Из чего состоит трудовое законодательство. Трудовое право


ТРУД И ТРУДОВОЕ ПРАВО. ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НА ЧТО НАПРАВЛЕНО ТРУДОВОЕ ПРАВО
Проводимая в настоящее время коренная реформа жизни нашего общества вызывает необходимость осмысления организации труда и его эффективности, формирования трудовых ресурсов и занятости, доходов и стимулирования труда. Конечная цель реформы - повышение уровня жизни населения страны, под которым понимается удовлетворение материальных, духовных и социальных потребностей. Основным показателем уровня жизни населения в целом или отдельных его слоев выступают доходы и степень занятости населения.
Трудовые отношения возникают между сторонами при заключении трудового договора. Помимо всего прочего на трудовые правоотношения влияют непосредственно связанные с ними общественные отношения, обусловленные применением труда, предусмотренного трудовым договором, а также имевшего место в прошлом либо предполагаемого в дальнейшем.
Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи сторон трудовых правоотношений, т.е. общественные формы труда. С этой точки зрения труд, например, ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые возникают в связи с применением и реализацией способности к труду.
К общественным отношениям в процессе труда и связанным с ними отношениям относятся:
отношения между работником и работодателем;
организационно-управленческие отношения профсоюзного органа, представляющего интересы трудового коллектива, и администрации предприятия по поводу улучшения условий труда, быта и отдыха работников;
отношения по перераспределению рабочей силы;
отношения по поводу занятости и трудоустройства;
отношения, связанные с возмещением материального ущерба;
процессуальные отношения, возникающие при разрешении трудовых споров.
Трудовые отношения характеризуются следующими особенностями:
вовлечение граждан в общественное производство идет не с помощью директивного предписания, а на основе свободной заинтересованности, т.е. путем предоставления участникам трудовых отношений договорной свободы (ст. 37 Конституции РФ);
трудовым отношениям, как и гражданско-правовым, присуще юридическое равенство сторон (государственные гарантии защиты интересов работников перед работодателем);
трудовое право характеризуется сочетанием централизованного и локального регулирования. В локальных актах, принимаемых по соглашению сторон, определяются распорядок рабочего дня, устанавливается время отдыха (перерыва), согласуются графики отпусков и другие вопросы, детально регламентирующие условия труда работников. Нормы локальных актов не должны противоречить федеральному законодательству;
специфика методов трудового права проявляется в характере санкций, применяемых как средство исполнения обязанностей сторон трудовых отношений и осуществляемых преимущественно во внесудебном порядке, за исключением вопросов, связанных с восстановлением на работе работников. Меры ответственности по трудовому праву имеют преимущественно дисциплинарный характер. К ним относятся замечание, выговор, лишение премиальной оплаты и другие неблагоприятные последствия вплоть до увольнения или освобождения от должности.
Основой трудовых отношений является сочетание централизованного (федерального), регионального и локального регулирования. Федеральные органы Российской Федерации по труду устами пли шил* гарантии трудовых прав работников и работодателей, основы правового регулирования отношений, входящих н предмет трудового права, наиболее важные направления государственной политики в сфере трудовых отношений.
Трудовые отношения могут быть установлены как путем нормативно-правового регулирования (централизованного, регионального, локального), так и договорного. При этом договорный способ регулирования отношений представляет собой заключение индивидуального трудового договора с работником либо коллективного трудового договора между представителями работников и работодателей.
В регулировании трудовых отношений работники участвуют через своих представителей (уполномоченный орган или профессиональные союзы). Это участие заключается в подписании коллективных договоров и соглашений. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, коллективным договором и соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов (на предприятии) учитывает мнение представительного органа работников.
Для современных трудовых отношений весьма характерным является то, что нормы, устанавливающие гарантии трудовых прав работников, являются обязательными. Все остальные нормы трудового права относятся к числу вариативных, предусматривающих определенные возможности развития правоотношений.
ГОСУДАРСТВО НА ЗАЩИТЕ ТРУДОВЫХ ПРАВ
Специфические способы защиты нарушенного права подразумевают наличие особых органов, рассматривающих трудовые споры. При этом для индивидуальных трудовых споров предусмотрена такая процедура их рассмотрения, как обращение в комиссию по рассмотрению трудовых споров (КТС). Поскольку право на труд является конституционным, то для его защиты предусматривается также судебный порядок рассмотрения спора. Отдельные категории споров рассматриваются органами федеральной инспекции труда.
К особым органам, рассматривающим коллективные трудовые споры, относятся: примирительная комиссия, посредник и (или) трудовой арбитраж. Крайней мерой разрешения коллективного спора может быть забастовка.
Законодательством предусматриваются особые пределы ответственности работника. При этом дисциплинарная ответственность возможна лишь в виде применения следующих видов взысканий: замечания, выговора и увольнения. Применение иных мер взысканий допускается только в отношении специальных работников, указанных в специальном законодательстве и в пределах, установленных в нем.
Российское трудовое законодательство :
устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан;
обеспечивает создание благоприятных условий труда;
защищает права и интересы работников и работодателей.
Основными задачами государства в области трудового права являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, государства и общества в целом, а также правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений:
по организации труда и управлению трудом;
трудоустройству у данного работодателя;
профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников у этого работодателя;
социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;
участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства;
материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;
надзору и контролю (в том числе и профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство по охране труда);
разрешению трудовых споров.
Инструментами, защищающими трудовые права граждан, выступают принципы трудового права, т.е. установленные с помощью законодательства положения, основывающиеся на общепризнанных нормах международного права и Конституции РФ, предусматривающие правила регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. К ним, в частности, относятся:
- свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;
- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;
- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;
- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;
- равенство прав и возможностей работников;
- обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
- обеспечение равенства возможностей работников без всякой Дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
- обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них; - обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;
- сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
- социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; обязательное возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
- установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;
- обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами;
- обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к ним, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;
- обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права; - обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;
- обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения, а также ограничения прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в органы федеральной инспекции труда и (или) в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Одним из основополагающих принципов трудового законодательства является провозглашенное Конституцией РФ право каждого на свободный труд. Принудительный труд, т.е. выполнение работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе: в целях поддержания трудовой дисциплины; в качестве меры ответственности за участие в забастовке; в качестве средства мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития; в качестве меры наказания за наличие или выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе; в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной, национальной или религиозной принадлежности, - запрещен (ст. 4 ТК РФ).
К принудительному труду относятся:
- нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном размере;
- требование работодателем исполнения трудовых обязанностей от работника, если работник не обеспечен средствами коллективной или индивидуальной защиты либо работа угрожает его жизни или здоровью.
В то же время Трудовой кодекс определяет условия, при которых работа не может рассматриваться как принудительный труд:
- работа, выполнение которой обусловлено законодательством о воинской обязанности и военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;
- работа, выполняемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, т.е. в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части;
- работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.
Трудовым кодексом предусматривается защита персональных данных работника - информации, необходимой работодателю в связи с возникновением трудовых отношений и касающейся конкретного работника. Обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно для обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, обучении и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества (ст. 86 ТК РФ).
Все персональные данные работника следует получать у него самого. Если их можно получить только у третьей стороны, то работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере этих данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение.
Работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни без письменного согласия работника, а также членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Кроме того, работодатель не должен запрашивать информацию о состоянии здоровья работника, за исключением тех сведений, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции (ст. 87 ТК РФ).
Трудовой кодекс устанавливает право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора (ст. 409-412 ТК РФ).
ЧЕМ РЕГУЛИРУЮТСЯ ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Регулирование трудовых и иных связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда) и другими нормативными правовыми актами, которые содержат нормы трудового права и, в свою очередь, подразделяются на федеральные и локальные.
К федеральным нормативным актам трудового права
ОТНОСЯТСЯ:
Конституция Российской Федерации, которая является юридической базой трудового законодательства;
Трудовой кодекс Российской Федерации;
федеральные законы, содержащие нормы трудового права;
указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Российской Федерации, регулирующие трудовые отношения;
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по спорным вопросам трудовых отношений.
Следует отметить, что акты Пленума Верховного Суда Российской Федерации сами по себе являются источниками права. Они не могут вводить новые нормы или изменятъ старые. Но в результате обобщения судебной практики Верховный Суд Российской Федерации может прийти к выводу о необходимости внесения изменений в действующее законодательство.
К локальным нормативным актам трудового права относятся:
- нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
- правотворчество органов местного самоуправления;
- правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
- коллективные договоры и соглашения;
- трудовые договоры;
- приказы и распоряжения руководителей предприятий и учреждений.
Особое место среди источников трудового права занимают акты Международной организации труда (МОТ), Российская Федерация признала действие пятидесяти двух конвенций МОТ, обладающих высшей юридической силой на территории России. В случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Если вновь принятый федеральный закон противоречит Трудовому кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс.
К ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:
- основные направления государственной политики в сфере трудовых отношений и других связанных с ними отношений;
- основы правового регулирования трудовых отношений и иных связанных с ними отношений;
- обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);
Действие российского трудового законодательства не распространяется на следующих лиц (если согласно Трудовому кодексу они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы;
членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор);
лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;
других лиц, если это установлено федеральным законом.
Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта
К общим принципам трудового права относятся:
свободное распоряжение гражданами своими способностями к труду;
равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации;
недопустимость ухудшения положения работников ниже уровня, предусмотренного действующим законодательством о труде.

Трудовое право: понятие, предмет, метод и функции

Согласно общей теории права самостоятельность отрасли права определяется наличием особых предмета, метода и прин­ципов правового регулирования.

Трудовое право - это отрасль права, регулирующая отно­шения между людьми в сфере труда. Оно является одной из важ­нейших и ведущих отраслей права, которая образовалась из гражданского права.

Предмет трудового права определен в ст. 1 Трудового кодек­са РФ (далее - ТК РФ). Это общественные отношения:

1) работника с работодателем (юридическим или физиче­ским лицом), основанные на трудовом договоре;

2)по организации труда и yпpaвлению трудом;

2) обеспечению занятости и трудоустройству у данного ра­ботодателя;

3) профессиональной подготовке, переподготовке и повы­шению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

4) Социальному партнерству, ведению коллективных пере­говоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

5) участию работников и профессиональных союзов в обес­печении условий труда и применении трудового законодатель­ства в предусмотренных законом случаях;

6) материальной ответственности работодателей и работни­ков в сфере труда;

7) надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за со­блюдением трудового законодательства, включая законодатель­ство об охране труда, и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

8) разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров;

10) обязательному социальному страхованию в случаях, пред­усмотренных федеральными законами.

В науке трудового права и ст. 15 ТК РФ трудовые отношения определяются как отношения, основанные на соглашении меж­ду работником и работодателем о личном выполнении работ­ником за плату трудовой функции (работы по должности в соот­ветствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой ра­ботнику работы), подчинении работника правилам внутрен­него трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашени­ями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Основные признаки трудовых отношений:

Они возникают между двумя сторонами: работником и работодателем;

Основанием трудовых отношений чаще всего выступает трудовой договор. В ряде случаев они возникают и в дру­гих формах (допуска, судебного решения, назначения и т.п.);

Работник в трудовом отношении выполняет определен­ную трудовую функцию личным трудом по определен­ной специальности, должности, квалификации;

Работник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обеспечивает надлежащие условия труда. Трудовое право регулирует процесс труда в рамках любых организаций различных организацион­но-правовых форм и форм собственности. Соблюдение его норм работодателем гарантирует пенсионное стра­хование, страхование на случай болезни.

В предмет трудового права включаются отношения, непо­ средственно связанные с трудовыми. Они могут им предше­ствовать (отношения по обеспечению занятости); сопутство­вать (отношения по организации труда и управлению трудом, социальному партнерству, профессиональной подготовке ра­ботников у данного работодателя), а также следовать за тру­довыми (отношения потрудовым спорам об увольнении). В на­уке трудового права выделяют такие разновидности отношений в сфере труда, как организационно-управленческие (они всегда сопутствуют трудовым отношениям) и охранительные (направ­лены на обеспечение соблюдения трудового законодательства). Индивидуальная трудовая деятельность не порождает тру­довых отношений, поскольку в данном случае отсутствует вто­рая сторона (первый признак трудовых отношений). Кроме того, не регулируются нормами трудового права экономиче­ ская и техническая стороны труда, за некоторым исключени­ем (например, нормами трудового законодательства урегули­рованы нормы расходования сырья и т.п.).

Метод трудового права призван отражать порядок возник­новения трудовых отношений, их изменения и прекращения, общее правовое положение участников, способы регулирова­ния трудовых отношений, способы защиты трудовых прав и т.д. В соответствии с этими требованиями можно выделить следу­ющие признаки метода трудового права:

Равенство сторон при договорном характере возникно­вения трудовых отношений;

Подчинение работников в процессе труда работодателю;

Участие работников в управлении организацией (ст. 52, 53ТКРФ);

Централизованное и локальное регулирование отноше­ний в сфере труда: централизованное регулирование осуществляется при помощи нормативных актов, ло­кальное - при помощи нормативных актов организа­ции (ст. 8 ТК РФ);

Сочетание нормативного (ст. 5, 8 ТК РФ) и договорного (ст. 9 ТК РФ) регулирования отношений в сфере труда;

Специфические способы защиты трудовых прав и обес­печения обязанностей.

Из указанных признаков вытекают и правовые способы ре­гулирования труда. Одним из способов регулирования являет­ся сочетание централизованного и локального, нормативного и договорного регулирования. В современных условиях наблюда­ется усиление договорного (коллективно-договорного, инди­видуально-договорного) и локального (местного) способов. Централизованное нормативное регулирование призвано ус­танавливать минимальный уровень гарантий трудовых прав (продолжительность рабочего времени, минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), ставку первого разряда еди­ной тарифной сетки оплаты труда работников бюджетной сферы). Вместе с тем эти два способа регулирования неразрыв­ны между собой! Так, минимальный уровень гарантий трудо­вых прав работников не может быть снижен путем договорно­го регулирования. Дисциплина труда, охрана труда- правовые институты, в которых предпочтение отдается централизован­ному регулированию.

Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, являются недействительными. Благодаря этому гарантируется минимум прав и обеспечивается выпол­нение обязанностей участников трудовых правоотношений.

В условиях перехода к рыночной экономике возросло зна­чение договорного регулирования отношений в сфере труда, однако государство все же не может абсолютно не вмешивать­ся в данный процесс. Подобное вмешательство происходит путем установления пределов регулирования. Статья 9 ТК РФ «Регулирование трудовых отношений и иных непосредствен­но связанных с ними отношений в договорном порядке» зак­репляет, что это регулирование осуществляется путем заклю­чения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Последние при этом не должны содержать условий, ограничи­вающих права и снижающих уровень гарантий работников, установленный федеральным законодательством (принцип недопустимости ухудшения положения работников по сравне­нию с нормативным актом большей юридической силы).

Следующим правовым способом регулирования труда выс­тупает равноправие сторон трудовых отношений с подчинением в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка дан­ ной организации. В трудовом праве положение субъектов тру­дового правоотношения носит двоякий характер. В частности, оно сочетает равенство сторон в момент заключения трудово­го договора с признаком властности - подчинения в процессе осуществления трудовой деятельности.

Еще одним способом регулирования труда является учас­ тие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, а именно их участие в установ­лении и применении норм трудового законодательства, конт­роле за их соблюдением, защите трудовых прав. В соответствии со ст. 371 ТК РФ работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных трудовым законодательством. В частности, работодатель имеет право с учетом мнения профсоюза вводить режим неполного рабочего времени на срок до шести месяцев. Работодатель согласует свое мнение с мнением профсоюза при привлечении к сверхурочным работам (ст. 99 ТК РФ); к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ); при установлении различных стимулирующих выплат (ст. 144 ТК РФ). Правила внутреннего трудового распорядка также утвер­ждаются с учетом мнения профсоюза (ст. 190 ТК РФ). Если работодатель не соблюдает данного требования, то акты, при­нятые им, являются недействительными.

Специфичный способ защиты трудовых прав также может рассматриваться в качестве способа правового регулирования отношений. В ТК РФ в качестве органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, обозначены комиссии по трудовым спорам (ст. 382 ТК РФ), в качестве паритетного орга­на выступает примирительная комиссия, а в качестве третей­ского органа - трудовой арбитраж или посредник (ст. 401 ТК РФ). В случае, когда примирительные процедуры не дали ре­зультата, работники могут использовать свое право на забас­товку.

Статья 352 ТК РФ указывает следующие способы защиты трудовых прав работников:

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

Самозащита работниками трудовых прав, судебная защита.

Статья 1 ТК РФ определяет основные цели и задачи трудо­вого права, закрепляет его самостоятельность как отрасли пра­ва. Трудовое право выполняет три основные функции: защитную, производственную и социального партнерства. Защитная фун кция проявляется в защите интересов работников, производ­ ственная - в защите интересов работодателя. Функция социальн ого партнерства выражается в согласовании интересов работников и работодателей при содействии государства. В целом, каждая функция представляет собой направление правового регулирования в сфере труда, воздействует на участников отно­шений в сфере труда и закрепляется в нормах права.

1.2. Система трудового права

Систему трудового права условно можно разделить на две части: общую и особенную.

Общая часть содержит нормы, распространяющиеся на все общественные отношения: посредством них определяются принципы и задачи правового регулирования, основные тру­довые права и обязанности работников, разграничиваются пол­номочия между федеральными органами государственной вла­сти и органами государственной власти субъектов РФ.

Особенная часть структурируется по институтам как сово­купности однородных групп правовых норм, а именно:

Трудоустройство (объединяет нормы, регулирующие от­ношения, связанные с поиском гражданами подходящей работы). Этот институт открывает особенную часть от­расли;

Трудовой договор (здесь сгруппированы нормы о поня­тии, видах трудового договора, порядке приема на рабо­ту, переводах, увольнениях). Институт трудового дого­вора является центральным институтом отрасли;

Рабочее время, время отдыха;

Оплата труда, гарантийные, компенсационные выплаты;

Дисциплина труда;

Материальная ответственность сторон трудового дого­вора;

Охрана труда.

Соответственно к институтам, регулирующим отношения, тесно связанные с трудовыми, можно отнести:

Институт профессиональной подготовки и повышения квалификации на производстве;

Институт рассмотрения трудовых споров;

Институт надзора (контроля) за соблюдением трудового законодательства.

В соответствии с таким разделением норм построен и ТК РФ, хотя есть и некоторые отступления. Так, нормы, регулиру­ющие труд женщин и несовершеннолетних, выделены в отдель­ные главы (гл. 41,42 ТК РФ), однако сами по себе они не могут выступать самостоятельными институтами, так как для их при­менения необходимо учитывать ряд общих норм.

В юридической литературе существует мнение о том, что в особенной части трудового права в условиях рыночных отно­шений следует различать два основных блока норм:

1) нормы, в которых закрепляются государственные стан­дарты правового регулирования наемного труда;

2) договорные нормы (договорное трудовое право).

Система трудового права динамична, она изменяется и со­вершенствуется с развитием общества, трудовых отношений. Об этом свидетельствует формирование новых институтов: обеспечения занятости, социального партнерства.

Не следует отождествлять понятия системы отрасли трудо­вого права, системы трудового законодательства и системы науки, в том числе учебного курса. Система трудового права представляет собой систематизированную совокупность юри­дических норм и институтов, а трудовое законодательство - это внешняя форма права, выступающая как единый комплекс нормативных правовых актов и служащая источником трудо­вого права. Предметом и целью учебного курса является изу­чение норм трудового права, трудовых правоотношений, их развития. Предмет науки не ограничивается законодательством о труде, поскольку наука изучает не только российское, но и зарубежное трудовое право, международно-правовое регули­рование труда. Наука вырабатывает систему взглядов, выводов и представлений по проблемам правового регулирования об­щественных отношений в сфере труда, которые учитываются впоследствии в нормотворчестве.

2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ТРУДОВОГО ПРАВА.

2.1. Понятие принципов трудового права

Принципы трудового права - это основополагающие руко­водящие начала, выражающие сущность норм трудового пра­ва и главные направления политики государства в области пра­вового регулирования общественных отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организа­цией наемного труда. Они закреплены в ст. 2 ТК РФ.

По сфере действия принципы подразделяют:

На общеправовые, которые положены в основу правовой системы в целом. К их числу относят принципы гума­низма, равноправия, социальной справедливости и др.;

Межотраслевые, являющиеся общими для нескольких отраслей права, в числе которых выделяют принципы свободы договора, охраны собственности, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты;

Отраслевые, выражающие общие свойства норм конкрет­ной отрасли права и проявляющиеся в отдельных инсти­тутах и нормах;

Отдельных институтов отрасли.

Например, институт социального партнерства характеризу­ется наличием таких принципов, как равноправие сторон, ува­жение и учет интересов сторон, и иных принципов, закреплен­ных в положениях ст. 24 ТК РФ.

Принципы правового регулирования труда регламентиру­ются международно-правовыми нормами, в частности Всеоб­щей декларацией прав и свобод человека и гражданина (при­нята и провозглашена резолюцией 217 А (III ) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.) и Международным пак­том об экономических, социальных и культурных правах (при­нят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.).

2.2. Общая характеристика принципов трудового права

Статья 2 ТК РФ устанавливает 19 принципов трудового права:

1) свобода труда, включая право на труд;

2) запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда:

3) защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

4) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие тре­бованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачивае­мого ежегодного отпуска;

5) равенство прав и возможностей работников;

6) обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное существование для самого трудя­щегося и его семьи, и не ниже минимального размера оплаты труда;

7) обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, пе­реподготовку и повышение квалификации;

8) обеспечение права работников и работодателей на объе­динение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

9) обеспечение права работников на участие в управлении организацией;

10) социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном ре­гулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

11) обязательность возмещения вреда, причиненного работ­нику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

12) обеспечение права на обязательное социальное страхо­вание работников;

13) сочетание государственного и договорного регулирова­ния трудовых отношений;

14) обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

15) установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государствен­ного надзора и контроля за их соблюдением;

16) обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;

17) обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

18) обеспечение права работников на защиту своего досто­инства в период трудовой деятельности;

19) обязанность сторон трудового договора соблюдать усло­вия заключенного договора, включая право работодателя тре­бовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право ра­ботников требовать от работодателя соблюдения его обязанно­стей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Каждый принцип реализуется через иные нормы ТК РФ, поэтому нарушение норм ведет к нарушению принципов. Вме­сте с тем принципы предопределяют содержание будущих норм права, регулирующих трудовые отношения.

3. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

3.1. Источники трудового права: понятие и виды

В собственно юридическом смысле под источниками права принято понимать формы закрепления (внешнего выражения) правовых норм. С помощью источников объективное право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеизвест­ность, общеобязательность и т.д.

ТК РФ говорит о двух способах регулирования отношений в сфере труда: нормативном (ст. 5, 8 ТК РФ) и договорном (ст. 2 ТК РФ). Нормативное регулирование осуществляется с помо­щью норм права, в частности законов и иных нормативных правовых актов (Конституции РФ, федеральных законов, поста­новлений Правительства РФ, актов органов государственной власти, местного самоуправления и т.д.). Договорное регулиро­вание осуществляется посредством коллективных договоров между работниками и работодателе, а также при помощи тру­довых договоров, заключаемых с отдельным работником.

Составной частью системы источников трудового права нашего государства являются также локальные нормативные акты , содержащие нормы трудового права. Работодатель при­нимает такие акты в пределах установленной компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями. В современ­ной науке трудового права основное внимание уделяется ана­лизу федеральных норм. Однако не стоит недооценивать зна­чение локальных нормативных актов. За ними признается функция конкретизации федеральных норм трудового права.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и пря­мое действие, в связи с чем признается источником права во всех отраслях. Суды вправе отказаться применять закон, со­славшись на его несоответствие Конституции РФ, и отдать предпочтение последней как акту прямого действия. Что каса­ется норм трудового права, то в ст. 37 Конституции РФ закреп­лены основные права в сфере труда, в том числе принципы свободы труда, запрещение принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на трудовые споры, включая право н^ забастовку. Кроме того, Конституция РФ устанавливает положение, в соответ­ствии с которым трудовое законодательство находится в совме­стном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72).

Конкретизируя положения ст. 72 Конституции, ТК РФ по­свящает отдельную статью вопросам разграничения полномо­чий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере тру­довых отношений (ст. 6). Здесь указывается, что законы и нор­мативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным фе­деральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федераль­ных органов исполнительной власти.

ТК РФ вступил в силу с 1 февраля 2002 г. Он является чет­вертым по счету кодифицированным источником трудового права. Первый Кодекс законов о труде (КЗоТ) был принят в декабре 1918 г. Благодаря ему образовалась самостоятельная отрасль трудового права. В нем впервые провозглашалось пра­во граждан РСФСР на труд. Однако первый российский КЗоТ содержал нормы, которые серьезно ограничивали трудовые права граждан. В частности, это касалось трудовой повинно­сти, которая, за некоторым исключением, устанавливалась для всех граждан РСФСР. 30 октября 1922 г. был принят второй российский КЗоТ, который сыграл большую роль в развитии трудового права республик бывшего СССР. На этом этапе тру­довая повинность устанавливалась лишь в исключительных случаях, а на первое место выдвигался трудовой договор. В 1971 г. в РСФСР был принят третий КЗоТ, в котором закреплялось дальнейшее развитие права советских граждан на труд. Несмот­ря на изменения и дополнения, внесенные в КЗоТ, в условиях перехода к рыночным отношениям он не регулировал многие вопросы. Оставалось неясным, что делать в случае задержки заработной платы, правомерна ли выплата ее в натуральной форме, не было понятия ненормированного рабочего дня, не регулировались отношения между работником и работодате­лем - физическим лицом. Принятие в декабре 2001 г. ТК РФ стало серьезным шагом в формировании правовой базы соци­ально-трудовой сферы на современном этапе.

Конституция РФ и ТК РФ устанавливают правило, соглас­но которому общепризнанные нормы и принципы междуна­родного права выступают как составная часть национального законодательства. Поэтому не стоит забывать о приоритетно­сти норм международного права. Международные трудовые стандарты - главный результат международно-правового ре­гулирования труда. Основные нормы в данной сфере обще­ственных отношений закреплены в актах ООН, МОТ, согла­шениях государств.

В науке трудового права по вопросам о природе, сущности и значении международных договоров и конвенций МОТ от­сутствует единое мнение. Большинство ученых считают кон­ венции МОТ и международные договоры источниками россий­ского трудового права. Данная позиция обосновывается тем, что они обязательны для использования в практике националь­ного законотворчества и правоприменительной деятельности. Однако некоторые исследователи, признавая, что конвенции МОТ имеют значение для российского законодательства, ут­верждают, что в буквальном смысле они источниками права не являются, поскольку национальное законодательство не вос­производит их содержания.

Выступая в качестве источников трудового права, конвен­ции МОТ устанавливают правило, в соответствии с которым при рассмотрении трудового спора в суде работники могут ссы­латься на них для защиты своего права. В этом случае суд обязан принять их во внимание.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ обобщают пра­воприменительную практику судов, дают толкование конкрет­ным нормам права, что позволяет определить, как единообраз­но и правильно применять нормы трудового законодательства. Постановления Пленума Верховного Суда дают возможность восполнить имеющиеся пробелы и устранить неясности в тру­довом законодательстве.

Конституционному Суду РФ также приходится решать воп­росы, связанные с нормами трудового права, в частности уста­навливать их конституционность или неконституционность. В случае, когда Конституционный Суд РФ придет к выводу о несовершенстве закона, он в порядке законодательной иници­ативы вправе обратиться в Государственную Думу РФ с пред­ложением о внесении в закон изменений илк дополнений.

3.2. Действие нормативных актов о труде для отдельных категорий работников.

В структуре ТК РФ прослеживается определенное разделе­ние норм на те, которые распространяются на всех работни­ков, и те, которые характерны только для отдельных их катего­рий (раздел XII). В связи с этим в науке стали выделять две группы норм в сфере труда:

1) общие, распространяющиеся на всех работников наем­ного труда;

2) специальные, которые действуют только для отдельных категорий работников (женщин, несовершеннолетних, работ­ников бюджетной сферы, лиц, занятых на тяжелых и вредных работах, временных и сезонных работников и др.).

Таким образом, законодатель закрепляет действие трудово­го законодательства по кругу лиц . Так, по общему правилу нор­мативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работников - лиц, заключивших трудовой договор. Однако существуют некоторые исключения, обусловленные объективными причинами. В отдельных слу­чаях нормы ТК РФ также применяются к лицам, еще не состо­ящим в трудовых отношениях. (например, ст. 64, 381 ТК РФ). Кроме того, действие российских нормативных правовых ак­тов о труде распространяется на трудовые отношения иност­ранных граждан, лиц без гражданства, организаций, создан­ных или учрежденных ими либо с их участием, работников международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом или меж­дународным договором РФ. Указанные категории работников и работодателей пользуются теми же правами и несут такие же обязанности, которые устанавливаются для всех работников и работодателей (ст. 21, 22 ТК РФ).

В ст. 11 ТК РФ выделяются некоторые категории лиц, на которых не распространяется действие ТК РФ и иных норма­тивных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если они одновременно не выступают в качестве работодате­лей или их представителей. К их числу законодатель относит:

Военнослужащих при исполнении обязанностей военной службы;

Членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с дан­ной организацией трудовой договор);

Лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера;

Других лиц, если это установлено федеральным законом.

Трудовое законодательство не распространяется на сотруд­ников Федеральной службы безопасности. К отношениям, свя­занным с гражданской службой, применяются нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права лишь в части, не урегулированной Федеральным законом «О государ­ственной гражданской службе Российской Федерации». Регу­лирование труда заключенных осуществляется в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ (далее - УИК РФ), в котором конкретизируются конституционные нормы с уче­том их особого правового положения (например, УИК РФ зак­репляет принцип обязательности труда осужденных).

До XX в. государство почти не регулировало применение труда на производстве. Считалось, что работник и работода­тель - свободные люди и могут сами регулировать свои отно­шения трудовым договором. Однако всегда так получалось, что работодатель в условиях безработицы диктовал работнику са­мые невыгодные условия (например, 16-часовой рабочий день, невысокая зарплата и т. п.). Поэтому государство в первой по­ловине XX в. перестало считать отношения по найму рабочей силы частным делом работника и работодателя, увидев в рас­сматриваемой сфере публичный интерес (например, сохране­ние социальной стабильности, охрана здоровья человека, под­держание достойного уровня его жизни), и стало устанавливать в правовых нормах, носящих строго обязательный характер, минимальные гарантии для работающих по трудовому догово­ру. Именно эти нормы образовали впоследствии самостоятель­ную отрасль права - трудовое право.

Трудовое право - это система норм права, регулирующих от­ношение работодателя и работника по поводу использования его способности к труду (наемного труда).

Необходимо специально остановиться на вопросе, какие конкретно отношения по поводу использования способности работника к труду регулирует трудовое право, т. е. очертить предмет регулирования трудового права . Дело в том, что не все отношения, так или иначе связанные с трудом, регулируются трудовым правом.

Во-первых, не нуждается в правовом регулировании труд ли­ца, работающего на самого себя. Не секрет, что, как правило, для каждого является необходимой работа по приготовлению пищи, уборке квартиры, многие трудятся на садовом участке и т. д. В данном случае результаты труда используются самим работником, а потому и не возникает отношений между людь­ми по поводу использования способностей к труду.

Во-вторых, не регулируется с помощью норм трудового пра­ва труд предпринимателя, использующего свое имущество для регулярного извлечения прибыли. Строго говоря, в данном слу­чае труд предпринимателя является разновидностью труда на свое благо, когда отношений между работником и лицом, ис­пользующим способности другого лица к труду, не возникает. В данном случае правовому регулированию подлежат отноше­ния по поводу использования собственником своего имущест­ва, составляющие предмет регулирования гражданского права.

Некоторые проблемы возникают при рассмотрении трудо­вых отношений, возникающих на производствах, где постоян­ные работники являются одновременно и участниками (акцио­нерами, пайщиками и т. п.) данных юридических лиц. Здесь возможны две ситуации. Первая - когда администрация юри­дического лица заключила трудовой договор с работником - участником юридического лица. В данной ситуации, как прави­ло, имеется возможность четко развести гражданско-правовые (участие в управлении юридическим лицом, выплата дивиден­дов и др.) и трудовые (вопросы рабочего времени, времени от­пуска, заработной платы, увольнения и др.) отношения. Вто­рая - когда трудовой договор с участником юридического лица не заключался, а он работает в фактическом порядке. Такое возможно, как правило, только в небольших организациях, где работающие знают друг друга: в обществах с ограниченной от­ветственностью, производственных кооперативах. Большинство ученых - специалистов по трудовому праву склонны считать данные отношения в определенной мере попадающими в сферу регулирования трудового права.

В-третьих, трудовое право не регулирует отношения, возни­кающие в связи с выполнением работы по гражданско-право­вому договору подряда. Например, отношения между подряд­чиком и заказчиком, хотя и возникают по поводу выполнения определенной работы, тем не менее носят имущественный, а не трудовой характер. Заказчик заинтересован прежде всего не в том, чтобы подрядчик изо дня в день добросовестно выполнял свои трудовые функции, а в том, чтобы последний к установ­ленному сроку предоставил в распоряжение заказчика полез­ный результат работы. Поэтому предметом договора подряда является не трудовая функция работника, т. е. работа, выпол­няемая в течение неопределенного срока, а выполнение разо­вой работы по изготовлению или переработке вещи. И если в подрядных отношениях стороны остаются в положении равен­ства, то в трудовых между работником и работодателем возни­кают специфические отношения власти и подчинения. Из этого вытекают другие отличия трудового договора: отсутствие от­ветственности работника за результат работы, подчинение работника трудовому режиму, обязательность выполнения рас­поряжений администрации и др.

В-четвертых, с помощью норм трудового права не регулиру­ется техническая организация труда, т. е. вопросы технологии изготовления продукции, устройства станков и т. п.

Трудовое право регулирует следующие вопросы:

    кто может стать работником по трудовому договору;

    как заключается трудовой договор;

    как увольняются работники;

    какое время работник должен трудиться;

    как оплачивается его труд;

    какие отпуска ему предоставляются;

Помимо этих трудовое право регулирует еще некоторые во­просы, тесно связанные с использованием труда работника на производстве: занятость и трудоустройство, взаимоотношения трудового коллектива и администрации, профсоюза и админи­страции, подготовка кадров, повышение квалификации, мате­риальная ответственность работника и работодателя, разреше­ние трудовых споров и др.

Трудовое законодательство - это совокупность нормативных актов, регулирующих трудовые отношения.

Оно довольно объемно. Все нормативные акты, его состав­ляющие, можно подразделить в зависимости от их юридиче­ской силы на законы и подзаконные акты.

Среди законов, регулирующих трудовые отношения, прежде всего следует назвать Декларацию прав и свобод человека и гра­жданина , принятую Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., где закрепляется право граждан на труд.

Конституция РФ (1993 г.) формулирует основные конститу­ционные принципы использования труда в России - самые об­щие нормы о применении труда.

1. Труд в нашей стране свободен. Это означает, что каждый гражданин вправе по своему усмотрению распоряжаться свои­ми способностями к труду: может выбрать себе род занятий, профессию. Гражданин может вообще отказаться от труда (ко­нечно, если он может себе это позволить), и никто не сможет принудить его к этому. В Российской Федерации принудитель­ный труд запрещен. Не считаются принудительным трудом ра­боты по приговору суда, работы в условиях общественного бед­ствия, военная служба.

2. Каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены . Во-первых, законода­тельство содержит требования, правила безопасности труда, ко­торые не могут нарушаться. Во-вторых, за труд во вредных ус­ловиях устанавливается повышенная заработная плата, предоставляются дополнительные отпуска, выдается молоко и т. д. В-третьих, некоторые категории работников не допуска­ются к таким работам. В-четвертых, законодательство устанавливает ответственность работодателя, за ущерб, нанесенный жизни и здоровью работника. В-пятых, контролем за безопас­ностью труда занимаются специальные органы (инспекции, профсоюзы и др.).

3. Труд каждого должен быть соответствующим образом вознагражден. Не допустимы какие-либо ущемления в оплате труда в зависимости от пола, возраста, национальности и др. Минимальный размер оплаты труда устанавливается государ­ством.

    Каждый человек имеет право на защиту от безработицы.

    Каждый имеет право на отдых.

Особое место среди источников трудового права занимает Трудовой кодекс (ТК РФ) , систематизированно регулирующий все стороны трудовых отношений. Это довольно объемный нормативный акт, состоящий из 424 статей, размещенных в 14 разделах, включающих в себя 62 главы. Он принят в 2001 г.

Трудовое законодательство, помимо ТК, содержит и другие законы, относящиеся к отдельным институтам, например Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» или Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

Подзаконными актами (указами, постановлениями, инструк­циями и др.) трудовые отношения в последнее время стали ре­гулироваться в меньшей степени, нежели ранее, когда в нашей стране парламент как орган, работающий на постоянной осно­ве и профессионально занимающийся законотворчеством, от­сутствовал. Подзаконные акты, действующие на сегодняшний день, приняты в основной своей массе после 1991 г. Среди цен­тральных органов делегированным правотворчеством в сфере труда занимается Министерство труда и социальной защиты (в его составе Федеральная служба занятости). Органы власти (представительные и исполнительные) субъектов Федерации и органы местного самоуправления активностью в этом плане не отличаются.

В регулировании трудовых правоотношений большое место занимают корпоративные (или локальные) нормативные акты . Это акты, разрабатываемые и принимаемые на предприятии и распространяющиеся на коллектив данного предприятия (на­пример, Положение о приеме на работу, Положение о премиях, Правила внутреннего трудового распорядка и т. п .). Как прави­ло, они лучше учитывают условия и особенности конкретного предприятия и более точно регулируют трудовые отношения, нежели законодательные нормативные акты.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ТРУДОВОЕ ПРАВО
Рубрика (тематическая категория) Культура

Трудовое право - это отрасль права, регулирующая отношения в процессе трудовой деятельности.

Основные принципы прудового права˸

1) право на труд, право свободно распоряжаться своими спо­собностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

2) запрещение принудительного труда;

3) защита от безработицы;

4) право на справедливые условия труда, отвечающие требо­ваниям безопасности и гигиены;

5) право на отдых;

6) равенство прав и возможностей работников;

7) право на справедливое вознаграждение за труд;

8) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, а также право на забастовку.

Трудовое право как отрасль права состоит из различных норма­тивных актов. Все они являются источниками трудового права.

Источники трудового права - это Конституция РФ (статья 37), Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г. (вступил в действие с I февраля 2002 г.), а также ряд федеральных законов (ʼʼО порядке разрешения коллективных трудовых споровʼʼ, ʼʼОб ос­новах охраны труда в Российской Федерацииʼʼ, ʼʼО коллективных договорах и соглашенияхʼʼ и др.).

К источникам трудового права относятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ в прудовой сфере, акты орга­ном местного самоуправления, документы, регулирующие внут­ренний трудовой распорядок на каждом предприятии.

Субъектами трудового нрава выступают участники трудовых правоотношений - работники и работодатели. Кроме того, в не­которых случаях субъектами могут быть представители работни­ков и работодателей, профсоюзные органы, органы занятости на­селения, органы по рассмотрению трудовых споров, органы над­зора за соблюдениемтрудового законодательства.

Работодатель - это физическое или юридическое лицо, осу­ществляющее найм работника и вступающее с ним в трудовые отношения. Работник - это физическое лицо, вступившее в тру­довые отношения с работодателем. Для того чтобы вступить в тру­довые правоотношения, гражданин должен обладать трудовой правосубъектностью (праводееспособностью). Трудовая правосубъектность наступает по достижении 16 лет. Законодательство пре­дусматривает возможность вступать в трудовые отношения и ли­цам, не достигшим 16-летнего возраста. Так, лица, получившие основное общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовые договоры. С согласия родителей на работу мо­жет быть принят несовершеннолетний с 14 лет при условии ᴇᴦο работы в свободное от учебы время (например, во время кани­кул).

Документом, определяющим общие вопросы взаимоотноше­ний работников и работодателя, служит коллективный договор.
Размещено на реф.рф
Он может включать в себя вопросы оплаты труда, компенсаций, ра­бочего времени и времени отдыха, социального страхования и т.д. Коллективный договор заключается на общем собрании трудово­го коллектива или профсоюза на срок от одного до трех лет.

Трудовое правоотношение возникает на основании трудового договора. Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по определенной специальности, квалификации или должности, обеспечить условия труда, предус­мотренные законами, иными нормативно-правовыми актами, коллективным договором, вовремя и в полном размере выплачи­вать работнику заработную плату, а работник обязуется лично и добросовестно выполнять определяемые этим соглашением трудовые функции и соблюдать действующие в данной организации правила внутреннего трудового распорядка.

ТРУДОВОЕ ПРАВО

самостоятельная отрасль российского права, предметом которой являются трудовые отношения работников и работодателей. Метод Т.п. основан на сочетании централизованного и локального регулирования трудовых отношений, при этом все большую, чем в прошлом, значимость приобретает регулирование условий труда и заработной платы посредством коллективных и трудовых договоров. Если централизованное регулирование присуще и другим отраслям права, то локальное - только Т.п. В этом состоит одна из характерных особенностей, отличающих Т.п. от других отраслей права. В Т.п. существуют две наиболее общие группы трудовых правоотношений - индивидуальные правоотношения и коллективные правоотношения. Они разнятся по субъектам правоотношений, своему содержанию, основаниям возникновения и прекращения. Индивидуальные трудовые правоотношения складываются между работником и работодателем по поводу применения труда. Будучи сложными, они распадаются на более простые - правоотношения по обеспечению работой, по оплате труда, рабочему времени и т.д. Основанием возникновения и прекращения индивидуальных трудовых правоотношений является, как правило, трудовой договор. Коллективные трудовые правоотношения складываются между работниками организации и работодателем по поводу установления и применения условий труда и заработной платы, участия работников в управлении. Основанием возникновения и прекращения коллективных трудовых правоотношений в настоящее время, как правило, является коллективный договор. В перспективе к ним можно будет отнести и соглашения. По с р а в н е н и ю с д р у г и м и о т р а с л я м и права Т.п. имеет как общие с ними источники, так и особенные, характерные только для него. К общим источникам относятся Конституция РФ, законы, среди которых в первую очередь следует назвать КЗоТ, указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты органов местного самоуправления, а также постановления судов высшей инстанции, например Верховного Суда РФ. К особенным источникам Т.п. относятся акты локального регулирования (коллективные договоры, правила внутреннего трудового распорядка и др.). Наряду с названными внутригосударственными источниками в Т.п. имеются международные источники - двусторонние и многосторонние договоры, например международные пакты о правах человека и конвенции МОТ. Эта группа источников обусловлена Конституцией РФ (п. 4 ст. 15). Как и в других отраслях, система Т.п. состоит из институтов, включающих институты коллективного договора и соглашения, трудового договора, занятости, рабочего времени и времени отдыха, заработной платы и т.д. Среди них центральным институтом является трудовой договор. Вместе с тем, если коллективные договоры и соглашения, для которых имеется достаточная законодательная основа, будут развиваться, в будущем институт коллективного договора может занять равнозначное место с институтом трудового договора. Т.п. России в качестве самостоятельной отрасли сформировалось после принятия в 1918-22 первых двух российских кодексов законов о труде, хотя общественное и научное признание получило значительно позже, примерно в 50-х гг. Столь запоздалое признание объясняется тем обстоятельством, что Т.п. вышло из гражданского и административного права, приверженцы которого, занимая консервативные позиции, никак не могли согласиться с появлением новой отрасли права. Запоздалое признание Т.п. харакгерно не только для России. В странах Запада оно происходило в очень разное время. Так, в Великобритании, которая первой стала на путь принятия законодательства, ограничивающего эксплуатацию (законы начала 19 в. об охране труда детей и женщин), борьба за признание трудового права закончилась сравнительно недавно - в 70-х гг. 20 в. В то же время во Франции, где первый закон об охране труда был принят позже, чем в Великобритании (Закон 1841 о труде детей на промышленных предприятиях), признание Т.п. произошло намного раньше. В этой стране впервые была осуществлена кодификация трудового законодательства (подготовка первого кодекса труда относится к 1910). Во Франции само понятие Т.п. появилось как порождение социалистической мысли «под влиянием теоретиков социализма». Известный юрист Жорж Сесель назвал его «настоящим классовым правом». Появилось понятие Т.п. в ходе революции 1848 в качестве обобщенной социальной программы, т.е. программы, направленной на защиту интересов и потребностей людей труда, включавшей утверждение свободы ассоциаций, ограничение рабочего дня десятью часами для взрослых работников, осуждение купли-продажи рабочей силы, упразднение платных бюро по найму, создание так называемой Люксембургской комиссии, явившейся прообразом будущего министерства труда. Не случайно в 20 в. в странах Западной Европы крупные позитивные реформы в области труда и трудовых отношений осуществлялись главным образом, когда у власти находились социалисты, социал-демократы или лейбористы, либо под их большим общественным влиянием. Первый р о с с и й с к и й трудовой кодекс (КЗоТ РСФСР) появился в 1918. Наряду с нормами, несомненно отвечающими интересам трудящихся масс, он содержал нормы, серьезно ограничивавшие Т.п. граждан. Однако существенного значения для регулирования условий труда он не приобрел в связи с экономической разрухой в стране, начавшейся гражданской войной и др. обстоятельствами, создавшими серьезные препятствия для применения норм, направленных на улучшение условий труда работников на производстве. В то время условия труда регулировались отдельными правительственными декретами. Этот период в истории России получил наименование военного коммунизма. Второй российский кодекс (КЗоТ РСФСР) был принят в 1922. Он закрепил основы правового регулирования труда, сложившиеся в связи с переходом страны от политики военного коммунизма к Новой экономической политике (нэпу). Кодекс произвел революцию в правовом регулировании труда, ибо означал отказ от такого широко применявшегося в предшествующий период регулирования трудовых отношений, в котором важным элементом являлось принудительное привлечение к труду. Тогда для всех граждан РСФСР, за некоторым изъятием, была установлена трудовая повинность. КЗоТ 1922 заменил принудительное привлечение к труду трудовым договором, трудовая повинность устанавливалась в исключительных случаях. Возрождались некоторые трудовые права, предусмотренные КЗоТ 1918, вводились новые, ранее неизвестные ни в России, ни за ее пределами. Поскольку содержание КЗоТ 1922 во многом определялось нэпом, отказ от него повлек за собой отход от целого ряда нововведений кодекса, в том числе в ряде весьма существенных областей правового регулирования труда (ежегодные отпуска, отпуска по беременности и родам, судебное обжалование увольнений по инициативе администрации и т.д.). Постепенно правовое регулирование труда стало осуществляться не столько республиканскими кодексами, сколько общесоюзным законодательством, которому кодексы должны были соответствовать. Этот процесс привел к принятию в 1970 основополагающего закона, призванного обеспечить единство правового регулирования труда на всей территории СССР - Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. В соответствии с ними был принят новый КЗоТ РСФСР (1971), а также новые кодексы союзных республик. Основы и кодексы во многом воспроизводили КЗоТ 1922, хотя в них появилось немало нового. Так осуществилась третья (после 1918 и 1922) кодификация законодательства о труде. К концу 80-х гг. в советском Т.п. наряду с безусловно полезными для трудящихся нормами было немало недостатков. К их числу следовало бы отнести ошибочную ориентацию права на производство, а не на работника; низкий уровень условий труда и заработной платы, почти полное отсутствие договорных начал в отношениях между работниками и администрацией предприятий, слабость механизма защиты трудовых прав при массовом их нарушении. После развала СССР и в связи с переходом к рыночным отношениям началось формирование современного Т.п. России на базе ранее принятого законодательства путем внесения в него тех или иных изменений и дополнений, а также путем принятия новых законов. И з м е н е н и я в действующее законодательство можно разбить на две группы. Первая включает радикальные изменения некоторых институтов Т.п., в первую очередь института заработной платы: определение ее размеров, за исключением бюджетной сферы, перешло от государства к предприятиям. Государство оставило за собой лишь определение минимальных размеров. Второе изменение касается института трудовых споров, который, наряду с индивидуальными, отныне включает порядок разрешения коллективных трудовых споров и, что особенно важно, порядок организации и проведения забастовок. Говоря об индивидуальных спорах, нельзя не сказать о значительном расширении судебной защиты нарушенных прав и о возможности в определенных случаях возмещения морального вреда. Третье радикальное изменение касается института контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде. Другая группа подвижек, хотя и имеет весьма существенное значение, формально не изменила правовые институты. Это в первую очередь институт коллективных договоров и соглашений (новое законодательство создало большие возможности для коллективно-договорного регулирования труда). Это также институт профсоюзов, демократизации и упрочению правового положения которого во многом способствовало принятие специальных законов о профсоюзах. Существенные преобразования произошли и в других институтах - времени отдыха в связи с установлением ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 24 рабочих дней, труда женщин и молодежи, занятости в связи с признанием безработицы как явления общественной жизни и принятием некоторых мер защиты от нее. Определенной вехой в развитии российского Т.п. явилось принятие в 1993 Конституции РФ в той части, которая касается условий труда и трудовых отношений. В Конституции целый ряд Т.п. отнесен к категории прав человека: свобода труда и запрещение принуждения к нему, вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже минимального размера, право на охрану труда и на защиту от безработицы, право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку, право на отдых, а также на создание профессиональных союзов для защиты работниками своих интересов. Таким образом, в Конституции получила закрепление прямая связь между трудовыми правами и правами человека, обозначенная уже в международных документах и способствующая более надежному применению Т.п. в различных странах. Принципиальное значение для регулирования труда имеет установленный Конституцией приоритет международного договора РФ перед внутренним правом. Отнесение в Конституции целого ряда Т.п. к категории прав человека повышает юридическую и моральную значимость Т.п., а также ответственность за их нарушение. Упомянутые конституционные нормы призваны усилить защитный характер Т.п., что приобретает особую важность в нынешний переходный к рынку период, когда нарушения права - не менее, а возможно и более многочисленны, чем раньше. В связи с переходом к рынку среди российских экономистов и частично юристов распространились модные на Западе идеи неолиберализма, которые они пытаются спроецировать на регулирование трудовых отношений в России в ультралиберальном варианте. Однако перенесение на российскую почву западных идей без учета местных условий неизбежно приводит к крайностям, к стремлению подменить нормы Т.п. гражданско-правовыми, что привело к ослаблению положения работника на производстве. Западноевропейский правовой неолиберализм ставит под сомнение необходимость Т.п., по крайней мере как права, направленного на защиту человека труда. При этом основным аргументом является глобализация экономики и переход капитализма на более высокий уровень развития. В практику правового регулирования труда неолиберальные взгляды проникли довольно глубоко. Тем не менее Т.п. сохраняет свою значимость, хотя уровень защиты работников не всегда одинаков даже в рамках одной страны. О значимости национального и международного Т.п. свидетельствует его поддержка в Международной организации труда (МОТ), что вполне естественно: эксплуатация труда, для борьбы с которой была создана МОТ, не исчезает, а принимает лишь новые формы и способы осуществления. СЛ. Иванов

В социалистическом обществе взаимные отношения людей в процессе производства характеризуются как отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации работников. Трудовое отношение складывается и проявляет себя не только в процессе производства, но и в процессе распределения общественного продукта (получение работающим доли общественного продукта в качестве оплаты за труд). Будучи урегулировано Т. п., трудовое отношение становится правоотношением. Оно выступает как волевое отношение, содержание которого дано экономическим отношением, как совокупность взаимных прав и обязанностей сторон–самого работника и предприятия, учреждения или хозяйства, где он работает (обязанность выполнять соответствующую работу, соблюдая установленную меру труда; право получать определенное вознаграждение за свой труд и т. п.).

Советское Т. п. является одним из мощных средств, содействующих применению и использованию в интересах всего общества познанных экономических закономерностей общественного развития. В соответствии с требованиями основного экономического закона социализма правовое регулирование труда в СССР идет по линии неуклонного улучшения материально-бытового и культурного благосостояния трудящихся на основе повышения производительности труда, непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.

В первую главную фазу развития советского социалистического государства служебная роль советского Т. п. состояла в содействии строительству и оформлению социалистического базиса, воспитанию новой, социалистической дисциплины труда на предприятиях обобществленного сектора народного хэ-зяйства, подъему производительности труда, улучшению материально-бытовых условий трудящихся.

Одновременно советское Т. п. первой главной фазы развития советского социалистического государства являлось одним из важнейших орудий проведения политики ограничения и вытеснения частно- капиталистических элементов и подготовки условий для полной их ликвидации.

Во второй главной фазе развития советского социалистического государства советское Т. п. содействует дальнейшему укреплению социалистического базиса, росту производительности труда, непрерывному росту и совершенствованию социалистического производства на базе новой техники, обеспечению народного хозяйства новыми кадрами и культурно-техническому подъему трудящихся, широкому развертыванию социалистического соревнования и дальнейшему укреплению социалистической трудовой дисциплины, воспитанию в широких массах трудящихся коммунистического отношения к труду и преодолению пережитков капитализма в сознании людей, последовательному внедрению социалистического принципа оплаты труда по его количеству и качеству, дальнейшему облегчению и оздоровлению труда, обеспечению максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей трудящихся, осуществлению исторической задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму.

И. В. Сталин в труде «Экономические проблемы социализма в СССР» указывал на три предварительных условия, осуществление которых необходимо для того, чтобы подготовить действительный переход к коммунизму. Во-первых, необходимо прочно обеспечить непрерывный рост всего общественного производства с преимущественным ростом производства средств производства; во-вторых, необходимо путем постепенных переходов поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности, а товарное обращение тоже путем постепенных переходов заменить системой продуктообмена; в-третьих, необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь в силу существующего разделения труда к одной какой-либо профессии. Для достижения такого культурного роста нужно сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов, с тем, чтобы члены общества имели достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Далее, для этого необходимо ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества гмели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную заработную плату рабочих и служащих минимум вдвое, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и особенно путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления.

Намеченная директивами XIX съезда партии программа развития нашей страны соответствует требованию основного экономического закона социализма и идет в направлении построения коммунистического общества.

Выполнение пятого пятилетнего плана будет крупным шагом вперед по пути развития от социализма к коммунизму. Советское правовое регулирование труда в наст, время направлено на максимальное содействие выполнению народнохозяйственных и культурных задач этого грандиозного плана.

Решение задач пятого пятилетнего плана требует всемерного укрепления и совершенствования социалистической организации труда, повышения его производительности на основе внедрения новейшей передовой техники, роста технической вооруженности и культурно-технического уровня трудящихся, сознательного отношения к труду и высокой трудовой дисциплины, развертывания массового социалистического соревнования, правильной расстановки и использования кадров по политическим и деловым признакам, неуклонного и последовательного применения социалистического принципа оплаты труда по его количеству и качеству.

Принципы социалистической организации труда получили свое правовое выражение и закрепление в Основном Законе Советского государства – в Конституции СССР. Основным принципом социалистической организации труда является принцип: «от каждого по его способности, каждому – по его труду». С этим основным принципом связан ряд других закрепленных в Конституции СССР принципов организация труда: всеобщая обязанность трудиться по способности согласно принципу: «кто не работает, тот не ест, право на труд, право на отдых, право на образование, право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.

Одним из важнейших принципов советского Т. п., как и всего советского права, является полное и последовательное равенство трудовых прав граждан, независимо от пола, национальности, расы, религиозной принадлежности, строгое запрещение какой бы то ни было дискриминации по указанным и иным признакам. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным матерям, предоставлением женщине отпусков по беременности с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

Проводя в жизнь единые принципы правового регулирования труда, Советское государство в то же время учитывает конкретные условия и обстановку, в которых протекает труд граждан, и, в первую очередь, – форму социалистической собственности, с которой связан труд.

В СССР существуют два основных вида социалистических трудовых отношений: 1) отношения рабочих и служащих, возникающие, как правило, в гос. предприятиях и хозяйствах; 2) отношения, возникающие в колхозно-кооперативных предприятиях и хозяйствах, связанные с членством в кооперативной организации. Т. п. СССР, регулируя оба вида трудовых отношений, охватывает своими нормами как труд рабочих и служащих, так и труд колхозников и членов промысловых артелей. Различие двух указанных основных видов социалистических трудовых отношений, обусловленное существованием двух форм социалистической собственности, вызывает и известные различия в их правовом регулировании при общности основных принципов регулирования. Эти различия касаются порядка возникновения и прекращения трудовых правоотношений, порядка нормирования условий труда, вознаграждения за труд, организации материального обеспечения по нетрудоспособности и т. п.

Единством принципов и дифференциацией правового регулирования труда в СССР определяется и система советского Т. п. В общую часть советского Т. п. входят правовые нормы, относящиеся ко всем гражданам и ко всем видам трудовых отношений (напр., нормы, закрепляющие право на труд, нормы, обязывающие блюсти дисциплину труда, и др.); в особенную часть входят нормы, распространяющиеся только на какой-либо отдельный вид трудовых отношений. В соответствии с этим в особенную часть советского Т. п. входят 2 группы правовых норм:

1) нормы, регулирующие труд рабочих и служащих;

2) нормы, регулирующие труд членов производственно-кооперативных артелей (сельскохозяйственных и промысловых). В свою очередь второй раздел особенной части советского Т. п. состоит из: а) норм, регулирующих труд колхозников; б) норм, регулирующих труд членов промыслово-кооперативных артелей.

Нормы, регулирующие труд колхозников, являются одновременно и нормами Т. п., и нормами колхозного права, поскольку колхозные трудовые отношения входят составной частью в отношения колхозного членства. Нормы, регулирующие труд членов колхоза, тесно связаны с другими нормами, определяющими правовое положение членов колхоза (совместное распоряжение колхозной продукцией, распределение доходов, управление делами колхоза и др.).

Активная роль Т. п. СССР в осуществлении принципов социалистической организации труда проявляется в различных направлениях. Т. п. в СССР содействует: разрешению проблемы кадров (организованный набор кадров, подготовка квалифицированных кадров, закрепление их на производстве и правильное использование), должному выполнению трудовых обязанностей, укреплению трудовой дисциплины, развертыванию социалистического соревнования и его высшей формы – стахановского движения, реализации права на труд, последовательному проведению принципа оплаты по труду, непрерывному повышению материального и культурного уровня жизни трудящихся.

Опыт правового регулирования труда в СССР широко используется странами народной демократии, вступившими на пупь строительства социализма (см. Трудовое право стран народной демократии). В европейских странах народной демократии создается и развивается система социалистического Т. п., построенная на основных принципах, тождественных с принципами советского Т. п. В национализированных предприятиях и хозяйствах Т. п. этих стран, закрепляя за трудящимися ряд правовых гарантий, вместе с тем содействует укреплению трудовой дисциплины, укреплению и развитию новых, социалистических трудовых отношений.

Идеологи буржуазии, особенно правые социалисты, лживо проповедуют, что правовое регулирование труда в капиталистических странах направлено якобы на заботу «надклассового» государства о трудящихся массах, о всемерной охране их интересов. В действительности правовое регулирование труда в современных буржуазных странах направлено на закрепление и усиление капиталистической эксплуатации рабочего класса.

В период империализма и особенно обострения общего кризиса капитализма содержание правового регулирования труда в капиталистических странах отражает действие основного экономического закона современного капитализма. Это выражается в террористическом антирабочем законодательстве, в системе административно-полицейского произвола, в драконовских репрессиях, обрушиваемых на трудящихся монополиями и находящимся в их подчинении капиталистическим государством, в эксплуатации трудящихся масс, угнетении народов колониальных и полуколониальных стран, в развертывании военной экономики, что обеспечивает наибольшие прибыли монополистам.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Выбор редакции
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...

Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...

В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...

1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...
Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...
Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...