧТО НАПРАВЛЕНО
ТРУДОВОЕ ПРАВО
Проводимая в настоящее время
коренная реформа жизни нашего
общества вызывает необходимость
осмысления организации труда
и его эффективности, формирования
трудовых ресурсов и занятости,
доходов и стимулирования
труда. Конечная цель реформы
- повышение уровня жизни
населения страны, под которым
понимается удовлетворение
материальных, духовных и
социальных потребностей.
Основным показателем уровня
жизни населения в целом
или отдельных его слоев
выступают доходы и степень
занятости населения.
Трудовые отношения возникают
между сторонами при заключении
трудового договора. Помимо
всего прочего на трудовые
правоотношения влияют непосредственно
связанные с ними общественные
отношения, обусловленные
применением труда, предусмотренного
трудовым договором, а также
имевшего место в прошлом
либо предполагаемого в дальнейшем.
Нормы трудового права регулируют
не технологические процессы,
а социальные связи сторон
трудовых правоотношений,
т.е. общественные формы
труда. С этой точки зрения
труд, например, ученого,
изобретателя, писателя и
другие индивидуальные формы
труда не подлежат регуляции
нормами трудового права,
так как совершаются вне
общественных отношений.
Трудовое право регулирует
общественные отношения,
которые возникают в связи
с применением и реализацией
способности к труду.
К общественным отношениям
в процессе труда и связанным
с ними отношениям относятся:
отношения между работником
и работодателем;
организационно-управленческие
отношения профсоюзного органа,
представляющего интересы
трудового коллектива, и
администрации предприятия
по поводу улучшения условий
труда, быта и отдыха работников;
отношения по перераспределению
рабочей силы;
отношения по поводу занятости
и трудоустройства;
отношения, связанные с
возмещением материального
ущерба;
процессуальные отношения,
возникающие при разрешении
трудовых споров.
Трудовые отношения характеризуются
следующими особенностями:
вовлечение граждан в общественное
производство идет не с помощью
директивного предписания,
а на основе свободной заинтересованности,
т.е. путем предоставления
участникам трудовых отношений
договорной свободы (ст.
37 Конституции РФ);
трудовым отношениям, как
и гражданско-правовым, присуще
юридическое равенство сторон
(государственные гарантии
защиты интересов работников
перед работодателем);
трудовое право характеризуется
сочетанием централизованного
и локального регулирования.
В локальных актах, принимаемых
по соглашению сторон, определяются
распорядок рабочего дня,
устанавливается время отдыха
(перерыва), согласуются
графики отпусков и другие
вопросы, детально регламентирующие
условия труда работников.
Нормы локальных актов не
должны противоречить федеральному
законодательству;
специфика методов трудового
права проявляется в характере
санкций, применяемых как
средство исполнения обязанностей
сторон трудовых отношений
и осуществляемых преимущественно
во внесудебном порядке,
за исключением вопросов,
связанных с восстановлением
на работе работников. Меры
ответственности по трудовому
праву имеют преимущественно
дисциплинарный характер.
К ним относятся замечание,
выговор, лишение премиальной
оплаты и другие неблагоприятные
последствия вплоть до увольнения
или освобождения от должности.
Основой трудовых отношений
является
сочетание централизованного
(федерального), регионального
и локального регулирования.
Федеральные органы Российской Федерации по труду
устами пли шил* гарантии
трудовых прав работников
и работодателей, основы
правового регулирования
отношений, входящих н предмет
трудового права, наиболее
важные направления государственной
политики в сфере трудовых
отношений.
Трудовые отношения могут
быть установлены как путем
нормативно-правового регулирования
(централизованного, регионального,
локального), так и договорного.
При этом договорный способ
регулирования отношений
представляет собой заключение
индивидуального трудового
договора с работником либо
коллективного трудового
договора между представителями
работников и работодателей.
В регулировании трудовых
отношений работники участвуют
через своих представителей
(уполномоченный орган или
профессиональные союзы).
Это участие заключается
в подписании коллективных
договоров и соглашений.
В случаях, предусмотренных
действующим законодательством,
коллективным договором и
соглашениями, работодатель
при принятии локальных нормативных
актов (на предприятии) учитывает
мнение представительного
органа работников.
Для современных трудовых
отношений весьма характерным
является то, что нормы,
устанавливающие гарантии
трудовых прав работников,
являются обязательными.
Все остальные нормы трудового
права относятся к числу
вариативных, предусматривающих
определенные возможности
развития правоотношений.
ГОСУДАРСТВО НА ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ
ПРАВ
Специфические способы защиты
нарушенного права подразумевают
наличие особых органов,
рассматривающих трудовые
споры. При этом для индивидуальных
трудовых споров предусмотрена
такая процедура их рассмотрения,
как обращение в комиссию
по рассмотрению трудовых
споров (КТС). Поскольку
право на труд является конституционным,
то для его защиты предусматривается
также судебный порядок рассмотрения
спора. Отдельные категории
споров рассматриваются органами
федеральной инспекции труда.
К особым органам, рассматривающим
коллективные трудовые споры,
относятся: примирительная
комиссия, посредник и (или)
трудовой арбитраж. Крайней
мерой разрешения коллективного
спора может быть забастовка.
Законодательством предусматриваются
особые пределы ответственности
работника. При этом дисциплинарная
ответственность возможна
лишь в виде применения следующих
видов взысканий: замечания,
выговора и увольнения. Применение
иных мер взысканий допускается
только в отношении специальных
работников, указанных в
специальном законодательстве
и в пределах, установленных
в нем.
Российское трудовое законодательство
:
устанавливает государственные
гарантии трудовых прав и
свобод граждан;
обеспечивает создание
благоприятных условий труда;
защищает права и интересы
работников и работодателей.
Основными задачами государства
в области трудового права
являются создание необходимых
правовых условий для достижения
оптимального согласования
интересов сторон трудовых
отношений, государства и
общества в целом, а также
правовое регулирование трудовых
и иных непосредственно связанных
с ними отношений:
по организации труда и
управлению трудом;
трудоустройству у данного
работодателя;
профессиональной подготовке,
переподготовке и повышению
квалификации работников
у этого работодателя;
социальному партнерству,
ведению коллективных переговоров,
заключению коллективных
договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных
союзов в установлении условий
труда и применении трудового
законодательства;
материальной ответственности
работодателей и работников
в сфере труда;
надзору и контролю (в
том числе и профсоюзному
контролю) за соблюдением
трудового законодательства
(включая законодательство
по охране труда);
разрешению трудовых споров.
Инструментами, защищающими
трудовые права граждан,
выступают принципы трудового
права, т.е. установленные
с помощью законодательства
положения, основывающиеся
на общепризнанных нормах
международного права и Конституции
РФ, предусматривающие правила
регулирования трудовых и
иных непосредственно связанных
с ними отношений. К ним,
в частности, относятся:
- свобода труда, включая
право на труд, который каждый
свободно выбирает или на
который свободно соглашается,
право распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать
профессию и род деятельности;
- запрещение принудительного
труда и дискриминации в
сфере труда;
- защита от безработицы
и содействие в трудоустройстве;
- обеспечение права каждого
работника на справедливые
условия труда, в том числе
отвечающие требованиям безопасности
и гигиены, права на отдых,
включая ограничение рабочего
времени, предоставление
ежедневного отдыха, выходных
и нерабочих праздничных
дней, оплачиваемого ежегодного
отпуска;
- равенство прав и возможностей
работников;
- обеспечение права каждого
работника на своевременную
и в полном размере выплату
справедливой заработной
платы, обеспечивающей достойное
человека существование для
него самого и его семьи,
и не ниже установленного
федеральным законом минимального
размера оплаты труда;
- обеспечение равенства
возможностей работников
без всякой Дискриминации
на продвижение по работе
с учетом производительности
труда, квалификации и стажа
работы по специальности,
а также на профессиональную
подготовку, переподготовку
и повышение квалификации;
- обеспечение права работников
и работодателей на объединение
для защиты своих прав и
интересов, включая право
работников создавать профессиональные
союзы и вступать в них;
- обеспечение права работников
на участие в управлении
организацией в предусмотренных
законом формах;
- сочетание государственного
и договорного регулирования
трудовых отношений и иных
непосредственно связанных
с ними отношений;
- социальное партнерство,
включающее право на участие
работников, работодателей,
их объединений в договорном
регулировании трудовых отношений
и иных непосредственно связанных
с ними отношений; обязательное
возмещение вреда, причиненного
работнику в связи с исполнением
им трудовых обязанностей;
- установление государственных
гарантий по обеспечению
прав работников и работодателей,
осуществление государственного
надзора и контроля за их
соблюдением; обеспечение
права каждого на защиту
государством его трудовых
прав и свобод, в том числе
в судебном порядке;
- обеспечение права на разрешение
индивидуальных и коллективных
трудовых споров, а также
права на забастовку в порядке,
установленном Трудовым кодексом
и иными федеральными законами;
- обязанность сторон трудового
договора соблюдать условия
заключенного договора, включая
право работодателя требовать
от работников исполнения
ими трудовых обязанностей,
бережного отношения к имуществу
работодателя и право работников
требовать от работодателя
соблюдения его обязанностей
по отношению к ним, трудового
законодательства и иных
актов, содержащих нормы
трудового права;
- обеспечение права представителей
профессиональных союзов
осуществлять профсоюзный
контроль за соблюдением
трудового законодательства
и иных актов, содержащих
нормы трудового права; -
обеспечение права работников
на защиту своего достоинства
в период трудовой деятельности;
- обеспечение права на обязательное
социальное страхование работников.
Каждый имеет равные возможности
для реализации своих трудовых
прав. Никто не может быть
ограничен в трудовых правах
и свободах или получать
какие-либо преимущества
независимо от пола, расы,
цвета кожи, национальности,
языка, происхождения, имущественного,
социального и должностного
положения, возраста, места
жительства, отношения к
религии, политических убеждений,
принадлежности или непринадлежности
к общественным объединениям,
а также от других обстоятельств,
не связанных с деловыми
качествами работника.
Не являются дискриминацией
различия, исключения, предпочтения,
а также ограничения прав
работников, которые определяются
свойственными данному виду
труда требованиями, установленными
федеральным законом, либо
обусловлены особой заботой
государства о лицах, нуждающихся
в повышенной социальной
и правовой защите. Лица,
считающие, что они подверглись
дискриминации в сфере труда,
вправе обратиться в органы
федеральной инспекции труда
и (или) в суд с заявлением
о восстановлении нарушенных
прав, возмещении материального
вреда и компенсации морального
вреда.
Одним из основополагающих
принципов трудового законодательства
является провозглашенное
Конституцией РФ право каждого
на свободный труд. Принудительный
труд, т.е. выполнение работы
под угрозой применения какого-либо
наказания (насильственного
воздействия), в том числе:
в целях поддержания трудовой
дисциплины; в качестве меры
ответственности за участие
в забастовке; в качестве
средства мобилизации и использования
рабочей силы для нужд экономического
развития; в качестве меры
наказания за наличие или
выражение политических взглядов
или идеологических убеждений,
противоположных установленной
политической, социальной
или экономической системе;
в качестве меры дискриминации
по признакам расовой, социальной,
национальной или религиозной
принадлежности, - запрещен
(ст. 4 ТК РФ).
К принудительному труду
относятся:
- нарушение установленных
сроков выплаты заработной
платы или выплата ее не
в полном размере;
- требование работодателем
исполнения трудовых обязанностей
от работника, если работник
не обеспечен средствами
коллективной или индивидуальной
защиты либо работа угрожает
его жизни или здоровью.
В то же время Трудовой кодекс
определяет условия, при
которых работа не может
рассматриваться как принудительный
труд:
- работа, выполнение которой
обусловлено законодательством
о воинской обязанности и
военной службе или заменяющей
ее альтернативной гражданской
службе;
- работа, выполняемая в
условиях чрезвычайных обстоятельств,
т.е. в случаях объявления
чрезвычайного или военного
положения, бедствия или
угрозы бедствия (пожары,
наводнения, голод, землетрясения,
сильные эпидемии или эпизоотии),
а также в иных случаях,
ставящих под угрозу жизнь
или нормальные жизненные
условия всего населения
или его части;
- работа, выполняемая вследствие
вступившего в законную силу
приговора суда под надзором
государственных органов,
ответственных за соблюдение
законодательства при исполнении
судебных приговоров.
Трудовым кодексом предусматривается
защита персональных данных
работника - информации,
необходимой работодателю
в связи с возникновением
трудовых отношений и касающейся
конкретного работника. Обработка
персональных данных работника
может осуществляться исключительно
для обеспечения соблюдения
законов и иных нормативных
правовых актов, содействия
работникам в трудоустройстве,
обучении и продвижении по
службе, обеспечения личной
безопасности работников,
контроля количества и качества
выполняемой работы и обеспечения
сохранности имущества (ст.
86 ТК РФ).
Все персональные данные
работника следует получать
у него самого. Если их можно
получить только у третьей
стороны, то работник должен
быть уведомлен об этом заранее
и от него должно быть получено
письменное согласие. Работодатель
должен сообщить работнику
о целях, предполагаемых
источниках и способах получения
персональных данных, а также
о характере этих данных
и последствиях отказа работника
дать письменное согласие
на их получение.
Работодатель не имеет права
получать и обрабатывать
персональные данные работника
о его политических, религиозных
и иных убеждениях и частной
жизни без письменного согласия
работника, а также членстве
в общественных объединениях
или его профсоюзной деятельности,
за исключением случаев,
предусмотренных федеральным
законом.
Кроме того, работодатель
не должен запрашивать информацию
о состоянии здоровья работника,
за исключением тех сведений,
которые относятся к вопросу
о возможности выполнения
работником трудовой функции
(ст. 87 ТК РФ).
Трудовой кодекс устанавливает
право работников на забастовку
как способ разрешения коллективного
трудового спора (ст. 409-412
ТК РФ).
ЧЕМ РЕГУЛИРУЮТСЯ ТРУДОВЫЕ
ОТНОШЕНИЯ
Регулирование трудовых и
иных связанных с ними отношений
осуществляется трудовым
законодательством (включая
законодательство об охране
труда) и другими нормативными
правовыми актами, которые
содержат нормы трудового
права и, в свою очередь,
подразделяются на федеральные
и локальные.
К федеральным нормативным
актам трудового права
ОТНОСЯТСЯ:
Конституция Российской
Федерации, которая является
юридической базой трудового
законодательства;
Трудовой кодекс Российской
Федерации;
федеральные законы, содержащие
нормы трудового права;
указы Президента Российской
Федерации, постановления
Правительства Российской
Федерации, нормативные акты
министерств, ведомств и
комитетов Российской Федерации,
регулирующие трудовые отношения;
постановления Пленума
Верховного Суда Российской
Федерации по спорным вопросам
трудовых отношений.
Следует отметить, что акты
Пленума Верховного Суда
Российской Федерации сами
по себе являются источниками
права. Они не могут вводить
новые нормы или изменятъ
старые. Но в результате
обобщения судебной практики
Верховный Суд Российской
Федерации может прийти к
выводу о необходимости внесения
изменений в действующее
законодательство.
К локальным нормативным
актам трудового права относятся:
- нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации;
- правотворчество органов
местного самоуправления;
- правила внутреннего трудового
распорядка, установленные
на предприятии;
- коллективные договоры
и соглашения;
- трудовые договоры;
- приказы и распоряжения
руководителей предприятий
и учреждений.
Особое место среди источников
трудового права занимают
акты Международной организации
труда (МОТ), Российская
Федерация признала действие
пятидесяти двух конвенций
МОТ, обладающих высшей юридической
силой на территории России.
В случае противоречий между
Трудовым кодексом и иными
федеральными законами, содержащими
нормы трудового права, применяется
Трудовой кодекс. Если вновь
принятый федеральный закон
противоречит Трудовому кодексу,
то этот федеральный закон
применяется при условии
внесения соответствующих
изменений и дополнений в
Трудовой кодекс.
К ведению федеральных органов
государственной власти в
сфере трудовых отношений
и иных непосредственно связанных
с ними отношений относится
принятие обязательных для
применения на всей территории
Российской Федерации федеральных
законов и иных нормативных
правовых актов, устанавливающих:
- основные направления государственной
политики в сфере трудовых
отношений и других связанных
с ними отношений;
- основы правового регулирования
трудовых отношений и иных
связанных с ними отношений;
- обеспечиваемый государством
уровень трудовых прав, свобод
и гарантий работникам (включая
дополнительные гарантии
отдельным категориям работников);
Действие российского трудового
законодательства не распространяется
на следующих лиц (если согласно
Трудовому кодексу они одновременно
не выступают в качестве
работодателей или их представителей):
военнослужащих при исполнении
ими обязанностей военной
службы;
членов советов директоров
(наблюдательных советов)
организаций (за исключением
лиц, заключивших с данной
организацией трудовой договор);
лиц, работающих по договорам
гражданско-правового характера;
других лиц, если это установлено
федеральным законом.
Закон или иной нормативный
правовой акт, содержащий
нормы трудового права, вступает
в силу со дня, указанного
в этом законе или нормативном
правовом акте, определяющем
порядок введения в действие
акта
К общим принципам трудового
права относятся:
свободное распоряжение
гражданами своими способностями
к труду;
равное вознаграждение
за равный труд без какой
бы то ни было дискриминации;
недопустимость ухудшения
положения работников ниже
уровня, предусмотренного
действующим законодательством
о труде.
Трудовое право: понятие, предмет, метод и функции
Согласно общей теории права самостоятельность отрасли права определяется наличием особых предмета, метода и принципов правового регулирования.
Трудовое право - это отрасль права, регулирующая отношения между людьми в сфере труда. Оно является одной из важнейших и ведущих отраслей права, которая образовалась из гражданского права.
Предмет трудового права определен в ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ). Это общественные отношения:
1) работника с работодателем (юридическим или физическим лицом), основанные на трудовом договоре;
2)по организации труда и yпpaвлению трудом;
2) обеспечению занятости и трудоустройству у данного работодателя;
3) профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;
4) Социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
5) участию работников и профессиональных союзов в обеспечении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;
6) материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
7) надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
8) разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров;
10) обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.
В науке трудового права и ст. 15 ТК РФ трудовые отношения определяются как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Основные признаки трудовых отношений:
Они возникают между двумя сторонами: работником и работодателем;
Основанием трудовых отношений чаще всего выступает трудовой договор. В ряде случаев они возникают и в других формах (допуска, судебного решения, назначения и т.п.);
Работник в трудовом отношении выполняет определенную трудовую функцию личным трудом по определенной специальности, должности, квалификации;
Работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обеспечивает надлежащие условия труда. Трудовое право регулирует процесс труда в рамках любых организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности. Соблюдение его норм работодателем гарантирует пенсионное страхование, страхование на случай болезни.
В предмет трудового права включаются отношения, непо средственно связанные с трудовыми. Они могут им предшествовать (отношения по обеспечению занятости); сопутствовать (отношения по организации труда и управлению трудом, социальному партнерству, профессиональной подготовке работников у данного работодателя), а также следовать за трудовыми (отношения потрудовым спорам об увольнении). В науке трудового права выделяют такие разновидности отношений в сфере труда, как организационно-управленческие (они всегда сопутствуют трудовым отношениям) и охранительные (направлены на обеспечение соблюдения трудового законодательства). Индивидуальная трудовая деятельность не порождает трудовых отношений, поскольку в данном случае отсутствует вторая сторона (первый признак трудовых отношений). Кроме того, не регулируются нормами трудового права экономиче ская и техническая стороны труда, за некоторым исключением (например, нормами трудового законодательства урегулированы нормы расходования сырья и т.п.).
Метод трудового права призван отражать порядок возникновения трудовых отношений, их изменения и прекращения, общее правовое положение участников, способы регулирования трудовых отношений, способы защиты трудовых прав и т.д. В соответствии с этими требованиями можно выделить следующие признаки метода трудового права:
Равенство сторон при договорном характере возникновения трудовых отношений;
Подчинение работников в процессе труда работодателю;
Участие работников в управлении организацией (ст. 52, 53ТКРФ);
Централизованное и локальное регулирование отношений в сфере труда: централизованное регулирование осуществляется при помощи нормативных актов, локальное - при помощи нормативных актов организации (ст. 8 ТК РФ);
Сочетание нормативного (ст. 5, 8 ТК РФ) и договорного (ст. 9 ТК РФ) регулирования отношений в сфере труда;
Специфические способы защиты трудовых прав и обеспечения обязанностей.
Из указанных признаков вытекают и правовые способы регулирования труда. Одним из способов регулирования является сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования. В современных условиях наблюдается усиление договорного (коллективно-договорного, индивидуально-договорного) и локального (местного) способов. Централизованное нормативное регулирование призвано устанавливать минимальный уровень гарантий трудовых прав (продолжительность рабочего времени, минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), ставку первого разряда единой тарифной сетки оплаты труда работников бюджетной сферы). Вместе с тем эти два способа регулирования неразрывны между собой! Так, минимальный уровень гарантий трудовых прав работников не может быть снижен путем договорного регулирования. Дисциплина труда, охрана труда- правовые институты, в которых предпочтение отдается централизованному регулированию.
Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными. Благодаря этому гарантируется минимум прав и обеспечивается выполнение обязанностей участников трудовых правоотношений.
В условиях перехода к рыночной экономике возросло значение договорного регулирования отношений в сфере труда, однако государство все же не может абсолютно не вмешиваться в данный процесс. Подобное вмешательство происходит путем установления пределов регулирования. Статья 9 ТК РФ «Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в договорном порядке» закрепляет, что это регулирование осуществляется путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Последние при этом не должны содержать условий, ограничивающих права и снижающих уровень гарантий работников, установленный федеральным законодательством (принцип недопустимости ухудшения положения работников по сравнению с нормативным актом большей юридической силы).
Следующим правовым способом регулирования труда выступает равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка дан ной организации. В трудовом праве положение субъектов трудового правоотношения носит двоякий характер. В частности, оно сочетает равенство сторон в момент заключения трудового договора с признаком властности - подчинения в процессе осуществления трудовой деятельности.
Еще одним способом регулирования труда является учас тие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, а именно их участие в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав. В соответствии со ст. 371 ТК РФ работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных трудовым законодательством. В частности, работодатель имеет право с учетом мнения профсоюза вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев. Работодатель согласует свое мнение с мнением профсоюза при привлечении к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ); к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ); при установлении различных стимулирующих выплат (ст. 144 ТК РФ). Правила внутреннего трудового распорядка также утверждаются с учетом мнения профсоюза (ст. 190 ТК РФ). Если работодатель не соблюдает данного требования, то акты, принятые им, являются недействительными.
Специфичный способ защиты трудовых прав также может рассматриваться в качестве способа правового регулирования отношений. В ТК РФ в качестве органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, обозначены комиссии по трудовым спорам (ст. 382 ТК РФ), в качестве паритетного органа выступает примирительная комиссия, а в качестве третейского органа - трудовой арбитраж или посредник (ст. 401 ТК РФ). В случае, когда примирительные процедуры не дали результата, работники могут использовать свое право на забастовку.
Статья 352 ТК РФ указывает следующие способы защиты трудовых прав работников:
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами;
Самозащита работниками трудовых прав, судебная защита.
Статья 1 ТК РФ определяет основные цели и задачи трудового права, закрепляет его самостоятельность как отрасли права. Трудовое право выполняет три основные функции: защитную, производственную и социального партнерства. Защитная фун кция проявляется в защите интересов работников, производ ственная - в защите интересов работодателя. Функция социальн ого партнерства выражается в согласовании интересов работников и работодателей при содействии государства. В целом, каждая функция представляет собой направление правового регулирования в сфере труда, воздействует на участников отношений в сфере труда и закрепляется в нормах права.
1.2. Система трудового права
Систему трудового права условно можно разделить на две части: общую и особенную.
Общая часть содержит нормы, распространяющиеся на все общественные отношения: посредством них определяются принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, разграничиваются полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Особенная часть структурируется по институтам как совокупности однородных групп правовых норм, а именно:
Трудоустройство (объединяет нормы, регулирующие отношения, связанные с поиском гражданами подходящей работы). Этот институт открывает особенную часть отрасли;
Трудовой договор (здесь сгруппированы нормы о понятии, видах трудового договора, порядке приема на работу, переводах, увольнениях). Институт трудового договора является центральным институтом отрасли;
Рабочее время, время отдыха;
Оплата труда, гарантийные, компенсационные выплаты;
Дисциплина труда;
Материальная ответственность сторон трудового договора;
Охрана труда.
Соответственно к институтам, регулирующим отношения, тесно связанные с трудовыми, можно отнести:
Институт профессиональной подготовки и повышения квалификации на производстве;
Институт рассмотрения трудовых споров;
Институт надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства.
В соответствии с таким разделением норм построен и ТК РФ, хотя есть и некоторые отступления. Так, нормы, регулирующие труд женщин и несовершеннолетних, выделены в отдельные главы (гл. 41,42 ТК РФ), однако сами по себе они не могут выступать самостоятельными институтами, так как для их применения необходимо учитывать ряд общих норм.
В юридической литературе существует мнение о том, что в особенной части трудового права в условиях рыночных отношений следует различать два основных блока норм:
1) нормы, в которых закрепляются государственные стандарты правового регулирования наемного труда;
2) договорные нормы (договорное трудовое право).
Система трудового права динамична, она изменяется и совершенствуется с развитием общества, трудовых отношений. Об этом свидетельствует формирование новых институтов: обеспечения занятости, социального партнерства.
Не следует отождествлять понятия системы отрасли трудового права, системы трудового законодательства и системы науки, в том числе учебного курса. Система трудового права представляет собой систематизированную совокупность юридических норм и институтов, а трудовое законодательство - это внешняя форма права, выступающая как единый комплекс нормативных правовых актов и служащая источником трудового права. Предметом и целью учебного курса является изучение норм трудового права, трудовых правоотношений, их развития. Предмет науки не ограничивается законодательством о труде, поскольку наука изучает не только российское, но и зарубежное трудовое право, международно-правовое регулирование труда. Наука вырабатывает систему взглядов, выводов и представлений по проблемам правового регулирования общественных отношений в сфере труда, которые учитываются впоследствии в нормотворчестве.
2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ТРУДОВОГО ПРАВА.
2.1. Понятие принципов трудового права
Принципы трудового права - это основополагающие руководящие начала, выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией наемного труда. Они закреплены в ст. 2 ТК РФ.
По сфере действия принципы подразделяют:
На общеправовые, которые положены в основу правовой системы в целом. К их числу относят принципы гуманизма, равноправия, социальной справедливости и др.;
Межотраслевые, являющиеся общими для нескольких отраслей права, в числе которых выделяют принципы свободы договора, охраны собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;
Отраслевые, выражающие общие свойства норм конкретной отрасли права и проявляющиеся в отдельных институтах и нормах;
Отдельных институтов отрасли.
Например, институт социального партнерства характеризуется наличием таких принципов, как равноправие сторон, уважение и учет интересов сторон, и иных принципов, закрепленных в положениях ст. 24 ТК РФ.
Принципы правового регулирования труда регламентируются международно-правовыми нормами, в частности Всеобщей декларацией прав и свобод человека и гражданина (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III ) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.).
2.2. Общая характеристика принципов трудового права
Статья 2 ТК РФ устанавливает 19 принципов трудового права:
1) свобода труда, включая право на труд;
2) запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда:
3) защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
4) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
5) равенство прав и возможностей работников;
6) обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование для самого трудящегося и его семьи, и не ниже минимального размера оплаты труда;
7) обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
8) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;
9) обеспечение права работников на участие в управлении организацией;
10) социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
11) обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
12) обеспечение права на обязательное социальное страхование работников;
13) сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений;
14) обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;
15) установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;
16) обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;
17) обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
18) обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
19) обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Каждый принцип реализуется через иные нормы ТК РФ, поэтому нарушение норм ведет к нарушению принципов. Вместе с тем принципы предопределяют содержание будущих норм права, регулирующих трудовые отношения.
3. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА
3.1. Источники трудового права: понятие и виды
В собственно юридическом смысле под источниками права принято понимать формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм. С помощью источников объективное право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеизвестность, общеобязательность и т.д.
ТК РФ говорит о двух способах регулирования отношений в сфере труда: нормативном (ст. 5, 8 ТК РФ) и договорном (ст. 2 ТК РФ). Нормативное регулирование осуществляется с помощью норм права, в частности законов и иных нормативных правовых актов (Конституции РФ, федеральных законов, постановлений Правительства РФ, актов органов государственной власти, местного самоуправления и т.д.). Договорное регулирование осуществляется посредством коллективных договоров между работниками и работодателе, а также при помощи трудовых договоров, заключаемых с отдельным работником.
Составной частью системы источников трудового права нашего государства являются также локальные нормативные акты , содержащие нормы трудового права. Работодатель принимает такие акты в пределах установленной компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В современной науке трудового права основное внимание уделяется анализу федеральных норм. Однако не стоит недооценивать значение локальных нормативных актов. За ними признается функция конкретизации федеральных норм трудового права.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие, в связи с чем признается источником права во всех отраслях. Суды вправе отказаться применять закон, сославшись на его несоответствие Конституции РФ, и отдать предпочтение последней как акту прямого действия. Что касается норм трудового права, то в ст. 37 Конституции РФ закреплены основные права в сфере труда, в том числе принципы свободы труда, запрещение принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на трудовые споры, включая право н^ забастовку. Кроме того, Конституция РФ устанавливает положение, в соответствии с которым трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).
Конкретизируя положения ст. 72 Конституции, ТК РФ посвящает отдельную статью вопросам разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений (ст. 6). Здесь указывается, что законы и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
ТК РФ вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Он является четвертым по счету кодифицированным источником трудового права. Первый Кодекс законов о труде (КЗоТ) был принят в декабре 1918 г. Благодаря ему образовалась самостоятельная отрасль трудового права. В нем впервые провозглашалось право граждан РСФСР на труд. Однако первый российский КЗоТ содержал нормы, которые серьезно ограничивали трудовые права граждан. В частности, это касалось трудовой повинности, которая, за некоторым исключением, устанавливалась для всех граждан РСФСР. 30 октября 1922 г. был принят второй российский КЗоТ, который сыграл большую роль в развитии трудового права республик бывшего СССР. На этом этапе трудовая повинность устанавливалась лишь в исключительных случаях, а на первое место выдвигался трудовой договор. В 1971 г. в РСФСР был принят третий КЗоТ, в котором закреплялось дальнейшее развитие права советских граждан на труд. Несмотря на изменения и дополнения, внесенные в КЗоТ, в условиях перехода к рыночным отношениям он не регулировал многие вопросы. Оставалось неясным, что делать в случае задержки заработной платы, правомерна ли выплата ее в натуральной форме, не было понятия ненормированного рабочего дня, не регулировались отношения между работником и работодателем - физическим лицом. Принятие в декабре 2001 г. ТК РФ стало серьезным шагом в формировании правовой базы социально-трудовой сферы на современном этапе.
Конституция РФ и ТК РФ устанавливают правило, согласно которому общепризнанные нормы и принципы международного права выступают как составная часть национального законодательства. Поэтому не стоит забывать о приоритетности норм международного права. Международные трудовые стандарты - главный результат международно-правового регулирования труда. Основные нормы в данной сфере общественных отношений закреплены в актах ООН, МОТ, соглашениях государств.
В науке трудового права по вопросам о природе, сущности и значении международных договоров и конвенций МОТ отсутствует единое мнение. Большинство ученых считают кон венции МОТ и международные договоры источниками российского трудового права. Данная позиция обосновывается тем, что они обязательны для использования в практике национального законотворчества и правоприменительной деятельности. Однако некоторые исследователи, признавая, что конвенции МОТ имеют значение для российского законодательства, утверждают, что в буквальном смысле они источниками права не являются, поскольку национальное законодательство не воспроизводит их содержания.
Выступая в качестве источников трудового права, конвенции МОТ устанавливают правило, в соответствии с которым при рассмотрении трудового спора в суде работники могут ссылаться на них для защиты своего права. В этом случае суд обязан принять их во внимание.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ обобщают правоприменительную практику судов, дают толкование конкретным нормам права, что позволяет определить, как единообразно и правильно применять нормы трудового законодательства. Постановления Пленума Верховного Суда дают возможность восполнить имеющиеся пробелы и устранить неясности в трудовом законодательстве.
Конституционному Суду РФ также приходится решать вопросы, связанные с нормами трудового права, в частности устанавливать их конституционность или неконституционность. В случае, когда Конституционный Суд РФ придет к выводу о несовершенстве закона, он в порядке законодательной инициативы вправе обратиться в Государственную Думу РФ с предложением о внесении в закон изменений илк дополнений.
3.2. Действие нормативных актов о труде для отдельных категорий работников.
В структуре ТК РФ прослеживается определенное разделение норм на те, которые распространяются на всех работников, и те, которые характерны только для отдельных их категорий (раздел XII). В связи с этим в науке стали выделять две группы норм в сфере труда:
1) общие, распространяющиеся на всех работников наемного труда;
2) специальные, которые действуют только для отдельных категорий работников (женщин, несовершеннолетних, работников бюджетной сферы, лиц, занятых на тяжелых и вредных работах, временных и сезонных работников и др.).
Таким образом, законодатель закрепляет действие трудового законодательства по кругу лиц . Так, по общему правилу нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников - лиц, заключивших трудовой договор. Однако существуют некоторые исключения, обусловленные объективными причинами. В отдельных случаях нормы ТК РФ также применяются к лицам, еще не состоящим в трудовых отношениях. (например, ст. 64, 381 ТК РФ). Кроме того, действие российских нормативных правовых актов о труде распространяется на трудовые отношения иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Указанные категории работников и работодателей пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, которые устанавливаются для всех работников и работодателей (ст. 21, 22 ТК РФ).
В ст. 11 ТК РФ выделяются некоторые категории лиц, на которых не распространяется действие ТК РФ и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей. К их числу законодатель относит:
Военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы;
Членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
Лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;
Других лиц, если это установлено федеральным законом.
Трудовое законодательство не распространяется на сотрудников Федеральной службы безопасности. К отношениям, связанным с гражданской службой, применяются нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права лишь в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Регулирование труда заключенных осуществляется в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее - УИК РФ), в котором конкретизируются конституционные нормы с учетом их особого правового положения (например, УИК РФ закрепляет принцип обязательности труда осужденных).
До XX в. государство почти не регулировало применение труда на производстве. Считалось, что работник и работодатель - свободные люди и могут сами регулировать свои отношения трудовым договором. Однако всегда так получалось, что работодатель в условиях безработицы диктовал работнику самые невыгодные условия (например, 16-часовой рабочий день, невысокая зарплата и т. п.). Поэтому государство в первой половине XX в. перестало считать отношения по найму рабочей силы частным делом работника и работодателя, увидев в рассматриваемой сфере публичный интерес (например, сохранение социальной стабильности, охрана здоровья человека, поддержание достойного уровня его жизни), и стало устанавливать в правовых нормах, носящих строго обязательный характер, минимальные гарантии для работающих по трудовому договору. Именно эти нормы образовали впоследствии самостоятельную отрасль права - трудовое право.
Трудовое право - это система норм права, регулирующих отношение работодателя и работника по поводу использования его способности к труду (наемного труда).
Необходимо специально остановиться на вопросе, какие конкретно отношения по поводу использования способности работника к труду регулирует трудовое право, т. е. очертить предмет регулирования трудового права . Дело в том, что не все отношения, так или иначе связанные с трудом, регулируются трудовым правом.
Во-первых, не нуждается в правовом регулировании труд лица, работающего на самого себя. Не секрет, что, как правило, для каждого является необходимой работа по приготовлению пищи, уборке квартиры, многие трудятся на садовом участке и т. д. В данном случае результаты труда используются самим работником, а потому и не возникает отношений между людьми по поводу использования способностей к труду.
Во-вторых, не регулируется с помощью норм трудового права труд предпринимателя, использующего свое имущество для регулярного извлечения прибыли. Строго говоря, в данном случае труд предпринимателя является разновидностью труда на свое благо, когда отношений между работником и лицом, использующим способности другого лица к труду, не возникает. В данном случае правовому регулированию подлежат отношения по поводу использования собственником своего имущества, составляющие предмет регулирования гражданского права.
Некоторые проблемы возникают при рассмотрении трудовых отношений, возникающих на производствах, где постоянные работники являются одновременно и участниками (акционерами, пайщиками и т. п.) данных юридических лиц. Здесь возможны две ситуации. Первая - когда администрация юридического лица заключила трудовой договор с работником - участником юридического лица. В данной ситуации, как правило, имеется возможность четко развести гражданско-правовые (участие в управлении юридическим лицом, выплата дивидендов и др.) и трудовые (вопросы рабочего времени, времени отпуска, заработной платы, увольнения и др.) отношения. Вторая - когда трудовой договор с участником юридического лица не заключался, а он работает в фактическом порядке. Такое возможно, как правило, только в небольших организациях, где работающие знают друг друга: в обществах с ограниченной ответственностью, производственных кооперативах. Большинство ученых - специалистов по трудовому праву склонны считать данные отношения в определенной мере попадающими в сферу регулирования трудового права.
В-третьих, трудовое право не регулирует отношения, возникающие в связи с выполнением работы по гражданско-правовому договору подряда. Например, отношения между подрядчиком и заказчиком, хотя и возникают по поводу выполнения определенной работы, тем не менее носят имущественный, а не трудовой характер. Заказчик заинтересован прежде всего не в том, чтобы подрядчик изо дня в день добросовестно выполнял свои трудовые функции, а в том, чтобы последний к установленному сроку предоставил в распоряжение заказчика полезный результат работы. Поэтому предметом договора подряда является не трудовая функция работника, т. е. работа, выполняемая в течение неопределенного срока, а выполнение разовой работы по изготовлению или переработке вещи. И если в подрядных отношениях стороны остаются в положении равенства, то в трудовых между работником и работодателем возникают специфические отношения власти и подчинения. Из этого вытекают другие отличия трудового договора: отсутствие ответственности работника за результат работы, подчинение работника трудовому режиму, обязательность выполнения распоряжений администрации и др.
В-четвертых, с помощью норм трудового права не регулируется техническая организация труда, т. е. вопросы технологии изготовления продукции, устройства станков и т. п.
Трудовое право регулирует следующие вопросы:
кто может стать работником по трудовому договору;
как заключается трудовой договор;
как увольняются работники;
какое время работник должен трудиться;
как оплачивается его труд;
какие отпуска ему предоставляются;
меры поощрения и меры дисциплинарного взыскания и др.
Помимо этих трудовое право регулирует еще некоторые вопросы, тесно связанные с использованием труда работника на производстве: занятость и трудоустройство, взаимоотношения трудового коллектива и администрации, профсоюза и администрации, подготовка кадров, повышение квалификации, материальная ответственность работника и работодателя, разрешение трудовых споров и др.
Трудовое законодательство - это совокупность нормативных актов, регулирующих трудовые отношения.
Оно довольно объемно. Все нормативные акты, его составляющие, можно подразделить в зависимости от их юридической силы на законы и подзаконные акты.
Среди законов, регулирующих трудовые отношения, прежде всего следует назвать Декларацию прав и свобод человека и гражданина , принятую Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., где закрепляется право граждан на труд.
Конституция РФ (1993 г.) формулирует основные конституционные принципы использования труда в России - самые общие нормы о применении труда.
1. Труд в нашей стране свободен. Это означает, что каждый гражданин вправе по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду: может выбрать себе род занятий, профессию. Гражданин может вообще отказаться от труда (конечно, если он может себе это позволить), и никто не сможет принудить его к этому. В Российской Федерации принудительный труд запрещен. Не считаются принудительным трудом работы по приговору суда, работы в условиях общественного бедствия, военная служба.
2. Каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены . Во-первых, законодательство содержит требования, правила безопасности труда, которые не могут нарушаться. Во-вторых, за труд во вредных условиях устанавливается повышенная заработная плата, предоставляются дополнительные отпуска, выдается молоко и т. д. В-третьих, некоторые категории работников не допускаются к таким работам. В-четвертых, законодательство устанавливает ответственность работодателя, за ущерб, нанесенный жизни и здоровью работника. В-пятых, контролем за безопасностью труда занимаются специальные органы (инспекции, профсоюзы и др.).
3. Труд каждого должен быть соответствующим образом вознагражден. Не допустимы какие-либо ущемления в оплате труда в зависимости от пола, возраста, национальности и др. Минимальный размер оплаты труда устанавливается государством.
Каждый человек имеет право на защиту от безработицы.
Каждый имеет право на отдых.
Особое место среди источников трудового права занимает Трудовой кодекс (ТК РФ) , систематизированно регулирующий все стороны трудовых отношений. Это довольно объемный нормативный акт, состоящий из 424 статей, размещенных в 14 разделах, включающих в себя 62 главы. Он принят в 2001 г.
Трудовое законодательство, помимо ТК, содержит и другие законы, относящиеся к отдельным институтам, например Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» или Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Подзаконными актами (указами, постановлениями, инструкциями и др.) трудовые отношения в последнее время стали регулироваться в меньшей степени, нежели ранее, когда в нашей стране парламент как орган, работающий на постоянной основе и профессионально занимающийся законотворчеством, отсутствовал. Подзаконные акты, действующие на сегодняшний день, приняты в основной своей массе после 1991 г. Среди центральных органов делегированным правотворчеством в сфере труда занимается Министерство труда и социальной защиты (в его составе Федеральная служба занятости). Органы власти (представительные и исполнительные) субъектов Федерации и органы местного самоуправления активностью в этом плане не отличаются.
В регулировании трудовых правоотношений большое место занимают корпоративные (или локальные) нормативные акты . Это акты, разрабатываемые и принимаемые на предприятии и распространяющиеся на коллектив данного предприятия (например, Положение о приеме на работу, Положение о премиях, Правила внутреннего трудового распорядка и т. п .). Как правило, они лучше учитывают условия и особенности конкретного предприятия и более точно регулируют трудовые отношения, нежели законодательные нормативные акты.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | ТРУДОВОЕ ПРАВО |
Рубрика (тематическая категория) | Культура |
Трудовое право - это отрасль права, регулирующая отношения в процессе трудовой деятельности.
Основные принципы прудового права˸
1) право на труд, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
2) запрещение принудительного труда;
3) защита от безработицы;
4) право на справедливые условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
5) право на отдых;
6) равенство прав и возможностей работников;
7) право на справедливое вознаграждение за труд;
8) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, а также право на забастовку.
Трудовое право как отрасль права состоит из различных нормативных актов. Все они являются источниками трудового права.
Источники трудового права - это Конституция РФ (статья 37), Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г. (вступил в действие с I февраля 2002 г.), а также ряд федеральных законов (ʼʼО порядке разрешения коллективных трудовых споровʼʼ, ʼʼОб основах охраны труда в Российской Федерацииʼʼ, ʼʼО коллективных договорах и соглашенияхʼʼ и др.).
К источникам трудового права относятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ в прудовой сфере, акты органом местного самоуправления, документы, регулирующие внутренний трудовой распорядок на каждом предприятии.
Субъектами трудового нрава выступают участники трудовых правоотношений - работники и работодатели. Кроме того, в некоторых случаях субъектами могут быть представители работников и работодателей, профсоюзные органы, органы занятости населения, органы по рассмотрению трудовых споров, органы надзора за соблюдениемтрудового законодательства.
Работодатель - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее найм работника и вступающее с ним в трудовые отношения. Работник - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Для того чтобы вступить в трудовые правоотношения, гражданин должен обладать трудовой правосубъектностью (праводееспособностью). Трудовая правосубъектность наступает по достижении 16 лет. Законодательство предусматривает возможность вступать в трудовые отношения и лицам, не достигшим 16-летнего возраста. Так, лица, получившие основное общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовые договоры. С согласия родителей на работу может быть принят несовершеннолетний с 14 лет при условии ᴇᴦο работы в свободное от учебы время (например, во время каникул).
Документом, определяющим общие вопросы взаимоотношений работников и работодателя, служит коллективный договор.
Размещено на реф.рф
Он может включать в себя вопросы оплаты труда, компенсаций, рабочего времени и времени отдыха, социального страхования и т.д. Коллективный договор заключается на общем собрании трудового коллектива или профсоюза на срок от одного до трех лет.
Трудовое правоотношение возникает на основании трудового договора. Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по определенной специальности, квалификации или должности, обеспечить условия труда, предусмотренные законами, иными нормативно-правовыми актами, коллективным договором, вовремя и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично и добросовестно выполнять определяемые этим соглашением трудовые функции и соблюдать действующие в данной организации правила внутреннего трудового распорядка.
ТРУДОВОЕ ПРАВО
самостоятельная отрасль российского права, предметом которой являются трудовые отношения работников и работодателей. Метод Т.п. основан на сочетании централизованного и локального регулирования трудовых отношений, при этом все большую, чем в прошлом, значимость приобретает регулирование условий труда и заработной платы посредством коллективных и трудовых договоров. Если централизованное регулирование присуще и другим отраслям права, то локальное - только Т.п. В этом состоит одна из характерных особенностей, отличающих Т.п. от других отраслей права. В Т.п. существуют две наиболее общие группы трудовых правоотношений - индивидуальные правоотношения и коллективные правоотношения. Они разнятся по субъектам правоотношений, своему содержанию, основаниям возникновения и прекращения. Индивидуальные трудовые правоотношения складываются между работником и работодателем по поводу применения труда. Будучи сложными, они распадаются на более простые - правоотношения по обеспечению работой, по оплате труда, рабочему времени и т.д. Основанием возникновения и прекращения индивидуальных трудовых правоотношений является, как правило, трудовой договор. Коллективные трудовые правоотношения складываются между работниками организации и работодателем по поводу установления и применения условий труда и заработной платы, участия работников в управлении. Основанием возникновения и прекращения коллективных трудовых правоотношений в настоящее время, как правило, является коллективный договор. В перспективе к ним можно будет отнести и соглашения. По с р а в н е н и ю с д р у г и м и о т р а с л я м и права Т.п. имеет как общие с ними источники, так и особенные, характерные только для него. К общим источникам относятся Конституция РФ, законы, среди которых в первую очередь следует назвать КЗоТ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты органов местного самоуправления, а также постановления судов высшей инстанции, например Верховного Суда РФ. К особенным источникам Т.п. относятся акты локального регулирования (коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка и др.). Наряду с названными внутригосударственными источниками в Т.п. имеются международные источники - двусторонние и многосторонние договоры, например международные пакты о правах человека и конвенции МОТ. Эта группа источников обусловлена Конституцией РФ (п. 4 ст. 15). Как и в других отраслях, система Т.п. состоит из институтов, включающих институты коллективного договора и соглашения, трудового договора, занятости, рабочего времени и времени отдыха, заработной платы и т.д. Среди них центральным институтом является трудовой договор. Вместе с тем, если коллективные договоры и соглашения, для которых имеется достаточная законодательная основа, будут развиваться, в будущем институт коллективного договора может занять равнозначное место с институтом трудового договора. Т.п. России в качестве самостоятельной отрасли сформировалось после принятия в 1918-22 первых двух российских кодексов законов о труде, хотя общественное и научное признание получило значительно позже, примерно в 50-х гг. Столь запоздалое признание объясняется тем обстоятельством, что Т.п. вышло из гражданского и административного права, приверженцы которого, занимая консервативные позиции, никак не могли согласиться с появлением новой отрасли права. Запоздалое признание Т.п. харакгерно не только для России. В странах Запада оно происходило в очень разное время. Так, в Великобритании, которая первой стала на путь принятия законодательства, ограничивающего эксплуатацию (законы начала 19 в. об охране труда детей и женщин), борьба за признание трудового права закончилась сравнительно недавно - в 70-х гг. 20 в. В то же время во Франции, где первый закон об охране труда был принят позже, чем в Великобритании (Закон 1841 о труде детей на промышленных предприятиях), признание Т.п. произошло намного раньше. В этой стране впервые была осуществлена кодификация трудового законодательства (подготовка первого кодекса труда относится к 1910). Во Франции само понятие Т.п. появилось как порождение социалистической мысли «под влиянием теоретиков социализма». Известный юрист Жорж Сесель назвал его «настоящим классовым правом». Появилось понятие Т.п. в ходе революции 1848 в качестве обобщенной социальной программы, т.е. программы, направленной на защиту интересов и потребностей людей труда, включавшей утверждение свободы ассоциаций, ограничение рабочего дня десятью часами для взрослых работников, осуждение купли-продажи рабочей силы, упразднение платных бюро по найму, создание так называемой Люксембургской комиссии, явившейся прообразом будущего министерства труда. Не случайно в 20 в. в странах Западной Европы крупные позитивные реформы в области труда и трудовых отношений осуществлялись главным образом, когда у власти находились социалисты, социал-демократы или лейбористы, либо под их большим общественным влиянием. Первый р о с с и й с к и й трудовой кодекс (КЗоТ РСФСР) появился в 1918. Наряду с нормами, несомненно отвечающими интересам трудящихся масс, он содержал нормы, серьезно ограничивавшие Т.п. граждан. Однако существенного значения для регулирования условий труда он не приобрел в связи с экономической разрухой в стране, начавшейся гражданской войной и др. обстоятельствами, создавшими серьезные препятствия для применения норм, направленных на улучшение условий труда работников на производстве. В то время условия труда регулировались отдельными правительственными декретами. Этот период в истории России получил наименование военного коммунизма. Второй российский кодекс (КЗоТ РСФСР) был принят в 1922. Он закрепил основы правового регулирования труда, сложившиеся в связи с переходом страны от политики военного коммунизма к Новой экономической политике (нэпу). Кодекс произвел революцию в правовом регулировании труда, ибо означал отказ от такого широко применявшегося в предшествующий период регулирования трудовых отношений, в котором важным элементом являлось принудительное привлечение к труду. Тогда для всех граждан РСФСР, за некоторым изъятием, была установлена трудовая повинность. КЗоТ 1922 заменил принудительное привлечение к труду трудовым договором, трудовая повинность устанавливалась в исключительных случаях. Возрождались некоторые трудовые права, предусмотренные КЗоТ 1918, вводились новые, ранее неизвестные ни в России, ни за ее пределами. Поскольку содержание КЗоТ 1922 во многом определялось нэпом, отказ от него повлек за собой отход от целого ряда нововведений кодекса, в том числе в ряде весьма существенных областей правового регулирования труда (ежегодные отпуска, отпуска по беременности и родам, судебное обжалование увольнений по инициативе администрации и т.д.). Постепенно правовое регулирование труда стало осуществляться не столько республиканскими кодексами, сколько общесоюзным законодательством, которому кодексы должны были соответствовать. Этот процесс привел к принятию в 1970 основополагающего закона, призванного обеспечить единство правового регулирования труда на всей территории СССР - Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. В соответствии с ними был принят новый КЗоТ РСФСР (1971), а также новые кодексы союзных республик. Основы и кодексы во многом воспроизводили КЗоТ 1922, хотя в них появилось немало нового. Так осуществилась третья (после 1918 и 1922) кодификация законодательства о труде. К концу 80-х гг. в советском Т.п. наряду с безусловно полезными для трудящихся нормами было немало недостатков. К их числу следовало бы отнести ошибочную ориентацию права на производство, а не на работника; низкий уровень условий труда и заработной платы, почти полное отсутствие договорных начал в отношениях между работниками и администрацией предприятий, слабость механизма защиты трудовых прав при массовом их нарушении. После развала СССР и в связи с переходом к рыночным отношениям началось формирование современного Т.п. России на базе ранее принятого законодательства путем внесения в него тех или иных изменений и дополнений, а также путем принятия новых законов. И з м е н е н и я в действующее законодательство можно разбить на две группы. Первая включает радикальные изменения некоторых институтов Т.п., в первую очередь института заработной платы: определение ее размеров, за исключением бюджетной сферы, перешло от государства к предприятиям. Государство оставило за собой лишь определение минимальных размеров. Второе изменение касается института трудовых споров, который, наряду с индивидуальными, отныне включает порядок разрешения коллективных трудовых споров и, что особенно важно, порядок организации и проведения забастовок. Говоря об индивидуальных спорах, нельзя не сказать о значительном расширении судебной защиты нарушенных прав и о возможности в определенных случаях возмещения морального вреда. Третье радикальное изменение касается института контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде. Другая группа подвижек, хотя и имеет весьма существенное значение, формально не изменила правовые институты. Это в первую очередь институт коллективных договоров и соглашений (новое законодательство создало большие возможности для коллективно-договорного регулирования труда). Это также институт профсоюзов, демократизации и упрочению правового положения которого во многом способствовало принятие специальных законов о профсоюзах. Существенные преобразования произошли и в других институтах - времени отдыха в связи с установлением ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней, труда женщин и молодежи, занятости в связи с признанием безработицы как явления общественной жизни и принятием некоторых мер защиты от нее. Определенной вехой в развитии российского Т.п. явилось принятие в 1993 Конституции РФ в той части, которая касается условий труда и трудовых отношений. В Конституции целый ряд Т.п. отнесен к категории прав человека: свобода труда и запрещение принуждения к нему, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже минимального размера, право на охрану труда и на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на отдых, а также на создание профессиональных союзов для защиты работниками своих интересов. Таким образом, в Конституции получила закрепление прямая связь между трудовыми правами и правами человека, обозначенная уже в международных документах и способствующая более надежному применению Т.п. в различных странах. Принципиальное значение для регулирования труда имеет установленный Конституцией приоритет международного договора РФ перед внутренним правом. Отнесение в Конституции целого ряда Т.п. к категории прав человека повышает юридическую и моральную значимость Т.п., а также ответственность за их нарушение. Упомянутые конституционные нормы призваны усилить защитный характер Т.п., что приобретает особую важность в нынешний переходный к рынку период, когда нарушения права - не менее, а возможно и более многочисленны, чем раньше. В связи с переходом к рынку среди российских экономистов и частично юристов распространились модные на Западе идеи неолиберализма, которые они пытаются спроецировать на регулирование трудовых отношений в России в ультралиберальном варианте. Однако перенесение на российскую почву западных идей без учета местных условий неизбежно приводит к крайностям, к стремлению подменить нормы Т.п. гражданско-правовыми, что привело к ослаблению положения работника на производстве. Западноевропейский правовой неолиберализм ставит под сомнение необходимость Т.п., по крайней мере как права, направленного на защиту человека труда. При этом основным аргументом является глобализация экономики и переход капитализма на более высокий уровень развития. В практику правового регулирования труда неолиберальные взгляды проникли довольно глубоко. Тем не менее Т.п. сохраняет свою значимость, хотя уровень защиты работников не всегда одинаков даже в рамках одной страны. О значимости национального и международного Т.п. свидетельствует его поддержка в Международной организации труда (МОТ), что вполне естественно: эксплуатация труда, для борьбы с которой была создана МОТ, не исчезает, а принимает лишь новые формы и способы осуществления. СЛ. Иванов
В социалистическом обществе взаимные отношения людей в процессе производства характеризуются как отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации работников. Трудовое отношение складывается и проявляет себя не только в процессе производства, но и в процессе распределения общественного продукта (получение работающим доли общественного продукта в качестве оплаты за труд). Будучи урегулировано Т. п., трудовое отношение становится правоотношением. Оно выступает как волевое отношение, содержание которого дано экономическим отношением, как совокупность взаимных прав и обязанностей сторон–самого работника и предприятия, учреждения или хозяйства, где он работает (обязанность выполнять соответствующую работу, соблюдая установленную меру труда; право получать определенное вознаграждение за свой труд и т. п.).
Советское Т. п. является одним из мощных средств, содействующих применению и использованию в интересах всего общества познанных экономических закономерностей общественного развития. В соответствии с требованиями основного экономического закона социализма правовое регулирование труда в СССР идет по линии неуклонного улучшения материально-бытового и культурного благосостояния трудящихся на основе повышения производительности труда, непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.
В первую главную фазу развития советского социалистического государства служебная роль советского Т. п. состояла в содействии строительству и оформлению социалистического базиса, воспитанию новой, социалистической дисциплины труда на предприятиях обобществленного сектора народного хэ-зяйства, подъему производительности труда, улучшению материально-бытовых условий трудящихся.
Одновременно советское Т. п. первой главной фазы развития советского социалистического государства являлось одним из важнейших орудий проведения политики ограничения и вытеснения частно- капиталистических элементов и подготовки условий для полной их ликвидации.
Во второй главной фазе развития советского социалистического государства советское Т. п. содействует дальнейшему укреплению социалистического базиса, росту производительности труда, непрерывному росту и совершенствованию социалистического производства на базе новой техники, обеспечению народного хозяйства новыми кадрами и культурно-техническому подъему трудящихся, широкому развертыванию социалистического соревнования и дальнейшему укреплению социалистической трудовой дисциплины, воспитанию в широких массах трудящихся коммунистического отношения к труду и преодолению пережитков капитализма в сознании людей, последовательному внедрению социалистического принципа оплаты труда по его количеству и качеству, дальнейшему облегчению и оздоровлению труда, обеспечению максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей трудящихся, осуществлению исторической задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму.
И. В. Сталин в труде «Экономические проблемы социализма в СССР» указывал на три предварительных условия, осуществление которых необходимо для того, чтобы подготовить действительный переход к коммунизму. Во-первых, необходимо прочно обеспечить непрерывный рост всего общественного производства с преимущественным ростом производства средств производства; во-вторых, необходимо путем постепенных переходов поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности, а товарное обращение тоже путем постепенных переходов заменить системой продуктообмена; в-третьих, необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь в силу существующего разделения труда к одной какой-либо профессии. Для достижения такого культурного роста нужно сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов, с тем, чтобы члены общества имели достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Далее, для этого необходимо ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества гмели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную заработную плату рабочих и служащих минимум вдвое, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и особенно путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления.
Намеченная директивами XIX съезда партии программа развития нашей страны соответствует требованию основного экономического закона социализма и идет в направлении построения коммунистического общества.
Выполнение пятого пятилетнего плана будет крупным шагом вперед по пути развития от социализма к коммунизму. Советское правовое регулирование труда в наст, время направлено на максимальное содействие выполнению народнохозяйственных и культурных задач этого грандиозного плана.
Решение задач пятого пятилетнего плана требует всемерного укрепления и совершенствования социалистической организации труда, повышения его производительности на основе внедрения новейшей передовой техники, роста технической вооруженности и культурно-технического уровня трудящихся, сознательного отношения к труду и высокой трудовой дисциплины, развертывания массового социалистического соревнования, правильной расстановки и использования кадров по политическим и деловым признакам, неуклонного и последовательного применения социалистического принципа оплаты труда по его количеству и качеству.
Принципы социалистической организации труда получили свое правовое выражение и закрепление в Основном Законе Советского государства – в Конституции СССР. Основным принципом социалистической организации труда является принцип: «от каждого по его способности, каждому – по его труду». С этим основным принципом связан ряд других закрепленных в Конституции СССР принципов организация труда: всеобщая обязанность трудиться по способности согласно принципу: «кто не работает, тот не ест, право на труд, право на отдых, право на образование, право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.
Одним из важнейших принципов советского Т. п., как и всего советского права, является полное и последовательное равенство трудовых прав граждан, независимо от пола, национальности, расы, религиозной принадлежности, строгое запрещение какой бы то ни было дискриминации по указанным и иным признакам. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным матерям, предоставлением женщине отпусков по беременности с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.
Проводя в жизнь единые принципы правового регулирования труда, Советское государство в то же время учитывает конкретные условия и обстановку, в которых протекает труд граждан, и, в первую очередь, – форму социалистической собственности, с которой связан труд.
В СССР существуют два основных вида социалистических трудовых отношений: 1) отношения рабочих и служащих, возникающие, как правило, в гос. предприятиях и хозяйствах; 2) отношения, возникающие в колхозно-кооперативных предприятиях и хозяйствах, связанные с членством в кооперативной организации. Т. п. СССР, регулируя оба вида трудовых отношений, охватывает своими нормами как труд рабочих и служащих, так и труд колхозников и членов промысловых артелей. Различие двух указанных основных видов социалистических трудовых отношений, обусловленное существованием двух форм социалистической собственности, вызывает и известные различия в их правовом регулировании при общности основных принципов регулирования. Эти различия касаются порядка возникновения и прекращения трудовых правоотношений, порядка нормирования условий труда, вознаграждения за труд, организации материального обеспечения по нетрудоспособности и т. п.
Единством принципов и дифференциацией правового регулирования труда в СССР определяется и система советского Т. п. В общую часть советского Т. п. входят правовые нормы, относящиеся ко всем гражданам и ко всем видам трудовых отношений (напр., нормы, закрепляющие право на труд, нормы, обязывающие блюсти дисциплину труда, и др.); в особенную часть входят нормы, распространяющиеся только на какой-либо отдельный вид трудовых отношений. В соответствии с этим в особенную часть советского Т. п. входят 2 группы правовых норм:
1) нормы, регулирующие труд рабочих и служащих;
2) нормы, регулирующие труд членов производственно-кооперативных артелей (сельскохозяйственных и промысловых). В свою очередь второй раздел особенной части советского Т. п. состоит из: а) норм, регулирующих труд колхозников; б) норм, регулирующих труд членов промыслово-кооперативных артелей.
Нормы, регулирующие труд колхозников, являются одновременно и нормами Т. п., и нормами колхозного права, поскольку колхозные трудовые отношения входят составной частью в отношения колхозного членства. Нормы, регулирующие труд членов колхоза, тесно связаны с другими нормами, определяющими правовое положение членов колхоза (совместное распоряжение колхозной продукцией, распределение доходов, управление делами колхоза и др.).
Активная роль Т. п. СССР в осуществлении принципов социалистической организации труда проявляется в различных направлениях. Т. п. в СССР содействует: разрешению проблемы кадров (организованный набор кадров, подготовка квалифицированных кадров, закрепление их на производстве и правильное использование), должному выполнению трудовых обязанностей, укреплению трудовой дисциплины, развертыванию социалистического соревнования и его высшей формы – стахановского движения, реализации права на труд, последовательному проведению принципа оплаты по труду, непрерывному повышению материального и культурного уровня жизни трудящихся.
Опыт правового регулирования труда в СССР широко используется странами народной демократии, вступившими на пупь строительства социализма (см. Трудовое право стран народной демократии). В европейских странах народной демократии создается и развивается система социалистического Т. п., построенная на основных принципах, тождественных с принципами советского Т. п. В национализированных предприятиях и хозяйствах Т. п. этих стран, закрепляя за трудящимися ряд правовых гарантий, вместе с тем содействует укреплению трудовой дисциплины, укреплению и развитию новых, социалистических трудовых отношений.
Идеологи буржуазии, особенно правые социалисты, лживо проповедуют, что правовое регулирование труда в капиталистических странах направлено якобы на заботу «надклассового» государства о трудящихся массах, о всемерной охране их интересов. В действительности правовое регулирование труда в современных буржуазных странах направлено на закрепление и усиление капиталистической эксплуатации рабочего класса.
В период империализма и особенно обострения общего кризиса капитализма содержание правового регулирования труда в капиталистических странах отражает действие основного экономического закона современного капитализма. Это выражается в террористическом антирабочем законодательстве, в системе административно-полицейского произвола, в драконовских репрессиях, обрушиваемых на трудящихся монополиями и находящимся в их подчинении капиталистическим государством, в эксплуатации трудящихся масс, угнетении народов колониальных и полуколониальных стран, в развертывании военной экономики, что обеспечивает наибольшие прибыли монополистам.
Отличное определение
—
Неполное определение ↓
- Коктейль «Куба Либре» — лучшие рецепты приготовления
- Вина из слив в домашних условиях
- Толкования Густава Миллера
- По эротическому соннику Даниловой
- Простое варенье из абрикосов без косточек на зиму — густое и очень вкусное
- Увидеть во сне рыжие волосы у себя
- Рецепты приготовления кабачков со вкусом груздей на зиму
- Талисман денежная мельница
- Магия заклинания на латыни с транскрипцией и с переводом
- Гадание на тени от бумаги: правила ворожбы, толкование символов, варианты обрядов
- Характеристика княгини Трубецкой из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины
- Слоеный салат «Печенкин Салат печенкин с куриной
- Пошаговый рецепт с фото и видео Рецепт пряников медовых для рисования
- Мороженое шоколадное: рецепт и фото
- Постный чечевичный суп с грибами
- Диетические блюда из творога с указанием калорий
- Спагетти с чесноком и острым перцем
- К чему снится Снежная Лавина?
- Толкование сна мозоли в сонниках
- Гадание Таро: беременность - онлайн