Где взять европротокол. Возмещение по европротоколу при ДТП: оформление документов, максимальная выплата


В 2015 году в законодательство, связанное с транспортным движением, в том числе в ПДД, Закон об ОСАГО, КАСКО был внесен целый ряд изменений. В частности, изменились и правила оформления дорожно-транспортных происшествий.

Теперь в ряде случаев участники ДТП могут составить “европротокол” и покинуть место ДТП, не дожидаясь приезда сотрудников ГИБДД. О том, что это за случаи и как оформить ДТП по европротоколу в 2019 году, читайте в нашей сегодняшней публикации.

Что такое европротокол?

Европротокол – это упрощенный способ оформления ДТП. Этот способ уже давно вошел в стандартную практику в западных странах, а в нашей стране только начинает приживаться. Фактически европротокол позволяет без помощи сотрудников ГИБДД достичь договоренности между участниками ДТП.

Европротокол при ДТП 2019 года позволяет самостоятельно оформить дорожно-транспортное происшествие, не дожидаясь сотрудников ГИБДД и не создавая пробку на дороге.

Оформление ДТП по европротоколу

Оформить дорожно-транспортное происшествие с помощью европротокола можно в строго определенных случаях. Эта схема оформления может быть использована при одновременном соблюдении всех условий, перечисленных ниже:

Участниками ДТП стали только два автомобиля, и оба водителя этих автомобилей имеют действующие полисы ОСАГО;
В результате ДТП был причинен только имущественный вред, вреда жизни и здоровью пассажирам, пешеходам, водителям причинено не было;
Помимо автомобилей участников ДТП, другому имуществу вред причинен не был. В том числе, не было повреждено дорожное ограждение, столбы и т.п.
Сумма ущерба, причиненного автомобилям-участникам ДТП, составляет до 25 000 рублей, если полисы ОСАГО были оформлены до 2 августа 2014 года и до 50 000 рублей, если полисы ОСАГО были оформлены после 2 августа 2014 года;
Участники аварии не имеют разногласий по сути ДТП, единогласно определили виновную сторону и отразили это в европротоколе.

Если любое из этих условий не соблюдено, участники аварии не могут оформить ДТП по европротоколу. В этом случае необходимо вызывать сотрудников ГИБДД и выяснять обстоятельства аварии с их помощью.

Заполнение документа

Итак, случилось непоправимое – произошла авария. Люди в ней не пострадали, вред иному имуществу не причинен, а вред, причиненный автомобиль вы оцениваете на сумму составляющую менее 50 000 рублей. Как составить европротокол правильно?

Образец европротокола при ДТП 2019 года должен быть в пакете документов, который страховая компания выдает вместе с полисом ОСАГО. Там же должен быть и чистый бланк европротокола. Но на всякий случай мы выложили данные документы на этой странице.

При заполнении документа необходимо соблюсти следующие правила:

Документ следует заполнять шариковой ручкой;
Документ заполняется обоими водителями. При этом каждый водитель заполняет свою колонку в документе;
После заполнения документа с лицевой стороны, документ следует разъединить;
Каждый водитель ставит по две подписи – под “информацией” и под “согласием”. Подпись на оборотной стороне ставит тот водитель, кому остается данный экземпляр протокола;
После разъединения документа допускается внесение исправлений. При этом исправления обязательно должны быть заверены подписями обоих водителей.

В протокол заносятся персональные данные каждого водителя, идентификационные данные транспортных средств, обстоятельство ДТП, сумма понесенного ущерба. Помимо этого в протоколе следует изобразить схему ДТП. Пример схемы ДТП представлен на картинке ниже:


Заполнив документ описанным выше образом, можно разъехаться. Затем водитель должен в течение 5 рабочих дней с момента ДТП отправить извещение о наступлении страхового случая в свою страховую компанию. Если виновником ДТП оказался второй водитель, а вы претендуете на получение страховой выплаты, приложите к извещению требование о страховом возмещении.

В течение 15 дней с момента ДТП, либо без письменного согласия страховой компании, приступать к ремонту транспортного средства нельзя.

Для наглядности предлагаем посмотреть видео, в котором детально рассмотрена процедура оформления ДТП по европротоколу:

Оформление ДТП, если одно из авто имеет иностранную регистрацию

Обращаем ваше внимание на ДТП, в котором одно из транспортных средств, зарегистрировано на территории иностранного государства. В этом случае оформление по европротоколу возможно, если собственник этого авто не имеет полис ОСАГО или КАСКО, но при этом оформил международный страховой полис «Зеленая карта».

А. Первое, что необходимо предпринять после произошедшего ДТП, это остановиться и выйти из автомобиля. Затем спокойно осмотритесь и лично оцените масштаб произошедшего.

Б. Следующий ваш шаг это установка знака аварийной остановки. Напомним, что согласно пп.7.2п. 7 ПДД РФ, знак аварийной остановки должен быть выставлен на расстоянии не менее 15 метров от ТС в случае остановки на территории населенного пункта и не менее 30 м от ТС при остановке вне территории населенного пункта.

С. Затем необходимо произвести видео фиксацию произошедшего. В качестве средства видео фиксации можно использовать камеру мобильного телефона, фотоаппарат, видеокамеру. Перечислим каким моментам необходимо уделить внимание для формирования подтверждающей базы ДТП:

Общий вид ДТП;
повреждения, имеющиеся у обоих автомобилей;
следы торможения;
номерные знаки;
обломки автомобильных деталей.

Д. Постарайтесь найти и получить письменные показания свидетелей аварии. Запишите их контактные данные. В дальнейшем если у сторон ДТП возникнут разногласия, показания свидетелей облегчат процедуру расследования и установление виновной стороны.

Е. Завершающий этап - это заполнение извещения о ДТП.

Скачать европротокол при ДТП 2019 года

Предлагаем читателю скачать образец европротокола при ДТП 2019 года и бланк этого документа.

Введение новой формы протокола, фиксирующего обстоятельства дорожно-транспортного происшествия согласно европейским стандартам без обязательного вызова сотрудников ГИБДД, позволило участникам столкновения самостоятельно регулировать отношения, возникающие в результате ДТП. С каждым днем документ европейского образца используется все чаще, поэтому знать, как оформить европротокол при ДТП и что нужно делать после его составления, чтобы добиться от страховщика причитающейся выплаты, просто необходимо.

Обратите внимание! Относительно применения европротокола законодателем установлены определенные ограничения, его оформление допускается только в предусмотренных законом случаях.

Ознакомиться с условиями оформления документа? требованиями к его форме, вы сможете в представленном материале. Помимо этого, статья содержит алгоритм действий, которые следует выполнить после столкновения и его соответствующей фиксации. Помните, если составлен с нарушениями или не содержит необходимый объем информации, вполне может отказаться от возмещения убытков. Тогда без судебного обжалования действий страховщика не обойтись, а это потребует не только финансовых вложений (оплата госпошлины, ), но и эмоционального напряжения.

Оформление протокола без вызова сотрудников ГИБДД

Переломным моментом в дорожно-транспортных отношениях стало начало июля 2015 года. Именно с этого момента участники движения получили уникальную возможность фиксировать обстоятельства аварии для дальнейшего предоставления данной информации в страховую компанию, не вызывая при этом сотрудников ГИБДД. Нововведение позволило экономить время (дожидаться прибытия стражей закона больше не требуется), договариваться о покрытии убытков, если их размер превышает страховую сумму, самостоятельно, без привлечения третьих лиц.

Преимущества европротокола

  1. отсутствие необходимости в вызове соответствующих служб;
  2. наличие возможности сэкономить время, не создавать преград, препятствующих проезду других авто.

Однако не все так просто, как может показаться с первого взгляда. Составление европротокола разрешено при определенных условиях, ознакомиться с перечнем которых вы можете далее.

Когда необходимо составлять протокол по европейскому образцу

  • в результате столкновения пострадало не более двух транспортных средств. Если дело касается ДТП с пострадавшими, решить вопрос без вызова госорганов не удастся;
  • последствия аварии не связаны с причинением вреда жизни, здоровью людей, причем как участвовавших в наезде, так и посторонних пешеходов;
  • восстановительный ремонт требуется только тем машинам, владельцы (водители) которых являются участниками происшествия;
  • транспортные средства сторон застрахованы, о чем свидетельствует наличие у них действительного ;
  • между сторонами нет дополнительных споров, касающихся компенсации ущерба. Если же величина нанесенного вреда значительно превышает сумму страховки, лучше вызвать сотрудников ГИБДД, истребовать разницу по европротоколу будет довольно проблематично;
  • обе стороны согласны с вариантом составления протокола без вызова представителей госорганов. При этом каждый участник ДТП должен осознавать, что по еврпротоколу пострадавшая в результате столкновения сторона получит страховую выплату, не превышающую 50 000 рублей;
  • вопрос, кто является виновником аварии, а кто пострадавшим, решен мирным путем. При наличии спорной ситуации лучше вызвать ГИБДД, чтобы потом отстаивать свои права в суде.

Образец Европротокола

Пункты 1 – 8, а так же средняя графа документа заполняются совместными усилиями. Пункты 9 – 15 заполняются собственниками транспортных средств самостоятельно. В двух местах на лицевой стороне (пункты 18 и 15) ставятся подписи водителей.

Как заполнить европротокол при ДТП правильно

Лицевая сторона протокола

В соответствии с законодательными требованиями лицевая сторона должна содержать следующие сведения:

  1. данные относительно наименования дороги, где произошло столкновение, а также локализации места аварии;
  2. точная дата, время происшествия;
  3. сколько транспортных средств пострадало в аварии. Их может быть не более двух, в противном случае потребуется вызвать сотрудников ГИБДД;
  4. есть ли пострадавшие от ДТП. При наличии последних также потребуется привлечение госорганов;
  5. подтверждение факта отсутствия представителей дорожно-патрульных служб при фиксации событий. Для этого необходимо в соответствующей графе прописать слово «нет»;
  6. контактные данные и адреса свидетелей. Возможно, их показания вам понадобятся в будущем, поэтому получить такую информацию не помешает;
  7. марка и модель транспортных средств, пострадавших от столкновения. Помимо этого, следует указать другие реквизиты, содержащие в техпаспорте авто;
  8. полное имя каждого участника аварии (их может быть не более 2), контактные данные, данные о фактическом месте проживания и о месте регистрации;
  9. сведения о владельцах ТС. В некоторых случаях водитель авто не является одновременно и его собственником, поэтому данная информация достаточно актуальна;
  10. наименование страховщика, реквизиты страхового полиса;
  11. сведения о месте первого удара при столкновении. При этом вам предоставляется возможность выбрать, каким транспортным средством вы управляли в это время;
  12. перечисление явных повреждений, возникших в результате аварии. Данному пункту протокола следует уделить максимум внимания, поскольку выпустив некоторые факты, касающиеся порчи автодеталей, добиться их восстановления в будущем будет очень сложно;
  13. дополнительные сведения, подтверждающие изложенный в протоколе материал (показания свидетелей, запись видеорегистратора);
  14. обстоятельства происшествия, его предполагаемая причина, перечень основных маневров, совершенных участниками ДТП во время аварии;
  15. подписи участников автокатастрофы. Отсутствие подписей сторон/ одной стороны, как и неправильно составленное извещение, является основанием для признания всего документа недействительным.

Особое внимание следует уделить составлению схематического рисунка. В нем должно быть отображено следующее:

  • края дорог с наименованием улиц;
  • в каком направлении двигались ТС;
  • расположение авто после аварии;
  • транспортные знаки и другие опознавательные метки, имеющие отношение к делу.

Оборотная сторона

Какие данные нужно зафиксировать на оборотной стороне:

  • обстоятельства происшествия, его причина;
  • кто был за рулем ТС, законный владелец или другое лицо. К примеру, участником столкновения вполне может быть водитель служебного транспорта, который, по сути, не производит компенсации причиненного ущерба;
  • наличие или отсутствие повреждений имущественного характера;
  • пребывает ли поврежденный автомобиль на ходу после происшествия или же для его транспортировки необходимо привлечение специальной техники;
  • примечания, имеющие отношение к делу.

Обратите внимание! Заполнять европротокол следует разборчиво, не допуская грубых ошибок.

Когда европротокол не составляется

Заполнение бланка протокола европейского образца не требуется/не допускается:

  1. не требуется, если участником ДТП выступает только одно ТС, совершившее наезд на какое-либо препятствие. При этом ни один человек в сложившейся ситуации не пострадал, ни материально, ни физически, ни морально;
  2. не допускается, если в аварии пострадали люди. В такой ситуации привлечение стражей закона обязательно.

Действия участников аварии после фиксации происшествия

После фиксации вышеперечисленных данных следует выполнить некоторые действия.

Важно! По возможности сфотографируйте место происшествия, состояние ТС после аварии. Хотя это не является обязательным требованием страховой компании, отсутствие которого препятствует получению компенсации, наличие таких материалов увеличит шансы на покрытие ущерба страховщиком. Случаи, когда последний отказывается от по причине невыполнения условий договора, также имеют место.

Как правильно провести фото или видеосъемку

  • сделайте фото мест повреждения. Из фотографий должно быть видно, что это именно то ТС, которое пострадало от ДТП, а не другое. Изображение должно быть четким и не расплывчатым;
  • зафиксируйте особенности дорожной разметки, имеющиеся рядом знаки и прочие обстоятельства, имеющие отношение к делу (погодные условия, состояние дороги);
  • сфотографируйте элементы деталей авто, отлетевшие во время аварии, а также тормозной путь машины.

Срок подачи документов страховщику для получения компенсации

Чтобы добиться покрытия расходов на восстановительный ремонт, нужно обратиться с заполненным бланком европротокола в компанию страховщика. Сделать это следует не позднее, чем через пять дней с момента столкновения.

Обратите внимание! Проводить ремонт авто не рекомендуется в течение 15 дней с момента аварии, если представитель страховой компании еще не осмотрел его. В противном случае страховщик может отказать в выплате компенсации, что будет вполне законно.

Вместе с протоколом в страховую компанию следует подать:

  • соответствующее заявление с просьбой компенсировать убытки;
  • материалы фото/видеосъемки;
  • заявление, свидетельствующее о том, что представленные медиаданные не были подвержены корректировке.

Нововведение имеет ряд преимуществ, позволяющих не только сэкономить время и усилия, но и не создавать препятствий другим участникам движения. Однако не следует забывать, что его применение допустимо только в случаях несущественных повреждений ТС, а также при условии отсутствия человеческих жертв.

Приложение к статье

Видео поможет правильно оформить европротокол при ДТП

Упрощенное оформление дорожно-транспортного происшествия в России стало применяться с 2009 года, эта практика пришла из европейских стран. Заполнять европротокол участники ДТП могут без приглашения сотрудника полиции. С 2014 года в законодательство внесены некоторые изменения, которые определяют размер выплат.

Оформление небольших происшествий на дороге без участия представителей дорожной полиции облегчает положение автолюбителей . Мелкие аварии не заставляют автомобилистов терять время на вызов представителей закона. Упрощенное урегулирование ситуации напрямую ускоряет выплату возмещения за полученный ущерб.

Потерпевший обращается к собственному страховщику, вместо того, чтобы добиваться возмещения от такой же компании виновника аварии. Закон предусматривает, что по обоюдному согласию участники происшествия самостоятельно оформляют бланк европротокола, рассматриваемого как документальное подтверждение страхового случая, передают в бумажном или электронном виде в страховую компанию и получают возмещение.

Оформление ДТП по европротоколу

Документ представляет собой бланк , заполнять который участник должен по правилам для получения компенсации. Оформление происшествия в таком виде допускается в случае, если:

  • у обоих участников оформлен полис страхования ОСАГО;
  • в аварии оказались задействованы два транспортных средства;
  • нет раненых и пострадавших;
  • виновник аварии берет на себя ответственность за ДТП;
  • размер ущерба не более 50 тыс. рублей.

Заполнять европротокол нельзя в следующих обстоятельствах:

  • если один из участников аварии находится под действием алкоголя или наркотиков;
  • в результате ДТП повреждены соседние транспортные средства или придорожные сооружения;
  • есть пострадавшие люди, в том числе пешеходы;
  • оформление протокола невозможно для страховых компаний КАСКО, так как возмещение ущерба сопряжено с рядом трудностей;
  • если второй участник аварии регистрирует автомобиль в другом государстве, то без имеющейся Грин – карты документ не составляется.

Суммы выплат

Максимальная сумма возмещения после ДТП имеет некоторые ограничения:

Важным обстоятельством для получения компенсации является регистрация последствий ДТП и места аварии с помощью специальной видео- и фототехники . Других нормативных документов для разрешения ситуации пока не предусмотрено. Правомерным считается применение устройства категории ГЛОНАСС, которым в обязательном порядке оснащаются транспортные средства на российской территории с 2016 года.

Действия участников ДТП перед заполнением европротокола

Если авария случилась без отягощающих последствий и сумма выплат не превышает размер нормативной компенсации, то участники перед оформлением европротокола совершают ряд обязательных мероприятий:

  • место ДТП ограждается с двух сторон знаками габаритной остановки, на машинах включается аварийная подсветка;
  • последствия происшествия снимается при помощи съемочной техники;
  • съемка ведется с нескольких ракурсов, при этом выбирается и обозначается точка привязки;
  • фиксируются показания свидетелей ДТП;
  • после определения и снятия пути торможения, фотографирования образовавшихся осколков и других отлетевших предметов машины убирают с проезжей части;
  • по возможности устанавливаются координаты аварии по ГЛОНАСС или GPS, такая функция предоставляется большинством автомобильных регистраторов и на некоторых смартфонах.
  • заполняется европротокол.

Схема с места аварии и фотоматериалы

Рисунок составляется участниками аварии на центральной колонке бланка . Европротокол предусматривает такую схему, чтобы потом у страховщиков возникало меньше вопросов.

Составляется схематическое расположение транспорта, указывается разметка на дороге, фиксируются присутствующие дорожные знаки на месте аварии, направление движения, соседние улицы, номера строений, положение окружающих сооружений, линии обочин, светофоры.

Фотографическая съемка делается в течение часа после возникновения аварии, в кадр обязательно должны попасть знаки машин участников ДТП, VIN-номера. На пленке запечатлеют повреждения, применяя съемку с нескольких позиций для определения степени убытка и потребности в замене запчастей.

Снимают расположение машин по отношению друг к другу, выбирая привязку к одному или нескольким ориентирам. Если есть свидетели аварии , то снимают на фото номера их транспорта для подтверждения показаний в случае необходимости. Если у соседних водителей есть на видеозапись аварии, следует воспользоваться и сохранить ее для дальнейших действий.

Как заполнять европротокол?

Заполняются две колонки двустороннего бланка. Европротокол составляется при участии двух водителей. На первой стороне вносят общую информацию об участниках аварии, месте ДТП, причине происшествия, степени повреждений и другие сведения, относящиеся к случившемуся. После этого, документ расщепляют и приступают к заполнению обратной стороны.

Не разрешается пропускать строки и оставлять их незаполненными, если нет данных для внесения в какую-то из них, то ставят прочерк или знак Z . Недостаточность места в графе записи компенсируется приложением, в котором расписываются оба участника, об этом делается отметка в основном бланке. Европротокол, как образец заполнения, должен быть изучен каждым водителем, выезжающим на трассу. Обычный бланк выдается страховой компанией в процессе страхования.

Если у одного из фигурантов ДТП нет бланка европротокола, то он может воспользоваться документом второго участника и заполнять его, так как форма извещения стандартная на территории России, и применяется всеми страховыми компаниями. При заполнении бланка нельзя делать исправлений, так как это может стать причиной невыплат возмещения страховщиками.

Сведения, вписываемые на лицевой стороне

Территориальное название дороги или трассы, если таковое можно определить, название ближайшего от места аварии известного всем строения или крупного общественного здания заносится в европротокол. Образец заполнения предусматривает указание даты и времени происшествия , причем применяются двузначные значения. Например, если нужно употребить цифры от 1 до 9, то пред ними ставится 0. Указывается число транспортных средств, допустимо количество 1 или 2, если машин больше, то участники аварии приглашают представителя полиции.

Вносятся сведения об отсутствии пострадавших, о том, что нет повреждений третьих транспортных средств и не проводилось обследование водителей на алкогольное опьянение и наркотики. Указывается Ф. И. О., адреса, номера для связи и другая полная информация двух фигурантов аварии. В месте для указания данных сотрудника дорожной полиции ставится прочерк.

Указывается модель машины и марка по выбору латинскими буквами или символами кириллицы, вписывается VIN-номер , государственный номерной знак, проставляется серия и номер свидетельства о регистрации. Обязательно указывается Ф. И. О. лица, пребывавшего за рулем и данные владельца авто. Пишется наименование страховой организации, оформившей полис, данные ОСАГО.

В специально выделенном для этого центральном месте протокола составляется схема с места происшествия, описывается разновидность транспортного средства, которая повреждена (легковое или грузовое авто, мотоцикл, другое). Стрелкой указывается первичное место удара. Перечисляются все поломки деталей, заметные невооруженным глазом. Некоторые, на первый взгляд, незначительные повреждения могут иметь в будущем осложнения при ремонте, поэтому осмотр машины занимает значительное время. Этот пункт является важным и заполнение европротокола следует начинать именно с него, так как разногласия по вопросу повреждений делают составление документа бессмысленным.

Перечисляются все дополнительные обстоятельства, указывается наличие видео регистратора или показания свидетелей и видео аварии с третьего автомобиля, вписываются данные свидетелей. Раскрывается информация о маневре транспорта в момент ДТП, прежде, чем указать конкретные данные, следует ознакомиться со всеми пунктами. После заполнения пунктов на лицевой стороне участники составления документа ставят свои подписи.

Частые ошибки при заполнении

В пункте 14 вписываются только внешние повреждения, определяемые при визуальном осмотре, внутренние поломки выявляются при помощи экспертизы. В 15 пункте следует вносить все дополнительные обстоятельства аварии, описывается характер аварии. При заполнении 16 пункта нужно различать две разных по значению ситуации – остановка и стоянка .

В 17 пункте при нанесении схемы с места аварии обязательно указывают объекты, служащие привязкой к местности, иначе страховая компания вправе оспорить полученную информацию и не производить выплату возмещения. Восемнадцатая графа должна содержать подписи обоих участников, равно, как и 15 пункт.

Страховая организация не примет к исполнению документ, если в пунктах не будет на месте пропуска стоять прочерк или знак Z, а также допущены исправления и перечеркивания, бланк имеет повреждения, разрывы. Информация на бланке прописывается шариковой ручкой, если у водителя неразборчивый почерк, лучше воспользоваться печатным шрифтом . На момент оформления протокола у обоих участников должен быть действующий страховой полис. Просроченный даже на один день, документ не дает права на возмещение.

Заполнение оборотной стороны бланка

Эта часть документа заполняется каждым водителем отдельно, а в конце ставится дата и подпись обоих фигурантов, и их фамилии с инициалами. Если для описания обстоятельств не хватает места в рамках формата протокола, то используется дополнительное приложение, а в нижнем углу с правой стороны ставится квадратный значок. В зависимости от того, в какой графе писал сведения каждый участник аварии, указываются литеры «А» или «В». Написание в левой стороне обозначается буквой «А», правая соответствует букве «В».

Некоторые проблемы при оформлении

Если участник допустил аварию в другой стране и у него есть Грин – карта, возможно составление европротокола без участия дорожного патруля. При этом происшествие оформляется на образце бланка, выданного российскими страховщиками.

При любых разногласиях между фигурантами ДТП заполнение европротокола откладывается и на место происшествия вызываются представители закона. Отсутствие признания вины одним из участников аварии считается поводом для страховой компании отказать в дальнейшем ходе документа. Чтобы этого не случилось, к европротоколу прикладывается видео и фотодокументы с места ДТП с участием транспортного средства.

При движении авто с места аварии или в течение ближайшего времени его может остановить сотрудник патрульной службы, в этом случае водитель показывает образец извещения, заверенный страховщиком.

Порядок действий участников аварии после оформления европротокола

После завершения процедуры оформления на руках у каждого водителя остается его часть бланка. Потерпевшая сторона в течение пяти дней передает данные страховой организации. При посещении офиса водитель должен:

В аварию попадают многие водители, главное, в этой неприятной ситуации соблюсти все нормы закона и документально правильно оформить образец европротокола. От этого зависит скорость дальнейшего решения вопроса.

В нынешнем 2019 году составление при ДТП является распространенным решением среди водителей. Но остается боязнь водителей столкнуться с неприятными последствиями из-за незнания нюансов процедуры. Что главное необходимо знать о требованиях к форме европротокола, в каких случаях его могут поставить под сомнение и какие обязанности лежат на участниках происшествия.

Зачем и когда составляется

Решение вопроса о возмещении стоимости ремонта автомобиля без вызова сотрудников ГИБДД на место аварии вызвано:

  • экономией временем (вся процедура по оформлению отнимает не больше часа, что даже меньше ожидания приезда ДПС, не говоря уж о составлении ими документов);
  • предотвращением образования пробок на проезжей части, а также избежания штрафа за создание препятствия автомобильному потоку. Напомним, что в ПДД предусмотрена обязанность водителей при незначительных повреждениях освобождать проезжую часть;
  • удобством автолюбителей. При достижении согласия не нужно верить на слово, обмениваться расписками и т.д. Все обстоятельства будут указаны в официальном документе, отказаться от которого не получится;
  • уплачивать штраф за нарушение ПДД в связи с аварией. Ведь сотрудники ДПС не только фиксируют обстановку ДТП, но привлекают к адм. ответственности виновного водителя. Кстати, поэтому в составлении протокола должен быть заинтересован не только потерпевший, но и виновник;
  • европротокол пригоден также и для случаев выплат по КАСКО.

Одним из условий, при которых европротокол может быть составлен это размер суммы возмещения после ДТП. Она не должна превышать определенной величины, с июня 2018 года и по октябрь 2019 сумма составляет 100 000 руб. Таким образом, упрощенный порядок касается только незначительных аварийных повреждений.

Кроме того, важно соблюдение других требований, предусмотренных законодателем :

  1. участников происшествия должно быть двое, и у каждого них – действующий полис ОСАГО. Если один из водителей с прицепом, то это считается, что это одно ТС;
  2. нет разногласий не только по сумме ущерба, но и по всем обстоятельствам, а главное – по установлению виновности одного из водителей. Однако, если разногласия всё же имеются, то при фиксации места ДТП на технические средства ЭРА-ГЛОНАСС или с помощью программы АИС РСА (технические средства контроля, фиксирующее некорректируемым образом обстановку ДТП: координаты места, время, имеющиеся повреждения и пр.) можно обойтись без присутствия представителей ГИБДД. Фотографии и прочие данные загружаются хотя бы одним водителем в базу данных союза автостраховщиков и небольшие разногласия водителей не будут препятствием для составления европротокола по упрощенной процедуре;
  3. произошедшее подробно описано и подтверждено обоими;
  4. нет жертв (повреждения причинены только одному или обоим автомобилям, но не людям);
  5. не пострадало иное имущество (дорожные знаки, покрытия, ограждения, крупные зеленые насаждения, близстоящие здания и пр.);
  6. ДТП произошло на территории РФ. В других странах, даже входящих в Евразийский экономический союз правила другие.

Если ситуация подпадает под указанные признаки, можно воспользоваться правом на упрощенное урегулирование конфликта на дороге. В противном случае, когда обстоятельства аварии не соответствовали перечисленным моментам, страховая компания откажет в выплате.

Пример . Петров В.В. и Иванов А.А. на своих автомобилях совершили столкновение. В результате причинен ущерб машине Иванова А.А. (Петров В.В. по их обоюдному согласию был признан виновником). Поскольку по всем основным вопросам разногласий не было, сумма предполагаемого ущерба была меньше максимального размера (100 000 рублей), мужчины составили европротокол. Впоследствии выяснилось, что столкновением двух машин указанных граждан был причинен ущерб еще и постороннему человеку, вернее, его автомобилю. Так, при неудавшемся маневре машина Петрова В.В. слегка задела грузовое транспортное средство, припаркованное неподалеку. Поскольку в аварии участвовало более двух фигурантов, страховая отказала в выплате. Обжалование такого решения не принесло положительного результата. Здесь во внимание не примут даже добросовестное заблуждение водителей, которые объективно не заметили повреждение третьего автомобиля.

На практике существуют множество нюансов, которые затрудняют использование сокращенного способа решения вопросов по возмещению убытков, поскольку:

  • не у всех водителей (особенно у пенсионеров) имеется при себе смартфоны с видеокамерами, которыми можно правильно зафиксировать положение при аварии;
  • многие водители видят протокол первый раз именно тогда, когда уже случилось ДТП - в стрессовой ситуации, поэтому грамотно оформить документ, внимательно и спокойно прочитать бланк у них нет. В лучшем случае будут вызваны сотрудники ГИБДД («лучше уж я дождусь, но будет зафиксировано все правильно»), в худшем – бланк будет заполнен с нарушениями. Что поставит под сомнение реальную выплату потерпевшему;
  • неопытные водители вообще не знают о таком способе урегулирования ситуации на дороге. В автошколах еще только начинают доводить до сведения учащихся основные правила «упрощенки».

Если есть какие-либо особенности психологического или иного характера, препятствующие использованию упрощенного порядка, лучше вызвать ДПС.

Перед составлением

ПДД предусматривают четкую последовательность действий при любой аварии, вне зависимости от вызова инспектора на место:

  1. прекратить движение;
  2. установить знак аварийной остановки;
  3. зафиксировать положение предметов на проезжей части. Нужно уделить внимание не только повреждениям машин, но и зданиям, дорожным знакам или другим ориентирам, которые находятся поблизости. Проекцию (контуры на асфальте) автомобилей следует обвести мелом и дополнительно сфотографировать после того, как автомобили будут удалены с места ДТП.

Последняя обязанность автомобилистов очень важная именно при составлении европротокола. Ведь представители ГИБДД в фиксации не участвуют и, соответственно, не могут подсказать, на что обратить внимание. Поэтому фотографировать (можно также дополнительно сделать видеосъемку) необходимо с нескольких ракурсов, приближенно и отделено, словом – максимально подробно. В объектив должно попасть:

  • общая обстановка аварии;
  • взаиморасположение автомобилей;
  • поврежденные части машин;
  • части автомашин (осколки, механизмы, декоративные элементы, пятна технических жидкостей) на дороге;
  • следы торможения;
  • государственные знаки автомобилей;
  • при возможности лица участников ДТП.

Лучше вызвать полицию, если вы считаете, что другой водитель сомневается, не уверен в принятом решении, или обстановка аварии слишком сложная, или же вы задумываетесь о том, что ремонт обойдется в кругленькую сумму, превышающую 100 000 рублей.

При полной уверенности, что все условия для возможности обойтись без ДПС соблюдены, можно приступать к непосредственному заполнению бланка. Он выдается каждому водителю при оформлении ОСАГО. Пользоваться нужно типографскими бланками. Если при получении полиса не выдавали бланк нужно заблаговременно обратиться в страховую для получения. На худой конец, распечатать с официального сайта ГИБДД, страховой компании. Использовать самофабрикованные не следует, так как это может стать одной из причин в отказе выплаты возмещения.

Как правильно заполнить бланк

Правила составления европротокола при ДТП предусмотрены законодательством об ОСАГО. Чтобы не возникало вопросов у страховщика, необходимо:

  1. правильно указать место совершения дорожно-транспортного происшествия. Рекомендуем указать: номер дороги (если таковой имеется), улицу, номер ближайшего дома или какое-либо общественное здание. Если имеется соответствующая техника (например, возможность использовать ГЛОНАС), то наилучшим выходом будет указать координаты местности. Кстати, в Московской и Ленинградской области лимит по европротоколу может составлять более 100 000 р. (до 400 тыс.) в случае использования спутниковых навигационных систем. Такой подход объясняется высокой точностью определения местности и невозможностью внести графические изменения мошенниками (чего нельзя сказать об обычной фотосъемке – в любое фото с помощью специальных приложений можно внести практически любые изменения);
  2. проставить дату и время, когда произошла авария, используя двузначные числовые значения;
  3. указать количество поврежденных автомобилей: обычно два, но иногда вред причинен только одной машине;
  4. сделать отметку о том, что другим ТС, а также людям вред не причинен;
  5. составить список всех свидетелей-очевидцев ДТП, с указанием их ФИО, контактных телефонов и адресов проживания (конечно, с согласия);
  6. не забыть написать сведения о своем автомобиле (вторая сторона пишет сведения о своем транспорте), с обязательным уточнением марки, модели, номера и других индивидуальных данных;
  7. указать собственные ФИО (полностью), а также данные иного человека, который, возможно, находился за рулем в момент происшествия;
  8. описать все обстоятельства, предшествующие ДТП: маневры обоих участников, расположение на дороге и т.д., составить схему. Схематичное изображение случившегося чрезвычайно важно – именно это доказательство станет предметом пристального внимания при изучении страхового случая. Сотрудники компании-страховщика обязательно сопоставят схему с другими доказательствами (показаниями свидетелей, фотографическими данными) и, в случае несоответствия, может быть отказ в удовлетворении требований;
  9. отметить часть машины, куда пришелся первый удар при столкновении, с указанием конкретных видимых повреждений;
  10. в дополнении можно перечислить, какие подтверждающие доказательства могут быть изучены: данные видеорегистратора, фотоматериалы и т.д. Все это может быть проанализировано страховой компании в случае каких-либо сомнений в правильности составления протокола;
  11. соблюдать следующее:
    • все графы должны быть заполнены. В том случае, если информации по какому-то пункту предоставить невозможно, то ставится прочерк;
    • использовать нужно простую шариковую ручку с синей пастой;
    • не допускать ошибок, помарок, исправлений, зачеркиваний;
    • если почерк непонятный, лучше писать печатными буквами;
    • в составлении участвуют оба водителя, после чего, разъединив документ, каждый из них забирает свое извещение.

Если в бланке заполнения не хватило места, можно дополнить документ обычным листом, на котором должны быть проставлены подписи обоих участников дорожно-транспортного происшествия.

При ДТП водители обязаны убрать транспортные средства с проезжей части, если в аварии были повреждены только автомобили и при этом создаются помехи для движения других участников движения. Предварительно необходимо зафиксировать расположение автомобилей с помощью фото- или видеозаписи.

Если виновность кого-либо из участников ДТП вызывает сомнения или участники происшествия не согласны с его обстоятельствами, необходимо позвонить в полицию (телефон 02, 112 или 911) и следовать указаниям сотрудника полиции. Дальше участники аварии (по указанию инспектора полиции) следуют для оформления ДТП либо на ближайший пост ДПС, либо в ближайшую дежурную часть ГИБДД, где и производится оформление аварии.

Если спора о виновности нет, а характер и перечень повреждений транспортных средств не вызывает разногласий, участники самостоятельно (не обращаясь в полицию) фиксируют происшествие и следуют на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД для дальнейшего оформления аварии и получения необходимых документов.

В этом случае нужно обязательно зафиксировать расположение транспортных средств, следов столкновения и привязку к стационарным объектам (дома, магазины и пр.).

Можно обойтись и вовсе без оформления ДТП, если повреждены транспортные средства или иное имущество только участников происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов. Например, каждый автомобиль застрахован по каско, повреждения минимальны, а для получения страхового возмещения (по правилам страхования) не нужны справки (уточните этот пункт в вашей страховой компании). Либо повреждения минимальны (царапины или потертости) и участники ДТП не собираются обращаться за компенсацией и не имеют друг к другу претензий. В этом случае необходимо согласие водителей. Достаточно оформить такое согласие в виде расписки, где указать, что никаких претензий у участников друг к другу нет и отсутствует необходимость в оформлении ДТП.

Если повреждения невелики (подробнее о том, как оценить степень повреждений, читайте в нашей статье), можно оформить происшествие без участия сотрудников полиции по европротоколу.

Для этого необходимо заполнить бланк извещения о ДТП, который прилагается к полису ОСАГО (как правило, вручается страхователю при заключении договора ОСАГО).

Обязательные условия для оформления ДТП по европротоколу

Ограничение суммы по повреждениям:

  • 25 тыс. руб. - если хотя бы один из договоров ОСАГО участников ДТП заключен до 02.08.2014;
  • 50 тыс. руб. - если договоры обоих участников заключены после 02.08.2014;
  • 400 тыс. руб. - с 01.10.2014 года для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, если ДТП было зафиксировано с помощью видеорегистратора. Видеорегистраторы должны быть оборудованы системами, фиксирующими факт ДТП и его место с применением глобальных навигационных спутниковых систем (ГЛОНАСС или иных систем до 1 января 2017 года, после этой даты - ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными системами).
ВАЖНО: Если впоследствии выяснится, что сумма ущерба больше названных лимитов, пострадавший вправе предъявить требование о компенсации недостающей суммы непосредственно с виновника.
Оформив ДТП по европротоколу, можно обратиться в страховую компанию и по полису каско. В этом случае ограничение по сумме выплаты будет такое же, как в ОСАГО.

Иные обязательные условия для оформления европротокола включают в себя:

  • не был причинен вред здоровью участников ДТП (включая пассажиров и пешеходов);
  • в ДТП участвовало два транспортных средства (важно: если один из автомобилей с прицепом, оформлять по еропротоколу нельзя!);
  • оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО (проверьте, чтобы второй участник ДТП был вписан в полис), для иностранных автомобилей необходимо наличие «Зеленой карты» (когда ответственность владельца застрахована в соответствии с международной системой страхования ответственности);
  • все обстоятельства аварии, ее характер, перечень повреждений, степень вины и так далее не вызывают разногласий у двух участников аварии (если есть хоть малейшие споры, то придется оформлять ДТП либо на посту ДПС, либо с участием сотрудников ГИБДД на месте. Отсутствие разногласий подтверждается подписями двух водителей - участников ДТП в извещении о ДТП.

Особенности оформления ДТП по европротоколу

Фото- и видеофиксация

Фото- или видеосъемка должна быть выполнена не позже 60 минут после дорожно-транспортного происшествия.

Что должно быть зафиксировано:

  1. Государственные регистрационные знаки транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия или идентификационные номера (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);
  2. Повреждения транспортного средства;
  3. Расположение транспортных средств участников дорожно-транспортного происшествия с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам (дома, магазины и пр., чтобы было видно название улицы и номер дома).

Заполнение бланка европротокола (извещения о ДТП)

Оба водителя заполняют одно извещение о ДТП. Бланк извещения самокопируемый. Один водитель заполняет колонку «А», другой ― колонку «В». После заполнения лицевой стороны извещения, бланк разъединяется - по одному экземпляру для каждого водителя. На обороте водители заполняют каждый свой бланк.

Лицевая сторона извещения о ДТП

На лицевой стороне извещения должна содержаться информация о месте, дате, времени ДТП, сведения об участниках аварии, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и т.п. (заполняются все графы и поля, имеющиеся на лицевой стороне бланка Извещения о ДТП).

В п. 14 указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей автомобиля. Указываем кратко все повреждения (например, вмятина на левом переднем крыле). Скрытые повреждения будут выявлены и описаны при осмотре автомобиля экспертами после обращения в страховую компанию.

В п. 15 «Замечания» можно указать дополнительные сведения, если что-то не указали в п. 16 «Обстоятельства ДТП».

В п. 16 отмечаются обстоятельства ДТП (в крупных клетках, расположенных внизу, заполняется число отмеченных клеток). Заполняйте внимательно. Если автомобиль во время столкновения стоял, отмечайте соответствующий квадратик (клетку).

В п. 17 составляется схема ДТП. Схематично фиксируются транспортные средства после ДТП и обозначается направление движение каждого до момента столкновения.

Извещение подписывается каждым водителем в п. 15 и 18.

Оборотная сторона извещения о ДТП

Оборотную сторону извещения каждый водитель заполняет самостоятельно.

Пустые графы можно отметить прочерком. После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.

После оформления ДТП и заполнения бланка Европротокола, желательно сделать копию своего экземпляра. В дороге вас может остановить инспектор ДПС и поинтересоваться причиной разбитого автомобиля. В этом случае будет достаточно показать копию извещения о ДТП.

Действия водителей после оформления ДТП по европротоколу

Потерпевший

В течение пяти рабочих дней потерпевший обращается в свою страховую компанию и передает страховщику:

1) бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии;

2) заявление о прямом возмещении убытков (заполняется в произвольной форме, или (чаще всего) образец предоставляется страховой компанией, где нужно заполнить необходимые графы);

3) электронный носитель с информацией (карта памяти с фото- или видеозаписью с места ДТП). При этом указывается, что вы не вносили изменений в фото и (или) видеозапись, то есть информация является некорректированной.

Виновник

Направляет бланк извещения о ДТП в свою страховую компанию. В течение пятнадцати дней с момента аварии не имеет права ремонтировать свой автомобиль. Если нужно приступить к ремонту, нужно предоставить машину к осмотру в страховую компанию потерпевшего или получить разрешение на начало ремонта.

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...